Пошлина древней руси. 2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел IV. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 75. Пошлина древней руси


Торговые пошлины Древней Руси — КиберПедия

 

В древней Руси торговые пошлины представляли вид косвенных налогов. Их было большое множество: замыт - платился при въезде купца в город, где он рассчитывал продавать товар; явка - мелкий сор, взимавшийся при заявке купцом привезенного товара на таможне; гостиное - сбор при найме купцом лавки для продажи товара; амбарное - сбор, идентичный гостиному; свальное - мелкий сбор за складирование товаров; весче (пудовое) - сбор при взвешивании товара; померное - сбор при мере сыпучих товаров; задние калачи - мелкий сор с торговых людей, возвращающихся после продажи товара; мостовщина (перевоз) - сбор за право провоза товара через мосты; пятно - сбор при клеймении продаваемых лошадей; писчее - сбор за запись товара в книгу; тамга и осмничее - сборы за право купли-продажи.*(22)

 

Князь Олег и его успешная налоговая политика

 

В период объединения Руси, невысокий уровень налогообложения служил своеобразным стимулом для добровольного присоединения к Киевской Руси других народов. Согласно описанию великого русского историка С.М. Соловьева*(23) в 883 г. Князь Олег покорил древлян и наложил на них дань - по черной кунице с жилья. Победив днепровских северян, он наложил на них дань легкую, но при этом запретил давать дань хазарам. Для северян, плативших прежде дань хазарам, бремя обложения оказалось значительно меньше. Узнав об этом, радимичи добровольно присоединились к Киевской Руси уплачивая дань в обмен на защиту от хазар. Причем хазарам они платили по два шеляга*(24) от рала,*(25) а киевскому князю стали платить только по одному.

 

Погост и урок

 

Погост - старинное русское слово, обозначающее обычно кладбище с церковью. Однако первоначальное значение слова "погост" обозначало установленное место сбора дани, податный округ, сборный пункт сельских жителей известного округа. Впервые административно-территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки.

Причем слово урок в Древней Руси - это отнюдь не форма организации учебного процесса в средней школе, как это понимается сейчас. Урок - это фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Погост, тем самым, ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем.*(26)

 

Объект налога - "кто что мога"...

 

В правовых актах Руси XII века можно увидеть закрепление размера дани с определенных территорий. Он неоднозначен и базируется на принципе "кто что мога".*(27)

 

Бобыли и налоги

 

В современном русском языке бобылем называют одинокого, бессемейного человека. Однако мало кто знает, что первоначальное значение этого слова имело налоговый характер. Бобыль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела и не попадающий таким образом в категорию плательщиков посошной подати. Бобылей еще называли бестягольными, нетяглыми. С 1631-32 гг. бобыли стали привлекаться к несению тягла, но в половинном размере по сравнению с крестьянами. Согласно словарю Даля бобылем также называли подать, взимаемую в свое время с бобылей "около четвертака в год". По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 гг. бобыли слились с крестьянами.

 

Много-много налоговых инспекций

 

Период правления русского царя Федора Иоанновича (1557-1598), завершившего многовековое царствование династии Рюриковичей, характерен формированием основ управления государственными финансами. Вместе с тем практика налогообложения и соответствующая ей финансовая система оставались чрезвычайно сложными и запутанными. Ярким примером тому служит устройство многочисленных приказов (Большого Прихода, стрелецкого, Иноземного, Ямского, Пушкарского и др.), обособленно друг от друга собирающих различные налоги.*(28)

 

Налоги Минина и Пожарского

 

Каждый россиянин хорошо знает фамилии Минина и Пожарского, памятник которым установлен в сердце России, на Красной площади. Эти два национальных героя являются организаторами и руководителями Земского ополчения 1611-1612 гг. в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Однако мало кто знает, что формирование вооруженного ополчения Минина и Пожарского в финансовом плане непосредственно опиралось на введение особого 30%-ного чрезвычайного налога на имущество граждан.

 

cyberpedia.su

Раздел IV. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 75

Упомянутое высказывание А. Шлецера или какое-то другое стало пер­вопричиной того, что отсчет русской истории начали исчислять с 862 г., когда новгородцы призвали на княжение Рюрика.

В 1862 г. отмечалось тысячелетие России, а в Великом Новгороде был установлен памятник по проекту скульптора М. Микешина, ставший сим­волом российской государственности.

Ответ на вопрос о происхождении Руси был дан в 60-х годах XX сто­летия с использованием «Велесовой книги», которая была обнаружена в книгохранилищах. Появились работы, в первую очередь переводы, сде­ланные А. А. Куром, С. Я. Парамоновым, статьи Ю. П. Миролюбова, в которых сделана попытка изложить историю Руси, так как ее представ­лял русич до середины IX в.

Используя летопись, С. Ляшевский подготовил историко-археологиче­ское исследование «Очерки по предыстории России» (Балтимор, 1968). В книге на основе привлечения новооткрытой дохристианской летописи IX в. и использования исторических источников • автор изложил более чем тысячелетнюю историю русов до варяжского периода.

Это историко-археологическое исследование позволило автору назван­ного труда связать сведения из дохристианской летописи IX в. со сведе­ниями античных авторов и изложить свое видение предыстории России и процесса формирования русской нации.

Летописание доисторической Руси открывает перед исследователем бо­лее чем тысячелетний период развития Руси, от языческого периода до христианского, т. е. от II—I в. до н. э, по 878 г. н. Ш

Среди исторических сведений, изложенных в летописи, важными представляются данные о том, что в IV в. русы и приднепровские славя­не слились в один народ. К этому времени славяне, жившие в Придне­провье, уже были земледельцами.

На дощечках описываются события переходного периода от племенно­го строя к княжескому правлению. Многое на этих, табличках переклика­ется со сведениями, содержащимися в трудах Б. А. Рыбакова. В частно­сти, говорится, что в начале V столетия князь Кий основывает «стол ру-сек» '(Киев). В 430 г. Киев был обнесен стенами. С IV по VI в. строились «Змиевы валы» для укрепления города. Это свидетельствовало о начале Киевского государства.

Кий правил 30 лет, Лебедян (Славерь) — 20, Верен с Велеграда — 20, Сережень щ 10 лет.

Затем в Киеве, как следует из летописи, правили Мязеслав, Бору-славль, Комонебранец, Гореслав и другие, вплоть до предшественника Аскольда — Бровлика-младшего.

Как говорится в дохристианской летописи, в Киевском государстве была развита письменность. В начале IX в. Евангелие и Псалтырь были написаны «роуськими» письменами. При Аскольде в 867 г. началось кре­щение Руси.

Начиная с V в. активно развивалась торговля Древнерусского государ­ства с Византией и Хазарским каганатом, а также в южном и западном направлениях. При обмене товарами, а затем и продаже применялась, как правило, десятинная пошлина, а в ряде случаев торговые сборы взима­лись по договоренности.

Торговые отношения были тесно связаны с расширением и укреплени­ем территории Киевской Руси. Кияне осуществляли походы в другие страны, о чем рассказывается в летописи.

Сопоставляя это с данными, изложенными в исследованиях Б. А. Ры­бакова и других историков, которые опирались прежде всего на сведения, почерпнутые из арабских и греческих источников, мы убеждаемся, что описание предыстории Руси до рюриковского периода на дощечках не только во многом совпадает с этими источниками, но даже и изложено бо­лее полно.

Следовательно, в летописи записаны крупнейшие события тысячелетней предыстории Руси: зарождение нового города на р. Волхове, Киевское кня­жество, Сурожская Русь, остатки русов в донских степях и Поволжье, из которых зародились в последующем княжества Рязанское, Муромское и др.

Введение сведений из летописи в научный оборот открывает ранее не­известные страницы зарождения и развития Руси языческой и дает воз­можность проследить генезис Руси изначальной.

Результатом работы над летописями явился коллективный научный труд «Библиография русского летописания» 1. Среди многочисленных ле­тописных источников ведущее место занимают «Повесть временных лет» Нестора и другие летописи. В повести излагаются интересные сведения о славянах V—VII вв., о формировании мощных и устойчивых славянских «княжений», об основании Киева, описываются славянские походы в Ви­зантию в VI в. и многие другие события из жизни восточных славян.

К историческим источникам относятся былины — народная эпичес­кая поэзия Киевской Руси. По образному выражению Б. Д. Грекова, былины — это народный устный учебник истории2. В былинах описаны в основном события периода Киевской Руси. В этой связи небезынтере-

1 Не все исследователи, знакомые с происхождением и содержанием летописи, при­знают ее достоверность. Однако, ознакомившись с трудами С. Ляшевского и других уче­ных, можно прийти к выводу о'достоверности «Велесовой книги».

1 Библиография русского летописания. М.; Л., 1962.

2 См. подробно: О былинах //Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 142—172.

тштшшш

76 История таможенного дела и таможенной политики России

Раздел W. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 77

сен труд И. Я. Фроянова и Ю. И. Юдина', которые не только рассма­тривают исторические реальности на основе былинной фантазии, но и предлагают также новое, отличающееся от взглядов Б. А. Рыбакова и Б. Д. Грекова прочтение истории Киевской Руси с точки зрения оценки ее социально-экономической характеристики и политической истории^.

В «Слове о полку Игореве» повествуется о трагической судьбе славян­ского князя PV в. Буса, попавшего в плен.

Сведения о славянах мы находим также в трудах арабских географов IX—XII вв. Они сообщают интересные данные о торговле русов в столи­це Багдадского халифата. Сборник документов, содержащих сведения о славянах и их торговых отношениях с ними, подготовил Б. Н. ЗаходерЗ.

Общий обзор арабской географической литературы дал в своей книге «Славянский мир в глазах арабских писателей» Тадеуш Левшицкий в 1949 г. Значительный интерес представляет книга о международных свя­зях, подготовленная А. П. Новосельцевым, В. Т. Пашуто, Л. В. Череп-ниным и другими, которые рассказывают о ранее неизвестных событиях Древнерусского государства4.

Поставив вопрос о добросовестности указанных авторов при использо­вании арабских источников, Б. А. Рыбаков обращает внимание на труд Абу-Абдаллаха Мохамеда Ибн Мохамеда ал-Идриси «Услада путешествующих вокруг света» и его карту-*. Он пишет, что при написании своей работы Идриси опирался на многочисленные свидетельства восточных авторов IX—XI вв. К ним обращается и Б. А. Рыбаков. Это Ибн-Хордадбех, Ахмед ал-Якуби (891), Джейхани (ок. 900), Кодами ал-Басрия (ок. 902), Масуди (953), Ибн-Хаукаль (976) и др. Ученый, проанализировав их сочинения, пришел к выводу, что они" описали дорогу до Киева, на которой были обо­рудованы станции и конторы. На пути устраивались дневки, которые ис­пользовались как торговый день. События, описываемые Идриси, относят­ся к IX—X вв. Из его сведений можно сделать вывод, что если существо­вала торговля, то, естественно, существовали и пошлинные обрядности.

Особо выделяется такой важный источник по торговле и мытным сборам в VII—X вв., как сочинение византийского императора Константина Багря­нородного «О фемах» и «О народах»6. Его по праву можно назвать осно-

1 См.: Фроянов И. Я.,Юдин Ю. И. Былинная история. СПб., 1997.

2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л.,1974; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

3 См.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1. М., 1962;Т. 2. 1967.

4 См.: Новосельцев А. П.,Пашуто В. Т.,Черепнин Л. В.,Шумарин В. П..Ща­пов В. Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

5 См.: Jaubert Amedee. Georraphie d'Edrisi. T. I—II. Paris, 1836-1840.

6Багрянородный К. «О фемах» и «О народах». М., 1899.

воположником историографии X в. В сочинении «О руссах, отправляющих­ся на однодревках из Руси в Константинополь» Константин Багрянородный раскрывает перед читателем особенности пути в Византию и обратно.

Важными источниками, полученными из греческих архивов, являются договоры Руси с Византией. Отечественной исторической науке известны четыре договора: устный — 907 г. и письменные — 911, 944 и 971 гг. Их содержание открывает порядок, регламентирующий торговые и пошлинные отношения, и убеждает в том, что договоры Руси с Византи­ей не содержали территориальных притязаний русских к грекам, а толь­ко отражали стремление к мирным торговым отношениям. Это подтверж­дается текстами договоров того времени.

В «Повести временных лет», общерусском летописном своде, состав­ленном в Киеве во втором десятилетии XII в., Нестор рассказывает о по­ходе Олега на Византию. Он пишет, что с Константинополем в 907 г. был заключен устный договор:

ЕРШ!

Князь Олег

«I. Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того уклады на горо­да Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любечь и другие, где властвуют князья, Олеговы подданные.

78 История таможенного дела и таможенной политики России

Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 79

И. Послы, отправляемые князем русским в Царьград, будут там всем довольствованы из казны императорской. Русским гостям, или торговым людям, которые приедут в Грецию, император обязан на шесть месяцев давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход в народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы, якори, снасти, парусы и все нужное.

Греки со своей стороны предложили такие условия:

I. Руссы, которые будут в Константинополе не для торговли, не име­ют права требовать месячного содержания.

П. Да запретит князь послам своим делать жителям обиду в областях и селах греческих.

III. Руссы могут жить только у св. Мамы и должны уведомлять о при­бытии городское начальство, которое запишет их имена и выдаст им месяч­ное содержание; киевским, черниговским, переяславским и другим граж­данам. Они будут входить только в одни ворота городские с император­ским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины»1.

Условия мира были скреплены клятвами. Император клялся Еванге­лием, а Олег с воинами — оружием и богами народа славянского Перу­ном и Белесом. В знак победы Олег повесил свой щит на вратах Констан­тинополя.

Историки сообщают, что, желая закрепить договор письменно с Византи­ей, Олег направил в 911 г. в Царьград своих послов, которые заключили письменный договор Руси с Византией. Текст этого договора приведен ниже2.

«Мы от роду русского, Карл Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гу­ды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, по­сланные Олегом, великим князем русским, и всеми сущими под рукою его, светлыми боярами, к вам, Льву, Александру и Константину (брату и сыну первого), великим царям греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между христианами и Русью, по воле наших князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не сло­весно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь, и клялися в том по закону русскому своим оружием.

I. Первым словом да умиримся с вами, греки! Да любим друг друга от всея души, и не дадим никому из сущих под рукою наших светлых кня­зей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблю­дать сию дружбу! Также и вы, греки, да храните всегда любовь непо-

1Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1989. С. 76. У С. М. Соловьева договор из­ложен на доступном русском языке, без точного воспроизведения (см.: Соловьев С. М.История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. II. Гл. V).

2 Учитывая, что договор 911 г. в подлиннике вошел лишь в редкие издания, мы вклю­чили в этот раздел его полный текст.

движную к нашим светлым князьям русским и всем сушим под рукою светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако.

II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то неистец, но ответчик присягает — и каждый да клянется по вере своей.(Взаимные обиды и ссоры греков с россиянами в Константинополе заста­вили, как надобно думать, императоров и князя Олега включить статьиуголовных законов в мирный государственный договор.)

  1. Русин ли убиет христианина или христианин русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей за­конной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то счита­ется под судом, доколе найдут его и казнят смертию.

  2. Кто ударит другого мечом или каким сосудом, да заплатит пять литр серебра по закону русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по ве­ре своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тог­да увольняется от дальнейшего взыскания.

  3. Когда русин украдет что-либо у христианина или христианин у ру­сина и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин укра­денной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отда­ется ему в руки. Если русин или христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое, вместо своего, да заплатит втрое.

VI. Когда ветром выкинет греческую ладию на землю чуждую, гдеслучимся мы, Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправимв землю греческую и проводим сквозь всякое страшное место до бесстраш­ного. Когда же ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или другимипрепятствиями, то поможем гребцам и доведем ладию до ближней приста­ни русской. Товары и все, что будет в спасенной нами ладии, да продает­ся свободно: и когда пойдут в Грецию наши послы к царю или гости длякупли, они с честию приведут туда ладию и в целости отдадут, что выру­чено за ее товары. Если же кто из русских убьет человека на сей ладииили что-нибудь украдет, да примет виновный казнь вышеозначенную.

VII. Если найдутся в Греции между купленными невольниками росси­яне или в Руси греки, то их освободить и взять за них, чего они купцамстоили, или настоящую, известную цену невольников; пленные также дабудут возвращены в отечество и за каждого да внесется окупу 20 златых.Но русские воины, которые из чести придут служить царю, могут, будезахотят сами, остаться в земле греческой.

VIII. Ежели невольник русский уйдет, будет украден или отнят подвидом купли, то хозяин может везде искать и взять его; а кто противитсяобыску, считается виновным.

80

История таможенного дела и таможенной политики России

studfiles.net

2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин

С X века по мере развития княжеских хозяйств, вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появляются денежные налоги. Развивается и внутренняя торговля, как следствие возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. В этот период устанавливаются фиксированные нормы дани, время и место ее сбора.

Для взимания сборов организуются специальные места ("погосты" и "станы").

Косвенное налогообложение в Древней Руси существовало в виде торговых пошлин. К ним относились: "мыт" и "перевоз" (взимались за провоз товаров через горные заставы или реки соответственно), "вес" и "мера" (за взвешивание и измерение товаров), "гостиная" (за право иметь склады) и др.

На ранних этапах государственности, отсутствие органов, специально осуществляющих сбор тягла, было обусловлено эпизодическим характером такой деятельности, которая поручалась отдельным лицам - великокняжеским слугам.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме "выхода" было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел "данные" деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: "ямские", "пищальные" - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило "сошное письмо", которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов - за счет косвенных налогов).

Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге "Опыты или наставления нравственные и политические" писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народ".

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича)

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появились и стали основными денежные налоги. Развалась и внутренняя торговля, как следствие начали возникать города и углубление общественного разделения труда. В этот период устанавливались фиксированные нормы дани, время и место ее сбора.Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. Проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей.

studfiles.net

Мыт (пошлина) - это... Что такое Мыт (пошлина)?

  • МЫТ (пошлина) — МЫТ, одна из древнейших русских пошлин (см. ПОШЛИНЫ) с торговли, а также место ее сбора. В письменных источниках мыт упоминается с 12 века. С середины 13 века мыт взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений; различался… …   Энциклопедический словарь

  • Мыт (пошлина) — Мыт, одна из древнейших русских пошлин с товаров и лиц, а также место её сбора. Упоминается в документах с 12 в. С середины 13 в. М. взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Различался «сухой» и «водяной» М. Право… …   Большая советская энциклопедия

  • Мыт (пошлина) — (Τελος, muta, Mauth) пошлина в древней России. Сперва это слово означало место, где останавливались возы и лодки; затем оно стало родовым названием всех торговых и проезжих пошлин. С введением тамги торговое значение М. переходит к ней, и М.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • мыт — 1. МЫТ, а; м. Вет. Инфекционная болезнь лошадей воспаление слизистой оболочки носа и глотки. 2. МЫТ, а; м.; МЫТО, а; ср. Ист. Налог, пошлина за провоз товаров, прогон скота через внутренние заставы в Древней Руси. Взимание мыта. ◁ Мытный, ая, ое …   Энциклопедический словарь

  • пошлина — См …   Словарь синонимов

  • мыт — ср. мыто См …   Словарь синонимов

  • МЫТ — в Древней Руси государственная пошлина с торговли, взимавшаяся при провозе товаров через заставы. Отменена Торговым уставом 1653 г. (в Москве и Нижнем Новгороде только в 1753 г.) …   Юридический словарь

  • МЫТ — в Др. Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы. Упразднена Торговым уставом 1653. В Москве и Нижнем Новгороде существовал в виде 5% ной пошлины до 1753 …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж …   Толковый словарь Ушакова

  • МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж …   Толковый словарь Ушакова

  • dic.academic.ru

    Госпошлина в древней руси

    Что можно написать в презентацию о таможне?

    Что такое таможня?

    Люди помогите нужен текст на английском с переводом на русский про таможню,а еще кто поможет с тестом по английскому???

    Алкоголь в России был всегда ...А так ли это?! *

    Конечно не так. При старообрядцах вообще практически не пили.

    Музыка Древней Руси - русская народная музыка периода IX-XII веков.

    Алкоголь был даже когда России еще не было. Так что Алкоголь в России был всегда

    А медовуха???

    Совершенно верно. Алкоголе-содержащие напитки были известны древним славянам, Это медовуха и квас. Существует выраженье "квасит" что и свидетельствует о распитии в умереных дозах этих напитков.

    В россии пить и спиваться начали после 1917г. при большевиках. до этого это было здоровое, трезвое, православное государство. петр 1 пытался научить русских пить водку, но у него особо то ничего не получилось.

    Алкоголь был везде, где температурные условия и наличие злаков или фруктов позволяли идти процессу брожения..; -))

    В Древней Руси основу экономики составляла феодализация и аграрная экономика. Основной фонд если подобное понятие можно употребить по отношению к столько раннему государству был сосредоточен в руках великого князя.

    Кого россия любит больше? Украину или Беларусь?

    Смотря кого больше на территории Российской Федерации живет - беларусов или украинцев

    Презентация даст сведения о том, какой была в Древней Руси культура. Цель занятия показать, какой была в Древней Руси литература, живопись, архитектура. Среди литературных произведений мо.

    Конечно, Белоруссию. Тут даже без вопросов. Но вообще-то хотелось бы, чтобы все три государства жили в мире и дружбе. Да и вообще, все СНГ.

    Судя по ценам на ГАЗ Беларусь пока в любимчиках)

    Судя по перераспределению доходов, то Чечню. Народ - Беларусию, а правительство любит государство МОСКВУ

    Вопрос по типу - кого любишь больше - маму или папу?Так и хочется ответить - отстаньте, дураки, бабушку! Бабушку!!!

    Россия любит деньги

    Обычное право Древней Руси. В Древней Руси обычай как источник права. имел определяющее значение. В коллектив

    Как это можно оценивать! мы все один народ и это разъединение- временно.

    Она больше любит откаты!

    А кто у нас бабушка?:)

    Беларусь! Там же аццкий Бобруйск! :)

    Кто меньше ворует!

    Торговые пути Древней Руси. Какие были деньги. Как выглядело древнерусское войско. Почему Русь называли Гардарикой . О чем рассказывают летописи. Что такое житие .

    Kaka9 xren raznica kogo lybit vse lyb9t BABLO!

    Беларусь однозначно!

    Беларусь.Потаму что Беларусь - это таже Россия только белая!

    Беларусь))) ) Очень хорошая страна)))

    Россия любит и Украйну и Беларусь, раньше Украина называлась Малороссией, т. е. малой росией. Даже флаг у России 3 цветный -красный Россия, белый - Белоруссия, голубой - Украина. Другой вопрос, что пока больше, как видно, Белорусссию, но я думаю правильная политика Росссии приведет всех вместе в единую Россию и и Малую и Белую... и Будет Великая Россия.

    Что ели и пили в древней Руси? Самые богатые застолья пиры на Руси принято было давать только по большим праздникам. Видимо, с тех времен мы и следуем пословице Что есть в печи, все на стол мечи .

    Конечно, Беларусь. Народ помягче, язык понятнее. А Украину как то трудно любить. Практически, невозможно.

    Не знаю кого россия любит,но белорусы в общей массе лучше к россиянам относяться чем хохлы.а вообще то по городам в беларуси гораздо меньше "любят"россию,чем в деревняхвот такой прикол

    Ya schitay chto Ykaina lybit i bydet lybit sebia, mnenia (dlia tex kto lybit obzuvatsia "KAZAPOV" ili Rossie po etomy povydy nam bezrazlichno. Esli bu ne bulo Kieva, tochnei Kievkoi Rysi to bu nebulo ni Moskvu ni Minska:) Ny i konechno, mu vse sloviani-i esli nam etogo ne poniat to skoro mu bydem vragami. Chto kasaetsia Zapodnoi Ykrainu, to ya sam ottyda, s ochen zapodnoi chasti gorod. Lytsk, Volynskaya oblast. I xochy skazat ya obchays na ryskom yazeke chto so svoimi dryziami i chto s roditeliami, poetomy nikogda ne zamichal kakixto ploxix slov v moy storony chto ya govory po Rysski. Mogy i po ykrainski toze, zakanchival Gimnaziy. Ya lybly Ykrainskii yazuk tak ze samo kak I Rysskii. Nam nado zydamtsia i ochen seryozna poka ne pozno!!!!I po etomy chto dlia Rossi, Ykraine, Belaryssi-eto ne na polzy!!! Poetomy mu dolznu poniat eto, i ysilit nashi silu chto ekonomicheskie i voennue protiv USA, Turkey, EU.

    Под влиянием В. С. Высоцкого.

    "Спокойно, друзья. Славян не трогайте. Какие ни есть, а они родня! О.Ю.В.

    Вся проблема в том, что мы -пешки. А будет все так, как большим дядям захочется

    Былина первый письменный свод законов на Руси летописный свод сборник житий святых. Софийский собор в Киеве был построен приКаменные храмы в Древней Руси строились по образцу

    БелуюРУсь риспектую много больше нежели укр

    Вопрос по типу - кого любишь больше - маму или папу?Так и хочется ответить - отстаньте, дураки, бабушку! Бабушку!!!

    ДА Именно! тоже это сказать хотел!!! Конечно Казахстан больше любит!!!

    Беларусь! Однозначно!!! Только вопрос задан не корректно! КОГО РОССИЯНЕ ЛЮБЯТ БОЛЬШЕ?!!!

    Конечно же БЕЛАРУСЬ!!!!Она вечная...Беларусь и Россия -сёстры,и никогда мы друг друга не бросим в трудной ситуации

    Россия любит всех! Россия вообще ЛЮБИТ. И не фиг обвинять нас в имперских амбициях, ежели своего бревна в глазу не видно. все.

    Следовательно необходимо охарактеризовать семью, в которой она живет, остановиться на положении именно замужней женщины, так как женщины, переходя из одной семьи в другую, приобретали в Древней Руси совершенно новый статус, В своей работе П. Цитович в 1873 г...

    М-да. меня тоже невероятно расстроили ваши ответы. сама украинка. 5 лет проучилась в россии без каких-либо националистических проблем. ко мне относились все одинаково хорошо. а тут идет какое-то непонятное разделение. хотя вопрос об объединении давным-давно уже не стоит.

    Беларусь, ибо белорусы меньше плюют в колодец

    Мое мнение, вопрос идиотский, мы все славяне и отношение между людьми и там и там нормальные, мы и любим, и дружим, а вот господа политики, почему настойчиво хотят нас столкуть лбами, не живется им спокойно....

    Правильно, идиотский вопрос. политики нас настраивают друг против друга. неужели молодёжи не понятно, что украинцы, русские и белорусы это один народ! откуда Россия пошла? из Киевской Руси! вы историю учили?! между тем, население России многонациональное, это не только русские, но и множество других наций и национальностей, не буду уточнять каких. а любить можно одного человека, а не весь народ... к тому же НЕТ ПЛОХИХ НАРОДОВ, ЕСТЬ ПЛОХИЕ ЛЮДИ!

    Живу в Бельше....ощущение что любят больше украину:) хотя про нее и меньше слышно;)ДА и в нете про отношения России и Украины меньше пишут.

    Презентации о древней Руси для уроков истории. Чтобы посмотреть содержание презентации нажмите на е эскиз. Чтобы бесплатно скачать презентацию по древней Руси нажмите на е название.

    Вопрос не идиотский,просто поставлен не правильно.Россия-государство,а это прежде всего правительство.А оно(правительство) любит себя и только себя.Ещё в древней Руси ходили "стенка на стенку" или село на село,а потом, при необходимости, объеденялись и шли бить общего врага.Народу всё равно хохол или кацап или бульбаш-лишь бы человек нормальный был.

    Господа! Вы все не то говорите!Я сам живу в Москве, но по интернету много знакомых в Украине, Республике Беларусь, в Израиле, в Канаде, в Германии, в США! И там, и там, и там -- наши русские люди!!! Многие москвичи, как к родным, относятся к украинцам; многие - к гражданам Республики Беларусь... Вы все - наши земляки, наши братья!! Не надо проводить водоразделы! Я лично убедился: и в Канаде, и в Америке - есть простые русские люди, НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ... А разделяют нас - только правительства...Завязывайте вы травить друг на друга...Владимир Семенович ТУГОВ

    Бабруйску плюспицот и ниипет!

    Да белорусы,русские, украинцы это восточные славяне. НО (большое НО) народности, нации разные (культура,история,язык,темперамент,менталитет). Беларусь имеет совершенно другую история чем Россия и Украина. Вы поднимали вопрос о Великой России, но это образования всегда появлялось от России, когда она больше нас.рала в душу будь то белорусам,украинцам. Россия всегда вела войны с Беларусью и Украиной. Вопрос поставлен не правильно. Простой народ- белорусы,русские,украинцы любят друг друга, но диб.ильные правительства, цари, князи, всегда все портят. А вообще в России любят больше белорусов, потомучто на данный момент они остались одной верным государством. Но всякие неПутевые все портят, жаба всех душит.

    Мне кажется что Белорусию. Украина за газ должна

    Это тот свет, по которому вас найдут такие же светлые души. загрузка... Кто уничтожил копное право на Руси...Рем сла в Древней Руси. 52 . Как общаться с домовым.

    А я, россиянка, всех люблю! =)

    Россия это государство, а государство любить не может. Оно открывает границы или закрывает. Другое дело простой народ, который за время советской власти так перемешался в СССР, что после перестройки оказался разделенным границой. Но своих близких которые остались за границей он не перестал любить независимо в каком государстве они оказались.

    Украина делится на западную(ближе к европе и многие слова взяты из польского) и на воточную(больше из русского) так вот если ты украинец но будешь разговариватьна русском на западе, с тебя спросят. Рассказы моих друзей с г.Николаево. Россия любит Украину , но не её нестабильность!!Беларусь, как-то напоминает авторитарное государство. Многие страны мира закрыли двери для Лукашенко. Почему? Эмоциональный человек.(недавно проговорился насчёт Гитлера, похвалив его)Россия любит Беларусь, но не Лукашенко!!

    Чингиз-Хан, Киргизия

    Тут много раз прозвучало про то, что мы все один народ и т.п. ..Ужас! Я сам из Беларуси. ..Конечно историю в СССР неплохо переписали. Лично у меня язык никогда не повернется назвать Россию братской страной. Сейчас немного объясню. Например, во время войны 1654-67гг. благодаря вашему царю Алексею Михайловичу вся Беларусь была испепелена, а население (на современной ее территории) сократилось с 2млн. 900тыс. чел, до 1млн. 350тыс. Полоцк, крупнейший город Европы в то время, город с 100 тысячным населением (до сих пор там столько не живет) превратился в местечко с 3-мя тысячами жителей.И еще....Само название Беларусь относится стало к Беларуси только в середине 17 века, к восточной ее части. Центр и запад назывался Литвой, а жители литвинами (не зря Адам Мицкевич писал "Отчизна милая, Литва..." ). Название Беларусь за современной территорией закрепилось только к началу 20-го века. Беларусь вошла в состав России насильным путем в конце 18 века, после чего многократно вспыхивали освободительные повстания....А если еще вспомнить то, что нам запрещалось говорить на родном языке, что уничтожалась наша интеллигенция. Благодаря России территория Беларуси в полтора раза меньше, чем должна была быть ( Смоленск и Брянск вы забрали себе, Белосток отдали Польше, Даугавпилс Латвии, а историческую столицу Вильнюс в 1939г. передали литовцам (их столица была Каунас)Даже теперь ваш многоуважаемый Пу хочет присоединить Беларусь к России.Вообще, русские нормальный народ, но вот ваше правительство, ну проста нету слов! Всегда радуешься где-нибудь за границей встрече с нашими (рускими и украинцами). Хотелось бы, чтобы каждый народ уважал и чтил традиции, историю, язык, культуру других народов и не навязывал им свои, чтобы были талерантными.За дружбу и взаимопонимание между нашими народами!

    Беларусь!!

    Жизнь в Древней Руси была тесно связана с природой. Любой род деятельности того периода, будь то скотоводство, земледелие или ремесленничество, был зависим от природных даров и от природных условий, которые обеспечивали существование людей.

    Не знаю как Россия, а я больше люблю Белорусь, у меня муж из Гомеля!!!!

    Полюбому Украину!

    Какая разница, что те нахлебники, что те, Россия любит себя и деньги...

    Мне кажется наше правительство пытается "загребсти" под себя Беларусию, поэтому они дают им разные привелегии, а Украина пока занята собой (она с правительством еле разбирается, что уж говорить о дружеских отношениях с Россией, она еще не готова к такому "другу"). А вообще я люблю Украину.

    А мне больше нравится Украина, и язык такой классный красивый! Однажды побыла в гостях в Беларуси, кстати в городке маленьком, посидела с хозяевами и их гостями за столом - наслушалась такого дерьмища и про Россию и про русских, и хоть бы постеснялись нашего присутствия. Говорили подчеркнуто на своем грубом неблагозвучном языке. А я сидела и думала, вот съездила в гости. А среди украинцев у меня много знакомых - нормальные ребята. Просто отношения - это зеркало. Когда украинцев везде называют хохлами, глупо ждать хорошего отношения к себе.Тот же самый колодец. А еще такого чувства совка и полного бесправия как на границе Беларуси у меня еще нигде не было. Это когда с дулом автомата к нам в машину стали заглядывать, детей пугать и бабки драть за проезд. Вот вам и и ваша любимица, только вас она не особо жалует, вы же во всех ее грехах виноваты.

    История государственности и государственного управления на Руси IX XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи Повесть временных лет , летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях...

    Да разве можно за всю страну отвечать?! Разные ведь люди бывают: одни любят тех - другие этих. Дело-то все в политиках, которые пытаются манипулировать людьми, но умные люди сами выбирают кого любить, независимо от мнения общества!!!

    Вот мне очень интересно, кто из тех, кто говорит, что Украина - фуфло, реально пожил на Украине хотя бы 1 месяц?! :) Большинство понятия не имеет о чём говорит! В большинстве случаев это мнение навязанное СМИ. А СМИ говорит то, что интересно той или иной власти! Заявляю это потому, чтоявляюсь работником телевидения и уверен в этом на все 100%. А называть кого-то "хохлами"... дело каждого. Кто на что учился. Хохол, кацап, нигер - это вообщем-то оскорбление! Когда Вас оскорбляют Вы наверно сразу влюбляетесь в человека и готовы любить этого человека... досмерти.. ;) Не забывайте, что можно вспомнить про кацапов и бульбешей, только что это даст и к чему приведёт? На Украине есть хорошая поговорка: "Пани сваряться, а у холопів чуби трещать", что в переводе означает примерно следущее: "Господа ссорятся, а у челяди черепа трещат". Я знаю много людей с разных регионов Украины и, как бы ни странно это для не звучало, но именно жители Западной и Центральной Украины в большинстве своём являются более интеллегентными, гостеприимными и радушными людьми! А то, что говорят СМИ, лапша тех, кому всегда мало власти и денег.

    К слову о языках... Это придумала не Украина, это принято миром. Украинский язык, если я не ошибаюсь, является вторым в мире по мелодичности после итальянского.

    Р.S. Ребята, давайте жить дружно! :)

    Вы чего ребят,нормальные? Украину конечно,а вообще поровну!

    В 1704 г. Пётр I ввёл государственную монополию на торговлю этим товаром,а нарушителям грозила смертная казнь.Что это за

    Ревень

    Школьные знания.com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами.

    Табак ?

    Спиртное

    Ревень

    Посмотри, например, сюда:http: // teh-nomad. livejournal. com/ 1366074 .html

    Навигаторы

    Как на Руси называлось земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственностиКак назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения в Древней Руси?

    Обогащенный уран...

    Русские блюда

    Запасаюсь попкорном и усаживаюсь поудобнее...)))

    Что ели в Древней Руси. Почти все русские народные сказки заканчиваются честными пирами да свадебками . Княжьи застолья не менее часто упоминаются в древних былинах и сказаниях о богатырях.

    Коротко? Класс!!! А так все равно даже одна статья не влезет.Хлеб еще на Древней Руси стал основной пищей и приобрел современный вид. Все четыре хлебных злака: рожь, пшеница, ячмень, просо – все время упоминаются летописцами и определяются среди раскопочных зерен ботаниками. Летописные сведения о продажной цене хлеба обычно относятся ко ржи – хлеб на Руси преимущественно был ржаной, например, каравай делался из ржи.С другой стороны древнерусское «хлеб» означает пшеницу. Лингвисты возводят его к готскому "hlaifs" и к древненемецкому "hleib". Но эти слова произошли от общего, более древнего, чем они сами, санскритского корня.Сергий Радонежский, по словам его «жития», «просфиры сам печаше: преж бо пшеницу толчаше и меляше и муку сеяше и тесто месяше и квасяше». Хлебопечение производилось в русской печи, туда укладываются большие круглые хлебы. Печеные хлебы изображены в миниатюрах Никоновской летописи, их форма всегда круглая, цвет желтый или коричневый, приподнятость квашеного теста хорошо показана.Форма и размер хлеба были до некоторой степени постоянными величинами. Это видно из того, что в числе платежей документы неоднократно называют хлеб счетом, а не весом. Например, в новгородской вечевой грамоте сиротам Терпилова погоста (около 1411 г.) говорится: «…давати им поралье посадницы и тысяцкого по старым гражртам, по сороку бел, да по четыре сева муки, по десяти хлебов».В уставной грамоте церкви Ивана на Опоках (XII в.) сказано: «…а игумену Онтоновского монастыря взяти дару полтину, а пошлины от него идеть 40 колачей, 40 хлебов». Это первое упоминание общеславянского слова «калач»; в последующую эпоху так назывался лучший сорт хлеба. Хлеб исчислялся еще ковригами, например в летописи под 1422 г. сказано: «…и толми бысть тамо дорог хлеб, яко на едином ковризе, дати полтына» (Псковская летопись).В новгородской берестяной грамоте (рубеж XIV-XV вв.) свекор поручает невестке испечь колобью, то есть колобок. Для этого надо взять "солод ржаный" и "муке колко надобь". Словарь В. И. Даля дает для слова "колоб" значения: "круглый хлебец, толстая лепешка". Невестка должна испечь колоб и не жалеть на него муки. Солод - бродильный продукт из начавших прорастать, а затем высушенных зерен хлебных злаков. Наиболее обычен ячменный солод, применяемый в пивоварении, но наряду с ним доныне бытует ржаной солод, о котором идет речь в грамоте. Именно он применяется в хлебопечении, что соответствует тексту грамоты. Его примешивают к ржаной муке для придания хлебу особого привкуса.В Новгороде при раскопках неоднократно встречены деревянные пряничные формы, покрытые различными узорами. Пряники, несомненно, пекли на меду.Конечно, из ячменя делали ячневую крупу и из проса – пшенную крупу. В новгородской грамоте середины XV в. в корм сборщиков дани "черноборцев" включено "сито заспы". Это слово в северных диалектах, по словарю В. И. Даля, означает крупу.Вероятно, была и гречневая крупа: гречу знают новгородские писцовые книги конца XV в. Они, собственно говоря, относятся к последующей эпохе, но все упоминаемые там поля гречихи едва ли появились только при Иване III. Впрочем, надо иметь в виду, что гречиха вообще культура сравнительно недавняя и, по словам В. Л. Комарова, "в Европу проникла чуть ли не в XV в." (В. Л. Комаров. Происхождение культурных растений. Сельхозгиз, 1938). Это как будто подтверждено и новгородскими раскопками: в слоях X-XIV вв. зерен гречихи нет вовсе, а в слое XV в. они имеются. Точная дата распространения этой культуры остается спорной.Зерна гороха в новгородском слое XIV в. не отличаются от современных сортов. В новгородской берестяной грамоте (XIII в.) упомянута "гороху цетвертина".Об овощах и фруктах письменные источники рассматриваемой эпохи не говорят почти ничего. В пошлину Антонова монастыря с 13 века входила капуста. Тем не менее, сомневаться в широком распространении огородничества едва ли возможно.Основные материалы по овощам и фруктам древней Руси дали теперь новгор

    Национальные-только каши, щи, остальные заимствованы

    Кратенько о Русской кухне не получится.... Русская кухня оень богата своими национальными блюдами!)))

    Пареная репа каши щи кисели взварыПрежде всего, русская кухня, славится своими первыми блюдами «хлебово» : щи, солянки, рассольники, кальи, уха. К некоторым супам, например, к ухе принято подавать выпечку - расстегаи. К пирогам относились серьезно и обстоятельно. Приготовление кулебяки или курника потребует от вас времени и умения. Проще с блинами, которые для многих давно стали визитной карточкой русской кухни. Блины пекли на масле, добавляли начинку или складывали в блинчатые пироги. Активно использовался творог, его добавляли в начинки ватрушек и шанег. Особое место в русской кухне занимают грибные блюда: грибы не только варили или сушили, как в других кухнях, но и заготавливали впрок (солили) . Ценились и крепкие напитки: умели варить хмельные меды (медовуху) , березовицу (сброженный березовый сок) , квас, пиво и, наконец, в 15 в. научились делать «хлебное вино» - водку. К 16 веку водка стала предметом государственной монополии: в 1533 году в Москве, на улочке Балчуг, напротив Кремля, открылся первый царев кабак. Разумеется, со временем русская кухня менялась, с появлением новых продуктов, изменялась рецептура, старые рецепты забывались. К счастью, сохранились рецепты, которые позволяют получить представление о традиционном русском застолье.

    Квас, окрошка. щи-все остальное заимствованно у других.

    Система наказания в Древней Руси свидетельствует о том, что еще царят пережитки родоплеменного строя существует кровная месть. Определен четкий круг родственников, которые могут мстить, это отец, сын, брат, племянник.

    Щи да каша- пища наша. Это- эпиграф.

    Жизнь посадских людей в 17 веке очень надо

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - торгово-промышленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) . Термин «посадские люди» («посажане» ) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440–х. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-промышленное население России X—XVIII вв. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. По данным Б. А. Рыбакова, в городах Древней Руси имелись ремесленники 64 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территории и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; по мнению М. Н. Тихомирова и Б. А. Рыбакова, на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов) . Источники XIV—XV вв. посадских людей чаще всего именуют «люди горожане» , «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей.

    Занятия в Древней Руси ЗемледелиеСкотоводствоРемесло обработка железа, ювелирное дело, гончарное и столярное, кожевенное, ткачество, прядение, строительство, шитье одежды Промыслы рыболовство, бортничество, охота Торговля.

    Посадские люди — это и купцы, и ремесленники, и мелкие торговцы. Слова «мещанин» в Московии нет и никогда не было, оно появится в конце XVIII века, принесенное из Западной Руси. Только не надо думать, что всякий город на Руси — это место обитания посадских! Во многих городах, особенно на юге страны, близ Дикого Поля, есть города, где вообще посадских нет; по переписи 1668 года, таковы Орел, Кромы, Ряжск, Шацк, Севск, Мценск, Оскол, Тамбов, Изборск и многие другие. Живут в них только государевы служилые люди. Конечно, важнейшим торговым центром была Москва, а кроме нее — Новгород, Астрахань, Псков, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Торжок и другие. Но легко заметить: все эти города, кроме богатевшей на торговле с Востоком Астрахани, — все это города центра и севера Московии. И на посадах занимаются сельским хозяйством. Огороды, конечно же, имеют все, даже в Москве. Но в маленьких городках не только разводят огороды, но пашут землю и сеют хлеб многие ремесленники, потому что труды их рук плохо кормят. Не потому, что эти люди малоискусны и недостаточно трудолюбивы, а потому, что страна еще мало живет разделением труда и обменом. Слишком многое делается там же, где потребляется; люди мало продают и покупают, и у них обычно мало денег. Характерен их обычай завязывать деньги в пояс, класть в шапку или даже совать за щеку. С большими суммами так поступать нельзя, но кошелек-калита есть только у богатых купцов. У остальных людей так мало денег, что им и кошелек еще не нужен; им вполне хватает поясов, шапок и собственных ртов.

    Маме своей приказывать будешь. Здесь крепостных нет.

    Грубиянка! Сама ищи, не фиг лентяйничать!

    Сама ищи!!!

    Я сделаю, так, как ты отвечаешь, всегда людям . На все 3 вопроса, ты ответила: Сама, учи, у моего брата всегда 2. Так и я тебе скажу- учи! ! !У меня всегда 5!!!Маме своей приказывай.+ ответила- что за фигня? Я тебе, тоже, скажу . ЧТО ЗА ФИГНЯ? Хоть, и знаю, я, ответ .

    Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства 988 г. князь Владимир приказал отдавать на книжное учение детей лучших людей .

    Крепостное право так-то отменили....

    Ищи в гугле *ля!!

    Да ничего так жили, нормально, за стеной посада, вода чистая, только на речку ходить, электричества нет, короче, ваще ничего нет, даже Интернета!

    Знаешь тебе лень посмотреть даже в интернете. Тут надо те вопросы задавать на которые очень сложно отвечать и которых нет в интернете!

    Http://kak-iskat.ru/?q=%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8+%D0%B2+17+%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5 не благодари

    Новгород в Древней Руси. Новгород всегда играл одну из главных ролей,причем, особую роль, в ряду существовавших в Древней Руси городов.

    Отстаньте от человека может там не грузит а тут грузит пристали вы все к нейПОСА? ДСКИЕ ЛЮ? ДИ, в Русском государстве торгово-ремесленное население городов части поселений городского типа (посадов, слобод) . Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности) . Термин «посадские люди» (посажане) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440-х годов. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10—18 веков. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси (см. ДРЕВНЯЯ РУСЬ ) имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов) . Источники 14—15 веков обычно называют посадских людей «люди горожане» , «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей. Во второй половине 15 — первой половине 16 веков численность посадских людей сильно возросла. Этому способствовала политика московских великих князей, которые проводили конфискации в городах, присоединенных к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд посадских людей. В это же время возникали новые центры городского типа (посады, слободы, рядки) , население которых зачислялось в сословие посадских людей. Определились повинности посадских людей в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений. Посадские люди составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 1570—1580-х годах из общей массы посадских людей была выделена купеческая верхушка, которая объединялась в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. Эти купеческие корпорации использовались правительством для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть посадских людей — купцов, торговцев, ремесленников, людей, кормившихся работой по найму и подаяниями, — осталась в «черных» тяглых общинах. В 16—17 веках посадское население делились на «лучших» , «середних» , «молодших» , а иногда и «самых молодших» людей. Рост налогов и повинностей, экономические кризис, порожденный Ливонской войной (1558—1583) и опричниной, а затем Смутой начала 17 века, нанесли тяжелый удар посадам. Посадские люди покидали общину, записывались в служилые люди, «закладывались» за крупных духовных и светских феодалов, бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены посадских общин боролись против крупных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с посажанами на городском рынке. Упадок посадов вызывал тревогу правительства. В 1600—1602 годах были предприняты попытки возвращения закладчиков в общину. В посадское сословие записывали различные группы городского населения «по торгам и по промыслам» . Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины посадских людей, стремясь вернуть их обратно. В середине 17 века в ходе городских восстаний в Москве, Новгороде, Пскове посадские люди требовали уничтожения в городах белых слобод, облегчения финансового бремени. Правительство пошло навстречу этим требованиям. В итоге Посадского строения (1649—1652) численность посадских людей возросла с 31,5 до 41,6 тысяч дворов. Торгово-ремесленная деятельность в городах была объявлена монополией посадских людей.

    ЛЬЗ

    Льз

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - торгово-промышленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) . Термин «посадские люди» («посажане» ) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440–. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-промышленное население России. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. По данным Б. А. Рыбакова, в городах Древней Руси имелись ремесленники 64 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территории и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; по мнению М. Н. Тихомирова и Б. А. Рыбакова, на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов) . Источники . посадских людей чаще всего именуют «люди горожане» , «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей, это и купцы, и ремесленники, и мелкие торговцы. Слова «мещанин» в Московии нет и никогда не было, принесенное из Западной Руси. Только не надо думать, что всякий город на Руси — это место обитания посадских! Во многих городах, особенно на юге страны, близ Дикого Поля, есть города, где вообще посадских нет; по переписи 1668 года, таковы Орел, Кромы, Ряжск, Шацк, Севск, Мценск, Оскол, Тамбов, Изборск и многие другие. Живут в них только государевы служилые люди. Конечно, важнейшим торговым центром была Москва, а кроме нее — Новгород, Астрахань, Псков, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Торжок и другие. Но легко заметить: все эти города, кроме богатевшей на торговле с Востоком Астрахани, — все это города центра и севера Московии. И на посадах занимаются сельским хозяйством. Огороды, конечно же, имеют все, даже в Москве. Но в маленьких городках не только разводят огороды, но пашут землю и сеют хлеб многие ремесленники, потому что труды их рук плохо кормят. Не потому, что эти люди малоискусны и недостаточно трудолюбивы, а потому, что страна еще мало живет разделением труда и обменом. Слишком многое делается там же, где потребляется; люди мало продают и покупают, и у них обычно мало денег. Характерен их обычай завязывать деньги в пояс, класть в шапку или даже совать за щеку. С большими суммами так поступать нельзя, но кошелек-калита есть только у богатых купцов. У остальных людей так мало денег, что им и кошелек еще не нужен; им вполне хватает поясов, шапок и собственных ртов

    Процесс восстановления, возрождения затронул после Смуты и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень крупные и решительные по масштабам, но весьма заметные.К середине столетия в стране числилось более 250 городов, а дворов в них, по неполным данным, — более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс. ) , стрельцам (10 тыс. ) , боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.Крупные города располагались на важных торговых путях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань) , Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры. Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма) , к югу от Москвы (Тула, Калуга) , на северо-западе (Новгород Великий, Псков) , северо-востоке (Соль Камская) . В них насчитывалось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволжских уездах) , но и в них постепенно появились посады — предместья, населенные торгово-ремесленным людом.Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т. д.Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговых операций — Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в 128 кузницах) , мехового Дела (примерно 100 мастеров) , изготовления различной еды (около 600 человек) , кож и кожаных изделий, одежды и головных уборов, много другого — всего, что нужно большому многолюдному городу.В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники) . Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы по заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и

    Какой была социальная структура древней руси. Киевская Русь представляет собой крупнейшее государство европейского Средневековья. Стоит отметить, что русская земля в качестве единого целого существовала только в период с IX по X век.

    Посадские люди — это и купцы, и ремесленники, и мелкие торговцы. Слова«мещанин» в Московии нет и никогда не было, оно появится в конце 17века, принесенное из Западной Руси. Только не надо думать, что всякийгород на Руси — это место обитания посадских! Во многих городах,особенно на юге страны, близ Дикого Поля, есть города, где вообщепосадских нет; по переписи 1668 года, таковы Орел, Кромы, Ряжск, Шацк,Севск, Мценск, Оскол, Тамбов, Изборск и многие другие. Живут в нихтолько государевы служилые люди. Конечно, важнейшим торговым центромбыла Москва, а кроме нее — Новгород, Астрахань, Псков, Ярославль,Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Торжок и другие. Но легко заметить:все эти города, кроме богатевшей на торговле с Востоком Астрахани, — всеэто города центра и севера Московии. И на посадах занимаются сельскимхозяйством. Огороды, конечно же, имеют все, даже в Москве. Но вмаленьких городках не только разводят огороды, но пашут землю и сеютхлеб многие ремесленники, потому что труды их рук плохо кормят. Непотому, что эти люди малоискусны и недостаточно трудолюбивы, а потому,что страна еще мало живет разделением труда и обменом. Слишком многоеделается там же, где потребляется; люди мало продают и покупают, и у нихобычно мало денег. Характерен их обычай завязывать деньги в пояс,класть в шапку или даже совать за щеку. С большими суммами так поступатьнельзя, но кошелек-калита есть только у богатых купцов. У остальныхлюдей так мало денег, что им и кошелек еще не нужен; им вполне хватаетпоясов, шапок и собственных ртов.

    disclos.ru


    Смотрите также