3. Интерпретация понятия "культура" в эпоху античности. Понятие культуры древнего мира
3. Интерпретация понятия "культура" в эпоху античности
Еще на ранних этапах существования цивилизации люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира.
Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» — возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы».
Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы». В этой книге Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, он противопоставил понятия «культура» и «натура» (природа). С тех пор мир культуры воспринимается как результат деятельности людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.
При этом культура по-прежнему понималась как возделывание и уход. По отныне считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, как полагали до сих пор. но и сам человек. Цицерон говорил, что дух. разум человека необходимо возделывать та к же, как крестьянин возделывает землю. Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд — обработка земли. Можно сказать, что культура понималась как совершенствование души при помощи философии и красноречия, воспитания и образования человека.
культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм. В силу таких представлений первое значение термина «культура» стало отождествляться с воспитанием и образованием, которые способны развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, позволявшие ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.
4. Проблемы культуры в средневековой и ренессансной мысли.
Средневековье:
Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки.
Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.
Христианская теология представляет собой целостную систему представлений о вселенной, о природе. В соответствии с ее принципами бог сотворил вселенную, выступает гарантом ее существования и конца, по его воле ангелы перемещают тела на небесном своде, он служит причиной всех необычайных явлений. Бог представлялся грандиозной космической силой, несущей ответственность за постоянство обращения небесных сфер и ситуации, нарушающие их движение. В народном воображении бог был той силой, которая посылала дожди или засуху, мороз или тепло, моровые поветрия, громы и молнии. На языках ученых теологов и простых людей выражаются одни и те же черты, в обоих случаях бог выступает богом природы — космической силой, от которой зависит благополучие или голод, смотря каков урожай.
Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для средневековой культуры характерны иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские, рационалистические тенденции.
Ренессанс:(Возрождение)
Средние века — это, дескать, господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства, мистика и мракобесие. Возрождение, наоборот, отбрасывает всю эту «ночь» средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии, к скульптуре обнаженного человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и общественного развития. Однако эта схема уже устарела, исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада, что само Возрождение связано с переходом от аграрной культуры к городской культуре.
Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени.
Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм.
Религиозная жизнь Ренессанса по своей обширности необозрима, подобно точной науке, хронологически связанной с Возрождением, и в религии совершается колоссальный переворот. Речь идет о зарождении в первой половине XVI в. в Германии протестантизма, который, так же как и коперникианство, был продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомыслия. Раньше церковь мыслилась как некоторого рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей.
Родиной Ренессанса стала Флоренция, которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного числа ремесленников, организованных в цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов, юристов -адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые решили изучать культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Они обратились к художественному наследию античного мира, произведениям греков и римлян, в свое время создавших образ человека, не скованного догматами религии, прекрасного душой и телом. Поэтому новая эпоха в развитии европейской культуры получила название «Возрождение», отразив стремление к возвращению образцов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях.
Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков; позднее языком Ренессанса стала латынь. Основоположники новой культурной эпохи — историки, филологи, библиотекари — изучали старые рукописи и книги, составляли коллекции древностей, восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, заново переводили научные тексты, искаженные в Средневековье. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность.
Постепенно в круг интересов этих подвижников попадали и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь скульптурные. В то время во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе, Венеции еще сохранилось довольно много греческих и римских статуй, расписанных сосудов, архитектурных построек. Впервые за тысячелетие господства христианства к античным скульптурам отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. В дальнейшем античное наследие было включено в систему образования, и с литературой, скульптурой, философией познакомился широкий круг людей. Поэты и художники, подражая древним авторам, стремились возродить античное искусство. Но, как часто бывает в культуре, стремление к возрождению давних принципов и форм приводит к созданию нового. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Она ее развила и интерпретировала по-новому исходя из изменившихся исторических условий. Поэтому культура эпохи Ренессанса стала результатом синтеза старого и нового. Культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика, своего былого авторитета лишалась теология. Критическим стало отношение к церкви и священнослужителям. Исследователи сходятся во мнении, что ни в одну эпоху в истории европейской культуры не было создано столько антицерковных сочинений и высказываний, как в эпоху Ренессанса.
Однако Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Практически все великие мастера Возрождения создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским персонажам и сюжетам. Гуманисты заново переводили и комментировали Библию и занимались теологическими изысканиями.
studfiles.net
Понятие античной культуры
ПланВведение
Глава 1. Понятие античной культуры.
Глава 2. Исторические особенности культуры Древней Греции и Рима.
Глава 3. Происхождение и основные этапы византийской культуры.
Заключение
Список использованной литературы.
ВведениеАнтичная культура Средиземноморья считается одним из важнейших творений человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но, усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.
Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия.
Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали различными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.Глава 1. Понятие античной культуры.Культуры Древней Греции и Древнего Рима объединяются понятием «культура античности». Термин «античный мир» был дан итальянскими гуманистами XV в., стремящимися возродить высокую культуру Греции и Рима. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Она содержала себе истоки многих важнейших элементов современной европейской культуры. Цветы для Вашей свадьбы: Букет невесты из роз
История Древней Греции включает в себя несколько периодов, которые одновременно являются и культурными периодами.
Первый период (III тысячелетие до н. э.—XII в. до н. э.) связан с территорией островов и некоторых прибрежных районов. Эта эпоха получила название крито-микенской. На начальном этапе развития центром этой культуры был остров Крит. Там сформировалась высокая культура, как считается, немало позаимствовавшая у египетской культуры. К примеру, как и в Египте, царь Крита совмещал в своем лице и административную, и религиозную функции. След египетского влияния заметен и в религиозных представлениях критян. На острове почиталось мужское большинство, часто изображавшееся в виде быка. Однако Критская культура все же была самобытной.
Около 1450 г. до н. э. на остров вторглись более примитивные и воинственные, нежели критяне, племена ахейцев. Считается, что именно это вторжение положило конец критской цивилизации. Однако критская культура получила продолжение в культуре Материковой Греции и островов Эгейского моря. Одним из ее центров на этом этапе развития был крупный ахейский город в южной части Греции — Микены. Критская и Микенская культуры были однотипными, поэтому их объединяют под названием крито-микенской культуры. Именно к этому периоду относят легендарную Троянскую войну.
Примерно в XII в. до н. э. развитие крито-микенской культуры прервалось из-за нашествия новых греческих племен — дорийцев Данного этим переселения других племен. Такое вторжение привело к деградации культуры Балканской Греции, к возврату к родовым отношениям. Уже к XI в. греки жили изолированными общинами или своеобразными родовыми поселками. Этой исходной точки развитие греческой культуры начинается как бы заново. Однако во второй раз развитие охватило не только ограниченную территорию, как это было в крито-микенскую эпоху. Переход на новый культурный уровень произошел практически на всей территории Греции. Это в определенной мере обеспечивало устойчивость прогрессивных процессов, гарантировало от возврата к родовым отношениям.
XI—IX вв. до н. э. называют гомеровским периодом, поскольку он связан с деятельностью легендарного создателя «Илиады» и «Одиссеи» — Гомера. В этот период родовой строй снова постепенно разлагается. В это же время начинает складываться древнегреческая религия со своим пантеоном богов, живущих, как считали греки, на вершине Олимпа.
Особенностью архаического периода (VIII—VI вв. до н. э.) является возникновение полисов (городов-государств). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев и ремесленников, которые признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Полисная система предполагала разделение общества на слои, при этом свободным гражданам противопоставлялись рабы.
В классический период (V—IV вв. до н. э.) происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой становится труд рабов. Тогда же высшего расцвета достигает древнегреческая культура.
Распространение достигшей невероятных высот греческой культуры за пределы Греции произошло в эллинистический период (IV в. до н. э. -I в. н.э.). Особенно этому поспособствовали завоевания Александра Македонского.
В чем специфика крито-микенской культуры и культуры Ахейской Греции?
Приблизительно в 2300 г. до н. э. на Крите начался подъем экономики и культуры. Пик расцвета критского общества пришелся на XX—XVI вв.до н. э. Культуру Древнего Крита называют минойской — по имени легендарного царя Миноса — сына Зев и Европы.
Центрами минойской культуры были дворцы, планировка которых напоминала огромный лабиринт. Особенно знаменит дворец в Кноссе. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижних этажах располагались преимущественно хозяйственные и складские помещения, комнаты прислуги, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. В верхних этажах были расположены парадные залы, покои царицы и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца была ванная и комната для купания. Кносский дворец строился более полувека и позже не достраивался и перестраивался. В итоге, заняв территорию около 16 тыс. кв. м, дворец превратился в маленький самостоятельный город.
В центре критских городов, недалеко от дворца правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Улицы были вымощены камнем, система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам в дома поступала вода. Хранящиеся во многих музеях мира предметы из камня, слоновой кости, бронзы, фаянса свидетельствуют о высоком развитии критского ремесла. Археологами было обнаружено немало украшений из золота и аметиста. Были найдены также покрытые искусной резьбой печати. Удивительно красивы небольшие скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
После введения в конце III тысячелетия до н. э. гончарного круга стало развиваться гончарное ремесло. Оно достигло наивысшего развития в так называемых «яичных скорлупках» — небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали рисунки, навеянные критской природой, — стебли растений, морские существа.
Микены располагались на площади приблизительно 30 тыс кв. м и были окружены внушительной городской стеной, выложенной из огромных камней: ее длина составляла 900 м, а ширина — 6 м. У городских ворот располагался обширный некрополь с огромными купольными гробницами. Поэтому, описывая архитектуру Микен, искусствоведы нередко говорят о «циклопической» монументальности архитектурного стиля города. Одной из наиболее значительных построек Микен является так называемая Сокровищница царя Атрея периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В этой гробнице были найдены многочисленные драгоценные украшения. Непременная часть убранства царских погребений — изделия из слоновой кости, янтаря, эмали — свидетельствуют об обширных торговых связях микенцев.
Интереснейшей монументальной постройкой являются Львиные ворота. Эти ворота образованы двумя колоссальными камнями, покрытыми толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся кверху колонна. По бокам колонны расположились две стоящие в геральдической позе львицы.
Помимо Микен, крупным центром культуры в то время была легендарная Троя. Город находился на Северо-Западном побережье Малой Азии. В результате продолжительной войны троянцев с ахейцами город был разрушен. Позже Троя пережила сильнейшее землетрясение.
Греческая традиция считала гибель Трои делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители войска, осаждавшего Трою. Сведения об этих событиях сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». Согласно легендам, троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной этого столкновения, вероятно, было то, что Троя мешала торговле Микен. За годы своего существования Троя неоднократно разрушалась и снова отстраивалась. Однако восстановиться после уже упомянутого землетрясения она не смогла.
Было время, когда многие ученые ставили под вопрос действительное существование Трои. Однако в 70-х гг. XIX в. немецкий археолог Генрих Шлиман в результате раскопок обнаружил остатки этого города, что помогло доказать его историческое существование.
Глава 2. Исторические особенности культуры Древней Греции и Рима.Впитав в себя культурный опыт Вавилона и Египта, античная Греция определила свой путь социально-политического и культурного развития. Вечное противоречие между духом и телом было решено в пользу последнего. Именно на «телесности» зиждется все мировоззрение Древней Греции: наука, религия, философия, искусство, социально-политическая жизнь. Поэтому эталоном красоты считалось человеческое тело. Сама личность человека считалась полезной только в том случае, если могла быть полезна обществу своими гражданскими добродетелями. Двумя основными характеристиками древнегреческого мировоззрения являются космологичность и антропоцентризм.
Космос противостоит Хаосу своим совершенством и красотой, а эта красота заключена в природе и а человеке. Именно поэтому человек считался центром Вселенной, а для всей древнегреческой культуры был свойствен поиск гармонии и идеала человеческого тела и духа. Религия Древней Греции имеет две основные характеристики: политеизм и антропоморфизм.
Пантеон греческих богов сложился в эпоху архаики. В нем можно выделить 12 основных божеств, каждое из них выполняет строго определенные функции. В основе антропоморфизма лежит принцип уподобления человека богу. Кроме религии, большое значение в жизни древних греков имела мифология. Мифологическое и религиозное мышление определяется единством духовного и природного начала. Древняя Греция известна как цивилизация, положившая начало многим наукам. Грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о законах природы, общества, взглядов на мир и людей. Но философию Греции трудно было бы понять без смежной ей науки эстетики, для которой главным становились поиски красоты и гармонии в мире. В Греции трудно выделить ученых, которые занимались бы наукой в чистом виде. Поэтому их было принято называть философами.
Величайшими философами Древней Греции являются Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Геродот, Гиппократ. Огромное значение в Древней Греции имела литература, зародившаяся сначала в виде устного народного творчества. Огромным успехом пользовалась поэзия. Особенно известен Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи». Развивались дидактические и лирические формы поэзии. До наших дней дошли стихи поэтессы Сапфо, поэтов Архелоха, Алкеона. Основоположником жанра басни в Греции является Эзоп. Представления греков о мире и его устройстве нашли отражение в таком жанре искусства, как театр. Он возник из религиозного культа бога Диониса и развился очень быстро. Сначала сюжетами для комедий и трагедий служили сцены из жизни Диониса. Но позднее сюжеты стали браться из мифологии вообще. Основоположником трагедии стал Эсхил.
Выдающимися драматургами Древней Греции были также Софокл, Еврипид. Дошедшие до нас трагедии Софокла — «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», «Электра». Самым известным автором комедий был Аристофан («Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата»). В античной Греции процветали многие виды искусства, архитектура, скульптура, вазопись. Главные качества архитектуры — это простота, ясность композиций, гармоничность и пропорциональность. Жемчужиной греческой архитектуры можно назвать афинский Акрополь. Наибольших успехов греки достигли в скульптуре, которая отличалась совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов для скульптуры использовали бронзу, мрамор, дерево. Признанными мастерами скульптуры в античной Греции считаются Пифагор Регийский, Поликлет и Фидий. Вместе со скульптурой большое развитие получили живопись и вазопись. Керамические изделия покрывались орнаментом и сюжетными росписями. Ранняя керамика отличается чернофигурным изображением, позже появился краснофигурный стиль. Наиболее распространенными типами ваз были амфора, кратер, килик и гидрия.
Культура Древнего Рима тесно связана с культурой Древней Греции. Она продолжала эллинистическую традицию, но вместе с тем выступала как совершенно новое и самостоятельное явление. Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами. Но постепенно латиняне, жившие на западе, завоевывают соседние территории и формируют одну из самых крупных империй древности. Завоевание греческих государств привело к тому, что молодая Римская империя столкнулась с культурой, намного превосходившей ее собственную. Римляне стали изучать греческий язык, литературу, философию. Большой спрос имели рабы-греки, обучавшие римских детей. Вся история греко-римских отношений — это тайное преклонение римлян перед греческой культурой. Римляне стремились достичь ее совершенства. Но, несмотря на порой открытое подражание, римляне вкладывали в греческую культуру и свое зерно. Для Рима остались недосягаемы поэтическая одухотворенность и величавая гармония Греции, т. к. практичный римлянин не мог до конца понять пластичного равновесия и обобщенности замысла.
Для римлянина основной всего был патриотизм. Он рассматривался как высшая ценность, и долг гражданина состоял в непрерывном служении ему. В Риме почитались мужество, стойкость, умение подчинить себя железной дисциплине. Если грек преклонялся перед искусством, то римлянин презирал его, ставя на первое место войну, политику, право и земледелие. Религия древних римлян вначале основывалась на смешении верований многих захваченных империей народов. Во главе пантеона стоял двуликий бог Янус, которого считали царем на небе и на земле. По мере сближения римской и греческой культуры греческие боги проникали в римский пантеон богов. Греческие мифы также стали приспосабливаться к новой культуре и стали очень популярными среди римлян. Немного позже в Рим стали проникать и восточные верования. В начале н. э. распространение получает христианство, возникшее в I в. н. э. Спустя почти четыре века христианство становится государственной религией Римской империи.
Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное искусство, оригинальная философия и наука. Древнеримская модель мира была сконцентрирована вокруг человека, а сама человеческая жизнь вписывалась в жизнь государства. Поэтому и наука Древнего Рима была направлена именно на человека. Заметный след в науке оставили труды по геометрии и тригонометрии Менелая Александрийского, геоцентрическая модель мира Птолемея. Ученые того времени изобрели особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей, трубы, по которым шел пар для обогрева помещений. Римская философия переняла научный опыт греческой философии, и основными для нее были идеи морального совершенствования человека.
Древний Рим является родиной юриспруденции. Среди римских юристов особо выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства. С середины II в. римские прозаики перешли на латынь, и литература стала играть в жизни римлян большую роль. Это время оставило в истории имена таких талантливых литераторов, как Овидий, Гораций. Луцилий стал основоположником нового жанра — сатиры. Основная сила и мощь империи выражалась прежде всего в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве. Строились новые театры, базилики, храмы, гробницы. Римляне ввели инженерные сооружения: акведуки, мосты, дороги, каналы. Они перерабатывали принципы греческой архитектуры и использовали абсолютно новые строительные материалы и конструкции. Вершиной архитектурного искусства стал Пантеон — храм всех богов. Среди общественных сооружений большой популярностью пользуется Колизей.
Глава 3. Происхождение и основные этапы византийской культуры.Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.
Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.
Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.
Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.
Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.
В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.
X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.
XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.
В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.
Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.
Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.
Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.
Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).
Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.
В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.
Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.
Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.
К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.
Высокого уровня достигает в Византии иконопись, представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.
Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.
Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).
Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.
ЗаключениеАнтичность явила миру различные формы организации человеческого сообщества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи – не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного "замирения" множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.
Античность завещала последующим эпохам максиму "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.
О том, чем обязана античности современная наука, проще всего судить по названиям научных дисциплин, за каждой из которых стоят имена ее античных зачинателей: астрономия, ботаника, зоология, история, метеорология, математика вместе с геометрией и арифметикой, медицина и многие другие.
Список используемой литературы:1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г.; М., Высшая школа, 2011
2. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.; М., Мысль, 2013
3. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима; М., Высшая школа , 2010
4. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 2010
5. История и культура античного мира. Под ред.Кобылина М.М., М., 2011
6. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для ВУЗов. –М.: Юрайт, 2012.
7. История и культурология: учебное пособие для ВУЗов/Под ред. Н. В. Шишовой. – М.: Логос, 2011.
8. Малюга Ю. Я. Культурология: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2013.
9. Немировский А. И. и др. Античность: история и культура. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2011.
e.120-bal.ru
Тема «Понятие «культура» в Античности и Средние века»
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Контрольная работа
по предмету «Культурология»
Тема «Понятие «культура» в Античности и Средние века»
Студент: Дорожок Ольга
ФНиДО, спец. ИСИТ(э) 4 курс
Группа 802322, шифр 802322-05
Минск 2011
ПЛАН
Рассмотрите эволюцию и определите специфику понятия «культура» в Античности и Средневековье в последовательных ответах на вопросы:
Становление понятия культуры. Трактовка культуры в период античности.
Теоцентризм и понимание культуры в средние века
Культура и религия
Составьте краткий конспект книги Боннара А. «Греческая цивилизация» (Т.1. «От Илиады до Парфенона». Гл.1) или работы Н. Фюстеля де Куланжа «Божества Древней Греции и Рима».
Тесты
Литература
Предметом культурологии выступает понятие культуры. Культура представляет собой искусственную среду (в отличие от природной, естественной), результат деятельности человека. Это понятие означает «созданное», т.е. что-то измененное в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Культура есть отличительный признак общества. Она всегда обращена к человеку и развитие культуры предполагает развитие самого своего создателя. Культура не существует вне общества, социума и, наоборот, общество не функционирует вне культуры, проявляющейся в тех или иных видах человеческой деятельности. Культуру рассматривают как «явление» и как «понятие». Культура как социальное явление возникает вместе с появлением человека, человечества.
Понятие «культура» формируется на протяжении длительного времени. Первоначально слово «культура» (лат. cultura — обработка и уход за землёй) подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу. Однако выдающийся римский оратор, философ и политик Цицерон в своей работе «Тускуланские беседы» (I в. до н.э.) впервые пытается подойти к классическому пониманию культуры. Культура начинает восприниматься не просто как воздействие человека на природу, но также воспитание и обучение его самого, т.е. культура выступает как «возделывание» человека, его перевод из варварского состояния в гражданское, развитие в нём разумной способности суждений и эстетического чувства прекрасного, наделение способностями выполнять общественные обязанности. Именно так она трактовалась и в древневосточной (китайской и индийской) традиции.
В Средние века культура начинает осознаваться как способ преодоления ограниченности, постоянное духовное совершенствование человека, его приближение к Богу. Природное начало отходит здесь на второй план, уступая место вере человека в высшее предназначение. Отсюда и приоритет культурно-духовного начала над природным с ориентацией на высшие духовные ценности бытия.
В эпоху Возрождения культура предстает, прежде всего, как средство духовного раскрепощения человека, создания условий для творческих возможностей его развития. Такая трактовка имеет ярко выраженную гуманистическую направленность.
В Новое время культура становится самостоятельным понятием, т.е. выступает как предмет специального изучения. Первоначально она понимается как переход человека от природного состояния к общественному (Ж.Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Гердер). В рамках исторического подхода у Дж. Вико культура предстает как целостное явление, включающее искусство, религию, право, формы социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Культурологический подход Вико отличает идея о циклическом развитии культуры, как и всей истории общества в целом: детство человечества — эпоха богов, юность — эпоха героев, зрелость человечества — эпоха людей.
Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюрго, Кон-дорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию «человеческого разума», а культурность общества понимали как «разумность» его политических учреждений и общественных порядков, развитие науки и искусства. Цель культуры, таким образом, они видели в соответствии высшему назначению разума.
Таким образом, часть философско-этических теорий XVIII-XIX вв. понимание культуры связывали с единством разумной и нравственной деятельности человека и общества в целом.
1.2 В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло.
В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.). На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии. Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания.
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.
В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
1.3 Понятие религии неразрывно связано с феноменом культуры. Этимологическое родство слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. Н. Бердяев писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачлась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой и в культуре раннего Возрождения. Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения».
В первую очередь культура - порождение светских и рационально-практических потребностей развития общества, реализации сущностного потенциала разума. Общечеловеческие ценности культуры, прежде всего, являются достоянием человека, его опыта, практики мироосвоения. Культура, обеспечивает преемственную связь поколений, она аккумулирует достижения человечества. И очень важно, что культура есть не только воплощение опыта и практики человечества, но в культуре проявляются и иррациональность, эмоции, вера, суеверия, иллюзии, являющиеся достоянием духовного опыта, того духовного опыта, который сопряжен с религией. Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций — выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. И значимое место в этом освоении занимает религия. Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.
В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.
Книга Боннара А. «Греческая цивилизация» (Т.1. «От Илиады до Парфенона». Гл.1)
В первом томе труда известного швейцарского ученого Андре Боннара «Греческая цивилизация» охватывается время от ее возникновения до эпохи Перикла, когда в Афинах достигли своего высшего расцвета греческая культура и искусство.
Основываясь на последних достижениях современной науки, автор пытается при помощи научной методологии ответить на основные, узловые вопросы, связанные с проблемой возникновения и развития греческой культуры. В своем исследовании автор всегда оригинален. Но особенная ценность его книги заключается в постоянном стремлении А. Боннара проникнуть в самую сущность греческой культуры и в том чувстве глубокой симпатии, которую питает автор к талантливому, многострадальному и свободолюбивому греческому народу, заложившему основы современной европейской культуры. В своей ярко и убедительно написанной книге А. Боннар стремится показать становление и подъем греческой культуры. Кратко и образно характеризуя высшие достижения древних греков, автор особое внимание уделяет литературе и художественному творчеству, так как греческое искусство и эпос, как об этом в свое время писал еще К. Маркс, «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца»
Стараясь подойти к своей задаче по возможности объективно, автор не ограничивается восторженным описанием «бессмертных красот» «Илиады» и не преклоняется слепо, подобно республиканцам XVIII века, перед «идеалами античной демократии». Сочетая исторический метод с оригинальной попыткой проникнуть во внутренний, психологический мир древнего грека, А. Боннар, далекий от расизма, никогда не теряет исторической перспективы. Для него греки такой же народ, как и всякий иной, который начал свой исторический путь в глубокой древности и прошел трудную школу борьбы за существование и за свою независимость.
Вполне учитывая влияние природы на развитие земледелия, мореплавания и торговли, швейцарский исследователь рисует картину перехода от родового строя к рабовладению, когда в Древней Греции среди ее племен, общин и кланов возникло имущественное неравенство; автор особенно подчеркивает неравномерное распределение земли, повлекшее за собой углубление классовых противоречий и развитие рабства. Но в то же время автор вполне справедливо отмечает длительное сохранение многочисленных пережитков глубокой старины как в быту, так и в религиозных обрядах и общественных церемониях, в чем, несомненно, сказывается длительное сохранение общинного строя в древнейшие периоды греческой истории.
Обзор греческой культуры Боннар начинает с «Илиады», считая ее «первым большим завоеванием греческого народа». В том, как описывается Троянская война, первая в мировой истории борьба народов и племен, ставшая легендарной в памяти веков и поколений, сказывается гений не только прославленного и древнейшего аэда, но и гений народа, сумевшего в поэтической форме противопоставить алчности и тщеславию военных вождей самопожертвование героев, защищающих домашний очаг, родину и честь своего народа. Строго придерживаясь основной канвы исторических и историко-литературных фактов, Боннар со свойственным ему мастерством дает образную и сочную характеристику знаменитой гомеровской поэмы и главных ее героев. По мнению Боннара, в основе сюжета «Илиады» лежит воспоминание о той упорной борьбе, которую вели между собой микенские ахейцы материковой Греции с троянскими эолийцами, жившими на малоазийском берегу Эгейского моря. Эта продолжительная экономическая борьба, возможно, и привела в XII веке до н. э. к большой войне, получившей впоследствии название Троянской.
Имеются все основания предполагать, что знаменитая эпическая поэма, воспевающая «гнев Ахилла», явилась произведением замечательного ионийского поэта, который собрал ряд народных песен, созданных безвестными импровизаторами, и, творчески переработав, «поднял их до уровня искусства». Мне кажется, что А. Боннар вполне прав, полагая, что, хотя у истоков этой «обширной народной поэмы» стоят многочисленные авторы, в конечном счете ее создал один человек. Явившись результатом великого поэтического труда ряда поколений, целой эпохи в жизни талантливого народа, «Илиада» стала культурным достоянием не одной только Греции, а и всего человечества. Дав ряд ярких и поэтически прекрасных характеристик гомеровских героев, А. Боннар выдвигает на первый план образы Ахилла и Гектора, которых он считает представителями двух противостоящих друг другу не только «человеческих темпераментов, но и двух стадий в развитии человечества». Ахилл, по его мнению, как бы символизирует исчезающий ахейский мир с его воинственной аристократией и ее разбойничьими набегами. Гектор же, в представлении автора, как бы олицетворяет мир городских общин, защищающих свою землю и свое право, более высокий уровень цивилизации, основанный на мудрости договоров, семейных устоев, которые как бы предвосхищают самое широкое братство людей.
Столь же образно и мастерски характеризует А. Боннар главного героя «Одиссеи», составленной, по его мнению, позднее «Илиады», возможно, во второй половине или даже в конце VIII века до н. э. Это время, как известно, было временем широкого развития греческой торговли и мореплавания как в восточной, так и в западной части Средиземноморья. В погоне за сокровищами заморских стран, за золотом, за ценными тканями, за редкими металлами, например за оловом, греческие торговцы отваживались на далекие плавания, направляя свои утлые кораблики и на восток и на запад. А. Боннар, конечно, прав, предполагая, что в «Одиссее» отразился этот век бурного развития греческой морской торговли и что автор этой замечательной поэмы при ее составлении использовал ряд сказочных сюжетов и мотивов, связанных с древним жанром приключенческих рассказов, один из древнейших образцов которых сохранился в древнеегипетской «Сказке о потерпевшем кораблекрушение». Выдающийся русский египтолог В. С. Голенищев еще в конце прошлого столетия установил множество аналогий между египетской сказкой, «Одиссеей» и арабской сказкой о Синдбаде-мореплавателе.
Через всю книгу А. Боннара красной нитью проходит мысль о тех бесценных богатствах античной культуры, которые были созданы греческим народом в процессе его борьбы за существование и за свою независимость, в процессе становления его цивилизации. Эта цивилизация создавалась греками и для других людей, но еще не для всех, а только для людей своей общины, своего города, своего полиса, которые должны были наслаждаться всеми благами равноправия и свободы, доступных лишь для свободных граждан. В этом состояла суть идей патриотического гуманизма и той древнейшей, первичной и еще ограниченной демократии, которые были впервые в истории провозглашены греками и отчасти осуществлены в процессе создания греческой цивилизации. А. Боннар далек от того, чтобы преувеличивать или переоценивать эти достижения греческой культуры. Греческая демократия была ограниченной демократией, дававшей право гражданства только свободным гражданам, оставляя за бортом гражданства и политических прав рабов и женщин, составлявших абсолютное большинство населения. Ссылаясь на замечательную характеристику, данную Лениным античному государству, А. Боннар признает,что античная демократия была рабовладельческой демократией и что в этом заключалась ее основная ограниченность, которая была в то же время и основным препятствием для ее дальнейшего развития.
Дав яркую, но в то же время предельно сжатую характеристику социально-экономических отношений в Древней Греции, главным образом в Афинах, в конце VII — начале VI века до н. э., А. Боннар показал, как углубившиеся классовые противоречия между родовой аристократией, с одной стороны, разбогатевшими торгово-ремесленными средними слоями и разорившимися крестьянами и бедняками, с другой, привели к острой классовой борьбе, следствием которой в конечном счете стали реформы Солона, который, по словам Энгельса, «открыл ряд так называемых политических революций, открыл его вторжением в отношения собственности»
А. Боннар дал живую и образную картину политической жизни Древней Греции в период формирования города-государства и той прославленной афинской демократии, основы которой частично были заложены, соответственно древним преданиям, знаменитым реформатором Солоном. Больше того, Боннар четко определяет, в чем именно заключался примитивизм и внутренняя ограниченность греческой демократии, которые определили путь ее дальнейшего развития и обусловили ее конечную гибель. Этими порочными элементами греческой демократии, по мнению Боннара, были рабство и неравноправие женщин.
Анализируя социально-экономические предпосылки рабства, коренящиеся в разложении родового строя, в появлении частной собственности и древнейшей рабовладельческой эксплуатации труда, А. Боннар правильно отмечает основные источники рабства: грабительские, разбойничьи войны, которые влекли за собой захват пленников, обращавшихся в рабство; пиратство, торговлю, ростовщичество, затем частное право; само собой разумеется, что дети рабов, как правило, наследовали социальное положение своих родителей.
Далее автор делает попытку показать экономическое значение античного рабства, которое проникло главным образом в ремесленное производство Древней Греции. Стараясь по возможности объективно охарактеризовать значение рабовладельческой эксплуатации, автор отмечает его ограниченный характер, отсутствие массового, в частности плантационного, рабства, наконец, различные формы, которые рабство получило в разных частях Греции, в частности в Афинах, где, по мнению Боннара, отвратительные стороны рабства были в некоторой степени смягчены, например, по сравнению с жестокими формами эксплуатации илотов в Спарте.
Большой интерес представляют высказывания А. Боннара по поводу отношения свободных греков, греческих писателей и философов к рабству и к рабам. Вполне естественно, что в рабовладельческом обществе протест против рабовладельческой эксплуатации должен был проявляться в очень слабой форме. Однако лучшие представители передовой мысли Древней Греции нередко возвышали свой голос против эксцессов рабовладельческой эксплуатации, признавая, что все люди имеют одинаковое право на человеческое существование. Приводя знаменательные слова Еврипида, софиста Алкидамa, Боннар пытается проследить медленное вызревание новой идеологии, нанесшей первый решительный удар античному рабству.
Несомненным достоинством книги А. Боннара является стремление автора показать возникновение и становление греческой культуры в процессе ее прогрессивного развития. Под таким чисто историческим углом зрения рассматривает А. Боннар и греческую религию, которая в своих истоках восходит к древним формам фантастического объяснения явлений природы, непонятных первобытному человеку. Эти исконные формы народной религии эпохи первобытно-общинного строя, основанные на бессилии первобытного человека в его борьбе с природой, по мнению А. Боннара, долго и прочно сохранялись в Древней Греции, найдя свое отражение в фольклоре, в мифотворчестве, в литературе, в частности в эпосе. Боннар вполне справедливо утверждает, что греческая религия отличалась большой свободой, даже расплывчатостью своих верований. Древняя Греция не знала официальной церкви, не знала догматики, катехизмов, проповедничества. В ней преобладали элементы народной и государственной религии. Исключение составляли лишь некоторые большие храмы со своими прославленными оракулами.
К сожалению, несколько бегло и схематически касается А. Боннар наиболее интересного периода греческой культуры, того прославленного «века Перикла», когда в Афинах своего высшего расцвета достигли греческая цивилизация и искусство. Трудно охарактеризовать деятельность и личность Перикла, пользуясь для этого главным образом свидетельствами Фукидида, но автор делает смелую и, возможно, удачную попытку в очень кратком очерке сорвать с этого почти легендарного героя, созданного великим греческим историком, тонкий покров несомненной идеализации.
А. Боннар ни в коей мере не нарушает традиций античной историографии, видя в Перикле крупнейшего политического деятеля Греции того времени, подлинного «лидера» демократической партии Афин, стремившегося к тому, чтобы сделать Афины наиболее могущественным и наиболее передовым государством Греции того периода.
Поскольку книга А. Боннара является обобщающим трудом, прекрасно показывающим важнейшие достижения греческого народа, создавшего замечательную культуру древнего мира, автор сознательно останавливал свое внимание на тех или иных ее сторонах, для того чтобы глубже и ярче проиллюстрировать свою мысль, всегда оригинальную, всегда интересную, блестяще изложенную и серьезно, научно обоснованную.
Главным достоинством труда А. Боннара является то, что он показал прогрессивное развитие греческой цивилизации, созданной грандиозным трудом маленького, но великого народа, великого тем, что он впервые в мировой истории провозгласил великие идеи благородного патриотизма, борьбы за справедливость, за народоправство, за равенство между людьми. Упорно сражаясь с иноземными угнетателями за честь и независимость своей родины, за высокий идеал гражданской свободы, древние греки создали высокие культурные, в частности художественные, ценности, которые затем легли в основу европейской цивилизации.
Тесты
Приведите в соответствие понятия левого столбца и перечень имён правого столбца:
драматургия,
Мирон, Поликлет, Фидий (b)
скульптура,
Сапфо, Гесиод, Эзоп (c)
литература,
Парменид, Левкипп, Анаксимен (d)
философия.
Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан (a)
Назовите авторов следующих высказываний:
«Платон мне друг, но истина дороже»,
Протагор (d),
«Всё течёт», «Нельзя в одну реку войти дважды»,
Гиппократ (e),
«Познай самого себя»,
Аристотель (a),
«Человек есть мера всех вещей»,
Гераклит (b),
«Не навреди».
Сократ (c).
studfiles.net
1. Античные представления о культуре. Культурология: конспект лекций
1. Античные представления о культуре
Само слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик М. П. Катон (234–149 гг. до н. э.).
Совершенно в ином, переносном смысле применил слово «культура» выдающийся римский оратор и философ М. Т. Цицерон. Согласно Цицерону, культура – это «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой.
Однако следует заметить, что культура по-прежнему понималась как «возделывание, обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и сам человек. Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.
Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.
Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т. е. человек – гражданин, подчиняющийся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обязанности, человек – воин, человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.
В Античности понятие «культуры» близко к понятию «цивилизации». Что же такое цивилизация? Для грека слово «цивилизация», «цивилизованный» значит «прирученный, обработанный, привитый». Цивилизованный человек – это человек «привитый», который сам себе делает прививки, с тем чтобы приносить плоды более питательные и сочные. Цивилизация представляет собой совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы. Однако, помимо защиты жизни, цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе.
В силу таких представлений первым значением термина «культура» стало отождествление его с воспитанием и образованием, которые развивают в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяет ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и личных. Так, например, Аристотель в своем труде «Политика» говорит, что так как государство в целом имеет одну конечную цель (приумножение числа граждан, которые могли бы защитить государство от врагов, охранять его границы), то для всех нужно единое одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, т. е. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, которое должно быть общим. Целью воспитания (по Аристотелю) является развитие умственных способностей или нравственных качеств.
Помимо понятия «идеального гражданина», «чувства прекрасного», в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе, в поклонении Богам. Античные Боги – это природные стихии в человеческом облике. Первобытный человек судил о внешних предметах по себе самому, а так как он чувствовал в себе свободную личность, то ему казалось, что все окружающие его части Вселенной были такими же живыми лицами, как и он. Сам он приписывал им мысль, волю, признавал их господство, молился и поклонялся им, он сделал из них Богов.
Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, основанное на идее вечности. В истории греки видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества.