Древняя и современная кастовая система в Индии (Брахманы, Вайшьи, Кшатрии, Шудры)
Как известно, многому что было описано тысячелетия назад, можно найти подтверждения и сегодня. Исключением не является, древняя кастовая система Индии. При определенном знакомстве с этой системой, можно найти в ней свое отражение, свои склонности и обрести понимание в жизни.
Шудры
Начнем с нишей касты Шудр. Представителями этой касты, являлись больные, инвалиды и те кого можно было бы назвать, оскверненными. Шудры как правило, жили отдельно от остальных каст и занимались самой грязной работой (погребением, чисткой отходов и т.п). Когда представители данной касты выходили в город, к ним обычно подвешивали колокольчики, чтоб все слышали их приближение и не кто из горожан, не мог бы даже случайно, коснуться их. Прикоснувшись к самому Шудре, либо любой его вещи, человек автоматически опускался до этой расы и изгонялся из дома.
Сегодня, можно найти Шудр в любой точке Земли. Это социально потерянные люди, такие как наркоманы, алкоголики или бездомные.
Вайшьи
Как раньше, так и сейчас, Вайшьи это значительное большинство людей, живущих в нашей планете. Каста крестьян и ремесленников, они стояли на ступень выше Шудр, но так же не пользовались особенным почитанием.
В современной действительности, Вайшьи это простой рабочий класс и клерки. Те кто работает наемным работником и вполне этим доволен. В западном мире, Вайшьи получили значительно большие права и уважения, чем на востоке. А достаток, часто, превосходит достаток Кшатриев.
Кшатрии
Каста господ, царей и воинов. Не смотря на то, что Кшатрии хорошие управленцы, часто не способны вести к созидание и склонны к разрушению. В сказаниях про бога Вишну, рассказывается о временах, когда Кшатрии начали править миром. Вокруг были постоянные воины, распри и грабежи. Все решалось законом силы и бог Вишну, пришел в мир в образе Брахмана Парашурама, для того чтоб победить Кшатриев и снова привнести в мир, созидание.
Сегодня, Кшатрии это политики, дипломаты и бизнесмены. Если Кшатрии, становятся наемными работниками, они очень быстро становятся лидерами и начинают перекручивать дела фирмы, под себя. Долго сидя на одном месте и занимаясь однообразной работой, они начинают «лезть на стену», хотя этот момент, свойствен так же и Брахманам. Кшатрии всегда хотят воплотить свои идеи и сильно склонны к материальным ценностям.
Брахманы
Высшая раса жрецов и духовных деятелей. Не смотря на то, что Брахманы, не всегда бывают богаты, именно они были в большем почете. Люди шли к ним за советом и ждали благословения.
В нашем мире Брахманы, это творческие или духовные личности, такие как художники, музыканты и писатели. Творческие личности, могут носить в себе какую то идею, не есть днями и думать только о том как донести это до людей. Духовные личности, ищут постоянный ответ на то, для чего мы здесь, как понять себя, что есть бог и т.п.
Еще к Брахманам , можем отнести ученых. Не смотря на то, что многие из них рациональны и не преломлять нечего кроме материи. Эти люди так — же одержимы вопросами познания и своего в них проникновения.
Вообще, пытаясь найти себя в кастах, можно найти частичку от одной и от другой, чаще всего, так и бывает. Предприниматель, задающийся вопросами бытия, нищий художник, в постоянном алкогольном анабиозе. Либо можно увидеть процесс путешествия человека, от одной касты к другой. Простой рабочий, становящийся топ менеджером и приобретший качества Кшатри или наоборот, предприниматель, потерявший все и ставший Шудрой.
Возможно вам будет интересно почитать
None
sovet-kak.ru
Шудры - это... Что такое Шудры?
Ва́рна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») — одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества:
брахманы — жрецы, учёные, подвижники
кшатрии — воины, правители
вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
шудры — слуги, наёмные рабочие
Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Риг-веды», где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши:
Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра.
Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию):
А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.
Следует отметить, что Брахман имел право получить милостыню (по своей сути — взять любое имущество себе в собственность, которое он хотел. Кшатрия же имел право помиловать кого-либо. При посвящении в ученики мальчик получал шнур, изготовленный из различного материала для представителей разных варн, который был обязан носить до конца жизни.
Уже в древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст.
Брахманы
В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10 % населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Брахманам позволительно также работать поварами или домашними слугами.
Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.
Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми». Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» — нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам. Но такие отметины указывают только на принадлежность к основной секте и характеризуют данного человека как поклоняющегося, например, Вишну или Шиве, а не как субъекта определенной касты или подкасты.
Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей.
В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера. Среди брахманских каст нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими кастами.
Кшатрии
Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты. В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо; они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других каст.
Вайшьи
Третья категория «дваждырожденных» каст включает земледельцев, а также торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.
Шудры
«Чистые» шудры
Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр. Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов. В давнее время крестьянские касты шудр признавали политическое господство кшатриев, правивших в данной местности, но сегодня эти отношения отошли в прошлое, и превосходство помещиков-кшатриев признается лишь в ритуальном плане, и то не всегда. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых каст. Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, внекастовые браки не разрешаются. Правила, касающиеся приема пищи, у каст землепашцев менее строгие, чем у «дваждырожденных», они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в среде «дваждырожденных».
Низшие шудры
Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной касты. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определенное количество зерна.
Неприкасаемые
Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений "чистых" каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. В настоящее время они составляют 16—17% населения Индии.
Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов.[1]
Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых - это чамары (кожевники), дхобии (прачки), парии.
Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми.
Членам каст неприкасаемых запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто хариджаны продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их, в своей родной деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался.
Борьбу за права неприкасаемых в 30—40-е гг. возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар. Он назвал неприкасаемых далитами (угнетенными). Махатма Ганди предложил эвфемизм «хариджаны» («божьи дети»), который получил широкое хождение. Амбедкару удалось добиться закрепления еще в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 г. системы, по которой за членами каст, занесенных в особый список ("списочные касты"), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением. [2]
См. также
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Брахман - это в Индии
Индия является страной с чрезвычайно интересной и древней культурой. В современном индийском обществе влияние той былой культуры все еще ощутимо. Высшим слоем общества в Индии издавна считаются брахманы или, как их еще называют, брамины. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - кто они такие? Какой вес в обществе имеет та или иная варна? Кто такие брахманы? Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Индийская легенда
Индийцы рассказывают легенду, которая объясняет появление четырех варн (сословий). Согласно этой истории, разделил людей на классы бог Брахма, расчленив Первочеловека Пурушу. Рот Пуруши превратился в брахмана, его руки - в кшатрии, бедра - вайшья, а ноги - шудра. С тех пор индийцы упорно подразделяют людей на касты, которые во многом определяют судьбу каждого жителя этой страны.
Разделение каст в древности и их влияние на общество в современности
Касты, или определенные слои общества, до сих пор имеют огромное влияние на жителей Индии, несмотря на то что в 1950 году закон о разделении жителей на них был отменен. Проявление давних законов все еще присутствует - и это заметно при знакомстве двух людей, которые принадлежат к одной касте. О причислении к тому или иному слою общества говорит не только поведение индийцев, но и их фамилии. К примеру, фамилия Ганди, несомненно, принадлежит человеку из торговой касты из Гуджарата, а брахман - это Гупта, Дикшит, Бхаттачария.
Кшатрии - класс воинов
Помимо брахманов, индийское общество подразделяется еще на 3 класса - есть кшатрии, вайшьи и шудры. Кшатрии - это вторая по статусу каста после брахманов, в которую входят воины, защитники государства. Название этой касты означает «власть», поэтому нет ничего удивительного в том, что именно к ней принадлежали многие индийские правители. Кшатрии могут похвастаться наличием особых прав - им прощаются такие проявления эмоций, как гнев, страсть и т. д., они могут наказывать и миловать. Закон для них превыше всего. Также из данной касты получаются отличные военные, должностные лица, и даже управляющие в поместьях. Именно брахманы издавна были советниками кшатриев - это сотрудничество являлось взаимовыгодным, ведь задача брахманов заключалась в том, чтобы работать умом, а кшатриям предстояло действовать. Философия индуизма рассматривает и другие касты, менее статусные.
Вайшьи - ремесленники и торговцы
Вайшьи - это представители третьей по статусу варны (по одной из версий, слово переводится как «зависимость», по другой - «народ»). Она считается наиболее многочисленной, так как именно к ней относятся ремесленники, торговцы, ростовщики. Правда, в последнее время она считается варной торговцев, потому как еще в древние века многие христиане потеряли свои земли, начав восприниматься как шудры - четвертая варна, самая низкая по статусу (не считая Неприкасаемых - особую касту индийцев).
Шудры: слуги и разнорабочие
Шудры - это люди, которые находятся в подчинении. Если высшей варной считаются как представители бога брахманы, шудры занимают самую низшую ступень, и их обязанностью является служение трем более высоким варнам. Когда-то их подразделяли на чистых (брахманы могли принимать из их рук еду) и нечистых. Считается, что данная каста сложилась позже других, и состояла она из людей, потерявших землю, а также рабов и арендаторов. В наше время шудрами можно назвать практически все население Индии. Существует также каста Неприкасаемых, которые, по сути, не относятся ни к одной варне. В нее входят рыбаки, проститутки, мясники, уличные артисты и бродячие ремесленники. Отдельная джади Неприкасаемых вообще уникальна - она включает в себя трансвеститов, евнухов и т. д. Неприкасаемые почти полностью изолированы от индийцев, принадлежащих к другим кастам - они не имеют права не только разговаривать с ними, но и прикасаться к их одежде. Им также запрещается посещать государственные учреждения и ездить в транспорте. И, наконец, поговорим о брахманах, которые, в отличие от Неприкасаемых, считаются самой уважаемой кастой в Индии и пользуются особыми привилегиями.
Брахман - это представитель высшей касты в Индии, аналог европейского духовного наставника. Эти люди являются членами высшей варны. В древние времена в руках брахманов сосредотачивалась вся власть. Они были жрецами, советниками царей, хранителями старинных манускриптов, учителями и учеными. Среди брахманов встречались также монахи и судьи. Ранее в их задачи входило воспитание детей и подразделение их на варны - для этого учитель анализировал поведение ребенка. В наше время варна передается, как правило, по наследству, что не совсем правильно, ведь каждая каста обладает индивидуальными особенностями характера, о чем говорит бог в индуизме. К примеру, задача брахманов - это созидание и освобождение. Классический брахман не думает о мирских проблемах, он погружен во что-то более глубокое и настоящее. Кшатрии уверены, что главное для них - выполнение долга, для вайшьи - обогащение, для шудры - плотские наслаждения.
Обратимся к словарю
Слово «брахман» в переводе с древнего индийского языка санскрита означает «духовное начало», символизирующее высшее безличное существо, которому чужды и неинтересны мирские дела. Также данное слово означает молитву.
Согласно другому толкованию, брахманами называют священные книги, которые представляют собой комментарии к Ведам (так именуется сборник самых старых священных писаний на санскрите).
Брахман - это философ, издавна почитаемый жрец и даже правитель. Они ассоциировались у индийцев с высшими существами, наиболее приближенными к религии, а значит, к богу. Тем не менее, индуизм переживает не самые лучшие времена, так как число индуистов, по статистике, там ниже, чем христиан и мусульман. Однако в настоящее время многие брахманы в Индии являются людьми всесторонне развитыми, не перестающими учиться и расти интеллектуально. Они стараются поддерживать свой статус, сохраняя древние традиции. Но так ли все радужно, как звучит, на самом деле? Давайте рассмотрим плавный переход брахманов от древности к современности.
Брахман - это кто? История и современность
Брахманы - это волхвы (в русском языке). Раньше брахманов почитали даже больше, чем правителей, ведь их можно назвать духовными наставниками, которые направляли народ на путь религии. В наше время их также уважают, несмотря на то что далеко не все люди, имеющие подобный статус, живут по законам. Собственно, обряд в наше время может пройти любой и стать брахманом, но важно также соблюдать данные во время мероприятия обеты.
В наше время к брахманизму, по большому счету, приходят немногие, потому что эти люди представляют собой более духовное, а не физическое воплощение человека.
В современной Индии многие люди этой варны представляют классы интеллигенции и господствующие сословия. Тем не менее, нужда порой заставляет брахманов нарушать древние устои - выбирать работу в качестве прислуги или мелких служащих. Также среди брахманов встречаются крестьяне. Отдельная группа (джади) браминов живет лишь благодаря подаяниям туристов.
Люди, рожденные в касте брахманов, имеют ряд ограничений, наложенных на них статусом.
Брахман не может принимать пищу из рук представителей других каст, потому что они считаются низшим сословием. При этом брамин сам может поделиться с любым человеком пищей.
Брахман не может заниматься физическим трудом, так как его работа является духовной или интеллектуальной.
Брак между брахманом и представителем другой варны невозможен. Однако брамин имеет право выбрать свою вторую половинку из другой общины браминов.
Некоторые брахманы не употребляют в пищу мясо.
Иностранцы шутят, что многие индийские программисты являются брахманами.
«Частицей» брахмана является атман. Это индивидуальная сущность, субъективное психическое начало. Атман и брахман - это разные, но неразделимые вещи. Индийцы уверены, что в каждом человеке есть глубинная сущность, которая способна открыть ему путь к счастью. В то время как брахман является чем-то более неизведанным, тем, что выше человеческого понимания и осознания, атман скрыт в каждом человеке, каждое внешнее проявление руководствуется им.
Философия индуизма, несмотря на то что в Индии не так уж много ее сторонников, до сих пор оказывает существенное влияние на многослойную систему разделения варн. В сущности, даже когда индийский царь Ашока принял буддизм в качестве государственной религии, система осталась прежней, что говорит о ее невероятной устойчивости в процессе больших изменений.
В философии индуизма существует несколько сущностей бога
Бог брахман воспринимается как безличная сущность. Достигнув ее, человек обретает блаженное состояние, которое можно назвать (в буддизме) нирваной.
Паратигма является вездесущим проявлением бога, которое находится в каждой частичке материального мира.
Бхагаван - верховная личность бога, проявляющаяся в различных формах - Вишна, Кришна и т. д.
Более того, различные течения индуизма воспринимают религию по-разному, поэтому бог в индуизме не имеет единого облика.
Заключение
В этой статье мы разобрали понятие «брахман», а также рассмотрели другие касты, на которые испокон веков подразделяется население Индии.
Интересные материалы:
Бог смерти в Древней Греции и Египте Молитва водителя - помощь небесных сил
nlo-mir.ru
Тема 7. Культура восточных цивилизаций. Древняя Индия 1. брахманы, кшатрии, вайшьи шудры пария
Искусство. Древней Индии
Искусство Древней Индии Охватывает промежуток 3 тыс. и по 5 в. н. эры План Мохенджо-Даро Мохенджо - Даро Хараппа в Пенджабе Хараппа в Пенджабе Бык. Печать. Статуэтка жреца, найденная в Мохенджо-Даро Фигурка
Подробнее
Философия древней Индии
Философия древней Индии Отличие от европейской философии отсутствие поступательного процесса накопления и приращения философского знания, которое только разнообразится и детализируется, но не растет и
Подробнее
История философии. Философия Древности
История философии Философия Древности 1. Карма в древнекитайской философии означает А. Принцип воздаяния Б. Судьбу В. Принцип справедливости Г. Круговорот жизни 2. Признание истинного бытия как бестелесной
Подробнее
ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Вопросы: 1. Философия Древней Индии. а) Древнеиндийская философия. Философия ведического периода. Упанишады. б) Философия эпического периода в) Джайнизм. Буддизм 2.
Подробнее
Религия. Что это такое?
Религия Что это такое? Слово «религия» произошло от латинского слова religare, что значит «воссоединять» Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя
Подробнее
Ðåéêè Èçîáèëèÿ è Ïðîöâåòàíèÿ
Ðåéêè Èçîáèëèÿ è Ïðîöâåòàíèÿ Основатель Дэвид Пол Учебный материал на русском языке подготовила Мастер Учитель Рейки Алла Шаркия. Все права защищены 2009 Îáùàÿ èíôîðìàöèÿ Эта форма Рейки помогает проявлять
Подробнее
н а п л а т ф о р м е letmeprint.ru
н а п л а т ф о р м е letmeprint.ru САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2 0 1 6 УДК 2 ББК 86.3 К 53 12+ Издание не рекомендуется детям младше 12 лет Составление, вступительная статья и комментарии А. А. Галата К 53 Книга
Подробнее
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ПОД РЕДАКЦИЕЙ ДЬЯКОНОВА И.М., НЕРОНОВОЙ В.Д., СВЕНЦИЦКОЙ И.С. ТОМ 1 Общественный и государственный строй Северной Индии в первой половине I тысячелетия до н.э. У древних индийцев
Подробнее
Россия многонациональная страна
Россия многонациональная страна Цель курса ОРКСЭ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
Подробнее
ОБРАЗЦЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ГСЭ.Р.3
ОБРАЗЦЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине ГСЭ.Р.3 - «Культурология» для ООП «080500.62 «Менеджмент» по циклу «Общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин» 1. Темы для самостоятельного изучения
Подробнее
Учения об обществе и человеке
Учения об обществе и человеке Эмоциональное, художественное понимание мира Мифы Функции: формирование коллективных представлений закрепление определенной системы ценностей связь поколений установление
Подробнее
Вы начали новую жизнь
Урок 1 Вы начали новую жизнь Что происходит, когда гусеница становится бабочкой? Как семя превращается в могучее дерево? Управляют этими процессами и производят эти изумительные перемены законы природы.
Подробнее
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА БОГИ И ЖРЕЦЫ Древние египтяне верили, что природой управляют боги, что им нужно угождать и их нужно задабривать. Они строили жилища для богов - храмы. При храмах находились служители
Подробнее
Наименование раздела и темы
Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического
Подробнее
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ
УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ Сканирование и создание электронного варианта: Библиотека
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей
Подробнее
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ПЛАН 1. Определения культуры 2. Функции культуры 3. Культура и цивилизация 4. Внутренняя и внешняя культура 5. Массовая культура 6. Кризис культуры 1. Определения культуры Слово «культура»
Подробнее
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 1 1. Основные даты и события Конец IX века - (в летописи) призвание князя Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Конец X века - завершение образования Древнерусского государства.
Подробнее
ДВЕНАДЦАТЬ ПОДВИГОВ БУДДЫ
ДВЕНАДЦАТЬ ПОДВИГОВ БУДДЫ тема Базовый текст для учителя Двенадцать подвигов раскрывают активность каждого Будды. Известный нам исторический Будда Шакьямуни был четвертым Просветленным, кто явил эти подвиги.
Подробнее
Пояснительная записка
Всего 34 часа; в неделю 1 час. Пояснительная записка КТП по «Основам мировых религиозных культур составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, основной
Подробнее
ИНФОРМАЦИЯ О МОДУЛЯХ КУРСА ОРКСЭ
ИНФОРМАЦИЯ О МОДУЛЯХ КУРСА ОРКСЭ Примером признания важности духовно-нравственного воспитания в школьной образовательной практике на государственном уровне является создание проекта введения в учебные