Народы Южного Урала в древности. Уральские племена древние
Народы Южного Урала в древности
1. Южный Урал в древности
Выполнила: Гареева Рано 5А История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угрофинский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края. Цель моей работы – рассказать насколько разнообразны народы, населяющие наш край, и их язык и культура. Чтобы лучше понять историю заселения Южного Урала, я вкратце окунусь в историю Южноуральского края. Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени. Стоянок древнего человека на Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие. Люди заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь вдоль берегов рек
en.ppt-online.org
Народы Южного Урала в древности
1. Южный Урал в древности
Выполнила: Гареева Рано 5А История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угрофинский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края. Цель моей работы – рассказать насколько разнообразны народы, населяющие наш край, и их язык и культура. Чтобы лучше понять историю заселения Южного Урала, я вкратце окунусь в историю Южноуральского края. Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени. Стоянок древнего человека на Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие. Люди заселяли Урал постепенно. Скорее вс
ppt-online.org
Отдыхай с нами! — Традиции народов Урала — блог «Отдыхай с нами!»
Традиции народов Урала интересовали меня давно. Знаете, о чем я вдруг подумала? Весь Интернет наводнен блогами, постами и отчетами о путешествиях и исследованиях традиций европейских стран и народов. А если и не европейских, то все равно каких-нибудь модных, экзотических. В последнее время масса блогеров повадились просвещать нас о жизни в Таиланде, например.
Меня и саму манят суперпопулярные, невиданной красоты места (ах, моя любимая Венеция !). Но ведь народы заселяли любые уголки нашей планеты, иногда даже вроде и не совсем пригодные для жилья. И всюду обживались, обзаводились своими собственными ритуалами, праздниками, традициями. И ведь наверно эта культура каких-нибудь малых народов ничуть не менее интересна? В общем, я решила вдобавок к своим давним объектам интереса потихоньку добавлять новые, неизученные мною традиции. И сегодня возьму-ка я для рассмотрения… ну вот хотя бы это: Урал, граница между Европой и Азией.
Содержание статьи
Народы Урала и их традиции
Урал — многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.
Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться — препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.
Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.
Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал — это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:
«Все на Урале есть, а если чего нет, то значит — еще не дорылись».
Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.
Уральские самоцветы
Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.
Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции — это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.
Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.
Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.
Каслинское литье из моей коллекции
Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:
Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала — думаю, объяснять ничего не надо.
Но вот про следующую фамилию — хочется подробней. Строгановы — род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века — баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки. И даже — внимание! — в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.
Различные традиции народов Южного Урала
Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.
В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:
Гостеприимство. Возведено у башкир в ранг национального культа. Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).
Любовь к детям, стремление иметь семью — это также крепкая традиция башкирского народа.
Почитание старших. Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!
Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось — это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.
Праздник башкирский сабантуй
Удивительно, но башкирский праздник стал воистину интернациональным. Его празднуют повсюду, где есть татарские и башкирские диаспоры: в Поволжье, Сибири, Украине, Польше, Канаде и даже в Финляндии! И веселый, должно быть, праздник. В его традициях и обильное застолье (причем спиртное у мусульманских народов под запретом), и всякие юмористические и спортивные состязания.
Кстати, состязание предстоит выдержать и молодому человеку, который решил жениться. Любимая девушка только тогда сможет стать его женой, если он обгонит ее в конной скачке!
Это только некоторые черты национальных традиций народов Урала. Но и они смогли показать, что каждый народ самобытен. Нет неинтересных культурных исследований, есть только нежелание их совершать.
Традиции народов Урала
5 (100%) 2 голос[ов]
turov.top
Иткульцы - металлурги-кузнецы |
Иткульцы - металлурги-кузнецы
Прошла тысяча лет с тех пор, как погас огонь в металлургических печах южноуральских городов бронзового века. Один за другим сменялись народы. Наступил железный век. Степные просторы Южного Урала населяли кочевники: сначала саки, затем сарматы. Вдоль хребтов Урала, в лесах, по берегам рек и озер, там, где сейчас север Челябинской и юг Свердловской областей, в период с 2700 по 2300 лет назад жили иткульцы - металлурги-кузнецы. "Имя" они получили по названию озера Иткуль.
Археологам известны десятки иткульских городищ, поселений и несколько погребений. Городища располагались на возвышенностях у озер, а также на высоких мысах у рек. При этом рвы и стены либо пересекали мыс поперек, либо "подковой" отсекали часть площади высокого берега. Особенность городищ этого древнего уральского народа состоит в том, что часто они располагались парами: большое и совсем маленькое, с почти незаметным ныне рвом и валом. Некоторые из этих городищ имели до четырех линий обороны! Земляные валы дополнялись деревянной стеной.
Со стороны реки или озера площадки городищ надежно защищались обрывом.
Раскопки дали огромное количество свидетельств плавки и обработки меди и бронзы. Дело в том, что в распоряжении иткульцев оказался богатый Гумешевский рудник у нынешнего городы Полевского и много мелких месторождений. В городище у озера Иткуль обнаружено около 30 металлургических печей в три ряда вдоль внутреннего края оборонительной стены - целый металлургический цех! Плавильные "цеха" также найдены на Малом Вишневом острове на Аргазинском водохранилище, на Думной горе у Полевского.
И вот что кажется странным. Век-то железный, а находки в основном медные. Почему? Еще несколько сторон жизни иткульцев удивили ученых. Во-первых, бронзовые предметы, прежде всего оружие, были как две капли воды похожи на оружие степных кочевников. Во-вторых, среди животных у иткульцев, жителей лесов, а не степей, преобладали лошади. Очевидно, что иткульцы - металлурги-кузнецы - ковали оружие и прочие хозтовары и обменивали их у кочевников на лошадей.
Металлургия считалась тогда колдовством. Есть версия что маленькие городища рядом с большими были святилищами. Рвы иткульских городищ были слишком мелкими и узкими, чтобы играть роль обороны. Скорее всего это были "волшебные границы", отделявшие мир, где колдуны-металлурги общались с духами от мира обычных людей.
История народа великих плавильщиков меди прервалась около 2300 лет назад. Почему? В то время распространились предметы из железа. А их вероятно умели делать не только иткульцы.
К сожалению огненное ремесло требовало огромных затрат леса. Ведь тогда металл плавили используя древесный уголь. Для выплавки одной тонны меди требовалось превратить в уголь полтора-два гектара леса! В степных районах, возможно, с тех пор стали безлесными долины рек около бывших поселений древних металлургов, а плодородный слой земли оказался смытым.
Озеро Иткуль.
Название происходит от башкирских слов Ит - "мясо", кул - "озеро", т.е. озеро, богатое рыбой. По другой версии слово "иткуль" в древние времена звучало как "иккуль" или если точнее "ыййкуль", что может означать "священное озеро". Есть еще версия, что в основе названия - тюркское имя Иткол, весьма распространенное у башкир, которые живут здесь последние 300 лет.
Озеро расположено на севере Челябинской области, в 20 км от Верхнего Уфалея, окружено невысокими горами. Выделяется гора Карабайка (от татаро-башкирского кара-бай, дословно "черный бай", богач) В Иткуль впадает речка Карабайка.
Озеро очень красиво. На нем расположен оригинальный остров, состоящий из груды камней и валунов, который издали напоминает стадо коров, забравшихся в воду от зноя. Еще интересна одинокая скала (фото выше), стоящая в воде на значительном удалении от берега - Шайтан-камень ("злой дух", "черт"). Эта скала играла важную роль в жизни местных обитателей. Если лето было слишком дождливым, то на Шайтане чтобы вызвать солнце, приносили в жертву белого барашка. Если же была засуха и надо было выпросить у Бога дождь, то на Камне приносили в жертву черного барашка.