Значение РИМ, ДРЕВНИЙ: ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЭПОХА ЦАРЕЙ в Словаре Кольера. Древний рим эпохи царей
Глава II. Рим в эпоху царей. История культуры древней Греции и Рима
Глава II. Рим в эпоху царей
Несколько десятков укрепленных центров латинян были объединены в союз, во главе которого стоял город Альба Лонга. Ежегодно представители латинских общин сходились на вершине Альбанской горы, чтобы справить общие так называемые Латинские празднества. Общим для всех латинян был также культ богини Дианы, святилище которой находилось на озере Неми. В Х в. до н. э, как показывают археологические раскопки, небольшая группа латинян поселилась на Тибре, с западной стороны Палатинского холма, откуда можно было легко заметить приближавшегося неприятеля. Так возникло прямоугольное селение, обнесенное валом и палисадником, — упоминаемый римскими историками «квадратный Рим». Это было за два столетия до того, как, согласно Марку Теренцию Варрону (I в. до н. э.), в 753 г. до н. э. был основан город Рим.
Люди, жившие на Палатине, сжигали своих мертвых; их погребальный обряд во многом сходен с тем, который был распространен в Альбе Лонге, что говорит в пользу гипотезы об альбанском происхождении первых обитателей Рима. Несколько десятков лет спустя они заселили частично также соседние холмы Целий и Эсквилин. На рубеже VII–VI. вв. до н. э. сложился «город четырех кварталов», занимавший уже 285 гектаров и охвативший помимо уже названных холмов Квиринал и Виминал. Пространство между этими холмами и Палатином стало центром города: здесь возник Форум Романум, ставший на долгие столетия средоточием государственной жизни Рима. Кроме латинян, сжигавших тела умерших, в нарождавшемся городе жили сабиняне, хоронившие покойников в земле. В возникновении из слабо связанных между собой поселков «города четырех кварталов» велика была роль этрусков, которые, возможно, и дали ему название «Рома», Рим. Этруском считали позднейшие римские историки и одного из первых правителей Рима, царя Сервия Туллия — при нем город еще расширился, включив в себя также холмы Капитолий и Авентин, и был обнесен крепкими стенами. Отныне Рим был не только самым крупным, но и могущественнейшим из латинских городов. Не удивительно, что уже вскоре он отобрал у Альбы Лонги главенство над всей областью Латий.
Основой раннеримского общества был род, члены которого имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды. Следы — этого давнего родового устройства видны в римских именах, состоявших, как известно, из трех частей: собственно имени, имени родового и прозвища, позднее также переходившего по наследству. Со временем родовые связи ослабли, зато усилились связи семейные, охватывавшие не только членов семьи в привычном для нас смысле слова, но и домашних рабов, которых в Риме эпохи царей было еще мало. Во главе такой патриархальной семьи стоял «патер фамилиас» с неограниченной властью над жизныо и смертью всех членов семьи. Лишь впоследствии римские женщины добились для себя значительно более независимого положения, чем женщины в Греции.
Полноправные граждане Рима, «популюс романус», подразделялись тогда на три трибы, представлявшие три этнических элемента в городе: латинский, сабинский и этрусский. Триба включала в себя 10 курий, а курия — 10 родов. Таким образом, согласно сообщениям римских историков, свободное население Вечного города насчитывало первоначально 300 родов, и только члены этих родов были полноправными гражданами. По призыву царя они являлись на куриальные собрания — комиции, дабы путем голосования по куриям принимать решения, касавшиеся судеб всей общины, войны, мира, религиозного культа.
Во главе общины в Риме, как и в других латинских городах, стоял царь, избиравшийся на собрании; 12 ликторов носили впереди него символы его власти — пучки розог с воткнутыми в них топориками. Наряду с царем правил совет старейшин — сенат, состоявший, по-видимому, первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат утверждал все решения, принятые комициями. В случае смерти царя, до избрания нового, сенат на каждые пять дней назначал из своей среды временного правителя, называемого «интеррекс»; обычай этот сохранился ив более позднее время — к нему прибегали, когда умирал консул, высшее должностное лицо в Римской республике. Царь был верховным военачальником, жрецом и судьей, опиравшимся при необходимости на нескольких помощников — квесторов, осуществлявших суд по делам об убийствах. Хотя царь не был неограниченным правителем, власть его в период этрусского господства была очень сильна и напоминала власть «патер фамилиас» в римской семье. Римские историки называют, по традиции, семерых царей в истории города: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Безусловно, историческими фигурами можно считать по крайней мере трех последних, которые были этрусского происхождения.
Полноправных граждан, членов родов, принимавших участие в куриальных собраниях, именовали патрициями, ибо их отцы, «патрес», заседали в сенате. Кроме них, в Риме существовали две другие категории свободного населения: зависимые от патрициев клиенты и еще более многочисленные плебеи. Происхождение обеих этих групп не совсем ясно историкам. Возможно, плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и потому не входили в состав римских родов и курий. Сохраняя личную свободу, они не имели ни политических прав, ни права вступать в брак с представителями патрицианских родов. Занятиями их были сельское хозяйство, ремесло и торговля. Некоторые из плебеев отдавали себя под покровительство патрициев, становясь клиентами. Покровитель, «патронус», защищал клиента в суде и вообще опекал его, клиент же обязан был хранить ему верность и оказывать различные услуги. Следует добавить, что отдельные влиятельные роды из покоренных Римом соседних латинских общин допускались даже в состав патрициата, а их главы — в сенат. Так, например, вошел в число римских старинных родов род Юлиев из Альбы Лонга.
Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их призвана была политическая реформа, которую римские историки приписывают царю Сервию Туллию. Подобно реформе Солона в Афинах, реформа Сервия Туллия подорвала основы родового устройства, введя деление римского свободного населения по имущественному признаку. Помимо патрициев в состав «римского народа», «популюс романус», были включены и плебеи, и вся эта совокупность граждан, наделенных политическими правами, была на основании переписи поделена на шесть имущественных разрядов в зависимости от количества обрабатываемой земли, находившейся в собственности того или иного человека. С появлением в Риме в IV в. до н. э. монеты размеры землевладения получили денежное выражение, и теперь к I разряду относили тех граждан, чье имущество оценивалось дороже 100 тыс. ассов. По имущественному признаку распределялось прежде всего бремя воинской повинности: I разряд, или класс, выставлял 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и 18 центурий конницы;
остальные классы все вместе обязаны были выставить 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов. Всего возникло, следовательно, 193 центурии, собиравшихся на центуриальные комиции, к которым перешли такие важнейшие полномочия комиций куриальных, как принятие законов, избрание должностных лиц, объявление войны и заключение мира. Итак, если первоначально реформа Сервия Туллия имела целью упорядочить военную организацию общины, привлечь к воинской службе все свободное население города, то осуществление реформы привело к серьезным изменениям во всем общественно-политическом строе раннего Рима. При этом реальная власть сохранилась в руках старых патрицианских родов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в I класс и составлявших большинство на центуриальных собраниях (98 против 95).
Древнейшее римское общество было, несомненно, обществом земледельцев и пастухов. Очевидно, благодаря этрускам римляне усвоили улучшенные методы обработки земли, стали культивировать виноградники. Этрускам они были обязаны и постройкой огромного подземного канала — Большой клоаки вокруг Форума, и распространением особого типа жилища с центральным залом, имеющим отверстие в кровле, — атрия. Ко времени правления в Риме этрусских царей относятся также появление там местных ремесел и оживление торговых связей. Археологические раскопки свидетельствуют о возникновении в VI в. до н. э, собственной римской керамики, образцом для которой служили изделия греческих и этрусских гончаров, и о наличии мастерских по изготовлению предметов из бронзы. Для развития торговли удачным оказалось географическое положение нового города: на перекрестке важных дорог, на крупной судоходной реке. Несколько столетий римляне в торговых сношениях обходились без денег, средством обмена был скот, «пекус» (отсюда латинское слово «пекуниа» — деньги). Поначалу Рим обменивался товарами главным образом с греческими городами Южной Италии, а с конца эпохи царей — также с Аттикой, о чем говорят многочисленные находки аттических ваз на территории Вечного города, и с Карфагеном, с которым был тогда заключен первый торговый договор. Ремеслом и торговлей занимались в первую очередь плебеи. Очень велика была здесь роль этрусков, населявших «викус Тускус» — этрусский квартал в Риме, между Капитолием и Палатином.
Первоначальная римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись в немалой мере пережитки тотемизма. На это указывает хотя бы легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев — основателей города. Для римлянина эпохи царей мир был полон добрых и злых духов, которых следовало задобрить путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Занимаясь главным образом сельским хозяйством, римляне населили в своем воображении мир многочисленными божествами, опекавшими все без малейшего исключения явления природы и все виды работ земледельца и пастуха. Целых три божества — Вервактор, Редаратор и Обаратор — оказывали людям помощь при вспашке целины. При унавоживании поля молились и приносили жертвы Стеркулинию, при севе — Сатурну и Семене; когда покажутся из земли первые ростки, земледельцы обращались к богине Сее, а когда хлеба взойдут — к богине Сегетии. От сорняков защищал посевы Рунсинатор, от хлебной ржавчины — Робиг. Созревание колосьев считалось-делом бога Лактурна, а цветение — богини Флоры, жатвой ведал бог Мессис.
Столь же многочисленным божествам вверял римлянин безопасность и благополучие своего дома и семьи. Лары и Пенаты опекали жилище, двери охранял Янус, домашний очаг — богиня Веста. Наконец, каждый человек имел собственного духа-покровителя — гения, в котором проявлялась жизненная сила отдельной личности. Различались «гениус фамилиэ» — покровитель семьи, и «гениус лоци» — покровитель места. Духами, манами, становились и души умерших; маны считались добрыми духами, но если семьи усопших пренебрегали совершением положенных обрядов для успокоения их душ, они являлись смертным как грозные и мстительные лемуры. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Однако они выделяли среди них главных богов: Юпитера — общеиталийское божество неба; Марса — первоначально духа — покровителя растений, позднее бога войны; Квирина — близкое к Марсу божество сабинского происхождения.
Решающий шаг к антропоморфизму римских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков боги выступали в человеческом облике, как и у греков. Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм, где находились статуи трех высших этрусских божеств: Тина, Уни и Мнервы, которых латиняне отождествили со своими богами Юпитером, Юноной и Минервой. При царе Тарквинии Древнем Рим вступил в тесные связи с городом Кумы в Кампании, откуда, вероятно, и попали в Рим так называемые «сивиллины книги», принадлежавшие, по преданию, знаменитой прорицательнице — Кумской сивилле. В критические для Вечного города моменты особая коллегия римских жрецов обращалась к этим книгам, как к оракулу, ища там совета. Обычно они находили совет сивиллы ввести в городе культ еще какого-либо греческого божества, поэтому наряду со старыми местными божествами в Риме появились новые боги, заимствованные у других народов и весьма популярные, особенно у плебеев. Греческая Деметра была отождествлена с безликим италийским божеством Церерой, под защитой которой, как считали римляне, произрастали хлебные злаки. Афродиту римляне отождествляли с италийской покровительницей овощей Венерой, Посейдона с италийским Нептуном, который поначалу не имел никакого отношения к морю. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские и общеиталийские божества приобрели в Риме антропоморфические черты и их стали изображать, как в Элладе, в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями.
Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было создать многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции всех божеств. Жрецы составляли «индигетамента» — официально утвержденные собрания молитвенных формул с указаниями, к каким богам и в какие дни надлежит обращаться с молитвами, совершать жертвоприношения и т. д. Жрецы ввели также календарь, отмечая в нем дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров и совершения иных официальных действий, а также дни «несчастливые», когда нельзя было ничего предпринимать. Существовала и специальная коллегия жрецов-гадателей — авгуров, умевших увидеть знамение в том, как летят птицы. Были и гаруспики, занимавшиеся «этрусской наукой», т. е. гадавшие по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культ какого-либо определенного божества — Юпитера, Марса или Квирина, а жрецы-фециалы ведали обрядами, связанными с внешними сношениями государства. О формализме, ритуализме римской религиозности говорят хотя бы запреты, которым обязан был следовать, например, жрец-фламин Юпитера: ему не разрешалось смотреть на вооруженное войско, он не мог носить ни перстня, ни пояса. Не удивительно, что на закате республиканского строя в Риме, когда традиционная религиозность уже ослабла, становилось все труднее отыскать кандидата на эту высокую должность, несмотря на то что фламину Юпитера полагались курульное кресло и ликтор. Огромное множество запретов и предписаний регулировали и жизнь весталок — жриц, присматривавших за очагом в храмах богини Весты.
Как в Греции, жрецы в Риме не образовывали особой касты, но были выборными должностными лицами. Помимо жреческих коллегий существовали также религиозные братства, такие, как братство салиев, «плясунов», которые в сверкающем вооружении, со священными щитами в руке, исполняли два раза в год ритуальные пляски в честь бога Марса. Пережитком древней традиции тотемизма было, очевидно, братство луперков, служителей италийского бога Луперка (ср. «лупус» — волк). Упомянем еще «арвальских братьев»: в праздник сельской богини Деа Диа они обходили с песнями город, взывая к помощи Ларов, чтобы обеспечить обильные урожаи.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Глава II. Рим в эпоху царей
Несколько десятков укрепленных центров латинян были объединены в союз, во главе которого стоял город Альба Лонга. Ежегодно представители латинских общин сходились на вершине Альбанской горы, чтобы справить общие так называемые Латинские празднества. Общим для всех латинян был также культ богини Дианы, святилище которой находилось на озере Неми. В Х в. до н. э, как показывают археологические раскопки, небольшая группа латинян поселилась на Тибре, с западной стороны Палатинского холма, откуда можно было легко заметить приближавшегося неприятеля. Так возникло прямоугольное селение, обнесенное валом и палисадником, — упоминаемый римскими историками «квадратный Рим». Это было за два столетия до того, как, согласно Марку Теренцию Варрону (I в. до н. э.), в 753 г. до н. э. был основан город Рим.
Люди, жившие на Палатине, сжигали своих мертвых; их погребальный обряд во многом сходен с тем, который был распространен в Альбе Лонге, что говорит в пользу гипотезы об альбанском происхождении первых обитателей Рима. Несколько десятков лет спустя они заселили частично также соседние холмы Целий и Эсквилин. На рубеже VII–VI. вв. до н. э. сложился «город четырех кварталов», занимавший уже 285 гектаров и охвативший помимо уже названных холмов Квиринал и Виминал. Пространство между этими холмами и Палатином стало центром города: здесь возник Форум Романум, ставший на долгие столетия средоточием государственной жизни Рима. Кроме латинян, сжигавших тела умерших, в нарождавшемся городе жили сабиняне, хоронившие покойников в земле. В возникновении из слабо связанных между собой поселков «города четырех кварталов» велика была роль этрусков, которые, возможно, и дали ему название «Рома», Рим. Этруском считали позднейшие римские историки и одного из первых правителей Рима, царя Сервия Туллия — при нем город еще расширился, включив в себя также холмы Капитолий и Авентин, и был обнесен крепкими стенами. Отныне Рим был не только самым крупным, но и могущественнейшим из латинских городов. Не удивительно, что уже вскоре он отобрал у Альбы Лонги главенство над всей областью Латий.
Основой раннеримского общества был род, члены которого имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды. Следы — этого давнего родового устройства видны в римских именах, состоявших, как известно, из трех частей: собственно имени, имени родового и прозвища, позднее также переходившего по наследству. Со временем родовые связи ослабли, зато усилились связи семейные, охватывавшие не только членов семьи в привычном для нас смысле слова, но и домашних рабов, которых в Риме эпохи царей было еще мало. Во главе такой патриархальной семьи стоял «патер фамилиас» с неограниченной властью над жизныо и смертью всех членов семьи. Лишь впоследствии римские женщины добились для себя значительно более независимого положения, чем женщины в Греции.
Полноправные граждане Рима, «популюс романус», подразделялись тогда на три трибы, представлявшие три этнических элемента в городе: латинский, сабинский и этрусский. Триба включала в себя 10 курий, а курия — 10 родов. Таким образом, согласно сообщениям римских историков, свободное население Вечного города насчитывало первоначально 300 родов, и только члены этих родов были полноправными гражданами. По призыву царя они являлись на куриальные собрания — комиции, дабы путем голосования по куриям принимать решения, касавшиеся судеб всей общины, войны, мира, религиозного культа.
Во главе общины в Риме, как и в других латинских городах, стоял царь, избиравшийся на собрании; 12 ликторов носили впереди него символы его власти — пучки розог с воткнутыми в них топориками. Наряду с царем правил совет старейшин — сенат, состоявший, по-видимому, первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат утверждал все решения, принятые комициями. В случае смерти царя, до избрания нового, сенат на каждые пять дней назначал из своей среды временного правителя, называемого «интеррекс»; обычай этот сохранился ив более позднее время — к нему прибегали, когда умирал консул, высшее должностное лицо в Римской республике. Царь был верховным военачальником, жрецом и судьей, опиравшимся при необходимости на нескольких помощников — квесторов, осуществлявших суд по делам об убийствах. Хотя царь не был неограниченным правителем, власть его в период этрусского господства была очень сильна и напоминала власть «патер фамилиас» в римской семье. Римские историки называют, по традиции, семерых царей в истории города: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Безусловно, историческими фигурами можно считать по крайней мере трех последних, которые были этрусского происхождения.
Полноправных граждан, членов родов, принимавших участие в куриальных собраниях, именовали патрициями, ибо их отцы, «патрес», заседали в сенате. Кроме них, в Риме существовали две другие категории свободного населения: зависимые от патрициев клиенты и еще более многочисленные плебеи. Происхождение обеих этих групп не совсем ясно историкам. Возможно, плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и потому не входили в состав римских родов и курий. Сохраняя личную свободу, они не имели ни политических прав, ни права вступать в брак с представителями патрицианских родов. Занятиями их были сельское хозяйство, ремесло и торговля. Некоторые из плебеев отдавали себя под покровительство патрициев, становясь клиентами. Покровитель, «патронус», защищал клиента в суде и вообще опекал его, клиент же обязан был хранить ему верность и оказывать различные услуги. Следует добавить, что отдельные влиятельные роды из покоренных Римом соседних латинских общин допускались даже в состав патрициата, а их главы — в сенат. Так, например, вошел в число римских старинных родов род Юлиев из Альбы Лонга.
Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их призвана была политическая реформа, которую римские историки приписывают царю Сервию Туллию. Подобно реформе Солона в Афинах, реформа Сервия Туллия подорвала основы родового устройства, введя деление римского свободного населения по имущественному признаку. Помимо патрициев в состав «римского народа», «популюс романус», были включены и плебеи, и вся эта совокупность граждан, наделенных политическими правами, была на основании переписи поделена на шесть имущественных разрядов в зависимости от количества обрабатываемой земли, находившейся в собственности того или иного человека. С появлением в Риме в IV в. до н. э. монеты размеры землевладения получили денежное выражение, и теперь к I разряду относили тех граждан, чье имущество оценивалось дороже 100 тыс. ассов. По имущественному признаку распределялось прежде всего бремя воинской повинности: I разряд, или класс, выставлял 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и 18 центурий конницы;
остальные классы все вместе обязаны были выставить 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов. Всего возникло, следовательно, 193 центурии, собиравшихся на центуриальные комиции, к которым перешли такие важнейшие полномочия комиций куриальных, как принятие законов, избрание должностных лиц, объявление войны и заключение мира. Итак, если первоначально реформа Сервия Туллия имела целью упорядочить военную организацию общины, привлечь к воинской службе все свободное население города, то осуществление реформы привело к серьезным изменениям во всем общественно-политическом строе раннего Рима. При этом реальная власть сохранилась в руках старых патрицианских родов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в I класс и составлявших большинство на центуриальных собраниях (98 против 95).
Древнейшее римское общество было, несомненно, обществом земледельцев и пастухов. Очевидно, благодаря этрускам римляне усвоили улучшенные методы обработки земли, стали культивировать виноградники. Этрускам они были обязаны и постройкой огромного подземного канала — Большой клоаки вокруг Форума, и распространением особого типа жилища с центральным залом, имеющим отверстие в кровле, — атрия. Ко времени правления в Риме этрусских царей относятся также появление там местных ремесел и оживление торговых связей. Археологические раскопки свидетельствуют о возникновении в VI в. до н. э, собственной римской керамики, образцом для которой служили изделия греческих и этрусских гончаров, и о наличии мастерских по изготовлению предметов из бронзы. Для развития торговли удачным оказалось географическое положение нового города: на перекрестке важных дорог, на крупной судоходной реке. Несколько столетий римляне в торговых сношениях обходились без денег, средством обмена был скот, «пекус» (отсюда латинское слово «пекуниа» — деньги). Поначалу Рим обменивался товарами главным образом с греческими городами Южной Италии, а с конца эпохи царей — также с Аттикой, о чем говорят многочисленные находки аттических ваз на территории Вечного города, и с Карфагеном, с которым был тогда заключен первый торговый договор. Ремеслом и торговлей занимались в первую очередь плебеи. Очень велика была здесь роль этрусков, населявших «викус Тускус» — этрусский квартал в Риме, между Капитолием и Палатином.
Первоначальная римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись в немалой мере пережитки тотемизма. На это указывает хотя бы легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев — основателей города. Для римлянина эпохи царей мир был полон добрых и злых духов, которых следовало задобрить путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Занимаясь главным образом сельским хозяйством, римляне населили в своем воображении мир многочисленными божествами, опекавшими все без малейшего исключения явления природы и все виды работ земледельца и пастуха. Целых три божества — Вервактор, Редаратор и Обаратор — оказывали людям помощь при вспашке целины. При унавоживании поля молились и приносили жертвы Стеркулинию, при севе — Сатурну и Семене; когда покажутся из земли первые ростки, земледельцы обращались к богине Сее, а когда хлеба взойдут — к богине Сегетии. От сорняков защищал посевы Рунсинатор, от хлебной ржавчины — Робиг. Созревание колосьев считалось-делом бога Лактурна, а цветение — богини Флоры, жатвой ведал бог Мессис.
Столь же многочисленным божествам вверял римлянин безопасность и благополучие своего дома и семьи. Лары и Пенаты опекали жилище, двери охранял Янус, домашний очаг — богиня Веста. Наконец, каждый человек имел собственного духа-покровителя — гения, в котором проявлялась жизненная сила отдельной личности. Различались «гениус фамилиэ» — покровитель семьи, и «гениус лоци» — покровитель места. Духами, манами, становились и души умерших; маны считались добрыми духами, но если семьи усопших пренебрегали совершением положенных обрядов для успокоения их душ, они являлись смертным как грозные и мстительные лемуры. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Однако они выделяли среди них главных богов: Юпитера — общеиталийское божество неба; Марса — первоначально духа — покровителя растений, позднее бога войны; Квирина — близкое к Марсу божество сабинского происхождения.
Решающий шаг к антропоморфизму римских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков боги выступали в человеческом облике, как и у греков. Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм, где находились статуи трех высших этрусских божеств: Тина, Уни и Мнервы, которых латиняне отождествили со своими богами Юпитером, Юноной и Минервой. При царе Тарквинии Древнем Рим вступил в тесные связи с городом Кумы в Кампании, откуда, вероятно, и попали в Рим так называемые «сивиллины книги», принадлежавшие, по преданию, знаменитой прорицательнице — Кумской сивилле. В критические для Вечного города моменты особая коллегия римских жрецов обращалась к этим книгам, как к оракулу, ища там совета. Обычно они находили совет сивиллы ввести в городе культ еще какого-либо греческого божества, поэтому наряду со старыми местными божествами в Риме появились новые боги, заимствованные у других народов и весьма популярные, особенно у плебеев. Греческая Деметра была отождествлена с безликим италийским божеством Церерой, под защитой которой, как считали римляне, произрастали хлебные злаки. Афродиту римляне отождествляли с италийской покровительницей овощей Венерой, Посейдона с италийским Нептуном, который поначалу не имел никакого отношения к морю. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские и общеиталийские божества приобрели в Риме антропоморфические черты и их стали изображать, как в Элладе, в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями.
Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было создать многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции всех божеств. Жрецы составляли «индигетамента» — официально утвержденные собрания молитвенных формул с указаниями, к каким богам и в какие дни надлежит обращаться с молитвами, совершать жертвоприношения и т. д. Жрецы ввели также календарь, отмечая в нем дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров и совершения иных официальных действий, а также дни «несчастливые», когда нельзя было ничего предпринимать. Существовала и специальная коллегия жрецов-гадателей — авгуров, умевших увидеть знамение в том, как летят птицы. Были и гаруспики, занимавшиеся «этрусской наукой», т. е. гадавшие по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культ какого-либо определенного божества — Юпитера, Марса или Квирина, а жрецы-фециалы ведали обрядами, связанными с внешними сношениями государства. О формализме, ритуализме римской религиозности говорят хотя бы запреты, которым обязан был следовать, например, жрец-фламин Юпитера: ему не разрешалось смотреть на вооруженное войско, он не мог носить ни перстня, ни пояса. Не удивительно, что на закате республиканского строя в Риме, когда традиционная религиозность уже ослабла, становилось все труднее отыскать кандидата на эту высокую должность, несмотря на то что фламину Юпитера полагались курульное кресло и ликтор. Огромное множество запретов и предписаний регулировали и жизнь весталок — жриц, присматривавших за очагом в храмах богини Весты.
Как в Греции, жрецы в Риме не образовывали особой касты, но были выборными должностными лицами. Помимо жреческих коллегий существовали также религиозные братства, такие, как братство салиев, «плясунов», которые в сверкающем вооружении, со священными щитами в руке, исполняли два раза в год ритуальные пляски в честь бога Марса. Пережитком древней традиции тотемизма было, очевидно, братство луперков, служителей италийского бога Луперка (ср. «лупус» — волк). Упомянем еще «арвальских братьев»: в праздник сельской богини Деа Диа они обходили с песнями город, взывая к помощи Ларов, чтобы обеспечить обильные урожаи.
studfiles.net
8) Римский период античной культуры. Основание Рима и период царей. Основные достижения, личности.
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в476 году н. э. Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII века до н. э. — 510 год до н. э.), республиканский (509-27 годы до н. э.) и императорский (27 год до н. э. — 476 год н. э.).
Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций. Сильное влияние на её становление оказали культуры этрусков,латинов и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его властью оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.
Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как вероучение родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.
Ранняя римская история
Город был основан вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале.
Легенда о Ромуле и Реме
Этруски, ранее поселившиеся к северу от Рима в Эо города Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонга. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 до н. э. когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.
Латины и этруски
С середины II тыс. до н. э. в нижнем течении Тибра расселялись латино-сикульские племена, ветвь италиков, пришедших наАпеннинский полуостров из придунайских областей в начале II тыс. до н. э.[3] Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. После объединения нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н. э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость — Рим.
Этруски были древними племенами, населявшими в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современнаяТоскана) между реками Арно и Тибр и создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.[4] Римская культура унаследовала многие обычаи и традиции из культуры этрусков. Примерно во II веке до н. э., вследствие ассимиляции со стороны Рима, этрусская цивилизация прекратила своё существование.
Начало Рима
С целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.
В Риме также не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Тогда Ромул придумал торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин, сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
Царский период
Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий,Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Луций Тарквиний Гордый. Два сословия - патриции (знать, жили на тех землях изначально) и плебеи (пришедшие, которым досталось мало земли). Отличия:
- Плебеи владели небольшим земельным наделом
- Не участвовали в войнах
- Не принимали участия в разделе завоеванных земель. Все эти земли переходили в фонд общественных - ager publicus.
Царский период - 6 век до н.э. Было 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. О каждом подробнее:
Ромул
Вмсете с братом, Ремом, вошел в историю как основатель Рима. Их мать, Сильвия, была жрицей Весты, что предполагало ее безбрачие. Когда она родила двух сыновей, ее дядя Амулий, желавший стать королем после смерти ее отца, решил избавиться от девушки и ее детей. Близнецов положили в корзину и отправили по течению реки Тибр, однако их вскоре прибило к берегу, и им удалось выжить. Детей вскормила волчица (ставшая потом символом Рима). Позже, когда они выросли, вернулись в город и убили Амулия. Спустя несколько лет Рем был убит братом в ходе ссоры - они не смогли решить, где основать новую колонию (непосредственно на холме или в низменности).
Ромул разлелил город на три части и оставил в каждой по правителю. Считается, что он также создал сенат. Мало известно о его смерти. В некоторых источниках утверждают, что он просто вознесся к небу. Не обладал какими-либо отличительными полномочиями. После его смерти его наследника выбирали.
Нума Помпилий
Был выбран за таланты, поскольку после смерти Ромула не осталось законного правителя (до избрания Нумы полномочия патриции ежедневно передавали друг другу) Реформы:
- Учреждение объединения ремесленников
- Упорядочивание религиозной жизни (культ богини Весты и бога Януса).
- Запрет на человеческие жертвоприношения
- Введение нового календаря, состоявшего из 355 дней.
Тулл Гостилий. Ранее был земледельцем, однако, став царем, начал вести многочисленные войны. Завоевал соседний город Альба-Лонга. В одной из войн армия этого города не спешила на помощь Риму, рассчитавая на избавление от его давления. Рим все победил, а Альба-Лонгу было приказано разрушить. За это время границы Рима существенно расширились.
Анк Марций Внук Тулла. Как отмечали современники, отличался весьма тихим нравом, из-за которого соседние города (этруссков и латинов, например) начали действия по захвату Рима. Продолжил завоевания. Вел успешную войну с латинами: она окончилась победой, а латины сформировали слой плебеев. Анк Марций также захватил рял этрусских городов.
Тарквиний Древний Этрусск, скопивший большое состояние и отправившийся в Рим. Попал на престол, женившись на дочери Анка. Продолжал войны с латинами и этруссками. Вывел Рим из образа деревни. Реформы:
- замостил форумы,
- провел канализацию ("Великая клоака"),
- провел водопровод,
- положил начало строительству каменных домов
Сервий Туллий. Был рабом, но хозяева его любили. Ему предсказали судьбу царя: современники описывают появление пламенной короны у него на голове. Позднее он получил хорошее образование. Как ни странно, предсказание сбылось: его возвела на престол жена Тарквиния. Реформы:
- Разделил Рим на 21 округ по территориальному принципу
- Изменил принцип комплектования войск. Позволил набирать плебеев. Разделил общество на 6 отрядов по определенному количеству войнов. Сначала шли колесницы, потом - всадники, а самые бедные просто выделяли деньги и малое количество войнов.
- Плебеи были введены в состав общины. Царь иногда освобождал и рабов, чем заслужил народную любовь
- Были построены мощные городские укрепления
Тарквиний Гордый Сверг Сервия (жестоко убил при помощи своей жены) и сделал государственный переворот. Осуществил ряд действий, которые привели к революции. В частности, начал репрессивные действия по отношению к простому народу и окружил себя личной охраной для полной безопасности. Сократил полномочия органов. Армия стала компектоваться из наемных войнов. при этом существенно сократились права низших классов. Вместе с сыновьями был изгнан, а затем - убит во время одного из восстаний. В 510 г. его свергли. Тем самым закончилась царская эпоха.
Падение царской власти и образование республики
Изгнание царя было делом рук римского (латино-сабинского) патрициата. По преданию, Секст Тарквиний, сын Тарквиния Гордого, с обнаженным мечом в руке явился в спальню к Лукреции, жене римского патриция Тарквиния Коллатина, и угрозами овладел ею. Лукреция рассказала о случившемся мужу и отцу, и, выхватив нож, спрятанный под одеждой, вонзила его себе в сердце. Родственники и друзья во главе с Луцием Юнием Брутом вынесли окровавленное тело Лукреции на площадь и призвали граждан к восстанию против Тарквиниев. Царь не смог подавить движения и был вынужден с семьей уйти в изгнание в Этрурию. Тогда народ в собрании поцентуриям выбрал двух консулов — Брута и Коллатина, учредив таким образом республику.
studfiles.net
Рим в эпоху царей
Несколько десятков укрепленных центров
латинян были объединены в союз, во главе
которого стоял город Альба Лонга. Ежегодно
представители латинских общин сходились на
вершине Альбанской горы, чтобы справить
общие так называемые Латинские празднества.
Общим для всех латинян был также культ
богини Дианы, святилище которой находилось
на озере Неми. В Х в. до н. э, как показывают
археологические раскопки, небольшая группа
латинян поселилась на Тибре, с западной
стороны Палатинского холма, откуда можно
было легко заметить приближавшегося
неприятеля. Так возникло прямоугольное
селение, обнесенное валом и палисадником, —
упоминаемый римскими историками «квадратный
Рим». Это было за два столетия до того, как,
согласно Марку Теренцию Варрону (I в. до н. э.),
в 753 г. до н. э. был основан город Рим.
Люди, жившие на Палатине, сжигали своих
мертвых; их погребальный обряд во многом
сходен с тем, который был распространен в
Альбе Лонге, что говорит в пользу гипотезы
об альбанском происхождении первых
обитателей Рима. Несколько десятков лет
спустя они заселили частично также
соседние холмы Целий и Эсквилин. На рубеже
VII–VI. вв. до н. э. сложился «город четырех
кварталов», занимавший уже 285 гектаров и
охвативший помимо уже названных холмов
Квиринал и Виминал. Пространство между
этими холмами и Палатином стало центром
города: здесь возник Форум Романум, ставший
на долгие столетия средоточием
государственной жизни Рима. Кроме латинян,
сжигавших тела умерших, в нарождавшемся
городе жили сабиняне, хоронившие
покойников в земле. В возникновении из
слабо связанных между собой поселков «города
четырех кварталов» велика была роль
этрусков, которые, возможно, и дали ему
название «Рома», Рим. Этруском считали
позднейшие римские историки и одного из
первых правителей Рима, царя Сервия Туллия
— при нем город еще расширился, включив в
себя также холмы Капитолий и Авентин, и был
обнесен крепкими стенами. Отныне Рим был не
только самым крупным, но и
могущественнейшим из латинских городов. Не
удивительно, что уже вскоре он отобрал у
Альбы Лонги главенство над всей областью
Латий.
Основой раннеримского общества был род,
члены которого имели общую собственность и
совместно совершали религиозные обряды.
Следы — этого давнего родового устройства
видны в римских именах, состоявших, как
известно, из трех частей: собственно имени,
имени родового и прозвища, позднее также
переходившего по наследству. Со временем
родовые связи ослабли, зато усилились связи
семейные, охватывавшие не только членов
семьи в привычном для нас смысле слова, но и
домашних рабов, которых в Риме эпохи царей
было еще мало. Во главе такой
патриархальной семьи стоял «патер фамилиас»
с неограниченной властью над жизныо и
смертью всех членов семьи. Лишь
впоследствии римские женщины добились для
себя значительно более независимого
положения, чем женщины в Греции.
Полноправные граждане Рима, «популюс
романус», подразделялись тогда на три трибы,
представлявшие три этнических элемента в
городе: латинский, сабинский и этрусский.
Триба включала в себя 10 курий, а курия — 10
родов. Таким образом, согласно сообщениям
римских историков, свободное население
Вечного города насчитывало первоначально
300 родов, и только члены этих родов были
полноправными гражданами. По призыву царя
они являлись на куриальные собрания —
комиции, дабы путем голосования по куриям
принимать решения, касавшиеся судеб всей
общины, войны, мира, религиозного культа.
Во главе общины в Риме, как и в других
латинских городах, стоял царь, избиравшийся
на собрании; 12 ликторов носили впереди него
символы его власти — пучки розог с
воткнутыми в них топориками. Наряду с царем
правил совет старейшин — сенат, состоявший,
по-видимому, первоначально из 100, позднее из
300 членов. Сенат утверждал все решения,
принятые комициями. В случае смерти царя, до
избрания нового, сенат на каждые пять дней
назначал из своей среды временного
правителя, называемого «интеррекс»; обычай
этот сохранился ив более позднее время — к
нему прибегали, когда умирал консул, высшее
должностное лицо в Римской республике. Царь
был верховным военачальником, жрецом и
судьей, опиравшимся при необходимости на
нескольких помощников — квесторов,
осуществлявших суд по делам об убийствах.
Хотя царь не был неограниченным правителем,
власть его в период этрусского господства
была очень сильна и напоминала власть «патер
фамилиас» в римской семье. Римские историки
называют, по традиции, семерых царей в
истории города: Ромул, Нума Помпилий, Тулл
Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний,
Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.
Безусловно, историческими фигурами можно
считать по крайней мере трех последних,
которые были этрусского происхождения.
Полноправных граждан, членов родов,
принимавших участие в куриальных собраниях,
именовали патрициями, ибо их отцы, «патрес»,
заседали в сенате. Кроме них, в Риме
существовали две другие категории
свободного населения: зависимые от
патрициев клиенты и еще более
многочисленные плебеи. Происхождение обеих
этих групп не совсем ясно историкам.
Возможно, плебеи были выходцами из соседних
с Римом общин и потому не входили в состав
римских родов и курий. Сохраняя личную
свободу, они не имели ни политических прав,
ни права вступать в брак с представителями
патрицианских родов. Занятиями их были
сельское хозяйство, ремесло и торговля.
Некоторые из плебеев отдавали себя под
покровительство патрициев, становясь
клиентами. Покровитель, «патронус», защищал
клиента в суде и вообще опекал его, клиент
же обязан был хранить ему верность и
оказывать различные услуги. Следует
добавить, что отдельные влиятельные роды из
покоренных Римом соседних латинских общин
допускались даже в состав патрициата, а их
главы — в сенат. Так, например, вошел в число
римских старинных родов род Юлиев из Альбы
Лонга.
Между патрициями и плебеями с самого
начала были острые трения. Смягчить их
призвана была политическая реформа,
которую римские историки приписывают царю
Сервию Туллию. Подобно реформе Солона в
Афинах, реформа Сервия Туллия подорвала
основы родового устройства, введя деление
римского свободного населения по
имущественному признаку. Помимо патрициев
в состав «римского народа», «популюс
романус», были включены и плебеи, и вся эта
совокупность граждан, наделенных
политическими правами, была на основании
переписи поделена на шесть имущественных
разрядов в зависимости от количества
обрабатываемой земли, находившейся в
собственности того или иного человека. С
появлением в Риме в IV в. до н. э. монеты
размеры землевладения получили денежное
выражение, и теперь к I разряду относили тех
граждан, чье имущество оценивалось дороже
100 тыс. ассов. По имущественному признаку
распределялось прежде всего бремя воинской
повинности: I разряд, или класс, выставлял 80
центурий тяжеловооруженной пехоты и 18
центурий конницы;
остальные классы все вместе обязаны были
выставить 95 центурий легкой пехоты и
вспомогательных отрядов. Всего возникло,
следовательно, 193 центурии, собиравшихся на
центуриальные комиции, к которым перешли
такие важнейшие полномочия комиций
куриальных, как принятие законов, избрание
должностных лиц, объявление войны и
заключение мира. Итак, если первоначально
реформа Сервия Туллия имела целью
упорядочить военную организацию общины,
привлечь к воинской службе все свободное
население города, то осуществление реформы
привело к серьезным изменениям во всем
общественно-политическом строе раннего
Рима. При этом реальная власть сохранилась
в руках старых патрицианских родов,
обладавших наибольшим количеством земли,
входивших в I класс и составлявших
большинство на центуриальных собраниях (98
против 95).
Древнейшее римское общество было,
несомненно, обществом земледельцев и
пастухов. Очевидно, благодаря этрускам
римляне усвоили улучшенные методы
обработки земли, стали культивировать
виноградники. Этрускам они были обязаны и
постройкой огромного подземного канала —
Большой клоаки вокруг Форума, и
распространением особого типа жилища с
центральным залом, имеющим отверстие в
кровле, — атрия. Ко времени правления в Риме
этрусских царей относятся также появление
там местных ремесел и оживление торговых
связей. Археологические раскопки
свидетельствуют о возникновении в VI в. до н.
э, собственной римской керамики, образцом
для которой служили изделия греческих и
этрусских гончаров, и о наличии мастерских
по изготовлению предметов из бронзы. Для
развития торговли удачным оказалось
географическое положение нового города: на
перекрестке важных дорог, на крупной
судоходной реке. Несколько столетий
римляне в торговых сношениях обходились
без денег, средством обмена был скот, «пекус»
(отсюда латинское слово «пекуниа» — деньги).
Поначалу Рим обменивался товарами главным
образом с греческими городами Южной Италии,
а с конца эпохи царей — также с Аттикой, о
чем говорят многочисленные находки
аттических ваз на территории Вечного
города, и с Карфагеном, с которым был тогда
заключен первый торговый договор. Ремеслом
и торговлей занимались в первую очередь
плебеи. Очень велика была здесь роль
этрусков, населявших «викус Тускус» —
этрусский квартал в Риме, между Капитолием
и Палатином.
Первоначальная римская религия была в
отличие от религии древних греков
анимистической, причем, как и у греков, в ней
сохранялись в немалой мере пережитки
тотемизма. На это указывает хотя бы легенда
о волчице, выкормившей Ромула и Рема,
братьев — основателей города. Для
римлянина эпохи царей мир был полон добрых
и злых духов, которых следовало задобрить
путем молитв, магических заклинаний и
жертвоприношений. Занимаясь главным
образом сельским хозяйством, римляне
населили в своем воображении мир
многочисленными божествами, опекавшими все
без малейшего исключения явления природы и
все виды работ земледельца и пастуха. Целых
три божества — Вервактор, Редаратор и
Обаратор — оказывали людям помощь при
вспашке целины. При унавоживании поля
молились и приносили жертвы Стеркулинию,
при севе — Сатурну и Семене; когда
покажутся из земли первые ростки,
земледельцы обращались к богине Сее, а
когда хлеба взойдут — к богине Сегетии. От
сорняков защищал посевы Рунсинатор, от
хлебной ржавчины — Робиг. Созревание
колосьев считалось-делом бога Лактурна, а
цветение — богини Флоры, жатвой ведал бог
Мессис.
Столь же многочисленным божествам вверял
римлянин безопасность и благополучие
своего дома и семьи. Лары и Пенаты опекали
жилище, двери охранял Янус, домашний очаг —
богиня Веста. Наконец, каждый человек имел
собственного духа-покровителя — гения, в
котором проявлялась жизненная сила
отдельной личности. Различались «гениус
фамилиэ» — покровитель семьи, и «гениус
лоци» — покровитель места. Духами, манами,
становились и души умерших; маны считались
добрыми духами, но если семьи усопших
пренебрегали совершением положенных
обрядов для успокоения их душ, они являлись
смертным как грозные и мстительные лемуры.
Всех этих божеств и духов римляне не
представляли в человеческом облике, не
ставили им статуй, не строили храмов. Однако
они выделяли среди них главных богов:
Юпитера — общеиталийское божество неба;
Марса — первоначально духа — покровителя
растений, позднее бога войны; Квирина —
близкое к Марсу божество сабинского
происхождения.
Решающий шаг к антропоморфизму римских
культов был сделан в период правления
этрусской династии, ведь у этрусков боги
выступали в человеческом облике, как и у
греков. Под влиянием этрусков на Капитолии
возник первый храм, где находились статуи
трех высших этрусских божеств: Тина, Уни и
Мнервы, которых латиняне отождествили со
своими богами Юпитером, Юноной и Минервой.
При царе Тарквинии Древнем Рим вступил в
тесные связи с городом Кумы в Кампании,
откуда, вероятно, и попали в Рим так
называемые «сивиллины книги»,
принадлежавшие, по преданию, знаменитой
прорицательнице — Кумской сивилле. В
критические для Вечного города моменты
особая коллегия римских жрецов обращалась
к этим книгам, как к оракулу, ища там совета.
Обычно они находили совет сивиллы ввести в
городе культ еще какого-либо греческого
божества, поэтому наряду со старыми
местными божествами в Риме появились новые
боги, заимствованные у других народов и
весьма популярные, особенно у плебеев.
Греческая Деметра была отождествлена с
безликим италийским божеством Церерой, под
защитой которой, как считали римляне,
произрастали хлебные злаки. Афродиту
римляне отождествляли с италийской
покровительницей овощей Венерой, Посейдона
с италийским Нептуном, который поначалу не
имел никакого отношения к морю. Под
влиянием греческой религии древние
безличные латинские и общеиталийские
божества приобрели в Риме
антропоморфические черты и их стали
изображать, как в Элладе, в виде прекрасных
мужчин и женщин. Рим украсился святилищами
и статуями.
Римская религиозность состояла прежде
всего в самом тщательном и скрупулезном
соблюдении всех обрядовых формальностей,
ибо даже малейшее отклонение, ошибка или
пропуск какого-либо ритуального действия
или формулы могли обидеть божество и
вызвать его гнев. При таком количестве
культов необходимо было создать
многочисленное жречество, хорошо знавшее
всю обрядность, имена и функции всех
божеств. Жрецы составляли «индигетамента»
— официально утвержденные собрания
молитвенных формул с указаниями, к каким
богам и в какие дни надлежит обращаться с
молитвами, совершать жертвоприношения и т.
д. Жрецы ввели также календарь, отмечая в
нем дни, благоприятные для проведения
собраний, заключения договоров и
совершения иных официальных действий, а
также дни «несчастливые», когда нельзя было
ничего предпринимать. Существовала и
специальная коллегия жрецов-гадателей —
авгуров, умевших увидеть знамение в том, как
летят птицы. Были и гаруспики, занимавшиеся
«этрусской наукой», т. е. гадавшие по
внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины
обслуживали культ какого-либо
определенного божества — Юпитера, Марса
или Квирина, а жрецы-фециалы ведали
обрядами, связанными с внешними сношениями
государства. О формализме, ритуализме
римской религиозности говорят хотя бы
запреты, которым обязан был следовать,
например, жрец-фламин Юпитера: ему не
разрешалось смотреть на вооруженное войско,
он не мог носить ни перстня, ни пояса. Не
удивительно, что на закате
республиканского строя в Риме, когда
традиционная религиозность уже ослабла,
становилось все труднее отыскать кандидата
на эту высокую должность, несмотря на то что
фламину Юпитера полагались курульное
кресло и ликтор. Огромное множество
запретов и предписаний регулировали и
жизнь весталок — жриц, присматривавших за
очагом в храмах богини Весты.
Как в Греции, жрецы в Риме не образовывали
особой касты, но были выборными
должностными лицами. Помимо жреческих
коллегий существовали также религиозные
братства, такие, как братство салиев, «плясунов»,
которые в сверкающем вооружении, со
священными щитами в руке, исполняли два
раза в год ритуальные пляски в честь бога
Марса. Пережитком древней традиции
тотемизма было, очевидно, братство луперков,
служителей италийского бога Луперка (ср. «лупус»
— волк). Упомянем еще «арвальских братьев»:
в праздник сельской богини Деа Диа они
обходили с песнями город, взывая к помощи
Ларов, чтобы обеспечить обильные урожаи.
Оглавление. История древней Греции и Рима
www.protown.ru
Энциклопедия Кольера - рим древний основание города и эпоха царей
К статье РИМ, ДРЕВНИЙ В начале железного века, приблизительно в 10 в. до н.э., территорию Лация вокруг Альбанской горы (ныне гора Монте-Каво) заселили пришельцы с севера. Вскоре после этого в 19 км от моря на пригодных для обороны холмах и отрогах гор по левому (восточному) берегу Тибра возникло несколько поселений. Остров, разделявший здесь реку на два протока, делал более легкой переправу груженных солью повозок, двигавшихся по древней дороге от устья Тибра в глубь полуострова. Обитатели места, на котором возник Рим, пастухи и земледельцы, находились на невысокой ступени культурного развития и не смешивались с окрестным населением. Палатинский холм, где возникло наиболее древнее поселение, и примыкающие к нему холмы населяли, вероятно, латины, а холм Квиринал - сабины. Для захоронений использовались заболоченные низины между холмами. Как и повсюду в Лации, постепенно эти поселения объединялись, пока не слились в один город, окруженный почитавшейся священной оборонительной стеной. Болото, прежде служившее кладбищем, жители осушили, превратив его в административный и деловой центр города у подножия Капитолийского холма - форум. Согласно римской традиции, заслуга основания Рима (датируемого в предании 753 до н.э.) и образования союза (в том числе с сабинами) принадлежит Ромулу. Повествуется также о шести сменявших друг друга царях, трое из которых (Нума Помпилий, Тулл Гостилий и Анк Марций) были латинами или сабинами, а трое (Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) - этрусками. Эпоха этрусского владычества началась в конце 7 в. до н.э. К этому периоду и следует относить возникновение единого города с административным центром, священной границей и земляными оборонительными сооружениями. При этрусках Рим приобрел контроль над значительной частью Лация; на юге его владения простирались до города Таррацины (первоначальное название - Анксур, совр. Террачина). Предпоследний царь Рима, Сервий Туллий, повысил боеспособность войска и добавил к горожанам новые слои населения, реорганизовав граждан по размеру имущества и месту жительства, а не по происхождению. Последний царь, Тарквиний Гордый, с помощью мастеров из крупного соседнего этрусского города Вейи построил на Капитолийском холме храм Юпитера, Юноны и Минервы. Богатство внутренней отделки сделало его наиболее известным храмом центральной Италии. Тарквиний был изгнан из Рима при обстоятельствах, которые навсегда сделали титул "царь" (лат. rex) ненавистным для римлян (по преданию, сын Тарквиния изнасиловал благородную римлянку Лукрецию, что спровоцировало восстание). Хотя с изгнанием Тарквиния власть этрусков по всей Италии ослабела, их влияние на римские религиозные и политические учреждения оставалось значительным и постоянным. Раннее государственное устройство. Рим унаследовал от эпохи царей ряд фундаментальных общественных и политических установлений. Древнейшее общественное устройство характеризовалось наличием сплоченных семейств (familia) под верховной властью отца (patria potestas), распространявшейся как на членов семейства, так и на имущество. Многие рядовые члены общины, в особенности отпущенные на свободу рабы, становились клиентами более влиятельных граждан, патронов: клиент был обязан оказывать патрону услуги и знаки уважения, зато мог рассчитывать на защиту и помощь патрона. Нравственный аспект этих взаимоотношений придал латинскому слову fides ("надежность, доверие") особый смысл. Весь народ в Риме разделялся на две группы, или два сословия - патрициев и плебеев (или плебс). Плебеи, как можно предполагать, произошли из семейств клиентов, освободившихся от опеки патронов, а также из торговцев и ремесленников, осевших в процветавшем в период этрусского владычества Риме. Плебеи были гражданами, они служили в армии и голосовали, но в эпоху ранней республики не имели права занимать общественные должности. Патриции были группой наиболее влиятельных семейств, члены которых в эпоху царей составляли сенат и конницу (equites). При последних царях влияние патрициев снизилось, но в период ранней республики они сделались привилегированной кастой, обладавшей исключительным правом на ауспиции (толкование знамений), магистратуры, членство в жреческих коллегиях и судопроизводство. Царя избирали на основании божественного произволения, выражавшегося в знамениях; избрание утверждалось сенатом и народом. Царь был жрецом, судьей и главнокомандующим в одном лице. Его власть основывалась на ауспициях (птицегадании), посредством которых он мог обеспечить мир с богами и определить их волю, а также на властных полномочиях (империи). По вопросам, представляющим всеобщий интерес, царь регулярно консультировался с советом старейшин, или сенатом, члены которого назначались царем. Согласно традиции, первоначально сенат насчитывал 100, затем 300 членов и состоял главным образом (может быть, целиком) из глав знатных патрицианских семейств. Эти патриции претендовали на роль надзирателей за ауспициями; именно к ним переходили ауспиции в тех случаях, когда следовало избрать нового царя; из сенаторов состояли и выборщики нового правителя. Кроме того, в Риме царского периода существовала изначальная форма народного собрания - куриатные комиции, т.е. общее собрание курий, 30 племенных групп, на которые был разделен весь римский народ. Политическая власть курий, составленных в основном группами семей, была ограниченной, однако вплоть до периода поздней республики куриатные комиции собирались всякий раз, когда нужно было принять закон, формально дававший кому-либо властные полномочия (империй). В соответствии с реформой, приписываемой Сервию Туллию (почти наверняка она имела место еще в царский период, а не в эпоху ранней республики), граждане были разделены на трибы по месту жительства (в 509 до н.э. было всего 20 триб, из них 4 городские и 16 сельских). Трибы, в свою очередь, в зависимости от имущественного ценза и связанной с ним способности обзаводиться военным снаряжением подразделялись на классы, классы - на центурии (группы по 100 человек). Такая организация общества сделалась при ранней республике еще одним видом политического собрания - центуриатными комициями, т.е. общим собранием 193 центурий, каждая из которых имела по одному голосу. Однако непосредственной целью реформы Сервия Туллия было, по-видимому, сведение всех граждан, как привилегированных патрициев, так и простых плебеев, в большое и боеспособное войско. Как и прежде, состоятельные граждане и старейшины пользовались в центуриатных комициях значительным преимуществом.
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
РИМ, ДРЕВНИЙ: ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЭПОХА ЦАРЕЙ - Словарь Кольера - Русский язык
РИМ, ДРЕВНИЙ: ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЭПОХА ЦАРЕЙ
К статье РИМ, ДРЕВНИЙ
В начале железного века, приблизительно в 10 в. до н.э., территорию Лация вокруг Альбанской горы (ныне гора Монте-Каво) заселили пришельцы с севера. Вскоре после этого в 19 км от моря на пригодных для обороны холмах и отрогах гор по левому (восточному) берегу Тибра возникло несколько поселений. Остров, разделявший здесь реку на два протока, делал более легкой переправу груженных солью повозок, двигавшихся по древней дороге от устья Тибра в глубь полуострова. Обитатели места, на котором возник Рим, пастухи и земледельцы, находились на невысокой ступени культурного развития и не смешивались с окрестным населением. Палатинский холм, где возникло наиболее древнее поселение, и примыкающие к нему холмы населяли, вероятно, латины, а холм Квиринал - сабины. Для захоронений использовались заболоченные низины между холмами. Как и повсюду в Лации, постепенно эти поселения объединялись, пока не слились в один город, окруженный почитавшейся священной оборонительной стеной. Болото, прежде служившее кладбищем, жители осушили, превратив его в административный и деловой центр города у подножия Капитолийского холма - форум.
Согласно римской традиции, заслуга основания Рима (датируемого в предании 753 до н.э.) и образования союза (в том числе с сабинами) принадлежит Ромулу. Повествуется также о шести сменявших друг друга царях, трое из которых (Нума Помпилий, Тулл Гостилий и Анк Марций) были латинами или сабинами, а трое (Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) - этрусками. Эпоха этрусского владычества началась в конце 7 в. до н.э. К этому периоду и следует относить возникновение единого города с административным центром, священной границей и земляными оборонительными сооружениями. При этрусках Рим приобрел контроль над значительной частью Лация; на юге его владения простирались до города Таррацины (первоначальное название - Анксур, совр. Террачина). Предпоследний царь Рима, Сервий Туллий, повысил боеспособность войска и добавил к горожанам новые слои населения, реорганизовав граждан по размеру имущества и месту жительства, а не по происхождению. Последний царь, Тарквиний Гордый, с помощью мастеров из крупного соседнего этрусского города Вейи построил на Капитолийском холме храм Юпитера, Юноны и Минервы. Богатство внутренней отделки сделало его наиболее известным храмом центральной Италии. Тарквиний был изгнан из Рима при обстоятельствах, которые навсегда сделали титул "царь" (лат. rex) ненавистным для римлян (по преданию, сын Тарквиния изнасиловал благородную римлянку Лукрецию, что спровоцировало восстание). Хотя с изгнанием Тарквиния власть этрусков по всей Италии ослабела, их влияние на римские религиозные и политические учреждения оставалось значительным и постоянным.
Раннее государственное устройство. Рим унаследовал от эпохи царей ряд фундаментальных общественных и политических установлений. Древнейшее общественное устройство характеризовалось наличием сплоченных семейств (familia) под верховной властью отца (patria potestas), распространявшейся как на членов семейства, так и на имущество. Многие рядовые члены общины, в особенности отпущенные на свободу рабы, становились клиентами более влиятельных граждан, патронов: клиент был обязан оказывать патрону услуги и знаки уважения, зато мог рассчитывать на защиту и помощь патрона. Нравственный аспект этих взаимоотношений придал латинскому слову fides ("надежность, доверие") особый смысл.
Весь народ в Риме разделялся на две группы, или два сословия - патрициев и плебеев (или плебс). Плебеи, как можно предполагать, произошли из семейств клиентов, освободившихся от опеки патронов, а также из торговцев и ремесленников, осевших в процветавшем в период этрусского владычества Риме. Плебеи были гражданами, они служили в армии и голосовали, но в эпоху ранней республики не имели права занимать общественные должности. Патриции были группой наиболее влиятельных семейств, члены которых в эпоху царей составляли сенат и конницу (equites). При последних царях влияние патрициев снизилось, но в период ранней республики они сделались привилегированной кастой, обладавшей исключительным правом на ауспиции (толкование знамений), магистратуры, членство в жреческих коллегиях и судопроизводство.
Царя избирали на основании божественного произволения, выражавшегося в знамениях; избрание утверждалось сенатом и народом. Царь был жрецом, судьей и главнокомандующим в одном лице. Его власть основывалась на ауспициях (птицегадании), посредством которых он мог обеспечить мир с богами и определить их волю, а также на властных полномочиях (империи). По вопросам, представляющим всеобщий интерес, царь регулярно консультировался с советом старейшин, или сенатом, члены которого назначались царем. Согласно традиции, первоначально сенат насчитывал 100, затем 300 членов и состоял главным образом (может быть, целиком) из глав знатных патрицианских семейств. Эти патриции претендовали на роль надзирателей за ауспициями; именно к ним переходили ауспиции в тех случаях, когда следовало избрать нового царя; из сенаторов состояли и выборщики нового правителя. Кроме того, в Риме царского периода существовала изначальная форма народного собрания - куриатные комиции, т.е. общее собрание курий, 30 племенных групп, на которые был разделен весь римский народ. Политическая власть курий, составленных в основном группами семей, была ограниченной, однако вплоть до периода поздней республики куриатные комиции собирались всякий раз, когда нужно было принять закон, формально дававший кому-либо властные полномочия (империй).
В соответствии с реформой, приписываемой Сервию Туллию (почти наверняка она имела место еще в царский период, а не в эпоху ранней республики), граждане были разделены на трибы по месту жительства (в 509 до н.э. было всего 20 триб, из них 4 городские и 16 сельских). Трибы, в свою очередь, в зависимости от имущественного ценза и связанной с ним способности обзаводиться военным снаряжением подразделялись на классы, классы - на центурии (группы по 100 человек). Такая организация общества сделалась при ранней республике еще одним видом политического собрания - центуриатными комициями, т.е. общим собранием 193 центурий, каждая из которых имела по одному голосу. Однако непосредственной целью реформы Сервия Туллия было, по-видимому, сведение всех граждан, как привилегированных патрициев, так и простых плебеев, в большое и боеспособное войско. Как и прежде, состоятельные граждане и старейшины пользовались в центуриатных комициях значительным преимуществом.
Кольер.
Словарь Кольера.
2012
Словари
→
Русский язык
→
Словарь Кольера
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РИМ, ДРЕВНИЙ: ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЭПОХА ЦАРЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках: