Вещное право древней индии. 9. Институты брачно-семейного права в законах Ману и Артхашастре.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7. Ведическое право древней Индии: источники, основные институты. Вещное право древней индии


Обязательственное право по законам Ману

  В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия  недействительно.

–если должник не располагал имуществом,  необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

  ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

  ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

  Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

  КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

  Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

  Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

  В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам Ману

  Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества.  Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе,  получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность  на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об  имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

  В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах  между отдельными крестьянами.

  В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения  имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа  были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой  рассматривался как  исключительная привилегия  брахманов. 

  Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право  собственности мог  истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался  права  получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

studfiles.net

7. Ведическое право древней Индии: источники, основные институты

Источники

Формальных актов законов до нас дошло мало, да и то это в основном эдикты царя. Все юридические нормы разбросаны по всем памятникам индийской литературы. Зачастую памятники даже имеют схожее содержание.

История подразделяется на несколько периодов. Сначала идут Веды. К ведам примыкает веданта (часть вед, поясняющая их высшее значение). Веданта состоит из Упанишад. Они же в свою очередь состоят из сутр. За литературой сутр следует литература шастр. Позднейшая стадия развития – смерти или срути. Но по сути вся литература является толкованием одного понятия – дхарма.

Дхарма – главный источник права, целая философская система, имеющая целью управление всеми формами жизни. Дхарма – благо, то от чего происходит счастье и она состоит из 3 частей: благие дела, доброта, щедрость, верность). У каждой варны или касты своя дхарма. Дхарма – божественное право.

Следующим по значению источником идет указ царя. Он представлял собой индивидуализацию дхармы, что выражалось в санкции за несоблюдение указа.

Последний источник – обычай арийских племен. Это записанный обычай, основанный на дхарме, однако допускалось отклонение от нее.

Законы ману

Наиболее значимым в юридическом отношении памятником являются законы Ману (Они состоят из 2685 шлок, разделенных на 12 глав) и архшастра (учение об общем благе, государственном благе). Ману более раскрывает государственное устройство и понятие варны и дхармы. Архашастра же больше направлена на раскрытие политики государства.

Вещное право

Выражение понятия собственности было понятие – агама. Она не требовала буквального подтверждения прав. Она является общим абстрактным термином по отношению к конкретным, которые носили название праманов. Праман – ссылка в суде, которая позволяет считать что данное лицо имеет имущество на законном держании. Агам, имеющим в своем основании праман – законное средство владения вещью. Система праманов: документ, свидетель, пользование.

Способы приобретения собственности:

  • Доблестью (occupatio)

  • Покупкой

  • Через дарение

  • Через пользование

Находка не являлась приобретением собственности, так же как и залог.

Объектами могли быть как движимые так и недвижимые вещи. Очередность покупки была установлена: родственники – соседи – кредиторы – кто-то другой.

Индийское право знало арендные отношения и сервитуты.

Обязательственное право

В основном касалось вопросов действенности договоров. Главное в учении о договорах – признание свободы воли, выраженной в договоре. Подразделялись на 2 вида: заключенные в субъекте и в самой сути отношений. Таким образом недействительными по первому виду считались сделки заключенные пьяными, ребенком, рабом, безумным и т.д. По второму – заключенные в нарушение дхармы.

Варновое деление общества влияло и на способы исполнения обязательств.

Существовали такие виды договоров:

  • Купли-продажи (обязательная письменная форма и свидетели. Запрещено продавать плохие вещи (испорченные))

  • Займа (проценты регулировались законодателем. Срок не больше года. Наследники наследовали долги)

  • Поклажи (регулировался как залог. Не ограничен по времени. 2 вида поклажи: открытая и закрытая. Открытой мог пользоваться депозитарий, закрытой не мог)

  • Найма

  • Перевозки

  • Поручения

  • Дарения

  • Обязательства из деликтов (подразделялись на личные и имущественные)

Наследственное право

Регулировалось принципом агнатского родства и первородства. Старший сын получал 1\3, остальное делилось между остальными. Выделялась особая часть, которая не подлежала наследству 4 поколения. Наследуемое имущество подлежало очистке от долгов, на место наследодателя в обязательствах вступал старший сын, но долг делился между всеми наследниками.

Раздел происходил при свидетелях. Выморочное имущество поступало в пользу царя. Из наследников исключались: исключенные из касты, слабоумные, слепые и т.д.

Брачно-семейное право

У брака 2 цели: рождение потомства и становление домохозяином (что означало допущение к обрядам и жертвоприношениям). Практиковался моногамный брак. Инцест был запрещен. Жена переходила в род мужа. Существовало 7 форм брака. Первые 4 считались законными и развод по ним не допускался. Брак заключался в более чем 20 стадий. Имуществом обладал муж, он глава семьи. Развод был возможен, требовалось согласие обоих супругов.

Уголовное право

Преступление – нарушение дхармы. Варны влияли на уголовное право: наказание увеличивалось по мере снижения статуса варны.

Шастры разделяют уголовные преступления и преступления против собственности (грабеж, воровство). Особы вид преступлений – религиозные преступления. Отсутствует право кровной мести. Самое распространенное наказание – виры. Шастры знали понятие необходимой обороны.

studfiles.net

9. Институты брачно-семейного права в законах Ману и Артхашастре.

Согласно учению Вед у брака 2 цели: рождение потомства и облагораживание человека через то, что он становится домохозяином и допускается к главным видам жертвоприношений и об­рядов. Практиковался моногамный брак, хотя случаи по­лигамии были нередкими. Возникали они благодаря левирату и как средство отличить богатого человека от бедного. Полиандрия жестоко преследовалась. Из-за варнового устройства общества существовала достаточно большая опасность инцеста. Поэтому запрещались браки между людьми, у которых в роду был общий предок. Жена после брака переходила в род мужа. Однако это все же приводило к случаям эндогамии - слишком тесному переплетению родов или к женитьбе на дочери сестры жены или на сестре жены дяди по отцу. Формы брака:

  • брахмический брак, девушка, украшенная драгоценностями, пе­реходит в дом мужа;

  • через произнесение обрядовой формы: "Исполняйте обязанности мужа и жены в со­гласии";

  • посредством дара двух голов скота, которые играли символическую роль;

  • толь­ко среди брахманов, девушка становилась женой брахмана во время церемонии жертвоприношений, по другому толкованию она была платой за такую церемонию;

  • обоюдное согласие жениха и невесты;

  • купля жены за деньги;

  • умыкание;

  • овладение девушкой когда она спит.

Первые четыре вида брака считались законными и развод по ним не допускался. Помимо получения выкупа за невесту, род невесты давал ей приданое, размер которого строго регламенти­ровался, не было ограничений только в украшениях. Имущест­вом семьи управлял муж, но наследование его осуществлялось детьми раздельно. При разводе, на который требовалось согласие обоих супру­гов, за исключением законных случаев (болезни, преступлений, пострижения в монахи и т.п.), полагалось проводить имущест­венную реституцию: муж получал брачный выкуп, жена - свое приданое.

Власть мужа в семье была традиционно большой. В Веди­ческую эпоху она была абсолютной, но в эпоху шастр - уже существенно ограничена: "Муж обязан обучать жену хорошему поведению, сам воз­держиваясь от употребления таких слов, как "голая" или "совсем голая", "уродка", "без отца и без матери". Он имеет право уда­рять ее три раза по спине рас­щепленной бамбуковой тростью или же веревкой, а также рукой. Если он преступает эти пределы, то он подвергается штрафу".

Левират был связан с вторичным выходом замуж. Вдова должна выходить замуж за одного из деверей; в этом случае она сохраняла все семейное имущество, кроме того, это спасало ее от обвинения в прелюбодеянии. Конкубинат был узаконенным институтом брака и семьи. Права наложницы защищались, ее дети могли претендовать на свою долю в наследстве.

12. Институты вещного права и виды договоров в законах Ману и Артхашастре.

Первоначальное понятие собственности "мое потому что мое" впоследствии было дополнено основанием "мое в силу чего-то еще". Пользование – слабое подтверждение права собственности. Оно противопоставлено праву владения, которое имеет полное преимущество перед пользованием. Т.е. владение и пользование не только различают, но и противопоставляют. Простое бесформальное пользование – воровство. Владение подразумевает пользование, но пользование без доп. элементов вещного права не может считаться основанием для приобретения владения. Пользование может превратиться во владение, если есть свидетели и/или документы. Пользование в древнеиндийском праве – инструмент, средство доказывания, но не элемент вещного права. Способы приобретения собственности:

  • собственной доблестью (occupatio)

  • наследование

  • покупка у собственника или при наличии договора комиссии

  • дарение собственником

  • пользование в течение 10 лет (движимость), 20 лет (недвижимость)

Не вели к установлению права собственности: находка (идет в казну) и залог. Особенности залога: отождествляется с поклажей, подтверждает законность договора займа, 1 из необходимых формальных условий его заключения.

Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объекты вещных прав: движимые (рабы, скот, зерно, домашний инвентарь) и недвижимые вещи. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуального владения землей – захватывающий обрабатываемую землю, владетель обрабатываемой земли, получающий обрабатываемую землю, получающий поле. В последующем индивидуализация – только для необрабатываемой земли, а обрабатываемая земля становится объектом "общинного" вещного права, оборот которого усложнен: Очередность в преимущественном праве покупки – родственники – соседи – кредиторы. 40 соседей из уважаемых семейств должны перед данным домом объявить о его продаже. Устанавливается граница недвижимости. Публичный торг.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно.

Хорошо известны арендные отношения и сервитуты (на общинные оросительные сооружения).

Виды договоров.

Договор купли-продажи. Действителен только при отсутствии порока воли. Обязательная письменная форма при свидетелях. Стороны могли в течение 10 дней отказаться от договора. Запрещено продавать вещи смешанные, плохого качества и со скрытыми недостатками. Продавать товар может только собственник, но существовал договор комиссии. Комиссионер не мог произвольно повышать цену, выбирать место и время торговли. Риск случайной гибели товара – на собственнике. Ограничения на торговлю людьми - изгнание из касты.

Договор займа. Регулировались %. По Ману – нижний предел 0.0125% со ста в месяц. % колебался в зависимости от суммы займа. Верхний % - "2, 3, 4. 5% со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн". % не мог превышать основной суммы долга. Срок займа не более 1 года. Если не может расплатиться – платит % и заключает новый договор на год или отрабатывает долг. У должника высшей варны - право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка). Обязательная письменная форма.

Договор поклажи. Регулировался как залог. Срок хранения не ограничен. Вещи возвращается в полном телесном объеме без изменений депоненту лично. Риск случайной гибели – на собственнике, но депозитарий – ответственность за сохранности вещи. Порок хранения наказывался. Открытая поклажа – право депозитария пользоваться депозитом, напоминала ссуду. Запечатанная поклажа – таких прав не предоставляла.

Договора (личного) найма. В основном регулировались условия труда и ответственность работников за свой труд. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Договор найма пастуха. Ответственность за сохранность – только днем. За воровство скота – не отвечал, если поднимал тревогу и сообщал о краже. За нападение волков – отвечал. Договора найма жрецов для жертвоприношений. Определение долевой платы за каждого из брахманов, участвующих в церемонии.

Договор перевозки. Обязательно оговаривались место и срок поставки, цена за перевозку. Знали договор морской перевозки.

Договор поручения. Поручительство применялось: в случае обеспечения явки на суд свидетелей и сторон в споре – имущественная ответственность поручителя = сумме иска; и в случае обеспечения обязательства. Степень законности главного обязательства (соответствие дхарме) влиял на действенность поручительства.

Договор дарения. Причинная основа (кауза). Исчезновение основание вело к исчезновения обязательства, поэтом договор дарения мог быть срочным.

Обязательства из деликтов. Деликты личные (оскорбление словом или действием) и имущественные. Влияние варнового положения на сумму штрафа или вид телесного наказания. Общее правило: тот член, каким человек низшей варны ударит высшего, именно он у него должен быть отрезан.

studfiles.net

ПРАВО ИНДИИ

ПРАВО ИНДИИ

источники права: 1) Дхармашастра, этхамашастра . Это сборники религиозно-нравственных правовых предписаний. Понятие Дхарма включает в себя добродетель, мораль, нормы поведения, свод правил, обязательный для каждого индуса.

Старейшие дхамашастры появились в начале второго тысячелетия и на рубеже новой эры на их основе возникли манусмрити. Особое место среди источников права древней Индии занимала литература светского жанра, относящаяся к науке политике аркашастра Главное содержание аркашастра смотрение дхарм царя, внутренней и внешней политики. 2)на всех этапа развития индийского гос-ва велико значение обычаев, которые закреплялись, как в дхармашастра, так и царском законодательстве. 3)царское законодательство. Ранее дхармашастра ничего не говорят о полномочиях царя, а вот в аркашастра отводит эдиктам царя большую роль. ЗАКОНЫ МАНУ Составлены 2 век до н. э-2 век н. э. Состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлот), Они трактуют не только правовые нормы, но и политику, мораль, религиозные предписания. Главное в законах Ману-закрепление существующего важного строя. В главах подробно описывается происхождение Варн, определяется значение каждой Варны и привилегии высших Варн. ВЕЩНОЕ ПРАВО перед созданием закона Ману, в Индии хорошо понимали разницу, между собственностью и владением и охране ЧС уделяется значительное внимание. Верховное право собственности на землю принадлежало гос-ву (царю)=>земля была изъята из оборота. Закон указывает 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в дар или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, милостыня. При этом подчеркивалось, что первые три способа были доступны для всех жителей,4ый только для кшатриев, 5-6 только для вайшьи, 7 был для брахманов. Законам Ману известен способ приобретения право собственности как (10лет). Приобретать вещи можно только у собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, он обязан был ее вернуть. За незаконное присвоение чужой собственности-штраф. Нельзя было вмешиваться в дела собственника. Так, если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, то не имеет право получать урожай. В законах Ману упоминается рассмотрение судебных споров относительно границ между общинами,об общинных колодцах,каналах. При рассмотрении этих споров в первую очередь учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО Обязательственные отношения в законах Ману получают довольно тщательную разработку. В основном в законах говориться об обязательствах из договора. Наиболее подробно описывается договор займа, закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог заплатить к сроку, он обязан был отработать долг. При этом кредитор принадлежавшей к низшей касте не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежавшего в высшей касте. Лицо, более высокого происхождения, чем должник могло отдавать долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы,хитрости,принуждения. Закон разрешал взимание процентов, устанавливают в зависимости от касты: для Брахмы 2% в месяц, для кшатрия 3%,шуты 4%, вайшьи 5%. ДОГОВОР НАЙМА Наемные работники в основном принадлежали к шутам, хотя были свободные ремесленники, принадлежавшие к вайшам. Условия заключения договора найма зависят от работодателя. Неисполнение договора влекло штраф, и жалование виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью, и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалование даже спустя долгое время. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон предъявляет определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества или недостаточного по весу. Договор можно было расторгнуть в течение 10 дней без уважительных причин. В Индии существовало ограничение торговли людьми и рассматривалось как занятие не для людей высших каст. Законы Ману формулируют некоторые общие положения для заключения договора:1)не действительным признавался договор если был заключен пьяным безумным ребенком,старым,рабом,неуполномоченным,2)не действительной являлась сделка, совершенная с обманом/принуждением, 3)не действительным считалось соглашение, заключенное в нарушении дхармы принятых деловых отношений, сделка расторгается так же как и заключается Законам Ману были известны обязательства по причинению вреда(отрава посевов,потеря пастухом животного, вред приченненый повозкой городу) Виновный был обязан возмесить ущерб и штраф царю

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Для Индии характерна большая патриархальная семья,которая объединяет несколько родов. Глава семья-муж,женщина полностью зависит от семьи. Брак-это имущественная сделка,при которой муж покупал жену и она становилась его собственностью. Брачный возраст-12 лет для девушек,16 для юношей. Женщина в детстве должна быть под властью отца, в юности под властью мужа,после смерти мужа-под властью сыновей,ибо женщина не пригодна для самостоятельности. Законы Ману предписывают жене почитать мужа как бога,даже если он лишен добротелей. За измену жена подвергалась смерти. Развод для мужа был возможен и был осуществим при условиях:муж должен был терпеть свою жену в течении года,даже ту которая его ненавидит,по истечении года,он мог ее выгнать,взять имущество;жена не рожающая детей на 8ом году,рожающая мертвых на 10,девочек на 11,а сварливая немедленно. Все имущество было общим достоянием но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество делилось либо между сыновьями,либо оставалось у старшего сына,становишегося опекуном старших братьев. Дочери от наследования устранялись,но братья должны были выделить ¼ долю своего имущества. Наследование по завещанию древнеиндийское право не знало УГОЛОВНОЕ ПРАВО Нормы уголовного прав отличаются довольно высоким уровнем ряда институтов. Преступления различаются: а) по степени их тяжести б) по субъективной стороне (умысел или неосторожность) в) по субъекту и объекту преступления(кто совершил и кто пострадал) г) по рецидиву. Законам Ману известно понятие необходимой обороны, при которой исключается ответственность за последствия. Вместе с тем уголовно-правовые нормы не свободны от многих пережитков старого. (Принцип Талеона-самосуд) Составы преступления: 1-государственные(служба врагам царя,поломка городских стен/ворот) 2-защита строя варн, 3-против собственности(вора на месте преступления можно убить немедленно,ночного вора можно было сажать на кол) В остальных случаях,воровство наказывалось виде штрафов,в зависимости от украденного в 11-ти кратное стоимости,могло наказываться телесными наказаниями(отсечение губ) При рецидиве наказание увеличивалось. Закон дает довольно точное определение воровства и грабежа. Грабеж-преступление, совершенное с насилием в присутствии владельца вещи. Преступление против личности-законы Ману осуждали всякое насилие. К насилию относилось убийство и телесные повреждения. Умышленные убийства приводили к смертной казни. Убийство при самозащите не наказывалось. Довольно много статей направлены на укрепеление семейный отношений. Закон сурово наказывал за прелюбодеяние,за посягательство на честь женщины. Правда наказание зависило от виновного и потерпевшего. Виды казни:смертная казнь(для брахмана заменяется бритьем головы),сажение на кол,сожжение на костре,утопления,затравлевание собаками,члено-вредительские наказания(отрезание пальцев рук/ног),штрафы,изгнания,тюремные заключения. При вынесении наказания учитывался личный статус преступника и потерпевшего. Кровную месть законы Ману не упоминали,по-видимому,она была запрещена СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Законы Ману дают лишь общий представление о процессе. Суд соединен с администрацией. Верховный суд творил царь с брахманами,процесс носил состязательный характер. Законы Ману предоставляли судьям неограниченную власть,творить судьбы на свое усмотрение. Для вынесения приговора достаточно было впечатления полученного судьей от сторон. Свидетелями не могли быть рабы,представители низших варн когда дело казалось высших варн. При разногласии между свидетелями,судьи должны были верить лучшим,а при разногласии между отличными свидетялями,вера должна была отдаваться лучшим/дважды рожденным. По законам Ману истец автоматически проигрывал если свидетель не был при сделке,разговаривал со свидетелем в неположенном месте,привел свидетеля который путался/не знал дела, обещал привести свидетеля но не привел

К СЛЕДУЮЩЕМУ СЕМИНАРУ 26.10 ПОДГОТОВИТЬ ОТДЕЛЬНО ПРО ЛЕГИЗМ + ТЕМА «ДРЕВНИЙ КИТАЙ»

studfiles.net

Право Древней Индии

Количество просмотров публикации Право Древней Индии - 57

 

Жизньграждан подчинялась правилам, носившим скорее этически-религиозный, чем правовой характер – дхармы. Οʜᴎ содержались в дхармашастрах (ʼʼнаставление в дхармеʼʼ) – религиозно-правовых трактатах, составленных богословскими школами в I-IV до н. э. и состоящих из трех частей: ʼʼОбщие правила доброго поведенияʼʼ, ʼʼСудопроизводствоʼʼ, ʼʼУстав о наказанияхʼʼ. Дхармасутры (ʼʼзаконникиʼʼ) – написаны стихами и представляли собой краткие, афористические правила.

Наиболее значимой дхармашастрой являются Законы Ману, названные в честь прародителя человечества Ману. Οʜᴎ были составлены в период II в. до н. э. - I в. н. э. неизвестной брахманской школой и состояли из 12 глав и 2 685 статей, написанных в стихотворной форме (шлок). К дхармашастрам относится и Яджнавалкья, уделявшая большое значение процессуальным нормам. Особенностью древне-индийских законов является их религиозная окраска.

К источникам права Древней Индии относятся и артхашастры – трактаты о политике и праве, один из них приписывается советнику Чандрагупты Каутилье. Третья книга артхашастр посвящена ʼʼОбласти деятельности судаʼʼ, а IV – ʼʼО поддержании общественного порядкаʼʼ.

Существовало и понятие закона – ньяя.

Регулирование имущественных отношений. Законы четко различают владение и собственность. Οʜᴎ предусматривают семь способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, милостыня. Первые три способа допускались для всœех жителœей, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьи, седьмой – привилегия для брахманов. Вещи могли приобретаться и по 10-летней давности. В Законах Ману богатство расценивалось как достойное уважения.

Собственник не мог свободно продавать землю, так как за родственниками или сосœедями сохранялось преимущественное право на ее покупку. Он также не имел право забросить земельный участок и не обрабатывать свой участок. Это связывалось с тем, что в Индии сохранялась общинная собственность, а также совместная собственность больших патриархальных семей. В общинном пользовании находились пастбища, дороги, ирригационные сооружения. В то же время общины имели почти неограниченное право на землю: продавать, сдавать в аренду, дарить, к примеру храмам.

Законы четко различают понятие владения (пользования) и собственности. Предусматривалась давность владения, после которой возникала собственность: по Законам Ману давность на недвижимые вещи устанавливалась в 10 лет, а по архашастре для недвижимых – 20 лет, а для движимых – 10 лет. Право собственности могло быть утраченным, к примеру, на оросительное сооружение, в случае если им не пользовались 5 лет.

Охране частной собственности уделœено большое внимание. Так, царю при взимании налогов рекомендовалось не подрывать ʼʼкорень домохозяйства, ибо когда имеет место процветание сельской местности, увеличиваются религиозные заслуги и казна царяʼʼ. В спорах о земельных участках участвовали сосœеди, во главе с городскими и сельскими старейшинами. В случае если люди позабыли границы поля, то сам царь должен проводить их по своему усмотрению. Забота властей об обработке земли и получении с нее налогов проявлялась и в том, что каждый мог захватить и обрабатывать заброшенное поле. Как правило, цена на землю властями фиксировалась, но не запрещалось устанавливать надбавку, правда, при этом она шла казне, а не продавцу.

Законы предусматривали в основном обязательства из договоров: заем, наем, купля-продажа, хранение и др. Размещено на реф.рфДоговор заключался в письменном виде, с указанием места и точного времени сделки, а также местожительства, рода сторон и поручителœей. Запрещалось заключать сделки тайно, без свидетелœей, в результате обмана или насилия, пьяным или безумным, старикам, малолетним, уродам, в состоянии гнева или горя, неуполномоченным. Ограничивалась дееспособность женщин, несамостоятельных членов семьи, к примеру, сына, зависящего от отца. Предусматривалась гарантия договора в виде заклада, который запрещалось использовать против воли должника, и поручительства.

Договор займа свидетельствовал о расцвете ростовщичества с высокими процентами, которые взимались по суду, но не возбранялась и личная расправа кредитора над должником (хитростью, принуждением, избиением и морением голодом, путем осады дома). Допускалось и личное обеспечение долга должником и членами его семьи. Должник, жалующийся на кредитора, подвергался штрафованию. Проценты по долгам взимались в виде денег, зерна и пр. Размещено на реф.рфДенежный заем для война составлял 3 % годовых, для вайшьи – 4 %, для шудры – 5 %, для брахмана – 2 %. Денежные проценты не могли превышать удвоенной суммы долга, а вещные – свыше упятеренной доли.

Купля-продажа считалась действительной при совершении ее при свидетелях и рассматривалась как недостойное занятие для высших каст. Запрещалось продавать товар плохого качества, с весовой недостачей, смешанный с другим, не имеющимся в наличии или скрытым. Расторгнуть договор можно было в тот же день, на второй же – с уплатой неустойки. Срок расторжения договора о продаже животных устанавливался в 1,5 месяца, а людей – в один год. Договор о купленной вещи в любое время и в течение 10 дней можно было расторгнуть (возвратить вещь).

Договор личного найма относился лишь к шудрам. Условие заключения договора зависело от работодателя. Как правило, норма оплаты труда работника устанавливалась в 1/10 часть от урожая. За неисполнение договора с нанимателя взыскивался штраф. В случае если же это произошло по болезни работника, то он по выздоровлении обязан был исполнить работу. С заимодавца, не уплатившего наемную плату, можно было потребовать ее по суду в двойном размере. Обращаться в суд разрешалось даже проститутке.

Поклажа осуществлялась безвозмездно. За присвоение хранителœем чужих вещей он подвергался испытанию и наказывался.

Брак и семья. В Древней Индии существовала большая патриархальная семья, главой которой являлся муж. Женщина всœегда находилась под опекой мужчины: отца, мужа, после смерти ее старшего сына. Она никогда не должна пользоваться самостоятельностью. В Законах Ману провозглашалось, что где ʼʼженщины почитаются, там боги радуютсяʼʼ. Οʜᴎ сравнивались с драгоценными камнями, и что мать превосходит почтением отца в тысячу раз. Но одновременно утверж-далось, что ʼʼприрода женщины в данном мире вредоносна для мужчин; по этой причинœе мудрые остерегаются женщинʼʼ, т. к. ʼʼженщина способна повести по неверному пути … не только глупца, но даже ученогоʼʼ.

Существовало восœемь форм брака, но не всœе они считались почетными и законными. Брак по любви без разрешения родителœей и в виде покупки порицался. В последнем случае закон заявлял, что тем самым отец продает свое потомство. Существовал брак в виде похищения невесты, который, вероятно, также заканчивался выкупом. Брачный возраст для девушек устанавливался в 12 лет, для юношей – 16. Законы Ману предписывали тридцатилетнему мужчинœе брать в жену двенадцатилетнюю девушку, а двадцатичетырехлетнему – восьмилетнюю.

Законы Ману не советовали брать замуж девушку ʼʼрыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, чересчур волосатую, болтливую, красноглазуюʼʼ. Рекомендовалось, ʼʼбрать в жены женщину, свободную от телœесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона, нежные волосы на телœе и голове, красивые зубы, нежные членыʼʼ.

Межварновые браки не поощрялись, так как ʼʼбезукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браковʼʼ. При этом мужчинам высших варн разрешалось вступать в брак с женщинами низших, но при этом дважды рожденные, взявшие в жены низкорожденных, ʼʼбыстро низводят семьи и потомков к положению шудрʼʼ.

Главным предназначением супруги в семье считалось рождение потомства и воспитание детей. Наивысшей дхармой для жены являлось почитание мужа как бога, в случае если он даже чужд добродетели, ʼʼраспутный или лишенный добрых качествʼʼ. В случае если это женой нарушалось из-за пьянства мужа или его болезни, то она подвергалась принудительному удалению из дома на три месяца и лишалась украшений и утвари. При этом это наказание не применялось, в случае если муж оказался безумным, изгоем, импотентом или бесплодным.

Жене до самой смерти полагалось быть ʼʼтерпеливой, чистой, целомудреннойʼʼ. После смерти мужа дхарма предписывала войти ей на погребальный костер супруга (сати). В случае если же этого не произошло, то жену не наказывали, но ей предписывалось ʼʼдобровольно изнурять тело, питаться только чистыми цветами, кореньями и плодамиʼʼ и ʼʼне следует произносить даже имени другого мужчиныʼʼ.

Многоженство не поощрялось, но муж мог иметь несколько жен и даже продать жену. В случае смерти бездетного мужа, по требованию его родственников жена должна была родить детей от брата мужа или других родственников. Назначением жены было рождение и воспитание детей. В случае если же она оказывалась бездетной, то муж мог развестись с нею на восьмом году, в случае если рожала мертвых – на девятом, в случае если рожала только девочек – на одиннадцатом, но если жена была грубой, то развод – немедленно. Развод разрешался и тогда, когда девушка выдавалась ʼʼс порокомʼʼ, а также ʼʼпорицаемая, больная, обесчещенная или отданная ему обманомʼʼ. Мужчина имел право взять в жены другую, в случае если первая супруга привержена к пьянству, ко всœему дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная.

За измену жену наказывали смертной казнью. При этом проституция с согласия мужа не наказывалась.

Имущество семьи считалось достоянием общим, а после смерти мужа делилось поровну между сыновьями, либо передавалось старшему сыну, становившемуся опекуном младших братьев. Наследование было только по закону. Все сыновья, рожденные от дважды рожденных, получали наследство поровну, ʼʼдав старшему добавочную частьʼʼ. Сестры при братьях считались не наследницами, но братья при выдаче сестер замуж обязывались выделить им приданое в виде 1/4 доли наследства. Собственность же женщины (стридхана) переходила по наследству всœем ее сыновьям и дочерям.

Не имели права на наследственную долю кастраты и изгои, безумные, слабоумные, немые и различные калеки, а также слепые и глухие от рождения. Лишались наследства сын, рожденный от шудрянки и дважды рожденного. Что же касается наследства от умершего шудры, то здесь правила были не так строги: допускался к наследству даже сын, рожденный от рабыни, в случае если отец при жизни признал его своим ребенком.

Уголовное право и судопроизводство. Переплетение права Древней Индии с религией и моралью особо проявилось в уголовном праве, в котором отсутствует четкое разделœение между преступлением и грехом: в одном случае это телœесное наказание и штраф, в другом – искупление вины. К ритуальной нечистоте виновного приводили такие деяния, как убийство брахмана, кража, прелюбодеяние с женой учителя, пьянство. В то же время эти деяния в законах относились к разряду деликтов, влекущих за собой суровое наказание.

В отличие от других стран Древнего Востока, не знавших понятия государственных преступлений, в Законах Ману они стоят на первом месте: служба врагам, пролом городских стен и городских ворот, незаконное ношение оружия с вражескими намерениями.

Преступлением считалось нанесение ущерба общественным объектам (повреждение пограничных деревьев, священных и знаменитых) и царской лесной собственности, что наказывалось штрафами в двойном размере. Предусматривались святотатственные (поношение богов и святынь, заклад или продажа священного водопада) и должностные (нанесение вреда царю или просителям, составление ложных приказов, взяточничество и вымогательство) преступления.

К преступлениям против личности относится всякое насилие над человеком: убийство (смертная казнь в виде посажения на кол, утопление, затравливание собаками, сожжение), телœесные повреждения в виде оскорбления действием (штрафы и возмещение расходов на лечение), а за групповые побои предусматривались удвоенные штрафы для каждого преступника. Особенно тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же он не наказывался смертью за убийство, а лишь изгонялся из страны. При этом ʼʼубийство убийцы – открытое или явное – никогда не является для убивающего грехомʼʼ, – провозглашалось Законами Ману. Ненаказуемым считалось убийство при защите гуру (учителя), женщин и священных даров.

Оскорбление действием (замахивание, удар, прикосновение) относилось к разряду телœесных повреждений. За такие виды правона-рушения предусматривались различные наказания исходя из последствий деяний. За прикосновение к нижней части тела рукой, грязью и золой полагался штраф в три паны, а за облив нечистотами – 12 пан. При хватании за ногу, одежду, руки и волосы – 12 пан. Штрафные санкции увеличивались за избиения, отрезание ушей или носа, выбитые зубы, потерю потерпевшим способности передвигаться и т. п. Наряду со штрафами полагалось возмещение на лечение врачу. Групповые побои удваивали штрафные санкции для каждого преступника. В то же время оскорбление действием представителœей высшей варны, типа плевка, обливания мочой, порчи воздуха, наказывали соответственно – вырезанием обоих губ, детородного члена, заднего прохода.

К оскорблению словами относили ʼʼпоношение, посрамление и угрозуʼʼ. Наказание зависело от варновой принадлежности: за оскорбление равного себе наказывали штрафами; шудру, оскорбившего вышестоящего, приговаривали к телœесному наказанию – отрезанию языка, губ, рук, ног, к кастрации. ʼʼТу часть тела, какой шудра ударит брахмана, следует у него отрубитьʼʼ, – говорилось в артхашастре. Человек низшей варны, поднявший руку или палку на человека из высшей, заслуживал отрезания руки, а лягнувший – терял ногу. Таким образом, действовал принцип наподобие талиона. Кровная месть отсутствовала.

Прелюбодеяние относилось к великому греху и трактовалось весьма широко: тайная беседа с чужой женой, заигрывания и любезничание в уединœенных местах или прикосновения к волосам или платью женщины, услужливость. За всœе это полагалась смертная казнь. Насильника наказывали отрезанием пальцев, а равного по положению – штрафами. Жену-прелюбодейку, ʼʼобнаглевшую вследствие знатности родства и своего превосходстваʼʼ, травили собаками на многолюдном месте, а ее партнера поджаривали на листе желœеза. За преступное сожительство со свободной женщиной наказывался и мужчина, с учетом его социального положения: шудра с женщиной высшей варны наказывался кастрацией, брахман и кшатрий – штрафом, вайшьи – штрафом с конфискацией имущества.

Имущественные преступления также занимали в древнеиндийском законодательстве значительное место и предусматривались в виде кражи и грабежа. Последнее преступление отличалось от кражи и определялось как ʼʼнасильственное действие (присвоение) в присутствии собственникаʼʼ. При грабеже наиболее ценного имущества (крупный рогатый скот, люди, поле, дом, золото) средний штраф (сахаса) определялся от 200 до 500 пан. Похищение же ʼʼродовитых людей, особенно женщин, аналогично тому, как и лучших драгоценных камнейʼʼ, наказывалось смертной казнью. Наказание зависело от стоимости похищенного и варновой принадлежности вора. При этом при краже брахман наказывался штрафами в пять раз выше, чем шудра.

Ненаказуемыми считались деяния в виде собирания кореньев, плодов, дров для огня и травы для корма скота.

В шастрах исчерпывающего перечня наказаний не имелось. Законы Ману советовали радже ʼʼтщательно обуздывать беззаконных тремя мерами – заточением, заковыванием в цепи и различными видами телœесных поврежденийʼʼ. Эти же законы предусмотрели и наказание в виде замечания, выговора.

Казнь различалась на простую (отрубание головы) и квалифицированную (сожжение, утопление, сажание на кол). В ряде случаев это могло быть заменено высшим штрафом, т. е. 1000 пан. Законы упоминают клеймение преступника, даже в отношении брахмана.

Древнейшим законам (Апастамбе и Гаутаме) были известны и наказания в виде устного порицания, наказания палками, калечащих телœесных повреждений, изгнания из страны с конфискацией имущества.

Суд не был отделœен от администрации. Верховным судьей объявлялся царь вместе с брахманом. ʼʼЦарь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советникамиʼʼ, – решительно предписывают Законы Ману.

Законы устанавливают 18 поводов судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, соучастие, неотдача долга, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границах, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье о заклад.

Судебное дело начиналось подачей иска и судебных показаний истца и ответчика. Судебное разбирательство проходило в виде публичного состязания истца и ответчика. Ответчику разрешалось вчинять встречное обвинœение, за исключением дел о ссорах, кражах, соглашений торговцев. Ответчику предоставлялось время для обдумывания ответа: первый раз – от 3 до 7 дней, второй – полтора месяца для поиска новых доказательств. Под угрозой штрафа истец обязывался оспорить показания ответчика в тот же день. В случае если ответчик сразу признавал свою вину, то дело прекращалось. Бегство же истца и ответчика от суда расценивалось как признание вины.

Стороны могли выставлять поручителœей, которые гарантировали исполнение судебных решений. Рассмотрение дела прекращалось, в случае если ответчик сразу признавал свою вину. При отсутствии полагающихся свидетелœей ими могли быть дети, старики, женщины (ʼʼвследствие непостоянства женского умаʼʼ).

Законы значительное внимание уделяли требованиям, которые предъявлялись к надежным свидетельским показаниям: свидетель должен быть равным со стороной, против которой он дает показания. При этом такое требование ослаблялось, в случае если дело касалось тяжких преступлений – воровства, насилия и т. п. Запрещалось быть свидетелœем царю, ремесленнику, актеру, знатоку Вед, заинтересованному в иске, родственникам, соучастникам, врагам, опороченным, старикам и детям, лишенным каких-либо органов чувств. Запрещалось ʼʼразговаривать со свидетелœем в месте, где нельзя разговариватьʼʼ.

При отсутствии же надлежащих свидетелœей закон разрешал свидетельствование ребенка, ученика (в отношении учителя), старика, родственника, раба или слуги, женщин (ʼʼвследствие непостоянства женского умаʼʼ), больных, неприкасаемых, лишенных органов чувств, лиц, исключенных из каст.

Лжесвидетельство расценивалось как преступление, наказываемое по-разному: десятикратным штрафом от иска или изгнанием из страны.

При разногласии свидетельских показаний законы царю рекомендовали предпочесть мнение большинства, а при равенстве – ʼʼнаделœенных выдающимися качествамиʼʼ.

Применялся и ордалий в виде испытания весами, огнем, водой (простой и священной) и ядом. Испытание весами, к примеру, заключалось во взвешивании испытуемого два раза, в случае если второй раз субъект весил меньше, то он признавался невиновным. К ордалию прибегали с согласия сторон и при отсутствии надежных свидетельств – документов, свидетельских показаний.

referatwork.ru