Древние греки мореходы. Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга Древняя Греция. Содержание - ГРЕКИ И МОРЕ. Древние греки мореходы


ГРЕКИ И МОРЕ. Древняя Греция

Природные и климатические условия, географическое положение территории всегда оказывали влияние на образ жизни народов и пути формирования общественного развития и в итоге – на своеобразие возникавших в различных регионах цивилизаций. Взаимодействие человека с окружающей средой является одной из важнейших частей цивилизационного развития, в результате которого происходит как складывание отличительных социопсихологических черт характера у всего этноса, так и создание определенной картины мира у конкретных его представителей. Кроме того, любое общество в рамках цивилизации всегда стремилось по возможности гармонизировать свои отношения с природной средой, что непосредственно оказывает влияние на формы хозяйствования и их результаты, а опосредованно – на все аспекты жизни, от культуры до политики. Особенно сильным оказывается воздействие географических условий на первоначальном этапе формирования цивилизации.

Важнейшую роль в становлении древнегреческой цивилизации сыграло море. Средиземное море, которое омывает материки с различными географическими условиями и пестрым этническим составом населения, вообще сыграло важную роль в истории человечества. Средиземноморье было одним из регионов, где зародились и расцвели многие древние цивилизации. Это зона с мягким субтропическим климатом, благоприятным для занятия сельским хозяйством. Прибрежные воды, где осуществлялось каботажное плавание, создавали наилучшие условия для контактов между средиземноморскими народами, что способствовало их быстрому культурному развитию.

Особенно благоприятными условиями отличается Эгейское море, омывающее на западе Балканский полуостров, а на востоке – Малую Азию. Береговая линия Эгейского моря изрезана многочисленными бухтами и заливами, а море усыпано расположенными близко друг к другу островами. Во всей Греции нет точки на суше, которая бы отстояла от морского побережья далее чем на 90 километров, а в открытом море нет точки суши, удаленной от другой суши далее чем на 60 километров. Это позволяло уже в древности мореходам на небольших суденышках отправляться в плавание через море: передвигаясь от острова к острову, они не теряли из виду спасительную сушу. Эгейское море стало своеобразным мостом, по которому культура древневосточных цивилизаций пришла к народам Европы.

Эгейский мир

Корабли Крита. Рисунки с изображений на печатях

Однако даже плавание от острова к острову, когда моряк не терял из виду кромку земли, считалось весьма опасным делом. Греки долгое время были сухопутным народом, и до прихода на Балканы они не сталкивались с большими водными пространствами. В древнегреческом языке даже было утрачено общеевропейское слово, обозначающее море (mare, Merr и т. п.). И слово «таласса» (т. е. море) пришельцы позаимствовали у карийских племен. У местных племен они научились строить и первые небольшие суденышки. Однако на первых порах греки были достаточно беспомощными на море. Опасность для них таилась в подводных скалах и бурных течениях, омывавших многочисленные полуострова. Так, дурной славой у древних народов пользовались мысы Тенар и Малея на самом юге Балканского полуострова, плавание вокруг которых нередко заканчивалось кораблекрушением.

Еще одну опасность для жизни древних мореходов несли ветры, почти непрерывно дующие в Эгейском море и поднимающие сильные бури. Из-за штормов море было крайне опасным для плавания с ноября по февраль и с июля по сентябрь. Долгое время выходить в открытое море в этот период считалось безрассудством. Небезопасным для жизни мореходов было и весеннее море, с февраля по май. Благосклонными к морякам считались осенние месяцы – с конца сентября по ноябрь. В этот благоприятный промежуток времени, нагрузив утлые суденышки товаром, греки, подгоняемые, по словам поэта Гесиода, «жестокой нуждой» и «голодом злым», отправлялись за море торговать. Так ценой больших усилий и потерь греки научились бороться с морской стихией и стали искусными мореплавателями.

Постепенно греки освоились с морем, и оно перестало их пугать. Это покорение моря имело очень важные последствия для развития греческой цивилизации. Море способствовало формированию у греческого народа смелости, отваги, бесстрашия, предприимчивости. Образ жизни, связанный с многочисленными путешествиями по морю, расширял кругозор людей, стимулировал познание окружающего мира, усвоение культурных достижений соседних народов. Такой человек был готов к преодолению неожиданно возникавших трудностей, легко приспосабливался к новым условиям. Олицетворением всех этих черт характера древнего грека был воспетый Гомером хитроумный Одиссей, мужественный воин и опытный мореплаватель, находивший выходы из, казалось бы, безнадежных ситуаций. И даже гнев владыки морей Посейдона, десять лет носившего по морям отважного грека, оказался бессильным перед его мужественным характером и жаждой жизни.

Вот как описывает условия плавания в Эгейском море Гесиод в поэме «Труды и дни»:

Если же по морю хочешь опасному плавать, то помни:

…Вот пятьдесят уже минуло дней после солнцеворота,

И наступает конец многотрудному, знойному лету.

Самое здесь-то и время для плаванья: ни корабля ты

Не разобьешь, ни людей не поглотит пучина морская…

Море тогда безопасно, а воздух прозрачен и ясен…

Но воротиться обратно старайся как можно скорее:

Не дожидайся вина молодого и ливней осенних…

Плавают по морю люди нередко еще и весною.

Только что первые листья на кончиках веток смоковниц

Станут равны по длине отпечатку вороньего следа,

Станет тогда же и море для плаванья снова доступным.

…Но не хвалю я

Плаванья этого… Трудно при нем от беды уберечься.

Но в безрассудстве своем и на это пускаются люди…

(Пер. В. Вересаева)

В V в. до н. э., когда появились быстроходные и надежные корабли, греки уже путешествовали не менее восьми месяцев в году, за исключением зимы. Таким образом греки превратились в народ мореплавателей, а Эгеида стала подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Море, соединявшее своеобразными мостами из островов земли Эллады и Малой Азии, сыграло огромную роль в усвоении достижений восточной культуры и становлении цивилизации в Древней Греции.

Самым удобным «мостом» через Эгейское море, разделявшее Европу и Азию, были соприкасавшиеся друг с другом цепи Кикладских и Южных Спорадских островов. Первоначально Киклады, непосредственно примыкавшие к Балканскому полуострову, были узкой горной грядой. Впоследствии она оказалась разрезана узкими морскими проливами на ряд островов.

Родосская керамика (VII в. до н. э.)

У северо-восточного эгейского побережья, почти примыкая к материку, расположен самый большой и живописный из островов Греческого архипелага – Эвбея, плодородные долины которой всегда привлекали переселенцев. В географическом центре архипелага находится небольшой остров Делос. Считавшийся родиной бога Аполлона, он превратился в важный религиозный и культурный центр не только жителей Киклад, но и всех ионийских греков. Далее расположены острова Наксос, где, согласно мифу, Дионис встретил любимую им Ариадну и где широко почитали культ этого бога, и Парос, прославившийся знаменитым мрамором. Несколько южнее находятся вулканические острова Мелос и Санторин (Фера). Представлявший собой вершину кратера вулкана, Санторин после страшной катастрофы в середине II тысячелетия до н. э. почти полностью ушел под воду.

Из островов возле малоазийского берега большую роль играли Самос, известный изменчивостью своей политической жизни, и Кос с храмом бога медицины Асклепия и известной на весь греческий мир школой врачей.

На юго-востоке Эгеиды располагается большой остров Родос, прославившийся поклонением богу солнца Гелиосу и активной морской торговлей. Это был крупный культурный центр со знаменитыми школами риторов и скульпторов.

Замыкал Греческий архипелаг с юга узкий и длинный остров Крит, через который с древнейших времен на Запад попадали достижения культур Востока. Благодаря своему расположению между Малой Азией, Африкой и Элладой он стал центром одной из первых культур в Эгеиде.

В северной части Эгейского моря острова расположены в основном вдоль побережья Малой Азии. Среди них выделяются Хиос, родина прославленного вина и прекрасного мрамора, и цветущий Лесбос, «прекрасная страна вина и песен», родина знаменитой поэтессы Сапфо.

На острова во Фракийском море Лемнос, Фасос и Самофракия греки проникли довольно поздно.

Еще меньшую роль в формировании греческой культуры и цивилизации играли острова Ионического моря, у западного побережья Балканского полуострова. Это самый крупный, но удивительно бедный природными ресурсами гористый остров Кефалления, крупные острова Керкира (издревле славящийся своими мореходами) и Левкада, некогда богатый лесами Закинф и небольшая Итака – родина хитроумного Одиссея.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Кораблестроение в Древней Греции

На побережье Эгейского моря зарождение кораблестроения датируется IX-VII вв. до н.э. Греческие мореходы переняли это искусство у финикийцев и уже тогда создавали суда, конкурировать с которыми в те времена было довольно сложно. Уже в VIII-VI вв. до н.э. древние эллины совершали дальние плавания по Средиземному морю, первыми основали поселения на его западном побережье, в Крыму (Пантикапей, Херсонес), на северном берегу Черного моря (Ольвия), в Италии и т.д. О почти невероятном для той эпохи путешествии грека Пефея, совершенном в IV в. до н.э., рассказывается в книге «Об океане». Неарх, полководец Александра Македонского, смог в 325-324 гг. до н.э. успешно переплыть океанские просторы, направляясь из Индии в Месопотамию, причем в плавании участвовало 800 судов, передвигавшихся вдоль побережья Индии и Персии.   Развалины Херсонеса  

До нашего времени дошли сведения о том, что древним грекам был известен способ сборки кораблей из уже готовых узлов и деталей, являвшийся ноу-хау для своего времени.

Выдающиеся открытия древнегреческих мореходов

Во время морских путешествий грекам удалось сделать целый ряд важнейших географических открытий. Это позволило античным ученым (например, Гекатею Милетскому в VI в. до н.э.) сделать выводы о том, что Земля представляет собой шар, высказать идею, касающуюся общности всего Мирового океана, предположить возможность существования Южного материка, убедиться в значимости для мореходства созвездий Малой и Большой Медведицы. В состав первого из них входит Полярная звезда), а о важности ориентирования моряков по этому небесному телу говорится в трудах математика и философа Фалеса Милетского, 624-547 гг. до н.э.

Чем отличались корабли древних греков

При строительстве своих кораблей греки учитывали все важнейшие достоинства финикийских и эгейских судов, в то же время разрабатывая и собственные технологии. Корпуса греческих судов были снабжены ахтерштевнем, форштевнем и килем, на обшивке обязательно имелись парные швы, а поясья закреплялись с помощью деревянных штырей.  
Корабль древних греков   В античный период все более заметными становятся различия между боевыми и торговыми кораблями. На военных судах устанавливалась одна мачта и таран, в передней части палуба несколько повышалась, а длина кораблей колебалась в диапазоне 30-35 м. Средняя часть корабельного корпуса делалась довольно низкой, на каждой стороне размещалось по 25 весел, поддерживаемых вынесенными балками, а в качестве рулей использовались 2 огромных кормовых весла.

С течением времени этот тип плавательного средства претерпевал некоторые изменения, однако суть его в основном оставалась неизменной. Скорость и маневренность корабля повышались за счет увеличения количества весел, которые могли располагаться в два и даже в три ряда.

Ядро средиземноморских флотилий составляли знаменитые античные корабли триремы, которые в Древней Греции называли триерами. Их ширина равнялась 6 м, длина корпуса составляла от 35 до 40 м, а вместить такие суда могли до 200 матросов и вооруженных солдат.

www.letopis.info

Миф об античном мореплавании

Этот материал мне попался в ЖЖ коллеги amigooo. Доводы коллеги мне показались более чем убедительными. Из них следует что, как минимум, все морские баталии античности чистый вымысел. Впрочем, видимо, как и сама античность.

Существовали ли в действительности чудесные античные корабли?

Искусство мореплавания представляет особый интерес. В отличие от других областей, в которых человек был озабочен проблемами своего передвижения, мореплавание требовало достижений в ряде точных и технических наук. По суше человек мог передвигаться пешком, верхом, в повозке, но все эти способы не требовали большого количества знаний. Конечно, подковать лошадь или смастерить телегу тоже, в общем-то, было не просто. Чтобы это сделать, общество должно было дорасти до определенного научно-технического уровня. Но этот уровень не идет ни в какое сравнение с тем, который должен был обеспечить выход человека в открытое море.

Для мореплавания необходимо было развитие двух направлений человеческого знания и опыта. Это кораблестроение и морская навигация. Для первого требовалось развитие наук, без которых сконструировать корабль было невозможно: геометрия, математика, физика. Необходимы были познания и опыт в теоретической и практической механике, материаловедении, инженерном деле и т.п. Никак нельзя было обойтись и без развитого деревообрабатывающего комплекса – топором доски не сделаешь.

Для навигации были необходимы достижения в астрономии, математике, географии и, как следствие, картографии. А для разработки и изготовления пусть даже простейших навигационных приборов требовались опять же познания в механике, материаловедении, физике и т.д.

В общем, на одном знании закона Архимеда далеко не уплывешь. Необходим практически весь научно-технический опыт человечества, при этом уровень развития наук и технологий должен быть достаточно высоким. По научным затратам выход в море для наших предков можно соизмерить с выходом человека в космос.

История мореплавания интересна тем, что она должна отражать общий ход исторического развития, одно должно соответствовать другому. Не может исторический человек никуда поплыть, если в обществе не накоплены определенные знания и опыт. И наоборот, если мы имеем какие-то факты развития мореплавания, то, значит, и научно-технический уровень общества должен на тот момент им соответствовать. Однако традиционная история такую логику не приемлет и предлагает опять же нечто немыслимое.

Люди в древности бороздят морские просторы вдоль и поперек, не испытывая при этом никаких трудностей. Плавают корабли боевые и торговые, лодки и огромные транспорты, парусные и гребные, деревянные и тростниковые, одиночные и организованные в большие группы и еще бог знает какие. Древние моря буквально кишат мореплавателями всех мастей. Флоты, состоящие из сотен кораблей, просто наводнили Средиземноморье, а люди перевозятся десятками тысяч за раз. При таком прогрессе крестовые походы должны уже были осуществляться на Марс, но века проходят, а они все плавают и плавают…

Кораблестроительные достижения античности просто потрясают.

Несмотря на то, что греческие государства были очень маленькими, напоминая по размерам (и, соответственно, ресурсам) средневековые княжества, в войнах друг с другом они демонстрировали фантастические возможности. Во время Пелопонесской войны, длящейся уже не один десяток лет, в морском сражении при Кизике афиняне разбили пелопонессцев. Флот последних перестал существовать. Однако потребовалось всего три года, чтобы Пелопонесский союз смог продолжить военные действия на море и разбить афинян при Нотии. В следующем году у Митилены с обеих сторон участвовало чуть более 200 кораблей. А в том же году и там же, было задействовано почти 300 кораблей. Морской бой произошел у Митилены, но в литературе это событие известно как сражение при Аргинусских островах. Афиняне разбили пелопонессцев, но мы же знаем, что те так просто не сдаются. И уже на следующий год (ускорение на лицо) они взяли реванш, собрав более мощный флот. Сражение произошло при Эгоспотамах. На этот раз с обеих сторон уже участвовало около 350 кораблей.

Эгоспотамы – это речка, впадающая в пролив Геллеспонт, называемый сейчас Дарданеллами. Здесь, у ее устья, и произошло сражение, в котором весь афинский флот был уничтожен. А другого у Афин не было. Как же так получилось, что все их морские силы оказались на одном берегу Эгейского моря, а сами Афины вместе со своим противником и соседом Пелопонесским союзом - на другом? Сражение интересно и тем, что через 729 лет в Геллеспонте произошло другое известное морское сражение - между римскими флотами Константина и Лициния. Еще через 1332 (333х4) года венецианцы там разгромили флот турок. Не одно ли и то же это событие, которое просто размножилось под пером средневековых хронологов?

Пелопонесская война у греков, конечно, не единственная. Делать-то им, кроме как воевать да заниматься философией, больше было нечего. Вот и писали они свои чудесные трактаты, а заодно штамповали не менее дивные корабли.

В Амбракийском заливе сошлись 155 кораблей, при Наксосе – 140, при Эмбате – 220…

Интересно, а как при таких масштабах осуществлялось руководство морским боем? До изобретения радиосвязи команды отдавались при помощи визуальных сигналов. Другого способа не существовало. Но так как речь идет не о мирно плывущих рядом двух-трех кораблях, а о занимающих огромные пространства флотах, то без подзорной трубы никаких сигналов увидеть просто невозможно, а ее тогда еще не было. Представить же, что флот, «съевший» немалую часть ВВП своей страны, пускается в бой без управления, нельзя. Это неприемлемо ни с психологической точки зрения, ни с экономической, ни с какой-либо другой.

После греческих морских баталий римские просто обязаны быть более масштабными. И здесь историки не подкачали. Выдали по полной.

В сражении при Навлохе флот Секста Помпея сошелся с флотом его римских врагов под командованием Агриппы. У первого было 300 кораблей, у второго – примерно столько же. В этом сражении Помпей не просто потерпел поражение, но и потерял почти весь свой флот, из которого спаслось только 17 кораблей. С таким количеством морских судов в то время надеяться было не на что.

У Марка Антония была другая проблема – кораблей было больше, чем людей. Ну, не совсем, конечно, так, но его огромному флоту не хватало около тридцати процентов личного состава. Поэтому к мысу Акций он смог привести только 230 кораблей, да и то из которых часть наиболее слабых тут же сам и сжег. Этот гениальный ход не принес ему успеха – морские силы Октавиана, состоявшие из 260 кораблей, оказались сильнее. В результате гибели флота, сухопутная армия Антония сложила оружие, а в руки Октавиана попали еще 300 кораблей противника.

Другая гражданская война Римской империи. Константин Великий воюет с Лицинием. Их морские силы встретились в уже упоминаемом Геллеспонте. Флот Константина – 200 кораблей, флот Лициния – 350. В результате двухдневного сражения от армады Лициния не осталось ничего, от флота Константина уцелела одна треть. Крисп, полководец Константина, хоть и уничтожил весь флот противника, наверное, мог бы избежать больших потерь, если бы учился военному искусству у карфагенского флотоводца Адгербала.

За пять с половиной веков до описанного сражения карфагенский флот встретился у Дрепан со 123 римскими кораблями. Не бог весть какое количество, дело здесь в другом. Карфагеняне уничтожили больше 90 кораблей противника, сами же не потеряли при этом ни одного. Абсолютная нелепость, но это сражение упоминается в любой литературе, посвященной Пуническим войнам.

При Экноме римские и карфагенские силы были куда больше. Со стороны Рима вступили в бой 330 кораблей, на которых, кстати, находилось, ни много, ни мало, 100 000 человек. Карфаген выставил флот в 350 кораблей. Всего же его морские силы состояли из более чем 500 судов.

В сражении у мыса Бона у римлян было – страшно представить – 1100 военных и транспортных кораблей. Несмотря на это, флот вандалов одержал победу. Варвары уничтожили больше половины римских кораблей, а сам римский командующий спасся только чудом. Вот вам и варвары.

Цивилизованным грекам и римлянам, конечно, к превосходству варваров в военном деле не привыкать. Но одно дело - большая драка на земле, и совсем другое – морское сражение, в котором создание и успешное использование флота дикой и необузданной силой объяснить не получится. Но зачем нужны объяснения, если есть «факты». Вот и за тысячу лет до победы вандалов при Бона другие варвары, персы, в сражении при Книде полностью уничтожили флот спартанцев. У греков было 120 кораблей, у персов - намного больше. Откуда взялся этот варварский флот? Ясно, что ответов может быть только два: либо персам помогли их боги, либо историки.

При Ладе персидский флот насчитывал 600 судов, у греков же было «всего» 353 корабля. Причем греки в данном случае – это крохотные островные государства Лесбос, Хиос и Самос. Греческая ученость ничего не смогла сделать против численного превосходства противника, и, в итоге, варвары разгромили островитян в пух и прах.

Ну и, конечно же, стоит упомянуть знаменитую битву при Саламине. У этого острова в Эгейском море сошлись в неравном бою отважные греки и покусившиеся на их свободу воинственные персы, которые за пару недель до этого буквально стерли Афины с лица земли. Первые смогли выставить 370 кораблей, зато вторые потрудились на славу и привели к месту сражения более 800 кораблей. Однако такой чудовищный по размерам флот персам не помог. Мужественные греки, то ли в приступе праведного гнева, то ли от отчаяния, смело бросились на врага и в результате ожесточенной схватки одержали победу, отправив на дно около половины персидской армады. Царь Ксеркс, наблюдавший с берега вместе со своей многочисленной армией за ходом морского сражения, был так опечален увиденным, что, решив отложить дальнейшее вторжение, повернул обратно в Азию.

Однако греко-персидская война на этом не закончилась. Окончательная точка в ней была поставлена три десятилетия спустя, когда греческий флот разбил флот финикийцев, бывших союзниками персов. Курьез состоит в том, что произошло это сражение при… Саламине. Только, как подскажут мудрейшие, это – другой Саламин. Еще через 144 года при этом другом Саламине македонский флот разбил флот египтян. Одних только захваченных македонцами кораблей было около сотни.

Пираты в древности тоже были. Да еще какие! Рим отправил против пиратов морскую экспедицию во главе с Помпеем. Тот разгромил их флот и захватил при этом 1300 кораблей. На Сицилии Помпей построил город с незамысловатым названием Помпееполис и поселил в нем 20 000 захваченных в плен пиратов. Трудно даже представить, какой логикой руководствовался автор при сочинении этой странной истории.

Вот такие они были - доблестные античные моряки и выдающиеся кораблестроители.

Историки, конечно, понимают, что здесь что-то не то. И многие из них рассматривают подобные количественные показатели военной мощи как преувеличенные. Якобы древние авторы, описавшие все эти события, просто немного их приукрасили. Но возникает законный вопрос, зачем древние историки так преувеличивали военные данные? И почему только военные? Или почему только количественные? Ведь речь идет о цельных по форме и содержанию исторических текстах. На каком же основании одна часть описываемой действительности относится сегодняшними историками в разряд сомнительных, а другая – у того же автора или в том же тексте – считается правдивой? Не имеем ли мы в данном случае дело с практикой, как это сейчас часто говорят, двойных стандартов? Почему 300 кораблей кажутся преувеличением, а 300 лет до нашей эры – нет? Ответ на последний вопрос может быть только один – историкам кажется, что 300 кораблей это много, и не кажется, что такая давность сомнительна. Эта формула «кажется – не кажется» и является настоящим методом исторического познания. «Шаманы» всех времен и народов, естественно, пытались и пытаются замаскировать ее под наукообразной шелухой, но мы обращаемся не к процессу шаманства, а к результату.

Средневековые морские баталии XVI века немногим уступают античным по своему размаху. Так, в известном сражении при Лепанто, в котором испано-венецианский флот разгромил турецкий, участвовали с обеих сторон более 500 кораблей. В проливе Ла-Манш встретились 197 английских судов и знаменитая Непобедимая Армада испанцев, насчитывавшая 125 кораблей. Да какая же это армада? Вот, раньше..!

Чтобы оценить все эти нелепые цифры и понять абсурдность этих и подобных им событий можно посмотреть на то, какими были морские сражения в более позднее время. Естественно, что речь пойдет не о мелких стычках, а о настоящих баталиях.

1798 год. В Абукирском сражении англичане нанесли поражение французам. У первых было 14 кораблей, у вторых – 17. Несмотря на такую непрезентабельность в цифрах, для Франции это было настоящей катастрофой. Египетская армия Наполеона оказалась отрезанной, что, в итоге, привело к краху экспедиции и потере Египта.

Через семь лет после Абукира при Трафальгаре английский флот окончательно подорвал морское могущество Франции и захватил господство на море на последующие десятилетия. В чем же выражалось это могущество, и что можно было ему противопоставить? Союзный испано-французский флот состоял из 40 кораблей, под командованием же знаменитого Нельсона был 31 корабль.

Остальные известные сражения конца XVIII века демонстрируют примерно такое же количество участников. При Доджербанке у англичан было 13 кораблей. У Гренады – 24. У Генуи 14 английских кораблей целый день сражались с 15 французскими, в результате чего последние потеряли всего 2 корабля. При Доминике сошлось очень много кораблей – 36 английских и 33 французских. Французы проиграли сражение, потеряв 5 кораблей. А при Онессанте около 60 английских и французских кораблей палили друг в друга целый день, но все безрезультатно. Не знали просвещенные потомки, что надо было не из пушек стрелять, а из каких-нибудь древних метательных машин, - глядишь, и потопили бы половину судов.

Самые большие, но не сильные эскадры того времени были у турок. В 1770 году в Хиосском проливе русский флот в составе 30 кораблей напал на турецкую флотилию из 73 судов. После ожесточенной схватки турки отошли в Чесменскую бухту, в которую их корабли забились так плотно, что представляли собой одну большую мишень. Неудивительно, что спустя два дня в результате дерзкой ночной атаки турецкий флот был сожжен. В 1791 году победой при Калиакрии Ушаков поставил точку в очередной русско-турецкой войне. У него было 37 кораблей, у турок – 78. Проигрыш турок заключался не в гибели кораблей, а в их бегстве с места боя.

Как видим, морские сражения Нового времени не имеют ничего общего с теми, которыми пестрит античная и средневековая история. Отличие как в размерах флотов, так и в их ударной силе, выражающейся в способности и степени нанесения урона противнику. Под действием этой мощи корабли древних гибнут десятками и сотнями, унося жизни многих тысяч людей. В конце XVIII века ничего подобного не наблюдается. А ведь корабли в это время делаются не из какого-нибудь чудесного материала, а из того же дерева, да и пушечный огонь многократно увеличивает их боевую разрушительную мощь.

Обращает на себя внимание и странная психология древних флотоводцев. Такое впечатление, что все ведение боя сводилось только к одному правилу – либо потопить противника, либо погибнуть самому. Корабли тонут пачками, а капитаны и командующие, видя превосходство противника, не проявляют ни желания отступить, чтобы сохранить оставшиеся силы, ни желания спастись бегством из чувства самосохранения. Самоубийственное безумие царило над просторами морских сражений более двух тысяч лет. Кстати, об этой чудовищной хронологии.

Хорошо известно, какими были военно-морские силы на заре греческой античности. Но вплоть до появления в Средневековье огнестрельного оружия они такими же и оставались. На протяжении двух тысяч лет морские просторы бороздят одни и те же гребные суда с установленными на них разными катапультами и стрелометами. Про «морских пехотинцев», вооруженных вечными мечами и щитами, я не говорю, – сейчас речь о развитии кораблестроения и мореплавания. Удивительно, но на протяжении этого времени в этой области не происходит никакого научно-технического прогресса. Потрясающее и просто невообразимое интеллектуальное безделье!

Если кто и проявлял мыслительную активность, то это были никак не древние ученые, а те, кто все эти морские истории придумывал. Их фантазия доходила до того, что помимо обычной галеры, в море появлялись трех-, четырех- и более ярусные корабли. Каждый ярус – это отдельный этаж, на котором находятся гребцы. Наибольшее распространение в Античности получила трирема (триера) – корабль с тремя рядами весел, в котором гребцы располагаются, соответственно, на трех этажах. Те, кто сочинял такое, были не знакомы ни с мореплаванием, ни с элементарными основами инженерного дела. Либо писали заведомо фантастические истории, которые потом были приняты за реальные.

Галера – не лодка. Поэтому и весла у нее намного больше, и составляют они не менее десяти метров в длину каждое. Вес такого весла более двухсот килограмм, а управляют им несколько человек. При этом гребцы, работая веслом, не сидят как в лодке, а делают гребки, шагая вперед и назад.

Теперь представим второй ярус гребцов, а над ним еще и третий. Весло на третьем этаже должно быть раза в два длиннее, чем на первом, поэтому оно превращается в двадцатиметровое бревно весом в полтонны. Сколько же понадобится для одного такого весла гребцов? Даже если они и оторвут его от воды, оно, скорее всего, обломится под собственной тяжестью.

В наше время энтузиасты в области исторической реконструкции попытались воссоздать реальную трирему, и созданный корабль даже смог поплыть. Чтобы избежать вышеописанную проблему, конструкторы этого судна снабдили его коротенькими, лодочными веслами, на каждое из которых приходилось по одному сидящему гребцу. Получилась какая-то пародия: формально три яруса гребцов есть, но смысла в этом никакого нет. Соостветственно, качества корабля получились никакими – плеску много, толку мало. А ведь античная трирема считалась самым быстроходным и маневренным из всех кораблей.

Кстати, до сих пор исследователи не нашли ни одной триремы, хотя морское дно должно быть устлано тысячами этих кораблей. Тем более что места, где нужно искать, хорошо известны. Однако, несмотря на нулевые результаты поисков, историки продолжают верить в античную морскую фантастику.

Читаем античного историка Аппиана: «Римляне имели 10 000 конных воинов, 200 000 пехотинцев, простых кораблей – 2000, кораблей, имеющих три ряда весел – 1000, кораблей с пятью рядами весел – 500; кроме того, у них было 80 кораблей с золотым носом и кормой, огромное количество военно-морского снаряжения». На сколько нужно «делить» слова Аппиана? На пять, десять, на сто? Но на сколько бы мы не уменьшили указанное им количество кораблей с пятью рядами весел, даже наличие одного такого монстра с головой выдает Аппиана как сказочника. Очевидно, что так называемый историк ничего не преувеличивает, а откровенно фантазирует.

Такой же «историк» Мемнон описывает корабль с восемью рядами весел. Плутарх идет еще дальше, упоминая корабли с шестнадцатью рядами весел.

Видеть в этой и подобной ей литературе какую-то действительность – откровенное безумие. Но ведь на таких аппианах и плутархах держится вся история Античности. Стоит убрать из фонда исторических источников всю эту беллетристику, как от Античности ничего и не останется.

Как древние римляне и греки создавали свои флоты, если необходимая для любого промышленного производства металлургия была в их времена развита чрезвычайно слабо?

Продолжение размышления о том, насколько нелепой и ошибочной является историческая наука, повествующая об удивительных достижениях антиков в области мореплавания. Начало здесь.

В эпоху Античности наука о металлах и производстве металлических изделий была в зачаточном состоянии. Как и что добывалось, изготовлялось и применялось до конца не ясно. Доходит до того, что иногда невозможно понять, из чего были сделаны металлические орудия труда и войны: одни источники говорят о бронзе, другие – о железе.

При таком тумане, окутывающем этот вопрос, нигде, однако, однозначно и точно не говорится о наличие в античные времена исключительно железного инструментария. Это и понятно – даже в средние века железа не хватало, оно было дорогим и недоступным для широкого применения. Отсюда и осторожность в отношении античности: с одной стороны, нельзя сказать, что железные орудия были в изобилии, потому что непонятно тогда, куда оно потом делось, с другой – что его не было, так как в этом случае развитые цивилизации были бы просто невозможны.

Одной из основ и, одновременно, следствием развития античных государств было кораблестроение. Если египтяне делали свои суда в основном из папируса, то греки и римляне строили настоящие корабли – большие, деревянные, морские. Для подобного строительства существовала такая же настоящая корабельная промышленность, которая позволяла создавать многочисленные флоты. А для этой промышленности были необходимы железные инструменты, различные станки и механические приспособления. Получается, что они тоже существовали, причем в достатке, но этот факт более чем сомнителен.

Если мы представим старый город, улицы которого пестрят вывесками с изображением подковы, башмака или молотка, указывающими на соответствующие ремесленные мастерские, то ясно, что это город средневековый. Развитие ремесленного производства приходится именно на этот период всеобщей истории. А как же в античности?

Это кажется странным, но история об античном ремесленном производстве умалчивает. Вроде бы различные мастера и специалисты были, но они не представляли собой социального явления, как это было потом в средневековье. Если бы в древности такое явление существовало, то о какм-либо развитии ремесел в средневековье не было бы уже и речи. И если в античности не было производства на уровне ремесленничества, то уж точно его не было и на более высоком уровне – уровне частных или государственных предприятий. Так откуда же взяться римским и греческим судоверфям, без которых никакие корабли не возможны?

Средневековые ремесла развивались вместе с развитием инструментов. Такие предметы как стамеска, рубанок, пила, сверло, коловорот и прочие появились именно в средние века. Конечно, кто-то может сказать со ссылкой на какой-нибудь древний письменный источник, что пила, например, у античного мастера была. Тем более – как же без пилы-то можно было что-то сделать? Однако напильник для разводки и заточки пилы появился в средневековье, поэтому, понятно, что и пила могла появиться только тогда же. А о том, что же можно было сделать в античные времена без пилы и других столярных и слесарных инструментов, как раз и идет речь. Мало что можно было изготовить, а корабль, даже маленький, - практически невозможно.

Корабль делается не просто из дерева, а из досок, для получения которых железная пила необходима. В промышленных масштабах, в которых делались античные корабли, нужна не просто пила, а станок, пилорама. Можно, конечно, изготовить доску и одним топором, но это дело настолько трудоемко и дорого, что легче изобрести пилу, чего, однако, за многие века так и не было сделано. Так что античные доски – это небылица.

Скорее всего, даже средневековые датировки появления металлических инструментов слишком ранние, так как не отвечают последующим реалиям.

В XVIII веке в России пил, как ручных, так и механических, практически не было. Иностранцы, путешествующие по Европе, проезжая через Россию, отмечали странную деталь – русский мужик все делал одним топором, пилы никто у него не видел. Можно подумать, что пилы не было только у бедного крестьянина, а на судоверфи-то она, конечно же, была. Но это не так, на стройках ее тоже не было.

В начале века царь Петр, начав строить Петербург, обнаружил, что окрестные леса стали быстро вырубаться. Территории вдоль берегов рек и речушек, по которым производился сплав леса, были опустошены полностью. Причиной тому было то, что строители делали доски при помощи одного лишь топора. Из дерева толщиной в полметра вырубались всего две доски толщиной 4-5 см каждая. Таким образом, лесоматериал использовался крайне неэффективно.

Увидев губительные последствия такой работы, Петр в 1714 году разметил огромные территории, на которых лес было рубить запрещено. В следующем году он вообще запретил рубить такие породы как дуб, клен, ясень и липу. Ну и, естественно, стал развивать лесопиление.

Однако, несмотря на это, через четыре года нехватка пиломатериалов стала такой, что царь разрешил Адмиралтейству реквизировать доски у населения, то есть разбирать полати и лавки в избах крестьян. И если крестьяне могли спать после этого на соломе, но все же в своих избах, то для плотников, согнанных на стройки, никакого жилья вообще не было. При этом мастеров все равно не хватало.

Такая картина царила в XVIII веке. Что же можно было ожидать от античных времен?

Не могли древние греки и римляне организовать и развить мощное судостроение. Не было у них для этого ни разнообразных ручных железных инструментов, ни лесопильных станков, ни других механизмов и приспособлений, необходимых для любой стройки. Знаменитые античные многоярусные корабли просто так на пляже не построишь, но никаких мощных античных судоверфей с развитой инфраструктурой история не знает.

У античных кораблестроителей не было даже необходимых идей и технологий. Так, например, антики не знали корабельного руля. Его изобрели в средние века, и примерно сразу же новые корабли достигли берегов Америки. А вот древние греки и римляне, переживая бум мореплавания на протяжении нескольких веков, плавая тут и там, почему-то в итоге так никуда и не приплыли.

Не было у древних в достатке и леса. Если уж в лесной России крупное строительство обернулось чуть ли не катастрофическими последствиями, то в гористой Греции никакого леса точно не хватило бы.

Невозможно было даже организовать массовое производство: не хватило бы людей. Петр столкнулся с дефицитом мастеров, умеющих работать топором, а знакомых с пилой были вообще единицы. Людей надо было учить, но этого делать было, опять же, некому. На мифических древних судоверфях специалистов не хватало и подавно. Эффективность ничтожного количества рабочих, снаряженных ничтожным инструментом, обязана быть крайне низкой и не может позволить создать те мощные флоты, которые были не под силу русскому царю.

Да что там русскому царю. Даже в более развитой Европе такие многочисленные флоты, как в античности, создать не могли на протяжении последующих двух тысячелетий. Французские, английские, испанские флоты насчитывали по двадцать или тридцать кораблей. В редких случаях флот мог достигать нескольких десятков кораблей, но нужно учитывать, что в боях кораблей гибло мало, и воспроизводить весь флот было не нужно.

В античности же флоты достигали двух-трех сотен кораблей, в некоторых случаях до пяти сотен. В сражениях уничтожалась большая часть флота, поэтому каждый раз нужно было достраивать огромное количество судов. Научно-технический уровень и экономика древних стран явно не соответствовали этому.

Кстати, об античной экономике. Без металлических инструментов сделать ничего нельзя, а о какой-либо экономике вообще не может идти и речи. При этом хорошо известно, что в Древней Греции месторождений металла практически не было, и железо, олово и медь ввозились в страну, причем, издалека. Чем же могли заплатить греки за столь дорогую, почти бесценную продукцию? Ничем. Греция всегда была и остается бедной страной – сегодня это ясно, как никогда. Что же говорить о возможности создания и развития какой-либо промышленности, например такой мощной, как флотостроение?

Испания в XVI веке собрала гигантский флот – около 150 кораблей. На создание Непобедимой Армады пошло так много средств, что с потерей этого флота (а точнее, его половины, которая была уничтожена сильным штормом) Испания потеряла и свое могущество. Повторить что-либо подобное ей было уже не под силу. В Древней Греции же такие флоты имели даже мелкие островные государства. Очевидно, что в реальности этого быть не могло.

Как античные римляне и греки создавали свои знаменитые флоты, если строевой лес на их исконных территориях не произрастает?

Продолжение размышления о том, насколько нелепой и ошибочной является историческая наука, повествующая об удивительных достижениях антиков в области мореплавания.

Развитие мореплавания без постройки кораблей невозможно. Нельзя этому научиться теоретически, а затем, «увидев» его преимущества, отправиться искать, где бы найти подходящий строительный материал для практической деятельности. Теории, вырастающей из пустоты, в отсутствие практических знаний, быть не может. Это возможно только на страницах литературы, пусть даже и научно-исторической, - бумага все стерпит. В реальности же искусство мореплавания и строительство бесчисленного количества кораблей могло осуществляться лишь в условиях обладания необходимыми ресурсами.

Древние Греция и Рим обладали самыми мощными флотами в свое время. Для их создания необходим очень важный и незаменимый природный ресурс - строевой лес. Однако ни в Греции, ни в Италии его никогда не было, и этот факт хорошо известен. Откуда же античные кораблестроители брали необходимый строительный материал?

Для создания морских судов необходим не любой лес, а так называемый строевой. И римляне, и греки были вынуждены этот лес ввозить. Римляне получали его из Галлии, греки – из Македонии. Хорошим материалом был ливанский кедр, но его родина была еще дальше. Однако и с теми, кто поближе, не все так просто.

Галлию Рим завоевал, когда уже обладал самым мощным флотом в мире. Представить, что до этого римляне стали покупать у варваров то, в чем они не видели особой ценности (поскольку не имели кораблей), трудно. Ну а если бы вдруг и увидели – так, теоретически, в своих фантазиях, - то могли бы забрать это лес и бесплатно. И завоевание Галлии произошло бы гораздо раньше.

То же самое и с Македонией. Греки считали македонцев варварами и всячески их притесняли. Если бы им нужен был македонский лес, они бы захватили эту территорию, и она стала бы частью Греции. Но в истории так не было, и нам упрямо твердят про какие-то импортные операции. Наверное, исходя из принципа, что никудышное объяснение лучше, чем вообще никакое.

Можно представить и стоимость этого импортного материала. Ведь корабль в то время являлся непревзойденным по своим возможностям средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому цена строевого леса должна была быть очень высокой. Нужно добавить еще и стоимость его доставки из-за границы, что в условиях отсутствия соответствующих технических средств представляется делом чрезвычайно трудоемким. Да и вообще трудно вообразить, как в то время происходила транспортировка леса на большие расстояния, к тому же в огромном количестве. Скорее всего, осуществить это тогда было просто невозможно.

Время, когда станет возможным широкая торговля лесоматериалами и их доставка, наступит только в Позднее Средневековье. Да и то, этими материалами снабжались верфи, которые производили намного меньшее, на порядок, количество кораблей по сравнению с Античностью.

То, что римляне и греки не обладали ресурсами для создания морских флотов, говорит о мифичности традиционной картины античного мореплавания. Ну, а если знаменитого античного мореплавания не было, то, может, не было и самой Античности?

Источник -

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Античные мореплаватели. Географические открытия

Не боясь ни Сциллы ни Харибды

Поскольку финикийцы были прославленными мореходами, народы, жившие на берегах Средиземного моря, старательно учились у них. Но финикийцы умели хранить тайны. Боясь конкуренции, они не спешили раскрыть все секреты и даже пугали иноземцев разными страшными историями. Так, например, мифические Сцилла и Харибда, по распространенной версии, – плод буйной фантазии именно финикийских моряков. Вот как описывает этих чудищ Гомер. Скала Сциллы вздымалась высоко, ее острая вершина достигала неба и была вечно покрыта темными облаками. Посреди нее, на высоте, куда не долетают стрелы, зияла жуткая пещера, обращенная на запад: в ней и обитала ужасная Сцилла, оглашая окрестности лаем и визгом.

У страшилища было двенадцать лап, а на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, увенчанных головами. Зубы Сциллы были очень острыми и располагались в три ряда. Сидя в своей пещере, чудовище выставляло все шесть голов наружу – так оно выслеживало добычу. Свесив лапы со скалы, Сцилла ловила дельфинов и других морских животных. А когда мимо ее обиталища проходил корабль, монстр разевал пасти и разом похищал с корабля по шесть человек. Харибда же обитала под второй скалой. Незримая водяная богиня три раза в день поглощала и извергала морскую воду, образуя опасный для путешественников водоворот. Сцилла и Харибда охраняли Мессинский пролив – пролив между Сицилией и Италией.

В представлении древних греков море и океан выглядели совсем иначе, чем на самом деле. В описании того же Гомера океан – это величайший в мире поток, в котором берут начало все реки, из него восходят солнце, луна и звезды. Согласно греческим мифам, у входа в океан стоял великий Атлант, который держал на плечах небесный свод – потому-то и называли они океан Атлантическим.

Греки были уверены, что берега океана населяют удивительные народы, а на его просторах затеряны чудесные острова, жизнь на которых напоминает сказку. Гесиод – знаменитый поэт и рапсод, то есть исполнитель эпических поэм, живший в VIII–VII веках до н. э., называл эти острова Блаженными. На них обитали легендарные герои – остатки «расы», которая предшествовала нынешним людям. Множество героев нашли смерть на полях великих сражений, таких как Троянская война, а тем, что остались, Зевс дал место на краю Земли – вдали от людей. Кипящий водоворотами океан окружает эти острова, и нелегко до них добраться. Ничто не нарушает спокойствия островитян – плодородная земля приносит им урожай плодов трижды в год, а плоды там медово-сладкие. Ни забот, ни печали не ведают герои.

Современному человеку трудно понять древних греков: о том, что подобных чудес на Земле нет и быть не может, знает даже ребенок, еще не знакомый со школьным курсом географии. Но в античности и средневековье о дивных островах – Островах Счастливых, Гесперидах и Елисейских полях – писали в научных трудах (и даже снаряжали туда экспедиции, о которых мы расскажем подробно в главе «На путях в Азию»). В отличие от современного человека, всегда скептически настроенного по отношению к тому, что он читает или слышит, люди античности и средневековья доверяли книге. Вообразите, какова была сила авторитета, если в университетах учили, что у мухи восемь лапок – так по ошибке написал Аристотель в трактате «О частях животных», и никто не смел эти лапки пересчитать. Правда, педантичные ученые мужи обычно ссылались на источник, из которого почерпнули сведения о тех или иных народах, но сослаться можно и абстрактно: «говорят, что…». Так, например, Геродот пишет: «К западу от реки Тритона в пограничной с авсеями области обитают ливийцы[9]-пахари, у которых есть уже постоянные жилища. Имя этих ливийцев – максии. Они отращивают волосы на правой стороне головы и стригут их на левой, а свое тело окрашивают суриком. Говорят, будто они – выходцы из Трои. В их земле, да и в остальной части Ливии к западу гораздо больше диких зверей и лесов, чем в области кочевников. Ведь восточная часть Ливии, населенная кочевниками, низменная и песчаная вплоть до реки Тритона. Напротив, часть к западу от этой реки, занимаемая пахарями, весьма гористая, лесистая, с множеством диких зверей. Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, люди-песьеглавцы и совсем безголовые, звери с глазами на груди (так, по крайней мере, рассказывают ливийцы), затем – дикие мужчины и женщины и еще много других уже не сказочных животных».

Не боясь чудовищ и неизведанных стран, греки постепенно стали искусными мореплавателями. Это было обусловлено практической необходимостью: ни один город Греции не был удален от моря более чем на 90 км, большинство селений располагалось еще ближе к берегу. А было еще и множество островов и островков, на которых можно было жить вполне комфортно, если, конечно, иметь хорошие суда – ведь надо постоянно подвозить туда товары. А когда Средиземноморье и Причерноморье стало ареной греческой колонизации, колонии – Тарент, Сиракузы, Массалия, Трапезунд, Херсонес Таврический и другие – тоже потребовали регулярного снабжения, ведь многие из них находились от метрополии довольно далеко. Кроме того, колонии надо было защищать. Поэтому греческие корабли способны были выдержать конкуренцию даже с финикийскими. Доказательством тому служит битва при Саламине в 480 году до н. э., когда суда греков – триеры, то есть парусно-гребные корабли с тремя рядами весел, – наголову разбили эскадру персидского царя Ксеркса, часть которой состояла из финикийских кораблей.

Известно также, что греки совершали далекие океанские плавания. Еще в VII веке до н. э. уроженец Самоса Колей, пройдя через Гибралтарский пролив, побывал на западном побережье Испании, в богатом городе Тартесе. А в VI веке до н. э. Эвтимен из Массалии исследовал атлантическое побережье Северной Африки. Но самое знаменитое путешествие совершил в IV веке до. н. э. массалиот Пифей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Греция. Содержание - ГРЕКИ И МОРЕ

Cambridge Ancient History. Cambridge, 1970– (издание продолжается).

Finky M. The Ancient Economy. Berkeley, 1973.

Gernet L. Anthropologie de la Grece antique. P., 1968.

Grote G. History of Greece. L., 1846, 1856. Vol. 1—12.

Gschnitzer F. Griechische Sozialgeschichte von der mykenischen zum Ausgang der klassischen Zeit. Wiesbaden, 1981.

Heichelheim F. An Ancient Economic History. Leiden, 1958.

Meiggs R., Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the End of the Peloponnesian War. Oxford, 1989.

Vogt J. Ancient Slavery and the Ideal of Man. Cambridge, 1975.

Westermann W. The Slave Systems of Ancient Greek and Roman Antiquity. Phila, 1955.

WolffF. Prolegomena ad Homerum. Halle, 1795.

ГЛАВА 3

Страна и население. Предпосылки становления цивилизации

ГРЕКИ И МОРЕ

Природные и климатические условия, географическое положение территории всегда оказывали влияние на образ жизни народов и пути формирования общественного развития и в итоге – на своеобразие возникавших в различных регионах цивилизаций. Взаимодействие человека с окружающей средой является одной из важнейших частей цивилизационного развития, в результате которого происходит как складывание отличительных социопсихологических черт характера у всего этноса, так и создание определенной картины мира у конкретных его представителей. Кроме того, любое общество в рамках цивилизации всегда стремилось по возможности гармонизировать свои отношения с природной средой, что непосредственно оказывает влияние на формы хозяйствования и их результаты, а опосредованно – на все аспекты жизни, от культуры до политики. Особенно сильным оказывается воздействие географических условий на первоначальном этапе формирования цивилизации.

Важнейшую роль в становлении древнегреческой цивилизации сыграло море. Средиземное море, которое омывает материки с различными географическими условиями и пестрым этническим составом населения, вообще сыграло важную роль в истории человечества. Средиземноморье было одним из регионов, где зародились и расцвели многие древние цивилизации. Это зона с мягким субтропическим климатом, благоприятным для занятия сельским хозяйством. Прибрежные воды, где осуществлялось каботажное плавание, создавали наилучшие условия для контактов между средиземноморскими народами, что способствовало их быстрому культурному развитию.

Особенно благоприятными условиями отличается Эгейское море, омывающее на западе Балканский полуостров, а на востоке – Малую Азию. Береговая линия Эгейского моря изрезана многочисленными бухтами и заливами, а море усыпано расположенными близко друг к другу островами. Во всей Греции нет точки на суше, которая бы отстояла от морского побережья далее чем на 90 километров, а в открытом море нет точки суши, удаленной от другой суши далее чем на 60 километров. Это позволяло уже в древности мореходам на небольших суденышках отправляться в плавание через море: передвигаясь от острова к острову, они не теряли из виду спасительную сушу. Эгейское море стало своеобразным мостом, по которому культура древневосточных цивилизаций пришла к народам Европы.

Древняя Греция - i_006.png

Эгейский мир

Древняя Греция - i_007.png

Корабли Крита. Рисунки с изображений на печатях

Однако даже плавание от острова к острову, когда моряк не терял из виду кромку земли, считалось весьма опасным делом. Греки долгое время были сухопутным народом, и до прихода на Балканы они не сталкивались с большими водными пространствами. В древнегреческом языке даже было утрачено общеевропейское слово, обозначающее море (mare, Merr и т. п.). И слово «таласса» (т. е. море) пришельцы позаимствовали у карийских племен. У местных племен они научились строить и первые небольшие суденышки. Однако на первых порах греки были достаточно беспомощными на море. Опасность для них таилась в подводных скалах и бурных течениях, омывавших многочисленные полуострова. Так, дурной славой у древних народов пользовались мысы Тенар и Малея на самом юге Балканского полуострова, плавание вокруг которых нередко заканчивалось кораблекрушением.

Еще одну опасность для жизни древних мореходов несли ветры, почти непрерывно дующие в Эгейском море и поднимающие сильные бури. Из-за штормов море было крайне опасным для плавания с ноября по февраль и с июля по сентябрь. Долгое время выходить в открытое море в этот период считалось безрассудством. Небезопасным для жизни мореходов было и весеннее море, с февраля по май. Благосклонными к морякам считались осенние месяцы – с конца сентября по ноябрь. В этот благоприятный промежуток времени, нагрузив утлые суденышки товаром, греки, подгоняемые, по словам поэта Гесиода, «жестокой нуждой» и «голодом злым», отправлялись за море торговать. Так ценой больших усилий и потерь греки научились бороться с морской стихией и стали искусными мореплавателями.

Постепенно греки освоились с морем, и оно перестало их пугать. Это покорение моря имело очень важные последствия для развития греческой цивилизации. Море способствовало формированию у греческого народа смелости, отваги, бесстрашия, предприимчивости. Образ жизни, связанный с многочисленными путешествиями по морю, расширял кругозор людей, стимулировал познание окружающего мира, усвоение культурных достижений соседних народов. Такой человек был готов к преодолению неожиданно возникавших трудностей, легко приспосабливался к новым условиям. Олицетворением всех этих черт характера древнего грека был воспетый Гомером хитроумный Одиссей, мужественный воин и опытный мореплаватель, находивший выходы из, казалось бы, безнадежных ситуаций. И даже гнев владыки морей Посейдона, десять лет носившего по морям отважного грека, оказался бессильным перед его мужественным характером и жаждой жизни.

Вот как описывает условия плавания в Эгейском море Гесиод в поэме «Труды и дни»:

Если же по морю хочешь опасному плавать, то помни:

…Вот пятьдесят уже минуло дней после солнцеворота,

И наступает конец многотрудному, знойному лету.

Самое здесь-то и время для плаванья: ни корабля ты

Не разобьешь, ни людей не поглотит пучина морская…

Море тогда безопасно, а воздух прозрачен и ясен…

Но воротиться обратно старайся как можно скорее:

Не дожидайся вина молодого и ливней осенних…

Плавают по морю люди нередко еще и весною.

Только что первые листья на кончиках веток смоковниц

Станут равны по длине отпечатку вороньего следа,

Станет тогда же и море для плаванья снова доступным.

…Но не хвалю я

Плаванья этого… Трудно при нем от беды уберечься.

Но в безрассудстве своем и на это пускаются люди…

(Пер. В. Вересаева)

В V в. до н. э., когда появились быстроходные и надежные корабли, греки уже путешествовали не менее восьми месяцев в году, за исключением зимы. Таким образом греки превратились в народ мореплавателей, а Эгеида стала подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Море, соединявшее своеобразными мостами из островов земли Эллады и Малой Азии, сыграло огромную роль в усвоении достижений восточной культуры и становлении цивилизации в Древней Греции.

Самым удобным «мостом» через Эгейское море, разделявшее Европу и Азию, были соприкасавшиеся друг с другом цепи Кикладских и Южных Спорадских островов. Первоначально Киклады, непосредственно примыкавшие к Балканскому полуострову, были узкой горной грядой. Впоследствии она оказалась разрезана узкими морскими проливами на ряд островов.

www.booklot.ru

Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды – Крым-Инфо

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ НА ЗЕМЛЯХ ТАВРИДЫ

В легендах и мифах Древней Греции немалое значение занимала далекая и неведомая Таврида, в которой частыми гостями были великие герои и даже олимпийские боги! Про полную опасностей Тавриду писал еще знаменитый автор «Илиады» и «Одиссеи» Гомер. Тогда, в VIII веке до нашей эры, вся территория, лежавшая за Босфором, была для древних греков настоящей «терра инкогнита», пределом известной тогда Ойкумены, входом в царство Аида. 

Согласно древнейшим греческим легендам на территории современной Республики Крым в поисках пристанища скиталась обращенная в корову возлюбленная главного олимпийского бога Зевса аргосская царевна Ио. Преследуемая огромным оводом беглянка в отчаянии переплыла современный Керченский пролив, который эллины впредь стали именовать Боспором Киммерийским – «коровьим бродом». Что же касалось простых смертных, то лишь самые отважные мореходы отправлялись в вотчину древнего бога Понта в поисках славы и богатства. Однако сложности навигации, отсутствие удобных заливов, сильные бури и воинственные аборигены долгое время были сдерживающим фактором для заселения этих мест греками. А рассказы путешественников породили предания о негостеприимном море (Понте Аксинском), разбивавшем и топившем корабли, об огромных орлах и грифонах, нападавших на эллинов с воздуха, и о коварных горцах, подстерегавших галеры несчастных в тихих бухтах, а после убивавших их на алтаре своей кровожадной богини. Под впечатлением от таких повествований народная молва сразу же поселила в этих краях самых мрачных представителей своего пантеона. Так, античный историк Диодор Сицилийский повествует, что в те далекие времена Тавридой правила коварная богиня колдовства и мрака Геката, отравившая ради получения власти своего свирепого отца Перса (сына бога солнца Гелиоса). Именно она воздвигла на скалистом берегу моря святилище, в котором приносили в жертву всех приплывающих в ее страну чужеземцев. Также древние называли ее матерью двух великих волшебниц – Кирки (Цирцеи) и Медеи, ставших героинями отдельных мифов. Период великой греческой колонизации способствовал активному освоению земель Тавриды и возникновению многих поселений древних эллинов. Путешествия на кораблях стали более безопасными, и Черное море было переименовано на гостеприимное (Понт Эвксинский). Изменилась и мифология. Место темных богов заняли олимпийцы. Так появился рассказ, согласно которому имя этой горной области дал сам бог виноделия Дионис, когда путешествовал по всему миру. Прибыв на полуостров, он решил научить людей земледелию и виноградарству, а посему собственноручно запряг для этого дела пару быков. Именно эти священные животные (по-гречески «таврос» означает «бык») и послужили якобы основой для названия страны и племени ее населяющего. Что же касается местной таврской богини Девы, то она была отождествлена греками с Артемидой Таврополой (пасущей быков). Существует легенда, повествующая даже о приглашении ее на Олимп, где она дала свое согласие покровительствовать селившимся в Таврике эллинам. Подтверждением такого своеобразного альянса могут служить многочисленные археологические находки изображений Девы на территории Херсонеса. Но главным доказательством являются руины храма в ее честь, а также мраморная плита с присягой граждан этого полиса, которая начинается словами: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими...» Союз небожителей, ставший олицетворением частичного единения таврской и эллинской культур, окончательно символизировал вхождение Крыма в границы греческой цивилизации. Поиски легендарного храма богини тавров ведутся археологами, историками и путешественниками уже на протяжении трех веков. Среди предполагаемых мест его нахождения чаще всего называют мыс Фиолент или его окрестности, а также территорию поселка Партенит в районе горы Аю-Даг. Даже великий поэт Пушкин во время посещения Фиолента оставил в стихах свое мнение: «К чему холодные сомненья? Я верю, здесь был грозный храм, Где крови Жаждущим богам Дымились Жертвоприношенья...» Однако многие современные ученые склоняются к мысли, что никакого храма с огромными колоннами и сорока ступенями, как описывали античные авторы, у тавров не было, это не характерно для их культуры. Реальное же святилище Левы представляло собой, скорее всего, простой жертвенник на крутом утесе.

Одним из известнейших уроженцев Крыма был не кто иной, как Ахилл (Ахиллес). Византийский историк Лев Диакон упоминает, что, по преданию, этот герой Троянской войны был скиф, родом из боспорского городка Мирмикона (Мирмекия), стоявшего на месте современного мыса Карантинный (Керчь). Однако он был изгнан за свою необузданность, свирепость и высокомерие духа, после чего поселился на северо-востоке Греции в Фесалии. Визуальными доказательствами скифского происхождения Ахилла этот автор также приводит покрой его накидки, скрепленной застежкой, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродную раздражительность и жестокость. Отметился в Крыму своими подвигами легендарный герой древнегреческих мифов Геракл. В сознании греческих поселенцев Северного Причерноморья этот могучий сын Зевса был не только величайшим героем, но и покровителем. Поводом к такому поклонению опять же стали сказания о многочисленных визитах силача в эти края. Впервые Геракл побывал на полуострове как член экипажа ясоновского «Арго», а в дальнейшем стал здесь частым гостем. Ему приписывали изгнание с берегов Понта всех чудовищ и монстров, победу над воинственными амазонками Меотиды (Азовское море) во главе с их царицей Ипполитой и другие славные деяния. Но главное, с чем связывали эллины пребывание полубога в этих местах, так это появление целого народа – скифов. По Геродоту, это произошло, когда Геракл собирал разбежавшихся коров побежденного великана Гериона. В своих поисках он доехал до пределов Таврического полуострова, где решил передохнуть. Но, пробудившись, заметил пропажу своей колесницы и коней. Обходя окрестности, ему повстречалась удивительная женщина, туловище которой оканчивалось змеиным хвостом. Она созналась в краже, но обещала вернуть герою имущество лишь после того, как у нее от Геракла родятся дети. Так появились на свет три брата, от одного из которых повели свою родословную все скифские цари. Данные легенды нашли свое отражение и в искусстве. В музеях Крыма можно встретить найденные археологами изображения отдыхающего и сражающегося Геракла, а также скульптуры и фигурки скифской змееподобной богини-матери Апи. Но самым знаменитым мифическим сюжетом, действия которого разворачивались в Крыму в античное время, пожалуй, является легенда о жрице Ифигении. Ей великий древнегреческий драматург Еврипид посвятил отдельную театральную трагедию. Сюжет ее повествует о том, как аргосский царь Агамемнон, отправляясь в поход на Трою, по требованию богов решает принести в жертву собственную дочь Ифигению. Но богиня Артемида в последний момент спасает девушку, унеся ее в далекую Тавриду, где та становится жрицей в храме у свирепых тавров. По прошествии многих лет у берегов полуострова высаживаются брат Ифигении Орест и его товарищ Пилад, им Дельфийский оракул дал задание – вернуть в Элладу деревянный идол Артемиды. Однако во время поисков друзья попадают в руки горцев, и те, по существовавшему у них обычаю, готовятся принести их в жертву. Ифигения, которая должна была провести этот ужасный обряд, узнает своего брата и, обманув царя тавров Фоанта, покидает полуостров вместе с пленниками, захватив с собой священное изображение. Стоит отметить, что имена героев древнегреческой трагедии сохранились и в современной крымской топонимии. Так, в одной из бухт Фиолента из воды выступают две небольшие скалы, названные именами друзей – Орест и Пилад.

Отдельно следует упомянуть крымские приключения Одиссея. О том, что хитроумный супруг Пенелопы мог путешествовать не только в Средиземном, но и Черном море, заговорили еще в XIX веке. Среди апологетов этой версии были такие ученые, как географ К. Риттер, геолог Д. де Монпере, историк А. Ашик, естествоиспытатель К. Бэр, историк литературы и археолог Г. Караулов. В своих трудах они указывали, что 10, 11 и 12 песни гомеровской поэмы вполне могли происходить на Черном море. Главным же крымским эпизодом многие исследователи и сейчас считают столкновение флотилии Одиссея с племенем людоедов лестригонов, произошедшего, по-видимому, в Балаклавской бухте. Именно здесь грозные великаны, которых отождествляют с таврами, уничтожили 11 из 12 греческих кораблей, а выживших моряков «нанизали на колья и унесли в свой город на съеденье». Следующим фрагментом «Одиссеи», который мог произойти в Тавриде или у ее границ, можно считать сошествие героя в Аид. Так, одним из предполагаемых входов в царство мертвых называют Ревущий грот Карадага, который и сегодня поражает своей таинственностью, а волны создают там неповторимый зловещий рев. Среди приверженцев этой версии был знаменитый поэт и художник Максимилиан Волошин, который специально показывал своим гостям «врата, куда Орфей ходил за Эвридикой». Местом же встречи эллинов с ужасным одноглазым циклопом народная молва называет мыс Меганом, но эта гипотеза существует лишь на уровне слухов. Из современных исследований черноморских странствий царя Итаки можно выделить смелую версию крымского краеведа Александра Фролова. Изучив «Одиссею», он узнал в описаниях логова Сциллы и Харибды Гурзуфскую бухту, гроты и скалы Адалары. В качестве доказательств исследователь приводит результаты подводной археологической экспедиции, обнаружившей в этом месте следы многочисленных кораблекрушений, причиной которых стали сильнейшие течения и подводные камни. Возможно, дурная слава скалистых островов и создала миф о чудовищах, дошедший до нас благодаря Гомеру.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что образ Тавриды в мифологии древних греков прошел своеобразную эволюцию от запретной земли до родины величайших героев и места их подвигов. Также можно с уверенностью говорить, что основой для легенд о полуострове служили вполне реальные исторические события и факты, которые ныне подтверждаются археологами и наукой. А из всего этого следует логичный вывод, что эллины открыли для себя и всего мира прекрасный, но забытый богами край, превратили его в цветущий сад, украсили произведениями своих рук и души.

По материалам статьи И. Пасечникова «В краю героев и богов», журнал «Полуостров сокровищ» (№4, 2013).

crim-info.ru

Древние мореходы | Непознанное вокруг нас...

Принято считать, что эра плаваний через Атлантический океан началась в самом конце XV века, после открытия

Древние мореходыКолумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года

Нового Света Колумбом. Но существуют факты, которые позволяют в этом усомниться. Может быть, трансатлантические путешествия начались гораздо раньше?

Мореплаватели поневоле

Вера в то, что к западу от берегов Европы лежат неизвестные земли, существовала еще во времена Античности и продолжала сохраняться в Средневековье.

Весьма вероятно, возникла она под влиянием того, что океан порой приносил к берегам странные предметы. Во времена Христофора Колумба служивший португальской короне капитан Мартин Винсент подобрал на мысе Сан-Висенте, крайней юго-западной точке материковой части Европы, фрагмент неведомо кем изготовленной деревянной резьбы.

Похожий кусок тогда же прибило к берегам острова Мадейра, где его обнаружил Педро Корреа, родственник Колумба.

Жители Азорских островов рассказывали, что когда с запада дует ветер, на берег выбрасывает бамбук и палки с надписями на неизвестном языке. В песках острова Флореш, входящего в западную группу Азорских островов, однажды нашли останки двух человек с чертами, весьма отличными от европейцев.

В Средние века фрагмент работы римского историка Корнелия Непота (99-24 годы до н. э.) способствовал развитию идеи о возможности западного пути в Индию. Немецкий географ и путешественник Александр фон Гумбольдт (1769-1859) в своих записках относительно того фрагмента писал: «Помпоний Мела, который жил во время, относительно близкое ко времени Корнелия Непота, рассказывает (и Плиний это повторяет), что Метелл Целер, будучи проконсулом Галлии, получил в качестве подарка от короля бойев, или боетов (название неясно, Плиний называет его королем свевов), несколько человек, принесенных бурей из индийских морей к берегам Германии… С определенностью можно сказать только, что из цепочки идей, которые привели Помпония к упоминанию сего факта как бесспорного, можно сделать вывод, что в его время в Риме были уверены, что эти смуглые люди, присланные из Германии в Галлию, пересекли океан, который омывал Восточную и Северную Азию».

Трансатлантические параллели.

Древние мореходы«Ра-II». Для папирусной ладьи ограничения в размерах нет

Еще в 70-е годы ХХ века норвежский путешественник Тур Хейердал в своей книге «Древний человек и океан» называл 53 категории сходства доевропейских, как он их называл, цивилизаций Малой Азии, Древнего Египта, Кипра и Крита с древними цивилизациями по ту сторону Атлантики – в Мексике и Перу.

Приведем лишь некоторые параметры сходства из такого обширного ряда: – иерархия, основанная на солнцепоклонничестве и сложном государственном управлении во главе с абсолютным обожествляемым монархом, династия которого называет солнце своим родоначальником;– браки между братьями и сестрами правящей династии для сохранения чистоты «солнечной» крови;– применение огромного количества организованной рабочей силы для построения колоссальных сооружений, казалось бы, лишенных какой-либо практической функции;– технические знания, позволяющие транспортировать каменные блоки весом до 100 тонн, а порой и более по пересеченной местности, через болота, реки и озера;– мумификация покойников высокого ранга с извлечением внутренностей и применением определенных смол, хлопковой набивки и бинтов;– накладная борода как ритуальный убор верховных жрецов;– сходство одежды из хлопчатобумажной ткани: набедренные повязки и плащи у мужчин, платье с поясом и застежками на плечах у женщин;

Древние мореходыВ мумии Рамсеса II были обнаружены следы табака, входящего в бальзамирующий состав

– изображение в качестве царственных символов одних и тех же трех животных: змеи, хищной птицы и кошки. В обоих регионах змею подчас рисовали рогатой. На месте орла Старого Света за океаном можно видеть кондора, а на месте льва – пуму;– значение XXXI столетия до н. э. как времени, с которым связывают своих родоначальников;– наличие по обе стороны Атлантики одного и того же излюбленного типа судов: камышовой ладьи с морскими серповидными обводами, составным корпусом из искусно связанных по спирали веревкой бунтов (связок из стеблей) и брезентовым парусом на двуногой мачте, опирающейся на основные бунты.

Если в северной части Атлантического океана американских гостей в Европу поневоле приносил Гольфстрим, то на тропических широтах в противоположном направлении действует «морской конвейер» из благоприятных ветров и течений, который помог Колумбу добраться до Мексиканского залива и, не исключено, мог содействовать и мореходам Античности и глубокой древности.

Во всяком случае, своим плаванием на папирусной ладье «Ра-II» Тур Хейердал и его единомышленники доказали возможность подобного. При этом пятеро из восьми членов экипажа «Ра-II» были новичками, а один прежде даже не подозревал, что морская вода соленая.

Финикийцы и не только?

Древние мореплавателиБолее трети слов языка индейцев майя имеют греческие корни

Камышовые ладьи и их изображения известны в Средиземноморье и прилегающих к нему областях: от Месопотамии, Египта, берегов нынешней Сирии, Ливана и Израиля до Кипра, Крита, Корфу, Мальты, Италии, Сардинии, Ливии, Алжира, а за Гибралтаром – на атлантическом побережье Марокко. Наскальные рисунки таких лодок в Египте и алжирской Сахаре свидетельствуют о том, что ими пользовались чуть ли не семь тысяч лет назад. В Месопотамии и Египте судостроение начиналось с камышовых ладей, которые затем послужили прототипами для первых дощатых конструкций.

Морские суда древнего города Ур (Месопотамия) часто упоминались в древнейших шумерских глиняных табличках.

В текстах говорилось о камышовых купеческих кораблях грузоподъемностью 300 гур, что соответствует без малого 100 тоннам. Как подчеркивает в упомянутой выше книге Хейердал, большое деревянное судно может быть разрушено сильной волной, что ограничивает его размеры. Для папирусной ладьи такого предела нет. Теоретически корабль из бунтов может достигать величины современного океанского лайнера, лишь бы судовладелец располагал нужным количеством сырья и рабочей силы.

Особое внимание Хейердал уделяет древнему городу Ликс (Лараш) на северо-западе современного Марокко, поскольку он находится практически у основания «морского конвейера» к Мексиканскому заливу. Древние римляне лишь Ликс, подобно самому Риму, называли «вечным городом» и местом погребения Геркулеса. Финикийцы же знали его под именем Мак Семес – «город Солнца».

Древние мореплавателиЛюди стали осваивать океанские просторы еще в глубокой древности

Считается, что Ликс основали финикийцы в XII или XI веке до н. э., на раннем этапе их колониальной экспансии. Ликсбыл нужен им как база на подступах к испанским серебряным рудникам и как промежуточный пункт для плавания на Канары и остров Мадейра, откуда финикийцы получали красители для своих знаменитых пурпурных тканей. Но он мог служить промежуточной точкой и на трансатлантическом пути. Ведь около 1200 года до н. э., практически одновременно с основанием Ликса, на противоположной стороне Атлантики внезапно расцвела культура ольмеков, и это может быть больше чем просто совпадением.

В роли древних трансатлантических мореходов, надо сказать, могли выступать не только финикийцы. Ведь до сих пор необъяснимым фактом является то, что французскому ученому Огюсту Ле-Плонжону при исследовании языка индейцев майя удалось выявить, что более трети слов имеют греческие корни.

Другой француз – Мишель Леско – при исследовании мумии фараона Рамсеса II сделал удивительное открытие. Он обнаружил в ней следы табака, а позже доказал, что никотин был обязательным компонентом бальзамирующих составов. Но ведь, согласно устоявшемуся мнению, табак стал известен в Старом Свете в XVI веке, более 28 столетий спустя после Рамсеса, и доставили его из Америки.

Как, возможно, в очень давние времена доставляли в Древний Египет.

Андрей ЧИНАЕВ

Источник: tainy.info

intrest.ru


Смотрите также