Большой цирк — античный ипподром в Риме. Большой цирк древнего рима
Большой цирк в Риме (Circo Massimo)
Италия наполнена красотами разрушенных величественных зданий, многие из них находятся в ее столице. Особого внимания заслуживает Большой цирк в Риме, руины которого расположены между двух холмов: Авентином и Палатином. Он внушает искреннее изумление, так как его площадь действительно огромна.
История создания
Circo Massimo, как его называют римляне, произошло от латинского названия места для конных соревнований. Первое слово это круг, а второе производное от большого.
Вначале на этой площади выращивали зерно, и иногда, после его сбора, устраивали любительские соревнования на лошадях и колесницах. По некоторым историческим данным в них принимал участие даже первый царь Рима – Ромул.
Свою историю Большого цирка этот участок земли размерами 600×150 метров начал в 6 веке до н. э. Пятому царю - Тарквинию Приску захотелось масштабно организовать на этом месте ристалище – конное состязание. При этом он полностью переоборудовал отведенный участок, заменив деревянные козлы для зрителей крытыми сидениями, и установив их по периметру арены.
До II века до н. э. состязания проводились по прямой, но затем через ипподром был проложен водопровод, после засыпания которого, посредине арены появился холм и его пришлось объезжать. Из-за него колесницы стали ездить по кругу.
Ипподром занимал большую часть сооружения, ведь на нем проводились состязания. С одной его стороны были предусмотрены ворота для въезда участников состязаний, возле них были установлены три башни и стойла для участвующих в гонках лошадей. С другой стороны арены были грациозно выполненные большие ворота для въезда триумфаторов, победивших в серьезных сражениях, чтобы они могли выполнить свой круг почета.
После реконструкции Большого цирка при Юлии Цезаре, его площадь увеличилась, также стало больше зрительных мест. Даже если сравнивать современные большие цирки и стадионы, то их размеры значительно меньше, чем площадь этого древнего сооружения.
Затем на протяжении нескольких сотен лет каждый правитель Рима вносил в архитектуру сооружения свои коррективы, но до 103 года он оставался деревянным. Пока после трех сильных пожаров царь Траян перестроил его в каменное трехэтажное сооружение. Первый этаж был выполнен из мрамора.
Последнее конное массовое состязание проводилось в 549 году. После него цирк, как и сама Римская империя, стал приходить в упадок. Он некоторое время просто стоял без изменений, а потом его ярусы стали обрушиваться и местные жители стали разбирать это огромное сооружение на камни, чтобы возводить для себя жилье, а также их применяли для строительства не менее грандиозных строений в эпоху Возрождения.
Наши дни
В XIX веке на месте Большого цирка стали возводить газовый завод и обнаружили на глубине 6 метров нижние ряды древнего сооружения.
Сегодня туристы могут видеть на этом месте овальную поляну, по периметру которой расположены мраморные карцеры, каменные трибуны и небольшие участки сохранившихся выложенных дорожек. Его руины теперь используются как парк для прогулок.
На древнеримской арене можно прогуляться и сделать фотографии на фоне огромных каменных развалин, посидеть в тени старых деревьев и поиграть в футбол с местными парнями. Небольшой участок огромного ипподрома используется для проведения футбольных матчей, концертов и общественных мероприятий.
На арене Большого цирка постоянно празднуется День Рима.
В 2014 году на нем выступала легендарная рок-группа Rolling Stones, которая давала единственный концерт в Италии в рамках своего турне по миру. На небольшой части древнего ипподрома поместилось более 65 тыс. фанатов группы.
Как добраться?
Большой цирк расположен рядом с улицей Via del Circo Massimo, до которой можно добраться за пять минут пешком, если следовать от Колизея или Римского Форума.
С холма Палатина, возле которого он расположен, к цирку ведет лестница с названием Scalae Caci (Кака).
Из других мест к нему можно доехать на метрополитене. Нужно сесть на линию В и доехать до станции Circo Massimo.
Также к цирку едет трамвай с номером 3 и автобусы № 60, 75, 81, 170 и 160.
Посетить руины Большого цирка стоит так же, как и Колизей. При виде этого грандиозного сооружения захватывает дух, если представить его во всей стародавней красе, можно понять какой был рассвет Римской империи и размах планов по расширению ее границ был у правителей Рима.
Узнайте, во сколько вам обойдётся путешествие в Рим:
Поделиться с друзьями в социальных сетях:
rome-travel.ru
Большой цирк (Чирко Массимо) в древнем Риме: фото, видео, как добраться
Большой цирк (Circo Massimo, Чирко Массимо) – это самый большой ипподром в Древнем Риме, расположенный на левом берегу реки Тибр, между холмами Палатином и Авентином, практически в центре современного города.
Название
Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований. В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного.
Первые соревнования были устроены в Риме в 500 году до нашей эры, при царе Тарквинии Приске (лат. Lucius Tarquinius Priscus). Колесницы, запряженные четверками лошадей – квадригами – мчались со старта по прямой. Добравшись до конца долины, они разворачивались и во весь опор скакали обратно, стараясь прийти на финиш первыми.
Во II веке до н.э. правила изменились в связи со строительством в Риме примерно в 146 году до н.э. водопровода. Его проложили по дну долины, выкопав тоннель высотой 4,5 и шириной 2, 5 метра. Вдоль всего ристалища протянулся холм, который не стали разравнивать, а пустили квадриги по кругу. Так полностью оправдалось второе значение латинского Circus –круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк. Цирк и в самом деле был «массимо» – большой, размером с целую долину, шириной 150 метров и длиной более шестисот.
Описание
Описания цирка в разные периоды развития отличаются. Вначале зрители, желающие посмотреть на конные соревнования, размещались прямо на склонах холма. Постепенно появились первые постройки: скамьи для самых уважаемых и богатых горожан, деревянный старт и стойла для коней.В период своего расцвета, который пришелся на правление первых римских императоров, Большой цирк представлял из себя одно из самых внушительных сооружений в Риме. Гай Юлий Цезарь в I веке до н.э. перестроил его, расширив и удлинив арену и выкопав вокруг нее канал.
Теперь благодаря новым размерам (118 м в ширину и 621 в длину!) она одновременно вмещала 12 квадриг.
Вокруг стадиона возвели ограду, построили деревянные трибуны для патрициев и ярусы для публики попроще. Сидячих мест насчитывалось 150 тысяч, в последующие века их число увеличилось более чем в два раза. Как минимум столько же болельщиков переживали за исход состязаний стоя.
На одном конце арены располагались три башни, центральная с воротами для въезда внутрь, к двум другим полукругом были пристроены стойла для лошадей — карцеры. Через ворота с противоположной стороны покидали цирк победители.
Вдоль арены, по центру, шла узкая платформа, украшенная двумя древнеегипетскими обелисками. Оба обелиска уцелели и украшают в Риме Народную площадь (Piazza del Popolo) и площадь перед Латеранским дворцом (Palazzo del Laterano).
С обеих сторон платформу завершали закругления со столбами в виде конусов – метами. От одной из мет начинался бег колесниц, чтобы закончиться на противоположном конце арены через семь кругов. Круги приходилось считать, для этого на платформе были установлены две подставки, каждая на семь шаров. Со временем рядом появились небольшие фонтаны в виде дельфинов – морских коней покровителя ристалищ Нептуна.
Закат
После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.
Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., император Август восстановил цирк и придал ему окончательную форму. Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал.
В последний раз скачки прошли в Большом цирке в 549 году, во время правления императора Тотилы. После этого началась эпоха разрушения.
Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.
Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.
Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования дня рождения Рима.
Так, 22 июня 2014 года в рамках мирового турне здесь прошел единственный в Италии концерт легендарной группы Rolling Stones, собравший 65 000 рок-фанатов.
Как добраться
Добраться до Массимо пешком за 5 минут можно от Римского Форума (Foro Romano) и Колизея (Colosseo), а с холма Палатина прямо к цирку ведет лестница Кака (Scalae Caci). Она хранит память о десятом подвиге Геракла. Говорят, именно здесь изрыгающий пламя трехглавый пастух Как, сын Гефеста и Медузы, спрятал двух лучших коров Гериона, украденных им у Геракла, спящего на берегу Тибра. Здесь же Геракл вступил с Каком в единоборство и вернул украденное.
Если усталость берет свое, самое удобное – воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В). Сюда также подвезут:
автобусы № 60, 81, 75, 160 и 175;
трамвай № 3.
Легенда о сабинянках
Историки предполагают, что события легенды о сабинянках, ставшей излюбленным сюжетом мировой культуры, развернулись именно здесь, в долине Большого цирка.
Во времена Ромула весь Рим умещался на Палатине и был настолько силен, что мог подчинить себе всех вокруг. Но в городе воинов не было женщин, некому было продолжать род. Обратились к соседям за помощью, но получили отказ, и тогда хитрый Ромул пригласил их отпраздновать в большой долине у подножия Палатина праздник Нептуна, бога лошадей. Среди прочих пришли и сабиняне, взяв с собой жен и детей. В разгар праздника римские юноши кинулись похищать сабинских женщин – сабинянок.
Их мужья и братья не стерпели оскорбления и вскоре осадили Рим, но те же женщины, из-за которых все началось, смогли помирить мужчин. Так было положено начало объединению разрозненных укрепленных поселений на семи холмах в древний и вечный город.
italy4.me
Большой Цирк в Риме: останки славы
Время и жители Рима беспощадно обошлись с Большим Цирком (Circo Massimo): от самого большого стадиона древнего мира остались лишь руины и огромная прямоугольная площадка. А ведь когда-то здесь проводились чрезвычайно зрелищные мероприятия, на которые сходились посмотреть десятки тысяч римлян.
Добро пожаловать на увлекательные экскурсии по Риму!
Сегодня Большой Цирк – это огромное зеленое поле, которое горожане используют для пробежек, пикников, а римские власти - для концертов и общественных праздников. Изредка на нем проводят концерты и устраивают представления. Однако если вооружиться историческими данными об этом месте и подключить фантазию, взору предстанет совсем другая картина: многотысячная толпа вместе с сидящим в отдельной ложе императором неистово ревёт, колесницы на сумасшедших скоростях мчатся по овалу арены, наездники что есть сил гонят лошадей к финишу, стараясь при этом не погибнуть в этой безумной гонке. Гонки на колесницах, которые здесь проводились во времена Древнего Рима, были смертельно опасным видом спорта: тех наездников, кто вываливался во время заезда из колесницы, переезжали несущиеся сзади соперники. Очень правдоподобно эти состязания показаны в х/ф «Бен-Гур» 1959 года.
Режиссеру этого фильма для съемок сцены с колесницами (которая, кстати, до появления компьютерной графики считалась самой зрелищной в истории Голливуда) потребовалось участие 15 000 статистов. В реальности же зрителей на трибунах было намного больше: на протяжении своей тысячелетней истории вместительность арены менялась, но она никогда не была меньше 50 000 человек. К концу своего существования, Большой Цирк вмещал, по разным оценкам, от 150 000 до 250 000 зрителей. Для сравнения: Колизей рассчитан на 50 000 человек, а наиболее вместительный из футбольных стадионов Европы – на 100 000.
История Большого Цирка
Большой Цирк никогда не был цирком в нынешнем понимании этого слова: с самого начала он был площадкой для проведения спортивных состязаний, чаще всего – для скачек и гонок на колесницах. Ровная площадка между Авентином и Палантином идеально подходила для организации соревнований. По легенде, первым мероприятием, проведенным на этом месте, были спортивные игры, устроенные Ромулом: основатель Рима пригласил на них жителей соседних регионов, с тем, чтобы в самый разгар состязания отбить у гостей их жен. Целью похищения было исправление демографического кризиса – женщин в городе было гораздо меньше мужчин.
Регулярные игры стали проходить в Большом Цирке примерно с V века до н.э. Первоначально вокруг арены были установлены только деревянные скамьи для знати, остальная публика просто сидела на склонах холмов. Каждый следующий правитель Рима старался благоустроить арену, поэтому на ней стали появляться все более удобные сидячие места, трибуны разрастались. К началу нашей эры для императора в цирке была построена комфортабельная ложа под навесом, а для простолюдинов – многоярусные деревянные постройки. Строили их обычно как попало, не заботясь о надежности конструкции – доподлинно известно, что во время одного из обрушений трибун погибло 1100 зрителей.
Скачки проводились на арене Большого Цирка до 550 года нашей эры. За десять столетий его существования центральная площадка и пространство вокруг нее много раз менялись: вначале это было вытянутое поле, один край которого был прямоугольным, другой – округлым. Всадники стартовали у одного края площадки, мчались во весь опор к противоположному, округлому, разворачивались там и возвращались к точке старта. Затем трассу превратили в кольцо, колесницы ездили по ней против часовой стрелки, по кругу. На месте для старта построили триумфальную арку, а во внутренней части овальной трассы устроили возвышенность, на которой располагались статуи и по три столба по краям – меты – вокруг них разворачивались колесницы.
Для чего был нужен Большой Цирк в Риме
К моменту, когда Большой Цирк обрел свой окончательный вид, он представлял собой стадион шириной 120-150 м, длиной – 600-650 м. Во время гонок на старт выходило одновременно до 12 колесниц. Практически каждый заезд сопровождался серьезными травмами или смертью наездников: колесницы часто сталкивались друг с другом на большой скорости и переворачивались. Однако публике такое зрелище было по душе, поэтому гонки устраивали регулярно. Проходили на арене цирка и другие состязания: легкоатлетические игры, например, а иногда – гладиаторские бои. Но главным предназначением арены были всё же гонки на колесницах.
По сложившейся традиции, каждый император Древнего Рима во время своего правления старался построить на память о себе что-то грандиозное. Большой Цирк тоже был площадкой для реализации амбициозных замыслов. Сильнее всех отличился Август: он велел облицевать камнем периметр арены, построить капитальные трибуны, а пространство внутри гоночной трассы превратить в пьедестал для установки на нем статуй внушительных размеров. Больше всего публику поразил 85-метровый египетский обелиск, который Август распорядился установить в центре поля.
Императоры Нерон, Траян и Константин тоже украшали стадион, но всё, ими построенное, раз за разом гибло в пожарах. Когда в VI веке проведение соревнований прекратилось, горожане стали растаскивать постройки Большого Цирка на строительные материалы, так что до наших дней сохранились лишь руины их фундаментов. Больше всего повезло обелиску из Египта: пусть и в неполном его размере, подарок Августа Риму сегодня можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо.
Как добраться до Большого Цирка
Это легко: рядом расположена станция метро, названная в его честь – Circo Massimo. Визит в Большой Цирк можно совместить с посещением известной достопримечательности – Уст Истины, а в 15 минутах ходьбы от него находятся Колизей, Римский Форум и Капитолий.
Заказать экскурсию в Риме
Похожие материалы
rome-with-love.ru
Цирк в Древнем Риме
Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.
Воинственные жители
Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.
Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.
В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.
Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.
Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.
Награждение
Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.
Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!
Гладиаторские бои
Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.
Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.
«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.
Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.
Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. – 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.
Бестиарии и бои диких зверей
Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.
Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было – он заглушался восторженным ревом толпы.
Откуда брали животных?
Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей дрессировали и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.
Каким он был?
Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.
Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места – только для важных персон: самого императора, консула и другой знати – были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.
Великий римский цирк
Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина – 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается Колизей. Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах – Карфагене, Коринфе, Лионе – и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.
Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»
Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.
Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!
Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.
www.letopis.info
Большой цирк в Риме - фотографии, описания достопримечательностей, советы путешественникам
Circus Maximus Рим, Италия
Что, как не масштабность градостроительства может подчеркнуть величие и процветание государства? Великая страна – великие строения. И это в полной мере относится к Великой Римской империи, в которой с самого её зарождения уделяли большое внимание архитектурному искусству, возводили великолепные сооружения, которые и поныне изумляют своей грандиозностью и функциональностью.
Одним из таких удивительных объектов является Циркус Максимус или Большой цирк – первая и самая большая арена, построенная в Древнем Риме для спортивных игр и праздничных зрелищ, проводимых еще за несколько столетий до нашей эры царственным Тарквинием Приском. По сути, это была огромная площадь для сельскохозяйственных работ в долине между холмами Авентин и Палатин. После сбора урожая здесь устраивались конные скачки, в которых могли принимать участие до 12 колесниц, запряженных квадригами лошадей. Чтобы пройти дистанцию, колесница должна была промчаться по прямой, а затем развернуться и лететь обратно. Сама арена и места для зрителей были временными.
Но эти состязания так полюбились римлянам, что бывшее поле решили оставить исключительно для конно-спортивных соревнований, и построили пёстро окрашенный деревянный старт. Было это в 329 году до нашей эры. Несколько позже под ареной, на глубине 4,5 метра, проложили тоннель канализационной системы, который со временем стал гребнем возвышаться между спортивными дорожками. Для лучших условий соревнований изменили правила, предписав колесницам ездить не по прямой, а вокруг арены, образовав таким образом первый кольцевой ипподром.
В древнейших документах, сохранившихся до наших дней, зафиксировано много изображений и описаний Большого цирка в разное время его существования. Шло время, менялись императоры, меняя и облик великого стадиона. Юлий Цезарь увеличил пространство цирка до 600 метров и Циркус Максимус смог вмещать около 250 000 сидячих зрителей и такое же количество стоящих болельщиков. Три башни со стойлами для лошадей и воротами для въезда состязающихся колесниц соединялись с воротами для победителя на противоположной стороне длинной узкой платформой, проложенной посреди арены. Платформа была украшена обелисками и скульптурными фонтанами в форме дельфинов в честь бога Нептуна – покровителя игрищ.
Время царствования Августа принесло Большому цирку постоянную форму. Ближние к ипподрому ступени были отведены высокородным всадникам и сенаторам, нижний этаж был каменный, а остальные два деревянные, которые не раз горели во времена разных правителей. Огромное сооружение неоднократно отстраивалось, реставрировалось и украшалось. Последние конные ристалища на своей арене Большой цирк принимал в 549 году во время правления Тотилы.
В эпоху средневековья древние камни стадиона разбирали на постройку зданий, а в XIX столетии часть легендарной долины отвели для сооружений газовой фабрики. Но, тем не менее, большая часть первого ипподрома осталась нетронутой и некоторые постройки, части трибун, фрагменты стартовых ворот, сохранили оттиск истории Древнего Рима. И сейчас на арене Большого цирка проводятся праздники, фестивали и рок-концерты, удивительным образом сочетая современное музыкальное искусство с исторической архитектурой времен великой Римской империи.
← Дальше →
tiptotrip.ru
Большой цирк в древнем Риме-
В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались випподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег) , которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг) . В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] В начале существования Рима, при первых царях, таким местом было Марсово поле; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка» (лат. Circus Maximus). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году. Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи. Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы. Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники, а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно. http://ru.wikipedia.org/wiki/Цирк_РІ_древнем_Р РёРјРµ
philosophy.ques.ru
СЕМЬ ЧУДЕС ДРЕВНЕГО РИМА Большой Цирк
Описание презентации СЕМЬ ЧУДЕС ДРЕВНЕГО РИМА Большой Цирк по слайдам
СЕМЬ ЧУДЕС ДРЕВНЕГО РИМА
Большой Цирк Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима — 350 тысяч человек. Вход в Большой Цирк был свободный, за счет государства. Большой Цирк имел в длину 500 м, м, в ширину — 150 м, а в высоту — свыше 30 м. Четыре яруса зрительских рядов охватывали скаковой круг петлей длиной в 1300 м. Траян хотел воздвигнуть монумент в свою славу, и Большой Цирк подходил для этого как нельзя лучше: здесь он мог встречаться с с толпой, причем на одном уровне.
Форум Траяна
Форум Траяна Большой Цирк принес Траяну популярность. Но на этом император не остановился. Он был величайшим застройщиком Рима и соорудил еще одно чудо архитектуры Одна только площадь имела в длину более 200 метров и была щедро украшена изящными галереями и статуями Траяна. Там же располагался Рынок, библиотека и суды. На Форуме была установлена величественная колонна Траяна
Форум Траяна Колонна была украшена замечательными по своей выразительности рельефами , повествующими о военных победах императора, об успешных кампаниях римской армии по форсированию Дуная и захвату территории современной Румынии. Когда рядовой римлянин входил на Форум Траяна, он словно попадал в иной мир. Римлянин бежал от смрада, тесноты и убожества своей повседневной жизни в эти скалы сияющего мрамора, увенчанные крышами из позолоченной бронзы.
Форум Траяна Однако Форум Траяна задумывался не просто как городская площадь. Чтобы гарантировать себе народное признание, Траян приказал построить на Форуме первый в истории торговый центр — так называемый Рынок Траяна. .
Акведуки — великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город — трудно поверить — миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.
Акведуки При переброске акведука через реку опорам придавалась большая прочность благодаря обтекаемой форме. Но если акведук был очень высоким, возникала вероятность скручивания. Поэтому высота арки была ограничена 21 метром. Однако для поддержания градиента акведуки иногда приходилось строить и выше. В этом случае поверх первого уровня арок ставился второй. Акведук в Ниме имел целых три уровня общей высотой 55 м.
Термы Каракаллы Наряду с Калигулой и Нероном Каракалла был одним из самых жестоких правителей Рима. Император был столь сильно ненавидим, что решил построить для римлян настоящее чудо, дабы снискать их расположение и обелить себя в их глазах.
Термы Каракаллы В Риме уже была едва ли не тысяча общественных бань. Но Термы Каракаллы затмили их все. Их площадь составляла 110 тысяч кв. м. Одно только центральное пространство было больше, чем собор Св. Петра. Для подачи воды от «Аква Марсиа» была подведена боковая ветка.
Термы Каракаллы Помимо водных процедур, Термы были приспособлены и для разных других занятий. Там был гимнастический зал и комнаты для упражнений, а также библиотеки, комнаты для собраний и сады. К услугам посетителей был массаж, парикмахер, маникюр и педикюр Входящий в Термы был ослеплен сиянием бесчисленных граней мрамора, красотой настенных и напольных мозаик.
Дороги Первой римской дорогой была Via Appia, начатая в 312 г. до н. э. В течение последующих двухсот лет от Рима до самых дальних уголков империи была проложена сеть дорог общей протяженностью 300 тысяч километров. Вскоре вся Европа на западе, все земли до Иудеи на востоке и до Египта на юге попали под власть Рима.
Пантеон
Пантеон Этот храм, посвященный всем богам, был построен при императоре Адриане. О Пантеоне известно мало. Мы не знаем его изначального названия, не знаем, для чего он использовался. Предполагается, что там был двор Адриана, стояли статуи римских богов. Однако его точное предназначение неизвестно.
Пантеон Словно неподвластный времени, Пантеон остается наиболее сохранившейся римской постройкой, знаменуя одно из величайших достижений мировой архитектуры. Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита и привезенных из Асуана. Траверсы над ними были некогда обшиты бронзой. Отсюда гигантские бронзовые двери высотой 6, 5 м ведут в огромную круглую залу величиной с половину футбольного поля.
Пантеон Купол Пантеона, достигающий в диаметре 44 м, стал шедевром инженерной науки. Это самый большой свод в истории, сооруженный без использования железобетона. Благодаря этому невероятному куполу интерьер Пантеона выглядит фантастическим. Венчает свод окулус — круглое отверстие диаметром девять метров. Эта изумительная деталь избавила свод от точки максимальной нагрузки, чем способствовала долговечности здания.
Колизей Колизей, арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым большим и самым страшным из всех римских амфитеатров. За его великолепными стенами разыгрывались ужасающие сцены схваток, пыток и кровопролития. Превосходя высотой шестнадцатиэтажное здание, Колизей вмещал свыше 80 тысяч зрителей.
Колизей Идея построить Колизей возникла после смерти Нерона. Его царство террора настолько уронило духовный настрой общества, что его преемнику Веспасиану нужно было создать нечто исключительное, чтобы вернуть поддержку народа. Первые три уровня по фасаду опоясаны аркадами, 4 -й уровень выполнен из монолитной бетонной стены, облицованной кирпичом. Стены Колизея пронизаны лабиринтом сводчатых тоннелей. Через семьдесят шесть входов сюда втекали толпы зрителей и занимали места наверху
Колизей Центральную арену окружала овальная конструкция (Колизей. Интерьер). Лучшие места предназначались для императора, рядом с ним восседали сенаторы и весталки. На следующем ярусе располагалась знать. Еще выше — солдаты и граждане. Последний ярус занимали лица низших сословий. Наихудшие места отводились женщинам. От солнца зрителей защищал огромный тент.
Семь чудес Древнего Рима были выдающимся свершением, поднявшим архитектуру и инженерную науку на вершину, не превзойденную еще свыше тысячи лет. Смелость их замысла по сей день служит примером для архитекторов, побуждая их разрабатывать все новые материалы, ставить и решать все новые задачи, то есть делать, как римляне, — строить, глядя в будущее.