Наказание в древней руси. Наказания в Древней Руси: как наши предки боролись с преступниками
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие наказания практиковались на Руси. Наказание в древней руси


Наказания в Древней Руси - Смертная казнь

О наказаниях в Древней Руси

Мы знаем, что славяне сначала жили небольшими патриархальными группами ― родами. Затем пришел общинный быт, где родовая связь уже слабела, появлялся некий союз, державшихся на общих интересах, взаимной защите. Но, конечно, сознания целостностности, какой-то начальной государственности, не было. Поэтому любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у славян в форме кровной мести за убийство. Мстить мог только один из близких убитого: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку. Если же убийца скрывался, его имущество поступало в пользу ближайшего родственника убитого. Когда родственников не находилось и мстить было некому, убийца наказывался штрафом в пользу князя.«Мстити себе, мстити своих»,— так говорили в IX в. До нас дошли сведения о мести княгини Ольги за смерть своего мужа князя Игоря. Она потребовала в виде дани с древлян по три воробья и голубя с каждого двора. Ольга велела привязать к птицам зажжен¬ный трут с серой и пустить их на волю. Птицы воротились в свои гнез¬да, и в городе начался пожар. Жители пытались спастись бегством, но их встречали мечи ольговой дружины.А Свенельд, старый воевода Святослава, просил Ярополка идти вой¬ной на брата, желая отомстить за своего сына.Владимир мстил Ярополку, Рогнеда — Владимиру. Ярослав, выступая после смерти Бориса и Глеба против своего бра¬та Святополка, обращается к Богу: «Не яз почах убивати братью, а он; да будет отместник Бог крови братья моею».Ослепленный князь Василько мстил своему врагу и вместе с ним невиновному народу, приказывая всех убивать: «И сотвори мщение на людех неповинных».Но времена менялись. Славяне становились христианами, что, не¬сомненно, сказывалось на нравственной сути человека, княжеское за¬конодательство набирало силу.Кровная месть начинала выглядеть уже несколько диковато, и в первом своде русских законов «Русской Правде» о ней лишь сказано:«Убьет муж мужа, то мстит брату брат, или сынови отца, любо отцю сына или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будет кто мьстя, то 40 гривен за голову: аще будет Русин, любо гридин, любо купчина, любо ябедник, любо мечник; аще изгои будет, любо Словенин, то 40 гривен положити за нь».После смерти Ярослава Мудрого его сыновья на совете с боярами отменили право родовой мести и окончательно заменили денежным выкупом.Долгий процесс формирования феодальных отношений и классов завершился образованием государства.Конечно, если государство существует, оно нуждается в каких-то правовых нормах. Наиболее ранними дошедшими до нас памятниками древнерусского права являются договоры киевских князей с Византийской империей.С наступлением весны каждый год отправлялись русские купцы в столицу Византии Царьград. Торговый сезон длился полгода. За это время не могли не случаться недоразумения, конфликты между русскими и подданными империи. Сама ситуация требовала закона.В 911 г. князь Олег послал в Царьград пятерых «мужей», заключивших первый в истории России международный письменный договор, сохранившийся в летописи. Его обычно называют «Договор русских с греками».Нормы раннего права даны и в первой части «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, не что иное, как грамота Ярослава Мудрого, изданная в 1016 г. В ней 18 статей, предназначенных, по всей видимости, гасить недоразумения, возникающие среди дружинников. Обозначены преступления: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды. Известны нам также уставы князей Владимира и Ярослава, определявшие долю церкви в княжеских доходах и преступления, подлежащие церковному суду.Очевидно, что уставы покоятся на заповедях Божьих. В них сходятся два взгляда на преступление: народный и церковный.Может вызвать недоумение система обильных штрафов. Но с точки зрения православной церкви, источник наказания (греха) заключается в страсти к гордыне, различным плотским удовольствиям. Наказание штрафом служит средством ликвидировать этот источник, изымая денежные средства,Такая система была главной в русском законодательстве почти до XVI в. На денежных штрафах построены Двинская Судная Грамота 1398 г., Псковская Судная Грамота и Новгородская 1471 г. Но уже пеня (продажа) взимается в пользу общественной власти: штраф платится князю или его наместнику.Во второй половине XI в. появился сборник законов, принятых князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. В истории его называют «Правдой Ярославичей». Законы определяли наказания: так, за убийство приближенного князя — огнищанина, тиуна, мечника, старосты — полагался большой штраф в 80 гривен (около 5 кг серебра). Он в шестнадцать раз превышал пеню за убийство смерда. Полагались штрафы за посягательство на княжескую собственность: землю, скот, бортные ухожаи и пр.На основе «Древнейшей Правды» и «Правды Ярославичей» и, конечно же, не без влияния церковно-византийского права в конце XI или в начале XII в. возник правовой сборник, известный под названием Краткой редакции «Русской Правды».До середины XI в. княжеские суды могли еще обходиться без свода законов. Действовали древние обычаи, которые являлись как бы мерилом всякого поступка.Но жизнь государства становилась все сложнее, а судебная практика ставила вопросы, ответы на которые в обычаях уже найти было нельзя.Появилась «Русская Правда» — свод законов, а ныне памятник древнего русского права. Большинство исследователей сходятся в том, что этот сборник начал составляться в конце Х в. или в начале XI в. и дополнялся и перерабатывался вплоть до половины XIII в.«Русская Правда» еще не знает преступлений против общества и против государства. Преступлениями считаются деяния, посягающие на жизнь и здоровье людей и на их имущество. Строго учитывалось, кто совершил преступление: свободный человек или холоп.Возмездием за преступление в основном являлись денежные штрафы — виры и продажи, и лишь иногда личное наказание — поток. Виры были трех видов: 80-гривенная, 40-гривенная и 20-гривенная, продажи — 12, 3 гривны и т. д.Закон уже обращает внимание на обстоятельства, при которых произошло преступление, с умыслом оно сделано или нет.«Русская Правда» различала два вида убийств: «убийство на разбое без всякой свады и убийство в сваде». Первое — убийство — «без раздражения», второе — «в раздражении», вследствие ссоры или драки.За лишение жизни на «разбое без всякой свады» назначались поток (изгнание) и разграбление имущества.За убийство в сваде взымался штраф — вира личная или общинная. За лишение жизни княжа мужа — 80 гривен, если он не был зачин¬щиком, и 40 гривен, если он сам затевал сваду. За убийство свободного людина — 40 гривен, если не им был дан повод к сваде, если же им, то 20 гривен. За убийство в сваде холопа или татя, пойманного на татьбе,— 12 гривен.За случайное убийство, а также за лишение кого-либо жизни при защите себя или своего имущества виновный от ответственности ос¬вобождался. Нанесение увечий, ран и побоев злоумышленно без свады наказывалось так: за раны — 12 гривен, за побои со следами — 12 гривен, без следов — 3 гривны. В сваде: за раны — 3 гривны, за побои со следами — 3 гривны, без следов — 60 кун. Если увечье, раны причинял холоп, да к тому же свободному людину, то он подлежал не суду, а частной мести.Наказания за татьбу учитывали состояние преступника: свободный он человек или холоп. Различались преступники и по мере участия в преступлении: говорится впервые об укрывателях воровского и о покупщиках татебного. Господствовала все та же система штрафов.Размеры зависели от предмета татьбы (за кражу холопа и бобра, например, взималось 12 гривен), от места, из которого произведено воровство.Всего существовало четыре вида выкупов: годовщина, вира обыкновенная и дикая, продажа и урок.Годовщина принадлежала истцу, потерявшему через преступление близкого человека. Вира поступала в княжескую казну ― это когда у убитого не было родственников. Если убийца был неизвестен, штраф платило общество. Составлявшее округ (вервь), на территории которого преступление совершилось. Это дикая вира.Продажа ― штраф, платившийся виновным за нарушение личных чужих прав (кроме убийства). Уроки платились за материальный и за убийство холопов.На основе «Русской Правды» возникли местные феодальные судебники: Псковская и Новгородская судные грамоты, судебники Рязанского и Ростовского княжеств. Правовую жизнь обеспечивали также княжеские грамоты о земельной собственности, уставные грамоты наместничьего управления, определявшие права бояр, договорные княжеские грамоты.С XIV в. во время объединения русских земель вокруг Москвы закладывалась и основа для объединения правовых положений княжеств.

ru-death-penalt.livejournal.com

Как устанавливали вину за преступления в Древней Руси?

Особенности древнерусского законодательства

Одно из главных отличий древнерусского законодательства от современного заключается в том, что в первом не было такого понятия, как ограничение уголовной ответственности ввиду психической невменяемости или несовершеннолетия преступника. И подростки, и юродивые отвечали за свои дела наравне со взрослыми и здоровыми людьми.

Существенные различия заключаются и в определении виновности, а также в мере наказания за те или иные преступные действия. Очень большое значение для установления вины значило социальное положение подсудимого и обвинителя. Когда простого холопа обвинял его хозяин, у первого практически не было шанса доказать свою невиновность.

Но и среди свободных русичей вопрос доказательства вины решался довольно своеобразно. Чтобы доказать, что какое-то лицо виновно в нанесении побоев, обвинителю достаточно было продемонстрировать синяки на своем теле и показать пальцем на того, кого он считал виноватым.

Помимо внешних признаков в ходу был и так называемый «свод». Под ним подразумевались показания очевидцев и процедура поиска украденной вещи (если речь шла о воровстве). Доказать или опровергнуть виновность лица могли «видоки» или «послухи». Первые — очевидцы преступления. К категории послухов относились все, кто хоть что-то слышал об обвиняемом и мог подтвердить, что он хороший или, наоборот, плохой человек.

Если ни очевидцев, ни материальных свидетельств преступления не было, подозреваемого подвергали «Божьему суду». Под этим термином понималось испытание раскаленным железом или водой, а также целование креста и принесение клятвы на Библии.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формаль­ных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, пос­кольку считалось, что Бог помогает правому. Невинность человека также считалась абсолютно доказанной, если он выдерживал пытки железом или водой. Относительно клятв русичи верили, что человек просто не может ложно присягнуть на святом кресте, потому что после смерти за такое попадет в ад.

russian7.ru

Как наказывали за преступления на Руси

Особенности древнерусского законодательства

Одно из главных отличий древнерусского законодательства от современного заключается в том, что в первом не было такого понятия, как ограничение уголовной ответственности ввиду психической невменяемости или несовершеннолетия преступника. И подростки, и юродивые отвечали за свои дела наравне со взрослыми и здоровыми людьми.

Существенные различия заключаются и в определении виновности, а также в мере наказания за те или иные преступные действия. Очень большое значение для установления вины значило социальное положение подсудимого и обвинителя. Когда простого холопа обвинял его хозяин, у первого практически не было шанса доказать свою невиновность.

Но и среди свободных русичей вопрос доказательства вины решался довольно своеобразно. Чтобы доказать, что какое-то лицо виновно в нанесении побоев, обвинителю достаточно было продемонстрировать синяки на своем теле и показать пальцем на того, кого он считал виноватым.

Помимо внешних признаков в ходу был и так называемый «свод». Под ним подразумевались показания очевидцев и процедура поиска украденной вещи (если речь шла о воровстве). Доказать или опровергнуть виновность лица могли «видоки» или «послухи». Первые — очевидцы преступления. К категории послухов относились все, кто хоть что-то слышал об обвиняемом и мог подтвердить, что он хороший или, наоборот, плохой человек.

Если ни очевидцев, ни материальных свидетельств преступления не было, подозреваемого подвергали «Божьему суду». Под этим термином понималось испытание раскаленным железом или водой, а также целование креста и принесение клятвы на Библии.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формаль­ных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, пос­кольку считалось, что Бог помогает правому. Невинность человека также считалась абсолютно доказанной, если он выдерживал пытки железом или водой. Относительно клятв русичи верили, что человек просто не может ложно присягнуть на святом кресте, потому что после смерти за такое попадет в ад.

russian7.ru

Какие наказания за преступления существовали на Руси

Особенности древнерусского законодательства

Одно из главных отличий древнерусского законодательства от современного заключается в том, что в первом не было такого понятия, как ограничение уголовной ответственности ввиду психической невменяемости или несовершеннолетия преступника. И подростки, и юродивые отвечали за свои дела наравне со взрослыми и здоровыми людьми.

Существенные различия заключаются и в определении виновности, а также в мере наказания за те или иные преступные действия. Очень большое значение для установления вины значило социальное положение подсудимого и обвинителя. Когда простого холопа обвинял его хозяин, у первого практически не было шанса доказать свою невиновность.

Но и среди свободных русичей вопрос доказательства вины решался довольно своеобразно. Чтобы доказать, что какое-то лицо виновно в нанесении побоев, обвинителю достаточно было продемонстрировать синяки на своем теле и показать пальцем на того, кого он считал виноватым.

Помимо внешних признаков в ходу был и так называемый «свод». Под ним подразумевались показания очевидцев и процедура поиска украденной вещи (если речь шла о воровстве). Доказать или опровергнуть виновность лица могли «видоки» или «послухи». Первые — очевидцы преступления. К категории послухов относились все, кто хоть что-то слышал об обвиняемом и мог подтвердить, что он хороший или, наоборот, плохой человек.

Если ни очевидцев, ни материальных свидетельств преступления не было, подозреваемого подвергали «Божьему суду». Под этим термином понималось испытание раскаленным железом или водой, а также целование креста и принесение клятвы на Библии.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формаль­ных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, пос­кольку считалось, что Бог помогает правому. Невинность человека также считалась абсолютно доказанной, если он выдерживал пытки железом или водой. Относительно клятв русичи верили, что человек просто не может ложно присягнуть на святом кресте, потому что после смерти за такое попадет в ад.

russian7.ru

Какие наказания практиковались на Руси

Одним из самых первых и известных юридических документов древней Руси является Русская Правда. Этот кодекс правовых норм начал составляться еще при Ярославе Мудром. Первая запись датируется 1016 годом. В Русской Правде были собраны всевозможные правовые нормы, которые долгие века определяли вину и наказание за разные преступления.

Особенности древнерусского законодательства

Одно из главных отличий древнерусского законодательства от современного заключается в том, что в первом не было такого понятия, как ограничение уголовной ответственности ввиду психической невменяемости или несовершеннолетия преступника. И подростки, и юродивые отвечали за свои дела наравне со взрослыми и здоровыми людьми.

Существенные различия заключаются и в определении виновности, а также в мере наказания за те или иные преступные действия. Очень большое значение для установления вины значило социальное положение подсудимого и обвинителя. Когда простого холопа обвинял его хозяин, у первого практически не было шанса доказать свою невиновность.

Но и среди свободных русичей вопрос доказательства вины решался довольно своеобразно. Чтобы доказать, что какое-то лицо виновно в нанесении побоев, обвинителю достаточно было продемонстрировать синяки на своем теле и показать пальцем на того, кого он считал виноватым.

Помимо внешних признаков в ходу был и так называемый «свод». Под ним подразумевались показания очевидцев и процедура поиска украденной вещи (если речь шла о воровстве). Доказать или опровергнуть виновность лица могли «видоки» или «послухи». Первые — очевидцы преступления. К категории послухов относились все, кто хоть что-то слышал об обвиняемом и мог подтвердить, что он хороший или, наоборот, плохой человек.

Если ни очевидцев, ни материальных свидетельств преступления не было, подозреваемого подвергали «Божьему суду». Под этим термином понималось испытание раскаленным железом или водой, а также целование креста и принесение клятвы на Библии.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формаль­ных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, пос­кольку считалось, что Бог помогает правому. Невинность человека также считалась абсолютно доказанной, если он выдерживал пытки железом или водой. Относительно клятв русичи верили, что человек просто не может ложно присягнуть на святом кресте, потому что после смерти за такое попадет в ад.

Наказания за преступления

Наказания на Руси тоже были весьма своеобразными и по современным меркам несоразмерными тяжести преступления. Существовала целая систем штрафов(вир) за разные противоправные деяния, в том числе и очень тяжелые. За убийство, считающееся в современном УК одним из тягчайших преступлений, на Руси просто взимался штраф.

Цена за жизнь свободного человека и раба (холопа) была различной. Достаточно было заплатить 12 гривен за убийство ремесленника, чтобы вопрос виновности был полностью исчерпан. Князь «стоил» дороже — 80 гривен, его сын — 40. За убийство свободного мужчины полагался штраф 40 гривен, женщины — 20. Цена жизни холопа или холопки была вообще чисто символической — 5-6 гривен.

За нанесение тяжелых увечий свободному гражданину виновный должен был заплатить в казну штраф — полувирье — в размере 10 гривен. Мелкие штрафы полагались за небольшие кражи, оскорбления, нанесение не очень тяжелых повреждений и другие незначительные проступки.

Самыми страшными на Руси считались имущественные преступления: разбой, кража лошадей и поджог дома. Последнее было особенно осуждаемым деянием, поскольку одна пылающая изба грозила уничтожением всего города. За эти беззакония имущество преступника подлежало разграблению, а его самого с женой и детьми продавали в рабство. Вот так решался вопрос преступления и наказания у наших предков.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Как на Руси детей наказывали

Дети — существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался — родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция Tlum.Ru уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы, а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало — то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОГУЛИВАЕТ ШКОЛУ?

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что — еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет — значит любит», «кого журят, того и любят» — вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя — забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

КАК ВЫРАСТИТЬ ЛЕНТЯЯ?

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

10 КНИГ О ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ НАДО ПРОЧИТАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого — годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина — Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом — женщин, потом — каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА?

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще — отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь — ребенок. Наказывают в современных школах просто — забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

КАК ВЫТАЩИТЬ РЕБЕНКА ИЗ ТЕЛЕФОНА?

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний — это пережиток прошлого и просто неприемлимо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но­ не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., ­арест на 15 су­ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.

Интересное по теме:Как не злиться на ребенка?5 ситуаций, когда действительно не стоит наказывать ребенка

tlum.ru

Наказания в Древней Руси: как наши предки боролись с преступниками - @obrazhizni

Многие считают, что в древние времена среди наших предков творилось беззаконие: люди могли убивать друг друга направо и налево, насиловать женщин, и определял, кто преступник, а кто нет только своенравный князь или жирный боярин. Так как у большинства современных людей представление об истории складывается на основе пройденного в школе и художественных фильмов, а школьная программа "не резиновая", то многие интересные исторические вопросы остаются не освещенными. К оным относится вопрос о преступлении и наказании в Древней Руси.

Сначала нужно отметить, что система преступления и наказания письменно была закреплена в Русской правде, которая составлена при Ярославе Мудром примерно 1015-1019 годах. На тот момент термин "преступление" хоть и был известен из переводов греческой литературы, но не применялся. Вместо него была "обида", то есть причинение морального или материального ущерба лицу либо группе лиц. Отвечать же за причинение обиды мог исключительно свободный человек, а за обиду со стороны холопа нес бремя его хозяин.

Несмотря на сформировавшиеся предрассудки современного человека по поводу варварства и жестокости древнего человека, историки говорят об обратном. Русская Правда не знает даже казни (только в исключительных случаях, когда преступление направлено против князя), что раскрывает этот свод законов, как один из самых гуманных источников права.

Самым распространенным уголовным наказанием был штраф, называемый вирой. Вира - это строго сословная санкция. Убить княжьего мужа, не значит убить ремесленника. Стандартная вира равнялась 40 гривнам и выплачивалась за убийство повара, конюха и т.п. Двойная вира в 80 гривен назначалась за убийство княжьего мужа, конюшего, тиуна.

За убийство холопа или уничтожение имущества (что приравнивалось) назначался урок, что показывает правовую природу бесправного человека.

Еще один распространенный вид наказания - это месть. Просто так мстить было нельзя, так как сначала нужно было доказать причинение ущерба мстящему от того кому будут мстить. Из-за принятия христианства постепенно месть вымирала. Уже сыновья Ярослава убрали месть в пользу штрафа.

Самым жестким видом наказание являлся поток и разграбление. Это лишение человека всех имущественных и личных прав, что является гражданской "казнью". В таком случае возможно и обращение провинившегося в рабство. Понятно, что такое наказание не может назначаться за незначительные преступления. Потоку и разграблению предавался человек, совершивший лишь одно из трех преступлений: за кражу коня, поджег дома или гумна, профессиональный разбой(спланированный разбой).

Существовали и менее распространенные наказания такие как: ссылка, изгнание, заключение в железо, обращение в рабство, вырывание ноздрей, битье кнутом.

Подводя итог, отмечу, что законодательство Древней Руси было крайне лояльным по отношению к преступнику. Это время можно назвать "Золотым веком гуманизма" в истории российского права. С течением времени наказания становились все жестче, а круг преступлений расширялся.

Фото.

Если статья показалась Вам познавательной, не забудьте подписаться на блог и поставить под постом Голос. Спасибо за внимание!

goldvoice.club