Текст книги "Древняя Греция. Учебно-методическое пособие". Учебник древняя греция
Читать онлайн «История Древней Греции»
Annotation
В учебном пособии дано систематическое изложение основных событий древнегреческой истории начиная с зарождения первых государственных образований на Крите в конце III тыс. до н. э. и до падения эллинистического царства Птолемеев в I в. до н. э. и включения его в состав Римской империи. Прослеживаются происхождение и расцвет древнегреческой цивилизации, ее экономических и социальных структур, политических и государственных институтов, основных сфер древнегреческой культуры. Особое внимание уделяется богатому наследию эллинской культуры и ее мощному и многостороннему влиянию на развитие древнеримской и современной культуры. Учебное пособие содержит антологию текстов древних авторов: Гомера, Геродота, Фукидида, Аристотеля, Демосфена, Плутарха и др.
Для студентов (бакалавров) высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям лицеев и колледжей.
История Древней Греции
Введение
Глава I. Источники по истории Древней Греции
1. Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э
2. Источники по истории архаической и классической Греции
3. Источники по истории Греции эллинистического периода
Глава II. Историография истории Древней Греции
1. Изучение истории Древней Греции в XIX — начале XX в.
Учебное пособие «Древняя Греция» предназначено для студентов, которые углубленно изучают историю Древнего мира на исторических факультетах вузов.
В пособии представлены все этапы развития древнегреческого мира: от зарождения в III тысячелетии до н. э. до включения в состав Римской империи. Цивилизационный подход к освещению истории Древней Греции и основных исторических феноменов позволяет авторам по иному расставить акценты в рассмотрении многих важнейших вопросов, касающихся различных сторон жизни древнегреческого общества. Авторы излагают материал и дают датировку событий с учетом новейших данных как отечественной, так и зарубежной науки.
Материал книги поделен на четыре раздела в соответствии с крупнейшими эпохами в истории Древней Греции: 1) крито микенская цивилизация, существовавшая в эпоху бронзового века; 2) история становления полисного мира; 3) расцвет античной Греции в эпоху классики; 4) эпоха эллинизма. В каждой главе приведены основные источниковедческие и историографические данные, дан список литературы по теме (включены наиболее интересные работы отечественных и зарубежных ученых).
Подготавливая данное пособие, авторы стремились предоставить читателю возможность увидеть исторические реалии прошлого глазами творцов этой истории и тем самым облегчить студентам изучение курса истории Древней Греции. А материал об исторических источниках позволит учащимся самостоятельно оценить своеобразие и объем дошедшей до нас источниковой базы того или иного этапа исторического процесса, на основе которой и реконструируются учеными события прошлого.
Разделы об историографии дают возможность познакомиться с дискуссионными точками зрения на важнейшие проблемы древнегреческой истории и не только составить представление о развитии антиковедения, но и обратить внимание на многообразие подходов в исторической науке. Зная о существовании своеобразных оценок исторических фактов и явлений учеными различных эпох и направлений, студенты смогут понять обоснованность исторических подходов и выводов, представленных авторами в данном учебном пособии.
Такая подача материала в книге позволяет не только дать традиционное описание событий, но и, предлагая учащимся сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, заложить основы исторического мышления, необходимого специалисту в области гуманитарных наук.
Авторы разделов:
Б. С. Ляпустин – «Введение», главы 1–6, 10, 16, «Заключение»; И. Е. Суриков – главы 2, 7–9, 11–15, 17–23.
В конце книги приведена хронология основных событий древнегреческой истории и таблица древнегреческих мер.
Б. Ляпустин
ВВЕДЕНИЕ
АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.
Термин «античность» (лат. antiquus– древний) означает не просто далекую древность, но особую эпоху в развитии греко римского мира. Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно исторического развития древних греков и римлян. Таким образом, история Древней Греции является первым этапом истории античной цивилизации.
Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация.
Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально экономической, политической и социокультурной структуры. В античной
Греции государство, существовавшее в рамках гражданской общины, получило название пОлис. Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия «гражданин». Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.
Система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность. На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало над индивидуальным, частным. Но при этом в период расцвета античной цивилизации гражданину были созданы все условия для всестороннего развития своей личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и нерасторжимую связь личности и коллектива.
Именно гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.
Но помимо полноправных граждан, которых было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод свободного гражданина – стоящие вне гражданского коллектива подневольные работники. Античное общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости и принуждения иноплеменников – классическое рабство. Раб не признавался человеком, а считался говорящим «орудием труда». Но именно благодаря использованию рабского труда стали возможны многие достижения античной цивилизации.
Таким образом, античная цивилизация– это полисная цивилизация. С историей полиса и его гражданского коллектива связаны все взлеты и падения этой уникальной цивилизации Древнего мира.ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
Достижения античного общества легли в основу современной европейской цивилизации и во многом предопределили пути ее развития. Полисная цивилизация выработала многие институты и категории, ставшие основополагающими для современного общества.
Среди достижений полисной цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин», предполагающее наличие неотъемлемых прав и обязанностей каждого полноправного члена полиса. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе политической свободы, олицетворявшей условия полноправного существования гражданина. Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройства. Античная демократия, обеспечившая самое широкое и прямое участие граждан в управлении государством, до сих пор остается для современной демократии недосягаемым идеалом.
Огромен вклад античного общества и в мировую культуру. Культура греко римской античности по праву получила название классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. И эти духовные ценности, ориентированные на повседневную норму поведения, получили свое выражение в памятниках совершенной художественной формы.
Исповедуя языческую религию, древние греки свое образное видение картины мира выразили в яркой мифологии. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен.
Греки «подарили» человечеству и науку как отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира.
Греки создали большинство литературных жанров, стали основоположниками театра, а разработанные ими принципы ордерной архитектуры широко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества.ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История Древней Греции изучается уже на протяжении длительного периода, и за это время исторической наукой были выработаны различные исследовательские подходы. В наши дни наиболее плодотворным следует признать цивилизационный подход к изучению античности. Цивилизация понимается как исторически обусловленная специфическая форма существования крупномасштабного общества, прошедшего свой исторический путь: зарождение, развитие, расцвет и гибель. На этом историческом пути были созданы присущие лишь данному обществу социально экономическая, политическая и культурная системы с их основными ценностями и принципами жизнеустройства. Все эти элементы и породили множество черт, предопределявших специфику данной цивилизации, ее отличие от других.
Центральное место в каждой цивилизации занимает человек, который и выступает ее носителем. Человек является не только частью системы социально экономических связей, определяющихся его производственным и сословно классовым положением, но и культурно историческим типом, несущим в себе картину мира с присущими данной цивилизации базовыми ценностями и ориентирами, которые и формируют мотивацию поведения человека. Таким образом, при цивилизационном подходе древнегреческая история там, где это возможно, раскрывается через познание человека той эпохи. При этом прошлое познается через объективизацию субъекта, т. е. через раскрытие внутреннего «я» человека во всем многообразии его деятельности (трудовой, социальной, политической, идеологической, повседневно бытовой) и общественных связей.
Цивилизационный подход к изучению прошлого позволяет сделать общество центральным объектом исторического исследования, рассматривать его как всеобъемлющую макросистему. Благодаря этому открывается возможность не только выделять глобальные аспекты исторических процессов, не только рассматривать отношения больших социальных слоев и групп, но и изучать особенности их повседневной деятельности и мотивации поступков в зависимости от господствующих в обществе духовных ценностей. Таким образом, цивилизационный подход к истории ориентирует на познание человека в истории, а также созданного им общества.
Античная цивилизация имеет ряд особенностей, благодаря которым связь между процессами исторического развития и повседневной жизнью общества просматривается весьма отчетливо. Главная из этих особенностей – предельная сближенность государственно политической, хозяйственной и личной, повседневно бытовой сфер. В античном мире их взаимопроникновение было так естественно и глубоко, что разделить эти сферы порой оказывается невозможно. Личностное человеческое начало в жизни античного общества особенно ярко и своеобразно проявляется в том, какую роль играли в нем разного рода микроколлективы, например такие, как воинские контингенты, всевозможные коллегии и ассоциации, сообщества и содружества.
Тяготение к замыканию повседневной жизни в тесные, обжитые социальные мирки характерно для большинства ранних обществ. В Древней Греции это были фратрии, местные общины, религиозные сообщества. По принципу контактной группы, спаянной специфическими межличностными отношениями и взаимозависимостью ее членов, формировались боевые дружины царей басилеев и вождей, защищавшие поселения архаической Греции. И в позднейшее время сообщества сторонников того или иного политического деятеля продолжали играть значительную роль в жизни полисов, поддерживая своего руководителя в народном собрании (порой даже терроризируя его противников). Для истории античной Греции характерна сближенность политической, хозяйственной и повседневно бытовой сфер, повышенная роль личности в политике, а микроколлектива – в общественной жизни.
При исследовании общества и его исторического прошлого общие закономерности становятся яснее, если рассматриваются в тесной связи с их реальным субъектом – человеком, через его повседневную деятельность, межличностные отношения: семейно родст венные, патронажные, дружеские и т. п. При этом ведущее место в истории занимают основные социальные структуры античного общества – семья и община, в рамках которых реализуются как общественные связи, так и личностные отношения человека. Это позволяет проследить основные процессы развития древнего общества не только в традиционных социально экономических и политическом аспектах, но и в их повседневно бытовых проявлениях.
Одним из важнейших аспектов жизни любого общества является духовная культура, порожденная всесторонней деятельностью членов этого общества. Основу духовной сферы народа составляет совокупность его представлений об окружающем мире, о месте в этом мире как всего общества, так и каждого индивида. Восприятие человеком мира обусловлено природной и общественной средой его обитания, историческими корнями человека, а также традициями, относящимися ко времени формирования его мировосприятия. Данный комплекс представлений и основывающихся на них верований в конечном счете и формирует этические нормы и духовные ценности народа. Таким образом, основная функция духовной сферы состоит в том, чтобы укреплять единство общества и обеспечивать сохранение его идентичности.
При цивилизационном подходе к истории большое внимание уделяется и государству как центральному элементу политической структуры общества. В античной цивилизации государство имело немало особенностей, отличавших его от политических структур, существовавших в последующие эпохи. Не отрицая сути государства как инструмента политического господства правящей социальной группы, все же должное внимание следует уделять тем его чертам, которые в сознании людей каждой эпохи выдвигаются на первый план: государство как олицетворение правосудия и справедливости, как хранитель целостности и безопасности народа, как арбитр в «споре» между личными и общественными интересами. Наконец, очень важна цивилизирующая функция государства.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История Древней Греции охватывает огромную историческую эпоху – от конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э., т. е. свыше двух тысячелетий. За этот период в Эгеиде (бассейн Эгейского моря) произошел переход от бронзового века к железному и сменили друг друга две цивилизации.
В эпоху бронзового века на острове Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по двум основным центрам – в Эгейском море (Крит) и на материке (Микены) – получила название крито микенской. Согласно археологической датировке, в истории Крита и Балканской Греции выделяются три периода.
Для истории Крита они называются минойскими (по имени его легендарного царя – Миноса):
1) раннеминойский период – ХХХ ХХвв. до н.э. – заключительный этап существования родового строя, когда создавались условия для возникновения цивилизации;
2) среднеминойский период – ХХ Х?Пвв. до н.э. – так называемый период «старых дворцов» – возникновение цивилизации на Крите;
3) позднеминойский период – ХVII ХIV вв. до н. э. – время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.
Периоды истории Балканской Греции называются элладскими:
1) раннеэлладский период– ХХХ–ХХГ вв. до н.э.– существование позднеродовой общины у автохтонного населения Балканского полуострова;
2) среднеэлладский период – ХХ–ХVII вв. до н. э. – заселение Балканского полуострова греками ахейцами, которые находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений;
3) позднеэлладский период – ХVI–ХIIвв. до н. э. – возникновение у ахейцев микенской цивилизации бронзового века и ее гибель в результате дорийского нашествия.
После этого греческий мир вновь оказывается в первобытной эпохе, одновременно с началом железного века. В этих условиях зарождается новая античная цивилизация, центральным элементом которой становится социально политический и экономический феномен – полис.
В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода:
1) гомеровский, или предполисный, период – ХГ–ГХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя;
2) архаический период – VIIГ–VIвв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью;
3) классический период– ?–IVвв. до н.э.– расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса;
4) эллинистический период – конец IV–Г в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока; завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией – на востоке.
После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории Древнего Рима.
Пока существовала Древняя Греция, границы античного мира непрерывно расширялись. Колыбелью первой европейской цивилизации на рубеже III–II тысячелетий до н. э. стали острова Эгейского моря и юг Балканского полуострова. На материке первые очаги цивилизации на протяжении долгих веков оставались лишь островками в обширном море первобытного племенного мира. В конце II тысячелетия до н. э. греческие племена освоили весь бассейн Эгейского моря, плотно заселив и западное побережье Малой Азии. В архаическую эпоху греки вывели колонии на остров Сицилия и в Южную Италию, а также на побережье Испании и Галлии. Они создали ряд поселений на севере Африки и прочно обосновались в бассейне Черного моря. В эпоху эллинизма в результате победоносных походов Александра Македонского античная цивилизация распространилась на обширной территории от греческих колоний на побережье Испании до эллинистических царств на границе с Индией и от Северного Причерноморья до южных границ Египта. Но во все времена центром античной Греции оставались Балканская Греция и Эгеида.
topuch.ru
Читать книгу Древняя Греция. Учебно-методическое пособие Ю. В. Куликовой : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Ю.В. КуликоваДревняя грецияУчебно-методическое пособие к семинарским занятиям для бакалавриата направления подготовки 030600.62 – История(профиль «Историческая политология»)
Введение
Основной задачей семинара по истории Древней Греции для студентов-бакалавров первого курса исторического факультета педагогического вуза является выработка у них навыков научного исследования. Поскольку Древняя Греция – это европейская цивилизация, коренным образом отличающаяся от цивилизаций Древнего Востока, то и источники по истории Древней Греции имеют свою специфическую особенность. Именно поэтому главное внимание уделяется обучению принципам анализа и интерпретации письменных исторических источников. Обсуждение каждого источника, соответствующего заявленной теме аудиторного занятия, строится по определенной схеме, состоящей из его общей характеристики (датировка, существующие списки, особенности языка и стиля, проблема авторства, краткая история изучения и т. д.) и собственно критического анализа текста под различными углами зрения. Целью каждого такого занятия должно быть достижение определенных выводов, адекватных данному источнику и существенных для формирования представления об освещаемом им периоде. Таким образом, студенты учатся приемам анализа исторических событий, явлений и процессов в их темпоральной характеристике, выявлять общее и особенное в истории и культуре Древней Греции.
Другой, не менее существенной задачей занятий в семинаре представляется знакомство студента с «исследовательским инструментарием» источника, обучение работе с научной и справочно-библиографической литературой, формирование представления об историографии Античности. В ходе коллоквиумов и семинаров, реферирования научной литературы студенты должны не только ознакомиться с наблюдениями и теоретическими обобщениями отечественных исследователей, но и понять место их работ в общем мировом историографическом контексте. Итогом работы в семинаре должно стать умение студента самостоятельно ориентироваться в научной литературе по любой интересующей его проблеме, а главное, структурировать узловые проблемы истории изучения Древней Греции в отечественной и зарубежной историографии.
Доклады и сообщения на семинарском занятии необходимы как для решения поставленных выше задач семинара, так и общей цели закрепления изучаемой темы. При этом, по понятным причинам, основное значение придается умению студента самостоятельно собрать и оценить материал, подготовить его к изложению в ограниченных временных рамках. При обсуждении докладов в аудитории вырабатываются навыки научной дискуссии.
В процессе подготовки студентов к семинарам для расширения представлений об интерпретации источников, знакомства с новейшими археологическими находками и визуальном ознакомлении с памятниками Древней Греции можно использовать электронные и интернет-ресурсы. Электронные ресурсы представлены, в основном, специальными презентациями и научно-популярными фильмами в формате DVD, посвященными истории и культуре Древней Греции.
Интернет-ресурсы предоставляют студентам возможность поиска по темам, а также свободного чтения источников, учебников и учебных пособий, научной литературы в электронных библиотеках для подготовки к семинарским занятиям. Прежде всего, это статьи из научного журнала «Вестник древней истории», а также из периодического научного сборника исследований и публикаций по античной истории «Мнемон», статьи из которого опубликованы на сайте Санкт-Петербургского государственного университета. Одним из важнейших факторов использования интернет-ресурсов является возможность свободного чтения учебной литературы по истории и культуре Древней Греции, а также научной историографии. Список интернет-ресурсов располагается в конце настоящего издания.
Для поиска необходимой информации студенты могут воспользоваться общими поисковыми системами Интернета Google, Yandex, Mail и другими. При этом студенты должны учитывать, что любой ресурс, даже электронный, является интеллектуальной собственностью автора или разработчиков, поэтому при использовании этих ресурсов в письменных работах необходимы ссылки, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа о библиографическом описании.
Также популярными стали аудиокниги, которые студенты вполне могут использовать при подготовке к семинарам, экзамену, итоговой аттестации. Цифровые книги последних лет по истории Древней Греции отличаются высоким качеством и хорошим подбором научной тематики.
Необходимость появления данного издания вызвана тем, что многие учебные и учебно-методические пособия по истории Древней Греции давно уже стали библиографической редкостью и не соответствуют новым требованиям по формированию компетенций бакалавра-историка и программе по дисциплине «История древнего мира» для направления подготовки 030600.62 – История.
Структура пособия составлена таким образом, чтобы преподаватель мог самостоятельно варьировать темы семинарских занятий в зависимости от количества часов, специализации группы, уровня подготовки студентов. Внутри каждой темы даны вопросы к обсуждению, примерные темы докладов и сообщений студентов, методические рекомендации к изучению темы занятия, контрольные вопросы, направленные на проверку знаний студентов, а также источники к теме и научная литература последних лет. Источники даются без указания конкретного издания. Это сделано затем, чтобы студенты не ограничивались одним изданием, скажем, Геродота, а могли воспользоваться любыми другими, а также цифровыми книгами, электронными и интернет-ресурсами.
В конце учебно-методического пособия даны вариативные задания к отдельным темам семинаров, которые позволяют не только контролировать учебный процесс, но и выносить некоторые вопросы семинарских занятий на внеаудиторную и самостоятельную работу студентов.
Тесты по истории Древней Греции могут помочь преподавателю в рубежном контроле и итоговой аттестации.
В общем списке источников и литературы даны как обязательные издания, так и дополнительная новейшая научная литература. Далее представлен список электронных и интернет-ресурсов, который для удобства разбит на разделы.
Концепция пособия позволяет преподавателям реализовать вариативный подход в образовании при различных объемах учебной нагрузки и использовать предложенные темы для организации внеаудиторной и самостоятельной работы студентов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ступени обучения «бакалавриат» педагогических вузов, обучающихся по направлению подготовки 030600.62 – История.
Вариативные темы семинарских занятий по истории Древней Греции
Тема 1Географическое положение, природные условия и население Древней Греции
Вопросы к обсуждению
1. Географическое положение Древней Греции.
2. Природные условия и их роль в истории Древней Греции.
3. Области Древней Греции.
4. Население Древней Греции.
Темы докладов и сообщений
1. Проблемы и выгоды географического положения Древней Греции.
2. Географический фактор в истории Древней Греции.
3. Население, язык и диалекты Древней Греции.
4. Письменность Древней Греции.
Методические рекомендации
Работу над темой следует начать с изучения главы учебника «История Древней Греции». Пользуясь картой, необходимо узнать особенности ландшафта и климата региона, наличие водных ресурсов, полезных ископаемых. Определить возможности торговли в регионе и вне его, а также безопасность с точки зрения военной стратегии. Особо следует отметить важность географического фактора в истории, а также изменение флоры и фауны и определить роль человека в изменении географической среды.
Необходимо акцентировать внимание на терминах «Греция», «Древняя Греция», «греки», «Эллада», «эллины», раскрытие сущности которых позволит определить территориальные границы. Какие географические границы определяли античные авторы? Можно провести сравнение с линией границ современной Греции.
Древняя Греция включала в себя островную и континентальную часть, которая в свою очередь состояла из областей. Особенности ландшафта, который пересекают горные цепи, наличие плодородных равнин, богатый растительный и животный мир, отличающийся от современного, дают возможность дать характеристику основных занятий жителей региона. Раскрывая тему, также следует подчеркнуть дополнительные факторы, способствовавшие развитию мореплавания, в том числе отмеченные у античных авторов.
Ранняя история греческой народности малоизвестна. Ученые спорят, когда и откуда греки пришли на юг Балканского полуострова. Целесообразно рассмотреть существующие гипотезы о происхождении греков, возможной прародине и автохтонном населении Балканского полуострова.
Греческая народность включала четыре этнические группы – ахейцы, ионийцы, эолийцы и дорийцы, говорившие на своих особых, но близких друг другу диалектах и различавшиеся обычаями. Рекомендуется дать общую характеристику языковой семьи и диалектов.
Контрольные вопросы
1. Географические границы Древней Греции.
2. Население Древней Греции.
3. Крит в описании античных авторов.
4. Основные занятия населения.
5. Происхождение греков.
6. Особенности языка и письменности.
Источники
• Геродот. История. (Любое издание).
• Страбон. География. (Любое издание).
• Хрестоматия по истории древнего мира: В 3 т. / Под ред. акад. В. В. Струве. – М., 1951. – Т. 2. Греция.
• Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина – СПб., 2000. – (Античная библиотека).
• Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия для студентов ист. фак. ун-в / Авторы-составители А. В. Махлаюк, И. Е. Суриков. – М., 2008.
Литература
• Блаватская Т. В. Черты истории государственности Эллады. – СПб., 2003. – (Античная библиотека).
• Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. – СПб., 2005.
• Пёльман фон Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Под ред. проф. С. А. Жебелева. – СПб., 1999.
• Сергеев В. С. История Древней Греции / Под общ. ред.
• Суриков И. Е. Архаическая и классическая Греция: Проблемы истории и источниковедения: Учебное пособие. – М., 2007.
• Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н. э.) / Вступ. ст., науч. и лит. ред. Э. Д. Фролова. – СПб., 2002.
Тема 2Политические взгляды и исторические приемы древнегреческих историков
Вопросы к обсуждению
1. Цели создания произведения.
2. Факторы, повлиявшие на мировоззрение автора.
3. Политические взгляды автора.
4. Структура произведения, жанр.
5. Критика источников.
6. Достоверность.
7. Охватываемый географический ареал.
8. Любимые автором герои, события или, наоборот, ярко выраженное негативное отношение. Причины.
9. Методы, используемые автором при написании труда.
10. Художественные особенности произведения.
Темы докладов и сообщений
1. Логографы Древней Греции.
2. Посидоний и его традиция.
3. Традиции землеописания в Древней Греции.
4. Ксенофонт.
Методические указания
В древней Греции история в значительной степени была художественным повествованием о прошлом. Древнегреческие историки использовали героический эпос и мифы в качестве источников своих трудов. Тем не менее, труды античных историков являются для нас важнейшим источником информации не только по истории Древней Греции, но и различных народов, населяющих греческую ойкумену. Необходимо выяснить, почему Древняя Греция считается родиной исторической науки. С этой целью для сравнения привлекаются греческие авторы, в произведениях которых присутствует много сходства и много различий: Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх. Ответы на поставленные вопросы помогут студентам составить полную картину исторических источников и понять особенности работы с древнегреческими авторами.
Для подготовки к этому семинару следует прочитать биографии греческих историков. Затем приступить к анализу текстов, отвечая на вопросы. Существенную помощь студентам окажут источниковедческие исследования, приведенные в списке литературы.
Контрольные вопросы
1. Цели написания труда авторами.
2. Художественные особенности произведения.
3. Используемые источники.
4. Исторические приемы.
5. Политические взгляды и факторы, повлиявшие на мировоззрение греческих историков.
Источники
• Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина – СПб., 2000. – (Античная библиотека).
• Хрестоматия по истории древнего мира: В 3 т. / Под ред. В. В. Струве. – М., 1951. – Т. 2. Древняя Греция.
Литература
• Аверинцев С. С. К пониманию мировоззренческого стиля Плутарха // ВДИ. – 1968. – № 2. – С. 59–78.
• Борухович В. Г. Мировоззрение Геродота // Геродот. История / Пер. Г. А. Стратановского. – М., 2002. – С. 612–623.
• Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. – СПб., 2005.
• Стратановский Г. А. Фукидид и его «История» // Фукидид. История. – Л., 1981. – (Литературные памятники). – С. 405–413, 421–438.
• Пёльман фон Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Под ред. проф. С. А. Жебелева. – СПб., 1999.
• Фролов В. В. Факел Прометея. – Л., 1981.
Тема 3Мифология Древней Греции как источник
Вопросы к обсуждению
1. Олимпийский пантеон.
3. Божества негреческого происхождения.
4. Быт и обычаи греков по греческой мифологии.
Темы докладов и сообщений
1. Источники мифологии.
2. Формирование олимпийского пантеона.
3. Влияние восточных культов на греческую религию.
4. Праздники и мистерии.
Методические указания
Рассмотрение темы целесообразно начать с докладов, которые должны сформировать базис основных знаний студентов по источникам греческой мифологии и развитию греческой религии.
Мифологическая история и хронология. Космогония греческих мифов. Олимпийские боги и богини: формирование пантеона, функции, атрибуты богов. Почитание Зевса. Богини-матери греческой религии. Становление патриархата и отражение в религии и мифах.
Фетишизм и тотемизм в греческой религии отражен в атрибутах богов, артефактах, предметах, наделенных сверхъестественными силами, ипостасях богов и богинь, животных и растениях мифологии. Целесообразно рассмотреть на примерах нескольких мифов, проследить причинно-следственные связи.
В олимпийском пантеоне появляются боги негреческого происхождения. Как мифологически оправдано их появление, что указывает на их происхождение, и как и куда исчезают боги и существа прежнего «старого» мира.
Мифология является важным источником, который позволяет увидеть особенности быта древних греков, его эволюции в процессе формирования религиозно-мифологического мировоззрения.
Контрольные вопросы
1. Хронология греческой мифологии.
2. Быт древних греков.
3. Греческие и негреческие боги в олимпийском пантеоне.
4. Отражение фетишизма и тотемизма.
Источники
• Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина – СПб., 2000. – (Античная библиотека).
• Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия для студентов ист. фак. ун-в / Авторы-составители А. В. Махлаюк, И. Е. Суриков. – М., 2008.
• Грейвс Р. Мифы Древней Греции: В 2 т. / Пер. с англ. К. Лукьяненко; под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 2001.
Литература
• Боги на монетах. Древняя Греция. Рим. Византия. – СПб., 2007.
• Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. – СПб., 2005.
• Зубарь В. М. Боги и герои античного Херсонеса. – Киев, 2005.
• Кагаров Е. Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. – 2-е изд. – М., 2012. – (Академия фундаментальных исследований).
• Кулаковский Ю. А. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. – 2-е изд. – М., 2012. – (Академия фундаментальных исследований).
• Куланж Фюстель де Н. Д. Древний город. Религия, законы, институты Древней Греции и Рима / Пер. с фр. Л. Игоревского. – М., 2010.
• Леонтьева П. М. О поклонении Зевсу в Древней Греции. – 2-е изд. – М., 2012. – (Академия фундаментальных исследований).
• Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции. – М., 2002.
• Пёльман фон Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Под ред. проф. С. А. Жебелева. – СПб., 1999.
• Погодин А. Л. Боги и герои Эллады. – Изд. 2-е, репринт. – М., 2007. – (Из наследия мировой философской мысли).
• Сергеев В. С. История Древней Греции / Под общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. – СПб., 2002.
• Скржинская М. В. Будни и праздники Ольвии. – СПб., 2000. – (Античная библиотека).
• Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. – СПб., 2010. – (Античная библиотека).
Тема 4Географические знания древних греков
Вопросы к обсуждению
1. Общие представления древних греков о Земле.
2. Окружающие страны.
3. Знания древних о географии Востока.
4. Древние греки об иных землях.
5. Мифология в географии.
Темы докладов и сообщений
1. Знания древних о северных странах.
2. Открытия древних греков в астрономии.
3. Картография в Древней Греции.
4. Спор о форме Земли (Анаксимандр, Гекатей, Анаксимен, Пифагор).
5. Посидоний и его традиция.
Методические указания
При анализе ранней географической литературы и ранних представлений о Земле, все источники приводят к Гомеру, который создал воображаемый мир, включающий в себя географический символизм. «Илиаду» и «Одиссею» можно рассматривать в качестве описательной картины жизни и войны в бронзовом веке и планов реальных поездок, что позволяет показать эту информацию в виде карты.
Изображение Земли, задуманное Гомером, лежит и в основе греческой мифологии. Познания Гомера о Земле были весьма скудными, но они были восприняты греками в качестве картины мира, согласно которой греки живут в центре Земли, а края мирового диска были населены дикарями, чудовищными варварами, странными животными и монстрами.
Дополнительные сведения о географии Древней Греции могут быть найдены в поэмах Гесиода, где он знакомит читателей с названиями таких рек, как Нил, Истр (Дунай), с берегами Босфора, и Понта Эвксинского (Черное море), и рядом других регионов и рек.
Первые шаги в развитии интеллектуальной мысли в Древней Греции принадлежат ионийцам с их известным городом Милет в Малой Азии, который имел тесные торговые отношения со многими регионами Средиземноморья. Анаксимандр, Гекатей из Милета, Анаксимен, Пифагор из Самоса и спор о форме Земли.
Путь, которым географические знания греков развивались, отталкиваясь от ранних предположений о форме Земли, проходит через Геродота и его концептуальное видение мира.
И, наконец, знаменитая «География» Страбона, дающая нам подробные представления об окружающем мире.
Целесообразно рассматривать тему хронологически, либо путем сравнительного анализа источников. Эта достаточно сложная работа может быть дополнительно вынесена на самостоятельную работу студентов и внеаудиторные занятия для закрепления материала.
Тема также может быть сужена до рассмотрения отдельных регионов и представлений греческих авторов, например, «Греция и окружающие народы», «Знания древних греков о Востоке», «Понт Эвксинский» и т. п.
Источники
• Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина – СПб., 2000. – (Античная библиотека).
• Гомер. Илиада. Одиссея. (Любое издание).
• Гесиод. Теогония. (Любое издание).
• Геродот. История. (Любое издание).
• Страбон. География. (Любое издание).
• Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия для студентов ист. фак. ун-в / Авторы-составители А. В. Махлаюк, И. Е. Суриков. – М., 2008.
Литература
• Борухович В. Г. Мировоззрение Геродота // Геродот. История / Пер. Г. А. Стратановского. – М., 2002. – С. 612–623.
• Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. – СПб., 2005.
• Булкин И. Ю. История путешествий. Античная эпоха. – М., 2011.
• Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря». – СПб., 2007. – (Античная библиотека. Исследования).
• Гаспаров М. Л. Путешествие по культурной карте Древней Греции. – М., 2004.
• Пёльман фон Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Под ред. проф. С. А. Жебелева. – СПб., 1999.
iknigi.net
Античная Греция : Версия для скачивания
Скачать книгу "Античная Греция. Проблемы развития полиса"
Описание книги
Ссылка
Размер
Формат
Античная Греция : проблемы развития полиса / Редкол.: Е. С. Голубцова (отв. ред.) и др. - М. : Наука.Т. 1 : Становление и развитие полиса / Г. А. Кошеленко, Г. Ф. Полякова, В. П. Яйленко и др. - 1983. - 423 с.Т. 2 : Кризис полиса / Л. М. Глускина, В. И. Исаева, Э. Д. Фролов и др. - 1983. - 383 с. : ил. - Библиогр.: с. 357-365. -Указ. имен, геогр. назв., терминов: с. 366-382.
Скачать PDF (1, 2)
14,1 Mb, 12, 6 Mb
Скачать DjVu (1, 2)
10, 9 Mb, 10, 7 Mb
В работе прослеживаются судьбы города-государства - полиса. 1-й том охватывает период от II тысячелетия по V в. до н. э. В нём исследуются эволюция полиса, социальные и политические отношения в Греции. Особое место уделено Северному Причерноморью.
Во втором томе анализируется кризис полиса, делается характеристика межполисных отношений в IV в. до н. э., раскрывается суть позднегреческой тирании, освещается проблема панэллинизма в политике IV в. до н. э, подробно рассказывается об Афинах при Александре Македонском и Спарте при Агисе III.
Подготовлено по изданию:
Античная Греция : проблемы развития полиса / Редкол.: Е. С. Голубцова (отв. ред.) и др. - М. : Наука.Т. 1 : Становление и развитие полиса / Г. А. Кошеленко, Г. Ф. Полякова, В. П. Яйленко и др. - 1983. - 423 с.Т. 2 : Кризис полиса / Л. М. Глускина, В. И. Исаева, Э. Д. Фролов и др. - 1983. - 383 с. : ил. - Библиогр.: с. 357-365. -Указ. имен, геогр. назв., терминов: с. 366-382.