История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 5. Китайская цивилизация. Судьба цивилизации древнего китая


Судьбы Древнего Китая

 

Судьбы Древнего Китая

Считается, что наивысшего расцвета Древний Китай достиг при Цинь Ши-хуанди. Однако это справедливо только отчасти. Основанная им империя оказалась недолговечной, а утвержденная им династия Цинь не получила преемников. Император устанавливал свою деспотическую власть насилием. Знать и интеллектуальная элита подвергались жестоким репрессиям. Известен факт закапывания живьем 460 ученых-конфуцианцев. Тысячи ссылались на каторжные работы, строительство стены и канала. Сжигались сочинения конфуцианцев и других инакомыслящих.

В ханьскую эпоху наметился отход от радикальных реформ Цинь Ши-хуанди, отказ от легизма и возврат к древним традициям и конфуцианству. К первым десятилетиям правления династии Восточной Хань относится процесс складывания своего рода магнатского землевладения. Наиболее богатые землевладельцы, так называемые хаоцзу, то есть «могущественные дома», брали под патронат маломощные земледельческие хозяйства, получая, видимо, с них натуральные поборы, но платя за них государственные налоги. Таким образом, мелкие сельские хозяева становились лично зависимыми от магнатов, причем патронат фактически привязывал крестьян к земле. Магнаты присваивали себе и право суда над своими крестьянами. Существование крупных магнатских хозяйств, близких к натуральному, с публично-правовыми функциями приводило к упадку денежного обращения и возрождению натурального товарообмена.Рабство в Китае по-прежнему было распространено повсеместно, причем одним из важных его источников было обращение в рабство по суду за совершенные преступления. Тем не менее, рабство не могло играть сколько-нибудь существенной общественной роли. В обширных магнатских хозяйствах для массовой эксплуатации рабов не хватало средств принуждения. Власти пытались сохранить и даже усилить централизованную администрацию и стабилизировать налогообложение, однако сумма собираемых налогов сокращалась.

Несмотря на эту неблагоприятную для государства тенденцию, во время царствования императора династии Хань Лю Сю и его непосредственных преемников наступила относительная стабилизация, и к середине I века империя вновь стала могущественной державой. Это позволило ей вновь сконцентрировать военные силы для борьбы с кочевниками. Начались новые войны против гуннов. В борьбе с гуннами Китай опирался на враждебные им племена Восточного Туркестана и Средней Азии. В 73 году, после того, как северные гунны потерпели поражение от китайских войск, находившихся под командованием Доу Гу, в Восточный Туркестан отправился талантливый полководец и дипломат Бань Чао. Бань Чао удалось привлечь на свою сторону местные племена, с помощью которых он в 91 году нанес решительное поражение гуннам, вступил в Среднюю Азию и в 97 году прошел до Антиохии Маргианы — эллинистического полиса в Бактрии.

 

Усиление магнатского землевладения, естественно, вело к ослаблению центральной власти и, в конечном счете, к развалу империи. В 184 году вспыхнуло восстание, направленное против имперского режима и господствовавшей конфуцианской идеологии. Это восстание, известное под названием «Желтых повязок», не носило крестьянского характера. Возглавил его даосский проповедник Чжан Цзио. Чжан Цзио и его последователи призывали к свержению существующего порядка, именовавшегося ими «серым небом», и установлению «желтого неба», которое основывалось бы на «тайпин дао» — пути великого благоденствия. Повстанцы носили в качестве отличительного знака желтые наголовные повязки. Восстание охватило большую часть империи. Инсургенты разоряли и сжигали правительственные учреждения, открывали тюрьмы, захватывали имущество и земли «могущественных домов», освобождали рабов. Движение продолжалось более 20 лет. «Желтые повязки» были разбиты, но восстание нанесло смертельный удар по имперской системе. В среде победителей-магнатов не было единства. Одновременно усилилось давление на северо-западные, северные и северо-восточные границы Китая со стороны кочевников. Все это привело в 220 году к падению династии Хань и образованию на территории бывшей империи нескольких независимых государств.

В первые века нашей эры на территорию Китая из Индии начал проникать буддизм. На местной почве он вобрал в себя множество элементов учения даосизма, так что первых буддистов в Китае принимали за представителей одной из многочисленных сект даосских проповедников. К V столетию в стране существовали десятки буддистских монастырей, владевших значительными земельными угодьями, зависимыми крестьянами, и обладали значительной экономической и политической силой.

В X-XIII веках (период династии Сун) Китай оказался разделенным на две части — северную и южную. В Северном Китае господствовали монголоязычные кидане, от названия которых происходит русское слово «Китай», а затем чжурчжени, говорившие на языках тунгусо-маньчжурской группы. На юг страны, где продолжала править китайская династия, усилился приток ханьцев с севера. В середине XIII столетия Китай был полностью завоеван монголами.

История древних цивилизацийЯпонская цивилизация

 

www.nitpa.org

Тема 7. Культура восточных цивилизаций. Древний Китай



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

1. Особенности культуры Древнего Китая.

2. Религиозная-мифологическая система.

1.Одной из древнейших цивилизаций мира является китайская. Во временном интервале ее можно определять конец III – начало ІІ тыс. до н.э. – 220 г. н. э. (вре­меня крушения империи Хань).

Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических осо­бенностей отраз­ившихся на особенностях развития ее культуры:

– во-первых, это достаточно сложные природные условия повли­явшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возник­новение здесь цивилизации.

– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами за­падного мира.

– древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской ци­вилизаций. Поливное земледе­лие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.

– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древне­китайское государство – это типичная восточная дес­потия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным мо­нархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единствен­ного земле­владельца. В Китае жречество как отдельный социальный инсти­тут отсутствовало, религиозные действия производились гла­вами се­мейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась цар­ской собственностью. Кроме этого все было под­чинено строгой соци­аль­ной иерархии, вне которой находились рабы.

Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были додчинены сложно­му ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. И, как отмече­но в книге “Цзо чжуань”, “ритуал основан на постоянном движении неба, порядке явлений на земле, и поведении народа”, “ритуал – это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу”.

Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религи­озным ритуалом отношений живыъ к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед ду­хами предков (им приносились жертвы, первоначально даже чело­веческие).

– идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание дан­ной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Так, скульптурные изо­бражения животных, выполненные в бронзе, повторя­ют черты, про­слеживающиеся в алтайско-скифской культуре. Это же касается и конных колесниц, заимствованных, как считается, у индоевропейцев.

– идея китаецентризма.

В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ сложилась неолитическая культура расписной керамики Яншао. Традиционно Яншао считалась древнейшей из культур, предшеству­ющих китайской цивилизации. Вместе с тем на северо-востоке Китая, в Ляонине, в недавнем прош­лом была открыта, по мнению археологов, еще более древняя куль­тура – Хуншань.

2.Для древнекитайской мифологии характе­рен целый ряд отличительных особенностей в сравнении с другими системами. Прежде всего, это такая черта как эвгемеризация (истори­зация мифологических персонажей, рас­смотрение их как реальных деятелей глубокой древности). Большую роль в мифологии играли тотемистические представ­ления. В качестве наиболее распространенных тотемистических обра­зов высту­пает ласточка, змея, которая постепенно превращается в дра­кона, ставшего символом государя. Основная часть мифологических источников относится к ран­нему периоду. Характерна также относительная неразвитость космогонических представле­ний.

В этой группе наибольшее распространение получают мифы о хаосе – как представлении о первоначальном состоянии мира. Роль упорядоченного хаоса отводится двум космическим силам – небесной Ян и земной Инь. Из легких частиц возникает небо, из тяжелых – земля.

Существуют также и мифы об упорядочении хаоса. Внутри космического яйца – хаоса – зарождается сверхъестественный человек Пань-гу. Он раскалывает яйцо на две части – небо и землю. Из частей умершего Пань-гу возникают: ветер и облака – из вдоха, Гром – из голоса, Солнце – из левого глаза, Луна – из правого глаза, 4 стороны света – из туловища с руками и ногами, реки – из крови, дороги – из жил, созвездья – из волос на голове и усов, люди – из ползающих по телу Пант-гу паразитов, которых разве­ял по миру ветер.

Получает распространение также цикл мифов о прародительнице Нюй-ва. Она изображалась в виде получеловека и змеи или же дракона и считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, людей она вылепила из глины.

У китайцев, как и у других народов, сохранились мифы о потопе. Особенность в этом сюжете состоит в том, что у китайцев потоп не выступает в качестве наказания за грехи, а является обобщенным представлением о водяном хаосе. Первоначально в борьбу с потопом вступает Гунь («большая рыба»), пытавшийся победить потоп с по­мощью саморастущей земли. Побеждает стихию его сын Юй (функ­ция земледелия).

Широкое распространение получают мифы о культурном герое Фу-си. Ему при­писывается изобретение рыболовных сетей, он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи. К началу новой эры Фу-си фигурирует в паре с Нюй-ва. Кроме Фу-си упоминаются такие культурные герои, как Суй-жэнь – изобретатель огня, Шэнь-нун – по­ложивший начало земледелию, функции культурного героя приписываются и Хуан-ди, с ним связывается изобрете­ние пись­мен­ности. Однако необходимо отметить, что фун­кции и дея­ния культурных героев могут изменяться. Всем героям приписывается изготов­ление глиняных сосудов, музы­кальных инструментов. Имеют­ся и божества стихий и явлений природы. В качестве наиболее рас­пространенного выступает бог грома – Лэй-чун, вероятно, отец перво­предка Фу-си.

Постепенно разрозненные мифологические образы отдельных племен склады­ваются в единую систему, во многом это связано с раз­витием натурфилософских представлений, в частности, пятирич­ной системы. Складывается пятиричная модель мира, основой которой выступают 5 стихий – 4 стороны света и середина, центр. Почитание 5 божеств ди, которые отож­дествлялись с 5 царями древности, 5 цвета­ми, 4 сторонами света и центром приобретает статус официальных культов.

Религиозные воззрения претерпевают эволюцию в эпоху Цинь и Хань, время цен­трализованной империи. Религиозные традиции фор­мируются под воздействием двух факторов: наследие архаических шаманских обрядов и верований; тенденции к рационализации древней религии и мифологии, прежде всего под влиянием таких школ, как конфуцианство и дао­сизм.

Несмотря на эклектизм в китайской религии присутствует единое представление о потустороннем мире как продолжении жизни земной. Это проявляется в том, что у богов по образцу земной империи также существует штат чиновников и правителей. К богам обращаются посредством отправления им письменных посланий. В соответствии с этими представлениями у человека имеется две души: одна остается в теле после смерти и попадает в подземное царство Желтого источника, а другая возносится на небо.

Обитель душ, достигших бессмертия, связывается с тремя мифическими островами в Восточном море или горой Куньлунь, расположенной на западной окраине мира.

В соответствии с данными археологических раскопок, производившихся в 1974 г. в провинции Хунань, имеется возможность реконструировать представления о загробном мире (на основании изображения на шелковом полотенце). В соответствии с данным источником, подземный мир населен рыбами, змеями, рогатыми зверями, атлантами, поддерживающими землю. Небесное царство находится между солнцем и луной, где восседает богиня Нюй-ва. Душа усопшей знатной женщины возносится на небо с помо­щью драконов, протянутых с небес лент и других фантас­ти­ческих существ.

Китайскую мифологию и религию пронизывает символизм. Так, каждой стороне света соответствует свое существо и цвет: зеленому дракону – восток, красной птице – юг, белому тигру – запад, черепахе, обвитой змеей – север.

В религии значительную роль играли шаманы, являвшиеся посредниками между живыми и мертвыми. Правда, постепенно шаманская практика приобретает оппози­ционный характер и связывается с попытками оспорить существующую власть. В эпохи Цинь и Хань значительное место начинает отводиться разного рода магам, гадателям, всем тем, кто претендовал на право гармонизации в сфере мироздания, а также земной и загробной жизни. Большую популярность приобретают поиски средств достижения состояния бессмертного небожителя (Шэнь­сянь), освободившегося от бренной телесной оболочки.

К рубежу нашей эры в религии Ханской империи первостепенное значение при­обрели жертвоприношения Небу и Земле, совершавшиеся соответственно у южной и северной ворот столицы.

Вообще же формы официальной религии в императорском Китае создавались пра­вительством больше по мере появления практической надобности, они не имели особой догматичности и могли рационализироваться. Основная же тенденция заключалась в совмещении божественного и природного, что нашло отражение в совмещении астро­номического и религиозного календаря в отношении официальных праздников им­перии.

Государство подчиняло религиозные запросы политике, давая санкцию на покло­нение одним божествам, и запрещая некоторые локальные. Имперские власти взяли на себя также «миссию» исправления народной религии. В официальных источниках встре­чаются упоминания о так называемых «непристойных культах», т. е. о тех, которые с позиции верховных властей подлегали запрету и искоренению. К таковым относились кровавые жертвоприношения, экстатические общения людей с богами. Т. е. те элементы архаической религии, которые представлявшие угрозу нормам цивилизации. В тоже время следует отметить, что в Китае это происходит не в плане догматической рели­гиозной нетерпимости, а отвергаются лишь крайности культовой практики, мешав­шие осуществлению мироустроительной миссии императора, установлению этической ди­станции между человеком и богами.

megapredmet.ru

§ 5. Китайская цивилизация

Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.

У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.

Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.

Следует учесть, что сами китайцы, как и большинство народов, начинают свою историю со значительно более древней эпохи. «Первым богдыханом, еще полумифической личностью, летописи называют мудрого Фу Сишы. Он царствовал за 3468 лет до Рождества Христова. Ему приписывают установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков и 60-летнего астрономического цикла. Он организовал первоначальное устройство гражданской жизни. Желая внушить большее доверие к изданным законам, Фу Сишы сказал, что он списал их со спины дракона, явившегося ему из глубокого озера. Этим он хотел показать, что его законы даны божеством, а потому неповиновение им есть грех перед божеством. Ему же приписывается изобретение двух музыкальных инструментов: кин, род 27-струнной лиры, и ссе – гитара о 36 струнах. Письменный памятник его называется И-Кинг – книга превращений; в ней излагается начало и происхождение всего видимого и превращения существ животного и растительного царств сообразно с временами года. Вслед за Фу Сишы после нескольких богдыханов вступил на престол воинственный Хоан Ти, при котором был изобретенкомпас. Китайские летописи говорят, что Хоан Ти с успехом пользовался им во время своих походов. При нем государство было разделено на 10 областей и введенадецимальная система веса и меры. В военных, а также торговых целях, он повсюду в государстве провел дороги и улучшил способы водяного сообщения. Для поднятия нравственного уровня народа он учредил жертвоприношения Всевышнему духу»23.

В течение длительного процесса развития сформировался «народ хуася» – так в древности называли себя представители национальности хань24. Долгое время китайцы считали свою страну прародиной большинства мировых культурных достижений, а все остальные народы презирали как варварские. Люди археологической культуры Хэмуду в южной части Китая 7 тыс. лет назад выращивали рис. Они изобрели технику соединения паз-шип и каркасно-столбовую конструкцию строительства деревянных домов, которые дошли до наших дней. Западные страны не имели контактов с Китаем вплоть до II в. до н. э. Китай был изолирован в географическом отношении: от остального мира его отрезали пустыни и степи Центральной Азии, а также огромные горные массивы и морские пространства.

Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс. лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати. В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).

В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков. Так возникает централизованное государство.

После распада Чжоу и периода «Борющихся царств» возвышается династия Цинь. В III в. до н. э. при Цинь Шихуанди расширившееся за счет Маньчжурии и Монголии китайское государство разделяется на 36 областей, создается большой чиновничий аппарат, расширяется ирригационная система, строятся дороги, вводятся единая система мер и весов, упрощенное иероглифическое письмо, начинается строительствоВеликой китайской стены для защиты от набегов кочевников с Севера25.

Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями. Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях. Заодно были сожжены и все исторические книги.

Уже к VIII в. до н. э. понятие «человек» в традиционном китайском мировоззрении постепенно стало превосходить понятие «божество», зародилось начальное гуманистическое мышление. Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением очжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности26. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы.

Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.

Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу. Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», – говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен? Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»27

Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали, что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)».

Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира». Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн28.

Конфуцианство идаосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.

• Имена. Конфуций

Конфуций (551–479 гг. до н. э.), великий мудрец и философ.

У отца Конфуция, храброго воина, было девять дочерей от первого брака. После смерти жены он вступил в брак и стал отцом великого философа в возрасте 70 лет. По легендам, рождение Конфуция сопровождалось знамениями. В ночь, когда он родился, над холмом все время парили два дракона и стерегли холм справа и слева. Любимыми детскими забавами мальчика была игра в церемонии и жертвоприношения. В высшем училище в 17 лет он был назначен помощником своего учителя.

Государственную службу Конфуций начал с незначительной должности торгового пристава, надзиравшего за свежестью припасов на рынках и в лавках. В 19 лет он женился на девушке из знатной семьи. У него родились сын и дочь. Конфуций блестяще себя проявил на должности инспектора пахотных полей, лесов и стад, жизнь земледельцев княжества, в котором служил Конфуций, изменилась к лучшему.

После смерти матери Конфуций по обычаю ушел со службы и выдерживал трехгодичный траур, на время которого были установлены серьезные ограничения. Он жил в уединении, предаваясь научным занятиям, изучал священные книги древности, постановления древних правителей. В этот трехлетний период сформировалось его учение, распространению которого он посвятил всю свою жизнь. Он много путешествовал, по приглашению гостил у различных князей. У философа появилось множество учеников. Конфуций продолжал изучать древние сочинения и записывал свои мысли.

На 44 году жизни он был назначен правителем резиденции и ее окрестностей в княжестве Лу, затем стал верховным судьей, т. е. вторым лицом в княжестве. Однако через некоторое время Конфуций впал в нежилось князя, поставив его в неловкое положение своим замечанием. Философ вновь отправился в странствия со своими учениками. Правители не принимали его учение, уповая прежде всего на силу.

Число учеников Конфуция достигло трех тысяч. Китайцы считают, что Конфуций создал свою частную школу на 100 лет раньше Платона (427–347 гг. до н. э.), учредившего Академию в пригороде Афин. Конфуций вернулся в родное княжество Лу, пережил жену и сына и скончался на 73 году жизни. Он был похоронен с особыми церемониями. Князь Лу признал его своим учителем. В память мудреца была воздвигнута часовня. Со временем его провозгласили святым и стали поклоняться его памяти. Его изображали в императорской шапке и царских одеждах. Потомки Конфуция были возведены в звание потомственных дворян. Многие тысячи китайцев ведут родословную от своего великого предка и гордятся им.

Творчество китайцев не ограничивалось созданием религиозно-философских и этических систем, которые не только способствовали укреплению деспотической власти, но и обеспечивали устойчивость, необходимую преемственность, гибкость китайскому социуму. Значительное развитие в Китае получила астрономия. Созвездия, расположенные вокруг Полярной звезды, распределялись по «лунным домам», появились карты звездного неба. Китайские астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Математики знали свойства прямоугольного треугольника. Уже в VIII в. до н. э. было составлено географическое описание китайского государства: гор, рек, земель и налогов каждой из девяти частей. В X в. до н. э. при дворе чжоуского князя была учреждена должность летописца. Первую историческую хронику, созданную частным лицом, составил Конфуций. Выдающимся произведением стали «Исторические записки» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.). В Китае были изобретены порох, бумага, компас, сейсмограф. Высокого уровня достигло изобразительное искусство и художественное ремесло – изготовление изделий из фарфора, бронзы, художественная резьба по дереву и слоновой кости.

Уже древнейшая китайская история в сопоставлении с судьбами других древневосточных цивилизаций позволила ряду исследователей установить повторение одних и тех же циклов, характерных для обществ Востока:

1) укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, укрепление государства;

2) кризис власти, отступление перед центробежными силами;

3) упадок власти, ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

Похоже, что эта схема применима не только к восточным обществам.

• Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций) •

В древности считалось, что наиболее благоприятный возраст для брака не старше 30 лет для мужчины и 20 лет для женщины. По Конфуцию же, самая лучшая пора для женитьбы 20 лет для мужчины и 15 лет для женщины. Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные. Муж – голова; он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она – земля.

Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. В общественной жизни жена всем обязана мужу. Сын – хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий. Обычай воспрещает женщине вторичное замужество, вдова обязана посвятить себя уединению.

Девица не должна вступать в брак: 1) с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства; 2) с членом семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор; 3) с нарушителем закона или бывшим под судом; 4) с одержимым хронической болезнью или каким-либо физическим недостатком; 5) с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах, тетках и т. д. Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине. Причин же таковых семь: 1) неповиновение жены свекру или свекрови; 2) бесплодие; 3) непристойное поведение или нарушение супружеской верности; 4) внесение ею в семью мужа вражды и ссор; 5) болезнь жены, внушающая к ней отвращение; 6) болтливость и склонность к мотовству, 7) если жена обкрадет мужа.

studfiles.net