Женщина в Древнем Египте. В древнем египте женщины
Женщина в Древнем Египте — Википедия
Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор
Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.
Содержание
Правовые основыПравить
Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].
Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.
Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].
БракПравить
Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].
Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.
Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]
В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.
ИзменаПравить
В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.
РазводПравить
Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.
ДетиПравить
Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].
Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.
Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Божественная супруга Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].
Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].
Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.
Женщины у властиПравить
За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:
Династический периодПравить
Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царствоПравить
Среднее царствоПравить
Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 гг. до н. э.
Новое царствоПравить
Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя, предположительно, Нефертити, правившей около двух лет после смерти мужа фараона Эхнатона.
Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и правила непродолжительное время. Это следует из писем Дахамунцу.
Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Сиптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.
Эллинистический периодПравить
Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.
Идеал женской красотыПравить
↑ 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
↑ 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
↑ 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107-112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
↑ 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
↑ 1 2 3 Joshua J. Mark Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
↑ 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
↑ Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
↑ David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.
ru.mobile.bywiki.com
Женщина в Древнем Египте - Википедия
Изображение придворной дамы в гробнице Менны (), Луксор
Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.
Правовые основы[ | ]
Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договора и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].
Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.
Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].
Семья[ | ]
Брак[ | ]
Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].
Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.
Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]
В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.
Измена[ | ]
В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.
Развод[ | ]
Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.
Дети[ | ]
Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].
Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.
Профессии[ | ]
Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Божественная супруга Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].
Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].
Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.
Женщины у власти[ | ]
За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:
Династический период[ | ]
Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царство[ | ]
Среднее царство[ | ]
Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 гг. до н. э.
Новое царство[ | ]
Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя, предположительно, Нефертити, правившей около двух лет после смерти мужа фараона Эхнатона.
Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и правила непродолжительное время. Это следует из писем Дахамунцу.
Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Сиптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.
Эллинистический период[ | ]
Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.
Идеал женской красоты[ | ]
Примечания[ | ]
↑ 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
↑ 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
↑ 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107-112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
↑ 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
↑ 1 2 3 Joshua J. Mark Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
↑ 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
↑ Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
↑ David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.
encyclopaedia.bid
Женщина в Древнем Египте
Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию. Мы рассмотрим жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.
Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось проходить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.
В любовных песнях юноша называет свою невесту «моя сестра», а та его – «мой брат». После свадьбы муж продолжал называть жену «сенет» – «сестра», а не «хемет» – «супруга», правда, на судебных процессах на подобные тонкости не обращали внимания. Эта игра слов вызвала недоразумения у некоторых египтологов, которые утверждали, что у древних египтян браки заключались между родными братьями и сёстрами. Конечно, некоторые фараоны женились на своих сёстрах и даже на дочерях, но «закон дозволяет фараону делать всё, что он хочет».
Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса II было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.
О свадебных обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.
Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался в так называемых «Домах жизни» – центрах духовной жизни египтян, в которых писцы и жрецы составляли и хранили записи и документы. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.
В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.
Огромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.
Несмотря на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни».
Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из величайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.
Первые одежды в жизни ребёнка были большим событием. Наступало время, когда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.
Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте своего тела и одежды: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. В одежде предпочтение отдавалось белому цвету – «символу чистых помыслов». Кроме того, белая одежда была очень практична в условиях жаркого климата, защищала тело от перегрева. Наиболее популярным материалом был белый лён.
Древние египтянки активно пользовались косметикой, мазями, предотвращающими появление морщин, молодящими кожу, придающими ей красивый ровный цвет. Египтянам нравились удлинённые глаза, поэтому женщины накладывали на веки специальный грим: зелёный порошок малахита и чёрный галенит или свинцовый блеск. Это спасало глаза от воспалений, вызываемых ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. На губы наносилось некоторое подобие современной помады: вещество, в состав которого входила медь и натуральные красители.
Женщины, равно как и мужчины, следили за своими причёсками, правда, голову они не брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Кроме того, египтянки знали составы, которые могли способствовать облысению соперницы и нередко их использовали.
Многочисленные свидетельства говорят о том, что во времена фараонов женщины старались одеваться изящно и в то же время практично, отдавая предпочтение платьям, облегающим фигуру, без излишеств в отделке. В более поздний период стали популярны двойные платья: нижнее из тонкого плотного материала и верхнее – широкое, полупрозрачное. Для придания большей стройности фигуре платье затягивалось одним поясом на талии и другим – выше груди. Иногда надевалось и третье платье поверх первых двух: что-то вроде короткого плаща, украшенного вышивкой.
В отличие от простолюдинов, одежда которых часто была украшена вышивкой, наряды аристократов выдерживались в строгом белом цвете. Пёстрые расцветки в одежде египтян появились намного позже, в результате смешения культуры Древнего Египта с культурами других цивилизаций – Кипра, Крита, Греции, стран Средиземноморья.
Манера одеваться, разумеется, разнилась в зависимости от социального положения. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же одежды, что и знатные дамы, а зачастую выступали обнажёнными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и серёжек. Служанки и рабыни носили короткие платья, не сковывавшие движений, совсем юные служанки ходили и вовсе обнажёнными.
Очень широко как среди женщин, так и среди мужчин, были распространены украшения: кольца, браслеты, ожерелья, цепочки, подвески. Только серьги оставались привилегией женщин.
Феномен «невидимости» и практической неизученности египетских цариц объясняется не отсутствием интереса к самому предмету и не «самодовольством» египтологов-мужчин, но и самой спецификой этого института в Древнем Египте, которая делает эту задачу почти невыполнимой, особенно в европейском понимании этой проблемы – как самостоятельной или хотябы индивидуализированной истории супруг монархов. Проблема возникает уже на терминологическом уровне: в древнеегипетском языке титул «Царица» («жена царёва», «сестра царёва» и т.д.) обозначал как «главную» жену фараона, так и женщин, приближённых к фараону (их число иногда доходило до 300). Царица – неотъемлемая часть царя, дополняющая его.
Характерная черта древнеегипетской общественной организации заключалась в том, что, несмотря на достаточно большое количество прав, роль царицы была специфической. Для этой роли всегда характерны несколько особенностей, которые можно обозначить, как её мифологизированность, комплементарность и коллективность. Образы, в которых появляются царицы на фресках, посмертных надписях, отражают, как правило, не столько индивидуальные свойства или индивидуальную норму поведения, сколько их особые функции в пределах того, что можно обозначить как концепцию божественной власти. Эти функции были многоуровневыми, связанными с идентификацией царицы и её мифологического «прототипа» (обычно им являлась богиня Хатхор), с её особо понимаемой ролью продолжательницы рода, с тем, что она являла собой воплощение женского начала в дуалистической модели божественной власти, в двойном понимании царства вообще.
Царица в глазах древних египтян всегда выступала как дополнение к преобладающему мужскому элементу, а её социальные проявления реализовывались, как правило, через эту доминанту – саму личность царя, причастность к его культу, соответствие его титулатуре, иконографическому облику и т.д.
Многочисленные титулы главной жены фараона служили скорее для того, чтобы выделить её из числа прочих цариц. Политикой – внешней и внутренней – царицы обычно не занимались. Истории известно лишь несколько великих египтянок, сумевших возвыситься над обычным положением «второй половины». По исключительности своего положения при фараоне, зримости своего присутствия, степени причастности к важнейшим событиям его жизни и, возможно, по силе своего личного влияния на фараона выделяются царицы 18-ой династии, жёны Аменхотепа III, Эхнатона, Рамсеса II и др.
Царица Нефертари Меритенмут, «главная царица» Рамсеса II, не зря именовалась Великой царицей. Эта женщина выделялась во всех отношениях; известно даже её письмо к хеттской царице с благопожеланиями и выражением надежды на будущее согласие между царями Египта и Хатти, которое было написано после заключения мирного договора между двумя государствами. Следовательно, внешняя политика не была безразлична Великой Царице и она пыталась сыграть в ней хоть какую-то роль, хотя насколько Нефертари преуспела в этом, нам неизвестно. О степени вовлечённости Нефертари в политическое управление или другие государственные дела можно предположить по дошедшим до нас источникам – скорее всего, оно было незначительным. Но было!
Нефертари была исключением не только в политике и социальной жизни, но и в искусстве. Её статуи, достаточно многочисленные, присутствуют практически во всех храмах и гробницах, построенных для Рамсеса II и для него. Её изображения находятся на триумфальном барельефе, на различных фресках, и при этом её изваяния одного размера со скульптурами Рамсеса. Египетские художники изображали мужчин и женщин разными красками: тела человекообразных богов и мужчин были красными, женщины изображались желтым цветом. Некоторые художники, правда, для придания большей реальности своим фрескам пытались смешивать краски. Но в настенных росписях гробницы Нефертари царица имеет тот же оттенок кожи, что и фараон. Исследователи полагают, что это вызвано стремлением показать сильную личность, выделить Великую царицу.
Сохранившиеся на стенах храмов и гробниц фараонов изображения свидетельствуют об очевидной стройности и изяществе женщин в те времена. Секрет этого, скорее всего, кроется в том, что представительницы средних и низших слоёв древнеегипетского общества активно работали наряду с мужчинами, а их обычный рацион питания не содержал жиров в большом количестве.
Египетская литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайны, лживых, мстительных и, разумеется, неверных. Так, согласно древним сказкам, женщина стоила немногого, зато мужчина верен, заботлив, предан и рассудителен. Однако в тех же сказках фараон предстаёт как человек ограниченный, взбалмошный, вынужденный по каждому поводу обращаться к своим писцам и чародеям. Таковы были законы жанра. В действительности многие властители Египта отличались доблестью и умением управлять страной в мирное время, а многие египтянки были безупречными супругами и нежными матерями.
Древние египтянки имели возможности, которых женщины многих государств того времени были лишены: могли работать наравне с мужчинами. Обладать имуществом, наследовать, торговать, отстаивать свои права в суде. Однако, факты свидетельствуют, что равноправия между мужчинами и женщинами в Древнем Египте не существовало. Чтобы встать во главе государства, женщине-фараону Хатшепсут пришлось создать культ не просто царя, а царицы, главные же царские жёны не могли вмешиваться в политику государства, несмотря на своё влияние на фараона. Несмотря на то, что женщины не могли быть учёными, художниками, писцами, социальный статус женщины в Древнем Египте был сравнительно высок.
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 65 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.063 сек.)
mybiblioteka.su
Женщина в Древнем Египте Вики
Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор
Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.
Правовые основы[ | код]
Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].
Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.
Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].
Семья[ | код]
Брак[ | код]
Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].
Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.
Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]
В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.
Измена[ | код]
В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расся с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.
Развод[ | код]
Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.
Дети[ | код]
Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].
Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.
Профессии[ | код]
Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Божественная супруга Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].
Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].
Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.
Женщины у власти[ | код]
За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:
Династический период[ | код]
Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царство[ | код]
Среднее царство[ | код]
Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 гг. до н. э.
Новое царство[ | код]
Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя, предположительно, Нефертити, правившей около двух лет после смерти мужа фараона Эхнатона.
Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и правила непродолжительное время. Это следует из писем Дахамунцу.
Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Сиптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.
Эллинистический период[ | код]
Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.
Идеал женской красоты[ | код]
Примечания[ | код]
↑ 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
↑ 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
↑ 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107-112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
↑ 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
↑ 1 2 3 Joshua J. Mark Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
↑ 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
↑ Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
↑ David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.