Конспект урока по Всемироной истории. 6 класс. Тема: Культура древнего Двуречья. Культура древнего двуречья урок
Конспект урока Древнее Двуречье
Разработала преподаватель истории Габараева Фатима Зурабовна.
Тема: Древнее Двуречье
Цель урока:
Ознакомить обучающихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте «Древнего Двуречья»; продолжить формирование умений, сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ, работать с исторической картой.
В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья.
Урок выполнен по технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.
1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства.
1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?
1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.
Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.
1.4. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»
Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?
Значит, что будет темой изучения нашего урока?
(Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ»)
1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта , что необходимо знать при характеристике государства.
Организует обсуждение,
Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения)
Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»
Контрольно – оценочная деятельность.
- Кто согласен с выполненной работой?
- С чем согласны?
- Кто не согласен и с чем именно?
- Оцените работу.
- У кого возникли трудности? В чём?
П о с л е обсуждения:
Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока
Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.
Примерные ответы:
Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.
Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.
Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик
Один ученик выполняет работу на доске
Осмысление
/20-25 минут/
2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье?
Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье
Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67)
2.2. Организует работу в парах - «Мозговая атака»
Цель: выяснить линии для сравнения
2.3.Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске
1 группа - черты сходства
2 группа - черты различия
3 группа - текст с историческим документом
Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.
Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?
/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/
2.5. Активизирует детей на дальнейшую работу.
Задает вопросы, как называли жителей Двуречья?
Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ
Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?
/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/
2.6.Предлагает решить задачу СЛАЙД «Реши задачу»
В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.
2.7. Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ»
Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой
/на доске -изменения в КЛАСТЕР/
Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ»
Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства
ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?
Признаками, какого понятия являются все эти элементы?
Потеряв любимого друга, Гильгамеш глубоко переживает, горюет.
Теперь думает только о бессмертии он начинает путешествовать.
Наконец, он достает со дна моря чудесную траву жизни, которая дарит бессмертие и может превратить старика в молодого.
Видно бессмертие не доступно людям.
Бог сжалился над ним и разрешил ему встретиться со своим другом.
Они долго бились, но не могли одолеть друг друга.
Гильгамеш не слушается даже бога.
Потеряв любимого друга, Гильгамеш глубоко переживает, горюет.
Теперь думает только о бессмертии он начинает путешествовать.
Наконец, он достает со дна моря чудесную траву жизни, которая дарит бессмертие и может превратить старика в молодого.
Видно бессмертие не доступно людям.
Бог сжалился над ним и разрешил ему встретиться со своим другом.
Они долго бились, но не могли одолеть друг друга.
Гильгамеш не слушается даже бога.
Потеряв любимого друга, Гильгамеш глубоко переживает, горюет.
Теперь думает только о бессмертии он начинает путешествовать.
Наконец, он достает со дна моря чудесную траву жизни, которая дарит бессмертие и может превратить старика в молодого.
Видно бессмертие не доступно людям.
Бог сжалился над ним и разрешил ему встретиться со своим другом.
www.metod-kopilka.ru
Культура Древнего Двуречья - История
Зам. дир. по УР______________
Класс:6 «А», «Б», «В» Дата:24.09.2016 Номер урока: 3
- повторить и закрепить знание материала о географическом положении Вавилона и его правителях;
- развивать навыки работы в группах и составления понятийных карт;
- воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: проблемный урок.
Приемы урока: рассказ учителя, эвристическая беседа, заполнение сравнительной таблицы.
Оборудование: Учебник. Карточки с заданиями.
Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент.
Проверка присутствия на уроке; создание положительной рабочей атмосферы на уроке для получения положительных результатов в обучении; познакомить учащихся с целями и задачами урока.
Проводит работу по созданию коллаборативной среды. Упражнение «Дождь в Двуречье»
- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
- Хорошо, приступаем к работе.
Подготовка к уроку. Настрой учеников на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют его.
Рабочие принадлежности.
Опрос домашнего задания.
Методом «Дуэль» класс делится на группы, каждая группа выдвигает своего рыцаря. Группы подготавливают вопросы. Одна группа вызывает на дуэль другую, и рыцари сражаются вопросом на вопрос, тот рыцарь, который не ответит на 3 вопроса из 5 считается проигравшим, а выигравший рыцарь выигрывает для группы 5 баллов. Беседа:
Какие государства существовали на этой территории?
Систематизация понятий. Что объединяет понятия Хаммурапи и Навуходоносор?
Чем прославились эти личности? Как развивалось государство?
Каких богов Вавилона знаете? О чем это свидетельствует?
Дети на контурных картах наносят объекты, самопроверка по учебнику или флипчарту.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и приводят в систему понятия, давая объяснения.
Учебник.
Изучение новой темы.
Работа в группах (урок-спектакль). У каждой группы свое задание: (вытягивают) самостоятельное чтение с пометками определенной части параграфа 3 (выбор метода чтения детьми, почему?).
1 группа – поэма о Гильгамеше,
2 группа – Висячие сады,
3 группа – религия.
Каждая группа подготавливает спектакль по своей теме( где имеются рассказчик и немые актеры). Класс должен угадать, что показывает их группа-соперница.
Оценка выступления группами. Выигравшая команда получает 5 баллов.
Подведение итога учителем. Сравнение письменности в разные периоды. Какой вывод можно сделать?
Выполняют задание.
Выступление группы.
Взаимооценка. Исследование в группе.
Карта, учебник.
Закрепление изученного материала.
Составление «толстых» вопросов по «чужим» картам и материалу учебника.
Самостоятельная работа учеников:
Закрепление материала стратегией «Правда и ложь»:
Поэма о Гильгамеше – это религиозное произведение.
Клинопись – это древняя письменность.
Клинопись придумали шумеры.
Клинопись появилась в 3 тысячелетии до н.э.
Висячие сады были построены при Хаммурапи.
Висячие сады созданы в честь Семирамиды.
У жителей Двуречья было многобожие.
Солнце – это главное божество в Вавилоне.
Син – это бог Луны.
Мардук – главный бог всего Вавилона.
Групповое обсуждение, аргументация.
Задают по 2 вопроса.
Ученики обдумывают ответы и отвечают.
Работают самостоятельно.
Самооценивание по критериям:
10-9 ответов – «отлично»
8-7 ответов – «хорошо»
6-5 ответов – «удовлетворительно»
Тетради.
Рефлексия
Метод-интервью. Каждый спрашивает у своего соседа по парте, что он узнал на уроке, и что не понял. По непонятным вопросам учитель составляет кластер на доске и объясняет этот вопрос.
Конспект урока по истории, тема: «Древнее Двуречье».
Организационный момент
Местоположение и природа Древнего Двуречья
Образование городов – государств в Двуречье.
Занятия жителей Двуречья
Религия и письменность древних жителей Двуречья.
На доске записываются тема урока и план
Рассказ учителя:
Вспомним, с историей какой страны мы знакомились на протяжении нескольких уроков?
Назовите фараона, совершившего большее количество военных походов в другие страны?
В каком году Тутмос III совершил большинство своих завоевательных походов?
На каком материке располагается государство Египет?
В какой его части7
Кого в Египте называют фараоном?
В времена правления Тутмоса III граница Египта была отодвинута до реки Евфрат.
I .Местоположение и природа Древнего Двуречья
Кадр 3 « Месопотамия» ( рассказ учителя)
На Восток от Египта в те же тысячелетия и даже немного раньше сложилась другая великая цивилизация Древнего Востока – цивилизация Месопотамия. Название этой области происходит от греческого « Междуречье» , потому что она располагалась между двумя реками : ТИГР и ЕВФРАТ
Тигр ( греч. Стрела) течет по Месопотамской равнине параллельно Евфрату на протяжении более 2-х тысяч км. Берет свое начало в горах.
Евфрат – протекает по территории современной Турции, Сирии, Ирака на протяжении около 3065 км.
Реки как для Египта Нил , были источниками жизни для народов , обитающих здесь
Беседа – работа по настенной карте: ( учебник с. 67, 7)
Внимательно посмотрим на карту и ответим на вопрос- где берут своё начало реки Тигр и Евфрат? ( уточняет учитель – в горах Закавказья)
Внимательно посмотрите на карту , в чем мы видим отличие между рекой Египта ( Как она называется ? ) и реками междуречья? ( Нил несет свои воды с юга на север , а реки Тигр и Евфрат с севера на юг)
Куда впадают реки Тигр и Евфрат? ( Персидский залив)
Внимательно посмотрим на карту ( с.70 – какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат ? ( местность делится как бы на две части : на севере – гористая и каменистая , а на юге совсем ровная и камней там нет)
Кадр №4 – Телли – занесенные песком холмы – чтение текста учениками в слух
Кадр №5 – Карта «Месопотамии»
II Образование городов – государств в Двуречье.
infourok.ru
Разработка урока всемирной истории по теме "Культура народов древней Месопотамии"
Предмет, класс
Всемирная история, 6 класс
Дата
Сентябрь
Занятие
№3
Тема
Культура народов древней Месопотамии.
Общие цели и задачи
Цель: организация групповой работы для изучения учащимися культуры древней Месопотамии.
Задачи:
1. Повторить и закрепить знание материала о географическом положении Вавилона и его правителях;
2. развивать навыки работы в группах и составления понятийных карт;
3. воспитывать интерес к предмету.
Ключевые идеи
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся через диалогическое обучение, групповую работу, критическое мышление, дифференцированный подход, ИКТ. Развитие учащихся через совместное формулирование темы и цели урока, использование метода обратной связи через рефлексию учащихся и учителя. Оценивание для обучения, позволит ученику сформировать ответственность за свое обучение.
Ссылки
Учебная программа, учебник, Государственный стандарт 2012
Реквизиты
Учебник. Карточки с заданиями, интерактивная доска. Флипчарт. Сигнальные карты.
Этап урока
Действия учителя
Действия ученика
1.Организационный момент. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (смайлики).
Проводит работу по созданию коллаборативной среды. Упражнение «Дождь в Двуречье»
- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
- Хорошо, приступаем к работе.
Настрой учеников на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют его.
2. Повторение пройденного материала.
Оценивание задания.
Индивидуальная работа:
нанести на карте названия территории и рек. Самопроверка (с.5) – 4 названия территории и 2 названия рек.
Беседа:
Какие государства существовали на этой территории?
Систематизация понятий (работа с флипчартом).
Что объединяет понятия Хаммурапи и Навуходоносор?
Чем прославились эти личности? Как развивалось государство?
Каких богов Вавилона знаете? О чем это свидетельствует?
Дети на контурных картах наносят объекты, самопроверка по учебнику или флипчарту.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и приводят в систему понятия, давая объяснения.
3. Актуализация опорных знаний. Определение темы и целей урока.
Что входит в понятие Месопотамия?
Что входит в понятие культура? (составление кластера на интерактивной доске).
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Как вы думайте, какова цель урока?
Обобщает сказанное учащимися. Демонстрирует тему и цель урока на ИД.
Ответы детей.
4. Работа над новой темой.
Работа в группах.
Оценка работы группами.
Исследование.
У каждой группы свое задание: (вытягивают) самостоятельное чтение с пометками определенной части параграфа 3 (выбор метода чтения детьми, почему?).
1 группа – поэма о Гильгамеше,
2 группа – клинопись,
3 группа – скульптура,
4 группа – Висячие сады,
5 группа – религия.
Составление понятийных карт с последующей защитой всей группы.
Оценка выступления группами с помощью сигнальных карточек.
Подведение итога учителем с использованием флипчарта.
Сравнение письменности в разные периоды. Какой вывод можно сделать?
Выполняют задание.
Составляют понятийные карты.
Выступление группы.
Взаимооценка: красный – неверно, зеленый – верно. Если учащиеся поднимают красный сигнал, то аргументируют своё мнение.
Исследование в группе.
5. Физминутка
Демонстрирует на ИД музыкальную зарядку
С удовольствием выполняют зарядку
6.Закрепление знаний. Работа в группах.
Составление «толстых» вопросов по «чужим» картам и материалу учебника.
Групповое обсуждение, аргументация.
Задают по 2 вопроса.
7.Самостоятельная работа.
Закрепление материала стратегией «Правда и ложь» (сигнальные карточки):
Поэма о Гильгамеше – это религиозное произведение.
Клинопись – это древняя письменность.
Клинопись придумали шумеры.
Клинопись появилась в 3 тысячелетии до н.э.
Висячие сады были построены при Хаммурапи.
Висячие сады созданы в честь Семирамиды.
У жителей Двуречья было многобожие.
Солнце – это главное божество в Вавилоне.
Син – это бог Луны.
Мардук – главный бог всего Вавилона.
Ученики обдумывают ответы и отвечают, поднимая сигнальную карточку.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Подводит итог работы.
Предлагает посмотреть на ИД и в личной карточке отметить достоинства и недостатки урока.
Ученики выражают свое отношение к уроку посредством стратегии «Сегодняшний урок»
infourok.ru
Культура Древнего Двуречья - История - В помощь учителю - Наша библиотека
учитель истории, 1 квалификационной категории - Алибаева Сандугаш Актайевна. тема: Культура Древнего Двуречья
Цели: ознакомить с достижениями и вкладом в культуру народа Двуречья, рассказать об архитектурных строениях, литературных произведениях, показать их связь с религиозными представлениями людей; развитие разговорной речи, умения делать выводы, оценивать вклад народа в культуру; способствовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитание уважения труда людей, сохранения памятников культуры. Тип: комбинированный Методы: словесный, наглядный Формы обучения: фронтальный, индивидуальный Способы активизации деятельности учащихся на уроке: работа с текстом учебника, записи в тетради, беседа. Ход урока: 1) Организационный момент 2) Опрос домашнего задания 1.Географическое положение Вавилона. 2. Хаммурапи и его законы. 3. Рассказать про Навуходоносора. 3) Изучение нового материала. 1) Поэма о Гильгамеше. 2) Клинопись. 3) Архитектура. 4) Религиозные представления. Вступительное слово учителя о вкладе народов Двуречья в развитие письменности, о созданных ими шедеврах архитектуры, о развитии религиозных верований. Чтение Поэмы о Гильгамеше и беседа по вопросам. - какие черты характера были характерны для Гильгамеша? - почему подружились Гильгамеш и Энкиду? - какова судьба Энкиду? - достиг ли Гильгамеш своей цели – найти бессмертие? - в чем заключается бессмертие человека? Рассказ учителя: В 19 веке археологи нашли остатки кирпичных стен, храмов, дворцов, и даже «библиотеки». В одном сгоревшем дворце «библиотека» насчитывала 3- тысяч «книг», они не сгорели. Вопрос классу? Как вы думаете почему? (Ответ: Так как были сделаны из глины). Вопрос классу: мы пишем с вами на бумаге, как вы думаете на чем писали жители Двуречья? Из чего они строили свое жилище? Кто создал письменность и как она называлась? Рассказ учителя: В Междуречье не было папируса и писать приходилось на табличках из сырой глины. Чтобы сделать исписанную табличку твердой, ее высушивали на солнце или обжигали. Сначала писали рисунками, но на глине трудно рисовать. Поэтому на ней выдавливали острой палочкой клинышки. Каждый знак состоял из нескольких клинышков. Он обозначал или целое слово, или отдельный слог. И у них насчитывалось боле тысячи знаков. Эта письменность называется клинопись, которую создали шумеры. Шумеры на глиняных табличках писали свои пословицы и поговорки, которые дошли до нас. Шумеры высоко ценили дружбу, но как говорят по-русски «свой своему поневоле брат», примерно также в Двуречье говорили: «Дружбы длится день, родство длится вечно». Задание классу слушая шумерские пословицы и поговорки сказать о ком могли так говорить? 1) «Я родился в злосчастный день» ( «нытик», вечно жалующийся на свою судьбу) 2) «Брось тебя в воду – вода протухнет, пусти тебя в сад – все плоды сгниют» (о беспомощных неудачниках) Учитель: У народов Двуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает – себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорные». - Кто, по – вашему, создал эти пословицы – бедняки или богачи? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Ответ: Если человек брал в долг, то он попадал в зависимость от господина.
При рассказе об архитектуре можно использовать иллюстрации в учебнике - ворота Иштар, город Вивилон, дополнительную литературу «Поурочные разработки по истории Древнего мира» страница 268-269 о Висячих сады Семирамиды. Рассказ учителя о религиозных верованиях – храмы посвящались какому-либо богу и считался местом его постоянного обитания. У шумеров были бог земли Энлиль, бог Солнца Утту, бог луны Нанна, бог неба Ан, богиня любви Инанна, покровитель мудрости и культурных изобретений Энки). Рассказывая о религиозных верованиях использовать иллюстрацию в учебнике «Храм бога Луны».
Решение задач. 1. В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. - Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Свой ответ обоснуйте. Ответ: 1) Существование религиозных верований, вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином слуг, конюхов, музыкантов. 2) Наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных. 2. В странах Двуречья была распространена легенда: «Некий садовник был опытен и трудолюбив, но все его усилия были напрасны. Как бы он ни поливал свой сад, тот засыхал и его растения гибли. Тогда он обратился к богам и , возведя глаза к звездам, изучил знамения и законы богов. В новыми знаниями он посадил у себя в саду новое дерево, которое своей широкой листвой укрывало в тени весь сад. С тех пор урожай стал велик и неизменен». - Какие действительные факты из жизни людей отражает эта легенда? Ответ: Существование религиозных верований, упорство и трудолюбие жителей Междуречья.
4) Закрепление нового материала. 1. Как называется поэма созданная в Древнем Двуречье? 2. На чем писали жители Двуречья и почему? 3. При каком правителе были построены Висячие садя Семирамиды. 4. Какой миф был создан в Вавилоне:
5) Домашнее задание повторить параграфы 1 - 4 и подготовиться к тестированию по теме «Двуречье»
collegy.ucoz.ru
Конспект урока "Древнее Двуречье"
Древнее Двуречье.
Цели: 1) Изучить географическое расположение, уклад жизни, культуру древнего Двуречья. Ввести понятия: клинопись, ирригация, шумеры;
2) развивать способность обобщать, развивать образное и пространственное мышление, познавательные способности, картографические умения, умение выделять существенное, развивать навыки быстрого чтения;
Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересной стране. О стране, которая подарила нам множество очень интересных мифов и сказаний, о стране, которая оставила нам множество культурных ценностей.
- А сейчас взгляните все на доску, давайте прочитаем тему нашего сегодняшнего урока (древнее Двуречье).
Сегодня мы будем говорить о Двуречье, второе название - Междуречье.
-Как вы думаете, почему его так называют?
Эта страна лежит между двумя большими реками - Ефратом и Тигром. Отсюда и такое название.
Древнее Двуречье состояло из нескольких небольших государств. А каждое государство, как вы уже знаете имеет свой центр, т.е. города. Такими центрами были, например, города Вавилон, Мари. Кроме этих городов было множество других. Из этих многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.(показ по карте). Это были не просто города, а важнейшие центры торговли. Из этого следует то, что города должны связываться торговыми путями с городами в других странах. Одним из самых главных таких путей был путь, который связывал города Двуречья с городом Мемфисом, который находится в Египте(показ по карте).
Кто мне еще раз покажет на карте:
- границы древнего Двуречья;
- 2 самых больших города Двуречья - Ур, Урук;
- основной торговый путь, соединяющий города Двуречья и город Мемфис.
Двум ученикам даю работу с контурными картами.
Задание:
- обозначить границы др. Двуречья;
- 2 самых больших города Двуречья;
- проведите основной торговый путь, соединяющий города др.Двуречья с городом Мемфис.
А сейчас проверим, как вы меня слушали.
- Почему Двуречье получило такое название?
- Когда появились первые государства в др.Двуречье?
- Какие города были самыми большими в Междуречье?
Теперь, ребята, посмотрите на доску(на доске изображения поселка шумеров)
Кто такие шумеры?
Эти жители Междуречья. Именно они создавали первые государства в др.Двуречье.
(хоровое проговаривание - шумеры)
Проанализируя эту иллюстрацию, мы узнаем, как и где жилижили древние шумеры.
- Что вы можете сказать о жизни шумеров, опираясь на иллюстрацию?
- Чем они занимались? (земледелием)
Действительно, почвы в Двуречье были удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но бывало так, что реки разливались и очень бурно. Порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны скота.
- А как же шумеры боролись с этим?
Строили насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей использовали ирригацию.
Ирригация - система орошения полей с помощью искусственных каналов
(хоровое повторение)
-Многие поселения древних земледельцев, вырастая, превращались в города-центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу рек или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток, обтянутых кожей.
-Обратите внимание, какого цвета были дома? (Фиолетовые)
-Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из глины)
-В южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а это значит, не было строительство из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома – все здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было очень дорогим материалом – деревянные двери были лишь у богатых людей, в бедных вход закрывали циновкой.
Топлива в Двуречье было мало и глиняные кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Не обожженный кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка.
-А теперь мой рассказ повторит на оценку…
5.Беседа о богах.
6.Беседа о клинописи
7.Сообщение ученика
8.Имитация письма
9.Работа в парах
жили древние шумеры.
- Что вы можете сказать о жизни шумеров, опираясь на иллюстрацию?
- Чем они занимались?(земледелием)
Действительно, почвы в Двуречье были удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но бывало так, что реки разливались и очень бурно. Порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны скота.
- А как же шумеры боролись с этим?
Строили насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей использовали ирригацию.
Ирригация - система орошения полей с помощью искусственных каналов. (Хоровое повторение.)
-Обратите внимание какого цвета были дома? (Фиолетовые)
-Как вы думаете из чего они были сделаны? (из глины)
В южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а это значит, не было строительства из дерева и камня.
Дворцы, храмы, жилые дома строились из больших глиняных кирпичей. Дерево было очень дорогим материалом. Деревянные двери были лишь у богатых людей, бедные закрывали дверь циновкой.
Топлива в Двуречье было мало, поэтому кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце.
А теперь мой рассказ повторит…
-А чтобы узнать в каких богов верили жители древнего Двуречья вы должны прочитать 3 пункт параграфа 13 на стр.64. Читаем очень быстро.
-Что вы можете рассказать мне о божьем храме? (Он был высокий, ступенчатый)
-А в каком городе находится этот храм? (Такие храмы были во всех городах. Каждый город верил в определенного бога)
-А сейчас мы проверим, как вы запомнили имена этих богов. Вам нужно стрелками обозначить кто какой бог (Один ученик у доски)
Шамаш бог Луны
Син бог Солнца
Эа бог Плодородия
Иштар бог Воды
-Итак, теперь мы установили соответствия между богами, а теперь расскажите мне, чем занимались жрецы на этих высоких башнях?
(Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу.
Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священном. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.)
-Несмотря на то, что прошло много времени, раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанной таблички обычно обжигали в печи.
Это особое письмо Двуречья – клинопись (Хоровое повторение)
- каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг.
-А вот как учились писать, мы узнаем, когда послушаем сообщение.
Чтение сообщения учеником.
В клинописи несколько сот знаков и научиться писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Уроки продолжались от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.
Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики-«сыновья школы». А один из работников школы назывался буквально так: «Человек с палкой» - он следил за дисциплиной.
-Почему в Двуречье было трудно научиться писать?
-Расскажите о школе для обучения писцов?
-Сколько продолжались уроки?
-Кто стоял во главе школы? Как его именовали? А учеников?
-А сейчас мы попробуем себя в роли писцов древнего Двуречья. На ваших партах лежат пластины намазали пластилином, они заменят нам глиняные таблички и заостренные палочки. Давайте попробуем написать слово: Звезда.
-Делю класс на 2 варианта.
1 вариант читает «Сказание о Гильгамеше»
2 вариант «Миф о потопе»
Взаимопересказ.
6.Беседа о клинописи.
7.Сообщение ученика
8.Имитация письма
9.Работа в парах
беседуют с богами.
На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу.
Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священном. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.)
-Несмотря на то, что прошло много времени, раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанной таблички обычно обжигали в печи.
Это особое письмо Двуречья – клинопись (Хоровое повторение)
Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг.
-А вот как учились писать в Двуречье, мы узнаем когда послушаем сообщение.
В клинописи несколько сот знаков, и научиться писать и читать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте.
Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.
Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы», ученики «сыновья школы». А один из работников школы назывался буквально так: «Человек с палкой» - он следил за дисциплиной.
-Почему в Двуречье было трудно научиться писать?
-Расскажите о школе для обучения писцов?
-Сколько продолжались уроки?
-Кто стоял во главе школы, как его именовали? А учеников?
-А сейчас мы попробуем себя в роли писцов древнего Двуречья. На ваших партах лежат пластинки, намазанные пластилином, они заменят нам глиняные таблички и заостренные палочки. Давайте попробуем написать слова : Звезда, Зерно.