Лекция философия древней греции. Конспект занятия "Становление философии в Древней Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Академия государственной противопожарной службы. Лекция философия древней греции


Лекция №3. Философия Древней Греции

1)Истоки формирования философии.

2) Учение Сократа. Характерные черты философских софистов.

3) Философские системы киников и историков.

4) Основные идеи Платона и Аристотеля.

Вопрос 1.

С 6в. до н.э. главным центром философии становится Античная Греция. Материализм Др.Греции возник и развивался на основе конкретных знаний о природе. Греческие философы были одновременно и естествоиспытателей. Ими были высказаны соображения о форме небесных тел, о количестве дней в году и причине солнечных затмения. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – ученые в Милетской школе.

Фалес считал первоначалом всего существующего воду; вода вечна, а все вещи – временны. Все происходит из воды и после смерти вновь превращается в воду.

Анаксимандр считал, что в основе лежит апейрон – неопределенное состояние материи..

Анаксимен выдвинул учение о материи как субстанции, считал первоосновой воздух. Плотность предметов зависит от сгущения или разряжения воздуха.

Вопрос 2.

Учение Сократа 469-399 г. до н.э.

Древнегреческий философ, с учения которого начинается переход от материализма к идеализму. Во всем Сократ пытался найти смысл. Интересны рассуждения Сократа о прекрасном, он говорил, что в мире много прекрасных вещей, они имеют общий смысл.

Основополагающий способностью человека является разум. Разум человека составляет ничтожную часть от всемирного разума.

Всемирный Разум разлит по всей Вселенной.

Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Сознание черпает из самого себя понимание исины. Задача философа помочь человеку обрести истинные моральные норма, так как, по его мнению, знания – это источник нравственного совершенства, добродетели. И если человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то он никогда не поступит плохо.

Знания нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести их. Сократ в своих беседах использовал метод – майевтику. Майевтика – рождение человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония, которая побуждает людей сомневаться в общепринятых истинах.

Вопрос 3.

Софисты – это школа, которая существовала в V в. до н.э. Они выступали не столько в качестве философ-теоретиков, сколько в качестве философов – практиков. Их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссии и полемике. Для данного направления характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание старых традиций, правил, стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли, использовать нормы морали как предмет критики.

Софизм - логическая уловка, благодаря которой правильное с первого взгляда умозаключение в итоге оказывается ложным и собеседник запутывается в собственных мыслях.

Киники – наиболее значительная из малых школе - IV век. Антисфен – основополагающие школы. Он считал, что реально существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. В центре кинической философии находятся этические проблемы. Вершиной добродетельности является автономия, независимость личности. Киники отвергали потребительскую жизнь, игнорировали государство и законы, не имели семьи, призирали традиционную культуру, богатство и мораль.

Согласно киническому учению необходимо удовлетворять естественные потребности людей, однако неправильно стремиться к наслаждению и роскоши.

Высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавлением страстей и ограничения потребностей является полная апатия – безразличность к миру и обществу.

Известный киник Диоген Синопский.

studfiles.net

Академия государственной противопожарной службы

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УТВЕРЖДАЮ

______________

Заведующий кафедрой философии,

профессор, д. ф. н. Липский В.Н.

« »_____________20___ г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

по теме «Философия Древней Греции и Рима»

Подготовил: доцент кафедры философии,

кандидат философских наук,

подполковник вн. сл.

КИРИЧЕК А. В.

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической комиссии кафедры философии

«______» ___________________20___г.

Москва

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ с. 3

1. Досократовский период древнегреческой философии с. 4

2. Философия Демокрита, Сократа, Платона и

Аристотеля с. 11

3. Основные направления эллинистической и

древнеримской философии ..с. 19

ЛИТЕРАТУРА с. 23

ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

Как мы отмечали еще на первой лекции, философия зародилась одновременно в трех мировых регионах – Китае, Индии и Древней Греции. Случилось это в так называемое «осевое время» мировой истории (по К. Ясперсу) – на рубеже VII-VI веков до нашей эры.

На прошлой лекции мы с вами рассмотрели основные особенности древнеиндийской и древнекитайской философии, главное содержание учений веданты, буддизма, Конфуция и Лао-Цзы. Сегодня же мы обратимся к древнегреческой мысли, которая более близка нам не только территориально, но и духовно, ведь именно от греческой Византии Русь приняла духовную эстафету, приняла не только христианство, но и философскую мудрость, именно через Византию русичи узнали об учениях Платона, Аристотеля и других греческих мыслителей.

Цель сегодняшнего занятия состоит в том, чтобы ознакомиться с важнейшими философскими учениями Древней Греции и Рима, начиная с первых натурфилософов и заканчивая школами киников, стоиков, неоплатоников, расцвет которых пришел на эпоху Древнего Рима.

Такое ознакомление не только позволит вам прикоснуться к «седой старине», но и понять, с чего же начиналась философия, какие проблемы ставили греческие мудрецы, как формировались основы западноевропейского способа мышления, который до сих пор пронизывает всю нашу жизнь, составляет основу духовного облика мировой цивилизации.

Из названной цели вытекают следующие задачи сегодняшней лекции:

уяснить характерные особенности древнегреческой философской мысли и отметить основные этапы ее развития;

понять, как решалась проблема первоначала в досократической философии;

узнать важнейшие идеи первых греческих мыслителей – Фалеса, Пифагора, Гераклита, Парменида, Демокрита и других;

ознакомиться с основным содержанием философских учений Сократа, Платона и Аристотеля, представляющих вершину философской мысли Древней Греции;

выяснить, как развивалась философская мысль в эпоху эллинизма и Древнем Риме, какие школы существовали в эту эпоху.

Вопрос 1. Досократовский период древнегреческой

философии

(продолжительность – 35 минут)

Под античной философией (от лат. antiquus – древний) традиционно понимается философия древних греков и римлян. Хронологические рамки античной философии охватывают около тысячи лет: её начало датируется VI веком до нашей эры, а конец связывается с V веком – временем падения Римской империи под напором варварских племен: готов, гуннов, вандалов, скиров.

Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западного стиля мышления и европейской науки. Поставленные в античной философии проблемы, разработанные способы доказательства и обоснования знания предопределили почти все последующее развитие западноевропейской мысли.

Условия возникновения и формирования философии в Древней Греции были совершенно иными, чем на Востоке, что не могло не отразиться на своеобразии античной мысли. Важнейшей особенностью древнегреческой цивилизации являлась полисная организация общества – оно распадалось на множество торгово-ремесленных городов-государств с прилегающей сельской округой. Для большинства полисов была характерна демократическая форма правления – важнейшие решения принимались всеми гражданами прямым голосованием во время всенародных собраний, на государственные должности также выбирали демократическим путем. Необходимость убеждать граждан предопределила развитие ораторского искусства, что повлекло развитие логики и философии.

Демократия предполагает также плюрализм мнений, разнообразие точек зрения по одним и тем же вопросам, что нашло отражение и в философии. Главной отличительной особенностью греко-римской мысли явился широкий плюрализм мнений по всем основным философским вопросам. Если на Востоке плюрализм не распространялся на основные религиозно-мифологические истины, то в Древней Греции и Риме сомнению подвергались и они, поэтому античная философия носит демифологизированный характер -- довольно быстро она порвала с мифологией и религией и выступила с их критикой, стала к ним в оппозицию, тогда как на Востоке философия до сегодняшнего дня продолжает носить мифологизированный характер, остается тесно сцепленной с религиозными учениями.

Другой важнейшей особенностью античной мысли является многопроблемность, в то время как на Востоке философы сконцентрировались на решении проблемы человека, на поиске путей самопознания и самосовершенствования личности. Многопроблемность греко-римской мысли проявилась в том, что ее внимание одинаково распределялось между вопросами онтологии, гносеологии, логики, этики и социальной философии, включая политические, правовые и эстетические проблемы. Только греки смогли дать Древнему миру таких всесторонне образованных, энциклопедически мыслящих философов, как Демокрит, Платон, Аристотель.

Для античной мысли также характерна неразрывная связь философии с научными знаниями – математическими, астрономическими, естественно-научными, политическими. Наука и философия, изначально существовавшие как единое целое, постепенно отделяются друг от друга, но их взаимообогащающее воздействие друг на друга не прекращается на протяжении всей истории античной культуры.

В истории античной мысли обычно выделяют три этапа, три фазы развития.

Первый период получил название досократического, поскольку сюда относят мыслителей, живших до Сократа. Это своего рода детство античной философии, время её формирования, в ходе которого происходило выделение философии из мифологии, переход от мифа к логосу. Этот этап длился около полутора столетий: с достаточной степенью условности он может быть начат в 600 году до н.э. – это год акме1 первого античного ученого, одного из семи мудрецов легендарного Фалеса, а его завершением опять-таки условно можно считать 427 год до н.э. – это год акме Сократа и год рождения Платона.

Второй период длился сто лет – с 427 по 322 до н.э. Последняя дата – год смерти последнего классика греческой мысли – Аристотеля. Это время наивысшего расцвета, акме греко-римской философии. Поэтому и сам период называется классическим (в значении «образцовый, совершенный»), ибо связан с деятельностью трех самых выдающихся античных философов – Сократа, Платона и Аристотеля, – чьи труды представляют вершину всей античной мысли.

Третий период самый длительный, это время постепенного спада античной философии – новые школы почти не возникают, философы в основном разрабатывают идеи классиков. Хронологические рамки – 322 до н.э. – 476 н.э. – год окончательного крушения Западной Римской империи, когда последний император Ромул Августул был низложен Одоакром – вождем племени скиров. Начало же этого периода связано со смертью Александра Македонского, случившейся в 323 г. до н.э. и после которой созданная им империя распалась на несколько государств – Селевкидов, Птолемеев, Пергама и др., -- управляемых его военачальниками. Этот период в истории стран Средиземноморья получил название эпохи эллинизма2, она продлилась до середины II – начала I века до нашей эры – в этот период начинается усиление Рима и образуется Римская империя. Логично, что весь период получил название эллинистически-римской философии.

Досократовская философия объединяет несколько школ и несколько десятков мыслителей, живших с середины VII до середины V века до н.э. Центральным объектом этой философии выступала природа, космос, что видно уже хотя бы по тому, что большинство своих произведений философы называли одинаково – «О природе». Поэтому в то время их нередко называли физиками или физиологами, т.е. знатоками природы (от греч. слова physis -- природа). Природа выступала в это время, прежде всего, как нечто упорядоченное, гармоничное, т.е. как космос (отсюда и смысл слова «косметика» -- наводить порядок на лице), а образцом порядка и гармонии считалось равномерное движение звезд и планет. Таким образом, центральным принципом досократовской философии (а по мнению некоторых исследователей – и всей античной философии) считается космоцентризм, утверждающий, что космос, природа есть и главный предмет философии, и высшая реальность, и образец гармонии и порядка, которому призван подражать человек в своей индивидуальной и общественной жизни.

Для досократической философии характерно, однако, не только внимание к природе, но также и к проблемам нравственности, интерес к человеческой душе, социально-политической проблематике. Досократики выступали одновременно и как философы, и как ученые – многие из них прославились научными открытиями в математике и естествознании. В то время наука и философия не были еще разделены, составляли единый комплекс знаний, и только к концу досократического периода философия начинает осознавать свою инаковость, нетождественность с наукой.

На протяжении этого периода происходит радикальная трансформация мышления – переход от чувственно-образного мифологического мышления к мышлению абстрактно-понятийному, собственно философскому. Если в конце VII века мыслители опирались почти всецело на образный язык мифологии, то к середине V века до нашей эры формируется уже развитый философский категориально-понятийный аппарат, появляются зачатки отдельных философских дисциплин, да и сама философия отпочковывается от наук, прежде всего, от математических и естественных.

Основной проблемой досократической философии следует признать вопрос о первоначале, первооснове мира – откуда возникают вещи, куда они потом уходят, в чем коренится единство природы, что было в начале всего – именно с этих вопросов начала свой путь древнегреческая философия, наследниками которой мы и являемся. Причем уже здесь проявилось своеобразие греческой мысли, её индивидуалистический характер: если на Востоке философы единодушно признавали первоначалом вещей что-то одно – в Индии это был Брахман, в Китае – Небо, то в Греции царил принципиальный плюрализм – каждый мыслитель стремился обосновать свое собственное, оригинальное видение решения этого вопроса. Не отсюда ли произрастает западноевропейский индивидуализм, проявляющийся особенно ярко сегодня – в уважении инакомыслия, интересе к различным культурным традициям и формам знания?

Далее мы рассмотрим, как решалась проблема первоначала отдельными мыслителями, стараясь также осветить их мнения и по другим вопросам, представить обзор, общую панораму досократической мысли.

Первой древнегреческой философской школой стала милетская (от имени малоазийского города Милет, где жили представители школы). Родоначальником этой школы стал Фалес (642-562 до н.э.), который рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни, солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и т.д.

Несколько иначе смотрели на первооснову бытия последователи Фалеса Анаксимандр (610-545 до н.э.) и Анаксимен (585-528 до н.э.). У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная стихия – воздух. У Анаксимандра – апейрон («беспредельное») – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало, аналог современного понятия материи.

Заслугой милетцев является также ряд научных открытий: Фалес прославился тем, что первым стал доказывать геометрические теоремы и предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э., ему приписывают девиз «Познай себя»; Анаксимандр изобрел солнечные часы и составил первую карту Средиземноморья; Анаксимен смог объяснить отличия условий образования снега и града.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского (540-480 до н.э.), который не создал своей школы, но обогатил философию идеями всеобщей изменчивости и борьбы противоположностей как причины развития. В качестве первоначала Вселенной Гераклит рассматривает огонь. «Этот космос, -- пишет мыслитель, -- никем не создан, ни богами, ни людьми, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся, мерами затухающим». Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь: «Огня смерть – воздуха рождение, и воздуха смерть – воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха – огонь» и т.д.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон, именуемый Логосом. «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «Слово», но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все совершается по этому Логосу.

Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему – Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса с текущей рекой, потоком: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», поскольку «на входящего текут все новые и новые воды».

Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о «мене», «обмене» противоположностей: «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными: «Одно и то же в нас -- живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое» Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей дополняется указанием, что все происходит через борьбу. «Следует знать, -- подчеркивает мыслитель, -- что война всеобща и правда -- борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости». На основе борьбы устанавливается гармония мира. «В рождающемся соединяется, из расходящегося прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Таким образом, в учениях милетских философов и Гераклита налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы.

Иной вариант проблемы первоначала находим у Пифагора (580-500 до н.э.), создавшем не просто школу, а настоящее религиозно-философское братство с центром в италийском городе Кротоне и обладавшее заметным политическим влиянием среди греческих городов. По мнению Пифагора, основу бытия следует искать не среди конкретно-чувственных стихий, а в математических законах и соотношениях, поскольку именно здесь – ключ к пониманию гармонии Космоса. Идя по этому пути, Пифагор приходит к идее, что вещественную и в то же время мистическую первооснову мира составляют числа. В результате пифагорейцы не только искали числовые законы гармонии в музыке и движении небесных светил, но даже обожествляли некоторые числа (1,2,3,4 и их сумму 10). Их главная заслуга в том, что они утвердили веру, что «книга мира написана на языке математики», что в мире за видимым хаосом можно отыскать твердо установленный математический порядок.

Дальнейший крупный шаг в развитии раннегреческой философии сделали представители элейской школы (от имени италийского города Элея), основателем которой стал Ксенофан (570 – 478 до н.э.), а крупнейшими представителями Парменид (515 - 445 до н.э.) и Зенон Элейский (490 - 430 до н.э.). Ксенофан больше всего известен как критик традиционного политеизма (многобожия) и антропоморфных представлений о богах. По его мнению, Бог – один, и совсем не похож на человека, а представляет собой шарообразную мыслящую сущность. Как едко замечает Ксенофан, «если бы быки и лошади верили в богов, то они представляли бы их с рогами и хвостами».

Главная заслуга Парменида заключалось в том, что он впервые в истолковании субстанции перешел от конкретных природных стихий – воды, воздуха, земли или огня -- к бытию как таковому. «Бытие» и выступает центральным понятием в философии элеатов.

По словам Парменида, единственно истинным является положение: «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать». Согласно Пармениду, бытие вечно, едино и неизменно, оно не возникает и не уничтожается, ведь оно не может ни возникнуть из небытия, ни стать небытием, так как небытия нет.

Постулируя единство Бытия, Парменид, однако, не совсем последователен. Наряду с истинным бытием, постижимым только разумом, он признает и иллюзорное бытие, познаваемое с помощью чувств. Под последним философ имеет в виду тот мир, который большинство людей считает единственно реальным – мир наших представлений, через которые нам дана природа и другие люди. В сущности, Парменид впервые выделяет две формы бытия: чувственно-воспринимаемое и умопостигаемое. Важнейшим открытием мыслителя явилось понимание того, что эти два мира устроены различно: мир чувств – это мир единичных и конкретных образов, а мир мысли – это мир общих и абстрактных понятий. Философ подчеркивал, что это принципиально разные миры: «Представимое не мыслимо, а мыслимое не представимо». Потому невозможно представить «треугольник вообще», «лошадь вообще», равным образом нельзя и образовать понятие единичного предмета. Эта биполярность нашего мышления была подтверждена не только последующим развитием философии, но и физиологией мозга человека: в середине XX века стала понятно, что правое полушарие мозга оперирует образами, а левое – понятиями.

Ошибка элеатов состояла лишь в том, что один вид бытия они ставили выше другого, одно бытие считали истинным, а другое – иллюзорным, тогда как на самом деле мир чувств и мир разума оба истинны, просто это различные способы отражения единого мира. Тем не менее, в лице элеатов мы встречаем первых истинно глубоких мыслителей – ведь от поиска конкретно-чувственного первоначала природы они перешли к постановке проблемы бытия, сформулировали это самое общее и абстрактное понятие и впервые разработали специфически философский способ осмысления этого понятия, иными словами, развили диалектику бытия и не-бытия, не прибегая к опыту, а в лоне одной чистой мысли.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

Подытоживая вышеизложенное по первому вопросы, необходимо подчеркнуть ряд основных моментов.

1. В отличие от восточной философии, для философии античной как провозвестницы западного способа мышления характерна не связь с традицией и мифологией, а конфронтация с ними. Если восточная философия была сопряжена, порой даже сливалась с религией, то античная философия, напротив, выступала с резкой критикой религии и сопрягалась с научными знаниями – первые философы были в то же время и учеными. Также для античной философии характерны многопроблемность, отсутствие главной проблемы или темы, а также широкий плюрализм мнений по всем основным вопросам.

2. В развитии античной философии выделяют три этапа: досократический (VII – сер. V вв. до н.э.), классический (сер. V – кон. IV вв. до н.э.), эллинистический и древнеримский (кон. IV в. до н.э. – кон. V в. н.э.).

3. Главной проблемой досократической философии была проблема первоначала, первоосновы всех вещей, которая по-разному решалась разными мыслителями и школами. Для Фалеса это вода, у Анаксимандра – апейрон («беспредельное»), для Анаксимена – воздух, у Пифагора – число, у Гераклита – огонь.

4. Важнейшими философскими школами досократической философии были милетская, пифагорейская, элейская.

5. Наиболее крупными и глубокими мыслителями следует признать Гераклита, ставшего основателем диалектики как учения о всеобщей изменчивость, о борьбе противоположностей как источнике развития, и Парменида, который впервые поставил проблему бытия, развил диалектику бытия и не-бытия, выделил две формы бытия: умопостигаемое и чувственно-воспринимаемое, тем самым вплотную подойдя к постулированию двух миров, двух субстанций – духовной и материальной.

studfiles.net

Лекция 3 Древнегреческая философия

  1. Натурфилософия Древней Греции.

  2. Философия Платона и Аристотеля.

  3. Проблема человека. Софисты. Сократ.

  4. Стоицизм и эпикуреизм.

1. Философия Древней Греции является наиболее развитой, богатой и разнообразной философией Древнего мира. Научное познание египтян, финикийцев и персов в творческой греческой переработке вошло в её культуру. Античная философия (греческая и римская) существовала более тысячи лет (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). В многообразных формах греческой философии существуют все позднейшие типы мировоззрения. Поэтому на философию Древней Греции необходимо обратить особое внимание.

Предфилософская мифология нашла своё отражение главным образом в поэмах Гомера и общественной Олимпийской религии. Древнегреческая философия зарождается как мировоззрение промышленно – торгового городского класса, борющегося против земледельческой аристократии и как философия рабовладельческого общества. Ей характерны созерцательность доктрин и отсутствие непосредственной связи с практикой. В VIII – VII вв. до н.э. происходит кризис ритуальной Олимпийской религии связанный с поиском смысла человеческого бытия, соотношения индивида и Вселенной и т.п. Большую роль здесь сыграли «семь мудрецов» – самых авторитетных для древних греков хранителей мудрости. Первым среди них является Фалес Милетский (624 – 547 г. до н.э.), основатель милетской школы натурфилософии. Он и его ученики Анаксимандр (610 – 540 г. до н.э.) и Анаксимен (585 – 525 г. до н.э.) сформировали философскую традицию, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождении многого из единого источника. Греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Миф раскрывал кто родил всё сущее (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), а философия показывала из чего оно произошло. На место мифологического порождения у философии становится причина. У Фалеса это – вода, у Анаксимандра – апейрон (бесконечное и безграничное вещество, из которого состоит вода, земля, огонь и воздух), у Анаксимена – воздух.

Для ранних натурфилософов характерна «стихийная диалектика» мышления. Они рассматривали космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита (530 – 470 г. до н.э.), согласно которому всё сущее есть подвижное единство и борьба противоположностей. Первооснову мира он видит в космическом божественном огне, который время от времени то разгорается то погасает. Этим он показывает, что всё находится в развитии, а потому изменчиво: «В одну и ту же реку нельзя вступить дважды».

Освобождение от метафоричности мышления, характерного для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания посредством чувствительных образов, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важнейших этапов такого перехода греков было учение Пифагора (580 – 500 г. до н.э.), считающего началом всего сущего число и учение элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона, рассматривавших вопросы бытия. Школа элеатов противопоставила истинное бытие, как нечто умопостигаемое, чувственному миру, т.е. противопоставила знание – мнению. Согласно элеатам, бытие – это то, что всегда есть, оно едино и неделимо в отличие от множественности чувственного мира. Бытие можно познать только разумом, поэтому бытие и мышление – одно и то же, потому что они постоянны. То, что нельзя без противоречия помыслить, не может существовать.

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, назвав их апориями (затруднение): «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела». С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия и поэтому они не есть бытие, они не существуют. Смысл первых двух доказать, что движение не может ни начаться, ни кончаться, если пространство бесконечно делимо. Так, движение не может начаться потому, что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем дойти до конца. Но чтобы дойти до половины, он должен дойти до её половины и так до бесконечности. Следовательно, чтобы прийти из одной точки в другую, надо пройти бесконечное количество точек, а это невозможно. Во второй апории по этой же причине Ахиллес не может догнать черепаху. Смысл третьей апории доказать, что движение невозможно, если пространство прерывно. Летящая стрела покоится в каждый данный момент, а поэтому она вообще неподвижна.

Итак, движение невозможно ни при прерывности пространства, ни при его непрерывности. На самом деле пространство и время прерывны и непрерывны и движение есть разрешение противоречия между прерывностью и непрерывностью пространства и времени.

Иную трактовку бытия предложил Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.). Основой бытия он считает атом – наименьшую, неделимую физическую частицу. Таких атомов бесчисленное множество, значит бытие тоже множественно. Атомы разделены пустотой – небытием, которое непознаваемо. По форме атомы разные, двигаясь в пустоте они сцепляются и образуют тела, доступные нашему пониманию. В атомизме Демокрита отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку оно не объясняет движение и изменение чувственного мира. Стремясь найти причину движения, Демокрит раздробляет единое бытие Парменида на множество «бытий» – атомов, которые трактует материалистически.

2. В противоположность материалистической линии Демокрита, Платон предложил своё, идеалистическое понимание бытия. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) рассматривает бытие не как атом, а как идеальное бестелесное образование – идея. Так же как и элеаты, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом. Бытие – это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей, ему противостоит изменчивая сфера чувственных вещей. Т.о., нематериальные идеи составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи причастны идеям и в силу этого они существуют. Идеи выражают сущность идей. Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон движется к понятийному мышлению. Чтобы объяснить явление надо найти его идею или понятие: то постоянное и устойчивое, что не дано чувствительному восприятию. Платон считает, что знание – это припоминание того, что душа узнала, когда была в мире идей, а затем забыла. В припоминаниях самое главное – искусство логического рассуждения, искусство диалектики.

Платоновский идеализм объяснял движение и изменение предметом, о котором нельзя составить строгого знания, можно иметь только «мнение». Критику платоновской концепции бытия предпринял его ученик Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Основная черта философии Аристотеля – компромисс между материализмом и идеализмом, его дуализм. Всё, что существует в природе, считал он, состоит из формы и материи. Аристотель видел ошибку Платона в том, что он приписал идеям самостоятельное существование, отделив их от чувственного мира. Если Платон признавал реально существующими виды и роды, то Аристотель назвал сущностью (бытием) индивидуумы (неделимое) – человек, собака, лошадь как единичное, а виды и роды лишь вторичные сущности.

Анализируя древнегреческую онтологию, заметно, что для большинства древнегреческих философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия – Парменид, атомы и пустота – Демокрит, идея и материя – Платон, форма и материя – Аристотель. В конечном счете, это дуализм единого, неделимого, неизменного с одной стороны и бесконечного делимого множественного, изменчивого с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека.

3. Древнегреческие философы и материалисты, и идеалисты были космистами: они хотели, прежде всего, разгадать тайны природы, космоса в целом. Космоцентризм задавал тон и в рассмотрении проблем человека – под углом неразрывной связи его с природой. Переход от изучения природы, от онтологических проблем к рассмотрению человека, его жизни связан с деятельностью софистов (учителей мудрости). Наиболее известными являются Протагор (490 – 420 гг. до н.э.) и Горгий (480 – 380 до н.э.). Они углубляют критическое отношение ко всему, что выступает для человека авторитетом и предметом подражания. Право на существование получал только доказанный и обоснованный факт. Тем самым человек становился судьёй, что отражено в исходном принципе софистов, сформулированным Протагором: «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». То, что доставляет человеку удовольствие - хорошо, что причиняет страдание – плохо. Критерием оценки хорошего и плохого становится чувственные склонности отдельного индивида. В теории познания софисты объявляют индивида субъектом познания. Всё, что мы знаем о предметах – получаем через органы чувств, их восприятие субъективно, значит всякое человеческое знание относительно. Объективное, истинное знание недостижимо. Такая позиция в гносеологии получила название субъективный идеализм. Принципу элеатов – мир мнения реально не существует, софисты противопоставили обратный: только мир мнения и существует, а бытие – изменчивый, чувственный мир. Произвол индивида становится руководящим принципом.

Деятельность софистов, которая релятивизировала всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверного знания, которые устояли бы перед критикой. Эти поиски продолжил афинский философ Сократ (470 – 399 гг. до н.э.), ученик софистов, а затем их критик. Основной философский интерес Сократа сосредоточился на вопросе, что такое человек, что такое человеческое сознание. Любимое его изречение: «Познай самого себя». Задача, которую он себе поставил - обнаружить субъективное и объективное содержание сознания и доказать, что последнее должно контролировать первое. Эта высшая инстанция именуется разумом, она способна дать индивидуальное мнение и всеобщее знание, которое человек может обрести собственными усилиями. Сократ ищет истину сообща, в форме диалога, критически анализируя мнения, отбрасывая некоторые и приходя к истинному знанию. Метод, которым пользуется Сократ во время беседы, называется «майевтика», т.е. повивальное искусство. Правильно заданными вопросами Сократ приводит человека к правильному решению, истинному знанию.

Философия понималась Сократом как познание сущности добра и зла. Философия – любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность, если знание само по себе уже и есть добро. Такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит плохо. Поскольку нравственное зло идёт от незнания, значит знание – источник нравственного совершенства. Философия как путь к знанию, становится средством формирования добродетельного человека и справедливого государства.

Платон, как ученик Сократа, продолжает нравственно – этическую тему и исследует человека, общество и государство. Платон был основателем теории идеального государства, в котором, по его мнению, должно быть три сословия: правители философы, воины, земледельцы и ремесленники. Главным источником социального зла и несправедливости Платон считал частную собственность, а чтобы её искоренить, необходимо упразднить всё личное. Т.о., платоновская этика ориентирована на формирование совершенного общества, а не человека, т.е. она не индивидуальная, как у стоиков и эпикурейцев, а социальная. Согласно Платону, высшее из всего, что может существовать – справедливое и совершенное государство. Поэтому человек живёт ради государства, а не государство ради человека – господство всеобщего над индивидуальным.

Аристотель, ученик Платона, считал, что человек – это общественное животное, наделённое разумом. Только живя в сообществе, люди формируются и воспитываются как нравственные существа, а такое воспитание может осуществляться только в справедливом государстве. Справедливость венчает все добродетели. Аристотелем заканчивается классический период в развитии греческой философии. Слабеет самостоятельность греческих полисов. В период македонского завоевания, а, затем, и Римского меняется мировоззренческая ориентация философии: интерес направлен на жизнь отдельного человека. Характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпикурейцев. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает этике индивидуальной, т.к. житель большой империи не был связан тесными узами со своей социальной общиной и не мог принимать непосредственное участие в политической жизни.

4. Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенства в его включённости в общественное целое, то теперь философы считают условием добродетели и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира – от политически – социальной сферы. Такова установка школы стоиков и эпикурейцев. В Греции к стоикам принадлежали Зенон Китионский (333 – 262 гг. до н.э.), Панэций Родосский (II в. до н.э). В Древнем Риме – Сенека (5 – 65 гг. н.э.), Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.).

Философия для стоиков – жизненный путь, жизненная мудрость. Главным достоинством мудреца считается свобода от власти внешнего мира и от власти своих внутренних страстей. Он не стремится к чувственным удовольствиям. Сходство с Сократом здесь в том, что стоики строят свою этику на знании. Однако, в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (атараксией) – этический идеал стоиков. Настроение их пессимистическое: «на свете счастья нет, но есть покой и воля» (А.С. Пушкин). Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит, научиться полностью владеть собой, определять свои поступки. Природа для стоика – рок, судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему.

Полный отказ от социальной активности показывает в своей этике греческий философ Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) и его римский последователь Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.). Отправной пункт этики – отдельный человек, а не общественное целое. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид – первичен, все общественные связи, все отношения людей зависят от субъективных желаний людей и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз не высшая цель, а средство для личного благополучия индивида – о чём говорили софисты.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Однако удовольствие по Эпикуру – это душевный покой и безмятежность, атараксия. Несмотря на сходство стоиков и эпикурейцев, различие существенное: идеал стоиков более суров, они придерживаются альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы. Идеал же эпикурейца не столько моральный, сколько эстетический – в его основе лежит наслаждение самим собою – своего рода утончённый эгоизм.

studfiles.net

Лекция «Философия Древней Греции»

Философия Древней ГрецииPPTX / 2.88 Мбот Сократа до АристотеляMP4 / 64.71 Мбскептицизм ,стоицизм и эпикурейцыMP4 / 9.89 Мб

2 ЛЕКЦИЯ Философия древней Греции«Духовная Европа имеет место рождения» ,-сказал немецкий философ Гуссерль Э.(1 слайд)он жил и работал в конце 19-начала 20 века.Это место Греция 7-6 столетий до Рождества Христова .(2 слайд)«Греки навсегда останутся нашими учителями», писал Маркс (3 слайд).Древняя греческая философия –общепринятый духовный исток современной философии,всей европейской культуры .Поэтому истоки самой греческой философии ,всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой философии также являются предметом пристального внимания .Возникновение философии –сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических представлений(4 слайд) и зарождающегося научного знания ,с одной стороны ,особой социальной атмосферой ,с другой привело к возникновению философии-качественно нового явления ,отличного от древнего мифа ,пред философских представлений ,житейской мудрости и эмпирических наблюдений .Одни исследователи античности уделяют более пристальное внимание мифу как источнику и внутреннему содержанию философского знания (А.Ф .Лосев).Другие рассматривают философию по преимуществу как «начальную науку»,знание общего характера, возникновение которого стало возможным только в результате развития эмпирического знания и которое ,в свое очередь ,стимулирует дальенейшее развитие научной мысли (философы позитивистской ориентации).Третьи обращаются к социально-экономическим ,политическим предпосылкам возникновения философии(Ж-П.Вернан).(5 СЛАЙД)Целлер Э немецкий исследователь считал: «Подлинные причины возникновения греческой философии заключаются в счастливой одаренности греческого народа ,в возбуждающем действия на него его географического положения…»Миф уже не отвечает запросам человека ,реально живущего в мире общего ;он не утешает ,не дает надежду ,не стимулирует социальную активность .Возникает настоящая потребность всеобщее ,закономерное ,разумное обнаружить в основе мира.Философия и есть совершенно новая форма ответа на коренную «бытийную» потребность человека. Философ та фигура ,стоящая между мифологическим прошлым и будущем человека ,строящего жизнь на рациональной основе .На этой стадии рождающееся философское мышление открыто признают свои истоки :у греков не было иного материала кроме старых мифов ,собственной наблюдательности и здравого смысла .Так,Гераклит открыто признает ,что его наблюдения над социальной жизнью прямо связано с концепцией огня как первоначала : «Все обменивается на огонь ,и огонь на все ,подобно тому как золото на товары ,а товары на золото».Источники философской мысли для первых философов выступают в качестве аргументов .В рамках первичных знаний древних можно выделить несколько уровней :1 эмпирическое разрозненные высказывания ,легко сопоставимые с повседневным опытом.2 cпециальные теоретические утверждения ,объясняющие некоторые наблюдаемые явления ,но непосредственно не связанные с философской системой и недоступные в то же время эмпирияеской проверке ;наряду со здравыми предположениями возникают фантастические предположения ,легко проникают элементы мифологии3 непосредственное введение философских обоснований конкретных явлений ,общее в форме частного .4 привлечение конкретных знаний ,аналогий c повседневным опытом в качестве доказательства философских положений ,частное в форме общего.Различают три периода греческой философии(7 слайд)1 п формирование греческой философии 6 в до н .э.2 п.расцвет греческой мысли (5-4 вв.до н.э.)3 п.закат и упадок (3 в до н .э.-5 в н.э.)греко-римская философияДальше мы посмотрим с вами фильмы.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Лекция по Античной философии

Лекция по философии для студентов исторического факультета

Натурфилософия античности

По программе истории философии для исторического факультета на изучение античной философии выделяется 12 часов, из которых на натурфилософию античности приходится 4 часа лекции. Следовательно, это четырехчасовая лекция.

В этой лекции будут освещены следующие вопросы.

1. Античное "детство" человечества.

2. “Фисиология” ранних греческих философов.

3. Философия Герактлита Эфесского.

4. Парменид о бытии и путях его познания.

5. Пифагор и пифагорейцы.

6. Атомизм Демокрита как вершина греческой натурфилософии.

Основные понятия для усвоения по данной теме: натурфилософия, первоначало, первооснова, логос, причина, следствие, субстрат, субстанция, противоположность, противоречие, качество, количество, бытие, небытие, детерминизм, атомизм, пустота, диалектика.

1. Античное "детство" человечества.

Античной философией мы называем совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Древнем Риме.. Ей предшествовала мифология древней Греции, нашедшая свое выражение главным образом в эпических произведениях Гомера “Иллиада” и “Одиссея”, Гесиода “Труды и дни” (VIII- VII в.в. до н.э.).

Античная философия – уникальное явление. Уникальность ее состоит, прежде всего, в том, что она представляет собой первую в истории человечества попытку рационального постижения мира. Установка на человеческий разум как на средство познания, стремление к разумной аргументации, логической мотивации – это главная особенность античной философии. Этим она качественно отличается от древневосточной мудрости, которая, как мы об этом говорили, не освободилась от мифологической и религиозной оболочки, не стала собственно рациональным объяснением мира. Поэтому ее принято считать предфилософией, а не собственно философией.

Античная философия, функционировавшаяся в виде системы теоретических понятий, рациональных категорий, сделала возможным рождение науки и в определенном смысле породила ее. Известно, что первые греческие мыслители (Фалес, Пифагор, Демокрит и др.) были не только выдающимися философами, но и первыми астрономами, математиками, физиками.

Чтобы понять, почему именно Древняя Греция стала родиной таких развитых философских систем, необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на общество, в котором возникло такая философия.

Греческий город – государство (греч. полис) во многом отличался от современных государств. В частности, полис был малым обществом, как по числу жителей, так и по величине территории.

В V в. до н.э. Афинский полис, например, насчитывал около 300 тысяч жителей, из которых около 100 тысяч были рабами. Если исключить женщин и детей, то получается приблизительно 40 000 свободных афинских граждан мужского пола. Только они обладали политическими правами.

Греческий полис представлял собой тесно связанное сообщество, что отражалось как на его политических институтах, так и на политических теориях. Одно время в Афинах существовала непосредственная демократия, при которой в управлении полисом могли принимать участие все свободные мужчины. Политические идеалы характеризовались гармонией равных в политической сфере индивидов, законом и свободой. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом, а несвобода – как жизнь в соответствии бесправия или под властью тирана. Считалось, что в управляемом законами, гармоничном и свободном обществе возникающие проблемы должны решаться путем открытого и рационального обсуждения.

Поэтому и не удивительно, что фундаментальными положениями греческой философии явились идеи гармонии и порядка, которые обнаруживают себя и в природе, и в обществе.

Не только философская мудрость, но и лучшие образцы художественного творчества зародились в Древней Греции. Восхищаясь непревзойденными образцами древнегреческого искусства, такими произведениями как, например, “Илиада” и “Одиссея”, К.Маркс связывал это с тем, что нигде в мире детство человечества не прошло так свободно и непосредственно, как в Древней Греции.

2. “Фисиология” ранних греческих философов.

Античная философия прошла длительный путьразвития (VII в. до н.э.). В ее историческом развитии принято выделять три основные стадии:

1. Период становления (конец VII – Vвв. до н.э.).

2. Классический период (IVв. до н.э.).

3. Эллинистический период (IIIв. до н.э. – VIв.до н.э.).

Период от зарождения до Сократа определяют как период ранней натурфилософии, т.е. философии природы. Спецификой философии на первом этапе ее развития является стремление понять сущность природы, мира в целом. Философы этого периода (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Парменид и др.) интересуются преимущественно проблемой устройства космоса, первопричинами, первоначалами, первосущностями бытия. Они пытаются ответить на вопрос, откуда и каким образом мир начал свое существование, из чего все произошло. На первом этапе своего развития философия выступала преимущественно в форме натурфилософии, была космоцентрической, занималась главным образом внешней природой. Проблемы человеческой жизни, психологии и теории познания, этики, эстетики, политики, если присутствовали в ней, то как побочные вторичные.

Первой философской школой в Древней Греции была Милетская во главе с Фалесом (ок.640 – ок.545 до н.э.), которого считают родоначальником европейской науки и философии. Помимо Фалеса к Милетской школе принадлежали Анаксимандр (ок. 610 – ок. 546 до н.э.) и Анаксимен (ок.588 – ок.525 до н.э.). Всех указанных мыслителей принято называть “фисиологами” ведь главное произведение всякого философа до Сократа называлось “О природе” (с древнегреч. “фюсис” - природа) Соответственно учение о природе – “фисиология”.

Ранние греческие философы искали первоначала всего сущего и усматривали его в отдельных природных стихиях. По-гречески начало – это “архе”. Таким “архе” у Фалеса была “вода”, у Анаксимена “воздух”. А философ Анаксимандр указал в качестве первоначала на некий “апейрон”, что в переводе с древнегреческого означает “беспредельное”. Последнее уже не было каким-то конкретным веществом, а неким неопределенным началом, отличным от воды, воздуха и огня и т.п. Такое начало уже трудно себе представить, но можно помыслить, то есть выделить с помощью разумной абстракции. Абстракциями пользуются в философии и науке. Их нет в мифологии, где все чувственно-конкретно, образно и предметно. И предвестником теоретических абстракций в европейской философии можно считать апейрон Анаксимандра.

Апейрон Анаксимандра – это нечто иное, чем вода Фалеса и воздух Анаксимена, которые, давая начало всему сущему, в нем же и сохраняются в качестве первоосновы. Первоначало у первых философов одновременно является первоосновой мира. В результате этого картина мира у “фисиологов” становится упорядоченной. В мир, каким его видят первые философы, приходит мировой порядок – предвестник законов природы.

В учебниках по философии и в лекциях по истории философии, как правило, характеристику философов милетской школы ограничивают тем, что они искали первоначало, первооснову всего сущего в воде, воздухе, апейроне, то есть в каком-то материальном начале, следовательно, были стихийными материалистами. Но не ставится вопрос о том, почему они видели первооснову именно в этих стихиях, каков был ход их рассуждений, логика, основанная на наблюдении и созерцании за природными явлениями. То есть не пытаются реконструировать ход их мышления.

Авторы учебника “история философии” (Москва, Владос, 2000 г. Перевод с английского) Гуннар Скирбекк и Нилс Гилье дают свою интерпретацию данной проблемы, поставив в центр вопрос об изменении и проблему единства в разнообразии.

Итак, рассуждают они, Фалес утверждал, что “все есть вода”. И с этого утверждения, как считается, начинается философия. Для неискушенного читателя или слушателя едва ли можно найти менее удачное начало. Ведь это утверждение, подумает он, является полной бессмыслицей. Однако давайте попытаемся понять Фалеса. Явно не разумно приписывать ему утверждение “все есть вода” в буквальном смысле. Тогда, например, эта книга и эта стена являются водой точно так же, как и вода в водопроводном кране. Но что же в таком случае мог иметь в виду Фалес?

Нельзя забывать того, что философские ответы, в отличие от ответов частных наук, являются неоднозначными. В отличие, например, от физики в философии имеются разные типы вопросов и разные типы аргументов. Поэтому в каждом частном случае мы должны попытаться понять какие вопросы задает изучаемый нами философ и какие аргументы он использует в пользу того или иного ответа. Только тогда мы сможем начать понимать “ответы”.

Рассматривая философские вопросы и ответы, необходимо осознавать наличие 4-х факторов: 1. Вопрос. 2. Аргумент. 3.Ответ. 4.Следствие (Я)

Наименее важным из них является ответ! По крайней мере, в том смысле, что ответ становиться осмысленным только в свете остальных 3-х факторов.

Поэтому в качестве просто некоторого ответа утверждение Фалеса “все есть вода” вряд ли содержит много ценной информации. При буквальном понимании оно является абсурдным. Однако мы можем попытаться понять, что означает путем восстановления (реконструирования) соответствующих ему вопроса, аргумента и следствия.

Можно представить, что Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют, и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является “строительным блоком” вселенной.

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

mirznanii.com

Лекция - Культура и философия Древней Греции

Культура и философия Древней Греции

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество — апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) — земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей эры), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли — «физиками», от греческого слова physis — природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В «Теогонии» Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) — огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь здесь — это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии (термин «онтология» в переводе с греческого означает «учение о бытии»). Её центральный мотив — выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обременённого чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы — Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов — Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI — начало VII века до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового.

Греческая античная философия сформировалась в VII — VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом фи­лософствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить че­тыре основных этапа:

I. — от формирования собственно греческого философского мышления до пере­лома V — IV вв. до нашей эры — как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, — как досократики.

П. — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры — определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

Ш. — конец IV — II вв. до нашей эры — в подав­ляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направ­лений и школ.

IV. — I в. до нашей эры — V — VI вв. нашей эры — т.н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.

Произведения досократовских философов сохранились только во фраг­ментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более позд­них античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Ла­эртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон “цитирует” весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих ав­торов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифоло­гического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологи­ческой персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, насле­дует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится ре­шить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстен­циальное начало — из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изло­жения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первоприн­ципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употребля­лись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логиче­ском смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исход­ное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.

Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы об­ращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые — и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался ка­ждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

www.ronl.ru

Конспект занятия "Становление философии в Древней Греции"

План-конспект учебного занятия

Дисциплина (профессиональный модуль): Основы философии

Специальность: Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Педагогика дополнительного образования

Курс: 2

Тема: Становление философии в Древней Греции

Группы: 201, 204, 205

Преподаватель: Мотаевская Анна Павловна

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  • Создать условия для освоения систематизированных знаний по истории развития античной философии.

  • Показать важность знания философии античности для формирования морально-нравственной, одухотворенной личности.

Воспитательные:

  • На примере философских взглядов отдельных мыслителей античной эпохи дать возможность студентам увидеть и осознать в человеке единство природного и социального, биологического и духовного, гармонию человеческого тела и души, материи и идеи, мышления и бытия.

  • Помочь соизмерить изученное с собственным внутренним миром, задуматься о себе, смысле собственного бытия и соотнести с жизнью в обществе и будущей педагогической деятельностью.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления и мировоззрения обучающихся; развитию умений определять значение философских идей для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; развитию умений формулировать и аргументировать собственную позицию, анализировать, делать выводы.

  • Развитие интереса к изучению философских взглядов и идей.

Форма проведения: лекция - диалог.

Образовательная технология: диалог.

Методы и приемы обучения: частично-поисковые методы, метод рефлексии (осознание деятельности).

Средства обучения: учебные пособия (см. список литературы).

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие): мультимедийная презентация.

Литература:

Основные учебные издания:

  1. Волкогонова О.Д. Основы философии. – М., 2008;

  2. Горелов А.А. Основы философии. - М., 2010;

3. Кохановский В.П. Основы философии. – Ростов-на-Дону, 2008;

4. Философия. Учебное пособие./ Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2009;

5. Хрусталев Ю.М. Основы философии./ Ю.М Хрусталев. - М., 2008.

Дополнительная литература:

  1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. - М., 2007;

  2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. - М., 2009.

Межпредметные и внутрипредметные связи: Взаимосвязь философии с историей, религиоведением, психологией, культурологией.

  1. Организационный этап

Добрый день, уважаемые студенты!

  1. Вступление, мотивация изучения темы

Сегодня мы обратимся к проблеме, которая на протяжении веков и в рамках наступившего XXI столетия, остается актуальной и важной. Это тема «Становление философии в Древней Греции».

Мыслители и философы эпохи античности первыми обозначили философию как теоретико-практическую форму освоения действительности, дали возможность выделения других наук из философии, попытались найти ответы на «вечные» вопросы: какова первооснова бытия, что первично – материя или идея, есть ли жизнь после смерти и многие другие, а также старались раскрыть и постичь тайну человека. И это стремление – не праздное любопытство. Знания о себе самом необходимы человеку для того, чтобы быть Человеком, Личностью.

Смею надеяться, что тема занятия не только объединит, но и побудит осмыслить сущность человеческого бытия, обозначит смысл существования и выработает целеполагательные поведенческие установки.

Попытаемся самостоятельно сформулировать цели занятия.

(Студенты принимают участие в диалоге, формулируют цели занятия).

Итак, цель нашего занятия: изучить взгляды философов античной эпохи, в частности Древней Греции, проанализировать эти идеи и поразмышлять о их актуальности в современном мире. Непременно постараемся на примере философских идей и взглядов разных мыслителей увидеть и осознать в человеке единство материального и идеального.

В ходе исследовательско-поисковой деятельности продолжим работать над выражением эмоционально-личностной оценки к творчеству разных мыслителей и философов, формированием ценностного отношения к философским проблемам.

План лекционного занятия включает следующие вопросы:

  1. Особенности античной философии. Периодизация философии античности.

  2. Философские школы. Сократ, Платон, Аристотель.

  3. Значение философии Древней Греции.

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с. (с хрестоматией).

  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

  3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

Дополнительные источники:

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.

  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

  4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.

  5. Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В. Античная философия: Учебное пособие., http://window.edu.ru/resource/322/29322

  6. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://labrip.com

  2. http://www.filosofia-totl.narod.ru

  3. http://window.edu.ru/resource/322/29322

  4. http://LearningApps.org/view388777

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция

На предыдущих занятиях были изучены вопросы происхождения философии; ее становления как самостоятельной области знания; периодизации истории философии с выделением особенностей в развитии разных периодов. Говоря о необходимости знания основных философских идей и взглядов выдающихся мыслителей, заложивших основы мировой философской мысли, и формирования на их основе своих собственных мировоззренческих установок, необходимо еще и еще раз подчеркнуть их функциональность и актуальность во всех областях культурной, социально-экономической, политической жизни всего мира и России, в частности, предельную напряженность, трагичность времен. Выявили тот факт, что философская мысль на протяжении веков была отражением противоречий и поисков эпохи, и именно это стало определять содержание философских взглядов и идей, функциональную принадлежность самой философии в системе общего гуманитарного знания.

Философы, художники, музыканты всех времен с величайшим воодушевлением, с головой уходят в разрешение онтологических, гносеологических и аксиологических проблем. Со свойственной исторической спецификой эпохи пытаются обозначить философские стереотипы в мышлении и поведении, определить философскую картину мира, объединяющую данные эмпирики, науки, религии, области искусства и философии в единое целое. Ядром, смысловым центром научной, бытовой, религиозной и философской картин мира является соотношение «мир – человек». Актуальность данной проблематики заключается в том, что каким бы ни был путь великих мыслителей со времен древневосточной и античной философии, незыблемой, нерушимой, единственной, объединяющей всех в одно целое остаются проблемы жизни человека, и его выживания в современной реальности. И сейчас мы обратимся к изучению очень важного периода, как в мировой истории, так и философии – античности.

Первая попытка выделения философии как особой области знаний была сделана античным мыслителем Аристотелем.

Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей.

Основная часть лекции:

Просмотр презентации, см. электронный ресурс

Античная философия возникла в условиях античной демократии в 6-5 вв. до н.э. Начало – Фалес (625-547 гг. до н.э.), конец – декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г.н.э.) Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе. По их мнению, именно в Космосе все течет, все изменяется.

Античная философия в своем развитии делится на несколько этапов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:

- «Из чего все возникает?»

- «К чему все возвращается?»

Периодизация философии античности:

I этап. Досократовская (эллинская) философия (натурфилософия): 6-5 вв. до н.э.

II этап. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

III этап. Эллинистическая философия (кон.4-2 вв. до н.э.)

IV этап. Римская философия (1 в. до н.э.-5-6 вв. н.э.)

Характеристика этапов.

I этап. Досократовская философия (натурфилософия): 6-5 вв. до н.э.

На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:

  1. Натурфилософы. (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Гераклит; Эмпедокл.)

Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.

Фалес, принадлежавший к числу семи мудрецов, задавал вопросы:

  1. Что трудно?

  2. Что легко?

  3. Что всего слаще?

  4. Как нам прожить самую лучшую и саму праведную жизнь?

  5. Кто счастлив?

  1. Элеаты (Зенон, Ксенофан).

Противопоставляя друг другу мышление и материальный мир, утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие, по их мнению, это единственное, что открыто чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.

  1. Пифагорийцы (Пифагор и др.).

Были убеждены в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.

  1. Атомисты (Демокрит, Эпикур).

По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые частицы, их – бесчисленное множество. Пустота же между ними представляет собой небытие. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи. И поэтому бытие познаваемо.

II этап. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

Совершил в философии коренной переворот. Сократ не физику, а этику ставит на первое место, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души.

«Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

  • Как вы думаете, в чем глубинный смысл приведенного высказывания?

  • Как оно связано с судьбой философа?

  • Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?

Платон (427 -347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Аристокл. Ученик Сократа, развивал его идеи. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей. Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, идею (сущность). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей. Мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир. Для объяснения чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие «материи». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, т.е. идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Платон создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах.

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.)

Ученик Платона, наставник Александра Македонского. Пересмотрел многие концепции философии Платона. Перенес акцент с идеи на форму. Выделяет в каждой вещи материю (субстрат) и форму. Утверждает, что форма важнее материи, т.к. только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Следовательно, форма есть главная причина бытия. Бытие, по Аристотелю, есть синтез материи и формы. Форма выражается понятием. Понятие принадлежит уму человека. Бог для Аристотеля – это не только перводвигатель, но еще и ум. Утверждает, что в душе человека самое важное – ум, а следовательно и Бог. Аристотель впервые систематично изложил логику как науку о законах мышления и этику как практическую науку, целью которой является счастье, где счастье - это не жизнь, потраченная на удовольствия, развлечения и наслаждения, не успех и богатство, это совпадение добродетели человека (мудрость, рассудительность, умеренность, правдивость, дружелюбие, любезность, щедрость, мужество) с внешней средой. Его политические взгляды совпадают с идеями Платона. Формы государственного устройства делил на правильные (достигается всеобщая польза) и неправильные (польза для некоторых). Критически относился к демократии.

III этап. Эллинистическая философия (кон.4-2 вв. до н.э.)

Древние греки называли себя эллинами. Александр Македонский создал империю, присоединив к ней Грецию, в которой произошло уравнение греков с завоеванными племенами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую. Получили расцвет четыре школы:

  1. Кинизм (цинизм)

  2. Эпикуреизм

  3. Скептицизм

  4. Стоицизм

Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).

Кинизм (цинизм).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

  • Как вы думаете, за что греки были благодарны киникам?

  • Как вы относитесь к цинизму?

Эпикуреизм («Счастье - это умеренное наслаждение»).

Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии – это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.

Эпикур писал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».

  • Определите этическую позицию философа.

  • Как он понимает наслаждение?

  • В чем Эпикур видит назначение философии?

  • Какова, по вашему мнению, связь между физикой и этикой эпикуреизма?

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Кития. Его учеников называли стоиками. По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.

Обобщение и систематизация изученного материала

Участие в диалоге:

  • Имея в виду кинизм, эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, дайте характеристику своим знакомым и себе самому.

  • Какие философские идеи вы считаете наиболее актуальными?

  • Какие, идеи, на ваш взгляд, будут полезны в будущей профессиональной деятельности?

см. электронный ресурс (http://window.edu.ru/resource/322/29322)

Подведение итогов. Значение философии Древней Греции:

  1. Античная философия космоцентрична: т.е. она охватывает весь космос, в том числе и человека.

  2. Достигла многого на понятийном уровне: концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.

  3. Она функциональна, т.е. помогает людям в решении жизненных проблем.

  4. Античная философия актуальна: по сей день сохраняет свое значение.

Контрольно-оценочный этап:

Решение теста, (смотреть http://LearningApps.org/view388777)

Рефлексия деятельности. Участие в диалоге.

Домашнее задание:

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение по выбору на одну из тем:

  • «Периоды развития античной философии»

  • «Нравственный подвиг Сократа»

  • «Философия Древнего Рима».

infourok.ru