История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Невероятное ювелирное искусство Древнего Египта. Как древние египтяне резали камень


Технологии Древних Египтян - askepak

Сверление камня - реконструкция древней технологии.Васютин Николай.10.4.2010

"Из всех загадок прошлого, технологии обработки камня в Древнем Египте вызывают, пожалуй, наибольшее количество вопросов и споров...Особенно удивили равномерные, словно вышедшие из под резца неведомого инструмента, канавки на отверстиях и распилах (рис. 1, 2).

Начав изучать написанное ранее о технологиях Древнего Египта, я обнаружил, что споры о происхождении этих следов возникли около ста лет назад с разногласий двух выдающихся египтологов – А. Лукаса и сэра Флиндерса Питри и не прекращаются до сих пор. Пытаясь разрешить эти разногласия, некоторые исследователи проводили практические эксперименты по сверлению камня при помощи медного трубчатого сверла и свободного абразива.

C одной из таких работ – «СВЕРЛЕНИЕ КАМНЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ» Леонарда  Горелика и  А.Джона Гвинетта я настоятельно рекомендую ознакомиться перед продолжением чтения. ( http://www.refill.ru/egypt/oleg-pdfs/Gorelick-drilling-in-ancient-egypt.pdf )

Несмотря на то, что исследования, проведенные этими авторами, подтверждают официальную версию происхождения распилов и отверстий, их результаты не всем кажутся убедительными, и оставляют место для сомнений, благодаря некоторым техническим упущениям и отсутствию качественных фотографий полученных поверхностей. Не убедили они и меня, поэтому я решился провести собственный эксперимент, еще не подозревая, что из маленького домашнего опыта он выльется в настоящее расследование древней технологии.

..

Первое, полученное таким способом отверстие, принесло некоторые разочарования: поверхность отверстия была отшлифована без каких-либо признаков регулярных следов. Керн имел отполированный участок и лишь очень незначительные зачатки регулярных следов, которые даже рассмотреть было трудно. Благодаря высокой нагрузке на сверло (изменялась от 6 до 20 КГ) и сильным биениям, режущая кромка разрезного трубчатого сверла сильно деформировалась.

Следующее отверстие я начал сверлить, уменьшив вертикальную нагрузку до 2-Х КГ и пытаясь подобрать наиболее удобный режим подачи абразива. После углубления бура на 20 мм, мне пришла в голову мысль, что регулярные следы могли быть каким-то образом связаны с насечками, которые были хорошо заметны на одной из музейных фотографий медных древнеегипетских пил...Диаметр сверла для следующего опыта я увеличил до 41мм и регулярно обновлял насечки на режущей кромке, стачивающиеся во время сверления. Режим подачи абразива уже не соблюдался, иногда он подавался с выниманием сверла, а иногда просто подсыпался во время работы. Какова же была моя радость, когда после выбивания керна на нём обнаружились четкие, хоть и неглубокие канавки!На стенках отверстия канавки тоже были, но плохо заметные (рис. 5).Этот эффект был воспринят мною как результат деформации режущей кромки сверла, ведь сверло прилегало к керну, а от стенок отверстия находилось на значительном расстоянии.

На подготовку следующих опытов ушло некоторое время, так как нужно было найти более толстый металл. Медь толщиной 0,6 мм была явно тонка и плохо выдерживала биения даже при небольшом износе. Наконец, я нашел медь толщиной 2 мм – больше того размера, на который рассчитывал. Но деваться было некуда – «дареному коню в зубы не смотрят». Пришлось пойти на лишние трудозатраты: чем тоньше металл сверла и в особенности его режущая кромка, тем быстрее продвигается дело.

Внешний диаметр сверла для следующего отверстия составлял 46,5 мм. Небольшой гранитный «кирпич» толщиной около 75 мм я запланировал пробурить насквозь и вскоре уже держал в руках новый образец. Полученный керн был великолепен: на бледно-розовой отшлифованной поверхности были четко видны равномерные канавки, аналогичные египетским, даже характер износа поверхности включений гранита оказался таким же! Схожие следы располагались и на стенках отверстия (рис. 7). Чтобы избежать путаницы, даже пришлось на выкладываемых в Интернет фотографиях указывать современную принадлежность изображенных на них объектов.

Теперь не оставалось никаких сомнений, что древнеегипетская технология сверления была повторена полностью. Кроме того, стал понятен механизм возникновения регулярных канавок. Как оказалось, насечки на кромке сверла не имели никакого отношения к их появлению, образовались они только благодаря смене режима подачи абразива.

Физика процесса мне представляется так: вращающееся сверло представляет собой подобие центробежного насоса. Между сверлом и керном жидкость и абразив стремятся вниз по нисходящей спирали, а между сверлом и стенкой отверстия - вверх. Поскольку трубка разрезная, то эти потоки смешиваются, но когда начинается вращение, хорошо видно, как смесь выкачивается наружу из прорези.Когда сверло находится близко к стенке, частицы абразива, зажатые между сверлом и стенкой, прокатываются между ними, оставляя царапины близкие к концентрическим. Но ядра абразива, увлекаемые потоком циркулирующей воды, могут оставлять и спиралевидные канавки. Последующие частицы при движении, естественно, будут попадать в ближайшую такую царапину, постепенно углубляя ее. Таким образом, происходит самоорганизация абразива. Шаг получающихся канавок должен зависеть от средних размеров зерен, составляющих абразив.

..

На этом можно было бы закончить опыты, но не давала покоя мысль об отсутствии каких-либо частиц корунда в анализах образцов, взятых из отверстий исследователями. Конечно, за многие тысячи лет там могло ничего и не остаться, но тот факт, что ближайшие крупные месторождения этого минерала располагаются довольно далеко от Египта, укреплял сомнения в использовании наждака. Такие месторождения есть в Турции и Греции, наиболее крупное из которых находится на острове Наксос. Но у нас нет данных о столь дальних морских путешествиях древних египтян, как нет и данных о разработке турецких месторождений в те далекие времена. Поэтому, как ни крути, назревала необходимость нового опыта, где в качестве абразива применялся бы кварцевый песок. Такой песок найти можно повсеместно, а уж в Египте – тем более.

После некоторого перерыва, необходимого для отдыха и осмысления предыдущих результатов, я начал сверлить новое отверстие с применением кварцевого песка, купленного в зоомагазине. Но, так как он был слишком мелок и однороден, я почти сразу отказался от его использования и перешёл на обычный речной песок. Этот песок, кроме кварца, имел и другие включения, а зерна, его составляющие, имели самые разнообразные размеры. Скорость сверления, как и ожидалось, оказалась очень низкой – всего около 3-х мм в час. Однако, образование канавок, вопреки ожиданиям, было более четким, чем в случае с корундом...Дальше последовала долгая и монотонная работа, которую я делал понемногу, в течение нескольких дней. За это время я совершил ряд ошибок, которые привели к перекосу оси сверления, что и запечатлелось на стенках отверстия. Такие же ошибки древних мастеров можно наблюдать на и некоторых египетских артефактах. В конце концов, рядом с «корундовым» отверстием в куске гранита было получено новое, теперь уже при помощи обычного песка.

Сравнивая результаты (рис. 9 -12), можно сделать вывод, что отличия поверхностей, полученных при помощи корунда и песка, неочевидны. Разница заключается лишь в том, что песок оставил после себя более гладкую, «вылизанную» поверхность. Подобную поверхность «корундовый» керн приобрел лишь спустя десяток дней, в течение которых его вертели в руках и носили в сумке. Следы на стенках отверстий (рис. 9) хоть и различны на вид, но это является лишь результатом моих оплошностей в работе. Если бы их не было, то следы кварцевого песка также мало отличались от следов корунда.

Внимательно рассматривая поверхность кернов (рис. 11, 12), можно заметить, что, в случае применения корунда, следы носят преимущественно концентрический характер, а когда применялся песок – скорее спиралевидный.

..

Выводы:

1. Древнеегипетские отверстия, вне всяких сомнений, были получены в результате применения технологии обработки камня при помощи свободного абразива. Пропилы являются следствием частного случая применения той же технологии.

2. Не выявлено четкой внешней разницы между применением корунда и песка в качестве абразива...В моем случае, при использовании корунда, канавки имеют преимущественно концентрический характер, а при использовании песка они больше похожи на спиралевидные.

Кроме того, при использовании песка линии получаются чуть более извилистыми. Эти линии имеют некоторые признаки огибания мелких включений полевого шпата по поверхности кварца. Египетский керн, фотография которого приведена в начале статьи (рис. 2), скорее всего был получен с использованием песка, а большое количество изменений направления линий может быть следствием частых остановок для отдыха, неравномерности вращения руками, либо смены его направлений при работе лучковой дрелью.

Так как применение корунда многократно увеличивает производительность при работе с твёрдыми породами камня, и, учитывая значительный объем шлифовальных работ, нельзя исключать того, что в Древнем Египте с наждаком все-таки были знакомы.

3. Главные ошибки предыдущих экспериментаторов заключались в неправильной подаче абразива. Древние египтяне реализовывали подачу самым простым способом: насыпали кучку абразива рядом со сверлом и по мере необходимости подливали воду, смывая в отверстие небольшое количество абразива. Отходы сверления свободно вытекали с другой стороны отверстия. Очень важно, чтобы в разрез вместе с водой поступало именно небольшое количество абразива...

4. Сверление большинства отверстий в Египте проходило, по всей видимости, с применением цельных трубок. Судя по описаниям, большинство древних отверстий равномерно сужаются внутрь. При применении же разрезного сверла, за счет отклонений оси и биений, происходит постепенное его разгибание и увеличение диаметра на конце.Применение цельной трубы было бы удобней для крепления на древке и позволило бы избежать вибрации кромок при глубоком бурении...

5. Очень вероятно, что трубки, применяемые для сверления, имели уменьшающуюся в одну сторону толщину стенок. Это могло быть следствием их изготовления литейным способом. При этом очень удобно начинать бурение тонкой стороной.Версию разной толщины сверла на концах подтверждают и четкие следы на стенках египетских отверстий. Для образования таких следов был бы небольшой зазор между сверлом и стенкой. При увеличивающейся толщине стенки такой зазор поддерживался бы автоматически за счет углубления сверла. В моих опытах, напротив, по мере углубления сверло удалялась от стенки отверстия, поэтому на керне следы более четкие и глубокие.

6. В случаях применения цельных трубок могли использоваться насечки или выемки на режущей кромке, а также отверстия в стенках для улучшения циркуляции смеси, применение которых излишне для случаев разрезного сверла.

7. По мере работы происходит самозатачивание сверла за счет износа его стенок, но я считаю, что египтяне должны были сами заострять его рабочую кромку для улучшения эффективности сверления. Чем тоньше кромка, тем меньше трудозатраты и выше скорость выполнения работы."

https://docs.google.com/file/d/0B5HVmFtFM-unSW4yZXQ4TEEzVXM/edithttp://soobjestvo.technica-molodezhi.ru/preview.php?PATH=/Hard/FIL12704114200N695550001/&WORDS=%E2%E0%F1%FE%F2%E8%ED

* * *

Обсуждение на форуме:http://rekhmire.ru/topic41.htmlА также: http://rekhmire.ru/topic125.html

"Рад приветствовать всех на этом форуме. Меня благополучно выжили с форума ЛАИ за эксперименты со сверлением. И вот теперь я пришел к вам - почти как из рекламы порошка получилось ;) . Добрые люди посоветовали, сказали, что меня здесь поймут.Злополучный эксперимент я начал обсуждать тут - http://www.lah.ucoz.com/forum/22-509-3 . Если бы знал, что там один из админов такой ярый адепт идей ЛАИ - начал бы обсуждение только после получения полных результатов."( http://rekhmire.ru/viewtopic.php?p=788&sid=04ccbf1c2791d3f8f8fb49e665dd0f02#p788 )

---

anskl <А.Скляров> 18.02.2010, 14:12 | Сообщение # 119"..Что мы видим, сравнивая следы на кернах в эксперименте и на египетских артефактах?..Мы видим, что они отличаются. Причем отличаются КАРДИНАЛЬНО!...."

Hard <Н.Васютин> 18.02.2010, 15:00 | Сообщение # 120"Простите, но где отличия. Назовите хоть одно.."

kavalet  18.02.2010, 19:50 | Сообщение # 124"Уважаемые! Уже давно приходится наблюдать, как многие увлекаются этой задачкой. Задачка достаточно специфичная и не многим, имеющим высшее образование и/или практический опыт работы с камнем, доводилось сверлить абразивом гранит в таких масштабах. Как видно здесь по форуму, многие вообще не знали что можно просверлить камень медной трубкой...Но .. именно характер царапин не соответствует абразивному сверлению. Крупные, мелкие, твердые или не очень частицы - метод свободного абразива подразумевает многократное прохождение частиц по граниту, что оставляет вполне прогнозируемые и понятные следы. Частицы вышлифовывают материал мелкими непродолжительными царапинами, размалываясь о кристаллы твердого кварца. Другие частицы, скапливаясь в уже процарапанных канавках, увлекаемые верхними слоями движущихся частиц, расширяют и протягивают по окружности борозды. Толкотню частиц, сжатых и вынуждаемых движением трубы двигаться по окружности вполне можно себе представить, если постараться.На артефактах - другие следы, НЕ от абразива...У меня нет оснований не доверять Ф.Питри в том, что на артефактах НЕ следы абразива, по той причине, что отличия от абразивных борозд видны даже на таких не очень качественных фотографиях..."

Hard"Спиральность достоверно не доказана."

Svarog 18.02.2010, 22:38 | Сообщение # 128"А я вижу отчетливые канавки на протяжении всего керна, может круговые, а может спиральные - не видно. Но зато видно как идет обмотанная нитка."

Hard  Четверг, 18.02.2010, 23:03 | Сообщение # 129"Хорошее фото. Замечательно видно как царапины огибают более плотные включения гранита - 100% подтверждение классической версии. Посмотрите на этот керн с другой стороны. Намотать можно как угодно. "

kavalet  Четверг, 18.02.2010, 23:11 | Сообщение # 130"Пользователь Hard, будет отсутствовать неделю, по причине сбора аргументов для своих заявлений."

Outsider 19.02.2010, 20:53 | Сообщение # 134" В главе о характере следов инструментов по твердым породам Питри действительно настаивает на регулярной спиральной форме (симметрично по всей длине керна №7) выраженных углублений прорезов, которые он и его коллеги смогли объснить лишь через идею армировки наконечника бура (жестко зафиксированными) драгоценными камнями и несоотносимой с ручным усилием загрузкой (давлением на бур сверху), чему подтверждение он находил во фресках династии, которой египтологи приписывают создание комплекса Гизы.

Однако на фото керна №7, приведенном здесь в хорошем качестве, наблюдается совсем иная картина. На протяжении ВСЕЙ ДЛИНЫ (а не 4 подцарапанных оборотов по Питри), линии хаотично пересекаются, витки спирали ЛЕГКО переходят одна в другую, особенно в середине (где полировка). При этом, на включениях линии просто теряются (как будто выкрошенные абарзивом), хотя Питри указывал на то, что в мягких включениях линии так же выражены. Чем верить?

{Quote (kavalet)Потом К.Данн брался освежить, но с продвижением своей версии несколько. На сайте есть его статья в переводе Склярова http://lah.ru/konspekt/taina/amae-text.htm }

На фото его исследовании из артефактов крупно получился только сам фотогеничный Данн, в методике и неангажированности которого есть большие сомнения. Фото с толстой ниткой (а не тоненькой ПО ОДНО СТОРОНЕ - ведь есть только фото этой стороны, а не по кругу) их еще сильнее подтверждает. Чего проще, сделать слепок или принт, или хотя бы снимок по реперам на три проекции (с разверткой) на обычную мыльницу без всяких ниток. "

И т.д... с безапелляционным вердиктом альтернативщиков: применение машинных технологий при строительстве пирамид Гизы - аксиома (у меня осталось впечатление, что иные мнения воспринимаются ими как святотатство). Попутно обвинили Васютина в подгонке эксперимента под нужный результат и попытке фальсификации следов обработки.

[Т.з. альтернативщиков из ЛАИ по вопросам сверления также есть и на старом форуме ЛАИ. Например, здесь: http://lah.flybb.ru/topic824.html]

* * *

Форум с т.з. естественного объяснения технологий древних:http://rekhmire.ru/

Форум альтернативщиков, выражающих т.з. А.Склярова о высоко-технологичной (недостижимой на сегодняшний день) машинной обработке камня древними, сайта ЛАИ:http://www.lah.ru/phorum.htm

---Сайт Олега Круглякова (в т.ч. разбор книг З.Ситчина)http://www.refill.ru/egypt/oleg.html

askepak.livejournal.com

метод, которым пользовались древние египтяне . Чёрт побери

Древнеегипетский метод резки камней. Как насчет того, чтобы разрезать твердый камень мягкой медью? Кажется невозможным? На самом деле возможно и такое, хотя на первый взгляд теория обработки камня свидетельствует о противоположном. Любопытно, что подобным методом резки камня пользовались еще древние египтяне. И мастер-энтузиаст разгадал этот древний секрет.

В чем смысл

Трудно поверить — но это итог работы.

Смысл метода заключается в том, что медная трубка проникает в твердую породу под действием вибрации. Сегодня такой метод чаще всего реализуют с использованием электроники, которой, стоит напомнить, у древних египтян не было. Однако создать вибростанок можно и исключительно на механических узлах. Единственное «но» сводится к тому, что в нынешних реалиях считать такой метод резки камня хоть сколь-нибудь продуктивным достаточно сложно. На прохождение нескольких миллиметров породы может уйти пара часов.

Медь справляется даже с очень твердыми породами.

В ходе вибрационной резки фрагменты породы трутся о медную трубку, превращая ее в коронку, которая «толчется» и постепенно проникает в глыбу. Скорее всего, древние египтяне добавляли под медь абразивный материал, который значительно ускорял процесс.

Примерно так выглядит инструмент для резки.

Подтверждают эту теорию многочисленные находки археологов. Фрагменты абразивных материалов найдены в щелях многих египетских скульптур. В частности, остатки корунда – кристаллического оксида алюминия, из которого делали шлифовальные камни.

Так выглядит настройка стола с помощью соли.

Создать такой станок даже в современных условиях очень сложно, так как инструмент это невероятно чуткий, требующий большой осторожности в обращении и кропотливой настройки.

Настройка этого аппарата — дело очень тонкое.

Видеоматериал

chert-poberi.ru

Методы и приемы добычи камня при строительстве пирамид

Возможно, что и до Раннего царства египтяне умели выламывать мягкие породы из массива. Однако доказательств того, что древние обитатели Египта уже в V— IV тысячелетиях умели это делать пока не найдены. Более вероятно, что первоначально, когда потребность в камне не была велика и из него делали лишь небольшие предметы, можно было ограничиваться добычей камня путем разламывания, разбивания больших обломков скалы, обычно лежавших в районах залегания камня. От времени первой династии имеются достоверные данные о том, что египтяне уже умели разрабатывать камень в карьерах. Как же могли древние египтяне выламывать огромные каменные глыбы, не имея не только железных, но и бронзовых орудий?

Добыча известняка и других мягких пород камня в древнейшем Египте производилась главным образом открытым способом, поскольку эти породы залегали сплошным массивом и выходили местами на поверхность или подходили близко к поверхности земли. Начинали добычу с того, что вырубали щель иногда глубиной до метра и более, в которую мог войти каменотес. По обе стороны щели и начиналась выемка скалы. Отметив размер каменного блока, окружали это место с трех; сторон канавкой, четвертая, боковая сторона выходила в щель, с которой начинали выработку, а сверху поверхность была, разумеется, заранее выровнена. На территории храма Хефрена (Хафра) археологи обнаружили остатки разработки известняка, где желобки были шириной 12 см, а глубина их доходила до 25 см. При высекании этих канавок в известняке каменщики соблюдали определенное правило. Снимая первый слой, резец ставили с наклоном в одну сторону, а при снятии следующего слоя держали его с наклоном в другую сторону. От этого на стенах древних каменоломен, а также скальных камер в погребальных сооружениях, создававшихся теми же каменотесами, образовывались сплошные зигзаги.

После того как была достигнута нужная глубина желобка, сильными ударами по резцу, поставленному так, что он разрезал перемычку, соединявшую снизу блок с массивом, отделяли кусок. Так можно было резать известняковые плиты и блоки небольшого размера. Большие каменные блоки выламывались по-другому.  Сломы производились путем выбивания в камнях продолговатых отверстий, расположенных по прямой линии. Эти отверстия имели от 7.5 до 12.5 см в длину, 5 см в ширину и 2-3 см или больше в глубину. В эти отверстия забивали деревянные клинья, которые мочили затем водой, отчего дерево разбухало и ломало камень. Следом за первым блоком таким же способом снимали слой за слоем и получали камень примерно одного размера. Известно, что опыты, произведенные в одной каменоломне, полностью доказали возможность такой ломки гранита. Некоторые каменные породы, как, например, гранит, добывались только с поверхности.

Аналогичную выработку могли производить вокруг на всей площади выемки. При добыче особо больших блоков, как, например, в каменоломнях, обнаруженных недалеко от пирамиды Хафрена, канавки вокруг камня делали шириной до полуметра, чтобы удобнее было работать.

Иногда в стенах древнеегипетских каменоломен обнаруживают глубокие зарубки, расположенные на некотором расстоянии одна под другой. Этими углублениями, заменявшими ступени лестницы, древние каменотесы пользовались при спуске и подъеме, как и работники, высекавшие уже рассмотренные нами скальные колодцы.

Несколько слов об орудиях, с помощью которых разрабатывали в карьерах известняк и другие мягкие породы камня. Канавки в камне, как и выравнивание поверхности камня, производили медными резцами и деревянными колотушками или каменными желваками, исполнявшими роль молота. Обычно у таких круглых молотов была небольшая ударная плоская площадка. Резцы были самой разнообразной формы. Одна группа их почти не отличается от долот, если не считать того, что последние чаще были более тонкими по сравнению с резцами. У другой части рассматриваемых нами орудий тело несколько расширялось к лезвию. Эти инструменты вставлялись в деревянную рукоятку, по которой наносили удары деревянной колотушкой.

Орудия третьей группы отличаются массивностью. Рабочей частью у одних из них было острие, а у других — лезвие. Очевидно, они выполняли роль современных зубил, и процесс работы заключался в том, что каменщик, охватив ладонью среднюю часть их, камнем-молотом, зажатым в руке, бил по рукояточной части орудия. Следы от ударов сохранились на многих дошедших до нас орудиях этого рода. При четвертой династии египтяне делали совершенные с точки зрения формы медные резцы-зубила. Часто, чтобы удобнее было держать, рукояточную часть делали круглой, тогда как остальное тело инструмента было четырехугольного сечения. Иногда с этой же целью у резцов их средняя часть делалась более узкой. Длина резцов колеблете между 10 и 30 см. Действовали ими так же, как и доло­том, т. е. выдалбливали. Орудие держали под углом к обрабатываемой поверхности. Малые резцы, разумеется, применялись при более тщательных работах, как, например, вырезывание иероглифов и рельефов. При каждом ударе колотушки или молота по рукоятке резец врезался в камень, и от него отлетали маленькие осколки.

Скальные гробницы III тысячелетия высекались также в известняковой породе Ливийского нагорья. В начале работы в скале делали щель таких размеров, чтобы там мог поместиться каменотес. В камне, который, намеревались выбрать, делали с помощью тех же орудий, что и при добыче известняка, канавки шириной 15—20 см, глубиной около 15 см. Между этими желобками оставался скальный грунт шириной примерно в несколько десятков сантиметров (до 27 см). Затем сильным ударом каменного молота били по камню, заключенному между двумя канавками. От удара камень откалывался, а иногда разлетался в куски. Такой прием, несомненно, ускорял выемку горной породы, а следовательно, и высекание гробницы. Так, шаг за шагом снимали скальный грунт, углубляясь в скалу.

При высекании скальных гробниц мог быть применен и способ, которым пользовались в каменоломнях при вырубании блоков правильной формы. Одна из ниш гробницы Хетепхерес (в случае завершения работ камера должна была быть расширена как раз на глубину этой ниши) была частично заложена небольшими блоками, которые, судя по цвету камня, могли быть вырезаны здесь же в скальной камере.

Тяжелые молоты из твердых горных пород (долерита и др.), которыми пользовались строители, были обнаружены при археологических раскопках в некрополях. Они дошли до нас потому, что каменотесы по неизвестным нам причинам иногда оставляли свои орудия в гробницах, которые они строили. Такой молот имеет чечевицеобразную форму, но один его конец слегка «заточен». Вокруг утолщенной части врезано углубление — «шейка» — для лучшего привязывания рукоятки-развилки или двух палок к молотку (концы этой развил­ки сходятся в руке каменщика).

Для разравнивания скальных стен прибегали к медному резцу. Помимо этого применялись и каменные киркообразные орудия. В Верхнем Египте археологи обнаружили древние мастерские по их изготовлению. Размер киркообразных орудий из очень твердых пород камня достигает 40 см. Этими орудиями выстукивали стену, чтобы разравнять ее и убрать небольшие выступы.

В III тысячелетии добывали и твердые породы (гранит, базальт, диорит и др.). Техника работ в этом случае была несколько отличной от той, что описана выше.

Исследователи, занимавшиеся специально изучением техники добычи твердого камня в древних каменоломнях, не обнаружили следов сверления в скале.

Углубления делались главным образом с помощью тяжелых каменных молотов. Ударяя пяти-шестикилограммовым молотом из самых твердых сортов камня, как, например, долерит, по одному и тому же месту, на скале делали трещины и углубления. Затем их расширяли и углубляли оббивкой и шлифовкой гранита. В эти ямки, расположенные по прямой линии, закладывали деревянные клинья, которые, разбухнув от воды, разламывали камень. Получались большие блоки более или менее правильной формы. Этот прием добычи гранита был весьма трудоемким, поэтому к нему прибегали лишь в случаях крайней необходимости, например чтобы получить большие гранитные балки для устройства потолка в склепе. Известно, что следы разламывания клиньями были обнаружены на этих камнях в пирамиде Микерина (Менкаура). При надобности, разумеется, их могли подвергнуть еще дополнительной обработке. Гранит, по мнению исследователей, до конца III тысячелетия из массива выламывался очень редко. Пользовались главным образом имевшимися в большом количестве природными глыбами. Гранитные, а следовательно, и базальтовые и диоритовые блоки меньшего размера получали pacпиливанием глыб.

Применение твердых пород (гранита, базальта, диорита) в начале III тысячелетия было ничтожно малым. Оно сильно увеличилось начиная со времени царей четвертой династии, но и тогда, по-видимому, потребность в этом камне могла быть удовлетворена описанными способами.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Невероятное ювелирное искусство Древнего Египта

Египет до сих пор скрывает в себе огромное количество тайн. Исторические артефакты несут в себе невероятное количество информации, которая дает пищу для ума, вносит сумятицу в устоявшуюся картину мира, поражает своей красотой и загадочностью. Назначения многих символов и предметов до сих пор являются предметами множества научных споров. И все равно это невероятно красиво и удивительно.

Уже многие века созидательная мощь Египта поражает нас своей загадочностью и тайнами о происхождении тех или иных предметов и верований.

Не зря в переводе с греческого слово "Египет" означает: «таинственное, загадочное место, центр или родина мистерий».

По мнению многих ученых цивилизация Египта развивалась по своему, очень удивительному и непонятному пути - перескочив сразу с примитивного уровня до великой цивилизации. Египет и его развитое общество существовало уже тогда, когда в Европе еще рисовали наскальные рисунки и ходили в шкурах.

Древние народы, а египтяне в особенности, чувствовали, что драгоценности непосредственно связаны с силами природы и поклонялись им, как богам, придавая значение и особую силу каждому металлу и камню.

Скарабей на золотом браслете с мумии египетского фараона

С древних времен люди создавали украшения из золота, серебра, драгоценных камней, как способ обезопасить себя от смертей, болезней и прочих неурядиц, взывая к тем самым силам природы, которые дали им эти материалы и назначая их главными талисманами и хранителями жизни.

Ножной браслет Тутанхомона, Каирский музей.

Красивые браслеты из драгоценных камней, родовые печати — кольца, изысканные короны служили не только показателями состоятельности их владельца, но и социального статуса и даже наличия определенных привилегий государственного служащего.

Золотая маска фараона Тутанхамона. Каирский музей

Египет через тысячелетия пронес свою религиозную культуру, ведь в их украшениях, в основном, использовались божественные образы тех, кому поклонялись, кого считали святыми. До сегодняшнего дня ученые бьются над классификацией египетских божеств и их изображений на найденных предметах.

Золотое кольцо Тутанхамона со скарабеем

22 египетских скарабея - украшение знати

Нагрудное украшение из бирюзы

Египтяне были уверены, что сердце - главнее всего в организме человека, главнее его мозга и остальных частей тела. Именно оно являлось источником жизни. И потому грудь была особым, священным местом, куда непременно надевали соответствующие случаю изделия, несущие в себе защиту для самого сокровенного и важного - сердца. Одной из самых известных святых защит был жук скарабей - символ жизненной силы, воскрешения, символ движения вперед. К тому же у скарабея надкрылки скрывают крылья и мало кто может поверить, что он умеет летать, но тем не менее полет скарабея, а главное его крылья, по мнению египтян - это крылья духовности, крылья силы, которые могут нас удивить, расправившись и обретя свободу.

Бирюзовый скарабей

Редкое древнее египетское фаянсовое фигурное кольцо; темно-зеленое синее кольцо фаянса, Новое королевство, династия 18-19-го года, стол, смоделированный крупным сидячим котом (Bastet), окруженный маленькими кошками, замысловато детализированный

Золотые амулеты и браслет знати

Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1870 до н.

Изображение святой птицы- сокола. Золото, ляпис-глазурь, сердолик, бирюза

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III) Золото, лазурит, сердолик, зеленый фаянс

Еще одна точка, к которой у египтян было особое отношение - точка в середине лба, так называемый "третий глаз", отношение к которому у египтян было особое. Они старались всячески прикрыть это место. Особенно часто они использовали образ змеи Буто (Урей), которую носили фараоны.

Египтяне очень обильно украшали свои запястья и плечи на которые надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. В индийской традиции есть места, называемые чакрами, представляющие из себя некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, управляющие нашей психической или духовной жизнью и это как раз те самые места, которые украшали и египтяне, стараясь защитить их от невзгод.

Деталь одежды

Ритуалы египтян, касательно ювелирных изделий очень разнообразны. Чего стоит только один ритуал - погребение, которому уделяли особое внимание, ведь путешествие в Аменти - священную землю, рай - последний пусть человеческой души. Amen-Ti означает "земля Амона, или Амена". Ti - это магический квадрат, Amen - это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богом Ра в Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями).

Парик царицы Египта Клеопары

Египтяне верили, что камни и металлы связаны с определенными звездами и потому часто использовали в своих изделиях золото, серебро и электрум. Электрум - самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу.

Символ анх является одним из самых известных и любимых символов в мире, классический и простой по своей форме. Анх сохранилась и по сей день как мощный символ жизни. И сама форма и вневременное значение имеют широкое обращение, и анх часто носили как утверждение самой жизни. Картуш - символ божественной роялти (царский). Древние египтяне верили, что их правители, фараоны, были потомками богов.

Золотая диадема с изображением грифа и кобры, инкрустирована стеклом, обсидианом, сердоликом, малахитом, халцедоном и лазуритом. Восемнадцатая династия, правление Тутанхамона (1332—1323 годы до н. э.). Фивы, Долина царей, гробница Тутанхамона

Египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.

Браслет царицы Аххотеп Около 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза

Одной из технических загадок Египта относится к обработке самого твердого камня Диорита. Диорит, камень из западной пустыни, черный с тонкими прожилками, иногда беловатыми, имеет показатель твердости, равный девяти - а это всего на единицу меньше, чем алмаз. Но египтяне резали его как масло, создавая из него поистине великолепные вещи - сосуды канопы для внутренностей умерших. Ученые, изучавшие искусство обработки этого камня, выяснили, что твердость сверла для подобной обработки должна быть на 14 пунктов выше твердости алмаза. Однако алмаз не применялся, т.к. после многочисленных опытов ученые выяснили, что при трении в точке сверления произошла бы деформация камня, но ее не обнаружили ни на одном сосуде. Что за материал применялся при обработке диорита до сих пор остается загадкой.

Это ожерелье с тремя подвесками в виде мух было подарено царице Яххотеп ее двумя сыновьями Камосом и Яхмосом I в благодарность за ее поддержку в борьбе за освобождение от владычества гиксосов.

Таким типом ювелирных украшений награждались военачальники за мужество на поле боя.

Золотое кольцо в виде извивающихся змей с большим гранатом. Египет. 3 век до н.э.

В своем ювелирном искусстве египтяне уделяли внимание каждой мелочи. Так, например, доподлинно известно, что внутренность изделия должна была быть такого же цвета, как и ее наружность. мы не придаем особого значения тому, какое, например, кресло изнутри - главное цвет снаружи. Но у египтян были иные мысли на сей счет и их изделия всегда в точности повторяли наружный и внутренний цвет.

Браслет. Золото, лазурит, сердолик, бирюза

Брошь "Гранат"

Следует отметить, что вся древнеегипетская цивилизация, все направление развития египетской культуры было крайне доброжелательным, было наполнено любовью, молитвой, верой в Бога и все разговоры о проклятиях фараонов и их гробниц, не более, чем выдумки.

Кольца - с крокодилом и сфинском

Конечно, это лишь малая часть из имеющихся сегодня в музеях мира драгоценностей Древнего Египта. Это поистине удивительные и поразительные вещи, каждая из которых имеет свое сакральное значение.

Источник

s30696534344.mirtesen.ru