Аристотель - энциклопедический ум Древней Греции. Древняя греция аристотель
Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель [Контрольная работа]
Вид работы: Контрольная работа
Тема: Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель
Дисциплина: История экономических учений
Скачивание: Бесплатно
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2012
Дата размещения: 23.10.12 в 22:29
Содержание
Введение 3
1 Экономика Древней Греции XI- VI вв. до н. э. 4
2 Экономика Греции в V—IV вв. до н. э. 6
3 Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.) 8
4 Экономические учения Древней Греции. Ксенофонт, Платон 9
5 Экономические учения Аристотеля 13
Заключение 17
Список литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
Древняя Греция – уникальное государство, достигшее наивысшего уровня развития экономики и культуры. Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Её внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.
История Древней Греции уникальна и благодаря своим философам, которые внесли незаменимый вклад в развитие экономической мысли в виде учений и трудов. Чтобы разобраться в развитии экономической мысли в Древней Греции необходимо рассмотреть, прежде всего, экономическое развитие страны на различных исторических этапах, понять на какой основе формировались экономические учения и мировоззрения мыслителей. Поэтому задачами данной контрольной работы являются:
Изучить экономическое развитие Древней Греции в XI-IX вв. до н.э., VIII-VI вв. до н. э., V—IV вв. до н. э., IV-I вв. до н.э.
Рассмотреть экономические взгляды Ксенофонта и Платон
Проанализировать учение Аристотеля
ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ XI- VI вв. до н. э.
История Древней Греции охватывает два этапа: темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.).
Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. В этот период произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.
Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:
В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.
Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами.
Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.
Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов.
ЭКОНОМИКА ГРЕЦИИ в V—IV вв. до н. э.
Изгнание персов с северного побережья Эгейского моря, освобождение греческих полисов в черноморских проливах и западной Малой Азии привели к созданию довольно обширной хозяйственной зоны, включающей Эгейский бассейн, побережья Черного моря, Южную Италию и Сицилию, внутри которой сложились прочные экономические связи, питающие хозяйство отдельных полисов. В результате побед над персидскими войсками греки захватили богатую добычу, включающую материальные ценности и пленных. Так, например, после битвы при Платеях (479 г. до н. э.) греки, по сведениям Геродота, «нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто и не обращал внимания. Золота было взято так много, что его продавали так, как будто это была медь».
Рабские рынки Эллады были заполнены многочисленными пленными. В относительно короткий срок (50 лет) было продано свыше 150 тыс. человек. Часть рабов и богатой добычи были направлены в производство, пошли на устройство новых ремесленных мастерских, рабовладельческих поместий, новое строительство.
Война вызвала к жизни новые потребности и создала дополнительные стимулы для хозяйственного развития. Нужно было строить огромный флот (в несколько сотен кораблей), возводить мощные оборонительные сооружения (например, систему афинских укреплений, так называемые «длинные стены»), нужно было оснащать армии, которых греки никогда ранее не выставляли, оборонительным и наступательным оружием (панцири, щиты, мечи, копья и т. д.). Естественно, все это не могло не двигать вперед греческую металлургию и металлообработку, строительство, кожевенное дело и другие ремесла, не могло не способствовать общему техническому прогрессу.
Под влиянием этих факторов в Греции середины V в. до н. э. сформировалась экономическая система,. просуществовавшая без особых изменений до конца IV в. до н. э. Она основывалась на использовании рабского труда.
Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных полисов можно выделить два основных типа, отличающихся по своей структуре. Один тип полиса — аграрный с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли (наиболее яркий пример — Спарта, а также полисы Аркадии, Беотии, Фессалии и др.). И другой тип полиса, который можно условно определить как торгово-ремесленный, — в его структуре роль ремесленного производства и торговли была довольно значительной. В этих полисах была создана товарная рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро. Примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос, Сиракузы, ряд других, как правило, расположенных на морском побережье, иногда имеющих небольшую хору (сельскохозяйственную территорию), но вместе с тем и многочисленное население, которое нужно было кормить, занять производительным трудом. Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V—IV вв. до н. э.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ЭПОХИЭЛЛИНИЗМА (IV-I вв. до н.э.)
Утрата тесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грецией независимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын и наследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IVв. до н. э. крупнейшую мировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силой в греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии.
Как известно, государство Александра Македонского после его смерти распалась на ряд государств: Греко-македонское царство; Египет, в котором правила династия Птолемеев; государство Селевкидов, центральным ядром которого являлись Сирия и Месопотамия; Пергамское и Понтийское царства в Малой Азии и т. д. В этих, эллинистических, государствах происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов; это касается и экономической, и социально-политической, и культурной сфер.
Также важную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между древними греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле.
В этот период значительное развитие получили наука и техника: знаменитый ученый Архимед открыл гидравлический закон, закон рычага, изобрел болт, винтовую водочерпательную машину и многое другое.
В эпоху эллинизма центр экономической жизни переместился из материковой Греции и Эгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множество новых городов. Крупными торговыми и ремесленными центрами были Александрия, Пергам на северо-западе Малой Азии, Аитиохия на реке Оронт в Сирии, Селевкия на реке Тигр в Месопотамии и др. В III- II вв. до н. э. эллинистические полисы переживали эпоху расцвета.
Города являлись административными единицами, в большинстве случаев в них сохранялись органы самоуправления, к ним приписывались земли, находящиеся в собственности города и частных лиц. Остальной земельный фонд считался государственным: существовали собственно царские земли, а также земли, пожалованные приближенным царя, храмам, переданные в держание воинам.
В эллинистических государствах постепенно распространялось классическое рабство, однако наряду с ним существовало характерное для восточной экономики долговое рабство. В сельском хозяйстве количество рабов увеличилось, но в основном земля обрабатывалась членами сельских общин, находящимися в той или иной степени зависимости от государства. В ремесле наряду с частными существовали мастерские, работники которых также зависели от государства.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. КСЕНОФОНТ, ПЛАТОН
В начале первого этапа в истории экономической мысли экономические воззрения находили свое отражение лишь в произведениях и материалах, мало связанных с экономикой. Это относится к греческому эпосу, в частности представленного в "Илиаде" и "Одиссее". Своеобразный культ войны, защита натурального хозяйства (торговля еще развита слабо, и не затрагивает основ экономики).
Более зрелый этап (VII-VI вв. до н.э.) представил Гесиод "Труды и дни". Оно полно воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было больше. Гесиод воспевает "систему двух детей" для ограничения дробления земельных наделов. На первом плане - постройка дома, покупка вола. Защищая крестьянские идеалы, Геосид считает покупку рабыни в качестве погонщицы волов - обычным правомерным делом.
В IV в. до н.э. экономическая мысль Греции развивается в новых условиях. Начинается кризис рабовладения.
В V в. до н.э. своё учение выдвигает мыслитель Ксенофонт. Он родился в Афинах в 430 г . до н.э.. (умер в 355 г . до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе "Домострой", подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, "земледелие— мать и кормилица всех искусств" Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.
"Домострой" содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.
Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.
Ксенофонт — идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.
У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.
Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа "Политика или государство". Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.
Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.
Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.
В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель. Он смог значительно больше своих современников углубиться в конкретный экономические проблемы.
Он родился в 384 г . до н.э. в семье врача (умер в 322 г . до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе "Политика" и других произведениях. Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.
Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.
Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.
Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.
Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относиться друг к другу как соизмеримые величины. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство — без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремёсла и искусства, а участвующие в нём потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит "в действительности" это отношение равенства.
Представляет интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. «В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, — отмечал К. Маркс, — как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Само слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение, что ещё в большей степени усиливает роль Древней Греции в становлении и развитии этой науки.
В заключение необходимо выделить особенность развития экономической мысли Античной Греции: экономическая политика ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства. В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становиться более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявлялись в экономической мысли Ксенофонта, Платона, в меньшей степени в учении Аристотеля.
Аристотель первым подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности. Его можно назвать первым экономистом в истории науки. Экономические воззрения Аристотеля получили развитие в экономической мысли средневековья. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется так: «Чем определяются пропорции обмена товаров» (что делает товары сравнимыми). Он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривает и признает необходимость деление общества на свободных и рабов. Подводя итог, Аристотель сформировал сферу экономики как важную и почетную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2000. - 386с.
2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Акад. проект, 2000. - 403с.
3. Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Олма-пресс, 2001. - 324с.
4. Бор М.З. История мировой экономики. - М.: Дело и сервис, 1998. - 427с.
5. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. - М.: Россмэн, 2001. - 298с.
6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Высшая школа, 2005. - 356с.
7. История экономических учений: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.П. Гуровой, С.Л. Сазановой. - Ульяновск: Мозаика, 2001. - 100с.
8. Курс экономической теории:Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2002. - 468с.
Не подходит Контрольная работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.
Заказать новую работу
0
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Похожие бесплатные Контрольные работы:
studrb.ru
Аристотель. История древнегреческого философа | Журнал | RETROBAZAR
11, Январь
2013 22:37 | 10 фото | просмотров 9677
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 2 октября - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.БиографияАристотель родился в 384 до н. э., в Стагире, на полуострове Халкидика, Северной Греции. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до его смерти, был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом II (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа. Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками.Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп: Логические трактаты, объединенные в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика». Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе». Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики». Этические сочинения — т. н. «Никомахова этика» и «Эвдемова этика». Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития». Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая неполностью «Поэтика».В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию, к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве он утверждал, что суть искусства — подражание. Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное — то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее — то, что существует в любом месте и в любое время, проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть; материя и подлежащее — то, из чего что-либо возникает; движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя философ и ученый признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало, всю же активность приписывал остальным трём причинам, причем сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога.Ученый и философ различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное — увеличение и уменьшение; перемещение — пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причем «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к форме, который из меди отливается. Вся реальность оказывалась последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) Убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категория, силлогизмом.Космология Аристотеля при всех достижениях в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до польского астронома Николая Коперника. Великий ученый руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. Земля как наиболее тяжелый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечноравномерных движений, а сами звезды состоят из пятого — совершеннейшего элемента — эфира.В области биологии одна из заслуг Аристотеля — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую он назвал «энтелехией». Соответственно трем родам живых существ (растения, животные, человек) ученый различал три души, или три части души: растительную, животную и разумную.В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума, которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом для Аристотеля являлся бог — совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой он понимал разумное регулирование своей деятельности, ученый определял как середину между двумя крайностями. Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил ему — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это — монархия, аристократия и «полития», основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, он был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля, которого Карл Маркс назвал вершиной древнегреческой философии, оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли. На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорожденных граждан». Трем видам души, по учению философа, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной. Природные задатки, навыки и разум — таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Он установил 2 вида богатства: как совокупность потребителей стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство — земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой ученый понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике относился отрицательно.СочиненияМногочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля. Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме, например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам. В пятой книге «Historia Animalium» Аристотель упомянул о своем «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. Философское учение АристотеляАристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и творческие. К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия». К практическим наукам — этика и политика. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является БлагоКатегории философии — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение. Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития. Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее): неорганические образования (неорганический мир). мир растений и живых существ. мир различных видов животных. человек.История философииАристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философия — это система научных знаний.
retrobazar.com
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Философия Древней Греции
– величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Сократ
Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.
Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.
Платон
Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Аристотель
Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.
Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.
Пифагор
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.
Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.
Демокрит
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».
Гераклит
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Гиппократ
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.
С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.
antgreece.narod.ru
Аристотель - энциклопедический ум Древней Греции
Самая большая группа произведений эпохи Ликея – собственные произведения зрелого Аристотеля. Это в большинстве своем неотработанные произведения, состоящие из книг, созданных в разное время, на разных этапах философского развития философа. Сохранившиеся произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп: логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политико-экономические и искусствоведческие произведения. Логика детище Аристотеля. Наука о мышлении и его законах изложена великим ученым в нескольких трактатах. Логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием «Органон». Умозрительная физика отразилась в таких его сочинениях, как «Физика», «О небе», «Метеорология». Биология, в целом составлявшая часть физики, также ведет свое начало с Аристотелем. Велики заслуги Аристотеля и в области этики. До нас дошли три этических сочинения Аристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Политико-экономические вопросы рассмотрены в сочинениях: «Политика» и «Экономика».
Главная собственно философское произведение Аристотеля – «Метафизика». Аристотель никогда не называл свою философию метафизикой. Вообще во времена Аристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в первом веке до нашей эры. Когда Андронник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, то он поместил философские книги Аристотеля после книг по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: «То, что после физики». «После» по–древнегречески мета. Так образовалось новое слово – «Метафизика», получившее со временем широкое распространение в философии. «Метафизика» Аристотеля – как бы полуфабрикат. Она сложилась стихийно из разных книг. Отсюда её неясности, противоречия и повторы. В метафизике четырнадцать книг. Изучая метафизику Аристотеля, В.И. Ленин заметил об её авторе, что «путается человек именно в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения, сущности и явления». (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 327). Это положения Ленина важно понять конкретно. У Аристотеля нет никакой путаницы, когда надо выбирать между категорией сущности и другими категориями. Для него несомненно, что все девять категорий, начиная со второй, обозначают то, что самостоятельно вне вещей не существует. Он не путается между родами и видами: роды существуют лишь в видах. Для него нет проблемы, следовательно, в том, существует ли прекрасное само по себе, или в том, существует ли мебель как таковая. Как мебель, так и прекрасное само по себе, по Аристотелю, не существуют. Путаница же Аристотеля начинается тогда, когда ему приходится выбирать между единичной вещью и её ближайшим видом. Между данным столом и столом вообще (письменным, обеденным, кухонным столом, если их принять за ближайшие виды). Между данным человеком и человеком вообще (мужчиной, женщиной, ребенком, стариком, если это принять за ближайшие виды по отношению к этому человеку). Два критерия сущности у Аристотеля не совместимы. Он ищет компромисс между ними. Такой компромисс состоит в том, что он принимает за сущность не единичную вещь, ибо она не определима; не род, ибо он самостоятельно не существует; не качество или количество, ибо они также самостоятельно не существуют, а то, что уже определимо и что ближе всего к единичному, настолько к нему близко, что почти с ним сливается. Это и будет искомой в метафизике сущностью, названной «сутью бытия вещей». Аристотель так подытоживает своё учение о первых началах и высших причинах в метафизике: «О причинах речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия; другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третье-то, откуда идет начало движения; четвертый – причину, противолежащею названной, а именно то, ради чего существует вещь и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)». При этом разъясняется, что суть бытия – основание, почему вещь такова, как она есть, основание, восходящая, в конечном счете к понятию вещи, как некоторой причине и началу. Причина – источник, откуда берет своё первое начало изменение или успокоение. Кроме того, о причине говорится в смысле цели, а цель, это то, ради чего. Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое – как источник движения, вторая – как материя. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия – не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале – и энтелехиальные. В деятельности человека присутствуют все четыре разновидности причин. Аристотель это подметил глубоко. Однако он этим не ограничился и уподобил мироздание человеческой деятельности, что стало уже проявлением антропоморфизма. Итак, не считая основного закона бытия, или начала всех аксиом, у Аристотеля четыре первоначала: 1) материальная причина, отвечающая на вопрос «Из чего?»; 2) формальная причина, отвечающая на вопрос» Что это есть?»; 3) движущая причина, отвечающая на вопрос «Откуда начало движения?»; 4) целевая причина, отвечающая на вопрос «Ради чего?».
3. О душе
Учение о душе, по существу, занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению стагирита, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – богом. Поэтому психология является частью физики и частью теологии. К физике относится, однако, не вся душа, а та её часть, которая не может существовать отдельно от материи. Поэтому психология в своей низшей, физической части совпадает по своему предмету с биологией. Обе науки изучают живое, но по-разному. Психология изучает живое в аспекте целевой и движущей причин, а это и есть душа, биология же – в аспекте причины формальной и материальной. Аристотель отдаёт предпочтение психологии перед биологией, говоря, что «занимающемуся теоретическим рассмотрением природы следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является природой через душу, чем наоборот» (О частях животных I, 1, с. 39).Не вдаваясь в трудные формулировки Аристотеля можно сказать, что душа включается лишь при завершённости способного к жизни естественного тела. Душа – спутница жизни. Её наличие – свидетельство завершённости тела, осуществлённости возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.
Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своём минимуме душа есть везде, где есть жизнь. А чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату, т.е. быть растением. Способность к питанию – критерий растительной души. В своём же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором Аристотель говорил: «жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь» («Метафизика», кн.XII. гл. 7, с. 221). Чтобы быть живым, достаточно обладать хотя бы одним из таких признаков, как ум, ощущение, движение и покой. Чтобы быть животным, достаточно чувства осязания. «Животное впервые появляется благодаря ощущениям» (О душе, II, 2, с. 397). Так как способности к ощущению не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, «физические души». Вторая выше первой и включает её в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных меньше, чем растений. «Наконец, совсем немного существ обладают способностью рассуждения и размышления». Эти существа распадаются на две группы – люди и боги. Люди, обладая способностью к рассуждению и размышлению, обладают как животной, так и растительной душой. Бог обладает лишь разумной душой. Человек это и растение и животное. Бог только бог.
1) Растительная душа – первая и самая общая способность души, чьё дело воспроизведение и питание. Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму.
2) Животные отличаются от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы ощущаемого без его материи.
3) Человеческая душа кроме растительного и животного компонентов обладает также и разумом.
Растительная и животная компоненты человеческой души неотделимы от тела так же, как души растений и животных. «В большинстве случаев душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. Все состояния души связаны с телом – негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело» (О душе, II, 2, с. 373). «Однако ум существует отдельно от тела» (О душе, II, 2, с. 373). Хотя Аристотель и замечает, что относительно ума и способности к умозрению ещё не очевидно, существуют ли они отдельно и независимо от тела или же нет, но ему всё же кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно. (О душе, II, 2, с. 373). Аристотель не находит убедительного основания для утверждения того, что ум соединён с телом. Он утверждает, что ум не имеет своего органа. Здесь он не на высоте для своего времени. Ведь пифагореец Алмеон задолго до Аристотеля нашёл орган мышления в мозге.
4. Философия математики
Аристотель пытался выяснить не только предмет философии, но и предмет математики, отличить предмет математики от предмета философии. При этом Аристотель различает общую математику и специальную математику – геометрию, астрономию. Специальные математические дисциплины занимаются отдельными областями сущего, поэтому они не сопоставимы с философией, которая имеет дело со всем сущим, с бытием как таковым. Однако общая математика сопоставима с философией, ибо «общая математика имеет отношение ко всему» («Метафизика», кн.VI. гл. 1, с. 108).
Если предметом метафизики, являются обособленные от материи сущности, сути бытия, формы, виды, то объекты математики неподвижны, но они не существуют обособленно от материи. Аристотель, разумеется, не знал высшей математики, объекты которой как раз подвижны, поскольку там вводятся переменные величины и их зависимость друг от друга. Математика Аристотеля – статическая математика его эпохи. Её предмет – натуральные числа, геометрические фигуры. Она не предназначена для изучения процессов и для открытия законов процессов, что стало делом науки нового времени. Если для античности сущность это неподвижная форма, то для науки нового времени сущность это закон изменения явлений, устойчивое в явлениях, процессах. В этом одно из принципиальных отличий античного мировоззрения от мировоззрения нового времени, в этом основной порок античной науки, её донаучность. Фактически античность не открыла ни одного закона природы, если не считать основного закона гидростатики Архимеда, это не случайно, ибо её внимание было направлено на обособленные сущности и было отнесено Аристотелем к допонятийному уровню бытия. Решая проблему существования чисел и иных математических предметов, Аристотель совершает своего рода отрицание отрицания. Пифагорейцы не отделяли числа от вещей, а вещи от чисел. Напротив, они наивно отождествляли вещи и числа. Для этого они геометризировали тела и сами числа. Аристотель вернул числа в вещи но не по-пифагорейски, не путем наивного отождествления того и другого. В вещах находятся не сами числа, а такие их количественные и пространственные свойства, которые путём работы мышления становятся в человеческом сознании числами, а также другими математическими предметами. Впервые числа от вещей отделили академики. Именно они, а не пифагорейцы превратили числа в самостоятельные сущности, первичные по отношению к вещам.
5. Предмет физики
Аристотель стремится отделить физику от метафизики и от математики.
Метафизика и математика имели у него, то общее, что изучали неподвижные сущности, физика же, по Аристотелю, в отличие от метафизики и математики изучает подвижные предметы, которые к тому же в отличие от метафизических сущностей вовсе не способны существовать отдельно от материи. Как поясняет Аристотель, курносость не может быть без носа. Один из важнейших элементов физики Аристотеля – учение о целесообразности в природе. Хотя принцип целесообразности распространяется у Аристотеля на все бытие и даже возводится, в конечной инстанции, к богу, учение Аристотеля о целесообразности представляет собой новый шаг по сравнению с учением Платона. Отмечая целесообразность природы в целом, Аристотель вразрез с учением Платона о сознательной целенаправляющей душе мира выдвигает понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы. Примеры целесообразности Аристотель усматривал в явлении роста организмов как закономерном процессе раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения, обнаруживающихся в зрелом возрасте, в различных проявлениях целесообразно действующего инстинкта животных, взаимной приспособленности их органов. Аристотель стремится по вполне понятной причине отличить природу как естественное от искусственного. Говоря, что «природа есть известное начало и причина движения и покоя, для того, чему она присуща первично, а не по совпадению» (Физика II, 1, с. 23). На первый взгляд, такая трактовка природы противоречит вышеназванной физической догме Аристотеля, согласно которой, «всё что движется, имеет источник движения вне себя, а в конечном итоге – в неподвижном перводвигателе». Но, по-видимому, Аристотель делает акцент на отличии естественных сущностей (имеющих независимую от человека причину своего возникновения), от искусственных, причина которых заключена в деятельности человека. Аристотель колеблется в трактовке проблемы природы. С одной стороны «она есть первая материя, лежащая в основе каждого из тел, имеющих в себе самом начало движения и изменения», но с другой стороны» она есть форма и вид согласно понятию» (Физика II, 1, с. 24). В своих колебаниях Аристотель занимает и промежуточную позицию дуализма, говоря, что «природа двояка: она есть форма и материя» (Физика II, 2, с. 26). Однако и в «Физике» в Аристотеле побеждает идеалист, который сначала с оттенком нерешительности замечает, что всё же «скорее форма является природой, чем материя», а затем уже решительно провозглашает, что «форма есть природа» (Физика II, 1, с. 25).