С древнейших времен история. hist248 / История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История России с древнейших времен - скачать бесплатно все книги серии. С древнейших времен история


История России с древнейших времен

 

 

Книги 1—11 из 11.

  • История России с древнейших времен Том 3
  • Соловьев Сергей
  • Жанр: История
  • Мы видели, что летописец жителей старых городов называет властями, которые, как и на думу, на вече сходятся, и решение их принимают жители младших городов или пригородов; летописец говорит здесь о новгородцах наравне с киевлянами, смольнянами, полочанами, следовательно, мы не имеем права в описываемое время резко выделять новгородский быт из быта других значительнейших русских городов. Как в других городах, так и в Новгороде вече является с неопределенным характером, неопределенными формами....
  • Читать книгу | Скачать книгу | Отзывы о книге

7457574578745797458074581745827458874592745947459774599

 

 

 

Жанры

Все для учащихся - рефераты, дипломы, справочники

bookscafe.net

Соловьёв Сергей Михайлович — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс

Создание «Истории России с древнейших времён» явилось главным делом жизни знаменитого историка С. М. Соловьева. На создание этого колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. В 1851-79 вышло 28 тт., а последний, 29-й, доведённый до 1775, вышел посмертно.

«История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине 19 в. официальной. Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманнского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьев первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против «удельных» устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя.

Соловьев впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе. Например, вопрос о делении русской истории на эпохи и влияние природных условий территории на исторические судьбы русского народа. Соловьёв первый из русских историков (совместно с Кавелиным, одновременно высказывавшим ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для него нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи. Соловьёв указал, в каком направлении должна вообще идти работа русского историка, установил исходные точки в изучении нашего прошлого. Он первый высказал настоящую теорию в приложении к русской истории, внеся принцип развития, постепенной смены умственных и нравственных понятий и постепенного роста народного — и в этом одна из важнейших заслуг Соловьёва.

«История России» доведена до 1774 г.

www.runivers.ru

История России с древнейших времён — Википедия РУ

Труд «Истории России с древнейших времён»[1] стал главным делом жизни С. М. Соловьёва. Публикация проходила с 1851 по 1879 годы и составила 29 томов, собранных первоначально в 6 книг. Последний том вышел уже после смерти автора, заканчиваясь описанием Кючук-Кайнарджийского мира России с Турцией, заключённом в 1775 г. Изложение материалов основано на фактических данных (начиная с XVII в. преимущественно архивных)[2].

С точки зрения фактической полноты изложения событий русской истории, «История России с древнейших времен» наиболее полное хранилище таких фактов. Она содержит обзор событий на протяжении двадцати трех столетий, начинаясь свидетельствами о теперешней европейской России Геродота, то есть с V века до н. э. Ни один из русских историков, не охватывал такого огромного хронологического пространства[3].

Работа С. Соловьёва явилась как бы противовесом «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, которая к середине XIX века практически получила статус официальной[4].

С. Соловьёв рассматривал историю не как перечень завоеваний и смены государей. Он полагал общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо»[2]. Государство, являясь продуктом общественной жизни, есть общество в своём развитии: одно невозможно без последствий отделить от другого. По этой причине С. Соловьёв полагал главным, решающим с точки зрения исторического движение, внутренние процессы развития — ход колонизации, возникновение новых городов, изменение взглядов власть имущих на собственность и характер своей власти[4].

По мнению С. Соловьёва, от Рюрика и до наших дней русский историк имеет дело с единым цельным организмом, что обязывает его «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, а соединять их, следить за связью явлений, за непосредственной преемственностью форм; не разделять начал, а рассматривать их во взаимодействии, стараясь объяснять каждое явление внутренними причинами, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию»[1]:Предисловие.

Том первый

Природа Русской государственной области и её влияние на историю. Равнинность страны. Соседство её с Среднею Азией. Столкновение кочевников с оседлым народонаселением. Периоды борьбы между ними. Козаки. Племена славянские и финские. Славянская колонизация. Значение рек на великой равнине. Четыре главные части древней России. Озерная область Новгородская. Область Западной Двины. Литва. Область Днепра. Область Верхней Волги. Путь распространения русских владений. Область Дона. Влияние природы на характер народный.

Постепенное распространение сведений о Северо-Восточной Европе в древности. Быт народов, здесь обитавших. Скифы. Агафирсы. Невры. Андрофаги. Меланхлены. Будины. Гелоны. Тавры. Сарматы. Бастарны. Аланы. Греческие колонии на северном берегу Понта. Торговля. Характер азиатского движения.

Славянское племя. Его движение. Венеды Тацита. Анты и сербы. Движение славянских племен, по русскому начальному летописцу. Родовой быт славян. Города. Нравы и обычаи. Гостеприимство. Обращение с пленными. Брак. Погребение. Жилища. Образ ведения войны. Религия. Финское племя. Литовское племя. Ятвяги. Готское движение. Гунны. Авары. Козары. Варяги. Русь.

Призвание варягов-руси северными племенами славянскими и финскими. Следствия этого явления. Обзор состояния европейских народов, преимущественно славянских, в половине IX века.

Предания о Рюрике, об Аскольде и Дире. Олег, его движение на юг, поселение в Киеве. Строение городов, дани, подчинение племен. Греческий поход. Договор Олега с греками. Смерть Олега, значение его в памяти народной. Предание об Игоре. Походы на Константинополь. Договор с греками. Печенеги. Смерть Игоря, его характер в преданиях. Свенельд. Походы руссов на Востоке.

Правление Ольги. Месть древлянам. Значение предания об этой мести. Характер Ольги в предании. Её уставы. Принятие христианства Ольгою. Характер сына её Святослава. Его походы на вятичей и хозаров. Святослав в Дунайской Болгарии. — Печенеги под Киевом. Смерть Ольги. Распоряжение Святослава относительно сыновей. Возвращение его в Болгарию. Война с греками. Смерть Святослава. Характер его в предании. Усобица между сыновьями Святослава. Владимир в Киеве. Усиление язычества. Буйство варягов, уход их в Грецию. (946—980)

  • Глава 7. Владимир Святой. Ярослав I

Несостоятельность язычества. Известие о принятии христианства Владимиром. Распространение христианства на Руси при Владимире. Средства к утверждению христианства. Влияние духовенства. Войны Владимира. Первое столкновение с западными славянами. Борьба с печенегами. Смерть Владимира, его характер. Усобица между сыновьями Владимира. Утверждение Ярослава в Киеве. Отношения к Скандинавии и Польше. Последняя греческая война. Борьба с печенегами. Внутренняя деятельность Ярослава. (980—1054)

  • Глава 8. Внутреннее состояние русского общества в первый период его существования

Значение князя. Дружина, её отношение к князю и к земле. Бояре, мужи, гриди, огнищане, тиуны, отроки. Городовые и сельские полки. Тысяцкий. Способы ведения войны. Городское и сельское народонаселение. Рабы. Русская Правда. Нравы эпохи. Обычаи. Занятие жителей. Состояние религии. Монашество. Управление и материальные средства церкви. Грамотность. Песни. Определение степени норманского влияния.

Том второй

  • Глава 1. О княжеских отношениях вообще

Завещание Ярослава I. Нераздельность рода. Значение старшего в роде, или великого князя. Права на старшинство. Потеря этих прав. Отчина. Отношение волости младшего князя к старшему.

  • Глава 2. События при жизни сыновей Ярослава I. (1054—1093)

Линии Рюрикова рода, Изяславичи и Ярославичи. Распоряжения последних насчет своих волостей. Движения Ростислава Владимировича и гибель его. Движения Всеслава полоцкого и плен его. Нашествие половцев. Поражение Ярославичей. Восстание киевлян и бегство великого князя Изяслава из Киева. Возвращение его и вторичное изгнание. Вторичное возвращение Изяслава и смерть его в битве против обделенных племянников. Характер первых усобиц. Княжение Всеволода Ярославича в Киеве. Новые движения обделенных князей. Усобицы на Волыни. Борьба с Всеславом полоцким. Смерть великого князя Всеволода Ярославича. Печальное состояние Руси. Борьба с половцами, торками, финскими и литовскими племенами, болгарами, поляками. Дружина Ярославичей.

  • Глава 3. События при внуках Ярослава I. (1093—1125)

Прежние причины усобиц. Характер Владимира Мономаха. Он уступает старшинство Святополку Изяславичу. Характер последнего. Нашествие половцев. Олег Святославич в Чернигове. Борьба с ним Святополка и Владимира. Неудача Олега на севере. Послание Мономаха к Олегу. Съезд князей в Любече и прекращение борьбы на востоке. Новая усобица на западе вследствие ослепления Василька Ростиславича. Прекращение её на Витичевском съезде. Распоряжение насчет Новгорода Великого. Судьба Ярослава Ярополковича, племянника великого князя. События в Полоцком княжестве. Войны с половцами. Борьба с другими соседними варварами. Связь с Венгриею. Смерть великого князя Святополка. Киевляне избирают Мономаха в князья себе. Война с минским князем Глебом и с волынским Ярославом. Отношение к грекам и половцам. Смерть Мономаха. Дружина при внуках Ярослава I.

  • Глава 4. События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба Святославичей с Мономаховичами до смерти Юрия Владимировича Долгорукого. (1125—1157)
  • Глава 5. События от смерти Юрия Владимировича до взятия Киева войсками Андрея Боголюбского. (1157—1169)
  • Глава 6. От взятия Киева войсками Боголюбского до смерти Мстислава Мстиславовича Торопецкого. (1169—1228)

Том третий

  • Глава 1. Внутреннее состояние русского общества от смерти Ярослава I до смерти Мстислава торопецкого(1054—1228)
  • Глава 2. От смерти Мстислава торопецкого до опустошения Руси татарами (1228—1240)
  • Глава 3. От Батыева нашествия до борьбы между сыновьями Александра Невского (1240—1276)
  • Глава 4. Борьба между сыновьями Александра Невского (1276—1304)
  • Глава 5. Борьба между Москвою и Тверью до кончины великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1304—1341)
  • Глава 6. События в княжение сыновей Иоанна Калиты (1341—1362)
  • Глава 7. Княжение Димитрия Иоанновича Донского (1362—1389)

Том четвёртый

  • Глава 1. Княжение Василия Димитриевича (1389—1425)
  • Глава 2. Княжение Василия Васильевича Тёмного (1425—1462)
  • Глава 3. Внутреннее состояние русского общества от кончины князя Мстислава Мстиславовича Торопецкого до кончины великого князя Василия Васильевича Тёмного (1228—1462)

Том пятый

Подчинение Казани. Завоевание Перми. Югорские князья платят дань в Москву; утверждение русских на Печоре; переход за Уральские горы. Нашествия хана Золотой Орды Ахмата. Поведение Иоанна во время второго нашествия Ахмата. Послание к нему Вассиана, архиепископа Ростовского. Отступление Ахмата от Угры. Гибель Ахмата в степях. Крымская орда. Союз Иоанна с крымским ханом Менгли-Гиреем; крымцы дорушивают Золотую Орду. Первые сношения России с Турциею. Сношения с тюменцами, ногаями, Хорасаном и Грузией.

  • Глава 4. Литва
  • Глава 5. Внутреннее состояние русского общества во времена Иоанна III
  • II Часть
  • Глава 1. Псков

Война с Казанью. Война с Литвою. Глинский. Смерть короля Александра. Глинский вооружается против преемника его, Сигизмунда, и вступает в службу к московскому великому князю. Вечный мир между Василием и Сигизмундом. Вражда у Василия с Крымом. Дела ливонские. Падение Пскова.

  • Глава 2. Смоленск

Возобновление войны с Литвою. Взятие Смоленска. Измена Глинского. Поражение русских у Орши. Сигизмунд не пользуется победою. Сигизмунд подущает крымцев к нападению на русские владения. Союз Василия с Альбрехтом Бранденбургским. Посредничество императора Максимилиана. Посольство Герберштейна. Союз Казани и Крыма против Москвы. Нашествие Магмет-Гирея. Перемирие с Литвою. Войны с Казанью. Сношения с Крымом, Швециею, городами ганзейскими, Даниею, Римом, Турциею. Присоединение Рязани, княжества Северского и удела Волоцкого.

  • Глава 3. Дела внутренние

Том шестой

Том седьмой

  • Глава 1. Внутреннее состояние русского общества во времена Иоанна IV
  • Глава 2-5. Царствование Феодора Иоанновича

Том восьмой

Том девятый

  • Глава 1-4. Царствование Михаила Феодоровича. 1613—1645 г.
  • Глава 5. Внутреннее состояние Московского государства в царствование Михаила Феодоровича

Том десятый

  • Глава 1. Состояние Западной России в конце XVI и в первой половине XVII века
  • Глава 2-4. Царствование Алексея Михайловича

Том одиннадцатый

  • Глава 1-5. Продолжение царствования Алексея Михайловича

Том двенадцатый

  • Глава 1-5. Продолжение царствования Алексея Михайловича.

Том тринадцатый

  • Глава 1. Россия перед эпохой преобразования
  • Глава 2. Царствование Феодора Алексеевича
  • Глава 3. Московская смута 1682 года

Том четырнадцатый

Том пятнадцатый

  • Глава 1-5. Царствование Петра I Алексеевича.

Том шестнадцатый

  • Глава 1-5. Царствование Петра I Алексеевича.

Том семнадцатый

  • Глава 1-5. Царствование Петра I Алексеевича.

Том восемнадцатый

Том девятнадцатый

Том двадцатый

  • Глава 1-4. Царствование императрицы Анны Иоановны

Том двадцать первый

Том двадцать второй

  • Глава 1-4. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. 1745—1748 год
  • Глава 5. Образованность в России в первые семь лет царствования Елисаветы

Том двадцать третий

  • Глава 1-6. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. 1749—1755 год

Том двадцать четвёртый

  • Глава 1-6. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. 1756—1761 год

Том двадцать пятый

  • Глава 1. Царствование императора Петра III Феодоровича. 25 декабря 1761 — 28 июня 1762 года
  • Глава 2-3. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1762—1763 год

Том двадцать шестой

Том двадцать седьмой

  • Глава 1-3. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1766—1768 год

Том двадцать восьмой

  • Глава 1-4. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1768—1772 год

Том двадцать девятый

  • Глава 1-2. Царствование императрицы Екатерины II Алексеевны. 1773—1775 год

Турецкие и польские дела в 1773 и 1774 годах. Отношения к другим европейским державам за то же время. Внутреннее состояние России во время первой турецкой войны.

http-wikipediya.ru

Соловьёв Сергей Михайлович — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс

Создание «Истории России с древнейших времён» явилось главным делом жизни знаменитого историка С. М. Соловьева. На создание этого колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. В 1851-79 вышло 28 тт., а последний, 29-й, доведённый до 1775, вышел посмертно.

«История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине 19 в. официальной. Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманнского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьев первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против «удельных» устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя.

Соловьев впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе. Например, вопрос о делении русской истории на эпохи и влияние природных условий территории на исторические судьбы русского народа. Соловьёв первый из русских историков (совместно с Кавелиным, одновременно высказывавшим ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для него нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи. Соловьёв указал, в каком направлении должна вообще идти работа русского историка, установил исходные точки в изучении нашего прошлого. Он первый высказал настоящую теорию в приложении к русской истории, внеся принцип развития, постепенной смены умственных и нравственных понятий и постепенного роста народного — и в этом одна из важнейших заслуг Соловьёва.

«История России» доведена до 1774 г.

www.runivers.ru

Соловьёв Сергей Михайлович — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс

Создание «Истории России с древнейших времён» явилось главным делом жизни знаменитого историка С. М. Соловьева. На создание этого колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. В 1851-79 вышло 28 тт., а последний, 29-й, доведённый до 1775, вышел посмертно.

«История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине 19 в. официальной. Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманнского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьев первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против «удельных» устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя.

Соловьев впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе. Например, вопрос о делении русской истории на эпохи и влияние природных условий территории на исторические судьбы русского народа. Соловьёв первый из русских историков (совместно с Кавелиным, одновременно высказывавшим ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для него нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи. Соловьёв указал, в каком направлении должна вообще идти работа русского историка, установил исходные точки в изучении нашего прошлого. Он первый высказал настоящую теорию в приложении к русской истории, внеся принцип развития, постепенной смены умственных и нравственных понятий и постепенного роста народного — и в этом одна из важнейших заслуг Соловьёва.

«История России» доведена до 1774 г.

www.runivers.ru

История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с

А.Н. САХАРОВ

ИСТОРИЯ

РОССИИ

СДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА

Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений

Допущено Министерством образования

Российской Федерации

Москва «Русское слово» 2003

ББК 63.3 (2) С 22

РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор исторических наук,

профессор кафедры истории России РУДН РА.Лрсланов; учитель истории лицея № 1560М.Н. Чернова

Методическое редактирование — канд. истор. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права МПУ А.Н. Фукс

Методический аппарат — Г.И. Старобинская

Художественное оформление — С.Н. Якубовский

Сахаров А.Н.

С 22 История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.; «ТИД «Русское слово—РС»,2003. — 320 с.: ил.

ШВИ 5-94853-057-4(ч. 1) Ю Ш5-94853-126-0

В учебнике члена-корреспондентаРАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее хозяйственной жизни, культуры, быта. Основные вехи и события русской истории показаны через судьбы государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры, науки, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей.

ББК 63.3 (2)

 

©А . Н . Сахаров

13ВК 5-94853-057-4(ч. 1)

© «ТИД «Русское слово—РС»,2003

181Ж 5-94853-126-0

Все права защищены

Введение

Что означают слова «история России»? Ведь Россия — это и огромная территория, которая к началу XX в. занимала шестую часть земной суши, и природа страны, и климат, и ее хозяйство, и культура, и население. Но прежде всего история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.

Столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой — болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом — сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, отстаивая собственные национальные интересы, и лишь впоследствии вовлекались в русло общей российской истории.

С самых первых шагов история России развертывалась на пространствах Европы и Азии. А это значит, что в истории нашего Отечества, в традициях и обычаях нашего народа постоянно отражались влияние, взаимодействие и противостояние Запада и Востока. Две великие цивилизации Земли — западная (европейская, средиземноморская, атлантическая) и восточная, воплотившая в себе опыт великих кочевых империй и оседлых государств древности и Средних веков, проложили свои борозды на исторической ниве России.

В мировой истории наше Отечество является единственной страной, которая испытывала подобное мощное и противоречивое влияние Запада и Востока, что во многом определило ее исторический путь как путь евразийской державы. Таковой Россия остается и до

сегодняшнего дня. Недаром в российском гербе двуглавый орел смотрит и на запад, и на восток.

Мы уже несколько раз употребляли слово «народ», будем им пользоваться и впредь. У этого слова есть несколько значений. Во-первых,словом «народ» нередко обозначают ту или иную нацию: говорят — «русский народ», «татарский народ» и т. д.Во-вторых,под словом «народ» часто понимаются трудовые люди, низы общества. В древности это крестьяне и ремесленники, которые отличались от зажиточных и богатых слоев населения — купечества, духовенства, дворянства, аристократии и по своему материальному положению и по месту в обществе. Существует и третье понимание слова «народ» — это все слои того или иного общества, взятые вместе, общество в целом, люди, спаянные единым общественным интересом и в то же время порой резко отличающиеся друг от друга, а потому имеющие свои собственные коллективные и личные интересы. Эти интересы могут сталкиваться и приводить общество к жестоким конфликтам.

Вистории нет хороших или плохих народов, как нет плохих и хороших слоев народов. Все — крестьяне, предприниматели, дворянство, духовенство, аристократия — продукт исторического развития страны. Менялись времена, менялось место той или иной части народа в истории страны. И надо хорошо представлять себе роль различных слоев общества в истории России, уметь выявить, что они дали стране, а где и когда эгоистическими интересами нанесли ей ущерб.

Вто же время необходимо помнить, что каждый член общества — это отдельная личность, отдельная жизнь, судьба, неповторимая биография. С одной стороны, человек — часть коллектива с его общими интересами, с другой — он сам воплощение целого уникального мира с собственными интересами, страстями,

привязанностями, представлениями, которые могут в силу многих причин отличаться от представлений других людей. Вся человеческая история, в том числе и история России, — это не только постоянные поиски людьми их общего большого общественного интереса, интереса страны, но и борьба между интересами

отдельной личности и коллектива, личности и государства. И поныне продолжаются настойчивые попытки привести к общему знаменателю стремления отдельного человека и всего общества.

История — одновременно прекрасная и жестокая наука, потому что она призвана показать жизнь человеческого общества во всем ее многообразии — величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ — и низких страстях; взаимопомощи и взаимовыручке людей — и насилиях над личностью человека и целых народов.

История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.

Источники исторического знания разнообразны и многочисленны. О глубокой древности нам рассказывают науки археология (от греческих слов «археос» — «древний» и «логос» — «учение») иантропология (от греческих слов «антропос» — «человек» и «логос»).

Археологи путем раскопок древних поселений, изучения жизни человека в пещерах, анализа найденных орудий труда, оружия, домашней утвари, украшений, древней скульптуры и живописи воссоздают жизнь людей прошлых эпох, их духовный облик и верования.

Антропологи по найденным останкам восстанавливают внешний облик людей, их развитие на протяжении тысячелетий, делают выводы о том, как формировались народы и расы.

Помогает постичь историю человечества и лингвистика (от латинского слова «лингва» — «язык»). Лингвисты исследуют происхождение языков, их родство, связи, развитие и с их помощью раскрывают еще одну грань исторических судеб различных народов.

С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи — погодные (от слова «год») записи событий, различного рода светские и церковные законы и уставы, государственные и международные документы, церковные сочинения, литературные произведения,

воспоминания людей, их дневники, а позднее — книги, газеты, ж у р н а л ы , о т р а ж а ю щ и е ж и з н ь эпохи, кино - фотофономатериалы. Бесценным свидетельством прошлых эпох и представлений человека о себе и своей жизни являются архитектурные сооружения, произведения искусства, предметы быта.

Все это вместе взятое внимательно изучает история, воссоздавая облик п р о ш л ы х веков, в том числе и прошлого нашей Родины .

1.Раскройте смысл названия данного учебника.

2.Почему история — одновременно и прекрасная и жестокая наука?

3.В каком значении употребляется термин «народ» в следующих предложениях:

а) различные народы вовлекались в круговорот российской истории; ^ :Н&.7 лацил' ^ ^ ^ ^

б) история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.

4. Придумайте предложение, в котором слово «народ»

обозначало бы не только низы общества, трудовых

людей,

но и аристократию, знать, духовенство, элиту общества.

 

5. Докажите конкретными фактами, что не бывает

плохих

и хороших народов.

 

6.Поразмышляйте, какие уроки может извлечь ваше поколение из прошлого нашего народа.

7.Какие источники исторических знаний помогают ученым воссоздавать облик прошлых веков? Г " ' . » . '

8.Труд каких ученых (историков) вложен в изучение глубокой

древности нашей страны?

лУ.

^

9.Приведите примеры, подтверждающие, что история России — наука живая, развивающаяся.

10.Как вы понимаете, почему в исторической науке существуют различные точки зрения на те или иные события, возникают дискуссии, создаются гипотезы и пр.?

РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ

Г л а в а I

Индоевропейцы. Исторические корни славян

§ 1

Родина индоевропейцев. Индоевропейцы — это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Оно дало начало многим современным европейским и азиатским народам, а позднее, уже в Новое время, распространилось в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, на различных островах и архипелагах. Большинство ученых считает, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лиственных лесах, на покрытых травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные реки, складывалась древнейшая индоевропейская общность людей.

Когда-толюди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы общего происхождения сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее дерево или именно березу. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.

От этого времени до нас дошли следы поселений, открытых археологами. На плодородных землях вдоль берегов полноводных рек от Карпатских гор до Поднепровья начали расселяться земледельцы-ското-воды, а далее, на восток, на необозримых степных пространствах вплоть до южных отрогов Уральских гор — скотоводы.

Поселения трипольцев. Примером поселений земле-дельцев-скотоводовмогут служить остатки древнего поселка в Поднепровье у села Триполье, относящиеся к IV — III тысячелетиям до н. э. Поэтому жителей той поры назвали условнотриполъцами.

Занятия земледелием и скотоводством увеличили хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовали росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках и освоении новых земель.

Родословная народов Евразии. С юго-востока Европы началось триумфальное распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался

Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финныраспались на новые ветви — угров (венгров) и финнов. Потомкамиугро-финскогонаселения являются многие российские народы Поволжья и Севера — мордва, удмурты, мари, коми и др. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки тюрок и монголов. Их потомки — калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателейВосточно-Европейскойравнины. На Северном Урале, между устьями Печоры и Оби, располагались неолитические предки уральских народов, говорившие на так называемых уральских, языках. Население Южной Сибири, Алтая и Саян — древние алтайцы — объяснялось на алтайских языках. На Кавказе говорили на кавказских языках. К югу от Кавказского хребта выделились предки грузин.

Северокавказцы раньше других освоили плавку металла (благо он в изобилии имелся на Кавказе) и выделку металлических орудий и оружия, они разводили крупный рогатый скот и свиней, перешли к скотоводству, первыми освоили колесные повозки.

Уральские народы первыми спустили на воду лодки, изобрели лыжи и сани.

Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы переходили к скотоводству и земледелию лесного типа, продолжали развивать охоту и рыболовство. Все вместе здешнее население в суровых условиях леса и лесостепи отставало от набиравших темпы развития народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Двуречья, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития.

Место предков славян среди индоевропейцев. Во II тысячелетии до н. э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течение ряда веков одно целое. И резко отличались от тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе.

В 9ередине II ТЫсячелета«идо н . э . обособились германские племена.лгбалты и славяне составили общую

балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы

studfiles.net