Культура древних скифов кратко.               Краткая история скифов.    
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обычаи и культура древних скифов. Культура древних скифов кратко


Быт и культура Скифов

03.01.2016

Все первое тысячелетие до н. е. было периодом полного господства на огромных просторах Великого степного пояса Евразии – от Дуная до Западной Монголии включительно – многочисленных ирано языковых племен – создателей самобытной цивилизации, много достижений которой переняли кочевники поздних эпох. С цие точки зрения скифская культура была лишь локальным вариантом евразийской линии культурного развития, – правда, не самым ярким и характерным только западной части ираноязычного кочевого массива.Конкретные формы и проявления культуры скифов производились постепенно. их развитие во времени отражает рубежные вехи истории Скифии. Так, древнейшая скифская культура сложилась в результате завоевания киммерийцев собственно скифскими племенами и вобрала в себя как местные, так и привнесенные элементы. Позже она испытала влияние Ближнего цивилизации, а во времена северопричерноморских Скифии постоянно взаимодействовала с античной культурой, что сказалось прежде всего на развитии искусства степняков. Но несмотря на все эти влияния основы скифской культуры не менялись, и в течение VII-IV вв. до н. е. она оставалась прежде всего кочевой.Вообще, характер хозяйства скифов влияние на все сферы их жизни. Основу производства составил скотоводство. Он давал почти все – боевых лошадей, мясо, молоко для питания, войлок для одежды и покрытия кибиток, которые передвигались с помощью волов.Особенности скифского быта хорошо иллюстрируются отдельными отрывками из произведений древних выгорел, сюжетами на изделиях искусства, археологическими находками. Приведем лишь несколько примеров. Вот скифы пригнали к кочевья дойных кобылиц, слили молоко в большие чаны. Затем, расставив у чанов слепых рабов, скифы предписывают им взбалтывать молоко. Верхний слой молока, отстоялось, и который они инимають, ценится выше, а снятым молоком они менее дорожат »(Г еродот. IV, 2). Из кобыльего молока производился и сыр «иппаку», долго вберигався и поэтому был пригоден для питания »дальних походах и лерекочовках. А вот рядом еще один скиф доит овцу. Описываемая сцена (обижена на золотой пекторали из Толстой Могилы: гут с этнографической подлинность зафиксирован один из способов доения, известный и теперь под пошлю «молдавского».Количеством скота определялся имущественное положение скифов. Если скифские чиновники обладали многими тысячами голов, то простых скифов, по свидетельству Лукиана (Скиф или гость. /), Называли «осьминогами», поскольку те имели лишь пару полей и тележку.Кочевом бытовые отвечал внешний вид скифов. Одежда, идеально приспособленный для езды, хорошо защищал от жары и мороза. Вглядимся и изображения скифов на серебряной чаши с Гаймановой Могилы: они одеты в кафтаны, узкие брюки, мягкие кожаные ботинки. Выбранное украшалось мехом, оздоблювалося нашивными золотыми пластинками. В богатых скифских захоронениях иногда находили тысячи таких пластинок с различными изображениями. Пышно украшался и одежду знатных скифянок.Но скифы были не только скотоводами, но и воинами. Необходимо было защищать кочевья от соседей, удерживать в повиновении подчиненные племена. Основу скифского войска составляла легковооруженная конница – лук со стрелами, короткий мечнинак и копье умело действовали в руках своих обладателей и сопровождали их к потустороннему миру. Главной ударной силой были отряды тяжеловооруженных всадников, защищенных панцирями, панцирными брюками, шлемами и щитами. Именно они, эти древние рыцари степи, наводили ужас на Дариеве войско, противостояли македонской фаланге, нанесли решительный удар в бою при Фати. На расстеленном доспехов покоятся они и в своих могилах.Самобытностью отмечалось и скифское искусство, стержнем которого был так называемый звериный стиль. Изображения пантер, оленей, горных козлов, волков, птиц, рыб, сцены борьбы между ними украшают оружие, конскую узду, другие предметы быта. Фигуры животных поражают динамизмом и точностью передачи присущих им черт. Они чрезвычайно удачно «вписаны» в пространство, определенный формой предмета. Кстати, традиции скифского звериного стиля намного пережили своих создателей и проявляются даже в некоторых мотивах древнерусского искусства.Скифы знали монументальное искусство. Его образцы представлены каменными изображениями скифского перво-предка в виде сурового воина.Вот что рассказывали о нем сами скифы: «Первым жителем этой безлюдной тогда еще страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая … были Зевс и дочь реки Борисфена … Такой род имел Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колоксаис … От Липоксаиса, как говорится, пошло скифское племя, называют авхаты, среднего брата – племя катаирив и траспиив, а от младшего из братьев – царя – племя паралаты »(Геродот. IV, 5-6). Подобные генеалогические легенды идеологически обосновывали единство скифского народа, который якобы имел единокровные корни, и закрепляли социальную иерархию скифского общества посредством соотнесения разных его частик с главной и боковыми ветвями генеалогического древа.По данным письменных источников, скифское объединение делилось на три части, каждую из которых возглавлял царь. Один из них – вероятно, то, что властвовал над царскими скифами, «которые считают других скифов своими рабами» (Г еродот. IV, 20) – был верховным царем. В свою очередь царства делились на округа – номы. И во главе царств, во главе номов стояли выходцы из единой царской семьи, что в определенной степени цементировало скифское общество. Власти этой семьи опиралась на военную знать. Конечно, эта довольно рыхлая социальная структура значительно отличалась от развитых рабовладельческих или феодальных государств, однако по своим функциям – поддержание отношений зависимости и господства, укрепление верховной власти, накопления в руках верхушки огромных богатств – она ​​была уже политической организацией. Поэтому можно утверждать: первые ростки государственности на территории современной Украины появились именно в скифские времена.Олицетворением прочности и величия Скифского государства были курганы ее царей. Расскажем об одном из них – Чертомлык, расположенный вблизи г.. Никополь Днепропетровской области. Исследование этого кургана начал в 1862-1863 pp. известный российский археолог 1. Е. Забелин. Раскопки были продолжены и завершены в 1979-1986 pp.Царская гробница состояла из глубокой (11м) прямоугольной в плане шахты, по углам которой в твердой глине были вырублены боковые подземные помещения – камеры. В самой дальней из них содержалось захоронения скифского правителя (к сожалению, ограблено в древности). Однако некоторые его вещи сохранились – например, золотое оковка торита. В соседней камере похоронили скифскую царицу и раба, в юго-западной – двух воинов, которые также сопровождали своего обладателя в потусторонний мир. Всего вместе с царем – в самой центральной могиле и за ее пределами – похоронили девять человек и 11 лошадей. После кровавого похорон над могилой возвели курган, для строительства которого использовались прямоугольные дернины. По самым скромным подсчетам, в его насыпь было заключено около 75 тыс. М3 дерна. А по завершении работы огромное сооружение (даже через много веков, на раскопках И. Е. Забелина, курган достигал в высоту 21 м) была окружена каменной стеной, которая четко отделяла эту рукотворную гору от окружающего рельефа.Большое количество подобных степных пирамид уже раскопано, другие «расплылись» и осели под разрушительным действием дождей, ветров, талого снега, современного распашка. Однако без их характерных очертаний трудно представить южноукраинский ландшафт, сформированный не только природой, но и многовековой жизнедеятельностью различных народов, существовавших на территории Украины. Яркой и важной страницей в книге его бытия навсегда останется и история Скифии.

« Гибель Великой Скифии Сарматы »

moyaosvita.com.ua

Обычаи и культура древних скифов

О происхождении скифов ученые спорят до сих пор. Существует множество различных точек зрения, но, в основном, историки примыкают к одной из двух наиболее доказанных и распространенных гипотез.

Первая гипотеза принадлежит Борису Николаевичу Гракову. Он считал, что скифы произошли от срубных племен бронзовой эпохи, которые населяли Северное Причерноморье. С середины II тысячелетия до нашей эры, эти племена смешивались со скифами. Культура срубных племен легла в основу культуры скифов. Несмотря на это, присутствие звериного стиля в скифской культуре, а также некоторое оружие, по мнению Б.Н. Гракова, были привнесены извне. Специалист по скифам и хазарам, М.И. Артамонов, поддерживает версию Б.Н. Гракова. Он, так же, как и Борис Николаевич, считал, что срубные племена были предками скифов, но возникновение самобытной скифской культуры приписывал влиянию Передней Азии.

Автор второй гипотезы, А.И Тереножкин, полагает, что население Северного Причерноморья не имеет никакой этнической и культурной связи. По его мнению, скифы не возникли на территории нынешней Молдавии, а пришли сюда из глубин Азии.

Общепризнанная история скифов и их государства берет свое начало с VIII века до нашей эры. Спустя примерно 100 лет скифы вытеснили с Северного Причерноморья, царствующих здесь до этого, киммерийцев. После этого скифы пошли в Малую Азию, Мидию, Палестину и Сирию. В Передней Азии они создали свое государство, но в VI веке до нашей эры были вытеснены с этой территории. Доподлинно известно, что скифы побывали и на Северном Кавказе.

Отношения с крупными городами Северного Причерноморья, активная торговая, политика скифов (была распространена в том числе и торговля рабами), способствовали классовому разделению скифского общества. Со временем в государстве скифов появилась монархия, в которой власть передавалась по наследству. Власть царя была неоспоримой и, безусловно, давалась Богом. Однако все же ограничивалась – союзный совет и народное собрание не позволяли сделать монархию абсолютной. Выделялась военная аристократия, а также «класс» жрецов. Во время войны с персами во главе с царем Дарием, скифским государством управляло сразу три царя.

В конце V – начале IV веков до нашей эры военные позиции скифов устремились на юго-запад. Начало военных действий во Фракии привело к войне с царем Македонии – Филиппом. В этой войне погиб царь скифов – Атей. Спустя 8 лет наместник Александра Македонского напал на западную часть скифского государства, но получил достойный отпор – все вражеское войско было уничтожено.

Каменское городище, площадь которого составляет почти 1200 гектаров, являлось центром Скифского царства. Социальные изменения, произошедшие у скифов, сильно отразились не только на их истории, но и на культуре. В Приднепровье начали появляться огромные курганы, в которых хоронили местных аристократов. Похоронами одного человека не обходились, и, вместе с умершим, скифы хоронили его жену, наложниц, слуг, лошадей, полагая, что в той, загробной, жизни они обязательно пригодятся знатному человеку. В курган воинов часто клали оружие. Вообще, курганы аристократов – это своеобразные клады, т.к. нередко в них можно обнаружить посуду из драгоценных металлов, греческую расписную керамику, тонкие и изящные ювелирные украшения.

В III веке до нашей эры площадь земель, принадлежащая скифам, стала уменьшаться. Виной тому – народ сарматы, пришедший из-за Дона. Оставшиеся в живых скифы перешли через Дунай и осели там, однако часть Крыма и нижняя часть долины Днепра остались территориями, подвластными этому гордому народу.

Спустя почти двести лет на месте нынешнего Симферополя была построена крепость Керменчик. Ученые также обнаружили город, построенный на двести лет раньше Керменчика – Ак-кай. По мнению руководителя археологической экспедиции, Ю. Зайцева, Ак-Кай обладал статусом столицы.

В I веке до нашей эры Скифское царство оказалось в зените своей славы и величества, но вскоре после неудачной войны оно утратило свое единство.

Скифское царство сохраняло свое величие вплоть до второй половины III века, но народ «растворился» несколькими веками позже. Когда началось Великое переселение народов, скифы утратили свою этническую общность и смешались с другими племенами. Название «скифы», к слову, не исчезло – теперь так назывались различные народы, проживающие на «скифской» территории, в том числе и славяне.

Древние письменные источники рассказывают об огромном количестве жестоких и не очень обычаях скифов. Например, скиф должен был испить кровь своего первого убитого врага. Из черепов врагов, доставлявших при жизни особые неудобства скифам, обычно делали чаши для вина.

Также большую популярность имело гадание. Гадать можно было на связках с прутьями или с помощью липовой мочалы.

По скифским поверьям, причиной всех болезней царя, являлась ложная клятва его подданных. Поэтому, когда царь болел, скифы обращались к самым уважаемым предсказателям с просьбой найти виновника. Казалось бы, так можно выбрать любого человека и выдать его, как виновника. Однако в случае, если человек, на которого указали предсказатели, не виновен, их самих ждала смерть.

Дружбу скифы подтверждали особенным и, в целом, понятным, ритуалом: в чашу будущие товарищи наливали вино, добавляя свою кровь, а после, произнеся необходимые для такого случая клятвы, выпивали его. Друзей у настоящего скифа не могло быть много, максимум, трое, иначе его статус ставили вровень со статусом распутной женщины.

Еще один интересный обычай связан с местью врагам. Если по какой-то причине скиф не мог расправиться со своими врагами самостоятельно, ему следовало попросить помощи. Для этого необходимо было убить быка, сварить его мясо и сесть на шкуре, разостланной на земле. Любой человек мог взять кусок мяса, но при этом должен был поклясться привести с собой число людей, которое он считает нужным, предварительно наступив на шкуру. Именно так собирались воины, готовые отомстить обидчику своего соплеменника.

No related links found

tainy.net

Краткая история скифов | Кладоискатель

  Скифы потомки Ариев живших в Сибири, пришли на Дон вместе с другими родственными племенами. Они приспособились к кочевому образу жизни и свыклись с похолоданием климата. Главным образом это была родовая общность отличных воинов-военноначальников, взявшая власть над остальными племенами евразийских кочевников.    

   Миф о родоначальнике скифов.    

  Согласно мифу о родоначальнике скифов, известный персонаж греческих мифов Геркулес странствовал по пустынной местности. А когда устал, лёг спать, укутавшись в львиную шкуру. Каково же его было удивление, когда проснувшись, он обнаружил пропажу своих лошадей. Далее он искал их по всей стране, ведь без лошадей воин не воин. И нашёл в одной из пещер припонтийской области, так называемую ехидну (женщину-змею). Оказалось, что пропажа лошадей её рук дело, а чтобы получит их, геркулес должен её полюбить на один день.

                  На изображении скифы-лучники, зооморфные бляшки и меч акинак.

Артефакты истории скифов    

  Вероятно, лошади действительно были хороши, или сама ехидна была в душе женщиной-змеёй, а на самом деле красавицей. В общем, родила она благодаря кратковременному любовному союзу трёх сыновей - богатырей: Гелона, Агатирса и Скифа. Именно последний сын оказался более приспособленный к царской власти, и ему досталось  управлять племенами на огромных территориях.

 Временные поселения скифов.  

   Войны.     

  Скифский военный союз кочевых племён поставил перед киммерийцами в 8 веке до нашей эры нелёгкий выбор. Поэтому часть правящей верхушки киммерийцев ушла на запад и на юг в Трою, а мирное население, простолюдины, вступили в боевой союз скифов. Население Дона и Кубани принимают власть скифов безоговорочно, так как многие из них имеют родственную ирано-арийскую связь. И вот уже огромный военный союз нападает на Мидию и Ассирию, разоряют Палестину и Египет.    

  Попытку разгромить и покорить скифов (512 год до нашей эры) произвёл царь Персии Дарий I. Он удачно высадился на территории современной Украины и начал сухопутную компанию. Но стратегия скифских воинов не укладывалась в его планы. Подразделения кочевников совершали атаку, но не близко не приближались и снова уходили в степь. Этого хватало, так как их стрелы летели на расстояние 400 метров. Будучи лучшими лучниками, они метко стреляли на скаку из любого положения. Чем дальше, вглубь европейской лесостепи уходило войско Дарии, тем быстрее оно таило на глазах.     

  Выпаливая степь, скифы заманили войско Персов глубоко в степь и принялись разрывать его на куски, постоянно нападая с разных сторон. Персидские воины с ужасом смотрели на несущуюся конную толпу с пиками, но ничего уже не могли сделать. К тому же в ближнем бою остроконечные мечи акинаки пробивали доспехи из меди, не оставляя противнику шанса. Дарий понимаю, что всё кончено, бежит с личной охраной на родину, оставив остатки израненного войска на произвол судьбы.    

  А.Македонский не пошёл против скифов, недаром он был великим полководцем. А вот его последователь Лизимах сделал попытку в 291 году до н.э., но был захвачен в плен.

Кто такие сарматы?    

   Скифское государство.    

  Государство скифов крепнет, появляются поселения-городища, люди, чтобы прокормить армию выращивают зерновые. Идёт бойкая работорговля. К тому же, чтобы обеспечить на время заготовки кормов и провианта идёт сезонный захват рабсилы. Когда работы заканчиваются, невольников отпускают.    

  После 3-2 века до нашей эры государство скифов вводится в междоусобные войны за власть. Вскоре улучшившие своё положение представители родственного племени - сарматы, пользуясь слабостью правящей династии скифов, принимает власть кочевых племён в свои руки. Начинается новая эра правления, связанная с большой торговлей и процветанием греко-сарматских отношений.  

            <<< предыдущий материал                                 следующий материал >>>

                                                страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Глава 8. КУЛЬТУРА СКИФОВ | Румянцевский музей

Глава 8. КУЛЬТУРА СКИФОВ

 

Древняя культура степных кочевников. Материальная и духовная культура скифов.

 

Скифы и близкие им народы, обитавшие в первом тысячелетии до нашей эры в степях Евразии, не знали городских поселений. Поэтому их культуру воссоздают преимущественно на основе кратких сведений из источников других цивилизаций, а также по сравнительно небогатым находкам археологов в сохранившихся захоронениях. Есть основание полагать, что скифы – самоназвание одного из племён, положивших начало раннегосударственным образованиям кочевников степной Евразии.

Современные исследования мира скифов возводят к Новому времени, когда стали систематизировать сведения о них на основании греко-римской традиции. Греки впервые встретились с этим народом на северном побережье Чёрного моря. Согласно рассказам Геродота и сообщению Диодора Сицилийского скифы пришли в Причерноморье из Азии и вытеснили киммерийцев. Прародина скифов, названная у Диодора долиной у реки Аракс, относится современными историками к территории от Центральной Азии до реки Дон. Скорее всего, появление скифов в Причерноморье было не единовременным, а сравнительно длительным процессом противоречивого взаимодействия нескольких близких групп племён. На протяжении седьмого века до нашей эры скифские и киммерийские воины активно участвовали в конфликтах между государствами Передней Азии. Древневосточная цивилизация оставила прочный след в культуре скифов. Потерпев поражение, скифы переместились в Причерноморье и господствовали здесь приблизительно четыреста лет. Имеющиеся скудные данные позволяют учёным утверждать, что скифский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Полагают, что язык савроматов по сути диалект скифского.

Наиболее популярными у скифов были изображения животных: копытных, хищников из семейства кошачьих и птиц. Так называемый звериный стиль считается ведущим элементом скифской культуры. Строго определёнными образами животных украшались предметы воинского снаряжения, ритуальных сосудов. Смысл звериного стиля остаётся предметом дискуссий. Одни полагают, что в его основе магические представления, другие связывают с мифологией, третьи видят в нём знаковую систему, передающую представления скифов о мире.

Исследователи полагают, что в рассказах античных авторов о военном противостоянии скифов персидской армии Дария содержатся сведения из скифского фольклора. В навязанной персам классической тактике ускользания кочевников от столкновения с мощной армией противника, включающей мелкие удары, постоянно тревожащие врага, а также тактику «выжженной земли» на пути его следования, скифы оказались неуязвимыми. После ухода персов из Причерноморья наступает почти двухсотлетний период расцвета Скифии.

Абсолютное большинство скифских памятников этого периода – погребальные курганы. Невысокие погребения простых воинов сложно увидеть в современной степи, зато гигантские земляные холмы (около и свыше 20 метров в высоту), сооружаемые над могилами вождей или царей, видны издалека. Могила, располагающаяся под насыпью, является пещерой-камерой, вырытой под боковой стенкой глубокого входного колодца. Камер может быть несколько. В камере размещали основной инвентарь, сопровождавший усопшего. В погребениях знатного скифа укладывали тела прислуги и верховых коней. Подданные усопшего воздвигали курган и участвовали в тризне – грандиозном поминальном ритуале. По количеству обнаруженных археологами при раскопках одного из курганов костей животных, съеденных в ходе тризны, учёные предположили, что число участников поминального ритуала приближалось к трём тысячам человек. Набор предметов в скифских могилах традиционен независимо от места умершего в социальной структуре общества; в могилах простых воинов инвентарь тот же, но проще по материалу. В мужских погребениях находятся предметы оружия. Распространённым оружием у скифов были мощные луки с бронзовыми наконечниками стрел, копья. Мечи-акинаки чаще встречаются в богатых захоронениях. Для женских могил типичны личные украшения – браслеты, перстни, серьги, - а также зеркала. В погребениях знати предметы часто украшены золотыми пластинами с изображениями. Золотыми накладками украшались женский головной убор, одежда усопших и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Ритуальные сосуды разной формы выполнены из драгоценного металла или из дерева с металлическими накладками.

По форме и перечню предметов исследователи сделали вывод, что между скифами и греками существовали культурные связи. Многие изделия, в том числе с классическими скифскими изображениями, выполнены греческими мастерами.

Космологические представления скифов, полагают исследователи, выполнены на сохранившейся пекторали (нашейное украшение, охватывающее грудь и плечи). Композиция состоит из трёх ярусов: нижний символизирует потусторонний мир хаоса и смерти, верхний – противостоящий хаосу мир людей, средний соединяет нижний и верхний миры. На серебряной вазе из погребального кургана исследователи обнаружили сцену жертвоприношения коня в полном соответствии с описанием ритуала у Геродота. На предметах из курганов встречаются сюжеты греческих мифов.

По Геродоту, скифы выделяли семь богов. Первая по значимости Табити – богиня огня, стихии, почитаемая древними индоиранскими народами. Почитали богов-супругов неба и земли Папая и Апи, считавшимися прародителями человечества и земного мира. Последующие четыре бога, видимо, были связаны с земным миром. Один из них воплощался в древнем железном мече-акинаке, ему приносили в жертву домашних животных и одного из ста пленников. Полагают, что святыней для скифов был большой котёл из бронзы, символизирующий единство и многочисленность скифов.

Скифы делились на три сословия: воинов, жрецов и общинников. Каждое сословие считало своим прародителем одного из сыновей легендарного предка. Священный атрибут: воинов – боевой топор, жрецов – чаша, общинников – плуг с ярмом. По мифу скифов, эти предметы из золота упали с неба в самом начале мира. Первоначально, свидетельствуют мифы, во главе скифов стояли три царя, затем один Атей. Легендарный Атей погиб в трагическом для скифов сражении с македонским войском, возглавляемом царём Филиппом. Окончательное крушение Скифии произошло в результате нашествия сарматов. По описанию Диодора, сарматы преследовали и уничтожали скифов поголовно, так что большая часть страны превратилась в пустыню.

Культура скифов сохранилась в нартском эпосе – достоянии многих народов Кавказа. Среди преемников скифских племён исследователи, прежде всего, называют осетин, ираноязычный народ Кавказа.

rummuseum.ru

Скифы — история, география, политика, общество, экономика, наука, культура, вики — WikiWhat

История скифов

  • Ок. 700-600 гг. до н. э. — скифские воины совершают нападения на окрестные земли.
  • 514 г. до н. э. — скифы отражают нападение персов.
  • Ок. 400-300 гг. до н. э. — эпоха благоденствия скифов.
  • 110-106 гг. до н. э. — скифы терпят поражение.

Около 300 г. до н. э. мощь скифов идет на убыль, и вскоре они оказываются под властью царя Митридата, правителя страны к югу от Черного моря. Окончательно скифы как этнос исчезли во время Великого переселения народов.

Боспорское царство

В VI в. до н.э. представители скифских племен и греки на восточном побережье Азовского моря образовывают Боспорское царство (столица — Пантикапей). Первое признанное государство на территории современной России и Украины.

Одним из главных городов этого государства была Гермонасса (VI в. до н. э.) в котором с самого начала имелись двухэтажные каменные дома с печами и зернохранилищами.

В VI в. Боспорские города были завоеваны Тюркским каганатом и, новое государство получило название Тументархан. После распада каганата Тументарха стала Хазарской и с IX-X вв. часто фигурирует в источниках как Самкерц. Город функционирует в первую очередь как торговый центр, при этом остаётся полиэтничным — здесь зафиксированы следы греков, армян, хазар, алан.

Экономика скифов

Скифы продавали пшеницу, выращенную земледельцами, земли которых они захватили. Они торговали с греками и покупали драгоценные металлы у купцов из Центральной Азии. Скифы также облагали пошлиной торговцев, проходящих через их земли. Так у них появились значительные богатства.

Образ жизни и быт скифов

Скифы разводили лошадей и пасли стада крупного рогатого скота и овец. Они были кочевниками и всю жизнь проводили в поисках пастбищ для скота.

Жилище скифов

Жили скифы в палатках из войлока, которые собирали и возили с собой. Палатки побольше состояли из двух или трех помещений. Внутри палатки украшались яркой драпировкой. Ковры и подушки создавали внутри палатки уют. Скифы использовали деревянные резные столы и чаши из кожи, глины или дерева. Места, где они разбивали свои жилища, называются стойбища.

Одежда скифов

Одежда скифов была изготовлена из овечьей шкуры. Зимой они носили теплую одежду из шерсти, меха, войлока или кожи.

Еда скифов

Скифы готовили еду на кострах в медных котлах для варки пищи. Часто готовили жаркое из говядины. Основным напитком было кобылье молоко.

Занятия скифов

Женщины-скифы занимались приготовлением еды и вышивкой. Часто вышивали настенные драпировки, нашивая на ткань фигуры из войлока. Мужчины охотились за оленем и зайцами, на лошадях объезжали стада скота и овец, выделывали шкуры животных, делали луки и стрелы. Мальчики учились стрелять из лука. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Погребения (похороны) у скифов

Умершего скифского вождя погребали вместе с наиболее ценным его имуществом под огромным могильным холмом (курганом).

Во время похорон вождя скифов его тело покрывали золотыми бляшками, браслетами и ожерельями. Слуги приносились в жертву, чтобы и в загробном мире они могли служить своему вождю. Кони вождя также умерщвлялись и хоронились вместе с ним, предварительно приводив их в порядок — мыли, расчёсывали гривы. Таким образом, через год, умертвив 50 мужчин и коней, укладывали их вокруг кургана вместе с золотыми драгоценностями.

Соплеменники, чтобы показать свое горе, брили свою голову и наносили себе резаные раны, иногда даже отрезали себе ухо.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Внешний вид скифов

  • Расселение скифов

  • Скифы дома

  • Скифы музейное занятие

  • Http:wikiwhat.ru

wikiwhat.ru

культура скифов - искусство древних цивилизаций - культура - Каталог статей

Скифы. 

Нельзя сказать, что античные писатели оставили нам мало сведений про Скифию и скифов. С VII - VI столетий до н. э. Начались регулярные отношения греков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интерес ионийских переселенцев и купцов ко вновь осваиваемому краю. Отсюда родилась литература, сохранившая, к сожалению, только более или менее значительные или совсем малые отрывки. С V в. до н. э. Возрастает интерес Афин к торговле с этой окраиной. В результате мы имеем сведения, разбросанные в аттической литературе, которые отчасти повторяют данные ионийских предшественников.

Искание идеалов человеческой жизни в первобытном прошлом привело к тому, что некоторые писатели начали трактовать скифов как образ справедливого народа, который сберег первичную простоту. Однако и среди этих идеализирующих схем встречаются новые сведения полностью конкретного характера. Туманное упоминание о киммерийцах содержит “Одиссея”, более определённое упоминание имеется у Геродота, который сообщает, что скифы вытеснили киммерийцев, бежавших в Малую Азию. Скифы по Геродоту, преследовали их. Существует много различных мнений о том, были ли скифы пришлым племенем, или их корни уходят в местную этническую среду. Сопоставив сведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, что принципиальных различий между киммерийцами искифами не было. По смыслу утверждения Геродота о вытеснении киммерийцев скифами, можно заключить, что территория расселения обоих народов совпадала. Совпадают и ареалы некоторых особенностей расселения, хозяйства и особенности общественного строя киммерийцев и скифов. Отсюда вывод, что завоеватели - скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло скифский языки бытовые особенности скифов.

Геродот указывает, что скифы пришли из Азии, границей которой в то время считали Дон. Лингвисты установили, что скифский язык относится к группе иранских. Появление однородной скифской культуры, по-видимому, произошло в VII в. до н. э. Расцвет железноговека не только совпал с установлением там господства скифов, но и послужил одной из главных причин изменения местных культур, ставших источником формирования скифской культуры. Одна из записанных Геродотом легенд о происхождении скифов говорит, что скифы будто бы произошли от Геракла и змееногой богини. По этой легенде Геракл гонит коров, потом ищет коней, и эти действия считают отражением представлений скотоводческого народа. Действительно, главным племенем скифов обычно считаются царские скифы, которые, как говорит Геродот, “всех других скифов считают своими рабами”. Это был кочевой скотоводческий народ. Огромные стада требовали частой смены пастбищ, поэтому стоянки скифов были короткими, постоянных поселений было мало, а городов во времена Геродота вообще не было.

По другой легенде, приводимой тем же автором, скифам с неба упали золотые плуг, ярмо секира и чаша. Думают, что эта легенда возникла у земледельческих скифских племён. Контакт с греческими городами Северного Причерноморья способствовал развитию земледельческого хозяйства у скифов, но возникло оно ещё в бронзовом веке. Укреплённые поселения появляются на рубеже V и VI вв. до н. э., когда получили достаточное развитиепромыслы и торговля. Каменское городище (столица скифов) возникло в конце V в.до н.э. и просуществовало до II в.до н.э. Это поселение было металлургическим центром Скифии.

На Каменском городище имеются две линии укреплений: внешняя и внутрен­няя. Внутреннюю часть называют акрополем по аналогии с соответствующим де­лением греческих народов. Наакрополе прослежены остатки каменных жилищ скифской знати. Рядовые жилища редставляли собой главным образом наземные дома. Встречаются также жилища - полуземлянки.

Скифские мифы и эпос.

Религия и религиозные обряды. Греческие писатели, в частности Геродот, донесли до нас отрывки скифских мифов, легенд и эпоса. Знакомо нам и имя родоначальника скифов Таргитая, которого греки при передаче одного из вариантов этой легенды превратили в своего героя Геракла. У различных племен степных скифов этот миф имел свои варианты. Известно кое - что и из сказочного цикла скифов. Таковы, например, фантастические рассказы онародах в конце торгового пути, о стерегущих золото грифонах и о похищающих его аримаспах, о женской болезни, ниспосланной энареям за оскорбление и разграбление аскалонского храма Афродиты, и т. п. Геродот дает имена скифским богам и тут же поясняет их при помощи греческих названий божеств. Более всех, по его словам, почитают Табити греческую Гестию, т.е. богиню царского очага, Папая, приравниваемого к Зевсу. Его супруга Гея (Земля) у скифов именовалась Апи Гойтосир скифов соответствует Апполону, Аргимпаса - небесной Афродите, одному из образов этой богини. Посейдон греков именовался Фагимосадом и почитался только у царских скифов. Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранских корней. Двум божествам - Гераклу и Арею - не дается скифских имен. Впрочем сопоставляя легенды, нетрудно увидеть, что Геракл - это скифский Таргитай,бог родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча - акинака. Позднейшие писатели считали это название именем бога. Геродот утверждает, что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов, статуй. Арею воздвигались в каждом доме в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Кровавые жертвы ему приносились теми же животными, что и всем богам, но также в виде каждого сотого пленного железному акинаку, водруженному на таком алтаре. Жертвам на голову возливали вино. Их закалывали над чашей и кровь в ней несли и возливали на акинак Арея. У жертвы отрубали правую руку и бросали ее в сторону трупа. Все это оставляли на месте и по совершении всех священнодействий удалялись. Остальным богам приносили в жертву всех животных,особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жрецов отдельных божеств, по - видимому, у них не было. Их функции исполняли цари и другие лица у священного золота на земледельческом празднике.

Если у скифов не было профессиональных жрецов, то у них было много прорицателей, которые гадали по ивовым прутьям, разложенным по земле, которые надо было за тем как - нибудь перебирать, и по ним давали свои предсказания. Среди этих гадателей были некие“ энареи”, носившие женскую одежду, делавшие женские работы и не вступавшие в брак. Эти обязанности якобы были возложены на них за разграбление храма Афродиты небесной в Аскалоне в Сирии во время их походов в Переднюю Азию. 

Оружие, посуда, искусство, культура.

Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображениях определенным образомстилизованных сильных и быстрых животных. Подобный звериный стиль содержится врассказе о дворце царя Скила в Ольвии. Этот дворец был украшен изображениями сфинксов и грифонов. Те и другие фантастические звери известны в разных изображениях звериного стиля, первые, например, на бляшках, последние - на множестве повсеместно распространенных предметов от украшений на конской сбруе до нашивных золотых бляшек на одеждах. Оружие - важнейшая часть прижизненного обихода и погребального инвентаря скифского аристократа и свободного общинника - война. Но достаточно вспомнить изображения простых воинов и вождей на образцах греческой торевтики, как кульобская или воронежская ваза, и тот час мы увидим остроконечные кожаные башлыки, которые, конечно, играли роль кожаных шлемов, и стеганные, очевидно, кожаные безрукавки, так же исполнявшие роль панцирей. Это не удивительно: почти все исторические народы прошли через применение кожаных шлемов и панцирей, прежде чем освоиться металлическими. Скиф был конным стрелком. Лук и стрела - его главное оружие.

Лук был сделан из дерева и сухожилий. Легенды окружали скифское стрелковое дело. Одни мифы утверждали, что какой - то скиф учил стрелять Геракла, бывшего героем - лучником. В одном из преданий о происхождении скифов, наоборот, Геракл принес в Скифию свой лук и завещал его одному из трех сыновей, рожденных ему от полуженщины - полузмеи, дочери реки Борисфена. Лук достался меньшому из них Скифу. Древнейшие скифские стрелыплоские, часто с шипом на втулке. Стрелы сделаны из бронзы. Они производились в огромном количестве, чему, вероятно, способствовала простота их отливки. Довольно многообщего в костюмах и женском и мужском. Мужской костюм состоял из кожаной безрукавки - панциря, из нее выходили рукава мягкой рубахи, штаны опускались до щиколотки, где они заканчивались над кожаными мягкими полусапожками без каблуков, обтянутые у той же щиколотки ремнем. Женский костюм - это длинное складчатое платье. На голове нередко мягкое покрывало, ниспадающее до поясницы.

Много выделывалось деревянной посуды. Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонные и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки. Скифское искусство хорошо известно в основном по предметам из погребений. Для него характерно изображение животных в определённых позах и с преувеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т.п. Копытные изображались с подогнутыми ногами, хищники - свернувшимися в кольцо. В скифском искусстве представлены сильные или быстрые и чуткие животные. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определёнными скифскими божествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца от беды. Когти, хвосты, и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы; иногда на этих местах помещали полные изображения животных. Такая художественная манера получила название звериного стиля.

Скифская культура имела более широкое распространение, чем область расселения скифов. Влияние скифского быта на соседние племена было огромным. Кроме звериного стиля к соседям проникли формы скифского оружия, некоторые орудия труда и ряд украшений. Ноесть и существенные отличия, которые сказываются в форме жилищ и поселений, в форме погребальных сооружений, в погребальных обрядах, в керамике.

Погребения.

Наиболее знамениты скифские погребения. Скифы хоронили мёртвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительно долгого времени возили по скифскимдорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки. Затем тело царя привозили в Герры, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган. В общем скиф представлял себе потустороннюю жизнь как некое повторение действительной. Его обеспечивали настолько, чтобы он оставался тем же, чем был здесь, царем, воином, слугой.Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифу неизменными, земными. Законы религии блюлись строго. Вероотступничество каралось смертью.

В царских курганах скифов находят золотые сосуды, художественные изделия из золота, дорогое оружие. Большинство этих курганов ограблено ещё в древности. Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н. э. К архаическим курганам относитсяМельгуновский у Кировограда. В нём был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы, стреляющие из луков, и крылатые быки с человеческими лицами. C VI—V вв. до н. э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Несомненно, что некоторые, причём самые художественные вещи сделаны греками. Курган Чертомлык расположен у Никополя. Высота его земляной с каменным цоколем насыпи 20 м. Она скрывала глубокую шахту с четырьмя камерами по углам. Через одну из этих камершёл ход к погребению царя, ограбленному ещё скифами, но от грабителей ускользнула лежавшая в тайнике золотая обкладка футляра для лука, на которой изображены сцены из жизни Ахилла. Погребение наложницы царя не было ограблено. Её скелет с золотыми украшениями лежал на остатках деревянного катафалка. Рядом нашли большой серебряный таз, возле которого стояла серебряная ваза, высотой около 1 м. Она представляла собой сосуд для вина и снабжена внизу кранами в виде львиных и конских голов. На вазе изображены растения и птицы, а выше - скифы, украшающие лошадей. Изображения выполнены в традициях греческого искусства.

Курган Толстая Могила (находится в 10 км от кургана Чертомлык) содержал богатейшее погребение с множеством золотых вещей, несмотря на то что, он тоже был ограблен вдревности. Наибольшего внимания заслуживает меч в золотых ножнах и пектораль - шейно-нагрудное украшение. Самым замечательным из всех произведений ювелирного искусства является пектораль. Она массивна, её вес более 1 кг, диаметр более 30 см. На ней три зоны изображений, разделённые золотыми жгутами. В верхнем (внутреннем) поясе - сцены скифского быта, в центре - двое обнажённых мужчин шьют меховую одежду, растянув зарукава. Справа и слева от них - лошадь с жеребёнком, а на концах композиции - летящие в разные стороны птицы.

Средний ярус представлен растительным орнаментом, выполненным на сплошной пластинке. Нижний ярус заполнен борьбой животных. Фигуры сделаны каждая особо, а затем они прикреплены на свои места, по мере удаления их от центра композиции они уменьшаются. Похудожественности исполнения и по количеству образов пектораль не имеет себе равных. В скифских курганах наблюдается сильное имущественное расслоение. Встречаются курганымаленькие и огромные, одни погребения без вещей, другие - с огромным количеством золота.

Имущественное равенство здесь настолько сильно, что вывод о бурном процессе классообразования напрашивается сам Так перечисленные явления истории Скифии способствовали широкому распространению общих форм материальной культуры и ускоряли развитие общества, еще сохранявшего много первобытных черт. Скифы создали первое после урартов государство, они создали свое искусство. Многое из него вошло в мировую русскую культуру. Во II в. до н. э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на полоску западного побережья Северного Причерноморья. В III в. до н. э. они основали там столицу Неаполь. Он расположен на окраине Симферополя.

 

istjric.ucoz.ru