Украшения древнего человека. Тысячи украшений из стоянки древнего человека Сунгирь были сделаны специально для погребения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Декор и положение человека в обществе.Украшения Древнего Египта". Украшения древнего человека


С чего начиналась история украшений? Первые драгоценности | Культура

Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями. Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Со временем интерес к украшательству возрастал, кольца превратились в светские украшения.

Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца-печатки имели прикладное значение — их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы — для крепкого и надежного удара.

При вступлении в брак молодоженам позволяли скрепить сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился для юриста решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии.

Древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое утро египтянина начиналось приблизительно так. После утреннего туалета мужчина в набедренной повязке, если собирался выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец — кольцо, на шею — нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры, заходил в учреждения.

Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции — наложники, в средневековой Европе — пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.

Запорожские казаки тоже использовали серьги как атрибут украшения. В левом ухе серьгу носил единственный сын матери-одиночки, в правом — единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности.

В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали — какую драгоценность ему носить. После рождения надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. До определенного возраста детей одевали одинаково, при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо (якобы помогало от грыжи), и тем самым обозначали мужской пол ребенка.

Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков.

Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые — своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали — представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь.

На протяжении какого-то времени ювелирные украшения имели прикладное значение. Со временем на сцену вышли знаменитые модники, любители покрасоваться на публике.

Кто они? Эту тему мы рассмотрим в следующей статье.

shkolazhizni.ru

"Декор и положение человека в обществе.Украшения Древнего Египта" | Пчёлка

Урок ИЗО в 5 классе

Тема урока: «Декор и положение человека в обществе. Ювелирные украшения Древнего Египта».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Создать у учащихся целостное представление о своеобразии ювелирного искусства Древнего Египта, символике изображений. 

  • Cформировать первичные навыки графического изображения украшений.

  • Способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение творческой работы.

Форма работы: групповая и индивидуальная.

Зрительный ряд: презентация к теме урока, образцы египетских орнаментов.

Задание:

Выполнить изображение браслета в технике аппликация (самоклеющаяся бумага).

План урока.

  • Организационная часть.

  • Актуализация мотиваций опорных знаний.

  • Постановка проблемы урока.

  • Введение нового материала.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  • Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Подготовка учащихся к работе на уроке.

— Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно, что вы очень нарядные, красивые, жизнерадостные.

— Я хочу задать вам вопрос, чтобы проверить, догадаетесь ли вы, куда поведёт нас сегодня воображение. (СЛАЙД 1)

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге   

И на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы,  звери,  птицы,  точки, загогулины, кружочки…

Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

— О какой стране идёт речь, ребята? (О Др. Египте)(СЛАЙД 2)

2. Актуализация мотиваций опорных знаний

Учитель: Перед вами три опорных слова: «Египет», «фараон» и «украшения». Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема урока? (СЛАЙД 3)

Учащиеся: Украшения Египта  или украшение фараонов.

Учитель: Почти угадали. Тема сегодняшнего урока: «Ювелирные украшения Древнего Египта». (СЛАЙД 4)

– На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.

Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.

3. Постановка проблемы урока

Учитель: Царица Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. (СЛАЙД 5) Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?

Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.

4. Введение нового материала

Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела (СЛАЙД 6). Как вы думаете, что из себя представляли украшения древних египтян?

Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.

Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы, из которых они изготовлялись и техника исполнения. Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей

Ребята, чтобы узнать, какие символы чаще всего встречаются в египетских украшениях ,я подготовила для вас загадки-легенды. Для каждого ряда – свою. Внимательно послушайте их и дайте ответ на вопрос.

Легенда для первого ряда.(СЛАЙД 7)

Египтяне считали, что в начале начал существовала бескрайняя неподвижная холодная водная гладь, которая называлась Нун. Первый бог Атум (совершенный) создал холм Бен- Бен. На этом холме из цветка лотоса появился бог Ра. Младенец Ра заплакал от радости и из его слез упавших на землю появились люди.

Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде. (Цветок лотоса)

Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. (СЛАЙД 8). Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости. Этот образ пронизывает всё египетское искусство.

Легенда для второго ряда. (СЛАЙД 9)

В Египетской мифологии существует очень много природных явлений, которым поклонялись древние египтяне. Солнце они представляли огромным золотым шаром, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук- скарабей (Хепри). Весь день он катил его по небу.

Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде.(Жук-скарабей)

Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея (СЛАЙД 10). Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце

Легенда для третьего ряда.(СЛАЙД 11)

У бога солнца- Ра были маленькие дети- Шу и Тефнут. Однажды они потерялись в первозданном океане, так как свет еще не был создан. Ра послал на их поиски свое око, а пока оно бродило по первозданной тьме, создал себе новое. Когда, закончив поиски, первое око вернулось к своему хозяину, бог Ра поместил его себе на лоб.

Вопрос: Какой символ вы можете назвать? (Око Гора)

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора (СЛАЙД 12). Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть

Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (земля Амона) (СЛАЙД 13)

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону (СЛАЙД 14)

Наверняка, многим из вас знакомы и эти изображения – это серьги древних египтян (СЛАЙД 15).

Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам. Как вы думаете, почему?

Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.

Учитель: Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия (СЛАЙД 16)

Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона XVIII династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад

В искусстве Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность». (СЛАЙД 17)

Синий цвет. Что он символизирует? Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения.

Желтый цвет. Символом чего является? Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота.

Красный цвет. С чем ассоциируется этот цвет? Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение.

Зеленый цвет. Как вы думаете, что он символизирует? Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет — знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро.

Черный цвет. С чем он связан?Он символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие.

Белый цвет. Как вы думаете, какое значение он имеет? Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты.

-Ребята, вы наверняка немного устали. Проведем физминутку, чтобы размяться и набраться сил для творческой работы.

Физминутка.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

Задание для закрепления знаний. (СЛАЙДЫ 18,19,20)

— Определите, кому из населения Египта принадлежат украшения?

– Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой (СЛАЙД 21)

5. Самостоятельная работа учащихся

Работу можно выполнять в группах или индивидуально. Учащимся выполнить браслет в технике аппликация (самоклеющаяся бумага или оракал). На классной доске демонстрируются примеры изображения ювелирных украшений и символика изображений древнего Египта.

6. Подведение итогов урока. Самооценка работ. Рефлексия.

-Что нового вы узнали на уроке?

-О чем бы вы хотели еще узнать?

-Что больше всего вам запомнилось?

beestudy.ru

Украшение — WiKi

Мода

В контексте моды выделяют:

История

Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции — эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своём слово украшение, с одной стороны, всё же обыденного его значения, так как охватывает только украшения, непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие украшения в области архитектуры, орнаментировки и пр.; с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных украшению, которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным украшению, напр., так называемые уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация. Украшения можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека — окрашивание, татуирование (см.), некоторые виды деформации (см.), куафюры (см. Уборы) и 2) украшения в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу или имплантированных (вживлямых) в него.

Украшения первой группы

  Вождь маори с традиционным украшением — татуировкой Та-моко. Иллюстрация Сидни Паркинсона

Из первой группы нам остается рассмотреть окрашивание тела. Этот способ украшения — один из самых древних (окрашенные черепа в доисторических могилах) и самых распространенных, сохранившийся и у цивилизованных народов в виде употребления румян, белил, пудры, губной помады, подведения бровей и т. п. Почти во всеобщем употреблении оно у народов первобытных и полукультурных. Наиболее употребительные цвета окраски — чёрный, белый, жёлтый, синий, зеленый и, в особенности, красный. В Америке красный цвет распространен от страны эскимосов до Патагонии. Тот же цвет господствует в Австралии и в Африке. В Азии, наряду с красным цветом, употребляется часто и желтый. Красный цвет остался любимым и у более цивилизованных народов (пурпурные тоги классической древности). Чёрная краска в большом употреблении у чернокожих, которые столько же заботятся об интенсификации своей природной темной окраски, как европейцы — об интенсификации белизны своей кожи. Синяя краска употребляется некоторыми туземцами Америки; в Южной Калифорнии, например, лицо и верхняя часть тела у девушек окрашиваются в светло-синий цвет и посыпаются толчённой серебряной пудрой. Зеленую краску употребляли древние бритты. Белой краской пользуются австралийцы для подведения глаз, для изображения на теле белых полос, для окрашивания лица во время траура и т. д. У племен, у которых окрашивание достигло известной степени искусства, краски всех цветов комбинируются, но все-таки преобладающий цвет всегда заметен. Формы и размеры окрашивания находятся в зависимости от условий климата и культуры. Новозеландцы, напр., окрашивают себя с головы до ног однообразным кирпичным красным цветом; австралийцы выводят только красные полосы на плечах и груди; тасманийцы красят волосы и лицо, малайцы — лицо и грудь, индусы выводят на лбу красной краской свой кастовый знак. Ещё большее разнообразие в рисунке, который от грубых пятен, полос, черточек и т. п. примитивных изображений переходит в изображения животных, растений и, наконец, в художественный орнамент, подобный тому, который Швейнфурт видел на женах короля Монбутту (звезды, кресты, цветы, пчелы, пятна тигра, полосы зубра, мраморные прожилки, квадратики и т. д.). Удобостираемость краски дает возможность менять способ и цвет окраски при тех же обстоятельствах, при которых цивилизованные люди меняют одежду. Первобытные народы имеют специальные окраски для военных походов, для религиозных праздников, для траура, а некоторые — даже для каждого настроения. Австралийскиe дайери предпринимают путешествия за сотни миль, чтобы раздобыть охру, которую каждый неизменно носит с собою для окрашивании в том или другом случае жизни. Материалом для окраски служат самые различные вещества: кровь, сок ягод и деревьев, скорлупа кокосового ореха, охра, глина, угольный порошок, индиго, красильное дерево, киноварь и т. д. Для придания липкости красящим порошкам прибавляют к ним разные жиры, сало, даже человечье (Австралия), иногда коровью мочу и вообще всякие нечистоты. С окрашиванием соприкасается и обычай натирания тела жирными или благовонными веществами, если оно не имеет никакого утилитарного значения. Так, напр., многие американские племена Тихоокеанского побережья, натерев тело салом, распускают вокруг себя целые тучи птичьего (лебяжьего или утиного) пуха, который, прилипая к телу, образует на нем как бы покров птицы.

Украшения второй группы

Особенность украшений второй группы заключается в том, что объектами их служат предметы из внешнего мира, которые тем или другим способом прикрепляются к телу либо непосредственно, либо в виде одежды-украшения, либо украшения на одежде. Наиболее удобными местами для украшения, говорит Липперт, «являются те части тела, которые представляют природные сужения под могущими служить поддержкой расширениями мускулов и костей. Это — лоб и виски с выдающимися под ними скуловыми частями и ушными раковинами, шея с великолепной поддержкой плеч, поясница с выдающимися бедрами, на ногах место под щиколкой, на руках, кроме сужения перед кистью, предплечье с выдающимся мускулом и, хотя в меньшей степени, пальцы». Наиболее удобная форма для прикрепления к этим частям тела украшения — обручевидная (Ringsschmuck), то есть форма обруча, кольца или повязка (Селенка). Самый лучший пункт прикрепления — шея; поэтому ожерелья (см.) являются таким распространённым типом украшения, начиная со времен доисторических до наших дней. За ожерельем по распространённости следуют браслеты на руках и ногах (последние — у народов, не носящих одежды), головные обручи, диадемы, пояса (см.), разные повязки, наконец, кольца, сравнительно поздно явившееся украшения. Как усердно пользуются первобытные люди всяким пунктом, более или менее пригодным для украшения, об этом можно судить по украшениям, укрепленным на фалангах ножных пальцев у женщины-тамилки (см. фиг.). Кроме естественных пунктов прикреплений пользуются ещё отверстиями, искусственно проделываемыми в тех или других местах тела — в ушной раковине, щеках, зубах, носовых крыльях и носовой перегородке (деформации). Самым распространенным, можно сказать, универсальным украшением этого рода, доныне ещё употребляемым женщинами цивилизованных стран, являются ушные украшения, серьги. Менее распространены украшения носа — продеваемые в носовую перегородку или носовые крылья сережки, палочки, кольца, перья, металлические шарики, раковины, камни и т. п. Украшение губ встречается только у немногих племен в Африке и Америке. Особенную известность приобрёл этот вид украшения у ботокудов (см.). В то же время, у европеоидов распространены украшения, установленные в искусственно проделываемых отверстиях в языке и на гениталиях.

УКРАШЕНИЯ I.

1-3. Украшения-амулеты пещерного человека древнекаменного века: просверленные резцы лошади (1 и 2) и челюсть дикой кошки (Пещера Гелефельс). 5-9. Украшения-подвески из швейцарских свайных построек каменного века: № 4-8 из оленьего рога и кости, № 9 — просверленный зуб хищного животного. 10-17. Украшения из глины, камня новокаменного века Франконской Швейцарии. 18. Янтарная буса новокаменного века южной Швейцарии. 19. Золотое украшение в виде рыбы из древнеевропейских находок (Феттерфильд, Нижняя Лузация). 20. Бронзовые украшения: фибулы (застежки), булавки, браслеты, из свайных построек Пешьеры (Гардское озеро). 21. Фигурные украшени на бронзовом панцире, из русла Алфея, близ Олимпии (Гальштатский период). 22а, 22б. Бронзовые украшения-фибулы (застежки) из могильных находок в Глазинаке, Босния.

Материалы, используемые для украшений

Материалами, из которых приготовляются украшения у первобытных народов, на самых ранних ступенях, служат камни, зубы, когти, кости, волосы животных и людей, раковины, железо, стекло, бусы, кораллы, жемчуг. У народов северных, употребляющих одежду, не довольствуются украшениями на открытых частях тела, но переносят украшения на самую одежду. В покрой одежды постепенно вносятся изменения чисто эстетического характера; материал для одежды подвергается известному подбору (вводятся любимые цвета, комбинации цветов), искусственному окрашиванию, сплошному или комбинированному, покрывается узорами и т. п. К одежде прикрепляются ещё украшения, где только возможно. Типичен в этом отношении женский халат из рыбьей кожи у гольдов и гиляков, где вся спина покрыта нашитыми и выкрашенными в разные цвета арабесками (прототип узорных тканей), края обшиты узорами, а подол усеян металлическими бляхами, ракушками и т. д. Фибулы (см.), застежки и верхние пуговицы являются перенесением шейных амулетов на одежду. Целиком перенесены, как украшения одежды, и пояса, которые у многих первобытных народов бывают убраны чрезвычайно богато. У народов южных самая одежда или одеждоподобные прикрытия из шкур, листьев и т. п. служат украшениями. (см. фиг.). Так, у многих африканских племен короли, обыкновенно так же обходящиеся без всякой одежды, как и их подданные, в торжественных случаях накидывают на себя рубашки в качестве украшения или символа власти. Любовь к украшениям универсальна как у первобытных, так и у цивилизованных народов. У первых она не только несравненно сильнее, но гораздо серьёзнее: украшения для них — важное дело жизни, ради которого они готовы отдавать целые годы (женщины островов Pelaw по 3 — 4 года употребляют на нанизывание десятков тысяч обрезков раковин и дерева для поясов своих мужей), подвергаться лишениям (путешествия дайери за краской), истязаниям (татуирование) и даже рисковать жизнью (ради украшения себя скальпом врага). Вопрос о генезисе украшений ещё не вышел из области споров. Одни склонны выводить его из общих биологических основ животного мира. На первый план обыкновенно выдвигается эстетическое чувство и половой инстинкт. Зрительное чувство человека приятно реагирует на все необыкновенное, на яркие краски, на ритмическое расположение цветов и т. д. — и этим пользуется первобытный человек, чтобы привлечь внимание женщин, обладание которыми является результатом конкуренции. В доказательство ссылаются на аналогии из жизни животных, особенно птиц, которые в сезон любви не только охорашиваются, расправляя и прикрашивая своё оперение, ловко выставляя напоказ наиболее окрашенные части (павлины, голуби), но и умеют пользоваться объектами внешней природы, чтобы окружить себя привлекательной обстановкой (напр. Amblyornis inornata, устраивающая нечто вроде сада из ярких цветов и камешков, чтобы ввести туда свою возлюбленную). Указывается на то, что на самых ранних ступенях быта украшают себя преимущественно мужчины, точно так же, как в мире животных это делают самцы, а не самки. Некоторые представители первобытных племен сами объясняли своё пристрастие к украшениям желанием нравиться женщинам (Гроссе). Мотивом полового подбора Вестермарк объясняет даже генезис пояса стыдливости, так как открытые половые органы менее возбуждают половое чувство; но если бы это действительно было так, то пояс стыдливости был бы универсальным явлением — чего на самом деле нет (напр., у австралийских племен, наиболее первобытных), и притом служил бы преимущественно украшением мужчин, между тем как в действительности либо оба пола украшены им, либо одни женщины (андаманцы). Что украшения удовлетворяют эстетическим потребностям человека, и что они играют роль в возбуждении эротических эмоций и, следовательно, в половом подборе — это несомненно, но этнография не обладает ясными доказательствами того, что в этих именно мотивах заключались первоначальные и притом главнейшие мотивы генезиса У. В то же время в распоряжении науки имеются обильные доказательства того, какую огромную роль в этом обычае играли мотивы утилитарные, религиозные и социальные. Окрашивание, справедливо признаваемое самым первичным украшением, скорее всего было вызвано первоначально чисто утилитарными мотивами. Даже животные, буйволы, слоны, медведи принимают грязевые ванны для защиты от мух, насекомых, жары. Нет ничего удивительного в том, что и человек в жарких странах прибегает к тем же средствам, обмазывая себя грязью, навозом, нечистотами, маслами. Отыскивая средства для обмазывания, человек не мог не наткнуться и на то или другое красящее вещество, как это мы видим в Бразилии, где предохраняющим средством против москитов служит смесь кокосового масла и красной краски. Раз окрашивание стало гигиенически необходимым средством, оно могло подвергнуться эволюции под влиянием религиозных, социальных и эстетических условий, как это мы и видим в действительности на многочисленных примерах. Среди современных первобытных племен самыми первобытными считаются австралийцы; между тем у них явственно видны религиозные мотивы окрашивания. Будучи тотемистами, они в обыденной жизни, а тем более во время религиозных танцев и празднеств инициации юношества, всячески стараются уподобляться тотему — и одним из средств к тому является окрашивание в цвет тотемного животного. Точно так же раскрашивания в знак траура имеют религиозное значение (см. Траур). Предпочтение, оказываемое красному цвету, объясняется своеобразным воззрением на кровь и на договор крови (см. Татуирование).

УКРАШЕНИЯ II.

23а, 23б. Бронзовые змеевидные фибулы из Крайны (Гальштатский период). 24, 25. Бронзовые браслеты в виде овальных открытых обручей с концевыми шипами, эпохи свайных построек. 36. Украшения современного индейца племени каройа (палочки в ушах и нижней губе).ж 27. Ожерелье из человеческих пальцев индейца племени арапахо. 28. Украшения папуасца (из Нижней Померании) с ожерельем из нанизанных на нитки пластинок раковин. 29. Украшения на Соломоновых о-вах; ожерелье и браслет вокруг икр из собачьих зубов; на локте обруч из слоновой кости; на груди амулет; в носовой перегородке воткнута палочка. 30. Праздничные украшения на Соломоновых о-вах; парик, украшения из дорогих раковин (налобник), жемчуга, перьев и пр. 31. Индуски с украшениями в крыльях носа и нижней губе и с обручными украшениями (Ringschmuck) на руках, ногах, пальцах рук и ног. 32. Серебряные украшения на ногах тамилки (Передняя Индия). 33. Украшения знатной сингалезки (Цейлон). 34. Древняя гречанка; изящество при полном отсутствии специальных украшений

Быть может, первоначально окрашиваниe производилось настоящей кровью животного, как это делается и теперь ещё у многих народов. Вследствие анимизирования природы, всё напоминающее кровь — красный сок дерева (например, черемухи), порошок охры и т. п. — представляется первобытному человеку настоящею кровью какого-то существа, чем-то таким же могучим, чудотворным, как и кровь тотема (Штернберг). Отсюда та заботливость, с которой относится первобытный человек к процедуре окрашивания: ради неё он готов на всякие жертвы. Огромную роль в генезисе украшений сыграл и фетишизм (см.), который видел в каждом предмете странной, а тем более животноподобной формы, могучее, высшее, чудотворное существо. Навесить на себя такие объекты, как ценные амулеты-хранители, было вполне естественно. Среди самых древних украшений палеолитического периода мы уже встречаем в виде украшений окаменелости трилобита, да и до настоящего времени японцы относятся к окаменелостям, как к фетишам. Есть основание думать, что железо, бронза, янтарь, драгоценные камни, кристаллы кварца (у австралийцев) первоначально были фетишами. Недаром железо встречается как тотем в Африке; у племен, не знающих железа или стекла, случайно попавший кусок того или другого навешивается, на всякий случай, как «незнакомое божество», могущее быть полезным. Что религиозный фетиш может быть принят посторонними за украшение и со временем действительно обратиться в таковое — примером этому служит принадлежность айнского культа: так называемое инау. Это — деревянные стружки, которые благодаря странному их виду — сходству с языками считаются у айнов лучшими посредниками между человеком и божествами (Штернберг). Ими обвязывают себе голову, оконечности, туловище как больные, так и шаманы во время камлания; ими же повязывают себе голову все вообще айны во время своих частых торжественных пиршеств. Вот этот-то чисто религиозный головной убор выставляется путешественниками, и даже самими айнами начинает пониматься как украшение.

Украшения социального и религиозного характера

 

Ожерелье из когтей медведя гризли.

В первобытных обществах амулеты носит всякий; у многих племен каждый человек в то же время является своим собственным шаманом и, следовательно, постоянно имеет на себе целую коллекцию костей, когтей, перьев, металлических и всяких других фетишей. Постепенно такие объекты, в неизменённом виде или видоизменённые эстетическими влияниями (см. ниже), становятся украшениями, обычными принадлежностями туалета. Одним из лучших доказательств религиозного характера украшений служит крайняя индивидуализация их даже среди самых близких по родству и соседству племен. Так, напр., известное губное украшение ботокудов совершенно чуждо их непосредственным соседям, которые в других украшениях, быть может более древних и некогда общих, мало чем от них отличаются. Такую же, если ещё не большую роль играли социальные мотивы. Охотничий и военный быт создал обычай надевать на себя реликвии убитых зверей и неприятелей (трофеи, см.). Каким образом трофеи преобразовываются в У., об этом можно судить по следующим примерам: ашантии, берущие трофеями человеческие челюсти, носят часто и металлические изображения челюстей. Малагазы носят серебряные украшения, представляющие подобие зубов крокодила; у карибов, туписов, моксосов, ашантиев, человеческие зубы и зубы наиболее страшных зверей вставляются в браслеты и ожерелья. Гибчасы, прокалывая себе губы, нос и уши, вдевают в них золотые стрелы по числу убитых врагов, — и Спенсер справедливо полагает, что эти стрелы заменили собою первоначальные настоящие трофеи. С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших. Запрет, в свою очередь, действует как усиливающий стимул и без того сильного подражания высшим классам. Все древние и позднейшие государства знали подобные запрещения, постепенно падавшие и заменявшиеся другими. В Перу никто из простого народа не мог употреблять золота и серебра, разве с особого разрешении. В Риме опушенная пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-й пунической войны её носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца прежде носились только послами, а со времени Адриана стали общедозволенными. Во Франции в начале средних веков некоторым классам общества запрещалось носить шелк и бархат: ещё в XVI в. женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, присвоенных высшим классам. В обществах, не знающих классовых привилегий на одежды и украшения, ту же роль исполняет развитие обмена и экономическое неравенство. Выставлению напоказ трофеев в обществах военных соответствует в гражданском обществе выставление богатств, ценностей; все, что только хоть сколько-нибудь удобоносимо, прикрепляется к телу, достигая иногда невероятных размеров. Во многих городах Индии люди носят на себе все свои драгоценности. У племен динка и бонго верховьев Нила женщины обвешивают себя железными украшениями, вес которых превышает 50 фунтов. Выдающаяся роль драгоценных металлов как меновых знаков и растущее скопление богатств у высших классов заставляет последние все более и более превращать свои излишние ценности в украшения и чаще менять формы украшений, чтобы тем самым выделиться из массы. Эта погоня за новыми видами украшений в среде богатых классов и стадное подражание низших создает в культурных странах то, что называется модой. Быстрым накоплением богатств и все растущим неравенством объясняется и то, что эволюция украшения идёт в направлении не эстетическом, а грубо тщеславном — направлении регрессивное, потому что очень древние страны, как Япония и классическая Греция, сумели достигнуть в деле украшения благородной простоты, обходясь без кричащих и дорогих украшений. Хотя генезис украшений, главным образом, покоится на мотивах утилитарных, религиозных и социальных, но эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшения. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения. Эстетика внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Внеся ритм в грубое ожерелье ботокуда, состоящее из чередующихся черных бус и белых зубов, бывших, вероятно, первоначально простыми амулетами, оправив кровавый трофей ашантия в золотой обруч, превратив грубую окраску от москитов в симметрично комбинированные цвета и т. д., художничество первобытного человека в конце концов заставило забыть первоначальный генезис и цель объекта и обратило его в самостоятельное украшение. История этого художественного процесса входит уже в область эволюции искусства.

Древнейшие украшения

С середины 2006 года на право называться Самыми древними украшениями претендуют три бусины из морских брюхоногих моллюсков (Nassarius gibbosulus), обнаруженные археологами в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Химический и углеводородный анализ установил, что они лежали в грунте около 100 тысяч лет[1].

ru-wiki.org

Тысячи украшений из стоянки древнего человека Сунгирь были сделаны специально для погребения

Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь находится во Владимирской области и датируется возрастом примерно 29000 – 31000 лет

Российский археолог из МГУ Владислав Житенев исследовал сделанные из кости украшения, найденные на верхнепалеотической стоянке древнего человека Сунгирь. Благодаря украшениям ученым удалось определить относительный возраст погребенных в Сунгири людей. Группа Владислава Житенева выяснила, что многие украшения были изготовлены специально для погребения, тогда как другие носились постоянно. Стиль изготовления украшений подвергался влияниям разных культур, представленных в Европе и на русской равнине. Статья опубликована в журнале EPAUL 147.

Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь находится во Владимирской области и датируется возрастом примерно 29000 – 31000 лет. Изучение этого места началось более тридцати лет тому назад. Бывшая стоянка древних охотников включает могилу мужчины 40-50 лет и могилу двух детей 10-14 лет. В раскопках найдено более 80 тысяч разных предметов.

«Украшений и другого погребального инвентаря в детском погребении больше, чем во всех других погребениях верхнего палеолита Евразии», – сообщает автор исследования Владислав Житенев, доктор исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ. Сейчас все предметы хранятся в государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений ученые выяснили, что часть этих предметов явно долго носили. Ученые заметили на них потертости и другие следы износа. Остальные найденные в погребениях украшения сделаны более поспешно: они не такие гладкие и удобные. Видимо, они были сделаны специально для погребения. К таким предметам принадлежит, например, массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой. Хотя поверхность фигурки заполирована, на ней сохранились многочисленные следы изготовления и обработки.

Вопрос, почему в погребении детей оказалось так много предметов, в том числе явно ношеных, до сих пор открыт. Возможно, так люди приносили своеобразную жертву для спасения от какого-то бедствия – болезни или голода. В изготовлении погребальных предметов участвовали не только опытные мастера, но и дети. Например, один из найденных в детском погребении бивневых дисков сделан неаккуратно, неизящно и даже неумело. Скорее всего, его изготовил ребенок.  

Украшения – это предмет невербального языка, с помощью которого каждый человек мог понять, друг перед ним или враг, какого он социального статуса и положения. Поэтому изучение украшений помогает лучше понять многие аспекты межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита.

Владислав Житенев установил, что мужчина и дети жили примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует один стиль изготовления украшений в их погребениях. Найденные в погребении дети были похоронены единовременно, однако неизвестно, сколько лет разделяет их со смертью мужчины. Это не удалось определить с помощью радиоуглеродного метода, поскольку он не позволяет получить дату с точностью до года. Когда радиоуглеродный метод дает лишь приблизительные результаты, на помощь приходит датирование по косвенным данным.

«При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например, от отца к сыну или от бабушки к внучке», — поясняет Владислав Житенев. Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет друг от друга не более нескольких десятков лет.

Украшения из погребений Сунгири сложно отнести к какой-то определенной культурной традиции, они испытали влияние разных культур. С одной стороны, они имеют много общего с ориньякской культурой, распространенной в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы. С другой стороны, сунгирские украшения похожи на материалы некоторых костенковских стоянок. Наконец, это все сочетается с изделиями из камня, которые были выполнены по неандертальской технологии, хотя все найденные в Сунгире костные останки принадлежали Homo sapiens без примеси неандертальской крови.

Итак, по результатам изучения украшений, найденных в Сунгири, было выяснено, что часть из них изготовили специально для погребения, а часть носили; мужчина и дети, скорее всего, жили примерно в одно время; стиль изготовления украшений испытал на себе влияние многих культур, в том числе ориньякской и культур Русской равнины.

Дальнейшие исследования ученый планирует посвятить изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются друг от друга стоянки с неандертальским компонентом и без него.

scientificrussia.ru

История украшений | Ladies.academ.org. Сайт для женщин и о женщинах

Украшения могут сделать образ человека оригинальным и неповторимым, подчеркнуть его индивидуальность. Можно подобрать украшения не только на любой вкус, но и на любой кошелек. Бусы, ожерелья, кольца, серьги, колье, перстни, печатки, цепочки, броши, заколки. Все это появилось, как вы понимаете, не вчера.

Украшения делали десятки тысячелетий назад, они древнее одежды. Еще до того как люди стали носить одежду, они украшали себя различными предметами. Вероятно, это происходило так.

Первобытный человек изготавливал орудия труда из камня и в поисках нужных материалов часто сталкивался с необычными образцами. Наши предки считали, что все предметы, которые их окружают, в том числе и камни, являются живыми существами. А уж красивые камни и вовсе казались им существами высшего порядка, которые должны были приносить удачу, излечивать от недугов и творить другие чудеса. Возможно, поэтому древние люди начали носить на теле камешки, которые и стали самыми древними украшениями. Они себя ими не украшали, а защищали.

Могущественной силой, по мнению первобытных людей, обладали и животные, на которых они охотились. Поэтому украшения, сделанные из рогов или зубов животных, тоже должны были приносить счастье. Самым удачливым считался охотник, который носил на шее целую связку из тигровых зубов. Трудно назвать такой материал, из которого древний человек не делал бы украшения. Все шло в дело: различные камни, кости, зубы, раковины моллюсков. Носили такие украшения на руках, на ногах, на шее, на талии, вес украшений достигал порой нескольких килограммов. Что-то носили постоянно, а что-то надевали только по большим праздникам.

С древних времен люди понимали, что красота требует жертв. Но они и представить себе не могли, каких успехов достигнет косметология к XXI веку! Древние люди вступали на тернистый путь модников скромно и для начала стали прокалывать себе уши. В ушах же первобытные красавицы носили не привычные для нас сережки, а различные камешки и деревянные палочки. Иногда мочки ушей у особо ретивых модниц сильно растягивались от груза и опускались к плечам. У некоторых племен был обычай прокалывать себе нижнюю губу, вставляя в нее специальные палочки.

Считается, что первыми особенно ценить камень как украшение стали египтяне. Самым распространенным украшением у египтян были вырезанные из камня различные амулеты в форме сердца или глаза, а также бусы. Они изготавливали их сначала из мягких пород камня, обрабатывать которые было проще. Позднее украшения начали делать из настоящих драгоценных камней.

У египтян камень стал не просто предметом поклонения, который способен принести удачу и защитить от беды. Драгоценный камень олицетворял собой роскошь, он мог бы многое рассказать о благосостоянии человека. Большинство древнеегипетских украшений, которые, «победив время», дошли до нас, сделаны из агата, халцедона и сарда. Интерес к этим камням не случаен. Дивные мягкие красно-коричневые тона завораживают нас и сейчас. Кроме того, египтяне считали, что халцедоновые камни обладают чудодейственной силой, которую могут передать своим хозяевам.

Камень мог дать храбрость и мужество, защитить от коварства и лжи, подарить счастье. К тому же, по мнению египтян, некоторые камни способствовали благополучному переходу от земной жизни к загробной. Это было для египтян важнее всего остального. Фантазия древних ювелиров была безгранична. Какой только формы бусы не встречаются в древних захоронениях: округлые, шаровидные, миндалевидные, дисковидные, бочковидные!

В Древнем Египте украшения носили все, только мужчины предпочитали камни более темных тонов, а женщины — светлые и прозрачные. Невероятных размеров достигла мода на драгоценные камни у римлян и греков. Например, жена Калигулы запросто приходила в гости, нацепив на себя несколько килограммов драгоценных камней. Да и сам Калигула носил массу драгоценностей, украшая самоцветами свою одежду и обувь. Даже его лошади ели овес из золотых яслей.

Правитель Алпий издал «Стеснительный закон», который запрещал носить на себе более пол-унции (15 граммов) золотых из-Делий. Но этот закон не получил большого распространения, а вско-Ре был и вовсе забыт. Стоит ли ограничивать стремление человека выглядеть красиво? А меру, наверное, каждый должен знать сам.

В Древней Руси украшения были в основном привозные. Стоили они дорого, так что позволить приобрести себе украшения могли только люди очень богатые. Древнерусские князья украшали свои пальцы диковинами. Наверняка, мало кто слышал это диковиной на Руси называли кольцо с дорогим камнем. Камень был укреплен на кольце с нескольких сторон, словно схвачен цепкими лапками жука. «Гнездо с алмазом в ногтях», — говорили о таких украшениях.

Мода носить в ушах серьги пришла на Русь, вероятнее всего, от норманнов. Князь Святослав Игоревич носил в одном ухе золотую серьгу, украшенную двумя жемчужинами и рубином. Очень быстро серьги стали на Руси довольно популярным украшением. Появилось множество разных видов сережек: серьги-бубенчики, серьги-лапки, серьги-орлики. Такие серьги были не менее 5 сантиметров длиной.

Издавна считают, что украшение-амулет оберегает владельца от нежелательных влияний со стороны, сдерживает внутренние порывы, которые могут повредить его хозяину. Относиться к таким утверждениям можно по-разному. Но вероятно, украшения могут как-то влиять на наш организм. Многим приходилось слышать о чудодейственных медных и серебряных браслетах. Народная медицина знает немало рецептов излечения различных болезней с помощью драгоценных камней. Китайские специалисты по акупунктуре утверждают, что украшения могут и отрицательно воздействовать на человека. Например, кольца. Дело в том, что на пальцах есть немало точек, влияющих на различные органы человека, поэтому постоянные тесные «объятия» колец могут негативно сказаться на состоянии их владельца. Постоянное ношение колец на безымянном пальце в том числе и обручального, может способствовать развитию болезней, поэтому специалисты по акупунктуре советуют почаще менять кольца.

Какими могут быть украшения?

Модными и уже вышедшими из моды, для праздников и для будней. Кроме того, их принято делить на украшения для волос и головы — головные, украшения для тела — нательные и украшения для одежды — платяные. Чем можно украсить голову и волосы? Мода на головные украшения постоянно менялась. Уже первобытные люди стали придавать большое значение своей прическе. Их фантазия была безгранична. Чего только ни прикрепляли они к своим волосам и головным уборам!

В начале XVI века в Европе среди дворян существовала мода прикалывать небольшие золотые медальоны к верхним полям шляпы. Женщины в то время предпочитали носить в волосах украшения из жемчужных нитей. Над бровями было принято закреплять украшения с драгоценными камнями. Позже в моду вошли головные повязки, расшитые жемчугом и драгоценными камнями. И шляпы и прически украшали перьями. Особо модными считались перья павлина и страуса. К волосам прикрепляли кисточки павлиньих перьев с вкраплениями драгоценных камней и конечно цветы. В волосы вплетали как живые, так и искусственные цветы.

Но мода — дама переменчивая. Спустя время на смену повязкам пришли длинные, нарядно украшенные шпильки для волос с драгоценными камнями наверху и плюмажи — так назывались броши, которые носили сбоку пышной прически. Какие украшения принято носить сегодня на голове? Да разные. Самые изысканные головные украшения используют невесты. В последнее время в моду у молодоженов входят даже давно забытые диадемы.

А в повседневной жизни женщины используют всевозможные банты, зажимы, шпильки, заколки. Правда, многие считают, что относить их к украшениям нельзя, потому что все эти предметы выполняют определенную функцию — помогают закрепить прическу. Но с этим можно и не согласиться. Заколки-зажимы можно украсить красивой тесьмой или ленточкой, или какими-нибудь фигурками. Можно украсить все — и заколки и одежду. В Средние века драгоценные камни попросту нашивались на одежду. Платья царей и придворных особ были расшиты жемчугом, изумрудами, сапфирами. Туго облегающие, строгие лифы платьев с низкой линией шеи украшались ожерельями из драгоценных камней и цепочками.

Женщины носили круглый белый жемчуг, нанизанный на нити и пришитый к стоячим воротничкам высоко у горловины, или на длинных нитках, спускающийся до талии. Жемчуг имел особую популярность при украшении одежды: его нанизывали на нити, смешивали их с бриллиантами, соединяли в сложные композиции с бантами и гирляндами.

Знатные вельможи заказывали пояса у ювелиров. В зависимости от назначения пояса украшались различными фигурками, масками, орнаментом. Вдобавок на поясе было принято носить необходимые предметы: зубочистки в форме серпа, веера, молитвенники, зеркала, ароматические шарики. Все эти нужные и не очень нужные вещицы искусно обрамлялись драгоценными материалами и сами по себе становились украшениями.

Источник: kriska.ru

ladies.academ.info

Древние люди неандертальцы делали украшения из когтей

Древние украшения из когтей, сделанные неандертальцами

Древние украшения из когтей, сделанные неандертальцами

Найдены самые древние украшения из кости известные современным людям. Оказывается, стремление к эстетике присуще не только человеку разумному. Древние люди неандертальцы делали ожерелья и браслеты, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Об этом свидетельствуют найденные когти стопы орла-белохвоста, которые, вероятнее всего, были браслетом или ожерельем. Восемь элементов сложены в определенном порядке, и невозможно себе представить для них другое назначение. Предположительно украшение из когтей было сделано 130000 лет назад, за 60000 лет до появления Homo Sapiens. К такому выводу пришли палеонтологи из хорватского музея естественной истории в Загребе, исследуя археологические находки из убежища Крапина.

На когтях отчетливо видны следы обработки каким-то инструментом и отполированные пятна от износа. Все это могло появиться, если когти орла были намеренно удалены, соединены вместе и впоследствии длительно носились в качестве древнего ювелирного украшения.

Находка опровергает убеждение, что неандертальцы не делали украшения. Многие ученые считают, что предки и родственники современного человека не занимались символическими практиками, и это черта человека разумного. Однако возраст украшения из когтей орлана свидетельствует, что древние люди неандертальцы были знакомы с аксессуарами задолго до столкновений с современными людьми.

Символизм древнего украшения из когтей

Орлан-белохвост – жестокий и величественный хищник. Вряд ли птица добровольно отдала свои когти для древних ювелирных украшений. Должно быть, неандертальцам пришлось потрудиться, чтобы поймать несколько птиц для создания аксессуара. Украшение из хищной птицы, которая не дается в руки и является превосходным охотником, позволяет провести аналогию с аксессуарами ныне живущих вдали от современной цивилизации племен. Они часто носят ожерелья и браслеты из когтей и зубов хищников, чтобы подчеркнуть свою доблесть. Идея о том, что древние люди неандертальцы использовали символы в быту, является довольно ошеломляющей.

Особенности украшений древних людей неандертальцев

Исследуя аксессуар из когтей орлана-белохвоста, ученые обнаружили множество разрезов на его частях. По-видимому, их специально делали острыми инструментами. Найденные неподалеку останки неандертальцев позволили достаточно точно датировать возраст находки (130000 лет) с помощью анализа радиоактивных изотопов.

Для извлечения когтей использовался довольно острый инструмент, мастер сделал несколько царапин, когда пытался освободить их от кожи вокруг. В некоторых местах элементы аксессуара отполированы до блеска, это указывает на то, что они терлись друг о друга, когда владелец носил древнее ювелирное украшение.

Это не единственное украшение, принадлежавшее неандертальцам найденное при раскопках. В 2012 году в одной из пещер на юго-востоке Франции были найдены скрученные в браслет волокна. Возраст аксессуара 90000 лет. Еще одной важной находкой является подвеска, сделанная более 80000 лет назад. Но все эти предметы были созданы гораздо позже, чем крапинское украшение.

Количество доказательств, того что неандертальцы использовали символические атрибуты постоянно растет, и когти орлана, сильно отодвигают дату начала подобного поведения древних людей. Тем более, что некоторые находки свидетельствуют, что первобытные гуманоиды создавали украшения более миллиона лет назад, например, древнейшие люди питекантропы делали гравировки на ракушках.

Рекомендуем ознакомится: http://spacefacts.ru

worldunique.ru


Смотрите также