Древней греции школа. Презентация на тему: Школа и наука в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные философские школы Древней Греции. Древней греции школа


Основные философские школы Древней Греции

Семь мудрецов

Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета.

Фалес (640-546) - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.

Милетская школа

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом всего бесконечную природу - нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.

Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей.

Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Пифагорейцы

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть".

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка

Софисты

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Академия

Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет!".

Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

Перипатетики

Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.

Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

Эпикурейцы

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.

Стоицики

Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы"

Киники

Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

 

Философское учение Сократа

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н. э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сократ отвергает всю натурфилософию, как "для человека излишнего". В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Сократ никогда не считал себя "мудрым" (софос), но лишь философом, "любящим мудрость" (философия). Одно из известнейших его изречений - "знаю, что ничего не знаю" - объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал воспитание людей смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не систематическом изложении какой-то области знаний. Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам, к быту. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно - нравственного мировоззрения. Считая излишним изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества "великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося", а основной сущностью мира - "духовный принцип". В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели, что есть "нравственное" Истинная нравственность, по Сократу, - знание того, что есть благое и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели Сократ считал вечными и неизменными.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснились слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Эта ирония не была, однако, самоцелью. Как уже говорилось, Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство), с помощью которого он помогал рождаться истине. А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом, Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, т.е. он обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. И все же что значит знать? А знать - это значит знать, что это такое. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета - определение, понятие. Если до него философы пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Тенденцию постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.



infopedia.su

Школа Древней Греции Дети до 7 лет

Школа Древней Греции Школа Древней Греции

Дети до 7 лет До семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях Дети до 7 лет До семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей было много игрушек: погремушки

 куклы ( в Древней Греции куклы делали из обожженной глины) свистульки волчки куклы ( в Древней Греции куклы делали из обожженной глины) свистульки волчки

 Дети играли с щенками, голубями, черепахами. Затем мальчиков отдавали в школу. К ним Дети играли с щенками, голубями, черепахами. Затем мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога. Он присматривал за ребенком, учил его, как надо вести себя, водил в школу. За учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми.

 В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. Древние греки, в основном, В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. Древние греки, в основном, были хорошо образованы. Они знали математику, историю, увлекались философией, литературой, географией. Любили игру на музыкальных инструментах и спортивные состязания, рисование. Всему этому обучали в греческих школах.

Урок арифметики. В обучении арифметике помогали наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены Урок арифметики. В обучении арифметике помогали наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены единицы, десятки, сотни. Сначала писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем - специальной металлической или костяной палочкой. Острым концом стиля писали, тупым - стирали и сглаживали воск. Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.

 Числовыми выражениями зашифрован фразеологический оборот. Значения выражений замените буквами. 1 84 : 42 Числовыми выражениями зашифрован фразеологический оборот. Значения выражений замените буквами. 1 84 : 42 75 : 15 96 : 32 90 : 10 91 : 13 55 : 11 96 : 8 88 : 11 90 : 15 60 : 6 53 : 53 92 : 23 77 : 7 63 : 7 ю 2 а 3 г 4 ш 5 в 6 о 7 е 8 к 9 и 10 н 11 н 12 ы

 Знаете ли вы, в каком смысле употребляют этот фразеологический оборот? По преданию, в Знаете ли вы, в каком смысле употребляют этот фразеологический оборот? По преданию, в Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей. В его конюшнях стояло несколько тысяч лошадей. Стойла, в которых стояли эти лошади, не чистились в течение тридцати лет, по самые крыши они заросли навозом. Однажды на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл, которому царь поручил очистить конюшни. Геракл был не только могуч и силён, но и умён. Он отвёл в ворота конюшни реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь. Выражение “авгиевы конюшни” мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязнённости.

 Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. "Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины". Сколько учеников было у Пифагора? Решение (метод подбора): НОК (2, 4, 7) = 2*4*7=28 Ответ: 28 учеников.

Урок письма На чем писали древние греки? ? ? 1. Папирус 2. Глиняная табличка Урок письма На чем писали древние греки? ? ? 1. Папирус 2. Глиняная табличка с Клинописью 3. На дощечках, покрытых воском

Греческий алфавит. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые на письме стали обозначать и Греческий алфавит. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые на письме стали обозначать и гласные, и согласные буквы. Греки заимствовали свой алфавит у финикийцев, имевших только согласные буквы. С одной стороны удобно, слова занимают очень мало места. Но попробуйте расшифровать слово (записывается на доске) – ДМ (дом, дым, дама и т. д. ). При помощи 24 букв греки могли передавать всё звуковое многообразие. Греческий алфавит послужил базой, на которой развилось множество алфавитов, широко распространившихся в Европе и на Ближнем Востоке, и используемых в системах письменности большинства стран мира, в том числе латинский алфавит и кириллица.

Попробуйте объяснить значение этих имен и слов при помощи словарика. • • • Алекс Попробуйте объяснить значение этих имен и слов при помощи словарика. • • • Алекс – андр = защита + мужчина. Калли – мах = красивый + борьба. Поли – клет = много + слава. Пери - андр = со всех сторон + мужчина. Анти – сфен = против + сила Аристо – кратия = лучший +власть Фило + софия = любить + мудрость. Гиппо – дром = конь + бег Гео – метрия = земля + мерить Тео – логия = бог + слово Био – графия = жизнь + писать) София, Поликрат, Филипп, периметр, биология, география, каллиграфия.

Урок поэзии Гомер (греч. Ὅμ ηρος) — легендарный древнегреческий поэтсказитель, которому приписывается создание «Илиады» Урок поэзии Гомер (греч. Ὅμ ηρος) — легендарный древнегреческий поэтсказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи» . Греки глубоко чтили величайшего поэта – певца Гомера. Они помнили наизусть тысячи строк из его поэм “Илиада” и “Одиссея”. Но осталась загадкой вся жизнь поэта. Даже сами греки не знали, где и когда он родился, в каких местах бывал, кому читал свои стихи. Существовала легенда, что Гомер был слепым.

Царь, на него опершись, обратился к собранию с речью: 110 Царь, на него опершись, обратился к собранию с речью: 110 "О, дорогие герои данайцы, о, слуги Ареса! Зевс молневержец меня в тяжелейшие бедствия впутал: Скрытный, сначала он мне обещал и кивнул в подтвержденье, Что возвращусь я, разрушив высокотвердынную Трою. Нынче ж на злой он решился обман и велит мне обратно 115 В Аргос бесславно бежать, погубивши так много народу! Этого вдруг захотелось теперь многомощному Зевсу; Много могучих твердынь городских уж разрушил Кронион, Много разрушит еще: без конца велика его сила. Было бы стыдно для наших и самых далеких потомков 120 Знать, что такой многолюдный и храбрый народ, как ахейский, Попусту самой бесплодной войной воевал, и сражался С меньшею ратью врагов, и конца той войны не увидел! Если бы вдруг пожелали ахейский народ и троянский, Клятвою мир утвердивши, подвергнуться оба подсчету, 125 Если бы все, сколько есть, собралися туземцы-троянцы, Мы же, ахейский народ, разделивши себя на десятки, Взяли б троянца на каждый десяток вино разливать нам, Без виночерпиев много десятков у нас бы осталось: Вот, говорю я, насколько ахейцы числом превосходят 130 В городе этом живущих троян. Но союзники Трои В городе с ними, из многих краев копьеборцы; они-то Все нарушают расчеты мои, не дают мне разрушить, Как ни желаю душой, Илион хорошо населенный. Девять уж лет пробежало великого Зевса-Кронида. 135 Бревна на наших судах изгнивают, канаты истлели. Дома сидят наши жены и малые дети-младенцы, Нас поджидая напрасно; а мы безнадежно здесь медлим, Делу не видя конца, для которого шли к Илиону. Ну, так давайте же, выполним то, что сейчас вам скажу я: 140 В милую землю родную бежим с кораблями немедля! Широкоуличной Трои нам взять никогда не удастся!"

Впишите недостающие буквы в имена действующих лиц поэмы Гомера “Илиада”: • Е - - Впишите недостающие буквы в имена действующих лиц поэмы Гомера “Илиада”: • Е - - - а -- красавица, из-за которой началась Троянская война. • П - - - с - троянский царевич. • А - - - а - богиня, которой досталось золотое яблоко. • А - - - с - храбрейший из греков при осаде Трои. • П - - - л - греческий воин, надевший чужие доспехи. • П - - - м - старый царь троянцев. • Г - - р - вождь троянцев • А - - - - а - жена военного вождя троянцев.

Урок истории А сейчас попробуем выполнить задание «Кто это? » Ваша задача – узнать Урок истории А сейчас попробуем выполнить задание «Кто это? » Ваша задача – узнать мифологического персонажа по тем сведениям, которые о нем известны. - Он бог, карающий и насылающий на человечество чуму и разные бедствия; страшен он в гневе и не щадят тогда никого его золотые стрелы. Вместе с тем, он – бог – целитель, его сын – бог врачей и врачебного искусства – Эскулап. - Одно из главных его качеств – дар предсказания. - Его постоянные спутники – лира и колчан со стрелами. - Он всегда изображался юным, красивым и стройным. - Он – победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, его называют Лучезарным. - Он – покровитель муз и бог вдохновения.

Он – бог гимназий, древнегреческих школ борцов, поэтому один из его атрибутов – Петух; Он – бог гимназий, древнегреческих школ борцов, поэтому один из его атрибутов – Петух; его изображают в виде идеального юноши – высоким и стройным. - Он – бог красноречия, одна из многочисленных обязанностей которого – обучение людей этому искусству. Он – посланник богов, посредник между ними и человеком, он же проводник душ в царство Аида. - Его главные атрибуты – низкая крылатая шляпа и палка, которую обвивают две змеи. - Он – покровитель путешественников и мореплавателей.

-Она олицетворяет влажность воздуха, поэтому ей прислуживает богиня радуги - Ирида. -Она – богиня -Она олицетворяет влажность воздуха, поэтому ей прислуживает богиня радуги - Ирида. -Она – богиня календарного года, поэтому на ее скипетре изображена кукушка – символ весны, а в левой руке она держит гранат – символ осени. -Она обладает гордым, упрямым и сварливым характером. -Она – основательница и покровительница браков и семьи.

-Ее могущество столь велико, что она царит над всем миром. Только Афина, Гестия и -Ее могущество столь велико, что она царит над всем миром. Только Афина, Гестия и Артемида могут избежать ее власти. -По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы, стаями слетались птицы, дикие звери выбегали из леса и ласкались к ней. -Она сделала внешний облик людей более приятным, ввела украшения и заботу о внешности. -Она никогда не прикасалась ни к какой работе. Однажды она села за прялку, но угроза Афины, посчитавшей это вмешательством в свои дела, заставила ее с тех пор больше никогда не возвращаться к занятиям такого рода.

 Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.

Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были помочь сделать из ученика хорошего гражданина. Занимались спортом в палестре (от древнегреческого слова "пале" - борьба). В палестре занимались бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой.

Гимнасии. К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще Гимнасии. К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они попрежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии. Самые известные в Афинах - Ликей (отсюда - слово "лицей") и Академия. В Греции не было ни институтов, ни университетов, но можно было брать уроки у философов. Их уроки стоили дорого.

Эфебия. С 18 лет афинские юноши проходили обязательную военную подготовку. Во время такой подготовки Эфебия. С 18 лет афинские юноши проходили обязательную военную подготовку. Во время такой подготовки их называли эфебами. Их учили ходить строем, владеть оружием, стрелять из лука, метать дротики и обращаться с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней). Через год в торжественной обстановке в театре эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам. Второй год подготовки они проводили на границах полиса, дежуря на сторожевых постах. По истечении двух лет юноши становились полноправными гражданами.

Воспитание девочек. Девочки в школы не ходили и воспитывались дома. Их учили читать и Воспитание девочек. Девочки в школы не ходили и воспитывались дома. Их учили читать и писать, под наблюдением матери они занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15 -16 лет. У богатых родителей девочки жили вольготнее и веселее. В бедных домах было не до музыки и танцев. Как и мальчики, девочки рано начинали работать, помогая родителям.

present5.com

Воспитание и школа в Древней Греции

Количество просмотров публикации Воспитание и школа в Древней Греции - 202

Школа и воспитание в Древнем Египте.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношение между женщиной и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной равноправной основе. По этой причине обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. В основном учились там дети состоятельных родителœей. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге учение должен был освоить деловой стиль для светских нужд и священный (уставной) для составления религиозных текстов. Обучали красноречию (первый этап обучения). Далее в ряде школ давали знания по математике, геометрии, географии, астрономии, медицинœе, языкам других народов. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с детьми (отпрысками) фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военное дело находилось строго специального сословия – профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника. Ученику надлежало прежде всœего научиться слушать и слушаться. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: ʼʼДитя несет ухо на своей спинœе, нужно бить его, чтобы он услышалʼʼ. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте ʼʼпочти всœе воспитание и масса законов рассчитаны на войнуʼʼ, – писал Аристотель в ʼʼПолитикеʼʼ.

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителœей. Детей не пелœенали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объёме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Οʜᴎ были так же суровы и целœеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья аналогично тому, как и мальчики. (Οʜᴎ держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).

Афинское воспитание преследовало иные цели: ʼʼБолее всœего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государствоʼʼ. (Лукиан).

До 7 лет всœе свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половинœе дома (генекее), а мальчики начинали посœещать платные школы (одновременно или последовательно).

Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.

Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

Гимнассии (16-18 лет). Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи – так осуществлялось свободное обучение взрослых и подростков.

Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. (ʼʼПовивальное искусство рождения истиныʼʼ, как образно определял свой метод Сократ).

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всœенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа͵ Демокрита͵ Платона, Аристотеля определœены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: ʼʼпедагог, дидактика, гимназия, лицей, школаʼʼ.

В данный период появляются олимпийские игры.

referatwork.ru

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 17Следующая ⇒

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавндых букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за

счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать".

Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".

Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.

Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная [а клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки:ились четырем арифметическим действиям.

Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не »ыло. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись респубканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не Только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - преедовало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

j На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдо-номов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дур-'ных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура

и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подопечный.

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: му-сические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу вос-рггал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не элько дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа.

Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V -IV вв. до н. э. таких гим-насий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключитель-

но домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.

Читайте также:

lektsia.com

Воспитание и школы Древней Греции

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ БЕСПЛАТНО - нажмите на форму комментария выше

Воспитание и школы Древней Греции. Педагогические идеи в наследии античных философов.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.

В 3 — 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма — такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.Следующим этапом развития воспитания и обучения в этом регионе стали времена архаической (древней) Греции ( X — VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея». Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода «Труды и дни». Ведущим мотив — мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) ( VI — IV вв. до н. э.). Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев.Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол.Школы были небольшими — 20 — 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было — выходные выпадали на городские и семейные праздники.Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.На начальное обучение тратилось 6 — 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили зачаткам чтения, письма и пения.Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств.Лакония (Спарта). В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов.Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем их назначался известный властям человек—педоном. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.Главной задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам у подрастающих рабовладельцев.Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами отечества, о героях. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).Юноши 18—20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек.По-иному было организовано афинское воспитание.Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке—рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов.В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (гинекее).Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, — 12 — 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.В палестрах занимались развитием культуры тела. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения — гимнасии. В V -IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 — 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в эфебии — общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр.

Зарождение педагогической теории в Древней Греции.

В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о воспитании и обучении.Сократ (469—399 гг. до н. э.) — философ-идеалист. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только себя самих, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия.Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.Сократ — вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.Платон (427—347 гг. до н. э.)— философ-идеалист, ученик Сократа.Платон выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы.Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп — философов и воинов. В своей педагогической системе Платон стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты спартанского и афинского воспитания.(Дети с 3 до 6 лет) Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказывания детям. Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего возраста.С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению, с 12 до 16 лет — школу физического воспитания—палестру с обычными гимнастическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию. С 18 до 20 лет — эфебия, т. е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию. Платон считает, что воспитание женщин должно быть подобным тому, как это было в Спарте.Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду, будущим философам и воинам запрещено «даже думать о нем». Дети рабов к образованию не допускаются.Аристотель (884—322 гг. до н. э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.Трем видам души (растительная, животная, разумная) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.Государство, по высказыванию Аристотеля, в целом имеет одну конечную цель — для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны.Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны.Женщины, природа которых, по Аристотелю, отличается от природы мужчины, не получают такого же, как они, образования.Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на развитие античной педагогики.Вершиной древнегреческой философии являются взгляды выдающегося философа-материалиста Демокрита (460—370 гг. до н. э.). Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Он отвергает веру в богов, считая, что «воля богов» — это только выдумка, воображение людей.Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Он предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках.Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом. 

Читайте с главной

...НЕТ ОТВЕТА? -ЗАДАЙТЕ ВОПРОС! Мы рады предложить Вам возможность задать вопрос психологу бесплатно в комментариях.

trudno-deti.ru

Школа и наука в Древней Греции

Презентация на тему: Школа и наука в Древней Греции

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Школа и наука в Древней Греции Описание слайда:

Школа и наука в Древней Греции

№ слайда 2 План урока 1.Древнегреческий алфавит и письменностьВ афинской школе.2.Гимнастиче Описание слайда:

План урока 1.Древнегреческий алфавит и письменностьВ афинской школе.2.Гимнастическая школа-палестра.3.Гимнасии-школы для взрослых.4.Научные знания в Древней Гре-ции.

№ слайда 3 Задание на урок Что в наших учебных заведениях сохранилось из древнегреческих шк Описание слайда:

Задание на урок Что в наших учебных заведениях сохранилось из древнегреческих школ?

№ слайда 4 Колесо истории влево повернись,Расскажи о прошлом, расскажи про жизньПро эпохи, Описание слайда:

Колесо истории влево повернись,Расскажи о прошлом, расскажи про жизньПро эпохи, войны, про борьбу за власть,Как сумели многие в историю попасть?

№ слайда 5 "Клио - богиня, наскучив с богами сидеть На высоком ОЛИМПе, На землю решила спус Описание слайда:

"Клио - богиня, наскучив с богами сидеть На высоком ОЛИМПе, На землю решила спуститьсяПремудрая Клио

№ слайда 6 Древнегреческий алфавит, письменность На основе финикийского алфавита в VIII в. Описание слайда:

Древнегреческий алфавит, письменность На основе финикийского алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы. Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница? по-финикийски: ТН, КС, по-гречески: ТОН, КОСА

№ слайда 7 Древнегреческий алфавит, письменность Описание слайда:

Древнегреческий алфавит, письменность

№ слайда 8 Учебные заведения Древней Греции. Школа – образование в Греции было платным. В ш Описание слайда:

Учебные заведения Древней Греции. Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.

№ слайда 9 Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Описание слайда:

Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

№ слайда 10 При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.Ученики см Описание слайда:

При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.Ученики смотрели на текст и старались запомнить написанное

№ слайда 11 Дети богатых афинян имели персональных педагогов.Это были старые и ни на что дру Описание слайда:

Дети богатых афинян имели персональных педагогов.Это были старые и ни на что дру-гое не годные рыбы.В их обязанности входило сопровождение ребенка до школы, наблюдение за тем как его подопечный делал уроки.Рабы могли даже наказывать детей.

№ слайда 12 Стиль и тетрадь С другого конца стило имело вид лопа-точки.имможно было легко ст Описание слайда:

Стиль и тетрадь С другого конца стило имело вид лопа-точки.имможно было легко стереть написанное.

№ слайда 13 Наиболее важные тексты писались на пергаменте-специаль- но обработанной теля-чье Описание слайда:

Наиболее важные тексты писались на пергаменте-специаль- но обработанной теля-чьей коже, реже- на па-пирусе.Благодаря этому уче-ники могли приобщи-ться к мудрости знаме-нитых ученых и мудре-цов .

№ слайда 14 Греки считали, что человек должен быть гармонично разви-тым.В школах очень много Описание слайда:

Греки считали, что человек должен быть гармонично разви-тым.В школах очень много времени уделяли музыке-учились иг-рать на инструмен-тах, пению и стихо-сложению.

№ слайда 15 2.Гимнастическая школа-палестра. С 12 лет мальчики посещали палестру- спортивную Описание слайда:

2.Гимнастическая школа-палестра. С 12 лет мальчики посещали палестру- спортивную школу.Здесь они занимались гимнастикой-борьбой бегом ,прыжками, метанием копья и диска.

№ слайда 16 3.Гимнасии-школы для взрослых. Взрослые афиняне, желающие продол-жить образовани Описание слайда:

3.Гимнасии-школы для взрослых. Взрослые афиняне, желающие продол-жить образование, посещали гимнасииСначала в них зани-мались спортом, но затем здесь стали выступать знаме-нитые ученые и политики.

№ слайда 17 4.Научные знания в Древней Греции. Греки открыли правилозолотого сечения, кото-р Описание слайда:

4.Научные знания в Древней Греции. Греки открыли правилозолотого сечения, кото-рое они применяли при строительстве храмов. В Древней Греции были заложены основы прак-тически всех наук.1-ой наукой была мате-матика.В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения.Евклид заложил основы современной геометрии провозгласив ее аксиомы.

№ слайда 18 Гиппократ-отец медицины Отцом современной медицины называют Гиппократа.Он первым Описание слайда:

Гиппократ-отец медицины Отцом современной медицины называют Гиппократа.Он первым стал рас-сматривать болезнь не как кару богов, а как естественное яв-ления.В наши дни все врачи дают «Клятву Гиппо-крата.

№ слайда 19 Геродот-отец истории Отцом современной истории называют Геродота.Он написал «Ист Описание слайда:

Геродот-отец истории Отцом современной истории называют Геродота.Он написал «Историю»посвященную греко-персидским войнам.

№ слайда 20 Эратосфен –отец географии Первым в мире подсчитал длину окружности земного шара Описание слайда:

Эратосфен –отец географии Первым в мире подсчитал длину окружности земного шара

№ слайда 21 Парменид предположил, что Земля-шар Описание слайда:

Парменид предположил, что Земля-шар

№ слайда 22 Сократ –отец философии будил мысли о правде, добре и зле, Описание слайда:

Сократ –отец философии будил мысли о правде, добре и зле,

№ слайда 23 Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.I. Составьте расписани Описание слайда:

Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.I. Составьте расписание уроков:I вариант – в греческой школеII вариант – в палестре

№ слайда 24 II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?а) стиль, автоматическая ручка Описание слайда:

II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка;б) Гиппократ, Геродот, Перикл.

№ слайда 25 III. «Поймай ошибку» . Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:Афинскую школу посещ Описание слайда:

III. «Поймай ошибку» . Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

№ слайда 26 IV. Познавательное задание.Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб Описание слайда:

IV. Познавательное задание.Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?

№ слайда 27 V. а) подчеркнуть слова, которые имеют греческое происхождение: Школа, праздник, Описание слайда:

V. а) подчеркнуть слова, которые имеют греческое происхождение: Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;б) отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся: свиток, будильник, флейта, гласные и согласные буквы, деревянная книга, бутылек с лекарством, маски, счеты, атлет, розги, бумажная книга

№ слайда 28 Молодцы! Спасибо за урок! Описание слайда:

Молодцы! Спасибо за урок!

ppt4web.ru


Смотрите также