2.3 Музыка в Древнем Китае. Музыка в древнем китае
2.3 Музыка в Древнем Китае
На Дальнем Востоке оригинальную музыкальную культуру создал в древности китайский народ.
Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин»). В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.
На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).
В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.
С далеких времен господствует главным образом пятиступенный бесполутоновый строй. В некоторых провинциях бытуют также 6-ти и 7-миступенные лады.
В эпоху Чжоу и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Религиозная идеология не могла не отразиться в образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно-таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.
В Танскую и Сунскую эпохи профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов создавали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.
Среди китайских музыкантов-профессионалов Танской эпохи были замечательные художники, следовавшие традиции Цюй Юаня. Они воспевали народ, человеколюбивые идеалы, красоту родной природы. Классики китайской лирической поэзии того времени Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй и другие были поэтами-песенниками своей страны. Песня-четверостишие (цзюэ-цзюй) народного склада была одним из любимых жанров. Стихи этих поэтов не только читали, но и пели. Многие из них написаны на народно-песенные мотивы: «Ветка ивы», «Чансянсы», «Ветка бамбука», «Пусамань», «Цинпинлэ».
Поэзия Танской эпохи привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малернаписал свою«Песнь о земле».
Камерная музыка была более жизненной и эмоционально-выразительной. Довольно многое от нее сохранилось. В 12 в. опубликован был сборник «Песни монаха Бай Ши» на собственные четверостишия (цы) поэта-композитора Цзян Куая.[9;105]
studfiles.net
Музыка от начала времен и до наших дней. Музыка в Двуречье, Древнем Китае.
Музыка в Двуречье.
В бассейне Тигра и Евфрата расположены были древние государства Сумерии (Шумерии), Вавилона и Ассирии. За 3 с половиной тысячелетия до н.э. сумерийцы сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру – дуговые и угловые арфы, двойные гобои, большие барабаны. Уникальный памятник сумерийской эпохи – дошедшая до нас табличка с поэтическим фрагментом на сумерийском и ассирийском языках и клиновидной нотописью – древнейшей из всех (3 тыс до н.э.).
В Вавилонии традиционным искусством были народные действа – «страсти», посвященные грозному божеству Бела-Мардуку и юному богу весны Таммузу. В сохранившемся отрывке из вавилонской поэмы «Сошествие Иштар в обитель мертвых» воспевается великая сила музыки – она возвращает умерших к жизни.
Церковно-культовая и дворцовая музыка отличалась пышностью и декоративно-орнаментальным характером, особенно в Новом Вавилоне, при царе Навуходоносоре. Первыми музыкантами-профессионалами были в Вавилоне, вероятно, храмовые жрецы. Вместе с распространением профессионализма в светских кругах появились музыканты-рабы.
Ассирия была страной, куда еще со 2 тыс до н.э. съезжались певцы и виртуозы-инструменталисты едва ли не со всего Востока. Своей оригинальной творческой культуры она, видимо не создала. Зато можно предполагать, что именно ассирийцы выработали теорию, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы (возможно, была впоследствии воспринята пифагорейцами Греции – «гармония сфер»).
Музыка в Древнем Китае
На Дальнем Востоке оригинальную музыкальную культуру создал в древности китайский народ.
Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.
На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).
В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.
При широте диапазона китайские народные песни отличаются преобладанием высокого светлого регистра. Песни по преимуществу одноголосны.
С далеких времен господствует главным образом пятиступенный бесполутоновый строй. В некоторых провинциях бытуют также 6-ти и 7-миступенные лады.
В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Религиозная идеология (конфуцианство и иной догматизм) не могла не отразиться в образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно-таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.
В Танскую и Сунскую эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов создавали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.
Среди китайских музыкантов-профессионалов Танской эпохи были замечательные художники, следовавшие традиции Цюй Юаня. Они воспевали народ, человеколюбивые идеалы, красоту родной природы. Классики китайской лирической поэзии того времени Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй и другие были поэтами-песенниками своей страны. Песня-четверостишие (цзюэ-цзюй) народного склада была одним из любимых жанров. Стихи этих поэтов не только читали, но и пели. Многие из них написаны на народно-песенные мотивы: «Ветка ивы», «Чансянсы», «Ветка бамбука», «Пусамань», «Цинпинлэ».
Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.
Поэзия Танской эпохи привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малер написал свою «Песнь о земле».
Камерная музыка была более жизненной и эмоционально-выразительной. Довольно многое от нее сохранилось. В 12 в. опубликован был сборник «Песни монаха Бай Ши» на собственные четверостишия (цы) поэта-композитора Цзян Куая.
Развитию музыки в древнем Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» – 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.
Примечательным явлением китайской культуры феодального периода стал музыкальный театр. Истоки его – массовые действа с песнями и танцами, которыми народ отмечал когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями к духам предков и принося им жертвы. Постепенно это искусство профессионализировалось. В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому двору.
Спектакль классического театра представлял собою сложное и стройное художественное целое. Все было подчинено единому ритму движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все роли – в том числе женские – в классическом театре исполнялись мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали вокальную мелодию.
Источник: Розеншильд К. История зарубежной музыки.
www.baby.ru
Музыка в Древнем Китае
Музыка в Древнем Китае
На Дальнем Востоке оригинальную музыкальную культуру создал в древности китайский народ.
Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.
На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).
В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.
При широте диапазона китайские народные песни отличаются преобладанием высокого светлого регистра. Песни по преимуществу одноголосны.
С далеких времен господствует главным образом пятиступенный бесполутоновый строй. В некоторых провинциях бытуют также 6-ти и 7-миступенные лады.
В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Религиозная идеология (конфуцианство и иной догматизм) не могла не отразиться в образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно-таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.
В Танскую и Сунскую эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов создавали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.
Среди китайских музыкантов-профессионалов Танской эпохи были замечательные художники, следовавшие традиции Цюй Юаня. Они воспевали народ, человеколюбивые идеалы, красоту родной природы. Классики китайской лирической поэзии того времени Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй и другие были поэтами-песенниками своей страны. Песня-четверостишие (цзюэ-цзюй) народного склада была одним из любимых жанров. Стихи этих поэтов не только читали, но и пели. Многие из них написаны на народно-песенные мотивы: «Ветка ивы», «Чансянсы», «Ветка бамбука», «Пусамань», «Цинпинлэ».
Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.
Поэзия Танской эпохи привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малер написал свою «Песнь о земле».
Камерная музыка была более жизненной и эмоционально-выразительной. Довольно многое от нее сохранилось. В 12 в. опубликован был сборник «Песни монаха Бай Ши» на собственные четверостишия (цы) поэта-композитора Цзян Куая.
Развитию музыки в древнем Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.
Примечательным явлением китайской культуры феодального периода стал музыкальный театр. Истоки его – массовые действа с песнями и танцами, которыми народ отмечал когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями к духам предков и принося им жертвы. Постепенно это искусство профессионализировалось. В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому двору.
Спектакль классического театра представлял собою сложное и стройное художественное целое. Все было подчинено единому ритму движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все роли – в том числе женские – в классическом театре исполнялись мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали вокальную мелодию.
Розеншильд К. История зарубежной музыки. Музыка, 1969. Источник: http://istoriyamuziki.narod.ru Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.