История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Занятие №5 лекарствоведение в киевской руси. Особенности развития лекарствоведения в московском государстве. Первые аптеки лекарствоведение в древнерусском государстве (IX—XIV вв.). Укажите характеристики лекарствоведения древней руси


Возникновение лекарствоведения на Руси - История фармации в России - История фармации - Каталог статей по ОЭФ

Принятие христианства на Руси положительно повлияло на развитие культуры. Уже в X веке на Руси распространилась письменность, имелись княжеские библиотеки и школы при монастырях. Киевская Русь XI-XII веков, принадлежавшая к наиболее культурным странам того времени, имела связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией, Германией, Чехией, Венгрией, Францией и др. 

Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный период. Древняя Русь знала несколько форм медицинской по-мощи: ремесленно-медицинскую практику частного характера, медицинское попечительство и больничную помощь. Врачебная профессия носила ремесленный характер и считалась почетным занятием. Практический опыт передавался от поколения к поколению. 

Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств главным образом растительного происхождения. В Киевской Руси действовали документы, определяющие правовое положение лечца. С XI века при церквях и монастырях строились богадельни и больницы для обслуживания монахов и окрестного населения. 

Письменные памятники древности подтверждают, что уже в то время на Руси существовали лекари профессионалы, причем были лекари светские и лекари-жрецы, что говорит о связи медицины и религии. Лекари древней Руси были эмпириками. Они хранили, накапливали и передавали свой опыт и опыт предшествующих поколений. 

Народная медицина на Руси была более свободна от религии, чем народная медицина на Западе, но она содержала элементы анимизма. Люди были проникнуты верой в чудеса, волшебных духов. Этим пользовались знахари и шаманы, которые "лечили" изгнанием злых духов, путем заклинаний, заговоров и тому подобных приемов. 

В то же время народная медицина пользовалась многими рациональными способами, широко применяя в лечебных целях продукты растительного, животного и даже минерального происхождения. Первые рукописные документы медицинского содержания в России относятся к XI веку. В них описаны некоторые лекарства, а также пища, необходимая для сохранения здоровья; упоминаются отдельные врачи того времени. Внучке Владимира Мономаха Зое (Евпраксии) принадлежит сочинение по медицине под названием "Мази". В нем описаны средства и методы лечения, применяемые на Киевской Руси, приведены гигиенические сведения. 

В Никоновской летописи говорится, что в 1091 году Ефрем, архиепископ Переяславский, ставший затем митрополитом  приказал строить не только церкви, но и больницы при них. В летописях XI-XII веков упоминаются врачи-монахи Киево-Печерского монастыря: "Пречудный врач Антоний", "безмездный врач Агапит" и др., врач Петр Сириянин, получивший название "лечца весьма хитра", т.е. весьма искусного, и др. 

Сохранились рукописные произведения по лекарствоведению - травники, ветрограды, цветники и другие "Врачевские писания", во многих местах иллюстрированные раскрашенными рисунками лекарственных растений. Все эти и другие источники (летописи, церковные книги и т.п.) являются памятниками древней русской культуры, свидетельствующими о путях развития медицины и лекарствоведения в России. 

В Древней Руси были широко известны многие растительные лекарственные средства: валериана, можжевеловые ягоды, солодковый корень, цветы шиповника. Во времена Киевской Руси славяне умели определять чистоту серебра, знали сплавы, способы изготовления хлебного вина, занимались солеварением. 

Со второй половины XVI века начался процесс национального и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века было создано феодальное Московское государство. Для XVI века характерно развитие и разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десяти: лекари, дохтуры, зелейники, травники, рудометы (кровопуски), очные мастера, костоправы, повивальные бабки и др. 

Травознатцы и зелейники обслуживали русский народ, лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, корни, корневища и другие лекарственные средства. 

Зелейники и лекари были культурными людьми того времени, изучавшими действие и качество лекарств. В разных городах Московского государства имелись учреждения аптечного типа. В писцовых книгах (перепись домовладений в городах с целью установления оброка) XVI века в Пскове в 1585-1588 гг. значится три зелейника. 

Зелейные ряды и лавки указаны в Москве, Серпухове, Коломне и других городах. "Зелейни" и "зеленые лавки" отпускали "зелье" (лекарство). Но "зелейники" не просто продавали "зелье": они готовили настойки, порошки, мази и другие лекарства и нередко были сведущими людьми своего времени. В тот период медицинские сведения обобщались в рукописных лечебниках, которые содержали много сведений о причинах болезней, их признаках. 

Встречается описание разнообразных лекарственных форм: "питие", "порохи", "мазуни", "пластыри" и др. В рукописях указывалось количество применяемых лекарств в зависимости от возраста больного. Во второй половине XVI века был написан "Лечебник строгановских лекарств". Рукописями XVI-XVII веков пользовались "лечцы", "аптикари", "зелейники" и "травники". Эти исторические документы свидетельствуют, что в России в XVI веке уже имелись многие заведения аптечного типа. Однако развитие лекарствоведения шло самобытным путем, что опровергает утверждение некоторых историков, изображавших Древнюю Русь дикой, отсталой страной.

www.ecopharmacia.ru

2. Возникновение лекарствоведения на Руси. Из истории возникновения лекарственных форм

Похожие главы из других работ:

Баня и ее влияние на здоровье

1.4 Первые бани на Руси

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны - в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду...

Деятельность фельдшера при отравлениях

1.1 Возникновение и развитие токсикологии

Токсикология имеет многовековую историю. В самом начале она возникла на основе наблюдений, в результате которых было установлено, что течение и исход болезни могут быть связаны с воздействием на организм веществ...

Женский путь в медицине

1.Становление сестринского ухода на Руси X - XVII в.в.

сестринский дело медик хирург Женский уход за больными существовал во все времена и во всех странах мира. Женщины выполняли гигиенические мероприятия и создавали комфортабельные условия для больных, чаще родственников...

Медицина в древности

1.6 Медицина Древней Руси

Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь...

Международная анатомическая номенклатура. Латинский анатомический глоссарий

1.1 Возникновение анатомической номенклатуры

АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА (nomina anatomica) -- научно обоснованный систематический перечень анатомических терминов, применяемых в биологии и медицине. Различают международную А. н. на латинском языке и А. н. национальные. Появление и формирование А. н...

Миопия, характеристика заболевания

2. Возникновение миопии

В основе врожденной миопии лежат различные пороки развития глазного яблока в целом, ведущие к нарушению формообразования его анатомических и оптических элементов и к дискорреляции между ними...

Морская фармация. Перспективы развития и использования

1. Морская фармация и ее место в системе лекарствоведения

Все более расширяющееся использование лекарственных средств в различных областях современной медицины...

Морская фармация. Перспективы развития и использования

2. Морская фармация -- новая отрасль лекарствоведения

Становление морской фармации как нового направления в лекарствоведении является логическим следствием бурного развития фармацевтической теории и практики...

Онкология и здоровье человека

Возникновение опухоли

Опухоль возникает вследствие нарушения процессов обмена веществ в клетках и ослабления контроля за внутриклеточными процессами со стороны организма...

Основы ятрохимии как направления в медицине

1. Возникновение ятрохимии

Развитие всех средневековых наук происходило под сильнейшим и мертвящим воздействием бесплодной схоластической философии, не признававшей опытного исследования природы...

Профилактика пролежней

Глава 2. Возникновение пролежней

...

Развитие медицины и фармации в эпоху ятрохимии

2. Возникновение ятрохимии

Развитие всех средневековых наук происходило под сильнейшим и мертвящим воздействием бесплодной схоластической философии, не признававшей опытного исследования природы...

Санитарно-гигиенические сооружения в Древней Руси и их применение во врачебной практике

1. Некоторые исторические данные о развитии гигиены и санитарии в Древней Руси

История гигиены - это история борьбы человека за выживание. Вопрос о том, как поддерживать свое здоровье, никогда не был праздным. Он появился в то время, когда человек начал сознавать свои действия и поступки...

Санитарно-гигиенические сооружения в Древней Руси и их применение во врачебной практике

6. Колодцы на Руси

Наши предки относились к воде с благоговением, поскольку вода всегда была источником жизни. К людям, которые могли найти под землей воду или строили колодец, относились с почтением. С древних времен...

Туберкулез: классификация, клиническая картина. Вакцина БЦЖ, значение реакции Манту

Возникновение клинически выраженного туберкулеза

В случае недостаточной активации макрофагов фагоцитоз неэффективен, размножение МБТ не контролируется и поэтому происходит в геометрической прогрессии. Фагоцитирующие клетки не справляются с объемом работы и массово гибнут...

med.bobrodobro.ru

Занятие №5 лекарствоведение в киевской руси. Особенности развития лекарствоведения в московском государстве. Первые аптеки лекарствоведение в древнерусском государстве (IX—XIV вв.)

История врачевания и медицины уходит своими корнями в глубь тысячелетий, к далеким векам формирования славянской культуры. В этом процессе выделяют два этапа: протославянский (11-6 вв до н.э.) и праславянский (6 в до н.э. – 9 в н.э.). Летописец Нестор в «Повести временных лет» сообщает, что к 6 веку н.э. сложился союз восточнославянских племен, принявший название одного из них «Рос» или «Рус». В 9 веке эти племена объединились вокруг града Кия (Киева), образовав одно из крупнейших государств Средневековья Древнюю Русь.

Согласно современным представлениям, история врачевания и медицины на Руси подразделяется на 4 этапа:

  1. Врачевание в праславянский период,

  2. Врачевание и медицина в Древней Руси,

  3. Врачевание и медицина в период нашествия Золотой Орды и периода возрождения русской государственности (середина 13 –конец 15вв),

  4. Фармация и медицина Московского государства ((15 -17 вв.))

  1. Врачевание в праславянский период

Античные и византийские писатели (Плиний, Геродот, Гален, Орибасий) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий – скифской травы и скифского корня (ревень), разведении целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран.

  1. Об этом свидетельствуют и памятники материальной культуры: изображения сцен врачевания на ритуальных сосудах – сцена удаления зуба, а также изображение прародителя скифов Таргитая и трех его сыновей – один из них натянул тетеву на отцовский лук, двое других потерпели неудачу – сорвавшееся древко поранило одному – голень, другому – левую часть нижней челюсти.

  2. О скифской медицине свидетельствовал и знаменитый Гиппократ. В своей книге «О воздухах, водах и местностях» он писал, что «скифы живут в стране голой, безводной, неровной, которая угнетается холодом и печется солнцем. Там можно увидеть людей твердых, тощих, с хорошо расчлененным телом, сильных и волосатых и таких, которые от природы энергичны и бодры для деятельности…ты заметишь также, что эти люди для искусств острее и способнее и более годны для ведения военных дел». В числе болезней, встречающихся у скифского народа, Гиппократ отмечает евнухоидизм, боли суставов, язвы на теле. По мнению Гиппократа, следствием верховой езды были сильные боли в суставах, язвы на бедрах и хромота.

  3. Врачевание объединяло в себе реальные знания целебных сил природы и веру в чудодейственные тайны. Врачеватели-язычники были среди волхвов (так до 17 века продолжали называть предсказателей и знахарей). Врачеванием занимались ведуны, ведуньи (ведать – знать), кудесники, чаровницы. Они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы и составляли языческое жреческое сословие древней дохристианской Руси.

Достижения праславянского врачевания явились основой, на которой развивалась народная славянская медицина и фармация.

  1. Врачевание и медицина в Древней Руси.

В Др.Руси врачевание существовало в нескольких формах:

    1. В народе сохранялось народное врачевание, (языческое кудесничество и знахарство),

    2. После принятия христианства – монастырская медицина и фармация,

    3. Со времени княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась и светская (мирская) медицина и фармация.

1.Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» – древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.). «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по  законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах    «кислой    воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, так и более позднего языческого периода русской истории.

studfiles.net

Медицина и фармация Киевской Руси и Московского государства (IX- XYII вв.)

План

1. Врачевание и фармация в Киевской Руси (IX-ХIII вв.) и Московском государстве (XIY-ХYII вв.). Развитие народной медицины и борьба с эпидемиями

2. Первые аптеки на Руси. Аптекарский приказ. Подготовка российских лекарей

Темы докладов

· Целители древней Руси. Церковно-монастырская медицина на Руси.

· Первые аптеки. Аптеки и аптекари Москвы.

· Памятники древнерусской медицинской письменности.

Литература к занятию

Горелова Л.Е. Целители древней Руси. /Русский медицинский журнал. 2001, №18.

Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XYII вв. М., 1960.

Михайлова И. Борьба со злыднями. /Родина, 2000, №3.

Зеликсон Ю. Первые аптеки на Руси. /Российские аптеки, 1999, №3.

Ковригина В.А. Аптеки и аптекари Москвы. /Вестник МГУ, серия 8. История. 1999, №1.

Домострой. Ярославль, 1991.

Цель и задачи занятия:

Дать характеристику состояния медицины и фармации в Киевской Руси в IX-XIII веках. Раскрыть характер врачебной и фармацевтической практики.

Показать состояние врачевания и фармации в Московском госу­дарстве в ХIV-ХVII веках. Охарактеризовать организацию медицинской помощи населению, методы борьбы с эпидемиями, основные лекарственные средства, применяемые в этот период.

Материал к занятию

В IX в. на территории Восточной Европы образовалось древнерус­ское феодальное государство Киевская Русь. Оно просуществовало около 300 лет. В X-XI вв. Киевская Русь была одним из самых могущественных и культурных государств. В 988 г. Киевская Русь приняла христианство. Оно пришло к нам из Византии и принесло с собой высокие духовно-нравственные ценности, в том числе, сострадание и служение ближнему. Христианство на Руси взяло под своё непосредственное покровительство дело врачевания. Врачеванием занимались светские люди, монахи, народные врачеватели. Их деятельность считалась почётной.

Основными документами, в которых содержатся сведения о состоянии и развитии медицины и фармации в древней Руси являются летописи. Наи­более ранние из них: «Правила поместного Собора»(347), Церковный Устав Великого князя Владимира Святославовича(996), «Русская правда», «Изборник Святослава» (1073), травник, известный под названием «Благо-прохладный вертоград» (1534). Устав Великого князя Владимира (996) объявил больницы церковными учреждениями, «лечцов» (врачей) людьми церковными, подведомственными епископу. Этот устав стал основой для устройства медицинских и благотворительных учреждений в России вплоть до ХYIII века. Содержались они на налоги от торговли, от урожая и т.д.

Князь Ярослав Мудрый на свои личные средства открыл сиротское училище, в котором обучалось 300 воспитанников.

Из летописей мы узнаём, что на Руси были известные лекари и про­фессиональные медики: Антоний Преподобный «пречудный врач»; Домиан; Агапий, прозванный современниками «врачом безмездным»; Пимен Постник и др. Встречаются в летописях и имена женщин-лекарей: Феврония Муромская, Наталья Новгородская и др.

С развитием письменности появляются рукописные сведения о болезнях и их лечении. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) в своём трактате о мазях описала многие заболевания, их лечение и предупреждение (XII в.) Подлинник этого трактата, названный «0 мазях», хранится в Риме. В своём руководстве по медицине она даёт ряд гигиенических советов. Её труд состоит из частей: 1) Времена года, движение и покой, сон и бодрость, четыре типа телосложения людей, о бане; 2) Гигиена брака, беременные и младенцы; 3) Гигиена питания; в 4) и 5) описывает наружные и внутренние болезни, болезни зубов и полости рта.

Княжение Ярослава Мудрого - период расцвета древнерусской монастырской медицины, просуществовавшей до XYI века. В этот период в русской медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское, мирское. Врачей в древней Руси называли "лечцами". Это были типичные представители народной медицины. Их опыт стал достоянием врачей профессионалов. Лекари эмпирики - это светские лекари, лекари священники -это монахи. Именно они являются основателями монастырской медицины. Светская медицина была платной.

В княжение Ярослава Мудрого прославились даром врачевания мо­нахи: Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печёрский, Пимен Постник и др. Они лечили служителей монастыря и мирян, которые обращались к ним за помощью. Монастырская медицина лечила молитвами, травами, различными маслами, водами, клюквой, сливой, мёдом, уксусом и т.д.

С XI в. при монастырях стали создаваться храмовые больницы для обслуживания монахов и ближайшего к монастырю населения. Ни один монастырь на Руси не строился без «госпитальных палат». Большую роль в истории монастырской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь (XI в.), который для того времени был своего рода первым университетом. Больницы открывались и при других монастырях. Никоновская летопись свидетельствует, что в 1091г. митрополит Ефрем построил в Переяславле строение «банное», устроил больницы, где врачи подавали «всем приходящим безвозмездное врачевание». Больницы также были открыты в Новгороде, Смоленске, Львове. Во время войны больницы превращались в госпитали, при эпидемиях- в карантинные больницы.

Специальный Устав предусматривал наличие при монастыре своего врача и запаса лекарств. В этот период на Руси широко пользовались такими лекарственными средствами, как шиповник, корень валерьяны, соло­довый корень, зверобой, ревень и др. Все запасы лекарственных средств хранились у особого «хранильника», который выдавал их по требованию врача. Таким образом, к XI в. можно отнести организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств и лица, ведавшего лекарствами в ней, даёт основание считать, что при больницах существовали аптеки.

Древнерусские монастыри были очагами просвещения. В них обучали медицине, лечили больных, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода монахи дополняли их своими знаниями из опыта народного врачевания. Так, в XI в. (1073) был переведён с болгарского языка «Изборник». Он состоял из фрагментов библейских книг, сочинений византийских богословов, и проповедников по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения. В 1076 г. переведён новый «Изборник». Цель этого перевода - связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В нём были также описаны некоторые болезни, представления о причинах, лечении и предупреждении их, даются советы о питании. Есть сведения о лечцах резальниках (хирургах), которые умели ампутировать конечности, делать прижигания и лечить поражённое место, травмы мазями. Описаны ножи для расчленения. Есть сведения о неизлечимый недугах, о женщинах-лекарях, о привлечении женщин к уходу за больными.

В Киево-Печерском монастыре были разработаны первые конкретные положения о врачебной этике на Руси: лечец должен быть образцом чело­веколюбия, ради больного выполнять самые чёрные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к больным, делать всё, что в его силах для излечения больного. Монастырская медицина не были монопольной. Документальные источники XII в. указывают на существование и светской мирской медицины. Светские лекари, видимо, также были из Византии. Несмотря на отдельные случаи антагонизма, монастырская и светская медицина была единой системой медицинских знаний и меди­цинской помощи. Она была объединена христианской религией и единым идеалом- служением ближнему.

Социальное расслоение общества прослеживалось и в медицине. Если князей и бояр лечили врачи- иностранцы приезжавшие на Русь, то простое население лечилось у знахарей, ведунов, бабок, часто прибегавших к за­говорам и нашёптываниям.

Летописные записи свидетельствуют и о распространении заразных заболеваний. Опустошительные эпидемии (чумы, сибирской язвы) проникали как от южных кочевников, так и из Европы. Это побуждало к выработке энергичных мер защиты.

Традиционно оздоровительной считалась русская баня. Это было достижением русского народа. Уже в летописи монаха Нестора (XI в.) даётся описание паровой бани как незаменимого средства от многих болезней («Нет такого лекарства, которое было бы по своей силе равно бане»).

Противоэпидемическая система мер в древней Руси всегда являлась пред­метом удивления просвещённых иностранцев, посещавших Россию в XI-XYII вв. Так, в Киевской Руси борьба с эпидемиями проводилась следующим образом: 1. Запирание, заморение улиц и домов, где жили больные; 2. Устройство застав и засек в лесах. 3. Изолирование больных (кормили «улицей» вскладчину). В то же время захоронения в ХIY-XY веках производили на кладбище при церквах с соблюдением религиозных ритуалов, что способствовало рас­пространению заразы.

В Московском государстве XY-XYII вв. борьба с эпидемиями была более совершенней: 1. Вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветри­вание, мытьё домов, изоляция заражённых мест. Главная забота- спасение государства и войска. 2. В 1654-1665гг. было подписано более 10 специ­альных царских указов «о предосторожности от морового поветрия ». Во время эпидемии чумы на дорогах устанавливались заставы и засеки, через которые никого не пропускали под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. 3. Деньги на заставах обра­батывались уксусом, а письма неоднократно переписывались. 4. В XYI в. умерших стали хоронить за чертой города. Так, в Новгороде, их уносили за шесть вёрст вниз по течению реки Волхов и хоронили вдали от зара­жённых мест и питьевых источников. 5. В начале XYII в. царь Борис Годунов повелел выделять специальных людей для захоронения умерших. 6. Священ­никам под страхом смертной казни запрещалось причащать умирающих, лечцов к заразным больным не допускали, а если кто-то всё же посещал больного, то был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома впредь до царского разрешения. 7. Во время эпидемии (мора) прекращался ввоз и вывоз товаров, прекращались все работы на полях, а это в свою очередь вело к неурожаям и голоду.

Монголо-татарское нашествие, пагубно отразившееся на развитии ремёсел отразилось и на постановке врачебного дела. Светская меди­цина свертывалась, и только с XY в. начинается её возрождение. В ХY-XYI вв. на Руси широкое распространение получили травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались цветными рисунками. В них помешались сведения о причинах болезней и их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарём и посудой, приёмами обработки растений. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, мази, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. Особое место уделялось количеству назначаемого лекарства и дозировкам в связи с возрастом. В древности русские врачи, как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изго­товление лекарств значительно усложнилось и потребовало специальных знаний.

В конце XYI в. был учреждён Аптекарский приказ. Точная дата не из­вестна. Есть основания считать –1581 год. Возглавил приказ - аптечный боярин - князь Афанасий Вяземский (на протяжении XYII в. приказ возглавляли близкие к царю бояре, крупные сановники, приближённые царя). Например, при царе Фёдоре Иоанновиче - Борис Годунов, при Борисе - его родственник - Семён Годунов. Традиция сохранялась и далее. Среди руководителей приказа - представители знатнейших родов - Черкасских, Шереметевых, Милославских и др. Подобное объяснимо, поскольку первоначально одной из главнейших задач приказа была забота о здоровье царя. Они подносили царю лекарства предварительно пробовав, чтобы избежать отравы. Важнейшие функции приказа: обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии, подбор лекарей и аптекарей, контроль их знаний. Особую осторожность проявляли к иностранцам, требуя от них аттестата, или рекомендаций от городов.

Аптекарский приказ осуществлял также сбор лекарственных растений. Этим занимались опытные люди – травники (или помясы). Они находились в штате приказа. Аптекарский приказ руководил продажей водочных изделий. В ведении приказа находились Аптекарская палата с аптекой, апте­карский сад и огород, аптекарские дворы. Здесь производили заготовку различных пищевых продуктов и наряду с этим изготовляли лекарственные средства. Дворы приготовляли пластыри, мази, масла, экстракты, настойки, соки и т.д. Там же производилась перегонка эфирных масел, настоек, вод, водок, получение спиртов. Для готовой продукции и лекарственного сырья имелись амбары, погреба, ледники и др. помещения.

В штат аптекарского приказа входили доктора, аптекари, лекари, окулисты, переводчики, травники, часовых дел мастера, дьяки, подьячие, целовальники. Докторами называли лиц, имеющих медицинское образование. Аптекари имели с ними равные права: они готовили лекарства для царя и его семьи и должны были находиться в аптеке «денно и ношно», они же вели книги прихода и расхода; окулисты - доктора без специального диплома, но умеющие лечить глаза и делать глазные операции, их труд ценился выше, чем лекарей. Целовальники, служащие Приказа, ведающие запасами водок и спирта; травники-заготовители лекарственных трав; дьяки - занимались делопроизводством, составляли протоколы, доклады, отчёты и т.д., им помо­гали подьячие. Все служащие Аптекарского приказа назначались и увольнялись пои­мённо указом царя. При Аптекарском Приказе была хорошая библиотека.

В 1654г. Аптекарским Приказом была открыта Московская врачебная школа для подготовки военных лекарей (лекарская школа). Она существовала на средства государственной казны. В первый год в неё было зачислено тридцать стрельцов и стрелецких детей. Впоследствии принимались дети духовенства и служилых людей. Срок обучения - 5 лет. За этот период изучали анатомию (по рисункам и скелетам), хирургию, медицину, ботанику, диагностику болезней, фармакологию, фармацию, латинский язык и др. предметы, проходили практику в аптеках и в полках. По окончании лекар­ской школы выпускники в основном отправлялись на работу в армию. Первый выпуск был сделан в 1660 году. В нем особенно выделялся Иван Венедиктов - один из первых русских фармацевтов и основатель целой династии врачей. На протяжение всего XYIII века Венедиктовы были лучшими московскими уро­логами. В 1653г. была открыта школа костоправного дела. Срок обучения один год. В 1682г.- открыта славяно-греко-латинская Академия.

Важную роль в развитии медицинского образования имело книгопеча­тание. Епифаний Славицкий перевёл на русский язык книгу Андрея Везалия «О строении человеческого тела».

Первую аптеку в России основал Джемс Френчем в 1581 году (до этого встречались лишь упоминания о нескольких аптекарях, об аптеках сведений не сохранилось). Аптека Френчема была царской, придворной. Снабжалась лекарствами из-за границы и из различных регионов России. Для сбора лекарственных растений были заведены аптекарские сады и огороды в Москве. Уже в конце XY1 – начале XYП вв. врачи в России употребляли привозные лекарства (опий, камфара, александрийский лист) и чисто русские лекарственные растения – солодковый корень, можжевельник и др. Ромашку, например, применяли при лечении 25 заболеваний. Начиная с 30-х годов XYП в. лекарства из аптеки по указанию царя начинают отпускаться для «всех чинов людей».

В 1672 г. по велению царя построена вторая аптека – для всех людей. Она стала называться «новой» в отличие от первой «старой». В 1682 г. – при гражданском госпитале у Никитских ворот – открыта 3-я аптека. Видимо, большого дохода казне аптеки не приносили. Только этим можно объяснить тот факт, что при второй аптеке существовал «большой кабак, который вместе с аптекою приносил казне в год чистого дохода до 28 тысяч рублей» - сумма по тем временам астрономическая. По свидетельству шведского дипломата, московская аптека была снабжена хорошими лекарствами. Они отпускались за печатью и стоили чрезвычайно дорого. В это же время были устроены аптеки в других городах России: в Вологде (1673), в Казани (1679). Существовала строгая иерархия: доктора, лекари, костоправы, аптекари, лекарские, алхимистские, аптекарские ученики.

В 1652 г. боярин Ртищев Ф.М. основал в своих домах первую больницу-богадельню. Он предложил воюющим государствам заключать соглашения о сохранении жизни раненым и уходе за ними. В 1682 г. - в Москве опубликован Указ об открытии двух больниц.

Тема №4

Развитие русской медицины и фармации в XYШ веке

План

1. Реформы Петра 1 в области медицины и фармации. Подготовка лекарей и аптекарей.

2. Русские аптеки XYШ века. Первый аптекарский Устав в России (1789)

3. Развитие медицины и фармации во второй половине XYШ веке.

4. Русские ученые ХYШ века в борьбе с эпидемиями. Деятельность Д.С.Самойловича.

5. У истоков развития отечественной терапии. Деятельность С.Г.Зыбелина.

Темы докладов

- М.В.Ломоносов и его роль в развитии науки в ХУШ веке.

- Развитие акушерства, педиатрии и фармации в трудах Н.М.Максимовича-Амбодика

- Развитие медицины и фармации в послепетровскую эпоху

Литература к занятию

· Громбах С.М. Вопросы медицины в трудах М.В.Ломоносова. М., 1961

· Палкин В.Н. Русские госпитальные школы XYШ столетия. М., 1959

· Сало М.В. Аптекарская реформа 1701 года./Фармация, 1989, №5.

Цель и задачи занятия

Проследить изменения в социально-экономическом развитии России XYШ в. и их влияние на развитие медицины. Раскрыть значение реформ Петра 1 для развития медицины и фармации. Дать характеристику медицинского и аптекарского дела в XYШ веке.

Показать достижения передовой материалистической мысли в трудах М.В.Ломоносова, влияние его научных трудов на теорию и практику медицины и фармации. Раскрыть передовой характер развития важнейших направлений медицинской науки в России XYШ века.

Материал к занятию

Начало XYШв. характеризуется быстрым экономическим ростом русского государства. Этому способствовали реформы Петра 1. Петр 1 был членом Парижской академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Среди многочисленных его увлечений была медицина, особенно анатомия и хирургия. После сражений он оказывал медицинскую помощь раненым. Петр 1 нередко носил с собой футляр с хирургическими инструментами, часто присутствовал при операциях и анатомических вскрытиях. В 1723 г. он самостоятельно сделал операцию жене голландского купца Берета, лечил судью Елагина с переломом тазобедренной кости. В его правление в Россию прибыло из-за границы 150 врачей. В 1707 г. состоялось торжественное открытие первого постоянного военного госпиталя в Москве за рекой Яузой. Во главе госпиталя был поставлен доктор Н.Бидлоо и 2 лекаря, набравшие вскоре штат из 50 человек. Содержался госпиталь до 1753 года на средства Синода.

Петр 1 провел ряд реформ в области медицины и фармации. Вот основные из них: в 1701 г. им были изданы указы о закрытии зелейных лавок и открытии в Москве восьми частных аптек. В 1702 г. была открыта первая аптека в Москве. Вводилась государственная аптечная монополия, которая устраняла конкуренцию между открываемыми аптеками. Для равномерного развития сети аптек по указу Петра 1 разрешалось открывать только одну аптеку в каждом городском районе.

Таким образом в XYШ в., наряду с частными (вольными) аптеками, расширялась сеть государственных аптек. Последние подразделялись на главные, полевые и госпитальные. Одновременно с открытием аптек устанавливались правила, регламентирующие их работу: запрещалось в аптеках держать спиртные напитки, кроме тех, которые входят в лекарства по рецептам, торговля мышьяком разрешалась только аптекам, отпуск ядов для аптек производился только по предъявлению письма от помещика. Контроль за деятельностью аптек возлагался на медицинскую канцелярию.

При Петре 1 были изданы в России первые рукописные фармакопеи. По его заданию аптекарь Даниил Гурчин составил лечебники под названием "Аптека домовая (для гражданского населения) и "Аптека обозная" (для медицинской службы в русской армии, которые по своему характеру были прообразами фармакопей. Д.Гурчин совместно с аптекарем Афанасием Холмогорским составили рукописную фармакопею. В ней дано подробное описание различных сиропов, пилюль, порошков, масел из трав, мазей, эссенций, пластырей и т.д., указаны также и готовые лекарственные средства.

С переводом столицы в С-Петербург Аптекарский приказ, оставшийся в Москве, постепенно превращался в орган управления здравоохранением населения прежней столицы и с 1721 г. до середины Х1Х в. назывался Московской медицинской конторой. В 1707г. Аптекарский приказ был реорганизован в Аптекарскую канцелярию, и именно на нее император возложил руководство медициной в стране. В 1721 г. ее преобразовали в Медицинскую коллегию (с 1725 года - Медицинская канцелярия).С 1716 г. Канцелярию возглавил архиатр.

В 1707г. для подготовки отечественных лекарей и аптекарей при первом госпитале в Москве была открыта госпитальная школа. Позднее такие школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Киеве, Москве и других городах. Это были высшие учебные заведения. В них принимали после окончания славяно-греко-латинской академии или духовного училища. Преподавание велось на латинском языке. Учащиеся этих школ участвовали в лечении больных и уходе за ними, готовили лекарства. Срок обучения был 5-7 лет, а иногда и 11. Через 3 года после сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря (среднее между врачуем и фельдшером), а после окончания 7 лет - присваивалось звание лекаря. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубоврачевание и другие предметы. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем и хорошие библиотеки. Большой вклад по обеспечению этих школ русскими учебниками и словарями внес профессор Н.Максимович-Амбодик. К концу XYШ в. в связи с возрастанием требований к подготовке врачей эти школы были преобразованы в медико-хирургические училища (1786г.), а затем - в медико-хирургические академии (1798г.).

Помимо лекарей, которые получали высшее медицинское образование, в России готовились кадры среднего медицинского персонала - фельдшеров и цирюльников. Фельдшеров готовили фельдшерские школы (1741г.), цирюльники готовились путем ученичества у полковых лекарей, а так же в госпиталях и больницах. В 1714 г. Петр 1 издал указы о санитарном режиме, о надзоре над пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов: "носили бы белый мундир и наблюдали бы во всём чистом". Также издан указ о благоустройстве Москвы. В 1719 г. в Петербурге был открыт Аптекарский сад. Стали проводиться государственные мероприятия по изысканию отечественных лекарственных средств.

В 1720 г. в Петербурге начал работать первый в России завод "Казённых врачебных заготовлений". Началось государственное производство лекарственных средств из отечественного сырья, а позднее - завод по ремонту хирургических инструментов и изготовлению новых.

В воинских и морских уставах(1716-1720 и 1721-1722 г.) по инициативе Петра 1 указывались меры по поддержанию и укреплению здоровья войск в мирное и военное время. В дивизии обязательно должен быть док тор и штаб-лекарь, в полку - полевой лекарь, в роте цирюльник. Петр 1 предпринял попытку организовать учёт рождаемости и смертности лиц мужского пола. В 1721г. принят сенатский указ о строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорождённых младенцев и даче им и их кормилицам денежного жалования.

В 1725 г. — была открыта Академия наук, которая сыграла большую роль в развитии медицинской науки. Петр 1 поставил перед ней главную задачу: "науки производить и оные распространять". Первым президентом Академии был врач лейб-медик Петра 1 Лаврентий Блюментрост. В Академии было 3 отделения; медицину изучали на физическом.

Начатое петровскими указами открытие вольных (частных) аптек продолжалось на протяжении всего XYШ века. Для более успешного их развития в 1726г. было разрешено выдавать за деньги из государственных казённых аптек лекарственные средства вновь открывающимся аптекам. При крупных государственных и частных аптеках возникали свои аптечные лаборатории, в которых, наряду с приготовлением лекарств, проводили химические исследования (очистка солей, кислот, получение органических кислот и т.д.). В качестве основных руководств в аптеках имелись травники, лечебники, вертограды и другие узаконенные пособия. В 1765г. в Петербурге была издана военная фармакопея, в 1778 г. - гражданская фармакопея (обе на латинском языке). В 1783г. профессором Н.М.Максимовичем-Амбодиком был издан первый русский учебник по лекарствоведению "Врачебное веществословие…". В развитии отечественной фармации в XYШ в. большую роль сыграли М.В.Ломоносов и Н.М.Максимович-Амбодик.

Во второй половине XYШ в.(1754г.) издан царский указ о том, что лекари и аптекари, получившие в России за казённый счёт образование, обязывались работать по специальности. Им представлялись льготы: квартира, отопление, освещение. Лицам, не имевшим медицинского образования, запрещалось заниматься лечебной и аптечной практикой. В 1783г. Сенат принял решение об изготовлении лекарств строго по рецептам. В 1784г. - разработаны правила по продаже готовых лекарств.

В 1755 г. был открыт Московский университет, а в 1764 г. – на нем был открыт медицинский факультет. Здесь, в 1794 г. была присуждена первая ученая степень доктора медицины Ф.И.Барсуку-Моисееву. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. – в медико-хирургические академии (в Петербурге и Москве). Помимо лекарей с высшим образованием, в России готовились кадры среднего медицинского персонала – фельдшеры (обучались в фельдшерских школах, открытых в 1741 г.) и цирюльники, подготовка которых осуществлялась путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах. Подготовка акушерок-повивальных бабок велась при воспитательных домах. В Петербурге преподавание началось с 1784 г., в Москве - с 1801 года.

В XYШ в. быстрыми темпами идет развитие хирургии, делаются первые операции на трупах (патологические вскрытия), принимаются меры для борьбы с оспой. Россия, одной из первых стран, стала практиковать проведение прививок.

Большое значение для дальнейшего развития медицины имело издание в 1735 г. Генерального регламента о госпиталях. Госпитали стали возглавляться врачами. Хозяйственная часть госпиталя подчинялась врачебной. Число врачей в XYШ в. выросло в 10 раз и достигло более полутора тысяч. К концу XYШ в. в России по вопросам медицины было издано более 200 книг (на русском языке). Вышел в свет первый номер медицинского журнала «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» (1792).

В целом, XYШ век в России был периодом бурного развития медицинской науки и практики. Среди врачей, своей деятельностью утверждавших материалистические естественнонаучные представления об организме человека, функциях его органов и систем, сущности патологических процессов, лечении и предупреждении болезней, следует назвать Н.Л.Бидлоо, К.И.Щепина, С.Г.Зыбелина, Д.С.Самойловича, Н.М.Макисмовича-Амбодика, А.П.Нелюбина, А.А.Иовского, А.М.Шумлянского и др.

 

Тема №5

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Лекарствоведение на Руси — реферат

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………….2

1. Основные направления развития  древнерусской медицины ……3-5

2.Возникновение лекарствоведения на Руси………………………….6-9

3.Лекарствоведение на Руси……………………………………………10-17

Заключение ………………………………………………………………..18-19

Литература ……………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Первые письменные упоминания  о медицине на Руси восходят  к XI веку. В летописях врачей  называли лечцами. О них упоминает  «Краткая Русская Правда» —  древнейший из дошедших до  нас свод русских законов, который  был составлен при Ярославе  Мудром в первой четверти XI в.  Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сыну. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».

Цель: изучить лекарствоведение на Руси.

Задача: 1.раскрыть тему «лекарствоведение  на Руси»

2.рассказать о развитии методах  и средств лечения в этот

    исторический период .

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные направления развития древнерусской медицины

 В период раннего феодализма (IX-XII вв.) на Руси в медицине  существовало два направления:  церковно-монастырское и светское. Первыми русскими врачами были  монастырские «лечьцы» из монахов.  При монастырях возникли, так  же как и в других странах  средневековой Европы, больницы  и богадельни. Призрение и врачевание  имели место в первом русском  монастыре — Киево-Печерской  лавре (XI в.). Сведения о монастырской  больнице содержатся в монастырских  хрониках — «Киево-Печерском  патерике» (XII в.). Он содержит упоминания  о монахах, известных своим  врачебным искусством. Это «пречудныйлечец»  Антоний и его ученик «преподобный  Агапит», исцеливший внука Ярослава  Мудрого, будущего киевского князя  Владимира Мономаха. Сохранилось  предание о том, что князь  Владимир вызвал к себе Агапита,  потеряв надежду на исцеление  от тяжелой болезни. Однако  Агапит не выходил за пределы  монастыря. Он отказался посетить  князя и прислал ему свое  «зелье», от которого Владимир  быстро поправился. После выздоровления  князь пожелал щедро наградить  искусного врача и передал  ему богатые дары. Агапит раздал  княжеские подарки неимущим людям.  В этот же период при переяславской  церкви открывается первая бесплатная  больница. Больница была устроена  Переяславским епископом Ефремом,  написавшим специальный устав,  в котором были изложены правила  «призрения недужных и стариков».  По этим правилам требовалось  иметь при монастыре своего  врача и запасы лекарств. Среди  лекарств должны быть разные  виды масел, пластырей, мед,  вино, слива и клюква. В больницах  лечили не только монахов, но  и приходящих больных. Таким  образом, к XI в. можно отнести  организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств  и лица, ведающего лекарствами  в ней, дает основание считать, что при больницах открывались аптеки. В этот же период многие лекарства поступали в Киев из государств с более высоким уровнем медицины (из Александрии, Египет), что свидетельствовало о широких связях Древнерусского государства. При монастырях часто содержались больничные палаты. Берестяные грамоты начала XIV в. сообщают о существовании монастырских больниц в древнем Новгороде. В первой половине XVI в. была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь была специальная больничная библиотека. Монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводом греческих и латинских книг медицинского содержания. При этом дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В начале XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, на территории которого располагались больничные палаты, его основатель монах Кирилл Белозерский (1337— 1427) перевел с греческого небольшой рукописный трактат «Галиново на Иппократа» — комментарии Галена на сочинение одного из врачей школы Гиппократа «О природе человека». В дальнейшем это сочинение часто включалось в состав многочисленных травников и лечебников и приобрело широкую популярность. До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава, поскольку решения его были сформулированы в сборнике, содержащем 100 глав. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Исторические хроники сообщают также о владетельных людях, которые заботились о больных, видя в этом христианский долг. Так, советник царя, начальник Челобитного приказа А. Адашев «питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных и собственными руками отмывал их».

 При княжеских и боярских  дворах на Руси издавна служили  светские лекари («лечцы»), как русские,  так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр  зело во врачевании». 

 К этому врачу, умевшему  определять болезни по внешнему  виду и пульсу, обращались князья  Всеволод и Владимир Мономах.  При дворе черниговского князя  в XII в. служил врачеватель Петр  по прозвищу Сириянин (сириец). «Киево-Печерский  патерик» содержит сообщение  о медицинских диспутах («стязаниях  о врачевськойхытрости») между Агапитом  и «Ормянином», с одной стороны,  и Петром Сириянином, с другой. Упоминают хроники Киево-Печерской  лавры и о «преподобномАлимпии». Он излечивал мазью прокаженных  после того, как их не могли  вылечить «волхвы и неверные  люди». 

 Больных и сирых, в том  числе и душевнобольных, с XI века  было принято отправлять в  монастыри. Во многих монастырских  больницах практиковали искусные  во врачевании монахи. «Киево-Печерский  патерик» содержит перечень требований  к ним: лечцы должны были, ухаживая  за больными, выполнять самую  черную работу; быть терпимыми  в обращении с ними; не заботиться  о личном обогащении. Некоторые  монахи-лечцы были впоследствии  канонизированы православной церковью.

 

 

2.Возникновение лекарствоведения на Руси

Принятие христианства на Руси положительно повлияло на развитие культуры. Уже в X веке на Руси распространилась письменность, имелись княжеские  библиотеки и школы при монастырях. Киевская Русь XI-XII веков, принадлежавшая к наиболее культурным странам того времени, имела связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией, Германией, Чехией, Венгрией, Францией и др. 

Зачатки врачевания у восточных  славян отмечались еще в первобытнообщинный период. Древняя Русь знала несколько  форм медицинской по-мощи: ремесленно-медицинскую  практику частного характера, медицинское  попечительство и больничную помощь. Врачебная профессия носила ремесленный  характер и считалась почетным занятием. Практический опыт передавался от поколения  к поколению. 

 

Городские лекари содержали  лавки для продажи лекарств главным  образом растительного происхождения. В Киевской Руси действовали документы, определяющие правовое положение лечца. С XI века при церквях и монастырях строились богадельни и больницы для обслуживания монахов и окрестного населения. 

 

Письменные памятники  древности подтверждают, что уже  в то время на Руси существовали лекари профессионалы, причем были лекари светские и лекари-жрецы, что говорит  о связи медицины и религии. Лекари древней Руси были эмпириками. Они хранили, накапливали и передавали свой опыт и опыт предшествующих поколений. 

 

Народная медицина на Руси была более свободна от религии, чем  народная медицина на Западе, но она  содержала элементы анимизма. Люди были проникнуты верой в чудеса, волшебных духов. Этим пользовались знахари и шаманы, которые "лечили" изгнанием злых духов, путем заклинаний, заговоров и тому подобных приемов. 

 

В то же время народная медицина пользовалась многими рациональными  способами, широко применяя в лечебных целях продукты растительного, животного  и даже минерального происхождения. Первые рукописные документы медицинского содержания в России относятся к XI веку. В них описаны некоторые  лекарства, а также пища, необходимая  для сохранения здоровья; упоминаются  отдельные врачи того времени. Внучке Владимира Мономаха Зое (Евпраксии) принадлежит сочинение по медицине под названием "Мази". В нем  описаны средства и методы лечения, применяемые на Киевской Руси, приведены  гигиенические сведения. 

 

В Никоновской летописи говорится, что в 1091 году Ефрем, архиепископ  Переяславский, ставший затем митрополитом  приказал строить не только церкви, но и больницы при них. В летописях XI-XII веков упоминаются врачи-монахи Киево-Печерского монастыря: "Пречудный врач Антоний", "безмездный врач Агапит" и др., врач Петр Сириянин, получивший название "лечца весьма хитра", т.е. весьма искусного, и др. 

 

Сохранились рукописные произведения по лекарствоведению - травники, ветрограды, цветники и другие "Врачевские писания", во многих местах иллюстрированные раскрашенными рисунками лекарственных растений. Все эти и другие источники (летописи, церковные книги и т.п.) являются памятниками древней русской культуры, свидетельствующими о путях развития медицины и лекарствоведения в России. 

 

В Древней Руси были широко известны многие растительные лекарственные  средства: валериана, можжевеловые ягоды, солодковый корень, цветы шиповника. Во времена Киевской Руси славяне  умели определять чистоту серебра, знали сплавы, способы изготовления хлебного вина, занимались солеварением. 

 

Со второй половины XVI века начался процесс национального  и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века было создано  феодальное Московское государство. Для XVI века характерно развитие и разделение медицинских профессий. Их насчитывалось  более десяти: лекари, дохтуры, зелейники, травники, рудометы (кровопуски), очные  мастера, костоправы, повивальные бабки  и др. 

 

Травознатцы и зелейники  обслуживали русский народ, лечили болезни травами, кореньями и  другими снадобьями. Лекари имели  лавки в торговых рядах, где продавали  собираемые травы, семена, цветы, корни, корневища и другие лекарственные  средства. 

 

Зелейники и лекари были культурными людьми того времени, изучавшими действие и качество лекарств. В  разных городах Московского государства  имелись учреждения аптечного типа. В писцовых книгах (перепись домовладений в городах с целью установления оброка) XVI века в Пскове в 1585-1588 гг. значится три зелейника. 

 

Зелейные ряды и лавки  указаны в Москве, Серпухове, Коломне  и других городах. "Зелейни" и "зеленые  лавки" отпускали "зелье" (лекарство). Но "зелейники" не просто продавали "зелье": они готовили настойки, порошки, мази и другие лекарства  и нередко были сведущими людьми своего времени. В тот период медицинские  сведения обобщались в рукописных лечебниках, которые содержали много сведений о причинах болезней, их признаках. 

 

Встречается описание разнообразных  лекарственных форм: "питие", "порохи", "мазуни", "пластыри" и др. В рукописях указывалось количество применяемых лекарств в зависимости  от возраста больного. Во второй половине XVI века был написан "Лечебник строгановских  лекарств". Рукописями XVI-XVII веков  пользовались "лечцы", "аптикари", "зелейники" и "травники". Эти  исторические документы свидетельствуют, что в России в XVI веке уже имелись  многие заведения аптечного типа. Однако развитие лекарствоведения шло  самобытным путем, что опровергает  утверждение некоторых историков, изображавших Древнюю Русь дикой, отсталой страной.

 

 

 

 

 

 

 

3.Лекарствоведение на Руси.

Виды медицинской помощи

 Сообщения летописей, записи  современников свидетельствуют  о распространении заразных заболеваний  на Руси. Это побуждало к активной  выработке самых разнообразных  мер борьбы с ними. Так, создавались  пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили  костры. О необходимости разобщения  заразных больных и здоровых  упоминается в сборнике Святослава (XI в.). Во время морового поветрия  в Полоцке в 1092 г. жители  прибегали к самозащите в своих  жилищах во избежание заражения  при встречах с больными на  улицах и площадях города. В  русских летописях XIV-XV вв. упоминается  12 эпидемий. Заразные болезни называли  «прилипчивыми болезнями», «мором»,  «моровым поветрием», «повальными  болезнями». В Новгородских летописях  начала XV в. даются подробные описания  симптомов черной смерти. Народными  средствами борьбы с ними оставались  вымораживание, окуривание дымом.  В XV-XVI вв. во время эпидемий  начали изолировать больных. 

 Так, летописи сообщают, что  в 1521 г. во Пскове «князь  Михайло Кислица велел... улицу  Петровскую запереть с обою  концов». Умерших погребали «в  тех же дворах, в которых кто  умрет, во всем платье и на  чем кто умрет», а с XVI столетия  стали хоронить за чертой города, вдали от жилых мест и питьевых  источников. Для захоронения умерших  царским повелением выделяли  специальных людей, «кому те  трупы забирати». Кормили зачумленных  с улицы через ворота. Если  эпидемия охватывала весь город,  на ведущих к нему дорогах,  согласно царским указам, устраивали  заставы. Зараженные предметы  на таких заставах сжигали  на кострах, а деньги промывали  в уксусе. Наконец, следует упомянуть  и о банях, которые, как говорил  Геродот, использовались скифами  с глубочайшей древности. Об  этом упоминается и в летописях времен христианства. В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок.

 В «Повести временных лет»  приведен легендарный рассказ  Андрея Первозванного о банях:  «Удивительное видел я в Славянской  земле на пути своем сюда. Видел  бани деревянные, и разожгут их  докрасна, и разденутся, и будут  наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые  прутья, и бьют себя сами, и  до того себя добьют, что едва  слезут, еле живые, и тогда обольются  водою студеною, и только так  оживут». В качестве моющего  средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании  кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном  моющем средстве — «мыльной  траве».

 Приехавшие на Русь немцы  с удивлением описывали русскую  баню: «...и возьмут на сяпрутье младое, бьются сами и того ся добьют, егода вылезут еле живы обольются водою студенью и пока оживут». Русская баня и до настоящего времени широко применяется в России с убеждением в ее целебной силе и с полным научным обоснованием как профилактического средства.

 Благодаря развитию торговли  и внешних сношений с зарубежными  странами на Руси стали появляться  врачи-иностранцы. Эти врачи лечили  князей и бояр. Народ лечился  у знахарей, «ведунов», «бабок»,  чаще всего прибегая к «заговорам»  и «нашептываниям». В этот период  широко стали использоваться  такие лекарственные средства, как  шиповник, валериановый и солодковый  корень, сабур. На Руси процветала  хирургия как важнейшая отрасль  практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей», «распластаниетелес».

Взгляды на причины болезней

 Народная медицина на Руси  с глубокой древности была  частью языческой культуры. До  нашего времени дошли передаваемые  в устной форме заговоры, обращенные  к языческим божествам, способным  прогнать болезнь. Во врачебной  практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья  березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты  животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень  трески) и минералы.

 Врачеватели-знахари назывались  волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками  между человеком и таинственными  силами природы. Олицетворением  болезней и невзгод в славянской  мифологии были демонические  существа — Горе и Лихо. Наслать  на людей и домашний скот  болезни могла и Кикимора —  злой дух дома. Представление  об удивительных лекарствах, спасающих  от болезней и старости, дошло  до нашего времени в сказках  о живой воде, о молодильных  яблоках, о кипящих котлах, искупавшись  в которых, старик становился  юношей.

 В древнерусских летописях  содержатся многочисленные описания  эпидемий, «мора», «чумных городов». В «Сказании Авраамия Палицына»  (1620) об осаде Троицкой лавры  описана цинга. С XI по XVIII вв. летописи упоминают более 50 «моров», которые вызвали гибель огромного количества людей. В 1230 г. во время эпидемии в Смоленске погибло 32 тысячи жителей. Сохранялось представление о том, что моровые поветрия возникают от изменения положения звезд и гнева богов. Вот фрагменты из Никоновской летописи 1371г.: «Того же лета бысть знамение в солнце, места черны по солнцу, аки гвозди, и мгла велика была, яко за едину сажень перед собой не видети... а птицы по воздуху не видехулетати, но падаху с воздуха на землю... лесы и боры гореху, и земля горяше; и бысть страх и трепет на всех человецех».

Никоновская летопись 1385 г. сообщает, что во время солнечного затмения, когда «бысть темно, аки в осеннюю  темную ночь», в небе ходили «огненные  облацы», искры падали на землю и  разгорались в огни и пожары: «... и столь страшно и грозно бысть, яко второе христово пришествие мнитеся  всем» Слова летописца о «втором  христовом пришествии» отражали не только впечатление от страшной картины смерти и опустошения. Считалось, что на приближение конца света  указывают как небесные знаки  и «моровые поветрия», так и библейские тексты. Календари и пасхалии не составлялись далее, чем до конца XV столетия.

Средства лечения больных 

 В некоторых русских летописях  приводится описание различных  болезней, встречаются описания  эпидемий. Какие же средства применялись  на Руси для их лечения? В  первую очередь древнерусские  врачи обращались к неиссякаемому  арсеналу народной медицины. На  Руси стали создаваться травники  и лечебники. Не случайно в  Киево-Печерском патерике отмечалось, что «лечецприготовляетъзелия на  потребная врачевания, на кийдже  недуг». Врачи X-XI вв. применяли лекарственные  средства медицины восточных славян. Так, например, и в Шестодневе» описывалось применение аконита, болиголова, притирание металлической ртути, получение опия из головок мака; указывалось на целебное значение «теплиц» (минеральных вод): Лекарственные средства готовилось в форме порошков, отваров, мазей, нередко назначались ванны с настоями из различных трав. В XII в. внучкой Владимира Мономаха Евпраксией (в замужестве Зоей Комнен) был написан лечебник «Алимма» (мази). Рукопись состояла из пяти частей, в которых описывались многочисленные болезни и лекарства, с помощью которых рекомендовалось проводить лечение. Для этой цели назначалось квашеное тесто, печеный лук, лук с медом и т.д. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV в.) автор рассказывает о девушке Февронии, которая излечила князя Петра мазью из хлебной закваски. Она «взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи хлебной закваски и приготовила мазь. Предложила истопить баню для князя. После мытья велела помазать все язвы и струпы на теле. Вскоре наступило выздоровление князя». В повести нашел отражение эффективный способ лечения больных в бане. В XV—XVII вв. на Руси получили широкое распространение различные травники и лечебники, в которых был представлен опыт народной медицины. Они состояли из кратких описаний лекарственных растений и указаний к их применению. Вот пример такого описания. «Трава мачиха, растет лопушниками, одна сторона бела, а листочки что копытцы, а корень по земле тянется, цвет желт, а у иной цвету нет... Аще у кого утроба болит, корень парь да хлебай, — поможет». Описания растения при переводе снабжались комментариями: «растет на Руси», «растет на Коломне». Иногда действие лекарственного растения объяснялось, исходя из лечения «противоположного противоположным»: избыток холодного лечили горячим, избыток влажного — сухим. Вот пример такого объяснения в лечебнике XVII в.: с помощью лука «горячестволукавое истребляет мокростьвредительную студеную». Травники и лечебники содержали сведения о лечении бытовых травм и болезней, в том числе «ожаров» (ожогов), «огневицы» (сыпного тифа), «червивой болести» (глистов), об избавлении от нательных паразитов. Вот описание блохи в лечебнике XVII в.: «Блоха есть червячок чорн и лих и резв добре, а коли укусит, тогды что иглою уколет». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. Для обработки ран пользовались вином, березовой водой, растворами обычной соли. Из лекарств животного происхождения на Руси применяли «бобровую струю» и кобылье молоко (степные славяне), «кабарожью струю» (Восточная Русь). Из минеральных продуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Опилки из меди назначали внутрь, порошок золота применялся для припудривания при заболеваниях кожи головы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос. Одновременно с незапамятных времен на Руси для укрепления здоровья назначали минеральные воды. Целебный свойства «кислой воды» (нарзана) используются до сих пор. Уже в древнейших русских сказаниях и былинах есть сведения о сказочной Индии. Одним из самых популярных произведений на Руси в XII-XIV вв. была повесть «Александрия», в которой рассказывается о походе Александра Македонского в Индию. Много внимания уделено описанию различных болезней и методов их лечения. Отмечено, что в Индии есть целебные минеральные источники, купание в которых излечивает людей и животных; вода из этих источников бурлит от пузырьков воздуха, когда ее наливают в сосуд. Иногда из земли выбиваются потоки горячей воды. Эти теплые ключи также целебны. Заболевания воинов Александра во время индийского похода автор объясняет большим количеством болот в равнинных и приморских областях Индии, где водится много кровососущих насекомых. Медицинскими сюжетами насыщено и другое известное литературное произведение Древней Руси — «Житие и жизнь Валаама пустынника и Ыоасафа-царевича индийского». В нем упоминаются врачи Индии, знающие философию и астрологию, умеющие поставить диагноз по «жилобиению» (так называли пульс на Руси), вылечить самые тяжелые болезни и раны. Часто встречаются описания лечебных средств. Почти все они готовились из растений. Многочисленные сведения о лекарственных растениях Индии есть и в «Христианской топографии КозьмыИндикоплова» — популярном памятнике древнерусской письменности XIII-XIV вв., переведенном с греческого и содержащем интересные географические сведения о далеких странах, прежде всего — Индии. Слово «Индикоплов» означает «плаватель в Индию». Такое прозвище получил купец Козьма Египтянин, который жил в Александрии в VI в. и совершил на арабском корабле путешествие в Индию. Козьма сообщает о лекарственных травах Индии, о ценных восточных лекарствах животного происхождения, наиболее известными из которых были индийский мускус и бобровая струя. Бобры водились и на Руси, однако считалось, что лекарство, полученное из «заморских животных», было более сильным. Тверской купец Афанасий Никитин в своих путевых заметках об Индии «Хождение за три моря» (вторая половина XV в.) упоминает множество пряностей и лекарственных растений — шафран, имбирь, корицу, гвоздику и другие, а также берилл — увеличительный прибор для глаз. Бериллом на Руси называли очки. Это название пришло из Европы. Из берилла, прозрачного минерала, шлифовали линзы для увеличительных стекол и очков, зрительных трубок и оптических приборов. Знаменитые лекарственные растения из Индии привлекали внимание русских купцов. Лечебники содержат множество указаний о том, как отличить хорошие пряности и лекарственные травы от плохих и не купить собачьи кости вместо слоновых бивней, которые высоко ценились как лекарственное средство. Следует упомянуть и о забытых рецептах врачевания с помощью благовоний, привозимых большей частью из Индии — мирры, ладана, нескольких видах индийского алоэ и пахучих магнолий. Употреблялись они не только для различных окуриваний. «Тяжко больного не излечит и кровать тисова», — учит пословица из сборника «Пчела», изданного на Руси в XIV в. Речь идет об ароматическом тисе — дереве из семейства индийских кипарисов. Аромат его считался лечебным, и оно часто использовалось для изготовления кроватей.

referat911.ru

4. Медицина в Древнерусском государстве Киевская Русь. Представления о причинах болезней у русичей. Древнейшие виды медицинской деятельности. Радикальные и нерадикальные методы лечения.

№1 История медицины как наука и предмет преподавания. Цель и задачи предмета.

Периодизация всемирной истории и истории медицины. Основные этапы развития медицины.

Источники изучения истории медицины – краткая характеристика историко-медицинских источников.

Музеи истории медицины в России, странах СНГ и за рубежом. Музей истории СГМУ.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ- это наука, которая изучает достижения в области врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до наших дней).

Как предмет преподавания делится на общую и частную.

Общая история медицинызанимается выявлением главных закономерностей исторического развития врачевания и изучением основных проблем медицины.

Частная история медицинысодержит сведения о развитии отдельных медицинских специальностей, касающиеся жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков, научных достижений их школ, истории важнейших открытий в области медицины.

Периодизация и хронология истории медициныоснована на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на 5 основных периодов:

* первобытное общество

* древний мир

* средние века

* новое время

* новейшая (современная) история

Источники изучения историимедицины делятся на несколько основных групп:

(черепа, кости, монеты, медали, гербы, печати)

  • Этнографические- обряды, обычаи, поверья

  • Устные и фольклорные- песни, сказания, баллады, легенды

  • Лингвистические- изображения в речевой форме, которые показыва-

ют через слово родство целых групп и народов

  • Письменные- глиняные таблички, папирусы, рисунки на камнях и

скалах, рукописи, печатные произведения врачей, историков, философов, во-

енных и государственных деятелей, архивные материалы

Кстати. Есть такой

Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, есть также в Берлине, Филадельфии, Тамбове :D

№2 Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Киевская Русь IX – XIV веков.

Во второй половине IX. в. на обширных землях Восточной Европы

образовалось Древнерусское государство с главным городом Киевом

под управлением Рюрика Варяжского /862-879/, известное под названием "Киевская Русь".

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого(980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь.

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха(1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами.Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы.

В XV в. Киеву было даровано магдебургскоеправо, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

№3. В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. князем Владимиром.

Опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Также святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы. Была

Ну скажите, что от Византии была перенята баня, и  лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

Стр. 201 учебника

Сохранялось 1) Народное врачевание- язычество и знахарство. 2) после принятия христанства развиваласьмонастырская медицина.3) Со временм княжения Ярослава Мудрого на Руси появиласьсветская (мирская) медицина

1)Народных врачевателей начали называть лечцами,которые передавали свой опыт из поколения в поколение.

Опыт народного врачевания был обобщен в травниках илечебниках. Лечили лекарствами из растений и минералов, а также использовали целебные свойства нарзана.

2) Про монастырскую скажите про то, что в религиозном сознании болезнь считалась как наказание или «вселение» бесов.

Большой популярностью пользовалась больница при первом созданном монастыре- Киево- Печерской лавре (прославились монахи- подвижники Антоний, Агапит, Алимпий)

3) Светская… Ну она предполагала возмездное лечение, платную то есть… Лечец- армянин практиковал так.

5. Народная медицина в Древнерусском государстве, методы лечения профилактики болезней. Лечцы – народные врачеватели.

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов:по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» .(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

studfiles.net