История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Индия в средние века. Древняя индия временные рамки


ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (ХАРАППА)

Из книги: Бацалев В., Варакин А. Тайны археологии. М., 1999 г. Стр. 56-65.

Редкий случай для ученых: в южно-индийской Хараппской культуре можно проследить процесс перехода от собирательства, охоты и рыболовства, связанных с кочевьем, к оседлому земледелию и образованию самобытных и ни у кого не заимствованных поселений и городов.

Если в Иерихоне и других древнейших городах народы сменяли друг друга, перенимая и обмениваясь достижениями, наследуя и ассимилируясь, то довольно замкнутая цивилизация южной Индии "варилась", можно сказать, "в собственном соку", пока не "сварилась до готовности". Отдельно взятый цикл эволюции!

Культуру называют Хараппской условно – по имени города Хараппа в северном Белуджистане. Сюда же относят и другие города и поселения, в частности, Мохенджодаро. Удивительная однородность культуры этих и других исследованных поселений позволяет говорить о том, что мы имеем дело с обширной территорией, на которой господствовала Хараппская культура: более 1100 километров с севера на юг и более 1600 километров с запада на восток.

В 50-х годах XIX века английский генерал А. Каннингем, осматривая древнее городище в Хараппе (ныне Пакистан), обнаружил печать с совершенно не знакомыми знаками. А он руководил археологическими работами во всей Индии! Тем не менее узнать о важности своего открытия ему не посчастливилось: планомерные раскопки Хараппской цивилизации начались только в 20-х годах нашего века.

К настоящему времени известно уже более тысячи "печатей", подобных найденной Каннингемом, с изображениями животных, выполненными в реалистической манере, и с надписями. Однако, учитывая краткость письма, отсутствие билингвистических находок (наподобие Розеттского камня в Египте), а также большое количество письменных знаков (их более 400), до сих пор источники не прочитаны. Выяснено только, что знаки писались справа налево, и характер языка – дравидийский. Вероятно, население Хараппской культуры пользовалось разговорным языком, исторически относящимся к протодравидийскому. Изучение затруднено еще и тем, что до конца не прояснено назначение квадратных "печатей". Некоторые ученые относят их к религиозно-культовым значкам, употреблявшимся вовсе не для того, чтобы запечатывать что-либо. В самом деле, не найдено ни одного достоверного доказательства того, что квадратные печати использовались для нанесения оттиска, в то время как печати аналогичных форм из Месопотамии как раз использовались по такому назначению. Кстати, печати из двуречья, в том числе и цилиндрические, найдены при исследовании Хараппской культуры. Это говорит о широких торговых связях цивилизации Хараппы и Мохенджодаро.

Исследование древних поселений показало, что на протяжении тысячелетий один и тот же народ постепенно переходил к оседлому земледелию, осваивая земли и приспосабливаясь к своеобразному климату бассейна Инда. Поселения деревенского типа именно в этом районе датируются началом-серединой IV тысячелетия до н. э. В середине III тысячелетия появились и города, но они были окружены общинными поселениями сельского типа и опирались, конечно, на них, занимаясь внутренней торговлей, что способствовало дальнейшему развитию материальной культуры, и внешней торговлей, осуществлявшейся как по морю, так и сушей. Зона торговли Хараппской культуры простиралась от юго-восточной Азии до континентальной Африки. Есть следы торговых связей Хараппы с восточным Средиземноморьем. "Перевалочным пунктом" между ближайшим морским соседом Месопотамией и Южным Ираном – и Хараппой был Бахрейн. Вероятнее всего, именно здесь происходил торговый обмен между купцами, хотя это, конечно, не исключало того, что хараппские купцы вполне самостоятельно доходили до Аравии и восточного побережья Африки. О морской торговле, развитой в Хараппе и Мохенджодаро, свидетельствуют и печати с изображением мачтовых морских судов, найденные в Лотхале, неподалеку от нынешнего Бомбея.

Чем же торговала Хараппа? Тем, что производила. Население бассейна Инда, при широком использовании ирригации и благодаря климату собиравшее два урожая в год, культивировало выращивание нескольких сортов пшеницы, ячменя, бобовых, занималось садоводством и животноводством – разводило крупный рогатый скот (горбатая корова, бык зебу и обычная корова), коз и овец. Обнаружение множества свиных костей говорит лишь о том, что местная порода кабана употреблялась в пищу, но был ли он приручен и содержался в домашних условиях или добывался охотой – достоверно не известно. В долинах Инда выращивался рис. Вероятно, эта культура и технология ее выращивания были заимствованы из района Ганга. Значительную долю сельскохозяйственной продукции Хараппы составлял хлопок.

Ремесла – гончарное, представленное несколькими видами керамики, а также металлургия (медь, бронза, золото, свинец, серебро) – развивались в основном в городах. В отличие от других южных культур, медедитейщики, кроме бронзы (медь с оловом), использовали сплав меди с мышьяком, эта технология пришла, скорее всего, из Средней Азии. Хараппские мастера владели ювелирной техникой, изготавливали не только золотые украшения, но и предметы из драгоценного и полудрагоценного камня. Отличительной особенностью является полное отсутствие скрепляющих одежду булавок, что свидетельствует о том, что, видимо, женщины носили платья таких фасонов, когда булавки были не нужны. С приходом варваров (индоарийцев) в ассортименте изделий местных мастеров появилась булавка. Металлурги изготавливали ножи, кинжалы, серпы, топоры. Позже появилась металлическая посуда, но она целиком повторяла керамические формы. Гончарное производство долгое время представляло собой ручное изготовление утвари – грубой и без каких бы то ни было украшений. Позже возник ручной гончарный круг и простой узор, наносившийся режущим инструментом или веревкой. Даже после того, как вошла в обиход облицованная и лощеная керамика, рисунок на посуде остался сдержанным. Используя усовершенствованный гончарный круг, гончары стали производить тонкую и красивую посуду, часто покрытую легкой росписью, и только иногда – возможно, лишь для определенных целей – великолепной и богатой росписью. Они умели производить красную керамику, палевую и розовато-красную, а также серую, использовавшуюся в Уруке. Интересно производство грубоватых чаш с заостренным дном, встречающихся очень часто в тот период, когда уже производилась тонкая изысканная посуда. Ученые считают, что этими грубоватыми чашами для питья пользовались только один раз, после чего их разбивали (так принято у современных индийцев, но содержание ритуала не совсем ясно). В позднейшем слое Мохенджодаро обнаружили полихромную керамику: черные узоры на кремовом фоне заполнялись красной, зеленой или желтой краской, наносившемся после обжига.

Широко использовались изделия из фаянса, статуэтки и браслеты, бусы, маленькие сосуды (а скорее, фигурки сосудов), повторяющие формы крупных. Часть их, даже ранних, покрыта глазурью.

По составу населения Хараппская цивилизация была не однородной, хотя и отличалась удивительной однородностью культуры. Значительную часть жителей составляли "австралоиды" – дравиды. Другая большая категория – люди шумерского типа. Кроме того, в ней присутствовали ярко выраженные монголоидный и европейский типы – не пришельцы, а местные жители. На своеобразной смеси, сплаве этих основных четырех типов, и возросла древняя Хараппская доведийская цивилизация, являвшаяся основой для нынешней культуры Индии.

Городская Харалпская культура возникла около 2500 года до н. э. Города древней Индии представляли собой великолепно организованные геометрически построения. Центр, расположенный на холме и окруженный прочной кирпичной стеной (из обожженного кирпича), где, вероятно, жили правитель, жрецы, находились храмы, а вокруг располагались четкие жилые кварталы с правильными широкими (до 10 метров) улицами, пересекающимися под прямым углом. На самых окраинах были мелкие хижины бедняков (возможно, рабов). Небольшое количество рабов (собственность правителя и, может быть, храмов) жило там же, в центре, за массивными стенами. Скорее всего, за эти стены простые индийцы не допускались: очень узкие лестницы и двери говорят о том, что эти входы были только "для своих". Однако при опасности нападения или наводнениях, вполне возможно, такой своеобразный "замок" использовался как крепость. Внутри или снаружи городской стены размещались здания складов и зернохранилищ. Несмотря на высокую технологичность, стиль жизни продолжал прежние родоплеменные отношения, и вполне может быть, что царь, вождь или правитель по-прежнему избирались народом. Впрочем, знать уже отличалась совсем иной роскошной жизнью: ее дома имели 2-3 этажа и десятки комнат, в то время как дом среднего жителя состоит всего из двух комнат. При доме знатного человека обязательно имелся двор с постройками, отделенный от всего остального мира кирпичным забором или стеной. Город был оборудован сетью канализационных стоков с уступами и выгребными ямами, которые, конечно же, регулярно должны были подвергаться очистке. Обнаружены общественные колодцы, которыми пользовались все жители города, а также индивидуальные колодцы "буржуазии", расположенные внутри богатых дворов. А в Мохенджодаро была раскопана общественная баня.

По характеру устройства индийских городов Хараппс-кой цивилизации можно судить, насколько жесткой должна была быть в них организация власти, вызванная необходимостью в разного рода общественных работах по поддержанию чистоты, порядка и пр. В этом и в других смыслах Хараппская культура приближалась, а кое в чем и превосходила существовавшие в то время цивилизации Древнего Египта или Междуречья.

Правда, не выяснено до сих пор, управлялось ли это огромное государство монархом, верховным жрецом или абстрактным законом, которому предписывалось следовать. Во всяком случае, не известно ни одного конкретного имени вождя или царя. Предположительно, в "империи" было все же две столицы – Хараппа и Мохенджодаро, что похоже на существование двух частей государства – северной (Белуджистан) и южной (Индская долина, Пенджаб).

Исследования Хараппской цивилизации, начавшиеся в 1920-х годах, проводили археологи Д.Р. Сахни, Р.Д. Банерджи (Мохенджодаро в переводе с языка синдхи означает "Холм мертвых"), экспедиции под руководством Дж. Маршалла, Н. Маджумдара, Э. Маккея, М. Ватса, М. Уиллера и других. Цивилизация изучалась учеными Индии, Пакистана, Италии, Франции, США и СССР. Конечно, в процессе рас-Копок и открытий порождались и отстаивались различные мнения, единства в которых нет до сих пор. Например, некоторые считали, что индийская цивилизация порождена Шумерской, а Э. Эрас, наоборот, доказывал, что Шумер порожден Хараппо. Нас же теперь интересует не рождение цивилизации, а ее закат.

Около 1800-1700 годов до н. э. Хараппская цивилизация стала приходить в упадок. Города – все города! – опустели, в них практически исчезли власть и порядок. На запрещенных к строительству местах возводились (часто на развалинах прежних домов) новые хижины – значительно меньше и беднее прежних. Потом и эти поселения были покинуты людьми. В Мохенджодаро, например, на развалит нах общественного амбара появилось множество крошечных домишек. Посреди улицы возводились гончарные печи, улицы застраивались мелкими лавочками и прилавками. Сократилось ремесленное производство, внутренняя, а особенно внешняя торговля: резко уменьшилось количество импортных товаров.

Ученые связывали упадок с нашествием иноземных племен. Арии действительно захватили эту землю, но произошло это значительно позже! Раскопки, касающиеся времен упадка, говорят о том, что на прежнем месте в захиревших городах жили те же люди. Культура сохранялась та же. Та же культура, что знала период расцвета. Есть некоторые данные о постигших страну несчастьях иного плана. Например, Страбон (XV, 1.19) сообщает: "(Аристобул) видел страну с более чем тысячью городов вместе с селениями, покинутую жителями, потому что Инд, оставив свое прежнее русло и повернув в другое русло, гораздо более глубокое, стремительно течет, низвергаясь подобно катаракту".

Гидрологическая экспедиция Р.Л. Рейкса выяснила, что в связи с тектоническими толчками уровень воды в Инде повысился, и река затопила города. Эпицентр подземных толчков находился в 140 километрах от Мохенджодаро, и город погиб. Раскопки показали, что воды, заливали Мохенджодаро пять раз! Население строило плотины. Американский археолог В.А. Файрсервис считал, что истощилась земля и экономические ресурсы долины Инда, и жители были вынуждены переселиться в Пенджаб, на юг, и на восток, в долину Ганга. Антропологи же обнаружили, что причиной массовой гибели людей в долине Инда была малярия.

Советский ученый Г.М. Бонгард-Левин привел свои аргументы, напомнив, что в тот период, в начале II тысячелетия до н. э., в Иране и на юге Средней Азии также возник кризис, приведший к упадку многих городов, сокращению общих площадей поселений. Он связывал это не только с природными явлениями, но и прежде всего с эволюцией структуры оседлоземледельческих культур. Правда, признал, что характер этого процесса еще не ясен.

М. Уиллер, исследуя постройки того времени, сделал вывод, что население спешным порядком укрепляло города (например, Хараппу), возводило мощные стены, другие укрепления и было готово к отражению внешнего врага. Впрочем, никаких предположений о том, что это был за враг, ученый не высказал.

Однако, как мы знаем теперь, никакого нападения не было. Варвары пришли, как уже говорилось, значительно позднее. Кроме того, войны не всегда приводят к упадку.

Примерно в то же время Древний Египет был завоеван загадочными гиксосами, и они правили несколько сотен лет, после чего царство фараонов очень долго набирало силы и лишь к XVIII династии сделалось "мировой империей". Вероятно, гиксосы – тоже варвары, и с ними никак нельзя увязать упадок Хараппы. А вот не было ли причиной появление высокоразвитых завоевателей?..

Чтобы конкретно определить временные рамки существования этих гипотетических завоевателей, желательно сначала узнать, когда закончилось их влияние на историй) народов региона.

Египет изгнал гиксосов в XV-XIV века до н. э., но в положении других народов ничего не изменилось. Наибольшее оживление происходило в Передней Азии в 1400-1350 годы – в период правления нескольких фараонов – от Аменхотепа III до Тутанхамона. Оживление в Сирии, других провинциях (номах) привело к упадку цветущей Египетской империи. Отчего так оживились покоренные народы – из-за отсутствия в Фивах надлежащей власти?.. Вряд ли.

Прав Г.М. Бонгард-Левин: "эволюция структуры осед-лоземледельческих культур" получила новый толчок. Но толчок – экономический.

Регион Индийского океана через три тысячи лет еще раз подвергся экономической экспансии, когда в международную торговлю вмешалась Португалия, сделавшись лишним посредником и, вопреки всяким разумным пределам, взвинтив цены. Тогда наблюдался упадок государств, расположенных на северном берегу Индийского океана и всего западного берега (восточного берега Африки). Скорее всего, в начале II тысячелетия до н. э. произошло то же самое.

Кто были эти экономические "посредники"?

Логика подсказывает, что надо искать мореходную цивилизацию, по уровню не уступающую португальской XV-XVI веков.

И она была! Это Крито-Микенская мореходная цивилизация. К началу II тысячелетия, держа в руках уже всю средиземноморскую торговлю, крито-микенцы вышли в Индийский океан. И стали такими же беззастенчивыми грабителями-посредниками не только на морских торговых путях, но и на побережьях. Внешняя торговля стала невыгодной для всего побережья южной Азии. В результате – кризис Ирана, Месопотамии, Хараппской культуры. На одной внутренней торговле Хараппская цивилизация не могла существовать, и государство металлургов, гончаров и хлопкоробов пришло в запустение. Соответственно разрушилась веками державшаяся власть.

А укрепления в Хараппе возводились против наводнений. Около 1350 года до н.э. в результате катастрофического извержения вулкан Тир ушел под воду, а Микены смыла цунами. Юг Аравии, Иран, Афганистан и Индия стали зависеть только от себя и от отношений между собой.

kladina.narod.ru

Индия в средние века

Феодальная раздробленность 

Феодальный строй стал развиваться в Индии в начале нашей эры. Вскоре страна оказалась расчленённой на множество самостоятельных феодальных владений. Богатая и цветущая, но слабая вследствие раздробленности, Индия привлекала к себе взоры своих соседей. Среднеазиатские кочевники, жители иранских и тибетских нагорий не раз вторгались в Индию. Порой им удавалось подчинять себе северную часть страны и создавать здесь свои государства. Державшиеся лишь силой оружия, эти государства были недолговечны, быстро распадались.

В результате ряда завоеваний и вторжений иноземцев Индия оказалась населена многими народами, говорившими на различных языках и имевшими разные обычаи и верования. В XII веке территории Северной Индии были объединены под властью мусульманских султанов, сделавших столицей крупный и богатый город Дели. В Делийском султанате вся власть принадлежала феодальной знати. Над столицей поднялась в её честь 72-метровая «башня победы» из красного мрамора с надписями и барельефами. Индийских же крестьян и ремесленников безжалостно угнетали: их разоряли непосильными налогами, эксплуатировали на принудительных работах.

Делийское государство было непрочным: феодалы не желали подчиняться султану; хозяйственные связи между отдельными районами султаната были очень слабыми; население ненавидело завоевателей. В различных областях страны часто вспыхивали народные восстания.

Через три века Делийское государство постигла судьба его предшественников - оно распалось на самостоятельные феодальные владения.

 

Империя Великих Моголов.

Новая феодальная держава в Северной Индии была также создана мусульманами-завоевателями. Возникнув в XVI веке, она за несколько десятков лет превзошла по своим размерам и могуществу все прежние государства средневековой Индии. Эту державу европейцы назвали империей Великих Моголов (они думали, что правившая там династия была монгольского происхождения).

Наивысшего расцвета держава Великих Моголов достигла в середине XVI - начале XVII века, когда ею правил император Акбар. Его громадные владения охватывали земли по Инду и Гангу, центральную часть полуострова Индостан и часть теперешнего Афганистана. Акбар сумел подчинить себе многочисленных феодальных князьков и установить во всём государстве единые порядки.

Прекращение феодальных войн вызвало подъём хозяйства. Расширились посевы сахарного тростника, хлопка выросло производство хлопчатобумажных тканей, оживилась торговля, появились новые города.

Земля в империи Великих Моголов, как это было раньше и в Китайской империи, считалась собственностью государства. За пользование землёй крестьяне платили высокие налоги в казну. Право собирать налоги с большей части земель император передал преданным ему феодалам - «джагирдарам». Каждый джагирдар должен был за счёт собранных им налогов содержать наёмное войско и отряд боевых слонов. Но джагирдары не владели поместьями постоянно. Они хозяйничали на этих землях в среднем по 10 лет. Затем император выделял им новые земли где-нибудь в другом конце империи. Это делалось для того, чтобы феодалы не смогли укрепиться и стать независимыми правителями.

Империя Великих Моголов была централизованным государством. Власть императора являлась неограниченной. В отдельных областях правили чиновники Акбара. Знать страны утопала в роскоши. Гардероб императора ежегодно пополнялся тысячей различных одежд из дорогих шелков. Каждый день в дворцовой кухне приготовлялось около 100 различных блюд.

Уделом же индийских трудящихся были тяжкий труд, нищета и частые голодовки.

После смерти сильного императора Акбара Джагирдаров постепенно перестали сменять, и они начали превращаться в крупных землевладельцев. Центральная власть ослабла. В Индии появились сотни независимых правителей. В XVIII веке государство Великих Моголов стало распадаться. Это помогло английским захватчикам установить своё господство над Индией.

 

Индийская средневековая культура.

Индийская наука начала развиваться столь же давно как и китайская. Индийские цифры через арабов достигли Европы. Индийские астрономы еде в раннее средневековье знали, что Земля - это шар, вращающийся вокруг своей оси. Индийские врачи применяли уже тогда свыше 200 различных хирургических инструментов.

Они умели снимать бельмо с глаза, вырезать аппендикс, обезболивать при операциях. Индийские химики изготовляли краски, которые не боялись горячей воды, и искусственные удобрения для полей.

Талантливые народы Индии создали замечательные творения архитектуры, скульптуры, живописи. Руками безымянных каменотёсов было воздвигнуто много величественных храмов, отчасти сохранившихся до наших дней. Некоторые из них высекались на каменистых склонах гор в виде огромных пещер; другие вырубались в скалах; третьи целиком вырезались из каменных глыб.

Почти все они украшались статуями и барельефами богов (ибо в Индии, как и в других странах, искусство находилось под сильным влиянием религии). Изображения индийских богов очень своеобразны. У них по нескольку голов и рук, их тела причудливо изогнуты. «Божество жизни» изображалось сидящим на цветке лотоса; «божество огня» - верхом на баране; «божество смерти» - оплетённое страшными змеями - кобрами.

Часто встречаются скульптурные группы, показывающие подвиги великих героев или проделки царя обезьян.

Исключительного великолепия достигли индийская архитектура и скульптура при Великих Моголах. Несметные богатства, которые накопили императоры и знать путём безжалостного угнетения трудового народа, давали им возможность воздвигать замечательные по красоте мечети, краснокаменные дворцы, беломраморные мавзолеи, разбивать прекрасные сады с фонтанами и аллеями.

В Индии было высоко развито художественное ремесло. Индийские народные мастера издавна владели искусством шлифовки драгоценных камней, изготовления красивейших сабель и кинжалов, покрытых золотой и серебряной насечкой, изящных безделушек и украшений из камня, слоновой кости и ароматного дерева.

На весь мир славились превосходные индийские. ковры, парча, муслин, узорчатые шерстяные шали, вышитые и разрисованные ткани, чеканная посуда. Замечательные памятники изобразительного искусства и архитектуры средневековой Индии вызывают восторг и восхищение и в наши дни.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - РУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК XV ВЕКА АФАНАСИЙ НИКИТИН ОБ ОДНОМ ИЗ ИНДИЙСКИХ ФЕОДАЛЬНЫХ ВЛАДЕТЕЛЕЙ

С султаном выходит триста тысяч войска. Земля здесь весьма многолюдна. Сельские люди очень бедны, а господа богаты и роскошны; носят их на серебряных носилках и водят перед ними до двадцати коней в золотых сбруях; на конях же за ними - триста человек, да пеших пятьсот человек, да трубников десять, да литаврщиков десять человек, да свирельников десять человек. 

Султан же выезжает на потеху с матерью и с женой, да с ним на конях десять тысяч человек, да пеших пятьдесят тысяч. А слонов водят двести человек, наряженных в золочёные доспехи.

Да перед султаном идёт сто человек трубников, да плясунов сто человек, да коней простых триста в золотых сбруях, да обезьян за ним сто.

  • < Культура средневекового Китая
  • -> Великие географические открытия XV-XVI >

hist-world.com

Индия в Средние века

«Царь опирается на финансы и принуждение, принуждение – на финансы, на принуждение опирается право; наконец, на право опираются люди».

Это слова индийского учёного Чанакьи. Следовали ли примеру своих предков правители средневековой Индии мы сегодня и узнаем.

Вопросы занятия будут следующими: Индийское Средневековье; социальное и политическое устройство; касты и община, религия и культура.

Отправной точкой Средневековья в Индии принято считать появление империи Гуптов. Она располагалась на Севере Индии и существовала с 4 по 6 век.

В этот же период в Европе происходил распад Западной Римской империи. Возникали первые варварские королевства. Из этого следует, что временные рамки начала Средних веков в Индии и в Западной Европе совпадают.

Гупты организовали особую систему вознаграждений за службу. Чиновники и воины получали право на долю налогов с пожалованного им участка земли. А также – выплаты из казны. Тем самым Гу̀птам удалось объединить многочисленные индийские княжества.

За время их правления были выработаны каноны индийской архитектуры и философии, изобразительного искусства, национальной литературы.

Вершиной последней было творчество поэта и драматурга Калидасы.

Империя Гуптов пала в 6 веке под натиском кочевников-гуннов и гурджаров.

Постепенно пришлые народы смешались с местным населением. В Северной Индии появилась новая этнополитическая общность – раджпуты. Они создали более 20 государств, соперничавших друг с другом.

В 8 веке эти страны были объединены.

Государство раджпутов (империя Гурджара-Пратихара) вело борьбу с другими индийскими державами за земли Северной Индии. Это противостояние продолжалось вплоть до мусульманского вторжения в Индию на рубеже 10–11 веков.

Войска Махмуда Газневи, в ходе 17 походов, разграбили Северную Индию.

Часть этих земель вошла в состав государства Газневидов.

В 6–11 веках в центральных и южных районах Индостана также сложился ряд государств. Наиболее крупным из них являлась империя Раштракутов.

Правда, как для Южной, так и для Северной Индии была характерна постоянная междоусобная борьба различных княжеств. Поэтому крупные государства, созданные в этих регионах, быстро распадались. Это стало одной из причин успеха исламской экспансии в Индии.

В Северной Индии она завершилась в начале 13 века вместе с созданием Делийского султаната. Он просуществовал более трёх столетий.

Государственной религией султаната являлся ислам суннитского толка.

Право решения всех важных государственных дел принадлежало султану.

Главным рычагом управления центральной администрации была государственная собственность на землю.

Вершины своего могущества Делийский султанат достиг в конце 13 века. После начался период постепенного распада государства.

В 1398 году в Северную Индию вторглись войска Тамерлана. Султанату был нанесён последний удар. Он полностью утратил свой политический вес.

Последние правители Дели по сути являлись ставленниками тимуридов.

В 1526 году в Индию вторглись войска Бабура, потомка Тамерлана. Он разгромил армию последнего делийского султана. В этом же году Бабур основал государство, получившее название империя Великих Моголов.

В последние десятилетия существования Делийского султаната началось проникновение европейцев в Индию. В начале 16 века португальцы овладели Гоа. Они превратили эту территорию в плацдарм для распространения своего влияния на Индостане.

Наиболее крупными государствами Южной Индии в 14–16 веках являлись

исламский Бахманийский султанат и индуистская Виджаянагарская империя.

Интересно, что в 1469–1472 годах государство Бахмани посетил тверской купец Афанасий Никитин. Он оставил его описание в сочинении «Хождение за три моря».

Для истории средневековой Индии было характерно чередование длительных периодов государственной раздробленности и более коротких по продолжительности периодов централизации. Такая особенность обусловила наличие в средневековых индийских государствах двух форм управления и двух типов государственного устройства. С одной стороны, в Индии всегда существовали отдельные небольшие княжества. Главой такого образования являлся раджа.

Его власть была наследственной. Он же исполнял функции главного распорядителя общественного богатства. В качестве платы за службу раджа жаловал своим чиновникам и воинам право взимать часть налогов с определённых земель. Эти условные земельные пожалования не являлись наследственными. Тем не менее, владелец надела мог передать своему наследнику не землю, а свою службу или должность.

С другой стороны, в Индии периодически складывались крупные централизованные государства. В них номинальной собственностью на всю землю обладал верховный правитель. Однако, фактически, он распоряжался только государственными землями. Они делились на наместничества, руководителей которых назначал верховный правитель. По своему положению наместники были близки к раджам. Но главным отличием было то, что они являлись назначаемыми и сменяемыми чиновниками. За свои действия наместники отвечали напрямую перед правителем. Они были лишь частью бюрократического аппарата и не имели прав власти-собственности.

В то же время типы политической организации отдельных княжеств и централизованных государств часто замещали друг друга.

Например, за счёт захватов, небольшое княжество могло превратиться в крупное государство.

В нём, завоёванные земли, в которых отсутствовала прочная традиция наследственной власти, становились наместничествами – попадали под управление центра. Но имел место и обратный процесс. Крупные, но слабоцентрализованные государства по ряду причин распадались на отдельные части. При этом самостоятельными становились уже не только княжества, входившие в их состав, но и наместничества, обретавшие статус княжеств. Такая особенность привела к тому, что в Индии домусульманского периода не существовало чёткой и эффективной административно-бюрократической системы.

После мусульманского завоевания ситуация изменилась.

Для ислама было характерным единство религии и политики, декларирование абсолютной власти правителя. Ввиду этого система управления исламских государств Индии приобрела более централизованный характер. В её основе находилось положение о праве верховного правителя распоряжаться землёй и богатствами государства от имени Аллаха. Это позволяло султану раздавать своим чиновникам, воинам, духовенству земли, принадлежащие казне. Такие наделы назывались икта. Содержать обширный административно-управленческий аппарат. Его главой являлся великий визирь. Способствовало установлению исламской судебной системы. Хотя в ходу оставалось и обычное индуистское право.

Одной из главных особенностей средневековой Индии было сохранение варново-кастовой системы.

Её костяк составляли варны. Но из-за дифференциации внутри варн появились многочисленные касты. Они образовали сложную иерархическую систему индийского общества.

Каста – это замкнутая группа людей, принадлежность к которой определяется наследственными занятиями, профессией, выполнением определённых социальных функций. Общение между кастами было обусловлено множеством ограничений. Их соблюдение являлось обязательным условием.

В самом низу кастовой иерархии находились неприкасаемые.

К ним принадлежали люди, занимавшиеся «нечистыми» работами. Например, кожевенники, прачки, уборщики мусора, мясники.

Регулирование жизни индийцев кастовыми принципами позволяло сохранять стабильность в жизни низших слоёв общества, относительную независимость от центральной власти. Эти принципы строго определяли место, права и обязанности каждого человека. И делали индийскую общину саморегулирующейся.

Самое высокое положение в общине занимали землевладельцы. Они могли как лично трудиться на своей земле, так и сдавать её в аренду. Распределение продуктов труда в общине было строго регламентированным. Каждый получал ту долю, которая причиталась ему в соответствии с родом занятий (фактически с кастовой принадлежностью).

Существование варново-кастового строя во многом ограждало общину от политических изменений, в которых были задействованы высшие слои общества. В частности, от вооружённой борьбы за власть. Этим объясняется то, что в средневековой Индии не было крупных народных волнений.

Варново-кастовая система обеспечивала устойчивость и традиционность индийского общества.

В индийских городах существовала ещё более жёсткая общинно-кастовая система. Общины здесь, как правило, формировались одной кастой. Притом, что принадлежность к данной касте определялась профессией её членов.

К примеру, существовали касты оружейников, гончаров, ткачей, красильщиков.

В средневековой Индии было много процветающих и густонаселённых городов.

Изделия индийских ремесленников высоко ценились в других странах. Города и государства Индии вели активную торговлю со странами Востока. Индийские товары, например, изысканные ткани и ювелирные изделия, достигали и Европы. Здесь они считались предметами роскоши.

В средневековой Индии исключительная роль принадлежала религии.

Во много именно она определяла социальную структуру общества, формировала мироощущение людей. Однако Индия никогда не отличалась религиозной однородностью.

В первых веках нашей эры влияние буддизма ослабло. Он уступил позиции индуизму. В свою очередь индуизм также не являлся однородным – в нём существовало множество направлений. Огромное количество индуистских богов предоставляло широкие возможности для выбора того или иного культа. Тем не менее, общими для индуистов были предписания дхармы и ахимсы. Дхарма (буквально «то, что поддерживает») – одно из важнейших понятий индуизма – совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания общего порядка.

Дхарма предписывала неуклонное соблюдение установленных богами принципов отношений между людьми, безусловное подчинение низших каст высшим, сохранение образа жизни, культов и обычаев, определённых для каждой касты.

Ахимса – это поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда всему живому – ненасилие.

Ахимса, как и дхарма также возводилась в ранг долга, который обязан был исполнять каждый индуист. Индуистская религия делала индийское общество устойчивым к социальным переменам. Питала его традиционный характер.

В 12 веке в Индии получило распространение движение Бхакти. Его приверженцы не признавали божественное происхождение варново-кастовой системы. Многие ремесленники и торговцы индийских городов исповедовали джайнизм. После мусульманского завоевания Северной Индии возникли идеи соединить индуизм с исламом. Попыткой соединения исламских и индуистских традиций стало появление религии сикхизма.

Сикхи признавали существование единого бога – первоосновы мира и одновременно персонального Бога внутри каждого из людей. Не признавали существования каст и племенные культы. Сикхи были ярыми противниками существующих порядков и империи Великих Моголов. В ходе борьбы им удалось создать собственное государство.

После утверждения мусульманского владычества в Северной Индии появился особый стиль исламской архитектуры. Самым ярким примером такого искусства является Кутб-Минар – самый высокий в мире кирпичный минарет.

История средневековой Индии – это прежде всего взаимопроникновение различных этносов, переплетение культур и религий, образовавших в итоге единую индийскую цивилизацию.

Таким образом, Индийское Средневековье можно условно определить, как период с 4– 6 до 16 веков. Социальное и политическое устройство индийских государств представляло собой синтез индуистских и исламских государственных традиций. В Средние века одной из главных особенностей индийского общества было сохранение варново-кастовой системы. В средневековой Индии религия являлась одной из основ общественного устройства. В то же время в Индии никогда не существовало религиозного единообразия.

videouroki.net

ИНДИЯ В XVI ВЕКЕ

В начале XVI в. территория Индии была разделена на владения многочисленных мусульманских и индусских династий. Некоторые из них охватывали обширные земли и играли роль региональных лидеров (Делийский султанат, Гуджарат, Голконда, Биджапур, Виджаянагар), другие же были расположены в периферийных районах субконтинента и мало влияли на «большую политику» (Ассам, Хандеш, Малва, Бенгалия, Орисса, Синд и другие).

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ

Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы государства и попытался приструнить афганскую вольницу, считавшую султана «первым среди равных». Начались уже позабытые к тому времени проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. Но Сикандар проявил себя и как ревностный, фанатичный мусульманин. Во время его правления вновь стали разрушать индусские храмы. Индусам было запрещено совершать религиозные омовения в Джамне, цирюльникам — брить индусских паломников. Рассказывают, что некий брахман был убит только за то, что в присутствии мусульман заявил, что его религия не хуже ислама. Сын Сикандара Ибрахим Лоди (1517–1526) попытался продолжить политику отца по укреплению власти, но его жестокость вызвала ряд восстаний. Правитель раджпутского княжества Мевар рана Санга (1509–1528, клан Сесодия) благодаря успешным действиям против Ибрахима Лоди значительно расширил свои владения за счет земель Делийского султаната. Жесткая внутренняя политика и военные неудачи султана привели к тому, что часть афганской знати пригласила вторгнуться в Индию правителя Кабула Захир-ад-дина Бабура. В 1526 г. Делийский султанат был уничтожен, и на Севере Индии возникла Могольская империя.

Расположенный юго-западнее Гуджаратский султанат достиг наибольшего могущества при Абу-л Фатх Махмуде, более известным под прозвищем (точное значение которого неизвестно) Махмуд Бегара (1458–1511). Он провел достаточно успешные реформы, пытался упорядочить управление, стремился развивать сельское хозяйство, ремесла, всячески поощрял торговлю. При нем Гуджарат превратился в процветающий край, «мастерскую Индии» и один из главных центров внешней торговли. Впрочем, именно это привлекло сюда европейцев, которые стали основывать фактории на побережье Гуджарата. Султаны Гуджарата постоянно враждовали с восточными соседями — султанатами Хандеш (между реками Нарбада и Тапти) и Малва. Успеху Гуджарата в противостоянии с Малвой способствовала внутриполитическая борьба в княжестве, в котором большую роль играли индусы, занимая ряд ключевых постов в управлении. Это вызвало соперничество с мусульманской знатью, не желающей терять политическое влияние. Кажущаяся победа индусской группировки, монополизировавшей государственное управление при султане-мусульманине, привела к оттоку мусульман из Малвы, ее ослаблению и захвату Гуджаратом в 1531 г. Тем не менее в течение XVI в. сам гуджаратский султанат постепенно слабел. Это позволило португальцам закрепиться во многих портах Гуджарата, а затем облегчило Моголам его завоевание и включение в свою империю в 1573 г.

СУЛТАНАТЫ ДЕКАНА

В центральной части Индии на смену распавшемуся в конце XV в. государству Бахманидов пришел целый ряд султанатов (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар), активно боровшихся друг с другом, Ориссой и расположенной южнее империей Виджаянагар. Наиболее сильными из них были Биджапур в Западном Декане и Голконда в Восточном Декане. Династии Адил-шахи в Биджапуре и Кутб-шахи в Голконде были шиитскими. Это усиливало отчуждение между ними и североиндийскими государствами, в которых основная масса мусульман принадлежала к суннитам. Деканские государства, особенно Биджапур, имели тесные отношения с шиитским Ираном. Оттуда поступали новые кадры военных, а также кони, являвшиеся в то время важным стратегическим товаром. Основную массу населения деканских султанатов продолжали составлять представители различных индусских этносов. В XVI в. на территории Голконды шел процесс культурного становления народа андхра (телугу), на территории Биджапура — маратхов.

Основатель Биджапура был женат на маратхской женщине, и она стала матерью его наследника. Индусы назначались на высокие посты в администрации. Языком официальной документации был маратхи. Привлечение маратхских территориальных вождей с их отрядами в армию султана позволяло значительно усилить ее мощь. Правда, это же обстоятельство впоследствии оказалось гибельным для государства. Усилившись, маратхские вожди повели борьбу за независимость и ослабили султанат перед лицом могольского натиска.

В Голконде индусы также играли важную роль в государстве. Ибрахим Кутб-шах (1550–1580) был женат на представительнице «телугу». Он поддерживал телужскую культуру: покровительствовал брахманам и храмам, поощрял развитие языка телугу, при его дворе творили поэты, ставшие основателями телужской литературы. Религиозные праздники обеих конфессий проводились совместно. Архитектурный стиль построек в городах того времени несет явные следы индусского влияния. Тем не менее сохранились сведения о разрушении храмов и насильственном обращении в ислам.

«АЛМАЗЫ ГОЛКОНДЫ»

Столетиями Индия славилась своими драгоценными камнями, особенно алмазами. Привлеченные рассказами о сказочных богатствах Индии, многие купцы отправлялись туда за драгоценностями. До эпохи Великих географических открытий алмазы попадали в Европу по части Шелкового пути, проходившей через Персию. Но после того как португальцы обосновались в Гоа, драгоценные камни стали экспортировать по морю в Лиссабон, а оттуда в Антверпен, где располагалась в то время главная алмазная биржа. Одно из месторождений алмазов было расположено на территории Голконды и в течение нескольких веков приносило значительный доход правителям этого государства. Богатые купцы брали на откуп алмазоносные участки и разрабатывали их при помощи наемных землекопов, отдавая губернаторам часть найденных камней. Французский путешественник Жан-Батист Тавернье (1605–1689), сам являвшийся ювелиром и несколько раз ездивший в Индию, чтобы приобрести там драгоценные камни, особое внимание в записях о своих поездках (1676) уделил рассказу об алмазных копях, различных способах обработки камней и системе торговли драгоценными камнями, оставив целый ряд интересных зарисовок.

Благодаря приморскому положению Голконда и Биджапур вели активную внешнюю торговлю. Торговые пошлины составляли важную часть государственных доходов. В 1510 г. португальцы захватили порт Гоа и прилегающие территории. В 1570 г. Али Адил-шах попытался вытеснить португальцев из Гоа, но потерпел поражение. Однако к концу XVI в. отношения Биджапура с португальцами стабилизировались. После утраты Гоа у Биджапура оставалось несколько важных портов, в том числе Чаул и Дабхол, что позволило султанату сохранить доходы от внешней торговли.

ВИДЖАЯНАГАР

К югу от деканских султанатов в начале XVI в. продолжала процветать империя Виджаянагар. С 1505 г. начинается правление новой династии, второй правитель которой Кришнадеварайя (1509–1529) снова превратил Виджаянагар в могущественное государство. Он огнем и мечом подчинил своевольных вассалов, максимально раздвинул границы империи (на севере — до р. Кришна), активно вмешивался в распри деканских султанов. Его двор стал центром наук и искусств. От его времени осталось много монументальных и красивых построек, в первую очередь в столице империи — городе Виджаянагар (совр. Хампи). Союз Виджаянагара с португальцами давал Кришнадеварайе значительные торговые и политические выгоды. Португальцы продавали лошадей для кавалерии ему, а не в Биджапур и Голконду.

Статуя Лакшми Нарасимхи. Город Виджаянагар. Индия

Но Виджаянагар не превратился в централизованное государство с разветвленным административным аппаратом. Над империей висела постоянная угроза распада. Правитель должен был поддерживать свой престиж, лично напоминая вассалам об их зависимости. В поэме «Райявачакам», предположительно отражающей реалии времени Кришнадеварайи, первый министр советует государю: «Ничего нельзя узнать, если находиться в одном месте. Необходимо… чтобы люди… знали, что Ваше Величество поддерживает свою славу, объезжая царство по всем направлениям в сопровождении армии… с тем чтобы внушать страх в сердца врагов и подчиненных владык».

Империя состояла из 10 провинций, во главе которых стояли военачальники (данданаяки). Земли раздавались наякам в омарам («кормление»). Это было условное, но довольно постоянное владение. Не имея формального права наследования, наяки нередко передавали амарам сыновьям. Наяк был обязан заботиться о развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли в пределах имения, поддерживать порядок, содержать воинский контингент, отдавать в казну примерно 1/3 налоговых поступлений. Наяки завладели реальной властью на местах, подчинив себе и, видимо, распустив окружные общинные собрания. Со временем наяки становились более самостоятельными.

Империя Виджаянагар сыграла большую роль в развитии культуры дравидийских народов Южной Индии, прежде всего каннада и телугу. Косвенно существование империи и связанный с этим экономический подъем всего региона способствовали расцвету культуры в Тамилнаду и Керале.

Правители Виджаянагара были известны своей религиозной терпимостью. Дуарте Барбоза, португальский путешественник начала XVI в., счел необходимым специально отметить эту особенность жизни в Виджаянагаре: «Король допускает такую свободу, что каждый может жить по своей вере без всяких неприятностей и без вопросов о том, христианин ли он, или иудей, или мусульманин, или язычник. Равенство и справедливость соблюдаются всеми». Показателем терпимости служит, в частности, то, что армии противостоящих друг другу Деканских султанатов и Виджаянагара не были конфессионально однородными. В Виджаянагаре служило много мусульман. А мусульманским правителям помогали индусские князья, правившие в Ориссе и в Андхре. Впервые война против Виджаянагара была объявлена религиозной (джихадом) лишь в 1502 г., т. е. спустя полтора столетия после начала этих войн.

После смерти Кришнадеварайи титул императора перешел к его брату Ачьютарайе, а фактическая власть к Рамарадже из рода Аравиду. Рамараджа казался еще более могущественным правителем, чем все предыдущие. Он сажал на престол шахов Бидара, с выгодой для себя вмешивался в споры между деканскими султанатами. Но эта политика привела к неожиданному результату: Биджапур, Бидар, Берар и Голконда объединили свои войска и 23 января 1565 г. в битве при Таликоте (которую называют также битвой на Кришне) нанесли Виджаянагару сокрушительное поражение. Рамараджа пал в битве. Его брат Тирумала бежал в Виджаянагар, забрал собранную поколениями виджаянагарских правителей казну (для перевозки которой потребовалось 550 слонов) и отступил в Пенугонду. Он стал основателем последней династии Виджаянагара — Аравиду. В ходе наступления мусульмане разграбили и разрушили значительную часть города Виджаянагара, но затем покинули его. Тирумала вновь занял город, но не стал его восстанавливать. Столица была перенесена в Пенугонду, затем еще южнее — в Чандрагири. Тем не менее Виджаянагар все еще сохранял важные позиции в южной части Индии. При Венкате II (1586–1614) империя охватывала почти ту же территорию, что и в период расцвета, но потом началась междоусобица, в результате которой правители некогда блестящего государства стали марионетками в политической игре княжеств, возникших на его обломках. Последние императоры Виджаянагара практически не имели своих владений и жили, переезжая от одного формального вассала к другому.

ЗАХИР-АД-ДИН МУХАММАД БАБУР И ЕГО ЗАВОЕВАНИЯ

Бабур (1483–1530) принадлежал к династии Тимуридов, а мать его происходила из рода Чингисхана. Унаследовав трон в Бухаре в 11 лет, он в скором времени вступил в борьбу за Самарканд, который считался столицей Тимуридов. В 15 лет он сумел захватить столицу, однако не смог ее удержать. В Среднюю Азию в это время вторглось племя узбеков во главе с Шейбани-ханом, которые после многолетних войн уничтожили остатки Тимуридской империи. Бабур отступил в Афганистан и обосновался в Кабуле (1504). Он сумел сплотить вокруг себя афганские (пуштунские) племена. Когда борьба за Среднюю Азию была окончательно проиграна, он стал планировать поход в Индию. Этому способствовало обращение за помощью к Бабуру вассалов Ибрахима Лоди, восстановившего против себя афганскую знать. Бабур хорошо подготовился к походу, создал из пуштунов и тюрок мобильную армию, снабженную значительной артиллерией, и весной 1526 г. вторгся в Панджаб (Пенджаб), а затем пошел на Дели. На равнине неподалеку от города Панипат 21 апреля 1526 г. между армиями Бабура и султана Ибрахима Лоди произошла решающая битва.

Султанская армия была полностью разбита, и Бабур занял столицу. Но ослаблением Делийского султаната спешили воспользоваться и другие индийские государства. Бабуру удалось разгромить самого сильного из тогдашних индусских правителей на Севере рану Сангу, правившего в Меваре. После этого Бабур смог короноваться в Дели как шахиншах Индии. Он стал основателем династии, которая в европейской литературе получила название Великих Моголов. В 1529 г. Бабур разбил объединенные войска афганцев и султана Бенгалии и стал неоспоримым господином Северной Индии. Но в 1530 г. он умер, не успев завершить завоевания и создать собственную систему управления. Сын Бабура Хумаюн первоначально справлялся с трудностями, связанными с утверждением власти новой династии: он подавил несколько восстаний, разбил султана Гуджарата. Возможно, ему удалось бы удержать ситуацию под контролем, если бы не появился амбициозный враг в лице Фарида, вассала (джагирдара) в Бихаре.

ПРАВЛЕНИЕ ШЕР-ШАХА

Фарид принадлежал к патанскому (пуштунскому) роду Сур. В 1533 г. он принял титул Шер-хан и стал расширять свои владения за счет других джагирдаров и султана Бенгалии. Затем Шер-хан выступил и против Хумаюна. В результате долгой войны ему в 1549 г. удалось одолеть падишаха. Хумаюн бежал в Персию. Шер-хан короновался под именем Шер-шаха.

Шер-шах провел свое недолгое правление в походах. Он овладел всей Северной Индией, подчинив даже княжества Раджпутаны. Впервые мусульманский правитель Дели был признан сюзереном раджастханских княжеств. Однако Шер-шах не стал присоединять их к своим владениям, ограничившись размещением гарнизонов в Аджмере, Джодхпуре, Абу и Читоре. В 1545 г. Шер-шах случайно погиб при осаде крепости от взрыва своей же пушки. Шахом стал его сын, затем внук. Последний был убит своим дядей, вторым сыном Шер-шаха. Распри в семье Суров ослабили их власть, и это позволило Хумаюну вернуться. В 1555 г. он вошел в Дели и восстановил власть Моголов. Однако через год умер. Будущность империи оставалась под вопросом.

Шер-шах остался в памяти потомков не только благодаря головокружительной карьере и ярким победам. Он успел провести ряд реформ, впервые ввел в Северной Индии регулярное административное деление. Основой его стала паргана — небольшой округ, по сути, территория крупной общины. Во главе парганы стояли три чиновника — амин, шикдар и казначей, а также два писца, один из которых вел документацию на хинди, а другой — на персидском. (Персидский язык был в то время официальным придворным и литературным языком, языком культуры по всему Среднему Востоку. Таким он стал и в Индии после ее мусульманского завоевания, несмотря на то что родным языком большинства пришлых мусульман был тюркский.) Парганы объединялись в более крупные округа (саркары) во главе с военным администратором (шикдар-и-шикдаран) и гражданским чиновником (мунсиф-и-мунсифан). Саркары объединялись в провинции (суба).

Шер-шах сократил выдачу джагиров (земельных владений военачальникам) и вакфов (дарений духовным лицам). Он стремился сосредоточить сбор налогов в руках правительства и упорядочить их сбор. Был проведен кадастр земель — каждый участок должен был быть измерен и его продуктивность определена. Правительству полагалась треть урожая, которая должна была уплачиваться по выбору налогоплательщика либо в натуре, либо в деньгах. Налогоплательщик должен был подписать документ (кабулият), в котором указывались все его налоговые обязательства, и в свою очередь получить от чиновника документ на право владения (патта). Насколько эти реформы действительно были проведены в жизнь, сказать трудно, но они продолжились позже, в правление Акбара.

Была упорядочена монетная система. Серебряная рупия Шер-шаха стала на несколько веков основной монетой Индии. Много внимания уделялось развитию путей сообщения и торговли. Ликвидировались некоторые пошлины. Основные экономические центры были связаны дорогами. Вдоль них соорудили 1700 караван-сараев. Вооруженные посты (дак-чауки) на дорогах должны были охранять проезжающих от нападения грабителей. Особенно важное значение имела «шахская дорога», связавшая Бенгалию с Панджабом.

Шер-шах стал предтечей Акбара еще в одном отношении: он начал проводить политику религиозной терпимости и широко привлекать индусов на службу. Можно сказать, что именно Шер-шах заложил основы централизованной державы, которая затем просуществовала полтора столетия.

ПРАВЛЕНИЕ АКБАРА

Когда умер Хумаюн, его сыну Джалал-ад-дину Акбару было 14 лет, и он исполнял обязанности губернатора в Панджабе. До 20 лет Акбар не правил самостоятельно: значительное влияние на него оказывали Байрам-хан, энергичный и умный военачальник и администратор, который помог Акбару удержать власть, а затем его мать и жены.

Акбару удалось значительно расширить территорию империи. В 1560–1561 гг. была присоединена Малва. С 1562 г. княжество Джайпур становится одним из наиболее верных союзников Моголов в Раджпутане. Но княжество Мевар (Удайпур) оказало Акбару упорное сопротивление. В 1567–1569 гг. он осадил и взял две важнейшие крепости этого княжества — Читор (Читоргарх) и Рантхамбхор. После этой кровопролитной войны Акбару удалось установить нормальные, дружеские отношения с большинством раджпутских князей, ставших верной опорой его режима. Этому способствовала религиозная политика Акбара, направленная на консолидацию всех конфессий. Однако Мевар так и не был покорен. Рана (князь) Мевара Пратап Сингх (1572–1597) продолжал партизанскую войну до своей смерти. Только его сын Амар Сингх подчинился в 1614 г. следующему падишаху Джахангиру.

В 1572–1573 гг. к империи был присоединен Гуджарат, в 1574–1576 — Бенгалия. В 1581–1585 гг. шла война со сводным братом Акбара Мухаммадом Хакимом, который отделился в Кабуле. Афганистан был присоединен, правда северная его часть (Бадахшан) уступлена узбекскому правителю Абдулле-хану. В 80-90-е годы XVI в. Акбар присоединил Кашмир, Синд, Хандеш (который, правда, пришлось снова завоевывать в 1599–1601 гг.), Ориссу, Белуджистан и Кандагар. Долгая борьба шла с султанатом Ахмаднагар, в 1600 г. его столица была взята штурмом. Однако южная часть султаната сохраняла независимость еще несколько десятилетий.

Акбар всю жизнь вел войны, объединив Северную Индию, большую часть Афганистана и часть Декана. Однако главные его достижения заключались в установлении прочной системы управления и налогообложения, в создании атмосферы единства государства, опиравшегося на все слои имущего населения. Акбар был неутомимым работником на троне. Близкий друг и министр Акбара Абу-л Фазл, выражая мысли своего патрона, писал: «Успех управляющих ведомств и удовлетворение желаний подданных, знатных и низких, зависят от того, как падишах проводит свое время». Ежедневно Акбар созывал три заседания своих ближайших соратников или устраивал широкие приемы. Один день в неделю отводился судебным делам. Все финансовые решения принимал он лично, все назначения также производил сам.

Индия в XVI–XVII вв.

Вторым лицом в государстве был вакил, в подчинении которого находились четыре «министра»: диван, ведавший финансами и налогами, мир б

znaew.ru