Возникновение древнего Вавилона. Причины возникновения древнего вавилона
Возникновение древнего Вавилона - Реферат
Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города — Баб-Илу (Ворота Бога) — говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств.
Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья — шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше.
Почти на два тысячелетия Вавилон был одним из крупнейших центров древней цивилизации. Он возник в результате ряда политических изменений в Месопотамии. Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство — царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на Южную Месопотамию. Так, на территории Двуречья возникло множество мелких и средних , царств, около двухсот лет воевавших друг с другом.
Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением времени пришельцы ассимилировались с местным населением.
Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 года до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Иссин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.
Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли
овец.
Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью.
Хозяева сами решали, что им выращивать — ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.
Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских. Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.
К 1800 г. до н. э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению таких новых центров, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.
Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.
www.litsoch.ru
Общественный строй вавилонского царства государство древнего вавилона судопроизводство в вавилоне
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН
Основные вопросы темы:
Общественный строй Вавилонского царства
Государство Древнего Вавилона
Судопроизводство в Вавилоне
Содержание учебного материала:
Другим очагом древнейшей государственности было Междуречье (или Месопотамия) – долина рек Тигра и Евфрата. Как и в Египте, благодатный климат и плодородные почвы, образованные наносами ила при разливах рек, обусловили здесь раннее появление цивилизации. Но эта страна, открытая миграции различных народов – своеобразный «перекресток дорог», – формировалась под влиянием многих этнических и культурных влияний.
В IV–III тыс. до н. э. южную Месопотамию населяли шумеры, а на севере расселились племена аккадцев. Именно тогда возникли здесь самые древние города-государства. Дошедшие до нас легенды о правителе города Урука Гильгамеше, объединенные неизвестным автором в эпическую поэму, дают представление о жизни таких государств. Возвышение отдельных центров и подчинение ими соседних территорий приводили к кратковременной централизации в Междуречье. Так, археологические и исторические данные свидетельствуют о могуществе правителей Лагаша (XXIV в.), Аккада (XXIII в.), Ура (XXI в.), пытавшихся в III тысячелетии до н. э. создать сильное единое государство.
В результате расселения в Месопотамии аморейских племен в начале II тыс. до н. э. здесь сложилось Древневавилонское царство, объединившее все Междуречье. Расцвет его связан с именем царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Приведя к покорности правителей юга и севера, создав централизованное государство, Хаммурапи укрепил его, проведя реформы. В конце правления им был создан свод законов, который отразил не только традиционные правовые нормы, существовавшую судебную практику, но и закрепил царские нововведения. Этот замечательный памятник раннего письменного права был обнаружен археологами в начале XX в. Черный базальтовый столб с клинописным текстом законов венчало изображение самого Хаммурапи, стоявшего в молитвенной позе перед богом Шамашем, который вручал царю свиток с законами. Так подчеркивалось божественное происхождение судебника.
Общественный строй Вавилонского царства
Крупнейшим собственником земли и рабов в Древнем Вавилоне было деспотическое государство. Сохранялись и общинные отношения собственности в сложном сочетании с развивающейся частнорабовладельческой собственностью. По законам Хаммурапи (далее – ЗХ) общество резко делилось на свободных и рабов. В кодексе можно видеть и закрепленное законами сословное неравенство.
Привилегированное положение занимала светская и жреческая знать. Помимо жрецов к ней следует отнести военных командиров, чиновников, крупных торговцев и ростовщиков – тамкаров. Эти круги вавилонского общества владели землей, рабами, другим имуществом.
В численном отношении преобладал класс мелких свободных производителей-общинников (авилум), живших преимущественно личным трудом. Среди них могли быть как рабовладельцы, так и те, кто не имел рабов. Общинники несли повинности в пользу государства. Как видно из законов, община в этот период переживала расслоение: часть авилум разорялась и даже попадала в долговое рабство, другая часть приобретала земли и рабов. О росте числа безземельных свидетельствуют законы об аренде земли (ЗХ, ст. 42), найме рабочих (ст. 257), о положении должников (ст. 115).
Интерес представляет категория населения, названная в ЗХ мушкенум. Лично свободные, но экономически зависимые, мушкенумы были тесно связаны с царским хозяйством и на условиях обязательной царской службы владели землей и рабами. Они не были объединены в общины и по социальному положению стояли ниже авилум (ЗХ, ст. 196–223).
Низший слой общества составляли рабы. Их число пополнялось, в основном, за счет взятых в плен иноземцев. Но рабами могли стать и свободные в силу каких-либо обстоятельств. Таковыми были, например, преступники. Рабами становились и несостоятельные должники. Хаммурапи пытался бороться с долговым рабством, которое стало настоящим бичом для вавилонян, он ограничил срок порабощения за долги тремя годами и установил ответственность хозяина за жизнь и здоровье должника (ст. 116–117).
Рабы могли принадлежать «дворцу» (т. е. царю), храму, авилуму или мушкенуму. Их продавали, отдавали в залог, использовали на общественных работах и в частном хозяйстве. Уровень развития общества не позволял полноценно применять рабский труд (основными производителями оставались свободные). Рабство, как и в Египте, носило патриархальный характер. Рабы чаще всего жили в домах хозяев. Нередко возникали браки между рабами и свободными. По ЗХ дети от таких браков становились свободными, а в случае, если отец признавал детей (для этого он должен был при свидетелях сказать: «Мои дети»), – и наследниками его имущества наравне с детьми от свободной женщины (ст. 171–172). Вместе с тем рабы жестоко наказывались за неповиновение и побег (ст. 282), суровая кара ждала и тех, кто укроет беглого раба или сбреет рабский знак (ст. 15, 16, 19).
Семейные отношения были постоянным предметом заботы общества, поскольку семья являлась важным элементом его структуры. Брак заключался на основании письменного договора при свидетелях (ЗХ, ст. 128). От жениха требовался брачный дар (выкуп), невеста приносила в семью приданое, право на которое сохраняла и тогда, когда брак распадался (ст. 182–183, 160–164).
Положение мужа и жены было в древневавилонской патриархальной семье, разумеется, не равным. Мужчина мог отвергнуть бездетную жену, взять в дом наложницу, даже продать жену и детей за долги (ст. 137, 145, 117). Жестоко наказывалась неверность жены (ст. 143). Вместе с тем законы давали женщине некоторые права: право уйти от мужа, если он не добродетелен (ст. 142, 149), право наследовать имущество мужа (ст. 171–172), в случае болезни жены муж обязан был заботиться о ней до ее смерти (ст. 148).
Судебник предусматривал также права наследования для детей, условия завещания имущества (ст. 105) или, по воле главы семьи, лишения наследства (ст. 168–169). Жизнь семьи находилась под опекой общины. Так, вдова не могла вторично выйти замуж без ведома общинных судей (ст. 177).
Религия Древнего Вавилона была отражением представлений многих народов, населявших Месопотамию. Пантеон богов складывался столетиями. Во II тысячелетии особенное влияние приобрел культ бога Мардука. Богам строили многоступенчатые храмы (зиккураты), приносили жертвы и дары. Значительными фигурами в обществе были жрецы, прорицатели, другие служители культа (в ЗХ, ст. 178–180, говорится, к примеру, о различных категориях жриц). Мифологические сюжеты отражены в прекрасных памятниках древневавилонской литературы, таких как «Эпос о Гильгамеше», «О сотворении мира», «Эпос об Эрре» и других. Со времени Хаммурапи сам город Вавилон («Врата бога») на протяжении многих столетий оставался не только важнейшим политическим и экономическим центром, но и средоточием высокой многоэтнической культуры.
Государство Древнего Вавилона
Древневавилонское царство, как и Египет, являлось деспотией. В руках правителя были высшие административные, судебные, военные и религиозные функции. Дошедшие до нас письма Хаммурапи чиновникам на местах свидетельствуют о том, сколь детально вникал он в хозяйственные и политические дела государства. Административная система государства была систематизирована и строго централизована.
Все нити управления находились в руках царя, «солнца Вавилона», наместника бога на земле. Ближайшим помощником властелина был «управитель дворца», первый чиновник государства. Он имел свой аппарат, с помощью которого направлял и контролировал работу разнообразных ведомств. Специальные должностные лица были ответственны за ирригацию (очистку каналов, сооружение плотин), организацию общественных работ, сбор налогов, комплектование войска, охрану порядка и так далее.
Очень интересной фигурой среди чиновников был тамкар. Крупные торговые агенты и ростовщики, превращенные в государственных служащих, тамкары следили за поступлением податей в царскую казну, правильностью торговых сделок, своевременными поставками необходимых товаров. Им было дано право выкупа из плена соотечественников за счет государства. Они имели (как и другие служащие) пожалованные царем земли и в одном лице соединяли экономическую и политическую власть. Хаммурапи стремился ограничить произвол ростовщической деятельности тамкаров (ЗХ, ст. 89–95) и поставить под строгий контроль торговые операции шамаллумов, помощников тамкаров (ЗХ, ст. 100–107).
На местах управление было возложено на представителей царской власти – рабианум. В их распоряжении находились городские старосты, а в общинах они возглавляли органы общинного самоуправления (советы). Рабианум несли ответственность за подати на местах, мобилизацию населения на работу или в ополчение, решали споры, а также защищали интересы общинников (ЗХ, ст. 23).
Войско при Хаммурапи формировалось из воинов-профессионалов и ополчения. Воины, состоявшие на царской службе, получали от царя землю и дом, которые не подлежали отчуждению (продаже или дарению: ЗХ, ст. 35–38). Если воин попадал в плен, надел некоторое время сохранялся за его семьей и только после трех лет отсутствия воина передавался на условиях несения воинской повинности другому (ст. 27–32). Военная реформа Хаммурапи предусматривала укрепление организации, вооружения и дисциплины в войске, что обеспечило сохранение единого и сильного государства в годы его правления.
Созданное Хаммурапи государство просуществовало при его потомках еще более 200 лет, постепенно ослабевая под ударами внутренних и внешних врагов. Вторжение с востока в Месопотамию пастушеских племен касситов ускорило его распад.
Судопроизводство в Вавилоне
Хаммурапи реорганизовал судебную систему, приведя ее к единообразию. Верховным судьей являлся сам царь. Роль жрецов в судопроизводстве была ограничена, так как наряду с храмовыми и общинными судами повсюду на местах действовали царские судьи.
Законы были составлены Хаммурапи в конце его правления и явились своеобразным итогом его деятельности. Они кодифицировали (собрали воедино) существовавшие ранее нормы традиционного устного права и, вместе с тем, законодательно закрепили изменения в обществе. Так, черты старого родового права (например, наказание по принципу талиона – ст. 196–197) сочетались в них с нововведениями: введением штрафа (ст. 203), ограничением ростовщического процента (ст. 89), сокращением срока долгового рабства (ст. 117)…
Свод состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Во введении и заключении Хаммурапи провозглашал божественное происхождение своей власти и создаваемых установлений, а также декларативно определял цель законов: «…чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого…»
Конечно, законы отражают далеко не гуманные отношения классового общества, они социально дифференцированы. Так, например, за одно и то же преступление наказание для разных социальных групп могло быть различным (ст. 200–201). Однако их издание было чрезвычайно прогрессивным актом, позволившим ограничить произвол «сильных», то есть, богатых или наделенных властью. Особое внимание уделено в первых же статьях свода ответственности судей за принятое решение (ст. 5), лжесвидетельству (ст. 3), клевете (ст. 1). Законы, как уже говорилось, защищали права собственности (дворца, храма, царских воинов, мушкенумов и авилум), регулировали торгово-денежные отношения, определяли брачно-семейное право, стояли на страже жизни и здоровья вавилонян.
Система наказаний была очень суровой, а виды их разнообразны – от изгнания из общины или штрафа до таких жестких мер, как членовредительство, «убийство на месте», «сажание на кол» или «разрывание скотом». В качестве метода судебного дознания применялась и ордалия – так называемый «божий суд», суть которого заключалась том, чтобы установить виновность или невиновность человека, положившись на волю богов, например, бросив в Реку (если не утонет – невиновен: ст. 2, 132). Интересно, что подчас единственным доказательством невиновности обвиняемого могла служить данная им клятва (ст. 20, 249, 266). Чаще же всего, для выяснения дела в суд нужно было представить свидетелей (ст. 10–13).
Современный правовед может усмотреть в кодексе Хаммурапи существенные недостатки: законы не полны, примитивны, плохо систематизированы и т. д. Однако надо помнить, что правовая человеческая культура только закладывалась. Для своего времени названные законы были самым обширным и совершенным юридическим документом, даже если сравнивать их с законами, созданными несколько столетий спустя (среднеассирийскими или хеттскими).
МОДУЛЬ 3
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Основные вопросы темы:
Общество древней Индии
Государственный строй
Суд и право
Право собственности
Обязательства
Брачно-семейное право
Уголовное право и процесс
Содержание учебного материала:
В древности Индией называли обширную территорию на полуострове Индостан. Природные условия этой страны отличались большим разнообразием: плодородные долины рек Инда и Ганга с притоками, горные хребты и плоскогорья, густой джунглевый лес. Климат жаркий и влажный: ирригация не была здесь основой земледелия.
Очаг древнейшей цивилизации существовал в районе Инда еще в III тыс. до н. э. Загадочное государство с центром в Хараппе оставило археологам развалины многочисленных благоустроенных городов, следы высокой культуры и неразгаданные письмена на индских печатях. Гибель «культуры Хараппы» также покрыта завесой тайны. По одной из версий причины упадка были связаны с вторжением на Индостан племен индоариев.
Во II тыс. до н. э. в долине Инда и Ганга сложились отдельные государства, что было результатом завоевания и расселения пришельцев. Но лишь к IV в. до н. э. появилась возможность создания единого образования. Им стала держава Нандов на Ганге. В конце того же века в борьбе с греко-македонскими войсками возвысился полководец Чандрагупта, который стал основателем империи Маурьев. В царствование его внука, царя Ашоки (268–231 гг. до н. э.), империя достигла расцвета. В нее вошли почти все территории Индостана, за исключением крайнего юга. Сильное государство, объединившее в одно политическое целое различные по языку, культуре и этнической принадлежности народности, просуществовало более полутора веков.
Общество древней Индии
Особенностью общественного строя Индии была система варн, замкнутых социально-иерархических групп населения. Причины возникновения варнового (позже – кастового) деления сложились исторически. Оно было, Во-первых, результатом противостояния пришельцев – ариев («арья» – благородный) и местных жителей, занявших подчиненное положение. Во-вторых, естественный рост имущественного неравенства в период разложения родового строя стал основанием для неравенства социального. Наконец, такое деление определило сильное влияние на жизнь общества жречества и религиозной идеологии.
Варновый строй представлял собой целую систему социального и идеологического принуждения, незыблемость его ревностно охранялась высшим слоем индийского общества. Принадлежность к той или иной варне связывалась с происхождением человека и являлась наследственной. Наши источники – религиозные памятники («Веды»), сочинения политического характера (например, «Артхашастра Каутильи», далее – АК – I в. н. э.) и юридические произведения («Законы Ману», далее – ЗМ – I в. н. э.) дают представление о социальной и правовой культуре древнеиндийского общества.
По преданию, бог Брахма создал из частей своего тела четыре варны. Высшую из них составили брахманы – члены жреческих родов. Они произошли из уст Брахмы, считались самыми благородными и предназначены были для религиозного служения. За ними следовали кшатрии, сотворенные из рук Брахмы, – воины, делом которых была не только военная служба, но и заботы об управлении. К третьей варне принадлежали вайшьи, созданные из бедер бога. В социальном плане эта варна объединяла мелких производителей – земледельцев, ремесленников, торговцев. Наконец, в последнюю варну входили шудры.
Происхождение шудр – из ступней Брахмы – делало их низшей категорией и определяло их назначение: служить трем высшим варнам. Очевидно, эта группа исторически сложилась из иноземцев или обедневших общинников, лишившихся защиты сородичей. Противопоставление ее трем первым варнам подчеркивалось тем, что шудры не проходили в детстве обряд посвящения, равного, по представлению индийцев, второму рождению (брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дваждырожденными»). Запрещено шудрам было обязательное для других варн изучение священных книг – Вед. Многих прав были лишены они и в общественной жизни.
Право закрепляло привилегии благородных сословий. Брахманы, к примеру, освобождались от налогов, повинностей и телесных наказаний. Переход из одной варны в другую был запрещен (ЗМ, XII, 71–72). Обман жестоко карался: «Для шудры, выдающего себя за брахмана, – ослепление…» (АК, IV, 10, 13). Иерархия всех имущественных и социальных ценностей строго соответствовала варне (там же, IV, 13, 1; III, 6, 19). Браки представителей различных варн не приветствовались. Со временем, помимо варн, появились более мелкие деления на замкнутые группы – касты или джати, в основном, объединявшие людей одной профессии.
В самом бесправном положении находилась та часть населения, которая оказалась вне варн – «отверженные» или «неприкасаемые» (чандалы). Им предписывалось жить за чертой города, «у места сожжения трупов» (АК, II, 4, 23), есть из разбитой посуды и выполнять унизительную и грязную работу.
Как и везде в ранних обществах, труд на земле и борьба с природными катаклизмами требовали коллективных усилий. В Индии также существовала земледельческая община, хотя пахотная земля была частной собственностью. Община была относительно независимым экономическим и социальным организмом и, в то же время, удобным объектом сбора налогов. Помимо общинников в экономической структуре определенное место занимали наемные работники – кармакары. К ним относились батраки, поденщики, бродячие ремесленники, даже художники и лекари. Их труд широко применялся как в царском, так и в частном хозяйстве.
Древнеиндийское общество было рабовладельческим. Рабами (даса) становились военнопленные («захваченные под знаменем»), неоплатные должники или преступники. Их число могло увеличиваться и за счет естественного прироста. Рабов использовали на самых тяжелых работах и в качестве домашней прислуги. Их, как и любое имущество, продавали, покупали, проигрывали, закладывали. Государство пыталось препятствовать обращению в рабство людей благородного происхождения: «Для варваров нет греха продавать или закладывать потомство, но для ария не может быть статуса раба» (АК, III, 13, 3–4). Рабство и здесь было патриархальным. Дети рабов-должников считались свободными (там же, III, 13, 13), а рабыня, родившая от хозяина, получала волю вместе с потомством (там же, III, 13, 23). Если отец захочет, дети рабыни могли стать его наследниками (ЗМ, IX, 179).
Религиозные представления древних индийцев были сложны и со временем претерпевали изменения. В ранний период главным богом почитали Брахму. Основные положения брахманизма были изложены в «Ведах» – книгах, содержащих «священные знания». На основе ведийских верований сложился индуизм – комплекс религиозных и философских воззрений. В государстве Маурьев при царе Ашоке официальное место занял буддизм (основатель учения – Будда или принц Гаутама – жил в VI в. до н. э.). Но как бы ни разнообразна была религиозная идеология, она всегда оказывала огромное влияние на социальные, политические и нравственные устои индийского общества.
Государственный строй
Система управления самого древнего Индского государства (III тыс. до н. э.) нам мало известна. Можно лишь предполагать существование сильной центральной власти и административного аппарата.
Сложившиеся в I тысячелетии до н. э. отдельные государства были по преимуществу монархическими. Наследственная власть царя (раджи) – верховного распорядителя земли, командующего войском, главного защитника дхармы (правил добродетельной жизни) – имела черты деспотии. Несложный аппарат чиновников осуществлял исполнительные функции. Имелась даже сеть осведомителей-шпионов. Некоторые из государств сохраняли (как пережитки племенной демократии) республиканский тип правления с выборным вождем и народным собранием. Такие раннеклассовые республики назывались ганы.
Создание в Индии империи, объединившей различные в этническом и культурном отношении регионы, потребовало усовершенствования организации управления. Царь почитался как наместник бога на земле. Однако черты обожествления и деспотический характер власти не были столь явными, как в Египте или Вавилоне. Законы предписывали царю «охранять подданных» и заботиться о них (ЗМ, VII, 80; VIII, 304; Вишну-смрити, III, 1–3). Власть его ограничивалась советом знати – паришадом, который формировался из самых знатных, влиятельных и мудрых людей. В IV в. до н. э. крупным политиком и ближайшим советником царя Чандрагупты был Каутилья. Традиция приписывает ему создание знаменитого трактата об искусстве политики – «Артхашастры Каутильи».
Высшие сановники (Законы Ману говорят о том, что их было 78 – VII, 56–60) руководили различными ведомствами – финансовым, военным, судебным и другими. Вся империя была разбита на пять основных областей, управлявшихся обычно членами царского дома. Сам царь и его ближайшие помощники инспектировали управление провинциями.
Самыми мелкими политическими единицами были общинные селения, управляемые старостами. И хотя контроль за работой местных органов со стороны царских чиновников был постоянным, община обладала определенной экономической и политической самостоятельностью. Во главе городов были поставлены градоначальники, под началом которых находился штат служащих муниципального ранга.
Военные силы государства составляла, в основном, наемная армия. Специальный военный совет и должностные лица в военном ведомстве (по происхождению – кшатрии) распоряжались формированием пехоты, кавалерии, отрядов колесниц и боевых слонов. Войско было многочисленным и прекрасно организованным. В случае опасности оно могло быть пополнено за счет ополчения.
Политическое могущество империи Маурьев было подкреплено созданием идеологической основы, роль которой сыграл буддизм в III в. до н. э. государство получило возможность устанавливать контроль за духовной жизнью граждан.
refdb.ru
Реферат: Возникновение древнего Вавилона
Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города — Баб-Илу (Ворота Бога) — говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств.
Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья — шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше.
Почти на два тысячелетия Вавилон был одним из крупнейших центров древней цивилизации. Он возник в результате ряда политических изменений в Месопотамии. Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство — царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на Южную Месопотамию. Так, на территории Двуречья возникло множество мелких и средних , царств, около двухсот лет воевавших друг с другом.
Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением времени пришельцы ассимилировались с местным населением.
Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 года до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Иссин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.
Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.
Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью.
Хозяева сами решали, что им выращивать — ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.
Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских. Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.
К 1800 г. до н. э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению таких новых центров, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.
Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.