История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя история края (урок по истории ХМАО в 10-м классе). Древняя история югры таблица


Методическая разработка урока "История Югры"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (38,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Аннотация

Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краеведение” в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Изучение данного курса краеведения “Мы – дети природы” на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов в подготовке к проведению уроков краеведения, также возможно ее использование и на уроках “Истории ХМАО” в старших классах. Создавая её, я стремилась, чтобы урок по истории ХМАО не носил характер сухого запоминания фактов, а стал уроком путешествием – исследованием в изучении родного края.

Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Представленная разработка урока “История Югры” предназначена для изучения детьми истории округа на уроках краеведения в 4 классе, относится к разделу “Моя земля – Югорская”. Проведения таких уроков, готовит учащихся младших классов к восприятию в старших классах таких предметов, как “Литература родного края”, “география Ханты-Мансийского автономного округа”, “История ХМАО с древности до наших дней” и др.

Тема урока краеведения: “История Югры”

Цели:

  • формирование у учащихся целостных представлений об истории родного края;
  • выявление этапов освоения и формирования территории нашего округа.
  • формирование знаний учащихся по выявлению особенностей географического положения территории ХМАО.
  • Воспитывать интерес к познанию, поиску новых источников информации;
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Задачи:

  • формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края
  • развить устную речь;
  • развить у учащихся способность применять имеющиеся знания;
  • сформировать представление о выявлении особенностей географического положения территории ХМАО;
  • сформировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа;
  • создание условий для реализации способностей учащихся;
  • формировать информационную компетентность;
  • воспитывать чувство любви к родному краю.

Возраст учащихся: 10-11 лет

Оборудование и оформление, необходимые для проведения урока: карта Тюменской области, компьютер, лазерный проектор, программное обеспечение – презентация

“История Югры”, контурные карты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Югру. Познакомимся с историей нашего округа

Слайд 2

Учитель:

...Земля, моя земля! Тебя увижу я – И новую струну Нежданно шевельну И в дрожи той струны, Как в глубине глубин, Услышу шум волны Разлившейся Оби. И, солнца золотей, Сверкнет далекий плес! И лепет лебедей, И звонкий смех берез! И этою струной Звенит весь край родной! Юван Шесталов.

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами.

Наши уроки краеведения – это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём.

Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!

Слайд 3 (песня “Точка на карте”)

Учитель. Ребята, какова же будет тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: “ История Ханты-Мансийского автономного округа”

Учитель – Молодцы! А цель нашего урока: выявить этапы освоения и формирования территории нашего округа, с помощью хронологической таблицы, которую мы с вами сами и составим. У каждого из вас на столе есть хронологическая таблица, где вписаны самые важные даты в истории нашего округа. Ваша задача на протяжении урока быть очень внимательными и рядом с датами вписать события, которые к ним относятся. Приложение 1

Ой, ребята, к нам в класс кто-то стучится. Давайте пригласим гостя хантыйской пословицей: “ Кто к двери подошёл – должен в дом войти”

(Входит Лесовик – Тундровик)

3. Изучение нового материала.

Лесовик-Тундровик

– Дорогие ребята, пичча! Этим приветствием хантыйский народ встречает своих друзей, гостей. Обходил я свои владения и вдруг услышал, что в вашей школе звучат хорошие слова о Севере. Интересно мне стало, и решил я заглянуть к вам. Хочу поведать вам об истории нашего края.

Слайд 4

Лесовик-Тундровик

– История Югры, Югории, уходит корнями в глубокую старину…Свидетельства жизни на Югорской земле относятся к среднекаменному веку. Необычные люди жили здесь в те далёкие времена.

Есть такая легенда, рассказанная когда-то древними греками.

Будто в стране Северного ветра живут счастливые люди. Им ни по чем, ни полгода тёмные ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у них не звериный, а человеческий.

Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названный Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до XVIII века.

Слайд 5

Лесовик – Тундровик

– Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

Слайд 6. “Ермак”

Учитель. Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.

Слайд 7.

Учитель. Обратите внимание, на слайдах отображены события, относящиеся к походу Ермака. Как вы думаете, что именно изображено на рисунках?

(Дети, анализируют рисунки и называют события)

3 – нападение на стан казаков; 1 – гибель дружины Ермака; 2 – поминки по Ермаку у татар;

Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.

Слайд 8

– С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города. Обратите внимание на карту и назовите первые города и даты их основания.

(Дети показывают на карте города и называют даты их основания, сведения заносят в хронологические таблицы). А сейчас более подробно остановимся на некоторых моментах из истории городов. Вашим домашним заданием было подготовить интересные сведения об истории наших городов.

Слайд 9

Сообщение учащегося о Березове. Приложение 2

Учитель. На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож. А вот так выглядит город сегодня.

Слайд 10. “Березово сегодня”

Слайд 11. “Сургут”

Сообщение учащегося о Сургуте. Приложение 3

Учитель. А вот так выглядит город сегодня.

Слайд 12. “Сургут сегодня”

Учитель. Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры.

Слайд 13. Ханты-Мансийск.

Сообщение учащегося о Ханты–Мансийске. Приложение 4

Слайд 14.

Учитель. Сегодня город Ханты-Мансийск – административный центр округа, один из десяти автономных округов Российской Федерации.

Слайд 15.

Учитель. Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны.

Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.

– Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.

Работа по физической карте Тюменской области.

(На столе у детей лежит текст, дети читают и составляют характеристику географического расположения ХМАО). Приложение 5

Лесовик-Тундровик

-Ре6ята, а у меня для вас есть задание: посмотрите внимательно на карту, и отметьте границы нашего округа на своих контурных карте, укажите административный центр Югры, города, с историей которых мы познакомились и самые крупные реки округа

4. Закрепление изученного на уроке материала.

Учитель. Ребята, на протяжении всего урока мы с вами составляли хронологическую таблицу истории нашего округа. Именно она и станет вашим надёжным помощником , при работе с данным тестом.

Тест по истории ХМАО. Приложение 6

( Дети работают над тестом, по окончании работы учитель у нескольких ребят собирает тесты, и оценивает, а остальные имеют возможность проверить себя сами)

Лесовик-Тундровик. Ре6ята, спасибо вам большое за гостеприимство! Я очень рад, что вы интересуетесь и изучаете наш край.

Я Родины себе не выбирал. Она, как жизнь, дается от рожденья, Мне стала вьюжная суровая Югра Отечеством, той точкой становленья, Откуда в жизнь шагнул и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду.

Учитель. Спасибо и тебе, Лесовик –Тундровик! Приходи к нам ещё. Хотя наш урок и завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках краеведения, а в старших классах на уроках истории и географии ХМАО.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

Какой этап урока понравился больше?

Какие знания помогли решать проблемы урока?

Каких знаний вам не хватало, и чем вы воспользовались?

Какие действия ваших друзей помогли вам решить эту проблему?

6. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дома представьте себя художниками-мультипликаторами и нарисуйте кадры к кинофильму об истории Югры.

Литература:

  1. История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр. 121-131;
  2. Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1 Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;
  3. Хрестоматия “История ХМАО” Издательство “Волот”,стр.47– 55.;
  4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с древнейших времен до конца XVII века”, М. Просвещение, 1995 г. стр 207-209.

Библиография.

  1. Рабочая тетрадь по краеведению .1класс. – Ханты-Мансийск,2003.
  2. Рабочая тетрадь по краеведению.2класс. Ханты-Мансийск,2003.
  3. Югория: Энциклопедия Т.1,Т2,Т3.

Программы использованные для создания презентации: Tube Hunter ULTRA, звукозапись Windows, Nero Wave Editor, Sony Vegas Studio 9 professional, Pinnacle Studio 12, Microsoft PowerPoint 2007

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • историю родного края;
  • историю возникновения первых городов: Березов, Сургут, Ханты-Мансийск;
  • особенности географического положения территории ХМАО.

Учащиеся должны уметь:

  • рассказывать о наиболее важных событиях, которые произошли в истории родного края;
  • отмечать границы нашего округа на контурных картах, указать административный центр Югры, города, Сургут, Берёзово и самые крупные реки округа – Обь и Иртыш;
  • составлять хронологическую таблицу.

Приложения

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов

История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классовЕкатеринбург : Волот, 2000. — 466 с. : ил.

Информация о файле: pdf, 164 mb.

Данное издание является учебником по региональной истории. Региональная история, во-первых, призвана увязать представления о прошлом края с представлениями о прошлом страны и мира в целом. Во-вторых, она помогает понять, какое место и какая роль были отведены краю в мировом историческом процессе. Наконец, вместе с другими предметами курс региональной истории призван дать школьнику качественную общегуманитарную подготовку, привить навыки научной работы, которые будут ему необходимы для дальнейшего обучения в высшей школе. Потому-то учебник и предназначен для старших школьников. При этом предполагается, что пользоваться им будут люди, обладающие уже достаточными познаниями в области российской и всеобщей истории, литературы, географии.

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ§ 1. Север Западной Сибири в каменном веке§ 2. Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке§ 3. Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири§ 4. Природа и человек в представлениях обских угровГЛАВА 2. ЮГОРСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ§ 5. Север Западной Сибири в железном веке§ 6. Западносибирская прародина венгров § 7. Югра в системе мировой пушной торговли§ 8. Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI — первой половине XV в.§ 9. Образование угорских княжеств§ 10. Государства сибирских татар в XIII — XV вв.ГЛАВА 3. «СИБИРСКОЕ ВЗЯТИЕ»: РОССИЯ, ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА И УГОРСКИЕ КНЯЖЕСТВА В КОНЦЕ XV - XVI в.§11. Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства§ 12. Сибирские татары в XVI в.§ 13. Поход дружины Ермака в Сибирь§ 14. Первые русские города и остроги в Западной Сибири§ 15. Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже XVI — XVII вв.ГЛАВА 4. ПОД СЕНЬЮ ДВУГЛАВОГО ОРЛА: НАШ КРАЙ В XVII в.§ 16. Северо-Западная Сибирь под властью Русского государства в XVII в. § 17. Русское население Северо-Западной Сибири в XVII в.§ 18. Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII в.§ 19. Судьба властелинов приобской тайги § 20. Язычество и христианство на обских берегахГЛАВА 5. ПЕРВЫЕ СТО ЛЕТ В СОСТАВЕ ИМПЕРИИ§ 21. Народы края в XVIII в.§ 22. Административное устройство и управление края§ 23. Экономическое развитие края§ 24. Государственные повинности § 25. Секретные узники Березова § 26. Культура и быт народов краяГЛАВА 6. ВЕК ВЕЛИКИХ РЕФОРМ§ 27. Изменения в структуре населения в XIX в.§ 28. Преобразования административно-территориальной системы§ 29. Развитие экономики§ 30. Культура, быт, общественная жизньГЛАВА 7. НА ПЕРЕЛОМНОМ ЭТАПЕ (конец XIX в. - 1921 г.)§ 31. Состав и образ жизни населения§ 32. Экономика и хозяйственное положение жителей Обь-Иртышского Севера§ 33. Культурно-просветительская, медицинская и научная сферы§ 34. Военно-революционные потрясения на Обь-Иртышском Севере ГЛАВА 8. НАЧАЛО КОРЕННЫХ ПЕРЕМЕН (1920-1930-е гг.)§ 35. Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти § 36. Проблемы развития народного хозяйства на новых основах§ 37. Культурные преобразования на Обь-Иртышском СевереГЛАВА 9. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ КРАЯ (1941-1945 гг.)§ 38. Все для фронта, все для победы!§ 39. Участие северян в боевых действиях§ 40. Преодолевая военные невзгодыГЛАВА 10. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ БУДНИ (1945 - середина 1960-х гг.)§ 41. Экономическое развитие§ 42. Общественно-политические и национальные отношения§ 43. Образование, медицина, культураГЛАВА 11. НОВАЯ СТРАНИЦА В ИСТОРИИ ОКРУГА: середина 1960-х — начало 1980-х гг.§ 44. Экономическое развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-х — 1980-е гг.§ 45. Социальное развитие округа в середине 1960-х — 1980-е гг.ГЛАВА 12. НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ: НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ (округ в середине 80-х — конце 90-х гг.)§ 46. От перестройки к рыночным реформам. Экономическое положение округа§ 47. Становление округа как субъекта Российской Федерации § 48. Социальный портрет современной ЮгрыПОСЛЕСЛОВИЕЛИТЕРАТУРАПРИЛОЖЕНИЯ

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

na5ballov.pro

История Югры

ЮГРА, Ханты-Мансийский округ — край самобытной культуры и драматической истории. Ее истоки уходят в незапамятную древность, когда север Западной Сибири был покрыт мощным ледяным щитом. Об этом периоде напоминает 80-метровая возвышенность — Самаровский останец, у подножья которого расположен г. Ханты-Мансийск. Обнаженные участки склона коренного берега р. Иртыш, рассказывают об интересной геологической истории формирования останца и о присутствии ледника на этой территории около 250 тыс.л.н.

Тогда здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы, северные олени и другие крупные млекопитающие. Пойма рек Оби и Иртыша считается одной из главных областей обитания мамонтов. В это время, около 15 — 13 тыс. лет назад, в центральной части Западной Сибири уже обитали люди.

Далекие предки нынешних угров этот край начали заселять вместе с другими древними племенами примерно в VII-VI тыс. до н.э. Предполагают, что они пришли сюда со своей прародины, находившейся, вероятно, в Северо-восточной Европе, между Средней Волгой и Уралом.

Примерно тогда же сильно заболоченная тайга приобретала близкий к современному вид; Складывалась и система рек и озер, изобиловавших рыбой и водоплавающей дичью. Главная река края, Обь вместе с ее левым притоком Иртышом, длиной 5410 км, — самая протяженная в России.

Река дала имя обским уграм, предкам современных народов хантов и манси. Они остались жить в таежном краю, в то время как степные угры, венгры, ушли на запад. Но они сохранили родство языков, принадлежа к уральской языковой семье. Внешний облик хантов и манси сохраняет черты древней загадочной уральской расы, в которой сочетаются европеоидные и монголоидные черты.

Жители тайги в совершенстве приспособили свой уклад жизни к суровым условиям края. Уже в каменном веке сложилась система комплексного промыслового хозяйства, сочетавшая охотничьи и рыболовческие занятия. Многие способы и приемы охоты того времени дожили до наших дней.

Тысячелетиями складывались и верования хантов и манси. Они представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством. К древним образам Матери-Земли и Отца-Неба добавились многочисленные божества и духи предков, семейно-родовых святынь, духи-хозяева рек, рощ, лесов, камней, деревьев, зверей, рыб и т.п. Главенствующую позицию занял небесный бог Торум (Нуми-Торум), чье имя означает «небо», «вселенную» «погоду»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим».

В VII —V тыс. до н.э. в Северо-Западной Сибири население начало выращивать злаки, разводить домашних животных и вести оседлый образ жизни. Появилась керамика, складывались местные традиции металлообработки.

В русских летописях «югра» впервые упоминается в XI в. С тех пор это слово закрепилось как этническое имя обских угров и как название населенной ими земли. Югорией или Югрой называют также Ханты-Мансийский автономный округ. Новгородские ушкуйники в XII в. проложили путь за «Камень» (Уральский хребет) в Югорскую землю для пушного промысла и меновой торговли. Югорские племена, именуемые с XVI-XVII вв. остяками и вогулами, были приведены к клятве-шерти, а московские цари пополнили свой титул званием «Югорский».

Со временем могущество Москвы ослабело. Этим воспользовался сибирский хан Кучум, отказавшись исполнять вассальные обязанности. Весной 1582 г. купцы Строгановы призвали для защиты волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевым, разгромившим Кучума. Эпоха Ермака положила начало русской колонизации Сибири. Были возведены небольшие крепости с отрядами казаков и служилых людей. Со временем они выросли в города Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Мангазею и др.

Еще одной мерой колонизации служила ссылка. С начала освоения Сибири сюда ссылали всех неугодных государственному строю людей: знатных вельмож, например, А.Д.Меншикова и А.Г.Долгорукого, декабристов, крестьян, а также уголовных и политических преступников.

После октябрьского переворота 1917 г. в Западной Сибири долго и трудно проходила советизация края, сопровождаемая вытеснением коренного населения с обжитых мест и массовыми репрессиями. В 1930 г. был образован Остяко-Вогульский национальный округ, в 1940 г. переименованный в Ханты-Мансийский национальный округ. В 2003 г. он получил своё нынешнее название Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

В 5 км от села Самарова, где проживала большая часть коренного населения, у слияния Иртыша и Оби, в 1931 г. начали строить новый городок Остяко-Вогульск, переименованный в 1940 г. в Ханты-Мансийск, административный центр края.

В середине 1960-х гг. жизнь Ханты-Мансийского округа резко изменилась: на территории Среднего Приобья были обнаружены огромные запасы нефти и газа. Сейчас Югра занимает первое место в России по добыче нефти. В год здесь добывается около 280 млн. тонн, т.е. 60 % российского «черного золота». Край стойбищ и поселков быстро превратился в район индустриальных городов. Выросли крупнейшие города — Сургут (318 800 чел.), Нижневартовск (260 800 чел.), Нефтеюганск (124 000 чел.).

www.hmao-museums.ru

Насколько древняя Югра? Историк о расселении человека на севере | КУЛЬТУРА

В древности не было административных границ, поэтому территорию исследований обозначили как Север Западной Сибири. О сути проекта рассказал его научный руководитель, кандидат исторических наук, завлабораторией Александр Кениг

Китай ближе, чем кажется

Валентина Патранова, АиФ-Югра: Александр Владимирович, какая именно часть югорской истории вас интересует?

Александр Кениг: В рамках проекта начнем исследования с самого раннего периода заселения. Для наших мест - это эпоха верхнего палеолита, 10-12 тысяч лет назад, более ранних памятников, связанных с историей человека, не выявлено, хотя поиски ведутся. Наиболее известный древний памятник - Луговское местонахождение, где обнаружены следы деятельности древнего человека.

Проект предусматривает работу по двум направлениям. Первое связано с палеоэтногенезом, то есть, формированием культуры народов на этой территории. Коренное население этих мест - обские угры и самодийцы, то есть, ханты, манси, ненцы. Древние угры появились в этих местах в конце первого тысячелетия до новой эры - в начале первого тысячелетия н.э., и пришли они, вероятнее всего, из-за Урала. Угры относятся к финно-угорской языковой семье, а это современные финны, эстонцы, удмурты, коми и другие народы. Если иметь в виду их антропологический облик, то это европеоиды, а обские угры и ненцы относятся к монголоидному типу. В этом смысле можно предполагать, что их антропологические корни уходят к палеазиатским народам.

- Какое этому есть объяснение?

- Ученые из Новосибирска, проводя археологические исследования древних палеолитических культур Алтая, пришли к выводу, что в Юго-Восточной Азии существовал один из центров формирования азиатской расы. В древние времена часть азиатских народов, вероятно, переселилась на север. Процесс этот длился достаточно долго, на протяжении этого времени происходило смешение различных народов, и сегодня мы имеем факт того, что коренные жители Севера Западной Сибири антропологически - монголоиды, а по языку и культуре - финно-угры.

На многие вопросы пока нет ответов. Специальных исследований по проблеме идентификации расово-генетических данных и археологических культур, выделенных на территории Западной Сибири, не проводилось, то есть, проблемы расогенеза не решены.

Мы хотим связать наши исследования с данными, которые накоплены в странах Юго-Восточной Азии, например, Китае, Вьетнаме. В их традиционной культуре и культуре северных народов есть элементы, которые сближают их, например, в орнаментах, средствах ловли рыбы, охоты.

Затеряна во времени…

- Вы сказали о двух направлениях вашего проекта. Что именно предполагает второе направление?

- Речь идет о совершенно новой теме - средневековая история Югры, ее связь с древнерусским государством. Говоря о проекте «Многовековая Югра», мне кажется, мы до конца еще не определились, что это за дата - 825 лет, которую собираемся отмечать в 2018 году. В средствах массовой информации можно встретить упоминание о том, что связана она с первыми княжествами на этой территории, с вхождением Югры в состав древнерусского государства, которого, по большому счету, в 11-12 веках еще не было, а существовали разрозненные удельные княжества, например, Новгородское. По сути, речь идет об упоминании Югры в одной из новгородских летописей, но, скорее всего, это могло быть и не первое упоминание, просто более ранние источники еще не найдены. Но тот факт, что Югра действительно древняя, многовековая, сомнений не вызывает.

Наша задача как лаборатории археологии и этнологии заключается в том, чтобы выявить археологические памятники, провести исследования, найти подтверждение тому, что в 11-12 веках здесь действительно были новгородцы. Дальше - это 14-15 века, возвышение Москвы, присоединение к ней удельных княжеств, потом 15-17 века - формирование Московского, а затем и Российского государства и окончательное присоединение к нему Сибири и Югры. Письменных источников истории древней и средневековой Югры не так много, они фрагментарны, как раз археологические исследования дают дополнительный материал, они более объективные.

Наш проект «Многовековая Югра: история расселения и адаптации человека на Севере Западной Сибири (экологический и социокультурный аспекты)» - глобальное, фундаментальное исследование, которое станет базовым информационным продуктом. Применять его можно будет в сфере школьного и высшего образования, в туристической сфере, при подготовке социально значимых общественных мероприятий. Итогом станет создание многотомной академической истории Югры от каменного века до наших дней.

Справка:

Югорская лаборатория археологии и этнологии Сургутского государственного университета, представив на конкурс научных проектов департамента образования автономного округа проект «Многовековая Югра: история расселения и адаптации человека на Севере Западной Сибири» (экологический и социокультурный аспекты)», вошла в число победителей.

www.ugra.aif.ru

эпоха камня древней югры | Моя Югра

хантыйский чум

Добрый день! Вас приветствует древняя Югра!

Я живу в городе Нефтеюганске, расположенном на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Сегодня округ занимает первое место в России по добыче нефти, второе – по выработке электроэнергии, третье – по добыче газа. Край – один из лидеров по ловле деликатесной рыбы и заготовке древесины. Ранее округ назывался Остяко-Вогульский, затем – Ханты-Мансийский национальный округ, потом округ получил автономию и стал Ханты-Мансийским автономным округом, а сравнительно недавно появилось дополнение к названию округа, отражающее его древнее название, и сейчас это Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, или ХМАО-Югра. Своим названием округ обязан коренным народам ханты и манси, жившим на этой земле еще задолго до прихода сюда первых русских поселенцев.Представления древних и средневековых народов о загадочных “полунощных” странах были неясными и полными полуфантастических сведений. Но уже в середине V в.до н.э. великий древнегреческий историк Геродот, описывая народы, жившие в северных пределах обитаемого мира, упоминал неких иирков – лесных охотников, промышлявших в непроходимых чащах пушного зверя с помощью луков и прирученных собак. Более определенно сообщали о народе “Страны Мрака” раннесредневековые арабские авторы. Племя йура, живущее, по их мнению, далеко к северу от Булгар, добывало “превосходных соболей и другие прекрасные меха” и не только использовало их шкуры и мясо в своем обиходе, но и торговало пушниной с другими народами. Если иирков Геродота современные историки очень осторожно отождествляли с далекими предками угорских народов, то йуру соотносят с древними уграми более определенно. Даже лингвистические методы позволяют установить ощутимую взаимосвязь этнических имен: йура – йегра – угры. От этих имен произошло русифицированное название “югра”. Оно фиксируется русскими летописями с конца XI в. Под этим словом жители Древней Руси понимали народ и землю, на которой этот народ проживал. “Повесть временных лет” под 1096 г. сообщает: “Югра же людье есть…и соседят с Самоядью на полунощных странах”.мамонты - обелиск у Ханты_МансийскаВремя появления людей на Севере Западной Сибири до сих пор одна из нерешенных проблем в древнейшей истории. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что освоение Западно – Сибирской равнины началось примерно от 25-20 до 10 тысяч лет назад. Климат того времени был резко континентальным – холодным и сухим. Центральные районы Западной Сибири были заняты редколесьем. Лишь по долинам самых крупных рек располагались небольшие лесные массивы. Севернее была тундра и лесотундра. Типичными представителями того времени были мамонт, шерстистый носорог, бизон, северный олень, лошадь и сайгак.Общины людей, составляющие поселения, были немногочисленны и подвижны. Большую роль в их жизни играла коллективная загонная охота на стадных животных. Применяя огонь и оружие, люди подгоняли стада к крутым обрывам или глубоким оврагам, куда животные падали и разбивались. После весенних паводков древний человек отыскивал крутые излучины рек, к которым прибивало туши погибших при переправе зверей. Таким образом древний человек получал, с минимальной затратой сил и времени, мясо, шкуры и кость. Также имеются вполне достоверные сведения о том, что люди того времени занимались рыболовством.На смену эпохи великих оледенений пришло потепление. Смягчение климата привело к таянию ледников, стоку избыточных вод на север. Именно тогда, примерно 10 тыс. лет назад, произошло оформление нынешней речной системы Западной Сибири. На освободившихся от льдов территориях появилась древесная растительность. Постепенно исчезали тундростепи ледникового периода и формировались зоны тундры, лесотундры и тайги. На протяжении всего периода, вплоть до наших времен, происходит образование болот. В новых условиях вымерли представители мамонтовой фауны и появились современные виды животных.Начало нового периода в истории земли совпадает с новым периодом в истории человечества. Это среднекаменный век и он длится от 10 до 8 тыс. лет назад. В ходе более приятных климатических изменений люди начинают приспосабливаться к новым условиям существования. Они делают ряд важных открытий: приручают первое животное – собаку; на охоте и рыбной ловле применяют луки и стрелы; в качестве средств передвижения используют лодки. На месте нынешних болот находились когда-то озера, где было много рыбы и водоплавающих птиц. Это привлекало сюда древнего человека. Следы пребывания человека обнаружены на реках Конде, Северной Сосьве, на юге полуострова Ямал, в районе озера Пяку-то на Сибирских Увалах. Самая большая плотность населения отмечена на реке Конде и ее притоках.В эпоху неолита, от 7 до 5 тыс.лет назад, углубляется специализация населения. Население Западной Сибири имело охотничье-рыболовческую направленность. Наличие лука и стрел позволяло вести промысел в одиночку и добывать не только крупного зверя, но и птиц. На стадных животных по-прежнему охотились коллективно. В некоторых местах рыболовство стало преобладать над охотой. Вообще обь-иртышское население использует преимущества комплексного ведения хозяйства, включающего рыбную ловлю, охоту и собирательство. Комплексность заключается в следующем: весь год разбивался на определенные сезоны, в течение которых люди могли добывать наибольшее количество того или иного продукта. При таком ведении хозяйства люди страховали себя от различных природных случайностей.раскопки на месте древнего поселенияВосстановить картины жизни человека на заре истории помогают археологи. До появления письменности археологические свидетельства являются единственной возможностью показать нам облик самого древнего человека, его культуру и обычаи, навыки и умения. Систематические работы археологов на территории Нефтеюганского района начались сравнительно недавно, но уже можно сказать, что есть просто уникальные комплексы – на Соровских озерах, у озера Большое Каюково, на реке Большой Салым, по берегам озера Большой Сырковый Сор (пос.Салым), На протоке Сырой Аган, поселение Мамонтово и Самсоновское и др. Многочисленные археологические материалы рассказывают нам о жизни людей древней Югры в эпоху камня.Режущие орудия из камня с деревянными рукоятками или девками. С их помощью обрабатывали шкуры, разделывали зверя и рыбу, охотились. Техника обработки камня была доведена почти до совершенства.Многочисленные находки глиняных и каменных грузил (в основном, на берегах некрупных, узких рек-притоков) говорят о широком применении сетных орудий (невод, ставная сеть) и пассивных ловушек типа котцов, морд и т.д. для лова рыбы. Появление этих орудий расширило способы добычи – рыбу стали запасать впрок.Население края в эпоху камня, вероятно, умело ткать. Подтверждением этому могут быть отпечатки ткани, сохранившиеся на черепках сосудов.Люди, жившие на Средней Конде, строили дома из одного помещения, А их северные соседи с Верхней Конды сооружали более сложные жилища, которые состояли из двух прямоугольных построек, соединенных крытым переходом. Одна из них, более углубленная в грунт, была, видимо, спальным помещением. Другая была проходной комнатой, где велась хозяйственная деятельность и хранились необходимые вещи и орудия. Появление подобных домов указывает на то, что начали складываться предпосылки для оседлых хозяйств. Подобные поселения характерны для коллективов древних охотников-рыболовов, численностью в среднем 10-30 человек. В каждом из жилищ могло проживать от 4 до 7 человек.В социальном плане это была родовая община, занимавшая определенную территорию. В ней существовала прямая коллективная собственность на промысловые угодья и получаемый с них продукт. Кровное родство членов охотничьей группы давало право на потребление доли продукта независимо от личного вклада. Общину возглавлял вожак, становившийся лидером на основе принципа трудового авторитета. В условиях небольшой численности коллектива и простых форм хозяйства вожак одновременно и управлял общиной, и участвовал в промыслах. Необходимости в разделении функций еще не возникало.

Перейти на главную страницу

Давай общаться

Related Posts

.

moya-yugra.ru

Древняя история края (урок по истории ХМАО в 10-м классе)

Разделы: История и обществознание

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей освоения нашего края с каменного до железного века.
  • Выделить традиционные занятия коренного населения манси.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к древней истории своей малой Родины.

Оборудование:

  • карта Ханты-Мансийского округа
  • видеосюжеты ”школьная археологическая экспедиция”
  • иллюстрации находок

Материал для учителя.

Городу Югорску чуть более 40 лет, а история заселения небольшой речки Эсс насчитывает не одно, а несколько тысячелетий. Если придерживаться периодизации каменного века, то стоянок палеолита не обнаружено пока. Многие учёные, считают, что наш край в этот период был уже заселён. Итак, история заселения реки Эсс начинается с эпохи мезолита(10-8 тысяч лет назад). Экспедиции археологов помогают нам познакомиться с этим периодом.

Приложение № 1. Жилища людей этого времени были одно-двухкомнатные. Стены домов из брёвен и жердей опускались в неглубокий котлован, покрывались землёй, корой, берестой. Постройки отапливались с помощью расположенных в очажной яме открытых очагов; костёр мог располагаться и на полу, в специально отведённом для этого месте. Население охотилось с помощью собаки на лося, северного оленя, бобра и других животных. Археологами обнаружены кости этих животных, а также каменная скульптура бобра (приложение № 2).

Следующий этап - неолит (новокаменный век), 7-5 тысяч лет назад. В этот период люди продолжают заниматься рыбной ловлей, охотой, собирательством. Школьные археологические экспедиции 2002-2003 годов позволили собрать интереснейший материал не только о неолитическом, но и энеолитическом и даже бронзовом веке. Ученики нашей школы совместно с археологами принимали участие в раскопках жилищных впадин по берегам реке Эсс. Древние люди проживали на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Один из котлованов служил местом проживания древних югорчан в разные периоды с неолита до бронзового века. Находки древней посуды, позволяют сделать вывод о керамическом производстве. Остатки глиняных грузил подтверждают занятие людей рыболовством. А несколько капелек меди, позволяют сделать вывод о домашнем металлургическом производстве. Правда, собственной меди в нашем регионе не обнаружено. Но учёные смогли выяснить, откуда эта медь. Медь была привозная, возможно были развиты торгово-обменные отношения с другими регионами нашей страны с Уралом и Алтаем. Представляют интерес и находки керамики, посуда была очень разнообразной (приложение № 3).

Историю средних веков в нашем крае мы с вами можем изучать не только по материалам нашего учебника “История Ханты-Мансийского округа с древности и до наших дней ”, но и по материалам археологических экспедиций на реке Большая Умытья (приложение № 4, 5).

Захоронения показывают совершенно другой этап в жизни коренного населения, это примерно X-XII века нашего времени. Многочисленные предметы показывают принадлежность хозяев к высокому социальному рангу. Даже в детских захоронениях находятся украшения и, конечно же, оружие-сабля. Вот, таким образом мы с вами совершили заочную экскурсию по древней Югре.

Вторая часть нашей экскурсии посвящена бытовым традициям коренного населения манси.

Город Югорск располагается на территории бывшего Пелымского княжества. Это княжество в XII-XV в было сильным и могущественным. В Пелымском княжестве проживали вогулы. “Вогул” в переводе с языка коми- зырян означает “чужой”. Вогулы называли себя “мань-сь”, что означает “маленький народ”. В 1940 году народу вернули самоназвание и стали их называть манси.

Основным занятием манси была охота, рыбалка и оленеводство. Состояние любой мансийской семьи оценивалось количеством олений в стаде. Из здешних мест оленьи стада гоняли на пастбища к Уралу. Уже с XVI в пелымские манси начали осваивать земледелие и вести оседлый образ жизни.

Названия месяцев у хантов (остяков).

Март - «малые заморозки» или «малый наст». Апрель - «большие заморозки» или «большой наст» «вороны прилетели». Май - «гуси-утки прилетели»-у охотников, у рыбаков- «лед уходит», у оленеводов- «отел оленей». Июнь- «нерест рыбы» или «месяц листьев». Июль - «малые запоры»- речки перегораживают, или «месяц луговых озер»- месяц отдыха рыбы в сорах. Август - «большие запоры» или «лесные озера». Сентябрь - «зеленые листья» или «месяц хода щокура» Октябрь- «маленькая осень» или «деревья без листьев», или «замерзают первые ручейки». Ноябрь - «большая осень» месяц больших заморозков рек и «осенняя охота». Декабрь- «середина зимы», «месяц самых коротких дней»

Новый год раньше совпадал с проведением ярмарки, наступал отдых от охоты. «Ярмарка» или «середина года». У оленеводов - «месяц пересчета олений».

Февраль- «месяц прилета орла».

Некоторые старики называли 13 месяц «месяц гагары».В окрестностях нашего города Югорска находится музей под открытым небом «Суеват-Пауль».

На территории музея расположены постройки.

Изба – пол (манси) срублена традиционным способом с сохранением внутреннего интерьера. Внутри изба делится на две половины мужскую и женскую. Мужская половина включает полку для духов………., нары мужские(ойкатхыньяпал). В избе имеется очаг каминного типа чувал, предназначенный для приготовления пищи. На самой избе имеется крышка на чувал (лаппатнэпылыпе). Закрывается на ночь или в дождливую погоду.

Около дома расположено летнее кострище (путкал). Там готовят пищу до заморозков. Необходима в хозяйстве и печь для выпекания хлеба (няньварнэкур).

Недалеко от дома можно увидеть будки для собак (кутювкал). В музее можно увидеть летний и зимний варианты будок. Манси содержат до 10-12 охотничьих собак. Каждая собака обучена на определенного зверя. Можно внимательно рассмотреть ловушки на боровую дичь слопец (ияль). Иногда в эту ловушку может попасться мелкие звери (норка, соболь, горностай). Для того, чтобы увидеть загон для оленей (пувас), нужно пройти чуть дальше от ловушек.

Так как манси еще и неплохие рыбаки, то можно увидеть лодку, снасти рыболовные. На речке Эсс показан запор (арпи). Большая часть рыбы добывалась таким образом. Обские угры (ханты и манси) знают более 100 видов запорного лова. Запор представляет собой добычу рыбы в искусственно огороженных водоемах или участках рек. Происхождением такой вид добычи рыбы уходит корнями в эпоху неолита (5-7 тысяч лет назад). Возведение рыболовных запоров и поддержание их в рабочем состоянии – очень трудоемкое занятие, которое требовало коллективных усилий большого количества людей, составлявших ядро общины. Люди ставили запоры на путях нерестового движения рыбы и в местах, где она обычно скапливалась во время зимних заморов. После падения уровня воды рыба оставалась в огорожденных пространствах, откуда ее брали в необходимом количестве до самой глубокой зимы. На огорожденных участках неводили, лучили, а к самим загородкам ставили различные ловушки. Некоторые ловушки (гимги, фонари и пр.) следовало вынимать из воды и периодически проверять, из других ловушек, таких как котцы рыбу извлекали черпаками. Запорное рыболовство не являлось истребляющим промыслом, как это может показаться на первый взгляд. Люди, ведущие такой лов, никогда не осуществляли сплошное перегораживание крупных рек, по которым весной поднималась основная масса рыбы. Попавшую в запор рыбу брали не сразу, а постепенно и только в необходимом количестве.

Для лова рыбы широко применялись и различные сетевые ловушки. Судя по находкам грузил (археологические находки на берегу реки Эсс 2001-2002гг) рыбацкие сети появились в Обь-Иртышье уже в неолите, но широкого распространились в энеолите. Скорее всего, они плелись крапивного волокна и вряд ли могли быть достаточно длинными. Сетевое рыболовство того времени уступало по своей продуктивности запорному и носило, вероятно, индивидуальный характер. Ценные породы рыб (преимущественно муксун) добывали сетевыми орудиями (колыданами).

Нужно обратить внимание на находящиеся на территории музея лабазы (священные ура). Они строятся в стороне от жилья. Предназначены для хранения семейных духов. Среда обитания и охотничье-рыболоводческая направленность привели к тому, что у таежного населения сложилась такая система взглядов, которая давала убедительное и понятное объяснение любому явлению природы и событию в жизни людей.

Важной особенностью представлений обских угров было признание того, что не существует строгого деления на живую и неживую природу. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами- духами. Мир духов настолько велик, что вряд ли можно подсчитать их количество и узнать все их имена.

Духи могли оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на человека, поэтому люди постоянно ожидали перемен то к лучшему, то к худшему. Однако человек мог попытаться расположить к себе духа, принося ему кровавую или бескровную жертву.

Одарив его шкурами зверей, украшениями и другими предметами. Так обязательно приносили жертвы лесному духу- хозяину соснового бора, где расставлены слопцы, и водяному духу- хозяину реки, которая была загорожена запором. По силе своего воздействия духи- покровители делились на всеобщих, местных и семейных. Отличие двух первых от семейных состояло в том, что они имели гораздо больший круг влияния. Однако и те, и другие покровительствовали промыслом и защищали человека от других духов, которые ведали болезнями и распространениями их среди людей и животных. Некоторые духи имели свой индивидуальный облик в виде животных, птиц или человекоподобных существ.

Краски в жизни местного населения

Черную краску получали из сажи, растертой с толченной свежей или высушенной рыбьей икрой. Черный цвет дают и ягоды черемухи. Черный цвет ассоциируется с болезнями, смертями, подземным миром, страхом. Бог подземного царства любит все черное.

Красная краска добывалась из сосновой коры, вываренной в воде, а также из красных камней (сурика железного), которых было немало по берегам рек. Ягоды клюквы окрашивали белую ткань в красный цвет. Сок голубики дает оттенок красно-лилового цвета. Красный цвет – цвет огня и тепла. Огонь и тепло, солнце, и свет носят с собой люди в одежде в виде нашитых полосок, кругов, лепестков из ткани - в знак любви к красному цвету.

Коричневую краску для ткани и ниток делали из коры старой лиственницы. Кору кипятили (в более позднее время- с содой), оттенок краски, ее интенсивность зависит от продолжительности кипения. В этой краске вываривали ткань и нитки.

Желтую краску можно получить, если развести водой желтые гнилушки, сухие как мука, которые можно собрать с деревьев.

Зеленую краску давала зелень многих растений.

Синюю краску извлекали из лепестков синеглазки или лазорники. Этот цветок из семейства коммелиповых и сегодня растет на огородах и в лесу. Когда нужно было тонировать рыбную кожу, то нужно просто натереть лепестками кожу рыб, и потом ничем нельзя было смыть. Существовал и другой способ. Лепестки складывались в какую-нибудь посуду, им давали выстояться несколько дней, пока не появится сок. Это и была краска.

Белый цвет символизировал добро, удачу, общее благополучие. Его связывали с небесным богом Торумом.- белым, добрым старцем. Береза белая, и на нее в знак благодарности вешались приношения. Белый, священный цвет имеют птицы и животные (горностай и лебедь). Белый цвет применялся при изготовлении шаманского убора.

Словарь терминов с мансийского на русский.

Арпи - запор- изгородь поперек реки для ловли рыбы. Кутювкал - будка для собак. Лаппатнэпылыпе - крышка чувала - крышка для закрытия трубы избы. Мао сопом- короб для хранения мяса или ягод. Няль - слопец- вид давящей ловушки с наживкой и насторожкой для мелких пушных зверей и боровой дичи. Няньварнэкур - печь для выпечки хлеба. Ойкатхыньяпал - нары мужские в доме. Пувас - загон для оленей. Путкал - летнее кострище. Ура - священный лабаз для духов. Чувал- очаг каминного типа, для приготовления пищи в избе.

Вопросы после проведения экскурсии.

  1. Назовите занятия, которыми занимались манси?
  2. Где готовили себе пищу люди?
  3. Какие приспособления использовали для ловли рыбы?
  4. Какие приспособления использовали для ловли животных?
  5. Что означает черный и белый цвета в жизни коренного населения?
  6. Каким образом и из чего добывались красящие вещества?

Рекомендации:

  1. Предложить ученикам нарисовать увиденное в музее или сделать макеты.
  2. Составить кроссворды, используя увиденные объекты.
  3. Составить фотоотчет по увиденному материалу с описанием всех объектов.
  4. Подготовить доклад о занятиях коренного населения (охота, рыболовство, скотоводство).

 

Тесты по истории ХМАО.

1.Когда и где встречаются первые сведения о Югре?

А) «Слово о полку Игореве» Б) «Повесть временных лет»

2.К какой группе народов относятся ханты и манси?

А) тюркская Б) финно-угорская В) самодийская

3. Как называется музыкальный инструмент, служащий для вызова духов на ритуальных плясках?

А) бубен Б) гусли В) балалайка Г) домра

4.Из чего делали древние ханты и манси нитки для пошива одежды?

А) из крапивы Б) из сухожилий животных В) из телка

Какое животное особо почитается у хантов и манси? В честь него ежегодно проводились праздники.

А) бобр Б) лось В) олень Г) медведь

В каком веке казачья дружина Ермака взяла столицу хана Кучума Испер?

А) XV в Б) XVIIII в В) XVI в Г) XVII в

7. Кем и когда был издан указ о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси?

А)1700 Б)1710 В)1825 Г)1900

8. Кто и где отбывал ссылку, в каком крае?

А) Долгоруков Б) Остерман В) Меньшиков

9.Когда был образован Остяко-Вогульский национальный округ? до революции или после?

А) декабрь 1930 Б) декабрь 1922 В) декабрь 1950

10. Когда было переименование окружного центра Остяко- Вогульска в Ханты- Мансийск?

А) 23 октября 1950 Б) 23 октября 1940 В) 23 октября 1960

11.Как назывался Ханты-Мансийск до революции?

А) Березово Б) Самарово В) Сургут

12.«В каком количестве прибыл» первый десант на территорию будущего города Югорска?

А) 100 Б) 20 В)16

13.Когда был образован поселок Комсомольский?

А) 1 августа 1962 Б) 1 сентября 1962 В) 1 июня 1962

14. Когда наш поселок получил статус города?

А) 16 сентября 1996 Б) 12 мая 1997 В) 13 июля 1992

15. В честь кого названа улица Попова?

А) директора Б) бригадира лесорубов В) железнодорожника

16. Какая улица носит имя одного из первых директоров ТТГ?

А) Шевченко Б) Бурячка В)Красина

17. Какая спортивная - командная игра была распространена у жителей края XIV веке?

А) лапта Б) жмурки В) городки

18. Как называется реликвия- талисман сибирских народов?

А) медный гусь Б) золотой медведь В) золотая баба

19. Назовите первое государственное учебное заведение на Югорской земле?

А) Кондинское уездное училище Б) Самаровское уездное училище В) Березовское уездное училище

20. За какое преступление в конце XIX века сургутские остяки наказывали человека застигнутого на месте преступления: «раздевали донага, привязывали к дереву, оставляя на съедение комарам и муравьям».

А) за убийство зверя Б) за сруб дерева В) за разжигание костра

Ответы: 1б, 2б, 3а, 4б, 5г, 6в, 7б, 8в, 9а, 10б, 11б, 12в, 13в, 14в, 15б, 16б, 17а, 18в, 19б, 20б.

Библиография.

1.История Ханты- Мансийского автономного округа с древности и до наших дней. Учебник для старших классов, Екатеринбург, «Волот», 2002г. 2.География Ханты- Мансийского автономного округа. 8-9 классы. Москва, Экопрос, 1996 г. 3.Рабочая тетрадь по краеведению .1класс.-Ханты-Мансийск,2003. 4.Рабочая тетрадь по краеведению.2класс.Ханты-Мансийск,2003. 5.Югория : Энциклопедия Т.1,Т2,Т3. 6.«Родина»- специальный выпуск «Тропою стран полуночных». Международный Северный археологический конгресс г. Ханты-Мансийск. 2002 г. 7.«Югра» №3. 1996 г.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Культурное наследие Югры

Ольга Астафьева.(При содействии центра по охранеи использованию историко-культурного наследияХанты-Мансийского автономного округа)Региональный журнал "Югра"

Великий Югорский край...

Огромны его просторы, значительны дела его людей. Богатствами своих земель прославился он в веках. И пусть сурово встретил современников, вдоль и поперек исходивших его в поисках "черного" и "голубого" золота, но позволил обжиться людям, взрастить здесь своих детей, накормить своими дарами.

История же Югры уходит корнями в глубокую старину…

Свидетельства жизни на югорской земле относятся к среднекаменному веку. Стоянки, поселения и могильники того времени малочисленны и уникальны. Основная часть их расположена в бассейне Конды (Советский, Октябрьский районы) и Северной Сосьвы (Березовский и Белоярский районы) – поселения Смоляной Сор 1 у поселка Игрим и на реке Эсс около города Югорска. Территория привлекала к себе и обитателей новокаменного века. Единственное древнейшее укрепленное поселение эпохи камня лесной полосы Евразии, городище Амня, находится в Березовском районе. Поселения Хулюм-Сунт, Сартынья, Честый-Яг, Няксимволь – эти памятники остались от древних культур, относящихся к праугросамодийской языковой семье.

Необычные люди жили здесь в эпохи меднокаменного и бронзового веков. Их стараниями были обеспечены постоянные межкультурные контакты с Востоком и Западом. Удивляет колорит сохранившихся поселений Шеркалы X, Низямы II, Амня II и Кирип-Вис-Юган II, в бассейне р. Казым, могильников Сатыга XVI и Сайгатино VI, расположенных в Сургутском районе.

Эпоха раннего железа ознаменовалась бурным расцветом культур и оставила наиболее значительное количество прекрасных памятников. Самые интересные из них представлены на всемирно известной Барсовой горе и на территории вблизи п. Сайгатино в Сургутском районе.

Средневековый период связан с распространением так называемых угорских княжеств и городков. Именно с этого времени началось развитие культурно-исторических образований – прямых предков ряда коренных народов Западной Сибири (ханты, манси, селькупов, ненцев, тунгусов и т.д.) Эпоха оставила интереснейшие клады (наиболее изученный из которых – Холмогорский), оригинальные по своему архитектурному содержанию городища – Барсов городок 2/1, Кучиминское, Ермаково I, II, VI, уникальные могильники – Барсовский V, Сайганики – Барсовский V, Сайгатинский II, Барсов городок.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В первой четверти XII века жители Великого Новгорода уже неоднократно ходили за Югру. В 1265 г. Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань.

С 1364 г. началось непосредственное освоение русскими восточных склонов Урала. Новгородские ратники, пройдя через древний северный путь, дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А с 1465 г. Московский воевода В. Скряба впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

В начале XVI в. земли ханты и манси были силой присоединены к Сибирскому ханству, возникшему на остатках Тюменского царства. В это время местные жители по Пелыму, Конде и Тавде объединились в один из крупнейших государственных союзов Сибири – Пелымское княжество, которое вошло в состав Сибирского ханства. С 1555 г., после того, как хан Едигер признал себя вассалом Москвы и обязался ежегодно выплачивать дань, взаимоотношения обских и кондинских угров с русскими стали достаточно регулярными.

В 1563 г. власть в Сибирском ханстве перешла к сыну Бухарского правителя Кучуму, который в 1575 г. порвал вассальные отношения с Москвой и нанес удар по Приуралью. В ответ на это солепромышленниками Строгановыми был сформирован отряд казаков под предводительством атамана Ермака, который вернул часть завоеванных Москвой земель. Самыми крупными из захваченных волостей стали владения хантыйского князя Самара, который пользовался большим влиянием среди местных племен, так как владел известным хантыйским святилищем. Городок Самара состоял из двух частей – небольшого селища у подножья горы и укрепленной площадки на вершине 80-тиметровой горы, почти отвесно спускавшейся к реке. Крепость была почти неприступной.

Тем не менее, после схватки с казаками под предводительством атамана Никиты Пана (по другим сведениям пятидесятника Богдана Брязги) Самаров городок пал, сам Самар и часть его приближенных погибли. Проведя в захваченном городке около недели, русские казаки пустились далее вниз по Оби. А местные жители вернулись в свое поселение и впоследствии "с поклоном" принесли русским ясак.

Еще один исторический комплекс этого времени находится в устье Иртыша, у поселка Кирпичный, где в 1585 г. отрядом казаков под предводительством Мансурова был поставлен первый русский городок в Западной Сибири, получивший название Обской городок. Местные жители не смогли простить русским казакам строительства городка в их святилище – знаменитом капище "Обского Старика". Но их попытка захватить Обской городок не увенчалась успехом. Мансурову удалось отбить нападение."Обской Старик", принесенный атаковавшими для собственного воодушевления, был расстрелян из пушки. После этого поражения ханты-мансийские племена принесли ясак Мансурову, а представители шести городков по нижнему течению р. Оби на следующий год отправились в Москву с просьбой о русском подданстве.

В XVI в. Московское правительство перешло к реализации плана строительства укрепленных городов на новых землях, чтобы, опираясь на них, постепенно продвигаться дальше. Одним из первых подобных городов стал Березов, основанный в 1593 г. на месте остяцкого городка "Сугмут-Ваш" или, как его еще называли вогулы, "Халумо-Сугмут", что в переводе означает "Березовый город". Чуть позже был основан г. Сургут, в 1595 г. – Обдорский городок.

В августе 1598 г. войском во главе с Войковым была разгромлена ставка Кучума, а в 1601 г., после его гибели, Сибирское ханство прекратило свое существование. В конце XVI века Югорская земля была окончательно присоединена к Московскому государству. Однако этот край еще долго не заселялся русскими, которые не появлялись здесь вплоть до середины XVII века.

Более частыми стали посещения русскими Югорской земли в конце XVII века. К этому времени относится и литературное описание вогулов, первое изображение Конды на географической карте, составленной примерно в 1696-1697 гг. С. Ремезовым.

Территории, занимаемой ныне Ханты-Мансийским автономным округом, в частности городом Ханты-Мансийском, отводилась особая роль в политике Московского правительства, прежде всего в связи с его особым географическим положением.

Русское правительство с первых лет своего владычества за Уралом одной из важнейших своих задач ставило организацию надежного сообщения между центром и отдаленными окраинами. С этой целью в нижнем течении Иртыша в 1637 г. были организованы Самаровский и Демьяновский ямы. В конце 1630-х гг. в Самарово (южная часть города Ханты-Мансийска, до наших дней сохранившая свое историческое название) числилось уже до полусотни ямщиков. Через Самарово шел значительный поток как местных товаров (пушнина, рыба, ягода, шкуры и т.п.), так и иноземных. Нередкими гостями были здесь купцы из Бухары, Калмыкии, русские и татарские торговцы.

В 1667 г. на географической карте впервые появляется изображение Самаровского Яма. В 1675 г. известный русский дипломат Н.Г Спафарий при первом подробном описании окрестностей Самарово называет его первым из крайних европейских населенных пунктов.

XVIII век принес с собой новые веяния в жизни народов Югорской земли. Правительство Петра I поставило задачу активной христианизации населения Северо-Западной Сибири. Во вновь освоенные югорские территории в качестве миссионера был послан архимандрит Филофей Лещинский.

В результате его миссионерской деятельности капище "Обского Старика" было предано огню, Медный Гусь в селе Троицком растоптан и выброшен в Обь, главный идол, помощник Верховного Бога Торыма, Ортик, сожжен, на месте бывших святилищ поставлены кресты. Но, несмотря на активные попытки обратить местное население в христианство, христианская религия была воспринята на Югорской земле чисто формально. Местное население продолжало поклоняться своим богам, давая им новые имена христианских святых.

И все же христианизация дала свои плоды. Были выстроены православные церкви и монастыри. Одними из первых появились храмы в с. Болчары, Сретенская церковь в Большекондинской волости, церковь Сошествия Святого Духа в с. Леушинском. До наших дней дошли остатки Березовского, Кондинского Троицкого монастырей, Преображенской церкви в п. Малый Атлым, Спасской церкви в п. Шеркалы, церкви Рождества Богородицы в п. Березово. Не до конца разрушены деревянные церкви в деревнях Зенково, Нялино, Селиярово, Семейка, Скрипуново, Тюли, Чембакчина.

XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Известнейшим местом стал город Березов – место царской ссылки именитых вельмож. В свое время здесь побывали: А. Меншиков – в 1728 г., безвременно почивший здесь вместе со своей дочерью Марией, князья Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г. Могилы их находятся в п. Березово, и как это ни печально, на месте, занимаемом ныне парком отдыха и спортивной площадкой.

Известным стал и Самаровский Ям, история которого тесно переплелась с именами выдающихся путешественников. В 1725 г. по дороге в первую Камчатскую экспедицию здесь побывал В.И. Беринг, в 1734 г. – Д.А. Овцын, в 1740 г. – сразу три ученых: историк и археограф Г.Ф. Миллер, историк И.Э. Фишер, астроном Н.И. Демиль.

XIX век в истории Югры отмечен ссылкой участников декабрьского восстания на Сенатской площади.

В 1844 году в Самарово пришел первый пароход, а с 1850-х годов началось регулярное пароходное сообщение по Иртышу и Оби. В этот период Самарово продолжали посещать именитые ученые. В 1843 г. побывал финский ученый Кастрен, осенью 1847 и весной 1848 г. – профессор геологии Э.К. Гофман, в 1876 г. – зоолог И.С. Поляков, в 1878 г. – немецкие ученые О. Финел и А. Брем, известный исследователь финно-угорских языков А.И. Альквист, в начале 1880 г. – датский ученый Гаге, в 1881 г. – французский путешественник Э. Котто.

В XIX веке Самарово посетили высокопоставленные лица России: в 1873 г. – представитель царствующей династии, Великий князь Алексей Александрович, в 1879 г. – генерал-губернатор Западной Сибири Н.Г. Казнаков, в 1891 г. – наследник престола, будущий император Николай II.

После приезда Казнакова встал вопрос о строительстве сухопутной дороги между Тобольском и Самарово (есть свидетельства о сохранившихся остатках столбовых дорожных знаков дореволюционной России, находящихся на бывшей ямщицкой дороге). К приезду царевича Николая Александровича на пристани была построена особая "палатка" и на одну из Самаровских горок возведена длинная лестница, которой затем пользовались и сами самаровцы.

Достопримечательностью Самарово стала Никольская церковь, устроенная на возвышенном месте. По фасаду и легкости архитектуры она напоминала китайскую пагоду. В ней хранилось замечательное резное скульптурное изображение Святого Николая. К сожалению, до наших дней сохранился лишь остов церкви.

В 1870-1880 гг. на средства купца В.Т. Земцова в Самарово была построена пристань, открыты аптека, ссудо-сберегательное товарищество, фельдшерский пункт, пост "О спасении на водах", первая в Тобольской губернии практическая рыбопромышленная школа, гостиница для путешествующих ученых, оборудовано специальное судно для научно-исследовательских работ. За помощь, оказанную экспедициям Фиша и Брема, В.Т. Земцов был удостоен почетного диплома члена Бременского географического общества.

Самарово подарило России и своих ученых, одним из которых был Х.М. Лопарев – выдающийся археограф и византист.

В XIX в. Самарово постепенно укрепило свои позиции в политической и экономической жизни России. Положение Самарова в центре рыбных промыслов содействовало превращению села в крупный сибирский транзитный пункт.

hmao.kaisa.ru