Термины древний восток. Значение выражения «древний восток»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Термины по теме Древний Восток. Термины древний восток


Термины для 5 класса по теме Древний Восток.

Города – государства – самостоятельные города с собственным правителем и прилегающими к ним территориями.

Зиккурат – архитектурное сооружение в виде ступенчатой башни, наверху которой находился храм  — «жилище богов».

Династия — ряд сменяющих друг друга правителей страны, принадлежащих к одному роду.

Клинопись – уникальная форма письменности шумер, которая получила распространение по всей Месопотамии. 

Ашшурбанипал —  последний из великих царей Ассирии, правивший приблизительно в 669 — 627 годах до н. э.

Свод законов – письменные документы из 282 статей, устанавливающие определённые правила поведения и наказания за преступления.

Хаммураппи (1792-1750) – вавилонский царь, правивший приблизительно в 1792 — 1750 годах до н. э.

Стела Хаммураппи —  базальтовая стела высотой 2,5 м, на которой был высечен свод законов древневавилонского царства.

Кредитор – человек, дающий деньги, товары или продукты в долг с условием выплаты процентов.

Висячие сады Семирамиды — это многоярусный зиккурат, на каждом ярусе которого были высажены редкие растения, поливаемые с помощью сложной оросительной системы, работающей при помощи вращения колеса.

Штурмовая лестница – лестница, которая устанавливалась у крепостной стены, с целью стремительно поднявшись на неё, поразить противника и захватить город.

Таран — стенобитное орудие (бревно), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.

Дезинформация – распространение ложных слухов.

Дань — подать, взимаемая победителем с коренного населения.

Колония  – поселение на чужой территории.

Филистимляне – воинственные пришельцы, прибывшие на чужие территории по Средиземному морю.

Сатрапия — в Древней Персии и некоторых других государствах — область, провинция, управляемая сатрапом. 

Сатрап — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На своей территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй и имел право чеканить монету.

Арии («благородный») —  скотоводческие племена, расселившиеся в Древней Индии.

«Веды» — сборник древних религиозных текстов в Древней Индии.

Варна –  это сословия Древней Индии, сформировавшиеся под влиянием религии индуизма, точнее, представлений о происхождении людей.

Сансара – единый бесконечный круговорот перерождений души человека.

Карма – перемещение души человека по сумме добрых и злых дел в другое тело.

Будда (просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) — Сиддхартха Гаутама, основатель мировой религии буддизма.

Нирвана («угасание», «потухание» ) — в буддизме высшая цель всех живых существ, заключающаяся в освобождении от тягот перерождения и от действия закона кармы.

Великая Китайская стена – одно из чудес света,  крупнейший памятник архитектуры, который  проходит по северному Китаю на протяжении 8852 км.

Конфу́ций (551 д.н.э.- 479 д.н.э.) — древний мыслитель и философ Китая.

Великий шёлковый путь —  караванная дорога, торговый маршрут, который использовался для вывоза шёлка из Китая, и связывавший в древности Восточную Азию со Средиземноморьем.

16.01.2017

urok-kultury.ru

Древний Восток

(воспитание и обучение)

   — Термином "Д.В." принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко-римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в. н.э.).

   Древний Египет. Термины, обозначавшие писца, образованного человека, были известны уже в Древнем царстве (3-е тыс. до н.э.). В источниках Среднего и Нового царств содержатся упоминания о школах различного типа: при резиденции фараона, храмах, отдельных ведомствах и канцеляриях, а также о т.н. домах жизни, в которых хранились и переписывались старинные папирусы. Школа готовила писцов для администрации государства, художников, расписывающих гробницы, учителей и др. Писцы обычно происходили из знатных семей, но кастовой замкнутости образования не было. Обучались только мальчики (известно лишь о двух женщинах-писцах) с 5 и иногда до 25- 30 лет. Ученики, вероятно, жили в школе или доме учителя, к которому они должны были относиться, как к отцу. Широко применялись телесные наказания.

   Система образования включала обучение сложной системе письма, изучение религиозных текстов и магических формул, а также обучение игре на музыкальных инструментах. Письмо считалось "словом бога". Математические занятия носили практический характер (вычисление объёма работ, количества работников и пр.).

   Месопотамия. Сохранилось несколько миллионов письменных документов на глиняных табличках - больше, чем от всех древних обществ, вместе взятых. Обстоятельные шумерские клинописные тексты появляются с 24 в. до н.э. Первоначально шумерские школы существовали при храмах. К концу 3-го тыс. до н.э. в Шумере было несколько тысяч профессиональных писцов. В начале 2-го тыс. до н.э. храмовые школы уступили место городским частным школам, открывавшимся с одобрения властей. Учителями в них обычно были писцы-практики, взимавшие с учеников плату. Есть некоторые сведения о государственных школах, например в Персеполе (середина 1-го тыс. до н.э.). В школе применялась строгая система наказаний. Большая часть учащихся происходила из семей писцов, жрецов и чиновников, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков, даже рабов. Обучение мальчиков начиналось с 5-7 лет, профессиональная подготовка заканчивалась к 20-25 годам.

   Школы, как общественные, так и частные, имели библиотеки клинописных текстов и являлись центрами культуры. Система словесно-слогового письма делала сложной задачу овладения даже элементарной грамотой. Учащиеся изучали преимущественно язык и литературу, а также основы арифметики и геометрии и некоторых ремёсел, знакомились со знаменитыми законами Хаммурапи. Во главе школы стоял "отец школы" и его помощники - "старшие братья".

   Индия. В Индии в начале 1-го тыс. до н.э. все члены трёх высших сословий - варн были обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как второе рождение, а окончившие курс обучения - "дважды рождёнными". Ранним Средневековьем (7 в. н.э.) датируются записки китайского пилигрима Сюань-цзана с рассказом об огромном буддийском университете в г. Наланда. После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя (гуру) и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам и воспитания. Гуру становился духовным "отцом", а другие ученики - "братьями". Плата за учение не предусматривалась, но ученики были обязаны прислуживать учителю. Учитель, получавший плату за обучение специальным дисциплинам и профессиональным навыкам, пользовался значительно меньшим уважением. У брахмана дети находились с 7-9 до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Возникли буддистские школы. К началу Средневековья появились школы и при индуистских храмах. В середине и конце 1-го тыс. до н.э. обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование имели не меньшее значение, чем духовное ученичество. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свёкра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств".

   Письменность в Индии была лёгкой для усвоения. Осн. предметами изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамматику и др.), позже - философские доктрины, логика и поэтика. Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких правил, рассчитанных на запоминание и сопровождающихся устным комментарием учителя. Обучение в буддийских монастырях происходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей текстов и периодических коллективных спевок, бесед монахов о жизни Будды, его учеников, нравственности и т.п.

   Китай. Наиболее известными источниками обучения в Китае являются "Ли цзи" - конфуцианская книга о ритуале и обычаях, составленная в 4-1 вв. до н.э. и пользовавшаяся высоким авторитетом уже в Ханьскую эпоху (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.), и философские трактаты середины 1-го тыс. до н.э. Школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях. В дворцовых школах обучались дети аристократии. В середине 1-го тыс. до н.э. много было и частных школ с платным обучением на дому. При Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве. В Китае развился настоящий культ учёности. Осн. целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Образование получали прежде всего знатные люди, но в частные школы, как у Конфуция, принимались дети простолюдинов. Обучение начиналось с 7 лет. Во 2-1 вв. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией и канон конфуцианских книг ("Четверокнижие", "Пятикнижие") был положен в основу образования. Начальное образование продолжалось 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание древних тестов, их комментирование и составление подражаний. "Великую науку" представляли т.н. 6 искусств (этика и ритуал, каллиграфия, счёт, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей). Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, признавались вершиной обучения. В "Ли цзи" были сформулированы следующие 4 осн. принципа обучения: учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. В Ханьскую эпоху создавались специальные пособия для школ, возникла экзаменационная система. Молодые люди (даже из простонародья), выдержавшие экзамены на знание 9 тыс. иероглифов, получали государственные должности, а особо отличившиеся в экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в имп. канцелярию.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 79-80)

   Ч33(0)31

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Термины по теме Древний Восток — Блоги учителей Гимназии 24

Термины для 5 класса по теме Древний Восток.

Города – государства – самостоятельные города с собственным правителем и прилегающими к ним территориями.

Зиккурат – архитектурное сооружение в виде ступенчатой башни, наверху которой находился храм  — «жилище богов».

Династия — ряд сменяющих друг друга правителей страны, принадлежащих к одному роду.

Клинопись – уникальная форма письменности шумер, которая получила распространение по всей Месопотамии. 

Ашшурбанипал —  последний из великих царей Ассирии, правивший приблизительно в 669 — 627 годах до н. э.

Свод законов – письменные документы из 282 статей, устанавливающие определённые правила поведения и наказания за преступления.

Хаммураппи (1792-1750) – вавилонский царь, правивший приблизительно в 1793 — 1750 годах до н. э.

Стела Хаммураппи —  базальтовая стела высотой 2,5 м, на которой был высечен свод законов древневавилонского царства.

Кредитор – человек, дающий деньги, товары или продукты в долг с условием выплаты процентов.

Висячие сады Семирамиды — это многоярусный зиккурат, на каждом ярусе которого были высажены редкие растения, поливаемые с помощью сложной оросительной системы, работающей при помощи вращения колеса.

Штурмовая лестница – лестница, которая устанавливалась у крепостной стены, с целью стремительно поднявшись на неё, поразить противника и захватить город.

Таран — стенобитное орудие (бревно), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.

Дезинформация – распространение ложных слухов.

Дань — подать, взимаемая победителем с коренного населения.

Колония  – поселение на чужой территории.

Филистимляне – воинственные пришельцы, прибывшие на чужие территории по Средиземному морю.

Сатрапия — в Древней Персии и некоторых других государствах — область, провинция, управляемая сатрапом. 

Сатрап — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На своей территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй и имел право чеканить монету.

Арии («благородный») —  скотоводческие племена, расселившиеся в Древней Индии.

«Веды» — сборник древних религиозных теrстов в Древней Индии.

Варна –  это сословия Древней Индии, сформировавшиеся под влиянием религии индуизма, точнее, представлений о происхождении людей.

Сансара – единый бесконечный круговорот перерождений души человека.

Карма – перемещение души человека по сумме добрых и злых дел в другое тело.

Будда (просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) — Сиддхартха Гаутама, основатель мировой религии буддизма.

Нирвана («угасание», «потухание» ) — в буддизме высшая цель всех живых существ, заключающаяся в освобождении от тягот перерождения и от действия закона кармы.

Великая Китайская стена – одно из чудес света,  крупнейший памятник архитектуры, который  проходит по северному Китаю на протяжении 8852 км.

Конфу́ций (551 д.н.э.- 479 д.н.э.) — древний мыслитель и философ Китая.

Великий шёлковый путь —  караванная дорога, торговый маршрут, который использовался для вывоза шёлка из Китая, и связывавший в древности Восточную Азию со Средиземноморьем.

blog.gymn24.ru

"Педагогический терминологический словарь"; словари русского языка онлайн > how-to-all.com

Древний Восток

(воспитание и обучение)

   Термином "Д.В." принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко-римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в. н.э.).

   Древний Египет. Термины, обозначавшие писца, образованного человека, были известны уже в Древнем царстве (3-е тыс. до н.э.). В источниках Среднего и Нового царств содержатся упоминания о школах различного типа: при резиденции фараона, храмах, отдельных ведомствах и канцеляриях, а также о т.н. домах жизни, в которых хранились и переписывались старинные папирусы. Школа готовила писцов для администрации государства, художников, расписывающих гробницы, учителей и др. Писцы обычно происходили из знатных семей, но кастовой замкнутости образования не было. Обучались только мальчики (известно лишь о двух женщинах-писцах) с 5 и иногда до 25- 30 лет. Ученики, вероятно, жили в школе или доме учителя, к которому они должны были относиться, как к отцу. Широко применялись телесные наказания.

   Система образования включала обучение сложной системе письма, изучение религиозных текстов и магических формул, а также обучение игре на музыкальных инструментах. Письмо считалось "словом бога". Математические занятия носили практический характер (вычисление объёма работ, количества работников и пр.).

   Месопотамия. Сохранилось несколько миллионов письменных документов на глиняных табличках - больше, чем от всех древних обществ, вместе взятых. Обстоятельные шумерские клинописные тексты появляются с 24 в. до н.э. Первоначально шумерские школы существовали при храмах. К концу 3-го тыс. до н.э. в Шумере было несколько тысяч профессиональных писцов. В начале 2-го тыс. до н.э. храмовые школы уступили место городским частным школам, открывавшимся с одобрения властей. Учителями в них обычно были писцы-практики, взимавшие с учеников плату. Есть некоторые сведения о государственных школах, например в Персеполе (середина 1-го тыс. до н.э.). В школе применялась строгая система наказаний. Большая часть учащихся происходила из семей писцов, жрецов и чиновников, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков, даже рабов. Обучение мальчиков начиналось с 5-7 лет, профессиональная подготовка заканчивалась к 20-25 годам.

   Школы, как общественные, так и частные, имели библиотеки клинописных текстов и являлись центрами культуры. Система словесно-слогового письма делала сложной задачу овладения даже элементарной грамотой. Учащиеся изучали преимущественно язык и литературу, а также основы арифметики и геометрии и некоторых ремёсел, знакомились со знаменитыми законами Хаммурапи. Во главе школы стоял "отец школы" и его помощники - "старшие братья".

   Индия. В Индии в начале 1-го тыс. до н.э. все члены трёх высших сословий - варн были обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как второе рождение, а окончившие курс обучения - "дважды рождёнными". Ранним Средневековьем (7 в. н.э.) датируются записки китайского пилигрима Сюань-цзана с рассказом об огромном буддийском университете в г. Наланда. После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя (гуру) и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам и воспитания. Гуру становился духовным "отцом", а другие ученики - "братьями". Плата за учение не предусматривалась, но ученики были обязаны прислуживать учителю. Учитель, получавший плату за обучение специальным дисциплинам и профессиональным навыкам, пользовался значительно меньшим уважением. У брахмана дети находились с 7-9 до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Возникли буддистские школы. К началу Средневековья появились школы и при индуистских храмах. В середине и конце 1-го тыс. до н.э. обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование имели не меньшее значение, чем духовное ученичество. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свёкра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств".

   Письменность в Индии была лёгкой для усвоения. Осн. предметами изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамматику и др.), позже - философские доктрины, логика и поэтика. Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких правил, рассчитанных на запоминание и сопровождающихся устным комментарием учителя. Обучение в буддийских монастырях происходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей текстов и периодических коллективных спевок, бесед монахов о жизни Будды, его учеников, нравственности и т.п.

   Китай. Наиболее известными источниками обучения в Китае являются "Ли цзи" - конфуцианская книга о ритуале и обычаях, составленная в 4-1 вв. до н.э. и пользовавшаяся высоким авторитетом уже в Ханьскую эпоху (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.), и философские трактаты середины 1-го тыс. до н.э. Школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях. В дворцовых школах обучались дети аристократии. В середине 1-го тыс. до н.э. много было и частных школ с платным обучением на дому. При Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве. В Китае развился настоящий культ учёности. Осн. целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Образование получали прежде всего знатные люди, но в частные школы, как у Конфуция, принимались дети простолюдинов. Обучение начиналось с 7 лет. Во 2-1 вв. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией и канон конфуцианских книг ("Четверокнижие", "Пятикнижие") был положен в основу образования. Начальное образование продолжалось 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание древних тестов, их комментирование и составление подражаний. "Великую науку" представляли т.н. 6 искусств (этика и ритуал, каллиграфия, счёт, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей). Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, признавались вершиной обучения. В "Ли цзи" были сформулированы следующие 4 осн. принципа обучения: учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. В Ханьскую эпоху создавались специальные пособия для школ, возникла экзаменационная система. Молодые люди (даже из простонародья), выдержавшие экзамены на знание 9 тыс. иероглифов, получали государственные должности, а особо отличившиеся в экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в имп. канцелярию.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 79-80)

   Ч33(0)31

how-to-all.com

Древний Восток Википедия

Дре́вний Восто́к — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству[источник не указан 177 дней]. В рамках понятия «Древний Восток» включаются государства Северо-восточной Африки и Передней Азии (в том числе Древний Ближний Восток), а также государства и народы Средней, Южной и Восточной Азии (в том числе древняя Индия и древний Китай).

Латинское слово oriēns, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant), Анатолия (< др.-греч. Ανατολία), [Mizrah] на иврите (‏זריחה‏‎), [sharq] на арабском языке (شرق‎) и «Страна восходящего солнца» по отношению к Японии.

Противоположный термин «Запад» происходит от лат. occidens ([окцидент], «там, где солнце садится»). Для арабов это было важное понятие: Магриб (< مغرب‎).

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «Варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В Новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это ещё больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

Ко II—I тысячелетиям до н. э. у древневосточных обществ, как отмечает В. М. Строгецкий, сложилась деспотическая форма правления, основанная на разветвленной бюрократической системе и жреческой идеологии, ограниченном праве частной собственности и отсутствии понятия свободы личности[1]. В 1933 году советский востоковед В. В. Струве обосновал рабовладельческий характер производства в обществах древнего Востока (до этого главенствовала теория извечного феодализма восточных государств).

Принципиальное отличие уклада стран Древнего Востока от античных Греции и Рима состояло в низкой значимости частной собственности, частнособственнических отношений, товарного производства, ориентированного на рынок, и решающей роли сохранившей многие черты патриархально-родовой организации сельской общины[2].

См. также

Примечания

Литература

  • Б.А. Тураев. Восток древний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. — 2-е изд. — Л.: Госполитиздат, 1953.
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая: Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть вторая: Передняя Азия. Египет / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Главная редакция восточной литературы, 1988.
  • История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. 2-е изд., М.: Высшая школа, 1988.
    • История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд., М.: Высшая школа, 1999. ISBN 5-06-003438-0
  • История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. М., 2004. ISBN 5-02-018388-1
  • Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3. Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. М.: Ладомир, 2007. (Главы: Греки на Ближнем Востоке; Греки в Египте; Кипр; Кипрское слоговое письмо). ISBN 978-5-86218-467-9.
  • Майоров Н. И. Введение в историю Древнего Востока. — Томск: Изд-во Томского университета, 2003. — 143 с.
  • Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
  • Бухарин М. Д., Ладынин И. А., Ляпустин Б. С., Немировский А. А. История Древнего Востока. — М.: Дрофа, 2009. — 640 с. — ISBN 978-3-358-01189-22
  • Гунгеръ I., Ламеръ Г. Культура Древняго Востока въ картинахъ.- Москва: Изд. "Фаросъ", 1913.- 95 с.+ 68 с.

wikiredia.ru

Древний Восток — Википедия РУ

Дре́вний Восто́к — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству[источник не указан 177 дней]. В рамках понятия «Древний Восток» включаются государства Северо-восточной Африки и Передней Азии (в том числе Древний Ближний Восток), а также государства и народы Средней, Южной и Восточной Азии (в том числе древняя Индия и древний Китай).

Латинское слово oriēns, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant), Анатолия (< др.-греч. Ανατολία), [Mizrah] на иврите (‏זריחה‏‎), [sharq] на арабском языке (شرق‎) и «Страна восходящего солнца» по отношению к Японии.

Противоположный термин «Запад» происходит от лат. occidens ([окцидент], «там, где солнце садится»). Для арабов это было важное понятие: Магриб (< مغرب‎).

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «Варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В Новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это ещё больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

Ко II—I тысячелетиям до н. э. у древневосточных обществ, как отмечает В. М. Строгецкий, сложилась деспотическая форма правления, основанная на разветвленной бюрократической системе и жреческой идеологии, ограниченном праве частной собственности и отсутствии понятия свободы личности[1]. В 1933 году советский востоковед В. В. Струве обосновал рабовладельческий характер производства в обществах древнего Востока (до этого главенствовала теория извечного феодализма восточных государств).

Принципиальное отличие уклада стран Древнего Востока от античных Греции и Рима состояло в низкой значимости частной собственности, частнособственнических отношений, товарного производства, ориентированного на рынок, и решающей роли сохранившей многие черты патриархально-родовой организации сельской общины[2].

http-wikipediya.ru


Смотрите также