2.2.1. Сказки о животных. Древние сказки о животных
Читать сказки про животных. Сказки для детей читаем онлайн
Сказка про двух хитрых братьев ежиков, которые обманули быстрого зайца, которому и невдомек было как его разыграли братишки-ежики!
Австралийская сказка расскажет о том, как мать вселенной Эйнгана сотворила зверей, птиц и рыб из людей
Русская народная сказка рассказывает о том, как лиса выгнала и дома зайца. Много разных животных хотели выгнать лису в отместку. И только бравому петуху это удалось.
Русская народная сказка расскажет про лису-плутовку, которая обманула мужика, волка и медведя
Сказка рассказанная Дмитрием Гайдуком. Повествует о том как родился человек и какие неприятности ждали его в этом мире. Сказка растаманов.
постарел пес, отвел его хозяин в лес и привязал к дереву. Прознал об этом волк и решил наказать пса, за былое времечко. А пес умный был, и не позволил волку съесть себя. Пошел волк в деревню но и там ему поживиться не вышло. Подкараулил охотник его, так волк и издох.
Жила Хаврошечка у людей, и слова от них доброго не слышала. Много работала на них, а как совсем тяжко становилось выходила она и коровке своей жаловалась.
Бежали лиса и волк через луг. Увидел волк птичку, и захотел как она стать. Лиса ему в этом подсобила. Да только не так как волк этого ожидал.
Жили кот, воробей да жихарько третей. Уезжали кот и воробей, а жихарько оставался дома, наказывали ему молчать. Приходила баба-яга и забирала разговорчивого жихарько, приходилось спасать друга коту и воробью. Однажды не смогли они помочь. И наказала Баба-яга дочерям изжарить жихарько. Да ни тут-то было, обманул их жихарько и изжарил дочерей. Разгневалась баба-яга, но жихарько и с ней совладал.
Издавна враждовали меж собою лис Миккель и медведь Бамсе. И хоть медведь много сильнее лиса, а никак ему с Миккелем не совладать было, потому что верх всегда тот берет, у кого смекалки больше. Только один раз так вышло, что и старый Бамсе лиса в дураках оставил.
Совсем стемнело, пора бы уж воротиться Черепаховичу, а его нет как нет. Так и не пришлось званым гостям отведать черепашьих пирогов. Вот и день прошел, другой настал - нет ни дрожжей, ни Черепаховича. Год прошел, другой и третий. Сгинул Черепахович, как топор в проруби.
Короткая сказка из Португалии, которая расскажет, как волк пытался обмануть сову, а сова обманула волка.
moi-skazki.ru
Сказки о животных
Лиса и тетерев
Бежала лисица по лесу, увидела на дереве тетерева и говорит
ему: — Терентий, Терентий! Я в городе была. — Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была. — Терентий, Терентий! Я указ добыла. — Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла. — Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а всё бы
гулять по зелёным лугам...
Как лиса шила волку шубу
Идет волк по лесу. Видит, дятел долбит дерево; он ему и
говорит: «Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь, работаешь, а хатки
за свой век построить не можешь!»
Коза-дереза
Жили-были дед да баба да внучка Маша. Не было у них ни
коровки, ни свинки, никакой скотинки — одна коза. Коза, чёрные глаза, кривая
нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу
пасти. Она пасла, пасла и домой погнала...
Лиса и волк
Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе: — Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге...
Лиса и дрозд
Упала лиса в яму, а над ямой стояло дерево, а на дереве вил гнездо дрозд. Лисица сидела - сидела в яме, всё на дрозда смотрела и говорит ему: — Дрозд, дрозд, что ты делаешь ...
Как коза избушку построила
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с
козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке
полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт — и давай говорить.
Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой...
Кот и лиса
Жил-был мужик, у него был кот, только такой шкодливый, что
беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок,
завязал и понёс в лес...
Как лиса училась летать
Встретился с лисицей журавль: — Что, лисица, умеешь ли летать? — Нет, не умею. — Садись на меня, научу. Села лисица на журавля. Унёс её журавль высоко-высоко. — Что, лисица, видишь ли землю...
О Ваське-Муське
В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в
котором мы живем, жил-был помещик. У помещика был кот, звали его
Васька-Муська.
Помещик любил Ваську-Муську, и кот свою кошачью работу работал хорошо — в
хлебных лабазах ловил крыс и мышей...
Кот - серый лоб, козел да баран
Жили-были на одном дворе козел да баран; жили промеж себя дружно: сена клок, и тот пополам. А коли вилы в бок - так одному коту Ваське! Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит...
Лиса и заяц
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, у зайца
— лубяная. Пришла весна красна — у лисы избёнка растаяла, а у зайца
стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из
избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака. — Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь...
Воробышек-воробей
Рассердился воробей на воробьиху: лёг на печку, не ест, не
пьёт, ни с кем речи не ведёт. Заскучали соседи без воробья. Пришёл петух: — Тук-тук-тук! Дома ли, кума, воробей? — Дома, болен лежит, — воробьиха говорит...
Лиса и медведь
Жила - была кума Лиса; надоело Лисе на старости самой о себе
промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички: — Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса старая, учёная, места
займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки
огложу...
Храбрый баран
Пошли
козёл и баран в глухой лес травы пощипать, погулять на приволье. Ходили,
ходили—заблудились в тёмном лесу. Зашли в глухую чащобу, смотрят: волки под
деревом обед варят.
Козёл
барану тихонечко говорит: — Что
будем делать, друг баран? Видно, пропали мы. Съедят нас лютые волки...
Журавль и цапля
Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала...
Кот, дрозд и петух
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. Уходят — строго наказывают: — Мы пойдём далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай, когда придёт лиса, в окошко не выглядывай ...
miniskazka.ru
Сказки о животных - один из древнейших разновидностей сказок. Конспект урока - Творческая работа - Украинская и зарубежная литература - ученические произведения
Цель: усвоить понятие о сказке как жанре фольклора и ее разновидности; развивать навыки пересказа прочитанного, устного зв"язного речи; воспитывать у школьников интерес к чтению.
Оборудования; выставка сказок народов мира.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Эпиграфы
Говоря будто о зверях, она одной бровью
подмигивает на людей...
Ив. Франко.
Тысячи вещей в жизни забудете, а тех волн, когда вам люба
мама или бабушка повествовала
байки, не забудете до смерти
Ив. Франко
И. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Применение изученных напам"ять пословица"ел и поговорок.
- Раскройте значение пословица"ел и поговорок.
- Чем отличается поговорка от пословицу.
- Сегодня на урок я принесла "волшебную шкатулку». Предлагаю открыть ее и посмотреть, что находится внутри. (коллективная работа) (Отрывки из сказок, дети из ящика извлекают и зачитывают)
Из какой сказки эти отрывки? Назовите автора произведений.
1. Вдруг полночь конь заржал...
Страж быстренько встал,
посмотрел под рукавицу -
и увидел кобылицу.
чисто-белая и десны,
грива волнами спадала,
чистым золотом сияла... "конек-Горбунок" П. Ершов украинском языке перевел М. Рыльский
2.Якось вечером, когда солнце так красиво заходило, из-за кустов появилась стая прекрасных больших птиц. Утенок никогда не видел таких прекрасных созданий. Снежно-белые, с длинными гнучкимим шеями - то были лебеди . (Г. Андерсен "Гадкий Утенок")
3. Шло время, а соли в королевстве не хватало. Марушка знала, где она растет, и хоть сколько люди ее брали, никогда не могли выбрать до конца. Отец больше всего любил Марушку, и все люди ее любили и были бесконечно благодарны за доброту и щедрость. (Божена Німцова "Соль дороща за золото")
4. Как дойдет принцесса пятнадцати лет, то уколется веретеном и умрет. (братья Гримм "Заколдованная красавица")
5. У него была черная, как уголь, борода, длинная, до земли; ходя, он наступал на нее ногами. Рот имел широкого, как печь, глаза сверкали, как два красных фонаря. В руках он держал замашний нагайка, сплетенная из змеиных и лисьих хвостов. (Карло Коллоди "Приключения Пиноккио")
6. Мотор кашляет, - сказал он.- Надо будет залететь в мастерскую, чтобы его там смазать. Конечно, я и сам мог бы сделать это, ведь я лучший в мире моторист. И вот времени нет... ("Повесть о Карсона, который живет на крыше" Астрид Линдгрен)
Назовите известный персонаж
7. Он живет под горой в корнях Дерева жизни. У него множество слуг, которые стерегут колодец с целебной водой. Его легко можно обмануть, но он мстительный и на зло отвечает злом. Может вызвать засуху, насылать на людей мор, когда его не почитают и не приносят ему жертвы. С ним связано много сказочных сюжетов. (Змей-Горыныч)
8. Встреча с ней опасна и непредсказуема. Ведь ее считают посредницей между живыми и мертвыми. А ее избушка - врата в мертвое царство. Через это такой тяжелый бывает путь, подсказанный ею. Не всякому випадаєповернутися обратно целым и невредимым. (Баба Яга).
9. Это имя демона зимы, что часто использовалось в слав янских сказаниях, сказках, преданиях. Имя этого сказочного персонажа эт связывали с загуслими облаками, которые не дают плодородного дождя; с кам»яне, неплодной землей, что мечтает о солнце; с воем метели; ведь происходит оно от старослов»славянского слова «кощ», что переводится как «сухой,тощий, хилый». (Кощей Бессмертный).
10. (Он), забыв об усталости, бежал впереди кареты и всем, кого встречал по дороге, приказывал одно и то же, так что король был очень доволен, что у маркиза Карабаса такие владения. ( Кот в сапогах)
2. Слово учителя
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Персонажи которые живут в волшебном сундуке надолго оставят нам приятное воспоминание. Теперь мы закроем нашу волшебную шкатулку. Сегодня мы с вами поговорими о сказки...
II. Объявление темы и цели урока.
III. Содействие и усвоения учащимися учебного материала
1. Вступительное слово учителя.
Все мы когда-то были маленькими, и поэтому очень любим сказки. Тогда под ласковую мамину сказку мы засыпали, а с годами сами научились читать и окунулись в этот удивительный захватывающий мир.
2. Словарная работа.
Сказка возникла очень давно.. Это один из старейших жанров фольклора.
Сказка - один из основных жанров народного творчества. Это эпическое художественное произведение устного происхождения, в основе которого - увлекательные рассказы о вымышленных событиях и явлениях, которые воспринимаются и переживаются как реальные.
3. Слово учителя (продолжение)
Сказка с давних времен отражала веру и надежду людей на лучшую жизнь, на счастье. Именно поэтому добро в ней обычно побеждало зло, умные, честные, трудолюбивые герои были сильнее лентяев и лжецов.
Часто реальные события переплетались с вымыслом, фантастикой. Поэтому положительным персонажам помогали и ковер-самолет, и сапоги-скороходы и шапка-невидимка, и живая и мертвая воды.
-Давайте еще раз из тетради зачитаем определение сказки. (несколько учеников зачитывают запись, остальные молча следит за прочитанным) Индивидуальная форма обучения
Общеприняты есть деление сказок на три группы:
- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- бытовые сказки.
Сказки
О животных, Фантастические, Бытовые
Древнейшим является разновидностью сказки о животных. Любимые герои этих произведений - хитрунка-лиса, пугливый заяц, волк-лихоманець, мешковатый медведь. Борьба зверей за свое существование напоминает жизнь людей, их положительные черты или недостатки.
Волшебные сказки берут свое начало в мифических обрядах. В этих сказках отразилось стремление людей противостоять силам природы, мечты о лучшей жизни, о облегчения тяжелого физического труда.
В бытовых сказках отразилось реальную жизнь людей, социальные конфликты, которые возникали в обществе. Здесь бедный побеждает богатого, сообразительный солдат становится царем и правит справедливо, младший брат, которого все считают дураком и ничтожеством, благодаря своему доброму сердцу, смекалке, уму, получает, в отличие от среднего и старшего, счастье и богатство.
Все сказки имеют типовую постройку, к ее элементам относятся зачин, концовка, повторы(в большинстве случаев трехкратные).
- Итак, давайте еще раз вспомним, на какие три группы делятся сказки. (опрос учащихся, дети которые не могут высказать своего мнения зачитывают) (Индивидуальная форма обучения)
Сказка
Зачин Основная часть Концовка
- Известны зачины и концовки сказок. (зачитывание под тихую музыку Вивальди «Времена года» или если есть возможность использовать техническое средство телевизор и DVD показать зачины и концовки русских и укранских фильмов)
- за калиновиім моста,
на малиновом кусту
калачи медовые росли
и пряники с начинкой.
- Где-не-где, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были себе царь и царица...
- Когда-то было не так, как теперь; когда всякие чудеса делались на свете; когда и самый мир не тот был, что теперь... Теперь ничего нет...
- Так они себе живут и хлеб жуют, а я там была мед-пиво пила, по бооді текло, а во рту не было - коромыслом сено возят, охапкой воду носят, а хозяева на всю губу.
- Как был себе царь и царица, а в их дворе колодец, а в колодце - совок, моей сказке конец.
4. Беседа с учениками. (Детей можно разделить на группы и в виде игры провести беседу) (Групповая форма обучения)
- Назовите известные вам сказки.
- Попробуйте разделить их на группы.
- Пересказ учащимися прочитанных сказок народов мира (поговорки и пословица можно в них использовать).
ІУ. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания для контроля.
- Дайте определение сказки.
- Определите темы народных сказок.
- Какие вы знаете группы сказок?
- Как вы думаете, почему древнейшим разновидностью сказок есть сказки о животных?
- Какая построение сказки?
- На сегодняшнем уроке мы с вами очень плодотворно поработали , мы окунулись с вами в мир сказки, в мир детства, узнали какие типы казкок бывают, вспомнили во время игры любимых персонажей. Очень надеюсь, что урок для вас был интересный и содержательный. Поэтому на домашнее задание я предлагаю вам...
Домашнее задание: На выбор прочесть одну или две сказки, подобрать поговорки и пословица»я до ваших сказок. Нарисовать иллюстрации к сказкам.
ukrlitra.com.ua
2.2.1. Сказки о животных
Происхождение вымысла. Темы, идеи, образы. Иносказательность сказок о животных. Поэтика и стиль: типы композиции, контаминация, ирония, диалог, игровые припевы. Особенности сказок о животных как явления детского фольклора.
Сказки о животных составляют около 10% известного науке русского сказочного репертуара. Главными действующими лицами в них являются дикие или домашние животные, птицы, рыбы, насекомые, иногда растения и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп сказок этого вида:
1) Сказки о диких животных («Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев», «Звери в яме» и др.)
2) Сказки о диких и домашних животных («Волк в гостях у собаки», «Кот на воеводстве», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух»).
3) Сказки о человеке и диких животных («Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль забывается», «Медведь – липовая нога», «Скалочку – на гусочку»).
4) Сказки о домашних животных («Коза лупленая», «Коза с орехами»).
5) Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и бобовое зернышко»).
6) Сказки о прочих животных, растениях и др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Война грибов»).
Специфика вымысла этих сказок проявляется в том, что животные думают и говорят. Это очень древние сказки, возникшие в те времена, когда человек обожествлял и одухотворял природу, наделяя ее человеческими способностями. На ранней стадии это не были сказки в том виде, в каком они дошли до нас, а были рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя, родоначальника и покровителя рода. Эти рассказы имели магическое значение. Они давали советы, учили людей, как надо относиться к тотемному зверю, рассказывали об отношениях между собой животных и человека. Смысл этих рассказов состоял, прежде всего, в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. Позже, с развитием художественного мышления, такие рассказы превратились в сказки.
Постепенно человек научился не только охотиться на диких животных, но и приручать их, и его сознание освободилось от обожествления животных. В сказки входят сюжеты о победе человека над животными. Наблюдения человека над повадками животных наводили его на мысль, что они могут общаться друг с другом, передавать сигнал об опасности, сведения о наличии корма, опыт и т.д. Человек наделял животных собственными способностями и качествами. В сказках животные говорят и ведут себя, как люди.
С отмиранием культа животных в сказку стало входить ироническое изображение их смешных повадок. Мир животных в сказках стал восприниматься как иносказательное изображение человеческого мира. В классовом обществе животные стали олицетворять реальных носителей тех нравов, которые осуждались народом. Сказка превратилась в сатиру. По существу, сказки о животных – это иносказания, в них под звериными личинами- масками представлены люди. Цель сказки о животных – раскрытие человеческого характера, человеческой психологии. Все герои сказок о животных четко разделены на положительных и отрицательных. Это делает сказки более простыми для понимания хорошего и простого, добра и зла. Образы животных стали средством морального поучения, а позже – социальной сатиры. В сказках о животных осуждаются человеческие пороки: глупость, лень, хитрость, жадность, обман в целях наживы, угнетение слабых. И вместе с тем человеческие черты в сказках никогда полностью не вытесняют свойств животного.
То, что сказкам этого типа исторически предшествовали рассказы о почитаемых животных, привело к верному и точному воспроизведению некоторых естественных черт в поведении зверей. Сказочная лиса, как и настоящая, любит полакомиться рыбкой и тетеревом, она живет в норе. Кот, поедая принесенное мясо, рвет его когтями и урчит. В сказке тонко и умело сочетается изображение истинных повадок зверей с передачей аллегорического изображения характера человека. В своих персонажах сказка объединяет звериные и человеческие свойства, переосмысливает жизнь зверей как человеческую, незаметно, с большим искусством переводит изображение лесной жизни в аллегорическое изображение жизни человеческой. В этом состоит эстетическое своеобразие сказок о животных.
Сказки о животных давно ушли из обихода взрослых людей, они обычно рассказываются детям, и эта особенность бытования в детской среде повлияла на их идейно-художественное своеобразие. Возможно, когда-то сказки о животных содержали глубокие идеи, мысли, но со временем особенность детской аудитории потребовала упрощения идеи, низведения ее до немудреной морали, ибо жизненный материал нужно быть подать так ясно и просто, чтобы он легко усваивался ребенком. Основной смысловой аспект сказок о животных – моральный. Дети учатся понимать, что хорошо, что плохо. Чаще всего прославляется товарищество, благодаря которому слабые животные побеждают злых и сильных. Победа слабых приносит детям моральное удовлетворение.
Показывая и объясняя, сказки учат, наставляют, воспитывают ребенка, но поучение облечено в такую совершенную художественную форму, так тонко действует на психику, эмоции, что позволяет вместе с занимательным сюжетом усвоить и назидание. В то время, когда взрослые уходили на целый день, на покос или другие сезонные работы, дети в деревне часто оставались одни. Уговоры матери никуда не уходить из дома вряд ли могли подействовать на ребенка так, как сам собой напрашивающийся вывод в сказке «Кот, петух и лиса». Петушок не послушался котика-братика, высунулся в окошко, попал в лапы хитрой лисы, и она унесла его в свою нору.
Но ситуации, в которые попадают сказочные персонажи, – не главное. Они нужны лишь для того, чтобы полнее выявить характер героев, их взаимоотношения в критический для них момент. Сказки о животных, исполняемые взрослыми для детей, должны были научить их правильно ориентироваться в людях, понимать человеческие характеры и узнавать опасность в поведении внешне добрых людей. Поэтому в сказках о животных наиболее разработаны характеры персонажей. Если в волшебных сказках все звери выполняют одинаковую функцию, выступая в роли помощника героя, то в сказках о животных каждый из образов получает индивидуальную разработку характера.
Показательно, что главное действующее лицо многих сказок – лиса. Русский народ всегда считал, что хитрость – самое опасное качество человека. Пословица говорит: «Не бойся той, которая кричит, а бойся той, которая молчит», предупреждает: «С языка – медовый, а с нутра – ядовый (ядовитый)». Поэтому чаще всего в сказках о животных встречаем лису. Ее образ раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете «лиса-повитуха» она съедает масло или мед, притворившись, будто ее зовут на родины или крестины. В сюжете «за скалочку – гусочку» лиса наутро за якобы пропавшую скалочку требует у хозяев, в доме которых она ночевала, гусочку, за гусочку овечку и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата» лиса, попросившись на ночлег, обманом выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она всегда предстает в сказках как существо хитрое, жадное, мстительное, коварное, беспредельно лживое, расчетливое и жестокое. На ее совести много проделок и проказ. Она не только играет на слабых струнках своих недругов, но и, пользуясь доверчивостью своих друзей, нещадно их обманывает ради любой корысти или просто из коварства. Во всех сказках она всегда выступает как притворщица, воровка. За это она наказывается, терпит неудачу, несмотря на все свои хитрости.
Волк действует в сюжетах «волк у проруби», «волк выманивает у старика разных животных, внучку и старуху», «волк и козел», «волк и свинья с поросятами», «волк и семеро козлят». В сказках он всегда изображается глупым, жадным, а иногда наглым. Он все время попадает впросак. Его обманывает не только хитрая лиса, но и другие животные – свинья, лошадь, овца, которых он хочет съесть. Главное его качество в сказках – беспредельная глупость. Вот старый одряхлевший волк надумал съесть козла. Тот согласился, а чтобы волку было удобней, велел ему встать под горой и разинуть пасть шире. Козел прыгает и убивает волка. Как видим, сказка допускает отклонение от реальных представлений человека о характере того или иного зверя. Охотники знают, что волк хитрый и опасный зверь, в жизни он вовсе не так глуп, каким обычно изображается в сказке.
Медведь в реальной жизни очень ловкий, сильный и неустрашимый зверь. В сказке он также предстает как самый сильный зверь в лесу. Но он глуп, потому что располагает силой и властью – качествами, при которых ум ни к чему. К тому же в сказках он неуклюж, давит все, что попадет ему под ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть и неповоротливость переносятся на характер и определяют манеру его поведения.
Из других зверей в сказках популярен заяц – трусливый, безобидный и всеми обижаемый. Из домашних животных часто встречаются кот, баран, пес, наиболее популярен петушок. Он беззаботен, легковерен, поддается на лесть и обман, поэтому попадает в трудное положение, а в некоторых сказках гибнет. Как видим, в этих сказках нет мифологических или фантастических животных: ни многоголового змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это реальные домашние и дикие животные.
По сравнению с другими типами сказок, сказки о животных обычно невелики по размеру, у них очень устойчивый и простой сюжет, который построен таким образом, чтобы с предельной полнотой в коротком эпизоде передать характер и взаимоотношения персонажей. Сюжет некоторых сказок имеет краткую экспозицию. Например, в сказке «Волк и семеро козлят»: «Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму; как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детятушки! Отворитеся, отопритеся!». И козлятки отпирают дверь». Экспозиция характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится вымысел: коза и ее дети обладают человеческими качествами.
Большинство сказок о животных начинается сразу с завязки. Например, в сказке «Мужик, медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит ему: «Мужик, я тебя сломаю». Завязка удивляет слушателя необычной ситуацией, приковывает внимание к ней. За завязкой следует развитие сюжета. Однако сюжет в сказках о животных не получил значительного развития, он очень прост. Часто встречаются одноэпизодные сказки: животные встречаются с человеком или друг с другом.
Многократность встреч – другой распространенный тип развития сюжета. Животные последовательно встречаются друг с другом или с человеком. Последняя встреча с внешне безобидным, но на самом деле смелым или коварным животным завершает сюжетный конфликт. Так, в сказке «Колобок» одноименный герой благополучно уходит от дедушки и бабушки, зайца, медведя и волка, но попадает на зубы «ласковой» лисе. В сказках такого типа часто варьируется один и тот же повторяемый мотив в прозаической или стихотворно-песенной форме. Например, Колобок в своей хвастливой песенке перечисляет новые «победы», подготавливая неожиданную развязку. Повторяющуюся песню мы найдем и в сказках «Коза и семеро козлят», «Медведь на липовой ноге», «Коза лупленая» и др.
Прием встреч дает возможность свести в сюжете любых животных, показать их качества. В небольшом эпизоде обыгрываются основные черты персонажей: хитрость лисицы, глупость волка, простодушие петушка, беззащитность зайца и т.д. Разновидностью одноэпизодной сказки является сказка-диалог, построенная на разговоре двух персонажей («Лиса и тетерев», «Лиса и дятел», «Волк и коза»). Сказка «Лиса и тетерев» вся построена на диалоге, в котором через разговор двух персонажей предельно обнажена их суть. Речь лисы льстива. Она пытается обмануть и сманить с дерева тетерева, завораживает его хитрыми убаюкивающими словами, выжидает момент, чтобы схватить его. Внешняя простоватость и невозмутимость тетерева переданы в его бормотании, он повторяет сказанное лисой, добавляя звуки «бу-бу», вроде бы с ней соглашаясь. Но вместе с тем тетерев не так прост, как кажется. Он и сам не прочь обмануть лису и поставить ее перед опасностью встречи с собакой.
Часто две или несколько одноэпизодных сказок об одном персонаже, на одну тему, например, о хитрости лисы, контаминируются, т.е. соединяются, образуя целостный сюжет. Так, постоянно контаминируются самостоятельные одноэпизодные сюжеты «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет».
Особой формой композиции, очень характерной для сказок о животных, является кумулятивное построение действия. Это последовательное, как бы цепочное соединение одинаковых эпизодов, в котором каждый последующий элемент значительнее предыдущего, например, в популярной сказке «Теремок». В теремке поочередно поселяются мышка, лягушка, комар, заяц, лиса, волк. Последний эпизод, появление медведя, предваряет развязку. Медведь разрушает теремок – звери разбегаются. Такое построение содействует более легкому пониманию и запоминанию сказок. К этому типу относится сказка «Коза с орехами». Коза пошла за орехами и не вернулась домой. Козёл посылает за ней волков, волки отказываются, на волков посылают людей, на людей медведей, на медведей обух и т.д., до тех пор, пока кто-нибудь не согласится исполнить просьбу. Тогда «гуси пошли червей клевать, черви пошли обух точить. Обух пошел быков валить, быки пошли воду пить» и т.д. В результате коза вернулась домой с орехами.
Обстановка, в которой происходит действие сказок о животных, будничная и хорошо знакома слушателям, поэтому не требует особого описания. Сказочные персонажи тоже знакомы и обыденны. Для их изображения не требуется красочного описания, ибо подробно в фольклоре описывается лишь необычное, незнакомое. Эмоциональная оценка сказочных персонажей достигается следующими выразительными средствами. Звери называются по имени-отчеству: кот – Котофей Иванович, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Потапыч, что создает пародийный оттенок в их изображении. Используются эпитеты, подчеркивающие присущие животным свойства, оттеняющие их характеристику: лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток, серенький лобок, котишка-мурлышка, мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха, блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки тоненькие, сам легонький, медведь – лесной гнет, волк-дурень, серый дурак, лиса – на поле краса, премудрая княгиня, кумушка, лисица – масляная губица, слепень-жигун. Постоянные эпитеты также служат характеристике персонажей: волк серый, медведь косолапый, лиса рыжая, заяц косой, кот – шкодливый, щука зубастая. Для характеристики персонажей используется их речь. Важно в сказке не только то, о чем говорят звери, но и то, как они говорят. Речь лисы вкрадчива, колобка – хвастлива.
studfiles.net
Сказки о животных. Сказки о животных и волшебные сказки Том 1
Сказки о животных
Судя по количеству записей, в составе татарских народных сказок таких немного — примерно 8 процентов всего сказочного репертуара. К тому же они и по объёму невелики.
Основные герои этих произведений — дикие и домашние животные, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые. Однако в татарских сказках о животных три последних вида непопулярны.
У татар особенно распространены сюжеты «Лиса и журавль» (АТ 60){30}, «Кот и дикие животные» (АТ 103), «Волк-дурень» (АТ 122 А), «Напуганные волки» (АТ 125), «Мужик, медведь и лиса» (АТ 154) и др.
Сказки о животных являются одной из самых древних форм не только в жанре сказок, но и вообще в фольклоре.
Так как человек, даже отделившись от мира животных, в первые периоды жил в одинаковых с ними условиях, в одной с ними среде, в его мышлении большое место занимала связь с животными. Древний человек искренне верил, что присущие ему черты характерны также для животных. Он считал, что животные, как и он сам, умеют говорить и мыслить (антропоморфизм), даже полагал себя состоящим в родстве с ними.
Вера в родственные отношения с животными привела в период первобытно-общинного строя к тому, что каждый род считал какое-то животное своим родоначальником (тотемизм). Это животное, то есть тотем, нельзя было убивать, потому что, согласно верованию, оно охраняло этот род. В результате веры в тотем возник культ животных.
Во времена, когда охота была решающим источником существования, древний человек очень хорошо знал своеобразные качества разных животных, их повадки, отношения и другие стороны, связанные с их жизнью. Эти факторы (антропоморфические представления, тотемистические и другие, связанные с животными верования, реальные явления и случаи) привели к появлению рассказов о животных.
В генезисе сказок о животных можно выделить три этапа.
Прежде всего, без сомнения, возникли разные верования о том или ином животном. У татар, как и у других народов, до сего времени сохранились некоторые верования, связанные с тотемизмом. Например, существовало представление, согласно которому нельзя убивать лося{31}.
Заболевших от страха людей лечили заговорами: когтем медведя или зайца{32}. В различных случаях для жертвоприношения издавна брали гуся, утку, курицу, барана, быка и коня. По мнению учёных, в этих обрядах, безусловно, отражён древний обычай — испробовать тотемное мясо{33}.
Признаки тотемизма не остались неотражёнными и в декоративно-прикладном искусстве татарского народа. В предметах украшения, относящихся к бунтарскому периоду, встречаются головы льва, тигра и утки. В вырезанных из дерева украшениях можно видеть большей частью фигурки различных птиц{34}.
На некоторых монетах периода Золотой Орды тоже нанесены изображения зверей и птиц. По мнению Е.Д. Турсунова, монеты с изображением ворона чеканили, вероятнее всего, ханы, выходцы из племени или рода, где ворон считался основателем рода{35}. На территории Татарстана имеется немалое количество деревень, названных именами животных. При рассмотрении с генетической стороны, конечно, было бы ошибкой связывать их всех с тотемом. И всё же название деревни Аю (Медведь) Мензелинского района, как предполагают, имеет отношение к роду айыу из башкирского племени усэргэн, а название деревни Ябалак (Сова) Апастовского района происходит от названия башкирского рода ябалак, то есть оба названия восходят к названиям проникших в ХIII-ХIV веках на территорию Татарстана и Башкортостана кипчакских и кипчагизированных тюркских племён{36}.
Как выясняется из сказанного выше, в духовной жизни первобытного общества, где главным источником существования служила охота, тотемистические представления занимали большое место. Подобные и другого характера представления, основанные на различных свойствах, повадках животных, отношении их друг к другу и к человеку, а также бытовые рассказы, возникшие на почве реальных событий с участием животных, мы рассматриваем как первый этап в генезисе сказок о животных.
Со временем на основе тотемистических и других верований были созданы различные легенды. Среди таких произведений вспомним довольно распространённую легенду «Медведь и Женщина». «Как-то раз отправилась одна Женщина в поле на жатву и ребёнка с собой взяла. Жнёт она, жнёт, а тут, откуда ни возьмись, Медведь. Занозил он себе лапу и пришёл к Женщине за помощью. Вынула она занозу. А Медведь ей за это принёс целый улей мёда{37}».
Эта легенда появилась на основе антропоморфного представления. Подобные легенды и мифы составляют второй этап в генезисе сказок о животных.
Третий этап характеризуется развитием рассказов о животных до уровня произведений словесного искусства, то есть освобождением их от утилитарных задач и выполнением эстетической функции. Эти произведения являются органическим соединением верований, связанных с животными, бытовых рассказов, мифов и легенд. На этом этапе уже открывается широкая дорога фантазии, и сказки получают возможность свободного развития.
В татарских сказках о животных тотемистических мотивов сохранилось немного. Самым значительным из них является мифологический сюжет о браке женщины с медведем. Этот сюжет в генетическом плане восходит к тотемистическому мифу{38}. В татарских сказках, основанных на этом сюжете, медведь, как правило, похищает в лесу женщину. После этого они начинают жить в медвежьей берлоге. Родившийся у них ребёнок очень быстро растёт и превращается в могучего богатыря. Примером можно указать сказку «Медвежий сын Атылахметгэрей».
Сказки, в которых основными персонажами являются домашние животные, в большинстве своём относятся к более позднему периоду. К этому времени большая часть мифологических представлений была позабыта. Но, несмотря на это, в некоторых из сказок сохранились архаические мотивы. В качестве примера можно привести сказку «Козёл и Баран». Козёл и баран, положившие в мешок найденную на дороге голову волка, нагоняют страх на волков и принуждают их к бегству. Когда медведь и волки начинают преследовать их, они забираются на дерево и прячутся там. Потеряв у подножия дерева след, медведь садится в середину кружка волков и начинает гадать на бобах. В это время баран валится на них сверху. Сообразительный козёл сверху кричит: «Держи того, кто на бобах гадает!» Звери снова в страхе разбегаются.
В этой сказке своеобразно отражён тотемистический мотив… У тюркских племён козёл и баран считались тотемными животными. Использование у татар козлиной шерсти при гадании, народный праздник — джиен под названием «Голубой баран» (Күк Тәкә җыены), обычай прикреплять бараньи рога на крыше дома и в других местах говорят именно об этом.
Изображение в сказке козла умным и смышлёным, а барана глуповатым и беспомощным связано с природой древних дуалистических мифов. Эти животные воплощают изображённых в дуалистических мифах и наделённых теми же контрастными качествами двух братьев{39}. Как известно, в мифах, отразивших период дуалистической организации времён детства человеческого общества, изображены два брата, родоначальника противоположных фратрий: один из них силён, умён, опытен, сметлив, энергичен, другой — слаб, бестолков, тяжёл на подъём, растяпа.
Архаические мотивы в сказках о животных не ограничиваются только тотемизмом. Значительное место в этих произведениях заняла традиция хитрой шутки, трюкачества. Хитрая шутка, представляющая древнее явление, появилась под влиянием дуалистического мифа и бытовой сказки{40}. Но она не осталась только в сюжетах, связанных с указанными мифами или бытовыми сказками, а на основе этой традиции возникло множество новых сюжетов о ловких, хитрых проделках и шутках животных. Примером может служить сказка «Лиса и Журавль». Лиса и журавль приглашают друг друга в гости. Лиса положила пшённую кашу на плоское блюдо и угощает журавля. Тот, естественно, не может захватить клювом пшено, лиса сама вылизывает кашу. Журавль в свою очередь кладёт клёцки в пахталку. Журавль сам насыщается, а лиса остается голодной.
В сказках о животных встречаются также другого рода архаические мотивы. Такие эпизоды, как заманивание волка или медведя в западню и сжигание их там («Коза и Волк», «Медведь и три сестры»), заманивание перепелом лисы в опасное место («Перепел и Лиса»), являются скорее всего древними сюжетами, отразившими примитивные охотничьи приёмы, но подвергшиеся основательной трансформации.
В условиях классового общества границы сказок о животных расширяются, и некоторые из этих произведений начинают уже отражать в аллегорической форме взаимоотношения различных слоев населения. Если по одну сторону расположились такие сильные хищники, как медведь, волк, лиса, лев, тигр, то по другую сторону — лошадь, корова, овца, коза, собака, кошка, петух. Домашние животные, будучи полезными, освещаются с положительной стороны, они всегда берут верх в борьбе с дикими животными.
Самый популярный зверь в сказках о животных — лиса. Она присутствует в более чем половине всех сказок и во многих случаях добивается своей цели. Медведь и волк, напротив, тупы, недогадливы, даже трусоваты; частенько их водят за нос, прогоняют или убивают.
Лев и тигр изображаются в сказках самыми сильными зверями и воплощают образ жестокого тирана. Они властвуют над всем животным миром. Даже лиса, преследующая животных, которые слабее её, ловко обманувшая медведя и волка, вынуждена склонить голову перед львом и тигром, подлизываться к ним, клеветать на других ради собственного спасения. В сказке «Лев, Лиса и Волк» лиса во время дележа добычи отдаёт всё льву. Здесь она воплощает наблюдательного, умеющего приспосабливаться к обстановке, не гнушающегося при нужде быть блюдолизом, хитрого и льстивого чиновника или дельца.
Но, вступая в конфликт с домашними животными, лиса терпит поражение. Показательна в этом отношении сказка «О мудрой хитрости», героями которой являются лиса и петух. Лиса — кровный враг петуха. Она хитра и коварна и, чтобы добиться своей цели, то есть съесть петуха, не стесняется хвалить свою жертву, говорить слащавые комплименты в его адрес. Комплимент лисы — это только зачин. После этого она прибегает к более коварной хитрости: дескать, падишах издал указ, повелевающий всем подданным жить между собой в дружбе. Однако петух не даёт обмануть себя, более того, придумывает хитрость: намёками даёт знать, что со стороны деревни бежит собака. Лиса, ясно, навостряет уши. Таким образом, безобидная домашняя птица одержала верх над сильным хищником, и как бы ни была тонка паутина лести лисы, петух сплёл более искусную сеть, победил своего врага, оставил его в дураках.
Вообще во всех сказках, где главными персонажами являются петух и лиса, лиса всегда терпит от петуха позорное поражение.
Иногда не только домашние животные, но и журавль, перепел превосходят хитростью лису и ставят её в трудное положение.
Таким образом, в сказках о животных лиса изображается двояко. В большинстве сказок она является коварной, хитрой и жестокой хищницей, а в некоторых сказках она представлена умной, находчивой, расторопной, приходящей на помощь человеку.
Особое место в сказках занимает волк. Он изображается алчным и одновременно бестолковым, простофилей. Его легко обманывают и позорят различные животные («Голый Волк», «Лиса и Волк» и др.)
Такие сказки сатирического плана близки по идее к бытовым сказкам. Ведь и в них в схватке с бедняком богач оказывается в смешном положении, а представитель простонародья одерживает победу благодаря своему уму и сметливости.
У этой разновидности сказок есть ещё одно важное качество: в них при помощи аллегории изображаются общечеловеческие недостатки. В этом случае привычки, повадки животных используются для обличения пороков, встречающихся в людях. Например, в сказке «Шах-Петух» в образе почитающего себя самым красивым, самым храбрым петуха искусно высмеиваются чванство, высокомерие, бахвальство.
С особой иронией изображаются в сказках о животных лень, нежелание трудиться. В сказке «Гороховое войско» есть такой эпизод: кошка, петух, индюк, журавль, утка начинают жить на горе. Когда стало подмораживать, кошка предлагает построить жилище. Но ей приходится одной строить его. Когда ударили морозы, птицы тянутся поодиночке, молят кошку пустить их в домик, иначе грозят разрушить его. Кошка вынуждена впустить всех. В сказке в аллегорической форме хорошо раскрывается смысл необходимости и красоты труда, а бездельники опозорены, по отношению к ним у слушателей появляются отрицательные эмоции.
В этих сказках осуждаются и другие недостатки людей: неблагодарность, забвение благодеяния. Например, в сказке «Храбрый Петух» в неблагоприятном свете выставлены лживость и трусость.
Таким образом, если по характеру конфликта сказки о животных разделяются на две группы, то по составу персонажей их можно подразделить на три группы: 1) сказки с героями в образе диких животных; 2) сказки с героями в образе домашних животных; 3) сказки с теми и другими.
Сказки о животных можно классифицировать также по признаку присутствия или отсутствия в них образа человека. Но участие его происходит по-разному: в некоторых сказках о нём только упоминается или же он показывается в какой-нибудь ситуации, т. е. его участие принимает эпизодический характер, а в некоторых произведениях он выступает как один из основных персонажей, участвует от начала до конца.
Среди сказок о животных встречаются и такие, что посвящены только показу силы человека. В них основное художественное пространство произведения занимает человек, и он в столкновении с животными одерживает победу. Наиболее характерная в этом отношении сказка — «Кот, Тигр и Человек». Когда кот поведал тигру, что хозяин кота сильнее тигра, тот горит желанием помериться силами с человеком. Тигр разрешает человеку привязать себя, пока тот сходит и «принесёт силу», и человек забивает насмерть привязанного тигра. Победа человека, благодаря уму и смекалке, над хищниками во много раз сильнее его весьма впечатляюще изображена и в сказке «Старик, Медведь и Лиса».
Следует также упомянуть ещё два типа сказок, в которых человек как персонаж занимает всю фабулу. Это — произведения, где медведь женится на женщине (АТ 650 А) и лиса женит бедняка (АТ 545 В), которые в татарской фольклористике традиционно относятся к сказкам о животных. В таких сказках человек в каждом случае добивается победы над медведем. Второй тип из этих сказок с постоянным присутствием персонажа человека посвящен теме свахи-лисы, женившей человека. Эта тема в основном ограничивается одним сюжетом (АТ 545 В), и в неё входят варианты сказки «Салам-Торхан и Лиса». Здесь основной герой — лиса. Человек же крайне пассивен, он действует лишь по указке лисы. Самый характерный признак этого типа сказок — «превосходная степень» очеловечивания животного (лисы). Если в сказке «Салам-Торхан и Лиса» лиса заменяется каким-то типом человека (например, Тазом, Алдаром и др.{41}), сюжет не терпит никакого ущерба. Поэтому данное произведение похоже на бытовую сказку. Только Персонаж — лиса привязывает его к сказкам о животных.
Есть большое сходство между сказками разных народов. Например, среди татарских сказок о лисе мало оригинальных сюжетов, не зафиксированных в международных каталогах. Если часть таких сходств носит типологический характер, то другую часть составляют заимствования. Сюжеты заимствованы в результате общения с разными народами, торговых и культурных связей и стали общим достоянием. Среди татарских народных сказок о животных часто встречаются и такие, которые восходят к древним восточным письменным памятникам («Калила и Димна», «Жизнь животных», «Сказание о Попугае», «Сказание о Бабуре», «Сорок визирей» и др.){42}, — например, «Коварная Лиса», «Лев, Волк и Лиса», «Лев, Лиса и Волк» и др.
Коротко о некоторых художественных особенностях сказок о животных.
В сказках о животных зачин обычно бывает краток: «В старину», «В старые времена», «Давным-давно», «В глубокой древности», «В прежнее время», «Однажды», «Как-то раз», «В одий из дней» и др. Например, в сказках этого тома наиболее часто встречающимися зачинами являются «Однажды», «В давние-давние времена» («В давние-предавние времена»), «Жили-были», «Говорят».
И экспозиция в этих сказках краткая, компактная, она поясняет место, время, условия предстоящих событий. «Однажды у речушки, текущей вдоль деревни, Лиса ходила. Время — как раз цосле захода солнца, когда зимние сумерки сгущаются на глазах» («Лиса и Волк»), «Жил-был Салам-Торхан. Бездомный бродяга в летние ночи спал в открытом поле» («Салам-Торхан и Лиса»), «Серый Волк долго рыскал, и там был, и тут, но ничего съестного не нашёл» («Голый Волк»).
Экспозиция может также лишь познакомить с главным персонажем: «В давние-предавние времена был один храбрый да пригожий Петушок» («Всемогущий Петух»).
В некоторых сказках сразу после зачина идёт завязка: «Возвращалась одна старуха из соседней деревни домой. И поймал её по дороге Медведь» («Старуха и Медведь»). Или: «Однажды встретились Кот с Тигром» («Кот, Тигр и Человек»).
Во многих сказках для развития событий используются повторные встречи персонажей. В сказке «Голый Волк», например, волк прежде всего встречает жеребца, и этот жеребец, лягнув, лишает его сознания. После этого встреченный бык бодает волка. И коза обманывает волка, ставит его в весьма затруднительное положение; кричит, как бы произнося призыв к молитве, и зовёт своего хозяина. Лиса же окончательно обезоруживает волка; подпаливает и оставляет голым. Наконец, последняя встреча заканчивается гибелью волка: портной забивает его аршином.
Таким образом, каждая встреча главного персонажа с остальными персонажами нагнетает напряжение, и в последней встрече конфликт достигает своей кульминационной точки. Смерть волка — развязка сюжета.
В некоторых сказках после развязки выводится мораль. Например: «Вот какой бесславный конец ожидает того, кто позарится на чужое добро» («Всемогущий Петух»).
В сказках о животных встречаются также (правда, редко) типичные для волшебных сказок концовки: «Сегодня ходил — вчера вернулся. Всё ещё голова болит» («Салам-Торхан и Лиса»).
Повторные встречи в сказке персонажей приводят к повторениям фраз. Это особо выпукло проявляется в кумулятивных сказках. Например, в сказке «Гороховое войско» каждое животное при встрече задаёт один и тот же вопрос: «Куда это ты, Кошка, так спешишь?» Ответ кошки для всех тот же: «Идёт гороховое войско, вот я и убегаю».
Сказкам о животных особенно свойственна форма диалога. Этот приём оживляет сказку, обостряет интерес к ней. Форма диалога помогает лучше ощущать, яснее представлять реальную жизнь героев, естественную среду их существования.
И звукоподражания (подражания голосу животных) используются в тех же целях. Например, волк воет: «У-у-у… остался голодным…» («Голый Волк»), коза блеет: «Мики-ки-ки» или «ме-е…» («Коза и Овца», «Коза и Волк»), кошка ест, издавая звуки: «мяу-мяу» («Котан Иваныч»), петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!» («Шах-Петух») и др.
В языке персонажей встречаются ритмическая и рифмованная речь. Например, в сказке «Коза и Волк» коза всегда, возвращаясь к своим деткам, поёт:
Ходила я по холмам,
Бродила я по долам,
Ела травку шелковую,
Пила воду студёную.
Вымечко молока полно,
Ждут меня козлятки дома.
В сказке «Медведь и три сестры» слова медведя также выражены в стихотворной форме. Взвалив на спину мешок, в который спряталась девушка, медведь проходит часть пути и повторяет:
Я поля миновал,
Притомился, устал,
Что в мешке, дай взгляну,
У-у…
В этой прибаутке как будто слышатся мотивы заклинания или же детской игры. Девушка в мешке после каждого медвежьего запева отвечает: «Видят, видят мои глаза», и медведь, полагая, что девушка наблюдает из отдушины, не осмеливается открыть мешок.
Язык сказок о животных простой и образный. Образность достигается при помощи разных тропов. В сказке «Шах-Петух», например, есть интересные сравнения, подхалимки-курицы так хвалят своего вожака-петуха: «У тебя, султан, ноги, как железо, крепки», или: «У тебя, наш падишах, голос громче львиного». Разумеется, такие сравнения применительно к петуху не могут не вызвать улыбку.
Встречающиеся в сказках эпитеты по отношению к характеру животных приспособлены к нормам сказки: голодный волк; бестолковый волк; глупый волк; хитрая лиса; сильный конь; умная коза; храбрый, хитрый петух; добрый жеребец и т. д. Эпитеты часто применяются и при описании явлений природы: большой луг, зелёный луг, холодные ветры, толстое дерево, огромный дуб, широкая долина, ясные дни, холодная зима, белый снег, густая озимь и др.
В сказках, хотя и редко, встречаются метафоры: пересчитать рёбра (побить), красная шапка (окровавленная голова волка), красные штаны (волк, у которого окровавлена нога) и др. Последние две одновременно служат метонимией. Встречаются метафоры в форме перифраза: пресветлый падишах, ясный хан, дивный султан, светлый шах (петух).
В сказках о животных часто употребляется гипербола. Например, волк говорит лисе: «Сейчас я тебя зараз проглочу» («Коварная Лиса»). В сказке «Котан Иваныч» лиса говорит о коте: «А съедает он за раз одну овцу и одного быка». А в сказке «Медвежий сын Атылахметгэрей» герой «растёт, день за год, за двадцать пять дней стал двадцатипятилетним богатырём». Герой говорит о себе: «… не смогу, видать, среди людей жить. Если придётся ударить одного — пятеро погибнут».
Образные средства в сказках способствуют яркости речи, впечатляющему воздействию событий.
В настоящее время многие сказки о животных перешли в детский репертуар.
librolife.ru
Сказки о животных | Мои-сказки.рф
Сказки как жанр делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. В фольклористике сложилось мнение, что развитие сказок шло именно так: самыми древними, очевидно, были сказки о животных, затем возникли волшебные сказки и, наконец, сказки социально-бытовые.
Сказки о животных
Сказки о животных, очевидно, очень древние. В них, например, чаще действуют дикие звери, нежели домашние. Возможно, что это отражение того времени, когда животные ещё мало были приручены человеком. Кроме того, в них можно найти мифологические мотивы и образы. Так, в некоторых сказках, как, например, в русской "Медведь - липовая нога", медведь считается предком человека, а в сербских сказках - волк. Недаром у сербов так распространено имя Вук. Это отражение так называемого тотемизма.
Сказки о животных отличаются тем, что в них звери и птицы говорят и действуют, как люди. Более того, часто под образами животных подразумеваются люди, тогда сказки приобретают иносказательный характер. Образ животного строится обычно так, что в нём совмещаются черты животного и человека, что и даёт основание понимать его переносное значение. Польский учёный Юлиан Кшижановский делит сказки о животных на пять групп: сказки о диких зверях; о диких зверях и домашних животных; о домашних животных; о человеке и животных; о птицах или рыбах. Примеры первой группы "Лиса и волк", второй - "Волк и козлята", третьей - "Собака и кот", четвёртой - "Мужик и медведь", пятой - "Журавль и цапля".
Сказка "Лиса и журавль"
Наиболее популярные персонажи сказок о животных: лиса, волк, медведь, коза, петух. Образы животных наделены довольно меткой характеристикой, которая является результатом жизненного опыта охотников, скотоводов и земледельцев, результатом длительных наблюдений над повадками и характером животных. Животные имеют обычно определённые характеристики: медведь - добродушный, неповоротливый; волк - глупый и жадный; лиса - хитрая, льстивая.
Есть в сказках о животных и социальная сатира. Так, сказка, о коте-бурмистре, которого звери боятся и стараются задобрить, - сатира на управляющего или судью. Сказка о лисе-исповеднице - сатира на лживых и жадных духовных лиц.
Характерно, что сказкам о животных свойственны определённые конфликты: борьба слабых против сильных, угнетаемых против угнетателей. Показательно, что бесправные и слабые объединяются против сильных.
Сказка "Кот, петух и лиса"
Поэтика сказок о животных отличается тем, что этот тип произведений весьма прост по строению и повествованию; сказки этого вида кратки, не имеют традиционных зачинов и концовок, часто в них используются диалоги персонажей, вводятся краткие бытовые и пейзажные моменты, животные участвуют в сценах, характерных для жизни людей, как свадьба и похороны. Вводятся в сказки песенки, например песня лисы, которая хочет выманить петуха; песня козы, которую старается повторить волк, выдающий себя перед козлятами за козу. Фантастические моменты в сказках этого вида редки.
У каждого народа есть свои сюжеты сказок о животных: у русских сюжеты о колобке, о журавле и цапле, о медведе - липовой ноге; у сербов - о барсуке, который грызёт кукурузу на поле; у чехов и словаков - о волке, который просит сапожника сшить ему сапоги; у поляков много сказок о птицах: аисте, ястребе, перепёлке, коростеле, орле. При общих сюжетах, как, например, сказка "Битый небитого везёт" у русских или "Больной здорового несёт" у болгар (это сказка о крестьянине, которого обманула лиса и сбросила с телеги рыбу, а потом посмеялась над волком, заставив его хвостом ловить рыбу в проруби в мороз), есть национальные отличия в одних и тех же сюжетах: у восточных славян хлеб сеют мужик и медведь, у болгар и македонцев - лиса, ёж и крот; у русских с лисой чаще встречается волк, а у чехов и поляков - медведь; у русских лису обманывает петух, а у поляков - гусь. У поляков есть шуточный сюжет о польском и русском котах. Русский кот ловил птицу и не мог поймать, рассердившись, он мяукает: "Мя-а-асо!" Польскому коту удалось поймать птицу, и он, довольный, держа её в зубах, мяучит в нос: "Ме-е-нсо!"
Среди сказок о животных есть группа произведений, имеющих особую композицию, которую называют кумулятивной. Она состоит в том, что сходные ситуации следуют одна за другой, повторяясь много раз. У белорусов такова сказка "Звери в яме"; у русских - "Теремок", а также "Рукавичка".
Автор: Николай Иванович Кравцов
Читать сказки о животных:
www.xn----8sbvbdjcks6a.xn--p1ai
Африканские сказки про животных
Человек, любящий сказки на всю жизнь в душе остается ребенком. Окунитесь в волшебный мир сказки сами и откройте его вашим детям. Волшебные сказки не оставляют в наших буднях места злу. Вместе со сказочными героями мы верим в то, что жизнь прекрасна и удивительна!
Ананси - старейший из живых существБолезнь ЛьваБурундук и гиенаВерблюд, слон и курегеВеликий совет зверейВолк и ЛисаАнтилопа Сеша и Лев
Ананси - старейший из живых существ
Однажды полевые лесные звери поспорили, кто из них старше и заслуживает большего уважения. Каждый из них твердил:- Я старейший из живых существ! Они спорили долго и горячо и наконец решилиобратиться к судье. Пошли звери к пауку Ананси.- Кваку Ананси, мы никак не можем решить, кто из нас достоин наибольшего уважения. Выслушай нас!Ананси приказал своим детям принести ему скорлупу ореха, с большим достоинством уселся на нее, словно вождь племени на резном стуле, и стал слушать.Первой начала цесарка:- Клянусь, говорю истинную правду! Я старейшая из всех живых существ. Когда я родилась, произошел великий лесной пожар. Никто в мире, кроме меня, не потушил бы его! А я не побоялась пламени и затоптала огонь. Я тогда сильно обожглась, и, как вы можете сами убедиться, ноги у меня до сих пор красные.Звери посмотрели на ноги цесарки и увидели, что они и в самом деле красные. И тут все разом воскликнули!- Да, да! Она старше всех нас! Потом заговорил попугай:- Клянусь, что говорю правду! Старейший из всех живых существ - я. Когда я появился на свет, не было еще никаких инструментов и орудий. Это я изготовил первыймолот для кузнецов; я стучал по железу клювом, отбивая железо, потому-то у меня клюв и стал кривой.“Что же делать?-растерялся ворон.- Вода-то ведь прибывает!”- Крупнолобики! - взмолился он. - Отпустите меня! Я же утону!Молчат крабы, хоть бы один откликнулся.- Эх вы, какой ручей пропадает! - вздохнул ворон. - Я только затем и прилетел, чтобы подарить вам тот ручей, да заболтался что-то, кра-кра…- Какой ручей? Где он?- всполошились крабы и тут же отпустили ворона.- Пошли провожу, - засмеялся ворон и, взмахнув крыльями, полетел вдоль берега.А немногие смельчаки, те, что последовали за ним, быстро сбили на камнях свои башмаки и вернулись.Полетел ворон вдоль берега и увидел вдруг рыбку. “Кто-то ее потерял”, - решил ворон и стал лакомиться. Наелся и полетел. Летит, блестит на солнце: чешуя налипла на перьях, вот и сияет. Смотрит ворон, стоит на берегу медведь, оленя свежует.- Кра-кра, - окликнул его ворон. Поднял голову медведь, удивился:- Что с тобой, ворон? А ворон в ответ:- Прости медведь, тороплюсь. Видишь, даже почиститься не успел.- Да что стряслось-то? - не отстает медведь.- Ох, боюсь, не успеешь ты, косолапый. Там ее столько!.. На всю зиму хватит, если, конечно, не растаскают…- Ты это о чем? О рыбе? - догадался наконец медведь.- Ну да, - обрадовался ворон. - Беги скорее, а я оленя посторожу.Медведь поспешил к рыбе, а ворон преспокойно принялся за оленя. Наелся и улетел, только его и видели. Вернулся медведь злой, усталый, а ворона и след простыл:улетел подальше от берега, чтоб медведь не нашел. Да и ягод ему захотелось: после рыбки да оленины неплохо и ягодами полакомиться.Полетел ворон к белке. Уселся возле ее дома и стал ждать. А вот и белка с лукошком по веткам прыгает, домой торопится. Смотрит, на пороге ворон сидит.- Посторонись, пожалуйста, - просит белка ворона. - У меня там бельчата голодные.- Пустяки, - махнул крылом ворон. - Мы с тобой столько лет не виделись, кра… Расскажи лучше, какие новости? Слыхала, кто-то рассердил медведя? Говорят, он теперь зол на весь свет, кра… Да что ж ты молчишь?- Меня бельчата ждут, пусти, - снова попросила белка. -Я скоро вернусь. Я же несу им поесть.- Да я и сам спешу, - заверил ее ворон. - Из-за тебя только и задержался. А ягоды у тебя какие! Одна другой лучше!Покосился ворон на лукошко, а белка на него смотрит. Смотрит и говорит:- Знаешь что, давай потанцуем! А потом я угощу тебя ягодами, хорошо?- Хорошо! - обрадовался ворон. - Жаль только, музыки нет, да и спешу я. Давай начнем прямо с ягод?- Ха-ха-ха, - расхохоталась белка. - Да ты, наверное, и плясать не умеешь!- Ну да уж, - обиделся ворон. - Знаешь, какие мы, вороны, музыкальные?- Мы тоже,- гордо сказала белка. - Давай-ка я буду петь, а ты пляши. Посмотрим, как у тебя получится!- Кра! - взмахнул крыльями ворон. - Я и с закрытыми глазами могу. Начинай!И ворон, зажмурившись, закружился над деревом. А белка тут же юркнула в свой домик.- Как можно! - возмущался потом ворон. - Такая кроха - и такая обманщица.
Болезнь Льва
Прошло некоторое время, и Лев, как всем показалось, успокоился, стал забывать о Шакале. Он больше не искал его и никого о нем не расспрашивал. На самом же деле Лев решил хитростью заманить Шакала в свою пещеру.Лев притворился больным и немощным, будто вот-вот отдаст богу душу. Разнесся слух, что он просит всех зверей навестить его, чтобы перед смертью повидаться с ними и простить друг другу все обиды. Звери поверили и пришли. Один за другим входили они в пещеру, а Лев с каждым из них в одиночку расправился и съел. Никто не вышел оттуда живым и невредимым.Явился и Шакал. Но прежде чем войти, он крикнул:- Как ты себя чувствуешь, царь зверей? Лев прислушался, узнал голос Шакала и принялся жалобно стонать, словно настал его смертный час.- Войди, Шакал, поцелуемся в знак примирения, я умираю!Однако хитреца Шакала не так-то просто обмануть.- Мириться давай, но я спешу по своим делам и зайти не могу,- ответил он.Уж как только Лев не заманивал Шакала, но тот не поддавался на уговоры.- Я вижу только следы, ведущие в твою пещеру, но следов, ведущих наружу, я что-то не вижу,- ответил Шакал. Лев не выдержал и взревел:- Будь ты проклят, предатель! Пусть вина за убийство тех, кого ты предал, тяжким грузом ляжет на твою совесть! И знай, отныне мы враги, с сегодняшнего дня между мной и тобой, моим и твоим потомством вражда до конца света!По сей день между львами и шакалами жива вражда. Когда ночью в деревне слышен вой одного или стаи шакалов, значит, нет поблизости льва. Когда же, напротив, царит тишина и шакалы молчат, значит, где-то поблизости бродит царь зверей, хозяин этого края.
Бурундук и гиена
Бурундук спустился к реке, чтобы наловить себе на обед рыбы. Сначала он складывал рыбу на берегу, потом принялся есть ее. Наелся досыта - а рыбы еще много. Тогда бурундук крикнул:- Кто хочет рыбы, пусть идет сюда! Пришла гиена.- Сегодня у меня была удачная охота, и я угощаю тебя,- сказал бурундук гиене. Гиена обрадовалась и съела все, что наловил бурундук. Тот очень рассердился. А гиена наелась и разлеглась на песке.В это время прилетела цесарка, села на ветку и стала прихорашиваться.- Ах, если бы у меня был такой красивый наряд! - воскликнула гиена, посмотрев, как цесарка расправляет свои перышки.- Я могу помочь тебе,- сказал бурундук.- Если ты принесешь немного белой глины и нож, я сделаю тебе наряд не хуже, чем у цесарки.Гиена была глупая. Ей и в голову не приходило, что бурундук сердится на нее за то, что она съела всю его рыбу. Она пошла и принесла острый нож и комок белой глины. Бурундук велел гиене лечь. Она легла. Тогда бурундук принялся ножом разрисовывать ей спину. Он исполосовал ее вдоль и поперек, а потом замазал царапины белой глиной. Гиена выла от боли, но бурундук приговаривал:- Потерпи немножко, и у тебя будет платье, такое же пестрое и красивое, как у цесарки! Наконец он отпустил гиену, и она побежала в лес залечивать свои раны. А бурундук смеялся ей вслед:- Теперь я тебе отомстил! Зачем ты сожрала всю мою рыбу?С тех пор шкура у гиены так и осталась полосатой.Так было.
Верблюд, слон и куреге
Эта сказка о том, как верблюд, слон и куреге обрабатывали поле.Однажды верблюд пришел к куреге и сказал ему:- Я собираюсь обрабатывать поле. Мне нужен помощник.- Хорошо. Я найду тебе помощника,- ответил куреге.- Это будет большой и сильный зверь.Верблюд пошел на поле, расчистил его и сжег на нем высохшую траву.Через некоторое время к куреге пришел слон и тоже сказал ему:- Я собираюсь обрабатывать поле. Мне нужен помощник.И куреге ответил:- Хорошо. Я найду тебе помощника. Это будет большой и сильный зверь. На следующий день, после дождя, слон отправился в поле, вскопал и засеял его. Спустя некоторое время на поле пришел верблюд и прополол всходы. Потом слон сделал вторую прополку. Наконец верблюд пришел и увидел, что зерно созрело; он срезал колосья, а слон связал их в снопы.Но все это время слон и верблюд не встречались друг с другом.Когда верблюд встретил куреге, он спросил его:- Я обрабатывал поле, но я не видел помощника. Где он?- Он сейчас придет,- ответил куреге,- но он велел, чтобы ты сделал яму для хранения зерна.Верблюд выкопал уже большую яму, когда пришел слон и принес зерно. Слон увидел куреге и громко спросил:- Я обрабатывал поле, но я не видел помощника. Где он?- Вот он, в яме,- шепотом ответил куреге,- но он сердится, что ты так долго не приносил зерно. Сейчас он вылезет и будет бранить тебя.А верблюд со страхом услышал, что к яме подошел какой-то большой и сердитый зверь.Земля посыпалась со стен ямы.Тут слон подумал, что оттуда сейчас выскочит кто-то огромный и страшный. Он испугался, бросил зерно и побежал в лес. Услышав его топот, верблюд выскочил из ямы и тоже бросился бежать. Так слон и верблюд убежали, а куреге остался и взял все зерно себе. На этом сказка кончается.
Великий совет зверей
Однажды звери собрались на Великий совет и сообща постановили, что отныне не будут пожирать друг друга, а будут жить в мире и дружбе. Льва они избрали своим владыкой. Затем выработали законы и определили наказания тем, кто нарушит эти законы.Лев устроил свою резиденцию в большом лесу, где жил в окружении ближайших своих придворных - Шакала, Кабана, Лисы, Зайчихи, Осла, Курицы и Коровы. У каждого из них были свои обязанности: Кабан служил Льву циновкой, Шакал - одеялом. Зайчиха - подушкой, Курица несла яйца. Лис носил воду, Осел - дрова, а Корова давала молоко.Жили звери в мире и покое. И хищники и травоядные бок о бок паслись на зеленых лугах. Вечно продолжалось бы их благоденствие, если бы не Шакал, советник Льва. Он-то все и нарушил. Ему одному, коварному и злобивому, не пришлись по сердцу новые порядки. Воспоминание о былых временах, когда у него вдоволь было и свежее мясо, и теплая кровь, бередили ему душу. И только страх перед Львом и его острыми когтями удерживал Шакала до поры до времени. Но в конце концов он решился прибегнуть к хитрости и начал тайно подстрекать придворных к непослушанию. А что из этого вышло, вы узнаете дальше.
Волк и Лиса
Шли вместе однажды Волк и Лиса. Шли-шли и вдруг видят: впереди сад, ворота наглухо закрыты, а вокруг густая изгородь из колючего кустарника. А там, за изгородью,- множество деревьев и кустов с аппетитными плодами. И до того захотелось приятелям полакомиться, что у них даже слюнки потекли. Что делать? Решили пойти вдоль ограды - авось отыщется хоть какой-нибудь лаз. И впрямь отыскали они вскоре узкую лазейку. Волк насилу в нее протиснулся, а Лиса проскользнула легче легкого. В саду стали они рвать с ветвей сочные плоды, гроздья винограда. Волк-обжора ел, ел, пока живот у него не раздуло. А Лиса ела совсем мало - тут пару ягодок щипнет, там плод надкусит. А когда пришла им пора выбираться наружу, вернулись к той самой лазейке, через которую проникли в сад. Лиса шмыг - и уже по ту сторону ограды. А Волку удалось только голову и передние лапы просунуть. Тут откуда ни возьмись садовник. Увидел он серый волчий зад и давай колошматить по нему палкой. То ли от побоев, то ли от страха, но прибавилось у Волка прыти, удалось ему наконец вырваться наружу.Недаром говорится: судьба не помогает тому, кто не предвидит последствий своих поступков.
Антилопа Сеша и Лев
Жили-были антилопа Сеша и Лев. Лев был хозяином, а Сеша находился у него в услужении. У каждого было по пять коробок спичек, чтобы зажигать огонь. Но вот у Сеши всеспички кончились, а у Льва еще две коробочки остались, но он их спрятал.— Эй, племянничек, спички у нас кончились... теперь мы не сможем зажечь очаг, если ты не сходишь за огнем. Сбегай быстренько в-о-о-н туда, видишь, где горит? — сказал Лев, указывая на солнце, приблизившееся к горизонту.Сеша бросился бежать, исполняя приказ Льва. Но сколько он ни бежал, до солнца так и не добрался. Усталый и голодный вернулся Сеша домой.— Дядюшка, я не принес огня, не смог добежать до того места, которое ты мне показал,— свалившись с ног от усталости, сказал Сеша.— Почему же ты не побежал дальше?— Я бежал, дядюшка, бежал очень долго, но до того места оставалось еще далеко-далеко.Пока бедный Сеша, вытянув ноги, лежал, отдыхая после долгого пути, Лев приготовил себе еду и поел. Сеше он ничего не оставил.— Ну, племянничек, сбегай-ка еще раз за огнем, а то мы опять останемся голодными. Да, смотри, не ленись. Беги до тех пор, пока не добежишь до огня,— сказал Лев на следующий день.И Сеша снова помчался в ту сторону, где было видно заходящее солнце. Но где там! Разве добежишь до него! И снова, падая с ног от усталости, Сеша возвратился домой.— Дядюшка, опять я не достал огня! Бежал, бежал, бежал, но добраться до этого места так и не сумел! Чем больше я приближался, тем дальше от меня уходил этот огонь! Я чуть не плакал от досады! У меня еле хватило сил вернуться обратно!— Эх ты! Разве я не говорил тебе, что нужно бежать без остановки, чтобы добежать туда! — сердито сказал Лев.Бедный Сеша заснул голодным. А Лев опять разжег огонь, сварил свое любимое кушанье из фасоли, поел досыта и спокойно лег спать.На третий день Лев уже совсем сердито сказал:— Сеша, если так будет продолжаться, мы умрем от голода! Отправляйся еще раз туда, куда я тебе сказал. Поторапливайся! Слышишь?И Сеша — гоп-гоп-гоп! — снова поскакал доставать огонь. Но, очень ослабев от голода и усталости за прошлые дни, он пробежал еще меньше, чем накануне. Пять дней бежал он, ис-худал так, что его узнать нельзя было. В конце пятого дня Сеша, возвращаясь, увидел хижину, возле которой сидела старушка и курила трубку.— Куда это ты так спешишь? — спросила она.— Я бегал за огнем, бабушка! Я живу вместе с господином Львом. У каждого из нас было но пять коробок спичек, но теперь они кончились. Поэтому господин Лев послал меня за огнем вон туда...— И Сеша показал на солнце.— Что ты, внучек! Это вовсе не огонь! Это солнце! Неужели ты такой глупый!— Как? Разве это не огонь? А я-то целых пять дней бежал и бежал туда! Я так устал, я такой голодный, бабушка!Старушка пожалела Сешу и накормила его. Когда усталый Сеша поел и отдохнул, старушка направилась к высокому-пре-высокому баобабу, который рос поблизости.— Я пойду посмотрю, что делает твой господин Лев. А ты подожди меня здесь,— сказала старушка.Влезла она на высокий-превысокий баобаб и, воспользовавшись своей волшебной силой, подсмотрела, что делает Лев. А Лев стоял возле горящего очага и готовил себе еду.— Внучек мой, знаешь, что без тебя делает твой господин? Готовит себе еду! Видишь, как он над тобой зло подшутил! Значит, спички-то у него есть. Ну подожди, теперь мы посмеемся над ним! — сказала старушка, вернувшись домой.Взяла она большой калебас, пальмовые листья, глину разных цветов и сделала страшную маску. Надев ее на голову Сеше, она велела ему:— Вот так иди к Льву. Как только дойдешь до его дома, начни петь громким голосом:Кто здесь живет, Кто здесь живет? Кто бы он ни был — Я его съем!И вот Сеша, с маской на голове, прискакал к Льву. А Лев в это время, ничего не подозревая, стряпал на огне кушанье. Сеша приблизился к хижине и запел:Кто здесь живет,Кто здесь живет?Кто бы он ни был —Я его съем!Увидав такое чудовище, Лев бросился бежать. А обрадованный Сеша съел все его кушанья. Потом он сбегал к старушке, чтобы вернуть ей маску, и как ни в чем не бывало явился к Льву.Лев встретил его жалобными воплями:— Племянничек мой, племянничек, если бы ты знал, что со мной случилось! Сидел я спокойно дома, и вдруг появилось какое-то страшное животное! Такое страшное, какого я еще никогда ве видывал! И мне пришлось убежать! Одно только хорошо, что это животное зажгло в очаге огонь...— Что это за животное было? — сочувственно спросил Сеша.— Разве я знаю! Оно было такое страшное, такое уродливое! Голова круглая, рога длинные, вокруг морды растрепанные волосы, на морде какие-то полосы...— А почему же ты его не прогнал? Ведь ты такой храбрый!— Да что ты! Как его прогнать? Такое страшное животное! Если бы ты его увидел, ты бы умер от страха!Три раза Сеша пугал таким образом Льва, являясь к нему в маске, и три раза Лев удирал в ужасе. На четвертый раз, по совету старушки, Сеша выкопал на дороге, по которой убегал Лев, глубокую яму и воткнул в дно несколько остроконечных копий.Спасаясь бегством от страшного зверя, Лев угодил в яму и напоролся на острые копья. Сеша пришел туда, увидел Льва и прикончил его ударом рогов. А потом побежал к старушке. Она приютила Сешу, и он до конца жизни жил у нее.