Open Library - открытая библиотека учебной информации. Упадок древней руси
Распад Древней Руси Википедия
История Украины
Доисторический период
Трипольская культура
Ямная культура
Киммерийцы
Скифы
Сарматы
Зарубинецкая культура
Черняховская культура
Средневековая государственность (IX—XIV века)
Племенные союзы восточных славян и Киевская Русь
Распад Киевской Руси: Киевское, Галицко-Волынское и другие княжества
Монгольское нашествие на Русь
Великое княжество Литовское
Казацкий период
Запорожская Сечь (Войско Запорожское)
Речь Посполитая
Восстание Хмельницкого
Гетманщина
Переяславская рада
Руина
ru-wiki.ru
Расцвет и упадок Киевской Руси
§ 1. Походы князя Святослава. В 957 г. Ольга уступила бразды правления Киевской Русью своему сыну Святославу. Важно, что он был первым князем из династии Рюриковичей, который носил славянское имя. Это означает, что к середине X в. осевшие на Руси варяги были ассимилированы славянами. С этого времени русскими стали называть не скандинавов, а восточных славян – жителей Киевской Руси.
Князь Святослав прославился в первую очередь как воин и полководец. Начиная с 964 г., он почти непрерывно совершал походы против соседних государств. Он нанес поражение Хазарскому каганату, захватил хазарские крепости Саркел и Итиль и вывел свое войско в приазовские степи. Там он разгромил и подчинил некоторые народы Северного Кавказа – предков современных осетин и адыгов. В результате его побед славянское племя вятичей, до того платившее дань хазарам, вошло в состав его государства, а на кубанских землях возникло зависимое от Киева Тмутараканское княжество. Наиболее важный итог походов Святослава заключалось в том, что отныне не Хазарский каганат, а Киевская Русь являлась сильнейшей державой Восточной Европы.
В 967 г. Святослав с войском вторгся в пределы Болгарии. Русским удалось захватить, согласно сообщению летописи, 80 крепостей. Одна из них, Переяславец, стала резиденцией Святослава. У князя даже возникло намерение перенести туда столицу государства. Активные действия русского князя стали представлять опасность для Византии. Для борьбы с ним византийцы использовали печенегов. Это кочевое племя тюркского происхождения появилось в причерноморских степях в начале X в., воспользовавшись нарастающей слабостью Хазарского каганата. В 968 г. печенеги, очевидно, подкупленные византийцами, неожиданно появились под стенами Киева. По просьбе своей матери, княгини Ольги, Святославу пришлось покинуть Болгарию и отразить нападение врага.
Однако на этом Святослав не успокоился. Он вернулся в Болгарию и продолжил завоевание этой страны. Однако на этот раз он столкнулся с сильным византийской армией. После ряда боев византийцы осадили русское войско в одной их болгарских крепостей. Находясь на грани поражения, Святослав вынужден был заключить мирный договор, по которому он отказался от всех своих завоеваний в Болгарии. В 972 г. русское войско, возвращавшееся по Днепру на родину, подверглось нападению печенегов, предупрежденных византийцами. Святослав погиб в бою, а из его черепа печенежский князь сделал себе чашу, из которой пил на торжественных пирах.
§ 2. Князь Владимир и принятие христианства. После гибели Святослава земли Киевской Руси были поделены между тремя его сыновьями. Однако вскоре между ними развернулась междоусобная борьба, победителем из которой вышел младший сын – Владимир (980 г.). Владимир уделял внешней политике меньше внимания, чем его отец, хотя ему также пришлось воевать: при нем были окончательно подчинены вятичи, присоединены земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины.
К этому моменту развитие государственности достигло такого уровня, что потребовалось введение единой религии, которая объединила бы население страны. Этим была вызвана религиозная реформа Владимира: в Киеве и Новгороде были поставлены идолы языческих богов. Главным из них был Перун – аналог древнегреческого Зевса. Этот бог считался покровителем княжеской дружины. Вероятно, это и стало причиной выдвижения его культа на первое место.
Однако язычество не могло обеспечить государству устойчивого положения на международной арене. Страны, в которых господствовало язычество, воспринимались как христианскими, так и мусульманскими государствами как варварские. Они не рассматривались как субъекты международного права, их можно было захватить под предлогом защиты проповеди одной из мировых религий. Подобная печальная участь постигла в XI—XII вв. некоторые племена западных славян, а также народы Прибалтики, земли которых были захвачены немцами.
Во избежание этого Руси требовалось принятие одной из мировых религий в качестве государственной. Обычно выбор религии был предопределен географическим положением: новая вера заимствовалась из соседней страны. Уникальность Руси была в том, что она находилась на стыке сфер влияния разных мировых религий. На западе находилась Польша, которая приняла христианство в форме католичества; на востоке располагалась Волжская Булгария, жители которой исповедовали ислам; к югу лежали земли разгромленного Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм; наконец, Черное море отделяло русские земли от Византии – центра православного христианства. Поэтому Владимир имел возможность выбрать религию с учетом государственных интересов. Принятие веры от соседнего государства было чревато усилением его политического влияния на Русь. В этом смысле православие было идеальным вариантом, так как Византия находилась за морем и не могла оказывать непосредственного воздействия на русские дела.
На выбор православия могли повлиять и другие факторы. Не стоит забывать, что православие уже раньше начало проникать в русские земли. Известно, что в Киеве существовал православный храм. Отдельные группы жителей Руси принимали крещение в индивидуальном порядке. Наиболее известен пример княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, причем ее крестным отцом, согласно летописи, был византийский император Иоанн.
В 988 г. князь Владимир со своей дружиной принял крещение в крымском городе Херсоне, признававшем власть Византийской империи. После этого прошло массовое крещение киевлян. В 989 г. аналогичное крещение состоялось и в Новгороде. Идолы языческих богов были повержены. Русская Православная церковь стала частью византийской. Новую структуру возглавил митрополит киевский и всея Руси, который назначался константинопольским патриархом. Митрополиту киевскому подчинялись епископы, в ведении которых находились священники в городских и сельских приходах.
Распространение христианства на Руси шло медленно. Первоначально оно утвердилось в городских центрах, затем, мало-помалу, начало проникать и в сельскую местность. Однако долгое время в народе сохранялись пережитки прежних, языческих верований. Их сочетание с новыми православными обрядами получило название двоеверия.
Принятие православия сопровождалось появлением ряда новшеств в культурной жизни. Вместе с христианской церковью на Русь появились достижения византийской культуры – литература, архитектура, музыка, живопись. Важнейшим приобретением стала письменность, которая пришла вместе с церковной литературой. Она получила широкое распространение не только среди книжников, но и среди обычных горожан. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные отечественными археологами при раскопках древнерусских городов.
§ 3. Расцвет Киевской Руси при Ярославе. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его сыновьями и племянником Святополком. Первыми ее жертвами стали князья Борис и Глеб, которые после этого были канонизированы и стали первыми русскими святыми. В 1019 г. с помощью варяжских наемников власть в Киеве захватил Ярослав, прозванный Мудрым. Его правление, продолжавшееся до 1054 г., стало временем расцвета Киевской Руси.
При Ярославе Мудром Русь пожинала плоды того, что было заложено при Владимире. Укрепление ее международного положения проявилось в том, что супругами самого Ярослава и его детей были представители европейских королевских династий. Например, женой Ярослава была шведская королевна Индигерда, его сын Всеволод взял замуж византийскую принцессу, а мужем его дочери Анны стал французский король Генрих I.
При Ярославе были построены первые сохранившиеся памятники русского зодчества – каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Тогда же возникло и первое литературное произведение, созданное на русской земле – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. При Ярославе началось составление «Русской правды» – древнейшего кодекса русского права.
Наконец, в правление Ярослава Мудрого определились внешние границы Киевской Руси, которые сохранялись даже после начала периода раздробленности. В ее состав, помимо всех восточнославянских племен, вошли и некоторые неславянские народы. Неуклонно распространялось русское влияние в Прибалтике и Поволжье. Впоследствии именно территория Киевской Руси станет колыбелью русского, белорусского и украинского народов.
§ 4. Раздробленность Киевской Руси. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался процесс распада Руси на отдельные земли и княжества. В отличие от феодальной раздробленности, которая существовала в средние века в Западной Европе, раздробленность на Руси носила другой характер. На Западе земля распалась на владения отдельных феодалов. На Руси это было невозможно, так как не существовало сословия, аналогичного европейским рыцарям. Русские дружинники во всем зависели от своего князя, обязанностью которого было снабжать их всем необходимым. Поэтому системы феодального землевладения на Руси не сложилось.
Единству русских земель угрожала другая опасность. Князья рассматривали Русскую землю как свою собственность. Поэтому после смерти она делилась в равной пропорции между их сыновьями. Первоначально после смерти князя его сыновья пытались в междоусобной борьбе выявить сильнейшего, что вело к страшному кровопролитию. Однако в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было принято решение закрепить существующее положение и отказаться от политического единства Руси. Отныне дробление происходило едва ли не в геометрической прогрессии.
Территория государства распалась на тринадцать отдельных земель. Шесть из них находились на территории современной России. Это (1) Владимиро-Суздальская земля, занимавшая центр России, (2) Новгородская земля, простиравшаяся на огромной территории от Балтики до Урала, (3) отделившаяся от нее Псковская земля, (4) Смоленская земля, небольшие (5) Рязанская и (6) Муромская земли. В каждой из этих земель (кроме Новгородской и Псковской) сложились свои княжеские династии. При этом сохранялось общее правило, согласно которому князем мог быть только потомок Рюрика. В свою очередь, земли делились на отдельные волости, во главе которых также стояли князья. Иногда дробление приводило к тому, что некоторые княжества ограничивались лишь несколькими селами. Между князьями постоянно происходили конфликты, часто заканчивавшиеся военными походами.
Единство Русской земли обеспечивалось династией Рюриковичей и Православной Церковью. Кроме того, правитель Киева носил титул великого князя и формально считался старшим среди остальных князей. Однако реальной власти над ними у великого князя не было. Только иногда, в случае внешней опасности, князья могли на время объединиться для организации отпора врагу.
В эпоху раздробленности усилилась внешняя опасность. В 1055 г. в южнорусских степях печенегов сменили новые кочевники – кипчаки. На Руси их называли половцами. Половецкие и русские князья часто совершали грабительские набеги друг на друга, нередко в ходе своих междоусобиц русские князья нанимали половецкие отряды для усиления своих отрядов. Вероятно, из-за их активности русские князья утратили контроль над Тмтараканским княжеством и другими владениями в степной полосе.
Другая опасность возникла на Северо-Западе. Располагавшееся на территории Белоруссии слабеющее Полоцкое княжество постепенно утрачивало контроль над Прибалтийскими землями. Этим немедленно воспользовались немецкие крестоносцы. В 1201 г. они построили крепость Ригу в устье Западной Двины. Опираясь на этот город, крестоносцы начали завоевание латышских и эстонских земель, в которых насаждалось католичество. Под натиском немцев русские князья лишились своих владений в Прибалтике. Границы русских земель с владениями немецких крестоносцев были определены только после победы князя Александра Невского в Ледовом побоище (1242 г.).
Но наибольшую опасность представляли собой литовцы. Князья этого остававшегося в то время языческим народа воспользовался слабостью русских княжеств. Поначалу активность литовцев ограничивалась грабительскими набегами, а на рубеже XIII и XIV веков они перешли к подчинению пограничных русских земель (подробнее об их экспансии см. тему 5).
Таким образом, перед лицом монгольского нашествия Русь предстала внутренне разделенной и утрачивающей свое международное влияние. Но даже если Русь и осталась бы единой, противостоять такому грозному и умелому врагу, каким в то время были монголы, она не смогла бы. И дело не в нашей слабости, а в необыкновенной силе государства Чингисхана и его наследников.
studfiles.net
Распад Древней Руси Википедия
Распад Киевской Руси — процесс политического дробления Киевской Руси, которая в середине XII века разделилась на независимые княжества. Формально она просуществовала вплоть до монголо-татарского нашествия (1237—1240), и Киев продолжал считаться главным городом.
Эпоху XII—XVI веков принято называть удельным периодом или (по обозначению советской марксистской историографии) феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Следующим этапом распада стала ликвидация института «причастий в Русской земле» в результате монгольского нашествия: прекращение борьбы за Киев и киевские волости, коллективного владения и защиты Киевской земли князьями различных ветвей Рюриковичей. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель, на их западную часть начала распространяться власть Литвы и Польши и они тем самым утратили своё династическое единство[1].
Итогом распада стало возникновение на месте Киевской Руси новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Причины распада
Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения[2]. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Часть историков считают, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования Древнерусского государства[1].
Назревание кризиса
Первая угроза целостности страны возникла сразу же перед кончиной Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась междоусобная война, закончившаяся гибелью всех сыновей Владимира, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава[3]. Полоцкие князья в дальнейшем в русских летописях стали упоминаться как «Рогволожи внуци».
Русь в XI — нач. XII веках
После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь[4]. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.
В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою»[5]. Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.
Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.
Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская»[6].
Первое столетие раздробленности
Русь в 1237 году накануне монгольского нашествия
К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 (по др. оценкам от 15[2] до 18[7]) княжеств (по летописной терминологии «земель»)[8]. Княжества различались как по размеру территории и степени сплоченности, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.
Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» династических землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.
В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовльская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество[9]. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество[10]. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.
Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.
Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.
Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).
После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями[11], победителем из которой вышел сын Романа Даниил.
В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.
Упадок Киева
Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Киевской Руси, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).
В 1169 году в результате похода коалиции одиннадцати князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника[12]. Андрей был признан старейшим и носил титул великого князя[13], но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной. В 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза становившегося киевским князем.
Летом 1212 года Киев был занят войсками коалиции Мономаховичей, после чего борьба вокруг него утихла на два десятилетия. Основными руководителями похода выступили Мстислав Романович Старый Смоленский, Мстислав Мстиславич Удатный Новгородский и Ингварь Ярославич Луцкий[14].
Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. В этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Существует мнение, что значительная часть населения Киевщины ушла в западные и северные области. Во 2-й пол. XIII века Киев управлялся владимирскими наместниками[15], а позже — ордынскими баскаками и местными провинциальными князьями, имена большинства из которых неизвестны[16]. В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита. В 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Станислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. В 1362 году город был окончательно присоединён к Литве[17].
Факторы единства
Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства Русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран, были:
Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Часто встречающееся мнение о переносе в этом году столицы Руси из Киева во Владимир или разделении Руси на две части — «Киевскую» и «Владимирскую», является общераспространённой неточностью[18]. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли[19]. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси»[20]. Что касается титула «великий князь», то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Однако в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский».
Княжеский род. До завоевания западнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участие князья почти всех русских земель.
Церковь. Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их числу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой (1303—1391 с перерывами) и Литовской (ок.1317—1419 с перерывами) митрополий. В 1299 резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 — в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке[21].
Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими (в ед. числе русин), а свой язык русским[22]. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.)
Последствия распада
Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордены и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. Во внутренние дела Галича иногда вмешивалась Венгрия. В 1237 — 1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.
Тенденции к объединению
В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами на северо-востоке являлись Владимиро-Суздальское и Смоленское. К нач. XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича на юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.
Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием. Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIV — XV веков объединялись вокруг Москвы. Южные и западные русские земли стали составной частью Великого княжества Литовского.
См. также
Примечания
↑ 1 2 Назаренко А. В. Древняя Русь // ПЭ. Т. 16. — С. 248.
↑ 1 2 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.
↑ Котляр Н. Ф. Мстислав Тмутороканский и Ярослав Мудрый // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. С.134-142.
↑ Назаренко А. В. Древнерусское политическое старейшинство по «ряду» Ярослава Мудрого и его типологические параллели — реальные и мнимые // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. — М.,2009.
↑ Повесть временных лет, статья 6605.
↑ Новгородская первая летопись, статья 6642.
↑ Кучкин В. А. Формирование и развитие государственно территории восточных славян в IX—XIII веках // Отечественная история . — 2003. — № 3.
↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.6-7.
↑ Там же.
↑ Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в. // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. — С.169-188.
↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.13-23.
↑ Пятнов А. П. Киев и Киевская земля в 1167—1173 гг.
↑ Назван один раз в статье 6683. Постоянное употребление эпитета «великий» применительно к владимирским князьям начинается с Всеволода Большое гнездо.
↑ Пятнов А. П. БОРЬБА ЗА КИЕВСКИЙ СТОЛ В 1210-х ГОДАХ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 1(7). С. 83-89.
↑ В 40-х гг. XIII в. в Киеве сидел боярин Ярослава Всеволодовича — Дмитр Ейкович. (Ипатьевская летопись). Последнее упоминание Киева в качестве центра «Русской земли» и символа старшинства в княжеском роде относится к 1249 году, когда после смерти Ярослава стол был передан его сыну — Александру Невскому. Согласно поздней Густынской летописи Киевом владел и преемник Александра Ярослав Ярославич Тверской
↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. — С.29-30.
↑ Ф. М. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987.
↑ См. Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. С.411-419. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.6.
↑ Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- С.105-107.
↑ Горский А. А. Князь «всея Руси» до XIV века // Восточная Европа в древности и средневековье: политические институты и верховная власть. М., 2007. — С.57.
↑ Несмотря на смену резиденции, митрополиты продолжали именоваться «киевскими» и посещали все части Руси. То, что они обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православной церковью. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии (окончательно с 1458). Положение ещё более осложнилось после Флорентийской унии (1439), которую в Литве приняли, а в Москве отвергли. С 1448 года московская митрополия стала автокефальной, а киевская продолжала оставаться в ведении Константинополя.
↑ Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья — раннего нового времени.
wikiredia.ru
Trojden | Расцвет и упадок Древней Руси: Павленко Н. И.
Древняя Русь при Ярославе Мудром. При сильном князе лествичная система обеспечивала порядок. Но она же приводила к кровавым распрям, как только великий князь умирал. Так случилось в конце правления Владимира, когда посаженный в Новгороде на престол сын Ярослав отказался подчиняться Киеву. Дряхлеющий Владимир стал готовить рать, чтобы наказать ослушника, но не успел — умер. Между братьями началась борьба за первенство, в ходе которой погибли многие Владимировичи. Уцелели лишь двое, Ярослав и Мстислав, разделившие между собой наследие отца. После смерти Мстислава единоличным правителем Древней Руси стал Ярослав.
Первая половина XI в. стала временем наивысшего могущества Древней Руси. Во многом это было достигнуто благодаря Ярославу, политику умному, удачливому, вошедшему в историю с прозвищем Мудрый (1019—1054). Ярославу удалось добиться стабильности. При нем кочевники не осмеливались совершать свои набеги на Русскую землю. Князь решительно пресекал распри, упрочил новые, отвечающие интересам государства порядки, творил суд, издавал законы, основывал города. Летописцы не случайно назвали его «самовластием». В восприятии современников Ярослав уже не первый среди князей, а истинный государь, самовластный правитель.
Особую заботу проявлял Ярослав о вере. При нем Киев превратился в один из крупнейших европейских городов. Построенные в его правление храм Св. Софии, Золотые ворота, монастыри в честь святых Георгия и Ирины были не просто культовыми памятниками. Для человека Средневековья эти образы-символы были полны сокровенного смысла: своим строительством Ярослав как бы бросал вызов Царьграду, оттесняя его и превращая Киев в богоспасаемый центр христианского мира. Именно со времени Ярослава мысль о Руси, взявшей на себя ответственность за судьбы православия, станет важнейшей религиозно-политической идеей, влиявшей на всю последующую политику средневековых правителей. Ярослав, таким образом, стоит у истоков государственной идеологии Древней Руси.
Книгописцы и переписчики времени Ярослава Мудрого. Миниатюра из летописи
С именем Ярослава связан и первый писаный закон Древнерусского государства — Русская Правда. Большая часть повседневных отношений на Руси регулировалась нормами обычного права, закрепленного в традиции. Нужды фиксировать эти нормы письменно общество не испытывало. Однако усложнение отношений, появление общественных групп, не входящих в традиционные структуры (прежде всего в сельские общины), наконец, зарождение земельной собственности — все это потребовало от князя соответствующего нормативного регулирования. Княжеское право, сначала, возможно, неписаное, при Ярославе обрело «материальное» воплощение. Возникла знаменитая Русская Правда — памятник древнерусского права.
Древнейшая часть Русской Правды, так называемая Правда Ярослава, регламентировала отношения внутри княжеской дружины. Новые нормы уравняли в правах новгородцев-славян с «русинами» — членами варяжской дружины. Частный случай отражал постепенно утверждавшийся принцип равенства всех свободных людей перед законом. Тем самым законодательство Ярослава формировало представления о значимости княжеского права, идущего на смену обычному праву, в том числе и таким его архаичным проявлениям, как институт кровной мести.
Суд во времена Русской Правды. Художник И. Я. Билибин
Стремясь предотвратить усобицу между сыновьями, Ярослав перед смертью (1054) разделил между ними русские земли. Старший, Изяслав, получил Киев и Новгород, Святослав — Чернигов и соседние муромские и рязанские земли, Всеволод — Переяславль и Верхнее Поволжье с Ростовом. Остальным достались менее значимые уделы. Ярослав завещал, чтобы никто «не преступал предела брата». Все должны были слушаться трех старших братьев, и прежде всего Изяслава. Тот, в свою очередь, должен был защищать братьев. Такой порядок призван был обеспечить политическое доминирование Киева и сохранить единство государства. Однако дальнейшие события показали тщетность этих надежд.
В новых условиях возросла роль главных городов. В случае невыполнения князьями своих обязательств городское вече могло изгнать неугодного правителя и призвать нового. Так случилось в 1068 г., когда жители Киева прогнали не сумевшего защитить их от половцев князя Изяслава. Вече санкционировало возведение на престол полоцкого князя Всеслава. В ответ Изяслав с помощью поляков попытался вернуть свое княжение. Это привело его к войне с братьями, Святославом и Всеволодом.
Конфликт завершился примирением сторон. Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. Ими была создана Правда Ярославичеи, нормы которой защищали княжескую собственность и регламентировали взаимоотношения между свободными общинниками и зависимым населением княжеских сел. Правда Ярославичей вошла в состав Русской Правды, отразив более зрелую стадию общественных отношений в обществе.
Но само согласие между князьями длилось недолго. В борьбу втягивалось новое поколение Рюриковичей. Появившиеся в южнорусских степях половцы (кипчаки) нередко служили «инструментом» для сведения счетов между соперниками. Но половецкие ханы выступали не только союзниками русских князей в их усобицах. Они совершали самостоятельные набеги, оставляя после себя пепелища и уводя в степь толпы пленных.
Непрекращавшиеся княжеские усобицы и безнаказанные набеги половцев свидетельствовали о прогрессирующем распаде государства. Масштабы разрушения заставили русских правителей заняться поисками мирного решения вопросов о власти. Князья начали собираться на снемы (съезды). В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки и правнуки Ярослава утвердили новый принцип устройства. Теперь каждый князь должен был управлять только в своей «отчине». Тем самым отменялась лествичная система занятия престолов, основанная на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской земли. Прежний порядок управления сохранялся только в пределах отдельных княжений. Старшинство перестало играть решающую роль, и на смену лествичной системе пришло наследственное династическое правление. Русские земли были окончательно распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. «Старший», киевский князь, перестал нести ответственность за соблюдение порядка в стране. Против нарушителя договора с этого времени должны были выступать все князья, присутствовавшие на съезде. Любопытно, что Великий Новгород должен был оставаться за тем, кто владеет киевским престолом. На этот раз уже новгородцы отказались признать такой порядок. Они хотели сами выбирать угодного им правителя. Киевскому князю Святополку, пожелавшему прислать наместником в Новгород своего сына, был дан высокомерный ответ: «Если у твоего сына две головы, можешь прислать его к нам».
Практика съездов позволила князьям договориться о совместных походах против половцев. Особенно удачным был поход в 1111 г. Союзники-князья внезапно обрушились со своими дружинами на половецкие кочевья, повторив, по сути, тактику степняков. В решающем сражении на р. Сольнице (приток Дона) половцы были разбиты и вынуждены были на время прекратить набеги.
Однако новый порядок наследования не принес и не мог принести желанного покоя. Усобицы продолжались. В 1113 г. в Киеве внезапно умер князь Святополк. Сразу же разгорелась борьба между искателями великого престола. Положение осложнилось восстанием киевлян, разгромивших дворы тысяцкого (княжеского администратора), ростовщиков и купцов. Должники перестали выплачивать проценты, холопы вышли из повиновения. Тогда по призыву митрополита Никифора, которого поддержало киевское вече, на престол был приглашен Владимир Мономах, княживший в своей «отчине» в Переяславле. Беспорядки в Киеве прекратились.
Владимир Мономах — один из самых выдающихся князей Древней Руси. Будучи постоянно в походах, ратях и делах, князь, по словам летописца, «много пота утер за землю Русскую». Мономах завоевал авторитет своим стремлением ограничить усобицы и объединить князей для борьбы с половцами. Оказавшись в Киеве, Мономах посчитал нужным снизить накал социального противостояния. Для этого необходимы были уступки. Принятый князем «Устав» ограничил ростовщический процент, который устанавливали заимодавцы должникам-закупам, до 20% годовых. Четко были прописаны условия, могущие привести к холопству. Все это ограничивало произвол имущих. «Устав» Владимира Мономаха вошел в Русскую Правду, став примером социального регулирования, осуществленного государством.
Золотой амулет Владимира Мономаха
Позиции Владимира Мономаха были столь прочны, что никто не осмелился бросить вызов новому киевскому князю.
Его вокняжение на великом столе было признано всеми. Мономаху на время удалось приостановить распад государства. Князь прославился не только как выдающийся государственный деятель. Его перу принадлежит знаменитое «Поучение», позволившее причислить Мономаха к первым светским писателям. После смерти Мономаха в 1125 г. его сыну Мстиславу Великому еще удавалось удерживать остальных князей в повиновении. Это был энергичный князь, достойный преемник отца. Но со смертью последнего в 1132 г. период «единовластия» закончился. Древняя Русь стала стремительно рассыпаться на самостоятельные уделы.
Древнерусское государство и его характер. При Ярославе Древнерусское государство приобрело законченность, свойственную ранним государственным образованиям. Верховная власть сосредоточивалась в руках монарха — киевского князя, который опирался на великокняжескую дружину. По городам-престолам киевский князь рассаживал своих сыновей. Управляя землей-волостью, они собирали дань, часть которой отправлялась в столицу. Помимо уплаты дани, князья обязаны были участвовать в военных предприятиях великого князя. Выделенные под престолы города не были наследственным владением отдельных Рюриковичей. Престолы переходили из рук в руки в соответствии с лествичной системой. Но в ней же, как отмечалось, таились зерна раздора. Во-первых, с ростом династии усложнялись счеты и обострялось соперничество. Торжествовало не право старшего, а право сильного. Во-вторых, князья смотрели на свои престолы как на временные пристанища. Они заботились не о процветании городов, а о своевременном и полном сборе пошлин и дани, что не могло не привести их к столкновению с местным населением.
Золотые ворота. 1164 г. Владимир
Сколь ни архаично было устройство Древнерусского государства, следует признать, что оно достаточно успешно решало стоявшие перед ним задачи. Лишь с существенными внешними и внутренними изменениями эта форма политического устройства перестала отвечать новым требованиям.
Зависимое и свободное население Древней Руси. Усложнение социальных отношений — следствие усложнения самой жизни, появления новых форм владения и собственности. Основная часть населения Древней Руси — это свободные общинники, люди. На них возлагались разнообразные повинности — то была «плата» князю за защиту и покровительство.
Древнерусское общество давно уже перестало быть социально однородным. Формировалась элита. Ее верхние страты занимали бояре. Происхождение их было достаточно пестрым — среди них, по-видимому, было немало потомков представителей родоплеменной знати и воинов-варягов. Многие из них становились владельцами сел. Формировалась земельная собственность — княжеские, боярские вотчины.
Высоким был статус и представителей младшей дружины, нередко сыновей бояр, начинающих свое восхождение по служебной лестнице. Влиятельны были и зажиточные горожане-торговцы, чей голос был особенно весом на вече.
Рост княжеских и боярских сел, выделение имущих порождали потребность в людях зависимых. Множатся формы и степени зависимости. К традиционному институту холопства добавляются закупы, рядовичи, смерды. Эти категории зависимых людей уже выходили за область традиционного права. Их положение, права становятся предметом рассмотрения Русской Правды.
Распад Древнерусского государства вовсе не означал распад социальной структуры общества. Ее унаследовала Русь удельная, продолжая развивать те тенденции, которые наметились ранее.
Древняя Русь на международных перекрестках. Развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с окружающими странами. Наиболее сильное влияние на Русь оказывала могущественная Византийская империя. Диапазон русско-византийских
trojden.com
Распад Киевской Руси — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
В XII веке Киевская Русь распалась на независимые княжества. Эту эпоху принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.
Причины распада[править]
Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.
Назревание кризиса[править]
Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили Русь по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава.
После смерти Ярослава в 1054 три его старших сына разделили Русь на три части. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Ростов и Суздаль. Двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти — Вячеслава в 1057, Игоря — в 1060, — присвоили себе их владения. Взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. Установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным», то есть князья продвигались по очерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было «части» в Русской земле. Эта ветвь могла получить от родичей определенную волость и должна была ограничиваться ею навсегда. С одной стороны, такой порядок препятствовал изляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты. В 1097 по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен совершенно новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.
Возникновение суверенных княжеств[править]
К середине XII века Киевская Русь разделилась на 13 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.
9 княжеств управлялись собственными домами. В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышельская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившимся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Ростово-суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество.
Четыре княжества не закрепились за какой-то определённой династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века владели соперничающие ветви мономаховичей. Киевский и Новгородский столы сохраняли общерусское значение: на них претендовали все сильные князья. Киев служил постоянным яблоком раздора, хотя его политическая значимость снижалась. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между мономаховичами и ольговичами. Необычная ситуация была в Новгороде. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 князь мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к Вече. Новгород стал аристократической республикой. Боярство только приглашало князей в случае военной опасности. Однако постепенно Новгород всё же попал в орбиту влияния Владимиро-суздальского великокняжеского дома, так как нуждался в защитниках и был зависим от поставок хлеба. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XII века стал автономным от Новгорода.
Периферийное Тмутараканское княжество в начале XII века прекратило своё существование, пав под ударами половцев.
Киевское княжество, превратившись из столичной области в самостоятельную территорию, вступило в полосу упадка. Среди факторов, подорвавших могущество Киева, был, во-первых, усилившийся натиск половцев. Во-вторых, изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа, Византия и Восток теперь были связаны в обход Киева. Третьей важной причиной было острейшее соперничество претендентов на престол.
В 1169 Андрей Боголюбский впервые в практике междукняжеских усобиц разграбил Киев (сделав это с крайней жестокостью) и впервые не стал княжить в этом городе, оставив лишь наместника. Затем он провозгласил себя великим князем Владимирским, и это было признано другими князьями. Столицей Северо-восточной Руси с этого момента стал город Владимир-на-Клязьме. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде исчезла. В 1203 Киев подвергся второму большому разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславовича, до того семь раз воцарявшегося в городе.
Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240. В этот период город управлялся уже только княжеским наместником. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. В условиях запустения значительная часть южно-русского населения ушла в северные области. В 1299 Киев лишился последнего столичного атрибута — митрополичьей кафедры, которая была перенесена во Владимир. В 1321 в битве у реки Ирпени киевский князь Судислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя подручником литовского князя. В 1362 город был окончательно присоединён к Литве.
Факторы единства[править]
Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:
Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев формально оставался столицей (даже после 1169). Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как центр православной земли.
Княжеский род. До завоевания южных земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), т.е. Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против кочевников (пловцев в 1183 и монголов в 1223) принимали участия практически все южно-русские князья.
Церковь. Все древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся митрополитом Всея Руси. Резиденция митрополита до 1299 располагалась в Киеве, затем во Владимире, а с 1366 в Москве. Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. (учреждение митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей, попытка Андрея Боголюбского учредить отдельную митрополию для Владимира, существование Галицкой митрополии в 1303—1306 гг. и др.). Отдельная Киевская митрополия обособилась только в XV веке.
Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян постепенно уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими, свою страну Русью или Русской землёй и свой язык русским.
Последствия раздробленности[править]
Являясь закономерным явлением, феодальная раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, она привела к снижению оборонного потенциала. Ослабление страны совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века Русь столкнулась с агрессией с трёх направлений. В дополнение к традиционной половецкой опасности (прежде всего для южно-русских княжеств Киевского, Черниговского), появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена (угрожали Новгороду, Пскову, Смоленску,) и теснимые ими литовские племена, которые в свою очередь стали нападать на Полоцкое княжество. Однако все эти силы не были способны на широкую экспансию. Роковым для русских земель стало монголо-татарское нашествие.
Пути объединения[править]
В начале XIII века количество княжеств достигло 50. Уже наметился будущий дуализм между старой Юго-западной и более молодой колонизированной Северо-восточной Русью.
В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальское и Смоленское. К нач. XIII века номинальное главенство владимирского князя Всеволода Юрьевича Большое гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. На юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.
Однако естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237—1242). Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Старые игроки сошли с арены, новыми объединительными центрами стали княжества прежде не игравшие заметной роли.
Ярослав Всеволодович, законный наследник владимирского стола, стал великим князем с соизволения хана. В 1243 он получил ярлык на всю Русь. Но после его смерти в 1246 было выдано два ярлыка его сыновьям. Андрею — на Владимирское княжество, а Александру Невскому — на Киев и Новгород. В Южной Руси единственным сильным князем остался Даниил Романович Галицкий. В 1254 он получил из рук Папы Римского титул короля Руси. Попытка Даниила создать антиордынский союз окончилась провалом. При потомках Даниила Галицко-волынское княжество распалось и было поделено между Польшей, Венгрией и Литвой.
В XIV веке бо́льшая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильно — столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. Тем самым было покончено с формальным политическим единством русских земель. Под властью литовских князей потомков Гедимина оказались княжества Полоцкое, Турово-Пинское, Витебское, Киевское, Новгород-Северское княжество, Волынь, Подолье, Смоленск. Князь Ольгерд принял православие и заявлял о своём желании подчинить Литве всю Русь. В ослабленной Южной Руси литовцы не встретили конкурентов.
Иная ситуация была в Северо-Восточной Руси, где по прежнему правили Рюриковичи, потомки Мономаха: там существовало несколько крупных княжеств, которые боролись друг с другом за контроль над Владимирским великокняжеским столом. В ходе этой борьбы перевес постепенно оказался на стороне Москвы, во многом благодаря тесной связи с Ордой.
Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) продолжала оставаться автономной единицей, маневрируя между двумя центрами. В 1333 на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь — Наримунт Гедиминович. Но аналогичные попытки, предпринятые боярством в середине XV века, привели Новгород к военному столкновению с Москвой, окончившиеся утратой независимости.
Дальнейшее развитие двух русских государств шло разными историческими путями. Между землями, вошедшими в их состав, прогрессировало нарастание различий. В Московском княжестве под влиянием Орды складывалась централизованная система управления с авторитарной княжеской властью, местные княжения ликвидировались, знать находилась на положении княжеских слуг. Литовское княжество, частично сохраняя традиции княжеств Киевской Руси, развивалась по европейским образцам, с сохранением вассальных отношений между знатью и князем, автономией городов и некоторыми демократическими институтами (сеймы, Литовский статут).
Объединительная роль Литвы несколько уменьшилась после того, как литовский князь Ягайло стал проводить политику объединение с католической Польшей. В 1386 Ягайло заключил Кревскую унию и стал польским королём. В последствии Литовское княжество по Люблинской унии вошло в Речь Посполитую.
Политическое обособление южной и северной Руси постепенно распространялось на другие сферы, в том числе церковную. То, что русские митрополиты обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православием. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии (1416, окончательно с 1459). Положение ещё более осложнилось после Ферраро-флорентийской унии (1418), которую в Москве отвергли, а в Литве приняли.
Объединение Северо-восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода 1468, Твери (1485)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1518) Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Он принял титул государя Всея Руси, претендуя этим на все русские земли.
Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, до которого присоединяемые земли составляли с Россией единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два века, к этому времени на тех территориях набрали силу собственные этнические процессы. В 1654 с Россией воссоединилась Левобережная Украина. В 1668 восстановлено единство митрополии. Земли Правобережной Украины и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Польши в 1793.
traditio.wiki
Распад Киевской Руси [Древнерусского государства]
Причины распада Древнерусского государства
Историки давно размышляли о причинах, по которым несокрушимая для внешних врагов Киевская держава вдруг рассыпалась как карточный домик. Разумеется, многое, как всегда, объяснялось обычным человеческим эгоизмом. Каждый князь думал только об увеличении своей власти и собственности, прикрывая корыстолюбие рассуждениями о «правде» и «справедливости». Все хотели освободиться от неприятной необходимости подчиняться верховной власти киевского великого князя и платить ему установленную дань. (О том, что Киев благодаря этой дани и этой власти обеспечивает внутренний порядок и безопасность от внешних врагов, предпочитали не вспоминать.)
Однако дело заключалось не только в слепом эгоизме, который присущ правителям всех времён. Существовали и более глубокие причины распада.
Великие князья киевские
Единство Руси было очень хрупким. Оно держалось главным образом на личном авторитете и военном превосходстве великого князя киевского. Однако авторитет быстро таял хотя бы потому, что, чем больше Рюриковичей появлялось на политической сцене, тем сложнее было одному из них доказать своё династическое первенство. Всё более сомнительным становилось и военное могущество обладателя «золотого стола». В XI — начале XII в. продолжался рост многих провинциальных центров. Их население быстро увеличивается как за счёт естественного прироста, так и за счёт переселения жителей из окрестностей Киева, которые часто подвергались набегам кочевников.
Экономическая децентрализация
Важной предпосылкой политического сепаратизма было и то, что в условиях натурального хозяйства, когда практически всё необходимое для жизни производилось на месте, правители областей не особенно нуждались в экономическом взаимодействии с центральной властью.
Отсутствие внешней угрозы
Распаду Киевской державы способствовало и отсутствие в середине XII в. серьёзной внешней угрозы. Противоречия с западными соседями (Польшей и Венгрией) не заходили дальше пограничных споров. После сокрушительных ударов, нанесённых им русскими князьями в первой четверти XII в., половцы перестают быть той смертельной опасностью для Руси, которой они были прежде. Князья Южной Руси научились совместно оборонять степную границу. В случае необходимости они собирались на съезды и вырабатывали общие меры для борьбы с врагом. В целом Южная Русь сумела отразить половецкую угрозу. Изменились и сами половцы. Они стали постепенно переходить к оседлому образу жизни. Это сделало их более уязвимыми для ответных ударов русских войск, а значит, и более миролюбивыми.
Путь «из варяг в греки»
Своего рода стержнем всей государственной территории Киевской Руси был путь «из варяг в греки». Торговля вдоль этого пути, обеспечение безопасности купцов и сбор торговых пошлин укрепляли верховную власть киевских князей. Однако в XII в. в связи с перемещением мировых торговых путей он быстро теряет своё значение. Соответственно падает и общегосударственное значение Киева как главного «смотрителя» этого древнего пути.
Последствия распада Древнерусского государства
см. Феодальная раздробленность на Руси
Раздробленность, как и любая политическая система, имела свои плюсы и минусы.
Развитие феодальных отношений
Главный плюс распада Древнерусского государства состоял в том, что она открывала новые возможности для развития феодальных отношений. Это было движением вперёд по пути исторического прогресса.
Конкретная механика процесса заключалась в следующем. В Киевской Руси не было постоянной и сильной власти на местах. Князья часто переезжали с одного княжеского стола на другой. Реальная власть была у местной аристократии (боярства), которая, однако, не имела в своих руках развитой системы контроля над населением. А между тем такая система становилась всё более необходимой по мере развития вотчинного землевладения. Захватывая земли крестьянских общин, превращая свободных общинников в зависимых людей, обязанных нести бремя повинностей, знать сталкивалась с ожесточённым сопротивлением сельского населения. Для его подавления необходима была железная рука монархии. Только князь с его непререкаемым авторитетом, с его многочисленной дружиной и скорым судом мог обеспечить повиновение народа и прекратить распри внутри правящего класса.
Местная аристократия нуждалась в «своих» князьях, постоянно живущих в области, связывающих свои личные интересы с её процветанием. Но и князья, в свою очередь, тянулись к земле. Они охотно устраивали собственную княжескую вотчину (домен) и предпочитали мирную жизнь в замке вечным скитаниям по Руси в погоне за призраком небывалой удачи.
Таким образом, интересы сторон совпали. Князья «оседают на землю», образуя постоянные местные династии. Киевская монархия словно возрождается в многочисленных областных монархиях. Объединив усилия, монархия и аристократия впрягают народ в телегу феодализма. Однако очень скоро и аристократия застонет от тяжёлого пожатия железной руки своего нового союзника... Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Княжеские усобицы
Основным минусом новой системы после распада Древнерусского государства стали княжеские усобицы. Конечно, они случались и раньше. Однако теперь их число увеличилось прямо пропорционально количеству самостоятельных правителей. Усобицы сопровождались гибелью людей, разорением городов и сёл, захватом пленных, которых затем обращали в рабов.
Ослабление военного потенциала русских земель
Второй минус распада Киевской Руси — резкое ослабление общего военного потенциала русских земель. Чем больше становилось самостоятельных правителей, тем труднее было собрать войско для отпора внешнему врагу. И даже в том случае, когда удавалось объединить силы нескольких князей для общего похода, они часто действовали невпопад на поле боя. Каждая дружина подчинялась только своему князю, а тот отдавал приказы по собственному разумению.
Культура периода распада Киевской Руси
На этой странице материал по темам:
Централизация киевской руси плюсы и минусы
Сообщение ослабление древнерусского государства
Плюсы и минусы распада ки
Падает значение киева связи с перемещением мировых торговых путей плюсы и минусы
План распад государства русь
wikiwhat.ru
Распад Древней Руси
Военное дело Распад Древней Руси
просмотров - 10
Признаки политического дробления Руси, наметившиеся, как уже отмечалось в предыдущей главе, в начале XI в., стали реальностью во второй трети XII столетия. После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132) политическое единство Древней Руси начало стремительно рушиться. Наступает период феодальной раздробленности.
Хронологическими рамками периода феодальной раздробленности на Руси являются XII-XV вв. При этом крайне важно выделять два базовых этапа этого периода: этап политического дробления (XII-XIII вв.) и этап интенсивного объединения земель в единое государственное образование (XIV-XV вв.). В первом этапе основой развития являются преимущественно центробежные тенденции (децентрализация), во втором - центростремительные тенденции (интеграция).
Первым от Киева отпал Полоцк, а через 4 года (в 1136 ᴦ.) - Новгород. Это послужило как бы сигналом к массовому отпадению отдельных частей Русской земли. В 30-50-е гᴦ. XII в. Русь окончательно распалась на 13 самостоятельных государств: Новгородская земля, Ростово-Суздальская земля, княжества Полоцко-Минское, Черниговское, Переяславское, Новгород-Северское, Турово-Пинское, Смоленское, Муромо-Рязанское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Тмутараканское. Одновременно происходит падение политического значения Киева.
Так начался на Руси период феодальной раздробленности. Из многих причин, которые привели страну к такой политической ситуации, отметим наиболее важные.
Прежде всего это формирование вотчинного (боярского) землевладения и появление вассалитета как формы служебных отношений в господствующих верхах. В результате появились локальные самостоятельные образования типа феодальных княжеств в границах той или иной этнической группы славянства, объединенной географическими (природно-климатическими) условиями хозяйствования.
Далее - это прекращение транзитной торговли с Византией в связи с началом ее экономического упадка и политического распада. Между тем торговые связи с Византией всегда составляли одну из основ существования Древней Руси и были связующим звеном объединения славянских племен под главенством Киева.
Наконец - это непомерные личные и политические амбиции русских князей, длительные междоусобицы и кровавые столкновения которых до основания сотрясали Русь и в конечном счете окончательно предопределили ее распад на отдельные княжества.
В исторической литературе прочно утвердилась мысль о том, что раздробленность Руси явилась процессом, во-первых, исторически неизбежным и, во-вторых, прогрессивным. Действительно, в самостоятельных княжествах стали быстрее расти новые города, развиваться промыслы и ремесла, торговые связи, материальная и духовная культура.
С другой стороны, разрозненные княжества постепенно становятся объектом экспансии более сильных и сплоченных неславянских соседей как на востоке, так и на западе; экспансии, которой эти княжества не могли противостоять. В результате одно княжество (Тмутараканское), разоренное половцами, в середине XII в. прекратило существование; три (Муромо-Рязанское, Ростово-Суздальское и Новгородское) в результате монгольского нашествия в 30-е гᴦ. XIII в. оказались в длительной (около 240 лет) вассальной зависимости от Золотой Орды; восемь княжеств (Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Новгород-Северское, Волынское, Черниговское, Переяславское, Киевское и Смоленское) в XIV - начале XV в. вошли в состав образовавшегося в XIII в. Литовского государства; одно (Галицкое) отошло к Польше.