История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тартар в древней греции


Про Тартар, титанов и богов. Галопом на Нанди по Европам.

Посмотрел на днях серию фильмов про Титанов. Ну, это конечно, громко сказано - "про Титанов". Их там не было, фильмы про людей и немного богов, а Титаны там везде изображены демонами разной степени ублюдочности. Впрочем, от педоватого Орландо Блума, напялившего образ Зевса, так и возникают рвотные позывы. Остальные в "Война богов. Бессмертные" не лучше... Забавно, как тщательно подобраны все положительные герои семитских черт. Но вот богов все-таки вынуждены были нарисовать побелее. И женщины блондинки )Не обойдешь, что боги были гиперборейского происхождения.Вполне естественно, что противоположную сторону нарисовали самыми чорными красками. Чтобы уже никто не усомнился в том, что титан Гиперион - отъявленный негодяй, убийца и все такое. Ну и конечно, с олимпийскими богами ему не сравниться ничем. Фактически, по фильму - он обычный человек-отморозок.Тогда как, Гиперион был отцом Солнца и Луны, на минуточку:Гиперио́н (др.-греч. Ὑπερίων — очень высокий) — в древнегреческой мифологии[1] титан, сын Урана и Геи[2], супруг своей сестры Тейи, отец Гелиоса[3], Селены и Эос.

Гиперион — «сияющий» бог, буквально «идущий наверху», то есть, по небу, и потому отождествляется он с Гелиосом — нередко у Гомера, в эллинистической мифологии — постоянно; так, сыновья Гелиоса именуются Гиперионидами.

По эвгемеристическому истолкованию, Гиперионом звали человека, первым постигшего движение небесных светил, почему его и стали называть «отцом» их[4].

По Гесиоду, титан, солнечный бог, отец зари-Авроры, Солнца и Луны (Эос, Гелиоса и Селены). В "Одиссее" (XII) Гиперион отождествляется с Гелиосом: Гелиос-Гиперион держит своих священных коров на острове Тринакрия (возможно, это современная Сицилия).

Для закрепления ассоциаций, на роль "Гипериона" взяли того актера, который в "Пиратах Карибского моря" играл капитана пиратов "Чёрной жемчужины". Они там как раз с Орландо Блумом и играли.

Кто еще был из титанов:

титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан

титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида

дети титанов: Астерия, Атлас, Гелиос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос, Эпиметей

- то есть, даже эти имена дают некоторое представление о размахе и мощи. Кстати, битву с титанами, своими старшими братьями, олимпийские боги не смогли бы выиграть без помощи действительно хтонических существ, Сторуких-гекатонхейерах. Обманув их, в результате.

Собственно, меня заинтересовало, где же по легендам находился Тартар. Т.к. в фильме упоминается "гора Тартар", под которой заключены титаны. Увы и ах, нет такой горы - придумка киношников. Есть гора Офрис, на которой якобы жили титаны (и то, думается, больше в присвоении греками древней истории и проекции ее на родную землю - так же, как американы назвали свои поселения новый Йорк, Петербург и так далее)

По пути много интересных деталей узнал!Построивший ковчег Девкалион, оказывается, был сыном Прометея! И именно Прометей рукводил постройкой ковчега! Вот это больше похоже на правду. А то семит Ной, семит Ной. Хрен вам! ;)

О причинах потопа существовало множество версий[6]. По одной из них, когда Зевс решил погубить посредством потопа греховное людское поколение, Девкалион по воле Зевса спасся со своей женой в ковчеге, построенном по указаниям Прометея. На девятый день потопа ковчег остановился на горе. Это место остановки в различных преданиях указывается противоречиво: главные из них называют Парнас или Фессалийский Офрис, либо АфонА про Тартар пишут интересно. Причем, в вариантах текст существенно сглажен и обкатан. Греческие авторы причесывали его и так, и эдак, и даже приводили в соответствие с египетскими воззрениями о земле мертвых (западный берег Нила, закатное Солнце)Тартар (T a r t a r o z) · пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. О тартаре упоминает Гомер ("Илиада" VIII, 13), Аполлодор ("Мифологическая библиотека" Кн. 1, I(2)) и Гесиод ("Теогония" 717). Гесиод следующим образом определяет расстояние, отделяющее тартар от земли: медная наковальня, упавшая с неба, будет лететь до земли девять дней, и столько же дней она пролетит от поверхности земли вглубь, пока достигнет тартара.

В тартаре залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. В тартаре - жилище Никты, Танатоса и Гипноса.

Великой бездны тартара страшатся даже боги. В тартар были низринуты титаны, побежденные Зевсом, а также древние хтонические чудовища, побежденные олимпийскими богами. Там они томятся за медной дверью, которую стерегут сторукие (Гесиод "Теогония" 717-745). На Олимпе обитают боги нового поколения - дети свергнутых титанов; в тартаре - боги прошлого поколения, отцы победителей. Тартар - это нижнее небо (в противоположность Олимпу - верхнему небу).

В "Теогонии" Гесиода тартар персонифицирован. Он - в числе четырех первопотенций - наряду с Хаосом, Геей и Эросом (116-120). Гея порождает от Тартара чудовищных Тифона (821 след.) и Пифона. Дочерью Тартара и Геи, по одному из мифов, была и Эхидна (Аполлодор "Мифологическая библиотека", Кн. 2, I(2)).

Также в «Центуриях» Нострадамуса Тартар упоминается как гиблое место, которому предстоит пережить небывалый расцвет.

- Ехидна, как и медуза Горгона, и прочие чудовища, которых истребляло поколение полубожественных героев, с активной помощью олимпийских богов, также относились к титанам. Видимо, на основании их образов и сформировалось общее представление. Тогда как даже в "Войне титанов" кратенько обрисовывается, кто такая медуза Горгона, и как она получила свой облик. Будучи богиней красоты прежнего поколения богов, она вызывала огромную ревность новой генерации претендентов на олимпийские кресла. Афина (по фильму, надо уточнять, конечно) превратила ее своим проклятием в чудовище, на которое никто бы не мог посмотреть, не превратившись в камень...Те же самые истории произошли и с другими титанами, бывшими (старыми) богами. Лишь некоторых из них не могли обойти, т.к. видимо, их функции невозможно было отобрать или сдублировать.

Про расцет гиблого места, интересно. Во ведь по идее, такую страшную тюрьму вряд ли бы стали устраивать у себя под боком. Там тебе и циклопы сидят, и боги-родители, и гекатонхейеры томятся в охране. И все тебе начала и концы там спрятаны.Персонификация Тартара меня удивла. Если и читал об этом, то как-то не запомнилось. Впрочем, традиционная информация об олимпийцах не подразумевает рассказа об их зверствах и брошенных в тюрьму родителях :) (млин, какая нетолерантность! Какое вопиющее нарушение прав и свобод личности!)

Черт его знает, но похоже, что там это было традиционное:

Основа для этого важного сражения была положена после того, как молодой титан Кронос сверг своего отца, Урана, повелителя небес, с помощью своей матери, Геи (Γαία — Земля). Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей Гекатонхейров и Киклопов. Гея создала большой серп и собрала Кроноса и его братьев, чтобы убедить их в необходимости кастрации Урана. Только Кронос согласился это сделать, так что Гея дала ему серп и поместила его в куст и, совершив это, Кронос стал царем Титанов.

Когда Уран встретился с Геей, Кронос напал на Урана и, серпом отрезав его половые органы, выбросил их в море. Уран предрек, что дети Кроноса восстанут против его правления так же, как Кронос восстал против собственного отца. Кровь Урана, пролитая на землю, породила Гигантов, Эриний, и Мелий, а из его семени из отрезанных половых органов, возникла Афродита из моря:

Кронос принял престол отца после убийства Урана. Затем он закрепил свою власть путем повторного заключения своих братьев и сестер Гекатонхейров и Циклопов и его (ново-созданных) братьев и сестер Гигантов в Тартар.

т.е., Тартар был еще до царствования титанов. И традиционно использовался как место заключения. Интересно, что же это такое было? Первое, что приходит на ум - это традиционное посылательство в ***ду )) Там конец и начало, место рождения и пр. атрибутика. Но тогда встает вопрос - циклопы и сторукие были детьми Геи и Урана - а их отправили в Тартар. То есть, Тартар это не принадлежность Геи? Похоже, что Гея-Гайя, также заместила кого-то, причем не полностью.Пишут, что Тартар был жилищем Нюкты-Ночи. А Нейт-Нуит-Нют была древней богиней, олицетворявшей Небо. Землю же олицетворял Геб. Вот так вывернулось позже, Небо стало носителем мужских качеств, а Земля - женской персонификацией. Но имена сохранили схожесть...Эти греческие истории о Титаномахии являются одним из вариантов в целом классе подобных мифов Европы и Ближнего Востока, где одно поколение или группа богов в целом выступает против доминирующего бога. Иногда Старшие Боги вытесняются со своих позиций. Иногда мятежники проигрывают, и либо изгнаны из власти полностью, либо входят в пантеон. Другие примерами могут быть войны асов с ванами и ётунами в скандинавской мифологии, Вавилонский эпос «Энума Элиш», Хеттское «Царство на Небесах» о Кумарби, борьба между Tuatha Dé Danann и Фоморами в кельтской мифологии, и смутный конфликт поколений в Угаритских фрагментах.- суров с асурами забыли. Ну что за люди, а?! Да и финноугорские легенды о борьбе братьев, опустили.

Возвращаясь к Богу Земли

Если термин «Богиня-Мать» является общепринятым в науке, то «Бог Земли» (или «Бог Преисподней») как обозначение универсалии встречается сравнительно редко. Мы полагаем, что он незаслуженно обойден вниманием ученых, и, поскольку этот термин не является широко распространенным, нам следует дать определение Бога Земли прежде, чем переходить к анализу его образа.Само его обозначение указывает на то, что перед нами владыка хтонических сил земли и преисподней, то есть того, что в трехчастной структуре мироздания связывается с понятием «нижний мир». Как хозяин нижнего мира Бог Земли обладает рядом черт, которые мы уже отмечали у Богини-Матери: он властен над силами смерти (а при амбивалентности – и жизни), а также над мудростью и магией. Отметим, что если Богиня-Мать воплощает жизнь и смерть относительно уравновешенно, то Бог Земли – это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств – эти черты в его облике периферийны. Как владыка мертвых, Бог Земли в ряде мифологий трансформируется в загробного судию, становясь в таком случае воплощением справедливости; однако в своих архаичных формах Бог Земли выступает хаотичным, стихийным чудовищем, губящим безо всякой причины. Таким в ведической мифологии предстает Рудра, убийца и целитель, покровитель животных и охотник, обитающий на севере (гибельная сторона света в индийской культуре), бог, к которому обращаются отдельно от прочих богов, гнев и милость которого стихийны («Да будет так, о бурый, поражающий (воображение) бык, Что ты, о бог, не разгневаешься и не убьешь»). Хаотичность гнева и милости перешли от Рудры к наследнику его образа – индуистскому Шиве, ряд иконографических черт которого (и гневных ипостасей его супруги) оказал решающее влияние на образы буддийских божеств. Первой из этих черт является синетелость.Нам уже приходилось писать о том, что синий цвет воплощает смерть: так, в исландских сагах человек, идущий совершить убийство или праведную месть, облачен в синее, синий плащ носят колдуньи, а также верховный скандинавский бог, владыка мертвых воинов Один. В отличие от черного, белого и красного – предельно амбивалентных цветов, символизирующих жизнь и смерть в пределах одной и той же культуры, – синий цвет практически повсеместно означает именно смерть. Для примера укажем на африканский обычай красить черепа предков, хранящиеся в доме, в синий цвет; индейцы доколумбовой Америки в аналогичных случаях инкрустировали черепа бирюзой. Скандинавская богиня смерти Хель – синетелая. У славян и соседних с ними финно-угров синий цвет носят вдовы. В западноевропейских сказках синий плащ или шляпа – атрибут волшебника, который при этом изображается стариком (единая мифологема: синий цвет – старость – магия; см. выше о Боге Земли как владыке мудрости–магии). Народные сонники утверждают, что увидеть во сне нечто синее – к беде. Крупнейшему исследователю мифологического мышления Л. Леви-Брюлю связь севера, синего цвета и смерти представлялась столь очевидной, что он не счел нужным ее доказывать.Но вернемся к Шиве. Его эпитет «Нилагрива» – «Синешеий» – связан с мифом о том, что бог проглотил яд, грозящий сжечь вселенную, отчего его шея посинела, и когда придет срок уничтожить мир, Шива выпустит этот яд – как видим, в этом мифе синий цвет связан со смертью непосредственно. И Шиву, и гневные формы его супруги (особенно Кали) изображают синетелыми. Но для нас особенно интересно, что синего цвета и спутник Шивы – бык Нандин.Итак, Синий Бык. Один из самых удивительных персонажей общеевразийской мифологии, заслуживающий, несомненно, отдельного исследования. В рамках данной статьи мы можем охарактеризовать его лишь кратко. Это зооморфная ипостась Бога Земли, воплощение преисподней. Алтайский миф о приведении Синего Быка в мир людей идентичен двенадцатому подвигу Геракла – приведению в мир людей Кербера. Чрезвычайно подробно образ Быка как ипостаси Бога Земли разработан А.Ф. Лосевым в его «Античной мифологии»; хотя Критский Бык не выглядит синим, он выходит из моря, то есть синий цвет в его мифологеме подразумевается. И алтайский Синий Бык, и Критский Бык – людоеды. С алтайским мифом чрезвычайно схож сюжет из финской «Калевалы», где лось Хийси (злого духа) причиняет людям те же беды, что и Синий бык; лось вообще может выступать как заменитель быка, а один из лосей назван в «Калевале» синим. На синих быках разъезжают боги и богатыри преисподней в эпосе тюркских и монгольских народов.Вообще о быке как ипостаси Бога Земли написано много. Для нас особенно важно, что образ Синего Быка зафиксирован у неродственных народов Евразии. Это позволяет нам утверждать, что мифологема Синего Быка является, по крайней мере, евразийской универсалией и ее популярность в тибетской иконографии нельзя объяснять простым заимствованием из культа Шивы....Яма. В его иконографии отражен заимствованный из Индии миф о первом человеке и его сестре, которая предлагала ему вступить в супружество, дабы породить человечество, но он отказался. Изображение Ямы с Ями – наиболее часто встречающаяся ипостась этого бога; для нас важно, что боги стоят на спине быка, совокупляющегося с женщиной (последние прописаны нередко с крайним натурализмом). С точки зрения универсалий эта композиция из четырех фигур прекрасно отражает дуализм Бога Земли: одновременное воплощение и бесплодия бога смерти, и плодородия. (Заметим, кстати, что перед нами элементы мифологемы критского Минотавра – человека с бычьей головой, родившегося у царицы Пасифаи от быка, посланного Посейдоном; совпадение мифов носит, разумеется, типологический характер.) Еще одним признаком власти быкоглавого бога над плодородием является постоянное изображение Ямы, Ямантаки и всех их ипостасей с обнаженным поднятым фаллосом; двуединство смертоносного и эротического начала чрезвычайно характерно для Бога Земли.Вообще о «Минотаврах» в древнейшем искусстве написано чрезвычайно много. Отметим также, что изображения женщины, совокупляющейся с быком, известны еще с палеолита. Таким образом, иконография Ямы оказывается уходящей корнями в максимальную древность.Другой иконографический сюжет, связанный с Ямой, – «Трое знатных братьев», три формы Ямы: Внешний (Защитник Учения), Внутренний (Личный) и Тайный. Образ Внешнего Ямы был описан нами выше; Внутренний Яма краснотел и изображается стоящим на быке, совокупляющимся с женщиной; он натягивает лук; Внутренний Яма определяет человеку его следующее перевоплощение. Тайный Яма также краснотел, стоит на быке, держит камень чинтамани и габалу; Тайный Яма связан с такими омрачениями разума, как гнев, зависть, невежество и т.д.Мы не будем подробно останавливаться на мифологическом анализе этой триады, укажем лишь, что троичность вообще присуща Богу Земли и символически выражается, в частности, трезубцем, который в индуизме является атрибутом Шивы, а в буддизме – многих гневных божеств.С Ямой сближен, но не совпадает центральноазиатский бог смерти Эрлик (тибетский Чойджал). Его изображение видим на сансарийн-хурде (символическом воплощении круга бытия), где этот быкоглавый царь преисподней восседает с зеркалом в руках, в котором отражаются все грехи и заслуги умершего. В добуддийских верованиях Эрлик – хаотично беспощадный бог, а в буддизме он получает титул «Номун Хан» (Владыка Закона) и становится воплощением мудрости и справедливости. Для нас интересен образ Эрлик-хана в мистерии цам, где быкоглавого бога смерти сопровождают быкоглавый и оленеглавый спутники. Роль Эрлик-хана в этой мистерии двойственна: с одной стороны, цам в целом символизирует победу над врагами веры, надо всем, что препятствует идти по пути Просветления, и все гневные божества, появляющиеся в ходе действа, угрожают именно вредоносным духам, а не людям; с другой стороны, существует поверье, что человека, случайно соприкоснувшегося с ламой, изображающимся Эрлик-хана, ждет смерть. Что касается спутников Эрлика, то они, с мифологической точки зрения, являются его алломорфами: Бог Земли бывает не только быко-, но и оленеглавым (таков, например, кельтский Кернунн; изображения оленеглавых людей известны со времен палеолита).На уровне универсалий Ямантака – воплощение справедливого Бога Земли. Все релевантные признаки у него те же, что и у Ямы. Отметим одну иконографическую особенность: семь из девяти голов Ямантаки находятся на одном горизонтальном уровне и весь образ как бы растянут в ширину, а не устремлен вверх, что мы видели в иконографии Авалокитешвары. Эта «распластанность» образа вполне согласуется с тем, что идам воплощает мифологему Бога Земли – нижний мир противопоставлен верхнему в том числе как горизонталь вертикали.Однако не все буддийские наследники образа Бога Земли синетелы; среди них встречаются и краснотелые.Красный цвет имел культовое значение еще у неандертальцев, а со времен палеолита в красный цвет окрашивали покойников (заметим, что и современные гробы часто обиты алой материей). Индийский Яма (и одна из тибетских ипостасей этого бога) – краснотел. Как цвет крови красный связан и с жизнью, и со смертью одновременно; различные ипостаси Бога Земли имели эпитет «красный».В тибетской иконографии основными краснотелыми божествами являются Джамсаран и Хаягрива. Первый из них – ассимилированный буддизмом монгольский бог войны, пожирающий легкие и сердце врага. Он – один из главных персонажей цама, его маска часто инкрустирована кораллами. Кроме одиночных образов этого дхармапалы, известны его изображения в окружении восьми краснотелых демонов; число восемь может быть соотнесено со сторонами света, власть над ними входит в мифологему Бога Земли. Более сложным предстает изображение Джамсарана во дворце, сделанном из человеческих костей, всё пространство картины заполнено краснотелыми демонами, терзающими грешников. В этом случае Джамсаран выступает непосредственно как бог смерти.Хаягрива известен в двух основных ипостасях – идама и дхармапалы. В первом случае у него три антропоморфные головы и три лошадиные, он попирает ногами змей-нагов, во втором случае – одна антропоморфная голова и одна лошадиная; на его теле висят одна или две змеи. Все эти признаки связаны с мифологемой Бога Земли, из них мы не рассмотрели еще только змея. Но последний образ едва ли нуждается в конкретизации: пожалуй, нет такого народа, в мифологии которого владыка преисподней не имел бы черт змея....- вот это хорошие такие штрихи к портрету... Что-то загрузился я этими материалами ))Но Яма... Тартар... Есть параллели, есть! )))...а что до происхождения Руси - Tartarus и Tartaros как бы намекают... Не исключено, во всяком случае.

tar-s.livejournal.com

Тартар (территория) | Риордан Вики

Тартар — самая темная и самая глубокая бездна в Царстве Аида, также известном как Подземный мир, в этом месте боги заключают своих врагов. Тартар — также первобытный бог пропасти.

    Уран скидывает Старших циклопов и гекатонхейров в Тартар

    Эреб составляет основную часть Царства мертвых в древней греческой мифологии, Тартар также содержит в себе некоторых антагонистов из греческой истории. В ранних рассказах это, в первую очередь, тюрьма для побежденных врагов. Однако, первыми существами, что были заключены сюда Ураном, были циклопы и гекатонхейры, позже Зевс освободил их, чтобы они могли бороться за свое дело. Титаны были скинуты в Тартар после войны с Олимпийцами. Гекатонхейры после Титаномахии стали охранять заключенных там титанов. Кронос также находится там. Позже греческие мифы изображали Тартар местом, где пребывали мертвые души, которые были злы при жизни. Но в этих сериях души нечестивых, в том числе тех, кто в мифах были в Тартаре, например, Тантал и Сизиф, заключены в тюрьме в Полях наказаний.

    По словам греческого поэта Гесиода, бронзовая наковальня будет падать с небес девять дней и 9 ночей прежде, чем достигнет земли, и столько же потребуется ей, чтобы достичь Тартара. Тартар описывается темной мрачной ямой в окружении стены из бронзы и тройного ночного слоя. Это один из первичных объектов, которые возникли из Хаоса вместе с Геей, хотя некоторые считают Тартара сыном Эфира и Хаоса, а орфические источники утверждают, что Тартар — это первое безграничное существующее бытие.

    Тартар описывают по-разному: кто-то говорит, что это черная пропасть, где длится бесконечное падение. Кто-то считает, что у этой пропасти есть дно. Побывав там, Перси и Аннабет сделали вывод, что все описания ложные. Там очень тяжелый, раскаленный воздух, от которого любому нормальному существу станет плохо. Земля красная, покрытая сталактитами и сталагмитами (перси она напоминает живое тело). Иногда можно увидеть гигантские пузыри, в которых перерождаются монстры. В Тартаре течет 5 рек: Стикс, Флеготон, Лета, Ахерон, Кокитос.

    • Стикс — главная река, река ненависти.
    • Флегетон — река огня, она протекает через Поля наказаний, из неё пьют грешники, чтобы излечится, после чего их снова пытают (из нее пили Перси и Аннабет, чтобы выжить).
    • Лета — река забвения. Когда душам разрешают переродится или когда они решаются на это, то ныряют в нее и забывают все. В нее упал Япет и решил, что он друг Перси — Боб.
    • Ахерон — река боли и мучений (самое ужасное наказание для душ, в основном, для убийц и других падших) .
    • Кокитос — река отчаяния и потерявших надежду душ.

    В Тартаре обитают монстры, убитые на земле. Вот некоторые среди них:

    • Гиганты и титаны — огромные жители Тартара. Все они сброшены туда.
    • Араи — духи проклятий.
    • Нюкта и ее дети — Нюкта — богиня ночи. Также известная как Ночь.

    Перси и Аннабет в Тартаре

    Полукровки Править

    Многим полукровкам не повезло оказаться там. Вот самые известные:

    ru.riordan.wikia.com

    Мифы Древней Греции. Тартар. Проклятые богами

    Описание: Производство: Франция, 2015 Режиссер: Сильвен Бержер

    Мифы и легенды Древней Греции - величайшее культурное наследие человечества, интерес к которым не ослабевает в современном мире. Греческая мифология складывалась веками, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение и оказала серьезное влияние на развитие культуры и искусства всего мира, положила начало бесчисленному количеству религиозных представлений о человеке, богах и героях. Она дошла до нас в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других.

    В древних преданиях отражено представление древних греков об устройстве мира и всех процессах, происходящих в природе и обществе, их миропонимание и мировоззрение.

    1-я серия. "Антигона. Та, что сказала "нет" Антигона представляет собой идеал любви к родителям и благородного самоотвержения. Ее нравственные убеждения стояли выше законов абсолютной власти. Оказавшая сопротивление во имя совести, Антигона заплатила жизнью за свою невероятную дерзость.

    2-я серия. "Афродита. Повелительница любовных желаний" Ее волосы - поток золота, ее глаза сияют, будто звезды, ее тело - воплощение совершенства. Кожа ее бела, словно пена. Никто из смертных женщин и ни одна из богинь не могут сравниться с ней красотой. Ни мужчины, ни боги не могут устоять перед чарами Афродиты.

    3-я серия. "Аполлон. Свет и тьма" Аполлона принято считать богом солнца, чистоты и красоты, но это далеко не все. Как и смертные, он состоит из парадоксов. В нем сочетаются свет и тьма. Аполлон - многоликий бог.

    4-я серия. "Афина. Мудрая воительница" Боги горды, надменны и вспыльчивы. Они полны ума и хитрости. Чаще всего они используют эти два качества для ссор, заговоров и предательств. Но богиня Афина всегда руководствуется разумом так же, как другие боги своими страстями. Она склонна к размышлениям, способна объединять, а не разделять, строить мир, а не готовиться к войне.

    5-я серия. "Беллерофонт. Человек, который хотел быть равным богам" О человеке, захотевшем любой ценой остаться в памяти людей наравне с героями и посмевшем назвать себя равным богам, и о котором все забыли.

    6-я серия. "Дедал и Икар. Рухнувшая мечта" Дедал был гениальным изобретателем - этому искусству его обучила сама богиня Афина. Он был прекрасным архитектором, великолепным рисовальщиком и скульптором, чье мастерство было настолько совершенно, что его прекрасные творения выглядели абсолютно живыми. По просьбе его сына, Икара он сделал крылья, с помощью которых можно было летать подобно птицам. Но их единственный полет окончился трагически. Почему же Дедал согласился рискнуть жизнью единственного дорогого человека?

    7-я серия. "Дионис. Чужой в родном городе" Жил-был на свете юноша, который больше всего любил петь, танцевать и переодеваться. Всюду, куда бы он ни шел, его сопровождала шумная свита белокожих нимф с длинными черными волосами и сатиров с козлиными рогами. Вел он себя легкомысленно и беспутно. Определенно, этот юноша очень отличался от всех. Окружающие воспринимали его как чужака, считали бродягой и отщепенцем. А он на самом деле был богом.

    8-я серия. "Аид. Царь поневоле" Подземным миром, откуда нет возврата, и который даже у богов вызывает отвращение, правит владыка мертвых Аид. Он правит царством, которого не желал, но которое ему досталось, вопреки его воле.

    9-я серия. "Геракл. Человек, который стал Богом" Он - дитя Зевса и царицы Алкмены, потомок великого Персея. Его назовут Гераклом, что означает "Прославленный Герой". Гера - так зовут законную супругу Зевса. Решив назвать мальчика в ее честь, Зевс надеется умилостивить жену и добиться ее прощения: он знает, какая она злопамятная и ревнивая. Однако на сей раз, Гера удивила своего супруга. Она бесстрастно заявила мужу: "Поклянись, что первый ребенок, который родится у потомков Персея, станет царем". Зевс нахмурился: клятву следует хорошо обдумать. Зевс хорошо знает свою жену: Гера не упустит возможности отыграться. Неужели она осмелится поднять восстание против мужа?

    10-я серия. "Гермес. Непредсказуемый вестник богов" Вообразите бога-шутника, бога-лжеца, бога-воришку. Задиру, возведшего дерзость в добродетель. Бога, способного насылать на людей сны, охраняющего путников в долгих путешествиях, помогающего купцам получать прибыль, находящего потерянное, но способного стащить то, что вам принадлежит. Этот бог - Гермес.

    11-я серия. "Медея. Любовь, несущая смерть" Миф о колхидской царевне, волшебнице и возлюбленной аргонавта Ясона. Медея - женщина, которую предали и унизили, женщина, готовая на все, даже на убийство своих детей. Ее незнающая меры любовь принесла смерть.

    12-я серия. "Эдип. Тот, что пытался постичь тайну" Никогда смертный не знал более страшной трагедии. Ни с одним смертным судьба не обходилась так жестоко. Перед нами история Эдипа.

    13-я серия. "Орфей. Невозможная любовь" Давным-давно жил на свете гениальный музыкант и поэт Орфей. Говорят, его голос обладал волшебными свойствами. Он трогал сердца простых смертных, когда они слышали его. Но когда его жена, нимфа Эвридика погибла, он мог сочинять и петь песни только о потерянной любви. Орфей не мог примириться с потерей той, кого он любил больше всех на свете. И решил последовать за ней в царство теней.

    14-я серия. "Персей. Смертельный взгляд Медузы" Легендарный герой Персей - сын Зевса и прекрасной Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Когда тот узнал от Дельфийского оракула, что его внук, рожденный Данаей, убьет его, Акрисий заточил ее в башню. Но Зевс-громовержец проник к ней в виде золотого дождя. Как же Персею удалось победить чудовище - горгону Медузу и спасти царевну Андромеду?

    15-я серия. "Прометей. Мятежник на Олимпе" Кто взошел на Олимп и осмелился проникнуть во дворец верховного божества? Непрошенный гость - здесь? Быть не может! Неслыханная дерзость! Почему этот таинственный незнакомец похитил у богов священный огонь? Неужели он не понимает, какая страшная кара ему уготована? И не только ему, но и всему человечеству.

    16-я серия. "Психея. Красавица и чудовище" В честь красоты царевны Психеи слагались гимны. Даже боги сравнивали девушку с самой прекрасной богиней Олимпа - Афродитой. Восхищение красотой простой смертной Афродита сочла кощунственным. И задумала отомстить. Пусть красавицу отдадут в жены чудовищу, самому отвратительному из всех. Но от козней своей повелительницы Психею спасает Эрот, божество страсти и любви. Она становится его женой, но с одним условием: никогда не видеть его лица. Но Психея нарушила данное обещание. И разгневанный Эрот покинул ее. Сумеет ли Психея вернуть свою потерянную любовь?

    17-я серия. "Тартар. Проклятые богами" Тартар. Это проклятое место расположено в самой глубине Аида. Тюрьма для свергнутых богов, изгнанных героев и великих преступников.

    18-я серия. "Тесей, или Разрушительная сила безрассудства" Тесей - молодой, сильный, уверенный в себе и безрассудный. Ему надо было пройти через многие испытания, чтобы понять, в какие бездны безрассудство увлекает тех, кто поддается его беззаботной притягательности.

    19-я серия. "Зевс. Завоевание власти" Победив всех врагов, Зевс забрал себе верховную власть и выбрал своей резиденцией небо. Посейдона, старшего брата, он обещал сделать царем морей. Аиду, другому брату, он вручил ключи от подземного царства и дал ему власть над инфернальными силами. Он изгнал всех бывших обитателей неба, или запер их в Тартаре, или отправил на землю - к смертным. Так родился всемогущий бог. Так Зевс выстроил иерархию и организовал Вселенную. Зевс будет править миром, но перед ним стоит непростая задача: поддерживать порядок, но не стать деспотом.

    20-я серия. "Зевс. Любвеобильный бог" Зевс - владыка Олимпа, но когда в его жизнь входит любовь, он поддается желаниям, как любой смертный человек. Этому царю богов не чуждо ничто человеческое. Любовные победы Зевса неисчислимы. У возлюбленных-богинь он брал качества, которых ему недоставало. Но часто он проводил время в поисках красавиц исключительно ради их очарования, их красоты, которой он наслаждался, будь то красота богини или прелесть обычной смертной женщины.

    www.viprutv.com

    Мифы древней Эллады-Словарь древнегреческих мифов-ТАРТАР, ТАУРТ, ТАУХИРИ, ТАФАКИ, ТВИРЧ ТРВИТ, ТЕЗЕЙ, ТЕЙН БО КУАЛЬНГ, ТЕЙЯ, ТЕЛЕПИНУС, ТЕОГОНИЯ, ТЕРЕЙ, ТИАМАТ, ТИВАЗ

    ТАРТАР, ТАУРТ, ТАУХИРИ, ТАФАКИ, ТВИРЧ ТРВИТ, ТЕЗЕЙ, ТЕЙН БО КУАЛЬНГ, ТЕЙЯ, ТЕЛЕПИНУС, ТЕОГОНИЯ, ТЕРЕЙ, ТИАМАТ, ТИВАЗ

    ТАРТАР (культура Греции)

    Первичное божество, пространство, находящееся ниже айда. Согласно Гесиоду, сразу после Хаоса возникли Тартар, Гея, Эрос, Эреб и Ночь. В мифологии Тартар как божество упоминается редко. В большинстве случаев о Тартаре упоминают как о месте искупления самых страшных грехов или как о синониме подземного мира.

    ТАУРТ (культура Египта)

    Богиня — защитница женщин и детей. Таурт участвовала в реинкарнации мертвых, происходившей в первозданных водах Нун. Обычно богиня изображалась устрашающим зверем с отвислой грудью, имевшим черты крокодила, гиппопотама и льва. Иногда о ней упоминают как о супруге бога Сета, одним из обличий которого также был гиппопотам.

    ТАУХИРИ (культура Океании)

    Маорийский бог стихий, сын бога неба Ранги и богини земли Папа. В маорийском мифе о сотворении мира рассказывается, как Таухири, желая насолить своему брату Тане, богу лесов, посылает ураган, который ломает все деревья во владениях брата. Рыбы, которые в то время обитали в дуплах деревьев, ищут убежища в океане. С тех пор вражда между братьями не прекращается.

    ТАФАКИ (ТАХАКИ) (культура Океании)

    Легендарный герой маорийской мифологии. Тафаки и его брат Карихи были сыновьями полубога Гемы и богини неба. После того как Тему убили чудовища, Тафаки отправился мстить за отца. На пути героя поджидали приключения, составившие канву мифологического цикла. Во множестве историй Тафаки выгодно отличается от своего глуповатого и неуклюжего брата Карихи. По пути Тафаки женится, и у него рождается сын Вахинероу, еще один легендарный герой полинезийской мифологии.

    ТВИРЧ ТРВИТ (культура кельтов)

    Огромный волшебный вепрь, первоначально бывший королем, но наказанный Богом за грехи. Согласно истории об Ольвен и Куле, приведенной в «Мабиногионе», на вепря охотился Мабон, сын Модрон и Артура.ТЕЗЕЙ (ТЕСЕЙ) (культура Греции) 

    Царь Афин и один из величайших героев Греции. Тезей был сыном афинского царя Эгея и трезенской царевны Эфры. Бездетный Эгей гостил у трезенского царя Питфея, и хозяин, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. Уходя от Эфры, Эгей оставил будущему сыну сандалии и меч, которые положил под скалу с тем, чтобы наследник пришел в Афины, когда будет в состоянии поднять каменную глыбу и забрать веши отца. Возмужавший Тезей в сандалиях отца и с его мечом отправляется в Афины. По прибытии в город он « уже успел прославиться, так как по дороге расправился с известными разбойниками: Синисом, Скироном и Прокрустом. Эгей радушно принимает чужеземца, но чародейка Медея, ставшая женой престарелого правителя, используя колдовские приемы, узнает наследника престола и, считая его угрозой интересам собственного сына Меда, уговаривает царя отравить незнакомца. Тезей был готов выпить предложенный кубок, когда Эгей опознал свои сандалии и меч и отшвырнул чашу с отравленным вином. Царь рассказал сыну правду и выгнал Медею с Медом.По просьбе отца Тезей отправился на охоту и убил марафонского быка (отца критского Минотавра), разорявшего поля. Затем герой отплыл на Крит, где убил Минотавра, но его триумфальное возвращение было омрачено трагедией. Отец попросил его поднять белый парус в случае успеха экспедиции на Крит и черный парус в случае неудачи. Забывчивый Тезей вернулся под черным парусом. Думая, что его сын погиб, безутешный отец бросился в море. Став царем Афин, Тезей бок о бок сражается с героем Гераклом против амазонок и в качестве военной добычи получает пленницу Антиопу, родившую ему сына, Ипполита. Антиопа погибает, когда амазонки нападают на Аттику. Афиняне почитали Тезея как благородного и справедливого правителя, подчинившего всю Аттику своей власти и установившего гражданские свободы. Считается, что герой удалился на остров Скирос, где и окончил свои дни. Предполагается, что его кости были перезахоронены в V в. до н. э. в афинский храм.

    «ТЕЙН БО КУАЛЬНГ» (культура кельтов)

    «Похищение быка из Куальнге», ирландский эпос, составленный, возможно, в 700 г. н. э., известный по манускриптам XII—-XIV вв. Основной темой сборника героических мифов является война между королевой Коннахта Медб и «ирландского народа» с королем Ольстера Конхобаром и «ольстерским народом». Поводом к вражде послужило похищение из Ольстера, по приказу королевы Медб, могучего Коричневого Быка Кули. События разворачиваются вокруг фигуры главного героя Ольстера — Кухулина.

    ТЕЙЯ (культура Греции)

    Титанида. дочь богини Геи и бога Урана. От своего брата Гипериона Тейя рожает Гелиоса (солнце), Эос (зарю) и Селену (луну).

    ТЕЛЕПИНУС (культура Ближнего Востока)

    Хеттский бог земледелия, сын бога погоды Тешуба. Согласно одному мифу, с уходом Телепинуса из дома землю постигла засуха, а животные и люди стали бесплодны. Когда боги его отыскали, Телепинус прилетел домой на орле, и изобилие вернулось на землю

    «ТЕОГОНИЯ» (культура Греции)

    Произведение писателя VIII в. до н. э. Гесиода, в котором автор дает концепцию происхождения вселенной и богов. Поэма явилась первой попыткой серьезной систематизации греческой мифологии в части происхождения космоса. Гесиод ведет родословную олимпийских богов от Хаоса («зияющей пустоты»).

    ТЕРЕЙ (культура Греции).

    Фракийский царь, который, по некоторым сведениям, был сыном бога войны Ареса. Терей оказал воинские услуги афинскому царю Пандиону и за это получил руку его дочери, Прокны. Однажды Терей сопровождал другую дочь Пандиона, Филомелу, из Афин во Фракию, куда девушка отправилась навестить сестру. По пути Терей обесчестил Филомелу и, чтобы она не смогла рассказать о произошедшем, отрезал ей язык. По прибытии на место он заточил свою жертву в темницу, а жене сказал, что ее сестра умерла. Узница вышила гобелен, на котором воспроизвела все случившееся, и тайно передала его Прокне. Сестры встретились и решили мстить. Они убили Итиса, сына Терея и Прокны, и подали его мясо к столу ничего не подозревавшего отца. Когда Терей закончил трапезу, ему предъявили голову сына. Царь пришел в ужас, но, коготцу власть на небесах По просьбе Тешуба бог Эйя лишает гиганта силы, и соперничество между Кумарби и Тешубом возобновляется.

    ТИАМАТ (культура Ближнего Востока)

    Богиня, олицетворяющая первозданный «соленый океан», согласно вавилонскому (аккадскому) мифу о сотворении мира. От брака Тиамат с Апсу («сладким океаном») произошли многие великие боги, в том числе Эйя, породивший Мардука. Эйя убил Апсу, и мстительная Тиамат напустила на него сонм чудовищ. В результате- боги отдали предпочтение Мардуку. Он убил Тиамат, разрубив ее на две части: небо и землю. Обычно Тиамат изображали в виде дракона или иного чудовища, олицетворявшего первозданный хаос, который следовало преодолеть перед тем, как установится существующий порядок вещей.

    ТИВАЗ (культура германцев)

    Древнегерманский бог войны и законотворчества, отождествлявшийся с римским Марсом. Согласно римскому автору Тациту, великому богу и «правителю всего» поклонялись в священной роще. Всех входящих в рощу связывали. Этим богом мог быть Тиваз, отождествляемый со скандинавским Тюром, связавшим волка Фенрира. Англосаксам он известен как Тив или Тиг. В подражание римскому МагИз шез (дню Марса) в честь Тиваза назван день недели — четверг .

     

     

    mifielladi.ru

    от Тартарии, статья о соусе

    Тартар – ад в древнегреческой мифологии. Как это слово - знакомый нам соус тартар (тар-тар) - «прописалось»  в кулинарии?

    Говорят, все началось в 15 веке с шутки французского короля Людовика IX. В разговоре о татарах он связал – по созвучию – татар и тартар.

    Это больше похоже на исторический анекдот, поскольку еще со времен Марко Поло, т.е. с начала 14 века, было известно о "Великой Тартарии" далеко на Востоке, обладающей огромным свирепым войском. И обитателей ее так и называли – тартары.

    Соус тартар (тар-тар) родился - через четыре столетия после Людовика – все-таки во Франции. Так же, как и множество других «национальных» соусов. Именно французская кухня изобрела соусы голландский, испанский, русский, польский и т.д., и т.п. Почему бы и не татарский (фр. sauce tartare — соус по-татарски)?

    Возможно, создавая этот соус, французские повара реализовали свое представление о вкусовых пристрастиях обитателей Great Tartary. Как бы то ни было, они соединили майонез и острые приправы – каперсы, сок лайма или лимона, корнишоны, горчицу, лук – и соус тартар навеки прописался в кулинарии. Об этом красочно рассказал небезызвестный Шеф-Повар в одной из 20 серий сериала Кухня.

    Но этим дело не кончилось. Постепенно возник просто-таки «стиль тартар». Если сначала соус предназначался в основном для блюд из жареной рыбы, то с течением времени его начали готовить и для мясных, и для овощных блюд. Делалось и делается это просто. В соус, кроме острых приправ, стали добавлять мелко нарезанные различные продукты, что позволило «приспосабливать» тартар ко многим блюдам, подчеркивая и оттеняя их вкус.

    Появился «steak tartar», в русской кухне - «бифштекс по-татарски». Этакая круглая котлета из сырого фарша. Располагают стейк тартар на середине тарелки, в углубление котлеты выпускают яичный желток, а вокруг – все ингредиенты соуса тартар. Клиент самообслуживается – сам смешивает себе фарш с тем, что ему нравится. А потом намазывает все это удовольствие на ржаные гренки.

    К слову: если мы собираемся сделать такое блюдо дома – как минимум должны быть уверены в качестве мяса, не то потом придется работать на оплату счетов за лечение гостей.

    Дальше недалеко было и до тартара из сырой рыбы, популярного и сегодня.

    Безымянным поварам, наделенным фантазией, мы обязаны возникновением множества блюд, где порой в помине нет ни мяса, ни рыбы, ни даже соуса тартар. Тем не менее – это тоже тартары (тар-тары).

    То есть блюда из мелко нарезанных продуктов, чаще всего сырых, к которым подаются острые пикантные соусы.

    Вот такое расширенное значение приобрел со временем кулинарный термин тартар. И мы, готовя или заказывая в ресторане тартар, давно перестали связывать его с мифами Древней Греции.

    povarixa.ru