История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

38. Древний Рим. Стройматериалы и конструкции Материалы. Строительные материалы древнего рима


38. Древний Рим. Стройматериалы и конструкции Материалы

тесанный камень : изобрели технику кладки из блоков квадратного сечения и кратной длины. Тесанный камень меньшего размера применялся для усиления углов и в арках.

Бетон: 2 типа облицовки бетона: первый — инцерт( использовали камни неправильной формы), второй — ретикулат( сетчатая кладка камнями пирамидальной формы). При бетонировании стен и сводом сначала укладывали слой балласта, затем его заливали раствором и тромбовали.

Кирпич и обожженный кирпич — плоский, различного размера. Используется для массового жилищного строительства.

Стук — высший сорт облицовочной штукатурки. После застывания становится прозрачным, а после полировки принимает вид мрамора.

Мрамор: получил широкое применение в качестве отделочного материала.

Конструкции:

арки и своды

купол

опалубка

своды: цилиндрические, коробовые, крестовые. Купольные перекрытия.

Кирпичное армирование - используется для усиления кирпичной кладки.

Облицовка из кирпича

Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа — серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк — травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн (рис. 1). К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух.

В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.

Способы облицовки: а — инцерт; б — ретикулат.

Кроме полигональной рано была освоена и квадровая кладка. За период V—III вв. до н. э. римляне усовершенствовали строительную технику, разработав так называемую «нормальную» кладку из блоков в форме параллелепипеда разных размеров (в среднем 60X60X120 см).

Для подъема и перемещения тяжелых каменных блоков на стройках применялись простейшие подъемные краны. Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялись ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н.э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.

Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной и бетон превращался таким образом в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась.

Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока.

Соединение бетонной техники и арочно-сводчатых конструкций, давшее невиданные ранее возможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобной строительной техники можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские акведуки, Колизей и Пантеон.

Первым из дошедших до нас монументальных сооружений в этом новом виде техники является портик Эмилиев. При проектировании широко использовали типизацию основных элементов конструкций, кратность их размеров футу и модульность, что позволяло расчленить работу на одинаковые несложные операции.

studfiles.net

Древний строительный материал

Римский Бетон

Итак, вы познакомились с римским бетоном, применявшимся античными строителями почти 2000 лет назад — этим древним строительным материалом, который, во многом преобразившись, смело шагнул в наш XX в. и прочно занял в нем лидирующее по­ложение среди конструкционных материалов. Вы узнали, почему только в Древнем Риме бетон получил столь широкое распро­странение, почему столь удачное сочетание потребностей и воз­можностей римского общества привело к строительству из бетона именно в Риме и не могло возникнуть нигде, кроме Рима — ни в Греции, ни в Этрурии, ни в другом государстве. Впос­ледствии, когда Римская империя стала распадаться и возник большой дефицит рабочей силы, постепенно пропал интерес к этому древнему материалу. Кустарно-ремесленный способ ведения хозяйства средневековья привел к тому, что бетон практически вышел из употребления и был почти забыт. Такое «забвение» Продолжалось очень долго — до тех пор, пока потребности моло­Дых капиталистических государств не заставили вновь обратить На него внимание строителей. Но произошло это спустя почти 1300 лет после падения Древнего Рима.

Несомненно, что на широкое распространение римского бетона определенное влияние оказала политическая и экономическая структура античного общества, особенно ее победоносные войны с завоеванием большого количества золота и громадным притоком рабов. Однако не в меньшей степени, а может быть, даже в боль­шей, этому способствовал и ряд крупных технических достиже­ний. В частности, открытие риМлянами свойств пуццолановых добавок, значительное улучшение состава бетона за счет исполь­зования чистых и даже в отдельных случаях фракционирован­ных заполнителей взамен ранее применявшегося грунта и тща­тельное уплотнение бетонной смеси, которому римляне уделяли большое внимание и которое в значительной степени способ­ствовало улучшению качества бетона. Предположительно, в период наивысшего развития бетона (11 в. н. э.) римлянами были разработаны и новые виды вяжущих веществ типа романцемеита, позволившие в значительной степени улучшить физико-меха­нические и деформативные характеристики возводимых ими бетонных сооружений. Следует. указать и на строгий, обязатель­ный контроль при получении и приемке исходных материалов для бетона, и на методы производства работ.

Сочетание указанных нововведений и явилось, вероятно, той ос­новной причиной поразительной долговечности римского бетона, которую до сих пор нередко связывают с якобы утраченными секре­тами античных строителей. Помимо этого представляется, что по - ' вышению долговечности бетона способствовали и географические условия Италии с ее теплым и влажным климатом, в то время как в других странах с более суровым климатом постройки из такого же бетона сохранились плохо.

В наше время трудно допустить возможность использования римской технологии в производстве бетонных работ, хотя возве­дение долговечной и красивой каменной опалубки-облицовки на бетонной стене не лишено смысла. Вероятно, сегодня не потеряли своей значимости и конструктивные особенности римских бетонных дорог, полов, сводов и куполов, особенно в связи с тем, что, не умея бороться с растягивающими и изгибными напряжениями бетонных конструкций, римляне прекрасно «научи­ли» их работать на сжатие. И этот опыт древнеримских стро­ителей заслуживает самого пристального внимания. Несомненно, большой интерес представляет и химико-минералогический состав римских цементов.

Сегодня обстоятельства заставляют нас строить быстро и эко­номично, но не всегда эстетично. Для римлян же красота была требованием, без которого сооружение теряло право на жизнь.

Необходимо рассмотреть еще один важный вопрос. Это

Очередной вопрос-загадка. Железобетон. Применялся ли он в

Древнем Риме?

На основании современных исследований вывод напрашивается отрицательный. У древних авторов также отсутствуют какие - либо сведения о применении металлической арматуры. Упоминает­ся лишь об использовании «скрепления» в бетоне— веток и стеб­лей деревьев, шерсти животных. Витрувий в одной из своих книг советует при строительстве небольших сводов употреблять побеги тростника с ивой.

Однако недавно на территории Австрии — бывшей римской провинции — обнаружены интересные археологические находки. Неподалеку от города Клагенфурта (бывший Норикум) в бетон­ном перекрытии свода отопительного канала найдены метал­лические вкладыши в виде полосового железа шириной 2—3 см и толщиной 4—б мм. Время сооружения — приблизительно 15 г. н. э. Арматура в виде сплетенных сеток обнаружена также в одном из перекрытий Геркуланума и термах Траяна в Риме. Есть сведения о применении в качестве арматуры бронзовых ^стер­жней.

Можно ли по этим немногочисленным фактам делать вывод о применении железобетона в Риме? Видимо, в современном значе­нии этого понятия, когда под словом «применение» подразумевает­ся широкое распространение продукции в практике строитель­ства,— нет.

Античные строители скорее всего имели представление о мате­риале, подобном железобетону, возможно, даже «почувствовали» отдельные его достоинства, однако внедрить его в массовое производство так и не смогли. Для этого в то время не было технических возможностей. Был большой дефицит металла, не было соответствующих производств и технологий, где можно было бы его выпускать; недостаточно было «высокомарочных вяжущих веществ», которые смогли бы обеспечить заданное сцепление с бетоном. Древний Рим, его общественный строй и вся та эпоха оказались неподготовленными работать с железо­бетоном. И это был далеко не единичный случай. Так, римляне оказались не готовы к внедрению паровой турбины, не смогли применять у себя асфальтобетон и другие нововведения, хотя все это им было известно.

Каждому материалу, технологии или устройству необходимо свое время и железобетон здесь не исключение.

В заключение хотелось бы напомнить слова известного фран­цузского историка архитектора Огюста Шуази о том, что в отно­шении архитектурно-декоративных форм мы прибегаем к заимст­вованию у древних римлян и, вероятно, в производстве кон­струкций мы также могли бы кое-чему у них поучиться. «И бетон­ных конструкций»— скажем мы.

[1] Один из 7 холмов, на которых возник Рим.

[2] Имелся в виду необожженный глиняный кирпич — сырец, зачастую с при - местью соломы, сушеной травы и т. п.

[3] Применяемые в современном строительстве лесоматериалы также под­разделяются на три группы: круглые, пиленые и изделия и полуфабрикаты из древесины.

[4] Лебедка с барабаном на вертикальном валу.

[5] Польза продолжительного уплотнения смеси подтверждается и индийской практикой бетонного строительства. В Бенгалии. где песок или его часть В растворе заменялась тонкомолотым кирпичом (суркхи), применяли следующий способ производства работ: жирную известь и суркхи смешивали В мокром состоянии на бегунках до образования клейкой массы, которая Добавлялась к заполнителю, после чего раствор тщательно перемешивался и укладывался. Трамбование продолжалось в течение многих часов « заканчивалось лишь тогда, когда вода, налитая на поверхность раствор& переставала впитываться в него.

[6] Туфовый песок, придающий раствору гидравлические свойства.

[7] Дж. Б. Пиранези (1720—1778 гг.), итальянский гравер, во время капиталь­ного ремонта Пантеона, когда с внутренней стороны купола была отбита штукатурка, воспользовался этим и зарисовал все детали купола. Рис. 45 и 46, взятые из книги О. Шуази, точно воспроизводят рисунок Пиранези, на котором изображена конструкция внутреннего каркаса '/в части купала.

[8] Квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода. Играют конструктивную и декоративную роль.

Производим и продаем бетономешалки шнековые - растворосмесители для приготовления бетонного раствора для изготовления шлакоблоков, тротуарной плитки и других строительных изделий. Фото бетономешалки шнековой: Описание конструкции бетономешалки шнековой Бетономешалка состоит из: …

Римский народ сдержан теперь И о двух лишь вещах беспокойно Мечтает, Хлеба и зрелищ... Ювенал Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что …

msd.com.ua

Строительные материалы, строительная техника, конструкции

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Каменное зодчество Древнего Рима | История архитектуры

Полибий отмечает удивительную способность римлян к заимствованию того, что они находили хорошим у других народов. Их система каменной кладки является одним из таких заимствований, причем вся сущность этой кладки взята из Греции и Этрурии. Главную роль играла в данном случае Этрурия. Этруски применяли свод с замковым камнем, причем доходили даже до того, что возводили из клинчатых камней совершенно плоские своды, т. е. перемычки.

Римляне заимствовали у них принцип коробового свода и перемычек из клиньев. В остальных же методах кладки римляне подражали греческим образцам, причем мы имеем возможность свести здесь разбор отдельных деталей к простому упоминанию о них.

 

Стены, арки, перемычки

У римлян применялась, так же как и в этрусской и греческой архитектуре, кладка насухо, т. е. без прослойки связующим раствором. Этруски почти не употребляли связующего раствора, который встречается только в редких случаях в греческой архитектуре Сицилии и Италии; в Риме он появляется только к эпохе императоров. Если же и встречается связующий раствор между тесаными камнями, то только в виде исключения в памятниках Сирии и Африки.

Кладка стен ничем не отличается от кладки греческих стен. По большей части применялась полуциркульная (полная) арка или арка в форме дуги меньше полуокружности. На востоке, в Арак-Эмире и Киренаике, встречается ломаная стрельчатая арка. Обычное расположение аркады показано на рисунке 299, А.

Арка опирается на прямоугольные столбы и перекрыта антаблементом, архитрав которого, выложенный клиньями, служит разгрузочной аркой. Арка опирается на колонну только в очень редких случаях; арка В, найденная в Помпеях, является, по-видимому, единственным примером такого приема конструкции до начала Византийской империи.

Архитрав состоит из монолитных блоков, а фриз служит разгрузочной аркой, причем каждый из его пролетов образован двумя пятовыми камнями, скрепленными раствором, и промежуточным клином, не соприкасающимся с архитравом (храм, известный под названием Юпитера Статора).

Когда римляне стремятся к особой легкости пропорций, они высекают антаблемент из цельного камня. На рисунке 300, А показана типичная система кладки римской колоннады. Случается даже, что этот тонкий антаблемент сводится к роли чисто декоративной детали, так как в него включают деревянную балку, принимающую все нагрузки, как это видно на детали В рисунка 300 (портик в Помпеях).

Каменное зодчество Древнего Рима. Обычное расположение аркады
Рис. 299 
Каменное зодчество Древнего Рима. Типичная система кладки римской колоннады (портик в Помпеях)
Рис. 300

 

Типы сводов из тесаного камня:  сплошные коробовые своды; перекрытие малыми сводами, или плафонами на арках

Римляне избегают в своих сооружениях из тесаных камней сложных конструкций, в свою очередь усложняющих систему кладки; они стремятся по возможности свести сводчатые перекрытия к системе коробовых сводов. Внешняя поверхность наиболее древних коробовых сводов концентрична линии внутренней поверхности; шалыга в виде простой забутовки вводится только в эпоху империи. Косой коробовый свод встречается часто; примером его служат ворота Перузы, относящиеся к эпохе консульства. Римский косой свод представляет собой зачастую не что иное, как прямой свод, срезанный в косом направлении в плоскости замка. Характерные особенности римских сводов с замковым камнем породили идею, нашедшую себе широкое применение в системе бетонной конструкции, а именно идею возведения зданий при максимальном сокращении подсобных сооружений.

Мы уже видели, что азиатские своды выводились без кружал, причем только отсутствием последних и объясняется система кладки свода горизонтальными рядами в догреческой архитектуре.

Безусловно, нет никакой возможности распространить эту систему конструкции без кружал на замковые своды, но, по крайней мере, можно стремиться к экономии на кружалах. Этой практической целью и объясняются примеры, приводимые на рисунках 301 и 302. На рисунке 301 (Гардский мост) изображен свод, разделенный на вертикальные отрезки тремя смежными, но не связанными друг с другом, арками без вреза. Эта система была, очевидно, внушена мыслью последовательною возведения частей, так, чтобы при постройке второй части можно было пользоваться кружалом, служившим для возведения первой. Если же количество опор все-таки предполагается равным количеству арок, то, во всяком случае, получается экономия на материале для опалубки, необходимой при всякой другой системе.

Каменное зодчество Древнего Рима. Свод, разделенный на вертикальные отрезки тремя смежными, но не связанными друг с другом, арками без вреза (Гардский мост)
Рис. 301 
Каменное зодчество Древнего Рима. Арки расставлены в виде нервюр, несущих заполняющие плиты
Рис. 302

В своде, изображенном на рисунке 302, А, арки расставлены, в целях большей экономии, в виде нервюр, несущих заполняющие плиты. Опорные леса требуются в данном случае только для этих легких арочек, а понижение давления, переходящего на опоры, позволяет сократить расходы на последние. Эти легкие арочки служат в свою очередь опорами для заполняющих плит. Упрощенная конструкция кружал отмечена гнездами, видными ниже пяты свода.

Заполняющие плиты заменены на рисунке 302, В массивной кладкой, причем подпружные арки N исполняли во время возведения этого каменного массива роль настоящих кружал. Следы пазов досок опалубки, по которой производилась кладка, сохранились до сих пор. Свод А представляет собой свод виадука между Константиной и Бискрой, свод В — перекрытие галереи амфитеатра в Ламбезе.

Заполнение расстояний между подпружными арками следовало до сих пор кривой коробового свода; зато на рисунке 303, А оно является плоским и представляет собой настоящую террасу, опирающуюся на подпружные арки при помощи тимпанов. Эта система перекрытий при помощи горизонтальных плит на арках встречается на Западе только в единичных случаях; зато она широко распространена в Сирии и является обычным приемом для Заиордании.

Каменное зодчество Древнего Рима. Заполнение расстояний между подпружными арками
Рис. 303

 

Редкие разновидности сводов

Крестовый свод. — Римские здания дают очень частые примеры пересечения галерей, перекрытых коробовым сводом, но, вместо того чтобы помещать пяты сводов на одном уровне, они поднимают каждый раз, как это позволяет высота, пяту одного из сводов над замком другого, что исключает всякую возможность взаимного проникновения. Незначительное количество дошедших до нас крестовых сводов принадлежит исключительно восточным школам, причем их кладка заслуживает внимания, так как она проявляется потом во всем зодчестве средних веков, вышедшем более или менее непосредственно из Азии.

Клинья, образующие ребро свода (рисунок 304), смыкаются не с выпуском — по форме, носящей название «en crossette», но взаимно перекрываются вдоль ребра; такая форма влечет экономию на материале и позволяет избежать входящих углов, которые являются в современных сводах как бы готовыми очагами для трещин.

Пример, показанный на рисунке 304, взят из крестового свода, который является, по-видимому, самым древним в мире,— из гробницы в Пергаме, относящейся по всем данным к эпохе Аталлов.

Каменное зодчество Древнего Рима. Крестовый свод. Клинья, образующие ребро свода
Рис. 304 
Каменное зодчество Древнего Рима. Сферические своды. Купол в Джераке
Рис. 305

Монастырские своды. — Если два коробовых свода пересекаются, образуя «монастырскую арку», то между ними не существует никакой связи, и лотки сводов поддерживаются исключительно благодаря взаимному равновесию; по всей линии пересечения наблюдается сплошная плоскость шва. Примером такой конструкции являются ломаные галереи театров в Джераке и Никее. Сферические своды. — Восточные школы дают многочисленные примеры сводов или ниш, возведенных из тесаного камня и покоящихся на цилиндрических барабанах. Единственным примером такого купола, возведенного над квадратом, является купол в Джераке (рисунок 305).

Переход от квадратного основания к сферической чаше достигается в Джераке при помощи парусов, имеющих форму сферических треугольников, но выложенных горизонтальными рядами, сходящимися по направлению диагональных осей здания. Мы ограничимся описанием этих деталей, участвующих только в незначительной степени в создании общего облика римского искусства, и перейдем к преимущественно римскому способу постройки, а именно к возведению искусственных монолитов.

 

ЛИТАЯ КЛАДКА НА РАСТВОРЕ

Строительные материалы

Наиболее распространенными постройками являются здания из мелкого строительного камня или кирпича. Связующий раствор из извести и песка, известный с древнейших времен персам и карфагенянам, появляется в Европе только с римлянами. Отличались ли способы приготовления раствора в Риме от современных?

Это можно предположить на основании чрезвычайной твердости раствора, но в пользу этого предположения не приведено ни одного веского доказательства. Встречаются римские растворы более чем посредственного качества. Их состав объясняется употреблением в самом Риме вулканического пуццоланского песка; в большинстве случаев твердость раствора является, по-видимому, просто результатом векового затвердения.

Добавление к строительному камню связующего раствора относится по меньшей мере ко времени республики, так как такая кладка упоминается в архаической надписи в Пуццолах. Во времена Витрувия было широко распространено употребление как тесаного, так и нетесаного строительного камня, но применение кирпича распространяется в широком масштабе только в эпоху империи.

До Витрувия, т. е. до эпохи Августа, римляне пользовались обожженным кирпичом только в виде очень редкого исключения; слово «lateres» Витрувия обозначает только кирпичи из высушенной глины.

Римляне, по-видимому, поняли всю выгоду, которую можно извлечь из обожженной глины, т. е. из кирпича в собственном смысле слова, только после того, как были установлены сношения с Азией.

Появление кирпича и совпадает именно с распространением возведения сводов по способу, характерному для римского искусства. Август хвастал тем, что застал Рим глиняным, а оставляет его после себя мраморным. Он мог бы менее блестяще, но зато более точно, охарактеризовать достижения своего царствования, сказав, что оставляет Рим кирпичным. Пользование этим легким и стойким материалом позволяет возводить в пространстве массивы из щебня и цемента на жестком скелете.

Римский купол эпохи империи состоит по существу из агломерата щебня и раствора, поддерживаемого во время постройки кирпичным остовом. Несущая его стена также представляет собой массив из камня и раствора, так что они образуют вместе, так сказать, один сплошной  монолит.

Глава «Каменное зодчество Древнего Рима» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru

Материалы, техника и конструкции в строительстве Римской империи

В период империи расширилось количество употребляемых строительных материалов и стало более разнообразным их качество. С одной стороны, этому способствовало открытие богатых залежей прекрасного мрамора в Луни (совр. Каррара), с другой — широкий приток со всех концов империи (особенно из Африки, Сирии и Греции) редких сортов цветного мрамора, гранита и порфира. Иногда они доставлялись в Италию уже в качестве готовых архитектурных элементов — баз, капителей и стволов колонн, заготовленных на месте. Эти ценные сорта камня служили для отделки монументальных храмов, базилик, дворцов и других сооружений. Наиболее парадные сооружения — Золотой дом Нерона, форум Траяна и др. — украшались внутри золотом, слоновой костью и перламутром. Обильное применение дорогих материалов — характерная черта многих зданий империи, отличающихся своей роскошью от строгих построек республики.

Широчайшее распространение получил бетон, в большинстве сооружений составлявший основу стен и сводов. Для равномерного распределения бетона служили кирпичные прокладки в нем, которые также препятствовали возникновению трещин (рис. 1). Стены с обеих сторон облицовывались камнем или кирпичом (рис. 2), а своды — кирпичом, который обеспечивал хорошее сцепление со штукатуркой, покрываемой росписями или лепниной.

Архитектура Древнего Рима. Техника возведения кирпично-бетонного свода Архитектура Древнего Рима. Бетонная стена с кирпичной облицовкой
1. Техника возведения кирпично-бетонного свода 2. Бетонная стена с кирпичной облицовкой
Архитектура Древнего Рима. Салона. Веерная кирпичная кладка свода мавзолея Диоклетиана, 284—305 гг. н.э. 3. Салона. Веерная кирпичная кладка свода мавзолея Диоклетиана, 284—305 гг. н.э.

Ко II в. кирпич как облицовочный материал начал вытеснять камень. Небольшие здания целиком клались из кирпича. Применение цветного кирпича, а также цветной штукатурки открыло новые возможности декоративного решения зданий. В обиход вошла узорчатая разноцветная кладка, обогатившая внешнюю фактуру зданий. В конце империи был найден чрезвычайно рациональный способ кладки купола без кружал с помощью «веерной кладки» из кирпича (купол мавзолея Диоклетиана в Салоне, рис. 3). В связи с упадком строительства в Италии в конце III и в IV вв. нередки были случаи разборки обветшавших сооружений и вторичного использования их камня, колонн, деталей и рельефов для реконструкции зданий (храм Сатурна, Рим) и для возведения немногочисленных новых построек (арка Константина, Рим и др.).

В большинстве провинций основным строительным материалом был не бетон, а тесаный камень (особенно в восточных провинциях). В большом количестве бетон употреблялся в западных областях — Галлии, Британии, Испании. Римские строители умели приспосабливаться к местным условиям и широко использовали местные строительные материалы. В провинциях многие технические новшества распространялись позднее, чем в Италии. Так, кирпич, в Италии распространившийся уже в I в. н.э., в Галлии начинает использоваться только со II в. н.э. (хотя на юге Галлии он стал известен в I в. н.э.), а массовым материалом делается лишь с начала IV в. н.э. В Африке массовое распространение кирпича отмечено только с III в. н.э. Некоторые технические приемы, исчезавшие в Италии, продолжали жить в провинциях. Облицовка бетона ретикулатом, почти вышедшая из употребления в Италии в конце I в. н.э., оставалась популярной в Галлии еще несколько столетий. Одновременно в провинциях использовались материалы, не употреблявшиеся в Италии: дерево было очень популярно в постройках Британии и Германии.

В I—IV вв. н.э. в Риме были разработаны сводчатые конструкции большого пролета, осуществление которых стало возможным благодаря применению бетона. В этот период применялись и нашли дальнейшее развитие основные типы сводчатых конструкций, выработанные к концу республики: цилиндрический свод (прямоугольный и полукруглый в плане), разные виды коробовых сводов, крестовый, сомкнутый и купольный своды (рис. 4). Особые успехи были достигнуты в сооружении купольных покрытий большого диаметра (Пантеон, центрические помещения больших терм, нимфей Минерва Медика, мавзолеи III—IV вв.). Для облегчения сводов и куполов использовались легкая пемза и керамические сосуды, вводимые в кладку (рис.5). Они служили также резонаторами.

Архитектура Древнего Рима. Основные виды сводов, применявшихся в период Римской империи
4. Основные виды сводов, применявшихся в период Римской империи
Архитектура Древнего Рима. Керамические сосуды, употребляемые в кладке сводов
5. Керамические сосуды, употребляемые в кладке сводов

С конца I в. н.э. в римском зодчестве усиливаются поиски новых пространственных форм, усложняется планировка зданий и ансамблей, в нее вводятся криволинейные элементы, требующие необычных конструкций сводчатого перекрытия (зонтичный свод вестибюля Золотой площади на вилле Адриана в Тибуре).

В провинциях сводчатые конструкции были мало распространены, за исключением Сирии, где своды употреблялись и в общественных, и в жилых зданиях. В отличие от Италии в Сирии своды выполнялись не из бетона, а из тесаного камня.

Глава «Строительные материалы, строительная техника, конструкции » подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru