История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рене МЕНАР. Венера мифы древней греции


Рождение Венеры. Мифы Греции и Рима [litres]

Рождение Венеры

Венера (Диона[2], Афродита, Кифера), богиня красоты, любви, смеха и брака, по мнению одних, была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других – родилась из морской пены.

Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры, где нежно ухаживали за ней и учили с большим старанием. Когда воспитание Венеры было завершено, морские нимфы решили, что пришло время представить ее богам, и подняли ее на поверхность моря, где тритоны, океаниды и нереиды окружили богиню, громко восхищаясь ее красотой, и предлагали жемчужины и отборные кораллы, чтобы она могла себя ими украсить.

Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр.

Четыре прекрасные Хоры (сезоны), дочери Юпитера и Фемиды, богини справедливости, стояли на берегу и приветствовали ее.

Но не одни они ждали прибытия Венеры – три хариты (грации) также приветствовали ее на берегу.

Дочери Юпитера и Эвриномы, девушки, которых звали Аглая, Ефросинья и Талия, только и ждали момента, чтобы выразить свою любовь прекрасной госпоже. Когда волна, на которой она сидела, приблизилась, появились «розовогрудые Горы, свита прекрасной Венеры». Наконец, ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы.

Немного приведя себя в порядок, Венера и ее свита отправились на Олимп, по пути к ним присоединились: Гимера, богиня желания любви, Пафос, бог согласия в любви, Суадела, богиня нежных любовных речей, и Гименей, бог брака.

Для Венеры был приготовлен трон, и, когда она уселась на него, собравшиеся олимпийцы не смогли сдержать возгласов восхищения. Ее красота поразила их, как молния, а грация очаровала, и все они тут же выразили желание взять ее в жены, но она с презрением отвергла предложения богов.

Венера отказала даже царю богов, и, чтобы наказать ее, он объявил, что выдаст ее замуж за Вулкана (Гефеста), бога кузнецов, самого захудалого из всех.

Этот союз не был счастливым, ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Арес (Марс), Афродита (Венера), Эрот (Амур, или Купидон) и Гименей - Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима - Николай Альбертович Кун - rutlib4.com

Арес (Марс), Афродита (Венера), Эрот (Амур, или Купидон) и Гименей

Арес (Марс). Бог войны неистовый Арес – сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда, где томятся титаны. Радуют сердце свирепого Ареса только жестокие битвы, когда кровь льется потоками из ран убитых и раненых воинов, обагряя кругом землю, когда падают один за другим сраженные насмерть герои. Неистовый, носится он в сверкающем вооружении, с громадным щитом средь грохота оружия, криков и стонов битвы, между сражающимися. Следом за ним несутся его сыновья, Деймос и Фобос – ужас и страх, а рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства богиня Энюо. Кипит, грохочет битва; ликует забрызганный кровью Арес; со стоном падают воины. Торжествует Арес, когда сразит он своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Без разбора разит он и направо и налево; груда тел вокруг жестокого бога. Свиреп, неистов, грозен Арес, но не всегда сопутствует ему победа. Часто приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса – Афине-Палладе. Мудростью и спокойным сознанием силы побеждает она Ареса. Нередко и смертные герои одерживают верх над Аресом, особенно если им помогает светлоокая Афина-Паллада. Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стенами Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся по войску троянцев и греков ужасный крик раненого бога. Словно десять тысяч воинов вскрикнули сразу, вступая в яростную битву, так закричал от боли покрытый медными доспехами Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, покрытый кровью, с жалобами на Афину к отцу своему Зевсу. Но не внял ему отец Зевс. Не любит он своего сына, которому приятны лишь распри, битвы да убийства.

 

Отдыхающий Арес. Статуя IV в. до н. э.

 

Если даже жена Ареса, прекраснейшая из богинь Афродита, приходит на помощь своему мужу, когда он в пылу битвы встретится с Афиной, и тогда выходит победительницей любимая дочь громовержца Зевса. Одним ударом повергает на землю прекрасную богиню любви Афродиту воительница Афина. Со слезами возносится на Олимп вечно юная, дивно прекрасная Афродита, а вслед ей раздается торжествующий смех и несутся насмешки Афины.

Афродита (Венера). Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Ее царство – царство любви. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря власти, власти любви, она царит над всем миром. Девушкам дает она красоту и юность и благословляет их счастливым браком, в сердцах юношей ярким пламенем зажигает любовь и дает им счастье и радость. Никто не может избежать ее власти – даже боги. Только воительница-Афина, Гестия и девственная Артемида не подчинены ее могуществу. В одном поясе Афродиты заключено столько чар любви, что даже великая Гера часто просит Афродиту дать ей на время этот пояс, чтобы сильнее пленить Зевса. Прекрасна Афродита, прекрасней всех богинь. Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла. Тело ее бело и нежно, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной златых волос, как венец, лежащих на ее невыразимо прекрасной голове, вся олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности сияет среди богинь Олимпа Афродита. Когда идет она, сияя своей красотой, в блестящих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса, к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней, и они подчинены власти богини любви. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы оры и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, умащают благовониями ее нежное тело, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные горы вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканную одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только ни ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги, пораженные ее красотой. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Пигмалион. Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей, как дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, что она дышит; казалось, что вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Пигмалион обнимал ее, он целовал ее холодные, жесткие уста, разговаривал с ней, как с живой, называя самыми нежными именами. Он дарил статуе драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов и сделал ей ложе из сидонского пурпура. Как часто шептал Пигмалион:

 

Венера Милосская. Паросский мрамор, высота 2,02 м. Ок. 130—100 гг. до н.э. Найдена на греческом острове Милосе в 1820 г.

 

– О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои ласки, на мои речи, о как был бы я счастлив!

Но статуя была нема.

Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и в обращенной к богине пламенной молитве прошептал:

– О, вечные боги, и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену столь же прекрасную, как статуя той девушки, которую я сделал.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневить такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя пред изображением богини любви Афродиты, этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, обнял ее и приник к ее холодным устам. Вдруг показалось Пигмалиону, что губы статуи стали теплыми, что тело ее как будто дрогнуло и стало мягким, как воск с вершин Гимета, согретый лучами солнца. Пигмалион не верит этому чуду. Он трогает дрожащими руками тело статуи, смотрит ей в лицо полными надежды глазами. О, счастье, о, радость! Статуя ожила. Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Славя великую богиню любви Афродиту и полный благодарности ей за то счастье, которое она ему послала, Пигмалион в восторге обнял прекрасную девушку, спустившуюся к нему с пьедестала. Он осыпал ее поцелуями. Зарделась она от девичьего стыда, и глазами, полными любви, взглянула на художника. Богиня наградила Пигмалиона за его любовь.

Нарцисс. Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Всеми, кто хоть раз видел красивого юношу, овладевала любовь к нему, так был он прекрасен. Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Не могла нимфа сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо и отвечать лишь на вопросы, повторяя только их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная куда ему идти, и громко крикнул:

– Эй, кто здесь!

– Кто здесь? – раздался громкий ответ Эхо.

– Иди сюда! – крикнул Нарцисс.

– Сюда! – ответила Эхо.

С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

– Сюда, скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо:

– Скорей ко мне!

Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша, гордо промолвив:

– Опусти скорей твои руки, лучше умру я, чем всегда быть с тобой.

Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Печально прозвучали вослед ему полные грусти слова – «быть с тобой!» Спряталась в лесной непроходимой чаще отвергнутая нимфа. Страдает она от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо.

 

Рождение Афродиты из моря. Афродита в окружении двух нимф. Мрамор, центральная панель трона Людовизи.  Ок. 465 г. до н.э.

 

А Нарцисс остался по-прежнему гордым и холодным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз воскликнула одна из отвергнутых им нимф:

– Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть никогда не отвечает тебе взаимностью та, которую ты полюбишь!

Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод ручья ни пастух, ни горные козы, даже сломанная ветка не падала в ручей. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале отражалось в ней все вокруг: и кусты, и стройные кипарисы, и цветы, что росли на берегу, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и страстная любовь овладевает им к собственному отражению. Полными любви глазами смотрит он на дивного юношу в воде, он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу воды, чтобы поцеловать юношу, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс; он не уходит от ручья, не отрываясь любуется своим отражением. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс:

– О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только немного воды, и все же не можем мы быть с тобою вместе. Выйди же из ручья, прекрасный юноша! Я вижу, и ты простираешь ко мне твои руки, когда я простираю к тебе свои. Когда я нагибаюсь к воде, чтобы поцеловать тебя, и ты стремишься весь ко мне, и твои уста ждут тоже поцелуя. Когда я улыбаюсь, и ты улыбаешься мне. А когда я в горе лью слезы, плачешь и ты, слезы дрожат и на твоих прекрасных глазах. Я вижу, как ты отвечаешь мне, вижу, как движутся твои алые губы, но я не слышу твоих слов.

Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла ему в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклонясь к самой воде:

– О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты – я сам! Я люблю самого себя. О, если бы могло быть два Нарцисса! О, если бы я мог отделиться от своего тела! Страдания лишают меня сил. Я чувствую, что немного осталось уже мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет мне отдых от мук любви.

Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли широко круги, и пропало изображение прекрасного юноши. Со страхом воскликнул Нарцисс:

– О, ты скрылся! Останься! Не покидай меня, жестокий! О, дай хоть смотреть на тебя!

Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять, не отрываясь, смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ее сердце.

– О, горе! – восклицает Нарцисс.

– Горе! – отвечает Эхо.

Наконец, измученный, слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:

– Прощай!

И еще тише, чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:

– Прощай!

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок – цветок смерти; нарциссом зовут его.

 

Адонис. Статуя  середины IV в. до н. э.

 

Адонис. Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно девственной Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. После охоты отдыхала Афродита на сочной траве зеленых долин с Адонисом, склонясь к нему на колени своей божественно прекрасной головой. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Радовался Адонис такой богатой добыче; не предчувствовал он, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее божественной крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над так рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы всегда сохранялась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви. Велел он брату своему Гадесу и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Гадеса, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Ликует вся природа, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.

Эрот. Царит златая Афродита над миром. У ней, как у Зевса– громовержца, есть посланник: чрез него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты – сын ее Эрот, веселый, быстрый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот быстро носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его маленький золотой лук, за плечами колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Эти стрелы разят всех, даже громовержца Зевса. Не щадит Эрот и мать свою Афродиту; много раз пронзал он и ей сердце своими золотыми стрелами. Золотой искрой сверкнет стрела в воздухе, без боли вонзится она в сердце намеченной Эротом жертвы, и вспыхнет в сердце пламень любви. Без промаха попадает в цель Эрот; он, как стрелок, не уступает самому стреловержцу– златокудрому Аполлону. Когда попадет в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою кудрявую головку и громко смеется. Одно приближение его заставляет уже чувствовать его силу. Ему подчиняются и рыбы в море, и лесные звери, и птицы в воздухе, но больше всего человек. Сами боги Олимпа безумствуют, если пронзят их сердца стрелы Эрота. Но не всегда радость и счастье несут с собой стрелы Эрота. Часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

Знал Зевс, как много горя и зла принесет с собой в мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Разве могла допустить это мать! Она скрыла Эрота в непроходимом лесу и там, в лесных дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос Эрот, носится по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

Гименей. Есть еще один помощник и спутник у Афродиты, это юный бог брака – Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея и молят его благословить брак молодых и послать им радость в их брачной жизни.

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib4.com

Венера - Все о Венере

Все о Венере >> Венера - Богиня любви, весны и плодородия >> Венера-Афродита

Венера-Афродита

            Среди двенадцати великих богов Древней Греции, правящих Землей с высоты Олимпа, первой красавицей всегда считалась Афродита. Греки почитали ее как Богиню любви и красоты, покровительницу браков и рождения детей, “детопитательницу”, богиню женского начала и плодородия, вечной жизни и бесконечной весны. Сопротивляться Афродите в ее желании все подчинить срасти и любви не могли не боги, не люди, только лишь другие покровительницы женщин,  Афина-Паллада, целомудренная Артемида и богиня семейного очага Гестия, могли игнорировать чары Афродиты и безмолвно завидовать ее абсолютной власти, поскольку истинная любовь не знает границ. Несмотря на нежность и кажущуюся хрупкость, Афродита не терпит тех, кто посмел отвергнуть ее любовь и безжалостно будет преследовать врагов, победой над которыми провозглашая торжество величайшего чувства, единственного, которое может подарить новую жизнь. Расформировавшись под влиянием восточных культов, особенно богини Астарт, родом из завоеванной греками Финикии, Афродита становится вечной покровительницей и богиней красоты, любви, радости, смеха, брака. В переводе с древнегреческого Афродита значит “рожденная из пены”. Прекрасен и сам миф, рассказывающий о появлении Афродиты на свет: она вышла обнаженной из белоснежной воздушной морской пены и добралась к берегу в жемчужной раковине. Есть несколько пикантное продолжение мифа, может быть, морская пена не была такой уж обычной: великий Крон, отец всех олимпийских богов, оскопил своего отца Урана, и бросил гениталии в море, и из его семени появилась богиня Афродита, а из крови - не знающие пощады эринии ( фурии ) и гиганты. Ученые-историки говорят о том, что появлении Афродиты на греческих берегах со стороны моря лишний раз доказывает ее якобы “заморское” рождение. Есть и богини и другое имя -  Киприда, от названия острова, первый шаг по которому она сделала на Земле, на Кипре Афродиту почитали и почитают до сих пор как богиню-покровительницу острова.

Афродита  

Афродита

            Если следовать логике греческих мифов, то Афродита входит в число древнейших богов Олимпа, она старше самого Зевса. Как только в еще только рождающемся мире появилась Афродита, она подарила ему любовь и красоту. В более поздней трактовке, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы, но эта версия противоречит сама себе, как может дитя любви появиться раньше самого понятия любви?

            Специалисты в мифологии утверждают, что образ и все атрибуты Афродиты греки позаимствовали у нескольких восточных богинь, куда более древних и грозных, чем юная пенорожденная Афродита: у финикийской Астарт, египетской Исиды и ассирийской Иштар. В подобных утверждениях нет ничего удивительного, все перечисленные божественные дамы прежде всего символизируют женское начало и способность женщины дарить новую жизнь. Воинственной греческой цивилизации, ее тесные связи со всеми культурами Малой Азии вполне могли способствовать рождению тождества между богинями. Раз уж дело коснулось заимствований из Азии, то и великолепную Европу Зевс украл из Малой Азии. Почитание любви и ее животворящего начала послужило зарождению греческого культа Афродиты, богини прекрасной, немного ветреной и любвеобильной.

            В растительном мире Афродите были отданы во власть и вечное распоряжение митр, роза, яблоко, мак, нарциссы, анемоны, фиалки и лилии. Символом плодородия, связанного с культом Афродиты, были воробьи и голуби. Дельфин являлся символом ее появления из морских глубин. Чаще всего Афродиту изображают обнаженной, на ее талии дорогой золотой пояс, а в руках золотой сосуд с колдовским вином, только пригубив которое человек получает бессмертие и вечную молодость. Афродиту постоянно сопровождает Эрот, олицетворяющий влечение мужчины и женщины; три богини-Хариты, несущие в мир веселье, изящество и привлекательность; богини-Оры, дочери Зевса, следящие за сменой времен года и плодородными качествами растений;  легкомысленные нимфы, олицетворения всех сил природы. Для сравнения, Матерь Богов Иштар всегда сопровождали Страсть и Красота. Афродиту могли сопровождать дикие звери, которых она укротила и которым даровала способность к вечному размножению, в этом тоже можно найти аналогии с Иштар и Кибелой.

            Уже в античные времена великие философы и мыслители спорили о истинном происхождении Афродиты. Гесиод в “Теогонии” утверждал, что Афродита рождена из семени Урана, попавшего в морскую пучину и родившего удивительную пену, из которой появилась богиня у берегов острова Кифера, но остров по каким-то причинам не понравился Афродите и она попросила ветер отнести раковину, служившую ей плотом, к Кипру, где и коснулась ее изящная ножка поверхности Земли первый раз. На берегу пенорожденную Афродиту ждали Оры, увенчанные золотыми диадемами.  Оры преподнесли в дар юной Афродите золотой венец, ожерелье и серьги, олимпийские же боги сразу были покорены ее красотой и развязали вечный спор о том, кто возьмет в жены прекрасную Афродиту.

            Эпинемид заявлял, что Афродита дочь титана Кроноса.  В учении школы орфиков верной считается теория, что Афродита рождена из пены, но пена эта образовалась от страстного влечения Зевса к богине дождя и влаги Дионе. Выростил Афродиту в этом случае мудрый старец Нерей, покровитель моряков.

            Гера, царственная супруга Зевса, испытывала ревность к Афродите, поэтому она выступила инициатором брака между Афродитой и Гефестом, самым некрасивым богом Олимпа. Гефест - бог огня, самый искусный мастер из всех кузнецов, постоянно трудился в небесной кузнице, а Афродита принимала развлекалась, принимая в гостях Афину и Геру. Гефест подарил ей дивный золотой гребень, чтобы длинные струящиеся волосы Афродиты затмевали блеском даже Солнце. 

            Такова уж натура Афродиты, дарить любовь и чувство страсти, поэтому от ее чар не спаслись олимпийские боги, а Гефест часто испытывал на себе клеймо мужа неверной супруги. Среди побед Афродиты Посейдон, Арес, Гермес. Обладая волшебным золотым поясом, который мог влюбить в его обладательницу любого смертного или бессметного, Афродита была воистину безоговорочной повелительницей любви.  Гера часто  в тайне от Зевса просила этот пояс у Афродиты, чтобы обуздать страсть своего супруга-Громовержца и немного освободиться из-под его власти.

Место рождения Афродиты  

Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе(Кипр).

            Зевс часто испытывал страстное желание к Афродите не без помощи ее колдовского пояса, поэтому часто пытался отомстить. К слову, Зевс и Афродита никогда не делили ложа, игривая богиня и ставила целью соблазнить повелителя Олимпа, лишь позлить его своей властью. Зевс задумал унизить богиню, разбудив в ней горячую страсть к просто смертному юноше Анхису, результат союза Афродиты и Анхиса - Эней. Анхис возгордился любовью богини и стал хвалиться этим, в наказание то ли сама Афродита, то ли разгневанный неуважением Зевс наслали на него расстройство всех членов. Однажды Афродита спасла от сирен аргонавта Бута и подарила храброму путешественнику несколько незабываемых ночей на маленьком необитаемом острове посреди бушующего моря, злые языки утверждают, что сделала она это только ради того, чтобы вызвать ревность Адониса.  Знаменитый спор, затеянный богиней ссор и распрей Эридой, о том, кто красивее - Афина, Гера или Афродита, выиграла последняя, именно Афродите троянский царевич Парис отдал золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. В благодарность Афродита подарила Парису любовь Елены Прекрасной и помогла похитить ее у сурового Агамемнона.  Во время Троянской войны Афродита поддерживала сторону троянцев, даже участвовала в бою на их стороне, спасая своего сына Энея от Диомеда, который осмелился поднять руку на богиню и ранить ее. Также существует легенда, что именно Афродита не дала погибнуть Парису во время смертельного поединка с братом Агамемнона Менелаем.

            У Афродиты есть лишь одна вечная обязанность - дарить любовь всем живым существам. Есть удивительная легенда о том, как Афина застала Афродиту за рукоделием, вечная соперница так обиделась на Афродиту, что пообещала бросить покровительство над ткачихами и прочими мастерицами по шитью, поскольку это входило в обязанности Афины. Афродита извинилась и поклялась никогда более не прикасаться ни к одному ремеслу или работе. Другая же легенда говорить, что Афина и Афродита все-таки устроили соревнование в ткаческом искусстве. 

venera-all.ru

АДОНИС и АФРОДИТА | Миф об Адонисе | Превращение Адониса в анемон | Три Грации

АДОНИС и АФРОДИТА

Охота Адониса. — Смерть Адониса. — Праздники в честь Адониса. — Богини Хариты — три Грации.

 

Охота Адониса

Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.

Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.

смерть Адониса, миф

Гибель Адониса на охоте от удара вепря. Рисунок по барельефу на древнеримском саркофаге. Изображены различные эпизоды мифа об Адонисе.

Смерть Адониса

Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.

Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.

Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.

Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

миф об анемоне, цветок Адониса

Букет анемонов. Одилон Редон, фрагмент картины.

В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.

Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.

Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.

Миф об Адонисе, напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.

 

Праздники в честь Адониса

Адонис и вепрь, миф об Адонисе

Смерть Адониса. Джузеппе Маццуоли, мрамор, 1709 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. {Фото: (Creative Commons license): basykes}

Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.

В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.

В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.

 

Богини Хариты — три Грации

На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии — Грации) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.

«Напрасно доискивался я, — говорит древнегреческий автор Павсаний, — какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».

Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.

На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.

Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.

три Грации, Хариты

Три Грации (богини Хариты), пляшущие в хороводе. Римская статуя с греческого оригинала, II в. от Р.Х., Лувр. {Фото: (Creative Commons license): celesteh}

Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.

Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.

Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.

Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.

Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.

Имена богинь Харит обыкновенно — Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).

Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.

 

уроки древнегреческого языка

 

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

zaumnik.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Мифы творения

 

67.2), или даже через древних элладцев. Но когда Греция отказалась от культа титанов и семидневная неделя перестала фигурировать в официальном календаре, число титанов, по свидетельству отдельных авторов, достигло двенадцати — возможно, по числу знаков зодиака. Гесиод, Аполлодор, Стефан Византийский, Павсаний и другие дают противоречивые перечни их имен. В вавилонском мифе все планетарные правители недели, а именно: Шамаш, Син, Нергал, Бел, Белтида и Ниниб, были мужского пола, за исключением Белтиды, богини любви. Однако в германской неделе, которую кельты заимствовали в восточном Средиземноморье, воскресенье, вторник и пятница находились в ведении титанид, а не титанов. На основе божественного статуса пар дочерей и сыновей Эола (см. 43.4), а также мифа о Ниобе (см. 77.1) можно предположить, что когда эта система впервые достигла доэллинской Греции, было решено титанид и титанов объединить в пары, чтобы таким образом защитить интересы богини. Однако очень скоро от четырнадцати титанов осталось всего семь, причем обоего пола. За планетами закреплялись следующие функции: Солнце — для освещения. Луна — для колдовства, Марс — для роста, Меркурий — для мудрости, Юпитер — для законов, Венера — для любви, Сатурн— для мира. Астрологи классической Греции, как и вавилоняне, посвятили планеты Гелиосу, Селене, Аресу, Гермесу (или Аполлону), Зевсу, Афродите и Крону, чьи латинские имена, приведенные выше, легли в основу названий дней недели на французском, итальянском и испанском языках.

4. В конце концов, следуя логике мифа, Зевс поглотил всех титанов, включая и более древнюю ипостась себя самого (ср. о поклонении евреев в Иерусалиме трансцендентному богу, состоявшему из всех планетных Властителей недели, что нашло свое отражение в создании Семисвечника, а также семи столпов мудрости). Семь планетных столпов, установленных в Спарте рядом с памятником коню, по свидетельству Павсания (III.20.9), украшались на древний манер и могли быть связаны с египетскими обрядами, введенными пеласгами (Геродот II.57.) Нельзя с уверенностью утверждать, кто именно - евреи или египтяне - переняли друг у друга эту теорию, однако статуя так называемого гелиополитанского Зевса, которую А.Б. Кук рассматривает в своей работе "Зевс" (I.570—576), была по своей природе египетской. Ее переднюю часть украшали бюсты семи властителей планет, а бюсты остальных олимпийцев украшали статую сзади. Бронзовая статуэтка этого бога была найдена в испанской Тортосе, а вторая такая же — в финикийском Библосе. На мраморной стеле, обнаруженной в Марселе, изображены семь планетных бюстов, а также статуя Гермеса размером с человеческую фигуру, значение которого как создателя астрономии, вероятно, всячески подчеркивалось. В Риме, по утверждению Квинта Валерия Сорана, Юпитер считался трансцендентным богом, хотя в этом городе, в отличие от Марселя, Библоса и, вероятно, Тортосы, неделя не соблюдалась. Однако Властителям планет никогда не разрешалось влиять на официальный олимпийский культ, поскольку их природа всегда воспринималась как негреческая (Геродот I.131), а приверженность им считалась непатриотичной: Аристофан ("Мир", 403 и cл.) вкладывает в уста Тригея слова о том, что луна и "мошенник Гелиос" готовили заговор, чтобы предательски отдать Грецию в руки варваров-персов.

5. Утверждение Павсания о том, что Пеласг был первым человеком, свидетельствует о преемственности традиции неолитической культуры в Аркадии вплоть до классического периода.

www.sno.pro1.ru