Вольноотпущенники в древнем риме. ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ И ВОЛЬНООТПУЩЕННИЦЫ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабы и вольноотпущенники. Вольноотпущенники в древнем риме


Рабы и вольноотпущенники в Древнем Риме

Рабы в Древнем Риме

Жизнь в Древнем Риме без рабов представить невозможно. Рабы обрабатывали землю, трудились в ремесленных мастерских, были гладиаторами и актерами, пожарниками, учителями, врачами и секретарями.

Происхождение рабов

Рабами обычно становились дети, от которых отказались родители, путешественники, попавшие в плен к пиратам предприниматели, не сумевшие вовремя отдать долги, но больше всего среди рабов было военнопленных.

Период завоевательных войн и расширения территории римского государства стал временем, когда число рабов достигло наибольших размеров.

С тех пор не иметь ни одного раба было признаком крайней нищеты.

Военнопленные

По приказу главнокомандующего военнопленных или раздавали солдатам, или продавали с аукциона. Попавшим в плен надевали на голову венки, чтобы их можно было отличить от других рабов, и белили мелом ноги. Вырученные от продажи деньги шли в государственную казну.

Невольничий рынок

Во время продажи рабы стояли на вращающемся помосте или высоком камне. Покупатель мог приказать рабу спрыгнуть вниз, чтобы проверить его ловкость. На шею раба продавцы вешали табличку, на которой должны были указать возраст продаваемого, откуда он родом,болен ли чем-нибудь, склонен ли к обманам, бегству или воровству. Цена раба зависела от его пола, возраста и того, что он умел делать. Самыми дорогими были красивые юноши и девушки, которых покупали как некий предмет роскоши.

ошейник раба

На ошейнике, который раб не мог снять, хозяин гравировал свое имя и адрес, чтобы в случае побега раба легко можно было найти.

Раб и хозяин

Рабы были абсолютно бесправны и полностью зависели от своих хозяев, их настроения, прихоти и капризов .

С течением времени стали появляться законы, ограничивавшие права хозяев: было запрещено убивать рабов, продавать их сводникам и отдавать в гладиаторские школы, разлучать членов одной семьи. Считается, что наиболее тяжелой была жизнь деревенских рабов , а также тех, кто служил гребцами на кораблях и работал в рудниках. У городских рабов обычно было меньше обязанностей и больше свободного времени.

Освобождение

Если раб, которому хозяин во время болезни отказал в уходе, выздоравливал, то он становился свободным. Богатые римляне часто отпускали рабов на свободу по завещанию. В знак благодарности за преданность и хорошую службу нередко получали свободу кормилицы, учителя, секретари и врачи. При удачном стечении обстоятельств раб мог накопить денег и откупиться от своего хозяина.

Вольноотпущенники

Торжественная процедура отпущения на свободу проходила в доме магистрата: он касался раба палочкой и объявлял свободным. Затем хозяин брал раба за руку, поворачивал вокруг себя и давал пощечину. На этом церемония заканчивалась. В знак освобождения раб носил на голове войлочную шапку. Вместе со свободой он получал имя бывшего хозяина, а его рабское имя становилось прозвищем . Полноправными римскими гражданами считались только дети вольноотпущенников.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Вольноотпущенник | Virtual Laboratory Wiki

Вольноотпущенники (Либертины лат. libertini) — в Древней Греции и Древнем Риме, Византии, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы.

Форма вольноотпущенничества Править

В разных странах степень свободы отпускаемых на волю рабов была различна:

  • у германских племён и в «варварских» государствах обычным типом освобождения становился отпуск рабов с сохранением их личной зависимости от прежнего господина.
  • в Древней Греции при освобождении рабы не получали прав гражданства, они становились метеками под патронатом бывшего господина.
  • в Древнем Риме, где институт вольноотпущенничества получил наибольшее распространение, рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей, получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права отправлять магистратуры и служить в армии. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был проявлять к патрону «почтительность», завещать ему часть (1/3-1/2) своего имущества и т.п. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация вольноотпущенников была нередко выгоднее эксплуатации рабов, и число вольноотпущенников всё возрастало (особенно в позднюю эпоху - в Византии). Иногда вольноотпущенникам давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто вольноотпущенники были доверенными агентами своих патронов. Они составляли особое сословие, которое, однако, не было однородно. Некоторые вольноотпущенники были очень богаты. Из их числа вербовались члены жреческой коллегии севиров-августалов, обслуживавшие императорский культ. Большинство же вольноотпущенников сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами.
  • особую роль в Древнем Риме играли императорские вольноотпущеники, составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием.

Обогатившиеся вольноотпущенники высмеивались Петронием в его Сатириконе.

  • Штаерман Е. М., Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике, М., 1964
  • Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв., М., 1956
  • Duff А. М., Zitt В., Freedmen in the Early Roman empire, Oxf., 1928
  • Westermann W., The slave systems of Greek and Roman antiquity, Phil., 1955

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Вольноотпущенник. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

ru.vlab.wikia.com

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ - это... Что такое ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ?

1) В Др. Риме и Др. Греции рабы, отпущенные или выкупившиеся на свободу. В Др. Риме при освобождении с соблюдением законных формальностей В. получали родовое имя бывшего господина и становились рим. гражданами (приписывались только к 4 гор. трибам), однако без права отправлять магистратуры и служить в армии. Существовала и форма освобождения "в присутствии друзей" (т. е. без соблюдения формальностей). Отпущенные таким образом В. в период республики могли быть возвращены в рабство; в период империи они становились не рим., а лат. гражданами. Опасаясь влияния В. на плебс, имп. Август ограничил число рабов, отпускаемых по завещанию, нормировал возраст освобождаемых рабов и запретил давать рим. или лат. гражданство рабу, к-рый был закован или заклеймен за к.-н. преступление. Такой раб, став В., не имел также права проживать в Риме. В. составляли особое сословие, к-рое, однако, не было однородно. Все они оставались в известной зависимости от б. господина, считавшегося их патроном. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был лишь проявлять к патрону "почтительность", помогать ему, если он нуждался, и завещать ему часть (1/3-1/2) своего имущества. Раб, отпущенный "по милости господина", должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему часть своего заработка. "Неблагодарный", т. е. не исполнявший своих обязанностей, В. карался по суду розгами и конфискацией части имущества в пользу патрона. Эксплуатация В. была часто выгоднее эксплуатации рабов, и число В. все возрастало. Нередко при отпуске рабу давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с к-рых он вносил патрону. Часто В. были доверенными агентами своих патронов. Нек-рые В. были очень богаты. Из их числа вербовались обслуживавшие императорский культ севиры-августалы, занимавшие промежуточное положение между простым народом и гор. знатью. Сыновья таких В. достигали иногда высших должностей в гос-ве. Особую роль играли императорские В., составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократич. аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием. Большинство же В. сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами.

В Др. Греции В. прав гражданства не получали; в Афинах они становились метеками под патронатом б. господина, сохранявшего на них ряд прав. За нарушение этих прав В. могли быть по суду возвращены в рабство. С 3 в. до н. э. возникает обычай освобождать рабов в форме посвящения их богам наиболее крупных храмов, под условием выполнения ими оговоренных господами обязанностей.

Источн.: Гай, Институции, I. 3-45; III. 39-75, Варш., 1892; Рим. сатира, пер. с лат., М., 1957; с. 124-67; Dig XXIII, 2, 14, XXXII, 41, XXXV, 1, XL, 14.

Лит.: Валлон А., История рабства в антич. мире, пер. с франц., (М.), 1941; Duff A. M., Zitt B., Freedmen in the Early Roman empire, Oxf., 1928.

E. M. Штаерман. Москва.

2) Институт вольноотпущенничества существовал и у герм. племен (в период разложения родового строя) и в "варварских" гос-вах. Согласно варварским правдам, В. (либертины) занимали по своему социальному статусу промежуточное положение между свободными и рабами (сервами). Степень свободы, приобретаемой сервом в результате отпуска на волю, была различной - от полусвободы (превращение б. раба в альдия, лита) до полной свободы. Однако постепенно обычным типом освобождения становился отпуск рабов с сохранением их зависимости от прежнего господина. Отпуск на волю означал изживание рабства с тенденцией перерождения его в зависимость. В процессе феодализации В. становились одним из источников формирования складывавшегося класса феодально-зависимого крестьянства.

Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Зап. Европе VI - VIII вв., M., 1956; Корсунский А. Р., Рабы и вольноотпущенники в вестготском государстве VI - VII вв., в сб.: Средние века, 1953, в. 4.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru

Вольноотпущенники - это... Что такое Вольноотпущенники?

 Вольноотпущенники         в Древней Греции и Древнем Риме, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы. Степень свободы отпускаемого на волю раба была различной. В Древней Греции при освобождении рабы не получали прав гражданства, они становились метеками (См. Метеки) под патронатом бывшего господина. В Древнем Риме, где институт вольноотпущенничества получил наибольшее распространение, рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей, получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права отправлять магистратуры (См. Магистратура) и служить в армии. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был проявлять к патрону «почтительность», завещать ему часть (1/3—1/2) своего имущества и т.д. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация В. была нередко выгоднее эксплуатации рабов, и число В. всё возрастало. Иногда В. давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто В. были доверенными агентами своих патронов. Они составляли особое сословие, которое, однако, не было однородно. Некоторые В. были очень богаты. Из их числа вербовались члены жреческой коллегии севиров-августалов, обслуживавшие императорский культ. Особую роль играли императорские В., составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием. Большинство же В. сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами. У германских племён и в «варварских» государствах обычным типом освобождения становился отпуск рабов с сохранением их личной зависимости от прежнего господина.

         Лит.: Штаерман Е. М., Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике, М., 1964; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв., М., 1956; Duff А. М., Zitt В., Freedmen in the Early Roman empire, Oxf., 1928; Westermann W., The slave systems of Greek and Roman antiquity, Phil., 1955.

         Е. М. Штаерман.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Вольноопределяющийся
  • Вольнослушатель

Смотреть что такое "Вольноотпущенники" в других словарях:

  • ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ — в античном и раннефеодальном обществе рабы, отпущенные на свободу или выкупившиеся; оставались в разной степени зависимости от бывшего владельца …   Юридический словарь

  • ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ — в античном и раннефеодальном обществе рабы, отпущенные на свободу или выкупившиеся, остававшиеся в разной степени зависимости от бывшего владельца …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ — 1) В Др. Риме и Др. Греции рабы, отпущенные или выкупившиеся на свободу. В Др. Риме при освобождении с соблюдением законных формальностей В. получали родовое имя бывшего господина и становились рим. гражданами (приписывались только к 4 гор.… …   Советская историческая энциклопедия

  • вольноотпущенники — в античном и раннефеодальном обществе рабы, отпущенные на свободу или выкупившиеся, остававшиеся в разной степени зависимости от бывшего владельца. * * * ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ, в античном и раннефеодальном обществе рабы, отпущенные… …   Энциклопедический словарь

  • вольноотпущенники — в античном и раннефеодальном обществе рабы, отпущенные на свободу или выкупившиеся; оставались в разной степени зависимости от бывшего владельца …   Большой юридический словарь

  • Вольноотпущенники —          рабы, отпущ. на волю актом освобождения. Гражд. права В. оставались огранич., во мн. случаях они по прежнему были обязаны служить своим патронам. В Греции было также распростр. т.н. культовое освобожд., когда рабы посвящ. богу и… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Вольноотпущенники —         (лат. libertus, libertinus), рабы, отпущенные на волю актом освобождения. Гражданские права В. оставались огранич., во мн. случаях они по прежнему были обязаны служить своим патронам. В Греции было также распространено т. н. культовое… …   Словарь античности

  • Вольноотпущенники — отпущенные на волю при соблюдении офиц. процедуры рабы. У греков В. не получали гражд. прав, у римлян получали огранич. права (не могли занимать выборных должностей), зато находились под отцовской властью быв. хозяина (патрона). В. часто бывали… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Вольноотпущенник — Вольноотпущенники (либертины лат. libertini) в Древней Греции и Древнем Риме, Византии, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы. Форма вольноотпущенничества В разных… …   Википедия

  • Либертинцы — (вольноотпущенники) (Деян.6:9 ) Иудеи, побежденные Римлянами во время войны с ними (особенно при Помпее), и потому находившиеся у них в рабстве и затем получившие свободу. Они имели свою особенную синагогу в Иерусалиме, где, по Лигефооту,… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Два святителя, А. И. Куприн. «Вспыльчивый, страстный, дерзкий на слово и на руку, небрезгливый и беспокойный был епископ Николай, кроткий и немудреный пастырь своего стада. Двери его дома всегда были не замкнуты: и днем… Подробнее  Купить за руб электронная книга

dic.academic.ru

Вольноотпущенник Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Либертин.

Вольноотпу́щенники (либерти́ны, лат. libertini) — в Древней Греции и Древнем Риме, Византии, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма — отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы.

Вольноотпущенные — крепостные крестьяне, получившие волю при крепостном праве.

Типы[ | код]

В разных странах степень свободы отпускаемых на волю рабов была различна:

  • у германских племён и в «варварских» королевствах обычным типом освобождения становился отпуск рабов с сохранением их личной зависимости от прежнего господина.
  • в Древней Греции при освобождении рабы не получали прав гражданства, они становились метеками под патронатом бывшего господина.
  • в Древнем Риме, где институт вольноотпущенничества получил наибольшее распространение, рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей, получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права отправлять магистратуры и служить в армии. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был проявлять к патрону «почтительность», завещать ему часть (1/3—1/2) своего имущества и т. п. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация вольноотпущенников была нередко выгоднее эксплуатации рабов, и число вольноотпущенников всё возрастало (особенно в позднюю эпоху — в Византии). Иногда вольноотпущенникам давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто вольноотпущенники были доверенными агентами своих патронов. Они составляли особое сословие, которое, однако не было однородно. Некоторые вольноотпущенники были очень богаты. Из их числа вербовались члены жреческой коллегии севиров-августалов, обслуживавшие императорский культ. Большинство же вольноотпущенников сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами.
  • особую роль в Древнем Риме играли императорские вольноотпущенники, составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием (Светоний перечисляет всех вольноотпущенников Клавдия, фактически правивших от его имени; называет он и влиятельных лиц при других императорах из числа вольноотпущенников).

Обогатившиеся вольноотпущенники высмеивались Петронием в его «Сатириконе».

См. также[ | код]

Литература[ | код]

  • Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. — М., 1964.
  • Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — М., 1956.
  • Duff А. М., Zitt В. Freedmen in the Early Roman empire. — Oxf., 1928.
  • Westermann W., The slave systems of Greek and Roman antiquity. — Phil., 1955.

Примечания[ | код]

ru-wiki.ru

Вольноотпущенник Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Либертин.

Вольноотпу́щенники (либерти́ны, лат. libertini) — в Древней Греции и Древнем Риме, Византии, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма — отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы.

Вольноотпущенные — крепостные крестьяне, получившие волю при крепостном праве.

Типы

В разных странах степень свободы отпускаемых на волю рабов была различна:

  • у германских племён и в «варварских» королевствах обычным типом освобождения становился отпуск рабов с сохранением их личной зависимости от прежнего господина.
  • в Древней Греции при освобождении рабы не получали прав гражданства, они становились метеками под патронатом бывшего господина.
  • в Древнем Риме, где институт вольноотпущенничества получил наибольшее распространение, рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей, получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права отправлять магистратуры и служить в армии. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был проявлять к патрону «почтительность», завещать ему часть (1/3—1/2) своего имущества и т. п. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация вольноотпущенников была нередко выгоднее эксплуатации рабов, и число вольноотпущенников всё возрастало (особенно в позднюю эпоху — в Византии). Иногда вольноотпущенникам давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто вольноотпущенники были доверенными агентами своих патронов. Они составляли особое сословие, которое, однако не было однородно. Некоторые вольноотпущенники были очень богаты. Из их числа вербовались члены жреческой коллегии севиров-августалов, обслуживавшие императорский культ. Большинство же вольноотпущенников сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами.
  • особую роль в Древнем Риме играли императорские вольноотпущенники, составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием (Светоний перечисляет всех вольноотпущенников Клавдия, фактически правивших от его имени; называет он и влиятельных лиц при других императорах из числа вольноотпущенников).

Обогатившиеся вольноотпущенники высмеивались Петронием в его «Сатириконе».

См. также

Литература

  • Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. — М., 1964.
  • Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — М., 1956.
  • Duff А. М., Zitt В. Freedmen in the Early Roman empire. — Oxf., 1928.
  • Westermann W., The slave systems of Greek and Roman antiquity. — Phil., 1955.

Примечания

wikiredia.ru

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ И ВОЛЬНООТПУЩЕННИЦЫ. Древний Рим. Быт, религия, культура

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ И ВОЛЬНООТПУЩЕННИЦЫ

Чем лучше с рабами обращались их хозяева, тем дороже их было содержать и, следовательно, тем ближе оказывался раб к условиям свободного человека. Когда стоимость содержания раба стала равняться или даже превышать затраты на то, чтобы нанять свободнорожденного человека выполнять такую же работу, стало невыгодным содержать огромные армии рабов, если только они были нужны, как это часто бывало, для иных, чем строго деловые, потребностей, таких как представления или работа по дому.

Рис. 33. Manumissio, или церемония освобождения раба

Они были бы расточительной роскошью во времена, когда государство раздавало свободным гражданам необходимые им хлеб и воду бесплатно. Преобладали лишь подобного рода экономические соображения, или виной тому было большее распространение сочувствия, ясно одно – уже в I веке н. э. практика освобождения рабов стала входить в обыкновение, несмотря на пугающий прирост численности рабов в то время. Следовательно, были основательные практические причины помочь моралистам, которые начали сомневаться, правы ли были Аристотель, Цицерон и Варрон в своем убеждении, что рабство является неизбежной частью природы вещей.

Все настойчивей слышались голоса стоиков, что все люди – братья, рожденные с равными правами, и свобода зависит от разума или силы духа и не может ограничиваться случайными различиями, возникшими по праву рождения или из социальных условий.

Щедрый хозяин, такой как Цицерон, обычно давал своим рабам карманные деньги, которые они при желании могли копить, потому что они жили «на всем готовом», и тратить деньги не было особой необходимости. Многие рабы могли выкупить собственную свободу на свои сбережения, которые щедрый хозяин, по-видимому, позволял им хранить, чтобы помочь им положить хорошее начало своей новой независимой жизни. Другие получали свою свободу в качестве вознаграждения за преданную службу, даже если им, по-видимому, приходилось ждать до тех пор, пока их хозяин или хозяйка не умрут; тогда они получат свободу в качестве наследства. Некоторым немногочисленным счастливцам их хозяева оставляли состояния. Таким образом, возник большой класс вольноотпущенников, которые были римлянами лишь номинально. Никакой решительной политики их «романизации» никогда не проводилось. Они выбирали традиционные древнеримские ценности случайно, вместо того чтобы учиться римскому образу жизни. Их зависимость от прежнего владельца сохранялась до такой степени, что они все еще обращались к нему за советом, защитой и юридической помощью, сталкиваясь с проблемами и затруднениями «большого мира». Эти зависимые люди объединялись в ряды свободных «клиентов» богатых. Зависимость бывшего раба обозначалась тем, что к его иноземному имени добавлялось имя рода его бывшего владельца. Вкусив жизненных тягот и будучи вынужденными усердно трудиться и жить своим умом, многие из этих бывших рабов извлекали выгоду из своей свободы.

Римлянам «старой школы» не нравилось быстрое продвижение по службе бывших рабов, и многие, должно быть, вторили высказыванию Плиния, напоминающему о том, как их предков видели стоящих в клетке с набеленными мелом ступнями, в оковах, несчетное число которых, освобожденное своими хозяевами, удивительно разбогатело за счет кровопролития и добра римских граждан в это «безнравственное время проскрипций» в последние дни республики. Он добавляет, что и в его дни известны те же лица, поднявшиеся до высочайших почестей и власти. Несмотря на обеспокоенность трезво мыслящих правителей, таких как Август, который хотел ограничить освобождение рабов, вина императоров в таком положении дел была не больше, чем всех остальных людей Рима. Императорские государственные чиновники в Риме были личными слугами императора в прямом смысле, в отличие от британских «слуг народа» на службе у монарха, правящего в качестве главы государства. Они были либо императорскими рабами, либо его личными слугами, которых он, по-видимому, освободил от оков рабства. Более способные и усердные рабы продвигались им по служебной лестнице, и им даровалась свобода, чтобы римлянами не управляли рабы. Но всегда считалось, что вольноотпущенник имеет более низкий социальный статус по сравнению со свободнорожденным гражданином. Неудивительно, что римляне «старой школы» приходили в негодование, когда такие вольноотпущенники, работая бок о бок со своими власть имущими хозяевами, делали большие состояния и заставляли видные римские семейства «есть у них с руки». Вольноотпущенников, которые возвысились на императорской службе, опьяняло их высокое положение. По словам Плиния, они «стали дерзки в своей удаче».

Римляне сами создали эти социальные и экономические проблемы, возникшие потому, что толпы вольноотпущенников и вольноотпущенниц, наводнявшие город, перехватывали почти всю повседневную работу. В конце концов вольноотпущенники уничтожили своих создателей. Установлено, что ко II веку н. э. у восьми из десяти мужчин, женщин и детей, которые ходили по улицам Рима, в жилах текла кровь раба. Происхождение очень многих из них было чуждо старым римским традициям. Они не считали потерю политических свобод, которых они, как и их предки, никогда прежде не знали, ужасной катастрофой, какой это было для Цицерона и старых республиканцев. Из Азии, Африки, Египта и Галлии они привезли чужие загадочные религии и новые неримские привычки и поведение. Несмотря на то что традиции старого Рима, несомненно, были сильны, море новых верований, новых суеверий, новых сомнений плескалось вокруг моральных и религиозных основ Вечного города. В Риме и среди самих римлян возникали силы, изменяющие их взгляд на жизнь, и это под влиянием рабов и вольноотпущенников медленно подтачивало древние устои римского образа жизни. Ко II веку н. э. этот процесс уже зашел далеко, несмотря на непрерывный ряд добродетельных императоров. Когда им на смену приходили безнравственные императоры, автократия и абсолютизм оказывались гибельными, подготавливая таким образом путь к слабости и смятению III века н. э. и крушению Римской империи в конце IV века н. э.

На закате империи, когда столица западного мира переместилась в Византию, император Юстиниан (527 – 565 гг. н. э.) заставил подготовить свод всех римских законов в «Великих дигестах» (530 – 534 гг. н. э.). В них были обозначены цены на рабов в золотых деньгах того времени. Теперь Юстиниан стал христианским императором, и христианство было предпочтительной религией Римской империи на протяжении почти 200 лет, когда были обнародованы его дигесты. Итак, христианство не преуспело в уничтожении рабства, хотя во многом умерило и смягчило характер многих рабовладельцев.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru