Великая держава древнего востока. Тема3. Первые государства. Великие державы Древнего Востока.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема: «Великие державы Древнего Востока». Великая держава древнего востока


Тема: «Великие державы Древнего Востока»

Тема: «Великие державы Древнего Востока»

Цель урока: обобщение, закрепление и контроль знаний, учащихся по теме «Великие державы Древнего Востока».

Задачи урока:

Образовательная:

• обобщить и проконтролировать знания, учащихся о природных условиях в странах Древнего Востока; отметить их особенности в каждой стране, закрепить знания о характерных чертах общественного строя в странах древнего Востока;

Воспитательная:

 • продолжить формирование эстетического вкуса учащихся, еще раз отметив высокое развитие культуры в странах древнего Востока и ее вклад в сокровищницу мировой культуры;

Развивающие:

 • при рассмотрении местоположения стран Древнего Востока развивать умение работать с картой;

• при работе с иллюстрациями продолжить формирование умений локализации исторических объектов в пространстве;

• при решении хронологических задач проконтролировать степень сформированности хронологических умений;

• совершенствовать культуру речи.

Тип урока:

Комбинированный.

Форма урока:

Традиционный

Оборудование:

Компьютер, презентация на тему «Великие державы Древнего Востока», атласы по истории Древнего мира или географическая карта «Восточное полушарие», историческая карта «Великая Персидская держава», картины по истории древнего Востока.

Предпосылки появления первых держав.

С середины 11 тысячелетия до н.э. возникают первые большие и сильные государства, объединявшие многие народы под единой властью. Они появлялись в результате завоевания одним народом других. Правители таких государств мечтали о покорении всего мира. Большие и могучие государства принято называть великими державами. Их внутренняя жизнь во многом была подчинена задаче ведения захватнических войн.

В ходе войн в руках победителей оказывались громадные богатства, тысячи пленных, которых обращали в рабов, обширные земли, покоренные земли обкладывали данью. Основная добыча доставалась царям и их приближенным, знати. Однако и простым воинам перепадало немало. При дворах царей работали тысячи писцов, архитекторов. В великих державах процветала культура, переписывались книги, создавались библиотеки, появились выдающиеся произведения искусства. Для удержания власти над огромными землями правителям приходилось совершенствовать старые и искать новые формы управления, создавать новые законы, строить дороги, крепости, города. Разные народы лучше узнавали друг друга, перенимали достижения. В рамках единого государства успешно развивалась экономика.

Таким образом, последствия появления великих держав противоречивы. С одной стороны, войны, насилия, разрушения, с другой — развитие хозяйства, государственности, культуры.

Хеттское царство.

Создателями первой военной державы были хетты. Этот индоевропейский народ пришел с севера в восточные районы Малой Азии (возможно, предки хеттов некогда ушли оттуда на север). Они создали несколько государств, которые в XVIII в. до н.э. объединились в единое царство со столицей в городе Хаттуса.

Основой хозяйства хеттов являлось земледелие и скотоводство. В горах они добывали и обрабатывали металлы. Считается, что именно в Хеттском царстве люди первыми в мире научились выплавлять железо.

infourok.ru

Великие державы Древнего Востока

Предпосылки появления первых держав. С середины II тысяче­летия до н.э. возникают первые большие и сильные государства, объединявшие многие народы под единой властью. Они появля­лись в результате завоевания одним народом других. Правители таких государств мечтали о покорении всего мира. Большие и могу­чие государства принято называть великими державами. Их внут­ренняя жизнь во многом была подчинена задаче ведения захват­нических войн.

В ходе войн в руках победителей оказывались громадные богат­ства, тысячи пленных, которых обращали в рабов, обширные земли.

Покоренные земли обкладывали данью. Основная добыча достава­лась царям и их приближенным, знати. Однако и простым воинам перепадало немало. При дворах царей работали тысячи писцов, ар­хитекторов. В великих державах процветала культура, переписыва­лись книги, создавались библиотеки, появились выдающиеся про­изведения искусства. Для удержания власти над огромными земля­ми правителям приходилось совершенствовать старые и искать новые формы управления, создавать новые законы, строить доро­ги, крепости, города. Разные народы лучше узнавали друг друга, перенимали достижения. В рамках единого государства успешно развивалась экономика.

Таким образом, последствия появления великих держав про­тиворечивы. С одной стороны, войны, насилия, разрушения, с другой — развитие хозяйства, государственности, культуры.

Два новшества, появившихся на Ближнем Востоке во второй половине II тысячелетия до н.э., сделали возможным рождение крупных держав. Во-первых, пришедшие с севера племена индо­европейцев привели с собой домашнюю лошадь. Теперь огромные армии могли быстро передвигаться на дальние расстояния. Запря­женные лошадьми колесницы стали эффективным боевым сред­ством. Во-вторых, люди научились изготовлять изделия из железа. Вооруженные доступным и мощным железным оружием, армии превращались в грозную силу.

Хеттское царство. Создателями первой военной державы были хетты. Этот индоевропейский народ пришел с севера в восточ­ные районы Малой Азии (возможно, предки хеттов некогда ушли оттуда на север). Они создали несколько государств, которые в XVIII в. до н.э. объединились в единое царство со столицей в горо­де Хаттуса.

Основой хозяйства хеттов являлось земледелие и скотоводство. В горах они добывали и обрабатывали металлы. Считается, что именно в Хеттском царстве люди первыми в мире научились вы­плавлять железо.

В XVII в. до н.э. хетты захватили Северную Сирию. В 1595 г. до н.э. они взяли Вавилон. Власть хеттов над покоренными народами была довольно мягкой. Хеттский царь ставил во главе захваченных городов и областей своих родственников. Новые правители сохра­няли старые порядки и лишь платили дань царю.

Мощное сопротивление хеттам оказал Древний Египет. Успех клонился то на одну, то на другую сторону. Наконец между ними был заключен мир. Из Египта хетты стали получать хлеб, а егип­тяне вывозили из Малой Азии железо, серебро и лес. Одной из причин сближения хеттов и египтян стало усиление Ассирии — еЩе одной державы, центр которой находился на севере Месопо­тамии. Ассирийцы вышли к границам Хеттского царства. Однако хеттским правителям удалось остановить их натиск.

До сих пор точно неизвестно, как погибла Хеттская держава. Никаких документов об это не сохранилось. Предполагают, что гибель эта связана с нашествием «народов моря». Скорее всего, народы моря — это жители Балканского полуострова, западной части Малой Азии и прилегающих островов, которые в XIII — XII вв. до н.э. на кораблях совершали набеги на страны Ближнего Востока. Возможно, морские воины дошли до Хаттусы и стерли город с лица земли. Следом быстро распалась и сама Хеттская держава.

Ассирия и Урарту. Ассирия первоначально занимала неболь­шую территорию. Центром ее был город Ашшур на Тигре. Асси­рийцы занимались земледелием, скотоводством, торговлей. Асси­рия то расширяла свое влияние, то попадала под власть соседей. В XIV в. до н.э. Ассирия захватила Вавилон. Но на рубеже XI—X вв. до н. э. Ассирию разгромили кочевники.

В районе озера Ван в Закавказье проживали племена, которых ассирийцы называли урартами. Существовавший с XIV в. до н.э. союз урартских племен в X в. до н. э. превратился в царство Урарту. Ассирия постоянно нападала на эти районы, что ускорило объ­единение урартов. Они сами стали ходить в завоевательные похо­ды. Расцвет Урарту наступил в VIII в. до н.э.

В период могущества Урарту ассирийские цари не раз терпели от нее поражения в войнах. Эти неудачи вызвали недовольство всех слоев населения. В 746 г. до н.э. к власти пришел царь Тиглат-паласар III, принявший решительные меры к укреплению госу­дарства и войска. Царь обеспечивал воинов оружием и доспехами, а военная добыча стала для них источником существования. Все оружие было изготовлено из железа. С этим войском Тиглатпала-сар и его наследники совершили множество походов и захватили обширные земли.

В 714 г. до н.э. ассирийская армия разбила урартов. Ассирийцы также покорили все государства Сирии, Палестины, Вавилон, часть Египта. Завоеватели переселяли целые народы, стремясь перемешать их, заставить забыть свои корни и сломить надежду на свободу. Ассирийцы прославились невероятной жестокостью. Они истребляли жителей целых городов, отрубали у тысяч плен­ных руки, ноги, уши, языки, выкалывали глаза. Однако ни пере­селения, ни истязания не могли предотвратить постоянные вос­стания.

Награбленные богатства, доходы с покоренных земель по­зволили ассирийским царям развернуть широкое строительство, содержать при своем дворе множество писцов, художников, уче­ных. Была построена новая столица — Ниневия. Ассирийские пис­цы изучали и переписывали шумерские и вавилонские глиня­ные книги. Именно благодаря ассирийцам до нас дошли мно­гие древние тексты Месопотамии. В Ниневии при царе Ашшурбанапале была собрана крупнейшая библиотека глиняных таб­личек.

К концу VII в. до н.э. военные достижения Ассирии были заим­ствованы ее противниками. Крушение Ассирийской державы было стремительным. В 626 г. до н. э. ассирийский наместник Вавилона провозгласил себя царем. Он заключил союз с Мидией, государ­ством на севере Ирана. Союзники взяли штурмом и уничтожили Ашшур и Ниневию. Последние ассирийские отряды были истреб­лены в 609 г. до н.э.

Персидское царство. После разгрома Ассирии в Передней Азии сложились две огромные державы — Мидиийское и Нововавилонс­кое царства. Основателем Нововавилонского государства стал хал­дей Набопаласар, возглавивший восстание против Ассирии. Вави­лоняне при нем и его сыне Навуходоносоре II завоевали Асси­рию, Сирию и Палестину. Вавилон был украшен великолепными дворцами, стенами, воротами. Тогда же появились знаменитые висячие сады, которые греки ошибочно приписывали царице Се­мирамиде.

К востоку от Вавилонии находился Иран — «страна ариев». Это название появилось после прихода туда племен ариев-индоевро-пейцев. Арии в Иране смешались с местными жителями и образо­вали несколько народов. Главные из них назывались мидийцами и персами. Персы входили в состав Мидийского царства, хотя и имели своего царя.

Персидский царь Кир II освободил свою страну от власти ми-дийцев, а затем завоевал саму Мидию. Возникло Персидское цар­ство. На востоке персы дошли до Индии и Средней Азии. На запа­де захватили Сирию, Палестину, Финикию, Лидийское царство в Малой Азии, известное золотыми рудниками. На западном по­бережье Малой Азии находились греческие города, которые тоже признали власть персов. В 539 г. до н.э. войска Кира двинулись про­тив Вавилона и захватили его.

Кир погиб во время похода против кочевых племен Средней Азии. Его сын Камбиз завоевал Египет. Затем в Персидской держа­ве вспыхнула смута, Камбиз погиб. К власти пришел дальний род­ственник Кира Дарий I. Он восстановил единство державы, поко­рил среднеазиатские племена, часть Индии. Неудачей закончился лишь поход Дария против скифов, кочевавших в Северном При­черноморье, и набег на Грецию.

Держава Дария I по размерам намного превышала все суще­ствовавшие ранее государства. Царь разделил ее на области — сат-Рапии во главе с сатрапами, которые судили население, собирали налоги, следили за хозяйством. В Персидском царстве проклады­вались дороги до самых отдаленных областей, была учреждена го-сУ>дарственная почта, обновлена денежная система, что способ­ствовало расцвету торговли.

studlib.info

Великие державы древнего востока.

План 1. Предпосылки появления первых держав. 2. Особенности великих держав. 3. Хеттское царство. 4. Ассирия и Урарту. 5. Персидское царство.

План

1. Предпосылки появления первых держав.

2. Особенности великих держав.

3. Хеттское царство.

4. Ассирия и Урарту.

5. Персидское царство.

Индоевропейцы, пришедшие с севера, привели…. лошадь армии передвигаются на большие расстояния колесницы - эффективное боевое средство оружие из железа – сила армии

Индоевропейцы, пришедшие с севера, привели….

лошадь

армии передвигаются на большие расстояния

колесницы - эффективное боевое средство

оружие из железа – сила армии

 Образование державы в результате завоевательных войн Обширная территория, населённая народами, отличными по языку, религии, хозяйству Беспощадное ограбление государственной властью покорённого населения

Образование державы в результате

завоевательных войн

Обширная территория, населённая народами,

отличными по языку, религии, хозяйству

Беспощадное ограбление государственной

властью покорённого населения

 XVIII по XVI до н. э индоевропейцы + аборигены («хатти») = «хетты»

XVIII по XVI до н. э

индоевропейцы + аборигены («хатти») = «хетты»

Хетттам принадлежит первое изображение двуглавого орла

Хетттам принадлежит первое изображение двуглавого орла

Львиные ворота в Хаттусе – столице Хеттского царства

Львиные ворота в Хаттусе – столице Хеттского царства

Хетты – народ, впервые освоивший выплавку железа Тешуб – главный бог хеттов, покровитель царей. Рельеф на воротах из Хаттусы. II тыс. до н.э.

Хетты – народ, впервые освоивший выплавку железа

Тешуб –

главный бог хеттов,

покровитель царей.

Рельеф

на воротах

из Хаттусы.

II тыс. до н.э.

Мощное сопротивление хеттам оказал Древний Египет. Между ними был заключён мир. Из Египта хетты получали хлеб, а египтяне вывозили из Малой Азии железо, серебро, лес. Хеттский воин – пленник египтян. Современный рисунок

Мощное сопротивление хеттам

оказал Древний Египет.

Между ними был заключён мир.

Из Египта хетты получали хлеб,

а египтяне вывозили из Малой

Азии железо, серебро, лес.

Хеттский воин –

пленник египтян.

Современный рисунок

 Одна из причин сближения хеттов и египтян – усиление Ассирии

Одна из причин сближения хеттов и египтян –

усиление Ассирии

 Неизвестно, как погибла Хеттская держава. Документов об этом не сохранилось. Предполагают, что гибель эта связана с нашествием «народов моря» - жителей Балканского полуострова.

Неизвестно, как погибла Хеттская держава. Документов об этом не сохранилось. Предполагают, что гибель эта связана с нашествием «народов моря» - жителей Балканского полуострова.

X в. до н.э. - образование в районе озера Ван в Закавказье царства Урарту. Начало войн с Ассирией.

X в. до н.э. - образование в районе озера Ван в

Закавказье царства Урарту. Начало войн с Ассирией.

Середина VIII в. до н.э. – период наивысшего расцвета.

Середина VIII в. до н.э. – период наивысшего расцвета.

VII в. до н.э. – упадок могущества Урарту

VII в. до н.э. – упадок могущества Урарту

Ассирия - горная страна, располагавшаяся в Северном Двуречье. Поселения на берегах Тигра известны с III тыс. до н.э. Ассирия в XIII в. до н.э.

Ассирия - горная страна, располагавшаяся в Северном

Двуречье. Поселения на берегах Тигра известны с III тыс. до н.э.

Ассирия в XIII в. до н.э.

Страну окружали горы и степи. Дождей было мало. Жители селились в горах и по берегам реи Тигр, в среднем и верхнем её течении. Небольшая долина реки была единственным местом, возможным для земледелия.

Страну окружали горы и степи. Дождей было мало. Жители

селились в горах и по берегам реи Тигр, в среднем и верхнем её

течении. Небольшая долина реки была единственным местом,

возможным для земледелия.

X в до н.э. – начало широкого использования железа Самородное железо

X в до н.э. – начало широкого использования железа

Самородное железо

Основной состав – свободные общинники Лучники Меченосцы Копейщики Сапёры

Основной состав – свободные общинники

Лучники

Меченосцы

Копейщики

Сапёры

Искусство штурма крепостных стен городов Ассирийские военные инженеры подводили к стенам насыпи, крытые досками деревянные настилы. По этим деревянным настилам нападавшие двигали тараны двух типов – лёгкие, небольшие «домики – рамы», крытые войлоком и кожей, внутри которых на канатах раскачивалось бревно с металлическим остриём, или покрытые щитами из дерева огромные башни, скрывавшие подобие гигантского молота.

Искусство штурма крепостных стен городов

Ассирийские военные инженеры подводили к стенам насыпи, крытые досками деревянные настилы. По этим деревянным настилам нападавшие двигали тараны двух типов – лёгкие, небольшие «домики – рамы», крытые войлоком и кожей, внутри которых на канатах раскачивалось бревно с металлическим остриём, или покрытые щитами из дерева огромные башни, скрывавшие подобие гигантского молота.

Элита армии- колесницы

Элита армии- колесницы

Новинка армии – кавалерия Лучники Щитоносцы

Новинка армии – кавалерия

Лучники

Щитоносцы

Искусство переправы через реки Ассирийский воин, переправляю -щийся через реку на кожаном мехе. Рисунок по древнему изображению

Искусство переправы через реки

Ассирийский воин,

переправляю -щийся

через реку

на кожаном мехе.

Рисунок по древнему

изображению

Новые способы ведения войны Нападали быстро и неожиданно Пленных чаще всего не брали За сопротивление полностью уничтожали население города

Новые способы ведения войны

Нападали

быстро и неожиданно

Пленных чаще всего

не брали

За сопротивление

полностью уничтожали

население города

Ниневия – столица Ассирии («логовище львов», «город крови»)

Ниневия – столица Ассирии («логовище львов», «город крови»)

Ашшурбанапал - один из последних ассирийских царей Собрал богатейшую библиотеку шумерских и вавилонских литературных произведений (25 тыс. глиняных табличек) Впервые в истории книги подбирались и расставлялись по разделам, с учётом содержания Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивая в храмах древние таблички и списывая их для царской библиотеки.

Ашшурбанапал - один из последних ассирийских царей

Собрал богатейшую библиотеку

шумерских и вавилонских

литературных произведений

(25 тыс. глиняных табличек)

Впервые в истории книги

подбирались и расставлялись по

разделам, с учётом содержания

Посланцы царя разъезжали по

стране, разыскивая в храмах

древние таблички и списывая их

для царской библиотеки.

612 г. до н.э. – захват Ниневии вавилонянами и мидийцами Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

612 г. до н.э. – захват Ниневии вавилонянами и мидийцами

Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

ПЕРСЫ В состав какого государства входили племена персов в VI в. до н.э.? Сер. VI в. до н.э. – восстание персов против власти Мидии Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

ПЕРСЫ

В состав какого государства входили племена персов в VI в. до н.э.?

Сер. VI в. до н.э. – восстание персов против власти Мидии

Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

Кир II создал армию, главную силу которой составляла конница

Кир II создал армию,

главную силу которой

составляла конница

Какую страну, богатую золотом, завоевали персы?

Какую страну, богатую золотом, завоевали персы?

538 г. до н.э. – захват персами Вавилона

538 г. до н.э. – захват персами Вавилона

525 г. до н.э. – захват сыном Кира Камбизом Египта

525 г. до н.э. – захват сыном Кира Камбизом Египта

Дарий I – самый могущественный из персидских царей Что нового было в направлениях походов Дария I ?

Дарий I – самый могущественный из персидских царей

Что нового было в направлениях походов Дария I ?

Результаты походов Дария I

Результаты походов Дария I

Дарий I разделил страну на сатрапии Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь.

Дарий I разделил страну на сатрапии

Персидская держава поглотила почти все государства,

о которых до сих пор шла речь.

multiurok.ru

Великие державы древнего востока.

План 1. Предпосылки появления первых держав. 2. Особенности великих держав. 3. Хеттское царство. 4. Ассирия и Урарту. 5. Персидское царство.

План

1. Предпосылки появления первых держав.

2. Особенности великих держав.

3. Хеттское царство.

4. Ассирия и Урарту.

5. Персидское царство.

Индоевропейцы, пришедшие с севера, привели…. лошадь армии передвигаются на большие расстояния колесницы - эффективное боевое средство оружие из железа – сила армии

Индоевропейцы, пришедшие с севера, привели….

лошадь

армии передвигаются на большие расстояния

колесницы - эффективное боевое средство

оружие из железа – сила армии

 Образование державы в результате завоевательных войн Обширная территория, населённая народами, отличными по языку, религии, хозяйству Беспощадное ограбление государственной властью покорённого населения

Образование державы в результате

завоевательных войн

Обширная территория, населённая народами,

отличными по языку, религии, хозяйству

Беспощадное ограбление государственной

властью покорённого населения

 XVIII по XVI до н. э индоевропейцы + аборигены («хатти») = «хетты»

XVIII по XVI до н. э

индоевропейцы + аборигены («хатти») = «хетты»

Хетттам принадлежит первое изображение двуглавого орла

Хетттам принадлежит первое изображение двуглавого орла

Львиные ворота в Хаттусе – столице Хеттского царства

Львиные ворота в Хаттусе – столице Хеттского царства

Хетты – народ, впервые освоивший выплавку железа Тешуб – главный бог хеттов, покровитель царей. Рельеф на воротах из Хаттусы. II тыс. до н.э.

Хетты – народ, впервые освоивший выплавку железа

Тешуб –

главный бог хеттов,

покровитель царей.

Рельеф

на воротах

из Хаттусы.

II тыс. до н.э.

Мощное сопротивление хеттам оказал Древний Египет. Между ними был заключён мир. Из Египта хетты получали хлеб, а египтяне вывозили из Малой Азии железо, серебро, лес. Хеттский воин – пленник египтян. Современный рисунок

Мощное сопротивление хеттам

оказал Древний Египет.

Между ними был заключён мир.

Из Египта хетты получали хлеб,

а египтяне вывозили из Малой

Азии железо, серебро, лес.

Хеттский воин –

пленник египтян.

Современный рисунок

 Одна из причин сближения хеттов и египтян – усиление Ассирии

Одна из причин сближения хеттов и египтян –

усиление Ассирии

 Неизвестно, как погибла Хеттская держава. Документов об этом не сохранилось. Предполагают, что гибель эта связана с нашествием «народов моря» - жителей Балканского полуострова.

Неизвестно, как погибла Хеттская держава. Документов об этом не сохранилось. Предполагают, что гибель эта связана с нашествием «народов моря» - жителей Балканского полуострова.

X в. до н.э. - образование в районе озера Ван в Закавказье царства Урарту. Начало войн с Ассирией.

X в. до н.э. - образование в районе озера Ван в

Закавказье царства Урарту. Начало войн с Ассирией.

Середина VIII в. до н.э. – период наивысшего расцвета.

Середина VIII в. до н.э. – период наивысшего расцвета.

VII в. до н.э. – упадок могущества Урарту

VII в. до н.э. – упадок могущества Урарту

Ассирия - горная страна, располагавшаяся в Северном Двуречье. Поселения на берегах Тигра известны с III тыс. до н.э. Ассирия в XIII в. до н.э.

Ассирия - горная страна, располагавшаяся в Северном

Двуречье. Поселения на берегах Тигра известны с III тыс. до н.э.

Ассирия в XIII в. до н.э.

Страну окружали горы и степи. Дождей было мало. Жители селились в горах и по берегам реи Тигр, в среднем и верхнем её течении. Небольшая долина реки была единственным местом, возможным для земледелия.

Страну окружали горы и степи. Дождей было мало. Жители

селились в горах и по берегам реи Тигр, в среднем и верхнем её

течении. Небольшая долина реки была единственным местом,

возможным для земледелия.

X в до н.э. – начало широкого использования железа Самородное железо

X в до н.э. – начало широкого использования железа

Самородное железо

Основной состав – свободные общинники Лучники Меченосцы Копейщики Сапёры

Основной состав – свободные общинники

Лучники

Меченосцы

Копейщики

Сапёры

Искусство штурма крепостных стен городов Ассирийские военные инженеры подводили к стенам насыпи, крытые досками деревянные настилы. По этим деревянным настилам нападавшие двигали тараны двух типов – лёгкие, небольшие «домики – рамы», крытые войлоком и кожей, внутри которых на канатах раскачивалось бревно с металлическим остриём, или покрытые щитами из дерева огромные башни, скрывавшие подобие гигантского молота.

Искусство штурма крепостных стен городов

Ассирийские военные инженеры подводили к стенам насыпи, крытые досками деревянные настилы. По этим деревянным настилам нападавшие двигали тараны двух типов – лёгкие, небольшие «домики – рамы», крытые войлоком и кожей, внутри которых на канатах раскачивалось бревно с металлическим остриём, или покрытые щитами из дерева огромные башни, скрывавшие подобие гигантского молота.

Элита армии- колесницы

Элита армии- колесницы

Новинка армии – кавалерия Лучники Щитоносцы

Новинка армии – кавалерия

Лучники

Щитоносцы

Искусство переправы через реки Ассирийский воин, переправляю -щийся через реку на кожаном мехе. Рисунок по древнему изображению

Искусство переправы через реки

Ассирийский воин,

переправляю -щийся

через реку

на кожаном мехе.

Рисунок по древнему

изображению

Новые способы ведения войны Нападали быстро и неожиданно Пленных чаще всего не брали За сопротивление полностью уничтожали население города

Новые способы ведения войны

Нападали

быстро и неожиданно

Пленных чаще всего

не брали

За сопротивление

полностью уничтожали

население города

Ниневия – столица Ассирии («логовище львов», «город крови»)

Ниневия – столица Ассирии («логовище львов», «город крови»)

Ашшурбанапал - один из последних ассирийских царей Собрал богатейшую библиотеку шумерских и вавилонских литературных произведений (25 тыс. глиняных табличек) Впервые в истории книги подбирались и расставлялись по разделам, с учётом содержания Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивая в храмах древние таблички и списывая их для царской библиотеки.

Ашшурбанапал - один из последних ассирийских царей

Собрал богатейшую библиотеку

шумерских и вавилонских

литературных произведений

(25 тыс. глиняных табличек)

Впервые в истории книги

подбирались и расставлялись по

разделам, с учётом содержания

Посланцы царя разъезжали по

стране, разыскивая в храмах

древние таблички и списывая их

для царской библиотеки.

612 г. до н.э. – захват Ниневии вавилонянами и мидийцами Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

612 г. до н.э. – захват Ниневии вавилонянами и мидийцами

Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

ПЕРСЫ В состав какого государства входили племена персов в VI в. до н.э.? Сер. VI в. до н.э. – восстание персов против власти Мидии Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

ПЕРСЫ

В состав какого государства входили племена персов в VI в. до н.э.?

Сер. VI в. до н.э. – восстание персов против власти Мидии

Государства Западной Азии в пер. пол. VI в. до н.э.

Кир II создал армию, главную силу которой составляла конница

Кир II создал армию,

главную силу которой

составляла конница

Какую страну, богатую золотом, завоевали персы?

Какую страну, богатую золотом, завоевали персы?

538 г. до н.э. – захват персами Вавилона

538 г. до н.э. – захват персами Вавилона

525 г. до н.э. – захват сыном Кира Камбизом Египта

525 г. до н.э. – захват сыном Кира Камбизом Египта

Дарий I – самый могущественный из персидских царей Что нового было в направлениях походов Дария I ?

Дарий I – самый могущественный из персидских царей

Что нового было в направлениях походов Дария I ?

Результаты походов Дария I

Результаты походов Дария I

Дарий I разделил страну на сатрапии Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь.

Дарий I разделил страну на сатрапии

Персидская держава поглотила почти все государства,

о которых до сих пор шла речь.

multiurok.ru

Тема3. Первые государства. Великие державы Древнего Востока.

Опережающее задание:подготовить учебные проекты по следующим темам:

1. Ассирийская армия и ее вооружение.

2. Один день в Великом Вавилоне.

3. Искусство Месопотамии.

4. Загадки египетских пирамид.

 

Задание 1.Заполните таблицу «Сравнительный анализ древневосточной и античной цивилизаций».

Основные характеристики Древневосточная цивилизация Античная цивилизация
Базовые ориентации        
Политическая основа      
Экономическая основа      
Духовные ценности        
Отношение к природе        
Отношение к власти        
Отношение к государству      

Задание 2.Древнегреческий историк Геродот писал: «Египет - это дар Нила». Объясните смысл этого высказывания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Опишите изображенное на рисунке приспособление, используемое древними египтянами. Для каких целей оно использовалось?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Проанализируйте отрывок из «Книги мертвых».

«Книга Мертвых» (по-египетски «Книга выхода днем», т.е. «Книга Воскресения») - условное обобщающее наименование папирусных свитков, которые сопровождали усопшего в его путешествии по загробному миру.

Глава 125.

Привет тебе, великий бог, Владыка Двух Истин!Я пришел, дабы узреть твою красоту!Я знаю тебя, я знаю имена сорока двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе Двух Истин,- они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Уннефера. Вот, я знаю вас Владыки справедливости! К вам прихожу со справедливостью, ради вас отринул несправедливость.

(Первая оправдательная речь умершего)

1 Я не чинил зла людям.2 Я не нанес ущерба скоту.3 Я не совершил греха в месте Истины.4 Я не [...]5 Я не творил дурного.6 [.........]7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.8 Я не кощунствовал.9 Я не поднимал руку на слабого,10 Я не делал мерзкого пред богами,11 Я не угнеталраба пред лицом его господина.12 Я не был причиною недуга.13 Я не был причиною слез.14 Я не убивал.15 Я не приказывал убивать.16 Я никому не причинял страданий.17 Я не истощал припасы в храмах.18 Я не портил хлебы богов.19 Я не присваивал хлебы умерших.20 Я не совершал прелюбодеяния.21 Я не сквернословил.22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.23 Я не убавлял от аруры.24 Я не обманывал и на пол-аруры.25 Я не давил на гирю.26 Я не плутовал с отвесом.27 Я не отнимал молока от уст детей.28 Я не сгонял овец и коз с пастбища их.29 Я не ловил всилки птицу богов.30 Я не ловил рыбу богов в прудах ее.31 Я не останавливал воду в пору ее.32 Я не преграждал путь бегущей воде.33 Я не гасил жертвенного огня в час его.34 Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.35 Я не распугивал стада в имениях бога.36 Я не чинил препятствий богу в его выходе.37 Я чист, я чист, я чист, я чист!

Чистота моя - чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе - во второй месяц зимы, в день последний - в присутствии Владыки этой земли.Да, я зрел полноту ока Хора в Гелиополе!Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих на нем, сопутников великого бога.

Вопросы и задания к тексту.

1. Как Вы думаете, можно ли назвать данную главу своеобразным моральным кодексом древних египтян эпохи Нового царства? Ваш ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему древние египтяне огромное значение уделяли подготовке к загробной жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Нарисуйте контурную карту и выполните задания.

Задание 6.Изучите отрывки из текста одного из древнейших законодательных источников и ответьте на вопросы.

Законы Хаммурапи (отрывки из текста)

Введение

Я — Хаммурапи, пастырь… скопивший богатство и изобилие…

Сокрушитель четырех стран света… Благоразумный царь, послушный Шамашу[2], могучий… Дракон среди царей… Западня [для] врагов… Владыка, достойный жезла и короны… Первейший среди царей, покоривший селения [по] Евфрату… Я — заботливый, покорный великим богам… Когда Мардук[3] направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

 

§1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него (обвинение) в убийстве, и не докажет этого, (то) обличавшего его должно убить.

§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, (то), если это судебное дело (о) жизни, этого человека должно убить.

§ 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

§ 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму,— он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.

§14. Если человек украдет малолетнего сына человека, (то) его должно убить.

§ 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, то его должно убить.

§ 26. Если редум или баирум, которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его вместо себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им

может забрать его дом.

§ 27. Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.

§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.

§ 197. Если человек сломает кость человека, то должно сломать его кость.

§ 198. Если он повредит глаз мушкенуму или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

§ 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

§ 205. Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

§ 216. Если больной — кто-либо из мушкенумов, то он должен получить 5 сиклей серебра.

§ 217. Если больной — раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.

§ 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

§ 231. Если строитель причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

 

Из заключения

Вот справедливые законы, утвержденные Хаммурапи, победоносным царем, водворившим истинное благополучие и доброе управление в стране.

Вопросы и задания к тексту.

1. В какой стране были написаны Законы Хаммурапи? Опираясь на источник, опишите форму правления в данном государстве.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Дайте определения следующим понятиям:

Мушкенум- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Редум, баирум - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сикль –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изучив текст источника и используя учебник, составьте схему «Социальная структура вавилонскогообщества».

4. Дайте определение понятию «принцип талиона». Каким образом это понятие связано с Законами Хаммурапи? Свой ответ подтвердите конкретными приемами из источника.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, оправдано ли было установление столь суровых законов в вавилонском обществе? Были ли законы Хаммурапи «справедливыми»? Выскажите свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Изучите с.39-40 Учебника и отрывки из источника «Законы Ману»,выполните заданияи ответьте на вопросы.

«Законы Ману» (извлечение)

I–31. А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

X–4. Брахманы, кшатрии и вайшьи — три варныдваждырожденных, четвертая же шудры — рожденные один раз, пятой же нет.

I–87. А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

I–88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он [Брахма] установил для брахманов.

I–100. Всё, что существует в мире,— это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

II–135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец — брахман.

I–89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он [Брахма] указал для кшатрия.

X–118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть [урожая], со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

X–119. Его, [царя], дхарма — победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшьев, он может заставлять вносить законный налог.

X–120. [Налог] на народ — одна восьмая в зерне, налог [с золота и скота] — одна двадцатая… шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам [вместо налога] исполняют работы.

I–90. Пастьбу скота, а также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьев.

I–91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

X–99. Шудра, не могущий исполнять услужение дваждырожденному, которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников.

X–100. [Ему надлежит следовать] тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные.

III–13. Для шудры предписана жена-шудрянка, для вайшья — [шудрянка] из своей [варны], для кшатрия — те [обе] и своей [варны], для брахмана — те [три], а также своей [варны].

X–51. Местожительство чандалов и швапачей [должно быть] вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться, имуществом их должны быть только собаки и ослы.

X–52. Одеждами — одеяния мертвых, пища [должна им подаваться] в разбитой посуде, украшение [их должно быть] из железа…

X–53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует обращаться с ними; их дела [должны решаться] между ними; браки — с подобными им.

Вопросы и задания к тексту.

1. Заполните таблицу «Варны (касты) Древней Индии»

Варны   Характеристики        
Происхождение (из какой части тела Брахмы произошли)        
Вид деятельности, профессия        
Цвет одежды        

2. Человек, родившийся в древней Индии, всю жизнь оставался в своей варне. Перейти из одной сословной единицы в другую было нельзя. Каким образом влияла замкнутость системыварн на развитие экономики, политики и культуры в древней Индии?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте отрывки из книги «Лунь юй» и ответьте на вопросы к тексту.

 

«Лунь юй» (беседы и высказывания) – сборник изречений Конфуция (Кун-Цзы), составленный его учениками и последователями.

 

Из книги «Лунь юй».

Глава I.

1.

Учитель сказал:

— Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж?

2.

Ю-цзы сказал:

— Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия.

4.

Цзэн-цзы сказал:

— Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?

5.

Учитель сказал:

— Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время.

6.

Учитель сказал:

— Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг.

7.

Цзы-ся сказал:

— Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком.

8.

Учитель сказал:

— Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее исправить.

14.

Учитель сказал:

— Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться.

 

Глава II.

3.

Учитель сказал:

— Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.

4.

Учитель сказал:

— В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.

В тридцать лет я обрел самостоятельность.

В сорок лет я освободился от сомнений.

В пятьдесят лет я познал волю неба.

В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.

В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала.

6.

Мэн У-бо спросил о почтительности к родителям.

Учитель ответил:

— Родители всегда печалятся, когда их дети болеют.

7.

Цзы-ю спросил о почтительности к родителям.

Учитель ответил:

— Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?

11.

Учитель сказал:

— Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником [людей].

15.

Учитель сказал:

— Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно.

Глава IV.

5.

Учитель сказал:

— Люди желают богатства и знатности. Если не руководствоваться правильными принципами, их не получишь. Людям ненавистны бедность и знатность. Если не руководствоваться правильными принципами, от них не избавишься. Если благородный муж утратит человеколюбие, то можно ли считать его благородным мужем? Благородный муж обладает человеколюбием даже во время еды. Он должен следовать человеколюбию, будучи крайне занятым. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи.

 

Глава VI.

16.

Учитель сказал:

— Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику . После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.

 

Глава VII.

6.

Учитель сказал:

— Направь свою волю на достижение правильного пути, придерживайся [принципов] морали, [поступай] в соответствии с человеколюбием, упражняйся в искусствах[4].

21.

Учитель сказал:

— Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.

 

Глава ХVI.

2.

Кун-цзы сказал:

— Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, [приказы] на карательные походы исходят от сына неба. Когда в Поднебесной нет дао, музыки, ритуала, [приказы] на карательные походы исходят от чжухоу[5]. Когда [они] исходят от чжухоу, редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение [жизни] десяти поколений. Если же [они] исходят от высших сановников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение [жизни] пяти поколений. Если же судьба государства оказывается в руках мелких чиновников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение [жизни] трех поколений. Когда в Поднебесной царит дао, то правление [уже] не находится в руках сановников. Когда в Поднебесной царит дао, то простолюдины не ропщут.

Вопросы к тексту.

1. Тезисно обозначьте основные идеи книги «Лунь юй».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему Конфуций и его последователи уделяли Учению как форме человеческой деятельностистоль пристальное внимание? Согласны ли Вы с утверждением, что человек должен учиться всю жизнь? Оформите Ваши мысли в небольшое эссе (5-7 предложений) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дайте определение понятию «дао». Какое место отводилось в конфуцианстве этому понятию?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого в древнем Китае называли сыном Неба? Почему господство дао в государстве было связано только с сыном Неба?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определение понятиям «концепция сяо» и «культ предков». В каких действиях человека, согласно Конфуцию, должна проявляться почтительность к родителям?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9.Соотнесите:

Дата Событие Древнее государство
722 г. до н.э. Появление ариев Вавилон
IIтыс. до н.э. Гибель царства Держава Ахеменидов
Vв. до н.э. Правление Хаммурапи Индия
Нач.VIIIв. до н.э. Упадок Чжоу Израиль
1792-1750 гг. до н.э. Объединение страны Дарием I Китай

 

Общее количество набранных баллов по теме 3: _______________

Преподаватель:_________________



infopedia.su