Космогонический миф древнего египта. Мифология и религия Древнего Египта 2 (стр. 2 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

33. Космогоническая теория древнего Египта. Космогонический миф древнего египта


33. Космогоническая теория древнего Египта.

Боги делились на: местные божества, почитаемые в каждом номе и общеегипетские, божества какого-либо центра, захватившего трон фараонов.

С приходом к власти Фив Амон стал покровителем царствующего фараона и царем богов.

Ра – бог Солнца, Птах – бог творец (по его слову создан весь мир и боги), центр Мемфис.

С выдвижением Фив Амон взял на себя ряд функций Ра и стал одним из важнейших юожеств.

Амон Ра – бог Солнца, создатель мира, покровитель царской власти, военного могущества.

Существовали также божества, олицетворяющие абстрактные понятия. (Сиа – богиня познания)

Хатхор и ее дочери ведут протокол. Хатхор – богиня неба.

Также включались иноземные божества из-за связи с Нубией, Палестиной и Сирией): Анат, Астарта, Дедун

Долгое время сохранялся тотемизм.

Существовали 2 школы жрецов: мемфисская и гелиопольская. Обычно выделялось 8 или 9 главных божеств + другие объединялись в семьи (триада – бог-отец, мать и сын)

Особую роль играл культ царствующего фараона, он был воплощением божества в человеческом облике.

Символическим олицетворением божественной природы считался сфинкс.

Культ.

Развитие религиозных гимнов, поэзии. Существует также заупокойный культ.

Человек – это синтез 3 основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника «ка» и души «ба», их существование дает бессмертие.

С целью сохранить тело получил распространение обряд мумификации и захоронения в гробнице. Посмертное существование – продолжение жизни на земле. Посмертное блаженство можно получить благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа.

34. Литературные жанры Древнего Египта.

Литература Древнего Египта наряду с литературой Месопотамии считается самой древней литературой. Письмо в Древнем Египте и иероглифическое (рисуночное письмо дополненное фонетическими знаками), и иератическое( ранняя форма древнеегипетской скорописи, нанесении иероглифических знаков кисточкой в результате чего знаки получаются с более округлой и курсивной формой.), впервые появилось в конце 4-го тысячелетия до н. э. в последней фазе додинастического Египта. Тексты были выполнены на свитках и пакетах из папируса, известняковых и керамических остраконах, деревянных писчих досках, монументальных каменных зданиях и даже гробах.

Язык:

Хотя письмо впервые появилось в самом конце 4-го тысячелетия до н.э., оно использовалось только для передачи коротких имён и надписей. Связанные тексты не появлялись примерно до 27 века до н.э., начала Древнего царства, до тех пор пока не началась первая фаза египетского языка- древнеегипетский язык. Он оставался только устным примерно до 22 века до н.э. В начале Среднего царства, он превратился в среднеегипетский, и хотя он был тесно связан с древнеегипетским, позднеегипетский значительно отличался в грамматической структуре. Позднеегипетский появился в качестве разговорного языка ​в 17 веке до н.э., но не использовался как письменный язык примерно до 14 века до н.э. В 7 веке до н.э. позднеегипетский постепенно превратился в демотику (упрощённый скорописный тип письма, знаки писали горизонтально справа налево), и, хотя она оставалась разговорным языком до 5 века н. э., в 1 вевке н.э. она была постепенно заменена коптским языком.

Находили:

На стенах гробницы, на саркофагах и на папирусах находили произведения погребальной литературы, написанные были предназначены для защиты и воспитания души в загробной жизни, в эти надписи входили магические заклинания, заговоры и лирические гимны. Кроме того, в гробницах находили копии литературных текстов, не связанных с погребальным ритуалом, и наверно предназначенных для развлечения мёртвых в загробной жизни.

Литература:

Литература Древнего Египта отличается многообразием форм и жанров: погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи, пророчества, памятные автобиографические тексты, поучения, сказки. Самыми популярными жанрами были сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, пророчества.

Поучения:

Поучения опытных наставников молодому поколению по разным вопросам были популярным жанром египетской литературы. Наиболее яркие представители: « Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», где особое внимание следует уделить изложенной концепции царской власти и ее роли в организыциии государственной власти в Древнем Египте; « Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», где повествуется о преимуществах карьеры писца перед всеми другими профессиями.

Пророчества:

Специфический жанр египетской литературы, предсказывающий будущие бедствия. Читателей привлекала чередующаяся ритмика изложения, эмоциональная взволнованность автора, точная лексика, передающая глубокое горе. Наиболее яркий представители: « Пророчество Нефертити», где описываются возможные бедствия страны, если в Египте вспыхнет мятеж населения против власти.

Религиозные тексты:

Мифологизесике сборники, заклинания, погребальные тексты. Самый яркий представитель: « Книга Мертвых», которая была одним из важнейших произведений древнеегипетской религиозной литературы. Ее главным назначением было- помогать покойнику в его опасном пути к залу загробного суда.

Биографии:

На стенах гробницы богатого человека от его лица записывалась вся «автобиография»: перечисля­лись заслуги перед фараоном, личные доблести, описывалось богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Прежде всего следует отметить биографию «Рассказ о Синухете». Это жизнеописание получи­ло чрезвычайно широкое распространение и дош­ло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время. Синухет, как следует из этого произведения, — вельможа, живший при дворе двух фараонов. Ско­рее всего это историческая личность. От первого лица ведется повествова­ние о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел благодаря своим талантам добиться знатно­сти и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю. «Повесть о Синухете» представляет собой соче­тание автобиографии, художественного произведе­ния и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государ­ственных документов своей эпохи, иллюстрирую­щих повествование. Он с недюжинным литератур­ным талантом выстроил свое сочинение, выво­дя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслужен­ную славу на многие века существования Египет­ского царства.

Сказки:

Другой литературный жанр, получивший чрез­вычайно широкое распространение в Египте эпо­хи Среднего царства. Этот жанр, несом­ненно, берет свое начало в традиции устного твор­чества. Сказки крайне разнообразны по тематике.Один из интереснейших сборников сказок — папи­рус Весткар, посвященный историям из времен цар­ствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фанта­стические истории — сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной исто­рии, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица ожи­вает. В этих и подобных им сказках авторский вы­мысел тесно переплетается с египетской мифоло­гией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важ­нейшими мифами, как, например, «Сказка о Прав­де и Кривде».

Многие сказки являются по сути литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях — о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестран­ного города.Египетские сказки включают в себя всевозмож­ные жанры: описание путешествия, нравоучитель­ную историю, даже авантюрную повесть. В боль­шинстве этих произведений, особенно относящих­ся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, ха­рактерный вообще для народной сочинительской традиции.

studfiles.net

My Enchanted World » Blog Archive » Космогонические мифы Древнего Египта: Часть 1

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике.

В Древнем Египте существовало три основных религиозных центра и каждый из них имел свои список наиболее почитаемых богов и свою космогонию (греч. κοσμογονία, от κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение) — учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

Гелиопольская космогония

/800/600/http/travel-smile.ru/wp-content/uploads/2012/10/38772984_lu2-300x225.jpg

Важную роль в Древнем Египте играл религиозный центр — священный город Иуну — Город Столбов (в этом городе в честь богов и фараонов египтяне воздвигли множество высоких четырехгранных столбов-обелисков). Греки дали этому городу свое название — Город Солнца — Гелиополь. В городе Гелиополе рассказывали такую легенду о сотворении мира:

Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.

Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.

Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.

— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.

Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага). Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.

Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.

В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.

Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И п

svetlana.husser.de

Мифология - Египетская мифология: Гелиопольская космогония

Мифология Древнего Египта: Гелиопольская космогония

Древнейшим религиозным центром Нижнего Египта был город Иуну (библ. Он), названный греками городом солнца – Гелиополем. По названию города было наименовано одно из учений о сотворении мира, известное как Гелиопольская космогония. Свидетельства  о существовании  и процветании этого ныне исчезнувшего  древнеегипетского города сохранились в упоминании о нем  в Библии и в описании Страбона, лично посетившего Гелиополь: «В Гелиуполе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это  объединение перестало существовать и его занятия прекратились». Именно у гелиопольских жрецов провели 13 лет  Платон с Евдоксом и хотя жрецы, «обладавшие большими сведениями в науке о небесных явлениях»,   хранили свои тайны, но два любознательных грека сумели расположить их к себе и «убедить этих последних сообщить им некоторые основные положения своих учений».

Древнейший календарь был составлен жрецами Гелиополя и был принят самое позднее в 4241 году до н. э. В основе календаря лежали «точные данные наблюдений, для сбора которых требовались тысячелетия».  За отправную точку был принят день, в который совпадали восход Сириуса-Сотис и солнца - Ра с подъемом Нила, соответствующий 15 июня по григорианскому календарю. Поскольку гелиакический восход  Сириуса в этот день можно было наблюдать не ниже широты 30°, на которой находились Мемфис и Гелиополь, а Мемфис был основан гораздо позже Гелиополя, можно сделать заключение, что «центром наблюдения за звездами определенно являлся Гелиополь. ...Известно, что "видение (прорицание)" или наблюдение за солнцем и звездами составляло важную часть ритуала поклонения богу Гелиополя. Нельзя назвать простым совпадением то, что жрецы Гелиополя называли себя "теми, кто видит", а верховный жрец носил титул Великий Прорицатель (urmau)».  Из Гелиополя календарь распространился по всему Египту.

Мифология Древнего Египта: Гелиопольская космогонияМестным богом Гелиополя был антропоморфный Атум с двойной короной на голове, имя которого означает «завершенный поглощением других», «совершенный». У этого бога нет матери, он назывался «создавший сам себя», и поскольку он возник из первобытного хаоса  Нуна вместе с первозданным холмом, Атум отождествлялся  с последним.  Иногда Нун назывался его отцом. Отождествление с земляным холмом – «важный момент гелиопольской космогонии», соотносящий возникновение мира с разливом Нила, по окончании которого из воды появлялась земля, «первозданный холм», символ начала сотворения мира из мирового океана Нуна. Вместе со львом Шу и львицей Тефнут, богами, покровительствовавшими соседнему городу Леонтополю,  Атум составил триаду, выступая в ней верховным богом.

Во многих текстах Атум называется  вечерним, заходящим солнцем. Воплощался в образе змея, иногда ихневмона. В одном из мифов разгневанный Атум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию. Как змей Уроборос он замыкает круг вечности. В диалоге с Осирисом (глава 175 "Книги мертвых"), который жалуется Атуму на свою жизнь в темноте, Атум говорит, что он "сотворил мир в облике змея и в облике же змея разрушит и уничтожит всех богов, сохранив одного лишь Осириса". Более того, когда мир прекратит существование и возвратится в свое первоначальное состояние – океан Нун, «Атум и Осирис примут облик змей и не будет ни богов, ни людей, чтобы увидеть их".

Атум – «древнейшее хтоническое божество Гелиополя». Рукой  Атума  считалась богиня Иусат, священным деревом которой была акация - «древо жизни и смерти».  В связи с этим следует отметить, что в Гелиополе существовал культ  деревьев, к примеру ива и ишед почитались как богини, город славился деревьями бальзамника, и птица Бену, хранительница книги «в которую записано все сущее и все, что будет сущим», «родилась (или появилась)на вершинах деревьев бальзамника, что в Доме Древнейшего в Оне». В городе находился храм, посвященный отцу богов Атуму, считавшемуся «первым богом» до эпохи пирамид. Однако гелиопольская триада уже включала солярные элементы, поскольку Шу и Тефнут выступали в образах льва и львицы, а "лев олицетворял солнце в небе». О древних формах культа Солнца у обитателей Египта мало что известно, однако бесспорно то, что  поклонение дневному светилу и Нилу существовало издревле и Солнце всегда выходило победителем как в сражении с тучами на небе, так и схватке  со змеем Апопом под землей.  В «Текстах пирамид» (например, Pyr., §145) очень рано встречается  синкретическое божество Ра-Атум, несомненно уже не хтоническое, а солнечное.

Мифология Древнего Египта: Гелиопольская космогонияСо стороны жрецов признание Солнца покровителем Гелиополя было «чрезвычайно мудрым шагом». Ни один из  аспектов бога Солнца не был отвергнут и, прежде всего, совершилось  его слияние с Атумом, исконным богом Гелиополя. Так возникло составное божество Атум-Ра. «Самой  ранней датой смешения Ра и Атума можно считать середину II династии, когда тинитский царь Неферкара впервые включил Ра в имя царя».  В Египте «боги повелевали царями, как те повелевали людьми» и, когда гелиопольским жрецам удалось к началу V династии «возвыситься над монархией»,  гелиопольская доктрина стала общеегипетской.  Предание гласит, что первые цари V династии, Усеркаф, Сахура и Нефериркара-Какаи были узурпаторами, сыновьями супруги жреца Ра, и их "истинным отцом" был объявлен бог Солнца.

Однако  Ра не смог бы утвердиться в Гелиополе без своей семьи. Согласно  представлениям, господствовавшим в других местах, Солнце было сыном богини Нут, ежедневно производившей его на восточной стороне горизонта. Супругом Нут был Геб, и детьми этой пары были Осирис, Сет, Исида и Нефтида. «Соответственно, когда Ра превратился в покровителя Гелиополя и его стали ассоциировать с Атумом, жрецы посчитали нужным поселить у себя всех богов природы в полном составе, сделав их гелиопольцами. Так сформировалось "великое сообщество богов Гелиополя, рожденных у истоков мира"  - знаменитая гелиопольскоя эннеада: Атум-Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Шу стал представляться олицетворением пространства между небом и землей; Тефнут олицетворяла собой влагу и была женским дополнением Шу, Геб и Нут были  антропоморфными образами земли и неба. Над распростертым горизонтально Гебом-землей, изгибалась Нут, упираясь в него руками и ступнями ног, представляя собой небосвод, который поддерживают Шу и Тефнут. Обе пары богов представляли собой «обожествленные космические стихии.  Специальных мест культа они не имели, храмы в их честь не воздвигались... Лишь в Гелиополе им были отведены специальные места культа».

Осирис вошел в эннеаду «со своей историей, особыми обрядами и статусом умершего и воскресшего царя». Его постарались связать с Ра, утверждая, что именно по велению Ра убитый Осирис был возвращен к жизни Анубисом, Тотом и Исидой, а суд Гелиополя вернул Осирису его права, очистив его от обвинений Сета. Вслед за этим Осирис «был взят из числа богов земли и причислен к богам небесным».

Однако Нут помимо перечисленных детей родила и Гора Старшего, который носил такой же исключительный титул «Великого Бога», как и Ра. Это  делало невозможным первоначальное включение Гора  в состав «Великого» Сообщества богов Гелиополя. Бог Ра "узурпировал место Гора", заменив его имя в царском титуле на свое. Гор был включен лишь во вторую эннеаду, «Малую», и занял там невысокое положение Гора Дитя, сына Исиды, "чье царство по преимуществу, находилось на земле".  В глубокой древности Ра-Атум противопоставлялся богу Осирису. В Текстах пирамид (Pyr., § 145, 146) содержатся изречения, из которых видно, что умерший просил защиты у Ра-Атума: «Ра-Атум не должен отдавать тебя Осирису; он (т. е. Осирис) не должен овладеть твоим сердцем, он не должен приобрести власть над твоим сердцем!». Однако "разногласия" между богами были урегулированы жреческими усилиями, и «на протяжении всей своей многовековой истории египтяне считали, в соответствии с традицией  Гелиополя, божества гелиопольской эннеады своими первыми царями, вслед за которыми стал править Хор, сын Осириса и Исиды».

Использованные материалы:

  1. Страбон. География, XVII, 18;
  2. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  3. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.

www.a700.ru

Мифология Египта

В Древнем Египте существовало множество версий космогоний. Разные религиозные центры связывали её со своими ведущими богами. Темы этих мифов принадлежат к числу наиболее архаических. Династические изменения часто сопровождались сменой столиц. Такие события обязывали богословов новых столиц сочетать несколько космогонических традиций, выставляя местного бога как демиурга. Ассимиляция образов других богов-созидателей осуществлялась легко благодаря структурному сходству. Но богословы не боялись и синтеза, сочетая гетерогенные религиозные системы и сближая совершенно антагонистические божественные фигуры. 

Египетская космогония начинается с возникновения холма из первичных вод. Появление «Первого места» означало начало существования всего Космоса. Каждый город имел собственное «Первое место». Иногда оно принимало вид космической горы. Сам Египет – Та Кемет – считался таким «Первым местом» и центром мира. Египтяне были единственными полноправными жителями страны, а чужеземцам запрещалось даже посещать святилища, чтобы не нарушить даже в малом принципы мироустройства. 

В других версиях говорится о первичном яйце, в котором находилась «Птица света», или о первичном лотосе, породившем Дитя-Солнце, или о первобытном змее, первом и последнем образе бога Атума. В «Книге мёртвых» говорится, что когда мир вернётся в состояние хаоса, Атум снова станет змеем. Здесь отслеживается и представление о цикличности хода времени, и выводится архетипический хтонический образ змеи, ставящий Атума как персонажа на промежуточную ступень космогонического процесса.

Можно выделить как минимум три локальных варианта протекания космогонического процесса.

1. Гелиопольская космогония.

Первоначально существовал первородный Хаос – Нун - как вечная водная стихия. Из неё появился бог Атум на первичном холме Бен-бен. Через самооплодотворение он породил бога ветра и воздуха Шу и богиню мирового порядка Тефнут. Когда дети потерялись в окружающей тьме, он послал на их поиски своё Око. После нахождения детей слёзы радости Атума, упавшие на землю, превратились в людей. От первой пары богов родилась вторая – бог земли Геб и его жена богиня неба Нут. Нут родила Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду. Они все вместе составили Великую Девятку богов Гелиополя.

2. Мемфисская космогония.

Была разработана самая систематическая теология. Концепция созидательной силы бога здесь в какой-то мере предваряет систему западных религий. Вначале был бескрайний и безжизненный океан Нун. Птах усилием воли создал из земли своё тело, став богом. Из земли он сотворил мир и богов. В сердце Птаха возникла мысль об Атуме, на языке – слово Атум. Само понятие Атума трактуется как то, что закончено, завершено, осуществлено. Сразу после этого возник сам Атум, помогающий отцу в процессе творения. Он создал великую девятку богов, а Птах дал им мудрость. Птахом же были созданы слова заклинаний и установлены принципы справедливости на земле. От жены, львицы Сохмет, у него родился бог растений – Нефертум. Примечательно, что, согласно мемфисской версии, в разные периоды теогонии оборачивалось восемь божеств.

3. Гермопольская космогония.

Вначале был хаос, в котором царили разрушительные силы. Им противостояли силы созидательные, четыре пары божеств, олицетворяющих стихию. Это так называемая огдоада. Мужские божества – Хух, Нун, Кук и Амон выглядели как люди с головами лягушек. Четыре женские божества – Хаохет, Наунет, Каукет и Амаунет имели головы змеиные. Они создали первичное яйцо из земли и воды и положили его на первичный холм. Из него вылупился бог Солнца Хепри (молодой Ра), либо же из цветка лотоса. Из его слёз возникли первые люди. Ра создал Шу и Тефнут, и от этой пары произошли все остальные боги.

Несмотря на различие функций, приходится признать некоторую схожесть характеристик божеств египетского пантеона. Они описываются одинаково в гимнах и молитвах, за исключением Осириса и Исиды. Это ещё раз иллюстрирует неразрывность воплощения принципа существования космоса, его целостность как органической системы.

Следует также обратить внимание на зооморфный облик богов, который можно объяснить следующими причинами:

- подчёркивание первичности богов как персонажей, их промежуточное положение в космогоническом процессе;

- представление о том, что животные более близки космическому порядку, поскольку адекватно воспроизводят свой вид, стоят в этом отношении выше человека.

Примечательно, что у египтян не существовало правил, которые предписывали, как полагается изображать богов. Многих богов в разных городах называли по-разному, а у некоторых имена в течение суток менялись несколько раз. Так Солнце-Ра трактовалось как первый царь Египта в древние времена, и одновременно – как верховный бог, который одалживал себя другим богам, как Ра-Атум. В качестве восходящего солнца он почитался как Ра-Гор горизонта. Это говорит о пластичности мифовосприятия и его конкретности.

Некоторые факты позволяют говорить о том, что вся множественность богов сводилась к единому сакральному принципу: «Все боги – числом три: Амон, Ра и Птах, и у них нет второго. Только он: Амон, Ра (и Птах), вместе три».

Особое положение занимает Осирис. Как и в других мифологиях, его смерть тесно связывается с новым рождением и функцией плодородия, что говорит о его хтоничности и древности образа. Отождествление Осириса с мировым порядком подчёркивает, что принципу рождения и смерти подчинён весь космос. Цикл постоянно приводит мир в состояние изначальности.

Мифы о происхождении человека менее выразительны. Люди родились из слёз солярного бога Ра. Поэтому само их название переводится как «слёзы». Изначально всё в мире было устроено для благополучного существования людей. Однако люди устроили заговор против Ра, и он почти полностью уничтожил их при помощи богини Хатор.

Считалось, что после смерти душа человека отправляется к звёздам и приобщается к их вечности. Смерть здесь считалась эквивалентом нового рождения в звёздном мире. Особо локализуется потусторонний мир под землёй, что связано с образом Осириса. Могила становится местом, где происходит преображение человека. Он становится цельной «личностью», инициированным духовным существом. Египтяне считали, что в подземном мире обретается особое знание, переданное Осирису Гором с целью воскрешения последнего. Одновременно существовали и представления о вечном теле (мумии), которое необходимо вечной душе.

Вместе с тем, сохранившаяся «Песнь арфиста» повествует о непознанности доли человека в загробном мире и отсутствии достоверных знаний о ней.

Египтяне выделяли период Tep zepi – «Первое время», который длился от появления бога-создателя над изначальными водами до интронизации Гора. Всё сущее, от природных явлений до религиозных и культовых реалий (планы храмов, календарь, письменность, ритуалы, царские эмблемы) имеет оправдание и ценность постольку, поскольку было создано в начальный период. Это Золотой Век абсолютного совершенства, «когда ещё не было ни гнева, ни шума, ни борьбы, ни беспорядка». Поскольку эта эпоха представляет собой сумму первообразцов, её воспроизводят снова и снова.

Поскольку социальный порядок являлся аспектом космического порядка, считалось, что царская власть существовала с начала мира. Первым царём был сам демиург. Жесты и деяния фараона описываются в тех же самых терминах, что и деяния бога Ра: «он заменил хаос порядком». На памятниках ранних царей значатся чаще всего такие имена, которые являются разновидностями царского бога Гора: Гор Боец, Гор Змей, Гор Высокий рукою. Личные же имена приводились достаточно редко. Фараон является воплощением маат, что можно перевести как «истина», «добрый порядок». Маат относится к первоначальному творению и отражает совершенство «Золотого века». Это основа космоса и жизни, которая может познаваться каждым индивидом. Молитва к Ра говорит: «Вложи маат в моё сердце».

Фараон является воплощением маат и образцом для всех своих подданных. «Вот Его Величество знает (всё) свершающееся (в мире), и нет ничего, чего бы он не ведал, совершенно, (ибо) это (бог мудрости) Тот во всём (решительно) и нет дела, которое бы он не знал исчерпывающе». Даже во время политических волнений институт монархии не ставился под сомнение. Деятельность фараона направлена на поддержание космического порядка и защиту от хаоса, которому уподобляются все враги Египта. Фараон был единственным героем исторических событий. Подвиги одного фараона наследовались другим. Именно он руководил закладкой и открытием храмов, одерживал победы, издавал законы, собирал налоги и являлся главным участником ритуалов. Фактически фараон сам являлся государством, о чём говорит само его имя – «пер-о» («большой дом»). Само царское местожительство наделялось эпитетом «внутреннего», а остальное считалось «сторонним». Поэтому он наделялся сверхъестественными качествами: «Если ты скажешь своему отцу, Нилу, отцу всех богов: «Дай, чтобы потекла вода по вершинам гор», - то он (и) сделает сообразно со всем тем, что ты сказал ему». Всё в природе, что имело отношение к процветанию Египта, находилось под властью фараона. Идея политического совпадала с обязательными космологическими характеристиками социума.

Основной чертой такого правления становится отсутствие индивидуальности правителя. Это отслеживается по изображениям на монументах и описаниям в тексте. Все они подгоняются под портрет идеального властителя, видимо имеющий архетипическую природу. По Диодору, «день и ночь были расписаны по часам, в которые царю надлежало неукоснительно исполнять предписания законов, а не собственные желания». Это касалось и личной жизни, и отправления государственных функций.

Церемония вступления фараона на трон проводилась всегда в Мемфисе. Она воспроизводила ту, которая была проведена первым правителем Менесом. Главной идеей церемонии было не напоминание о деяниях первого царя, а обновление того созидательного источника, который присутствовал в первоначальном событии.

Сплочение государства равнялось космогонии; фараон, воплощённый бог, устанавливал новый мир. Поэтому Тутмос III расставлял свои статуи на покорённых территориях. Божественная сущность фараона являлась гарантией сохранения мирового порядка. После смерти фараон не умирал, как остальные люди, а перемещался на небо. Так обеспечивалась преемственность божественных воплощений и незыблемость космического порядка.

С фараоном было связано несколько праздничных церемоний:

- праздник Нового года, повторяющий космогонию;

- тридцатая годовщина интронизации, символизирующая обновление энергии правителя;

- торжества, посвящённые отдельным богам.

Цельность образа фараона нарушалась своеобразной дихотомией. С одной стороны, он являлся сыном Ра, а с другой – наследовал власть как Осирис-Гор. Имела место разновекторность правления – к солярному божеству и подземный мир.

Кризис культа фараона приходится на период Первого Междуцарствия. Происходит «демократизация» загробной жизни, когда знатные люди воспроизводили на своих саркофагах «Тексты пирамид», предназначенные для фараонов. Это был единственный период в истории Египта, когда фараона обвиняли в слабости и безнравственности. Люди разрушали некрополи, а камни забирали для собственных могил. Широко распространились агностицизм, пессимизм и экзальтированная радость. Под сомнение ставился смысл жизни и реальность загробного существования.

Второй кризис разразился после вторжения гиксосов. Они принесли с собой некоторых сирийских богов; наиболее значительными из них были Баал и Тешшуб, которого они отождествляли с Сетом. Поколебалась вера египтян в свою избранность, предопределённую богами. Освобождение повлекло за собой рост национализма и ксенофобии.

Политика образования империи обозначала упадок традиционной египетской культуры. Страна становилась всё более открытой для космополитической культуры (правда, лишь в политическом, а не мировоззренческом плане). Чужеземные боги не только включались в пантеон, но и сливались с национальными. Египетских богов начали чтить в других странах, а Амон-Ра стал всеобщим богом.

Соляризация Амона-Ра способствовала развитию религиозного синкретизма (так условно можно назвать принцип мифологического освоения пространства с включением в космос новых персонажей и аспектов бытия). Одновременно оформляется перевес монархии в сторону солярного божества. Он становится олицетворением единого божественного принципа, распространившегося от Египта до Сирии и Анатолии.

Пиком культа солярного божества становится «Революция Амарны» (1375 – 1350 гг. до н. э.). Она была вызвана как внешними причинами (стремление фараона освободиться от теократии), так и, видимо, внутренней логикой развития мифологической системы.

Вскоре после восшествия на престол Аменхотеп IV отнял у верховного жреца Амона право на распоряжение имуществом божества. Затем он изменил своё имя на Эхнатон, покинул старую столицу Фивы, «город Амона», и построил новую, которую назвал Ахетатон. Там были построены храмы в честь Атона. Было усилено представление о том, что основным служителем любого египетского божества является фараон.

Примечательно, что до переименования царя в Эхнатона никто не хотел принимать имя в честь нового бога. Имена в честь старых богов употреблялись как в верхах, так и в низах. Имена в честь солнца были редки. После переименования фараона положение меняется. Имена в честь старых богов остаются в употреблении, по преимуществу, у простых людей во всём Египте. И даже в этой ситуации, если человек принимал имя в честь бога Солнца, то использовал «Ра», а не «Атон». Такие тенденции имели место даже среди жрецов и в царской семье, иллюстрируя приверженность традиционным взглядам.

Реформу можно назвать не только «демократической», но и монотеистической, правда, с оговорками. Прежде всего, хотя Эхнатон отменил Амона и других богов, но он оставил Ра, Маат и Характи. Формула «Единственный Бог, другого подобного которому нет» уже применялась за тысячу лет до реформы в обращении к другим богам, свидетельствуя об их единой и неразделимой сущности. Кроме того, было по меньшей мере два бога, поскольку Эхнатон сам почитался как божество. В своём гимне фараон объявляет, что Атон – это его личный бог: «Ты в моём сердце, и никто другой не знает тебя, кроме твоего сына, которого ты посвятил в свои замыслы и наделил своей властью!».

Атон не стал и метафизическим богом, находящимся за пределами мироздания, как это оформилось в христианстве: «Ты отдалил небо так, что можешь на него подниматься и смотреть оттуда на то, что ты сотворил!».

Условна и сама новизна реформы как введения нового объекта почитания, поскольку Атон был известен и почитаем задолго до реформы. В «Книге о том, что за гробом» Ра именуется «Владыка диска (Атон)». В других текстах Амон («скрытый бог») не упоминается, а Ра описывается как бог, чьё «лицо закрыто» и который «скрывается в ином мире». Выделение Атона фактически представляет собой акцентуацию одного из ведущих принципов мироустройства.

Элиаде полагает, что самым главным новшеством реформы Эхнатона стало развитие религиозного аспекта в системе верований, как мы предполагаем, в противовес конкретно-мифологическим построениям. Его ощущения божественного света, возможно, можно считать элементами мистического опыта в той мере, в какой этот опыт противопоставляется жизненным реалиям. Примечательно, и это говорит за мистическую природу религиозного опыта Эхнатона, что из-за военной и политической пассивности этого фараона Египет потерял всю свою азиатскую империю.

В последние годы правления Эхнатона солнцепоклонничество приобрело необыкновенный размах, быстро сошедший на нет как по внутриполитическим, так и мировоззренческим причинам, поскольку феномен мистики требует развитой идеи личного религиозного отношения, не разработанной в египетской культуре на достаточном уровне.

В период Нового царства продолжает реализовываться принцип взаимодополняемости богов. В «Молебствии Ра» солнечный бог именуется «Тот, кто един в двух лицах»; он представлен в виде мумии Осириса, увенчанной короной Верхнего Египта. Отождествление двух богов осуществляется в личности умершего фараона: после осирификации царь оживает в облике молодого Ра. Так ещё раз фиксируется цикличность в восприятии времени. В одном из текстов говорится о «Ра, который отправляется покоиться в Осирисе, и об Осирисе, который отправляется покоиться в Ра».

Учение о загробном существовании получает своё дальнейшее развитие в «Книге мёртвых». Осирис становится судьёй загробного мира, в присутствии которого осуществляется взвешивание сердца умершего. Молитвы и магические формулы текста призваны облегчить душе загробное путешествие и обеспечить желаемый результат суда. Из архаических элементов в «Книге мёртвых» содержится представление об опасности «второй смерти», о важности сохранения памяти и запоминания своего имени. Исходя из положения о мифологическом совпадении значения слова и действия, можно сделать вывод о том, что запомненное имя обеспечивает нахождение на определённом месте в космическом пространстве. Не меньшее значение имеет желание умершего идентифицировать себя с божествами.

Некоторые поздние тексты отражают тенденцию египетских верований к универсализму. Боги (Гор, Сехмет) защищают не только египтян, но также палестинцев, нубийцев и ливийцев.

На наш взгляд, мифология Египта в своём развитии представляет традиционную модель, реализующуюся в большинстве систем верований древности.



biofile.ru

Мифология и космогония Древнего Египта.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

“Книга мертвых”

Древнейшая культура человечества - древнеегипетская, она относится к IV - II тыс. до н. э.

Народы Египта раньше, чем другие народы, вступили на путь социальных отношений и создания великих цивилизаций. Культ фараона сопровождался большим влиянием жречества. Власть фараонов и жреческой аристократии не могла не сказаться на мировоззрении. Оно развивалось преимущественно в религиозно-мифологическом обрамлении.

Попробуем на минуту отрешиться от философской логики наших размышлений и просто представить себе Египет в древности. Что сопровождает нашу историческую “память” о Древнем Египте?

Сфинкс. Это было первое творчество Египта и его главный символ. Голова человека на теле могучего быка со львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам.

Что означает этот символ? Есть разные суждения, до сих пор предлагаются различные толкования его. Наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов микрокосма и макрокосма (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня. Разгадка тайны сфинкса состоит в том, что представлен человек как микрокосм, божественный проводник, который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы природы.

Таким образом, Древний Египет с самого начала цивилизации поставил самый главный философский вопрос: Что есть человек? Оставив после себя сфинкса как единственного свидетеля всех сомнений и поисков ответа на этот вопрос. Египет оставил свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно.

Можно назвать еще один символ Египта - символ синтеза всех наук под названием Osiris (Осирис) - владыка разума. Большая пирамида представляет собой отражение этого символа.

Оба бога - Исида и Осирис - были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии.

Очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Насколько оно было развито, видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.

Представления египтян о посмертных злоключениях душ, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и средствах избавления от них изложены подробно в “Книге мертвых” (самая древняя в мире книга). Это обширный (более 180 глав) сборник магических заупокойных формул. Древнейшие из формул писали на стенах гробниц фараонов, затем - на саркофагах вельмож, позже стали писать тексты па папирусах и класть их на грудь мумии умершего. Так и составилась эта знаменитая “Книга мертвых”.

Эзотерическая наука египтян предлагала два ключа к миру. Первый: “Внешнее подобно внутреннему: малое таково же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии”. Второй: “Люди - смертные боги, а боги-смертные люди”. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладеет ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить oт злых, чтобы они не смогли схватить ее отрывки и сделать из них орудие разрушения; а также - от слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем, проявляться же она будет через дела посвященного в тaйну. Тогда знание станет силой, вера - мечом, а молчание - доспехами.

Такова “Книга мертвых”, древнейшая книга Человечества, раскрывающая тайну: “Единая душа, великая душа все то зачала, отделив от себя, все души, которые наполняют своим стремлением вселенную”.

students-library.com

My Enchanted World » Blog Archive » Космогонические мифы Древнего Египта: Часть 2

Вчера мы познакомились с тем, как рассказывали о сотворении мира жрецы города Пуну. Город Пуну Гелиополь — был главным культовым центром солнечного бога Ра.

Однако в разных крупных городах были свои боги-покровители, и почитались они гораздо больше, чем в других городах Египта. Жрецы-служители таких богов стремились придать их культу как можно большее значение. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей.

Мемфиская космогония

/800/600/http/tripdragon.ru/wp-content/gallery/memfis/memfis-6.jpg

В древнейшей столице Египта городе Хи-Ка-Пта («крепость души Пта»; По-гречески «Айгюп-тос». По-видимому, от этого названия произошло и современное название всей страны «Египет». Сам город Хи-Ка-Пта греки называли Мемфисом) творцом мира считался бог Пта (или Птах), покровитель ремесел и искусств. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — а уже Атум сотворил мир, действуя «по воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи и многому другому.

Мемфис по влиянию соперничал с Гелиополем и местные жрецы-богословы включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего.

«Боги, возникшие из Пта:…Пта-Нун, Отец, создавший Атума,Пта-Наунет, Мать, родившая Атума,Великий Пта — сердце и язык Девятки богов…Она возникла из сердца, возникла из мысли в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык.И стали существовать Гор и Тот в образе Пта. И стало так, что сердце и язык завладел каждым членом, познав, что Пта — в телах и устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное исполняется по желанию его…»

Гермопольская космогония

В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю.

Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Богов было восемь, отсюда и название города Шмуну — город Восьми. Поэтому, считали местные жрецы, только Гермополю должна принадлежать ведущая роль во всей стране.

Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов.

Материал был найден здесь.

svetlana.husser.de

Мифология и религия Древнего Египта 2

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области(номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.

Космогонические мифы.

Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории.Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.

Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшедствовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствунт ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея (рис. 2, 3), а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего впереди себя свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.

Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось породить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от првой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, - а исключительно мыслью и словом.

Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо– это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами.

Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Мифы заупокойного культа.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи(приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени.Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд(ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару (рис. 10). Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» ( «Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы

Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом.Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в«Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объячняются ткм, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.)

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяц весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.

Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась вожружением посвяшенного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето(воскрешение природы). После объединения страны под властью правителейВерхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в обеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выстепал в роли Гора – сынаИсиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.

mirznanii.com