История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнерусские украшения. Украшения древних славян фото


Семилопастные височные кольца (фото)

Височные кольца, фото которых представлены в статье - украшения славянских женщин, закреплявшиеся, как правило, у висков. Их изготавливали из золота, серебра, бронзы. Височные кольца славяне носили по одному или по несколько пар сразу. У разных племен украшения были разной формы. Кольца прикрепляли к головному убору с помощью лент или ремешков.

История

Самые первые украшения были найдены в захоронениях унетицкой и катакомбной цивилизаций. Встречаются образцы и в погребениях Трои и Минкен эпохи бронзового века. На востоке украшения найдены в карасукских захоронениях. Более поздние находки относят к чернолесской культуре. Пик разнообразия височных колец приходится на период расцвета славянской культуры в эпоху Средневековья. По мнению некоторых исследователей, внешний вид украшений был придуман под влиянием арабской и византийской цивилизаций.

височные кольца

Славянские ювелирные изделия, в том числе и височные кольца, стали появляться в Скандинавии во второй половине X века. Они использовались в качестве средства платежа. Среди украшений, обнаруженных в хорватских захоронениях п-ва Истрия, большую часть составляли проволочные изделия небольшого размера. Концы украшений были завернуты в небольшие колечки-петли. Они служили для соединения элементов.

Семилучевые изделия

Украшения, ставшие прототипами семилучевых и семилопастных височных колец, были распространены у вятичей и радимичей. В их числе изделия Зарайского клада IX века. Среди найденных украшений встречаются пятилучевые с тремя шариками на лучах и семилучевые с одним шариком. К данной группе принадлежат украшения из Полтавского клада IX века. Близкими к зарайским височным кольцам считают украшения с семью лучами, найденные в Новотроицком городище. Считается, что они копируют изделия из Подунавья.

височные кольца кривичей

Семилучевое украшение городища Хотомель относится в VIII-IX векам. Украшения такого же вида обнаружены на городищах Горналь (раменская культура), борщевской культуры, в Кветуни, на поселениях под Смоленском и в Верхнем Поочье.

Проволочные височные кольца славян: фото, типы

По величине и форме украшений определяется категория, к которой относится то или иное изделие: перстнеобразные, браслетообразные, среднего размера, фигурные. Внутри первых трех категорий существует разделение на типы:

  • Замкнутые (концы спаяны).
  • Завязанные (с одним или двумя концами).
  • Несомкнутые простые.
  • С заходящими концами (крестообразные, в 1,5-2 оборота).
  • Загнутоконечные.
  • Плоскоушковые.
  • Втульчатые.
  • Петлеконечные.

Самые небольшие перстнеобразные височные кольца нашивались на головной убор или вплетались в волосы. Такие украшения были распространены среди всех славянских племен, поэтому их нельзя считать ни хронологическим, ни этническим признаком. Полуторооборотные изделия, однако, изготавливались преимущественно юго-западными группами. височные кольца дреговичей

Височные кольца дреговичей, полян, древлян, бужан были перстнеобразными. Их диаметр варьировался от 1 до 4 см. Наиболее популярными были украшения с несомкнутыми и нахлестывающимися друг на друга концами. Реже обнаруживаются S-конечные и загнутоконечные кольца, полихромные, трехбусенные и однобусенные изделия.

Украшения северян

В качестве этнографического признака этих славян выступают спиральные фигурные изделия IX-XII вв. Женщины носили по 2-4 штуки с обеих сторон. Этот вид украшений произошел от спиральных изделий, распространенных в VI-VII вв. на левобережье Днепра. Для более ранних культур характерны лучевые литые ложнозерненные украшения VIII-XIII веков. Они представлены в виде поздних копий дорогих изделий. Кольца XI-XIII вв. отличает небрежность изготовления.

Кривичи

Смоленско-полоцкие племена изготавливали браслетообразные украшения. Височные кольца кривичи прикрепляли с помощью кожаных ремешков к головному убору, сделанному из бересты или плотной ткани. У каждого виска было 2-6 украшений. В XI-XII веках смоленско-полоцкие кривичи носили кольца с двумя завязанными концами, а чуть позже – с одним. В верховьях Клязьмы и Истры обнаружено множество колец в форме буквы S.

височные кольца радимичей

У псковских кривичей также были распространены браслетообразные кольца, но крестообразные и загнутоконечные. В некоторых случаях женщины подвешивали к ним бубенчики или трапециевидные подвески на цепочках.

Новгородские славяне

Они изготавливали щитковые кольца. К наиболее ранним изделиям относят кольцо размером 9-11 см с четкими ромбическими щитками. Внутри них был пунктиром изображен крест в ромбе. Конец креста оформлен тремя кружками. Концы кольца завязывались, или на одном из них делали щиток. Этот тип украшений называется классическим ромбощитковым. Такие изделия были распространены в X-XII вв. Чуть позже стали наносить рисунок креста в ромбе с четырьмя кружками.

Со временем щитки стали делать сглаженными, а впоследствии – овальными. Существенно уменьшился диаметр колец. В XII-XIII вв. стали делать втульчатоконечные изделия, украшенные продольным ребром или выпуклинами. В XIII-XV веках популярными стали височные кольца, выполненные в форме перевернутого вопросительного знака.

Семилопастные лучевые украшения

Признаком самых ранних образцов является их грубая выделка. Древнейшие типы семилопастных изделий относятся к XI веку. Т. В. Равдина отмечает, что эти изделия были распространены (за некоторым исключением) за пределами территории использования классических семилопастных украшений. Вместе с тем автор указывает на отсутствие постепенного морфологического перехода от древнейших изделий XI века к москворецким XII-XIII веков. Однако, как показывают находки нескольких последних лет, это не совсем верно. семилопастные височные кольца

К примеру, несколько древнейших украшений обнаружены в Звенигородском р-не Московской обл. Их фрагменты часто встречаются на поле около бывшего городища Дуна в Тульской области. Археологи говорят о том, что этот тип украшений был распространен на рубеже XI-XII веков. Следовательно, несмотря на отсутствие постепенного перехода, он мог являться следующим уровнем развития семилопастных изделий.

Этот тип украшений отличается небольшим размером, скругленными каплевидными лопастями, отсутствием боковых колечек. Последние начинают появляться в первой половине XII в. вместе с заштрихованным орнаментом, заходящим на лопасти острыми кончиками. Сами концы приобретают секировидную форму.

Развитие семилопастных украшений

В середине XII столетия существовало достаточно много переходных форм таких колец. К примеру, обнаружены изделия с каплевидными лопастями и боковыми колечками, с орнаментом, секировидными лопастями и не заходящим на них узором. Более поздние украшения имели все эти признаки. В XII-XIII вв. семилопастное кольцо становится больше, узоры и орнаменты усложняются. Найдено несколько типов таких украшений. Число лопастей варьировалось от 3 до 5 штук.

Противоречия исследователей

Т. В. Равдина отмечает, что район, в котором было обнаружено самое большое количество сложных височных колец, вятичи не населяли. Это подтверждается сведениями из летописей. В верховьях Оки найдено довольно мало таких украшений. Соответственно, перед исследователями встал вопрос: можно ли считать эти изделия атрибутом вятичей?

Надо сказать, что древнейший тип семилопастных украшений часто обнаруживается на территории радимичей. Височные кольца этого типа, по мнению Рыбакова, попали к ним волгодонским путем. Такие изделия были распространены на земле вятичей и радимичей достаточно долго – до XIII в. От них пошли радимичские семилучевые височные украшения X-XI веков и вятичские семилопастные кольца XII века. Они использовались вплоть до монгольского нашествия.

височные кольца фото

В основе изделия использовалось кольцо, нижняя часть которого украшена зубчиками, торчащими внутрь. Наружу выходят длинные треугольные лучики, которые часто украшали зернью. Эти изделия, попавшие впервые к восточным славянам, не считались племенным признаком. Однако по прошествии времени они хорошо закрепились на территориях, населенных вятичами и радимичами. В IX-XI веках именно эти кольца стали признаком племенных групп. Семилучевые кольца укрепляли на вертикальной ленте, которую пришивали к головному убору. Такие наборы украшений именуются ленточными.

Бусинные ювелирные изделия

Они также относятся к ленточным украшениям. Бусинными кольца назывались потому, что на проволоку пронизывали небольшие бусины. Чтобы элементы не перемещались, их фиксировали обмоткой из тонкой проволоки. Среди бусинных колец выделяют следующие разновидности:

  • Гладкие. В эту группу входят кольца с бусинами одинакового и разного размера. Первые были распространены в X-XIII веках, вторые – в XI-XIV вв.
  • Ложчатые.
  • Гладкие со сканью.
  • Мелкозерненые.
  • Крупнозерненые.
  • Ажурно-филигранные.
  • Зернено-филигранные.
  • Комбинированные.
  • Узелковые.
  • Полихромные с бусинами из камня, пасты, янтаря, стекла.

Колты

В сельской местности, за исключением отдельных территорий, бусинные кольца обнаруживаются редко. Они были распространены преимущественно среди горожанок. Ленты с трехбусинными кольцами, как правило, завершались связкой из двух-трех таких украшений или утяжеленной подвеской. В первой половине XII века в качестве последней выступал звездчатый колт. Дужка кольца была широкой. Во второй половине XII столетия вместо уплощенного верхнего луча появился лунничный элемент с узкой дужкой.

 височные кольца славян фото

С течением времени размер колта уменьшался. Сканно-зернистые лучевые изделия стали шедеврами древнерусских ювелирных мастеров. Высшая знать носила лунничные полые подвески. Они изготавливались из золота и украшались эмалевыми рисунками с обеих сторон. Выполняли такие колты и из серебра. Их украшали чернью. Как правило, изображали русалок с одной стороны и турьи рога – с другой. Подобные орнаменты присутствовали и на других ювелирных изделиях, описанных в работе В. Коршуна. Рыбаков считает, что эти изображения символизировали плодородие.

Луничные колты носили, как правило, на цепочке, которая прикреплялась в районе виска к головному убору. Со второй половины XII века начали изготавливать полые эмалевые колты из меди. Их украшали рисунками и позолотой. Эти подвески были дешевле, чем украшения из драгметаллов. Соответственно, медные изделия получили большее распространение. Еще дешевле были колты, изготовленные из оловянисто-свинцовых сплавов. Они были распространены до XIV столетия.

Эпоха ювелирного искусства древних славян закончилась после установления татаро-монгольского ига. С нашествием кочевников исчезла технология, восстановить которую удалось только спустя несколько сотен лет.

fb.ru

Украшения - обереги — Славянская культура

Украшения - обереги На протяжении всей мировой истории человека сопровождают украшения. Потребность в украшениях у наших предков была необычайно высока. Они играли множество ролей в жизни человека, многие из которых почти утрачены современной культурой.Украшения служили амулетами, талисманами и оберегами. Они определяли статус человека в обществе, и представляли из себя государственные, религиозные и воинские символы, и обозначали родовую принадлежность и социальный статус носящего их человека. И еще, с помощью украшений регулировалось состояние здоровья, настроение и характер человека.

На чем же могут быть основаны подобные свойства украшений?

О влиянии на здоровье.

Обычно украшения носятся в определенных местах, причем разные культурные традиции говорят о разных способах ношения.

В славянской культуре не принято украшать нос или прокалывать нижнюю губу, зато существует множество вариантов ношения колец.

Итак, что и зачем традиционно украшают славяне.

Начнем с головы.

На макушке головы существует энергетический центр, отвечающий за связь с божественным миром. Он помогает в осознании причин и следствий, постижении природных и мировых Законов в нашей традиции .Этот центр называется РОДНИК.

В прежние времена мужчины постоянно носили шапки, но при входе в святые места шапки всегда снимались для того, чтобы открыть Родник, и убрать препятствия контакту с Миром. Женщины же постоянно,по достижении определенного возраста, носили головные уборы. До замужества они напоминают собой открытую корону, которая символизирует, что девушка имеет открытый Родник и строит свои собственные связи с миром, а после замужества голова покрывается платком в знак того, что за ее отношения с миром теперь отвечает ее муж, а она переходит на работу с горизонтальными энергиями и ее мысли отныне направлены на свой дом, семью и Род.

У мужчин же имеющих высокий статус, то есть тех, которые отвечали за жизни других людей, Родная связь с Миром усиливалась за счет специальных «статусных» головных уборов. Это княжеские шапки, а позже царская корона или воинские шлемы. Эти уборы делались с определенной символикой, помогающей току силы. И делались они из драгоценных металлов. Например золото- это металл Солнца, который подчеркивает, и одновременно привлекает светлые мысли и силы в Родник.  

Следующий значимый энергетический центр – ЧЕЛО.

Следующий значимый энергетический центр – ЧЕЛО.

Этот центр отвечает за интуицию, ясновидение и познание.

Все помнят классика « … а во лбу звезда горит…». Украшения Чела больше свойственно женщинам, особенно девушкам в пору выбора суженого. Куда уж здесь без интуиции? С юности девушки носили тесемки и ленты на челе, потом, девью красоту и увясло, различные венцы. Последним девичьим венцом является свадебный венец, используемый на обряде венчания. В настоящее время женщины используют ободки для волос, которые выполняют ту же роль (особенно если правильно сделаны).

Для мужчин этот вид украшения был распространен лишь у княжеских детей и одновременно символизировал статус и помогал в развитии ума.

Оберег

ГОРЛО.

Энергетический центр располагается у основания шеи, отвечает за самовыражения и самореализацию в миру.

Металлический обруч, надетый на шею, является преградой, способной помешать душе покинуть тело. Его носили и мужчины и женщины, только рисунки на гривнах были разные. Были еще и рабские ошейники, как символ несвободы и подчинению чужой воле.

Воинам гривна помогала выжить в бою, служила оберегом.

Женщины, с древности до наших дней ,носят множество украшений на горловом центре – это и гривны, и колье, и цепочки с подвесками, кулонами и брелоками, и бархотки, и монисты и многочисленные многовариантные бусы. С помощью этих украшений регулируется гормональная система, лечится простуда. Они служат оберегами и подчеркивают индивидуальность и статус.

СЕРДЦЕ.

Отвечает за отношения с окружающим миром (сострадание, сила любви и веры, доброта, нежные чувства, любовь окружающих и т.д.).

Очень часто СЕРДЦЕ и ГОРЛО связывались украшениями воедино, что символизирует действия в мире по своей воле.

Стоит упомянуть, кроме того, что и пуговицы, которые первоначально скрепляли одежду только у воротника, носили не только практическое, но и магическое значение. Сами слова «пуговица», «пуговка» происходят от слова «пугать». Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самым уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим пуговицы украшались заговоренными узорами (чаще всего это был символ солнца – спираль или круг с точкой посередине) призванными отгонять, отпугивать от владельца одежды злых духов.

ЯРЛО

Солнечное сплетение отвечает за внутренний огонь, питание организма, волю и социальные связи. Ярло – центр власти над собой, над людьми и над миром. Она - источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира ,и одновременно, самому оказывать влияние на этот мир. Именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы.

Все пояса, кушаки, ремни поддерживают и стимулируют энергию этого центра. На них прикрепляются всевозможные бляхи, пряжки, нашивки.

Мужским поясам с помощью узоров , камней и металлических украшений, традиционно придавалось свойство влияния на внешний мир, а женским на внутренний.

ЖИВОТ

Дает жизненную энергию и изобилие, отвечает за продолжение Рода.

Обычно энергию этого центра регулируют кончики пояса. А у женщин узоры на нижнем белье, материал которого тоже не безразличен для тока силы.

ЗАРОД

ЗАРОД

Этот центр отвечает за выживание, регулирует иммунитет, позволяет человеку совершать длительную и «грубую» физическую работу. Зарод дает внутреннее чувство опоры, душевную устойчивость, твердость.

Жизнь этого жизненно важного центра тоже регулируется кончиками пояса, на которые нашивались различные обереги, и еще узорами и нашивками по подолу юбки у женщин.

ЗАПЯСТЬЯ

На запястьях расположены зоны энергетического выхода жилы Зарода, поэтому браслеты носят обережную и регулирующую функцию.

Браслеты и наручи носят как мужчины, так и женщины.

Ношение перстней, серег, височных колец также оказывает определенное воздействие на движение силы в организме. А также металлы из которых они изготовлены, и цветные каменья, которые так любимы нашим народом.

Но мы пока на этом остановимся.

Похожие статьи:

Аудиокниги → Мы славяне - Семенова Мария (2002)

Путешествия → Аркаим. Уральские Соловки и дыхание Великой Степи

Русский народный костюм → Тувинский национальный костюм

Славянские символы → Какие вам нужны обереги?

Ремесла → Резьба по дереву

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Кудесы - Украшения ручной работы в древнерусском | старославянском

Компания по художественной обработки металлов «Кудесы» представляет вам - ценителям древнерусского искусства - великолепные украшения, изготовленные по старым технологиям с использованием древнерусских традиций, различных техник и приемов.

Эти уникальные древнерусские украшения созданы практически вручную из экологически чистых металлов с применением минимальных технических средств. Каждое сделано с любовью мастера, и в каждое он вложил свою душу.

Ассортимент украшений обширен и разнообразен: здесь вы найдете и браслеты различной ширины и конструкции, и серьги традиционно используемой формы, оригинальные украшения на шею, а также привески и перстни со всевозможным орнаментом. Все украшения, представленные на данном сайте,  исполнены в меди или латуни.

 НОВИНКИ НА САЙТЕ

 

 

В стародавние времена люди стали выражать свои мысли и свое мироощущение посредством условных знаков. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Мастера прошлых веков любовно переносили на изделия многие символы, присутствующие в их повседневной жизни: почитаемых богов, птиц, растения, всевозможные водные и солярные обозначения.

Мы попытались как можно плотнее приблизиться к первоисточникам, вложив в современную интерпретацию всю свою любовь и уважение к древним традициям.

Купить древнерусские украшения в подарок

Древнерусские украшения – украшения древних славян, техника и эстетика которых пришла к нам из глубины веков. Построенные на системе славянских поверий, символы, характерные для этой техники, отражают взгляды наших предков на мир.  С помощью символов, наносимых на украшения, славяне искали покровительства у богов, сближались с матерью-природой, используя орнаментированные изображения животных и растений. Магия символов отгоняла зло, давала здоровье и связывала с энергетическими ресурсами природы. Эти символы наносились на деревянные, костяные, металлические украшения. Металлические изделия, выполненные в этой технике, всегда отличались вычурностью, красотой, неповторимостью. На металлические перстни, привески и браслеты наносились знаки-обереги, которые ограждали от сглаза, злых духов и неудач. 

Новгородские украшения

Новгородские украшения – славянский промысел, имеющий свой неповторимый стиль и культуру, зародившийся в 8-10 веке. Металлические изделия, найденные на новгородских раскопках, раскрывают традиционные славянские узоры и техники. Неповторимы вязь листов, изображения животных, символы цветения и солярные знаки, выведенные руками древних мастеров.

Не знаете, где купить славянские украшения ручной работы?

Компания «Кудесы» предлагает вам славянские украшения ручной работы, произведённые по традиционной технологии. У нас вы можете купить древнерусские украшения: подвесы, браслеты, серьги, перстни, шейные гривны, а также украшения на шею. Изделия изготавливаются с помощью гравировки, тиснения, вальцовки – теми же приёмами, которыми пользовались древние мастера. Знаки, наносимые на старинные ювелирные украшения, имеют особый смысл: знак солнца – солнцеворот отводит от человека беды, неприятности, горе. Птица - символ домашнего очага, она приносит в дом покой и счастье. Крест символизирует защиту со всех четырёх сторон света. Исторически женским украшением-оберегом была подвеска-лунница, мужчины же носили браслеты и кольца с символикой сокола.

Древнерусские украшения - особые изделия от компании Кудесы

Среди древнерусских украшений, которые предлагает фирма «Кудесы», особо выделяются русальные браслеты. На них изображаются символы стихий и персонажи древнерусского пантеона, боги-покровители: Велес, Дажьбог, Симаргл. Особая гармония формы и линий славянских ювелирных украшений достигается такими техниками, как чернение и полировка, использовавшимися и в старину. Вы можете посмотреть варианты фото старинных украшений

компания «Кудесы» предлагает Вам выбрать и купить старинные украшения в древнерусском стиле из меди, латуни. Оригинальные украшения на шею, кольца, серьги и браслеты станут отличным подарком для ваших близких.

Украшения в славянских традициях, сохранённых нашими мастерами, принесут вам счастье и гармонию, а так же эстетическое удовольствие от отличного художественного исполнения ювелирных изделий.

xn--d1acn4ah5c.xn--p1ai