«Картина мира древних цивилизаций» — Культурология
Оговоримся сразу, что будет представлена обобщенная, типизированная «картина мира». Не будут затронуты не только субкультурные различия, но и конкретные особенности, к примеру, Египта и Шумера, Древнего Китая, Индии и Мезоамериканских цивилизаций.
Для понимания специфики картины мира древних цивилизаций сравним ее с «картиной мира» архаических сообществ.
Одно из самых важных представлений любой культуры о возникновении мира (Вселенной) (рис.10). Ситуация до творения мира расценивается как состояние Хаоса. «Творение» определяется как создание «порядка». В древних цивилизациях возникает представление о существования Творца. Им становится Бог-Демиург. Его миротворческая роль хорошо просматривается в космогонических мифах древних цивилизаций. Это Брахма индийцев, Ан - у шумеров, Пта у египтян.
В архаике существовало представление о творении мира как процесса, который идет без чьего-либо участия. Мир творится сам собою: вырастает «мировое дерево», поднимается из водного хаоса «мировая гора», разделяется на две части (небо и землю) «мировое яйцо».
Возникновение идеи Бога-Творца приводит к рождению теократической картины мира. (Тео-бог, кратос - власть). Мир населяется богами, которые становятся главными действующими лицами в жизни людей.
Вселенная состоит из трех миров: Небесного Среднего Нижнего. На первый взгляд такая же картина и в архаике. Но в мировосприятии египтян, шумеров и других древних народов «назначение» Нижнего мира иное.
В архаике хтонический мир мир магической силы и мир предков, которые периодически возвращаются. При определенных ситуациях в этот мир можно войти и выйти преображенным.
В древних цивилизациях Нижний мир рассматривается только в мрачных тонах: подземный, мир мертвых, мир теней. Число живых теперь должно быть равно числу умерших: этот закон регулировал соотношение миров. Из Нижнего мира не возвращаются. (Вспомните греческий миф об Орфее и Эвридике). Появляются города мертвых некрополи, чаще всего ориентированные на запад как сторону смерти. Возникает представление о загробных мучениях, уменьшить которые можно принесением жертв родственниками умершего (рис.11).
Напомним, восприятие жизни в архаике было циклическим: умерший вновь родится. В древних цивилизациях происходит осознание единичности жизни. Круг «вечного возвращения» разрывается. Меняется и отношение к смерти, происходит факт осознания смерти как завершения земной жизни.
Средний мир состоит из «нашей страны», «степи/пустыни» и чужих земель. «Наша страна» это территория города (нома округи городов) с храмом городского божества и городской стеной.
Степь буферная зона, место «не злое» и «не доброе». Там могут действовать как одни силы, так и другие.
Чужие земли приравнивались к хаосу. У шумеров эта территория называлась тем же словом, что и Нижний мир.
Древние цивилизации географически «вытянуты» вдоль рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда т.д. Речная ориентация и занятие земледелием определили как благоприятные южную и восточную стороны света. С учетом этих направлений строились храмы и города.
Особое значение приобретает Небесный мир. Знак «бога» у шумеров означал и небо, и звезду. Боги обитают на небесах. И небес оказывается много.
Время мира (Вселенной) по-прежнему воспринимается как циклическое (файл 8) по причине господства земледельческого цикла.
Египтяне верили, что заход и восход солнца означает смерть и воскрешение бога Ра. Ежегодно умирающая и воскресающая природа порождала умирающих и воскресающих богов. В древнем Египте культ бога Осириса. В Шумере культ Думузи/ Таммуза.
Важным чертой «картины мира» цивилизаций является изменение соотношения профанного и сакрального (времени и пространства).
В архаике сакральное (священное) существовало только на время ритуала. Значимость ритуала в древних цивилизациях не ослабляется и не исчезает, но идея «сакрального» теперь напрямую связана с Богом.
Связь с Богом осуществляется как в процессе ритуала, так и в постоянном присутствии Бога в Среднем мире. Место жизни на земле бога храм. Итак, теперь сакральное постоянно присутствует в профанном. Храм, дворец становятся сакральными местами в городе.
Бог на земле пребывает в облике царя. Это представление особо явно реализовалось в Египте: фараон это живой бог, что не отменяло наличия множества других богов, с которыми фараон мистическим образом находился в родственных отношениях. Отсюда и особое отношение к царю: не как к первому среди равных (так будет в европейском Средневековье), а как к реальному божеству. Именно эта идея объясняет возникновение в первых цивилизациях сакрализации государственной власти.
Даже через многие столетия Восток сохранял раболепное отношение к правителю, который уже не был живым богом, но имел власть.
Царь-бог выполнял задачи поддержания «космического порядка»: строил храмы, города, обустраивал систему оросительных каналов, начинал сев, вел войны с силами Хаоса. Скипетр (посох) в руках царя аналог «мирового дерева» творения.
В архаических культурах самый большой страх вызывало нарушение табу. В древних цивилизациях самое страшное преступление: неповиновение власти, неповиновению царю. Невыполнение приказов царя было равносильно разрушению мира. По этой причине здоровье и благополучие каждого человека зависело от здоровья и благополучия, прежде всего, царя-бога. Египетские молитвенные формулы всегда содержали фразу, в которой были обращения с просьбой благополучия и здравия фараона.
Физическое здоровье царя напрямую связывалось с плодородием земли и хорошим урожаем. В первых цивилизациях с архаических времен сохранялся ритуал «хеб-сед», прекрасно описанный в работе Дж. Фрезера «Золотая ветвь». Смысл этого ритуала состоял в ежегодном доказательстве силы и здоровья царя.
Идея «космического порядка» была ядром теократической картины мира первых цивилизаций.
«Космический порядок» - это порядок, установленный богами и имеющий место в Небесном мире. Возникает представление, что мир земного существования (Средний мир) должен быть точным подобием, отражением этого установленного богами порядка. И в том, и в другом правят боги. Очень ярко это представление выражено у шумеров: каждый человек рождается на свет для работы на богов. Другого назначения в жизни у человека не было.
На протяжении всей жизни нужно отдавать богам часть урожая и скот, воевать за их храмы, беспрекословно восстанавливать разрушенное, приносить им жертвы, возносить хвалебные песни.
Боги порождают ветры, воды и даже потопы. Они рождаются в земле как зерно, а потом дают урожай. Они устанавливают обычаи, ремесла, моральные нормы. Если вдруг наступали какие-либо природные коллизии или социальные неурядицы, то люди начинали укорять себя за невнимание к богам, ведущее к нарушению «космического порядка».
Требование следования «космическому порядку» побуждало жрецов наблюдать за звездным небом, составлять и вести лунно-солнечные календари, предсказывать несчастья при лунных или солнечных затмениях.
Таким способом развивались астрономические наблюдения и математические исчисления, которые инициировались не задачей познания, а религиозными представлениями.
Шумерская астрономия и математика были самыми точными на Ближнем Востоке. До сих пор мы делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы так, как это впервые стали делать шумеры [3. С.9].
По этой же причине создавались и многочисленные гороскопы, назначение которых все в том же следовании «космическому порядку».
В состав имени человека обязательно должно было входить имя божества, охранявшего жизнь. Соответственно и судьба человеку дается богами. Если человек осознает единичность своего бытия, то у него возникает представление о существовании своей собственной, только ему принадлежащей душе. Напомним, в архаике человек повторяет жизнь предка и обладает его (предка) душой.
Мифологическое мышление по-прежнему формирует взгляды людей. Оно все также основывается на бинарности (бинарных оппозициях).
Выражение «Земля-Небо» у шумеров означало Вселенную, т. е. имел распространение бинарный эквивалент, а не некое абстрактное слово «Вселенная». Официальная титулатура фараона указывала, что он властитель не просто Египта, а Верхнего и Нижнего Египта. (Эту бинарность демонстрирует и головной убор фараона: раздвоенные концы символизируют Верхний и Нижний Египет).
Мифологичность мышления, как мышления на основе ассоциаций, хорошо прослеживается на примере отношения к храму в Шумере.
Храм перестраивался каждую весну не только потому, что ветшал, хотя и это было возможно, но прежде всего потому, что старый храм воспринимался как «старое время», умирающее как живое существо каждый год. Значит, для того чтобы наступило «новое время» (Новый Год) необходимо было построить новый храм [4. С.84.].
Итак, сделаем обобщение.
1. «Картина мира» первых цивилизаций была теократической, она строилась на идеях «космического порядка», установленного богами.
2. Средний мир (земной) должен быть точным подобием Небесного, т. к. боги пребывают в двух мирах.
3. Назначение человека любого ранга состоит в том, чтобы служить богам. Недостаточное усердие приводит к природным и социальным катаклизмам.
4. Возникает обожествление правителя и сакрализация государственной власти. Правитель выполняет функции по обустройству и поддержанию порядка на земле.
5. Возникает идея единичности жизни человека и происходит осознание личной смертности. В этой связи возникают представления об устройстве загробного мира, которые занимают важное место в «картине мира» древних цивилизаций.
ifreestore.net
КАРТИНА МИРА | Энциклопедия Всемирная история
КАРТИНА МИРА - система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.).
Картина мира синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отдельных явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. Картина мира составляет одну из основ культуры; целостность картины мира обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, искусство, а также рядом психологических механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «Картина мира» разное содержание.
В языкознании широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов картины мира: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К.В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой картины мира (термин введён И.Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естественных языков (синтаксическое членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т. п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфический характер таксономических систем, например, при обозначении цвета и др.).
Реконструкция языковой картины мира (например, русской языковой картины мира в работах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в других языках) понятий (смотрите Концепт) того или иного языка и культуры. Другим распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (например, уподобление спора войне, тоски - хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т. п.).
В антропологии термин «картина мира» начал широко употребляться с 1950-х годов под влиянием американского антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. Картина мира не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных картин мира: так, в традиционном обществе Редфилд выделял картину мира крестьянина и картину мира горожанина, или картину мира «школ и храмов» («большая традиция») и картину мира деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка французской «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (смотрите «Анналов» школа, Историческая антропология), немецкие «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (смотрите Герменевтика). В русле этих идей выросли современные школы реконструкции картин мира людей других культур - в когнитивной антропологии и других направлениях культурной антропологии (например, бинарные оппозиции «сырое - варёное», «земля - небо», «белый - чёрный» и т. п. как базовые категории этнических картин мира в работах К. Леви-Стросса), культурологии (например, работы Ю.М. Лотмана о русском дворянстве XIX века, использующие в качестве источника такие символические системы культуры, как этикет или правила игр), истории (например, работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А.Я. Гуревича о средне-вековой культуре), исторической психологии и этнопсихологии.
М. Хайдеггер, подчёркивая исторический характер самого понятия картина мира, предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «картине мира» традиционных культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, т. е. как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.
В психологии картина мира рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (смотрите Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: например, когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (смотрите Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т. д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит картина мира; например, различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации картины мира, связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (смотрите Межполушарная асимметрия).
В российской психологии введённое А.Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др.). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и другие психические процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной картине мира. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами экспериментальной психосемантики.
В истории и методологии науки важное место занимает понятие «научная картина мира» - единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций различных естественных наук и выполняющая эвристическую функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять научный поиск. В основе научной картины мира лежит определённое мировоззренческое ядро (например, представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (научная парадигма), время от времени изменяются в результате научной революций (Т. Кун).
Первый этап научной картины мира представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й половине XVII века «механистической картиной мира», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в конце XIX века), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (1-я половина XX века) привёл к пересмотру этих представлений (например, под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в других науках; например, в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетическая теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая научная картина мира (установка многих учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта - это не территория»).
Дополнительная литература:
Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988;
Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993;
World views, from fragmentation to integration. Brussel, 1994; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996; она же. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999;
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996;
Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000;
Языковое сознание и образ мира. М., 2000;
Smart N. Worldviews: crosscultural explorations of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000;
Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002;
Naugle D.K. Worldview: the history of a concept. Grand Rapids, 2002;
Кун Т. Структура научных революций. М., 2004;
Аошуан Т. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М., 2004;
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004;
Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб., 2004;
Петренко В.Ф.Основы психосемантики. 2-е изд. СПб. и др., 2005;
Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005.
Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира
Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира
Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все доказывать, то есть выводить одно знание из другого. Из всех наук наиболее важным является естествознание (наука о природе). Сейчас оно существует в виде множества наук: физики, астрономии, химии, биологии, географии и других.
Временем рождения науки принято считать V век до н. э., а местом – Древнюю Грецию. В основе научного знания лежат факты. Из множества похожих фактов выводится научный закон. Несколько законов объединяются в теорию, а несколько теорий складываются в картину мира. Таким образом, научная картина мира – это наиболее общие представления человека обо всей природе. (Причем термин «природа» и в философии, и в науке обозначает все, что существует не только на Земле, но и далеко за ее пределами. Поэтому синонимами слова «природа» в данном случае могут быть слова: «мир», «мироздание», «космос», «Вселенная».)
Поскольку наука никогда не стояла на месте, то на протяжении человеческой истории картина мира несколько раз менялась. Смена картины мира называется научной революцией. Считается, что таких картин, и соответственно революций, было три. Первая научная революция произошла приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом было рождение науки. Тогда же сложилась первая научная картина мира, которая называется древнегреческой, или античной, или аристотелевской (по имени ее основного представителя – знаменитого греческого философа и ученого Аристотеля).