Всадники в древнем риме. История ростовщичества в Древнем Риме. Был ли Сенека ростовщиком? Каких лошадей оседлали «всадники»?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Карьера всадника в Римской империи (Дрязгунов К. В.). Всадники в древнем риме


Всадник (Древний Рим) Википедия

Римский эквит (реконструкция) У этого термина существуют и другие значения, см. Всадники.

Экви́ты[1][2][3][4][5][6][7][8][9] (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) эквиты, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), эквиты превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд эквитов стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. эквиты превратились в особое сословие римского общества — финансовую аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями эквитов были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние эквитов было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы. Особое значение эквиты приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)[ | код]

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание эквита стало передаваться по наследству. С I века н. э. из эквитов комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия эквитов был Макрин (217—218).

Сословие эквитов в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть эквитов была включена в разряд сенаторов.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «В манипулярный легион входили войска еще двух типов: уже упоминавшиеся выше велиты и эквиты — кавалерия».
  2. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «Эквиты, или конники легиона, насчитывали примерно 300 чел. и организационно объединялись в 10 турм (turmae) по 30 чел. в каждой».
  3. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 29: «Кроме того, Ромул также учредил отряд всадников, называвшихся эквитами, организовав из них три центурии по 100 человек каждая, поровну взяв их из трёх триб».
  4. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «Тогда службе в кавалерии отдавали предпочтение перед службой в пехоте, но эти всадники считались ниже эквитов».
  5. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «В Риме класс эквитов существовал много лет спустя после того, как перестал использоваться в качестве отдельного корпуса кавалерии, составлявшей часть армии».
  6. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «Хотя в поздних войнах эквиты не выступают как особый корпус кавалерии, о них часто пишут, поскольку они назначались на должности, требующие доверия».
  7. ↑ Денисон, 2014, Конница в сражениях с Ганнибалом, с. 31: «Все эквиты, находившиеся на службе в армии, должны были жить в Риме, что и определило их особое социальное положение».
  8. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 40: «Римские эквиты числом в 2400 человек встали на правом фланге, перед 8 тысячами всадников тяжелой кавалерии Ганнибала».
  9. ↑ Чубарьян, 2003, с. 200: «...эквиты - конные воины с копьём, мечом и маленьким круглым щитом...».

Литература[ | код]

ru-wiki.ru

История ростовщичества в Древнем Риме. Был ли Сенека ростовщиком? Каких лошадей оседлали «всадники»?

История ростовщичества в Древнем Риме. Был ли Сенека ростовщиком? Каких лошадей оседлали «всадники»?

В ранней истории Древнего Рима ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов - латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан, а само занятие вначале считалось презренным.

 

 И, тем не менее, самые большие прибыли в Риме давало именно ростовщичество. Видный сенатор Катон написал книгу о ведении хозяйства в поместье. Из этой книги видно, что на вилле производилось почти все необходимое для хозяйства; только некоторые орудия труда хозяин покупал на рынке. Поля подвергались тщательной обработке, землю вспахивали до трех раз, урожайность пшеницы составляла 15 ц/га. Товарной продукцией поместья были вино и оливковое масло. Катон пишет, от поместья не стоит ждать богатства, для обогащения «лучше заняться торговлей, но она опасна, или ростовщичеством, но оно не почтенно».

 

 Во II-I веках Рим завладел крупными провинциями вне Италии, а, между тем, римское государство не имело чиновничьего аппарата для проведения кадастров и сбора налогов. Налоги в этих провинциях сдавались на откупа компаниям римских откупщиков-публиканов, которые вносили в казну положенную сумму авансом, а потом бесконтрольно обирали население провинций – и бывало, что полностью разоряли города и округа.

 

Откупщики брали в аренду у казны рудники, соляные варницы, сбор пошлин в таможнях. Откупные компании занимались банковскими операциями, любой человек мог дать деньги откупщикам и получать с них проценты. Капиталы откупных компаний делились на паи – нечто вроде акций, эти паи продавались и покупались. На римском форуме действовала биржа, там за столами сидели банкиры, продавали и покупали паи, обменивали монеты разных стран, давали ссуды.

 

 Ростовщики ссужали деньги своему государству для ведения войн, для получения податей от покоренных провинций. Государство занимало суммы больше, чем те, которыми владели отдельные лица. В таких случаях на помощь приходили акционерные компании, которые тогда образовывались. Таким образом, ростовщики создавали и первые акционерные компании. Банкиры Древнего Рима - менсарии и агрентарии принимали в качестве вкладов деньги римской знати, которые последняя привозила из завоевательных походов, но сама не желала вкладывать в производство или торговлю. Эти деньги ссужались купцам или производителям, и, таким образом, производители кредитовали производство. Римские банкиры имели свое место на форуме, но вместо греческих столиков здесь банкирский промысел осуществлялся на массивных лавках. Тесная связь банкирского промысла с форумом наглядно иллюстрируется термином, означавшем банкротство – «fogo cedere. Abire. A fogo figure» - уступить место на форуме, сбежать с форума. При Сулле составилось общество Азианов с таким значительным капиталом, что оно могло ссудить государству 20000 таланов. Двенадцать лет спустя этот долг вырос до 120000 таланов. Маленькие капиталы вкладывались в акции больших акционерных обществ. Так что по рассказам Полибия весь город Рим участвовал в различных финансовых предприятиях. Самые мелкие вкладчики имели свою часть в предприятиях публикатов, т.е. в откупе налогов и государственных земель.

 

 Интересна история некоего Каллиста, жившего в Риме времен раннего христианства. «Этот Калист в первом периоде своей жизни благодаря особенным способностям в области денежных операций устроил денежную контору. Он был сначала рабом знатного христианина, который дал ему крупную сумму, чтобы он вложил ее в свой банк. Но после того как Каллист растратил многочисленные вклады, сделанные вдовами и другими кредиторами и очутился на краю банкротства, его господин потребовал от него отчета. Но неверный раб бежал, был затем пойман и послан господином на мельницу. Освобожденный по просьбе христианских братьев, посланный префектом в сардинские рудники, он приобретает расположение Марции, влиятельной метрессы императора Коммода. Благодаря ее заступничеству он получает свободу, чтобы сейчас же после этого быть выбранным в римские епископы». (Каутский. Происхождение христианства. М.1991.)

 

 Государство стало мало-помалу передавать все свои косвенные доходы и все сложные расчеты и сделки в руки посредников, которые уплачивали казне или получали от нее условленную сумму и затем уже хозяйничали на свой собственный риск. За такие предприятия могли браться понятно только крупные капиталисты и преимущественно крупные землевладельцы, потому что государство было очень требовательно насчет материального обеспечения; таким образом, возник тот класс откупщиков и ростовщиков, который имеет такое большое сходство с теперешними биржевыми спекулянтами и по своему поразительно быстрому обогащению, и по своей власти над государством, которому он, по-видимому, оказывал услуги, и, наконец, по нелепой и бесплодной основе своего денежного могущества. Крупные землевладельцы в Риме также были ростовщиками. Борьба между плебеями и патрициями была не только борьбой между аристократией и демократией за политические права, не только борьбой между крупными землевладельцами и крестьянством за общинные поля, но и борьбой между ростовщиками и должниками. Образовался особый класс ростовщиков, получивших особую сословную организацию, или класс «всадников».

 

 В эту эпоху в Риме возвысилось сословие «всадников»- римской денежной аристократии. Для того чтобы быть всадником в начале II века до нашей эры, требовалась собственность в размере 400 тысяч сестерциев. Обычным занятием всадников была крупная торговля и откуп налогов с провинций. В их руках за счет торговых и финансовых операций сосредотачивались огромные капиталы, добываемые, как правило, путем ограбления населения провинций при откупах. Функции сбора налогов передавались римским «всадникам», которые выплачивали государству требуемую сумму налогов и старались вознаградить себя по мере возможностей. Провинции были им предоставлены в жертву, и они высасывали с них все соки. Например, республиканец Юлий Брут совершил «великолепные спекуляции», дав в долг деньги, царю Капподокийскому и городу Саламину. Последнему он ссудил под 48%. Это был не особенно высокий процент. Встречались городские займы, заключенные под 75%. Крупный банкирский дом Рабирия при Цезаре ссудил изгнанному царю Птолемею Египетскому весь свой капитал и капитал своих друзей из расчета 100%. Когда Птолемей опять вступил на престол, он не уплатил ни гроша и приказал бросить в тюрьму своего назойливого кредитора, смотревшего на все Египетское Царство, как на свою на свою собственность. Однако, Рабирию удалось бежать в Рим, и Цезарь дал ему возможность приобрести новое состояние на поставках для африканской войны. Глава римских всадников Аттик давал деньги взаймы частным лицам и подвластным Риму городам из 36-48% годовых.

 

 «Римские правители провинций делают что хотят, - писал Л.А. Тихомиров. «Они царьки. Им платят, дань подчиненные Риму цари. Они грабят провинции. Не лучше было и в Риме. Главную основу состояния Красса составили спекуляции во время проскрипций Суллы и опустошений Мария. Красс скупал задешево имения проскриптов и опустошенные дома, а потом перепродавал их. Выгодную спекуляцию составлял также торг невольниками, обогативший, между прочим, Катона. Откуп государственных налогов создал также множество богачей. О грабеже провинций нечего и говорить. Красс в одном иерусалимском храме награбил на 15 миллионов рублей, (речь идет о дореволюционных рублях, в современных ценах это приблизительно 15*10 в12 степени!). Помпей получал с каппадокийского царя ежемесячно по 37000 руб.; о добыче его во время войны с Митридатом можно судить по тому, что во время своего триумфа подарил каждому солдату своей армии по 327 руб. Громадные состояния, таким образом, составленные, помогали захватывать власть. Искатели должностей и поили, и кормили, и потешали зрелищами “самодержавных” наших избирателей, издерживая на это миллионы. Должностные лица закупались и продавали не только справедливость, но и самый Рим. Масса граждан развращалась подкупом и кормежкой, но, конечно, жила в виде полунищего пролетариата. Сама столица Рим, - которого население фактически узурпировало власть “самодержавного народа” Римского государства, была сосредоточием этого контраста двух классов. О размерах низшего класса самодержавной голытьбы, скитавшейся в столице, можно судить по тому, что до Юлия Цезаря 320 000 человек пользовались даровой раздачей хлеба от республики”.

 

«Денежные средства Цезаря никоим образом не могли иссякнуть, ибо он обладал в высшей степени тем качеством, которое во все времена отличало наиболее «избранных» молодых людей аристократического происхождения: умением делать долги и еще большим умением, даже искусством, жить кругом в долгах, не теряя из-за этого ни на минуту прекрасного настроения.

 

Цезарь с увлечением собирал произведения искусства, а за красивых и ученых рабов платил такие неслыханные цены, что даже сам запрещал вносить их в хозяйственную отчетность. Близ озера Неми он построил за огромные деньги виллу, но она ему не понравилась, и он приказал срыть ее до основания. Плутарх сообщает, что Цезарь еще до того, как получил первую должность, очевидно квестуру, имел долгов на 1300 талантов (или 8 миллионов денариев). Однако это ничуть не повлияло на широкий образ его жизни и на щедрость его трат в ближайшем будущем». (Светоний. «Жизнеописание 12 цезарей»)

 

«Тяжелые, частью неудачные войны и вызванное этими войнами обложение чрезмерными военными налогами и трудовыми повинностями довершили остальное, вытеснив землевладельца из дома и обратив его в слугу, если не в раба заимодавца, или же фактически низведя его как неоплатного должника в положение временного арендатора при его кредиторах. Капиталисты, перед которыми тогда открылось новое поприще для прибыльных, легких и безопасных спекуляций, частью увеличивали этим путем свою поземельную собственность, частью предоставляли название собственников и фактическое владение землей тем поселянам, личность и имущество которых находились в их руках на основании долгового законодательства. Этот последний прием был самым обыкновенным и самым пагубным: хотя он иных и спасал от крайнего разорения, но ставил поселянина в такое непрочное и всегда зависевшее от милости кредитора положение, что на долю поселянина не оставалось ничего кроме отбывания повинностей и что всему земледельческому сословию стала угрожать опасность совершенной деморализации и утраты всякого политического значения. Когда старое законодательство заменяло ипотечный заем немедленной передачей собственности в руки кредитора, намерение законодателя было предотвратить обременение поземельной собственности долгами и взыскивать государственные повинности с действительных собственников земли; это правило было обойдено при помощи строгой системы личного кредита, которая могла быть пригодна для торговцев, но разоряла крестьян.

 

Строгое применение долгового законодательства, как гласит рассказ, возбудил раздражение среди всего крестьянства.

 

 Когда в 495 г. до н.э. был сделан призыв к оружию ввиду предстоявших опасностей войны, военнообязанные отказались повиноваться. Затем, когда консул Публий Сервилий временно отменил обязательную силу долговых законов, приказав выпустить на свободу арестованных должников и прекратить дальнейшие аресты, крестьяне явились на призыв и помогли одержать победу. Но по возвращении с поля битвы домой они убедились, что с заключением мира, из-за которого они сражались, их ожидают прежняя тюрьма и прежние оковы; второй консул Аппий Клавдий стал с неумолимой строгостью применять долговые законы, а его коллега не посмел этому воспротивиться, несмотря на то, что его прежние солдаты взывали к нему о помощи». (Моммзен Теодор, «История Рима»; Наука, Ювента, Санкт-Петербург, 1994).

 

 Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней республики как судьи. Первым императором из сословия всадников был Макрин (217-218 гг. н.э.). При императоре Константине Великом (306-337) большая часть всадников была включена в разряд сенаторов, после чего сословие всадников перестало существовать. Не всегда всадники торжествовали в римской истории. После поражения популяров в гражданской войне предшественник Цезаря Сулла казнил 2600 римских всадников и 90 сенаторов, головы которых долго потом "украшали" римский форум.

 

 В Римской Империи на протяжении всей ее истории непомерные долговые обременения угнетаемых социальных слоев и целых народов, становились затравочным катализатором крупнейших исторических процессов. В 323 г. н.э. в империи вспыхнуло восстание галлов, вызванное непомерными налогами откупщиков, а вторжение в Британию и 50 летнее истребление бритов римскими легионами также было вызвано непомерными долговыми обременениями бритов со стороны всадников, среди которых по отношению к бритам ведущую роль играл, как это ни удивительно, знаменитый философ Сенека, который также был всадником. Сенека навязал британцам заем в 40 млн. сестерций за высокие проценты, внезапное и насильственное взыскание которого послужило поводом к восстанию провинции в 60-м году н.э.

 

 Высокий уровень процента и долговой гнет играли важную роль в обострении борьбы мелких производителей против крупных землевладельцев и ростовщиков. Под давлением должников-плебеев римскому рабовладельческому государству не раз приходилось издавать законы, устанавливавшие предельную норму процента.

 

 Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название), ограничивающие ростовщичество. В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Закон XII таблиц запрещал норму процента на капитал свыше 8,5% в год. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 и 1/3 процента в год. Рим 80-60-х годов IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев волнений закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV в. до н.э.; она окончилась неудачей. Марк Манлий погиб, но волнения не прекратились. По преданию, 10 лет плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 г. до н.э. патриции были вынуждены уступить. По закону Лициния - Секстия было запрещено оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой вопрос. Законодатели не пошли на полную отмену (кассацию) долгов, но значительно уменьшили задолженность путем следующего перерасчета: уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.

 

 С развитием общества правовые нормы дифференцировались и обобщались. Долговые отношения между заимодавцем и занимателен, назывались - прекарий (prekarium- лат данное в долг). Итогом гражданских процессов было долговое рабство, даже умерщвление должника, если он в течение 60 дней не мог погасить долг. Позднее это наказание было смягчено, и должник должен был отработать долг личным трудом (долговое рабство). Закон Петилия-Папирия от 326 года до н.э. запрещал обращать в рабство за долги. Такое наказание в период расцвета Республики было заменено конфискацией имущества. Причем должник, лишаясь всего своего состояния, лишался и чести. Смягчения наказания можно было достигнуть путем добровольного отказа от имущества. Во времена принципата судопроизводство изменилось. Как и прежде, происходило принудительное приведение приговора в исполнение. Существовал закон pecunae repetundae-, деньги, которые должны быть востребованы обратно. Для этих целей в Риме до 140 года до н.э. существовала постоянная судебная палата. Однако теперь конфисковывалась только та часть имущества, которая была необходима для требования заимодавца. В позднереспубликанскую и императорскую эпоху максимальный размер процента был установлен -1 % в месяц. Эдикт о твердых ценах Диоклетиана 301 г.н.э. был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Однако эти законы обычно нарушались и обходились ростовщиками. Питирим Сорокин. (Человек, цивилизация, общество.М, изд.Политическая литература,1992.) сообщает: “Во времена Сервия Тулия (VI в. до н.э.)... разница между бедными и богатыми классами, по его реформе. Заключалась во владении от 2-5 до 50 югеров земли. Так как в этот период земля представляла основное богатство, то из 193 центурионов 98 состояли из людей самого богатого класса».

 

Возмущенные ростовщической эксплуатацией, должники неоднократно устраивали восстания, требуя полной отмены долгов и процентных платежей. Такое требование выдвигалось, например, во время двух крупных восстаний плебеев в 48 и 47 гг. до н. э.

 

 О нравах Древнего Рима, развращенного ростовщичеством, много свидетельств в древнеримской литературе.

 

 Гораций отмечает: «Все ненавидят тебя! Ты дивишься? Чему же? Ты деньги в мире всему предпочел, за что же любить тебя людям?

 

Вот Фуфидий прослыть испугается мотом: он, у кого и денег и поместий немало, пять процентов в месяц берет с должников, и чем больше кто нуждой стеснен, тех более он притесняет!». (Римская сатира, М, Художественная литература,1989).

 

 Ювенал так же неравнодушен: «Надо боятся не ранней могилы, не горькой кончины, Нет: страшнее, чем смерть, для роскоши - нищая старость. Путь большей частью таков: заемные деньги истратят в Риме при заимодавцах; затем, когда остается самая малость и бедным становится заимодавец, вместо изгнания в Байи бегут и к устрицам ближе - ибо от денежной биржи теперь уж лучше уйти». («Римская сатира», М, Художественная литература,1989).

 

 Лукиан вопиет: «Зачем вы, глупцы, стережете ваше золото? Зачем казните себя, высчитывая проценты, собирая талан за таланом, когда вам скоро придется отправиться к нам, взяв один обол? (разговор в царстве мертвых).

 

Скажи лучше, что делается на земле... Нового ничего: все так же грабят, лжесвидетельствуют, проценты наживают, деньги взвешивают.

 

Пусть после смерти тела их будут мучимы, подобно другим преступникам, а души их да будут отправлены назад, на землю, и да вселятся в ослов и пребывают в них в течение двухсот пятидесяти тысячелетий, переходя от одних ослов в других, и пусть они носят тяжести, подгоняемые ударами бедняков; и только по истечению указанного срока да будет позволено им умереть».

 

«Вопи! Не знай сна и стань таким же желтым, как золото, с которым ты сплавился....И этот (ростовщик) не спит от забот, высчитывая проценты на иссохших пальцах. А спустя немного придется ему все это оставить и сделаться молью, комаром или песьей мухой... Вижу жалкого и глупого человека, которому уже и сейчас живется немногим лучше моли или комара: и он тоже исчах весь от своих расчетов». (Избранная проза. М., Правда,1991).

 

 Без сомнения, ростовщичество стало в Древнем Риме ведущим фактором разложения общества, главным тормозом его экономического развития и неизбежного падения.

 

 Рихард Вагнер в книге «Искусство и революция» пишет: «Римляне имели бога Меркурия, которого они сравнивали с греческим Гермесом. Но его крылатая деловитость приобрела у них чисто практическое значение: она стала символом промышленной предприимчивости, постоянного лозунга “быть начеку” всех этих торгашей и ростовщиков, которые со всех концов римского мира стекались к центру, чтобы поставлять богачам за хорошую плату все те чувственные развлечения, которых нельзя было найти в других местах. Римляне считали торговлю в то же время каким-то плутовством, и, хотя этот торгашеский мир казался им необходимым злом вследствие их все увеличивающейся жажды развлечений, они, тем не менее, питали глубокое презрение к служителям этого мира, и для них бог торговцев Меркурий стал также богом обманщиков и плутов.

 

 Но этот презираемый бог отомстил гордым римлянам и занял их место, покорив себе мир: увенчайте главу его ореолом христианского лицемерия, украсьте его грудь бездушным знаком ордена усопших феодальных рыцарей - и получите бога современного мира, святейшего, благороднейшего бога пяти процентов, хозяина и распорядителя нашего современного искусства».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Карьера всадника в Римской империи (Дрязгунов К. В.) — Римская Слава

Всадники имели собственный cursus honorum, который представлял собой комбинацию военных и административных должностей. Всадник начинал свою карьеру в местных органах власти, например, на должностях эдила или дуумвира, а иногда становился авгуром. Затем он проходил службу в армии на офицерской должности в течение приблизительно 10 лет прежде, чем мог получить назначение на старшие административные или военные должности (Talbert (1996) 340).

Только военная служба давала возможность впоследствии всадникам занимать высшие посты (Cagnat 1890, 109-125; Bravo, Trynkowski 1982, 196-198; Le Bohec 1994, 40-42; Webster 1998, 112-118; Kolendo, Zelazowski 2003, 143-148; Southern 2007, 128-129). До Клавдия всадники могли занимать две военных должности: tribunus militum augusticlavius и praefectus alae [Demougin 1988, 340.]. При Клавдии произошло оформление tres militia [Suet., Claudius 25]. Всадник мог командовать вспомогательными подразделениями (auxilia), причем, вначале когортой (praefectus cohortis), затем алой (praefectus alae). Далее, всадники присоединялись к легиону, для несения службы военными трибунами (tribuni augusticlavii). После Клавдия командование алой стало вершиной tres militiae equestres [Demougin 1988, 297]. Вероятно, при Адриане была введена должность командира двойной алы praefectus alae milliariae [Demougin 1988, 353-355]. Hubert Devijver создал иерархию военных должностей всадников середины второго столетия [Devijver 1992, 67].

Militia I: praefectus cohortis quingenariae / tribunus cohortis voluntariorum — около 300 должностей.Militia II: tribunus militum legionis augusticlavius / tribunus cohortis milliariae — около 190 должностей.Militia III: praefectus alae quingenariae — около 90 должностей.Militia IV: praefectus alae milliariae — около 9 должностей.

Таким образом, приблизительно у 3% всадников, которые закончили службу на уровне Militia I быть шанс достигнуть уровня Militia IV. P. A. Brunt полагал, что каждый пост занимался всадниками в течение одного года [Brunt 1983, 47]. С другой стороны, Le Bohec и М. Hassall утверждали, что каждая из стадий военной карьеры всадника длилась в течение трех лет [Le Bohec 1994, 41; Hassall 2000, 335.]. Однако, Webster и Southern предполагали, что каждая должность занималась в течение трех или четырех лет [Webster 1998, 113; Southern 2007, 129].

Со времени правления Клавдия примипил мог претендовать на должность трибуна вигилов, преторианцев или городской когорты [Demougin 1988, 293-298; 366-385]. Трибун в перспективе мог занять пост прокуратора [Pflaum 1950, 327-328].

К высшим всадническим должностям относились должность префекта Египта, а также должности наместников небольших провинций, например, Иудеи, наместник которой был зависимым от наместника Сирии. Всадники были также procuratores Augusti и ведали, например, финансами.

В Риме всадники занимали многочисленные старшие административные должности, например, заведовали коллегиями в секретариате, созданным при Клавдии, управляли снабжением на посту praefecti annonae.

Как было указано выше, всадники назначались на должность преторианского префекта (Goldsworthy (2003) 64-5), а также на должности командиров флотов — praefecti classis в Мизенуме и Равенне. Префект вигилов также был всадником (Talbert (1996) 340).

Социальная мобильность всадников была характерна с первого столетия. Август открыл всадникам доступ на административные и военные должности, учредив четыре префектуры, которые стали вершиной всаднической карьеры. Он начал назначать всадников на должность Префекта Египта после сражения при Акции и падения Александрии. Должность преторианского префекта, вероятно, возникла во 2 г., префекта вигилов в 6 г., а префекта анноны – в 8 г.

Август сконцентрировал свое внимание на всадниках, владевших сенаторским состоянием и отцы и деды которых родились свободными. Им была дана возможность носить latus clavus (Ovid. Trist. IV. 10. 35), из них же (так же, как и из сенаторов) избирались народные трибуны, и они же получили выбор: остаться ли после окончания срока должности в сенате или вернуться в сословие всадников (Suet. Aug. 40; Dion Cass. LIV. 30). Этот класс всадников обозначался как illustres (insignes и splendidi) equites Romani (Tac. Ann. XI. 4).

В течение 50 лет всадники с достаточным состоянием регулярно становились членами Сената, что продемонстрировал Веспасиан, став сенатором уже только через три поколения. Всадники были менее ограничены в своих действиях, нежели сенаторы, которым запретили осуществлять торговые операции и которые вынуждены были нанимать первых для управления своими делами. Обычными занятиями всадников были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п.

Императоры часто включали во всадническое сословие вольноотпущенников (Plin. H. N. XXXIII. 8).

При Адриане почти все высшие административные посты, которые не замещались лицами сенаторского звания (начальники канцелярий, важнейшие прокураторы), были изъяты из рук вольноотпущенников и переданы всадникам. В это время имущественный ценз перестал быть необходимым условием для занятия всаднических должностей. На эти должности Адриан стал назначать лиц, прошедших известный служебный стаж в армии или на гражданской службе, хотя бы они и не обладали имущественным цензом. Предпочтение при этом отдавалось людям, имевшим юридическое образование. Всякий, кто достигал всаднической должности, тем самым приобретал и всадническое звание. Кроме того, при Траяне и Адриане сбор косвенных налогов через публиканов окончательно прекратился, и, таким образом, исчез главный источник обогащения всадников, что не могло не оказать влияния на ослабление экономических позиций всадничества.

В середине второго столетия установилась строгая последовательность должностей и каждому служебному рангу присваивалась почетная титулатура. Так, сенаторов и членам сенаторских семей именовали viri clarissimi («светлейшие мужи», V.С.). Представители высших всаднических должностей (префект претория, префект Египта) имели титул viri eminentissimi («виднейшие мужи»). Чиновники среднего ранга (praefecti annonae, praefecti vigilum) именовались viri perfectissimi («превосходнейшие мужи»). Низших чиновников всаднического сословия титуловали viri egregii («отличные мужи»). Всаднические титулы присваивались только самим должностным лицам, не распространяясь на членов их семей.

При Августе существовало 25 гражданских должностей для всадников, при Септимии Севере – уже 178: procurator patrimonii, rationis privatae, procurator ludi magni, ab epistulis, libellis, rationibus, cognitionibus, studiis, memoria, commentariis и др. Должности были разделены согласно ежегодному заработку на: sexagenarii — 60 000 сестерциев, centenarii — 100 000 сетерциев, ducenarii — 200 000 сестерциев, trecenarii (с правления Марка Аврелия) — 300 000 сестерциев [Pflaum 1950].

К середине третьего столетия стало обычной практикой вводить всадников в Сенат, но за редким исключением, всадники не могли занимать должности, предписанные сенаторам. И только Галлиен еще более повысил значимость всадников, позволяя им занимать сенатские должности наместников провинций и легатов легионов. Хотя тенденции к специализации в назначениях можно проследить с Адриана. При этом императоре, всадникам, которые занимали юридические или административные должности, позволили не служить в армии (Jones (1964)). В то же время, многие из всадников стали профессиональными офицерами и оставались в армии намного дольше положенных 10 лет [Goldsworthy (2003) 66].

При Севере примипил автоматически становился всадником, с перспективой занятия должности всадника.

Диоклетиан назначал всадников на новые должности викариев, а также президов (praesides) и duces.

От правления Галлиена к правлению Константина всадники усиливали свое влияние в империи, некоторые из них достигали должности Преторианского Префекта и затем получали консулат и входили в Сенат. Некоторые из них даже становились императорами во времена кризиса, как, например, Макрин (217—218).

В третьем столетии префектура была все еще конечной целью карьеры всадников. Фактически они были заместителями императора и получали при этом определенные привилегии. Например, Plautianus получил консулат еще будучи в должности префекта. L. Petronius Taurus Volusianus также стал консулом в январе 261 г. будучи в должности преторианского префекта. Некоторые из префектов были награждены ornamenta consularia без фактического исполнения обязанностей, например, Q. Maecius Laetus был награжден ornamenta в 205 г. Ornamenta consularia возвысила префектов до clarissimi.

При Диоклетиане Aristobulus и Asclepiodotus стали консулами и затем заняли должность praefectus urbi.

Функции префектов изменились при Константине. В 312 г. он распустил преторианскую гвардию, и префекты утратили свои военные функции, став при этом главными администраторами Империи. Возможно, с 324 года должность префектов стала заниматься сенаторами.

Константин же предпринял ряд административных мер, направленных на уменьшение влияния всадников и восстановления значимости сенаторов. При нем общее число сенаторов значительно возросло, во многом, вероятно, из-за его стремления привлечь на свою сторону провинциальную знать перед борьбой за власть с Лицинием. Пополнение сената произошло за счет всаднического сословия, так как высокопоставленные всаднические чиновники и офицеры возводились в сенаторское сословие, которое из-за этого потеряло свою однородность. Реорганизация сенаторского слоя привело к тому, что всадническое сословие утратило своих самых способных представителей, и поднявшаяся в него мелкая бюрократия являлась плохой заменой. И это привело к тому, что всадничество лишилось своего престижа и функций. Социальный подъем впредь стал возможным и без обычной карьеры всадников и сенаторов. В итоге, в конце четвертого столетия всадники сходят с политической арены.

H. Devijver показал, что между 30 до н.э. — 268 гг. только 2 000 или 2 100 должностей из около 50 000 — занимались всадниками, что, вероятно, составляло около 4 % [Zyromski 2001, 18]. R. Sablayrolles указал, что нам известны из эпохи принципата имена ста одного префекта преторианской гвардии (praefecti praetorio), ста двадцати трех префектов Египта (praefecti Aegypti) и только тридцати восьми префектов вигилов (praefecti vigilum), а также двадцати трех praefecti annonae [Sablayrolles 1999, 352].

Литература:

Bravo, Trynkowski 1982 — B. Bravo, J. Trynkowski, Epigrafika; Vademecum historyka starozytnej Grecji i Rzymu, pod red. E. Wipszyckiej, I, Warszawa 1982, 155-212.Cagnat 1890 — R. Cagnat, Cours d’epigraphie latine, Paris 1890.Demougin 1988 — S. Demougin, L’ordre equestre sous les julio-claudiens, Collection de l’Ecole Francaise de Rome 108, Roma 1988.Devijver 1992 — H. Devijver, Equestrian Officers in the East; H. Devijver, The Equestrian Officers of the Roman Imperial Army (Mavors IX), Stuttgart 1992, 66-100.Goldsworthy, Adrian (2000): Roman Warfare.Goldsworthy, Adrian (2003): The Complete Roman Army.Jones, A.H.M. (1964): Later Roman Empire.Hanslik 1970 — R. Hanslik, s. v. L. Iulius Vehfiljius GrfatusJ Iulianus, RE Suppl. XII, 1970, col. 509-510.Hassall 2000 — M. Hassall, «The Army» in Cambridge Ancient History, vol. XI: «The High Empire, A.D. 70-192», Cambridge 2000, 320-343.Kolendo, Zelazowski 2003 — J. Kolendo, J. Zelazowski, Teksty i pomniki. Zarys epigrafiki rzymskiej okresu Cesarstwa Rzymskiego, Warszawa 2003.Le Bohec 1994 — Y. Le Bohec, The Imperial Roman Army, London 1994.Luc 2008 — I. Luc, Prozopografia w badaniach nad karierami zolnierzy wojsk rzymskich [w:] Dzieje biurokracji na ziemiach polskich, 1.I, pod red. A. Goraka, I. Lucia i D. Magiera, Lublin-Siedlce 2008, 13-27.Pflaum 1950 — H. G. Pflaum, Les procurateurs equestres sous le Haut — Empire romain, Paris 1950.Sablayrolles 1999 — R. Sablayrolles, Fastigum equestre. Les grandes prefectures equestres [w:] L’ Orde Equestre. Historie d’une aristocratie (II siecle av.J.C. — Hie siecle ap.J.C), Rome 1999, 351-389.Southern 2007 — P. Southern, The Roman Army. A Social and Institutional History, Oxford 2007.Talbert, Richard (1996): The Senate and Senatorial and Equestrian Posts. In Cambridge Ancient History, Vol X 2nd Edition. Cambridge University Press, Cambridge.Walser 1993 — G. Walser, Romische Inschrift-Kunst. Romische Inschriften fur den akademischen Unterricht und ah Einfuhrung in die lateinische Epigraphik, Stuttgart 1993.Webster 1998 — G. Webster, The Roman Imperial Army of the First and Second Centuries A.D., Oklahoma-London 1998.Zyromski 1994 — M. Zyromski, Specialization — The hidden feature of the Roman provincial administration, «Pomoerium», 1, 1994, 63-68.Zyromski 2001 — M. Zyromski, Praefectus Classis: the Commanders of Roman Imperial Navy during the Principate, Poznan 2001.

Источник:

Дрязгунов К. В.Специально для проекта «Римская Слава».Использование данного произведения возможно только с письменного разрешения автора.

www.roman-glory.com

definition of Всадники (Древний Рим) and synonyms of Всадники (Древний Рим) (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Всадники, иногда — эквиты (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), всадники превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд всадников стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. всадники превратились в особое сословие римского общества — денежную аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями всадников были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние всадников было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы.Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание всадника стало передаваться по наследству. С I века н. э. из всадников комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия всадников был Макрин (217—218).

Сословие всадников в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть всадничества была включена в разряд сенаторов.

См. также

Литература

dictionary.sensagent.com

Всадник (Древний Рим) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Римский эквит (реконструкция) У этого термина существуют и другие значения, см. Всадники.

Экви́ты[1][2][3][4][5][6][7][8][9] (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) эквиты, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), эквиты превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд эквитов стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. эквиты превратились в особое сословие римского общества — финансовую аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями эквитов были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние эквитов было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы. Особое значение эквиты приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)[ | ]

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание эквита стало передаваться по наследству. С I века н. э. из эквитов комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия эквитов был Макрин (217—218).

Сословие эквитов в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть эквитов была включена в разряд сенаторов.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «В манипулярный легион входили войска еще двух типов: уже упоминавшиеся выше велиты и эквиты — кавалерия».
  2. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «Эквиты, или конники легиона, насчитывали примерно 300 чел. и организационно объединялись в 10 турм (turmae) по 30 чел. в каждой».
  3. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 29: «Кроме того, Ромул также учредил отряд всадников, называвшихся эквитами, организовав из них три центурии по 100 человек каждая, поровну взяв их из трёх триб».
  4. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «Тогда службе в кавалерии отдавали предпочтение перед службой в пехоте, но эти всадники считались ниже эквитов».
  5. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «В Риме класс эквитов существовал много лет спустя после того, как перестал использоваться в качестве отдельного корпуса кавалерии, составлявшей часть армии».
  6. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «Хотя в поздних войнах эквиты не выступают как особый корпус кавалерии, о них часто пишут, поскольку они назначались на должности, требующие доверия».
  7. ↑ Денисон, 2014, Конница в сражениях с Ганнибалом, с. 31: «Все эквиты, находившиеся на службе в армии, должны были жить в Риме, что и определило их особое социальное положение».
  8. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 40: «Римские эквиты числом в 2400 человек встали на правом фланге, перед 8 тысячами всадников тяжелой кавалерии Ганнибала».
  9. ↑ Чубарьян, 2003, с. 200: «...эквиты - конные воины с копьём, мечом и маленьким круглым щитом...».

Литература[ | ]

  • Кайли К. Иллюстрированная энциклопедия воинов Римского мира, VIII в. до н.э. – 1453 г. = Illustrated Encyclopedia Of Uniforms Of The Roman World / под ред. А. Ефремова; пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 256 с. — (Всемирная история военной формы). — 1100 экз. — ISBN 978-5-699-74402-2.
  • Денисон Д. Т. История кавалерии. Вооружение, тактика, крупнейшие сражения / под ред. Е. Л. Шведовой; пер. с англ. С. В. Федорова. — М.: Центрполиграф, 2014. — 301 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9524-5109-4.
  • Древний мир: В 2 кн. Кн. 1. А—К. / под ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Олма-Пресс Образование, 2003. — 320 с. — (Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика»). — ISBN 5-94849-480-2.
  • Livius.org: Eques (Knight)

encyclopaedia.bid

История ростовщичества в Древнем Риме. Был ли Сенека ростовщиком? Каких лошадей оседлали «всадники»?. «ФЕНОМЕН РОСТОВЩИЧЕСТВА»

 

В ранней истории Древнего Рима ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов - латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан, а само занятие вначале считалось презренным.

 

 И, тем не менее, самые большие прибыли в Риме давало именно ростовщичество. Видный сенатор Катон написал книгу о ведении хозяйства в поместье. Из этой книги видно, что на вилле производилось почти все необходимое для хозяйства; только некоторые орудия труда хозяин покупал на рынке. Поля подвергались тщательной обработке, землю вспахивали до трех раз, урожайность пшеницы составляла 15 ц/га. Товарной продукцией поместья были вино и оливковое масло. Катон пишет, от поместья не стоит ждать богатства, для обогащения «лучше заняться торговлей, но она опасна, или ростовщичеством, но оно не почтенно».

 

 Во II-I веках Рим завладел крупными провинциями вне Италии, а, между тем, римское государство не имело чиновничьего аппарата для проведения кадастров и сбора налогов. Налоги в этих провинциях сдавались на откупа компаниям римских откупщиков-публиканов, которые вносили в казну положенную сумму авансом, а потом бесконтрольно обирали население провинций – и бывало, что полностью разоряли города и округа.

 

Откупщики брали в аренду у казны рудники, соляные варницы, сбор пошлин в таможнях. Откупные компании занимались банковскими операциями, любой человек мог дать деньги откупщикам и получать с них проценты. Капиталы откупных компаний делились на паи – нечто вроде акций, эти паи продавались и покупались. На римском форуме действовала биржа, там за столами сидели банкиры, продавали и покупали паи, обменивали монеты разных стран, давали ссуды.

 

 Ростовщики ссужали деньги своему государству для ведения войн, для получения податей от покоренных провинций. Государство занимало суммы больше, чем те, которыми владели отдельные лица. В таких случаях на помощь приходили акционерные компании, которые тогда образовывались. Таким образом, ростовщики создавали и первые акционерные компании. Банкиры Древнего Рима - менсарии и агрентарии принимали в качестве вкладов деньги римской знати, которые последняя привозила из завоевательных походов, но сама не желала вкладывать в производство или торговлю. Эти деньги ссужались купцам или производителям, и, таким образом, производители кредитовали производство. Римские банкиры имели свое место на форуме, но вместо греческих столиков здесь банкирский промысел осуществлялся на массивных лавках. Тесная связь банкирского промысла с форумом наглядно иллюстрируется термином, означавшем банкротство – «fogo cedere. Abire. A fogo figure» - уступить место на форуме, сбежать с форума. При Сулле составилось общество Азианов с таким значительным капиталом, что оно могло ссудить государству 20000 таланов. Двенадцать лет спустя этот долг вырос до 120000 таланов. Маленькие капиталы вкладывались в акции больших акционерных обществ. Так что по рассказам Полибия весь город Рим участвовал в различных финансовых предприятиях. Самые мелкие вкладчики имели свою часть в предприятиях публикатов, т.е. в откупе налогов и государственных земель.

 

 Интересна история некоего Каллиста, жившего в Риме времен раннего христианства. «Этот Калист в первом периоде своей жизни благодаря особенным способностям в области денежных операций устроил денежную контору. Он был сначала рабом знатного христианина, который дал ему крупную сумму, чтобы он вложил ее в свой банк. Но после того как Каллист растратил многочисленные вклады, сделанные вдовами и другими кредиторами и очутился на краю банкротства, его господин потребовал от него отчета. Но неверный раб бежал, был затем пойман и послан господином на мельницу. Освобожденный по просьбе христианских братьев, посланный префектом в сардинские рудники, он приобретает расположение Марции, влиятельной метрессы императора Коммода. Благодаря ее заступничеству он получает свободу, чтобы сейчас же после этого быть выбранным в римские епископы». (Каутский. Происхождение христианства. М.1991.)

 

 Государство стало мало-помалу передавать все свои косвенные доходы и все сложные расчеты и сделки в руки посредников, которые уплачивали казне или получали от нее условленную сумму и затем уже хозяйничали на свой собственный риск. За такие предприятия могли браться понятно только крупные капиталисты и преимущественно крупные землевладельцы, потому что государство было очень требовательно насчет материального обеспечения; таким образом, возник тот класс откупщиков и ростовщиков, который имеет такое большое сходство с теперешними биржевыми спекулянтами и по своему поразительно быстрому обогащению, и по своей власти над государством, которому он, по-видимому, оказывал услуги, и, наконец, по нелепой и бесплодной основе своего денежного могущества. Крупные землевладельцы в Риме также были ростовщиками. Борьба между плебеями и патрициями была не только борьбой между аристократией и демократией за политические права, не только борьбой между крупными землевладельцами и крестьянством за общинные поля, но и борьбой между ростовщиками и должниками. Образовался особый класс ростовщиков, получивших особую сословную организацию, или класс «всадников».

 

 В эту эпоху в Риме возвысилось сословие «всадников»- римской денежной аристократии. Для того чтобы быть всадником в начале II века до нашей эры, требовалась собственность в размере 400 тысяч сестерциев. Обычным занятием всадников была крупная торговля и откуп налогов с провинций. В их руках за счет торговых и финансовых операций сосредотачивались огромные капиталы, добываемые, как правило, путем ограбления населения провинций при откупах. Функции сбора налогов передавались римским «всадникам», которые выплачивали государству требуемую сумму налогов и старались вознаградить себя по мере возможностей. Провинции были им предоставлены в жертву, и они высасывали с них все соки. Например, республиканец Юлий Брут совершил «великолепные спекуляции», дав в долг деньги, царю Капподокийскому и городу Саламину. Последнему он ссудил под 48%. Это был не особенно высокий процент. Встречались городские займы, заключенные под 75%. Крупный банкирский дом Рабирия при Цезаре ссудил изгнанному царю Птолемею Египетскому весь свой капитал и капитал своих друзей из расчета 100%. Когда Птолемей опять вступил на престол, он не уплатил ни гроша и приказал бросить в тюрьму своего назойливого кредитора, смотревшего на все Египетское Царство, как на свою на свою собственность. Однако, Рабирию удалось бежать в Рим, и Цезарь дал ему возможность приобрести новое состояние на поставках для африканской войны. Глава римских всадников Аттик давал деньги взаймы частным лицам и подвластным Риму городам из 36-48% годовых.

 

 «Римские правители провинций делают что хотят, - писал Л.А. Тихомиров. «Они царьки. Им платят, дань подчиненные Риму цари. Они грабят провинции. Не лучше было и в Риме. Главную основу состояния Красса составили спекуляции во время проскрипций Суллы и опустошений Мария. Красс скупал задешево имения проскриптов и опустошенные дома, а потом перепродавал их. Выгодную спекуляцию составлял также торг невольниками, обогативший, между прочим, Катона. Откуп государственных налогов создал также множество богачей. О грабеже провинций нечего и говорить. Красс в одном иерусалимском храме награбил на 15 миллионов рублей, (речь идет о дореволюционных рублях, в современных ценах это приблизительно 15*10 в12 степени!). Помпей получал с каппадокийского царя ежемесячно по 37000 руб.; о добыче его во время войны с Митридатом можно судить по тому, что во время своего триумфа подарил каждому солдату своей армии по 327 руб. Громадные состояния, таким образом, составленные, помогали захватывать власть. Искатели должностей и поили, и кормили, и потешали зрелищами “самодержавных” наших избирателей, издерживая на это миллионы. Должностные лица закупались и продавали не только справедливость, но и самый Рим. Масса граждан развращалась подкупом и кормежкой, но, конечно, жила в виде полунищего пролетариата. Сама столица Рим, - которого население фактически узурпировало власть “самодержавного народа” Римского государства, была сосредоточием этого контраста двух классов. О размерах низшего класса самодержавной голытьбы, скитавшейся в столице, можно судить по тому, что до Юлия Цезаря 320 000 человек пользовались даровой раздачей хлеба от республики”.

 

«Денежные средства Цезаря никоим образом не могли иссякнуть, ибо он обладал в высшей степени тем качеством, которое во все времена отличало наиболее «избранных» молодых людей аристократического происхождения: умением делать долги и еще большим умением, даже искусством, жить кругом в долгах, не теряя из-за этого ни на минуту прекрасного настроения.

 

Цезарь с увлечением собирал произведения искусства, а за красивых и ученых рабов платил такие неслыханные цены, что даже сам запрещал вносить их в хозяйственную отчетность. Близ озера Неми он построил за огромные деньги виллу, но она ему не понравилась, и он приказал срыть ее до основания. Плутарх сообщает, что Цезарь еще до того, как получил первую должность, очевидно квестуру, имел долгов на 1300 талантов (или 8 миллионов денариев). Однако это ничуть не повлияло на широкий образ его жизни и на щедрость его трат в ближайшем будущем». (Светоний. «Жизнеописание 12 цезарей»)

 

«Тяжелые, частью неудачные войны и вызванное этими войнами обложение чрезмерными военными налогами и трудовыми повинностями довершили остальное, вытеснив землевладельца из дома и обратив его в слугу, если не в раба заимодавца, или же фактически низведя его как неоплатного должника в положение временного арендатора при его кредиторах. Капиталисты, перед которыми тогда открылось новое поприще для прибыльных, легких и безопасных спекуляций, частью увеличивали этим путем свою поземельную собственность, частью предоставляли название собственников и фактическое владение землей тем поселянам, личность и имущество которых находились в их руках на основании долгового законодательства. Этот последний прием был самым обыкновенным и самым пагубным: хотя он иных и спасал от крайнего разорения, но ставил поселянина в такое непрочное и всегда зависевшее от милости кредитора положение, что на долю поселянина не оставалось ничего кроме отбывания повинностей и что всему земледельческому сословию стала угрожать опасность совершенной деморализации и утраты всякого политического значения. Когда старое законодательство заменяло ипотечный заем немедленной передачей собственности в руки кредитора, намерение законодателя было предотвратить обременение поземельной собственности долгами и взыскивать государственные повинности с действительных собственников земли; это правило было обойдено при помощи строгой системы личного кредита, которая могла быть пригодна для торговцев, но разоряла крестьян.

 

Строгое применение долгового законодательства, как гласит рассказ, возбудил раздражение среди всего крестьянства.

 

 Когда в 495 г. до н.э. был сделан призыв к оружию ввиду предстоявших опасностей войны, военнообязанные отказались повиноваться. Затем, когда консул Публий Сервилий временно отменил обязательную силу долговых законов, приказав выпустить на свободу арестованных должников и прекратить дальнейшие аресты, крестьяне явились на призыв и помогли одержать победу. Но по возвращении с поля битвы домой они убедились, что с заключением мира, из-за которого они сражались, их ожидают прежняя тюрьма и прежние оковы; второй консул Аппий Клавдий стал с неумолимой строгостью применять долговые законы, а его коллега не посмел этому воспротивиться, несмотря на то, что его прежние солдаты взывали к нему о помощи». (Моммзен Теодор, «История Рима»; Наука, Ювента, Санкт-Петербург, 1994).

 

 Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней республики как судьи. Первым императором из сословия всадников был Макрин (217-218 гг. н.э.). При императоре Константине Великом (306-337) большая часть всадников была включена в разряд сенаторов, после чего сословие всадников перестало существовать. Не всегда всадники торжествовали в римской истории. После поражения популяров в гражданской войне предшественник Цезаря Сулла казнил 2600 римских всадников и 90 сенаторов, головы которых долго потом "украшали" римский форум.

 

 В Римской Империи на протяжении всей ее истории непомерные долговые обременения угнетаемых социальных слоев и целых народов, становились затравочным катализатором крупнейших исторических процессов. В 323 г. н.э. в империи вспыхнуло восстание галлов, вызванное непомерными налогами откупщиков, а вторжение в Британию и 50 летнее истребление бритов римскими легионами также было вызвано непомерными долговыми обременениями бритов со стороны всадников, среди которых по отношению к бритам ведущую роль играл, как это ни удивительно, знаменитый философ Сенека, который также был всадником. Сенека навязал британцам заем в 40 млн. сестерций за высокие проценты, внезапное и насильственное взыскание которого послужило поводом к восстанию провинции в 60-м году н.э.

 

 Высокий уровень процента и долговой гнет играли важную роль в обострении борьбы мелких производителей против крупных землевладельцев и ростовщиков. Под давлением должников-плебеев римскому рабовладельческому государству не раз приходилось издавать законы, устанавливавшие предельную норму процента.

 

 Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название), ограничивающие ростовщичество. В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Закон XII таблиц запрещал норму процента на капитал свыше 8,5% в год. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 и 1/3 процента в год. Рим 80-60-х годов IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев волнений закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV в. до н.э.; она окончилась неудачей. Марк Манлий погиб, но волнения не прекратились. По преданию, 10 лет плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 г. до н.э. патриции были вынуждены уступить. По закону Лициния - Секстия было запрещено оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой вопрос. Законодатели не пошли на полную отмену (кассацию) долгов, но значительно уменьшили задолженность путем следующего перерасчета: уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.

 

 С развитием общества правовые нормы дифференцировались и обобщались. Долговые отношения между заимодавцем и занимателен, назывались - прекарий (prekarium- лат данное в долг). Итогом гражданских процессов было долговое рабство, даже умерщвление должника, если он в течение 60 дней не мог погасить долг. Позднее это наказание было смягчено, и должник должен был отработать долг личным трудом (долговое рабство). Закон Петилия-Папирия от 326 года до н.э. запрещал обращать в рабство за долги. Такое наказание в период расцвета Республики было заменено конфискацией имущества. Причем должник, лишаясь всего своего состояния, лишался и чести. Смягчения наказания можно было достигнуть путем добровольного отказа от имущества. Во времена принципата судопроизводство изменилось. Как и прежде, происходило принудительное приведение приговора в исполнение. Существовал закон pecunae repetundae-, деньги, которые должны быть востребованы обратно. Для этих целей в Риме до 140 года до н.э. существовала постоянная судебная палата. Однако теперь конфисковывалась только та часть имущества, которая была необходима для требования заимодавца. В позднереспубликанскую и императорскую эпоху максимальный размер процента был установлен -1 % в месяц. Эдикт о твердых ценах Диоклетиана 301 г.н.э. был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Однако эти законы обычно нарушались и обходились ростовщиками. Питирим Сорокин. (Человек, цивилизация, общество.М, изд.Политическая литература,1992.) сообщает: “Во времена Сервия Тулия (VI в. до н.э.)... разница между бедными и богатыми классами, по его реформе. Заключалась во владении от 2-5 до 50 югеров земли. Так как в этот период земля представляла основное богатство, то из 193 центурионов 98 состояли из людей самого богатого класса».

 

Возмущенные ростовщической эксплуатацией, должники неоднократно устраивали восстания, требуя полной отмены долгов и процентных платежей. Такое требование выдвигалось, например, во время двух крупных восстаний плебеев в 48 и 47 гг. до н. э.

 

 О нравах Древнего Рима, развращенного ростовщичеством, много свидетельств в древнеримской литературе.

 

 Гораций отмечает: «Все ненавидят тебя! Ты дивишься? Чему же? Ты деньги в мире всему предпочел, за что же любить тебя людям?

 

Вот Фуфидий прослыть испугается мотом: он, у кого и денег и поместий немало, пять процентов в месяц берет с должников, и чем больше кто нуждой стеснен, тех более он притесняет!». (Римская сатира, М, Художественная литература,1989).

 

 Ювенал так же неравнодушен: «Надо боятся не ранней могилы, не горькой кончины, Нет: страшнее, чем смерть, для роскоши - нищая старость. Путь большей частью таков: заемные деньги истратят в Риме при заимодавцах; затем, когда остается самая малость и бедным становится заимодавец, вместо изгнания в Байи бегут и к устрицам ближе - ибо от денежной биржи теперь уж лучше уйти». («Римская сатира», М, Художественная литература,1989).

 

 Лукиан вопиет: «Зачем вы, глупцы, стережете ваше золото? Зачем казните себя, высчитывая проценты, собирая талан за таланом, когда вам скоро придется отправиться к нам, взяв один обол? (разговор в царстве мертвых).

 

Скажи лучше, что делается на земле... Нового ничего: все так же грабят, лжесвидетельствуют, проценты наживают, деньги взвешивают.

 

Пусть после смерти тела их будут мучимы, подобно другим преступникам, а души их да будут отправлены назад, на землю, и да вселятся в ослов и пребывают в них в течение двухсот пятидесяти тысячелетий, переходя от одних ослов в других, и пусть они носят тяжести, подгоняемые ударами бедняков; и только по истечению указанного срока да будет позволено им умереть».

 

«Вопи! Не знай сна и стань таким же желтым, как золото, с которым ты сплавился....И этот (ростовщик) не спит от забот, высчитывая проценты на иссохших пальцах. А спустя немного придется ему все это оставить и сделаться молью, комаром или песьей мухой... Вижу жалкого и глупого человека, которому уже и сейчас живется немногим лучше моли или комара: и он тоже исчах весь от своих расчетов». (Избранная проза. М., Правда,1991).

 

 Без сомнения, ростовщичество стало в Древнем Риме ведущим фактором разложения общества, главным тормозом его экономического развития и неизбежного падения.

 

 Рихард Вагнер в книге «Искусство и революция» пишет: «Римляне имели бога Меркурия, которого они сравнивали с греческим Гермесом. Но его крылатая деловитость приобрела у них чисто практическое значение: она стала символом промышленной предприимчивости, постоянного лозунга “быть начеку” всех этих торгашей и ростовщиков, которые со всех концов римского мира стекались к центру, чтобы поставлять богачам за хорошую плату все те чувственные развлечения, которых нельзя было найти в других местах. Римляне считали торговлю в то же время каким-то плутовством, и, хотя этот торгашеский мир казался им необходимым злом вследствие их все увеличивающейся жажды развлечений, они, тем не менее, питали глубокое презрение к служителям этого мира, и для них бог торговцев Меркурий стал также богом обманщиков и плутов.

 

 Но этот презираемый бог отомстил гордым римлянам и занял их место, покорив себе мир: увенчайте главу его ореолом христианского лицемерия, украсьте его грудь бездушным знаком ордена усопших феодальных рыцарей - и получите бога современного мира, святейшего, благороднейшего бога пяти процентов, хозяина и распорядителя нашего современного искусства».

litresp.ru