Нравственные устои древней руси. 1. Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сочинение на тему «Нравственность, идеалы и заветы древней руси». Нравственные устои древней руси


Нравственные понятия на Руси. Русь и ее самодержцы

Нравственные понятия на Руси

Н.М. Карамзин пишет: «Со времен Владимира Святого нравы долженствовали измениться в древней России от дальнейших успехов христианства, гражданского общежития и торговли. Набожность распространялась: князья, вельможи, купцы строили церкви, заводили монастыри и нередко сами укреплялись в них от сует мира. Достойные святители и пастыри церкви учили государей стыдиться злодеяний, внушаемых дикими, необузданными страстями; были ходатаями человечества и вступались за утесненных. Россияне, по старинному обыкновению, любили веселья, игрища, музыку, пляску; любили также вино, но хвалили трезвость как добродетель; явно имели наложниц, но оскорбитель целомудренной жены наказывался как убийца…».

С самого начала христианства на Руси православная церковь выступала за святость и прочность брачного союза.

Считалось безнравственным, если муж расторгал брак с женой, а расторжение брака против ее воли церковь относила к тяжкому преступлению перед Богом. Но это правило часто нарушалось как в силу привычек, оставшихся с языческих времен, так и в силу сложившихся условий, в которых был вынужден жить русский народ. Учение церкви о святости брака с трудом приживалось на Руси.

Н.И. Костомаров пишет: «В XI в. митрополит Иоанн вооружился против языческих приемов домашней жизни и половых отношений. Тогда со времени крещения Руси едва проходило столетие; но через триста лет с небольшим француз Ляннуа, посещавший Новгород, замечал, что там мужья продавали и меняли жен; а через два века с небольшим после того… патриарху Филарету оказалось нужным порицать русских людей за то, что они живут в связи с женщинами без венчания, продают и меняют их».

Официальные документы свидетельствуют о существовании жен венчанных и невенчанных.

Более других придерживались старых традиций и привычек низшие слои населения, например, казаки.

Нравственные понятия укреплялись более прочно в высших слоях общества, потому что оно было лучше знакомо с учением церкви. Но и в этой среде совершались неблаговидные поступки, которые пытались оправдать разными хитрыми толкованиями. Например, муж, сведя побоями надоевшую жену в могилу, оправдывал себя тем, что муж самой церковью ставится во главе семьи и он имеет власть над своей женой.

Часто муж насильно заставлял жену уйти в монастырь, а сам со спокойной совестью женился на другой, т. к. брак в этом случае считался законным.

В русском фольклоре существует даже образ «постылой жены», которую муж-боярин принуждает против ее воли «постричься», а сам женится на разлучнице.

Н.М. Карамзин говорит о женщине XV–XVI вв. как о затворнице. Молодая женщина не показывалась чужим людям, редко ходила в церковь, сидела дома и занималась рукоделием. Единственной забавой для нее были качели. Однако, несмотря на строгое заключение, бывали и примеры неверности жен, тем более что мужья из дворян, находясь на царской службе, редко жили дома.

Женщина не имела права выбора, жениха ей выбирал отец, и будущие супруги не видели друг друга до свадьбы. Приданое состояло из одежды, драгоценностей, слуг, коней. То, что родственники и друзья дарили невесте, муж возвращал им назад или платил за подарки деньги.

Н.М. Карамзин приводит слова из книги барона Герберштейна «Записки о Московии», который свидетельствовал, что жена россиянка не уверена в любви супруга, если он не бьет ее.

Если во времена удельных князей ощущалось сильное влияние церкви, и князья, находясь в более тесной связи с духовенством, боялись церкви, то с усилением светской власти в Москве, наставления церкви потеряли свое значение.

Примером нарушения святости брака стала семейная жизнь царей. Известно, что великий князь Василий Иванович насильно заточил свою жену в монастырь и женился на Елене Глинской. Некоторые его приближенные попытались возражать против подобного беззакония, но Василий легко нашел способ покарать их, а церковь быстро придумала оправдание действиям своего государя.

Первый московский царь Иван Васильевич вообще перешел все границы нравственных понятий. Он в течение своего царствования сочетался браком в нарушение всех церковных правил столько раз, сколько хотел, и с легкой совестью отправлял своих жен в монастырь, когда предполагал сыграть новую свадьбу.

Н.И. Костомаров пишет: «После царствования Ивана Грозного в семейной жизни московских царей долго не происходило ничего подобного. Цари Федор, Борис, Шуйский жили в согласии со своими женами. Вступила на престол новая династия, дом Романовых; первые цари из этого дома… отличались безупречной семейной нравственностью. За ними не было ни женолюбия, ни необузданного разгула; вся царская семья в глазах народа показывала образец высокой христианской морали».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

НРАВСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

В советское время Россия порвала с прошлым, которое было объявлено «вредным» для народа: прекрасной многовековой культурой, моралью русского народа, нравственной философией и религией, храмами и молитвенными домами, религиозной литературой, нравами и традициями народного быта, фольклором, правом и институтом семьи.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость вернуть из забвения этическое наследие русских.

Истоки русской культуры уходят в глубь тысячелетий, в историю славянских племен и их предков.

В середине первого тысячелетия н.э. существовало два самостоятельных, независимых друг от друга центра формирования русской государственности с различными культурными традициями, языковыми диалектами, экономическими связями, поклонением различным языческим божествам.

Новгород, в котором все важные вопросы решали путем всенародного обсуждения на вече, объединял северные славянские племена системой торговых путей.

Киев стал центром объединения восточно-славянских племен в южной полосе.

Арабские авторы сообщают, что Русь – обширная страна, её жители непокорны, держатся вызывающе, воинственно, страна богато одарена природой, одна часть русов – рыцарство.

Греки ценили храбрость русов. Летописи славят гостеприимство русов.

Русская народность образовалась из различных племен: вятичей, полян, кривичей, словенских северян. I тыс. до н.э. и восемь веков новой эры до принятия христианства – это время формирования сознания славянской общности.

Мир духовной культуры Древней Руси был миром языческих традиций, обрядов, канонов. Язычество является формой закрепления опыта народной жизни. В начале I тыс. до н.э. у славян возникают идеи существования души, более долговечной, чем тело. Душа невидима и неосязаема, после смерти человека она отделяется от тела и продолжает жить на небе. На рубеже каменного века у славян появляется представление о всемогущих божествах неба – идолах:

Главный бог – Перун (позднее покровитель князей и дружин)

бог богатства Велес, покровитель охотников, скотоводов

божества «Мать – сыра земля» и «Мать урожая» (Макош)

бог Вселенной Род

бог Сварога (Небо) и его сын Сварожич (Огонь)

бог Ярило (Солнце).

На низших уровнях славянской мифологии находится Доля, Лихо, Правда, Кривда. Ещё ниже домовые, лешие, водяные, русалки, волк и медведь.

Древнерусские былины, сказания, плачи, предания, загадки, свадебные обряды были неотъемлемой частью народной жизни, народного сознания.

Значительное место в фольклорной языческой культуре занимала календарная обрядовая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни, воспевание весеннего пробуждения природы, праздники урожая.

Принятие христианства знаменовало начало длительного драматического и противоречивого перехода к православным канонам и обрядам, однако христианские ценности перемешивались с язычеством. До сих пор в народе встречаются суеверия и приметы, гадания, толкования сновидений, былины, сказки, игры ряженых, празднование Масленицы, представления о ведьмах, домовых, обычай носить на могилы родственников крашеные яйца и др.

При не проясненных до конца обстоятельствах исчезла библиотека на руническом языке (языке наших предков, древнейших славян) – библиотека Ивана Грозного, которая содержала тексты, летописи, рукописи.

На территории Древней Руси существовали центры создания рукописных книг (сказаний, житий святых, летописных сводов).

Характерные черты русской морали Древней Руси:

Ø чувство слитности, взаимосвязанности человека, мира людей с окружающим миром, с природой, космосом в целом (русский человек относился к природе доверчиво, как к живому и доброму существу, он одухотворял её, молился на неё).

Ø русская духовность как совокупность нравственных, философских, эстетических, религиозных представлений, образов и символов, сложившихся с давних времен и существующих в нравственном сознании русского народа в качестве идеи внутреннего единства и целостности, особой истории народа, его культуры и общей судьбы

Это был уровень духовности христианской и светской, который противостоял низведению человека к животным проявлениям, позволял наполнить жизнь возвышенным содержанием, создать основу для противостояния варварству и нигилизму.

Духовность связана с учением о внутренней духовной сосредоточенности, достижения гармонии внутреннего мира через уединение и постоянную молчаливую молитву. Безмолвие и молитва про себя – путь достижения гармонии Бога и человека.

Образ морального человека составляет следующие черты:

Ø тяготение к постижению скорбных глубин бытия

Ø устремление души вдаль

Ø жажда необыкновенного, неизведанного, того, что можно назвать истинным бытием

Ø отрицание эгоизма, наслаждения

Ø служение «верховному идеалу»

Ø аскетизм и иночество

Ø любовь к земле, природе (патриотизм)

Ø личная потребность «искания абсолютного добра», смысла жизни, совершенствования жизни «по правде» (вся жизнь просматривается как борьба правды с неправдой, правда отождествляется с красотой и порядком, с чистым и аккуратно прибранным домом, засеянными полями; правильный мир создается Богом и находится под покровительством святых)

Ø коллективизм, который восходит к русской общине

Ø уважение к другому человеку

Ø терпимость

Ø добросердечие и гостеприимство

Ø стремление к воле как отсутствию принуждения

Ø обостренное чувство чести

К X в. традиционно общинный коллективизм начинает вытесняться становлением личностного начала. С принятием христианства формируется представление о самоценности каждой конкретной личности, о судьбе человека и о его праве на счастье, о муках и страданиях, которые выпадают на долю человека, о сочувствии, сострадании и сопереживании, ибо в них нуждается простой человек.

Ценность каждого человека, сочувствие каждому – эта гуманистическая тема является главной в русской литературе.

Замечательным памятником ранней русской этической мысли было поучение детям Владимира Мономаха. Главные добродетели, по мнению Мономаха, - трудолюбие, честность, прямота, гостеприимство, почитание старших.

С принятием христианства на Руси появилось огромное количество религиозной нравоучительной литературы.

Нравоучение существовало в двух формах: как «поучение словом» (рассказы нравственного характера) и «поучение делом» (толкование нравственных вопросов).

Писания, нравоучительные рассказы повествовали о мучениях и страданиях за истину Божью христианских подвижников. Данные наставления обличали общественные пороки: поклонение идолам, несоблюдение постов, грабежи, пьянство, своекорыстие, блуд, мздоимство.

Наряду с христианской нравоучительной литературой, которая в целом ориентирована на монахов, развивается светское мирское благочестие и житейская нравственность. Правила мирского благочестия запечатлеваются в духовных стихах, в которых описаны пороки (оскорбление родителей, кровосмешение, детоубийство, нерадивое отношение к природе), правила проведения религиозных праздников, молитвенных чтений, соблюдение постов, правила поведения, связанные с соблюдением христианского закона любви (милосердное отношение к ближнему, помощь юродивому, милостыня просящему).

Особое место занимает свод практической житейской морали – «Домострой», написанный в 1550-х гг. и посвященный не только морали, но и религии, семейной жизни и ведению хозяйств. Человека побуждает к нравственному поведению желание угодить Богу, спасти душу.

Неправедно живет тот, что «чинит всякую неправду и насилие и обиду»; образцом нравственного поведения является «богобоязненный и законопослушный государев подданный».

Необходимо отметить, что внешнее благочестие в русском обществе соседствовало со всевозможными пороками: сомнительными развлечениями, жестокими наказаниями и пытками, разбоями и грабежами, кулачными боями, семейной распущенностью, пьянством.

Жить духовно – жить с чистой совестью, терпеть скорбь, не желать земной славы.

Сборник «Юности честное зерцало» предназначен для обучения юношей и девиц хорошего рода правилам поведения. Главные добродетели юношей – приветливость, смирение и учтивость, почитание старшим, знание своего места, которое определяется знатностью и богатством, образованность, конная езда, танцы, фехтование, красноречие.

Требования девической чести проникнуты духом патриархальности и набожности (религиозное благочестие, услужливость, терпение, стыдливость, милосердие, молчаливость).

МЕЩАНСТВО

Мещанское сословие составляло наиболее многочисленное население города и по своему составу было неоднородно. Его промежуточное положение между «богатыми» (дворянами, купцами, духовенством) и «бедными» (городской беднотой, нищими) определило и его нравственную ориентацию (двойственность, т.к. это и собственник и труженик).

Ø тяга к богатству и боязнь нищеты

Ø зависть крупным собственникам и тяга к демократии и справедливости

Ø тяга к стабильности и «дух» индивидуализма (страх за все, что приобретено собственным трудом)

Ø бережливость по отношению к тому, что нажито честно

Ø неспособность к авантюризму

Ø честная умеренность

Ø расчетливость, планирование затрат, в том числе и на отдых, развлечения

Ø уважение к собственности, к вещам

Ø трудолюбие

Ø зависть, скупость, снобизм

Главная цель – вывести «в люди» своих детей.

В России мещанская молодежь была представлена в движении нигилизма.

Предметом острой критики была бездуховность мещанства (отсутствие идеалов добра, неверие в аскетизм, в творчество, приземленность интересов, склонность к имитации, желание убедить всех, что людей уравнивают пороки).

Сложившаяся в ХIX в. городская культура функционирует и в конце ХХ в. как «массовая культура» (бездуховная эстрада, плоский юмор, повышенный интерес к личности и даже интимной жизни телевизионных кинозвезд). Из мещанина – обывателя с его традиционными добродетелями: бескорыстным гостеприимством, христианским милосердием, национальной терпимостью, трудолюбием, умеренностью – современный мещанин становится воинственным стяжателем, скептически относящимся к высшим духовным ценностям и нравственным идеалам.

РАЗДЕЛ 2 ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: НОРМЫ И ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

studlib.info

1. Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства. Нравственное наследие Древней Руси в современной российской культуре

Похожие главы из других работ:

Ашугское искусство народов Южного Дагестана. Мусульманская культура и арабо-графическое книгопечатание

1. Духовно-нравственные аспекты ашугского искусства народов Южного Дагестана

Слово «ашуг» имеет арабское происхождение. Изначально, оно означало -- «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», затем перешедшее в персидский, тюркские, армянский, и грузинский языки уже со значением «певца-поэта»...

Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен

...

Городская культура в России

1.3 Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Русского государства

Становление Русского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная"...

Нравственное и эстетическое значение живописи французских импрессионистов

3.1 Культурные и исторические условия жизни белорусского народа в 1890-1917 гг.

К концу 19 в. изменилось общественно-политические и экономические условия жизни белорусского народа. С ростом капиталистического производства на арену вышел рабочий класс...

Нравственное наследие Древней Руси в современной российской культуре

2. Русский менталитет и роль христианства в жизни людей Древней Руси

Что мы знаем о русском характере, духе русского народа? Продолжая тему древнеславянского мировоззрения и духовно-нравственных аспектов жизни русского народа нужно учесть два основных момента...

Обряды и ритуалы как форма культурно-досуговой деятельности

3. Порядки, характер и обычаи русского народа

...

Особенности формирования русской культуры

3. Истоки русской культуры. Значение принятия Христианства из Византии

В течение тысячелетий обширная территория древнерусского государства была зоной встречи и взаимодействия различных цивилизаций. На юге, по северным берегам Черного моря, жили главные соседи восточно-славянских племен - греки...

Отражение основ национальной культуры в символике орнамента марийского костюма

1.2 Образ жизни и быт марийского народа

Образ жизни и быт марийского народа напрямую связан с религией. Различные празднества, уборка в поле или другие бытовые работы в доме - все сводилось к верованию...

Проект создания предприятия социально-культурного сервиса

1.2 Появление танцевальной культуры, как средства передачи повседневной жизни народа

С появлением самосознания у человечества появилась необходимость эмоционального выражения с помощью движений тела. При зарождении труда обнаружилось значение ритма. Повторяющиеся человеческие движения обособленные ритмом...

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

1.1 Понятие "традиция" и ее значение в становлении русского народа

Традиция (от лат. traditio -- передача) -- анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

1.2 Семейные традиции и обряды русского народа

Традиции - это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные традиции русского народа - наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Глава II. Значение традиции для русского народа в календарных праздниках, приметах. Их влияние на современную культуру

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

2.1 Традиции русского народа связанные с календарными праздниками и важными событиями в жизни русского человека

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. [16...

Целевые программы в сфере культуры: цели, механизмы разработки, финансирования и реализации в Вологодской области

1.2 Нормативно-правовой механизм разработки и принятия целевой программы

Изданное 22 мая 2004 года постановление Правительства Российской Федерации № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», утвердившее Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах...

cult.bobrodobro.ru

Нравственность, идеалы и заветы древней руси

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям. На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины.

Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага. Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа.

И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе. По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – «Слово о полку Игореве», подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега. Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом «Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

schoolsochinenie.ru