Ювелиры древней руси. Ювелирное искусство Древней Руси - наследие поколений
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эволюция русского ювелирного искусства. Ювелиры древней руси


Ювелирное искусство Древней Руси.

Ювелирное искусство Древней Руси.

Височные кольца или Усерязь - очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено их не меньше, чем лунниц. Височные кольца - это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.

Ювелирное искусство Древней Руси.

Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин. К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением. В древности женщина - это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Второе - это обрядовый и религиозный смысл.

В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук - браслеты, на шее - ожерелья, на лбу - специальная повязка, а виски, как обнажённое место - защищались именно такими кольцами. К сожалению, термин, каким именовали эти украшения-обереги в древние времена, не дошёл до наших дней, и их название является лишь предположением учёных. Из некоторых источников (Словарь Даля, церковные списки) мы можем узнать, что височные кольца называли "Усерязь" - ушная украса, серёжка, заушница.

Как уже говорилось, при раскопках найдено большое видовое разнообразие височных колец. Однако самое широкое распространение получили проволочные кольца (вероятнее всего из-за своей дешевизны и простоты изготовления). Проволочные кольца были небольшого диаметра с завёрнутыми в петельки кончиками. Также большое распространение получили головные кольца, на которых крепились подвески в виде виноградной лозы; двух- и трёхбусинные кольца; семилучевые, браслетообразные. Все кольца делятся на несколько видов: проволочные, бусинные, щитковые, лучевые, лопастные. По виду височных колец в древности можно было очень легко отличить представителей разных племён, а также положение девушки/женщины в обществе.

Проволочные:

Проволочные височные кольца

Семилучевые кольца. Семилучевые, как и другие, делятся на несколько подвидов: Височные кольца с гладким щитком или классические, Височные кольца с дужкой на щитке и с пятью зубчиками по верхнему краю щитка, Височные кольца с лучами в виде трилистника и с орнаментированным щитком или Деснинский вид. Лучевые и лопастные украшения являлись литыми.

Семилучевые кольца

Пятилучевые кольца:

Пятилучевые кольца

Браслетообразные кольца. Это проволочные кольца, которые имели серповидный вид и завязанные кончики.

Браслетообразные кольца

Щитковые и Ромбощитковые. Такие кольца чаще всего находят на территориях расселения Ильменских Словен. Бронзовые кольца, где имеются утолщения в виде ромбов от 2 до 5 штук. Делались из проволоки, которая расковывалась в пластины. С течением времени узоры на щитках менялись и именно это помогло археологам и учёным-историкам определить - как расселялись племена. Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.

Занимаетесь вязанием или пошивом одежды? У вас есть собственная мастерская или магазин товаров для рукоделия? Обратите своё внимание, что купить пряжу оптом можно в интернет-магазине "Вултекс". Большой выбор пряжи и спиц с доставкой.

Щитковые кольца

Лопастные:

Лопастные кольца

Бусинные. Различаются на однобусинные, трёхбусинные и многобусинные.

Бусинные кольца

Кудреватые и лунницеобразные (лунничные) височные кольца. Лунницобразные вобрали в себя как элементы кудреватых колец, так и женских украшений, которые именовались Лунницами.

Кудреватые и лунницеобразные височные кольца

женские украшения славян Усерязь

Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как славяне придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считались типично славянскими украшениями.

В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику - девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову. В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек.

Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины. Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки. Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.

В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо - самое маленькое, чуть ниже - следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец.

historicaldis.ru

Эволюция русского ювелирного искусства

Ювелирное искусство на Руси появилось в глубокой древности. В археологических раскопках было найдено большое количество украшений времен скифов, созданных до конца пятнадцатого века. Это свидетельствует о том, что древние предки владели высоким мастерством в этом деле.

Среди найденных предметов имеются височные кольца, ожерелья с перегородчатой эмалью (период Киевской Руси), застежки-фибулы, шумящие подвески в форме птиц, коней, а также, различные браслеты.

Височные кольца

Височные кольца

В то время ювелирные изделия носили двойственный характер. Они служили, одновременно, и украшением, и отличительным символом, по которому можно было определить социальный, племенной или родовой статус человека. Они являлись визитной карточкой своего владельца.

Также, люди всегда старались уберечь себя от всяких неприятностей и злых духов, благодаря амулетам. На изделиях изображали или вырезали магические знаки. Вначале, для таких атрибутов использовали бронзу и медь, а уже позже стали создавать магические талисманы из золота и серебра.

Из этих благородных металлов изготавливали: диадемы, колье, цепи, перстни, кольца, браслеты, а также серьги, височные украшения, пряжки и заколки. Все эти предметы являются украшениями. На Руси самыми распространенными среди них были перстни и кольца.

Изначально они выглядели очень просто. Делали их из меди и железа, а начиная с восьмого столетия, их стали изготавливать из серебра и золота, в сочетании с эмалью и драгоценными минералами. Самыми популярными среди камней были рубины, сердолики, изумруды, кораллы, перламутр и жемчуг.

Среди различных типов серег на Руси встречались одинцы, двойчатки и тройчатки. Они отличались стержнями с нанизанными на них бусинами-камешками. Голубцы напоминали по форме одну или двух птиц, которые повернуты друг к другу спинками. Интересно выглядели шляпочные серьги. Их обычно прикрепляли к головным уборам. Также, были бубенчики, имеющие крупный камень в центре.

Мониста

Мониста

Славянские мастера создавали разнообразные браслеты, ожерелья, мониста, цепи. Особой разновидностью цепей были рясы (рясны). Это, когда жемчуг нанизывали на длинные ленты или нити.

Древнерусские ювелирные изделия отличаются большим разнообразием форм и используемых техник, среди которых: зернь, скань, чеканка, литьё, чернение по серебру.

Декоративной отделкой украшения часто служили эмаль и не граненые камни, обработанные в форме кабошонов. Помимо этого, в своих ювелирных изделиях русские умельцы использовали византийские самоцветы, местный речной жемчуг, цейлонские рубины, розовые турмалины, вишневые гранаты, васильковые сапфиры. Привозились драгоценные камни из Китая, Индии, Средней Азии. Изумруды поступали из Египта и Персии.

В XVI—XVII столетиях у русских ювелирных мастеров появляется много заказчиков из царской семьи, столичного боярства, дворянства и высшей церковной иерархии. Художественное оформление ювелирных украшений отмечается исключительной роскошью и большой пышностью. Золото и серебро инкрустируют яркими драгоценными камнями, которые обрамляют цветными, черненными, чеканными эмалевыми элементами.

  • Петр I вводит моду на украшения

Петр Первый значительно изменил образ России, экономическими, политическими и культурными преобразованиями. Страна постепенно приобщалась к западным новинкам и перестраивалась на европейский лад. Такие перемены петровской эпохи сказались на многом, в том числе, и на ювелирном искусстве.

Именно в восемнадцатом столетии русское название «серебряных и золотых дел мастер», сменилось на европейское укороченное «ювелир». Но, изменился не только термин, а появились новые веяния в жизни русской культуры и искусства.

Петр Первый вводит новый дворянский костюм. В 1700 году он издает указ, в котором сказано, что обязательно нужно носить одежду по западноевропейскому стилю. Новый наряд требовал новых украшений. Именно в этот период появились диадемы, запонки, броши, пряжки для платьев и обуви. В Европе эти ювелирные изделия были широко распространены, в то время, как для России это было новинкой.

Главным действующим лицом восемнадцатого столетия, в русских украшениях, становится драгоценный камень. Лидирует среди всех минералов, конечно же, бриллиант. Теперь кристаллы обязательно начинают гранить.

Под покровительством Петра Первого осваиваются месторождения камней на Алтае и Урале. Там же открывают гранильные фабрики. Приглашаются в Россию иностранные опытные ювелиры, среди которых Жан Пьер Адор, Иеремия Позье, Иоганн Готтлиб Шарф. Появляются свои мастера, которые работают в общеевропейских традициях. Особой популярностью пользуется французский стиль.

201977_640

Модным атрибутом становится фермуар. Он размещался на шейном украшении или ожерелья, в виде украшенной застежки. Шатлен являлся украшением для пояса, на котором было много разных мелких предметов и цепочек. Шпильку с камнями и перьями называют эгрет. Очень интересный ювелирный предмет того времени – портбукет. Он состоял из маленькой вазочки, закрепленной у пояса для живых цветов или стилизованных – из золота и драгоценных кристаллов.

Для ювелирного искусства XVIII столетия характерны композиционные цветовые акценты камней, где камень выступает в качестве главного атрибута в украшениях. В рамках стиля рококо, барокко и классицизма формируется русское направление.

Украшения барокко отличаются яркими красками и многоцветием граненых камней. Манера рококо отразилась в разных подвесных элементах, гармоничной палитре кристаллов и некотором выравнивании их габаритов.

Изделия в стиле классицизма не столь яркие, наоборот, выглядят спокойнее. Нередко в них использовали стекло с фольгой, имитирующие цветные камни. Стилизация драгоценных минералов допускалась и в дорогих украшениях. В этот период появились стальные тульские «бриллианты» и стразы. Металлу отводилась второстепенная роль. Он был всего лишь элементом конструкции.

Русское ювелирное искусство восемнадцатого столетия по праву считается периодом сияющих драгоценных камней.

  • Возрождение «русского стиля» в XIX веке

Отличительным признаком украшений XIX столетия стало их массовое производство. Появляются более дешевые ювелирные изделия. Это было вызвано тем, что мода менялась очень быстро, поэтому требовались новые украшения.

В этот период также сохранилось техничное и художественное исполнение, в ювелирном искусстве, пришедшее из прошлых столетий. На задний план уходят броши-заколки, медальоны, камеи, диадемы, а предпочтение отдается изделиям, рожденным под влиянием романтического стиля. Самым модным украшением становится цепочка с камнем в оправе. Её носили на голове и называли «ферроньерка».

Появляются парные браслеты, броши, гребни. Романтизм оказывал сильное воздействие на художественно-эстетический вкус русского общества. В одном украшении смешаны разные декоративные элементы. Эстетика ювелирных предметов совпадает полностью с общеевропейскими стандартами.

В середине XIX столетия, в России большой популярностью пользуется национальное направление «историзм», во всех видах искусства. В ювелирном деле мастера выражают «русский стиль». В моду опять входит северный русский речной жемчуг.

Любимыми декоративными элементами, в ювелирных изделиях, становятся насекомые. В это время появляются кулоны подвески, броши декорированные изображениями мух, пауков, жуков. Их нередко выполняли в форме золотых литых накладок, иногда они были украшены граненными драгоценными кристаллами.

Модным мотивом того времени, на шейных украшениях, стала свернувшаяся змея со сверкающими глазами из гранатов, изумрудов и бриллиантов.

Ювелирные мастера широко стали применять сочетание большой поверхности (чаще из золота), с драгоценными кристаллами и цветной эмалью. Также, использовали поделочные уральские камни (малахит, яшму, родонит).

Желание сделать изделия более массивными, привело к тому, что появилось «дутое золото». Зрительно украшение казалось крупнее, но при этом у него был небольшой вес, соответственно, и не слишком дорогая цена.

В России, в девятнадцатом столетии появляется целая ювелирная отрасль, а также система обучения. Кроме маленьких мастерских, появляются крупные русские ювелирные компании такие, как «Овчинников», «Хлебников», «Сазиков» и «Фаберже».

Эти фирмы пользуются новыми технологиями, имеют своих художников, что позволяет им одновременно изготавливать большой ассортимент стильных изделий и делать индивидуальные заказы для разной аудитории.

Однако, массовое производство украшений повлияло на художественный уровень. Не у всех фирм была возможность сочетать серийное изготовление украшений с высокой технической и художественной степенью их исполнения. Только у одной марки «Фаберже» получилось добиться гармоничного сочетания в своих изделиях.

В компании трудились самые талантливые мастера и художники. Это было одним из главных составляющих успеха «Фаберже», что позволило создавать безупречные ювелирные изделия: столовые приборы, портсигары, простые сувениры, разные украшения и знаменитые императорские пасхальные яйца.

  • Особый путь ювелирного искусства после российской революции

осле революции 1917 года у российского ювелирного искусства появился особый путь. Многие известные ювелирные марки стали перепрофилироваться. Так, фабрика «Хлебникова», когда-то изготавливавшая украшения на уровне «Фаберже», начинает производство по переработке драгоценных камней и металлов, для технических целей.

Завод «Колыванского» считался гордостью русского камнерезного дела. После революции там налаживают производство точильных брусков. Знаменитый «Фаберже» закрылся.

Казалось, что ювелирное искусство исчезло навсегда. Но, жизнь вносит свои коррективы. Постепенно появляется потребность в украшениях. Производством ювелирных изделий занимается государство. Изготавливают их, в основном, по образцам дореволюционного периода. В это время снижается технический уровень исполнения, который был накоплен ранее, что в значительной мере обедняло украшения.

Зато удается сохранить производство традиционных кустарных центров, занимающихся фитинью, кольчужным плетением, черневыми работами по серебру, сканными ювелирными изделиями. Украшения практически там не изготавливали, но мастерам удалось сохранить профессиональные навыки ювелирного искусства.

  • Новое русское ювелирное искусство

После длительного перерыва, в середине тридцатых годов, Костромская ювелирная артель выпускает небольшую партию серебренных позолоченных изделий. Это стало началом возрождения российской ювелирной промышленности. Открываются небольшие мастерские в Москве, Екатеринбурге (Свердловске), Санкт-Петербурге (Ленинграде), потом запускают и в других городах ювелирное производство.

Интересно, что в тот период не было ВУЗов, где бы готовили художников-ювелиров. Поэтому создавали украшения художественные конструкторы, а не ремесленники. Они изготавливали копии старых образцов из золота с драгоценными камнями и бриллиантами. Новые ювелирные изделия больше воспринимались, как символ достатка, нежели произведение искусства.

Только с середины пятидесятых годов возникает авторское изготовление украшений. Основной целью художников считается самовыражение. Для раскрытия творческой задумки можно применять любые обработки и приемы, а также, работать с любым материалом. Так появляются эксклюзивные единичные экземпляры, которые чаще экспонируют в музеях, галереях и выставочных залах.

Одним из первопроходцев авторского искусства является Дюссельдорф Фридрих Беккер, которого сейчас считают классиком ювелирного дела двадцатого столетия. Он смело конструировал новые формы изделий.

Большой вклад в развитие авторского ювелирного искусства внесли эстонские ювелиры. Они обращались к национальной тематике, символике и орнаментике, но при этом, не копировали прошлое, а передавали современный взгляд на это.

В шестидесятые годы художники-ювелиры заново начинают осваивать старинное ювелирное мастерство. Они работают на исторических подлинниках, музейных экспонатах, изучая стиль ампир, барокко, модерн.

  • Четыре пласта

В середине шестидесятых, в России образовалось четыре самостоятельных современных пласта по созданию ювелирных украшений.

К первому из них относится народный художественный промысел. В нем использовали в основном зернь, скань и недорогие металлы, которые покрывали оксидированным серебром.

Вторым пластом является ювелирная промышленность, создающая золотые, серебряные украшения массового производства, с использованием поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней. Цены на такие изделия зависели больше от стоимости пришедших на них материалов, нежели от художественного оформления.

В третий пласт входили изделия мастеров-любителей, изготавливавших недорогие украшения с эпигонским уклоном.

К четвертому пласту относится авторское ювелирное искусство, которое уже в семидесятые годы намного выросло, и было представлено в России не одним десятком мастеров. В это время появляется два направления в изготовлении ювелирных украшений: традиционное и авангардное. Причем, последнее течение воспринималось, как сомнительное и революционное. По этому поводу возникало очень много споров, так как были изделия выставочные, предназначенные для экспонирования. Авторское искусство относилось к самовыражению художника-ювелира, что находило отражение в его работах.

В восьмидесятые годы появилась ювелирная пластика, которая привлекла внимание мастеров всех поколений. Станковое ювелирное произведение являлось своеобразным методом творческого выражения, которое позволяло мастерам изготавливать в ювелирной технике мини скульптуры. Автор создавал изделие, идею которого потом вполне можно было перенести в украшения.

Феликс Кузнецов выполняет свои работы в геометрических формах. Геннадий Ленцов и Владимир Гончаров создают удивительные изделия с оптическим эффектом стекла. Александр Каменский предлагает украшения из серебра и черного дерева.Работы Ольги Кузнецовой (титановые броши с удивительной конструкцией) получили признание на международном ювелирном рынке.

Авторы-художники этого периода стали более раскованными, смелыми и зрелыми. Начинают появляться в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле, Ростове, российские крупные центры авторского искусства.

В начале девяностых годов российские мастера выходят на мировой уровень. В настоящее время ювелирное искусство состоит из удивительного калейдоскопа стилей, манер, а также, имен. Появилась замечательная возможность смотреть в будущее благодаря старейшему виду русского искусства.

Читайте также:

www.russia-deluxe.ru

Ювелирное искусство Древней Руси - наследие поколений

ювелирное искусство Древней РусиЮвелирное искусство Руси производило впечатление как на мастеров древней Европы, так и на современных дизайнеров, которые все чаще заимствуют старинные техники и украшения для создания собственных шедевров. Так, распространенные на Руси височные кольца и колты плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день.

Старинные техники

ювелирное искусство Древней РусиЮвелирное искусство Древней Руси издревле поражало европейцев, ведь на работу и отделку повлияли не только западные технологии - пересечение с восточными купцами также сыграло решающую роль в развитии русского мастерства. Правда, в отличие от изысканных геометрических узоров, которые чаще всего использовались на Востоке, русские дизайнеры смешивали различные техники, получая изделия с необычным колоритом.

Одним из самых известных направлений можно считать зернь, когда тысячи мелких металлических бусин наплавлялись на одно изделие, создавая волшебную игру света без использования драгоценных камней. При этом основы ювелирных работ выполнялись с помощью литья: для более дорогих и штучных экземпляров использовался воск, а для изделий массового потребления - каменные формочки.

Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. В современном мире это называется филигрань, и в последнее время особым спросом пользуются браслеты с использованием подобной техники (например, в сезоне 2010 года такие вещи можно встретить у Sabrina's Wide Ornate Diamond CZ Brace). В XII веке, когда возросло производство вещей массового потребления, одними из наиболее распространенных работ стали гравирование и чернение по серебру, при этом темным делался только фон, тогда как сама картинка оставалась светлой. Это позволяло создавать изысканные и утонченные миниатюры.

Ювелирные эксклюзивы Древней Руси

ювелирное искусство Древней РусиНесмотря на то, что множество работ было утеряно во время татаро-монгольского нашествия, археологам удалось восстановить некоторые действительно уникальные ювелирные украшения. Например, колты (парные полые золотые и серебряные подвески, крепившиеся цепочками или лентами к головному убору), которые носили горожанки в XI-XIII веках, могут своей тонкой работой заинтересовать многих модниц. Особенно михайловские золотые колты, украшенные речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами в технике перегородчатой эмали.

Не менее известна и «Черниговская гривна» (она же «Гривна Владимира Мономаха»), которая была утеряна владельцем, а позже найдена археологами. На этом чеканном медальоне XI века с одной стороны изображена женская голова в клубке из восьми змей с молитвой против болезней на греческом языке, а с другой - архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Тончайшая работа медальона настолько высока, что по записям того времени оценивалась примерно как размер княжеской дани со среднего города.

Расцвет ювелирного искусства в XVIII веке

Именно в XIII веке в России появился термин «ювелир» вместо «золотых и серебряных дел мастер», а благодаря новым технологиям и активному использованию драгоценных камней началась эпоха расцвета ювелирного искусства. В начале XIX века русские дизайнеры выработали свой собственный, отличный от европейского стиль работ, при этом практически у каждого ювелира были свои особенности. В то время появляются такие известные и в наше время имена, как фирма Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже.

У каждого свой стиль, свои уникальные украшения, которые ценились как при дворе российского императора, так и среди королевских дворов других стран. При этом ювелирное искусство даже самых известных мастеров оставалось доступным русскому народу. Например, пасхальные яйца Фаберже, каждое из которых не похоже на другие, заказывал Император для себя и своей семьи, и при этом некоторые работы этого ювелира (сравнительно недорогие портсигары) могли позволить себе и менее обеспеченные люди. Современные российские дизайнеры не потеряли своей самобытности и уникальности, поэтому многие русские ювелирные украшения до сих пор высоко котируются на мировом рынке.

Болотова Леля

Статьи по теме

www.luxemag.ru

Ювелирное дело русских

Ювелирное искусство русских мастеров было известно по всей Европе еще в X-XI веках. Гости, посещавшие Русь в то время, не могли не заметить произведения искусства, создаваемые русскими ювелирами. Их до сих пор находят археологи при раскопках древних городов и эти изделия ничем не уступают, тем которые создаются в наши дни.

Уже в древние времена славяне, а особенно женщины, были страстными поклонниками украшений. Это были кольца, браслеты, бусы из серебра и золота. Для производства бус ювелиры также применяли горный хрусталь, сердолик, рубины, а иногда и простое цветное стекло. На бусы прикрепляли подвески с различными рисунками, как правило, с реальными и сказочными зверями. Также у женщин были распространены так называемые серебрянные височные кольца. Они либо вплетались в прическу, либо подвешивались к головному убору.

Кольца обычно носили по одному или несколькими парами. Также в Древней Руси были распространены колты. Так называли ювелирные украшения – подвески, которые крепили на головной убор с помощью цепочек или лент. Некоторые найденные колты даже покрыты множеством мельчайших металлических (зернь). На Руси была широко распространена техника чернения. Так ювелиры называют сплав олова, меди, серебра и других материалов, нанесение которых создавало выпуклое изображение на изделии. Такую технику древнерусские ювелиры часто использовали при изготовлении браслетов. На рисунках изображались как люди, так и мифические животные.

Ювелирное дело русских

В XVIII веке ювелирное искусство в России переживало небывалый расцвет. Именно в это время появился термин «ювелир», вместо прежнего «золотых и серебряных дел мастер». В то время в моду вошли бриллианты. В XIXвеке русские ювелиры начали вырабатывать свой собственный, отличный от европейского, стиль. Благодаря этому и сейчас российские изделия остаются уникальными и непохожими на другие. Появились целые ювелирные фирмы Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже.

Современные российские ювелиры продолжают традиции своих предков. Наиболее распространенными исконно русскими ювелирными украшениями считают изделия, содержащие речной жемчуг, которого достаточно много в чистых северных реках, а также изделия из янтаря – застывшей смолы деревьев. Также распространены изделия из полудрагоценных камней – самоцветов. По-прежнему остаются популярными и изделия из золота и серебра.

geographyofrussia.com

Ювелирное дело на Руси.

Ювелирное ремесло в Древней Руси. Учитель Сизова О. А

Ювелирное ремесло в Древней Руси.

Учитель Сизова О. А

Ювелирное дело Древней Руси имеет глубинную историю и уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения и обереги.
  • Ювелирное дело Древней Руси имеет глубинную историю и уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения и обереги.
Женщины-ювелиры характерны больше для дохристианской Руси, так как уже в Х веке литьем стали заниматься мужчины, а формы чаще стали использоваться глиняные и каменные. К литью добавляется чеканка и гравировка. Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигает в ХІІ – ХІІІ веках.
  • Женщины-ювелиры характерны больше для дохристианской Руси, так как уже в Х веке литьем стали заниматься мужчины, а формы чаще стали использоваться глиняные и каменные. К литью добавляется чеканка и гравировка.
  • Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигает в ХІІ – ХІІІ веках.
В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент. Наконец, христианство, связало Русь с высокой художественной культурой Византии.
  • В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур.
  • Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент. Наконец, христианство, связало Русь с высокой художественной культурой Византии.
Ювелирные украшения Восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы.

Ювелирные украшения

  • Восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы.
Ювелирные украшения

Ювелирные украшения

Ювелирные украшения Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями.

Ювелирные украшения

  • Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями.
Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец.
  • Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.
  • У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец.
 Горожанки XI-XIII в. больше всего любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы
  • Горожанки XI-XIII в. больше всего любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы
Колты

Колты

Михайловский клад В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный.

Михайловский клад

  • В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный.
Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей.
  • Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей.
За долгие века ювелирное мастерство древней Руси было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X - начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.
  • За долгие века ювелирное мастерство древней Руси было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X - начала XIII в.
  • Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.
Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло

Ювелирное мастерство

Ювелирное мастерство

Ювелирное ремесло Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Ювелирное ремесло

  • Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!

multiurok.ru

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы

Ювелирное искусство Киевской Руси является существенной страницей в истории нашей национальной художественной культуры. Полного расцвета оно достигает в XII-XIII вв. Об этом свидетельствуют многочисленные клады ювелирных изделий из золота и серебра. В одном только Киеве их найдено около 60. К XIII веку. Киев хоть и не управлял русскими землями, но сохранил, по словам академика Б.Рыбакова, величественность «порфироносной вдовы». К этому времени киевские князья и бояре скопили в своих руках огромные богатства, а ведь именно они образовывали основной круг заказчиков дорогих ювелирных изделий. В 1068 г. киевляне разграбили двор князя Изяслава Ярославича, где было, по сообщению Ипатьевской летописи, «бещисленное множество злата и серебра...». Киевские златокузнецы знали множество сложных и тонких приемов обработки золота, серебра, драгоценных камней.

Драгоценные камни издавна на Руси назывались самоцветы, или «самосветы» (самоцветы добывались главным образом в странах Востока: Индии, Цейлоне, Бирме, Сиаме. На Русь драгоценные камни проникали через Кафу (Феодосию) или Среднюю Азию, их привозили купцы Ганзейского союза).

Любимыми камнями киевских ювелиров были: изумруды, рубины, прозрачный аметист, горный хрусталь.

После соответствующей обработки они приобретали свойства светиться как бы изнутри.

Драгоценные камни украшали княжеские диадемы, медальоны, ожерелья, дорогие переплеты церковных книг. Помимо самоцветов, широко использовались золото и серебро. Эти материалы имеют прекрасные качества: они тягучи, ковки, и это облегчает их обработку и применение для изготовления самых разнообразных изделий. Обнаруженные в Киеве клады XII-XIII вв. имели в своем составе свыше 3000 дорогих ювелирных изделий из золота, серебра и сплавов. Упоминание драгоценных металлов не сходит со страниц древнерусских летописей и былин.

Летописи сообщают, что статуи славянских богов были украшены золотом и серебром. На портретном изображении княжеской семьи в Изборнике Святослава 1073 г. видны золотые гривны на шеях Святослава и его сыновей. В гениальном произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывается о золотых седлах, золотой шейной цепи, золотых стременах.

Известный киевский щеголь Чурила Плевкович носил одежду с золочеными пряжками.

Для ювелирного искусства Киева характерны произведения, украшенные выемчатой и перегородчатой эмалью. Пройдя школу византийских мастеров, киевские ювелиры могли выполнить заказ любой сложности. В украшении знаменитого Мстиславова Евангелия, написанного в Новгороде около 1117 г., наряду с греческими мастерами принимали участие и киевские мастера. Книгу возили в Царьград, а затем в Киев, где и «сконьчася въесе дело».

Техника выемчатой эмали заключается в следующем: на орнаментируемой поверхности делаются углубления соответствующей формы, предназначенные для того или иного цвета, затем на поверхность наносится эмаль; после обжига расплавленная эмаль заполняет эти углубления.

Около середины Х в. киевские эмальеры осваивают производство более сложной по технике перегородчатой эмали. Она изготавливается следующим образом: лист золота, предназначенный для покрытия эмалью, загибается по краям, затем на внутренней его поверхности выполняется шилом пунктирный рисунок и намечаются границы для каждого цвета отдельно. Следуя линиям накола, эмальер выкладывал по ним весь рисунок тонкими золотыми ленточками. Пространство между ленточками заполнялось эмалевым порошком. После обжига порошок расплавляется и заполняет все пространство между перегородками, плотно связываясь с основой. Затем готовое произведение полируется и получает зеркальную поверхность.

Академик Б.Рыбаков дает высокую оценку перегородчатым эмалям: «Вершиной русского ювелирного мастерства было производство перегородчатых эмалей. Изделия эмальеров Киевской Руси до сих пор продолжают восхищать всех, кому приходится иметь с ними дело».

Одним из известных ювелиров древнего Киева, живших в XII в., был Лазарь Богша. Именно его работы признаются исследователями эмалей вершиной русского эмальерного дела.

В XII в. эмальерное производство развивается в Новгороде, Рязани, Галиче и других древнерусских городах, но крупнейшим его центром оставался Киев.

Одновременно с производством перегородчатых эмалей развивалось сканное дело. Техника «скани», или «филиграни» имеет две разновидности. Одна и них заключается в том, что из свитых или скрученных золотых нитей, сплющенных молотком в ленточку, выкладывался узор.

Второй способ состоит в употреблении волоченной или тянутой золотой проволоки. Этой проволокой выкладывается орнамент, который укрепляется путем припоя. По технике ювелирные изделия киевских мастеров, особенно тех, которые обслуживали самых знатных заказчиков, не уступали образцам самого передового мирового искусства того времени - искусства Византии и Ближнего Востока. Мастера золотых и серебряных дел в поисках наилучшей игры света оттеняли серебро чернью и позолотой, а иногда покрывали гладкую серебряную поверхность изделия тысячами микроскопических колечек и на каждое колечко напаивали крошечное зернышко серебра. Недаром немецкий ученый-технолог XI в. Теофил из Падеборна, перечисляя страны, прославившиеся тем или иным мастерством, на одном из первых мест назвал Россию, известную в Европе своими эмалями и изделиями из серебра с чернью.

К произведениям ювелирного искусства, выполненным с применением скани, перегородчатой эмали относятся колты - головные женские украшения. Они были широко распространены среди городских модниц в XII-XIII вв. Колты подвешивались на золотых цепочках или лентах к головному убору. Внутри они были полые, скорее всего, туда вкладывалась ткань, смоченная душистыми маслами. Излюбленными украшениями знатных киевлянок были браслеты-наручи, соединяющиеся между собой шарнирным способом. Многочисленные экземпляры створчатых серебряных браслетов, украшенных чернью, известны из древнерусских кладов домонгольского периода. Это были очень трудоемкие изделия, принадлежавшие городской знати.

Для высшего духовенства киевские ювелиры создавали кресты-энколпионы. Энколпионы служили вместилищем мощей, их носили поверх одежды, как, например, на автопортрете мастера Авраама на Магдебургских вратах Софийского собора в Новгороде.

В 1975 г. на подоле при раскопках по улице Верхний Вал, в слое X в. были обнаружены остатки мастерской ремесленника-ювелира. Здесь было найдено: четыре шиферные литейные формочки, шлифовальный брусок и подвеска из сердолика. Это первая находка ювелирных литейных формочек на главном ремесленном посаде древнего Киева. Посадские мастера, удовлетворявшие массовый спрос своих сограждан, не могли тщательно отделывать каждую вещь, как при заказах князей и бояр. В подражание им в конце XII в. стали появляться недорогие украшения, похожи по форме и рисунку на княжеские, но исполненные иной техникой, литьем в жестких имитационных литейных формах.

Тонкую напаянную зернь и скань из крученной проволоки они имитировали посредством простого литья. Все было направлено на то, чтобы с наименьшими затратами времени, сил и материалов создать много таких вещей, которые были бы похожи на дорогие, тщательно отделанные княжеские и боярские украшения. Золото, серебро, драгоценные камни превращались в руках киевских златокузнецов, руководимых безукоризненным вкусом и изощренным мастерством, в утонченные произведения ювелирного искусства, составляющие гордость нашей национальной культуры.

zn.ua

Ювелирное искусство Древней Руси

Браслет - запястье, золото

Браслет — запястье4 — 5 векЗолото, стекла; плетение, литье, Длина 22 смГосударственные музеи Московского Кремля, МоскваНайдено в 1927 году на территории Курской области, в верховьях реки Сунжи, в богатом захоронении. Интересно, что плетеные запястья в этот период встречаются гораздо реже, чем браслеты из согнутого гладкого дрота

Ушная серьга

ГривнаВторая половина 11 века, ЗолотоГосударственный Русский музей, МоскваПредположительно принадлежавший киевскому князю Владимиру II Мономаху. На лицевой стороне — архангел Михаил, на оборотной — горгона. Чернигов.

Подвески

Подвески12 — 13 век. Золото; чеканка, скань, зернь, эмальВысота 4,0 см; ширина 2,3 см; длина 2,3 смГосударственные музеи Московского Кремля, МоскваРусь

Шапка Мономаха

Шапка МономахаКонец 13 — начало 14 векаЗолото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссия

Ковчег-мощевик, 14 век

Ковчег-мощевик, 14 векСеребро; резьба, золочение. Высота 11 см; ширина 10,4 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссия

Венец с оклада иконы "Богоматерь Боголюбская"

Венец с оклада иконы «Богоматерь Боголюбская». ФрагментКонец 14 — начало 15 века. Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зерньВысота зубца 11,5 см; ширина зубца 8 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссия

Шапка Казанская

Шапка КазанскаяСередина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, черньВысота 24,8 см; окружность 65 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссия

Ковчежец

Ковчежец1589. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, литьеВысота с оглавием 11,8 см; ширина 6,5 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссияМастерские Московского Кремля

Панагия

ПанагияКонец 16 — начало 17 века. Серебро; чеканка, канфарение. Диаметр 6 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссия

"Большой наряд". Держава и скипетр

«Большой наряд». Держава и скипетр. ФрагментКонец 16 века, около 1600Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, латы; чеканка, гравировка, резьба, канфарениеДержава: высота 42,4 см, окружность 66,5. Скипетр: высота 70,5 см, минимальный диаметр 17, максимальный диаметр 25 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссия

Шапка Мономаха второго наряда

«Шапка Мономаха второго наряда»1682. Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьбаВысота 20,3 см. окружность 61 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссияПринадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная

Шапка Алмазная1682 — 1687Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмальВысота 29,5 см. окружность 64 смГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата, МоскваРоссияПринадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

www.sojo.ru