Солнечный календарь древнего египта. Книга Предыстория под знаком вопроса (ЛП). Содержание - Несолнечный «солнечный» календарь «древних» египтян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеегипетский солнечный календарь. Солнечный календарь древнего египта


Древнеегипетский календарь

Так случилось, что 4 тысяч лет тому назад три непосредственно не связанные друг с другом явления происходили в долине Нила одновременно. Это:

— начало плодоносящего разлива Нила,

— летнее солнцестояние,

— гелиакический, т.е. первый предутренний восход Сириуса (α Большого Пса):

«Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих».

Сотис в дословном переводе означает «Лучезарная» или «Блистательная», — так называли в древнем Египте Сириус, самую яркую звезду неба.

Поясню подробнее, что такое гелиакический восход Сириуса.

На карте область расположения Сириуса помечена красным овалом, синяя дуга — северная часть эклиптики, ВР — точка весеннего равноденствия, ЛС — точка летнего солнцестояния, ОР — точка осеннего равноденствия.

Представим себе, что в какой-то момент времени Солнце находится в созвездии Овна. Тогда, как показывает карта, Сириус находится слева от Солнца. Астрономы говорят, что Сириус расположен восточнее Солнца, потому что в полдень, когда Солнце в точности над точкой юга, Сириус и в самом деле находится в восточной части неба. Поэтому вечером, сразу после захода Солнца, Сириус будет хорошо виден на фоне вечерней зари.

Солнце, двигаясь по эклиптике, переходит из созвездия Овна в созвездие Тельца, потом Близнецов и т.д. Т.е. изображение Солнца на карте перемещается справа налево. Поэтому наступит момент, когда Солнце окажется напротив Сириуса. Это значит, что Сириус скроется в солнечных лучах и станет совсем ненаблюдаемым.

А Солнце будет продвигаться по эклиптике дальше, и тогда Сириус окажется правее, т.е. западнее, Солнца. Как только Солнце достаточно удалится от Сириуса, он снова появится, но уже в лучах утренней зари.

Так вот, первое появление Сириуса в лучах утренней зари называется гелиакическим восходом.

На рисунке изображён бог Ра — древнеегипетский бог Солнца, верховное божество древних египтян. Сириус изображён справа от Солнца. Именно так бывает во время гелиакического (предутреннего) восхода.

Снова повторю всё кратко.

В древнем Египте за небом наблюдали жрецы. Они обнаружили, что если Сириус, самая яркая звезда неба, наблюдается после захода Солнца на фоне вечерней зари, то его условия видимости постепенно ухудшаются. А потом Сириус совсем исчезает.

Затем Сириус появляется, но уже на фоне утренней зари перед восходом Солнца. Именно первое его появление на утреннем небе и есть гелиакический восход, сопровождаемый разливом Нила, столь важным для хозяйственной жизни страны.

Обращаю внимание на то, что промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса является не тропическим, а сидерическим, т.е. звёздным годом. Потому что гелиакический восход наступает, когда Солнце на небе занимает вполне определённое положение по отношению к Сириусу. Это значит, что Земля должна оказаться в некотором, вполне определённом месте своей орбиты по отношению к одной из звёзд, — Сириусу.

Судя по всему, точность астрономических наблюдений древних египтян была не очень велика, и они не усматривали различий между тропическим и сидерическим (звёздным) годом.

Внимательный читатель, посмотрев на приведённую выше карту неба, где изображены эклиптика и Сириус, наверное, недоумевает. Потому что когда Солнце находится в точке летнего солнцестояния (ЛС), Сириус находится чуть левее, т.е. восточнее, Солнца, поэтому ни о каком гелиакическом восходе Сириуса и речи быть не может.

Правильно, это так. При объяснениях мы пользовались современной картой звёздного неба. Четыре тысячи лет тому назад эклиптика занимала, вследствие прецессии земной оси, совсем другое положение среди звёзд и всё было так, как описано выше.

В наше время гелиакический восход Сириуса происходит на два месяца позже, чем летнее солнцестояние, что объясняется расхождением между звёздным и тропическим годом, накопившимся за 4000 лет. (365,25636–365,2422)х4000≈57суток.

Да и Нил больше не разливается, — его уровень регулируется Асуанской плотиной.

А теперь о результатах наблюдений жрецов за гелиакическим восходом Сириуса.

Значение продолжительности года в древнем Египте постепенно уточнялось. Сначала — 360 суток, затем 365 суток и, наконец, 365,25 суток.

Самый точный древнеегипетский календарь не содержал високосных годов, все годы имели одинаковую продолжительность, равную 365 суткам.

Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года.

Жрецы в древнем Египте могли бы ввести более точный календарь наподобие юлианского календаря, но они это не делали из религиозных соображений. Им хотелось, чтобы начало года приходилось попеременно на все сезоны года, т.е. чтобы календарь был «блуждающим», переходящим.

Ошибка, равная одним суткам, в древнеегипетском календаре накапливается примерно за 4 года. А за 1460 лет, 1460=365х4, ошибка достигает одного года, и тогда начало года возвращается к исходному сезону. А египетских календарных лет насчитается на один год больше, чем на самом деле, т.к. тропический год, с которым повторяются сезоны года, длиннее календарного египетского года.

Поэтому период продолжительностью в 1460+1=1461 египетских календарных лет год называется сотическим, «периодом Сотиса», или даже «Великим годом».

mirznanii.com

Древнеегипетский солнечный календарь — курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ……………………………………………………………………………6

ГЛАВА II. ПРОЦЕС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ………………………………………………….14

§1. Открытие солнечного года………………………………………………….14

§ 2. Календарный  год в древнем Египте……………………………………….15

§ 3. Попытка введения високосного года. Сотический период………………17

§ 4. Соотношение календарей египетского и григорианского………………..19

§ 5. Хронология Древнего Египта………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25                

     ВВЕДЕНИЕ 

     Примерно  за четыре тысячи лет до нашей эры  на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.

     Своим богатством и самим существованием Египет был обязан великой реке —  Нилу, вернее, его ежегодным разливам, оставлявшим на полях плодородный  ил. Это обеспечивало земледельцам высокие урожаи, а всем египтянам — спокойствие и процветание. Потому так важно было заранее знать, когда Нил выйдет из своих берегов.

     Египетские  жрецы, которые занимались в этой стране астрономическими наблюдениями, однажды заметили, что перед разливами Нила на утреннем предрассветном небе бывает видна огромная яркая звезда из созвездия Большого Пса. Они назвали ее «Сотис», что значит «блистающая». Другое ее название — Анубис, «собачья звезда», по имени созвездия. Современное название этой звезды — Сириус.

     Восход  звезды совпадал не только с разливами  Нила, но и с летним солнцестоянием, временем, когда Солнце достигает  наивысшего положения над горизонтом. Сосчитав дни от одного летнего солнцестояния  до другого, египтяне определили примерную  продолжительность солнечного (тропического) года. У них получилось 360 дней. Произошло это много тысячелетий назад, и с той поры Египет считается родиной первого солнечного календаря.

     В исторической литературе высоко оцениваются  достоинства древнеегипетского календаря. По словам Дж. Г. Брэстеда, «создание этого удобного и практичного, хотя и искусственного календаря было достижением, не имеющим параллелей ни в какой другой древней цивилизации».1

     Именно  в Древнем Египте было впервые было предложено использовать год большей длины, который впоследствии получил название високосного. Но эта календарная поправка в Египте не прижилась, может быть, оттого, что для нее не было придумано никакого легендарного обоснования. И високосный год появился только спустя несколько столетий в Риме, в юлианском календаре. Составляли этот календарь тоже египетские астрономы и математики, уж очень велик был их авторитет в древнем мире.

     Египетский календарь сохранился по сей день у потомков древних египтян — коптов и эфиопов (это народы, населяющие север Африки). Сохранились и праздники в честь древних богов. Ежегодно, в дни летнего солнцестояния, «божественная Изида роняет слезу в великую реку и творит ее благостный разлив». И народ Эфиопии 17 июня отмечает праздник Слезы.

     В настоящее время можно сказать, что вопрос о календаре египтян не решен до сих пор. И подтверждением тому является большое количество различных точек зрений в кругах египтологов о появлении календаря в Древнем Египте, о египетской хронологии и т.д.

     Цель  данной работы – рассмотреть процесс развития Древнеегипетского солнечного календаря.

     В соответствии с поставленной целью  следует выделить следующие задачи: определить время появления календаря в Древнем Египте, рассмотреть процесс становления Древнеегипетского солнечного календаря.

     До  сегодняшнего дня до нас дошли  следующие источники:  календари религиозных торжеств, списки имен фараонов отдельных династий, фрагменты летописей Туринского папируса и Палермского камня, списки фараонов, найденные в Абидосе и Саккаре, а также многочисленные надписи на монументах с указанием времени их возведения или какого-либо другого события.2

     В данной работе за основу взяты труды  Шолпо Н.А. «О времени «введения» календаря в Древнем Египте»3 и Буткевича А.В., Зелинсона М.С. «Вечные календари»4.

     Шолпо Н.А. в своей работе пытается определить точную дату появления календаря  в Древнем Египте. Рассматривает  различные точки зрения египтологов  о данной проблеме. По его мнению, Древнеегипетский календарь был создан во время правления V династии, когда календарь начали связывать с появлением на небе звезды Сотис.

     В работе Буткевича А.В., Зелинсона  М.С. «Вечные календари» подробно рассматриваются периоды развития древнеегипетского календаря со времени его появления, а также приводятся факты, свидетельствующие о  постоянном дополнении и совершенствовании древнеегипетского календаря. Здесь же описывается одна из важнейших, но несостоявшихся реформ древнеегипетского календаря – введение високосного года, который был открыт также египтянами. В своей книге Буткевич А.В., Зелинсон М.С. приводят точное сравнение египетского и григорианского календарей.

     В книгах Бикермана Э.5 и Томсинова В.А.6 подробно рассматривается хронология древнеегипетского календаря и летоисчисление, которое велось не от определенной эры, а от начала правления фараона.   

     ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

     В настоящее время существует несколько  точек зрений о времени введения календаря в Древнем Египте.

     Согласно  известному египтологу Бристед, наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 г. до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.7

     Известно, что египетский год начинается 19 июля (юлианск.), когда происходит подъем воды в Ниле на широте Мемфиса. Известно также, что, благодаря тому, что год имел 365 дней и был короче астрономического примерно на 1/4 суток, через каждые 1460 лет в день нового года происходит ранний утренний (гелиакический) восход Сириуса. Это событие отмечалось древними египтянами, а самый период в 1460 лет, когда восход Сириуса совпадал с днем нового года, назывался периодом Сотиса, т. е. Сириуса. Эд. Мейер, установивший свою хронологическую систему на основе астрономических исчислений периода Сотиса, выражает свою мысль в следующих словах: «Само собой разумеется, что египетский календарь мог быть введен только в тот год, в котором гражданский новый год совпадал с днем восхода Сириуса.8

     Теория  Мейера, утверждающая, что календарь  был введен за 1000 лет до объединения  Верхнего и Нижнего Египта, нашла  своих адептов, стремящихся отыскать факты, которые доказывали бы сравнительно высокую культурность Дельты, так  как ведь только на широте Мемфиса мог быть создан календарь. И. Брестэд говорил, что вычисления, необходимые при составлении и пользовании календарем, указывают на употребление письма в последние столетия V тысячелетия до р. х. Между тем факты говорят обратное, т. е. что в додинастический период письмо было в зачаточном состоянии и окончательно оформляется только при первых династиях.9

     К. Зете, анализируя древнейшие религиозные  тексты Египта, главным образом, «Тексты  пирамид», приходит к выводу, что  в 4241 г. календарь мог быть выработан только в Гелиополе, потому что Мемфиса тогда еще не существовало. Дальше мысль исследователя работает в направлении поисков фактов, подтверждающих древность Гелиополя; он приходит к выводу, что Гелиополь еще в «доисторическое» время был политическим центром «царства Гора», возникшего на месте распавшегося «царства Озириса». Анализируя мифы, Зете приходит к выводу, что Гелиополь был также крупным религиозным и культурным центром Египта. Свои выводы он основывает опять-таки на том, что в Гелиополе был создан календарь.10

     Акад. В. В. Струве также считает, «что первые крупные объединения номов возникли в Северном Египте. Причина такого более раннего развития крылась, очевидно, в большей близости севера Египта к Средиземноморью». Далее он говорит о том, что «Север, объединившийся, как было указано выше, на несколько веков раньше, чем юг, успел создать и несколько более высокую культуру. Такое преимущество севера было, несомненно, обусловлено близостью Нижнего Египта к Средиземноморью и Передней Азии. Здесь создалась культура, которая, судя по вещественным памятникам, являлась общей для всего Восточного Средиземноморья».  Таким образом, акад. В. В. Струве, вынужденный доказывать культурность Дельты (стоя на точке зрения Мейера в отношении календаря), находит причины этого в близости ее к Средиземноморью и говорит, что север Египта был тесно связан со Средиземноморьем, во всяком случае с некоторыми его частями, то здесь в очень древнее время начали развиваться обмен и торговля.

     Продолжил и развил эту мысль И. Л. Снегирев, по мнению которого уже в эпоху неолита и дальше, ко времени объединения Египта, «обмен принимает широкие размеры», появляются суда, на которых «можно было пускаться не только в каботажное плавание на юго-восток по Красному морю или к берегам Палестины и Сирии, но и в более опасное плавание на север, к острову Крит и островам Эгейского моря. Так, неправильная предпосылка вынуждает авторов превратить земледельческий Египет в крупную морскую державу, задолго до Финикии совершавшую опасные путешествия в открытом море. Вместо примитивной сельской общины, характерной чертой которой были «ее изолированность, отсутствие связи между жизнью одной общины и жизнью других, этот локализованный микрокосм», — Египет превращается в оживленное торговое государство с большим разделением труда уже в эпоху неолита. 11

     Между тем, как утверждает Шолпо Н.А., если обратиться к фактам, то в V тысячелетии до н. э. Дельта едва ли представляла собой то, что мы знаем о ней в более позднее время. Напротив, она должна была представлять собою территорию, малопригодную не только для земледелия и для развития культуры, но и для мало-мальски сносной жизни. Может быть, есть доля истины в традиции, переданной нам Геродотом, что Египет ниже Меридова озера представлял болото. И трудно себе представить, что Дельта обладала культурой, которая превзошла культуру долины. Вполне справедливо поэтому удивление Шарфа, когда он говорит, что «...неужели календарь мог быть основан в то время, от которого до нас не дошло ни одной надписи, ни также цифр, а только горшки и другая домашняя утварь и убранство примитивных гробниц»12.

     Уже в древнем Египте существовала торговля. Действительно, доказав культурность Дельты, надо найти объяснение, почему она была побеждена менее культурным Верхним Египтом. Причина вскрывается, когда доказана развитая торговля, которая в условиях частной собственности приводит к разложению общины. Стоит только отказаться от предположения, что календарь был введен в 4241 г., как отпадает всякая надобность строить сложное здание культуры Дельты, с ее древнейшим религиозным (и политическим) центром Гелиополем, с ее высокоразвитой средиземноморской торговлей, приведшей Дельту к поражению в борьбе с Верхним Египтом.13

     Египтяне знали период Сотиса уже в Среднем царстве. Борхардт видит на табличках царя I династии Джета указание на дату раннего восхода Сириуса. Фл. Петри в рецензии на работу Борхардта достаточно резко осуждает эту попытку; также и Зете, который раньше видел на этой табличке изображение богини Сотис, отказался от этого мнения. Таким образом, по мнению Шолпо Н.А., попытку найти период Сотиса уже при первых династиях нельзя считать удачной. Из того, что в Новом и Среднем царстве египтяне знали период Сотиса, необязательно делать вывод, что он был известен и в Древнем царстве, а тем более в до династический период. Очевидно, календарь с годом, равным числу дней между двумя разливами Нила (ежегодные периодические разлития Нила служили как нельзя более удобной вехой для счисления дней), мог возникнуть на заре египетской культуры. Деление этого года на 365 дней было чисто условным, так как начало нового года египтяне считали, конечно, не с определенного часа, а просто с наступлением дня, когда начинался подъем Нила. Это то, что Мейер называет природным, крестьянским календарем, так как он тесно связан с земледельческой стороной жизни египтянина.14

freepapers.ru

Древнеегипетский солнечный календарь — курсовая работа

     Долгое  время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь  и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 г. при раскопках одного храма в  дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э., говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».36

     Следовательно, здесь впервые содержалось предложение  о введении високосного года. Если бы этот декрет был осуществлен, то средняя продолжительность египетского  года составляла бы 365,25 суток, т. е. в  точности равнялась бы так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.37

     Так как год египетского календаря  был короче тропического года почти  на 6 часов, то через каждые 4 года гелиакический  восход Сириуса запаздывал на целые  сутки. Через 120 лет ошибка давала целый  лишний месяц. Поэтому и дата солнцестояния по египетскому календарю падала на все более поздние месяцы, а начало года переходило на все более раннее время года: сначала на весну, затем на зиму, осень и снова на лето. Такой кругооборот происходил за 365 × 4 = 1460 лет.38

     За  такой промежуток времени египетских календарных годов насчитывалось  на один год больше, т. е. 1461. С этого  момента начало года опять совпадало с предутренним восходом Сириуса и временем летнего солнцестояния. Таким образом, египетский календарный год по отношению к тропическому году был «блуждающим», переходящим. В позднейшие века истории Египта период в 1461 год получил название сотического, «периода Сотиса» и даже «Великого года».39 

     § 4. Соотношение календарей египетского и григорианского

     Считается, что в давние периоды истории Египта на широте Мемфиса — древней столицы страны — первый восход Сириуса приблизительно приходился на 19 июля, если считать по юлианскому календарю. Но в те времена эта дата почти совпадала с днем летнего солнцестояния. Вследствие прецессии — перемещения точек равноденствия вдоль эклиптики с востока на запад, т. е. навстречу видимому годичному движению Солнца, — в настоящее время, как мы уже знаем, день летнего солнцестояния наступает около 22 июня. Если предстоящий год високосный, то первый день года падает на 12 сентября и все последующие дни смещаются на единицу.40

     В 26 г. до н. э. в Египте начал применяться  улучшенный календарь — коптский, в котором продолжительность года принималась равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском календаре. Однако в отличие от юлианского календаря у него другие правила високоса. Високосными годами в этом календаре являются только те, порядковые числа которых при делении на четыре дают в остатке три. Так, к примеру, 1970 год в нашем календаре простой, а в коптском — високосный. В самом деле, перевод года нашей эры в эру Диоклетиана, применяемую в действующем и сейчас в Эфиопии, Египте и Судане коптском календаре и начавшуюся на 283 года позже нашей эры, дает: 1970—283 = 1687. При делении этого года коптского календаря на четыре в остатке получится три. Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характерный своей простотой, явился основой для всех дальнейших совершенствований солнечного календаря.41 

     § 5. Хронология Древнего Египта

       Так как за начало египетского  календарного года принималось  1-е тота, являвшееся подвижным  по отношению к нашему календарю, то с летним солнцестоянием оно совпадало не ежегодно, а один раз в 1461 год, т. е. через сотический период.42

     Для установления хронологического соответствия между датировками египетского блуждающего года и датировкой по юлианскому календарю, содержащему в году 365,25 дня, необходимо установить какую-либо опорную дату — время совпадения первого гелиакического восхода Сириуса, т. е. 19 июля по юлианскому календарю, с 1-м тота египетского блуждающего года.43

     Римский писатель Цензорин (III в. и. э.) в 283 г. написал  книгу, которая в значительной части  посвящена вопросам календаря и  хронологии. В ней он указывал, что  совпадение 1-е тота — 19 июля имело место в 140 г. н. э. Следовательно, исходя из даты Цензорина, легко вычислить другие начала периода Сотиса, имевшие место в древние времена. Для этого достаточно последовательно вычитать из даты Цензорина по 1460 лет. Тогда устанавливаем, что годы начала периода Сотиса имели место в 1321 г. до н. э., в 2781 г. до н. э., в 4241 г. до н. э. и т. д.44

     Эти опорные даты, получившие у греков название «апокатастас», т. е. «возвращений на прежнее место», дают возможность  определить год, в котором 19 июля юлианского календаря совпадало с любым  днем «блуждающего» года. Для окончательного выбора дат, которые могут отличаться на 1460 лет, египтологам приходится привлекать всю совокупность исторических и археологических материалов.45

     Решение хронологических задач, относящихся  к Древнему Египту, облегчается тем, что египтологам удалось обнаружить достаточное количество источников, подтверждающих, что в Древнем Египте не было единой эры, а летосчисление велось по годам правления фараонов. Так, первым египетским фараоном считается Менес, царствование которого относится примерно к 3000 г. до н. э.46

     Первый  список фараонов, правда, далеко не полный, был составлен древнеегипетским историком Манефоном, жившим в конце IV — начале III в. до н. э. Этот список вошел в его «Историю Египта». Около 150 г. н. э. появилось великое творение древнегреческого ученого Клавдия Птолемея (около 87— 165 гг. н. э.) «Альмагест», представлявшее собой астрономическую энциклопедию того времени. В нем был приведен «Канон царей» — таблица, в которой в хронологической последовательности занесены имена царей вавилоно-ассирийских, персидских и македонских (греческих), а также римских императоров. Таблица открывается древневавилонским царем Набонассаром, начало царствования которого относится к 747 г. до н. э., и заканчивается римским императором Антонием Пием (138—161 гг. н. э.). Таким образом, таблица охватывает 907 египетских лет.47

     Следует иметь в виду, что этот канон  составлен в системе египетского  «блуждающего» года продолжительностью в 365 дней. Список правителей составлен  так, что независимо от того, в каком  месяце года началось правление, оно  считается начавшимся в первый день этого года, т. е. 1-е тота.48

     Так как канон Птолемея начинается с  Набонассара, то счет времени начали вести с начала его царствования. Так появилась эра Набонассара  — одна из древнейших эр, в которой  счет велся от реального исторического события. При этом с несомненностью можно установить, что 1-е тота 1-го года Набонассара приходится на среду 26 февраля 747 года до н. э. Эра Набонассара просуществовала до конца третьего столетия н. э.49

     Римские хронологи продолжили канон Птолемея, занося в него годы царствования римских императоров до императора Диоклетиана включительно.

     Зная  общую сумму лет, протекших со времени эры Набонассара до вступления на престол Диоклетиана, можно установить, что 1-й год Диоклетиана соответствует 1032 году эры Набонассара. Этот вывод дает возможность установить второе важное положение для хронологии: 1-е тота 1-го года Диоклетиана приходится на пятницу 29 августа 284 года н. э.

     Эра Диоклетиана имела широкое применение в Египте и восточной части  Римской империи. Она сохранилась до наших дней в церковных календарях коптов и эфиопов.50

     Во  второй главе мы можем проследить процесс становления древнеегипетского солнечного календаря, вначале довольно простого и неточного, а затем, по прошествии нескольких тысячелетий, более совершенного, где благодаря длительным наблюдениям за восходом Сириуса было сделано открытие действительной продолжительности календарного года в 365 дней.   

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Из  всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

     В настоящее время нельзя точно сказать, когда в Древнем Египте появился календарь.  У египтологов существует множество версий по этому поводу.  Но можно с уверенностью сказать, что именно в Древнем Египте зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.

     В данной работе изложена точка зрения Шолпо Н.А. о времени введения календаря в Древнем Египте. По его мнению, Древнеегипетский солнечный календарь был установлен при V династии, которая относится ко времени около 2750—2650 гг. до н.э.

     Наряду с лунным  календарем, который использовался в религиозных целях, египтянами был создан солнечный древнеегипетский календарь для светских целей. Продолжительность года в солнечном календаре приблизительно соответствовала времени обращения Земли вокруг солнца и периоду между появлениями при восходе солнца звезды, называвшейся египтянами Сотисом.

     Первоначально год длился 360 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. Но впоследствии, благодаря длительным наблюдениям, удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов.

     Египтяне  не использовали високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Лишь только в 26 г. до н. э. в Египте начал применяться улучшенный календарь — коптский, в котором продолжительность года принималась равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском календаре. Старый же календарь использовался параллельно еще на протяжении нескольких веков.

     Поздний египетский календарь очень похож  на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа юлианского стиля (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю – первый день месяца тота – соответствует 29 августа.

     Египтяне  не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению на престол.

     Солнечный календарь в течение продолжительного времени существования древнеегипетской цивилизации совершенствовался и дополнялся. Древнеегипетский солнечный календарь является прародителем григорианского календаря. Так как, именно Канопский декрет двумя столетиями раньше григорианского календаря определил точную продолжительность года  в 365,25 суток.           

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. http://naturalhistory.narod.ru/Hronolog/Hronos/Bikerman/Bikerman_2.htm.
  2. Буткевич А.В., Зелинсон М.С. Вечные календари. М., 1984.
  3. Томсинов В.А. Краткая история египтологии. http://tabularium.narod.ru/articles/Toms_01.html
  4. Шолпо Н.А. О времени «введения» календаря в Древнем Египте http://annals.xlegio.ru/egipet/kal_eg.htm

freepapers.ru

Предыстория под знаком вопроса (ЛП). Содержание - Несолнечный «солнечный» календарь «древних» египтян

А в разных широтах эти сезоны имеют, исходя из локальных климатических условий, разную длину. И их заполнение месяцами, что могло побудить начать давать последовательным месяцам названия, могло быть естественной эволюцией чисто лунного календаря еще до начала точных астрономических наблюдений за Солнцем и задолго до определения длительности солнечного года. К тому же измерение месяцами сезонов довольно гибко может быть применено и в местностях, в которых год естественным образом, как в Египте, разбивался не на четыре, а на три сезона.

Иделер уверен, что именно потребность в грубом описании совокупности четырех времен года и привела к появлению лунного года, состоящего из 12 лунных месяцев (т.1, стр. 61). Он считает, что такой лунный год существовал длительное время и вполне удовлетворял потребностям пастушеских народов, которые, как, например, бедуины, питались в основном мясом и молоком животных. Впрочем, он приводит еще и пример населения Полинезии, у которых год тоже состоял из 12 или 13 лунных месяцев, но определялся не по движению Солнца, а по времени созревания плодов хлебного дерева: от урожая до следующего урожая.

Чтобы лунный по сути календарь из 12 лунных месяцев в четырех последовательных сезонах мог бы существовать длительное время, не вступая в сильное противоречие с климатическими ситуациями, пришлось бы допустить, что начало лунного месяца могло скользить и определяться в разные сезоны по разным фазам Луны. Например, зимой и весной по, скажем, полнолунию, а летом и осенью по новолунию.

Конечно, какой-то небольшой сдвиг по сравнению с природными изменениями и здесь оставался бы, но уже не на 11,25 дней в году, а на приблизительно треть этого срока: 365,25 -12 х 29,53 – 12, 76 = - 3,88. Еще один такой год и сдвиг вырос бы почти до 8 дней, т.е. приблизительно до длительности одной фазы Луны. Поэтому в начале второго года было бы достаточно сдвинуть начало месяца еще на одну фазу Луны и т.д. Интересно было бы узнать, зафиксировали ли этнографы где-либо у «примитивных народов» такое подвижное начало месяцев.

Появление наименований у месяцев еще на стадии, зафиксированной Гомером, когда год заключается в периодической смене четырех времен года (сезонов), не является таким уж диким предположением. Это могло быть связано с использованием наблюдаемых лунных месяцев в религиозных целях. Об этом чуть ли не прямым текстом говорит Бикерман в своей «Хронологии древнего мира» на стр. 24 в главе о древних греческих календарях: «Названия месяцев обычно происходят от названий праздников, отмечавшихся в соответствующем месяце». А для распределения праздников по сезонам привязка к тропическому году не нужна.

Потребность в солнечном годе Иделер видит только с возникновением сельского хозяйства. Он говорит о постепенном привязывании времен года к наблюдениям за самыми яркими звездами, но забывает о том, что как раз в Египте, который он называет в качестве первого примера страны с развитым сельским хозяйством, долгое время было достаточно наблюдать за разливами Нила, чтобы понять, что очередной год наступил.

Для всей остальной хозяйственной жизни было достаточно отсчета лунных месяцев и недель от дня начала разлива Нила. Поэтому подчеркиваемое всеми историками раннее введение солнечного года в Египте относится на самом деле, скорее всего, к одной из самых поздних исторических фаз египетской истории. А ссылка на потребности сельского хозяйства представляется мне кабинетной выдумкой историков календаря, мало знакомых с практикой деревенской жизни.

Первое высшее учебное заведение, которое я в своей бурной жизни посещал, называлось Эстонской Сельскохозяйственной академией. Там я проучился год на факультете механизации сельского хозяйства, там же проходил практику в деревнях, а потом провел три месяца на целине. Впрочем, и учеба на факультете математики в последующие годы сопровождалась почти каждый год осенней месячной «практикой» в одном из эстонских колхозов.

Так вот, ни в одной из многочисленных деревень в Эстонии, Казахстане, России, Голландии и Германии, в которых мне приходилось бывать, я не видел ни крестьян, ни агрономов, ни председателей колхозов, ни фермеров, которые ориентировались бы в своей сельскохозяйственной деятельности по календарю. По народным приметам – да, по влажности или сухости почвы – да, по ее температуре – да, по уровню зрелости зерна или овощей – да, но никак не по календарю!

Несолнечный «солнечный» календарь «древних» египтян

… именно к середине XIII в. (т.е. к «1240-1260» гг.) отнесли они (в XVI в.!) смену лунно

www.booklot.ru