В древнем египте алхимия. План: Введение; Химические знания первобытных людей; Алхимия; Химия в Древнем Египте; Мумифицирование
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческая и египетская алхимия. В древнем египте алхимия


Египетская алхимия | WWW.BIO-PC.RU

ЕГИПЕТСКАЯ АЛХИМИЯ

Алхимики Древнего Египта считали, что у нас есть два тела. Первое, кхат - это физическое тело из плоти и крови. Это то тело, с которым мы, как правило, идентифицируем себя; тело, при помощи которого мы едим и пьем; тело, которое живет и умирает.

Второе тело назыввается Ка, и иногда о нем говорят как об эфирном или духовном двойнике. Это дубликат физического тела (кхат), но состоящий из чистой энергии, а не из плоти и крови. Тело Ка полностью пронизывает кхат (физическое тело), и нет ни одной части кхат, или физического тела, которая не была бы охвачена Ка.

Трансформация тела Ка - основная задача египетской алхимии. Но прежде чем мы поговорим о том, как это делается, было бы неплохо посмотреть на эти два тела (Ка и кхат) с точки зрения физики. Я считаю, что такой современный контекст поможет вам понять странный мир тела Ка и его необычный потенциал.

Квантовая физика

Мы можем описать кхат (плотное физическое тело) в терминах ньютоновой физики. Оно, например, следует закону гравитации, и можно довольно точно предсказать, где оно будет физически находиться, если знать направление и скорость его движения.

С Ка дело обстоит иначе. Тело Ка находится вне рамок ньютоновского мира, и его лучше всего описывать в терминах квантовой физики. Вы можете спросить, что определяет, подчиняется ли объект законам Ньютона или законам квантовой механики. Ответ: размер.

Объекты размером более одной тысячной дюйма (около 0.025 мм) управляются законами механики Ньютона. Это потому, что у них есть достаточная масса (то есть плотность или вес), чтобы иметь гравитационное поле.

Однако объекты менее одной тысячной дюйма танцуют под другую музыку, потому что их плотность или масса слишком мала, чтобы создать хоть сколько-нибудь значительное гравитационное поле. Тело Ка существует в этом царстве (в квантовом мире), поскольку Ка в основном состоит из света/энергии и имеет очень малую массу.

Квантовый мир, в котором живет тело Ка, очень-очень странный. Так же как то, что мы с вами живем в ньютоновском и квантовом мирах одновременно. Наши тела полностью находятся в ньютоновском мире. Например, если мы спрыгнем со скалы, мы будем падать, пока не ударимся о землю, став жертвами гравитации.

(Если, конечно, мы не прыгаем с банджи; в таком случае равная сила противоположной направленности потянет нас назад).

Но если мы выйдем на атомарные и субатомарные уровни нашего тела, мы окажемся в совершенно ином мире. Мельчайшие частицы,

www.bio-pc.ru

Греческая и египетская алхимия

Поиск Лекций

Общая история

 

Слово Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование — от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 4—16 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией».

Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир — философский камень). Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.

Алхимия - высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание «химической модели космического процесса».

Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов и затем в своих сочинениях подробнейшим образом описывал химическую посуду, оборудование, весы и лабораторные приёмы. Вообще для алхимиков было характерно тщательное отношение к описанию эксперимента. Потому, что алхимик ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе. Исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен. Как в Европе, так и на Востоке алхимия составляла одну науку с астрологией и медициной. Это - форма аксиологического и прагматического знания, пользующегося высоко символичной терминологией в сочетании с изоморфной символичностью алхимической операции, где металлы и минералы выступают в роли знаков сил универсума.

Характеризуется структурным полиморфизмом, включающим в себя аспекты онтологические, космологические, натурфилософские, психотехнические и технологические. Алхимию воспринимают как путь к духовному совершенству. Усовершенствованием человека достигают воздействия на процессы в микро- и в макрокосме. Алхимию характеризуют как стиль жизни и тип человеческого поведения. Различается внутренняя и внешняя алхимии: внутренняя - является формой внутреннего делания и направлена на достижение адептом просветленного состояния через одухотворение микрокосмоса. Внешняя алхимия работает с очищением космологических сущностей, скрытых под формой вещества. Полагая микро- и макрокосм изоморфными, алхимия работает над принципом «совершенства совершенного космоса». В основе лежит древнее представление о materia prima (первоматерии), являющейся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы.

«Как все вещи вышли из Одного, вследствие размышления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи» (Гермес Трисмегист). Алхимия работает в системе четырех модусов первоматерии - первоэлементов греческой натурфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхимии - всепроникающий эфир или металл в китайской) в сочетании с тремя философским элементами: соли, серы и ртути. Ртуть (Меркурий) - пассивное женское (инь) - представляет первую очистку и являет собой чувство, воображение. Сера выступает как активное мужское начало (аналогия ян в китайской алхимии) - более тонкая очистка: разум, интуиция. Великое Делание, или преображение - это киноварь - алхимический андрогин, гармоническое сочетание мужского и женского (инь и ян): «Тот, кому не удается «стать двумя в одном теле», станет двумя в одном духе» (де Оливье). Киноварь как форма соединения серы и ртути (синоним эликсира бессмертия) является знаком постижения закона вечных превращений, знаком единства и гармонии космических сил.

Противоположным такому знанию является состояние забвения. Алхимический космос пронизан «вселенской симпатией», или родством видов. Содержит в себе модель антропогенеза и космогенеза.

Различает в природе четыре формы существования, или четыре состояния: сухое и влажное, теплое и холодное, а также работу женского и мужского принципов. Четыре стихии двумя парами основных состояний: горячим и сухим, холодным и влажным - являют собой родительские принципы. Алхимия распознает в природе Божественное дыхание и проявляющееся через нее активное огненное начало, которое работает в ней через серу. Исходит из посылки о двойственном принципе сущности металлов, включающем в себя сухой жар и теплую влагу, и о переходе элементов из одного состояния в другое под воздействием холода или огня: так, вода, испаряясь под воздействием огня, переходит в пар - воздух и наоборот. Алхимия учит человека проходить в поисках универсального растворителя материи через разные планы бытия. Ставит задачу облагораживания субстанций, достижения мистического союза между микрокосмом и макрокосмом. Процесс достижения просветления называется в алхимии Великим Деланием и имеет физический и духовный аспекты. Алхимия также известна как взаимодействие энергии Кундалини - символа женского аспекта, с высшей энергией, или мужским принципом. Через понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро. Трансмутация металлов должна быть завершена получением философского камня - в виде металлического порошка, камня или эликсира жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, камень, добываемый искателем, прежде всего обозначает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип. Первый агент представляет пассивный принцип, воплощающуюся энергию, о которой большинство не имеет представления, но в которой содержатся возможности для духовного роста. Если соединение активного и пассивного принципов происходит в «печи» глубокой медитации, то обнаруживается невозможность овладеть пассивным принципом через борьбу, в которой активный принцип привык добиваться того, что он хочет.

Это приводит к темной ночи души, о которой говорят мистики, в ней пассивный и активный принципы кажутся уничтоженными и человек оказывается полностью брошенным. Из этого отчаяния возникает откровение о необходимости проявления принципа любви, а не силы, и за этим следует объединение двух принципов: красного короля и белой королевы, чье потомство рождается из воды и духа.

Медитация является обычной духовной практикой, сопровождающей каждую стадию этого символического процесса. Это андрогинный принцип, содержащий в себе семена всех вещей. Евгений Филалет и др. называют его Светом, преображающим материю. Исходя из идеи физической трансмутации металлов, алхимия ищет духовный принцип, управляющий материей.

Хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии до наших дней занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления, став универсальным языком современной литературы, театра, мистицизма.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада древних, темных и средних веков.

Герметизм, религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (так называемый «Герметический корпус», 2-3 вв.). В расширительном смысле — комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), у К. Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.

Эликсир (от араб. аль-иксир — философский камень), жизненный эликсир — у средневековых алхимиков фантастический напиток, продлевающий жизнь, сохраняющий молодость.

Гомункулус (лат. homunculus — человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты считали, что гомункулус — маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.

Панацея, у алхимиков лекарство, якобы исцеляющее от всех болезней [ по имени древнегреческой богини Панакии (Panakeia — всеисцеляющая)].

Греческая и египетская алхимия

 

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей. Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Джехути). В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.

Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.

Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:

1. Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.

2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Родившаяся в Александрии алхимия сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот (Джехути) – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.

Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом (Ερμής ο Τρισμέγιστος, Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр. В Александрийской академии лаборатории "священного искусства" размещались в главном здании академии – храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Важнейшие алхимические знаки

 

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух (то что без остатка исчезает из материи при обжиге).

Ртуть - душа (то что соединяет тело и дух).

Соль - тело (то материальное что остается после обжига).

Сера и ртуть также рассматривались как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса (ouroboros) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век н.э.). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять для позолоты. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой.

Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути, как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой – киновари, – которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску – от красной до синей.

Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.). Написанная Болосом книга "Физика и мистика" состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов – превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего алхимического периода.

Следует отметить, что возможность трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых образованы все вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому превращение одного металла, составленного из этих элементов, в другой металл, составленный их тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода (искусства).

Практической предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств металла при введении некоторых добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия до н.э. мышьяковистой меди варьируется от белого до красноватых и золотистых оттенков).

Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом. Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода – энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представляющих собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, к числу которых относится и знаменитая книга "Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста. В целом следует отметить, что об александрийском этапе алхимии известно очень мало, т.к. Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешёвого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку средоточением естествознания и античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

Гермес, в греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, Гермес родился в Аркадии в пещере горы Киллены. Еще будучи младенцем, он ухитряется украсть коров у Аполлона. Коровы возвращают хозяину, но Гермес из панциря черепахи изготовил впервые семиструнную лиру и музыка его звучит так чарующе, что Аполлон дает ему коров в обмен на лиру. Гермес в придачу к лире вручил и свирель, за что Аполлон подарил ему волшебный золотой жезл и научил гадать. Жезл Гермеса обладает силой усыплять и пробуждать людей, примирять враждующих. Другой непременный атрибут Гермеса — волшебные крылатые золотые сандалии. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от Аргуса, надев шлем Аида, побеждает гигантов. Искусство плутовства он передает своему сыну Автолику. Другой сын — Пан — выступает как воплощение пастушеской ипостаси Гермеса.

Гермес одинаково вхож в мир живых и мертвых, он является посредником между людьми и богами, между людьми и обитателями аида. Он нередко выступает как покровитель героев: матери Фрикса и Геллы Нефеле он вручает златорунного барана, Персею — меч, своему потомку Одиссею открывает тайну волшебной травы, спасающей от колдовства Цирцеи. Он умеет открывать любые узы, помогает Приаму проникнуть в стан ахейцев к Ахиллу.

Гермес в поздней античности почитался как Трисмегист (отождествленный с египетским Тотом ), с которым связывались оккультные науки и герметические (т. е. закрытые) сочинения. Отсюда произошли герметизм и герменевтика. Гермес — бог-олимпиец, но его образ восходит к божеству догреческого, возможно, малоазийского происхождения. Его имя производят от наименования древних фетишей-герм — каменных столбов или груд камней, которыми отмечали места погребений, дороги, границы. В Древнем Риме с Гермесом отождествляли Меркурия.

Тот, древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот – в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь Великий.

Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости – изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом – виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем и вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В мире богов Тот являлся судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса.

Поздние египетские тексты величают Тота "сердцем Ра", "гортанью Амона", "владыкой времен"; постоянный эпитет Тота – "владыка словес бога" – указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром.

Эпитеты "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, перешли в греческую письменность в форме Ερμής ο Τρισμέγιστος, которую стали прилагать и к отожествленному с Тотом Гермесу. Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также человека с головой ибиса.



poisk-ru.ru

История Алхимии. Египет. - Сайт alchem!

Добрый день, продолжим изучать историю. Как же развивалась Алхимия в Египте? Что связывает Египет и Алхимию?

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот, и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.

 

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей. 

 

Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:

   1. Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.

   2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Родившаяся в Александрии алхимия сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот (Джехути) – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.

 

Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.). Написанная Болосом книга "Физика и мистика" состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов – превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего алхимического периода. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом. Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода – энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

 

   Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку средоточением естествознания и античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

 

   Тот, древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот – в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь Великий.

Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости – изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом – виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем и вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В мире богов Тот являлся судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса.

Поздние египетские тексты величают Тота "сердцем Ра", "гортанью Амона", "владыкой времен"; постоянный эпитет Тота – "владыка словес бога" – указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром.

Эпитеты "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, перешли в греческую письменность в форме Ερμής ο Τρισμέγιστος, которую стали прилагать и к отожествленному с Тотом Гермесу. Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также человека с головой ибиса.

 

Домашнее задание.

1. Почему Египет считают родиной Алхимии?

 

Дополнительное задание.

1. Доклад о Тоте.

2. Сочинение по теме лекции.

3. Картинки.

 

Домашнее задание для университета:

Конспект лекции

 

Дополнительное задание:

1. Доклад Александрийской академии.

2. Сочинение по теме лекции.

3. Картинки.

alchem.jimdo.com

Алхимия и наследие Древнего Египта

Алхимия не могла появиться «на пустом месте». Веками люди пытались овладеть тайнами материи, работали с металлами, минералами, получали лекарства, красители и занимались многими другими делами, полезными для ремесленников, жрецов и лекарей. Два важных аспекта алхимии – практически-рецептурный и духовно-мистический – обозначились уже с первых веков существования этого древнего искусства. Поэтому важно обратить внимание и на те истоки алхимии, которые послужили почвой для алхимической практики. В первую очередь, это богатая ремесленная практика Древнего Египта.

Известно утверждение о том, что алхимия зародилась в древнеегипетской цивилизации. Однако никаких подтверждений этому факту исследователи не нашли. Но то, что накапливавшиеся веками знания и умения создали почву для появления алхимии в Египте в первые века нашей эры, не вызывает сомнений. Металлургия и работа с металлом была известна египтянам с древнейших времен. Золото, серебро и медь издревле добывались и обрабатывались в Египте, например, выплавка меди и изготовление из нее инструментов и оружия широко распространились уже в IV тыс. до н. э. Ремесленники использовали специальные сосуды и инструменты, в частности, применяли плавильные тигли и меха для раздувания пламени. Были известны различные сплавы, например, меди и серебра, меди и золота. Со времен Среднего царства (начало III тыс. до н. э.) египтяне стали получать бронзу. Стекло египетские ремесленники получали из кварцевого песка с глиной и известью с III тыс. до н. э.

В Древнем Египте широкое распространение получили различные красители как растительного, так и минерального происхождения. Искусство врачевания, высоко развитое в Древнем Египте, требовало массового изготовления лекарств. Египтяне широко применяли различные фармацевтические средства. Например, один из древнеегипетских документов, известный как «Папирус Эберса», относящийся к XVI в. до н. э., содержит немало рецептов получения лекарств. Он был назван так по имени немецкого египтолога и писателя Георга Эберса (1837–1898), нашедшего этот папирус в Луксоре зимой 1873 г. Сейчас папирус хранится в библиотеке Лейпцигского университета.

Папирус склеен из 108 листов, в нем представлено более 900 рецептов. Текст сообщает и о том, что более чем за тысячу лет до н. э. египетским фармацевтам были известны такие лабораторные операции, как настаивание (экстракция), фильтрование, сбраживание и др. Пример одного из лекарственных средств из папируса Эберса, предназначенного для лечения тошноты и проблем с желудочно-кишечным трактом: «Возьми сосуд, наполовину заполненный водой, наполовину – луком. Дай постоять пять дней. Следи, чтобы не высохло. После того, как постоит влажным, сбей до пены четверть третьей части содержимого сосуда. Дай тому, кто страдает от тошноты, пить в течение пяти дней, чтобы он мог сразу же выздороветь».

Применения различных средств требовала и практиковавшаяся в Древнем Египте мумификация трупов. Широко распространенным было и производство парфюмерии. Египтяне (как мужчины, так и женщины) обводили глаза специальным средством зеленого цвета, в котором содержались соединения сурьмы и жир. Предполагают, что это делалось для защиты от солнца. Женщины охотно использовали румяна, красили губы, применяли различные косметические средства в виде мазей, примочек и т. д. К периоду эллинистического Египта ремесленные практики достигли своего максимального развития.

halls.cpeda.space

К вопросу о лампах Дендеры или алхимия в Древнем Египте - Очерки - Каталог статей

К вопросу о лампах Дендеры или алхимия в Древнем Египте

Комплекс в Дендере состоит из храма богини Хатхор, небольшого храма Исиды, священного озера и расположенного неподалеку, древнего кладбища. Весь комплекс строился и перестраивался на протяжении многих веков, а часть сооружений восходит к додинастическому периоду.Храм посвящен богини Хатхор, олицетворяющей материнство, женственность, любовь, веселье, танцы и Млечный Путь. Он имеет размер около 80 метров в длину, высокие колоны и обильные барельефы богов, богинь, различных процессий и подношений, созвездий, знаков зодиака, планет и даже римских императоров и правителей Египта времен Птолемеев.   В криптах (подземной части) храма находятся изображения, которые вызывают множество вопросов, благодаря своему неоднозначному виду. Вход в эти двенадцать небольших подземных камер и гробниц ранее был перекрыт массивными плитами, затрудняющими проникновение в эти крипты. На одной из стен крипты номер четыре находится изображение, которое некоторые исследователи трактуют, как древнюю газоразрядную лампу. Была даже осуществлена реконструкция "лампы фараонов" (Эрихен фон Деникен). Хотелось бы сразу упомянуть тот факт, что подобные изображение есть и в самом храме Хатор, в одной из комнат под самым потолком помещения.

Хотя сами барельефы действительно смутно похожи на газоразрядные лампы, тем не менее, текст рядом с ними не имеет даже малейшего намека на подобное изделие. Отсутствуют иероглифы обозначающие свет, яркий свет, солнечный свет и так далее, что не может не служить в пользу скептиков данной гипотезы. Кроме того, реализация данного технологического устройства не была реально осуществима на существующей в то время материальной базе. Что нельзя допустим сказать, по поводу, так называемой "багдатской батарейки".  

Приведем перевод с древнеегипетского части надписей возле интересующихся барельефов.

Первая надпись (перевод):Говорить слова Harsomtus, великого Бога, который обитает в Дендере, который находится в объятиях Первой Ночной Барки, возвышенная Змея, которую статуя Chenti (Chenti) носит Хех (Heh), чья команда носит его совершенство, из-за которого Ба Нарождающаяся (Хатхор) в небе появляет образу которой поклоняются почитатели, приходит как Уникальная, обрученная со лбом змеи, с многочисленными именами в верхней части Chui-en-hesen, делает образ Ра в стране Atum (Дендера), отцу богов, кто сотворил все. Металл золото, размер (величина): четыре ладони.

Вторая надпись (перевод):Harsomtus в Hen Сосуд (котел) Ночной барке, внутри которой четыре фигуры. Фигура Хе (Heh) (говорит Harsomtus) передняя часть, в то время как этот цветок в его конце, и вода под ним. Металл золото, размер (величина): четыре ладони.

Третья надпись (перевод):Говорит Harsomtus, словами великого Бога, который обитает в Дендере, живой Ба в лотосе дневной барки, чье совершенство, как две руки колоны Джед носит образ Seschemu, в то время как Ка на коленях с согнутыми руками. Металл золото и все драгоценные камни, размер (величина): четыре ладони.

Четвертая надпись (перевод):Harsomtus в его барке. Металл золото и все драгоценные камни, размер (величина): четыре ладони.

Пятая надпись (перевод):Говорит Harsomtus, слова великого Бога, который пребывает в Дендере, родился из цветка лотоса, как живое Ба, чье совершенство будет подниматься от образа Kematju его Ка, его образа Seschemu от команды Дневной барки, чье несет чрево Джед, под образом Первичного Seschemu, его Величие переносит его Ка. Золото, размер (величина): локоть.Фигура обезьяны после надписи: Твое имя прекрасно, как Upu, твой облик жабы. Меня низко покрамсали твои враги с помощью ножа и я казнил их.

Шестая надпись (перевод):Harsomtus верхнего и нижнего Египта, змея Sata, которая исходит от цветка, который сосуд Hen, на сторонах, которого расположены четыре фигуры с человеческими лицами, между тем, главная фигура Хе (Heh) на севере в верхней части его барки. Обезьяна Juf с лицом жабы и с ножами в обеих ее руках пред ним, как две фигуры, которые носят переднюю часть этого цветка.

Как можно заметить, ни в одной надписи не идет речь о каком либо свете или лампе. Но зато, практически в каждой надписи фигурирует золото (нуб) и змея. Подобное соединение слов очень характерно для алхимических образов и аллегорий. Кроме того, многие алхимические гравюры средних веков изобилуют изображениями змеи в сосуде.

Также представляет интерес изображение "Великого Мената" богини Хатор. Сделав предположение, что данный менат имеет сходство с алхимической схемой элементов (Свет-Огонь-Воздух-Вода-Земля) был сделан собственный перевод иероглифов над барельефом. "Дух(?) ограничивает белую сухую сотню владычице Хатор в Дендере, твой менат создает Ра, преподноси медь (минералы) и золото, опоре Господа".

Стараясь не создавать излишние спекуляции по поводу изображений в храме Хатор в Дендере, считаем, что они могут быть отнесены к алхимическим процессам. Цветок лотоса олицетворял в Древнем Египте творческую силу, порождение, жизнь и воскрешение, именно то, что и является основопологающимся базисом в алхимии. Кроме того, лотос связан с водой, которая тоже в свою очередь, является существенным элементом в этой оккультной науке. Изображения в крипте №4 и в верхней камере храма в Дендере, имеют сходства с алхимическими сосудами для перегонки, которые уже в то время изображали в своих рукописях александрийские алхимики. Интересное наблюдение, одна из комнат Дендерского храма прямо так и названа "лаборатория"...Это скромное исследование в дальнейшем будет продолжено по мере изучения храмовых изображений и исследований египтологов.   

Литература:Wolfgang Waitkus, Die Texte in den unteren Krypten des Hathortempels von Dendera : Ihre Aussagen zur Funktion und Bedeutung dieser Räume, Mainz 1997.Budge. An egyptian hieroglyphic dictionary, 1920.Mariette Auguste, Dendérah: description générale du grand temple de cette ville, 1870-1875.

Harsomtus - Гор двух земель (ребенок, связанный с цветком лотоса, сын Гора и Хатор, олицетворялся с Гарпократом).Змей Сата - «сын земли» или «жизнь земли». (Из книги метрвых: Я есмь змея Сата, чьи годы нескончаемы. Я ложусь мертва. Я рождаюсь ежедневно. Я змея Са-на-Та, обитатель крайних частей земли. Я ложусь, мертва, я рождена. Я обновляюсь, я поновляю свою юность всякий день.)Chenti - Khenti, царящая в царстве мертвых, стоящая во главе Запада.Хех (Heh) - бесконечность или вечность (Огдоада). Его мужская форма часто изображается в виде лягушки или лягушки головой человека и его женской форме , как змея или змея с головой человека.Менат - подвеска с нитками из бус и металлической пластиной. Использовался в виде украшения и музыкального инструмента. Обозначал женское начало, счастье, радость, бич власти и силы.

Для виртуального тура по храму Хатор в Дендере можно посоветовать: http://visit360.net/index.php?option=com_k2&view=item&id=8:dendera-temple-complex-in-360%C2%B0&Itemid=66&tmpl=component&print=1

alchemy.ucoz.ru

К вопросу о лампах Дендеры или алхимия в Древнем Египте - Очерки - Каталог статей

К вопросу о лампах Дендеры или алхимия в Древнем Египте

Комплекс в Дендере состоит из храма богини Хатхор, небольшого храма Исиды, священного озера и расположенного неподалеку, древнего кладбища. Весь комплекс строился и перестраивался на протяжении многих веков, а часть сооружений восходит к додинастическому периоду.Храм посвящен богини Хатор, олицетворяющей материнство, женственность, любовь, веселье, танцы и Млечный Путь. Он имеет размер около 80 метров в длину, высокие колоны и обильные барельефы богов, богинь, различных процессий и подношений, созвездий, знаков зодиака, планет и даже римских императоров и правителей Египта времен Птолемеев.   

В криптах (подземной части) храма находятся изображения, которые вызывают множество вопросов, благодаря своему неоднозначному виду. Вход в эти двенадцать небольших подземных камер и гробниц ранее был перекрыт массивными плитами, затрудняющими проникновение в эти крипты. На одной из стен крипты номер четыре находится изображение, которое некоторые исследователи трактуют, как древнюю газоразрядную лампу. Была даже осуществлена реконструкция "лампы фараонов" (Эрихен фон Деникен). Хотелось бы сразу упомянуть тот факт, что подобные изображение есть и в самом храме Хатор, в одной из комнат под самым потолком помещения.

Хотя сами барельефы действительно смутно похожи на газоразрядные лампы, тем не менее, текст рядом с ними не имеет даже малейшего намека на подобное изделие. Отсутствуют иероглифы обозначающие свет, яркий свет, солнечный свет и так далее, что не может не служить в пользу скептиков данной гипотезы. Кроме того, реализация данного технологического устройства не была реально осуществима на существующей в то время материальной базе. Что нельзя допустим сказать, по поводу, так называемой "багдатской батарейки".  

Приведем перевод с древнеегипетского части надписей возле интересующихся барельефов.

Первая надпись (перевод):Говорить слова Harsomtus, великого Бога, который обитает в Дендере, который находится в объятиях Первой Ночной Барки, возвышенная Змея, которую статуя Chenti (Chenti) носит Хех (Heh), чья команда носит его совершенство, из-за которого Ба Нарождающаяся (Хатхор) в небе появляет образу которой поклоняются почитатели, приходит как Уникальная, обрученная со лбом змеи, с многочисленными именами в верхней части Chui-en-hesen, делает образ Ра в стране Atum (Дендера), отцу богов, кто сотворил все. Металл золото, размер (величина): четыре ладони.

Вторая надпись (перевод):Harsomtus в Hen Сосуд (котел) Ночной барке, внутри которой четыре фигуры. Фигура Хе (Heh) (говорит Harsomtus) передняя часть, в то время как этот цветок в его конце, и вода под ним. Металл золото, размер (величина): четыре ладони.

Третья надпись (перевод):Говорит Harsomtus, словами великого Бога, который обитает в Дендере, живой Ба в лотосе дневной барки, чье совершенство, как две руки колоны Джед носит образ Seschemu, в то время как Ка на коленях с согнутыми руками. Металл золото и все драгоценные камни, размер (величина): четыре ладони.

Четвертая надпись (перевод):Harsomtus в его барке. Металл золото и все драгоценные камни, размер (величина): четыре ладони.

Пятая надпись (перевод):Говорит Harsomtus, слова великого Бога, который пребывает в Дендере, родился из цветка лотоса, как живое Ба, чье совершенство будет подниматься от образа Kematju его Ка, его образа Seschemu от команды Дневной барки, чье несет чрево Джед, под образом Первичного Seschemu, его Величие переносит его Ка. Золото, размер (величина): локоть.Фигура обезьяны после надписи: Твое имя прекрасно, как Upu, твой облик жабы. Меня низко покрамсали твои враги с помощью ножа и я казнил их.

Шестая надпись (перевод):Harsomtus верхнего и нижнего Египта, змея Sata, которая исходит от цветка, который сосуд Hen, на сторонах, которого расположены четыре фигуры с человеческими лицами, между тем, главная фигура Хе (Heh) на севере в верхней части его барки. Обезьяна Juf с лицом жабы и с ножами в обеих ее руках пред ним, как две фигуры, которые носят переднюю часть этого цветка.

Как можно заметить, ни в одной надписи не идет речь о каком либо свете или лампе. Но зато, практически в каждой надписи фигурирует золото (нуб) и змея. Подобное соединение слов очень характерно для алхимических образов и аллегорий.

Кроме того, многие алхимические гравюры средних веков изобилуют изображениями змеи в сосуде.

Также представляет интерес изображение "Великого Мената" богини Хатор. Сделав предположение, что данный менат имеет сходство с алхимической схемой элементов (Свет-Огонь-Воздух-Вода-Земля) был сделан собственный перевод иероглифов над барельефом. "Дух(?) ограничивает белую сухую сотню владычице Хатор в Дендере, твой менат создает Ра, преподноси медь (минералы) и золото, опоре Господа".

Стараясь не создавать излишние спекуляции по поводу изображений в храме Хатор в Дендере, считаем, что они могут быть отнесены к алхимическим процессам. Цветок лотоса олицетворял в Древнем Египте творческую силу, порождение, жизнь и воскрешение, именно то, что и является основопологающимся базисом в алхимии. Кроме того, лотос связан с водой, которая тоже в свою очередь, является существенным элементом в этой оккультной науке. Изображения в крипте №4 и в верхней камере храма в Дендере, имеют сходства с алхимическими сосудами для перегонки, которые уже в то время изображали в своих рукописях александрийские алхимики.

Интересное наблюдение, одна из комнат Дендерского храма прямо так и названа лаборатория в которой, приготовлялись мази, благовония и эссенции для подношений богам.Это скромное исследование в дальнейшем будет продолжено по мере изучения храмовых изображений и исследований египтологов.   

Литература:Wolfgang Waitkus, Die Texte in den unteren Krypten des Hathortempels von Dendera : Ihre Aussagen zur Funktion und Bedeutung dieser Räume, Mainz 1997.Budge. An egyptian hieroglyphic dictionary, 1920.Mariette Auguste, Dendérah: description générale du grand temple de cette ville, 1870-1875.

Harsomtus - Гор двух земель (ребенок, связанный с цветком лотоса, сын Гора и Хатор, олицетворялся с Гарпократом).Змей Сата - «сын земли» или «жизнь земли». (Из книги метрвых: Я есмь змея Сата, чьи годы нескончаемы. Я ложусь мертва. Я рождаюсь ежедневно. Я змея Са-на-Та, обитатель крайних частей земли. Я ложусь, мертва, я рождена. Я обновляюсь, я поновляю свою юность всякий день.)Chenti - Khenti, царящая в царстве мертвых, стоящая во главе Запада.Хех (Heh) - бесконечность или вечность (Огдоада). Его мужская форма часто изображается в виде лягушки или лягушки головой человека и его женской форме , как змея или змея с головой человека.Менат - подвеска с нитями из бус и металлической пластиной. Использовался в виде украшения и музыкального инструмента. Обозначал женское начало, счастье, радость, власть и силу.

Для виртуального тура по храму Хатор в Дендере можно посоветовать: http://visit360.net/index.php?option=com_k2&view=item&id=8:dendera-temple-complex-in-360%C2%B0&Itemid=66&tmpl=component&print=1

Автор alchemy.

alchemy.ucoz.ru

План: Введение; Химические знания первобытных людей; Алхимия; Химия в Древнем Египте; Мумифицирование - Документ

ГОУ СОШ № 858

Подготовили: Ковалева Н., Бабичева В., 9 класс

Учитель: Агибалова Г.М.

История развития химии в древних государствах

План:

        • Введение;

        • Химические знания первобытных людей;

        • Алхимия;

        • Химия в Древнем Египте ;

        • Мумифицирование;

        • Алхимия арабов;

        • Алхимия в Западной Европе;

        • Создание пороха в Китае;

        • Хроника развития химии в России.

Планета Земля образовалась около 4,6 млрд. лет назад. Тогда она ни внутренне, ни внешне совсем не походила на нынешнюю Землю. Внутренне- потому, что не была расслоена на оболочки- геосферы; внешне- потому, что еще не сложился привычный для нас рельеф с горами, долинами, реками и морями. Это был огромный шар, «скатанный» всемирным тяготением из мелких космических тел. Когда температура земной поверхности опустилась ниже +100ْ , появилась вода, возникла гидросфера.

Углубляясь в историю Земли, ученые убедились в том, что развитие нашей планеты происходило от простого к сложному. Вот почему долгое время считалось, что сначала Земля была безжизненной. Ее окутывала лишенная кислорода атмосфера, полная ядовитых веществ; гремели вулканические взрывы, сверкали молнии, жесткое ультрафиолетовое излучение пронизывало атмосферу и верхние слои воды.… Тем не менее все эти губительные явления работали на жизнь. Под их влиянием из окутавшей Землю смеси паров сероводорода, аммиака и угарного газа начинали синтезироваться первые органические соединения, и постепенно океан наполнялся органическим веществом.

Это логичная на первый взгляд картина зарождения жизни на Земле, к сожалению, не подтверждается современными научными данными. Значит ли это, что жизнь занесена из глубин Вселенной вместе с тем веществом, из которого образовалась планета, и что в самом этом веществе уже существовала жизнь, а попав на Землю, она постепенно приобрела знакомый нам вид? Такую идею впервые высказал древнегреческий ученый Анаксимандр в VI веке до н. э. Этой же точки зрения в разное время придерживались многие известнейшие ученые, среди которых Герман Гельмгольц и Уильям Томсон, Сванте Аррениус и Владимир Иванович Вернадский, считавший, что биосфера «геологически» вечна и жизнь на Земле существует столько же времени, сколько сама Земля как планета.

Химические знания первобытных людей.

На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний происходил весьма медленно. Условия жизни людей, объединявшихся в малочисленные общины, или большие семьи, и добывавших средства к существованию путем использования готовых продуктов, которые давала природа, не благоприятствовали развитию производительных сил.

Потребности первобытных людей были примитивны. Прочных и постоянных связей между отдельными общинами, особенно если они территориально были отдалены друг от друга, не существовало. Поэтому передача практических знаний и опыта требовала длительного времени. Понадобилось много веков, чтобы первобытные люди в жестокой борьбе за существование овладели некоторыми отрывочными и случайными химическими знаниями. Наблюдая окружающую природу, наши предки познакомились с отдельными веществами, некоторыми их свойствами, научились использовать эти вещества для удовлетворения своих потребностей. Так, в далекие доисторические времена, человек познакомился с поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами.

Потребность в одежде научила первобытных людей примитивным способам выделки шкур зверей. Сырые, необработанные шкуры не могли служить сколько-нибудь пригодной одеждой. Они легко ломались, были жестки, а при соприкосновении с водой быстро загнивали. Обрабатывая шкуры каменными скребками, человек удалял с обратной стороны шкуры мездру, затем шкуру подвергали длительному вымачиванию в воде, а в дальнейшем — дублению в настое корня некоторых растений, затем ее сушили и, наконец, жировали. В результате всех этих операции она становилась мягкой, эластичной и прочной. Чтобы освоить подобные простейшие способы обработки различных природных материалов в первобытном обществе, потребовалось много столетий.

Огромным достижением первобытного человека было изобретение способов добычи огня и его использования для обогрева жилищ и для приготовления и консервирования пищи, а в дальнейшем и для некоторых технических целей. Изобретение способов добычи огня и его использования, как полагают археологи, произошло около 50 000—100 000 лет назад и ознаменовало собой новую эру в культурном развитии человечества.

Овладение огнем привело к значительному расширению химико-практических знаний в первобытном обществе, к ознакомлению доисторического человека с некоторыми процессами, происходящими при нагревании различных веществ.

Однако понадобилось много тысячелетий для того, чтобы человек научился сознательно применять нагревание природных материалов, чтобы получать необходимые ему продукты. Так, наблюдение за изменениями свойств глины при ее прокаливании привело к изобретению глиняной посуды. Гончарные изделия зарегистрированы в археологических находках эпохи палеолита. Значительно позднее был изобретен гончарный круг и введены в практику специальные печи для обжига глиняной посуды и керамических изделий.

Уже на ранних этапах первобытно-родового строя были известны некоторые земляные краски, в частности окрашенные глины, содержащие окислы железа (охра, умбра), а также сажа и другие красящие вещества, при помощи которых первобытные художники изображали на стенах пещер фигуры животных, сцены охоты, боев и т. п. (например, Испания, Франция, Алтай). С древнейших времен минеральные краски, а также окрашенные растительные соки применялись для окраски предметов быта и для татуировки.

Несомненно, что первобытный человек весьма рано познакомился и с некоторыми металлами, прежде всего с теми из них, которые встречаются в природе в свободном состоянии. Однако в ранние периоды первобытно-родового строя металлы применялись очень редко, главным образом для украшений, наряду с красиво окрашенными камнями, раковинами и т. п. Впрочем, археологические

находки свидетельствуют о том, что в эпоху неолита металл применялся для изготовления орудий труда и оружия. При этом металлические топоры и молоты делались наподобие каменных. Металл играл, таким образом, роль разновидности камня. Но несомненно, что первобытные люди в эпоху неолита наблюдали и особые свойства металлов, в частности плавкость. Человек легко мог (конечно, случайно) получить металлы, нагревая на костре некоторые руды и минералы (свинцовый блеск, касситерит, бирюзу, малахит и т. д.) Для человека каменного века костер был своеобразной химической лабораторией.

Человеку с глубокой древности были известны железо, золото, медь, свинец. Знакомство с серебром, оловом и ртутью относится к более поздним периодам.

Алхимия — ключ ко всем познаниям, венец средневековой учености, — исполненная желания получить философский камень, который сулил его обладателю несметное богатство и вечную жизнь.

Почти так сказал об алхимии Николай Васильевич Гоголь.

Здесь мы даем слово ему, как будто и в самом деле побывавшему в лаборатории средневекового алхимика: «Представьте себе какой-нибудь германский город в средние веки, эти узенькие, неправильные улицы, высокие, пестрые готические домики и среди их какой-нибудь ветхий, почти валящийся, считаемый необитаемым, по растреснувшимся стенам которого лепится мох и старость, окна глухо заколочены — это жилище алхимика. Ничто не говорит в нем о присутствии живущего, но в глухую ночь голубоватый дым, вылетая из трубы, докладывает о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но все еще неразлучного с надеждою, — и благочестивый ремесленник средних веков со страхом бежит от жилища, где, по его мнению, духи основали приют свой, и где вместо духов основало жилище неугасимое желание, непреоборимое любопытство, живущее только собою и разжигаемое собою же, возгорающееся даже от неудачи — первоначальная стихия всего европейского духа, — которое напрасно преследует инквизиция, проникая во все тайные мышления человека: оно вырывается мимо и, облеченное страхом, еще с большим наслаждением предается своим занятиям»1.

Близко — не правда ли? — от столь впечатляющего описания средневекового алхимика до чертовщины и колдовства «Вия», фантастических новелл «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

АЛХИМИЯ - своеобразное явление культуры, распространенное в Китае, Индии, Египте, античной Греции, в средние века на арабском Востоке и в Западной Европе; по версии ортодоксальной науки, донаучное направление в развитии химии. Выделяются устойчивые, связанные между собой алхимические традиции - греко-египетская, арабская и западно-европейская. Особняком стоят китайская и индийская традиции. В России алхимия большого распространения не получила.Главной целью алхимии была трансмутация неблагородных металлов в благородные (в связи с чем велись поиски средства для превращения металлов в золото - философского камня), а также получение эликсира бессмертия, универсального растворителя и т.п. Попутно алхимиками был сделан ряд открытий, разработаны некоторые приемы лабораторной техники и способы получения различных продуктов, в т.ч. красок, стекол, эмали, металлических сплавов, лекарственных веществ и проч.Выдающийся ученый, алхимик и философ Роджер Бэкон в числе первых средневековых мыслителей провозгласил в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт. Многие исследователи указывают на вероятность успешных алхимических опытов уже в VI-V тыс. до н.э. Например, обращается внимание на найденные в могильниках близ города Варна несколько сот килограммов золота, в то время как на Балканах месторождений золота нет. Обильные золотые клады при практически полном отсутствии золотодобычи найдены в Месопотамии, Египте, Нигерии; неизвестны места добычи золота инков. Однако всюду, где обилие золота труднообъяснимо, имеются медные месторождения. Кандидат геолого-минералогических наук Владимир Нейман выдвинул гипотезу, что, по крайней мере, часть золота Балкан,  Месопотамии,  Египта, Нигерии, Южной Америки была получена искусственным путем из меди. Возможно, что его производство опиралось на древние знания.В века, предшествующие наступлению н.э., алхимическое золото пытались производить на территории Римской империи, что побудило Гая Юлия Цезаря, боящегося, что секрет окажется в руках врагов империи, издать указ об уничтожении алхимических текстов. Предполагается, что в это же время секрет получения золота стал достоянием египетских жрецов, и сам этот факт хранился в строгой тайне вплоть до II-IV вв., когда сведения о том, что жрецы как будто бы знают способ превращения веществ в золото, стали распространяться благодаря деятельности Александрийской академии. В результате исполнения указов Цезаря и Диоклетиана погибли сотни рукописей, и секрет изготовления золота был, как считалось, утерян. Тем не менее, на протяжении нескольких последующих веков в разных местах периодически возникали слухи о превращении металлов в золото. Возрождение в Европе всеобщего интереса к алхимии началось в средние века. Особенно широкое распространение алхимия получила в Западной Европе в XIV-XVII в.в. Предполагается, что в это время некоторым алхимикам удалось получить золото: либо были использованы сохранившиеся древние знания, либо заново открыты древние рецепты.Выдающиеся алхимики, как правило, жили и работали под пристальным вниманием и опекой монарших особ и католической церкви. Многие монархи и высшие иерархи церкви сами были алхимиками. Английский король Генрих VI, при дворе которого работали многие алхимики, сообщил народу специальным посланием, что в его лабораториях завершается работа над получением философского камня. Вскоре, как утверждают исторические хроники, и в самом деле поправил материальное положение страны.Алхимики, согласно исторической хронике, помогли пополнить казну французскому королю Карлу VII

В 1460 г. алхимик Джордж Риппл, личный друг папы римского Иннокентия VIII, пожертвовал ордену иоаннитов золото, добытое, как считается, алхимическим путем, на гигантскую по тем временам сумму в несколько тысяч фунтов стерлингов.Согласно различным источникам, за всю средневековую историю алхимии, золото сумели получить не более двух-трех десятков человек, Среди них парижский переписчик книг Никола Фламмель, получивший в 1382 г. алхимическое золото и серебро, на которые он построил четырнадцать больниц и три церкви. Фламмель стал богатейшим человеком своего времени. Еще в XVIII в. французское казначейство раздавало милостыню из сумм, предназначенных Фламмелем на эти цели.Новый этап в развитии алхимии начался в XIX в. с попытками некоторых ученых приспособить к алхимии достижения современной науки. В числе прочих секрет получения золота пытались постигнуть американские изобретатели Томас Эдисон и Никола Тесла, облучавшие рентгеновской установкой с золотыми электродами тонкие пластинки серебра; американский физик, профессор Ира Рамсен, создавший установку, с помощью которой он надеялся осуществлять молекулярные превращения одних металлов в другие; американский химик Кэри Ли, получивший в 1896 г. на основе серебра желтый металл, внешне напоминающий золото, но имеющий химические свойства серебра.

uchebana5.ru