Текстовая сторона древнего свитка. Ученые обнаружили библейский текст на обугленном древнем свитке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Свитки Мертвого моря. Кумранские рукописи. Текстовая сторона древнего свитка


История графики и искусства книги

Итак, перед нами свиток гибкого зеленоватого материала, поверхность которого исписана с внутренней стороны. Высота его приблизительно соответствует высоте современной книги, длина развернутой ленты достигает обычно нескольких метров. Для письма или чтения ленту располагали горизонтально на коленях, постепенно перематывая с одного рулона на другой. Характерная поза египетского писца хорошо известна нам по множеству изображений. Писал египетский писец тростинкой с несколько размягченным (разбитым, разжеванным) концом, как кисточкой. Лишь в III в. до н.э., уже в античное время, ее сменяет калам - специально очиненное, заостренное тростниковое перо. Для письма использовали черную и красную краски, растертые на специальной палетке. Красным выделяли заглавие, отдельные важные места текста (в известной мере это заменяет отсутствующие знаки препинания) и, наконец, колофон - завершение текста, где сообщали те или иные сведения о рукописи, например имя писца (и восхваляли его "умелые пальцы" или "чистые руки"), источник текста, время его переписки или имя заказчика и т.п. В иллюстрациях применяли, помимо черной и красной, и другие краски, в том числе, как уже говорилось выше, белую. Ошибки в письме легко исправляли с помощью влажной губки, удаляя написанное.

От привычного нам кодекса древний свиток отличался многими качествами, имеющими существенное значение для характеристики художественного строя книги. Первое из них - слитность поверхности. Хотя технически длинный свиток составлялся все же склеиванием отдельных листов папируса, стыки их не были выявлены. Они заглаживались до почти полной неразличимости, так что калам легко пробегал через соединения. Движение глаза по свитку было плавным, оно не прерывалось необходимостью перелистывать страницы, переходить на оборотную сторону листа. Постепенно перематываясь, лента папируса равномерно текла перед глазами.

Второе качество свитка - его замкнутость. Текст как бы прячется "в извивах свитков", исписанных с их внутренней стороны, неохотно раскрывающихся читающему. Чтение связано с раскручиванием, с проникновением в некую глубину, во внутренность свитка. Представление о тайне, заключенной и запечатанной в книге-свитке, не случайно и, видимо, свойственно многим древним культурам. Так, с распечатыванием некоего свитка связываются в Апокалипсисе таинственные и страшные явления предстоящего конца света. "И видел я в деснице у сидящего на престоле свиток, исписанный с внутренней и внешней стороны, запечатанный семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин развернуть свиток сей и снять печати его? И никто не мог ни на небе, ни на земле, ни под землею развернуть свиток сей и снять печати его".

Довольно обширные поля свитка, верхнее и нижнее, большей частью отделялись от текста широкими горизонтальными линиями, обычно красного цвета. Эти бегущие полосы усиливали ощущение текущей и цельной поверхности, выявляя горизонтальную протяженность книги. При этом они играют по отношению к тексту и изображениям приблизительно ту же роль, что и горизонтальные линии, которые обрамляют и разделяют отдельные полосы-регистры древнеегипетских рельефов и фресок.

Вообще организация поверхности свитка подобна пространственной организации произведений монументального искусства Древнего Египта, изобразительной плоскости пилона или стены гробницы. Используя терминологию В.А. Фаворского, можно сказать, что это "двигательная" поверхность. Она характеризуется тем, что передача пространственной глубины заменяется разворачиванием предметов на плоскости, а любое движение представляется направленным вдоль нее, как бы скользящим по поверхности. С различными модификациями двигательной поверхности мы еще будем встречаться на разных этапах истории искусства книги, вплоть до новейших.

Магическая книга "Ам-Дуат" ("Книга о том, что в ином мире") представляла в ряде рисунков, с относительно краткими пояснениями, путешествие солнечного бога на ладье по загробной реке, продолжению Нила, в течение двенадцати ночных часов. Весь свиток изображал таким образом путь, его разворачивание соответствовало движению персонажей в пространстве. Естественная динамика свитка совпадала с динамикой сюжета. Подобным же образом использовалось пространство свитка в аналогичной по содержанию "Книге врат".

Иллюстрация в древнеегипетской книге строго конструктивна. Ее графика отличается отточенной четкостью линий, а цвет, ясно ограниченный контуром, ложится на папирус плотно и плоско. Все фигуры в характерных для египетского искусства развернуто-профильных позах и немногочисленные обычно предметы, определяющие место действия, ритмически расположены в папирусном свитке равномерными продольными рядами и обязательно опираются на четко проведенную горизонтальную линию. Эта опорная горизонталь может совпадать с полосой, отделяющей нижнее поле свитка, или же проводится где-то выше нее, так что рисунки размещаются под текстом или над ним, а также - над другими рисунками, как в произведениях монументального искусства Древнего Египта. Изобразительный язык этой культуры един. Графика как особый вид искусства со своими задачами и средствами выделится еще очень нескоро.

Книга-свиток с иллюстрациями. Древний Египет.

Подобно монументальным произведениям искусства в древнеегипетской книге-свитке предпочтение отдается фризообразным композициям с ритмическими повторами стоящих или сидящих фигур с повторяющимися жестами. Обычная тема предстояния людей божествам выражена взаимонаправленным движением.

Характерное качество подобной организации графического материала состоит в том, что текст и изображение не образуют здесь отличающихся по своим свойствам пространственных систем. Они одинаково ложатся на плоскость, одинаково диктуют нашему глазу движение вдоль нее. Фоном изображений всегда служит неокрашенная поверхность папируса. В древнеегипетской книге это строгое художественное единство усиливалось первоначально также тем, что и письменными знаками долгое время служили рисунки, более мелкие, но, в сущности, того же характера, что и в изобразительных частях композиции. Лишь ко II тысячелетию до н.э. эти знаки на папирусе схематизировались в процессе письма тростниковым пером и потеряли изобразительный характер (в иератическом, а позднее - демотическом письме).

Однако на этих двухмерно-целостных поверхностях древнеегипетских свитков движение взгляда еще не было столь четко организовано, как в позднейших книгах. Само направление письма не было унифицировано. До начала II тысячелетия до н.э. египтяне писали сверху вниз, располагая вертикальные строки справа налево. Но заголовки, а также повторяющиеся, общие части текста писались над этими колонками, горизонтально. Позднее, со времени XII династии, писали обычно горизонтальными строками, причем их направление, как и последовательность колонок, могли варьироваться. Случалось, что колонки шли слева направо, а знаки в них - справа налево, или даже чередуясь через одну, то налево, то направо. Поверхность свитка не была однозначно ориентированной. Организовать ее помогали разделительные линии. Так, вертикальные строки обычно разделялись тоненькими линейками. Некоторые иллюстрации заключались в рамки, порой условно-архитектурного характера.

Разумеется, сложно построенные и строго прорисованные изображения требовали предварительной разметки на листе. Следы такой подготовки и поправок заметны в некоторых свитках.

Естественно, древнеегипетская книга-свиток не могла иметь переплета, представляющего собой неотъемлемую часть самой книги. Для хранения книг применялись специальные ящики с надписью-заглавием на крышке. Сохранился также фаянсовый ярлычок - голубая плитка с именами владельцев книги (фараона XIII династии Аменхотепа III и царицы Тии, середина II тысячелетия до н.э.) и ее названием ("Книга о сикоморе и оливковом дереве").

 

shnurok14.narod.ru

Свитки Мертвого моря. Кумранские рукописи

Кумранские рукописи

О чем поведали свитки Мертвого моря?

Мертвое море – уникальное место на нашей планете. Его окружает пустыня со всех сторон, в его воде не живет рыба и нельзя утонуть. Его побережье интересно археологическими достопримечательностями. Наиболее таинственными из них являются легендарные пещеры Кумрана, где были обнаружены древние свитки, написанные 2000 лет назад. Некоторые свитки Мертвого моря на 1000 лет старше самой древней Библии, сохранившейся до наших дней. Так ли это?

Сейчас эти загадочные свитки являются национальным достоянием Израиля. Датированы они І столетием до н. э. Свитки были случайно обнаружены в 1947 г. мальчиком-бедуином, который разыскивал пропавшую козу. Кидая камни в одну из пещер в надежде вспугнуть животное, он услыхал треск. Любопытство победило страх, и в сумраке он увидал древние глиняные сосуды, один из которых рассыпался после того как камень попал в него.

В сосудах, тщательно завернутые в полосы льняной ткани, находились свитки кожи и папируса, испещренные письменами. После продолжительных перипетий уникальные манускрипты оказались в руках специалистов. В последствии было исследовано около 200 пещер в этом районе, в 11 из них были найдены подобные свитки. Неподалеку были расположены и руины древнего поселения. С 1947 г. тут проводятся бесконечные исследования и раскопки. Обнаруженные свитки Мертвого моря поставили научную общественность перед таким числом загадок, решить которые, как видно, будет не по силам нескольким поколениям ученых.

Что же представляют из себя легендарные свитки Мертвого моря? Эти рукописи рассказывают об исторических событиях времен Второго Храма (520 г. до н. э. – 70 г. н. э.). Там в особенности интересен период от ІІ столетия до н. э. до 70 года н. э. – времени развития и установления монотеистической религии.

Свитки Мертвого моря содержат довольно разнообразные тексты. Сюда вошли тексты всех канонических книг Ветхого Завета (при этом некоторые из них отличаются от известных), несколько неканонических еврейских списков. В 7-ми самых ранних фрагментах рассказывается о зарождении иудаизма и христианства.

Особенное внимание исследователей привлекли документы общин, обитавших в этом районе. Кроме этого, был найден знаменитый Медный свиток, который содержит списки спрятанных сокровищ (тайна, будоражащая умы по сей день). Самый большой экспонат написан старым ивритским шрифтом, имеющим общие корни с пиктографическим алфавитом. Остальная часть манускриптов была написана более поздним, ассирийским, начертанием иврита и арамейским.

Откуда же могла взяться в Кумранских пещерах эта удивительная библиотека? Кто и почему оставил свитки под охраной угрюмых пещерных сводов? Ответ на этот вопрос исследователи попытались найти в руинах, находящихся между известняковыми скалами и прибрежной полосой. Говорится о комплексе сооружений 80 x 100 м, имеющих значительную высоту. Недалеко были обнаружены остатки захоронений. В одном из внутренних помещений здания найдены столы из гипса с низкими скамьями и чернильницы; в некоторых из них сохранились остатки чернил.

Ученые предположили, что это место стало пристанищем секты эссенов (ессеев), о которой упоминается в древних историках. Эссены, ушедшие в пустыню, вели отшельнический образ жизни на протяжении двух столетий. Себя в текстах они именовали иудеями, что соответствует третьей ветви иудаизма (Эссен), упоминаемой историком Флавием. Сектанты считали себя истинно верующими, а всех остальных – погрязшими в лжевере и пороках. Они готовились к последней битве сил Света и Тьмы под предводительством Учителя праведности.

Открытие свитков Мертвого моря вызвало множество споров среди специалистов. Сразу выделилась группа скептиков, сомневавшихся как в древности, так и в подлинности манускриптов. Их сложно обвинять в повышенной недоверчивости: в 1883 г. иерусалимский торговец антиквариатом Моисей Шапиро также объявил об открытии древнего текста Второзакония. (Эти 15 полосок кожи вызвали фурор в Европе и были выставлены в Британском музее. Но поздней ведущие европейские ученые пришли к заключению о том, что тексты являются грубой подделкой.)

Некоторые из ученых утверждают, что тексты не могут быть древними. Они аргументируют свое мнение тем, что, за исключением папируса Нэша, содержащего молитвы «шема», и 10 заповедей на древнееврейском, библейские тексты были известны только по спискам ІХ столетия н. э. А в этом случае слишком велика угроза подделок, потому как сличить тексты с более ранними рукописями не представляется возможным.

Но радиоуглеродный метод исследования ткани, в которую были завернуты свитки, в целом подтвердил древность находки и указывает на период между 167 г. до н. э. и 237 г. н. э. На сегодняшний день мнение ученых относительно датировки манускриптов из пещер Кумрана подкреплено также историческими, лингвистическими и палеографическими данными. Установлено, что некоторые тексты написаны незадолго до разрушения Кумрана римскими легионерами в 68 году н. э.

По поводу происхождения текстов споры, как видно, утихнут весьма не скоро. Впрочем, можно выделить 4 основных группы мнений:

• Свитки созданы членами общины Кумрана;

• Коллекция не имела никакого отношения к эссенам и являлась частью библиотеки гарнизона;

• Свитки Мертвого моря являются записями предшественников или даже последователей Христа;

• Эти тексты – остатки библиотеки Соломонова Храма.

В свитках содержатся в значительной степени более ранние версии известных текстов. Некоторые из них представляют из себя греческую версию Библии. А в документах общины рассказывается об обычаях, вере и правилах религиозной секты, чьим пристанищем был монастырь.

Особенное значение имели найденные незначительные расхождения с принятым текстом Библии: они подтверждают достоверность поздних иудейских рукописей. Впервые научный мир получил уникальную возможность оценить соотношение Септуагинты (греческого варианта Библии) и древнего Масоретского текста.

До открытия свитков Мертвого моря все разночтения, которые существуют в обоих вариантах, считали результатом ошибки писцов или намеренными искажениями текста-основы. Но после тщательного анализа текстов выяснили, что в древности существовало несколько вариантов священного письма, которых придерживались различные школы книжников. От этих школ и ведут, как видно, свое происхождение наиболее древние из известных библейских текстов.

Свитки Мертвого моря помогли уточнить ряд неясных мест в Новом Завете и доказали, что древнееврейский язык во времена земной жизни Христа не был мертвым языком. Любопытно, что в свитках не упоминаются события, которые последовали за взятием Иерусалима. Объяснение напрашивается само собой: свитки являются остатками библиотеки Иерусалимского храма, спасенными от римлян неким священником.

При раскопках обнаружили, что здание брали штурмом. В пепле обнаружена монета, говорящая о присутствии в нем воинов Десятого легиона. Как видно, обитателей Кумрана предупредили о возможном нападении и они укрыли библиотеку в окрестных пещерах. Судя по тому, что тексты пролежали в них вплоть до XX столетия, забрать их после штурма монастыря было уже некому…

Гипотеза, связывающая появление манускриптов с разрушением Иерусалима, подтверждается содержанием Медного свитка. Он представляет из себя три пластины меди, скрепленных заклепками. Прямоугольная полоса с начеканенным текстом имеет длину почти 2,5 м. и ширину 40 см. Свиток написан на разговорном иврите и содержит больше 3 000 знаков. Однако чтобы нанести один знак, надо сделать 10 000 ударов чеканом!

Почему для письма использовали столь необычный материал? Вероятно, было чрезвычайно важным, чтобы содержание его сохранилось. И в действительности, Медный свиток представляет собой инвентарный список, в котором перечислены содержание и места захоронения кладов.

Манускрипт утверждает, что количество золота и серебра, закопанное на территории Израиля, Иордании и Сирии, составляет от 140 до 200 тонн! Возможно, говорится о сокровищах Иерусалимского храма, зарытых до того, как захватчики ворвались в город. Однако многие из экспертов утверждают: такого количества драгоценных металлов в то время не было не то что в Иудее, но и во всем цивилизованном мире. В особенности подчеркивалось, что ни один из кладов не был найден. Но ведь могли существовать и копии документа. Может быть, такой список оказался в руках искателей сокровищ гораздо раньше…

Само наличие свитка в коллекции подтверждает, что часть рукописей в действительности попала сюда из Иерусалима на последнем этапе Иудейской войны. Многочисленные споры вызвал свиток, который назван «Война Сынов Света с Сынами Тьмы». Мистический характер его содержания входит в противоречие с реалистическими деталями текста. Появляется ощущение, словно описывается национально-освободительная война. Не об Иудейской ли войне говорится в свитке? Этот текст – стратегический план кампании против римлян и их союзников. При этом складывается впечатление, что, если бы иудеи смогли действовать в соответствии с ним, исход войны был бы другим.

Используя древние тексты, некоторые из исследователей попытались связать становление христианской церкви с возрождением Кумранского монастыря между 4 г. до н. э. и 68 г. н. э. Тем более, что среди документов общины исследователями были обнаружены гороскопы Предтечи и Иисуса. Параллель, проводимая специалистами между поселением в Кумране и жизнью этих библейских персонажей, в действительности интересна.

Иоанн Креститель удалился в Иудейскую пустыню близ устья реки Иордан. Следует обратить внимание: это место удалено от Кумрана меньше чем на 16 км! Предположительно, Иоанн был связан с ессеями или даже принадлежал к их среде. Известно, что ессеи часто брали на воспитание детей, а о юности Предтечи ничего не известно, кроме того, что он был «в пустынях». А ведь именно так называли кумраниты свои поселения! «Я – глас вопиющего в пустыне», – говорил о себе Креститель, дословно повторяя их лозунг.

Но со временем Иоанн должен был порвать с изоляцией общества кумранитов; каждодневные же священные омовения он превратил в «крещение покаяния», совершаемое только один раз. На место проповеди Иоанна пришел просить о крещении Иисус Христос. Креститель сразу узнал Его, хотя ранее никогда не видел. Ессеи отличали друг друга по белым льняным одеждам…

Любопытно, что Евангелие тоже обходит молчанием почти 20 лет жизни самого Христа. После упоминаний о 12-ти летнем отроке перед нами появляется уже зрелый мужчина. Он поражает своей эрудицией, цитирует священные тексты и с легкостью одерживает победу в спорах с фарисеями и книжниками. Где же мог постичь все это сын простого плотника?

Семейные ессеи составляли низы общины. Они занимались, обычно, плотницким или ткацким ремеслом. Предположительно, отец Христа Иосиф (плотник!) был ессеем низшей ступени. Евангелист Матфей называет Иосифа «праведником» – именно так именовали в те времена кумранцев. Может быть, Иисус после смерти отца отправился в учение к Посвященным. Возможно, там он и провел годы, «выпавшие» из Священного Писания.

Н.Рерих предположил, что Христос недолго пробыл в общине. Он быстро усвоил мудрость ессеев (которые, по одной из версий, были потомками египетских жрецов-врачевателей) и был отправлен в Тибет. В древних монастырях Индии, Персии и Гималаев, по утверждению Рериха, находятся документы, которые подтверждают пребывание здесь Иисуса. В частности, есть сведения о человеке по имени Исса, пришедшем из Израиля и воскресшем после распятия на кресте…

Христос возвратился на родину в 30 лет – в то время, когда у человека открываются чакры и он может заниматься врачеванием. Что касается исцелений, Иисус вел себя как внимательный врач, но отнюдь не всемогущий человек. Многих он не вылечивал с первого раза, перед некоторыми недугами вовсе отступал, советуя молиться и поститься.

Как видно, он в совершенстве владел медицинскими секретами ессеев, так что мог в нужный момент позаботиться и о себе. Римские источники сообщают, что Иисус скончался на кресте спустя 6–7 часов, хотя как правило распятые умирали на третий день. Его сняли с креста и отнесли в пещеру. Через день тело исчезло. В пещере находился только юноша в белых одеждах, который сообщил о чудесном воскрешении.

Египетские манускрипты сохранили множество такого рода историй. Посвященные добровольно уходили из жизни, завещая ученикам воскресить их. Возможно, одним из «реаниматологов» Христа был таинственный юноша в белом.

Христос говорил с учениками, явно ссылаясь на пророчества, в которых говорится о делах будущего Мессии. Но он упоминал, что «мертвые воскресают», – этого в пророчестве нет. Разрешает недоумение текст кумранских свитков, в котором указано на «воскрешение мертвых» как на одно из дел Мессии.

Так не был ли сам Христос тем Учителем, о котором говорится в древних манускриптах? Однако анализ выявил большие расхождения в описании обеих личностей. Да и рукописи создавались по крайней мере за 100 лет до рождения Мессии из Назарета.

Итак, сейчас научный мир убежден в том, что капризное животное мальчика-бедуина стало причиной находки старейшей из известных Библий. Свитки на самом деле на 1000 лет старше сохранившихся еврейских манускриптов, используемых как основа всех современных Ветхих Заветов.

Любопытно, что в Масоретском тексте (900 год н. э.) содержался намек на сокровища Соломонова Храма, спрятанные в 70 г. н. э. (вспомним Медный свиток!). Во всех Библиях Второзаконие говорит о «страхе» или «благоговении» пред Богом, но свитки Мертвого моря говорят вместо этого о «любви»… Но, как выражаются исследователи: «11-й заповеди в свитках нет». Изменения, подсказываемые свитками Мертвого моря, не ставят под сомнение основные верования.

 

 

 

М.Панкова

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Манускрипт

Свиток — древняя рукопись на длинном листе писчего материала (папируса, пергамента или бумаги), свертываемая для хранения в рулон. На таком листе писали поперек его длины.

Свиток обычно делился на страницы, которые иногда представляли собой отдельные листы папируса или пергамента, склеенные по краям, или могли быть отмечены подразделения непрерывного рулона материала для письма. Свиток обычно разворачивался так, чтобы одновременно просматривалась одна страница, для записи или чтения, при этом оставшиеся страницы свернуты влево и вправо от видимой страницы. Свиток разворачивается из стороны в сторону, а текст записывается в строках сверху вниз. В зависимости от языка буквы могут быть записаны слева направо, справа налево или чередуются в направлении (бустрофедон).

Некоторые свитки – просто свернутые страницы; у других могут быть деревянные ролики на каждом конце: свитки Торы имеют довольно сложные ролики, соответствующие их церемониальным функциям.

Документы в виде длинной ленты из подклеенных один к другому листов, свертываемых в свиток, на Руси называли столбцами.

Свитки были первой формой редактируемых записей, используемых в восточно-средиземноморских египетских цивилизациях. Пергаментные свитки использовались израильтянами, прежде чем латинянами в I веке н.э. были изобретены кодекс или связанная книга с пергаментными страницами. Свитки более высоко ценились, чем кодексы, вплоть до римских времен, где они обычно записывались одним столбцом.

Чернила, используемые при письме на свитках, должны были хорошо прилипать к поверхности, которая сверачивалась и разворачивалась, поэтому были разработаны специальные чернила.

В Древнем Египте свиток как форма книги известен с IV тысячелетия до н. э. Оттуда свиток, по свидетельству Геродота, был заимствован греками, которые со временем перешли с папируса на пергамент. В Древней Греции пергаментные свитки получили распространение с V – IV века до н. э., в Древнем Риме – с III – II века до н. э.

В античные и позднеантичные времена свиток был основной формой рукописной книги. Такая книга обычно состояла из многих склеенных между собой листов папируса. Пергаментные листы обычно сшивались в свиток. В IV – V веке свиток постепенно был вытеснен такой формой книги, как кодекс, то есть тетрадью с пергаментными или папирусными листами. Когда в VII веке Египет был завоеван арабами, папирус стал все более редким материалом для письма. Однако папирусные свитки встречаются вплоть до XI века.

Пергаментные или кожаные свитки были распространены среди египтян, ассирийцев, персов, евреев. Особенно ценной находкой считаются открытые в 1947 году Кумранские рукописи с религиозными древнееврейскими текстами, выполненные на кожаных свитках. Существует свидетельство о том, что в Библиотеке Атталидов в Пергаме во II веке до н. э. книги хранились в виде пергаментных свитков. Так же в свитках хранились книги знаменитой Александрийской библиотеки (от 50 тыс. до 700 тыс. свитков по разным данным).

В Средневековье свиток как форма рукописи использовался с литургической целью и для записи драматических текстов, а также для грамот и других документов. Даже в новое время свитки использовались для изготовления грамот. В некоторых архивах, например в Монте Кассино или Ла Кава ди Тиррено, многочисленные древние грамоты до сих пор хранятся свернутыми в трубку, однако они, как правило, не состоят из многих листов.

Свитки были написаны чернилами различной рецептуры. Описки можно было стереть губкой и переписать текст начисто. Среди пергаментных свитков иногда случались палимпсесты . Однако на папирусе очень редко стирали весь текст, чтобы написать поверх него новый. На свитках европейского или ближневосточного происхождения редко случаются иллюстрации, чаще всего здесь бывают контурированные рисунки, зато в Японии существовал отдельный вид иллюстрированной книги-свитка – Эмако.

В Юго-Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) также использовали свиток как формат книги или живописи. Текст и рисунки наносили тушью, изобретение которой датируют 2697 годом до н. э. В Китае свитки были распространены вплоть до XI века, позже их заменили тетради с листами. Традиционная живопись и каллиграфия с древних времен и до сих пор выполняются на продольных относительно коротких листах, которые выставляют в подвешенном виде (висячие свитки), для рисования и каллиграфии использовали и горизонтальные свитки, аналогичные европейским или ближневосточным образцам.

Сегодня книги в виде свитков изготавливают редко, как правило, это делают с декоративной или вообще художественной целью (книга художника – произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги) или по традиции, как в случае с иудейскими свитками Торы.

Один из немногих случаев использования свитка в современной литературе – оригинальное издание романа Джека Керуака «В дороге».

В компьютерных технологиях идею представления информации «в свитках» использовали для представления материалов (текстов, изображений), по размерам являются большими, чем экран монитора – так называемый скроллинг. Сам термин происходит от английского «scroll», то есть «свиток». «Принцип свитка» использовался также для таких носителей информации, как аудио- и видеокассеты или микрофильмы.

Для чтения свитка необходимо, чтобы обе руки были свободными. Правой рукой разматывался текст, который надо было прочитать, тогда как левой рукой сматывался уже прочитанный текст. После прочтения свиток следовало перемотать назад. Именно от этой техники чтения происходит латинское название свитка volumen (лат. Volvere = разматывать; volumen = свиток). Для облегчения разматывания использовались специальная палка (греч. Omphalos; лат. Umbilicus), которая вставлялась в свиток или приклеивалась к последнему листу.

manuscript.su

Ученые обнаружили библейский текст на обугленном древнем свитке

  • Ученые обнаружили библейский текст на обугленном древнем свитке

    Благодаря современным технологиям удалось прочесть часть обугленного свитка возрастом 1500 лет. Фото: Brent Seales/UK Department of Computer Science, University of Kentucky

При помощи высококачественного сканирования и специальной программе, разработанной профессором Брентом Силсом (Brent Seales) из Кентуккийского университета, свиток удалось разгладить. Текст, который был обнаружен в результате этой процедуры, содержал первые строчки из Книги Левит — третьей книги Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии.

Свиток был сильно поврежден, и его было невозможно открыть физически, поэтому исследователи воспользовались рентгеновской компьютерной томографией. Документ был оцифрован и «развернут» в виртуальном виде при помощи специально разработанного софта.

Древний артефакт был найден в синагоге на территории национального парка Эйн-Геди в Израиле в 1970-х годах. Из-за того, что документ был сильно обуглен, долгое время считалось, что он не подлежит восстановлению. Благодаря бесконтактным способам оцифровки появилась возможность прочитать такие древние документы.

www.nat-geo.ru