Реферат - Социально-политическая структура Древнего Китая
Хар-ая черта древнекитайской политической мысли : она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения Древнего Китая.Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Это единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека. Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним временам, когда государь – правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев… Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве. Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей. В первых четырех должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение, с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением, подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна быть обоюдная добродетель. Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся веками обычаев, определявших каждый шаг китайцев “ли”, пример же в их исполнении должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он достаточно скептически относился к попыткам управления посредством создания новых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления. Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращал внимание на важность использования принципа “исправления имен”: приведения обозначения различных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Благодаря ему в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что “Закон, власть и политическое искусство – три главные составляющие эффективного управления государством После II в. до н.э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе, как принципы легизма, так и конфуцианства. Древний Китай – крупнейший очаг цивилизации и культуры мирового значения – в течение веков сохранял относительную замкнутость, нерасчлененность своих социально-экономических структур, политических институтов, а также патриархальный характер общественных отношений, семьи и быта, особый менталитет.
www.ronl.ru
Древний мир. Страны и племена. Китай. Государство Шан (Инь). Структура общества.
В государстве
Шан (Инь) существовали рабы, рабовладельцы и
земледельцы-общинники. Рабовладельческую
подструктуру общества составляли иньская
рабовладельческая светская аристократия,
жреческая аристократия (они же и рабовладельцы) и
рабовладельческая аристократия подчиненных
иньцам племен. Формирование светской
рабовладельческой аристократии происходило из
окружения царя: сыновей, иных родичей, близких
людей, подчиненных. В надписях на костях они
определяются знаками “хоу”, “нань”, “цзы”,
“бо”. Эти термины возникли еще в
дорабовладельческий период. В последующие
времена они изменили свое содержание и перешли в
разряд титулов знати.
Термин или знак “хоу” первоначально
означал военачальника рода (племени), лучника. В
период Шан (Инь) термин “хоу” применялся для
обозначения военачальников царя (вана), которые
им посылались для охраны пограничных территорий.
В надписях они встречаются наряду с названиями
земель, которыми управляли. Гадательные надписи
указывают, что на одних и тех же землях
находились как хоу, так и другие представители
царя (сыновья, например, которые управляли этими
землями). Термин “бо”, то есть буквально “дядя”,
стал означать теперь “военачальник”,
“управитель области”, но по общественному
положению бо был старше хоу, ибо являлся
правителем нескольких или даже многих хоу.
Термин “цзы” со значением “сын” стал
впоследствии обозначать сыновей царя. Очевидно,
что сыновья также назначались управителями
областей. В многочисленных надписях иньцев
обнаруживаются сочетания знаков “цзы” с
названиями местностей. Например, цзы Чжэн, цзы
Суй, что означало: “царский сын области Чжэн”, то
есть посланный в Чжэн; “царский сын области Сун”
и так далее. Со временем знак стали применять для
обозначения аристократического титула вне
зависимости от того, был ли его носитель сыном
царя или нет.
Вожди некоторых племен, подвластных
иньским царям, также получали от правителей
почетные звания — хоу и бо. Особенно это
практиковалось в конце периода существования
Иньского царства, когда оно ослабевало под
натиском соседей.
Жреческую рабовладельческую
аристократию составляли жрецы, колдуны,
предсказатели, чревовещатели. Они занимали очень
важное место в государстве Шан (Инь), ибо помогали
царю и рабовладельцам в управлении массами рабов
и свободных общинников.
Свободные общинники-земледельцы
являлись значительной частью населения времени
Шан (Инь), играя достаточно важную роль в
государстве. Древние литературные источники
Китая свободных земледельцев называют
по-разному. В “Книге документов” (“Шу цзин”) они
фигурируют как “народ” (тинь), “мелкий люд”
(сяоминь) и так далее. Свободные общинники были не
только одним из главных производительных слоев
общества, но представляли и значительную
политическую силу, с которой рабовладельцам
приходилось считаться.
О “Книге исторических преданий”, или
“Книге документов” следует сказать, что это
памятник классической конфуцианской литературы.
Точная дата появления книги неизвестна, однако
она существовала уже при Конфуции (VI—V вв. до н.
э.). До нас дошла в более поздней редакции.
Несколько глав созданы в V—III в. до н. э. Материалы,
содержащиеся в “Книге документов”, имеют
отношение как к первобытнообщинному строю, так и
к обществу, в котором появились рабы. Последние
находились в очень тяжелом положении. Их могли
продавать, дарить, лишать жизни, обменивать на
вещи. Чтобы они не могли бежать, их клеймили,
рвали ноздри, заковывали в колодки или кандалы,
отрезали уши и так далее. Рабы выполняли самую
грязную и тяжелую работу. Как уже упоминалось, их
приносили в жертву богам. Одна из гадательных
надписей извещала: “Приносится в жертву раненый
раб”. В другой говорится: “Сжигаем раба, чтобы
землю оросил дождь”. Об этом же свидетельствуют
и обнаруженные при археологических раскопках
иньской столицы обгорелые кости людей.
Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
ancient.gerodot.ru
Структура армии Древнего Китая
Китайское
войско с VI-V веков до н. э. имело четкую организационную структуру. Мелким
подразделением было -У¦ (пятерка), пять -У¦ составляли -лян¦ (25 воинов),
четыре -лян¦ -цзу¦ (100 воинов), пять -цзу¦ -люй¦ (500 воинов), пять -люй¦
-си¦ (2500 воинов), пять -си¦ -цзюнь¦ (12500 воинов). Высшим соединением
было три -цзюнь¦ (37500 воинов), каждое из этих -цзюнь¦ имело определенное
тактическое назначение: авангард, центр и арьергард. Чжоускнй ван имел
шесть -цзюнь. В коннице в основу организации была положена десятичная
система: пятерка -низшее подразделение, две пятерки (10 всадников) -следующее,
и подразделения в 100 и 200 всадников. Боевые колесницы были организованы
иначе: низшим подразделением были пять колесниц, две пятерки составляли
следующее подразделение, а затем шли подразделения в 50 и 100 колесниц.
Форма построения боевого порядка китайского войска также была определена
еще в древнейшие времена. Центром построения подразделения была боевая
колесница, впереди и на флангах которой выстраивалась пехота, а позади
транспортная колесница. По такому же принципу из пяти частей состоял и
боевой порядок войска: в центре (главные силы) находился командующий войском
с одним -цзюнь¦, на флангах по одному -цзюнь¦, впереди авангард, позади
арьергард. Применялось и построение боевого порядка, состоявшего из восьми
частей: в этом случае в каждом углу размещалось еще по одному цзюнь.У
древних китайцев уже была разработана и система управления войсками. Подразделениями
управляли голосом, соединениями с помощью барабанов, гонгов, знамен и
значков. В одном из более поздних трактатов отмечалось, что барабанным
боем давались сигналы колесницам, коннице, пехоте, оружию, головам и ногам¦.
Забьют в барабаны выступать; забьют во второй раз идти в атаку; ударят
в гонги остановиться; ударят во второй раз отступать. Знамена и значки
служили для указания направления движения и для передачи команд на перестроение
войск. Доспехи и вооружение имели бесконечное количество модификаций.
Панцири из связанных стальных пластинок, наборные шлемы с пластичными
бармицами, стоячие боевые воротники. Еще более разнообразны мечи, сабли,
копья, топоры, алебадры и глефы.
В III веке до н. э. шла упорная борьба между племенами Цинь и Чжоу. Сохранились
сведения о бое при Чанпине в 280 году до н. э., в котором проявились некоторые
особенности тактики древнего китайского войска. Циньским войском командовал
Бо Ци.
Первый этап боя -наступление чжоуского войска и преднамеренный отход Бо
Ци к своему укрепленному лагерю. Войско племени Чжоу перешло в наступление
и, уверенное в том, что противник терлит поражение, энергично преследовало
циньское войско. Чжоусцы неожиданно для себя оказались перед укрепленным
лагерем противника.
Второй этап боя -контратаки войска Бо Ци и поражение чжоуского войска.
Бо Ци укрыл свои отступавшие войска в укрепленном лагере. В это время
из засады ударил в тыл чжоускому войску 25-тысячный отряд циньского войска;
одновременно конница Бо Ци атаковала противника во фланг, а легкая пехота
сделала вылазку из лагеря и произвела атаку с фронта. Чжоуское войско
было разбито. Сложный отступательный маневр требовал высоких моральных
качеств войска, циньское войско этими качествами и обладало. Кроме того,
Бо Ци хорошо организовал взаимодействие различных родов войск, контратаковавших
противника, что было возможно лишь при наличии хорошей тактической выучки
войск. В развитии военного искусства древнего Китая большое значение имеет
период первых централизованных деспотий (династия Цинь и западная династия
Хань), который включает целых шесть веков: с III века до н. э. по III
век н. э.