Урок русь древняя. Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация - Обобщающий урок на тему «Древняя Русь 9-12 вв». Урок русь древняя


Русь Древняя. Какая она?

Открытый урок по истории Отечества в 6 «А» классе

с применением информационных технологий, интерактивной доски

«Русь Древняя. Какая она?»

Урок разработала: Тидва Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания I категории

МОУ « ТСШ №2 Им. А. С. Пушкина»

Г. Тирасполь

2015 г.

Тема урока: «Русь Древняя. Какая она?»

Автор урока: учитель истории Тидва Ольга Ивановна

Класс: 6 «А»

Место урока: 9 урок в теме «Русь Древняя».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Используемые технологии: информационные, ИКТ, интерактивная доска.

Цель урока: Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал; проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.

Задачи

образовательные:

  • Систематизировать исторический материал о Древней Руси;

  • Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

развивающие:

  • Продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями и ис­торическими документами, картой, логически мыслить, делать выводы, вы­сказывать свою точку зрения;

воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;

  • Создать условия для творческой самореализации личности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, портреты князей, раздаточный материал, интерактивные карты.

Основные термины и понятия: восточные славяне, род, племя, родовая и соседская общины, князь, дружина, полюдье, государство, вече, язычество, христианство, вотчина, натуральное хозяйство, летопись.

Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Руcь. Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь. Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их славные.

Эпиграф.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины.

Ход урока.

Постановка темы, целей урока

Учитель:

ребята, мы с вами закончили изучение Древней Руси. За это время вы познакомились с истоками русского народа, с тем как жили славяне, чем они занимались, с великой славянской культурой, традициями и обычаями. Тема нашего урока «Русь Древняя. Какая она?» Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на главный вопрос «Русь Древняя. Какая она?». Но чтобы правильно ответить на вопрос мы должны с вами вспомнить все, что изучали с самого начала этой четверти.

Учитель: ребята, у каждого из Вас уже есть заготовка таблицы по теме «Русь Древняя». Я предлагаю вам самостоятельно дополнить недостающие темы. Только одно условие: постараться темы расположить в таблице в той последовательности, в которой мы их изучали.

Древняя Русь

Владимир Святославович. Принятие христианства

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Культура Древней Руси

Первые Киевские князья

Формирование Древнерусского государства

Соседи восточных славян

Быт и нравы Древней Руси

Восточные славяне славян

Учитель: ребята, давайте сейчас проверим ваши таблицы.

Учитель: мы вместе составили таблицу, т.е. графически изобразили все то, что изучали ранее. Давайте вместе посчитаем, сколько тем мы изучили?

Дети подсчитывают и выясняют, что было изучено 8 тем.

Учитель: каждая тема – это станция, на которую будет отправляться наша машина времени. На каждой станции вы будете встречаться с испытаниями, которые вам необходимо будет преодолеть. Итак, мы отправляемся в путь. Учитель: мы с вами мысленно перенеслись во времена Древней Руси.

1 станция. «Восточные славяне».

Задание 1. С помощью карты, расскажите о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов.

Примерный ответ учащихся.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Таким образом, примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. В V веке нашей эры славяне устремились на земли от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.

Учитель: ребята, назовите мне, пожалуйста, народы, относящиеся к каждой из названных ветвей.

Задание на интерактивной доске.

Западные славяне – чехи, поляки, словаки

Южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы

Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Учитель: назовите основные занятия восточных славян:

Примерный ответ учащихся.

Подсечно-огневое земледелие, бортничество, охота и рыболовство.

Учитель: Почему верования древних славян называют язычеством?

Язычество – это религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.

Учитель: мы успешно справились с вами с первым испытанием и переходим к следующему.

2 станция. «Соседи восточных славян»

Задание 2. Назовите и покажите на карте основных соседей восточных славян.

Задание на интерактивной доске.

Тюркский и Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария и Византия

Учитель: почему отношения с Византийской империей играли важную роль в жизни восточных славян?

Примерный ответ учащихся.

Византийская империя в то время было наиболее культурным, сильным и экономически развитым европейским государством. Константинополь, который славянские народы называли Царьградом, был многолюдным, богатым, цветущим ремесленным и торговым центром.

Учитель: успешно справившись со вторым испытанием, мы переходим к следующему.

3 станция. «Формирование Древнерусского государства»

Задание 3. Составить логическую цепочку по формированию Древнерусского государства

862 г. – приглашение Рюрика в Новгород для военной защиты

879 год - смерть Рюрика и начало правления Олега

882 г. – поход Олега на Киев и так далее по Киевской Руси.

Объединение под властью Олега севера во главе с Новгородом и юга во главе с Киевом

Формирование Древнерусского государства.

1. Рюрик и его братья были призваны на княжение в … году.

2. Рюрик основал город …

3. Варяги Аскольд и Дир княжили в …

4. В IX веке двумя центрами образования государства стали … и …

5. В 879 г. править в Новгороде стал князь …

Он совершил поход на Киев в … г.

6. Древнерусское государство называлось …

Учитель: дайте определение слову «государство»

Примерный ответ учащихся.

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ: регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Учитель: с помощью схемы охарактеризуйте Управление Киевской Русью.

Примерный ответ учащихся.

Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на свое войско-дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, если с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной во всех делах.. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье). Племена были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение, которым руководил воевода. В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. В некоторых землях сохранялись свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного ополчения – тысяцких.

Учитель: и на этом этапе мы успешно справились с заданием. Переходим к четвертому испытанию «Первые киевские князья».

4 станция «Первые киевские князья»

Задание 4. Отгадайте загадки

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,Да только сам тому не рад.Сожжен был «греческим огнем»,Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,Он покорил и вятичей и меря.«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.Большую дань взять отказалась.Потребовав с древлян лишь голубей,Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,И покорил Царьград потом.Вез из полюдья в Киев он товары,И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской.Сей князь, делами неприметный,Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Итак, делаем вывод. Какой вклад в укрепление международного авторитета Руси внесли киевские князья?

Проверяем себя

О ком идет речь? Кто мог бы так сказать?

1. «Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков». (Олег)

2. «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». (Игорь)

3. «Любил он книги, читая их часто ночью и днем». (Ярослав Мудрый)

Кому принадлежат слова?

«Это будет мать городам русским» (Олегу)

«Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». (Святославу)

Перед нами еще раз предстали первые русские князья - борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.

Учитель: у меня на доске представлены портреты некоторых киевских князей, но, к сожалению, я забыла время их правления. Поэтому у меня на доске не совпадение имен и времени правления князей. Помогите мне это исправить

Задание на интерактивной доске.

Олег (882-912), Игорь (912-945), Ольга (945-957), Святослав (957-972). и т. д.

Учитель: я очень рада сообщить, что мы с вами успешно прошли половину пути и вышли на финишную прямую. Впереди следующая станция.

5 станция. «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Физминутка на интерактивной доске.

Задание 5. Двухвариантные тесты.

Учитель: ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы на ответ «да» должны встать, а на ответ «нет» - поднять руки вверх. Итак, начали.

  1. После смерти князя Святослава киевский престол по наследству достался Владимиру. (Нет)

  2. Первая на Руси княжеская усобица началась после смерти князя Святослава. (Да)

  3. Князь Владимир крестился, как и его бабка, княгиня Ольга, в Константинополе. (Нет)

  4. Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую зависимость от Византии. (Нет)

  5. Первую религиозную реформу Владимир пытался провести в 986 году, включив шесть языческих богов в государственный пантеон и сделав главным Перуна. (Да)

  6. Киевляне воспротивились реформе язычества и потребовали введения христианства. (Нет)

  7. Чтобы стать великим князем, Владимиру пришлось выдержать борьбу со старшим братом Ярополком. (Да)

  8. Для защиты южных рубежей Руси Владимир построил оборонительную линию из городов-крепостей. (Да)

  9. Согласно летописи, Владимир был сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. (Да)

  10. В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное солнышко (Да).

  11. Крещение Руси произошло в 998 году (нет)

  12. В христианстве верят во множество богов (нет).

Учитель: благодаря двухвариантным тестам мы с вами смогли немножечко отдохнуть, набраться сил, чтобы перейти к следующему испытанию.

6 станция «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Задание 6. Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.

Какие деяния

Расцвет Древнерусского государства

Ярослава

Мудрого

способствовали расцвету

Древнерусского гос-ва?

В голове рыбы ставится «толстый вопрос».

Верхние плавники – вопрос по теме.

Нижние плавники – ответы на вопросы.

В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».

В нашем «чертеже» ставится следующий вопрос: «Какие деяния Ярослава Мудрого способствовали расцвету Древнерусского государства?»

Учитель проверяет работы учащихся по домашнему заданию в парах, один задаёт вопрос, а другой отвечает, ребята поочередно раскрывают результат своей работы.

1. Какая была внутренняя политика Ярослава Мудрого?

При княжении Ярослава завершилось строительство Древнерусского государства. Ярослав написал письменный свод законов « Русская правда» Этот документ имел большое значение для объединения и укрепления «Древнерусского государства».

2.Какое управление государством было при Ярославе Мудром?

Высшая власть принадлежала киевскому князю, после его смерти власть переходила к старшему в роду князей. Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых отправлял в крупные княжества наместниками, они обладали большой властью, но не имели права передавать свою власть по наследству. В главных городах было вече, где решались вопросы войны, мира, денежные, земельные проблемы. Бояре могли пригласить самостоятельно на княжения другого князя. Князь и местная знать считались с решениями вече, так как в его распоряжении находилось народное ополчение.

3.Какова внешняя политика была Ярослава Мудрого?

В 1036 году Ярослав разбил печенегов, больше они на Русь набеги не совершали. В 1030 году построил город Юрьев на западном берегу Чудского озера. В 1041 году заключил союзный договор с польским королём. В 1043 году произошло военное столкновение с Византией, но неудачное, помешал шторм, часть русских кораблей потопил, но в 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор, скрепив его династическим браком сына Ярослава Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха.

4.Как формировалась древнерусская народность?

В X веке было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Все племена подчинялись киевскому князя платили дань и участвовали в общегосударственных делах. В военных походах, в мирной жизни их объединяли общие дела. В процессе общения возникал и развивался единый древнерусский язык. После принятия христианства, народ ещё больше сплотился и не считали себя полянами, древлянами, радимичами, а единым древнерусским народом.

5.Как складывались земельные отношения?

Земля на Руси была собственностью общины и делилась между всеми семьями. Земледельцы за пользование землёй должны были платить дань в пользу государства. Государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.

6.Какие были слои древнерусского населения?

Киевский князь, дружина старшая ( бояре), младшая, люди выборные в местном управлении, богатые купцы, верхи духовенства – составляли высший слой древнерусского общества. Основная масса населения были свободные земледельцы, которые объединялись в общины. Но в это время на Руси появилось зависимое население. Смерды, которые несли повинность в пользу князя, закупы, разорившиеся общинники, рядовичи, заключавшие договор с господином на определённых условиях. Бесправными на Руси были рабы, их называли холопами или челядью. Ряды холопов пополняли пленные и не выполнившие свои обязательства закупы и рядовичи.

Учитель: молодцы ребята. Но у нас не так много времени, чтобы завершить свое путешествие. Поэтому мы с вами объединим две станции, т.к. они расположены совсем близко друг к другу. И впереди у нас следующая станция.

7 станция «Культура и быт Древней Руси».

Задание 7. Ответить на вопросы, которые даны на экране.

Учитель запускает презентацию на доске с интерактивными заданиями

По « Культуре и быту Древней Руси». Презентация и интерактивные задания прилагаются.

Учитель: очень рада вашим ответам. На данном этапе мы с вами вспомнили все, что изучали по истории древней Руси.

Стадия размышления (рефлексия).

Учитель: посмотрите, ребята, мы успешно справились со всеми испытаниями. Мы вспомнили все, что изучали по истории Древней Руси. Давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопрос «Русь Древняя. Какая она?» Свои ответы вы должны отразить в своих синквейнах.

Примерный ответ учащихся.

Русь

Древняя, загадочная.

Изучать, исследовать, гордиться

Нужно знать историю Древней Руси.

Родина.

Учитель проверяет синквейны и вместе с классом они составляют общий синквейн.

Выводы:

1. Славяне - коренные жители Европы.

2. Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с государствами Западной Европы.

3. Принятие христианства сблизило Русь с Европой.

4. Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе.

Киевская Русь в XI веке - одно из сильнейших европейских государств, равноправный партнер в торговых, дипломатических, династических союзах. О Руси IX — X веков уже знали в Багдаде, в Германии и Италии.

Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих внешнеполитических расчетах.

Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе «Повесть о Роланде», в древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах».

Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать пример служения Отечеству.

Учитель: Казалось, мы с вами изучили все, что касается истории Древней Руси. Но я думаю, что у вас есть вопросы, на которые вы хотели вы найти ответы, ведь Русь Древняя – загадочная. Чтобы вы хотели еще изучить, узнать?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: домашнее задание творческое. Найти самый интересный, на ваш взгляд, момент из истории Древней Руси, то, о чем мы не говорили, и подготовить небольшое сообщение по данному материалу.

Если на уроке остается время, учитель может подвести итоги следующим образом.

13

multiurok.ru

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся.

  • активизация познавательного интереса к изучению истории.
  • развитие быстроты мышления и коммуникативных способностей, умения работать командой
  • формирование понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве
  • Оборудование:

    • игровое поле, расчерченное на ватмане или на доске
    • карточки с заданиями
    • магниты

    Вступительное слово учителя

    Учитель приветствует и представляет команды. Объясняет правила игры:

    - команды по 5-6 человек (всего команд 3-5), выбирают капитана. Капитаны команд по очереди (очередь определяется жеребьевкой) выбирают раздел и вопрос на игровом поле под цифрой. Цифра соответствует уровню сложности. Чем больше, тем сложнее.

    - если команда на вопрос отвечает, то получает количество баллов, указанное на карточке, если - нет, теряет их, вопрос снимается.

    - на игровом поле под цифрами спрятаны четыре “фишки” - счастливых случая

    - “приз”- команда получает “5” баллов не отвечая на вопрос

    - “свой вопрос”- команда задает свой вопрос любой команде сопернице. Цена вопроса – на карточке. Отгадали – получили баллы, если нет – баллы получает команда соперница.

    - “своя игра” - команда выбирает вопрос и адресует его другой команде по выбору, если та отвечает – получает баллы, если – нет, то отвечает команда, которая выбирала вопрос.

    - “подарок” - команда дарит 2 балла любой команде сопернице.

    Учитель представляет жюри, которое может состоять из учителей-предметников или учащихся.

    -если в конце игры есть команды, набравшие одинаковое количество баллов, то им задаются вопросы, на которые не было ответа во время игры.

    Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если команд 4 и более, определяются 2 и 3 места. Победителям вручаются грамоты.

    Урок завершается заключительным словом учителя и награждением победителей.

    Игровое поле:

    дата 1 2 3 4 5 6 7 8
    термин 1 2 3 4 5 6 7 8
    личность 3 4 5 6 7 8 9 10
    событие 3 4 5 6 7 8 9 10

    Вопросы и задания на карточках.

    Дата: В каком году произошли эти события?

    1 - Принятие христианства (988)

    2 – Образование древнерусского государства Киевская Русь (конец 9 века)

    3 – Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054)

    4 – Грандиозный поход Олега на Царьград в 2 тысячи судов. 80 тысяч воинов (907)

    5 – Правление князя Владимира в Киеве (980 – 1015)

    6 – Правление князя Святослава в Киеве (957 – 972)

    7 – “Подарок”

    8 – Правление княгини Ольги в Киеве (945 – 957)

    Термин: Какой термин скрывается за этими определениями?

    1 – Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани (полюдье)

    2 – Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов (дань)

    3 – Заселение, освоение пустующих земель (колонизация)

    4 – Высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа (епископ)

    5 – Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

    6 – Люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве (общество)

    7 – Искусство управлять государством (политика)

    8 – Литературные описания жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых (житие)

    Личность: О ком говорит автор этих строк?

    3. “Он повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.… Затем послал он по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный или нищий или раб, - будет мне врагом” (Владимир)

    4. “Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло, Не нападал на врагов не готовых к бою. Посылал к ним гонцов с предупреждением: “Иду на вы” (Святослав)

    5. “Избавившись от всех других претендентов на власть, он стал спокойно и мудро править в своем государстве. Время его княжения стало годами расцвета Древнерусского государства” (Ярослав Мудрый)

    6. “Приз”

    7. Монах, древнейший из известных русских летописцев. Автор житии князей Бориса, Глеба, Феодосия Печерского (Нестор)

    8. “В лето 946 года устремилась она с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа ее.…И стояла она все лето, и не могла взять города…” (Ольга)

    9. “И тогда собрались представители всех племен на вече и решили послать своих послов “за море” к знакомым варягам со словами: “Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами”. На приглашение откликнулся варяжский князь…” (Рюрик)

    10. “В лето 6390 (882). Пошел в поход он, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским и узнал он что княжит здесь Аскольд и Дир”. (Олег)

    Событие: О каком событии идет речь?

    3. “Построенный в Киеве при Ярославе Мудром он сочетал в себе славянские и византийские традиции. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества пирамиду.” (строительство Софийского собора в Киеве)

    4. “Дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…” (месть княгини Ольги древлянам за убийство мужа)

    5. “Свой вопрос”

    6. “В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: “Вот приходили ко мне болгары, говорят: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их. И каждому любо их послушать” (о выборе князем Владимиром веры)

    7. “Своя игра”

    8. В 860 году Константинополь и его окрестности подверглись внезапному нападению неизвестных воинов. Они приплыли на 200 ладьях с северных берегов Черного моря (знакомство Византии с восточными славянами).

    9. “Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить...” (Крещение Руси)

    10. “В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею. И сказал ей: “Достойна, ты царствовать с нами в столице нашей” Она же, уразумев смысл этого обращения…” (О крещении Ольги)

    Образец:

    Лицевая сторона карточки

    Раздел: “Событие”

    Номер: “7”

    Оборотная сторона карточки

     

    Здание: “Свой вопрос”

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    План-конспект и презентация урока Русь в 9-15 вв.

    Повторительно – обобщающий урок по теме:

    "Русь в IX-XV веках"

    (учителя истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Силаева Елена Николаевна, Силаев Владимир Борисович)

    Цель урока:

    Задачи урока:

    • Формирование общего представления об историческом развитии Руси в IX-XV веках;

    • Развитие познавательного интереса у учащихся к истории Отечества;

    • Воспитание чувства патриотизма, коллективизма.

    А пройдет наш сегодняшний урок под девизом:

    «Есть у меня шестёрка слуг, проворных, удалых.

    И всё, что вижу я вокруг, всё знаю я от них.

    Они по знаку моему являются в нужде.

    Зовут их: Как? и Почему?

    Кто? Что? Когда? и Где?» (Киплинг)

    Оборудование и материалы:

    Мультимидийная система

    Подготовительный этап:

    Домашнее задание: подготовить выступления на 3-4 минуты по следующим вопросам:

    1. Что мне дало изучение истории Древней Руси?

    2. Каким я представляю средневековую Русь?

    3. Личность из русской истории, наиболее поразившая меня.

    4. Самое яркое событие из истории Древней Руси.

    5. Если бы у меня была машина времени, какие места и периоды из изученного я бы посетил.

    Преподаватель:

    Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. О важности изучения истории говорили люди разных времен. Оратор Древнего Рима Цицерон считал, что «история – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, значит навсегда остаться ребенком». А известный русский историк В.О. Ключевский образно выразился, что «история – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Сегодняшний урок позволит вам еще раз окунуться в богатую событиями древнюю историю нашего народа.

    Урок пройдет в форме соревнования. Класс разделен на 5 команд во главе со своими командирами. Вам предстоит пройти по страницам русской истории от ее начала до ХV века, выполняя различные задания. Как в любых соревнованиях у нас будут свои победители, которых мы определим в конце урока. Команда, набравшая наибольшее количество бонусов, станет лучшим знатоком русской истории нынешнего сезона.

    Правила: за каждый правильный ответ команда получает по 1 бонусу.

    Если команда не может ответить на вопрос, ей по желанию помогают наши гости, они же и будут помогать мне Вас оценивать.

    Ход занятия:

    Вопросы для 1 тура урока:

    «Мозговой штурм» - посвящен Древнему периоду нашей истории:

    Задаётся вопрос и определяется, кто первым начинает:

    – Кому принадлежат слова: «Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олегу)

    Итак, начинаем:

    • Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)

    • Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)

    • Год принятия христианства на Руси. (988 год)

    • Имя первого князя на Руси. (Рюрик)

    • Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)

    • Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)

    • Бог солнца в древней Руси. (Ярило)

    • Основатель Киева. (Кий)

    • Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год или 2 половина 9 века)

    • Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)

    Подводятся итоги по 1 туру

    2 тур:

    « Даты ».

    • Сражение на реке Калке (1223 году).

    • Нашествие хана Батыя на Русь (1237г.).

    • Нашествие хана Батыя на Волжскую Булгарию (1236г.).

    • Разгром шведов на реке Неве князем Александром Невским (15 июля 1240г.).

    • Антиордынское восстание в Твери(1327 г.).

    • Куликовская битва (8 сентября 1380г.).

    • «Стояние на Угре»- ликвидация ордынского владычества(1480г.)

    • Принятия первого Судебника(1497г.)

    Подводятся итоги по 2 туру

    3 тур:

    « Домашние заготовки » (мах. - 5 бонусов)

    Вам было предложено подготовить выступления по следующим вопросам:

    1 группа: Что мне дало изучение истории Древней Руси?

    2 группа: Какой я представляю средневековую Русь?

    3 группа: Личность из русской истории, наиболее поразившая меня.

    4 группа: Самое яркое событие из истории Древней Руси.

    5 группа: Если бы у меня была машина времени, какие места и периоды из изученного я бы посетил.

    Подводятся итоги по 3 туру

    4 тур :

    « А знаешь ли, Ты, понятия?».

    1. Уделы – это…

    (владения младших членов княжеского рода)

    2. Летом киевские князья ходили в походы. А чем они занимались зимой?

    (Совершали полюдье)

    3. Вече- это……

    (народное собрание, решавшее важнейшие вопросы)

    4. Народное ополчение-это ………

    (военное формирование из всех мужчин общины или племени, создаваемое в случае военных действий)

    5. Погосты в древности – это……

    (место сбора дани, которые были установлены реформой княгини Ольги)

    6. Уроки в древности – это……..

    (размер дани сама дань в древней Руси, которые были установлены реформой княгини Ольги)

    7. Политика – это…………..

    (искусство управлять государством)

    8. Общество – это

    ( люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве)

    9. Республика - это…….

    (форма правления, при которой государством управляют выбранные народом люди)

    10. Баскаки - это ………..

    (представитель ордынского хана, на Руси, который осуществлял контроль за действием князя и ведал сбором дани)

    11. Централизованное государство – это………

    (государство, в котором происходит политическое экономическое объединение всех земель вокруг сильного централизованного государства)

    12. Поместье – это ……….

    (земельное владение, даваемое за военную и государственную службу, без права передачи по наследству)

    13. Ясак – это …….

    (натуральный налог с народов Поволжья, Сибири, Севера).

    14. Скипетр, держава, шапка Мономаха означали, что …………

    (Символы самодержца - Ивана III)

    15. Пожилое – это ………….

    (денежный сбор с крестьян в пользу землевладельца при уходе в Юрьев день)

    Подводятся итоги по 4 туру

    5 тур :

    « Личность в истории ».

    1. О каком историческом деятеле идет речь:

    - он сумел заключить мирный договор с печенегами, после которого они долгое время не беспокоили Русь;

    - его корабли ходили с греческим флотом в Италию;

    - он стал князем гораздо позже положенного ему времени;

    - его смерть описал византийский историк: «Он был взят в плен, привязан к стволам согнутых деревьев, которые потом отпустили…»

    (князь Игорь)

    2. Кому принадлежат слова:

    «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет земля Русская!» (Александр Невский)

    3. О каком историческом деятеле идет речь:

    - благодаря нему началось интенсивное освоение Северо-Восточной Руси;

    - он был дважды великим киевским князем;

    - современники отмечали его страсть к захвату чужих земель;

    - он умер в разгар подготовки военного похода, который должен был хотя бы на время прекратить княжеские усобицы.

    (Юрий Долгорукий)

    4. О каком историческом деятеле идет речь:

    «В монастырской келье узкой,

    В четырёх глухих стенах,

    О земле, о древнерусской

    Быль записывал монах».

    (летописец Нестор, монах Киева - Печерского монастыря)

    5. О каком историческом деятеле идет речь:

    «И любил он книги, читая их часто и ночью и днём».

    (Ярослав Мудрый)

    6. О каком историческом деятеле идет речь:

    «И ступил он ногою на череп, и поползла змея из черепа и ужалила его в ногу».

    (Олег)

    7. О каком историческом деятеле идет речь:

    «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул…»

    «В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса…, не имел шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах».

    (Святослав)

    8. О каком историческом деятеле идет речь:

    Этот князь свое прозвище получил за богатство и кошель с деньгами, который носил на поясе.

    (Иван Калита)

    Подводятся итоги по 5 туру

    6 тур :

    « Исторические события».

    1. О каком событии идёт речь:

    Был страшный год, когда все страны

    Боялись больше, чем огня,

    Батыя – внука Чингисхана,

    Своё соседство с ним кляня…

    Был страшный век, когда монголы

    На Русь лавиною пошли,

    В осенний день по степи голой,

    Топча сухие ковыли.

    (1237 год – нашествие Батыя)

    2. О каком событии идёт речь:

    «Стоял такой великий стон,

    шёл бой с такою кровью,

    Что был в багрец окрашен Дон

    до самого низовья»

    (1380 год – Куликовская битва)

    3. “Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные уделы: пример несчастный, бывший виною всех бедствий России” - пишет Карамзин.

    Почему он так оценивает закрепление уделов за своими сыновьями?

    (Это причина междоусобиц и позднее феодальное раздробленности)

    4. О ком идет речь:

    «Они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе…

    Они очень высокого роста и огромной силы…

    и совсем не злобные люди,… гостеприимны и радушны …..

    Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь и голод….»

    ( о славянах)

    5. О каком событии идёт речь:

    «Оскудела и в князьях, и в боярах ревность (забота) о Русской земле.

    Все глядят врозь.

    Каждый тянет к своей вотчине, к своему городу.

    У каждого одна забота – как бы приложить дом к дому, село к селу»

    ( феодальная раздробленность)

    Подводятся итоги по 6 туру

    Подведение итогов:

    • преподаватель подводит итоги урока, командиры команд подсчитывают накопленные бонусы команды в целом

    • преподаватель объявляет победителей

    • Капитаны команд выставляют оценки за работу в группе каждому участнику.

    • Преподаватель благодарит всех участников.

    infourok.ru

    Конспект урока окружающего мира "Древняя Русь" (4 класс)

    «Окружающий мир» 4-ый класс

    Тема: Образование Древнерусского государства. (Древняя Русь.)

    Задачи урока:

    • познакомить учащихся с тем, как возникло Древнерусское государство, какие князья крепили мощь первого государства славян, какими были города в Древней Руси;

    • сформировать понятия вече, дань, полюдье, великий князь, шлем, щит, меч, стрела, кольчуга, кремль, посад, торговище;

    • развивать познавательный интерес к истории своего государства, воображение и творческие способности;

    • воспитывать уважение к делам наших предков.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивное учебное пособие, презентация «Древня Русь», индивидуальные карточки.

    Ход урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Организационный момент

    Регулятивные

    -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

    1. Актуализация знаний

          1. Индивидуальные карточки

          2. Фронтальный опрос.

    - Изучение какой темы начали на прошлом занятии? (Путешествие в прошлое России.)

    – Какие племена жили на территории современной России? Чем они занимались?

    - Какие племенные союзы восточных славян расселились на Восточно-Европейской равнине? (ИП 1-3)

    - Проверка задания №5 в ТПО (на доске, указать стрелками значения слов)

    - Где славяне ставили свои поселки? Как их защищали?

    - Проверка задания №6 в ТПО

    - Где проходил торговый путь «из варяг в греки»? (ИП 2-1)

    Доп. вопрос – ИП (занятия древних славян,

    1-5)

    ТПО №5 с.3

    ТПО №6 с.3

    Познавательные

    Умение выбирать

    информацию из учебного,

    художественного текста

    из иллюстраций,

    собственных наблюдений,

    представлять ее в виде схемы

    1. Постановка учебной задачи

    Эпиграф:

    Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.

    М. Калинин

    - Сегодня на уроке мы узнаем, когда и как возникло Древнерусское государство.

    - Что бы вы хотели узнать по данной теме?

    Где образовано? Когда, в каком веке? Какой город являлся столицей? Кто управлял?

    Регулятивные

    1. Открытие детьми нового знания

    Вопросы:

    1. Какие племена и где образовали восточнославянские объединения? Какие города были их центрами?

    2. Какой год (век) считается годом начала единой Руси?

    3. Кого называли великим князем? Для чего ему нужна дружина?

    4. Что такое полюдье?

    5. Чем прославился князь Олег? Чем знаменит князь Святослав?

    6. Какими были древние города?

    1 абзац. С.10

    - Какие племена и где образовали восточнославянские объединения? Какие города были их центрами? (Новгородские словене, кривичи, чудь, весь.Одно – на севере, с центром в Новгороде, другое – на юге, с центром в Киеве)

    - Что послужило причиной объединения племенных союзов восточных славян? (вместе легче обороняться от набегов варяг и степных кочевников)

    Жили на берегу Балтийского моря князья Рюриковичи из племени россов. Слышали славяне, что никаких ссор и войн у них между собой не было.

    И тогда мудрые люди из разных славянских племен решили: «Не можем мы управлять сами всеми племенами. Нужен нам князь, чтобы судил всех по праву». И отправили послов к князю Рюрику и его братьям. Послы от славян рассказали Рюриковичам, что много слышали о том, какие хорошие порядки в их племени, и просили: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и правьте нами!»

    Рюрик согласился и пришел в славянскую землю со своей дружиной, со своими братьями. Поселился в Новгороде. Братья Рюриковичи поддерживали друг друга. В городах они поставили своих воевод, от людей требовали покорности и порядка.

    По мнению некоторых ученых, от названия племени «россы» и произошли слова «русские» и «Россия».

    Рюриковичи управляли главным образом северными землями славян. В их владения входили Новгород, Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром. До южных племен Рюриковичи не доходили. И южные племена (поляне, древляне, кривичи) жили, как и прежде, врозь.

    Рюрик на славянской земле правил 17 лет. Когда Рюрик умер, его сыну Игорю было только два года. И тогда править стал старший в рюриковом доме – князь Олег.

    – Почему и как на славянской земле появились Рюриковичи?

    Стр.11

    Находим ответ на 2 вопрос: Какой год (век) считается годом начала единой Руси? Какой город стал первой столицей Древней Руси? (882 год – начало Руси – Древнерусского государства со столицей в городе Киеве)

    В одной из легенд рассказывается: «Над Днепром, на крутых холмах жили три брата – Кий, Щёк и Хорив с сестрой Лыбедь. Жили они дружно и были очень трудолюбивые. Вставали рано и ложились поздно – весь день работали. Ставили избы, терема изукрашенные, пахали землю и косили сено. Самый старший брат Кий был смелым и разумным. Любил он не воевать, а строить. Так и говорили про него: «Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит». Построили братья на днепровских кручах город и нарекли его в честь старшего брата-строителя Кия Киевом». Может, это легенда, а может, так оно и было.

    Откуда взялась Киевская Русь.

    Высоко на берегу Днепра стоит Киев. По Днепру с юга из Византии идут лодки со всякими товарами: драгоценными украшениями, тканями. А из Руси везут пшеницу, меха, сало, мед. С севера плывут переселенцы в надежде найти места потеплее и безопаснее.

    Никто из торговцев не миновал Киев. У подножия киевских холмов была пристань, куда причаливали суда, лодки, плоты. За провоз товаров киевляне брали дань.

    Дань – поборы с населения деньгами, продуктами, мехами, ремесленными изделиями.

    Киев постепенно разрастался и богател. Князь Олег захватил Киев и объявил его «матерью городов русских», а Русь стала называться Киевской.

    Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.

    - Кого называли великим князем? Для чего ему нужна дружина?

    Дружина – отряд профессиональных воинов.

    – Хотя и силен был киевский князь, разрастались его владения, Киевская Русь не жила спокойно. Сначала на юге надо было отражать нападения хазар.

    - Что такое полюдье?

    Задание № 10 в рабочей тетради № 2.

    Русь при первых князьях

    (Рюрик, Олег, Игорь, Святослав)

    А. С. Пушкин в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге» пишет о его походах:

    Как ныне сбирается вещий Олег

    Отмстить неразумным хазарам.

    Их села и нивы за буйный набег

    Обрек он мечам и пожарам.

    Олег воевал и с Византией. В честь взятия Царьграда, столицы Византии, он прибил свой щит на его въездных вратах. Пушкин прославляет доблестные походы Олега:

    Победой прославлено имя твое;

    Твой щит на вратах Цареграда;

    И волны, и суша покорны тебе;

    Завидует недруг столь дивной судьбе.

    - Чем прославился князь Олег? Чем знаменит князь Святослав?

    Великие киевские князья часто совершали военные походы. Они стремились контролировать торговые пути и распространить свою власть на все восточнославянские племена.

    Рассмотрите на с.15, какие воинские доспехи были у восточных славян.

    Физминутка.

    Работа в парах. Работа с исторической картой.

    Рассказ ученика о первых князьях.

    Рассказ ученика о воинском снаряжении.

    Работа с учебником.

    Работа в парах.

    Работа в парах (обсуждение и защита своих суждений)

    . Познавательные Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией;

    -умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков;

    - умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение

    Умение выделять в

    тексте основную

    мысль и находить

    ответы на поставленные вопросы Коммуникативные

    • Планирование учебного сотрудничества

    • Умение полно и точно выражать свои мысли

    • умение работать в паре;

    Познавательные

    Сравнение объектов

    1. Практическая работа

    Какими были древние города

    Как же строили города в Киевской Руси, чтобы защищаться от врагов? (Города-крепости.)

    Учащиеся читают текст на с. 16 учебника и параллельно рассматривают рисунок с изображением древнего города на с. 17.

    – Как были устроены города-крепости в Древней Руси?

    Задание №14 с.7 в ТПО (Укажи цифрами как устроена старинная крепость)

    Познавательные

    1. Учимся применять знания.

    – Большинство горожан жили в городском посаде, располагавшемся вокруг городской крепости. Там же, в посаде, вблизи берега реки или озера, где были пристани для торговых судов, находились обычно самые людные днем торговая площадь и торговые улицы города.

    – Запишите основные части древнего славянского города в рабочей тетради (задание № 9 на с. 17).

    Запись в тетради:

    1) кремль;

    2) посад;

    3) торговище;

    4) пристань;

    5) ров.

    Почему Древнюю Русь называли страной городов?

    Именно наличие городов вдоль торгового пути «из варяг в греки» послужило основанием иностранным купцам дать такое название Руси. По подсчётам историков, в IX веке было на Руси 24 крупных города с крепостными укреплениями.

    Фронтальная работа.

    7.Рефлексия деятельности

    Блиц – опрос.

    1. Какова причина объединения славянских?

    2. Какой год (век) считается годом начала Древней Руси?

    3. Первые князья.

    4. Почему Древнюю Русь называли страной городов?

    5. Где решались самые важные вопросы жизни племен? (На вече – собрание жителей.)

    - Что вам было интереснее всего узнать?

    Дома ученики выполняют задания № 11, 12, 15 в рабочей тетради. В качестве домашнего задания можно предложить желающим ученикам подготовить сообщение о каком-нибудь князе.

    Ответы учащихся.

    Регулятивные

    адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха

    infourok.ru

    Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках"

    Этапы урока Содержание Примечания
    Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей). Отмечаю отсутствовавших.  
    Целеполагание урока 1. Образование Древнерусского государства.

    2. Основные направления внешней политике князей Киевской Руси.

    3. Социально-экономические изменения в жизни восточнославянских племен. Образование государства.

    4. Политическое устройство Киевской Руси.

    5. Традиции и обычаи в древней Руси.

    На доске; учащиеся изучают написанное на доске.
    Показ фрагментов документального фильма "Москва страницы истории".

    Повторительно-обобщающая беседа. "Образование Древнерусского государства". И Индивидуальный опрос на карточках-инструкторах 4 человека (слабоуспевающих учащихся)

    И двум учащимся карточки с творческими заданиями (составить кроссворд и решить головоломку по теме: Образование Древнерусского государства).

    Показ фрагментов документального фильма "Жили были Москвичи". (1,5 минуты)

    1. Когда возникло Древнерусское государство?

    2. Назовите два центра откуда началось Древнерусское государство?

    3. Кем по приданию был основан Киев?

    4. Каков период существования Киевской Руси?

    5. Какие предположения существуют о происхождении слова Русь?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Сбор карточек.

    Смотрят кадры фильма и погружаются в атмосферу Древней Руси.

    Ответы учащихся:

    1. В IX веке.

    2. Киев и Новгород.

    3. Аскольдом и Диром.

    4. Схема "Киевская Русь" роздана учащимся в печатном виде на партах по 1 экземпляру

    Разбор схемы:

    1. Что это за первый период Руси?
    2. Когда можно говорить о создании Киевской Руси?
    3. Что представляет из себя второй период Киевской Руси?
    4. Кто правил в X-XI веках в Киевской Руси?
    5. Что представляет из себя последний период Киевской Руси?
    6. Что такое политическая раздробленность?.

    Итог разбора - саму схему учащиеся фиксируют в тетрадях.

    5. Запад - Русица

    Византия - Росов

    Арабы - ар-рус.

    Дополнительные вопросы для учащихся со спорной оценкой вывешены ввиде древнерусского оружия.

    1. Как звали первых князей?

    2. Дата правления князя Рюрика, князя Олега. Князя Игоря?

    3. Что такое путь из варяг в греки?

    4. В чем суть норманнской теории происхождения Древнерусского Русского государства. Кто является ее сторонником?

    5. В чем суть антинорманской теории происхождении Древнерусского государства? Кто является ее сторонником?

    Внешняя политика русских князей. "Внешняя политика русских князей".
    Дата Событие
    907, 911 годы Походы Олега на Византию заключение мирного договора.
    941 г. Поход на Византию князя Игоря.
    944 г. Русь и Византия заключили мирный договор.
    964 - 966 гг. Разгром Святославом Хазарского каганата.
    967 г. Поход Святослава на южные болгарские земли.
    988 г. Крещение Руси по Византийскому обряду.
    1043 г. Поход на греков.
    Составляют хронологическую таблицу, ученики по одному выходят к доске;

    Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

    Социально-экономические изменения в жизни восточных славян. (Повторительно-обобщающая беседа).

    И индивидуальный опрос четырех слабоуспевающих учащихся на карточках-инструкторах.

    Беседа:
    1. Расскажите о чертах объединявших племена Восточно-Европейской равнины.
    2. Расскажите о внутреннем устройстве славянских племен.
    3. Расскажите о занятиях славян.
    4. Расскажите об устройстве общины.
    5. Назовите основные категории населения Киевской Руси.
    Категория населения Функции Роль в обществе
    Люди - владели землей;

    - платили дань;

    - наблюдали за порядком;

    - участвовали в военных походах

    Свободные земледельцы, общинники.
    Смерды Выполняли для князей разные повинности. Лично зависимые от князя.
    Изгои   Порвавшие со своей общиной.
    Бояре - сбор дани;

    - воинская служба;

    - землевладельцы

    Старшие княжеские дружинники.
    Закупы Работали за определенную ссуду на хозяйском поле. Разорившиеся общинники, лишены личной свободы.
    Рядовичи Нанимались к землевладельцу на работу. Разорившиеся общинники лишены личной свободы.
    Холопы Работали в поле или усадьбе землевладельца. Попавшие в плен; продавшие себя в холопство. Совершенно бесправны.
    Челядь Работали в поле или усадьбе. Рабы. Совершенно бесправны.

    Сбор карточек.

    "Особенности складывания государства у славян"

    Ответы учащихся:
    1. Появились в Восточной Европе в середине I тысячелетия, жили на землях расположенных между реками Одер, Висла и Днепр; воинственны, белокуры, язычники.
    2. Родоплеменная община во главе со старейшиной; во главе стоял князь с дружиной.
    3. Земледелие, бортничество, собирательство, скотоводство, охота, рыболовство.
    4. Во главе старейшина; Знать. Небольшой участок земли в личном пользовании семьи.
    5. Итог беседы составление таблицы "Категории населения Киевской Руси". (виде раздаточного материала в напечатанном виде роздана на парты учащимся в одном экземпляре).

    Дополнительные вопросы для учащихся со спорной оценкой вывешены ввиде древнерусской утвари и орудий труда на доске.

    1. Дайте определение. Вервь-это? Каковы ее функции?
    2. Кто такие общинники, чем они занимались?
    3. Дайте определение. Огнищанин - это? Каковы его функции?
    4. Составьте рассказ о древнерусском городе?
    5. Кто такие гости? Что экспортировала и импортировала Русь?

     

     

     

     

     

     

    Учащимся схема будет роздана в печатном виде на партах по 1 экземпляру.

    Разбор схемы:

    1. С кем боролись славяне?
    2. Основные занятия у славян?
    3. Чем выступают города?

    Итог разбора учащиеся фиксируют схему в тетрадях.

    Политическое устройство Киевской Руси в IX - XII веках.

    "Политическая система Древнерусского государства"

    "Политическая система Древнерусского государства в IX - XII веках. Раннефеодальная монархия". будет висеть на доске в виде большого красочного плаката, данного в виде схемы.
    1. Разбор данной схемы:
    2. Кто такой Великий князь ?
    3. Каковы функции Великого князя?
    4. Кто такие бояре?
    5. Какую роль они играли в государстве?
    6. Дружина -это?
    7. Кто такие местные удельные князья и в чем заключалась их государственная служба?

    Учащиеся фиксируют схему в тетрадь с доски.

    Традиции и обычаи Древней Руси.

    И индивидуальная работа двух учащихся на карточках с творческими заданиями

    (Составьте рассказ о крестьянской братчине;

    Составьте рассказ о княжеском пире).

    Показ фрагментов документального фильма "Жили были Москвичи".

     

     

     

     

    Фронтальная беседа:

    1. Где и как жили простолюдины в Древней Руси?
    2. Как выглядели дома бояр?
    3. Какой материал использовали бояре для своих домов?
    4. Как одевались в Древней Руси?
    5. Какие были развлечения в Древней Руси?

    Сбор карточек.

    Учащиеся смотрят фрагменты документального фильма, кадры которого содержат информацию и иллюстрации о Древней Москве, ее улицах, домах, жителях. Учащиеся рассматривают иллюстрации и макеты домов, изготовленные руками других учащихся на уроках изо. Погружаются в атмосферу того времени, в ее особенности.

    После просмотра кадров фильма идет фронтальная беседа, посвященная традициям и обычаям Древней Руси.

    Ответы учащихся:

    1. В небольших деревянных домах: на юге были полуземлянки, на севере избы; топили дома по-черному, в окнах бычий пузырь, в доме простая деревенская мебель.
    2. Бояре жили в просторных домах, двухэтажных, с несколькими комнатами, внизу мастерские, в верху жилые помещения.
    3. Дерево, камень.
    4. Земцы простые рубахи, узкие длинные штаны, кожухи, лапти. Зажиточные носили сапоги, плащи, меховые шубы украшенные жемчугом и другими драгоценностями.
    5. У знати это были охота и пиры; у горожан - братчина.
    Заключение.

    Итог урока.

    Подводят его учащиеся по плану, ранее (в начале урока), написанного на доске.  
    Домашнее задание Параграф 13 вопросы № 1-3*, 5 (устно), вопрос № 4 (письменно) Составить таблицу "Последствия раздробленности на Руси". Две колонки
    Положительные последствия Отрицательные последствия
    Рост экономики многих русских территорий Ослабление военной мощи Руси

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Обобщающий урок на тему «Древняя Русь 9-12 вв»

    Текст этой презентации

    Слайд 1

    Повторительно-обобщающий урокпо теме: «Древняя Русь 9-12 в.в»

    Слайд 2

    Цель урока: Повторить, обобщить, закрепить знания учащихся по теме «Древняя Русь в IX-XII веках» Задачи: Образовательная: Дать оценку деятельности исторических личностей Древней Руси; закрепить знание основных дат и понятий; Развивающая: Развивать умения работать с историческими источниками; Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа.

    Слайд 3

    «Откуда есть пошла Русская земля, кто стал в Киеве первый княжить …»

    Слайд 4

    -Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?

    Слайд 5

    862 Образование Древнерусского государства882 Договор с Византией911 начало правления Рюрика945 Крещение Руси988 Смерть Святослава972 Смерть Игоря980 Языческая реформа князя Владимира

    Слайд 6

    862 Начало правления Рюрика882 Образование Древнерусского государства911 Договор с Византией945 Смерть Игоря988 Крещение Руси 972 Смерть Святослава980 Языческая реформа князя Владимира

    Слайд 7

    По страницам «Повести временных лет». Прочитать текст и определить о каком событии идёт речь. 1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”. (Расселение славянских племён)2. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, сказанное славянскими князьями. И сказали философы: “В Селуни есть муж, именем Лев, имеет он сыновей, знающих славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: “Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина”. (Приход Кирилла и Мефодия на Русь)3. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”.(Поход князя Игоря в землю древлян)4. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”. (Крещение княгини Ольги в 955 году)

    Слайд 8

    ДА – НЕТ 1)      Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев (да)2)      Самым сильным племенем на Руси были кривичи (нет)3)      Постоянные набеги на Русь до 11 века совершали племена печенегов (да)4)      Бог грома и молнии у славян Перун (да)5)      Вождем племени являлся знатный дружинник (нет)6)      Часть населения древних славян была зависимой (да)7)      Крестьяне, заключившие с господином договор назывались закупы (нет)8)      Жителей Скадинавии славяне называли варягами (да)9)      Восстание против князя Игоря подняло племя вятичей (нет)10)  Княгиня Ольга после смерти Игоря вышла замуж за византийского императора (нет)

    Слайд 9

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКАДружно встали – раз, два, три –Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо, и ещеЧерез левое плечо.Буквой Л расставим ноги,Точно в танце – руки в боки,Наклонились влево, вправо Получается на славу!

    Слайд 10

    «Личность в истории» Основатель русской династии?(Рюрик)

    Слайд 11

    В знак победы он прибил свой щит на вратах Константинополя? ( Олег)

    Слайд 12

    Кто заключил первый письменный договор с Византией?(Игорь)

    Слайд 13

    Князь,разгромивщий хазар?(Святослав)

    Слайд 14

    Князь, который крестил Русь (Владимир Красное Солнышко)

    Слайд 15

    Найдите ошибки в текстеЖили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах защищал Русь от половцев. После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.

    Слайд 16

    Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах защищал Русь от половцев. После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.

    Слайд 17

    Тест «Древняя Русь»1.Столицей русского государства в 9-10 веках был (а): А) Москва Б) Киев В) Чернигов Г) Новгород 2.Крестьян на Руси называли: А) шелом Б) жито В) смерд Г) воевода

    Слайд 18

    Тест «Древняя Русь»3. Религия у древних славян была: А) языческая Б) христианство В) буддизм 4. Русская фамилия Бортников произошла от занятий славян в 1 тыс. н. э.: А) торговлей Б) сбором меда В) земледелием Г) охотой

    Слайд 19

    Тест «Древняя Русь»5. На Руси гостем называли: А) родственника Б) соседа В) купца 6. Славяне питались: А) картофелем Б) кукурузой В) помидорами Г) рыбой

    Слайд 20

    Тест «Древняя Русь»7.Основным занятием славян было: А) ремесло Б) торговля В) земледелие Г) строительство городов 8. Христианство было принято на Руси при князе: А) Ярославе Мудром Б) Владимире Красное Солнышко В) Владимире Мономахе

    Слайд 21

    Тест «Древняя Русь»9. Праздник Ивана Купалы в честь: А) воды Б) земли В) солнца 10) Дома строили из: А) камень Б) глина В) дерево

    Слайд 22

    Ответы на тест 1Б, 2В, 3А, 4Б, 5В, 6Г, 7В, 8Б, 9В, 10В

    Слайд 23

    Сегодня на уроке: -я узнала -выяснила -поняла - А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

    topslide.ru

    Урок-игра "Древняя Русь"

    Цели: 1) обобщить знания по теме «Произведения древнерусской литературы»;

    2) повысить мотивацию учащихся к изучению истории и литературы своей страны;

    3) воспитывать у обучающихся чувство любви к Родине.

    Оборудование: эмблемы команд с названием и девизом; карточки с заданиями.

    Ход мероприятия:

    Слово ведущего:

    - Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княжнах, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце – любовью к своему Отечеству!

    I тур.

    Команды называют себя, объясняют какое (и почему) изречение взяли девизом.

    II тур.

    Вопросы командам:

    I к.. 1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (пахаря)

    2. Комната монаха в монастыре? (келья)

    3. Первая книга христианского мира? (Евангелие)

    4. Бог грома и молнии у древних славян? (Перун)

    5. Старинная рукопись, документ (свиток, хартия)

    II к. 1. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси? (обет)

    2. Боевой топорик с длинной рукоятью (секира)

    3. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героя (былины)

    4. Похоронный обряд у древних славян. (Тризна)

    III тур.

    1. Инсценируйте любой эпизод из «Песни о вещем Олеге».

    2. Инсценируйте монолог Пимена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

    IV тур.

    Команды получают карточки с заданием, готовятся 5-7 минут.

    I. 1) Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

    2) Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»?

    3) Покажите длань.

    II. 1) Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?

    2) Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?

    3) покажите свою десницу (правая рука)

    В это время 2 представителя команд работают над тестами.

    I. 1.Агнец – это:

    а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

    2. Где вам могли встретиться буки:

    а) в лесу; б) в книге; в) на картине.

    3. Клобук носят:

    а) на голове; б) на шее; в) в кармане.

    4) Басурман – это:

    а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

    II. 1.Алкать - значит:

    а) кричать; б) жаждать; в) бежать.

    2.Лепота - это:

    а) лепные узоры; б) настой их липы; в) красоты.

    3.Забрало - это:

    а) меч; б) городская стена; в) кольчуга.

    4) Пращур – это:

    а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни.

    V тур.

    Вопросы на время:

    1. Кем были открыты первые школы на Руси?

    2. Основатели славянского письма.

    3. Год принятия христианства на Руси. (988)

    4. Волхвы – это … (языческие жрецы)

    5. К чему обращается Ярославна в плаче? (к Солнцу, ветру, Днепру).

    6. Что являлось центром образованности в Древней Руси?

    7. Основатель Киева (Кий).

    8. Что предвещало поражение Игоря? (затмение Солнца)

    9. Как погиб Олег Вещий?

    10. Имя первого князя на Руси ( Рюрик)

    11. Бог Ветра в Древней Руси (Стрибог)

    12. Имена первых святых на Руси (Борис и Глеб)

    13. Кто такой Боян? (поэт, певец Древней Руси)

    Подведение итогов.

    Заключительное слово учителя:

    - Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить нам о своих корнях, о славных русичах…

    IV тур.

    I. 1) Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

    2) Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»?

    3) Покажите длань.

    IV тур.

    II. 1) Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?

    2) Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?

    3) покажите свою десницу (правая рука)

    Тесты для 4 тура.

    I. 1.Агнец – это:

    а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

    2. Где вам могли встретиться буки:

    а) в лесу; б) в книге; в) на картине.

    3. Клобук носят:

    а) на голове; б) на шее; в) в кармане.

    4) Басурман – это:

    а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

    Тесты для 4 тура.

    II. 1.Алкать - значит:

    а) кричать; б) жаждать; в) бежать.

    2.Лепота - это:

    а) лепные узоры; б) настой их липы; в) красоты.

    3.Забрало - это:

    а) меч; б) городская стена; в) кольчуга.

    4) Пращур – это:

    а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни.

    ШМО учителей русского языка и литературы

    МБОУ «СОШ №1» г.Прохладного КБР

    Литературная игра в 8А классе

    «Древняя Русь»

    Подготовила –

    учитель русского языка и литературы

    Черникова И.А.

    2015 -2016 учебный год

    videouroki.net


    Смотрите также