Технологическая карта древнейшие люди. Технологическая карта урока по истории древнего мира "Древнейшие люди"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технологическая карта урока истории на тему: "Древнейшие люди" (5 класс). Технологическая карта древнейшие люди


Технологическая карта урока по истории Урок «Древнейшие люди»

Технологическая карта урока по истории

Урок «Древнейшие люди»

Педагогические цели

Организационная структура урока

Этап урока

Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создавать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Предметные результаты

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опята предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Метапредметные результаты

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

Основные понятия и термины

Древнейшие люди, первые орудия труда, первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, собирательство.

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная,

Словестный,

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверят готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстро включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная,

Словесный, проблемный.

Слово учителя, проблемные вопросы

Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

- Почему орудия труда и остановки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Слушаю учителя; получают проблемное задание

Р.: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

III. Усвоение новых знаний и способов действия.

Древнейшие люди

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа

Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой.

- Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек умелый, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей.

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей

П.: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод

К.: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работа с картой

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод.

- Что характеризует «человека умелого»?

Называют характерные, существенные признаки «человека разумного»

П.: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

Работа с текстом, беседа по вопросам

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа со слайдами, беседа

С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты.

- В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Характеризует собирательство

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство

П.: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

К.: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстрации

П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

Наблюдение

IV. Закрепление знаний и способов действия

Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа

Организует работу в рабочей тетради

Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей

П.: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера

К.: умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам

V. Подведение итогов

Фронтальная.

Словесный, практический. Беседа, работа с картой

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

- Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка

Характеризуют место исторического события, читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

Р.: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Беседа по вопросам, работа с картой

VI. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный,

Беседа

- Что вам больше всего понравилось на этом уроке?

- Что было самым ценным из услышанного?

- Хотели бы вы что-нибудь изменить?

Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?

Отвечают на вопросы

Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

Параграф 1, вопросы, основные понятия, термины. Задание 1, 4 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Р.: принимаю цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Вопросы, основные понятия, термины, задания в рабочей тетради

doc4web.ru

Технологическая карта урока по истории древнего мира "Древнейшие люди"

Технологическая карта урока по истории учителя истории Погонышевой Т.С. МОУ Миасская СОШ№1.

Урок «Древнейшие люди»

Педагогические цели

Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создавать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Предметные результаты

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опята предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Метапредметные результаты

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

Основные понятия и термины

Древнейшие люди, первые орудия труда, первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, собирательство.

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная,

Словестный,

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверят готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстро включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Работа с иллюстрациями, решение задач на счёт лет в истории (разноуровневые).

Актуализация знаний, просит детей назвать тему прошлого урока, что изучали. Объясняет задания для проверки д/з.

Получают задания, выполняют их.

П: Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причину невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее усовершенствование последних.

Л: Одновременно стимулировать учеников к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

III Актуализация знаний.

Фронтальная,

Словесный, проблемный.

Иллюстративный.

Учитель показывает на слайде иллюстрации по одной и задаёт вопрос6 Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня с вами узнаем, что будем изучать?

Направляет учащихся на формулирование темы, которую будут изучать.

Слушаю учителя; получают проблемное задание. Узнают картинки, анализируют какая связь между ними.

Р.: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Формулируют тему урока.

III. Усвоение новых знаний и способов действия.

Древнейшие люди

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа

Рассказывает о происхождении человека либо заслушивается сообщение ученика на тему «Происхождение человека: версии»

Обращает внимание на даты, время появления человека. Просит учеников нарисовать ленту времени и отметить даты. Одного ученика просит поработать на доске.

Организует работу с картой.

Ставит перед учащимися проблемный вопрос : Где следы их жизни не обнаружены? Как вы думаете почему?

Знакомит с понятиями: древнейший человек, австралопитек, питекантроп.

Предлагает описать древнейших людей , затем просмотреть отрывок из мультфильма «Древний человек» Р. Саакянца (1 минута).

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян ?

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей

П.: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного из видеосюжета; осуществляют сравнение, делают вывод

К.: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Р:оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Л: действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

Беседа по вопросам, работа с картой

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

Учитель задаёт задачу:

  1. И паук и человек плетут, один – паутину, другой- ткань.

  2. Бобры и человек строят плотины . Какое между ними различие ?

Человек делает свою работу сознательно,

животное - на основе инстинктов

Снова задаёт вопрос : Чем древнейшие люди отличались от обезьян?

На основе работы с иллюстрациями рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Вопрос: Что можно было сделать первыми каменными орудиями труда?

Называют характерные, существенные признаки «человека разумного»

П.: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста.

К:умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Л:жизненное самоопределение;формирование представлений о ценности труда;

формирование представлений о ценности человеческой жизни;формирование представлений о ценностях коллективизма

Работа с текстом, беседа по вопросам

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа со слайдами, беседа

Как древнейшие люди добывали пищу?

Задание на слайде: слова «охота» и «собирательство» разбросаны. Нужно сложить из букв 2 слова, 2 основных занятия древнейших людей.

Посмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос:

Как и на кого охотились древнейшие люди?

Рассказывает о древнейших способах охоты.

- В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? При каких условиях охота могла быть удачной?

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство

П.: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

К.: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей

Овладение огнём

Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями

Фронтальная, беседа, работа с текстом.

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами).

Даёт понятие «Присваивающее хозяйство».

Какое достижение помогло древнейшему человеку выжить в сложных условиях? (ОГОНЬ)

Как люди могли овладеть огнем ?

Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

Молодцы!

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстрации.

Учащиеся записывают слово в словарь.

Отвечают, предлагают различные варианты.

Отвечают, использую имеющиеся знания.

П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.

Наблюдение

IV. Закрепление знаний и способов действия

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.

Тестирование

Проверим себя. Выполните тест.

Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

П:анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Р:коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Л:ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Ответы.

Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Фронтальная.

Словесный, практический. Беседа, работа с картой

- Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка.

Характеризуют место исторического события, читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

Р.: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Л:ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование представлений о ценности бережного отношения к природе

Беседа по вопросам, работа с картой

VI. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный,

Беседа

Итак,ребята, что вы сегодня узнали? Что НОВОГО вы сегодня узнали? Почему именно тебе ( обращается к конкретному ученику) могут быть полезны эти знания?

Отвечают на вопросы

Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

П:рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: формирование навыков самооценки

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

Домашнее задание:

1. Параграф 3 ,читать, отвечать на вопросы .

2. Выучить термины : орудие труда, присваивающее хозяйство, человеческое стадо.

3. Приготовить сообщения на тему «Неандертальцы», «Кроманьонцы».

Воспринимают задание, уточняют

П:извлечение необходимой информации из монологической речи

К:умение слушать.

Вопросы, основные понятия, термины, задания в рабочей тетради,сообщения

infourok.ru

Технологическая карта. Тема урока: Древнейшие люди

Технологическая карта по истории

5 класс

Учитель: Корелина Светлана Сергеевна

Тема урока: Древнейшие люди

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока: Вводная лекция с элементами беседы

Цели урока: формирование представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; ознакомление с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида.

Оборудование: Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: "Человеческое стадо", " Главное отличие древнейших людей от животных", "Загон оленей". Аппликация (слайды) "Охота неандертальцев на сибирского козла". Атлас. Рабочая тетрадь №1.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Постановка учебной задачи

Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

- Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Слушают учителя; получают проблемное задание

3. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие люди

Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой.

- Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей

Использование орудий труда как главное отличие человека от животного

На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод.

- Что характеризует "человека умелого"?

Называют характерные, существенные признаки "человека умелого"

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты.

- В каких случаях охота древнейших людей могла быть неудачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Характеризует собирательство

Характеризуют первые занятия древнейших людей

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа и учителя и иллюстраций

4. Закрепление знаний и способов действий

Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческое задание .

Организует работу в рабочей тетради № 1 (задание 2,3)

Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей

5. Подведение итогов.

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

- Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей на каком материке она находится? В какой части материка?

Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

infourok.ru

Технологическая карта урока по истории Древнейшие люди

Урок 7. Древнейшие люди.

Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна

УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

Цель урока: Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности и развития человеческого вида.

Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний / вводная лекция с элементами беседы

Планируемые результаты (предметные):

1. Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда.

2. Получат возможность научиться показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Личностные результаты: Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания

Метапредметные результаты:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий

Основные понятия и термины: Первобытные люди. Восточная Африка – прародина человека. 2 млн лет назад - появление первого человека на Земле. Жизнь и знания древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог, реконструкция.

Образовательные ресурсы: Учебник. Рабочая тетрадь, рабочий лист. Контурная карта. АРМ учителя.

Технологическая карта урока

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проверка д/з

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы.

Знакомит с темой, формирует проблемные вопросы:

- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

- Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Слушают учителя; получают проблемное задание.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

3. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие люди.

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа.

Рассказывает о происхождении древнейшего человека. Организует работу с картой.

- Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий. Возраст человечества.

infourok.ru

Технологическая карта урока истории на тему: "Древнейшие люди" (5 класс)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

слушателя курсов повышения квалификации

учителей истории и обществознания

по ДПОП

«Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Выполнил: учитель МКОУ СОШ №11

Лискинского района

Воронежской области

Олемская Татьяна Анатольевна

Проверил: проф. Б.Я.Табачников,

к.ф.н. И.А.Биневский,

к.ф.н. Е.О. Атланова.

ВОРОНЕЖ

2016год

Дата:

Класс: 5 «А»

Предмет: история

Учитель: Олемская Татьяна Анатольевна

Тема: «Древнейшие люди».

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: формирование представлений об эволюции человека, об особенностях древних людей.

Задачи урока: выяснить особенности жизни и совместного труда первобытных людей, создать условия для ознакомления с древнейшими орудиями труда и их ролью в процессе жизнедеятельности первобытного человека; развивать умение работать в группах.

Планируемые результаты обучения:

-личностные – осмысление исторического опыта предшествующих поколений, установление связи между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом, формирование коммуникативной компетенции;

-предметные – овладение представлениями об историческом пути человечества; формирование способности применять исторические знания для раскрытия сущности событий и явлений прошлого;

-метапредметные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия с меняющейся ситуации; готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Формы и методы работы: вводная лекция с элементами беседы, проблемные вопросы, учебные игры.

Предполагаемые риски: использование новых форм работы с учащимися и их результаты, работа с новым историческим материалом.

Этапы урока.

Цель каждого этапа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 Мобилизующий этап.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Регулятивные, коммуникативные УУД: организация рабочего места, готовность к совместной работе.

2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Знакомит с учащихся с содержанием учебного материала, формулирует проблемные вопросы:

- Как вы думаете, где и когда появился первый человек?

- Кто или что поможет нам ответить на этот вопрос?

Учитель начинает показ слайдов, предлагает сформулировать тему и цели урока.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Делают предположения и выводы.

Регулятивные, познавательные УУД: способность прогнозировать, делать предположения, работать с информацией, воспроизводить информацию.

Регулятивные, коммуникативные УУД: умение формулировать цели урока, составление плана решения учебной задачи, организация совместной деятельности.

3 Актуализация знаний.

Учитель обобщает ответы учащихся, знакомит с темой и формулирует проблемное задание для работы в группах:

- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

- Почему орудия труда и останки древних людей не были найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Подведение итогов работы в группах. Рефлексия.

Знакомятся с темой урока, получают задание для работы в группах.

Работа в группах.

Ответы учащихся.

Регулятивные, познавательные УУД: умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, определение степени успешности выполнения своей работы и работы других; поиск и анализ информации,

Личностные, коммуникативные УУД: умение давать оценку ситуации, осуществление совместной деятельности.

4 Первичное усвоение новых знаний. Определение способов действий.

Древнейшие люди.

Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой, иллюстрациями.

- Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

Объясняет значение понятий (с использованием слайдов): первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества.

Описывает жильё, коллектив первобытных людей.

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян.

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами.

Составляют рассказ-описание древнейших людей с опорой на текст учебника.

Познавательные, коммуникативные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлекают информацию из рассказа учителя, осуществляют сравнение, делают вывод; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных.

Рассказывает о первых орудиях труда, их использовании (показ слайдов). Работа с иллюстрацией.

Предлагает найти в тексте вывод.

- Что характеризует «человека умелого»?

Дополняют рассказ учителя об орудиях труда.

Называют характерные, существенные признаки «человека умелого».

Познавательные УУД: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста.

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство.

Рассказывает о древнейших способах охоты, собирательстве (показ слайдов).

- В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной?

-Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство.

Познавательные, коммуникативные УУД: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выражают свои мысли, дают характеристику событий и явлений.

5 Первичная проверка понимания.

Проверяет усвоение нового материала. Предлагает учащимся выполнить мини-тест.

Выполняют тестовое задание. Взаимопроверка.

Регулятивные, личностные УУД: определение степени успешности выполнения своей работы, оценивание.

6 Первичное закрепление.

Овладение огнём.

Класс делится на группы.

Задание 1. Предлагает учащимся самостоятельно изучить фрагмент текста и ответить на вопрос:

- Как человек овладел огнём?

Задание 2. Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с.11) по плану.

Работа в группах.

Рассказ-описание. Выводы учащихся.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД: умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, определение степени успешности выполнения своей работы и работы других; поиск и анализ информации,

Личностные, коммуникативные УУД: умение давать оценку ситуации, осуществление совместной деятельности.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей.

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами).

Извлекают информацию о древнейшем коллективе из рассказа учителя и иллюстраций.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.

7 Закрепление знаний и способов действий.

Организует работу в парах.

Предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение).

Организует работу в рабочей тетради №1 (задания 2, 3).

Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей.

Познавательные, коммуникативные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, умение работать в группе.

8 Информация о домашнем задании.

Комментирует домашнее задание.

П.1 (п.1-3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради.

Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные УУД: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

9 Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Проводит беседу по вопросам:

-Что вам понравилось больше всего на этом уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какова степень вашего участия в этом процессе?

- Что из услышанного было для вас самым ценным?

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

- Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей.

- На каком материке они находятся? В какой части материка?

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Показывают «смайлики».

Характеризуют место исторического события, читают историческую карту.

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей.

Регулятивные, личностные УУД: осмысление своих действий и самооценка, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества; оценивание результата работы, осознание качества и уровня усвоения.

Приложение.

Задания для работы в группах:

  1. Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите ваши наблюдения в группах.

  2. Древнейшие люди не были знакомы с медициной, но знали много животных и растений. Знали они и травы, которые мы называем лекарственными. Этими травами они лечились. Каким образом у древних людей появились знания о лекарственных травах?

  3. Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.

  4. В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей.

  5. Археологические раскопки, проведённые учёными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?

infourok.ru

Технологическая карта к уроку истории "Древнейшие люди".(5 класс).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Украинская Екатерина Юрьевна.

Место работы: МКОУ Кузнецовская СОШ.

Предмет: история

УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.

Тема урока: «Древнейшие люди»

Класс: 5

Планируемые результаты:

  • Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;

  • Метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;

  • Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты (Приложение 1), задания по теме «Древнейшие люди» (Приложение 2).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1. Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Организует проверку домашнего задания

Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.

Задание классу: назовите понятие, которое характеризует всех, изображённых на слайде.

?? Как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди;

старые люди;

нет: древний;

древнейшие люди.

Формулировка темы: «Древнейшие люди».

Беседа

Слайд 1

Беседа

Слайд 2

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет?

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?

?? Какой вопрос возникает?

Фиксирует задачу на доске

Ожидаемый ответ обучающихся:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда?

Обучающиеся формулируют учебную задачу:

В чём отличие древнейших людей от животных?

Беседа

Беседа

Доска

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные

самоопределение себя как представителя человечества как вида

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

?? Для чего нам знать об этом?

Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний

Ожидаемый ответ обучающихся:

необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя.

Беседа

Познавательные

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные

оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях?

Фиксирует план на доске

Обучающиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:

1. Где и когда появились древнейшие люди?

2. Как выглядели?

3. Чем занимались?

4.Как строились отношения между древнейшими людьми?

5. Чего достигли?

Работа в группах

Запись на доске (после обсуждения)

Слайд 3

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

Личностные:

самоопределение себя как представителя человечества как вида

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

(1)

Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

?? Какие выводы из данного факта можно сделать?

Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей.

?? Где располагалась прародина древнейших людей?

Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

?? Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

(2)

Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

(3)

Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

Задание классу: какие орудия изображены на слайде?

?? Предположите, каким образом изготовлено рубило?

Организует динамическую паузу

?? Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

Т. обр. умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

Задание классу: на основе видеофрагмента выясните, как охотились древнейшие люди.

Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных.

?? Гарантировала ли охота постоянную добычу?

?? Какие выводы можно сделать из этого факта?

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.

В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.

Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

?? Каково было значение овладения огнём?

Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

Обучающиеся работают с картой учебника на с.9 и контурными картами

Ожидаемый ответ обучающихся:

прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром

Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

Ожидаемый ответ обучающихся:

заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда

Ожидаемый ответ обучающихся:

с помощью обработки граней заострённым камнем

Ожидаемый ответ обучающихся:

раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда?.. – данные этнографии

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

выжить: добывание пропитания и защита от нападений

Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

Ожидаемый ответ обучающихся:

собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

отбирали добычу у хищников

Ожидаемый ответ обучающихся:

гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

«ветка после пожара»

Ожидаемый ответ обучающихся:

~ тепло и свет;

~ отпугивает животных;

~ пища вкуснее и питательнее

(обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

Ожидаемые ответы обучающихся:

  1. «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

  2. «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Слайд 4

Запись

Беседа

Слайд 5

Учебник: с.9

§1 п.2, рис. на с. 12, 13

Слайд 8

Беседа

Беседа

Учебник: рис. на с.10

Слайд 6

Слайд 7

Беседа

Запись

Запись

Беседа

Запись

Слайд 8

Слайд 9

10

Слайд 11

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи;

показывать на карте места расселения древнейших людей;

рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

извлечение необходимой информации из видео-материала;

установление причинно-следственных связей;

извлечение необходимой информации из художественного текста;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Личностные:

жизненное самоопределение;

формирование представлений о ценности труда;

формирование представлений о ценности человеческой жизни;

формирование представлений о ценностях коллективизма

6. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.

Задание классу: составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных»

Фиксирует предложения учащихся на доске, организует самопроверку обучающимися полученных результатов

Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем сверяют полученный результат с представленным на слайде

Доска

Беседа

Познавательные:

моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

7. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Организует самостоятельную практическую работу.

Задание классу: заполните таблицу и установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей

?? Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Могли бы мы чему-то у них научиться?

Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу

Ожидаемый ответ обучающихся:

Орудия труда

Занятия

1.Заострённый камень

2. Палка-копалка

3. Дубина

4. Рубило

А.Охота

Б.Собирательство

В. Изготовление орудий труда

Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Ожидаемый ответ обучающихся:

науке выживания в условиях дикой природы, умению чувствовать природу, не навредить природе – не брать «лишнего».

Группы

Беседа

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование представлений о ценности бережного отношения к природе

8. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.

Тестирование

1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в:

1. Восточной Африке

2. Западной Европе

3. Южной Австралии

2. Главное отличие людей от животных - это:

1. умение охотиться на животных;

2. отсутствие шерсти;

3. умение изготовлять орудия труда.

3. Для облика древнейшего человека не характерно:

1. руки, свисающие до колен

2. прыгающая походка

3. прямая походка

4. Первое орудие труда первобытного человека:

1. мотыга

2. заостренный камень

3. плуг

5. Одним из достижений древнейших людей стало:

1. овладение огнём

2. появление письменности

3. умение охотиться

Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

1 – 1

2 – 3

3 – 3

4 – 2

5 – 1

Проверка в парах

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.

Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.

Домашнее задание:

  • Поработайте с вопросами и заданиями к §1

  • Докажите, что труд развивал и сплачивал первобытных людей.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Слайд 12

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

10. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.

Задание классу: заполнить лист самооценки

Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование навыков самооценки

infourok.ru

Технологическая карта урока истории 5 класс. Древнейшие люди

Технологическая карта урока по истории

Урок: «Появление современного человека. Род и племя.»

уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения; свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других источниках; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации

Основные понятия и термины

собирательство, стадо, родовая, люди разумные, первобытные люди.

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, настенная карта

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

мин

учитель

учащиеся

1

Орг. момент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания

Организует проверку домашнего задания

Отвечают на вопросы домашнего задания в парах

1

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.

На экране записаны понятия: тысячелетие, век, археология, этнография, первобытность.

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

- Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.

-Для проверки результатов к доске идут работать два ученика

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

7

4

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на страницах учебника и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник страница

10

7

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Презентация «Физкультминутка»

1

8

Первичное применение нового знания

Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познаватель-ной деятельнос-ти, осуществле-ние самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует фронтальную работу по учебнику страница

infourok.ru