Государственное управление в Древней Руси (IX – XI вв.). Управление древней руси
8.Органы власти и управления древней Руси
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя.
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю.
В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство.
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.
studfiles.net
2. Центральное управление в древней Руси.
2.1 Понятие центрального управления
Понятие «государственное управление» употребляется обычно в двух значениях — в широком и узком. В широком значении под государственным управлением понимается целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства, осуществляемое посредством государственного аппарата, всех ветвей государственной власти на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В узком же значении это понятие сводится исключительно к деятельности исполнительных (административных) органов государства. В последнем значении оно используется главным образом в административном праве.
Государственное управление осуществляется в рамках государственно-организованного общества и представляет собой управляющее воздействие одних людей, организованных во властные структуры, на других, занятых в сферах воспроизводства материальных, социальных и духовных ценностей. Место и роль государственного управления в обществе определяются тем, что оно: в о -первых, опирается на власть, т.е. организованную силу, способную осуществлять свою волю посредством принуждения; во-вторых, распространяет свое влияние на все общество, на все значимые процессы в нем; в-третьих, проявляется как взаимодействие двух систем — субъекта управления (им являются государственный аппарат в целом и его различные звенья) и объекта управления (это люди, их коллективы, объединения, общности и т.п.). При этом конкретные средства, методы и способы государственного управления могут быть самыми разнообразными: от прямого распорядительства или директивного управления, предполагающего
Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Теория государства и права Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.— 288 с.
10
широкое применение административного принуждения до государственного регулирования, включающего использование правовых, экономических, идеологических и иных рычагов воздействия на управляемые объекты.
2.2 Политический строй древнерусского государства
Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.
Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного
11
характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др.
Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.
Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы — полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства
12
давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.
Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица — кормленщиками.
Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину — «мыть» — взимали мытники, денежный штраф за убийство — «виру» — вирники, пошлину за продажу лошадей — «пятно» — пятенщики.
Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.
Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов — князей и бояр. В их статусе — крупных вотчинников — соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.
13
Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления — княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками — князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.
Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.
Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.
Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель — уделов — в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1).
14
Рис. 1 Государственное управление в Древнерусском государстве
Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, — степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).
Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси;
15
М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-Западной Руси. По мнению же академика В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.
Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.
16
studfiles.net
Государственное управление в Древней Руси (IX – XI вв.)
Зарождение государственности у восточных славян
Достоверные
сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V - VI вв. н.э. Более
ранняя же их история весьма туманна. Среди историков нет единства по вопросу о
происхождении славянства. Одни считают, что они издревле населяли территории
между Дунаем, Днепром и Вислой – «автохтонная» (аборигенная) теория. Другие
полагают, что славянский этнос сложился из тесного взаимодействия многих
различных этнических групп, населявших обширные пространства Европы. Третьи
считают славян выходцами из азиатской части материка.
Каковы бы
ни были истоки славянства, в V - VI вв. часть
славян, составлявших древнейшее население Центральной и Восточной Европы,
начинает продвигаться на территорию Восточно-Европейской равнины, населенную
балтийскими и финно-угорскими племенами. В ходе переселения родоплеменное
устройство славян распадается и заменяется территориально-этническими
образованиями — союзами племен (поляне, словене, вятичи, дреговичи и др.),
составившими самостоятельную ветвь славян — восточную. Жили восточные славяне
соседскими, территориальными общинами (вервь, мир).
Сложная гидрография Восточной Европы обусловливала расселение племен,
определяла важнейшие военные, торговые и коммуникативные пути, не давала в
условиях лесостепной зоны (при отсутствии естественно-географических преград
нападениям врагов) обособляться отдельными поселениями, что создавало
объективную основу для этнического и политического единства. Это, а также
особенности климата (холодное лето, суровая зима, затяжные весна и осень) в
течение веков выработали своеобразную аритмию жизни и труда, специфические
черты быта и психологии древних русичей и других местных народов.
Письменные источники фиксируют состояние восточнославянского общества на
стадии «военной демократии», когда оно имело трехступенчатую структуру: племя —
союз племен — суперсоюз племен.
Если первичные союзы объединяли родственные племена,
то вторичные составляли уже суперсоюзы, т.е. объединяли несколько союзов
племен. Вызванные к жизни внешней угрозой суперсоюзы были многоплеменными с
противоречивыми и менявшимися интересами. Их формирование проходило в упорной
межплеменной борьбе за господствующее положение в них. Князь доминирующего
племени или союза племен становился главным властителем, а более слабые вожди и
их соплеменники оказывались у него в подчинении. Часто такая борьба шла с
переменным успехом, что делало суперсоюзы неустойчивыми образованиями. Тем не
менее в VIII в. в Среднем
Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединяют вокруг себя несколько
племенных союзов (северяне, радимичи и, возможно, другие племена), создают один
из центров древнерусской государственности. Это создало предпосылки для возникновения
публичной власти и зарождения государственности.
Государственность Киевской Руси
Начальный
этап в истории российской государственности связан с образованием
Древнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Это
крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины
XII вв., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от
Западного Буга до Волги. Ко времени образования государства указанную
территорию населяли многочисленные земледельческие племена восточных славян, а
также десятки народов финского, балтского, тюркского и иранского происхождения.
Отдельные восточнославянские племена объединялись в крупные политические и
военные союзы, упоминаемые в древнейшей летописи: поляне, древляне, дреговичи,
словене, радимичи, вятичи и др. Поэтому одна из главных особенностей
мировоззрения населения Киевской Руси —
изначальное, можно сказать, генетическое отсутствие племенного эгоизма, широкая
распахнутость по отношению к другим языкам и народам.
В
восточнославянских племенах государственная власть вырастала в условиях
территориальных общин. Главное богатство -
земля. Однако обилие лесов и неплодородные земли затрудняли земледелие. Сложный
рельеф местности и множество болот делали непроходимыми дороги и не
способствовали развитию торговли. Только сильная власть родовых старейшин могла
преодолеть все эти трудности. Здесь и кроются глубокие истоки российского
единодержавия, деспотизма и тотальности, которые были жизненно-необходимыми в
то далекое время, но сохранявшиеся на многие века.
В
IХ в. у восточных славян уже
существовали внутренние предпосылки для создания государственности.
Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени
по-прежнему было вече - собрание всех его
свободных членов. Но уже существовала племенная знать в лице нескольких
привилегированных родов, отличавшихся от массы общинников в социальном и
имущественном отношении. Из их среды вече выбирало вождей (князей) и старейшин.
Ко времени образования государства уже существовали отдельные племенные
княжения. Власть племенных князей опиралась на систему укрепления
градопоселений, некоторые из которых позднее превратились в настоящие
феодальные города. Племенные княжения были еще догосударственными
образованиями, а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого
слова.
Существовали
и внешние предпосылки, способствовавшие созданию государства у восточных
славян. Бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем и лесной полосой
Русской равнины, издавна были торной дорогой в Европу для воинственных
кочевников, орды которых раз в полтора-два столетия исторгала Азия. Многие кочевые
племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлые славяне-земледельцы
готовы были упорно отстаивать плодородную пашню, дававшую огромные урожаи.
Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских
племен в древнерусскую народность. По сути Киевская держава сложилась в борьбе
с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания» в
постоянной борьбе со Степью.
В
борьбе с хазарами славяне начинают опираться на союзы (пакты) со скандинавскими
конунгами. «Призванные» на основе договоров с союзами племен князья
и их дружины назывались «русью». Первоначально «проторусь» была скандинавской
по своей этнической принадлежности. По вставной легенде «Повести временных лет»
о призвании новгородцами Рюрика (862 г.), с варягами связывается объединение двух
основных центров древнерусской государственности в 882 г. после похода на Киев
из Новгорода князя Олега. Созданная Олегом держава представляла собой «федерацию»
государственных образований и союзов племен восточных славян. Династия
Рюриковичей, вероятно, была скандинавской по своему происхождению, но быстро
ославянилась. И уже первые князья — Рюриковичи и их дружины клялись славянскими
богами — Перуном и Велесом. Термин «русь», первоначально имевший социальное
значение, переносится на всю государственную территорию и становится этнонимом
восточных славян.
В 882 г., согласно летописи, новгородский князь
Олег, предварительно заняв Смоленск и Любеч, овладел Киевом и провозгласил его
столицей своего государства. Сам же Олег стал титуловаться великим князем.
Таким образом, 882 г., когда под властью
одного князя объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал
поворотным в судьбах восточных славян. Объединение двух важнейших центров по
великому водному пути «из варяг в греки» дало Олегу возможность приступить к
подчинению своей власти прочих восточнославянских земель. Так начался
длительный процесс консолидации отдельных племенных княжений восточных славян в
единое государство.
Высшая
политическая власть в Киевской Руси была представлена великим князем. Он
выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный
судья. Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега,
княжеская власть становилась индивидуально наследственной, и это придавало ей
легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей,
принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматься
как власть государственная. К исходу Х века Киевское государство приобретало черты
раннефеодальной монархии.
Огромное
значение имело принятие Русью христианства. Церковь укрепляла авторитет князя,
рассматривая его власть как богоданную. В 996
г. собор русских епископов торжественно заявил князю Владимиру Святославичу:
«Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованье».
Начало складывания системы государственного управления
Древнерусское
общество в социальном отношении можно разделить на большие группы:
1)
жрецы - гадатели - вещуны - волхвы - знахари - кудесники составляли круг лиц,
по народному верованию, обладавших искусством познавать волю богов и передавать
ее людям;
2)
князья - бояре - старейшины - лучшие мужи, которые были начальниками земель,
волостей, городов;
3)
людьми назывались все свободные
общинники;
4)
челядью назывались рабы.
Источником
рабства был военный плен. Славяне держали рабов только в течение определенного
времени, по истечению которого пленным представлялся выбор: или вернуться на
родину или остаться в качестве свободных людей. Рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны.
Люди, ставшие рабами по таким причинам, как закуп, женитьба на рабыне,
назывались холопы.
Класс
рабов не был многочисленным, и раб на Руси никогда не был основной
производительной силой. Таким образом, этап рабовладения в чистом классическом
виде на Руси отсутствовал. Однако холопов со временем становилось все больше и
больше и вскоре они превратились в основную производительную силу русского
общества. Такое положение вещей сохранилось практически до начала ХХ столетия и
вошло в историю под названием крепостного права.
По
свидетельству современников, славяне управляли демократически, обсуждая и решая
дела в народных собраниях, хотя народ призывался «на совет» только по важнейшим
государственным делам.
Постоянными
органами власти были князья, бояре, старейшины, старосты.
Гражданская
власть не была отделена от власти военной.
Власть
избранного князя опиралась на народное доверие, а постоянной его деятельностью
было правосудие на основе обычаев.
Опорой
власти киевских князей была дружина. В родоплеменном обществе дружина
существовала не на постоянной основе, а для одноразового набега на соседей. В
руках же киевского князя она стала средством принуждения и управления, взимания
дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов.
Дружина
проживала на княжеском дворе в особом помещении
— гриднице — и находилась на
полном содержании князя. В среде дружинников были значительные различия по
положению. Старшая дружина, состоявшая из богатых и знатных людей, носила
название «бояр», «мужей». Боярин –
это заслуженный член дружины, получивший особую самостоятельность. Младшая
дружина называлась «гриди», «гридь», «гридьба», а также «отроки», «детские»,
«дети боярские». Возраст при этом не имел значения, «отроком» мог быть и очень
старый человек.
Старшая
дружина участвовала в совещаниях с князем, и ее мнение имело большой вес при
первых князьях. Они могли лишь убеждать дружину, но не приказывать ей. Именно из
членов дружины состоял в течение долгого времени примитивный аппарат
управления.
Известно,
что из трех форм или ветвей государственной власти — законодательство, управление, правосудие — управление является самой древней и самой развитой формой. На
заре древнерусской государственности земли присоединяемых к Киеву племен
окняжались прежде всего путем распространения на них систем сбора дани и
создания на местах опорных пунктов центральной власти. Вместе с дружиной князь
ходил «в полюдье» - так назывались походы
за сбором дани. Первоначально дань собиралась главным образом мехами, а в XI в. Уже преобладали деньги. Долгое время
дань оставалась, как правило, ненормированной. Размер ее подчас использовался
князем как средство экономического и политического давления на непокорных. Если
средств у князя не хватало, население облагалось экстренными поборами.
Постепенно
дань приобретала во всем государстве характер постоянной податной повинности.
Для более или менее регулярного собирания податей были установлены «погосты» и
«становища», т.е. места, куда съезжались сборщики и плательщики. Это были по
сути административные округа. Были введены также «уставы и уроки», определявшие
размеры и места сбора дани. В XI в. Появились
особые чиновники по сбору дани —
«даньщики».
Дань-подать
в руках князей и дружинников превращалась в товар и шла главным образом за
границу (прежде всего в Византию), частью же —
на вооружение дружины и другие нужды государства.
Из
числа старших дружинников князь назначал посадников в отдельные центры своего
государства. Посадник представлял собой административную власть: собирал дань,
судебные и торговые пошлины, вершил суд. Часть собираемых средств шла на
содержание посадника и его дружины. Кроме даней-податей население облагалось и
рядом натуральных повинностей (военной и подводной), участвовало в постройке и ремонте
укреплений.
Между
феодалами постепенно начали возникать вассальные отношения. Вассалами князя
были дружинники, которые могли переходить от одного князя к другому. Это не
считалось изменой. Только на княжеской службе можно было стать боярином-аристократом.
Соглашение о службе сопровождалось целым рядом условностей. Бояре на
административных должностях получали жалованье и корм. Так появилась практика т.н. «кормлений», когда князь даровал
своему вассалу право сбора дани в свою пользу той или иной волости без владения
самой волостью.
Бояре
из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет - освобождение от платежа
дани и от подсудности княжеского суда.
У
многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в
вассалов второй очереди (подвассалов), они были обязаны боярину военной
службой.
При
князьях и посадниках имелись тиуны —
агенты, выполнявшие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых
слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селах и на княжеском дворе и
в зависимости от этого назывались «тиуны сельские» и «тиуны дворские». Помимо
обязанностей приказчиков, они присутствовали на суде князя или посадника.
Нередко они замещали их на суде, т.е. выполняли функции судей низшей степени.
Существовали
и другие должностные лица: мытники, взимающие «мыть» (торговую пошлину),
вирники, собирающие «виры» (судебные штрафы за убийство человека) и «продажи»
(штрафы за другие виды преступлений). Пошлину за продажу лошадей («пятно»)
собирали пятенщики.
Органы власти и управления Древнерусского государства
Деятельность
княжеской власти и ее представителей на местах еще не вполне заменяла
деятельность крестьянских общин-миров, с глубокой древности привыкших выполнять
судебные, административные и финансовые функции. Общинные порядки были
приспособлены к требованиям государства. Община, например, была обязана
разыскивать убийц и воров (в противном случае ей грозили высокие штрафы),
судебные дела разбирались только в присутствии представителей крестьян.
Войско
набиралось из населения по мере надобности. Собиралось оно из всех частей
Киевского государства. Дружинники обычно были конные, войско – пешее. Оружием должен был снабжать князь. Из
старших дружинников князь назначал и военачальников — воевод и тысяцких. В распоряжении князя был также флот — не только речной, но и морской. Киевский
летописец сообщает о морских походах на черноморские берега Византии и в
Каспийское море.
Русская Правда
В
своей практике управления и суда князья опирались на обычное право — неписаное народное право славян, так
называемый «закон Русский». Древнейший текст записанного русского права под
названием «Русская Правда» появился в начале XI
в. в правление князя Ярослава Мудрого. Это был первый русский писаный свод
законов. До нас дошли 2 редакции этого памятника: одна краткая, а другая
пространная. Краткая редакция вышедшая в1017г., составляет первоначальный
подлинный вариант Правды. За ней установилось название «Правды Ярослава», т.к.
она вышла в период правления Ярослава Мудрого.
В
ее основу были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям
феодальных отношений. Пространная редакция - это измененная и дополненная
последующими князьями «Правда Ярославичей». Обе эти редакции носят общее
название «Суд Ярослава Владимировича».
«Русская
Правда» широко распространилась во всех землях Древней Руси и стала основой
госуправления вплоть до 1497г., когда на ее смену пришел Судебник, изданный в
Московском централизованном государстве.
«Русская
Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она
устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки и
преступления. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского
мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, но казнь
за наиболее тяжкие преступления существовала. Впервые в истории Руси за отмену
смертной казни как вида наказания вообще, даже за самые тяжкие преступления,
высказался внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Правда, это не нашло
отражения в законодательстве его времени. Что касается наказаний, отразившихся
в «Русской Правде», то в основном это были денежные штрафы, размеры которых
зависели от тяжести проступка и от социального положения пострадавшего.
По
«Русской Правде» все русские земли делились на вотчинные и поместные.
Вотчинами назывались
земли, закрепленные за боярами и слугами князя в качестве его дара за
государственную службу (бенефиций).
Эти земли становились для бояр наследственными. Земли же, которые давались под условие службы, назывались поместьями. Князья были крупными
земельными собственниками.
Земля
также составляла коллективную собственность общины. Русскую общину составляли
жители селения или деревни, владеющие сообща землей. Каждый совершеннолетний
поселянин мужского пола имел право на участок земли, равной участкам других
жителей селения, практиковался передел земли.
Наследство называлось
в "Русской Правде" задницей и
остатком, оно открывалось в
момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию. Между
законорожденными детьми предпочитались сыновья, но братья, исключившие сестер
из наследства, обязались содержать их до выхода замуж, а затем снабдить
приданым по своим средствам.
Браку
предшествовало обручение, которое считалось нерасторжимым. Брак заключался
путем венчания в церкви. Условия
венчания: возраст - 15 лет жениху, 13 лет невесте, свободное желание
жениха и невесты, согласие родителей. Церковь не допускала вступление в третий
брак. Церковь допускала развод, но имела конкретный перечень поводов к разводу
(смерть мужа или жены, измена, уход в монастырь, без вести пропавший супруг и
т.д.). Принятие христианства внесло существенные изменения в брачно-семейные
отношения. Русское язычество допускало многоженство. Так князь Святослав имел
двух жен, а князь Владимир - пять жен и 800 наложниц.
Усиленными
карами охранялась церковь, ее имущество и церковные служители.
По
«Русской Правде» суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя, как
верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично
или порукам его наместников.
Местом
суда в столице и провинции был княжеский двор, который впоследствии был заменен
приказной или воеводской избой. Судебный процесс
начинался иском ("поклёп") со стороны истца. Кроме истца существовали
свидетели (видоки) и (послухи). При этом община, в которой
было совершено преступление должна была сама разыскать преступника или платить
огромную виру. Среди доказательств существовали испытания железом и водой, а
также присяга, которая сопровождалась целованием креста. Жалобы на решение суда
подавались князю.
Т.о.,
«Русская Правда» - первый древнерусский кодекс. Его уставы определяли изменения
в финансовом, семейном, уголовном и административном праве.
Вечевой строй
В
Древнерусском государстве сохранилось вече —
народное собрание, в котором участвовало все взрослое население города, а
иногда и жители пригородов и даже деревень. Одной из его функций было
комплектование народного ополчения и выборы его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Со временем
тысяцкий уже назначался князем из своих приближенных. Весь строй Киевского
государства, характер власти князя и окружающей его знати исключали возможность
систематического функционирования народных собраний. В XI-XII вв. все случаи упоминания вечевых собраний в летописях
связаны с исключительными ситуациями, когда в результате военной угрозы,
стихийных бедствий или длительного голода администрация оказывалась не в
состоянии контролировать положение. Исключение из этого правила составляли
только Новгород с его «пригородом» Псковом и в какой-то степени Полоцк. Здесь
вече сохранило свою силу и стало со временем одним из неотъемлемых атрибутов
феодальной республики (Новгород и Псков).
Укрепление власти великого киевского князя шло как в борьбе, так и в
процессе синтеза родоплеменных систем управления с формирующимся центральным
государственным управлением. Первоначально функции языческих князей так или
иначе были связаны с военными задачами и дипломатическими отношениями, охраной
торговых путей, сбором дани (полюдье). Власть киевского князя усиливалась по
мере поглощения власти князей союзов племен, подвластных Киеву.
Киевскому князю подчинялись местные племенные князья, которые по
договору находились «под рукою» киевского князя и родоплеменная знать,
выполнявшая судебно-административные функции. Однако нередко великим киевским
князьям приходилось сталкиваться с сепаратизмом местных князей, что
предопределило постепенную ликвидацию этого института (за весь Х в.).
Это же заставило их искать религиозно-идеологические средства для
укрепления власти киевской династии. Так, Владимир I проводит грандиозную религиозную
реформу, пытаясь превратить Киев в общерусский сакральный центр, собрав в
столице пантеон богов во главе с Перуном, но это не помогло. Требовались более
радикальные средства для сплочения Киевской Руси и укрепления власти князя.
В 988 г. Владимир I принимает восточное христианства
в качестве гос.религии, что имело для Руси судьбоносное значение. Именно оно
привело к трансформации древнерусского культурного архетипа, изменению
ментальности и вхождению в православную византийско-славянскую цивилизацию.
Эволюционный тип общественного развития сменился инновационным, его безусловным
источником становится Киев. Начинается постепенное утверждение канонических
христианских представлений о природе власти, государства и его целях.
Важное значение имели киевское вече для высшего и центрального
управления и вечевые собрания в центрах местных княжеств - для регионального
управления. Веча отличались от прежних племенных собраний, участие в них принимали
все свободные горожане, они являлись структурным элементом высшего гос.управления.
Вече и князь заключали друг с другом договор, представлявший из себя взаимную
присягу. В случае его нарушения вече могло отказать князю в занятии престола.
Т.о., форма правления на Руси может быть определена как «дружинное
государство», в котором содержались монархическая (князь), олигархическая
(старшая дружина, бояре) и демократическая (вече) тенденции. Ни одна из них в
Киевской Руси не получила полного воплощения.
Церковь
Во
главе церкви стоял назначаемый византийским патриархом митрополит Киевский. В городах
были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях
архиепископы). Они руководили обширными церковно-административными округами — епархиями. Причты церквей и братия
монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким
образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все
духовенство страны.
Однако
русская церковь находилась в юрисдикции Константинопольской патриархии (вплоть
до 1448 г.) и формально ей подчинялась.
Это была самая большая митрополия по территории и численности прихожан.
Признав
христианство государственной религией, светская власть позаботилась о ее материальном
обеспечении. По распоряжению князя Владимира в конце Х века в церковную казну
ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов - десятина. С развитием феодального
землевладения взамен десятины государство предоставило церкви ряд постоянных
источников дохода: право собственности на обширные территории — «вотчины», которое позволяло получать подати
и налагать определенные повинности на местных крестьян; освобождение
священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей.
В конце Х в. церкви было пожаловано право суда и
сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией
церкви находился особый класс лиц, который повиновался не князю, а церкви:
иерархи, священники, монахи, церковнослужители; лица, призреваемые церковью — старые, увечные, больные; изгои; церковные
холопы, перешедшие в дар церкви от светских владельцев и пр.
biofile.ru
Центальное и местное управление в древнерусском государстве
Список литературы.................................................................................... 29
Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью средств авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.
Как явление власть необходима, она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития. Государственная власть призвана управлять, устанавливать правовые и судить.
Общественная власть в Древнерусском государстве первоначально образовалась частным путем в кровнородственных обществах. Она сохраняла частно-правный характер в течение всего первого периода. Однако сознание общественной роли власти проявляется в самом начале истории. В древнейшем периоде истории России на первый план выступает последняя из упомянутых трех функций, т. е. суд; однако и обе первые уже и тогда входят в задачи государственной власти.
Государство первого периода по задачам управления совершенно отличается от государства последующих периодов, особенно 3-го (когда око становится полицейским по преимуществу). Древнейшее государство есть по преимуществу военное.
Что же касается самоуправления в Древнерусском государстве, то в науке до сих пор не сложилось единого мнения о времени его зарождения. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.
Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X—XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «вет» — совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти. Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной самостоятельности.
Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.
1.1 Понятие центрального управления
Понятие «государственное управление» употребляется обычно в двух значениях — в широком и узком. В широком значении под государственным управлением понимается целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства, осуществляемое посредством государственного аппарата, всех ветвей государственной власти на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В узком же значении это понятие сводится исключительно к деятельности исполнительных (административных) органов государства. В последнем значении оно используется главным образом в административном праве.
Государственное управление осуществляется в рамках государственно-организованного общества и представляет собой управляющее воздействие одних людей, организованных во властные структуры, на других, занятых в сферах воспроизводства материальных, социальных и духовных ценностей. Место и роль государственного управления в обществе определяются тем, что оно: в о -первых, опирается на власть, т.е. организованную силу, способную осуществлять свою волю посредством принуждения; во-вторых, распространяет свое влияние на все общество, на все значимые процессы в нем; в-третьих, проявляется как взаимодействие двух систем — субъекта управления (им являются государственный аппарат в целом и его различные звенья) и объекта управления (это люди, их коллективы, объединения, общности и т.п.). При этом конкретные средства, методы и способы государственного управления могут быть самыми разнообразными: от прямого распорядительства или директивного управления, предполагающего широкое применение административного принуждения до государственного регулирования, включающего использование правовых, экономических, идеологических и иных рычагов воздействия на управляемые объекты.
1.2 Политический строй древнерусского государства
Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.
Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др.
Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.
Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы — полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.
Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица — кормленщиками.
Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину — «мыть» — взимали мытники, денежный штраф за убийство — «виру» — вирники, пошлину за продажу лошадей — «пятно» — пятенщики.
Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.
mirznanii.com
Организация управления в Древней Руси.
Нужно помнить, что Киевская Русь — это раннее государственное образование. Для его обозначения в исторической науке используются таки термины как раннефеодальное государство или союз племенных союзов (суперсоюз) восточных славян. Поэтому студенту важно усвоить, как же было устроено и организованно управление Русью.
В древнейший период вся зависимость подвластного населения от князя выражалась в выплате дани. Важно понимать, что дань — не налог. В отличие от налога, дань не имела определенной единицы обложения, а вплоть до середины Х в. — даже четкого размера. Только после гибели князя Игоря в 945 г. его жена княгиня Ольга установила уроки, то есть размер дани с различных областей, и погосты — места сбора дани. Позднее, слово погост стало обозначать кладбище: ведь после крещения Руси церкви строились прежде всего в административных центрах. Рядом с ними появлялись кладбища. И когда древние даннические отношения ушли в прошлое, слово погост и стало обозначать кладбище. До установления уроков и погостов дань собиралась полюдьем, то есть прямым объездом подвластного населения князем (или уполномоченным им на сбор дани человеком) с дружиной.
Из источников мы видим, что управление князю и боярам помогали осуществлять должностные лица. Прежде всего — тиуны и огнищане. Это — управляющие хозяйством и выполнявшие иные поручения князя. Разница между ними не очень ясна, но видно, что они находились под повышенной защитой закона. Если за убийство свободного человека нужно было уплатить штраф в 40 гривен серебра, то за убийство княжеского тиуна или огнищанина — 80. Такой штраф разорял обычного человека и мог привести к продаже всего его имущества, и похолоплению его и его семьи. Однако, господин пользовался большой властью над личностью тиуна и огнищанина. Так, застав во время кражи, он мог безнаказанно убить его. То есть тиун и огнищанин были лично зависимы от господина.
Большую роль в управлении Русью играла княжеская дружина. Дружина — это не только вооруженная сила, обеспечивавшая защиту подвластной территории и сбор дани с населения. Дружина представляла собой также совет при князе. Дружинники разделялись на старших (гриди), из которых, очевидно, со временем произошли бояре, и младших (отроки и детские).
В управлении и военном деле князь зависел от городской общины. Особое должностное лицо — тысяцкий — возглавляло городское ополчение. Отказ города ополчиться в поддержку князя мог означать крах его военного предприятия. Институт тысяцких в некоторых землях оказался очень живучим: так, последний московский тысяцкий был убит при странных обстоятельствах в середине XIV в., после чего князь Симеон Гордый (1340–1353) просто запретил выбирать нового тысяцкого.
Городское вече могло не только отказать князю в ополчении. Оно могло в некоторых случаях изгнать или призвать князя. Так, в 1068 г. киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича, отказавшегося дать горожанам оружие для организации отпора половцам, а в 1113 г. призвали на княжение, в обход старших наследников, Владимира Мономаха, пользовавшегося большим авторитетом. Однако, вече не собиралось регулярно. Вече собиралось в случае тех или иных исключительных событий, часто — в ходе народного восстания. Таким образом, вече в Древней Руси — это народное собрание, орган власти восставшего народа. С приходом монголов и установлением над русскими землями власти Золотой Орды веча прекращаются: ведь хан обладал достаточными военными силами, чтобы подавить сопротивление того или иного города. Так, после восстания и веча 1327 г. в Твери два русских князя (Иван Калита Московский и Андрей Суздальский), выполняя волю хана, взяли Тверь штурмом и учинили там беспрецедентный разгром.
В подвластные города князь со времен Владимира Святого (980–1015) либо сажал на княжение кого-то из своих сыновей, либо назначал посадника, то есть своего уполномоченного, управлявшего городом.
studfiles.net
2. Центральное управление в древней Руси.
2.1 Политический строй древнерусского государства
Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.
Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного
13
характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др.
Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.
Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы — полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства
14
давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.
Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица — кормленщиками.
Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину — «мыть» — взимали мытники, денежный штраф за убийство — «виру» — вирники, пошлину за продажу лошадей — «пятно» — пятенщики.
Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.
Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов — князей и бояр. В их статусе — крупных вотчинников — соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.
15
Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления — княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками — князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.
Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.
Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.
Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель — уделов — в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1).
см. приложение рис. 1
16
Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, — степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).
Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси;
М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-Западной Руси. По мнению же академика В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой
17
поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.
Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.
18
studfiles.net
Глава 1. Государственное управление в Древней Руси (IX - XI вв.)
Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика
Глава 1. Государственное управление в Древней Руси (IX - XI вв.)
Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему современные германские, балтийские, романские, греческие, иранские, кельтские и индийские народы. Прародиной славян следует считать Центральную и восточную Европу, где славяне под именем венедов и славен были известны уже в готские и гуннские времена (первая половина II тыс. до н. э.). К V веку расселение славян представляло следующую картину: на юге осели балканские славяне, на западе - чехи, моравы, поляки, на востоке - русичи. К числу русских славян относятся поляне, древляне, кривичи, северяне, радимичи, вятичи. К числу соседей русских славян относились варяги. Именем "варягов" славяне называли норманнов, выходцев из Скандинавии. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен в виде военных и торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу или же просто искали добычи и занимались грабежом. В конце V в. н.э. происходит два взаимосвязанных события, которые отвечают на вопрос древнего летописца монаха Нестора: откуда есть, пошла Русская земля. 1) Происходит великое расселение славян на юг за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали у Византии половину ее территории. 2) Огромную роль для создания России сыграло основание Киева на Днепре во время княжения князя Кия. Город играл особую роль в жизни славянского мира, поскольку все крупные реки днепровского бассейна сходились к Киеву, стоящему на высокой горе. Надо сказать, что все славянское расселение проходило по речным системам. Славяне овладели такими реками, как Днепр, Волга, Западная Двина, озеро Ильмень. В их руках оказались чрезвычайно важные пути сообщения к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям. Развитая система рек объясняет нам быстрое и широкое расселение славянских племен. В лесах славяне занимались охотой, бортничеством, рыболовством, добывали в лесах пушнину. Леса укрывали славян от кочевников. Удобство речных путей послужило тому, что между многочисленными славянскими племенами поддерживались разносторонние связи, что облегчало образование единого государства. Постепенно было подготовлено сплочение всех славян в единый русский народ. Имя народа "Русь" или "Рос" появилось впервые в середине VI в. в самый разгар славянского переселения. В то же время употреблялись обе эти формы, которые дожили до сегодняшних дней. Мы живем в России, но называемся русскими. Предположительно, что первоначально Русью называли родовую знать славянских племен, торговцев и дружинников. Так, в 907 г. князь Олег окончил свой победный поход на Византию и приказал на русские корабли поднять паруса шелковые, а на славянские - ситцевые, что и было сделано. Таким образом, Русь стала именем географическим. Киевское государство объединило разные славянские племена, а все славянство получило название Русь. На заре русской государственности существовало множество небольших государств, которые обозначились терминами "земля" или княжение. Эти государства были разбросаны на огромных пространствах Восточной Европы, и население говорило на одном славяно-русском языке. Славяне жили сельскими общинами, которые представляли собой многолюдное селение. Границы земли каждой общины были четко определены, а общая территория называлась округ или околица. Каждая община отвечала за своих членов. Органом судебной власти общины было народное собрание, называемое "вече" или "громада". В собрании принимали участие только домохозяева, остальные приглашались в качестве совещательного голоса. Первые русские государства, в том числе и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств. Важной частью ранней русской государственности является полюдье. Это ежегодный объезд светлым князем своей подвластной территории, " сбор одежд", так назывался сбор дани. В полюдье князь отправлялся со своей дружиной, ездовыми с обозом, слугами, кашеварами, шорниками. На всей подвластной территории были установлены становища, где были избы, конюшни, амбары, сеновалы, печи для выпечки хлеба. Полюдье стало переходной формой к классовому обществу, к государственности. Процесс этот стал сугубо русским. Появились князья племени, старосты родов. Область, занятая племенем, представляла собой союзы родов. Каждое племя, заняв особую территорию, составляло особое княжение, особое племенное государство. Каждое княжение было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями. Территория племени называлась "землею", которая в свою очередь делилась на "волости". В центре каждой из таких земель был город старший или "великий", которому повиновались младшие города. Для управления делами своего города вече выбирало старейшин. В их среде одним из самых заметных был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившем название тысячи. Ему были подчинены "сотские" и "десятские". Позже племенные союзы соединяются в одно государство. Племенные князья полностью признали над собой власть киевских князей. Специальной задачей их являлось охрана всей территории и всего населения от неприятеля. Появляются населенные военными людьми города-крепости и множество пограничных военных сторожевых укреплений Древнерусское общество в социальном отношении можно разделить на большие группы: 1) жрецы - гадатели - вещуны - волхвы - знахари - кудесники составляли круг лиц, по народному верованию, обладавших искусством познавать волю богов и передавать ее людям; 2) князья - бояре - старейшины - лучшие мужи, которые были начальниками земель, волостей, городов; 3) людьми назывались все свободные общинники; 4) челядью назывались рабы. Источником рабства был военный плен. Славяне держали рабов только в течение определенного времени, по истечению которого пленным представлялся выбор: или вернуться на родину или остаться в качестве свободных людей. Класс рабов не был многочисленным, и раб на Руси никогда не был основной производительной силой. Таким образом, этап рабовладения в чистом классическом виде на Руси отсутствовал. По свидетельству современников, славяне управляли демократически, обсуждая и решая дела в народных собраниях, хотя народ призывался "на совет" только по важнейшим государственным делам. Постоянными органами власти были князья, бояре, старейшины, старосты. Гражданская власть не была отделена от власти военной. Власть избранного князя опиралась на народное доверие, а постоянной его деятельностью было правосудие на основе обычаев. Деятельность князя направлялась советом, состоявшим из наиболее влиятельных дружины, народного ополчения и наемников, как правило, из варягов. Князь не расставался с дружиной ни в военное, ни в мирное время. Верхушка дружины получила название "бояре". Боярин - это заслуженный член дружины, получивший особую самостоятельность. К Х в. племенные земли русских славян объединяются над властью киевских князей в Русскую Землю. Феодальные отношения в Киевской Руси развивались неравномерно. В Галицкой, Черниговской и Киевской землях они шли быстрее, чем у вятичей и северян. Идет процесс превращения общинников в феодально-зависимое государство. Источники возникновения феодальной зависимости: 1) рабство; 2) закабаление через закупничество , когда должник "закуп" закладывал самого себя и жил во дворе кредитора, пока не вернет долг; 3) патронат (феодальная защита). Люди, потерявшие связь с общиной, вынуждены были искать себе защиту у наиболее влиятельных феодалов. Захват большинства земель князьями, боярами, монастырями, обнищание рядовых общинников привели к тому, что основная масса свободных общинников оказалась феодально зависимым населением. Произошло отделение ремесла и торговли от земледелия, что привело к оживлению торговли и образованию городов. Принятие христианства в 988 г. и его распространение по всей Киевской Руси также способствовали усилению процесса феодализации, так как христианство оформило феодальную идеологию Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (первоначально их было 5). По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Церковь получила в свое владение село и стала крупным феодалом.
Во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Киевская Русь превратилась в огромную феодальную державу с разноплеменным населением, в котором преобладали восточнославянские племена, такие народы как, чудь (эстонцы, коми), меря (финно-угорские племена по реке Клязьме), мурома (финно-угорские племена по Оке), черемисы (марийцы), мордва, коми-пермяки, литва, зимегола (латыши).
Периметр границы России в ХI в. составлял 4тыс. км. от Вислы до Камы, от Черного моря до Белого.
После смерти Ярослава в 1054 г. началось ослабление власти киевского князя и рост влияния крупных феодальных землевладельцев. Крупными землевладельцами была родоплеменная знать, князья дружинники, духовенство и торговцы. Идет процесс консолидации класса феодалов и оформления для него особых привилегий. Классу феодалов присваивается название бояре. Боярство родоплеменное сливается с боярством на основе дружины. Между феодалами возникли вассальные отношения. Вассалами князя были дружинники, которые могли переходить от одного князя к другому . Это не считалось изменой. Только на княжеской службе можно было стать боярином-аристократом. Соглашение о службе сопровождалось целым рядом условностей. Бояре на административных должностях получали жалованье и корм. Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет- освобождение от платежа дани и от подсудности княжеского суда. У многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди (подвассалов), они были обязаны боярину военной службой. Остальная масса киевского общества состояла из свободных людей и рабов. С развитием городской жизни и торговой деятельности стали отличать горожан от сельского населения. Горожане назывались "градскими людьми" и делились на "лучших" или "вятших", т.е. зажиточных, и "молодших", "черных", т. е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами и ремесленниками. Сельское население носило название смердов, они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство. Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то терял самостоятельность и носил название "закупа". Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если рассчитается с хозяином. Смерды жили общинами, носившими название "вервь", или "погост". Человек в то время должен был входить в какое-либо сообщество, тогда он пользовался защитой рода. Лишенный покровительства своих близких человек становился беззащитным. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались "изгоями" (от того же корня, как и слово "гой", или гой еси, что значило "будь здоров"). Часть населения составляли рабы. Рабов-пленников называли "челядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по таким причинам, как закуп, женитьба на рабыне, назывались холопы. Государственное устройство феодального Киевского государства образовалось путем объединения мелких княжеств.
Великий князь Владимир (1113-1125 гг.) ликвидировал "святых князей", а также племенных князей там, где они уже существовали. Вся власть в государстве оказалась в руках великого князя.
При великом князе в Киеве функционировал совет. Сначала в его состав входили дружинники и "старцы градских" (старейшины). С развитием феодальных отношений советниками князей становятся бояре - верхушка феодалов, осевшая на земле, как правило, вокруг Киева. Со временем в совет стали входить митрополит, епископы, архимандриты. Великие князья, а затем и удельные при обсуждении важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей - вече. На вече собиралось по звону колокола все взрослое население. Свое мнение вече высказывало криком. Однако в большинстве городов вече собиралось редко. И по мере феодализации общества вече утрачивает свое значение. Установилось две системы управления, которые существовали одновременно: 1) численная и 2)дворцово-вотчинная. Численная система опиралась на военное ополчение. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоящие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись, прежде всего, руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функции. По мере развития феодальных отношений численная система была вытеснена дворцово-вотчинной. Центром управления становится княжеский двор. Основными административными представителями князя на местах стали княжеские тиуны. Они играли основную роль в административно-финансовой и судебной организации. Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг и постепенно превратился в воеводу - начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей. При княжеском дворе возникают ведомства с определенными отраслями управления. Наиболее влиятельными лицами были дворецкий, конюший, чашничий, стольничий, постельничий и т.д. Со времени княжения Олега (882-912 гг.) отмечается система "посажения" княжеских мужей по городам (отсюда термин - посадник). Посадники получали 1/9 взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин. Так начиналась раздача государственных доходов " служилым мужам". Развитие феодальных отношений привело к тому, что феодалы получили право управлять населением в своих владениях, судить их и собирать с них дань. Эти права оформлялись иммунитетной грамотой. Становление государственного управления в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к документу, называемому "Правды восточных славян", который регулировал государственные и юридические отношения в каждом племени или союзе племен. Ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье произошла унификация множества этих документов - Правд в единый Закон Русский. Этим Законом пользовались великие киевские князья, а также княжеские и местные общинные суды. Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией в 911 и 944 гг. Закон Русский является примером русского устного судебника. В отличие от Закона Русского "Русская Правда" была первым русским писаным сводом законов. До нас дошли 2 редакции этого памятника: одна краткая, а другая пространная. Краткая редакция вышедшая в1017г., составляет первоначальный подлинный вариант Правды. За ней установилось название "Правды Ярослава", поскольку она вышла в период правления Ярослава Мудрого. В основу "Правды" были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная редакция - это измененная и дополненная последующими князьями "Правда Ярославичей". Обе эти редакции носят общее название "Суд Ярослава Владимировича".
Последняя редакция "Пространной Правды" приходится на великое княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.).
"Русская Правда" широко распространилась во всех землях Древней Руси и стала основой госуправления вплоть до 1497 г., когда на ее смену пришел Судебник, изданный в Московском централизованном государстве.
По "Русской Правде" все русские земли делились на вотчинные и поместные. Вотчинами назывались земли, закрепленные за боярами и слугами князя в качестве его дара за государственную службу (бенефиций). Эти земли становились для бояр наследственными. Земли же, которые давались под условие службы, назывались поместьями. Князья были крупными земельными собственниками. В "Русской Правде" имеется также ряд статей об охране княжеской собственности. Если за убийство коня смерда накладывался штраф 2 гривны, то за убийство княжеского коня - 3 гривны. Великие киевские князья признавали русскую землю своим имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. При отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей. Земля также составляла коллективную собственность общины. Русскую общину составляли жители селения или деревни, владеющие сообща землей. Каждый совершеннолетний поселянин мужского пола имел право на участок земли, равной участкам других жителей селения, практиковался передел земли. Все вопросы, связанные со сроками и способами раздела пахотной земли, пользования лесами, водой, сенокосами решались всем миром, т.е. общим собранием домохозяев под руководством старосты - выборного начальника общины. В "Русской Правде" имелись также разделы, посвященные правилам купли- продажи, наему, заему и поклаже. Заем мог быть с процентами и без процентов. Поклажей называлась вещь, отданная на хранение на время. Закупом в "Русской Правде" именовался свободный человек, получивший ссуду и обязавшийся выплатить ее своею работой. Наследство называлось в "Русской Правде" задн'ицей и остатком, оно открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или, если не было завещания, по закону. Между законорожденными детьми предпочитались сыновья, но братья, исключившие сестер из наследства, обязались содержать их до выхода замуж, а затем снабдить приданым по своим средствам. Браку предшествовало обручение, которое считалось нерастлоржимым. Брак заключался путем венчания в церкви. Условия венчания: возраст - 15 лет жениху, 13 лет невесте, свободное волеизъявление жениха и невесты, согласие родителей. Церковь не допускала вступление в третий брак. Церковь допускала развод, но имела конкретный перечень поводов к разводу (смерть мужа или жены, измена, уход в монастырь, без вести пропавший супруг и т. д.). Принятие христианства внесло существенные изменения в брачно-семейные отношения. Русское язычество допускало многоженство. Так князь Святослав имел двух жен, а князь Владимир - пять жен и 800 наложниц. Преследовалось законом похищение девиц. "Русская Правда" запрещала убивать убийцу кому бы то ни было, а требовало суда над ним. Размер княжеского взыскания определялся вирою. Вирой назывался штраф за убийство свободного человека, она равнялась 40 гривен. За убийство княжих мужей - конюшего, старосты и выплачивалось 2 виры. Убийство свободной женщины - полувира - 20 гривен. Тяжелое увечье - полувира. За убийство раба штраф равнялся 12 гривен. Тяжкие преступления - конокрадство и поджигательство (коневая татьба). Поджигатель и конокрад выдавался князю на поток и разграбление. Сущность этого наказания - изгнание преступника и членов его семьи из общества с конфискацией имущества. Усиленными карами охранялась церковь, ее имущество и церковные служители. Виды церковных преступлений - церковная татьба, разграбление монастыря, посечение крестов, колдовство. По "Русской Правде" суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя, как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или порукам его наместников. Местом суда в столице и провинции был княжеский двор, который впоследствии был заменен приказной или воеводской избой. Судебный процесс начинался иском ("поклёп") со стороны истца. Кроме истца существовали свидетели (видоки) и (послухи), предметы преступления назывались поличное или лице. Очные ставки назывались " свод" . Своду предшествовал заклич - это когда пострадавший объявляет о пропаже. Гонением следа назывался розыск преступника по его следам. Вервь или община, в которой было совершено преступление должна была сама разыскать преступника или платить огромную виру. Среди доказательств существовали испытания железом и водой, а также присяга, которая сопровождалась целованием креста. Жалобы на решение суда подавались князю.