Античный мир (стр. 2 из 6). Древний мир античный мир
Античный мир - часть 2
4. Законодательство Ликурга сохранило институт царской власти. В Спарте было два царя. Их звание было наследственным. Они происходили из двух знатнейших спартанских родов.Цари выполняли роль жрецов (приносили жертвы богам) и военачальников. Цари входили в состав герусии.
5. Совет геронтов (герусия) состоял из 30 человек: 28 геронтов и два царя.
6. Филы - племена. Кроме родовых делений, Лаконика (область Пелопоннеса, центром которой была Спарта) была разделена на 5 территориальных областей .
Прочитайте документы № 11. Ответьте на следующие вопросы:
1. Каково происхождение илотов?
2. Всегда ли положение илотов было неизменным?
3.Как определяют Павсаний социальное положение илотов?
Отвечая на вопросы, необходимо иметь в виду следующее:
1. Спартанцы в период переселения на Пелопоннес представляли собой союз дорийских племен. Спартанцы захватили область Пелопоннеса Лаконику и подчинили себе местное земледельческое население - ахейцев. Земля стала считаться государственной землей, а коренное население области - государственными рабами. Илоты работали на клерах спартанцев собственными орудиями труда. Половину дохода получала семья спартанца, половину - все работавшие на этой земле илоты. Спартанцы не могли по своему желанию освобождать илотов. Это могло сделать только государство.
2. Илотов было много больше, чем спартанцев. Каждого спартанца во время военного похода сопровождало три легковооруженных илота, которые выполняли роль слуг. При этом часть илотов продолжала работать в сельском хозяйстве.
3. Поскольку многочисленные илоты жили отдельно от спартанцев и без надзора, а к тому же говорили на одном языке, они представляли большую угрозу для Спарты. Чтобы предотвратить восстания илотов (которые все равно время от времени происходили) , спартанцы держали илотов в постоянном страхе . Периодически они устраивали на них настоящую охоту: подстерегали и убивали.
4. Илоты не были рабами в полном смысле слова. Они работали на земле, часть урожая с которой брали себе; у них были собственные орудия труда; их нельзя было покупать и продавать. Положение илотов в какой-то мере напоминало положение лишенных средств производства работников храмовых и царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная.
5. Спартанские илоты не были исключением из общего правила. Подобные категории населения были также в Фессалии и на Крите.
6. В конце пятого и особенно в IV в до н.э., когда под влиянием мощного притока денежных средств в Спарту в результате победы Пелопоннесского союза в войне с Афинами общественно-государственный строй Спарты стал разлагаться, в Лаконике появилось некоторое количество обычных, покупных рабов. Они использовались так же, как и большинство рабов в Греции-были домашними слугами.
7. Рабов в греческих полисах, особенно в Афинах было много, вероятно, лишь немногим меньше , чем граждан. Но так же, как и на Древнем Востоке, основой производства они не были. В сельском хозяйстве работало зависимое население типа илотов или сами граждане . Ремеслом и торговлей занимались в основном свободные граждане и особенно метеки. И те и другие могли иметь в качестве помощников рабов. Но в основном рабы трудились на рудниках и являлись домашними слугами. Свободное сельскохозяйственное население Греции также использовало рабов, но опять-таки в качестве помощников.
В статье Ю.В.Андреева "Начальные этапы становления греческого полиса// Город и государство в древних обществах.М.,1982. освещен процесс формирования основного структурообразующего элемента греческой (и в целом античной) цивилизации - полиса или города-государства. Проблема полиса и его кризиса является центральной в античной истории, поскольку античная цивилизация существовала как система полисов, а кризис и гибель этой цивилизации представляет собой кризис и гибель полиса как формы организации политических, социально-экономических и культурных процессов. Что же представлял собой греческий полис?
В период расцвета греческой цивилизации полис представлял собой независимое миниатюрное государство (в V в.до н.э. в Афинах было примерно 90 тысяч граждан, 40 тысяч метеков и 70 тысяч рабов). Его центром был город в собственном смысле слова, то есть укрепленный населенный пункт, в котором были сосредоточены административные, религиозные и военные функции, притом значительная (не обязательно большая) часть населения непосредственно или при помощи своих рабов могла заниматься ремеслом и торговлей. К городу примыкала сельская округа в лице зависимых от города поселений. Большая часть населения такого государства была сконцентрирована в городе в результате так называемого синойкизма - политической интеграции ряда первоначальных (чаще всего, сельских, но иногда и городских) общин, сопровождавшейся переселением значительной части населения в один город. Поэтому полис представлял собой специфический тип общины. В отличие от других ее разновидностей (родовая, соседская) эта община существовала как государство, то есть это гражданская община. Это был союз граждан, направленный, прежде всего, на защиту от внешних врагов. Но гражданская община выполняла и другие функции. Поскольку город представлял собой место поселения земельных собственников (чем бы они в городе ни занимались), принадлежность к общине давала право собственности на землю в полисе. Гражданин полиса был полноправным частным собственником земли (исключение - Спарта), но если он терял гражданство, он терял и право собственности, то есть частная собственность на землю была обусловлена членством в общине - принадлежностью к числу граждан. Еще одна функция гражданской общины: она обеспечивала власть и господство над негражданами - метеками и рабами. Эта функция полиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где постоянная необходимость держать в повиновении илотов способствовала тому, что "община равных" имела военизированный характер. Социальную основу полиса составляли граждане среднего достатка, способные нести военную службу. В своем идеальном варианте полис выступал как республика свободных, самостоятельно обеспечивающих свое существование земельных собственников. Поэтому рост имущественного неравенства среди граждан полиса, вызванный все большим развитием товарно-денежных отношений и отчасти более широким использованием труда рабов в конце V - начале IV вв. до н.э. привел к размыванию среднего слоя - социальной опоры полиса и соответственно к кризису всей полисной системы.
А.Ф. Лосев 1 обозначает основные черты картины мира античного человека, то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.
Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:
- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.
- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.
- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и недостатки, ведь человек - частица природы.
- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.
- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному человеку свойственен фатализм.
- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так, как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ героев.
- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение греческая идея гармонии нашла в скульптуре.
- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие личность. Когда хотят указать на человека, говорят "тело".
- соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены только чувственные ощущения.
- мышление человека конкретно и образно , даже абстрактное мышление.
- все это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек не мог уподобить мир себе , так как не чувствовал собственной личности.
- развитие личностного начала было необходимо. Античный человек в конце концов почувствовал это. Развитие этого начала вплоть до абсолютизации личности дало средневековье.
2.Древний Рим.
-Древнейший период римской истории , то есть период от образования римской общины (условная , но вероятная дата -753 г. до н.э.) до установления республики принято называть царским. Согласно античной традиции, которая подтверждается археологическими находками, древнеримская община сложилась из трех этнических групп : латинян, сабинян (и те и другие -италийские племена) и этрусков (создателей древнейшей цивилизации на Аппенинском полуострове, происхождение которых неизвестно) путем синойкизма (слияния) трех поселений. Первые римские цари были италийцами , затем в Риме утвердилась этрусская династия, что привело к резкому возвышению царской власти и расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. К этому периоду относится образование римского полиса.
-Период республики (конец VI в. до н.э. - середина I в. до н.э.) характеризуется борьбой плебеев и патрициев, завершившейся полным уравниванием в правах этих сословий и слиянием патрицианско-плебейской верхушки. В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского общества : нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами (в отличие от плебеев времен борьбы с патрициями) . К не гражданам относились сословия вольноотпущенников и рабов. В период республики Рим превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. В ходе непрерывных войн оформилась структура римского войска, которое носило характер народного ополчения. Служба в нем считалась не только обязанностью, но и честью. Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить. Развитие товарно-денежных отношений и расширенное использование труда рабов ( их приток резко увеличился в связи с победоносными войнами) к началу II в. до н.э. привели к массовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то есть сельского плебса. Нобили скупали и просто захватывали их земли, создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились рабы. Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев , люмпен-пролетариата. Резкое сокращение сельского плебса - основы римской армии - привело к военной реформе : в армию стали принимать неимущих и добровольцев(реформа армии - конец II в. до н.э. ). Армия превратилась в профессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для установления единоличной власти. Кризис экономической основы полиса (натуральное по преимуществу хозяйство, основанное на личном труде земледельцев-общинников), его социальной основы (размывание сельского плебса), кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления огромной территорией, и резкое усиление власти полководцев, опиравшихся на профессиональную армию, - все это привело к кризису полиса как типа государства и к кризису республики как типичной для полиса его формы.
mirznanii.com
Античный мир 2
Античный мир
Традиционно изучение истории Древнего мира начинается с истории восточных деспотий: Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Но история коммуникации на Востоке будет рассмотрена в отдельной главе (см. гл. 7). Поэтому предметом настоящей главы является социальная коммуникация в Древней Греции и Риме.
Главной отличительной чертой античного общества был гораздо более высокий уровень индивидуализации, чем в первобытный период или в древневосточных деспотиях, и это имело большое значение для развития коммуникации, способствовало достаточно четкому разграничению ее приемов и методов в разных сферах: политической (в том числе государственной), религиозной, торговой.
Политическая коммуникация в Древней Греции
В Греции, в отличие от современных ей восточных деспотий, сложилась политическая система, которую можно назвать демократической, причем даже в тех государствах, в которых формально существовала монархия или тирания. Именно демократия стала основой развития системы разносторонней публичной коммуникации.
Некоторое исключение, впрочем, составляло Критское государство, существовавшее до XIV в. до н. э. Его цари (миносы) считались, подобно египетским фараонам и китайским императорам, детьми богов и являлись посредниками между своими подданными и богами. Царь Крита был верховным жрецом, а жизнь царского семейства состояла из ежедневных многочисленных ритуалов, направленных в первую очередь на поддержание сакрального образа августейшего семейства. Так, царь и члены его семьи должны были проводить священные церемонии, питаться только из старинной посуды и пр. Дворец миносов Лабиринт отличался великолепием, что должно было, в том числе, и производить впечатление на иноземцев, прибывавших на Крит. Неслучайно он фигурирует в древнегреческих мифах и даже само слово «лабиринт» стало нарицательным. Крит как единое государство резко отличался от полисов (городов-государств) материковой Греции и имел больше сходств с восточными монархиями. Общество Крита делилось на два неравные части: с одной стороны — царское семейство и его приближенные, с другой — остальные подданные, не игравшие значительной роли в управлении.
Совсем иная система государственного управления сложилась в материковой Греции. В Спарте, например, цари являлись такими же членами коллегии эфоров, как и другие ее члены, избиравшиеся народом. Монархам и тиранам древнегреческих полисов (Афины, Фивы, Коринф, Спарта и др.) постоянно приходилось соотносить свои действия с мнением народа, который представлял собой не сплошную массу, подчинявшуюся воле правящей верхушки, а совокупность индивидов, имевших право голоса на народных собраниях и право участия в управлении — в случае их избрания в органы власти. Поэтому народные собрания имели столь большое значение и проходили довольно часто: по словам Аристотеля, афинское народное собрание созывалось 40 раз в год.
Собрания проводились в установленном порядке (созывались органами власти — ареопагом, советом и т. п., — глашатаи информировали народ об их проведении), но не имели четкого регламента. В результате каждый участник собрания в любой момент мог взять слово и обратиться с речью к остальным. В «Илиаде», например, описанию подобных собраний отведено немало места, и, что примечательно, на них выступают не только цари и герои Агамемнон, Одиссей, Ахилл и др., но и простые воины, например Терсит. Отсутствие четкого порядка проведения собраний приводило к тому, что нередко ораторов прерывали выкриками, замечаниями, репликами, просто не давая говорить. Поэтому Платон, в частности в диалоге «Протагор», упрекал афинян в том, что они нередко брали слово только ради того, чтобы просто обратить на себя внимание, а Демосфен в своих речах призывал сограждан сначала выслушать, а затем «поднимать шум».
Собрания, с одной стороны, позволяли властям выяснить реакцию общества на те или иные властные решения и действия, с другой — способствовали появлению «профессиональных политиков»: ораторов, предводителей общественных кланов и групп. Такие лица назывались демагогами, и в Греции это слово поначалу не несло негативной нагрузки: «демагогия» означала управление народом, ведение его за собой. Но уже Аристотель в IV в. до н. э. определял демагогию как заискивание перед народом и искусство манипулировать им.
Народ (демос) неоднократно одерживал верх над аристократией, что приводило к власти как коллегиальные органы (Совет пятисот), так и отдельных лиц: Пизистрата, Клисфена, Перикла. Именно под давлением демоса Солону пришлось принять новые законы, уничтожить кабальные записи и реформировать систему управления (594 г. до н. э.). Древнегреческие тираны вынуждены были считаться с народной оппозицией и, в полной мере осознавая опасность ее влияния на народ, всячески старались ослабить ее: например, коринфские правители успешно применяли практику выселения представителей оппозиции в колонии: на Сицилию и другие средиземноморские острова.
Избираемые органы власти в Греции отличались многочисленностью. Например, известно, что в Афинах население составляло около 35 тыс. чел., из них 20 тыс. являлись государственными служащими или представителями избранных органов. Одна только гелиэя (суд присяжных) состояла из 6 тыс. членов! Не участвовать в политической жизни общества для граждан было просто невозможно. С одной стороны, «интеллектуальная элита» призывала граждан к политической активности: так, Аристотель в своей «Политике» заявляет о необходимости участия граждан в политической жизни общества. С другой стороны, власти сурово наказывали за уклонение от исполнения гражданского долга: еще Солон постановил, что гражданин, не примкнувший ни к одной из противоборствующих фракций, лишался имущественных прав!
Уже древние греки оценили важность репутации для карьеры того или иного политического деятеля. И, как это обычно бывает, в первую очередь стали выискивать способы ухудшать репутацию политических противников, а не улучшать свою собственную. В результате в Древней Греции оказалась весьма распространена деятельность так называемых сикофантов — профессиональных обвинителей. Изначально они были именно обвинителями лиц, совершивших реальные преступления, но впоследствии просто стали искать, кого бы и в чем обвинить. Несмотря на низкую репутацию сикофантов (нередко занимавшихся обыкновенным шантажом и вымогательством), их обвинения часто влекли за собой серьезные последствия для обвиняемых, особенно если у последних были влиятельные враги. Жертвой подобных методов (получивших название «диффамация») пал, например, блестящий оратор Андокид, обвиненный в нечестии и вынужденный в 415 г. до н. э. покинуть Афины, причем разбирательство его дела с перерывами тянулось 16 лет. Несомненно, обвинения в религиозных преступлениях послужили удобным поводом для его противников избавиться от влиятельного врага. Еще более известен пример с Алкивиадом (451–404 до н. э.) — выдающимся полководцем и политическим деятелем, учеником Сократа, который, несмотря на свои воинские заслуги, был обвинен в уголовном преступлении и вынужден был покинуть Афины, найдя убежище у их врагов: сначала в Спарте, затем — в Персии. Другим весьма эффективным методом стало распускание слухов: те же сикофанты перед тем, как обвинить кого-либо перед официальными лицами (Советом пятисот, гелиэей, ареопагом), нередко распускали слухи в публичных местах, заранее подготавливая почву для своих выступлений и обеспечивая себе поддержку общественности в кампаниях против того или иного лица.
Главными центрами политической коммуникации были: агора — рыночная площадь, служившая также местом расположения главных городских зданий, святилища и храмы, театры, а также… бани и гимнасии (залы и площадки для спортивных упражнений). Последние во все времена являлись весьма характерным местом собраний для решения важных вопросов и общения: именно в гимнасиях начал распространять свое учение Сократ.
Роль политической коммуникации в Древней Греции весьма ярко отражена Аристотелем в трактате «Политика»: «Государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага… причем больше других, к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».
Особенности политической коммуникации в Древнем Риме
О политической коммуникации в Риме периода Царства и Ранней республики (753–146 до н. э.) известно крайне мало, и сведения эти во многом легендарные. Все же можно сказать несколько слов о ее особенностях.
Прежде всего в Риме, в отличие от Греции, никогда не существовало демократии: римское общество изначально отличалось неравноправием разных слоев населения. Поэтому вся политическая история Рима представляла собой непрекращающуюся борьбу за права тех, кто был ими обделен по сравнению с другими. Сначала это была борьба патрициев, потомков первых римских поселенцев, основавших город вместе с легендарным Ромулом, и плебеев, появившихся в Риме позднее. Затем — собственно римлян и их «союзников» — латинов или италиков, населявших другие города Апеннинского полуострова. Наконец, жителей Рима и Италии, с одной стороны, и населения прочих провинций Римской империи — с другой.
Единственное, что могло сплотить противоборствующие слои римского общества, — это совместное противостояние внешним врагам, приоритет интересов государства над интересами отдельной личности. Классическая формула S. P. Q. R. (Senatus populusque Romanus), т. е. «сенат и римский народ» выражала общеримскую идеологию, согласно которой государственные интересы ставились гораздо выше интересов индивидуума. Столь высокая степень этатизма предрасполагала население Рима к постоянному политическому участию, поэтому политическая составляющая жизни римлян была доминирующей, и от нее зависели экономика страны, ее культурная жизнь, а также и коммуникация.
mirznanii.com
Античный мир - это... Что такое Античный мир?
Античный мир и археология — Специализация: История Древнего мира, Археология Периодичность: 1 раз в год Сокращённое название: АМА Язык: русский Главный редактор: С. Ю. Мона … Википедия
античный мир (закат науки) — Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира Некоторые из христиан увидели в научных институтах Александрии угрозу, ибо образ жизни, концептуально основанный на языческой религии, уживался с высоким уровнем культуры.… … Западная философия от истоков до наших дней
АНТИЧНЫЙ — (от лат. antiquus древний). Древний, или сделанный в древнем вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИЧНЫЙ древний; древнегреческий или древнеримский искусство, учреждения, жизнь. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
Мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
МИР — 1. I англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к. л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). 4.… … Энциклопедия социологии
Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
мир — 1) а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Звезды, даже самые маленькие, все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со… … Малый академический словарь
dikc.academic.ru
Античный мир - это... Что такое Античный мир?
Античный мир и археология — Специализация: История Древнего мира, Археология Периодичность: 1 раз в год Сокращённое название: АМА Язык: русский Главный редактор: С. Ю. Мона … Википедия
античный мир (закат науки) — Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира Некоторые из христиан увидели в научных институтах Александрии угрозу, ибо образ жизни, концептуально основанный на языческой религии, уживался с высоким уровнем культуры.… … Западная философия от истоков до наших дней
АНТИЧНЫЙ — (от лат. antiquus древний). Древний, или сделанный в древнем вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИЧНЫЙ древний; древнегреческий или древнеримский искусство, учреждения, жизнь. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
Мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
МИР — 1. I англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к. л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). 4.… … Энциклопедия социологии
Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
мир — 1) а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Звезды, даже самые маленькие, все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со… … Малый академический словарь
veter.academic.ru
Античный мир - это... Что такое Античный мир?
Античный мир и археология — Специализация: История Древнего мира, Археология Периодичность: 1 раз в год Сокращённое название: АМА Язык: русский Главный редактор: С. Ю. Мона … Википедия
античный мир (закат науки) — Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира Некоторые из христиан увидели в научных институтах Александрии угрозу, ибо образ жизни, концептуально основанный на языческой религии, уживался с высоким уровнем культуры.… … Западная философия от истоков до наших дней
АНТИЧНЫЙ — (от лат. antiquus древний). Древний, или сделанный в древнем вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИЧНЫЙ древний; древнегреческий или древнеримский искусство, учреждения, жизнь. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
Мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
МИР — 1. I англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к. л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). 4.… … Энциклопедия социологии
Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
мир — 1) а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Звезды, даже самые маленькие, все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со… … Малый академический словарь
dvc.academic.ru
Античный мир - это... Что такое Античный мир?
Античный мир и археология — Специализация: История Древнего мира, Археология Периодичность: 1 раз в год Сокращённое название: АМА Язык: русский Главный редактор: С. Ю. Мона … Википедия
античный мир (закат науки) — Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира Некоторые из христиан увидели в научных институтах Александрии угрозу, ибо образ жизни, концептуально основанный на языческой религии, уживался с высоким уровнем культуры.… … Западная философия от истоков до наших дней
АНТИЧНЫЙ — (от лат. antiquus древний). Древний, или сделанный в древнем вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИЧНЫЙ древний; древнегреческий или древнеримский искусство, учреждения, жизнь. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
Мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
МИР — 1. I англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к. л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). 4.… … Энциклопедия социологии
Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
мир — 1) а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Звезды, даже самые маленькие, все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со… … Малый академический словарь
dis.academic.ru
Античный мир - это... Что такое Античный мир?
Античный мир и археология — Специализация: История Древнего мира, Археология Периодичность: 1 раз в год Сокращённое название: АМА Язык: русский Главный редактор: С. Ю. Мона … Википедия
античный мир (закат науки) — Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира Некоторые из христиан увидели в научных институтах Александрии угрозу, ибо образ жизни, концептуально основанный на языческой религии, уживался с высоким уровнем культуры.… … Западная философия от истоков до наших дней
АНТИЧНЫЙ — (от лат. antiquus древний). Древний, или сделанный в древнем вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИЧНЫЙ древний; древнегреческий или древнеримский искусство, учреждения, жизнь. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
МИР — 1. МИР1, мира, мн. миры, м. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. || Вся жизнь в бесконечности; всё, что… … Толковый словарь Ушакова
Мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
мир — 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь
МИР — 1. I англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к. л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). 4.… … Энциклопедия социологии
Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
мир — 1) а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Звезды, даже самые маленькие, все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со… … Малый академический словарь