Танцы древнего египта. Танец фараонов или наследие Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Роль танца в Древнем Египте. Танцы древнего египта


Танцы в Древнем Египте

Культура Древнего Египта, в которой уровень социума являлся довольно высоким, была насыщена музыкой и танцами. Египтяне очень любили веселье и ни один праздник и ни одно событие, не проходило без плясок под музыкальный аккомпанемент. 

Египетские танцы

Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что танец в Древнем Египте был основным времяпрепровождением людей самого разного социального положения. Танцевали все – чернорабочие работали под ритм музыкальных инструментов и песен, а во время перерывов танцевали. Улицы Древнего Египта были всегда наполнены танцовщицами, которые развлекали и восхищали прохожих. Но стоит отметить, что люди высокого ранга не участвовали в подобных плясках, а лишь наблюдали за нанятыми танцорами, которые веселили гостей и хозяев праздника.

Развитие древнеегипетского танца

В Древнем Египте искусство танца ценилось довольно высоко. И, исходя из того, что это государство из-за определенного географического расположения было изолировано долгое время, то культура их танца развивалась самостоятельно и без вмешательства других народов и культур. Поэтому танцы в Древнем Египте были особенные и ни на что не похожие. За долгие годы развития культуры во времена фараонов возникло большое количество видов хореографии: танцы для развлечения, гаремные, ритуальные, религиозные и даже военные танцы. О таком разнообразии свидетельствуют различные изображения танцующих людей, дошедшие до наших дней.

Со временем, в танце Древнего Египта стало прослеживаться влияние таких соседних стран, как Эфиопия, Нубия, Судан, Сирия и Палестина. Из каждого государства была перенята какая-то частичка его традиции танца. В 1500 году до н.э. в хореографии Древнего Египта появилось еще больше гибкости, элегантности и утонченности, которые были привнесены индийскими баядерками.

Самым необычным танцем в Древнем Египте можно назвать астрономический танец жрецов, которые разгадывали тайны звезд и предвещали судьбы. Ритм их па воплощал в себе движение небесных тел во всей Вселенной и олицетворял гармонию безупречной небесной сферы. Выполняли этот танец вокруг специального алтаря, что символизировал солнце. Каждое движение имело свой смысл и подтекст. Например, сначала участники танца двигались с востока на запад, что символизировало движение неба, а затем с запада на восток, что олицетворяло движение планет.

Современные хореографические традиции Египта во многом отличаются от танцев Древнего Египта. Они стали более совершенными, появилось большое разнообразие движений. Но, невзирая на истечение стольких столетий, искусство танца этой страны осталось уникальным и неповторимым. Египтяне сумели пронести сквозь века свои традиции и манеры, присущие только их народу.

Современные египетские танцы

 

www.letopis.info

Танец Древнего Египта.

 

Много тысяч лет назад, до нашей эры, в долине реки Нил сложилась первая известная на Земле цивили­зация — Древний Египет. Это было сильное государство, во главе которо­го стоял фараон — бог на земле. Егип­тяне построили огромные города, за­щищенные от врагов крепкими сте­нами, создали величественные храмы и пирамиды, совершили удивительные научные открытия. Дошедшие до нас памятники искусства и литературы свидетельствуют о большом значении музыки и танца в Египте. Музыка звучала в народном быту, сопровож­дая работу, исполнялась во время мас­совых празднеств и гуляний, торжественных шествий и дворцовых развлечений.

Археологи обнаружили в гробни­цах множество сложных музыкаль­ных инструментов — дугообразные арфы, флейты, лиры, лютни, барабаны; а на стенах — изумительные по кра­соте рисунки, изображающие танцу­ющих людей. На одном из рельефов фараон Эхнатон одаривает жреца, а тот радостно танцует перед своим по­велителем. На другом изображены акробаты; они играют с мячами, про­делывают фокусы, стоят на одной ноге, высоко прыгают. Интересно здесь изображена танцовщица, которая со­всем запрокинулась назад — это по­ложение несколько напоминает «мо­стик». Особую ценность имеет фрес­ка из одной могилы, где представлена сцена пира. Здесь в длинных прозрач­ных платьях плавно и грациозно дви­гаются под звуки тамбурина танцов­щицы. Эти открытия доказали, что в Древнем Египте танец имел немало­важное значение и без него не обхо­дились ни одно празднество, ни одна религиозная или дворцовая церемо­ния: в домашнем кругу, в обществен­ном месте, в храме — всюду встреча­ется танец. В Древнем Египте суще­ствовали даже особые заведения, где готовили танцовщиц, музыкантов и певиц, чаще всего такие музыкально-танцевальные школы существовали при больших храмах.

Классификация древнеегипетских танцев:

1. Священные танцы. Каста жрецов играла большую роль в культурно-по­литической жизни Древнего Египта. Служители богов старались окружить религию непроницаемой тайной, об­ряды были полны мистики и сверхъестественности. Танцевальными риту­алами было окружено большинство древнеегипетских священных куль­тов. Древнейшей пляской в Древнем Египте считалась астральная пляска зодиака. Она исполнялась ночью в главном храме города. На площадке перед храмом, под ясным звездным небом устанавливался жертвенник и зажигался огонь. Двенадцать моло­дых красивых жриц, изображающие двенадцать знаков зодиака, в длинных одеждах, взявшись за руки, двигались вокруг жертвенника по направлению с востока на запад. Их медленный торжественный танец символизиро­вал движение Земли вокруг Солнца. Затем каждая жрица мимически изображала те события, которые свя­заны с появлением каждого созвез­дия. Например, жрицы, изображавшие осенние знаки зодиака — Деву, Весы, Скорпиона, показывали в танце сбор урожая, жатву и т. п.

Грандиозно-торжественными были представления, связанные с ми­фом об Осирисе и Исиде, во время которых исполнялась «Пляска Апи­са». Эти празднества проходили пе­ред разливом Нила. По учению еги­петских жрецов, верховное божество, любимый бог древних египтян Осирис, каждые двадцать пять лет воплощал­ся в быка. Считалось, что бык рож­дался от удара молнии. Этого быка искали по всему Египту; он обязатель­но должен был быть черного цвета и обладать особыми приметами. Сорок дней этого быка кормили в священ­ной долине Нила, ему прислуживали специальные жрицы, одетые в белые полупрозрачные одежды, которые ис­полняли перед быком священные пляски. Через сорок дней бык шество­вал к главному храму Древнего Егип­та в Мемфисе, где начиналось глав­ное торжество. Процессия сопровож­далась веселыми танцами, музыкой, пением жрецов. В плясках рассказы­вался миф об Осирисе и Исиде — рождение бога, его соединение с Иси­дой, богини Земли, убийство Осириса злым братом, поиски Исидой тела мужа, ее плач и воскрешение Осири­са. В финале пляска исполнялась в очень живом темпе: жрицы высоко подпрыгивали, сильно перегибали корпус и быстро вращались. Через двадцать пять лет наступал срок, ког­да Осирису следовало переселиться в тело другого быка - Аписа, а ста­рый приносился в жертву. Смерть его сопровождалась такими же торже­ствами и плясками, как и при его обоготворении, но уже не веселыми и ра­достными, а печальными, погребальными.

2. Домашние пляс­ки — их исполняли для развлечения гостей во время пира специально обу­ченные танцовщицы, которые назы­вались альмеи. Они выступали в длин­ных прозрачных платьях или в ко­ротких передниках. Руки и ноги танцовщиц всегда украшались брас­летами, грудь — ожерельем, тело — гирляндами цветов, голова — лентой или цветком лотоса, волосы укладывались в прически из нескольких кос. Танцевали они под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особой популярностью пользовался танец живота, сохранившийся на Востоке и до сих пор.

3. Обрядовые танцы. Сохранилось описание погребальной пляски: ее изображения встречаются на стенках саркофагов и гробниц. Когда умирал человек, его тело бальзамировалось: древние егип­тяне верили, что если тело истлеет и разрушится, душа умершего переста­нет жить. После бальзамирования тело запеленывали, клали в украшен­ный саркофаг, и траурная процессия отправлялась в «город мертвых». Шествие было очень торжественным: при протяжных звуках труб плакальщицы в длинных прозрачных туни­ках желтого цвета (цвет траура в Древнем Египте) жестами изобража­ли отчаянное горе, кричали и плака­ли, рвали на себе волосы, поднимали молитвенно руки ладонями кверху, ломали руки и в пантомиме изобра­жали деяния умершего.

К обрядовым танцам можно отнести танец «Четырех основ», который исполнялся в храме богини Изиды. В этом танце участвовали жрецы и жрицы, в руках которых имелись разные символы – цветы, зеркала, волосы и иногда арфы, основной аккомпанирующий эти танцы инструмент.

 

Виды египетских танцев:

Мимический – в котором жесты и позы служили выражением мысли;

Чистый – он состоял из колебательных движений корпуса, из упражнений на гибкость и ловкость.

При храмах древнего Египта существовали школы, выпускницы которых «наложницы божеств», жрицы-танцовщицы, пользовались большим авторитетом у египтян. Основным предметом в школах был танец. Во всех танцах, исполняемых девушками роль бедер настолько велика, что нет ни одного танца без их движений. Важное место в танце занимают руки. В обрядовом женском танце змеи – змеиноподобные движения рук: кисти сомкнуты в виде головки змеи и подняты вверх.

Большой популярностью в Древнем Египте пользовались танцы исполняемые «Альмеями» и «Гавази». Пластика в этих танцах имела арабское происхождение, но и никто из исследователей не утверждает, что в них исчезло все египетское. Рисунок в этих танцах был арабского типа, но некоторые позы и музыкальные инструменты, сопровождавшие танцы долгое время оставались египетскими. «Альмеи» и «Гавази» отличались друг от друга, пластика и позы первых были более скромными, и сами «Альмеи» считали себя благородными и были образованными. Они приглашались на праздники и в дома богатых, не только для увеселения своими танцами, но и для обучения азам хореографии и пению. «Альмеи» были богаты, их искусство и мастерство оплачивалось очень щедро, бывало, что некоторые из них по много лет работали танцовщицами в гареме какого-нибудь богача и самое главное, они обладали неограниченной свободой. Одним из популярных танцев «Альмей» был танец с саблями, в котором некоторые из них с блеском управлялись саблями, жонглировали ими, и при этом отлично координировали действия рук с виртуозной танцевальной техникой. Танцы «Альмей» можно было встретить не только в Египте, но и в Марокко, Тунисе, Алжире, Триполи, Турции и Персии. В их танцах определился стиль, и теперь его называют египетско-арабским. В танцах «Гавази» изображалась любовь. Танцовщица делала медленные движения, затем темп убыстрялся, жесты становились резче так, что в конце танца она еле стояла на ногах или падала в изнеможении.

Возраст египетской культуры насчитывает более 5 тысячи лет. Уже тогда был известен пирует и подготовка к антроша, а также прыжки и вращения. Песни и пляски сопровождали многочисленные обряды египтян и разнообразные события – свадьбы и даже похороны. Египтяне имели религиозные танцы, в которых отражалось отношение человека к божествам, но были и домашние пляски, в которых находилось место и веселью и забавам. Простой человек трудился и созерцал, все это находило свой отклик в его душе и сознании.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Танец Древнего Египта.

 

Много тысяч лет назад, до нашей эры, в долине реки Нил сложилась первая известная на Земле цивили­зация — Древний Египет. Это было сильное государство, во главе которо­го стоял фараон — бог на земле. Егип­тяне построили огромные города, за­щищенные от врагов крепкими сте­нами, создали величественные храмы и пирамиды, совершили удивительные научные открытия. Дошедшие до нас памятники искусства и литературы свидетельствуют о большом значении музыки и танца в Египте. Музыка звучала в народном быту, сопровож­дая работу, исполнялась во время мас­совых празднеств и гуляний, торжественных шествий и дворцовых развлечений.

Археологи обнаружили в гробни­цах множество сложных музыкаль­ных инструментов — дугообразные арфы, флейты, лиры, лютни, барабаны; а на стенах — изумительные по кра­соте рисунки, изображающие танцу­ющих людей. На одном из рельефов фараон Эхнатон одаривает жреца, а тот радостно танцует перед своим по­велителем. На другом изображены акробаты; они играют с мячами, про­делывают фокусы, стоят на одной ноге, высоко прыгают. Интересно здесь изображена танцовщица, которая со­всем запрокинулась назад — это по­ложение несколько напоминает «мо­стик». Особую ценность имеет фрес­ка из одной могилы, где представлена сцена пира. Здесь в длинных прозрач­ных платьях плавно и грациозно дви­гаются под звуки тамбурина танцов­щицы. Эти открытия доказали, что в Древнем Египте танец имел немало­важное значение и без него не обхо­дились ни одно празднество, ни одна религиозная или дворцовая церемо­ния: в домашнем кругу, в обществен­ном месте, в храме — всюду встреча­ется танец. В Древнем Египте суще­ствовали даже особые заведения, где готовили танцовщиц, музыкантов и певиц, чаще всего такие музыкально-танцевальные школы существовали при больших храмах.

Классификация древнеегипетских танцев:

1. Священные танцы. Каста жрецов играла большую роль в культурно-по­литической жизни Древнего Египта. Служители богов старались окружить религию непроницаемой тайной, об­ряды были полны мистики и сверхъестественности. Танцевальными риту­алами было окружено большинство древнеегипетских священных куль­тов. Древнейшей пляской в Древнем Египте считалась астральная пляска зодиака. Она исполнялась ночью в главном храме города. На площадке перед храмом, под ясным звездным небом устанавливался жертвенник и зажигался огонь. Двенадцать моло­дых красивых жриц, изображающие двенадцать знаков зодиака, в длинных одеждах, взявшись за руки, двигались вокруг жертвенника по направлению с востока на запад. Их медленный торжественный танец символизиро­вал движение Земли вокруг Солнца. Затем каждая жрица мимически изображала те события, которые свя­заны с появлением каждого созвез­дия. Например, жрицы, изображавшие осенние знаки зодиака — Деву, Весы, Скорпиона, показывали в танце сбор урожая, жатву и т. п.

Грандиозно-торжественными были представления, связанные с ми­фом об Осирисе и Исиде, во время которых исполнялась «Пляска Апи­са». Эти празднества проходили пе­ред разливом Нила. По учению еги­петских жрецов, верховное божество, любимый бог древних египтян Осирис, каждые двадцать пять лет воплощал­ся в быка. Считалось, что бык рож­дался от удара молнии. Этого быка искали по всему Египту; он обязатель­но должен был быть черного цвета и обладать особыми приметами. Сорок дней этого быка кормили в священ­ной долине Нила, ему прислуживали специальные жрицы, одетые в белые полупрозрачные одежды, которые ис­полняли перед быком священные пляски. Через сорок дней бык шество­вал к главному храму Древнего Егип­та в Мемфисе, где начиналось глав­ное торжество. Процессия сопровож­далась веселыми танцами, музыкой, пением жрецов. В плясках рассказы­вался миф об Осирисе и Исиде — рождение бога, его соединение с Иси­дой, богини Земли, убийство Осириса злым братом, поиски Исидой тела мужа, ее плач и воскрешение Осири­са. В финале пляска исполнялась в очень живом темпе: жрицы высоко подпрыгивали, сильно перегибали корпус и быстро вращались. Через двадцать пять лет наступал срок, ког­да Осирису следовало переселиться в тело другого быка - Аписа, а ста­рый приносился в жертву. Смерть его сопровождалась такими же торже­ствами и плясками, как и при его обоготворении, но уже не веселыми и ра­достными, а печальными, погребальными.

2. Домашние пляс­ки — их исполняли для развлечения гостей во время пира специально обу­ченные танцовщицы, которые назы­вались альмеи. Они выступали в длин­ных прозрачных платьях или в ко­ротких передниках. Руки и ноги танцовщиц всегда украшались брас­летами, грудь — ожерельем, тело — гирляндами цветов, голова — лентой или цветком лотоса, волосы укладывались в прически из нескольких кос. Танцевали они под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особой популярностью пользовался танец живота, сохранившийся на Востоке и до сих пор.

3. Обрядовые танцы. Сохранилось описание погребальной пляски: ее изображения встречаются на стенках саркофагов и гробниц. Когда умирал человек, его тело бальзамировалось: древние егип­тяне верили, что если тело истлеет и разрушится, душа умершего переста­нет жить. После бальзамирования тело запеленывали, клали в украшен­ный саркофаг, и траурная процессия отправлялась в «город мертвых». Шествие было очень торжественным: при протяжных звуках труб плакальщицы в длинных прозрачных туни­ках желтого цвета (цвет траура в Древнем Египте) жестами изобража­ли отчаянное горе, кричали и плака­ли, рвали на себе волосы, поднимали молитвенно руки ладонями кверху, ломали руки и в пантомиме изобра­жали деяния умершего.

К обрядовым танцам можно отнести танец «Четырех основ», который исполнялся в храме богини Изиды. В этом танце участвовали жрецы и жрицы, в руках которых имелись разные символы – цветы, зеркала, волосы и иногда арфы, основной аккомпанирующий эти танцы инструмент.

 

Виды египетских танцев:

Мимический – в котором жесты и позы служили выражением мысли;

Чистый – он состоял из колебательных движений корпуса, из упражнений на гибкость и ловкость.

При храмах древнего Египта существовали школы, выпускницы которых «наложницы божеств», жрицы-танцовщицы, пользовались большим авторитетом у египтян. Основным предметом в школах был танец. Во всех танцах, исполняемых девушками роль бедер настолько велика, что нет ни одного танца без их движений. Важное место в танце занимают руки. В обрядовом женском танце змеи – змеиноподобные движения рук: кисти сомкнуты в виде головки змеи и подняты вверх.

Большой популярностью в Древнем Египте пользовались танцы исполняемые «Альмеями» и «Гавази». Пластика в этих танцах имела арабское происхождение, но и никто из исследователей не утверждает, что в них исчезло все египетское. Рисунок в этих танцах был арабского типа, но некоторые позы и музыкальные инструменты, сопровождавшие танцы долгое время оставались египетскими. «Альмеи» и «Гавази» отличались друг от друга, пластика и позы первых были более скромными, и сами «Альмеи» считали себя благородными и были образованными. Они приглашались на праздники и в дома богатых, не только для увеселения своими танцами, но и для обучения азам хореографии и пению. «Альмеи» были богаты, их искусство и мастерство оплачивалось очень щедро, бывало, что некоторые из них по много лет работали танцовщицами в гареме какого-нибудь богача и самое главное, они обладали неограниченной свободой. Одним из популярных танцев «Альмей» был танец с саблями, в котором некоторые из них с блеском управлялись саблями, жонглировали ими, и при этом отлично координировали действия рук с виртуозной танцевальной техникой. Танцы «Альмей» можно было встретить не только в Египте, но и в Марокко, Тунисе, Алжире, Триполи, Турции и Персии. В их танцах определился стиль, и теперь его называют египетско-арабским. В танцах «Гавази» изображалась любовь. Танцовщица делала медленные движения, затем темп убыстрялся, жесты становились резче так, что в конце танца она еле стояла на ногах или падала в изнеможении.

Возраст египетской культуры насчитывает более 5 тысячи лет. Уже тогда был известен пирует и подготовка к антроша, а также прыжки и вращения. Песни и пляски сопровождали многочисленные обряды египтян и разнообразные события – свадьбы и даже похороны. Египтяне имели религиозные танцы, в которых отражалось отношение человека к божествам, но были и домашние пляски, в которых находилось место и веселью и забавам. Простой человек трудился и созерцал, все это находило свой отклик в его душе и сознании.

 

Похожие статьи:

www.poznayka.org

Роль танца в Древнем Египте: nastya_maks

В Древнем Египте танец играл огромное значение. Из рисунков и литературных произведений ученые выяснили, что танец встречается абсолютно везде — в храме, дома, в общественном месте. Ни праздники, ни торжественные церемонии без танца не обходились.

Танец вместе с ликованием били поэтическими символами у египтян. Он являлся выражением радости и экстаза. Большинство религиозных культов сопровождались ритуальными танцами.

В Древнем Египте были и боги, которые покровительствовали музыке, танцам, веселью. Это были Бастет, Хатор, Нехемаут и Хатий. Последний на всех изображениях представлялся бородатым карликом. Он либо приветствовал бога солнце, либо танцевал и играл перед ним или богиней Хатор.

Древнеегипетские мифы, которые связывались с культом Осириса, часто отражались в мистериях. В них воспроизводили основные эпизоды в драматической форме. В них жрецы исполняли танец, который показывает поиски бога, его оплакивание, а также погребение. Действие заканчивается водружением «джед», который был символом воскресения бога и природы. В основном все священные древнеегипетские культы включали в себя танцевальный ритуал. А учились танцу в специальных школах, находившихся при храме Амона. Здесь готовили жриц-танцовщиц, которые все жизнь танцевали. Они являлись первыми профессиональными исполнителями. Здесь учили делать акробатические трюки. На изображениях можно увидеть женщину, делающую шпагат, женщину, которую подбрасывают и ловят два партнера. Также были на рельефах и мужчины, стоящие на одной ноге и собирающиеся сделать пируэт.

Поначалу самыми простыми и скромными были церемониальные и погребальные танцы. Позже стали возникать и декоративные виды танцев. Для домашних развлечений танцам обучали рабов и рабынь.

Также в Древний Египет часто привозили танцовщиков из других стран. В те времена были труппы профессиональных актеров, которые странствовали по земле и разыгрывали пантомимы, сценки и номера. При этом они аккомпанировали себе бубнами и кастаньетами. Одно время были очень популярны группы негров-пигмеев.

Примерно в 1500 году до нашей эры в Египет прибыли танцовщики из Южной Индии — баядеры. Они изменили строгость, угловатость, жесткость в танце египтян, привнеся в него плавные и мягкие линии.

Были также и астрономические танцы жрецов. Его ритм отражал движение небесных тел во Вселенной, а сам он являл гармонию небесной сферы. Его танцевали вокруг алтаря в храме. Алтарь ставился посередине и олицетворял солнце.

Плутарх говорил, что жрецы сперва двигались с востока на запад, а потом с запада на восток. Первое символизировало движение неба, а второе — планет. Используя жесты и различные движения, жрецы рассказывали о гармонии системы планет

nastya-maks.livejournal.com

Музыка и танец

МУЗЫКА И ТАНЕЦ

Культура Древнего Египта была первой, обладающей совершенным обществом, и была она пропитана магией музыки и танцев. Древние египтяне жили полной жизнью, и ни один их праздник не обходился без музыки и танцев. На вечеринках певцы и музыканты выступали с арфами, лютнями, барабанами, флейтами, цимбалами, трещотками и бубнами. На фестивалях толпы пели и аплодировали в ритм звукам египетского оркестра, а как танцоры изумляли их своим мастерством, кручеными прыжками и причудливыми изгибами тел.

Музыкальные и танцевальные выступления содержала в себе большая часть светской и религиозной жизни Древнего Египта. Этот важный аспект жизни египтян запечатлен ими еще во время Додинастического периода: церемониальные дощечки и каменные сосуды указывают на важность музыки в самый ранний из периодов древнеегипетской истории. Значимость музыки в повседневной жизни Древнего Египта подчеркивает огромное количество музыкальных инструментов, выставленных в музеях по всему миру.

На многих изображениях пиршеств, найденных в гробницах древних египтян, пиры кажутся скорее светскими. Там показаны идеализированные, а не какие-либо реальные события. За всю историю Египта вплоть до Нового Царства основное содержание этих сцен изменялось лишь ненамного. Во время 18 Династии мы можем заметить изменения в характере песен, танцев и вообще в «душе» этих картин. Появляются изображения, полные эротического подтекста. Цветы лотоса, мандрагоры, парики и мази, а также мужчины и женщины, одетые в полупрозрачные одежды…

Музыка, любовь и чувственность идут рука об руку во всех сферах жизни большинства цивилизаций, как древних, так и современных. В целом, как уже было отмечено, музыка является важной частью религиозной и светской жизни.

Очевидно, лучшее доказательство того, что древний египтянин ценил и любил музыку и танцы – это сатирический папирус, в котором осел, лев, крокодил и обезьяна играют на большой арфе, лире, лютне и двойном гобое соответственно.

Танец в Древнем Египте

Танец в Древнем Египте являлся большим, нежели приятным времяпрепровождением. Археологами и сейчас находят изображения Додинастического периода женских фигур, возможно Богинь или Жриц, танцующих с руками, поднятыми выше голов. Акт танца, несомненно, был важной частью ритуала и празднования в Древнем Египте.

Танцевали и слушали музыку люди любого социального положения. Чернорабочие трудились в ритм песен и ударов, уличные танцовщицы развлекали прохожих. В повседневной жизни музыканты и танцовщицы были неотъемлемым атрибутом пиров и праздников. Танцевальные труппы нанимались для выступлений на званых обедах, пирах, в жилых домах и даже в религиозных храмах. Некоторые женщины в гаремах богачей были обучены музыке и танцу. Но в то же время ни один родовитый египтянин не принимал во внимание публичные танцы и их исполнителей. Благородные люди скорее наняли бы служащих или рабов, чтобы на пиршестве приятно развлечь себя и своих гостей.

Elizabeth «Artemis» Mourat, профессиональная танцовщица и ученый, разделила все танцы Древнего Египта на шесть видов: религиозные танцы, нерелигиозные танцы на фестивалях, танцы на пирах, танцы в гаремах, танцы в сражениях и уличные танцы. Существовали также ритуальные танцы, необходимые для благополучного завершения религиозных и погребальных обрядов. Так, Танцовщицы Muu в клетчатых юбках и коронах из тростника танцевали рядом с похоронными процессиями.

С появлением культа Wasir ((Осирис) Osiris в Греции) танец стал ключевым элементом фестивалей, проводившихся для Него и Его сестры-жены – Асет (Aset) ((Исис) Isis в греке). Эти фестивали проходили в течение всего года. Танцевали также на фестивалях, посвященных Апису (Apis).

Акт танца был неотделим от музыки: на изображениях танца в гробницах фараонов и храмах неизменно присутствуют танцовщицы или сопровождаемые группой музыкантов, или играющие на кастаньетах или колокольчиках в поддержку ритма. Забавно, но между древним танцем и сегодняшней акробатикой с виду мало различий: многие танцовщицы изображены на росписях и рельефах гробниц и храмов в спортивных позах, таких как колесо телеги, стойка на кистях и мостик.

Детальное изучение изображений танцовщиц показало, что художники часто копировали ряд различных шагов в некоторых танцах, и кое-какие из этих танцев даже были восстановлены. Движения египетских танцев получали названия тех движений, которым подражали танцоры. Например, существовали «продвижение вперед животного», «добыча золота» и «удачный захват лодки».

На древних египетских изображениях мужчин и женщин никогда нет вместе, а наиболее распространены изображения групп танцовщиц, выступающих в паре.

Музыкальные инструменты Древнего Египта

Разнообразие инструментов, на которых играли древние египтяне, велико. Это были трещотки из слоновой или обычной кости, арфы и лютни, ударные инструменты типа барабанов, систров, тарелок и т.п.

В Древнем Египте существовало четыре основных типа музыкальных инструментов. Это:

Самозвучащие инструменты (идиофоны): трещотки, систры, тарелки и колокольчики. Эти инструменты обычно использовались в религиозных культах, обрядах и церемониях.

Систр

Ударные с мембраной (мембранафоны). Это тамбурины, на которых обычно играли на пирах, общественных сборах и т.п., и барабаны, для военных процессий и религиозных ритуалов.

Духовые (аэрофоны). Инструменты типа флейт, двойных кларнетов, двойных гобоев, труб и горнов. Их главным образом использовали для исполнения армейских и военных гимнов. Самый ранний пример aerophones – флейта из тростника.

Деталь изображения флейтиста и слушателя из могилы Нофрет и Кнумхотепа 5-ой Династии.

Струнные (хордофоны) были трех типов: арфа, традиционный египетский инструмент, лютня и лира, которую принесли с собой азиатские захватчики.

Эта деревянная фигурка изображает девочку, играющую на арфе. Обратите внимание, как она держит инструмент. В действительности она, вероятно, отдыхает.

Профессиональные танцовщицы и музыканты, которые развлекали людей на общественных мероприятиях, и путешествующие труппы давали представления на площадях больших городов типа Фив и Александрии.

Библиографический список:

David, A. Rosalie "The Egyptian Kingdoms"Hart, George "Ancient Egypt" Manniche, Lise"Music and Musicians in Ancient Egypt" Manniche, Lise"Ancient Egyptian Musical Instruments" Steedman, Scott "Pocket Ancient Egypt"

< Предыдущая Следующая >
 

www.zodiak-dance.ru

Игры, музыка, танцы, вечеринки в Древнем Египте.

Часть III – Игры, музыка, танцы, вечеринки в Древнем Египте

Надежда Добрецова,специально для сайта www.ancient-luxor.com© Stratomedia, Inc.

Характер у среднестатистического египтянина во времена Древнего Египта был легким. Он отличался веселым и жизнерадостным нравом, любил развлечения и удовольствия. И это несмотря на то, что вся его жизнь являлась, по сути, подготовкой к другой, загробной жизни. Люди в Древнем Египте считали, что радоваться надо каждому дню и утренней целью египтянина было «провести прекрасный день». Что же касалось грехов, стремления не нарушать религиозные нормы и правила, чтобы попасть в рай, то они не были слишком строгими и позволяли соблюдать их, особо не мучаясь.

Игры в Древнем Египте

Шашки – египетская радость

Главной радостью бедных крестьян и рабов были пиво и игра. Пиво не пили в одиночку, было принято собираться большими компаниями в «домах пива», аналогичных современным пивным, причем ходили туда, по-видимому, и мужчины, и женщины. Пиво потреблялось там в немереных количествах, и мудрецы всегда предупреждали египтян об опасности пьянства, к которому те были весьма склонны.

Среди игр самой распространенной и древней была игра в шашки, которая возникла еще на заре цивилизации, что подтверждается находками этой игры в самых древних захоронениях.  Сохранившиеся доски для игры в шашки, их разнообразие и древность говорят о том, что правила и способы игры менялись на протяжении столетий, и каковы они были, мы, к сожалению, понять сейчас не можем, так как письменного описания правил и способов игры не сохранилось. Изначально вместо самих шашек использовались мелкие камни, но постепенно, с развитием ремесла, стали появляться фигуры в виде животных и даже богов. Чем ближе к нашему времени, тем роскошнее и разнообразнее становились шашки: доски выполнялись из черного эбенового дерева, клетки на них инкрустировались слоновой костью, полудрагоценными камнями, светло-голубым египетским фаянсом. Фигурки вырезались с большой тщательностью и богато украшались. Вместе с тем, были шашки и весьма простые, на каждый день. Шашки были почти обязательным атрибутом для комплекта имущества мертвеца, поэтому их найдено большое количество. На многих картинах в гробницах мы находим изображения усопших, играющих в шашки.

Пользовались популярностью также настольные игры. До нас дошло изображение одной из таких игр – игры «Змейка». Игровое поле представляет собой широкое тело змеи, скрученное в спираль и поделенное на клетки-секции, в каждом из которых есть изображение львов, собак и маленьких кругов. Можно предположить, что играли в эту игру с помощью игральных костей, подобно тому, как мы сейчас кидаем кубики и делаем ходы. Можно сказать, что это был прообраз первой монополии. Правда, нет данных о том, принята ли была игра на деньги.

Итальянская игра мора или морра, распространенная ныне во всем мире, тоже родом из Древнего Египта. Суть игры заключается в том, что играющие садятся друг против друга, и каждый по очереди пытается угадать число пальцев, которое покажет ему соперник.

Музыка и танцы в Древнем Египте

«Вина и пива много не бывает» – сказал поэт, поверил фараон

Египтяне, без сомнения, очень любили музыку, о чем говорит огромное количество найденных в захоронениях музыкальных инструментов и их изображений. Правда, нет никаких нотных записей и даже знаков, которые могли бы отображать ноты, поэтому о звучании и мелодиях египетской музыки остается только догадываться.

Б. Уоллис: «Каждый египтянин был певцом от природы. Дети заучивали уроки, напевая, крестьяне пели, работая в поле, пели лодочники и рыбаки, а царь и его приближенные содержали целые музыкальные коллективы, состоящие как из мужчин, так и из женщин. В храмах же были собственные хоры, которые восхваляли богов гимнами… египтяне не умели обращаться с рифмой, но тщательно следили за ритмом, который они отбивали хлопая в ладони или стуча в барабаны».

Должность «начальника пения» во дворцах фараонов часто совмещалась с должностью «заведующего гаремом» и «начальника всех прекрасных удовольствий царя». Эти люди занимали при дворе очень высокое положение и считались родственниками царя, даже если таковыми на деле не являлись. Так происходило потому, что очень одаренных людей способностями наделяли боги. В то же время самым большим талантом традиционно обладал фараон, соответственно, только у его родственников могли обнаруживаться аналогичные способности. Это также говорит о том, что, имея выдающиеся способности, можно было стать родственником самого монарха.

Женщины пели без музыкального сопровождения, тогда как мужчинам подыгрывали на арфах и флейтах. Считалось, что женский голос приятнее и не нуждается с музыкальном смягчении, тогда как мужскому для полного благозвучия необходим музыкальный антураж. Арфы делались разных размеров и с разным количеством струн, в зависимости от размера играть на арфе приходилось сидя или стоя. Популярна также была лютня и флейта.

Египтяне много танцевали. При этом танцы делились на обрядовые, посвященные богам, и на развлекательные, представляемые на пирах. В первом случае в качестве танцоров выступали жрецы и даже фараоны, которые танцевали перед статуями богов, демонстрируя свою радость от общения с покровителем. Во втором же случае в танцах принимали участие профессиональные танцовщицы, либо живущие в богатом доме или дворце фараона, либо путешествующие по стране с труппами бродячих акробатов и фокусников. Египтяне очень любили этих бродячих артистов – они не только развлекали их своими представлениями, но и переносили последние новости, так как сами египтяне уезжать из дома не любили, а средств массовой информации и даже почты не было, за исключением гонцов фараона.

Танцовщицы были одеты либо только в короткие юбки и головные уборы, либо в длинные, но абсолютно прозрачные туники. Мужчины танцевали в коротких юбках. Кстати, долгое время все слуги во время пиров прислуживали гостям совершенно обнаженными. В древности движения танцоров были размеренными, замедленными: сначала они шагали друг за другом, почти не отрывая ног от земли, и поднимали руки над головой ладонями вверх. Музыкальное сопровождение обеспечивалось хоровым пением. Иногда танцевальные фигуры олицетворяли реальные события или явления, особенно когда танцы были посвящены фараону: танцовщицы изображали, например, как фараон повергает своих врагов и отрубает им головы. Другая фигура изображала ветер: одна из танцовщиц сильно изгибалась назад, касаясь руками земли за спиной – делая, по сути, «мостик», - над ней назад изгибалась вторая танцовщица, а третья простирала руки поверх двух первых. Эта фигура показывала, как гнется тростник под северным ветром. Часто исполнялись танцы с мячами и булавами, причем делали это танцоры искусно: в воздух взлетали одновременно несколько предметов, которыми умело жонглировали. В более поздние эпохи появились танцы с бубнами и откровенными движениями, весьма похожие на современные арабские танцы.

Все эти представления сопровождались обильными возлияниями спиртного – вина и пива, причем не считалось чем-то из ряда вон выходящим, если гости, мягко говоря, перебирали и были вынуждены освобождать желудки от выпитого. Такие сцены нередко встречаются на картинах, причем их героями являются и мужчины, и женщины, и женщины даже чаще. Так что праздники и выпивку древние египтяне любили от всей души и им не обязательно нужны были официальные календарные праздники или существенный повод. Египтяне пользовались каждой возможностью собраться и попировать, они легко вводили новые праздники или просто «гуляли», если у них было свободное время.

Древний поэт советует своему современнику легче относиться к жизни:

Положи мирру на свою голову, надень наряд из тонкого полотна,Умасти себя истинными чудесами бога.Укрась себя всем прекрасным, чем можешь.С улыбкой на лице празднуй этот радостный деньИ не отдыхай от празднования.Ведь никто не может унести с собой отсюда все свои богатства.Да, из тех, кто ушел из этого мира, ни один не возвращается обратно.

Арфист Анефа дает свой совет:

Причитания никого не спасают от могилы.А потому празднуй прекрасный деньИ не изнуряй себя.Видишь, никто не взял с собой своего достояния,Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно .

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Пер. А. Ахматовой.

www.ancient-luxor.com

Танец фараонов или наследие Древнего Египта

 

Танец фараонов или наследие Древнего ЕгиптаВ многообразие восточных танцев, входит разновидность танца под названием — Фараоник. Этот стиль танца достаточно удивителен, ведь большинство движений танцовщиц основано на изображениях древних настенных писаниях и рисунках в пирамидах и храмах.

Многие ученые на протяжении сотен лет изучают жизнь и культуру древних египтян, делая выводы и заключения для дальнейших исследований. Невозможно скрыть тот факт, что танцу египтяне отдавали особое предпочтение. Это были не просто бессмысленные движения в музыкальном сопровождении, а каждый поворот или взмах руки нес определенный смысл. Подлинного воспроизведения танца  невозможно, так как выводы сделаны по изображениям танцовщиц на камнях.

Современный танец Фараоник, имеет постановку нынешних деятелей искусства танца, основанных, также на неподвижных фигурах, с применением соответствующей музыки и фантазии. Этот танец имеет достаточно сложные для исполнения движения и фигуры, но, несмотря на это, танцующая девушка выглядит величественно и грациозно. В танце фараонов присутствуют различные проходки, которые сопровождаются копированием фигур изображенных на фресках. Особое внимание уделяется движению рук, особенно кистей, в них скрыта определенная тайна танца. Также, нередко, используются свечи, которые придают таинственную атмосферу танцу.

Современное течение танца Фараоник, носит весьма популярный характер, и многие девушки пытаются попасть на занятия. Этому танцу обучают в школах хореографии и специализированных частных заведениях, где преподают мастера танца и хореографы.  Танец фараонов, в наше время трудно приписать к исполнению фольклорных танцев, так как костюмы, постановка танца и музыка, носят достаточно современный характер. Этот танец можно условно поставить на грань фольклора и шоу. Созерцание такого шоу в египетском духе, многих завораживает и приводит в восторг.

Наряды и сценические образы, носят смешенный характер. Некоторые элементы костюмов и макияжа взяты с изображений на фресках, а другие имеют отношение к современности. Очень популярен костюм, ассоциирующийся с образом Нифертити: платье в пол, ожерелье плоской и широкой формы. Либо же надевается юбка длинной  до пола, а сверху красивый лиф. В качестве украшений используются разнообразные подвески, браслеты и ожерелья с египетской тематикой. Для пошива сценических костюмов выбирают ткани с золотым, серебряным или медным оттенком.

Также не маловажную роль  играет музыкальное сопровождение, ведь фиксированного ритма или музыки просто нет. Здесь дело отдается в руки исполнительницы танца, все полностью зависит от ее предпочтений и вкуса в музыке. Единственным требованием выступает гармония и сочетание музыки с движениями в танце.

Танец фараонов или наследие Древнего Египта

www.djumana.ru


Смотрите также