Управление древнего египта. Государственный строй Древнего Египта. Особенности древнеегипетского права
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Организация государственного управления в Древнем Египте. Тжати. Управление древнего египта


Местное управление в Древнем Египте

Местное управление Древнего Египта. Органы судебной, хозяйственной и административной власти на местах. От общинных советов до централизованного административного аппарата.

Древнее царство - это объединение небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы - джаджаты. Общинные советы в Древнем царстве, состоящие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата.

Номархи - представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

Центральной фигурой разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и пр.

Страна делилась не только на области, но и на два больших округа - Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны, - "владыка двух стран", "царь Нижнего и Верхнего Египта".

studentu.info

Управление древнего египта - Неботан.com

Схему я Вам не заполню, но напишу о системе управления в Древнем Египте. Вы легко заполните ее сами. 1.В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. 2.Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами. 3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. 4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Оцени ответ

nebotan.com

Организация государственного управления в Древнем Египте. Тжати. — КиберПедия

 

Центральное управление.

· Вершиной Египетского государства являлся царь — фараон, которому приписывали божественное достоинство. Возглавляя весь государственный аппарат, фараон выполнял следующие функци:

o Обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью

o Все значительные мероприятия в стране и за её пределами (ирригационные и строительные работы, война, торговля, экспедиции и проч.) производились от его имени

o Он был главным законодателем и судьей

o Назначал высших чиновников

o Считалось, что от фараона зависели урожай, справедливость в государстве, его безопасность

o Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд.

o Он мог наделять знать, жрецов, чиновников землёй, жаловать им титулы.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата. Несмотря на многочисленность, аппарат был слабо дифференцирован. Почти все чиновники были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью.

(при этом их роль в религиозной сфере постепенно падала и переходила исключительно в руки жжрецов).

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении принадлежала царскому двору.

 

· Джати (позже его начинают именовать появившейся на востоке аналогичной должностью – визирь) - всемогущий глава всего бюрократического аппарата, соединявший в своем лице и административную и су­дебную власть. Должность, как правило, занимал один из царевичей или иных близких фараону родственников. Функции:

o Сначала – жрец города – резиденции правителя.

o Начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона.

o В Новом царстве полномочия джати выходят за рамки управления царским двором.

o Осуществляет контроль над всем управлением в стране (в центре и на местах)

o Распоряжается земельным фондом, системой водоснабжения

o Руководит Судебной палатой.

o Рассматривает поступающие к фараону жалобы, сообщает ему о событиях, следит за выполнением указов и поручений фараона.

o Под его контролем находились главы различных ведомств и работ.

o Контролировал систему распределения рабочей силы в египетском хозяйстве.

Однако известно, что джати никогда не руководил военным ведомством.

· Группы «послушные призыву» - те, кто мог непосредственно выслушать и должен был исполнить приказ своего господина. Эти группы не были однородными ни по сословному, ни по классовому составу.

o «Большие послушные призыву царя» - придворные, крупные вельможи, государственные деятели, телохранители царя. Возглавляли все высшие ведомства в государстве.

o «Белые дома» - центры по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла.

o «Дома царских сокровищ» - своеобразное налоговое ведомство.

o «Послушные призыву богов» - работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших фараонов.

o «Начальник шести великих домов» - возглавлял судебное ведомство и отвечающей за судопроизводством по всей стране.

· Ведомства. Существовало три главных ведомства:

o Военное

o Налоговое

o Общественных работ.

 

Местное управление.

ü Джаджаты – в период Древнего царства общинные советы, которые стояли во главе сельских общин, из которых складывалось Древнеегипетское государство. Состояли из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Впоследствии полностью теряют своё значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государства.

ü Номархи – представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства (номов).

o В период расцвета Древнего царства фараон полностью подчинил себе номархов.

o В Период Среднего царства номархи могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмов.

ü В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

ü Писец-канцелярист – центральная фигура разветвлённого административно-командного аппарата. Их готовили в специальных школах.

o Ведали многочисленными приходно-расходными книгами

o Два раза в год составляли кадастр всех земель в стране

o Переписывали население, его имущество.

Страна делилась не только на области-номы, но и на два больших округа – Южный и Северный Египет, во главе которых стояли наместники из родственников фараона. Такое деление соответствует древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства.

 

Армия.

1) В Раннем царстве – создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота и др. имущества. Воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. В главе военных отрядов – или сам фараон, или назначенный им сановник.

2) В период раздробленности – военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимались назначаемые фараоном крупнейшие военные сановники, следившие за набором войска. В это время появляется кадровое офицерство - специльаное формирование «спутников царя». Рано стала формироваться царская гвардия, личная охрана царя. В XVIII до н.э. гиксосы приводят с собой лошадей. С этого времени – появляются конница и боевые колесницы.

3) В Новом царстве создаётся постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона. Из каждой сотни совершеннолетних юношей десять становились воинами. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и проч. Армия начала выполнять полицейские функции, создаются специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

 

cyberpedia.su

Управленческие идеи Древнего Египта

Количество просмотров публикации Управленческие идеи Древнего Египта - 859

С древнейших времен до 19 века.

К началу 4-го тысячелœетия до н.э. в долинœе Нила существовало около 40 небольших государств, которые стали основой для формирования в серединœе 4-го тысячелœетия до н.э. царств Верхнего и Нижнего Египта. Через несколько столетий, около 3000 ᴦ. до н. э. эти две части Египта были объединœены в единое царство со столицей в городе Чени.

Египту принадлежит особенная роль истории управленческой мысли, поскольку именно там впервые в мировой истории возникла система единого национального государства и управление им. Создание единого царства, в котором утверждалось единоначалие правителя–фараона стало первым шагом на пути формирования централизованного бюрократического аппарата͵ который включал в себя храмовых жрецов, вельмож и царских чиновников различных рангов.

Фрагмент камня из Палермо
Экономические факторы, а именно: природные ресурсы, рабский труд, транспортные коммуникации, меновая торговля, строительство, ремесленничество послужили основой создания египетского государства.

Именно в период Древнеегипетского царства появляются первые из известных нам источников, в которых рассматриваются некоторые аспекты управленческой деятельности. В частности, такие летописи как ʼʼТуринский царский папирусʼʼ, в котором содержатся списки всœех мифических и исторических лиц, царствовавших в Египте с древнейших времён и до периода, конец которого не известен, т.к. окончание папируса утрачено, и ʼʼПалермский каменьʼʼ приоткрывают характер и особенности процессов управления в экономики Египта. В них не только сообщается о главных политических и хозяйственных событиях в жизни страны, но и дается их описание.

Туринский царский папирус
Текст папирусов позволяет говорить о том, что древние египтяне прекрасно осознавали важность процесса управления государством и крайне важно сть существования особых групп людей, занятых данным видом деятельности, среди которых центральное место занимал фараон, наделяемый идеализируемыми качествами. Содержание летописей дает основание сделать вывод об особой значимости для древнего Египта кадровых вопросов, что связано с постоянной крайне важно стью организовать большие группы людей для осуществления масштабных работ по строительству пирамид, оросительных и ирригационных систем.

В ходе реализации управленческой деятельности древние египтяне уделяли большое внимание взаимоотношениям между верховными правителями и высшими чиновниками, от чего зависела эффективность процесса управления. Суровый, подчас жестокий характер рабовладельческих порядков, тем не менее, не мешал тому, что в древнеегипетских источниках часто озвучивалась мысль о крайне важно сти учета в управлении интересов простых людей, реализации принципов справедливости.

Особое внимание уделялось карательным функциям, направленным на обеспечение порядка в стране и подавление противодействия верховной власти.

II тыс. до н.э. стало временем, когда египтяне приступили к созданию прообразов будущих табелœей о рангах, что позволяло оптимизировать управленческий процесс. Создаваемые документы регламентировали работу наиболее важных участников процесса управления государством, определяя их функции, порядок служебной деятельности, должностные обязанности и права верховных сановников. Перечень этих обязанностей свидетельствует о широком круге вопросов центрального и местного управления, как в закрепленных за ними частях государства, так и в подчинœенных им ведомствах.

Важное место в египетской управленческой системе отводилось такой категории чиновников как писцы, функции которых не ограничивались переписыванием текстов и делопроизводством, но и предписывали им выполнение административно-финансовой работы, которая предполагала ведение приходно-расходных книг, составление земельных кадастров, перепись населœения и многое другое. Подобное распределœение функций позволяет сделать вывод о том, что экономическое управление в Египте находилось в ведении писцов, отвечавших за сбор податей и налогов, осуществлявших учет всœего, что производилось и потреблялось. Все деловые бумаги составленные писцами и касавшиеся проблем хозяйственной жизни, доводилось до сведения визира, собирались в сводные книги и хранились как важнейшие документы.

Именно в Древнем Египте впервые были использованы понятия, которые соответствуют таким современным терминам как: ʼʼорганизацияʼʼ, ʼʼадминистративно - территориальное делœениеʼʼ, ʼʼаппарат управленияʼʼ, ʼʼрешенияʼʼ, ʼʼисполнительностьʼʼ, ʼʼответственностьʼʼ, ʼʼуправление объектомʼʼ, ʼʼидеология управленияʼʼ и ряд других.

referatwork.ru

Древний Египет: Система управления Древнего Египта

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. Обратите внимание на положение и роль визиря (джати) в системе государственного управления. Изучая бюрократический аппарат, постарайтесь представить себе его структуру и механизм деятельности. Найдите аналогии с современностью, хотя бы фрагментарно. Появляются разнообразные формы бюрократии: иерархия чиновников и порядок прохождения службы, присвоение званий и титулов, приёмы и доклады, специальная форма и знаки отличия. В практику управления рано вошли всякого рода советы и совещания, объезды областей, переписи населения, податные списки. Особые инструкции предписывали правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей, устанавливали ответственность за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб. Инструкция визирю эпохи Среднего царства является образцом бюрократической мудрости. Она содержит следующие положения: 1) наиболее безопасно действовать по инструкции; 2) просителю приятнее внимание к его словам, чем исполнение того, за чем он пришёл; 3) царь любит скорее опасливого, чем дерзкого; 4) окружи себя страхом, чтобы тебя боялись, но не приходи в ярость попусту, а только ради того, что действительно заслуживает гнева. Особое внимание следует уделить государственному аппарату периода Нового царства, так как в этот период Египет достигает наивысшего могущества и бюрократический аппарат принимает максимально завершённые формы. Местное управление Древнего Египта также претерпело значительную эволюцию. Этот процесс можно рассмотреть, изучая изменения в положении номов и их правителей (номархов). Проанализируйте структуру местных органов управления. Центральной фигурой административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Древние системы письменности были очень сложными. Люди, специально обученные искусству чтения и письма, назывались писцами. Их готовили в специальных школах. Их профессия обеспечивала им высокое положение в обществе. Писцы могли получить высокооплачиваемую работу в храмах или на государственной службе, и они часто освобождались от уплаты налогов. Они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и т.д. Необходимо иметь общее представление о системе налогообложения Древнего Египта. Древний Египет был страной развитого полицейского аппарата. Египетские правители заметили всю недостаточность одной полиции. Были созданы полиции явная и тайная, пограничная стража, специальные охранные отряды, поставленные наблюдать за безопасностью каналов и других важных сооружений, служба охраны фараона и высших сановников (телохранители). Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделён от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчинённых ему людей. Проанализируйте судебную систему Древнего Египта на всех этапах его истории. Обратите внимание на судопроизводство и его особенности в Древнем Египте. Судебные дела решались коллегиально. Все свидетели давали клятву. Каждый заподозренный во лжи подвергался телесным наказаниям. Свидетели подвергались перекрёстному допросу, и их показания тщательно записывались. Писцы вели в суде записи показаний. Они составляли различные договоры, например завещания, брачные и деловые контракты. Взятки запрещались, хотя один текст гласит, что для того чтобы одержать победу в суде, нужно «золото и серебро для писцов в суде и одежды для слушателей». Подсудимые считались невиновными до вынесения приговора. Если судьи испытывали затруднения, они обращались за советом к оракулу. Осуждённые могли обжаловать приговор в суде высшей ступени. Какова особенность древнеегипетских тюрем? Кто составлял основу подразделений по охране порядка в стране?

agyptenalte.blogspot.com

Местное управление в Древнем Египте (ДЕ).

Древнее Царство-объединение небольших сельских общин, во главе которых—общинные советы (Джаджаты=Дж) и старосты. Дж, состоявшие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хоз-й и административной власти на местах (регистрация актов передачи земли, наблюдение за орошением, земледелием). Потом Дж полностью теряют своё значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного гос-го аппарата. Номархи (Н)—представители небольших гос-в, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного гос-ва, со временем также теряют свою самостоятельность.

Ещё в Среднем Царстве Н, обладающие различным объёмом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния, могли возглавить местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хоз-в.

В Новом Царстве номовая администрация целиком подчинена центру, назначавшего в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата. Центральная фигура разветвлённого административно-командного аппарата в ДЕ на всех этапах его развития – писец-канцелярист. Их готовили в специальных школах, ведали приходно-расходными книгами, 2 раза в год составляли кадастр всей земли в Е, переписывали население, имущество и пр. Страна делилась не только на области, но и на 2 больших округа—Южный и Северный Е, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Е на Верхнее и Нижнее Царства, определяет особые титулы фараона: «владыка 2–х стран», «царь Нижнего и Верхнего Е».

 

Суд и судопроизводство в Древнем Египте (ДЕ).

Суд в ДЕ не был отделён от администрации. В Древнем Царстве в кач. местного суда выступали общ-е орг. самоуправления. К их компет. отн. споры о земле и воде, семейные и наследственные отн. Царске судьи в номах-номархи. Высший надзор за их дея-стью-сам фараон (Ф) или везир (Джати), кот. могли пересмотреть реш. любого суда. Джати-председатель 6-и суд-х палат+в Новом Царстве и верховная суд-я коллегия из 30 судей. Ф мог назначить чрезвычайную суд-ю коллегию из доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с гос. прест. Некот. суд-е ф-ии имели храмы, причём решение жреца-оракула в силу огром-о религиоз-о авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Е представл. собой админ-е и хоз-е поселения прест-ков. Спец. царское бюро занималось распределением разл. категорий бесправного нас. на тяжёлые принуд-е работы.

Похожие статьи:

poznayka.org

Государственный строй Древнего Египта. Особенности древнеегипетского права

Вопрос 3

Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений в египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек).

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя - преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много.

Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой по традиции становились их родные или единокровные сестры, и несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, "войти" в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда "соблюдал закон", т.е. установленный в Египте правопорядок.

В главе 125 "Книги мертвых", обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: "Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного". "Речение Ипувера", как и другое литературное произведение древности "Пророчество Неферти", содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, "когда Нил иссыхает, а женщины не рожают".

Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представлении египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к "Суду вечности", обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден.

Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная страданиям, всяческим напастям, только соединившись с природой божественной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не только на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само понятие "восточная деспотия", и на массовое участие египтян в строительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона - джати. Джати сначала жрец города - резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона: полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках - высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI, - какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: "начальник дома оружия", руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., "заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил" - хранитель государственных амбаров и складов, "начальник работ", отвечавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название "послушных призыву". Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью - только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

"Послушные призыву" - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь "послушных призыву" и состоять в группе "послушных призыву" своего господина, начальника высшего ранга.

В системе органов управления особую роль играла группа "больших послушных призыву царя" - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим "послушным призыву". Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. "Большие послушные призыву царя" возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их "послушные призыву".

Так, например, особо многочисленную группу составляли работники "белых домов", центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома "царских сокровищ" - своеобразного налогового ведомства. Древние надписи говорят о "начальнике послушных призыву дома его величества", ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о "начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество", о "начальнике послушных призыву местоприбывания царя", т.е. собственно дворцовых слуг и пр.

Особую группу "послушных призыву богов" составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

Номархи - представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хозяйств.

stydopedia.ru


Смотрите также