История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первые империи Ближнего Востока. Таблица империи древнего востока


Первые империи Ближнего Востока

Население Ближнего Востока было довольно таки разнообразным: с юга наступали орды кочевников-семитов - амореев и арамеев, с севера спускались племена касситов, лулубеев, гутиев, хурритов, с востока усилился натиск первых индоевропейцев, а с запада на побережье совершали набеги народы моря. Впоследствии на данной территории были созданы такие великие мировые империи, как Ассирийская, Вавилонская и Персидская.

Несмотря на то, что данные государства развивались по-своему, имели свою культуру, язык, верования и образ жизни, постепенно, шаг за шагом они превращались в нечто целое, учитывая наследие далёкого прошлого и создавая неповторимый образ Востока.

Ассирийская империя

Ассирийская империя

Ашшур - один из небольших номов Северной Месопотамии, расположившаяся в верхнем течении реки Тигр. Именно на этой территории впоследствии образовалась Ассирийская империя. Ашшур платил дань царству Митанни и касситской Вавилонии, но сохрянял при этом самостоятельность во внутренних делах. Постепенно город процветал за счет торговли, т.к. в нем пересекались торговые пути с востока, запада и юга. Ассирийцы жили на плодородных степных предгорьях, земля давала обильные урожаи, орошение и дополнительный полив здесь не требовался. Крестьяне, жившие здесь, спокойно могли прокормить себя и свою семью, были свободны и независимы, платили небольшие налоги.1

С XVI в. до н.э. ассирийская территория начала то расширяться на запад и на восток, то вновь сужаться до исходных размеров. В это же время в ассирийский документах правители стали именоваться царями. В середине ХIII в. до н.э. ассирийские армии вторгались даже на территории Хеттского государства, которое являлось одной из самых сильнейших держав того времени. Однако походы, совершаемые жителями Ашшура, в основном были направлены на грабеж и обогащение, а не на захват новых территорий и расширение владений.

Рассвета Ассирия достигла в начале XI в. до н.э. при царе ТиглатпаласареI, который вложил большой вклад в расширение государства. Его мощные армии совершили около 30 походов на запад, захватив Северную Сирию, Финикию и некоторые провинции Малой Азии. Торговые пути, которые находились на территории завоеванных территорий также оказались под влиянием Ассирии, что позволило государству улучшить торговлю. В честь своего триумфа после завоевания Финикии Тиглатпаласар I совершил демонстративный выход на финикийских кораблях в Средиземное море, тем самым показывая грозному в то время сопернику - Египту, кто на самом деле является великой державой.2

Следующий этап Ассирийского наступления приходится на IX - VII вв. до н.э. В этот период были предприняты походы на юг, на Вавилон. Также совершались походы на запад и была захвачена вся область Верхней Месопотамии, благодаря чему ассирийцы открыли для себя путь захвата Сирии. В данный период Ассирия не знала поражений и уверенно продвигалась к своей цели: взять под контроль торговые пути и источники сырья от Персидского залива до Армянского нагорья и от Ирана до Средиземного моря и Малой Азии. Со второй половины VIII века до н. э. ассирийцами были захвачены Палестина, Кипр, Месопотамия, Сирия и Египет(который, однако, был потерян через 15 лет).

Ассирия достигла вершины своего могущества во время правления династии Саргонидов, основателем которой стал Саргон II. Именно при нем в 710 г. до н.э. был, наконец, завоеван Вавилон. Его сын Синнахериб запомнился тем, что после восстания в Вавилоне в 689 г. до н.э сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.1 К этому времени Ассирия стала самой сильной державой Ближнего Востока, став первой в истории человечества "мировой" державой.

Однако с образованием Мидийского царства время Ассирии прошло. С чередой последовательных нападений на город Ашшур и столицу Ниневию со стороны Вавилонии, Мидии и Египта Ассирийская держава начала быстро ослабевать, и со временем прекратила свое существование. Многовековое наследство Ассирии перешло к Вавилону.

Вавилонская империя

Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало еще во времена шумеров. Городом же он стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н.э.2 Он располагался в очень удобном месте: именно здесь сближались реки Тигр и Ефрат, и от главного русла последней отделялись многочисленные протоки. Земли здесь были плодородными и приносили большой урожай. А само положение Вавилона являлось очень выгодным для ведения торговли. В будущем это позволило образовать на данной территории могучую и сильную империю.

Впервые Вавилон возвысился над другими государствами еще в ХХ в. до н.э., объеденив Нижную и часть Верхней Месопотамии. Однако это объединение просуществовало недолго (на протяжении жизни лишь одного поколения). Это было время развития культуры, литературы и законодательства - именно в этот период Хаммурапи издал знаменитый свод законов.

Вавилонская империя

В 1595 г. до н.э., после вторжения хеттов в Месопотамию, власть в Вавилонии захватили кочевники-касситы, чьё правление продолжалось около 400 лет. А последующие столетие государство сохряняло формальную независомость, но все больше оказывалось под политическим влиянием Ассирии. Но когда ассирийская держава потеряла свое могущество, в Вавилоне начался новый период развития.

Особого развития Вавилонская держава достигла при правителе Навуходоносоре I. При нем окончательно были подчинены Сирия и Палестина. Сам Вавилон был перестроен и стал крупнейшим центром международной торговли. В данный период в Передней Азии установился относительный мир. Весь Ближний Восток был разделен между Вавилонией, Мидией и Египтом, являвшихся в то время великими державами. Между ними сохранялись враждебные отношения, однако вооруженных столкновений не происходила. Однако через полстолетия в здесь появляется новая сила, которая в короткий срок полностью изменила политическую карту данного региона. Ею стала Персия.

В 553 г. до н.э. персидская армия захватил Мидию, и начала подготовку дла похода на Вавилон. Это обстоятельство вынудило Вавилонию и Египет забыть про старые разногласия и вражду и объедениться для борьбы с общим врагом.

Поход персов против Вавилона начался в 539 г. до н.э. Сражение произошло у города Описа на реке Тигр. Персы одержали полную победу и прекратили существование Вавилонской империи.

Персидская империя. Держава Ахеменидов

Иранское нагорье было заселено во второй половине II тыс. до н.э. Изначально, на стадии зарождения цивилизации, народы Ирана находились под властью то ассирийсой державы, то Мидийской, т.к. эти государства на данный момент были развиты намного лучше. Иранцы во многом отличались от народов Древнего Востока. Управляли иранцами племенные вожди и жрецы. Жители не платили денежных налогов. Представители знати считали себя равными царю, требовали, чтобы те женились на их дочерях или добивались права входить в царские палаты в любое время. А сам правитель был зависим от решения войска, т.к. если бы он не получил их поддержки, царь не смог бы удержаться на троне.1

Основателем персидской монархии стал Кир II Великий из рода Ахеменидов, пришедший к власти в 558 г. до н.э. Для того, чтобы удержаться на престоле и развить государство, правителю необходимо было сплотить подданых. Для этого были организованы военные походы против соседних народов. Однако сил одних иранцев для данной цели было недостаточно. И тут взгляд Кира устремляется на находящуюся рядом Мидию. Дело было в том, что иранский царь по матери приходился внуком мидийскому царю Астиагу. Кир II предъявляет свои права на мидийский престол и в 550 г. до н.э. становится царем Ирана, с центром в городе Пасаргады, и царем Мидии, с центром в городе Экбатаны.1 За время своего правления Кир II создает огромную державу: Малая Азия, Закавказье,Сирия, Палестина, Междуречье, Иранское нагорье, Средняя Азия. Важным моментом также является то, что Кир II после двухмесчного сопротивления захватил Вавилон. Царь пользовался уважением среди своего народа, его почитали и уважали, а иранцы называли Кира II "отцом". Сын Кира II Камбиз расширил державу от Эфиопии до Египта.

Персидская империя

Еще одним великим правителем державы Ахеменидов по праву можно считать Дария I. Он быстро и жёстко навел в империи порядок и начал новые завоевательные походы, в результате которых империя расширилась до Балкан на западе и до Инда на востоке, став крупнейшим и мощнейшим государством, существовавшим когда-либо на тот момент. Дарий также провёл ряд внутренних реформ. Он разделил страну на несколько административных единиц — сатрапий, при этом впервые в истории был осуществлён принцип разделения властей: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти. Кроме того, Дарий провёл денежную реформу и ввёл в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощёных дорог это способствовало невиданному скачку в торговых отношениях.1 К этому времени держава Ахеменидов стала одним из самых крупнейших государств того времени.

Однако следующие правители государства начали нарушать принципы внутреннего устройства, созданные Дарием, в стране поднялись мятежи и и к 330 году до н. э. Александр Македонский разгромил империю Ахеменидов.

Первая морская держава

Древняя Финикия занимала узкую полоску земли восточного побережья Средиземного моря. Прямые предки финикийцев жили здесь уже в III тысячелетии до н.э. К середине III тысячелетия до н.э. здесь вырастают первые города. Крупными из них становятся Угарит, Арвад, Библ, Тир и Сидон и в стране начинается история городской цивилизации. Природа Финикии была очень благоприятна для сельского хозяйства. Очень плодородные земли, хоть и не в большом количестве позволяли выращивать разнообразные культуры, такие как оливки, финики, виноград. Влажный морской воздух и дожди освобождали земледельцев от орошения земли. Также жители разводили здесь коров и овец. Плоды сельского хозяйства обеспечивали жителям достаток, но не могли обеспечить богатство. И тогда на помощь финикийцам пришла торговля, ведь именно здесь сходились торговые пути со всей Передней Азии. Главным товаром финикийцев стла древесина. Они торговали кедром, дубом и кипарисом, которые росли на склоне Ливанских гор. Главным покупателем дерева был Египет. Также важными для торговли товарами стали вино, оливковое масло и краска для тканей из моллюсков, которая была здесь изобретена. Но самым главным достижением финикийцев стало кораблестроение. Суда, постороенные здесь, ценились во всем мире. И именно благодаря хорошо развитому морскому делу финикийская империя в будущем добилась больших успехов.

Финикийцы постоянно испытывали давление со стороны окружавших их держав и поэтому создать крупное государство финикийцам не удавалось. Сначала господствующее положение здесь занимал Египет, вывозя из страны драгоцнную древесину. С ослаблением Египта Финикию начинают прибирать к рукам ассирийские цари. Финикийские города-государства были самостоятельными, они управлялись царем вместе с советом рабовладельческой знати и духовенства.

После разрушения Сидона "народами моря" гегемония перешла к Тиру, который достиг наивысшего расцвета при царе Хираме I. Он расширил остров, на котором находился город, с помощью искуственной насыпи, а также сделал Тир почти непристпуной крепостью. Тир вступил в тесные торговые отношения с окружающими его государства. При Хираме началась колонизация африканского берега Средиземного моря и в 814 г. здесь был заложен город Карфаген, ставшей в будущем самой крупной финикийской колонией. Однако со второй половины VIII в. до н.э. Финикия входит в состав Ассирии, с VII до н.э. - города-государства попадают в зависимость от Вавилонии и Египта, а с VI в. до н.э. - Финикия в составе Персидской империи. Однако при этом города сохраняли свое самоуправление. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Опыт мореходства и развитая международная торговля создали все условия для расселения финикийцев по берегам Средиземного моря. Одной из первых колоний Финикии стал город Утика в Африке. "Местом финикийского торжества" был, по Гомеру, и остров Лемнос. По мнению древнегреческого историка Диодора финикийские поселения существовали и на Родосе. На юге Эгеиды финикийцы, по словам Стефана Византийского, создали на острове Мелос одноименный город. После финикийцы достигли Сицилии, Сардинии, Мальты, Испании, Африки и основали там свои поселения.

Первой целью проникновения финикийцев на запад был металл. Изначально их интересовали только золото и серебро, но вскоре финикийцы стали привозить на родину железо, свинец и олово, неоходимых для производства. Второй целью стало приобретение новых плодородных земель. Таким образом, колонизацию нельзя назвать чисто торговой, т.к. в колониях развивались земледелие, рыболовство, ремесло. Здесь появлялись города и поселки, некоторые из которых специализировались на какой-либо определенной отрасли.

Рождение империи

Карфаген очень быстро возвысился над другими финикийкими колониями и вскоре подчинил их своей власти. Также он покорил разрозненные местные племена, заставив их правителей платить дань городу и поставлять в его армию свои отряды. Лишь город Утика на протяжении последующей истории Карфагенской державы сохранял особое положение. Карфаген создал собственную торговую сеть, ставшую "прочным скелетом" морской державы. Город продолжил создание новых колоний, отобрав это право у Тира. Монополию на торговлю Карфаген поддерживал за счет сильного морского флота. Главной статьей дохода города стал ввоз металлов. Карфаген постоянно искал новые рынки. Даже во время экспедиций людей высаживали на разных местах для основания колоний. Вскоре Карфаген стал столицей новой финикийской империи. В этот период он переживал подлинный расцвет, стал богатейшим городом Древнего мира и выдвинулся на передовые позиции.

Однако в результате пунических войн финикийская империя пала под натиском Рима спустя несколько столетий.



biofile.ru

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ

znach«Мировыми державами» («империями», «надрегиональными государствами») Древнего Востока в отечественной науке принято называть государства, которые на протяжение длительного времени устойчиво включали в свой состав помимо своего коренного региона — исконной территории этого государства — еще более обширные покоренные, этнокультурно чужеродные пространства.

Такие «империи» вели систематическую упорную борьбу за захват подобных территорий в как можно больших масштабах, так что в итоге присоединенные земли чужих народов обычно намного превышали по площади коренную территорию. Большинством населения такой державы становились тем самым покоренные инородцы. Особенно яркий пример в этом отношении дала Ассирия: термин асурайа (доел, «ассириец») стал в итоге самоназванием западносемитов-арамеев, первоначально не имевших ничего общего с Ассирией, но покоренных ею и составивших в результате большую часть населения Ассирийской державы, включая армию и административный аппарат. Аналогичным образом и греки позднее называли «ассирийцами» (в более привычной нам редуцированной форме — «сирийцами») именно арамеев, не отличая их терминологически от аккадоязычных коренных ассирийцев прошлого.

Еще одним характерным признаком восточных «империй» I тысячелетия до н. э. было то, что подавляющую часть покоренных областей они не превращали в вассальные образования, как поступали великие державы былых времен, а полностью аннексировали, включая в свою «провинциальную» административную структуру, т. е. управляли ими через обычных наместников- областеначальников, а не через вассальных царьков. Это не означало полного отказа от установления вассально-даннической зависимости; однако большая часть обсуждаемых «империй» состояла из прямо включенных в ее административную систему земель, и лишь на периферии мог образовываться пояс из вассальных и иных зависимых царств и племен. Земли прямого административного включения в державу облагались регулярными, фиксированными налогами и повинностями, вассально-зависимые территории платили дань, часто нерегулярную, а иногда ограничивались необременительными дарами и были фактически обязаны лишь ненападением на сюзерена и выставлением по его требованию контингентов на его войны. В этом случае они оказывались скорее младшими союзниками, чем собственно вассалами соответствующих «империй».

До конца II тысячелетия до н. э. уровень развития военной техники и экономики был недостаточно высок, чтобы даже самые могучие цари могли создавать подобные надрегиональные империи. В самом начале такого пути находилась разве что египетская «империя» Нового царства, но и в ней присоединенные и подчиненные контролю наместников области (Сирия- Палестина и Нубия) намного уступали по численности населения коренной территории страны. Все прочие государства в III — середине II тысячелетия до н. э. (т. е. на протяжении подавляющей части бронзового века) либо почти не выходили за рамки своего этнокультурного региона (держава Хаммурапи), либо располагали за его границами почти исключительно вассальными владениями, не пытаясь аннексировать их (державы Аккада и Ура, Митанни и другие). Эта политическая реальность была в XV–XIII вв. до н. э. даже оформлена специальной концепцией «великих царств», утвердившейся на всем древнем Ближнем Востоке. Согласно ей на каждый из пяти крупных регионов Ближнего Востока и Эгеиды должно было приходиться одно «великое царство», и им оставалось конкурировать за сюзеренитет над разделяющими их мелкими царствами и областями.

Напротив, железный век на Древнем Востоке (XII–XI вв. до н. э. и далее) ознаменовался созданием целого ряда «мировых держав», интегрировавших в своем непосредственном подчинении самые разные регионы. Сменились и политические парадигмы — от полицентрического представления о естественном сосуществовании нескольких великих царств к моноцентристским имперским концепциям.

Первая из этих империй, Ассирия, возникла еще в конце бронзового века в XIV–XIII вв. до н. э. и продержалась, чередуя взлеты и падения, около семисот лет. На смену ей пришли так называемая Халдейская Вавилония (VII–VI вв. до н. э.) и, наконец, великие державы иранцев — Мидийская (VII–VI вв. до н. э.) и ее наследница Персидская (VI–IV вв. до н. э.). Продолжением последней стали, в свою очередь, империи македонян — Александра и Селевкидов (IV–II вв. до н. э.). Все они в геополитическом отношении преемствовали друг другу, объединяя в одних руках весь Плодородный Полумесяц, т. е. Месопотамию и Левант (Восточное Средиземноморье). Ассирия, самая древняя из этих держав, и по своему политическому устройству в наибольшей степени удерживала некоторые старые черты: ее «провинции» были обычно невелики по размеру и отвечали давно сложившемуся областному делению Передней Азии, и доля вассальных (в том числе лишь номинально или непрочно вассальных) владений в ее составе всегда оставалась довольно велика. Характерной чертой надлома Ассирийской империи в VII в. до н. э. оказалось именно то, что она с трудом удерживала (и то не всегда) завоеванные ранее «провинции», а если и подчиняла новые территории, то обычно на основаниях вассальной, причем все чаще лишь номинальной зависимости (в частности, территории Египта подчинялись Ассирии именно как вассалы, а Лидия — как номинальный вассал).

Мидийская держава также включала весьма значительную долю своих владений (Бет-Тогарму/Армению, Персию, Элам и др.) на вассальных правах, что служило источником ее существенной слабости (и главной причиной падения мидийской династии, поскольку престол державы перехватила у нее именно династия ее вассального персидского образования — Ахемениды). Наиболее развитую «имперскую» структуру сформировали к концу VI в. до н. э. именно Ахемениды: подавляющая часть территории их огромной державы была разбита на наместничества, прямо подчиненные персидскому «царю царей», в то время как вассальные области оставались лишь в виде исключения, на отдельных участках имперской периферии. При этом ахеменидские наместничества-«сатрапии» отличались намного большими размерами, чем ассиро-вавилонские, а границы их сплошь и рядом намеренно проводились искусственно, с нарушением традиционного территориального деления Ближнего и Среднего Востока (таким образом Ахемениды пытались ослабить сепаратистский потенциал на территории своих наместничеств: население многих из них оказывалось при описанной системе разнородным).

В мировой и отечественной науке феномен ближневосточных «империй» I тысячелетия до н. э. привлекает в последние несколько десятилетий растущее внимание. И.М. Дьяконов и В.А. Якобсон обращали особое внимание на то, что макроэкономическая структура этих империй, как правило, держалась на соединении под одной властью равнинных земледельческих регионов с развитым зерновым хозяйством и нагорных областей, изобиловавших минеральным сырьем и рудами и характеризовавшихся особым развитием скотоводства. В результате империя получала, прежде всего в виде податей и дани, и те, и другие ресурсы, что давало ей куда больше возможностей, чем те, какими располагали прежние великие державы, почти не выходившие за пределы одного региона. Кроме того, тем самым налаживался фактический принудительный обмен между регионами с разными ресурсами и хозяйственной специализацией. Наконец, «имперский мир» создавал расширенные возможности для обычного, торгового обмена между ними.

«Империи» I тысячелетия до н. э. характеризуются, с одной стороны, возрастанием масштабов и дальности крупной торговли сравнительно с предыдущими временами, а с другой — стимулированием поиска и освоения новых, еще более далеких торговых путей «от противного»: подчиняя огромные пространства и облагая торговлю, ведущуюся на них и через них, достаточно высокими поборами, «империи» тем самым вызывали у купцов стремление к освоению новых маршрутов и рынков, лежащих за пределами имперского ареала. Все сказанное относится и к месопотамским, и к иранским «империям», однако если политические центры первых лежали именно в равнинных зерновых регионах, то политические центры вторых — в нагорных.

Существенно еще одно обстоятельство. При расширении размеров империй росла сила их правящей верушки, но это не сопровождалось соответствующим ростом интесивности податной эксплуатации подданных. Натуральный в целом характер экономики, невозможность тактического управления армиями числом более нескольких десятков тысяч воинов, и нежелательность создания нескольких крупнейших военных и городских центров в разных концах империи (это провоцировало возможность наместникам таких центров противостоять столичному двору), — все это приводило к тому, что при превышении общей массой податей с населения определенного порога, необходимого для исправного функционирования имперского и провинциальных центров и поддержания в них определенного уровня монументального строительства, эти подати просто некуда было бы тратить, так как ни неограниченный рост армий, ни сооружение многих новых центров были невозможны или не нужны. В результате, например, территория державы Ахеменидов намного превосходила ассирийскую, а подати в ней были (если верить приводимым Геродотом цифрам) более чем умеренные, да и те не расходовались целиком, а из поколения в поколение пополняли запас сокровищ: рост числа подданных позволял снизить налоговую нагрузку на каждого из них.

В ходе развития ближневосточных империй сформировалась еще одна существенная черта, а именно наличие особого «имперского» народа. Не отличаясь от прочих по подчинению имперской власти, он в то же время наделялся важными налоговыми привилегиями и большей степенью самоуправления. В Ассирии и Вавилонии такую роль частично играли общины привилегированных коренных городов империи (Ашшур, Сиппар, Вавилон и др.), в Ахеменидской державе — персидские племена. Стоит отметить полное безразличие этих империй к унификации этнокультурных, в том числе культовых и языковых традиций, столь чувствительной для позднейших империй: от разноплеменных подданных требовалась только лояльность, в остальном их местные традиции пользовались полной терпимостью. Нередко империя даже подчеркивала и прокламировала различие облика и традиций своих подданных как свою значимую (и явно не требующую преодоления) черту. Так, в ассирийской армии подразделения ряда провинций одевались и вооружались иначе, чем воины из коренной Ассирии, и это различие отражено на рельефах; точно так же рельефы Персеполя, священной столицы Персии, подчеркивают разноплеменность и различие подвластных Ахеменидам народов во всем, от типа лица и одежды до представляемой ими дани (т. е. до хозяйственных особенностей). Империя явно гордилась тем, что соединяет под своей властью столько культурно разнородных элементов и не собиралась преодолевать эту разнородность какими-либо специальными мерами.

Для политического устройства надрегиональных империй I тысячелетия до н. э. характерно то, что «имперский» государственный аппарат — царь, двор, наместники и их провинциальные «дворы» — оказывались дополнительной надстройкой над множеством мелких, но имеющих определенное самоуправление единиц — городских общин, «княжеств», племен и т. д. В идеологическом смысле для них типичны те или иные формы универсалистских «имперских» концепций мировладычества. В Ассирии действовала официальная доктрина своего рода священных завоевательных войн, согласно которой главный государственный бог Ассирии Ашшур повелевает ассирийским царям совершать все новые и новые походы, приводя как можно больше территорий под власть государства, непосредственно управляемого этим богом (согласно той же концепции, именно Ашшур являлся ассирийским «царем» в высшем смысле слова), и сами эти войны ведутся его божественной силой. Ахемениды официально воспринимали свои владения как «царство Персии и стран», т. е. мировое по потенциальному охвату государство, так как пределы этих «стран» не указывались и не ограничивались. Как минимум с конца VI в. до н. э. считалось, что подобная власть Ахеменидам дарована верховным благим мировым божеством — Ахура-Маздой.

В культурном аспекте для «мировых держав», как обычно, были характерны интегративные черты. Они являлись следствием не какой-либо сознательной установки империи на культурную интеграцию и унификацию (как упоминалось, таких установок просто не было), а естественных в рамках «имперского мира» активизации и расширения межкультурных контактов и влияний, а также эклектичного использования имперской верхушкой элементов самых разных культурных традиций, чем-то пришедшихся ей по вкусу. Так, в имперском ахеменидском искусстве осуществляется синтез египетских, греческих, иранских и месопотамских черт. Имперские божества получали почитание на присоединенных территориях и усваивались покоренными народами; распространялись синкретические культы; определенный язык (вовсе не обязательного язык народа, создавшего империю!) становился административным койнэ или лингва франка на большей части территории империи. Так, арамейский язык играл первую из этих ролей в Ахеменидской империи и вторую — в Ассирийской державе последних веков ее существования.

 

znaew.ru

Государства Ближнего Востока в древности Великие империи древности

Государства Ближнего Востока в древности

  • Великие империи древности

От ранних государств к великим империям

Вавилонское царство

  • Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый

  • Наивысшего могущества оно достигло при Хаммурапи

Законы Хаммурапи

  • Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов (37 уничтожено) представляет собой чёрный базальтовый столб.

  • Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

  • В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

  • Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.

Вавилонская башня

Империя хеттов

Ассирия

  • Ассирия — (ассир. Атур), древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией

Ассирийское войско

Нововавилонское царство

  • Навуходоносор II (аккадск. Набу-кудурри-уцур, букв. «Набу храни границы») — царь Нововавилонского царства (7 сентября 605 — 7 октября 562 гг. до н. э.), из X Нововавилонской (халдейской) династии. Сын Набопаласара.

  • При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития.Он получал дань, которая раньше шла в Ниневию, а потому не имел недостатка в рабочих руках и не должен был бороться за независимость. Его войны только увеличивали его материальные средства и доставляли вереницы пленных — даровых работников. Поэтому он оставил Вавилон совершенно обновлённым и современные археологические раскопки обнаруживают почти исключительно его следы.

  • На самом севере Вавилона Навуходоносор выстроил на высокой платформе дачный дворец. Также им были сооружен знаменитый висячий парк (т. н. «висячие сады Семирамиды» — одно из 7 чудес света). Берос говорит о нем: «Он устроил каменные возвышения, придав им вид гор, и засадил всякого рода деревьями, устроив таким образом так называемый висячий парк, потому что его жена, воспитанная в мидийских землях, скучала по родной природе».

Персия

  • Пе́рсия или (Иран) — латинизированное название исторической области Фарс в южном Иране, использовавшееся в западных странах до 1935 года как название всего Ирана. В истории термин Персия также используется применительно к Персидским империям Ахеменидов (VI — IV века до н. э.) и Сасанидов (III — VII века н. э.).

  • Название происходит от области «Парсуаш» (древне-греч. «Персида», ныне Фарс) на берегу Персидского залива, где жили племена, создавшие империю Ахеменидов.

Зороастризм

  • Зороастризм (авест. Мазда Ясна, букв. «почитание Мудрого», Вахви Даэна, «Благая Вера») — самая древняя из мировых религий откровения. Зороастризм сложился на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (новоперсидская форма имени — زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученного им от Бога — Ахура-Мазды.

  • Зороастризм является первой известной пророческой религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1738 году до н. э. «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны.

lib2.podelise.ru